Тестируем бюджетный процессор Intel Celeron G440. Пакеты трёхмерного моделирования

Возможности 13.03.2019
Возможности
Всего через пару дней состоится официальный анонс нового графического процессора RV870 «Evergreen» и видеокарт на его основе. В сеть нескончаемым потоком потекут многочисленные обзоры и тесты, а в «железных» конференциях с новой силой будут разгораться фанатские войны. Прежде чем приступить к тестам ATI Radeon HD 5870/5850, мы решили расставить все точки над «i» в пока ещё актуальной линейке видеокарт четырехтысячной серии, подготовив небольшой обзор и большое тестирование наиболее, на наш взгляд, актуальных видеокарт из данной линейки. Видеокарты 4000-й серии (в особенности 48хх) достаточно часто встречаются сегодня в персональных компьютерах пользователей, и, кроме того, еще несколько месяцев будут присутствовать на рынке в нише «до 200 долларов», так что данный материал, безусловно, будет актуален и интересен многим. Задача сегодняшнего материала довольно проста: сопоставить прирост производительности видеокарт при переходе от более дешёвой к более дорогой карте с разницей в рекомендованной стоимости, и определить экономическую оправданность такой переплаты. Как раз с анализа рекомендованных цен видеокарт и их позиционирования мы и начнём материал.

Обзор линейки видеокарт ATI Radeon HD 48xxx, цены и спецификации

В официальной презентации ATI позиционирует видеокарты серии 4xxx, разделяя их на три сегмента, в каждом из которых по пять видеокарт Radeon HD 4xxx:

Видеокарты для энтузиастов Видеокарты для геймеров


Бюджетный сегмент


Если из данных сегментов исключить старые видеокарты Radeon серии HD 3xxx и привести все усреднённые цены и карты на одной диаграмме, то получается следующее:



Серыми столбцами отмечены не актуальные, на наш взгляд, видеокарты. Первые две - Radeon HD 4350 и HD 4550 - не представляют никакого интереса даже для тех, кто предпочитает играть лишь изредка, не говоря уже про настоящих любителей игр. Radeon HD 4830 уже снята с производства, и практически не встречается на прилавках магазинов, так как на смену ей пришла более дешёвая, экономичная и, по большому счёту, более быстрая Radeon HD 4770. Ну и последняя «серая» видеокарта Radeon HD 4850 X2 является настолько редкой и можно даже сказать эксклюзивной, что включать её в тесты мы не видим никакого смысла.

Остаются восемь видеокарт линейки Radeon HD 4xxx, которые мы и будем сегодня тестировать. Но прежде освежим в памяти их спецификации:



Для упрощения транспортировки, все видеокарты были предоставлены нам на тестирование в OEM-упаковках без каких-либо аксессуаров и кабелей. В реальности большинство из них, особенно "топовые", обычно предлагаются в больших и красочных упаковках с богатой комплектацией, что, впрочем, никак не сказывается на производительности.

PowerColor Radeon HD 4650 512 Мбайт

Первой мы бегло рассмотрим продукт компании PowerColor - видеокарту Radeon HD 4650 с объёмом видеопамяти 512 Мбайт. Компактная и практически невесомая карточка выполнена на текстолите красного цвета и оснащена маленьким алюминиевым радиатором с вентилятором:


Площадь графического процессора RV730Pro, выпущенного по 55-нм технологии, составляет всего 145 кв.мм, а его характеристики ничем не отличаются от указанных в спецификациях.


На видеокарте установлены четыре микросхемы памяти стандарта DDR2 производства компании Qimonda с маркировкой HYB18T512161CF-20 , номинальным временем доступа 2,0 нс и теоретической эффективной частотой 1000 МГц. Тем не менее, видеопамять данной карты функционирует на 800 МГц, что на 200 МГц ниже частоты, указанной в спецификациях Radeon HD 4650, поэтому для пущей корректности во время тестирования частота памяти была повышена до 1000 МГц. Ширина шины обмена с памятью видеокарты составляет 128 бит.

Основные характеристики PowerColor Radeon HD 4650 512 Мбайт:


Дополнительное питание видеокарте не требуется, так как её энергопотребление не превышает 55 Вт. Кулер не шумный, но всё же легко различимый на фоне тихого системного блока.

PowerColor Radeon HD 4670 512 Мбайт

Следующая видеокарта - Radeon HD 4670 512 Мбайт, также оказалась продуктом, поставляемым под торговой маркой PowerColor. Тот же красный текстолит платы и скромные размеры. При этом здесь мы можем видеть иной кулер, куда более крупный радиатор и вентилятор:


Графический процессор RV730XT по «начинке» точно такой же, как и у Radeon HD 4650: 320 универсальных шейдерных процессоров, 32 текстурных блока и 8 блоков растеризации, а вот частота повышена с 600 до 750 МГц, что соответствует спецификациям HD 4670.


В отличие от Radeon HD 4650, на HD 4670 установлены микросхемы памяти стандарта GDDR3 с более высокой частотой, нежели у DDR3. Эффективная частота работы чипов составляет 1746 МГц (соответствует указанной в характеристиках). Производитель - Hynix, маркировка - H5TS5163MFR 11C , номинальное время доступа - 1,1 нс, теоретическая эффективная частота - 1820 МГц.

Спецификации видеокарты следующие:


Энергопотребление видеокарты не должно превышать 70 Вт, поэтому Radeon HD 4670 не оснащена разъёмом для подключения дополнительного кабеля питания. Система охлаждения видеокарты самая тихая среди участников сегодняшнего тестирования, а температурный режим весьма скромный (не более 60 °С по чипу в пике нагрузки).

Sapphire Radeon HD 4730 512 Мбайт

Видеокарта Radeon HD 4730, представленная продуктом Sapphire , не значится в официальной презентации AMD, однако такие карты вполне можно приобрести на рынке по довольно привлекательным ценам. В исполнении Sapphire видеокарта выглядит несколько непривычно для продуктов ATI, так как цвет её текстолита синий:


В основе видеокарты лежит PCB от Radeon HD 4850 и графический процессор RV770 (55 нм), у которого из 800 имеющихся универсальных процессоров активны только 640, количество текстурных блоков уменьшено с 40 до 32, а число блоков растеризации уменьшено ровно вдвое, и теперь их количество равно 8. Частота работы чипа составляет 750 МГц.


Вдвое урезана и ширина шины обмена с памятью видеокарты, которая теперь составляет 128 бит. 512 Мбайт видеопамяти Qimonda (маркировка IDGV51-05A1F1C-40X ) стандарта GDDR5 работают на 3600 МГц эффективной частоты.

Утилита GPU-Z не смогла распознать видеокарту, обнаружив несуществующую HD 4810, и отобразила только некоторые параметры:


Система охлаждения видеокарты, состоящая из алюминиевого радиатора и 92-мм вентилятора, оказалась вполне эффективной, не позволив температуре графического процессора подняться выше 70 °С. Но один отрицательный момент здесь всё же есть - это высокий уровень шума. Добавлю, что для функционирования видеокарты необходимо подключить к ней два шестиконтактных кабеля дополнительного питания.

ATI Radeon HD 4770 512 Мбайт

Видеокарта Radeon HD 4770 512 Мбайт в сегодняшнем тестировании представлена эталонным продуктом AMD:


В его основе - графический процессор RV740, произведённый по 40-нм техпроцессу и функционирующий на 750 МГц. Конфигурация GPU такова: 640/32/8 (процессоры/блоки/ROP’s).


На видеокарте установлены 512 Мбайт видеопамяти, набранные восемью микросхемами GDDR5 производства Qimonda с точно такой же маркировкой, как и у рассмотренной выше видеокарты Sapphire: IDGV51-05A1F1C-40X, работающими на 3200 МГц.

Характеристики видеокарты следующие:


Энергопотребление Radeon HD 4770 не должно превышать 75 Вт, однако видеокарта всё же оснащена одним разъёмом для дополнительного питания. Уровень шума системы охлаждения с PWM-турбиной невысокий.

Gigabyte Radeon HD 4850 1024 Мбайт (GV-R485OC-1GH)

Пятая по счёту видеокарта предоставлена компанией Gigabyte . Radeon HD 4850 512 Мбайт (GV-R485OC-1GH), выполнена по эталонному дизайну, но оснащена кулером Zalman с двумя тепловыми трубками:


На видеокарте установлен полноценный графический процессор RV770Pro (55-нм) без каких-либо отключенных отдельных блоков. Частота GPU довольно серьёзно повышена относительно номинала Radeon HD 4850 (625 МГц) и составляет 700 МГц.


В свою очередь, 1024 Мбайт видеопамяти производства компании Samsung с маркировкой K4J10324QD-HJ1A работают на 1986 МГц эффективной частоты, что полностью соответствует спецификациям карты.

Как и у всех других видеокарт, частоты Gigabyte Radeon HD 4850 1024 Мбайт (GV-R485OC-1GH) во время тестирования были приведены к эталонным:


Видеокарта потребляет не более 110 Вт. Кулер шумный, к сожалению, и функционирует на постоянной скорости (около 2200-2500 об/мин).

MSI Radeon HD 4870 512 Мбайт (MSI R4870-T2D512)

Следующая видеокарта является эталонным продуктом, но выпускается под маркой MSI . Речь пойдёт о Radeon HD 4870 512 Мбайт:


На видеокарте также установлен RV770, но его частота, в отличие от Radeon HD 4850, должна составлять 750 МГц, однако на видеокарте MSI она повышена до 800 МГц. Графический процессор имеет 800 унифицированных шейдерных процессоров, 40 текстурных блоков и 16 блоков растеризации.


Микросхемы видеопамяти здесь точно такие же, как и на видеокарте Sapphire Radeon HD 4730 или эталонной Radeon HD 4770, однако их эффективная частота составляет не 3600 МГц, как то определено в спецификациях Radeon HD 4870, и даже не 4000 МГц, как это следует из номинального времени доступа чипов Qimonda , с маркировкой IDGV1G-05A1F1C-40X , а целых 4400 МГц (даже выше, чем у Radeon HD 4890)!


Карта оснащена двумя шестиконтактными разъёмами для подключения дополнительного питания. На эталонных частотах, к которым MSI Radeon HD 4870 была приведена на время тестирования, видеокарте требуется 170 Вт. Штатный кулер видеокарты шумит также, как и у всех других Radeon HD 4870, то есть очень сильно .

Diamond Radeon HD 4890 1024 Мбайт XOC

С продуктом компании Diamond Multimedia наши постоянные читатели уже хорошо знакомы , поэтому только приведу фотографии видеокарты...


...её графического процессора и микросхем памяти:


Спецификации видеокарты:

MSI Radeon HD 4870X2 2x1024 Мбайт (MSI R4870X2-T2D2G-OC)

Ну и последняя, восьмая по счёту, видеокарта вновь представлена продуктом MSI:


Radeon HD 4870 X2 оснащена двумя графическими процессорами RV770, функционирующими на 780 МГц, что на 30 МГц выше эталонной частоты видеокарты:


Чипы памяти - те же Qimonda GDDR5, на штатной для Radeon HD 4870 X2 частоте 3600 МГц:


Спецификации видеокарты:


Заявленное энергопотребление - 286 Вт, из-за чего на видеокарте присутствуют восьми- и шестиконтактный разъёмы. Шум эталонной системы охлаждения терпим только до 30-35 % скорости турбины, в 3D-режиме она всегда превышает эту отметку.

Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Сначала об аппаратной части. Все тесты были проведены внутри корпуса системного блока, конфигурация которого состояла из следующих комплектующих:

Системная плата: ASUS P6T Deluxe (Intel X58 Express, LGA 1366, BIOS 1606);
Центральный процессор: Intel Core i7-920 (2,67 ГГц, 1,2 В, L2 4 x 256 Kбайт, L3 8 Мбайт, Bloomfield, C0);
Кулер: ThermoLab Baram (2x1100 об/мин Noiseblocker);
Термоинтерфейс: Arctic Silver 5;
Оперативная память: DDR3 PC3-12800 3x2 Гбайт OCZ Platinum Low-Voltage Triple Channel (паспортный режим: 1600 МГц,/ 7-7-7-24, 1,65 В);
Системный диск: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ) в коробке Scythe Quiet Drive 3,5";
Архивный диск: Western Digital Caviar Green WD10EADS (SATA-II, 1000 Гбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
Оптический привод: Samsung SH-S183L;
Корпус: Antec Twelve Hundred (передняя стенка - два Noiseblocker NB-Multiframe S-Series MF12-S1 на 820 об/мин и Scythe Gentle Typhoon на 840 об/мин; задняя - два Scythe SlipStream 120 на 840 об/мин; верхняя - штатный 200-мм вентилятор на 400 об/мин);
Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC2;
Блок питания: Zalman ZM1000-HP 1000 Вт, 140-мм вентилятор.

В целях снижения процессорозависимости отдельных видеокарт, включённых в тестирование, 45-нм четырёхъядерный процессор был разогнан при множителе 21 и активированной функции «Load-Line Calibration» до 4,01 ГГц при повышении напряжения в BIOS материнской платы до 1,36875 В:



Оперативная память функционировала на частоте с таймингами 7-7-7-14/1T при напряжении 1,62 В. Все прочие параметры в BIOS материнской платы, связанные с разгоном процессора или памяти, не изменялись (оставлены в положениях «Auto»).

Теперь перейдём к программной части и инструментарию. Тестирование было проведено под управлением новой операционной системы Windows 7 x64 RTM, на которую устанавливались следующие драйверы:

чипсет материнской платы Intel Chipset Drivers - 9.1.1.1019 ;
библиотеки DirectX End-User Runtimes, дата выпуска - август 2009 года ;
драйверы видеокарт на - Catalyst 9.8 .

Тестирование видеокарт проводилось в трёх разрешениях: 1280x1024, а также широкоформатных 1680х1050 и 1920х1200. Для тестов были использованы два режима качества графики: «High Quality» без каких-либо методик улучшения качества картинки, и «HQ + AF16x + AA4/8x» с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и полноэкранного сглаживания степени 4x, или же 8x, в случае, если средний фрейм-рейт оставался достаточно высоким для комфортной игры. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. В случае, если данные настройки в самих играх отсутствовали, то параметры изменялись в панели управления драйверов Catalyst. Вертикальная синхронизация принудительно отключена («Always Off» в CCC).

Все игры были заново установлены под новой операционной системой и дополнены самыми свежими на момент подготовки статьи патчами. В результате, тестовый список составили два популярных синтетических пакета и 14 игр разных жанров:

3DMark 2006 (Direct3D 9/10) - build 1.1.0, настройки по-умолчанию;
3DMark Vantage (Direct3D 10) - версия 1.0.2.1, профиль «Performance» (тестировались только основные тесты);
World in Conflict (Direct3D 10) - версия 1.0.1.0(b34), профиль качества графики «Very High», «UI texture quality» - Compressed, «Water reflection size» - 512, остальные настройки по-умолчанию;
Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0) - версия 1.5, максимальные настройки графики, собственная демо-запись «d5» на уровне «Salvage», Finland;
Unreal Tournament 3 (Direct3D 9) - версия 2.1, максимальные настройки графики в игре (5-й уровень), Motion Blur и Hardware Physics активированы, тестировалась FlyBy-сцена на уровне «DM-ShangriLa» (два последовательных цикла), использовался HardwareOC UT3 Bench v1.5.0.0;
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Direct3D 10.1) - версия 1.5.10, профиль настроек качества «Улучшенное полное освещение DX10» + анизотропная фильтрация уровня 16х и прочие максимальные настройки качества графики, использовалась собственная демо-запись «s04» (тройной цикл теста) на первом уровне игры;
Crysis (Direct3D 10) - версия 1.2.1, профиль настроек «High» (не «Very High»), двукратный цикл встроенного в игру теста видеокарты;
Far Cry 2 (Direct3D 10) - версия 1.03, профиль настроек «Ultra High», двукратный цикл теста «Ranch Small» из Far Cry 2 Benchmark Tool v1.0.0.1;
Left 4 Dead (Direct3D 9) - версия 1.0.1.4 b3939, максимальное качество, тестировалась новая демо-запись «d6» (два прохода) на карте «Маяк», тип игры «Выживание»;
Lost Planet: Colonies (Direct3D 10) - версия 1.0, уровень графики «Maximum quality», HDR Rendering DX10, встроенный в игру тест, состоящий из двух сцен, но результаты приведены по первой сцене (ARENA 1);
Cryostasis: Sleep of Reason (Direct3D 10.1) - версия 1.0.2, шейдерная модель 4.0, высокие настройки качества графики, «Каустика» активирована, тестировалась собственная демо-запись «d3» на уровне «11. Страх»;
Call of Duty 5: World at War (Direct3D 9) - версия игры 1.3.1080, настройки графики и текстур выставлены на уровень «Extra», демо-запись «d2» на уровне «Dome»;
Stormrise (Direct3D 10.1) - версия 1.0.0.0, максимальные настройки качества эффектов и теней, «Ambient occlusion» отключена, двойной проход демо-сцены на миссии «$mn_sp05»;
Tom Clancy"s H.A.W.X. (Direct3D 10.1) - версия 1.02, максимальные настройки качества графики, методики HDR, DOF и Ambient occlusion активированы, встроенный бенчмарк (двойной прогон);
(Direct3D 10.1) - версия 1.0.0.0, максимальные настройки качества графики, Shadow map size = 1024, 100-секундная демо-запись в самом начале уровня «Miners Massacre»;
Resident Evil 5 bench (Direct3D 10.1) - тестирование переменного теста с максимальными настройками графики без размытия движения, за результат принималось значение AVG по результату третьей сцены теста, как наиболее ресурсоёмкой.

Добавлю, что если в играх реализована возможность фиксации минимальной скорости, то он также вносился на диаграммы. Каждый тест проходился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1 %. Если разница между прогонами «демок» и бенчей была больше 1%, то тестирование повторялось ещё, как минимум, один раз, дабы удостоверится в корректности результата.

Перейдём к результатам тестов и их анализу.

Результаты тестирования

На диаграммах видеокарты расположены в порядке возрастания их рекомендованной стоимости. Карты серии HD 46xx выделены оранжевым цветом, серия HD 47xx - зелёным, три карты HD 48xxx - синим и двухпроцессорная HD 4870 X2 - красным. Открывают раздел с результатами тестирования диаграммы, построенные по данным, полученным в синтетических бенчмарках.

3DMark 2006




3DMark Vantage



Оба синтетических бенчмарка по производительности расставили видеокарты аккурат по их стоимости. В 3DMark 2006 прирост производительности практически линейный, а в более ресурсоёмком 3DMark Vantage явно выражено отставание двух наиболее медленных видеокарт.

World in Conflict


Результаты тестирования в игре World in Conflict во многом повторяют результаты синтетических бенчмарков. Каких-либо неожиданностей они не принесли, поэтому перейдём к следующему тесту.

Enemy Territory: Quake Wars


В игре Enemy Territory: Quake Wars видеокарте Radeon HD 4770 в режимах без методик улучшения качества графики удаётся опередить более дорогую Radeon HD 4850. По-всей видимости, здесь играет свою роль более высокая частота ядра HD 4770. Однако, при увеличении нагрузки на видеокарты более весомой становится ширина шины обмена с памятью, которая у HD 4850 вдвое просторнее. Отсюда и итоговый проигрыш в качественных режимах графики и высоких разрешениях. В остальном никаких неординарных отрывов между видеокартами в данной игре не замечено.

Unreal Tournament 3


Довольно интересно выглядят результаты тестирования видеокарт в игре Unreal Tournament 3. Если в режиме без методик улучшения качества графики никаких существенных отличий от ранее полученных результатов нет, то при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации в разрешениях выше 1280х1024 начинает сказываться объём памяти видеокарт. «Лакмусовой бумажкой» является Radeon HD 4870 512 Мбайт, которая, поначалу, совсем немного отстаёт от Radeon HD 4890 1024 Мбайт, а при увеличении нагрузки на видеокарту и повышении требований к объёму оперативной памяти, разрыв между данными видеокартами становится более чем двукратным. Очевидно, что и производительность всех остальных видеокарт «упёрлась» именно в объём видеопамяти.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky



В результатах тестирования S.T.A.L.K.E.R. можно выделить два момента: крайне низкие показатели Radeon HD 4650 (даже в сравнении со следующей ступенькой Radeon HD 4670), а также отличные результаты двухпроцессорной Radeon HD 4870 X2, которая чуть ли не вдвое превосходит одиночную Radeon HD 4870. Все остальные видеокарты расположились в порядке возрастания производительности и цены.

Crysis


Результаты, продемонстрированные видеокартами в игре Crysis, не выбиваются из общего ряда.

Far Cry 2


В игре Far Cry 2 видеокарты Radeon HD 4770 и Radeon HD 4850 соперничают на равных, правда только в лёгком графическом режиме. При активации методик улучшения качества графики вперёд вырывается HD 4850, пусть её фрейм-рейт низкий. Оправдывают себя и дополнительные 512 Мбайт видеопамяти на Radeon HD 4890, что наглядно видно по её результатам в сравнении с HD 4870. Ну а двухпроцессорная Radeon HD 4870 X2, пожалуй, является единственной видеокартой в сегодняшнем тестировании, способной обеспечить геймеру комфортный фрейм-рейт в любом разрешении и при любом качестве.

Left 4 Dead


Не слишком ресурсоёмкая по современным меркам игра Left 4 Dead позволяет комфортно чувствовать себя даже обладателям дешёвых Radeon HD 4730, а мощь Radeon HD 4870 X2 здесь вовсе ни к чему. Разрывы между видеокартами вполне сопоставимы с их разницей в стоимости.

Lost Planet: Colonies


Lost Planet: Colonies - ещё одна игра, в которой Radeon HD 4770 смог успешно бороться с Radeon HD 4850. Также необходимо отметить удручающе низкие показатели Radeon HD 46xx и отличную работу CrossFireX на примере Radeon HD 4870 X2.

Cryostasis: Sleep of Reason



В результатах тестирования данной игры есть три ярко выраженных ступеньки: пара Radeon HD 46xx с пошаговой прорисовкой кадров; затем HD 47xx и HD 4850 с результатами получше, но всё же FPS сравнительно низок; и Radeon HD 4870/4890 с уже более-менее приемлемым уровнем фрейм-рейта. Двухпроцессорная Radeon HD 4870 X2 стоит особняком и, пожалуй, только эта видеокарта способна полностью удовлетворить геймера-любителя Cryostasis: Sleep of Reason в высоких разрешениях.

Call of Duty 5: World at War


В Call of Duty 5 можно отметить разве что близость результатов Radeon HD 4770 и HD 4850, а в остальном повторяется общая картина большинства тестов.

Stormrise


Такая же ситуация и в игре Stormrise.

Tom Clancy"s H.A.W.X.


Не выбивается из общего ряда полученных ранее результатов и игра Tom Clancy"s H.A.W.X.

Call of Juarez: Bound in Blood


В Call of Juarez: Bound in Blood хотелось бы выделить прекрасную масштабируемость двухпроцессорной Radeon HD 4870 X2. Жаль, что игра не поддерживает полноэкранное сглаживание, - всё же нагрузка, создаваемая движком игры, не является серьёзной для современных видеокарт, хотя картинка выглядит отменно.

Resident Evil 5 bench


В тесте игры Resident Evil 5 результаты повторяют полученную ранее расстановку видеокарт по производительности.

Соотношение производительности и стоимости видеокарт

Вернёмся к первой диаграмме сегодняшней статьи, исключив из неё видеокарты, которые сегодня не тестировались:



Теперь рассчитаем процентное соотношение рекомендованных цен на видеокарты, приняв за 100 % стоимость самой мощной одночиповой Radeon HD 4890, а также рассчитаем усредненное соотношение производительности видеокарт по AVG FPS всех игровых тестов (таблица прилагается ) в двух режимах качества и сравним процентную разницу в стоимости с процентной разницей в производительности на одной диаграмме:


И что же мы видим? Например, то, что Radeon HD 4650 и HD 4670 стоят, соответственно, на 67 и 61,9 % дешевле Radeon HD 4890, а их производительность ниже на 73,5-76,4 % и 60,8-64,8 %, в зависимости от режима качества. Наиболее выгодными с точки зрения сравнения c ценой и производительностью Radeon HD 4890 являются Radeon HD 4770 и Radeon HD 4870, разница в производительности которых с эталонной картой меньше, чем разница в стоимости. А вот Radeon HD 4870 X2, даже несмотря на впечатляющее преимущество в скорости над Radeon HD 4890, вряд ли можно назвать выгодной покупкой, так как разница в производительности с последней на 36-39 % ниже разницы в стоимости видеокарт. Впору снижать цену на двухпроцессорную карту;)

Измерение потребления электроэнергии системами с различными видеокартами

Перед тем как перейти к выводам, посмотрим на энергопотребление системы с разными видеокартами линейки ATI Radeon HD 4xxx. Измерение проводилось с помощью специально доработанного для этих целей блока питания в двух режимах: при нагрузке с помощью FurMark 1.7.0 в режиме теста стабильности и разрешении 1280х1024, а также одновременно с помощью FurMark и Linpack x64 (LinX 0.6.3, 3072 Мбайт, 7 потоков). Первый режим позволит определить энергопотребление системы при максимальной нагрузке только на видеокарту, а с помощью второго режима нагрузки мы сможем узнать пиковое энергопотребление всей системы. Результаты приведены на диаграмме:



Из общего ряда выбивается только Radeon HD 4730, по странному стечению обстоятельств потребляя в FurMark даже больше, чем Radeon HD 4850, хотя при комбинированной нагрузке потребление систем практически одинаково. Кроме того, стоит отметить Radeon HD 4890, энергопотребление которой всего на чуть-чуть выше, чем у системы с Radeon HD 4870, хотя частоты первой видеокарты существенно выше.

Заключение

По большому счёту, можно сказать, что рекомендованная стоимость видеокарт на графических процессорах ATI серии Radeon HD 4xxx вполне коррелирует с их производительностью. То есть небезосновательно можно сделать вывод, что маркетологи компании работали в тесном сотрудничестве с инженерами и откровенных «ляпов» и просчётов мы внутри линейки не наблюдаем. В то же время, нисколько не понуждая наших читателей к чему-либо, мы можем отметить наиболее интересные модели видеокарт из протестированных в сегодняшнем материале.

В первую очередь, это Radeon HD 4770 512 Мбайт, являющаяся, как нам кажется, необходимым минимумом для более-менее современных игр. Производительность дешёвых Radeon HD 4650 и 4670 столь низка, что данные видеокарты не могут обеспечить игрокам комфортный фрейм-рейт даже при скромных настройках графики и разрешениях в ресурсоемких играх последнего поколения. После тестов таких карт, совсем нет сожаления, что в статью не включены Radeon HD 4350 и HD 4550 (их тесты были бы закончены не ранее, чем к анонсу Radeon HD 57xx). Radeon HD 4730, казалось бы, по производительности почти не отстаёт от Radeon HD 4770, однако она менее экономична, требует подключения двух дополнительных кабелей питания, её тепловыделение и уровень шума её системы охлаждения выше, да и размеры видеокарты больше. Radeon HD 4770, напротив, является тихой и экономичной видеокартой с приемлемой производительностью, сравнимой, зачастую, даже с Radeon HD 4850, и скромным тепловыделением (40-нм, как-никак).

Вторая рекомендованная нами видеокарта - это Radeon HD 4890 1024 Мбайт, являющаяся, по сути, дальнейшим совершенствованием модели Radeon HD 4870 с более высокой частотной формулой, практически не повысившимся уровнями тепловыделения и шума, и с таким же энергопотреблением, а также с вдвое увеличенным объёмом видеопамяти. Тем не менее, разница в стоимости видеокарт немаленькая, поэтому окончательное решение о покупке стоит принимать, исходя из имеющихся у вас средств. Как вариант, можно рассмотреть возможность приобретения Radeon HD 4870 с объёмом памяти 1 Гбайт и стоимостью где-то посередине между ценами на HD 4870 512 Мбайт и HD 4890. К сожалению, такая видеокарта не попала к нам на тестирование, поэтому о разнице в производительности здесь судить не приходится.

Ну а видеокартой для бескомпромиссных и обеспеченных игроков является двухпроцессорная Radeon HD 4870 X2. И если через пару дней новая однопроцессорная видеокарта Radeon HD 5870 окажется быстрее, экономичнее и тише сегодняшнего флагмана ATI, то это будет действительно серьёзным шагом вперёд со стороны AMD/ATI и стимулом для другой компании к выпуску ещё более мощных графических решений по конкурентоспособным ценам. Кому от этого станет лучше, я полагаю, вы знаете.

P.S. Благодарим российское представительство компании AMD, а также PowerColor,
Sapphire, Gigabyte и MSI за предоставленные на тестирование видеокарты
.

Другие материалы по данной теме


Gigabyte 9800 GT Silent Cell: подарок любителям тишины
Экспресс-тестирование новых драйверов ATI Catalyst 9.8
Call of Juarez: Bound in Blood и современные видеокарты

Анонс графического адаптера Radeon HD 4770 вызвал неподдельный интерес у потенциальных покупателей - новинка с ожидаемой стоимостью $100 демонстрирует выдающийся уровень быстродействия, может похвастаться низким энергопотреблением и однозначно претендует на звание «Лучшей покупки» в бюджетном сегменте.

Однако пока только теоретически - проблемы с освоением 40-нанометрового техпроцесса у TSMC вызвали дефицит GPU RV740 и, как следствие, привели к нехватке адаптеров и завышенным ценам. Чтобы успешно бороться за лакомый кусочек рынка, AMD срочно пришлось принимать меры - и на свет появился Radeon HD 4730.

Новинка выполнена на старом добром чипе RV770 (используемом также в HD 4830, HD 4850, HD 4870), а ее характеристики приближены к показателям HD 4770. Близкое знакомство вызывает некоторое недоумение: рассматриваемый графический адаптер является не чем иным, как «урезанным» Radeon HD 4870! HD 4730 использует ту же РСВ, что и старшая модель на базе GPU RV770 (в нашем случае детище Sapphire основано на плате HD 4870 серии Vapor-X), а из видимых отличий заметно отсутствие половины чипов памяти - таким образом, шина карты ограничена до 128 бит. Однако это еще не все - в GPU отключена часть функциональных блоков, и по данному показателю HD 4730 действительно является младшей в семействе - потоковых процессоров у нее, как и у HD 4830, 640 штук, а количество блоков растеризации уменьшено до 8. Из позитивных моментов выделим использование памяти GDDR5, которая в определенной мере компенсирует недостаток в виде узкой шины.

Естественно, энергопотребление новинки существенно выше, чем у Radeon HD 4770. Невзирая на небольшую разницу в тактовых частотах (750/3600 МГц у HD 4730 против 750/3200 МГц у HD 4770), свежеанонсированный продукт имеет меньшее количество функциональных блоков ядра, да и сам GPU RV770 с подобными характеристиками не так быстр, как его 40-нанометровый сородич.

Измерение уровня быстродействия подтверждает наши догадки - Radeon HD 4730 проигрывает конкурентам из стана ATI, хотя порой держит паритет с GeForce 9800 GT. Из хорошего хотелось бы выделить низкую цену - рекомендованная стоимость рассматриваемого продукта равна $79. Однако реалии отечественного рынка вносят свои коррективы, и на первых порах традиционно сказываются нехватка адаптеров и желание продавцов заработать. Надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится, иначе у Radeon HD 4730, оснащенного двумя шестиштырьковыми разъемами питания, достаточно «прожорливого» в плане энергопотребления и не блещущего быстродействием, туманные перспективы. Возможно, AMD таким образом утилизирует чипы RV770, которые не могут быть использованы в старших моделях из-за дефектов функциональных блоков и/или контроллера памяти. Если же в ход идут абсолютно «здоровые» GPU - тогда нет поводов для оптимизма и у производителя. Однако воздержимся от поспешных выводов - пожалуй, уже в ближайшее время рыночная ситуация и перспективы для Radeon HD 4730 прояснятся.

Технические характеристики видеокарт
Модель ATI Radeon HD 4670 ATI Radeon HD 4730 ATI Radeon HD 4770 ATI Radeon HD 4830 ATI Radeon HD 4850 ATI Radeon HD 4870 NVIDIA GeForce 9800 GT
Ядро RV730 RV770 RV740 RV770 RV770 RV770 G92b
Техпроцесс пр-ва GPU, нм 55 55 40 55 55 55 55
Потоковые процессоры/TMU/ROP, шт. 320/32/8 640/32/8 640/32/16 640/32/16 800/40/16 800/40/16 128/64/16
Частота GPU, МГц 750 750 750 575 625 750 600/1500
Частота памяти, МГц 500 (1000); 1000 (2000) 900 (3600) 800 (3200) 900 (1800) 1000 (2000) 900 (3600) 900 (1800)
Объем памяти, МБ 512/1024 512 512 512 512/1024 512/1024 512
Тип памяти DDR2/GDDR3 GDDR5 GDDR5 GDDR3 GDDR3 GDDR5 GDDR3
Шина памяти, бит 128 128 128 256 256 256 256

Исторически сложилось так, что у серий GeForce 6600 GT и 7600GT долгий срок отсутствовали реальные конкуренты в их ценовом сегменте. GeForce 8600 GT стала исключением из этого правила, т.к. даже старшая GeForce 8600 GTS не принесла ее покупателям ожидавшейся от нее производительности.

Выход GeForce 9600 GT вернул этой знаменитой серии ее традиционные позиции и всеобщее признание - для того времени эта видеокарта была революцией в своем сегменте. Долгожданная 256-bit шина памяти, 64 потоковых процессора, 32 текстурных блока и 16 блоков растеризации принесли в него невиданную доселе производительность.

Этот графический ускоритель оказался настолько удачен, что до сих пор удерживает корону "бюджетного чемпиона". В начале 2009 года появились два претендента, которые претендовали на олимп, но как показало наше тестирование , эта высота осталась для них недосягаема.

И вот, осенью 2009 года партнеры AMD(ATI) выпустили на рынок новую видеокарту Radeon HD 4730 512 Мбайт, основанную на отбракованных графических процессорах RV770. Этот продукт обладает заманчивыми характеристиками (приведенными ниже) и ценой, схожей с ценой на GeForce 9600 GT 512 Мбайт. Посмотрим, сумеет ли эта видеокарта конкурировать с "бюджетным чемпионом".

Технические характеристики AMD(ATI) Radeon HD 4730 и NVIDIA GeForce 9600 GT

Результаты тестов: сравнение производительности

Assassins Creed

DirectX 10.0, AA 2, high


min/avg FPS

В Assassins Creed свое преимущество над конкурентом демонстрирует Radeon HD 4730, как в номинальном режиме, так и после разгона. Причем в последнем случае отрыв от GeForce 9600 GT возрастает до неприличных размеров: min fps у Radeon HD 4730 выше, чем avg fps у видеокарты из зеленого лагеря.

Call of Duty 4: Modern Warfare

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Call of Duty 4: Modern Warfare безоговорочным лидером является GeForce 9600 GT.

Clive Barker"s: Jericho

DirectX 9.0, AA 4, high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Clive Barker"s: Jericho на штатных частотах лидирует GeForce 9600 GT, однако после разгона видеокарты демонстрируют равную производительность.

Crysis Warhead (ambush)

DirectX 10.0, AA 4, high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Crysis Warhead с незначительным отрывом от конкурента лидирует Radeon HD 4730. Но производительность видеокарт настолько мала, что даже с большой натяжкой ее нельзя назвать комфортной.

Fallout 3: The Pitt

DirectX 9.0, AA 4, AF 16, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Fallout 3: The Pitt первое место занимает Radeon HD 4730, но его преимущество над GeForce 9600 GT незначительно.

Far Cry 2 (ranch small)

DirectX 10.0, AA 4, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Far Cry 2 безоговорочно лидирует GeForce 9600 GT.

Gears of War

DirectX 10.0, AA on, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Gears of War свое неоспоримое преимущество над конкурентом демонстрирует Radeon HD 4730.

Grand Theft Auto 4

DirectX 9.0, AA 0, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Grand Theft Auto 4 впереди вновь оказывается видеокарта из красного лагеря.

Lost Planet: Colonies (area 1)

DirectX 10.0, AA 4, AF 16, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Lost Planet: Colonies бесспорным лидером является GeForce 9600 GT.

Mass Effect

DirectX 10.0, AA 0, AF 16, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Mass Effect с небольшим преимуществом над конкурентом на первое место занимает GeForce 9600 GT.

Need for Speed: Pro Street

DirectX 9.0, AA 4, AF 16, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Need for Speed: Pro Street настал звездный час GeForce 9600 GT, его преимущество над Radeon HD 4730 настолько велико, что последний даже после разгона не смог догнать работающую на штатных частотах видеокарту NVIDIA.

Race Driver: GRID

DirectX 9.0, AA 4, high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Race Driver: GRID первенство удерживает Radeon HD 4730.

Resident Evil 5 (scene 1)

DirectX 10.0, AA 4, high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В Resident Evil 5 Radeon HD 4730 полностью реабилитировался за провал в Need for Speed: Pro Street - теперь уже разогнанный GeForce 9600 GT не в состоянии догнать работающую в номинальном режиме видеокарту AMD(ATI).

STALKER: Clear Sky

DirectX 9.0, AA 0, AF 16, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В STALKER: Clear Sky производительность обеих видеокарт настолько мала, что не имеет значения кто победил, а кто проиграл.

Tom Clancy: HAWX

DirectX 10.1, AA 0, very high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

Tom Clancy: HAWX разрабатывалась с помощью специалистов AMD(ATI), поэтому как гром среди ясного неба грянул проигрыш Radeon HD 4730 видеокарте NVIDIA.

World in Conflict: Soviet Assault

DirectX 10.0, AA 4, high

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
min/avg FPS

В World in Conflict: Soviet Assault первое место занимает GeForce 9600 GT.

Выводы

Среднегеометрическая производительность GeForce 9600 GT 512 Мбайт и Radeon HD 4730 512 Мбайт в шестнадцати играх

По диаграмме видно, что в номинальном режиме GeForce 9600 GT и Radeon HD 4730 демонстрируют равную производительность во всех разрешениях. После разгона вперед с незначительным отрывом от конкурента выходит Radeon HD 4730.

Обе видеокарты на штатных частотах демонстрируют комфортную производительность только в разрешении 1280х1024. Однако за счет отличного разгонного потенциала на этих графических ускорителях можно поиграть и в более высоком разрешении 1680х1050. Разрешение 1920х1200 остается для этих видеокарт недосягаемым, так как в нем их производительность слишком низка, чтобы считать ее комфортной.

Сводная диаграмма производительности GeForce 9600 GT 512 Мбайт относительно производительности Radeon HD 4730 512 Мбайт, работающих на штатных частотах (за 100% взят результат GeForce 9600 GT 512 Мбайт)

Расклад сил между видеокартами GeForce 9600 GT и Radeon HD 4730, работающих в номинальном режиме, в шестнадцати играх распределяется следующим образом:

1280х1024

  • GeForce 9600 GT производительнее конкурента в 10 играх
  • 1680х1050

  • GeForce 9600 GT производительнее конкурента в 9 играх
  • Radeon HD 4730 производительнее конкурента в 6 играх
  • боевая ничья зафиксирована в 1 игре
  • 1920х1200

  • боевая ничья зафиксирована в 2 играх
  • В единственном разрешении 1280х1024, в котором GeForce 9600 GT и Radeon HD 4730 демонстрируют комфортную производительность, безоговорочно лидирует GeForce 9600 GT.

    Сводная диаграмма производительности GeForce 9600 GT 512 Мбайт относительно производительности Radeon HD 4730 512 Мбайт в разгоне (за 100% взят результат GeForce 9600 GT 512 Мбайт)

    Расклад сил между видеокартами GeForce 9600 GT и Radeon HD 4730, после разгона, в шестнадцати играх распределяется следующим образом:

    1280х1024

  • GeForce 9600 GT производительнее конкурента в 11 играх
  • Radeon HD 4730 производительнее конкурента в 5 играх
  • 1680х1050

  • GeForce 9600 GT производительнее конкурента в 7 играх
  • Radeon HD 4730 производительнее конкурента в 7 играх
  • боевая ничья зафиксирована в 2 игре
  • 1920х1200

  • GeForce 9600 GT производительнее конкурента в 4 играх
  • Radeon HD 4730 производительнее конкурента в 8 играх
  • боевая ничья зафиксирована в 4 играх
  • После разгона видеокарт расклад сил между GeForce 9600 GT и Radeon HD 4730 изменился незначительно. В разрешении 1280х1024 свое преимущество над конкурентом демонстрирует GeForce 9600 GT, в более высоком разрешении 1680х1050 между графическими ускорителями NVIDIA и AMD(ATI) зафиксирован паритет.

    Стоит отметить, что в максимальном при сегодняшнем тестировании разрешении 1920х1200 более уверенно, чем конкурент, чувствует себя Radeon HD 4730. Но, как мы отмечали выше, это не имеет никакого значения, так как уровень производительности этой видеокарты слишком низок, чтобы считать его комфортным.

    Диаграмма соотношения стоимости и производительности GeForce 9600 GT 512 Мбайт и Radeon HD 4730 512 Мбайт ($/avg fps)

    В самом востребованном для GeForce 9600 GT и Radeon HD 4730 разрешении, по соотношению цена/производительность между этими видеокартами зафиксирован паритет. После разгона, более выгодной покупкой становится Radeon HD 4730. При повышении разрешения до 1680х1050 выгоднее покупать Radeon HD 4730, так как по показателю $/avg fps он выгоднее конкурента как на штатных частотах, так и в разгоне.

    Диаграмма энергопотребления GeForce 9600 GT 512 Мбайт и Radeon HD 4730 512 Мбайт

    В 2D-режиме наименьшее энергопотребление демонстрирует система на базе GeForce 9600 GT 512 Мбайт - 160 Ватт. Система на базе Radeon HD 4730 512 Мбайт показывает энергопотребление 192 Ватта.

    Система на базе GeForce 9600 GT 512 Мбайт вновь оказался экономичнее системы на базе Radeon HD 4730 512 Мбайт: она продемонстрировала энергопотребление 244 Ватта, против конкурирующей системы - 278 Ватт.

    Если у вас монитор с разрешением 1280х1024, мы рекомендуем приобретать GeForce 9600 GT 512 Мбайт, так как она производительнее конкурента, как на штатных частотах, так и после разгона.

    В случае если у вас монитор с разрешением 1680х1050, мы рекомендуем приобретать обе видеокарты только для дальнейшего их разгона. Radeon HD 4730 512 Мбайт в этом разрешении незначительно производительнее GeForce 9600 GT 512 Мбайт, но эта величина настолько незначительна, что мы не можем однозначно порекомендовать покупать именно этот графический ускоритель.

    GeForce 9600 GT 512 Мбайт не смотря на солидный возраст, заслуживает только похвал - в очередной раз он сохранил за собой корону "бюджетного чемпиона".



    Рекомендуем почитать

    Наверх