Кейс: как сервис «Экзамер» научился зарабатывать на онлайн-подготовке к ЕГЭ. проблемы, составлению комментария текста, раскрытию. иллюстрации, что делает его более наглядным)

Для Андроид 24.03.2019
Для Андроид

Кейс – технология как средство подготовки к ЕГЭ по русскому языку Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1» Харчевой Т.А. Оренбургская область 2014 – 2015


Что такое кейс – технология?

  • Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) – это описание

реальной ситуации, предназначенной для обучения

учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению,

навыкам формулирования проблемы и выработки возможных

вариантов её решения в соответствии с установленными

критериями

  • Кейсовая технология – это обучение действием

Методы кейс - технологии

  • Метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать

недостающую информацию;

  • метод разбора деловой корреспонденции
  • игровое проектирование;
  • ситуационно-ролевая игра;
  • метод дискуссий;
  • case-study, или метод конкретных ситуаций ( метод активного

проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путём

решения конкретных задач ситуаций – кейсов)


Виды кейсов

Чаще используются следующие виды кейсов:

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы,

иллюстрации, что делает его более наглядным)

  • Мультимедиа - кейс (зависит от технического оснащения школы)

Структура и наполняемость кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс

Примерная структура:

вспомогательная информация, необходимая для

анализа кейса, + описание конкретной ситуации + задания к

кейсу

Удобно формировать кейсы на электронной основе.

Это помогает использовать их при

дистанционной форме обучения


Идеи метода «case stady»

Предназначен для

получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на

поставленные вопросы; получения множественных вариантов

решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию

в их проблемном поле

Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его

выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик

становится равноправен с другими учащимися и учителем в

процессе обсуждения проблемы

Результатом

являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.


Технология метода case stady

Модель конкретной ситуации

В описании должна присутствовать проблема или ряд прямых

или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач

для решения; в процессе работы требуется дополнительный

информационный поиск

Итог

Обучающиеся находят собственные решения предложенной

проблемы(или неоднозначные множественные решения) и

приходят к собственным выводам.


Общая структура кейса для подготовки к ЕГЭ

Кейс I. Общая информация:

демоверсия (кодификатор, спецификация); минимальные баллы для поступления в

в вуз и получения аттестата; правила заполнения бланков и правильное

записывание ответов, шкала перевода первичного балла в тестовый;

распределение баллов и информация о том, сколько весит каждое задание; график проведения

муниципальных и региональных срезов; график сдачи сочинений и тестовых

заданий

Кейс II. Вспомогательная информация:

тетрадь коррекции знаний с алгоритмами решения заданий согласно своему

маршрутному листу и графику коррекции знаний, справочный материал, маршрутный

лист с итогами входной, промежуточных и контрольных тестирований

Кейс III. Задания к кейсу

вопросы, которые помогают анализировать предложенную ситуацию, тематические тесты, тесты ЕГЭ


Организация работы с кейсом при подготовке к написанию сочинения по тексту ЕГЭ

Шесть этапов

  • Подготовительный (целеполагание);
  • ознакомительный (знакомство с ситуацией, материалами

кейса);

  • аналитический (групповая работа по выявлению ключевой

проблемы, составлению комментария текста, раскрытию

выработке решения);

  • презентация групповых решений и выводов;
  • этап обсуждения и подведения итогов дискуссии;
  • представление собственного мнения в виде эссе.

Структура и наполняемость кейсов при работе над сочинением ЕГЭ

Вспомогательная информация : справочные материалы, пояснения, критерии

оценивания, глоссарий)

Описание конкретной ситуации : отрывки из произведений, раскрывающие

типичные проблемы текстов, смоделированные ситуации из реальной жизни,

тексты, которые могут использоваться в качестве литературных аргументов,

практические задания, где обучающийся выступает в определённой роли

Задания к кейсу : вопросы, которые помогают анализировать предложенную

ситуацию, тематические тесты, вопросы по исследуемой теме, творческие

задания


Case-study ( метод ситуационного анализа) при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ

Кейс 1:

К1 Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления (1 балл)

  • Способы выражения проблемы в текстах разных стилей
  • Способы формулировки проблемы
  • Речевые клише.
  • Способы выявления проблемы в тексте
  • Типичные проблемы текстов, сгруппированные по темам

К 2 Комментарий – это рассуждения по поводу выделенной проблемы текста, это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос (нужно рассказать о том, что сделал автор, для того чтобы донести смысл проблемы до читателя) – 3 балла

  • Способы комментирования проблемы
  • Таблица «Начинаю, продолжаю, завершаю комментарий» (речевые клише)
  • Примерный план комментария

Case-study при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ

Кейс 1: содержатся пояснения к критериям К1, К2, К3, К4.

или иной проблемы. Она должна быть лаконичной (1 балл) . Она должна быть

лаконичной

  • Речевые клише
  • Таблица « Как определить позицию автора в текстах художественного и

публицистического стиля

К 4. Аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла)

  • Структура аргументации (схема)
  • Набор связующих предложений для аргументации собственного мнения (жизненный, читательский или зрительский опыт)
  • Таблица « Структура литературного аргумента»
  • Пополняемая таблица «Мои литературные аргументы»

Case-study

Кейс 2: описание конкретной ситуации

использоваться в качестве литературных аргументов.

Кейс 3 : задания к кейсу

  • Прочитайте текст № 1 кейса.
  • Во время работы с текстом кейса кратко заполняйте таблицу
  • Прочитайте тексты, которые могут использоваться в качестве литературных

аргументов

  • Попробуйте определить, какой общей темой объединены эти тексты?
  • Во всех ли текстах поднята одна и та же проблема?
  • Выделите ведущую проблему каждого текста
  • Какое отношение к проблеме ближе вам?

Case-study при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ. Примерная структура урока

  • Отчет-презентация групп (результаты работы окончательно вносятся в таблицу и корректируются по ходу представления группами результатов работы с текстами).
  • Проведение дискуссии
  • Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
  • Этап информации о домашнем задании

Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (текст №1), используя материал урока.

Предлагается подборка высказываний известных людей о проблеме текста (этот материал предложен в кейсе на отдельном листе)

- Этап подведения итогов урока - рефлексия


Метод игрового проектирования

При отработке норм речи (орфоэпических, лексических,

синтаксических, морфологических – К 4, К 5, К 6, К 7) предлагаются следующие кейсы - задания

  • Часть I. Задание 4. Орфоэпические нормы

Учащиеся получают кейс с практическими заданиями, где они выступают в роли дикторов на

телевидении и должны произнести текст с определённым набором слов из орфоэпического

словника

  • Часть I. Задание 6 . Морфологические нормы

Учащиеся получают кейс с практическим заданием: придумать рассказ с определёнными словами,

поставив их в правильную форму и выступить в роли дикторов

  • Часть I. Задание 7 . Синтаксические нормы

Учащиеся получают кейс с практическими заданиями и выполняют задания в роли

корректоров, редакторов, экспертов, учителей

Чтобы ответить на проблемные вопросы, можно использовать словари любых типов и справочники


Результаты, возможные при использовании метода « case-study»

Учебные

Образовательные

Усвоение новой информации

Освоение метода сбора данных

Образование и достижение личных целей

Освоение метода анализа

Повышение уровня коммуникативных навыков

Умение работать с текстом

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Соотнесение теоретических и практических знаний


Плюсы кейс-технологии

  • Развивает креативность у учителя и учеников;
  • переносит акцент обучения на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием;
  • учитывает индивидуальные особенности обучающихся; многим ученикам нужен

индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, при данной технологии

ученики получают определенный набор материалов и заданий и имеют возможность

спокойно над ними подумать;

  • развивает умение слушать и понимать других людей, работать в команде,

презентовать готовый материал.

  • выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
  • действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
  • достаточно легко может быть соединена с другими методами обучения.

Мысли Яна Амоса Коменского 1592 – 1670

Правильно обучать - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способности понимать вещи


Творческих успехов и эффективной работы Вам, уважаемые коллеги!

"Легко ли быть экспертом?" Как не ошибиться при анализе исходного текста? Урок русского языка в 11 классе с использованием кейс-технологии. Подготовка к написанию эссе на основе текста художественного стиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием кейс-технологии в 11б классе.

ГБОУ Школа 879 Погорелова Е.Н.

Тема урока: «Легко ли быть экспертом?»

Проблемный вопрос урока: как не ошибиться при анализе текста для написания эссе на ЕГЭ по русскому языку?

Обоснование выбора проблемы. При анализе работ выпускников по русскому языку часто выясняется, что обучающиеся неверно определяют проблему исходного текста, поставленную в нём автором. Это ведёт к обнулению баллов по 1-4 критериям и к потере 8 баллов за сочинение. Цель преподавателя - разрешить этот вопрос на стадии подготовки к экзамену.

Материал для исследования: кейс с фрагментами художественного текста для анализа, 3 варианта сочинений выпускников с ошибками, таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание по К1-К5.

Вид кейса: обучающий.

Тип кейса: исследовательский.

Кейс предоставляется ученикам на занятии постепенно. Ведётся работа в парах, перед каждой из них стоит задача:

  1. Ознакомиться с материалами кейса и продумать финальную часть рассказа, определить проблему текста и авторскую позицию.
  2. Проанализировать варианты сочинений и оценить их по критериям.

Обучающая цель: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданиям КИМов; определение способов выражения авторской мысли и позиции.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, умение определять авторскую позицию и формулировать проблему в тексте; развивать умение строить монологическое высказывание по исходному тексту.

Воспитательные цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью.

Задачи урока:

  1. Организация повторения теории и практики написания сочинения-рассуждения и анализа текстов разных жанров,
  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий, участие в дискуссии, обоснование своей точки зрения, решение речевых ситуаций.
  3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками литературы.
  4. Воспитание в обучающихся чувства самоуважения, взаимопомощи, гуманизма, самокритичности.

Домашнее задание к уроку: 1. Составить кластер по теме «План эссе и задачи каждой части».

Ход урока.

1 этап. Проблематизация. Актуализация. Мотивация. Целеполагание.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит заняться нужным и интересным делом. Посмотрите на предложенные вам для анализа материалы кейса (1-ый фрагмент рассказа, таблица пошагового оценивания сочинения). Как вы думаете, над какими вопросами мы будем размышлять? Какова цель нашей работы?

Да, сегодня вам предстоит оказаться в роли экспертов, специалистов, дающих заключение по различным вопросам. Вы попробуете свои силы не только в роли литературоведа, но и эксперта ЕГЭ по русскому языку, оценивающего сочинение. Слайд 1.

2.Чаще всего на экзамене вам предлагают публицистические тексты. Какова их особенность? Задача автора – убедить читателя или слушателя, призвать его к чему-либо.

  • 1 чел.у доски заполняет первую графу таблицы «Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей речи». (Проверка д.з.№2)
  • Тем временем класс анализирует публицистический текст (См.Слайд 2) и предлагает свои варианты ответов.

2 этап. Включение в деятельность.

Работа с кейсом. Литературоведческая экспертиза.

Вашему вниманию предлагается фрагмент текста рассказа. К какому стилю относится этот текст?

Прочитайте текст. Определите, какие подсказки для определения своей позиции даёт нам автор художественного текста?

1 чел.у доски заполняет вторую графу таблицы «Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей речи». (Проверка д.з.№2)

  • Проверьте составленную вами дома таблицу, внесите нужные дополнения.

Слайд 3. Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей

Публицистический текст

Художественный текст

Риторические вопросы и восклицания

Заглавие текста

Оценочная лексика

Ключевые слова

Побудительные предложения

Имена и фамилии героев, их поступки и речь

Символические детали

Вводные слова

Языковые средства выразительности

Продолжим нашу литературоведческую экспертизу с учётом особенностей текста художественного стиля.

Прочитайте продолжение рассказа. Как вы можете оценить описанную в тексте ситуацию? О чём хотел сказать автор читателям?

Какие мысли и чувства вызывают у вас поступки героев?

Как, по-вашему, следует озаглавить это произведение? Один из вариантов заглавия «Размазня». Каково лексическое значение этого слова? Кто, кого и почему так называет? Слайд 4.

Выскажите свои предположения о том, кто является автором произведения. Слайд 5.

Какие стилистические особенности рассказа позволили вам прийти к такому выводу? Слайд 6.

Что помогло нам определить проблему рассказа А.Чехова «Размазня»?

Сайд 7. Выявление проблематики художественного текста.

Проанализируйте поступки, отношения героев.

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях?

Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм).

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

3 этап. Работа с кейсом. Экспертиза вариантов готовых сочинений.

Итак, пора нам попробовать свои силы в качестве экспертов ЕГЭ по русскому языку.

Учитель раздаёт дополнение к кейсу.

  • Работа в парах. Вашему вниманию предлагаются 3 варианта сочинений по рассказу Чехова. По каждому варианту работает 2 пары экспертов. Они могут посовещаться только при внесении баллов в протокол. Вы должны оценить работу и внести результаты экспертизы в таблицу пошагового оценивания сочинения. Проверку нужно произвести по критериям К1-К3 и К5. К4 вы не оцениваете: вам даны неполные варианты работ.
  • Как вы думаете, зачем я предложила вашему вниманию 3 варианта сочинений? По итогам вашей экспертной оценки нам предстоит определить работу, получившую максимальный балл.
  • Чтобы вам легче работалось, вскоре на доске появится небольшая подсказка для экспертов.

Проверка д.з. №1: 1 чел. у доски (сзади) рисует схему (кластер) по теме «План эссе и задачи каждой части».

4 этап. Обобщение и систематизация. Подведение итогов экспертизы.

Давайте сделаем выводы по итогам работы.

Что понравилось в предложенных вам сочинениях, а с чем вы не согласны?

Спасибо всем экспертам за работу, вы славно потрудились. Оценки за урок.

5 этап. Слайд 8. Задание : пользуясь предложенной вам опорной схемой, учтя ошибки своих подопечных, напишите своё сочинение по тексту рассказа А.Чехова «Размазня».

6 этап. Слайды 9-10. Рефлексия « Микрофон»: Легко ли вам сегодня было быть экспертами?

Или «Неоконченные предложения»:

  1. Мне сегодня понравилось …
  2. Сегодня на уроке я узнал(а)…
  3. Было интересно…
  4. Было трудно…
  5. Я понял(а), что…
  6. Урок дал мне для жизни…

Материалы для кейса.

1. Прочитайте текст. Как вы думаете, как дальше будут разворачиваться события?

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

Садитесь, Юлия Васильевна! - сказал я ей. - Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

По сорока...

Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати... Ну-с, прожили вы два месяца...

Два месяца я пять дней...

Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь - девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль. Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..

Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... Бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки… Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

Я не брала! - шепнула Юлия Васильевна.

Но у меня записано!

Ну, пусть... хорошо.

Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать...

Оба глаза наполнились слезами... На длинном, хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом. - Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

2 . Прочитайте продолжение рассказа. Как, по-вашему, следует озаглавить это произведение?

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

Мегsi, - прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

За что же мегsi? - спросил я.

За деньги...

Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мегsi?

В других местах мне и вовсе не давали...

Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

3.Выскажите свои предположения о том, кто является автором произведения.

Какие стилистические особенности рассказа позволили вам прийти к такому выводу?

  1. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Размазня»

Говорят об особом менталитете русского человека, о его необыкновенном терпении. В русской классической литературе не раз поднималась проблема покорности одних и жестокости других. В рассказе А. П. Чехова я увидела такую же проблему, которая, к сожалению, актуальна и в наше время.

Чехов жесток в своем рассказе и по отношению к гувернантке, и по отношению к главному герою рассказа. Главный герой, которому так «легко быть сильным», издевается над робкой гувернанткой, вычитая из ее жалования деньги под разными предлогами. И потому читатель не может быть на стороне героя рассказа. Зачем этот сильный человек так жестоко пошутил? Чтобы в очередной раз убедиться в своей силе? С кем он решил тягаться силой? Со слабой и бесправной гувернанткой? Такие вопросы возникают у читателей. И хотя рассказ называется «Размазня», главная в нем не проблема покорности, а проблема жестокого отношения к слабым. Почему нужно быть зубастым? Неужели отношения между людьми не могут строиться иначе? Сильный господин недоумевает, почему так безропотна гувернантка. Чехов как будто наращивает стремительность рассказа с с помощью риторических вопросов, которые следуют один за другим из уст героя рассказа. Чем больше распаляется сильный человек, тем более робкой становится покорная гувернантка.

На первый взгляд может показаться, что Чехов на стороне покорной девушки, но чем больше размышляешь над рассказом, тем очевиднее становится, что автор против жестокого отношения к слабым. С позицией автора рассказа я согласна, потому что жестокость в любом ее проявлении нельзя оправдать.

2. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехов в первую очередь известен благодаря своим рассказам на бытовые темы. Мастер обличения ничтожества и пошлости, Чехов даже в самых кратких своих рассказах удивительно точно несколькими штрихами передает человеческие характеры. Причем произведения писателя недидактичны, он не поучает читателя, а заставляет задуматься.

Вот и в рассказе «Размазня» автор, рисуя, казалось бы, обыденную ситуацию, поднимает проблему притеснения сильными слабых. Так было и будет, вероятно, всегда: тот, кто имеет хотя бы незначительную власть над другим человеком, редко отказывает себе в удовольствии показать эту власть.

Эта проблема глубже, чем кажется на первый взгляд. Ее можно отнести как к психологическим, так и к социальным. Ведь сам общественный строй предполагает подчинение одних другим, и трудно представить себе нашу жизнь без разделения на классы. Психологизм этой проблемы в том, что человеку почему-то необходимо ощущать свое преимущество над другими и знать, что он не хуже всех. А если сильный – хозяин положения и в его власти всего-навсего гувернантка его детей, то как тут не показать себя! Можно широким жестом «простить» разбитую чашку, вычтя два рубля из жалования, а можно обвинить в том, что «горничная по вашему недосмотру украла… ботинки».

Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами и сам полон презрения к слабенькой, не умеющей постоять за себя гувернантке, но вскоре становится ясно, что это не так. На самом деле симпатии автора на стороне девушки и он сочувствует ей. А отношение к герою выражается в его же последней самодовольной реплике: «Я подумал: легко на этом свете быть сильным». Так А.П. Чехов подводит нас к выводу о том, что недопустимо играть чувствами людей, унижать слабых, повышая собственную самооценку за чужой счет.

С мнением автора, по-моему, согласится не каждый. Если читать рассказ поверхностно, не вникая в его скрытый смысл, то гувернантка кажется ничтожеством, а хозяин, так дурно с ней поступивший, кажется самоуверенным и сильным человеком, умеющим жить. Мне тоже сначала так показалось. Но, перечитав рассказ еще несколько раз, я поняла позицию Чехова и приняла ее. Действительно, сила заключается не в том, что ты можешь притеснять других, и не в умении огрызаться на тех, кто несправедлив к тебе, а в великодушии к слабым.

3. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Размазня»

По моему мнению, важнейшей проблемой, поднимаемой А.П. Чеховым в рассказе «Размазня», является проблема человеческого достоинства.

По моему мнению, авторская позиция достаточно ясна и выразить её можно словами: «человек, имеющий собственное достоинство, не позволит унижать себя, равно как и сам не унизит другого». Герой рассказа восклицает: «Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? / … / Разве можно быть такой размазнёй?»

Невозможно не согласиться с мнением автора. Проблема эта была, есть и будет актуальной всегда. Ведь она связана с таким нравственными категориями, как честь, долг, уважение и многими другими.

Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей Публицистический текст Художественный текст Риторические вопросы и восклицания Заглавие текста Оценочная лексика Ключевые слова Языковые средства выразительности Имена и фамилии героев, их поступки и речь Прямое авторское высказывание Символические детали Вводные слова Композиция как способ отражения авторской мысли Побудительные предложения Языковые средства выразительности

Рассказ «Размазня», 1883 г. Словарь Ожегова: Размазня 1. Жидкая каша. 2. Вялый, нерешительный человек (пре- небрежительное). 3. О чём-н. неопределённом, неотчётливом, неясно выраженном (неодобрительное). Написал какую-то сентиментальную размазню.

Антон Павлович Чехов Рассказ «Размазня», 1883 г.

Особенности ранних рассказов Чехова лаконичность психологизм б ыстрое начало с тремительный финал элементы неожиданности минимум авторских слов диалогичность н азвание рассказа отражает черты характера героя(героини)

Выявление проблематики художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения героев. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях? Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм). Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Задани е пользуясь предложенной вам схемой, учтя ошибки в проверенных вами работах, напишите своё сочинение по тексту рассказа А.Чехова «Размазня».

Рефлексия «Микрофон» Легко ли вам сегодня было быть экспертами?

РЕФЛЕКСИЯ «Неоконченные предложения» Мне сегодня понравилось … Сегодня на уроке я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я понял(а), что… Урок дал мне для жизни…


» Артем Дегтярев в колонке для сайт рассказал о том, как удалось меньше чем за год получить около 150 тысяч регистраций и насколько увеличивает показатели геймификация обучения.

Каждый год почти миллион одиннадцатиклассников сдают Единый государственный экзамен, а после девятого класса почти два миллиона школьников сдают экзамен, по форме очень похожий на ЕГЭ. Более половины родителей учеников считают школьные знания недостаточными для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в желаемый вуз. Поэтому они вкладывают огромные деньги в дополнительную подготовку: рынок репетиторских услуг в России составляет около 30 млрд рублей в год, и около 7% из них уже сейчас приходится на онлайн-подготовку.

С чего все начиналось

Мой хороший знакомый Аркадий Итенберг придумал сервис по подготовке к ЕГЭ в игровой форме и без классических преподавателей. В начале 2015 года он убедил меня участвовать в проекте. На тот момент к команде уже присоединился Олег Емельянов, наш главный «технарь».

В начале февраля мы сняли небольшой офис в Долгопрудном и приступили к работе. Проанализировав рынок онлайн-подготовки к ЕГЭ, мы поняли, что большинство подобных проектов созданы либо альтруистами от образования, либо предпринимателями, плохо понимающими процесс обучения.

Прибыльных проектов в сегменте онлайн-подготовки к ЕГЭ почти нет. Мы, конечно, планировали быть прибыльными, а не просто делать мир лучше на деньги инвестора - поэтому решили научиться зарабатывать на сервисе без сторонних инвестиций. Также мы поняли, что сделать качественный образовательный продукт без методологии и без преподавательского опыта не получится. Нужен был контент, иначе все теряло смысл. Не прошло и недели, как нам удалось встретиться с руководством крупного издательства литературы по подготовке к ЕГЭ и договориться об использовании их материалов и экспертизы.

Большинство игроков рынка - особенно маленьких образовательных стартапов, которые ежегодно появляются и умирают, - почему-то начинают создавать контент самостоятельно: снимают дорогостоящие видеоролики, пишут свои учебники и задачи. В итоге они понимают, что затраты не окупаются, и довольно быстро закрываются.

В решении использовать контент издательства мы видели только плюсы: это огромное количество готового материала, созданного профессионалами, а главное, этот материал регулярно обновляется. При подготовке к ЕГЭ новизна контента критически важна: каждый год формат задач немного меняется, и ценность старых материалов стремительно падает.

MVP и первые продажи

Мы старались находиться в постоянном контакте с аудиторией и на этом же принципе строили наш прототип. Сначала общались со школьниками и их семьями на родительских собраниях, изучали их потребности и проблемы. Буквально за несколько недель сделали «прототип прототипа» и вернулись с ним к пользователям.

Школьник заходил на сайт, выбирал предмет, дату сдачи экзамена и желаемое количество баллов. После этого он за две минуты проходил короткий тест для определения текущего уровня знаний и получал красивый план подготовки к ЕГЭ. В конце мы просили пользователя ответить на несколько вопросов о продукте и оставить контакты, чтобы мы могли с ним связаться, когда доделаем сервис.

Здесь мы получили самое важное - первые отзывы потенциальных клиентов о сути нашего предложения. Удивительно, но даже с такой минимальной заглушкой было много положительных отзывов, причем школьники охотно делились с нами контактами.

Мы еще несколько раз пообщались таким образом с пользователями, и к июню 2015 года у нас были курсы подготовки по двум предметам, небольшая теория по каждой теме и около 1600 регистраций. Модель продаж отсутствовала: мы просто физически не успели ее реализовать. На тот момент было важно нащупать главную ценность продукта для выпускников, и мы последовательно, одну за другой, проверяли свои гипотезы.

Следующим шагом была монетизация: проверить жизнеспособность сервиса можно только рублем. Мы выбрали модель подписки: после прохождения первой темы пользователь упирался в пейволл. Можно было выбрать нужные предметы и срок подписки - на месяц, три месяца или на год, то есть до ЕГЭ.

Июль - мертвый месяц для этого рынка: все экзамены только что сданы, а будущие одиннадцатиклассники еще не думают о подготовке. Но мы все равно получили первые продажи буквально через несколько дней после внедрения монетизации. Конечно, это воодушевило команду, но мы не стеснялись задавать себе вопросы: за что именно заплатил пользователь, как он принял решение о покупке.

На первый взгляд, все очевидно, но сейчас можно с уверенностью сказать, что понять собственный продукт нам помогли именно ответы первых покупателей. Это звучит странно, но видение создателей сервиса далеко не всегда совпадает с тем, за что платит пользователь. Мы старались связаться со всеми нашими покупателями: общались и со школьниками, и с их родителями, и с учителями. Очень многие не просто шли на контакт, а охотно помогали и искренне пытались сделать сервис лучше.

Это происходит и по сегодняшний день. Особенно нам запомнилась девочка Ира, которая регулярно присылала свои предложения, тестировала новые фичи и звала друзей. Ире безумно нравилось, что мы прислушиваемся к ее предложениям и быстро их внедряем.

Тесты - наше все

Начался бурный рост: в сентябре пришлось сменить сервер из-за наплыва пользователей, в октябре мы пробили отметку в 50 тысяч регистраций, к концу февраля 2016 года было уже 145 тысяч пользователей. С сентября мы подняли средний чек с 1000 до 2600 рублей и при этом увеличили конверсию в два раза.

Все это время мы, с одной стороны, расширяли и улучшали наш контент (сейчас у нас девять предметов и более 40 тысяч задач), а с другой - очень плотно работали с каждым шагом в воронке продаж, выдвигали и тестировали огромное количество гипотез. Вот несколько вопросов, по которым мы проводили тесты:

  • Что лучше: потребовать регистрацию в самом начале или дать попользоваться продуктом и потом уже предложить зарегистрироваться?
  • Какие тарифы оптимальны в долгосрочной перспективе?
  • Различается ли паттерн обучения у мальчиков и у девочек?
  • Как влияет объем бесплатного контента на конверсию в покупку после достижения пейволла?
  • Какие слова в рекламных объявлениях лучше всего влияют на выручку?

При тестировании важно не забывать про два момента:

  • Тестировать нужно значимые вещи.
  • Нужно считать доверительные интервалы по каждому каналу теста и проверять, что они расходятся. Иначе достоверно интерпретировать результаты теста будет невозможно.

Отдельно стоит рассказать про реферальную программу: именно она помогла нам построить работающий бесплатный канал привлечения новых пользователей. Мы не стали изобретать велосипед и взяли за основу программу Gett: пользователь дарит друзьям свой промокод на покупку, после которой ему начисляется бонус. Но школьники - специфическая аудитория. Крайне важно объяснить подростку, что он не обманывает своих друзей: выгода и для него, и для друга будет одинаковой. Второй важный аспект - размер скидки, его мы также определяли в тестах.

Как только мы внедрили монетизацию и стали получать первые покупки, задались резонным вопросом, насколько хороша наша конверсия. Тогда мы столкнулись с проблемой, которая наверняка актуальна для многих стартапов: в открытом доступе почти нет данных о ключевых бизнес-показателях по целевой аудитории схожих продуктов.

Охотно делимся знаниями, которые приобрели о сегменте онлайн-подготовки к ЕГЭ: 0,5–1% - плохая конверсия, 1–2% - средняя, 2–2,5% - хорошая. Понятно, что есть более конверсионные каналы, а есть менее конверсионные. Чем уже делать сегменты, тем больший разброс в конверсии можно получить. Здесь речь идет про общие средние ориентиры - возможно, эти данные кому-то пригодятся.

Геймификация в образовании

Огромная проблема большинства школьников - отсутствие интереса к обучению и мотивации. Кем-то, конечно, движет страх перед экзаменом, кого-то заставляют родители, но «морковка сзади» без «морковки спереди» не работает: нужен настоящий драйв и неподдельный интерес.

Геймификация уже давно массово используется в образовательных проектах: Duolingo, Lingualeo, Classcraft, Khan Academy, Codecademy и во многих других. Умные книжки рассказывают о том, как классно использовать геймификацию, но почти никто не делится результатами ее внедрения. Это естественно, ведь геймификация складывается из множества разных механик и элементов, эффект от которых не всегда можно быстро оценить.

Мы внедряли многие элементы последовательно и старались измерять, какой эффект дает каждый из них. Вот небольшая часть полученных результатов.

Бейджи (значки за определенные действия):

  • +23% к количеству решаемых задач;
  • +20% к Retention седьмого дня;
  • +8% к конверсии.

Боссы (контрольные работы были представлены в виде битвы с боссом):

  • +17% к показателю пройденных контрольных работ и к числу тех, кто дошел до пейволла;
  • +40% к количеству попыток пройти контрольные на одного пользователя.

Очки и уровни:

  • +15% к количеству решаемых задач;
  • +8% к Retention седьмого дня.

Конечно, геймификация - это цельная система, которую неверно было бы рассматривать как набор отдельных элементов. Без единого принципа мотивации, выстроенного вокруг психологических типов конкретной аудитории, она будет работать крайне неэффективно. Мы пока что ищем и тестируем разные механики, и эта тема для нас далека от завершения.

Пользователи - лучшие модераторы

Контентные проекты так или иначе сталкиваюся с наличием ошибок. В любой книге можно найти опечатки, в любом справочнике есть устаревшие данные. Для образовательного проекта эта проблема может быть губительна: школьники должны быть уверены, что учатся по правильному материалу.

Мы стараемся измерять как можно больше сигналов от пользователей, и это позволяет нам существенно улучшать контент без привлечения огромных средств на тотальную проверку. Для каждой задачи мы смотрим на среднее время, затраченное на ее решение, и количество предпринятых попыток, ищем задачи, наиболее похожие на нее, и так далее. Самый проблемный контент можно легко выявить только по этим данным.

Например, если процент правильных решений у какой-то задачи гораздо меньше, чем у подобных ей - возможно, она просто очень сложная. Для таких задач мы пишем подробное решение в первую очередь. Но в большинстве случаев это означает, что в условии задачи или в ответе содержится ошибка - и мы ее оперативно исправляем.

Помимо этого, пользователи могут через специальную форму пожаловаться на задачу, указав причину и подробный комментарий. Это еще более ценная, точечная информация от наиболее лояльных пользователей. За пару месяцев с помощью школьников мы улучшили наш контент так, что число жалоб сократилось на два порядка, и большинство из них носит некритичный характер: опечатки в словах, некорректное форматирование текста и так далее.

Что впереди

Мы начали с нуля всего год назад, но уже много узнали про рынок, про наших пользователей, их проблемы и наши объективные возможности их решать. Главное, что дети, купившие доступ к нашему продукту, скажем, за 5000 рублей, через несколько месяцев нисколько не жалеют о покупке и продолжают пользоваться «Экзамером», активно советуют его друзьям и помогают делать сервис лучше, причем число таких пользователей постоянно растет.



Рекомендуем почитать

Наверх