Информационный метаболизм инженерного объекта. Соционика: типы информационного метаболизма. Психологическая теория

Для Андроид 15.05.2019
Для Андроид

В непрерывном обмене энергией и информацией со средой (метаболизм энергетический и информационный) каждый живой организм, от простейшего до самого сложного, стремится сохранить свой собственный порядок. Утрата этого порядка равнозначна смерти, являя собой победу второго закона термодинамики (энтропии). Вопреки видимости постоянства живой системы ни один атом в ней не остается тем же самым; через относительно короткое время он заменяется атомом из внешней среды. Постоянной остается только структура, своеобразный порядок, специфический для данного организма. Это своеобразие, или индивидуальность, относится к порядку на уровне биохимическом (своеобразие белков), физиологическом, морфологическом, равно как и на уровне информационном.

Этот последний род порядка относится к сигналам, получаемым из окружающего мира и специфическим реакциям на них. Благодаря информационному метаболизму <моим> становится не только собственный организм, но также и окружающий мир, который своеобразным способом воспринимается, переживается и на который индивид своеобразно реагирует. По мере филогенетического развития нервной системы информационный метаболизм играет все большую роль по сравнению с метаболизмом энергетическим.

Сохранение специфического для данного организма порядка требует от него постоянного усилия, которое является условием жизни. Усилие жить, которое противостоит энтропии, частично экономится благодаря биологической наследственности. Благодаря ей своеобразный порядок переносится от поколения к поколению. Половое воспроизводство обеспечивает большее разнообразие структур, так как генетический план, возникающий из соединения двух половых клеток, является новым планом, а не точной копией материнской клетки, как в случае асексуального воспроизводства. Это последнее напоминает техническое производство, при котором создаваемые модели являются точной копией прототипа.

Человек, помимо биологического наследования, располагает наследованием социальным, благодаря которому может овладевать материальными и духовными ценностями. Усилия тысяч поколений, связанные с развитием речи, формированием знаний о мире, ценностей моральных и художественных, технических устройств и т. д., передаются ему, начиная с рождения. Если бы он был лишен этого наследства, он вынужден был бы все начинать сначала. Развитие культуры было бы невозможно.

Проблема порядка интегрально связана с проблемой власти. Чтобы окружающую среду преобразовать в свой собственный порядок, структуру собственной системы, необходимо сначала эту часть среды добыть, стать ее хозяином и властителем. Борьба за территорию, на которой живут, присуща не только человеку, но и животным и даже растениям. Попытка захвата территории путем вторжения вызывает у животных реакцию либо агрессии, либо бегства; банальный пример — собака, рычащая на того, кто хочет отобрать у нее кость. Социология животных дает много интересных примеров как борьбы за власть, так и формирующейся в группах животных иерархии.

Проблема власти существует также внутри многоклеточных организмов. В многомиллиардном <обществе> клеток должен существовать определенный порядок. Этот порядок закодирован в генетической субстанции, которая составляет существенный компонент любого клеточного ядра. Оно является <доверителем (поверенным)> клетки. Без него она не может существовать. Эндокринная и нервная системы выполняют в организме роль как бы вспомогательную в отношении генетического плана, усиливая его интегрирующую деятельность, моделируя план деятельности в зависимости от актуальных потребностей организма и условий среды.

Опухоль можно было бы определить как <бунт> клетки против обязательного в данном организме порядка. Опухолевые клетки, освободившись от общей дисциплины, свободно, <не считаясь> с остальным организмом, реализуют свои права на сохранение своей жизни и жизни своего нового вида. Они разрастаются и размножаются за счет других, <не взбунтовавшихся> клеток.

Глядя на организм целостно, нельзя миновать проблемы власти; она присуща даже организмам, стоящим на самых низших уровнях филогенеза. Чтобы жить и размножаться, требуется завоевывать окружающий мир. Эта проблема, как и многие основные моменты человеческой жизни, выступает в патологически преувеличенном виде также в шизофрении. Больной, особенно в остром периоде шизофрении, в своих патологических переживаниях часто осциллирует между чувством божественного всемогущества, в котором он читает мысли людей, управляет их волей, управляет ходом событий на земле и Во Вселенной и чувством полной утраты власти, когда другие читают его мысли, управляют его действиями, речью и мыслями, когда он чувствует себя автоматом, лишенным власти над окружающим миром. В предболезненной жизни шизофреников часто на первый план выступают трудности завоевания своего места в окружающем мире и адекватного решения дилеммы <управляю — управляют мной>.

Проблема власти связана не только с законом сохранения жизни, но также и с законом сохранения вида и с информационным метаболизмом. В первом случае власть односторонняя, а во втором и третьем — двусторонняя. Та часть окружения, которая должна быть уничтожена и поглощена, чтобы доставить организму необходимую для жизни энергию, уже не имеет над ним власти. В сексуальных и эротических контактах власть двусторонняя. Индивид становится господином и невольником своего партнера. В обмене сигналами с окружением индивид вынужден принимать порядок окружения, одновременно стараясь навязать ему свой собственный.

Три рода власти над окружением определяет одно и то же притяжательное местоимение <мой>. <Моими> являются: пища, квартира, деньги и т. д., предметы, обеспечивающие закон сохранения жизни. <Моими> являются лица, обеспечивающие закон сохранения вида; в узком значении сексуальный партнер, в широком — лица, принадлежащие к тем же самым социальным группам: семейной, национальной, религиозной, профессиональной, классовой и т. п., ибо в основе социальных связей разного рода лежит закон сохранения вида. Семейная группа — самая простая и самая ранняя их форма — является непосредственным результатом этого закона. <Моими>, наконец, являются собственные переживания, впечатления, чувства, мысли, приобретенные знания, решения и действия. Сигналы, поступающие из окружающего мира, своеобразным образом упорядочиваются, обусловливая специфическую реакцию на них.

Информационный метаболизм, определенный Павловым как рефлекторная деятельность, расширяет сферу власти организма над окружающим миром. <Моим> становится не только та часть окружения, которая ассимилируется самим организмом, и не только та, преходящая связь, с которой обусловливает появление нового организма, но значительно более широкий круг окружающего мира, минимальные количества энергии которого, не играющие никакой роли в энергетическом метаболизме, становятся сигнальными, обусловливающими поведение организма. Информационный метаболизм является подготовительным шагом к вступлению в ассимиляционный и репродуктивный контакт с окружающим миром. Прежде чем стать <моим> в смысле создания субстанции собственного организма или сексуального соединения, он должен стать <моим> в смысле ориентирования в нем. Организм должен <знать>, как в нем двигаться, чтобы удовлетворить два основных биологических закона: сохранения жизни собственной и вида.

По мере филогенетического развития информационного метаболизма, который существует в каждой клетке в форме ее способности принимать сигналы из окружения и реагировать на них и который в многоклеточных организмах становится, прежде всего, функцией специализированных в этом направлении клеток (получение сигналов — рецепторы, реагирование — эффекторы, а перенос и упорядочение их — нервные клетки), жизнь становится все больше приготовлением к жизни, если, как ее сущность, принимается выполнение двух основных биологических законов. Напротив, в простейших организмах жизнь замыкается в выполнении этих законов, а маргинес приготовления у них минимален. Окружающий мир служит им только для преобразования его в собственную структуру организма, становится полностью <моим> миром, либо, если это условие не выполняется, грозит гибелью, разрушением собственного порядка, что равнозначно смерти. Если бы попытка воссоздать переживания на этом уровне филогенеза не была излишним фантазированием, то можно было бы предположить, что они осциллируют между чувством всемогущества и чувством угрозы смерти; мир либо полностью <мой>, либо совершенно чужой, причем чуждость означает смерть.

Удовлетворение основных биологических потребностей связывается с приятными переживаниями, неудовлетворение — с неприятными. <Мой> мир притягивает, а <чужой> отталкивает. Власть над окружающим миром поэтому является источником удовольствия, а ее отсутствие — источником неприятных чувств. <Чужой> мир возбуждает страх и агрессию; стремятся от него бежать или его уничтожить.

Что касается власти над окружением, то существуют определенные аналогии между описанной ситуацией и той, в которой находится человек в начале своего онтогенетического развития, когда его сигнальная система еще функционально очень слабо развита. Подобно низшим формам жизни, в эмбриональном периоде и младенческом возрасте он полностью зависит от его окружения, без него перестает жить. Окружение принадлежит исключительно ему; он имеет над ним полную власть, ибо оно выполняет все его потребности, либо, если это не так, ему грозит смерть. Многие психиатры, особенно те, которые занимаются переживаниями раннего детства, считают, что чувство всемогущества и неразличение между собственным миром и миром окружающим характерно для младенца. Достаточно частое проявление переживаний этого типа в шизофрении считается регрессией к самым ранним периодам развития. Деспотизм общепризнанно считается осевым проявлением эмоционального инфантилизма. Абсолютная власть связывается с абсолютной зависимостью. Властитель, подобно младенцу без матери, не может существовать без своих подданных. Он также утрачивает границу между собой и подчиненным ему окружением, как у Людовика: .

Развитие сигнальной системы уменьшает зависимость организма от окружения. Контакт с ним не означает необходимости захвата окружения в свое полное обладание, при котором оно полностью преобразуется в структуру организма. Не означает также обратной ситуации, когда живой организм преобразуется в структуру окружения.

Контакт о окружением утрачивает остроту альтернативы: <победить> либо <стать побежденным>, при которой собственная победа означает смерть окружения, а победа окружения — собственную смерть. Борьба с окружением продолжается дальше, так как она составляет смысл жизни, если мы трактуем ее как стремление сохранять собственный порядок ценой порядка окружения. Однако победы и поражения утрачивают свой драматический аспект <быть или не быть>, а приобретают характер борьбы <понарошку>, как бы игры с окружением. В этой борьбе можно быть безболезненно побежденным окружением; тогда принимается его порядок; на этом, в конце концов, основывается дисциплина в смысле научения порядку окружения; можно также быть победителем, свой порядок навязать окружению, не уничтожая его при этом, как в случае энергетического обмена со средой. Эти <забавы> с окружением становятся самоцелью. Их можно наблюдать даже на очень низких уровнях филогенеза. Хейзинговское homo ludens, как видно, относится не только к человеку.

Взаимодействие с окружением в смысле принятия сигналов и реагирования на них, при котором оказываешься то победителем, то побежденным, составляет необходимое условие насыщения информационного метаболизма, без которого не мог бы развиваться энергетический метаболизм и репродуктивный контакт с окружением. Иначе говоря, нельзя войти в существо жизни, не пройдя через изолирующую среду игры с окружающим миром, контакт с которым основывается на обмене информацией. Как отмечалось, по мере развития сигнальной системы, эта изолирующая сфера становится все более широкой. Шизофренический аутизм, или прерывание информационного метаболизма, приводит в крайних случаях к нарушению в энергетическом метаболизме (больной, например, перестает есть) и почти, как правило, уничтожает закон сохранения вида.»

Взаимодействие с окружением в смысле принятия сигналов и реагирования на них, при котором оказываешься то победителем, то побежденным, составляет необходимое условие насыщения информационного метаболизма, без которого не мог бы развиваться энергетический метаболизм и репродуктивный контакт с окружением. Иначе говоря, нельзя войти в существо жизни, не пройдя через изолирующую среду игры с окружающим миром, контакт с которым основывается на обмене информацией. Как отмечалось, по мере развития сигнальной системы, эта изолирующая сфера становится все более широкой. Шизофренический аутизм, или прерывание информационного метаболизма, приводит в крайних случаях к нарушению в энергетическом метаболизме (больной, например, перестает есть) и почти, как правило, уничтожает закон сохранения вида.

Эволюционный скачок, каким было возникновение человека, в общем, относится к развитию сигнальной системы, не пропорциональному по сравнению с другими системами организма, особенно той ее части, которая, прежде всего, служит интеграции сигналов входящих и выходящих из организма, т. е. коры мозга. Миллиарды корковых клеток обеспечивают невероятное богатство способов обмена информацией с окружением (функциональных структур), из которых в течение жизни используется лишь небольшой процент. В этом проявляется принцип расточительной экономии, довольно распространенный в живом мире. Соответственно этому принципу, лишь малая часть существующих в природе генетических планов оказывается реализованной в зрелых организмах. Также и отдельные органы работают, реализуя лишь в малой степени свои возможности. Давление окружения, особенно социальной среды и социального наследования, вынуждает к развитию только тех форм взаимодействия с окружением, которые принимаются в данном культурном кругу и в данной эпохе. Возможно, без этого внешнего давления социальной дисциплины возник бы хаос. Может быть, в бессознательном страхе перед этим хаосом человек с самого начала своего существования измысливает всевозможные способы закрепощения свободы равно людей, животных и растений, с которыми находится в контакте, как и самого себя. Там, где мы находим решетки и кандалы, с большой вероятностью можно принять, что имеем дело со следами человека.

Стремясь смотреть на проблему порядка и дисциплины глазами тех, что прошли через концлагеря, трудно оспаривать правильность приведенных выше слов Яна Мёдоньского. Стремление к порядку и дисциплине достигло там апогея чудовищного абсурда. Третий Рейх уже рушился, а <концерны> смерти продолжали исправно действовать и даже увеличивали свою <производительность>. В них дольше всего удерживалась идея <Майн Кампф>, ибо они явились квинтэссенцией этой идеи. Гитлеровская концепция улучшения мира была исключительно простой: уничтожить все то, что угрожает чистоте расы <сверхчеловеков>, прежде всего — ликвидировать евреев. После этого акта уничтожения должен был наступить <рай великолепных людей>. Концепция эта не нова в истории человечества, но никогда не была столь просто сформулирована и столь последовательно проводима.

Любой социальной идеологии, а было их в ходе истории немало, присуще отвращение к тому, что с ней не согласуется, прежде всего к тем, кто ее не признает. Образ мира упрощается до черно-белого, люди делятся на <верующих> и <неверующих>; первые — хорошие, вторые — плохие. Внутренняя борьба между различными возможностями активности, которую в собственной оценке ощущают как борьбу добра со злом, переносится вовне. Принимая готовую форму активности, редуцируют собственную неуверенность, колебания между альтернативными возможностями, становятся носителями добра, в собственном представлении. Злом становится то, что вовне и с этой формой не согласуется. Принятие готовой структуры извне облегчает внутреннюю интеграцию; динамический порядок превращается в статический, колеблемый тростник преобразуется в статую. Такой статуей был человек Третьего Рейха; он шел прямо вперед к цели, поставленной вождем, топча и уничтожая все стоящее на пути.

Развитие сигнальной системы у человека, особенно высшей формы сигнала, каким является слово, позволяет ему несравнимо более совершенным, нежели у животных, образом пользоваться готовыми функциональными структурами. Вместо того, чтобы вырабатывать их заново, он выучивает их от социального окружения. Дисциплина является необходимым условием ассимиляции таких готовых форм поведения и социального окружения. Принятие их награждается, отвергание — наказывается. Формируется внутренняя система, контролирующая поведение индивида, ощущаемая им как <социальное зеркалом (<что обо мне подумают>).

Существенной чертой каждой сигнальной системы, как технической, так и биологической, является способность самоконтроля. В принципиальной схеме такая система представляется следующим образом: сигналы извне переводятся на специфический язык системы (например, электрический импульс в электронных машинах, нервный импульс в нервной системе). Преобразованные сигналы интегрируются соответственно какому-то плану (данному извне в форме программы в случае технических систем, возникшему внутри системы в случае биологических систем). Результат интеграции в форме приказа поступает к эффекторам (например, мышечным клеткам в биологических системах). В них внутрисистемный сигнал преобразуется в сигнал внесистемный, иначе говоря: собственный язык системы преобразуется в язык, понятный для ее окружения. Последний этап в обмене сигналов между системой и его окружением составляет обратная связь; именно от нее зависит способность самоконтроля системы. Она основывается на том, что часть сигналов, выходящих из системы, в нее возвращается. Благодаря этому план системы никогда не бывает жестко фиксированным, но изменяется в зависимости от возвращающихся сигналов, которые информируют о том, как он был выполнен и какие изменения вызвал в окружении. В нервной системе можно найти много примеров обратной связи. На наивысшем уровне интеграции деятельности нервной системы, на котором данная активность становится осознаваемой, то, что соответствует механизму обратной связи, переживается как способность самоконтроля. <Социальное зеркало> соответствовало бы обратным сигналам, которые информируют о том, какой эффект в окружении вызвало наше поведение, а то, что называют совестью, возникало бы из соединения этих обратных информации с наиболее общим, а тем самым сознательным планом активности.

Аналогии между энергетическим метаболизмом и информационным подтверждают верность известного выражения <психическое несварение>. Современный человек, несмотря на то. что живет в необыкновенно интересное время, часто бывает пресыщен им, не может переварить то, что к нему непрестанно поступает, не в состоянии из хаоса информации создать какой-либо порядок. Это напоминает ситуацию переполненного яствами стола, когда человек больше уже не в состоянии съесть, и самая вкусная еда вызывает у него только позывы к рвоте. Упоминавшаяся уже трудность разрядки творческих тенденций обусловливает то, что потребительская тенденция преобладает над творческой. А это, в свою очередь, ведет к <перееданию>, чувству скуки, поиску сильных впечатлений. С другой стороны, сигнал, высылаемый в окружение, чтобы быть им воспринятым, должен также быть <сильным ударом>. Только сильный стимул может пробиться через охранный барьер безразличия. Достаточно обычные ныне симптомы безразличия в отношении несчастья другого человека (например, когда безразлично проходят мимо уличного происшествия) являются предметом отрицательной моральной оценки нашего поколения. С другой стороны, однако, трудно винить в безразличии человека, который по телевидению видит вьетнамских детей, опаленных напалмом, сцены из гитлеровских концлагерей, людей, умирающих в Индии с голоду, и т. п. Избыток информации о человеческих страданиях вызывает, в конце концов, безразличие; с психологической точки зрения — это защитный механизм. Узники в концлагерях также становились безразличными к виду трупов, несчастья, грязи и человеческого страдания; становясь впечатлительными, они не смогли бы пережить лагерь. Безразличие к человеческому страданию является одним из проявлений <психического несварения>.

Положительной стороной сгущения информации является необходимость селекции. Требуется самому выбирать, что стоит принять, а что лучше отбросить. Возрастает критицизм. Снижается ценность авторитетов. Совершенствование средств коммуникации не пошло им на пользу. Чтобы сохранять престиж власти, следует держаться на безопасном расстоянии от подданных. Правда, существуют сказки о добрых властителях, которые переодетыми в крестьянские одежды ходят среди бедных, но в действительности они всегда жили в изоляции. Одиночество является атрибутом власти. Даже нервная система, которая в организме играет роль властителя (управляющей системы), является более изолированной относительно других органов и систем организма. Величие власти на близком расстоянии уменьшается. Поэтому телевидение и другие средства распространения информации, возможно, опаснее для авторитетов, чем все другие современные явления, влиявшие на их девальвацию (например, высокий темп изменений).

В биологии существует термин – метаболизм, что дословно означает обмен, усвоение и переработку. Пища, поступившая в организм, расщепляется на многочисленные составляющие и поступает в клетки. Иными словами физиологический процесс энергетического метаболизма означает обмен веществ и подразумевает жизнь организма на биологическом уровне.

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил энергетический метаболизм (ЭМ) с усвоением и обработкой информации психикой человека. Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) заключается в том, что внешние информационные сигналы уподобляются пище. По аналогии с энергетическим метаболизмом клеток, Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека. А. Кемпинский ввел такой образ: “Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации”.

Информационный метаболизм – это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Именно поэтому соционика имеет и второе название – теория типов информационного метаболизма .

Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид “системы фильтров” для обработки информации. Это юнговские функции (логика, этика, интуиция, сенсорика). Доминирующие функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые.

Представим, идет урок математики. Учитель выдает поток абстрактной, логической информации: формулы, параболы, синусы и косинусы. Одному ученику (например, представителю типа “логико-интуитивный интроверт”) они попадают на сильную функцию логики, другому же (например, представителю типа “сенсорно-этический экстраверт”) – на слабую. Естественно, первый легко поймет и запомнит структуру доказательства, а второму это дастся значительно труднее. Если они захотят после урока обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. Одному понравились логические выводы и построения, а другому запомнились эпитеты и сравнения преподавателя, красота и плавность линий, особенно, если они начерчены цветными мелками.

В различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами личности. В связи с тем, что различия в типе личности – это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы можем называть типами информационного метаболизма (типами ИМ).

Соединение типологии К.Г. Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского стало основополагающим открытием А. Аугустинавичюте в соционике.

Итак, соционика – наука о типах информационного метаболизма и об интертипных отношениях

Как у каждой науки, у соционики есть свой предмет изучения и свой метод.

· Предмет соционики – изучение процессов информационного обмена человека с окружающим миром и их влияние на психику человека.

Главное отличие соционики от психологии - в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики - социотип , а не психотип.

Соционика и психология используют различные методы исследования.

Психология - это наука с преобладанием индуктивного метода, при котором накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения. Безусловно, индуктивный метод исследования обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, создает трудности в систематизации и истолкованием понятий.

Соционика использует дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и хорошо приспособлена к компьютерной технике и математическому моделированию.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования - это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

· Метод диагностики в соционике – определение типа информационного метаболизма по базису Юнга и соционическим моделям.

Еще одна проблема заключается в том, как зафиксировать константу индивида. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков "этика-логика". Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака "логика". Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? - Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков.

Психологические типы А. Аугустинавичюте

Аушра Аугустинавичюте долгие годы пыталась разобраться в основе человеческих отношений, стараясь понять, почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность? “Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других, – пишет Аушра, - мечтали многие, удавалось немногим”.

В связи с этим, Аушра проштудировала труды многих психологов и психиатров, но в них в основном давалась классификация психологических отклонений и акцентуаций характера. Как же быть со здоровыми, нормальными людьми? Познакомившись с типологией К.Г. Юнга, она подробно изучила ее и “открыла шифр”. Дело в том, что долгие годы было распространено мнение ученых, что юнговская типология слишком сложна и “работает” только в руках автора. Ему вменялась ненаучность, неясность и непонятность используемой терминологии. А. Аугустинавичюте удалось доказать обратное. Она не только применила ее на практике, но и значительно расширила и углубила идеи Юнга, приняв его исследования за исходную гипотезу.

Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо:

Мышление, чувство, интуиция, ощущение

появились

Логика, этика, интуиция и сенсорика

Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:

Экстраверсия – интроверсия

Логика – этика

Интуиция – сенсорика

Кемпинский прославился не только в польском, но и в мировом научном мире своими работами по теории информационного метаболизма В работе «Экзистенциальная психиатрия» А. Кемпинский описывал концепцию информационного метаболизма в сжатом виде следующим образом:

«В сигнальном метаболизме, то есть в получении информации из окружения и реагировании на неё (реакция организма, в свою очередь, является сигналом для окружения), существуют законы, аналогичные законам энергетического метаболизма, а именно, закон специфичности структуры и закон равновесия между анаболическими и катаболическими процессами. Подобно тому, как субстанции, ассимилируемые организмом, разбиваются на основные элементы из которых организм строит собственную структуру, потоки информации, поступающие извне, преобразуются в специфические структуры (отсюда правильность утверждения, что каждый живёт в своем собственном мире). Способность интеграции является одной из самых существенных черт нервной системы. Количество энергии, поступающей в организм благодаря его анаболическим процессам (построение), в общем, уравнивается с количеством энергии, выходящей благодаря процессам катаболическим (распада)… Аналогично существует определённое равновесие между информацией, принимаемой из окружения, и высылаемой в него… Аналогии между энергетическим метаболизмом и информационным подтверждает верность известного выражения „психическое несварение“… Современный человек часто…не может переварить то, что к нему поступает, не в состоянии из хаоса информации создать какой-либо порядок… Положительной стороной сгущения информации является необходимость селекции. По мере развития … все более богатым становится обмен сигналами с окружением, благодаря чему модель окружающего мира лучше соответствует действительности, а формы реагирования становятся разнообразнее. Человек достиг в этом максимального развития, и можно было бы рискнуть сделать утверждение, что „информационный метаболизм“ играет у него большую роль, нежели энергетический»



КЕМПИНСКОГО ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА

Kepinski A.]. Рассмотрение психической деятельности человека в норме и патологии с позиций теории информации. Раздражители внешнего мира воздействуют на "Я" через границу, отделяющую внутренний мир от внешнего, этот процесс протекает по законам селекции, предполагающим две основные тенденции - ассимиляция и отклонения, элиминации. Ассимиляция внешних раздражений приводит к возникновению соответствующих функциональных структур, обусловливающих те или иные психологические реакции. Такая организация поступающих извне раздражений носит характер отрицательной энтропии. Взаимоотношения между селективными тенденциями определяются потребностями организма, то есть потребности определяют характер основополагающей тенденции и возникновение функциональной системы. Ассимилятивная тенденция достигает максимальной выраженности в плане сексуальной деятельности, направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рассматривается как выражение чувства агрессии и может иметь значение не только индивидуальное, но и социальное.

Психические расстройства рассматриваются как патология границы, через которую осуществляются информативные связи организма с внешним миром. Так понимается генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений при неврозах.

Мы живем в мире одушевленных и неодушевленных предметов. Первые сложнее вторых. Кроме того, с нашей точки зрения, первые образуют закрытые системы, противопоставляющие себя всему остальному миру, и потому являются неким повто- рением его параметров.

То есть своим организмом, а также психикой могут отразить и отражают весь окружающий мир во всей его сложности. Живое противопоставляет себя окружающему миру, неживое - сливается с ним.

«Непосредственное» взаимодействие тел, столкновение - редкое явление. Лишь потому так редки «катастрофы» в космосе, что небесные тела взаимодействуют «издалека» - посредством поля. Живые организмы тоже взаимодействуют через поля. С точки зрения наблюдателя, поле организма - сумма отношений одного тела с другими телами. Психика индивида это взаимодействие воспринимает как всевозможные чувства.

По нашим наблюдениям, каждый организм из окружения получает как бы двоякую информацию: 1)

ощущения, которые формируются в восприятия и приносят информацию о качествах и состоянии тел; 2)

ощущения, которые формируются в чувства и приносят информацию о полях.

Информация, которую получает психика человека, ее количество и качество определяются средой, обеспечивающей сигналами-раздражителями, и качеством, силой, развитостью, тренированностью принимающих информацию систем. Человек с острым зрением, острым слухом, развитым обонянием больше узнает об окружающей действительности. Человеку с сильными тонкими чувствами та же действительность дает гораздо более полную информацию, помогает стать творческой личностью - писателем, композитором,.ученым.

Хотя известно, что физический мир не знает тел без полей, значимость тех же полей в жизни биологических существ в такой же мере не учитывается. Как будто живые организмы живут не по тем же законам, как будто они «вне физики». И при этом не замечается, что чувства человека - объект изучения психологии - не что иное, как проявление того же поля. И что половина человечества - все интроверты - ориентируются в мире не на объекты, а на свои чувства, на свое отношение к ним.8

Непонимание физической природы чувств человека приводит к постоянному смешиванию чувств и эмоций, которые являются лишь формой проявления возбужденности или подавленности эндокринной системы тела.9

Восемь аспектов отражения. Исследование восприятия разных людей показало, что оно имеет восемь аспектов: четыре аспекта состояния тела и четыре аспекта состояния полей. В психике людей они явно обособляются друг от друга и даже различаются степенью осознанности. Человек ими пользуется по-разному. Кроме того, какой-то один аспект восприятия тел у экстравертов (интровертный) и один аспект восприятия полей у интровертов (экстравертный) являются ведущими или исполняют - как это назвал К. Г. Юнг - роль «первой функции».10

Четыре аспекта восприятия тел

(Восприятие интроверсии объекта) 1.

Восприятие внешности и форм объектов. Этой части восприятия присвоим символ 2.

Восприятие внутреннего содержания и структуры объектов.

Символ? 3.

Восприятие внешней динамики объекта, его передвижения в пространстве.

4. Восприятие внутренней динамики объекта, происходящих в нем изменений.

Четыре аспекта восприятия отношений

(Восприятие экстраверсии объекта) 1.

Восприятие внутренней ситуации объекта.

Символ О 2.

Восприятие времени.

Символ А 3.

Восприятие места в пространстве объекта.

Символ? 4.

Восприятие притяжения-отталкивания объекта.

Это четыре составные части отношений одних объектов с другими объектами. Или - четыре качественно разных способа их корреляции. Объект в среду других объектов вписывается этими четырьмя отношениями.

Обобщая, можно сказать, что А - время и О - внутреннее состояние - две формы взаимодействия между процессами (объект в процессе). А Ь - притяжение объекта и? - познание мест объекта в пространстве - две формы взаимодействия между объектами (объект в статике). Первые вслед за К. Г. Юнгом будем называть иррациональными элементами, остальные - рациональными.11

Каждый из вышеприведенных аспектов восприятия рассмотрим более подробно. То есть попробуем перечислить, какую именно информацию каждый из них приносит человеку и какими особыми свойствами отличается человек, когда соответствующий аспект в его психике является ведущим. Следует подчеркнуть, что ведущий аспект восприятия определяет тип интеллекта человека, потому что дает способность воссоздать все когда-либо познанное именно по этому аспекту.

Каждому аспекту отражения мира мы присвойли символы и условные названия. Они появились после определенных изменений в терминах, которыми пользовался К. Г. Юнг:.

Черная интуиция А - белая интуиция!? - черная этика СЬ - белая этика

Черная сенсорика О - белая сенсорика?

Черная логика?

Белая логика9

А Черная интуиция. Воспринимается информация о потенциальной энергии объектов, например информация о физических и психических способностях и возможностях человека. Это восприятие дает способность понимать структуру объектов и явлений, разобраться в их внутреннем содержании. Им определяется способность или неспособность человека видеть реальные потенциальные силы окружения.12

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается познавательными интересами. Он постоянно занят изучением глубинных явлений, которые довольно успешно доводит до других, сложное превратив в простое. Любит объяснять другим то, что сам понял. В благоприятных условиях становится ученым или писателем.13 Способен находить оптимальные способы для увеличения потенциальной энергии объекта. «Заряжает» других своим пониманием возможностей окружающих объектов.

Ь Черная этика. Воспринимается информация о процессах, которые происходят в объектах: в первую очередь, о происходящих в людях эмоциональных процессах, их возбужденности или подавленности, настроениях.14 Этот аспект восприятия дает способность разбираться в том, например, что людей возбуждает, а что подавляет. Им определяется способность или неспособность человека управлять своим эмоциональным состоянием, а также эмоциональным состоянием других людей.15

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается способностью индуцировать или передавать свои настроения другим людям, заряжать других людей своими эмоциями/ Способен активизировать духовную жизнь других людей, их эмоциональную готовность к активности. Можно сказать что у такого человека есть способность заражать других своими настроениями и склонность навязывать другим именно те эмоциональные состояния, которые он считает полезными для жизнедеятельности этих людей.16

То, что обычно называется эмоциями или проявлением эмоций человека, является не чем иным, как только формой непосредственного выплескивания этой внутренней возбужденности наружу, почти без использования ее в мышечной активности. Веселый человек, который смеется, выплескивает эмоциональный заряд, возбуждение в определенных движениях мышц лица и всего тела. Это может быть средством снятия перевозбуждения, когда напряжение не может быть использовано для той активности, которой оно предназначалось. Но это может быть и сознательным способом передачи своей

возбужденности другим людям - индуцирование своего внутреннего возбуждения в психике других людей. А вот, например, гнев - тоже способ снятия перевозбуждения, но он, как правило, направлен не на эмоциональное возбуждение, а на эмоциональное подавление и опустошение других людей, на уменьшение их активности или направление этой активности по строгому руслу.

Черная сенсорика. Воспринимается информация о том, что можно назвать «кинетической энергиейобъектов, например: информация о внешней организованности человека, его физических и энергетических данных, умении пользоваться своей волей, служебным положением, противопоставлять свою волю воле других людей. Это восприятие.дает способность видеть, какими запасами «кинетической энергии» отличается тот или иной человек и насколько он может быть полезным в деле. Им определяется способность или неспособность человека противопоставлять свою волю и энергию воле и энергии других людей.

Когда этот аспект восприятия является ведущим, человек отличается волевыми качествами. Он отличный организатор любого нового дела. Отличается способностями мобилизации людей на достижение цели, умеет пользоваться и управлять одушевленными и неодушевленными предметами. Умеет обращаться с вещами, воспроизводить по имеющимся примерам почти любые предметы. В этом проявляется его способность к организации материи. Такие люди отличаются стремлением к реализации"своей воли, энергии, сил, стремлением у к подчинению своей воле воли других. ?

Черная логика. Воспринимается информация о физической активности, поступках; о деятельности одушевленных и неодушевленных объектов. Это восприятие дает способность разбираться в происходящей. Им определяется знание и умение или неумение придумывать методы действия, отличать рациональные поступки от иррациональных, умение или неумение руководить работой других.

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается умением планировать свою работу и работу других людей, понимать логичность и алогичность процессов, корректировать в соответствии с этим рабочую активность других людей. Способность использовать самому и передавать другим наиболее рациональные способы действия.

А Белая интуиция. Любые процессы происходят во времени, то есть имеют корни в прошлом и продолжение в будущем. Время - это отношение между следующими друг за другом событиями. Этот аспект восприятия дает информацию о последовательности происшествий и поступков людей, о их причинной взаимообусловленности и об отношении самих людей к этому, то есть о чувствах людей, которые этой взаимообусловленностью событий вызываются.

Непосредственную информацию извне, то есть информацию, получаемую посредством первой сигнальной системы, индивид осознает как чувства к будущему, прошлому и настоящему. Например, чувство спешки, спокойствия или горячности, чувство своевременности или преждевременности, чувство надлежащего или ненадлежащего ритма жизни, чувство будущей опасности или безопасности, чувство ожидания, страх опоздать, чувство предвидения будущего, тревога о предстоящем и т. п.17 В любой из моментов своей жизни человек имеет какое-то чувство времени. Он не может жить вне времени или к нему никак не относиться. Потому составной частью его духовного состояния в любой момент жизни и является какое-то конкретное чувство времени. Этим аспектом вбсприятия определя: ется способность или неспособность человека прогнозировать и планировать будущее, уклоняться от возможных неприятностей, избегать ошибочных поступков, учиться на прошлом опыте.

Когда этот аспект восприятия вЬдущий, человек отличается стратегическими способностями, умением выбирать самые оптимальные моменты для проявления той или иной активности. То есть давать бой, когда это необходимо, и уклоняться от него, когда это является более правильным, как, например, всю жизнь поступал Кутузов.

Взаимодействие во времени можно назвать способностью избежать столкновения с объектами и тем самым - избежать их отражения в себе.

О Белая сенсорика. Внутреннее состояние в объекте мы рассматриваем как отношение между событиями, которые обуславливают друг друга. Этим элементом воспринимается информация о том, как процесс отражается на внутреннем состоянии. Это самочувствие и чувства людей, которые этой взаимообусловленностью вызываются. Взаимодействие в пространстве - не что иное, как отражение одного объекта в другом. Объекты отражаются в объектах, вызывая друг в друге определенные чувства. Непосредствейную информацию извне индивид осознает как чувства от происходящего. Допустим, чувство боли - это не что иное, как отражение в мозгу человека отношения между функционирующим организмом и происходящим в какой-то его части процессом, который этому функционированию мешает.

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек способен изменять качества окружающего пространства и самочувствие находящихся в нем людей. Он умеет избегать физического дискомфорта и охранять от него других. Это определяется способностью воссоздать однажды пережитые эстетические чувства. Отличным примером является Рубенс ( Ь), который создавал свои картины не с натуры, а по памяти о когда-то пережитых эстетических чувствах. Создавая картину, он стремился к воссозданию у зрителя определенного эстетического переживания. Такое творчество - возрождение объекта, обеспечивающего человека заданными автором эстетическими чувствами. Когда индивид с тем же типом ИМ сТряпает, он тоже начинает с того, что представляет себе, какой вкус будет иметь изготавливаемое блюдо. Эти люди способны отличать однажды пережитые эстетические чувства от новых. Умеют их коллекционировать и помнить. Видимо, потому среди «экстрасенсов»-диагностов много людей именно с таким восприятием. Это и способность противопоставлять свои эстетико-сен- сорные потребности соответствующим потребностям других людей, умение бороться за их удовлетворение, умение формировать и изменять.на более совершенные не только свои собственные эстетические вкусы и привычки, но и вкусы и привычки других людей. Можно сказать, что их отличает способность навязывания своего понимания эстетики и комфортабельной жизни другим людям. ?

Белая логика. К логическим относим чувства, которые возникают при сравнении одного объекта с другим на основе какого-либо объективного параметра. Например, чувство расстояния, веса, объема, ценности, силы, качественности.

Это чувства объективной оценки, которая в определенных случаях способствует активации или пассивации испытывающего их человека. Непосредственную информацию, получаемую посредством первой сигнальной системы, индивид осознает как чувство соразмерности и несоразмерности объектов, чувство равновесия или неравновесия между-ними, как чувство понимания или непонимания преимуществ одного объекта перед другим. Сюда относятся все чувства, которые вытекают из познанности или непознан- ности объектов и явлений: любознательность, уважение, страх, чувство логичности-алогичности. И в том числе - чувство собственной силы или бессилия перед тем или другим объектом.

Всю группу этих чувств назовем логическими. Их сумма - чувство логики человека. Есть люди с более или менее развитым чувством логики.

Можно сказать, что логические чувства несут информацию о познанности или непознанности, сравнимости или несравнимости объектов, о наличии или отсутствии равновесия между ними. Как и о пространстве и месте объекта в нем.

Они отличаются объективностью, потому что не учитывают интересов и потребностей самого человека, а лишь соотношение объективных качеств. Этим аспектом восприятия определяется способность или неспособность человека видеть объективные, логические отношения между объектами или их составными частями.

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается своей логичностью при оценке взаимоотношений объективного статического мира, то есть мира объектов.18 А также способностью изменять в желаемом направлении взаимоотношения между качествами разных объектов, а через это воздействовать и на объекты как носители этих качеств. Правильная оценка своих взаимоотношений с другими объектами дает человеку знание, каких ^объектов следует избегать, а на какие можно «охотиться». Он отличается способностью свою логику, то есть свое познание объективного мира, закономерностей и соотношений объективного мира, противопоставлять знаниям других людей. Отличается умением формировать и усовершенствовать не только свое собственное познание объективного мира, но и познание других людей. Это дает чувство силы при столкновении с логикой или алогичностью других людей.

Ь Белая этика. Это субъективное отношение между двумя носителями потенциальной или кинетической энергии, показывающее притягиваемость (или отталкиваемость) одного объекта или субъекта с другими объектами и субъектами. Благодаря этому элементу ИМ человек чувствует, какие объекты его притягивают, какие - отталкивают. Можно сказать, что этот аспект восприятия приносит информацию о нужности или.ненужности одного объекта другому, о наличии или отсутствии взаимных или односторонних потребностей.

Непосредственную информацию об этом аспекте объективного мира, информацию, получаемую по первой сигнальной системе, индивид осознает как потребность в определенных объектах, удовлетворяющих физические желания, желания культурнодуховного порядка и потребность в других людях. Это желания и интересы человека, направленные на одушевленные и неодушевленные предметы. В том числе чувства симпатли - антипатии, любви - ненависти, стремление приобрести какую-то вещь и т. п. Жадность или отсутствие жадности. Высшие чувства этого рода называют этическими, потому что взаимоотношения между потребностями людей в основном регулируются этическими нормами.19

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается умением видеть и оценивать желания - как свои собственные, так и других людей, он всегда знает, кто от кого и чего хочет. Способен противопоставлять свое познание субъективного мира познанию других, свои желания желаниям других. Отличается умением формировать и изменять не только свои желания, но и желания других людей. Он отличается и умением обеспечивать себя нужными отношениями с людьми, и уверенностью в своих возможностях влиять на других людей. Правильная оценка человеческих потребностей дает возможность избежать рискованных столкновений при удовлетворении собственных. Это порождает и способность манипуляции привязанностью других людей к себе, умение и старание манипулировать этическими чувствами других людей, старанием привести эти чувства к социальному идеалу.

Установка и представление. Чувства испытывают литпь к более или менее знакомым, известным предметам и явлениям. Нельзя испытывать чувств к совершенно незнакомому и неизвестному, пока к нему нет установки.20 Получается, что в основе любого чувства лежит установка, которая определяется опытом самого человека или передается ему другими людьми. По нашему мнению, установка при возникновении чувств играет ту же роль, что и представление об объекте при восприятии объекта. Хотя восприятие является первичным по отношению к представлению, однако, если в повседневной жизни человек не пользовался бы имеющимися представлениями, восприятие и оценка объектов просто заняли бы очень много времени. По-види- мому, и представления об объектах и процессах, и установки на отношения между объектами и процессами человеком используются как прошлый опыт, отсутствие которого чаще всего затрудняет функционирование. Однако исследования Д. Н. Узнадзе показали, что не все люди имеют установки, например, на чувство веса. Нам приходилось замечать, что у некоторых людей очень легко образуются установки на действия и поступки, то есть в повторяющейся ситуации они действуют по установке, не раздумывая. Допустим, если в каком-то месте привыкли сворачивать налево, то при изменившихся обстоятельствах, когда появляется потребность повернуть в том же месте направо, им очень трудно отказаться от прежней установки. Так, например, происходит с ТАП (ведущий - А). В то время как люди с ТИО такой установки совершенно не приобретают.

Вполне возможно, что ту же самую закономерность можно заметить и при использовании представлений, то есть что одни типы ИМ в конкретной действительности ими пользуются, а другие - нет. Без заранее сложившегося представления, по-видимому, обходятся те, которые полностью доверяют соответствующему элементу ИМ.

Установки могут быть более и менее «правильны». «Неправильная» установка приводит к чувствам и действиям, не адекватным действительности. Например, недавно в КНР бытовала установка на воробья как на птицу-вредителя. В условиях недостачи пищевых продуктов установка активизировалась и превратилась в чувство, что, избавившись от них, можно значительно увеличить урожай. Место этой установки заняла другая лишь после того, как все воробьи были перебиты, а урожай уменьшился.

Самочувствие человека. Когда говорим о самочувствии человека, есть склонность сводить это самочувствие к физическому, а самое большее - к физическому и духовному. -Но возможна и другая точка зрения. В более широком смысле самочувствие человека образовано из четырех самостоятельных форм или состояний, что соответствует четырем полетактам (см. рис. 4 и 6).

Если четыре аспекта восприятия тел условно поставить в соответствие четырем тактам двигателя внутреннего сгорания, то можно говорить о четырех тактах энергетического метаболизма организма или о четырех телотактах, как это показано на рис. 4. (?)21

Телотакты

Потенциальная энергия (нижняя мертвая точка);

масса и внутренняя картина объекта, его структура.

Ь - возбуждение (сжатие);

процесс превращения потенциальной энергии в кинетическую - изменение внутреннего тонкого строения объект, в том числе флуктуация.

Кинетическая энергия (верхняя мертвая точка - воспламенение);" внутренне мобилизованный объект, его тонкое строение и внешняя форма объекта. ?

Работа (рабочий ход);

расходование кинетической энергии объекта, изменение его координат и энтропия как результат обратного изменения тонкого строения объекта, его демобилизация, возврат в состояние покоя.

Организм постоянно находится в одном из четырех телотактов - иначе оборвалась бы жизнь.22 Из-за этого постоянного их присутствия телотак- ты можно считать устойчивыми параметрами организма.

Так как каждое изменение состояния тела ведет за собой изменение состояния поля, каждому те- лотакту соответствует определенный полетакт. Полный такт энергетического метаболизма (ЭМ) образован из одного телотакта и одного полетакта. Из всего мне известного создается впечатление, что в основе каждого полетакта лежат такие фундаментальные явления природы, как гравитационное и электромагнитное поля, гравитационные и электромагнитные волны. Потенциальной энергии, по-видимому, соответствует гравитационное поле, кинетической энергии - электромагнитное поле, возбуждению - электромагнитные волны и работе - гравитационные волны. (?)

Потенциальная энергия тела А - А гравитационное поле, внутренняя динамика тела Ь - Ь электромагнитные

кинетическая энергия тела 0 - 0 электромагнитное поле, внешняя динамика тела? - ? гравитационные волны.

Полетакты

А - гравитационное поле;

поле, которое искривляет пространство и траекторию других объектов или время как взаимодействие следующих друг за другом процессов. ?

Гравитационные волны.

О - электромагнитное поле;

поле, в котором происходит отталкивание или притяжение других объектов, или пространство как взаимодействие одновременно происходящих процессов.

Ъ - электромагнитные волны;

попеременное притяжение - отталкивание других объектов или притяжение.

Четыре такта ЭМ и четыре такта ИМ. Все

живое бдительно к тому, что, происходит с объектами, находящимися в их поле зрения. Находятся ли они в состоянии покоя (мертвая точка - потенциальная энергия), волнуются и готовятся к активности (сжатие), напряжены и готовы к активности (мертвая точка - воспламенение), двигаются (рабочий ход). Каждое изменение в самом организме или в его положении - не только акт энергетического метаболизма, но и информационный сигнал окружающим живым существам. Энергетический метаболизм является и информационным метаболизмом. Четырем тактам ЭМ соответствуют четыре такта ИМ. Одно без другого невозможно.

Без обратной связи, то есть пока не получена информация о благоприятности внешних и внутренних условий для продолжения ЭМ, есть опасность, что процесс приспособления к действительности превратится в процесс отторжения от действительности. Поэтому действующий организм наблюдает за всеми ответными энергетически-информацион- ными сигналами других организмов и неживой природы.

Телотакты. Как вытекает из ранее сказанного, каждый акт физической активности тела человека состоит из четырех тактов энергетического метаболизма. Следует учесть, что два из них статические, два - динамические:

потенциальная ^ энергия

(момент статики) ^

расходование кине- Ц «- тической энергии (момент динамики)

Каждый телотакт отражается психикой - или механизмом информационного метаболизма. Для этого в механизме ИМ есть четыре элемента, называемые черными элементами ИМ. Они отражают происходящее с телом и условно называются черными (из-за цвета символа).

Так как информационный метаболизм - это лишь отражение энергетического метаболизма (ЭМ), телотактам ЭМ и ИМ присваиваем те же символы:

Итак, четыре черных полутакта ИМ воспринй- мают информацию о четырех разных сторонах или этапах ЭМ самих тел. Напомним, что с точки зрения психики свое тело - тоже внешний объект. И подчеркнем вместе с тем, что пока нас интересуют только те сигналы ИМ, которые человек получает посредством первой сигнальной системы. Эти сиг налы достигают психики через сенсорные системы организма как конкретные ощущения10.

Полетакты и экстраверсия. Каждый акт физической активности поля человека тоже можно разложить на четыре такта. Два из них статические, два - динамические.

Рис. 9 А «- Ь 4 Т? -> О время (момент динамики)

равновесие (момент динамики)

Каждый полетакт тоже отражается сознанием или механизмом ИМ. Для этого в механизме ИМ есть четыре элемента, называемые белыми элементами ИМ. Четыре белых элемента ИМ воспринимают информацию о четырех разных сторонах или этапах ЭМ полей. Телотактам ЭМ и ИМ присваиваем те же символы:

Однородные элементы. Материальный мир образован из материальных тел и полей как составных частей объективного мира, составных частей материи. В каждой из этих частей психика человека выделяет по четыре такта. Уже в самом начале (в работах К. Г. Юнга) было известно, что телотакты и полетакты образуют однородные пары. Потому наши символы - парные. Есть и свои доказательства их парности. Например, Ь можно называть моментом Ь, в равной мере как? - моментом?. Потому, что?, Ь - это динамика, процесс, а?, Ь - статика.

Каждый телотакт имеет однородный себе поле- такт, который является другой стороной или продолжением той же действительности:

Два порядка. Выше представленный ряд тело- тактов кажется единственно логичным: потенциальная энергия, ее возбуждение, превращенность в кинетическую энергию, работа. То есть кажется, что человеческий интерес и его активность могут иметь лишь это одно направление. Во-первых, изучаются потенциальные свойства объекта и определяется его нужность или ненужность. Если он нужен, то - возбуждает субъект, мобилизует энергию для овладения-им или удаления от него.

Но возможен и обратный порядок, а именно: Тогда все начинается с захвата незнакомого предмета, а кончается изучением внутренних его свойств и определения нужности или ненужности. Один из этих порядков действия и мышления, возможно, более близок одним типам ИМ, другой - другим.

Соционика представляет собой психологическую теорию, предлагающую типирование индивидов по определенным категориям. Она базируется на принципах, предложенных шведским психиатром К. Г. Юнгом в труде Он решил рассматривать человеческое существо в системе координат "экстраверсия-интроверсия" и выделил в психике четыре базисные функции - мышление, ощущение, чувство и интуицию. На основе его типологии литовский психолог и социолог Аушра Аугустинавичюте в 1970-х гг. разработала теоретическую модель, которую назвала "Модель А" (концептуальные положения представлены в работах "Дуальная природа человека" 1978 г., "Теория интертипных отношений" 1981 г.).

Соционика: типы информационного метаболизма (ТИМ)

По мнению Аугустинавичюте, любой человек существует в контексте с окружающей средой и другими индивидами: отдает, принимает, обрабатывает и интерпретирует информационные потоки определенным образом. Этот непрерывный процесс взаимодействия психики индивида с информацией был назван "информационным метаболизмом". В этой психологической концепции под названием "Соционика" типы информационного метаболизма понимаются как врожденная определяющая путь обмена энергией индивидов с окружением. Определенный тип ИБ (иначе - соционический тип) присущ любому человеку с рождения и не меняется на протяжении всей его жизни. Согласно теории Аугустинавичюте существует 16 типов ИБ, выделяемых по четырем противоположным категориям (дихотомиям): логика и этика; сенсорика и интуиция; экстраверсия и интроверсия; рациональность и иррациональность - на этом базируется соционика. Типы определяют то, каким образом индивиды получают и обрабатывают информацию, а также их возможности при взаимодействии с окружением, слабые и сильные стороны психики. Соционика позволяет человеку глубже понять свои особенности, причины своего поведения.

Соционика. Типы ИБ

16 распределяются по четырем квадрам - системам с высокой степенью комфортности, состоящим из 4 социотипов каждая. В квадре поддерживается баланс темпераментов. Первая квадра ("альфа") имеет наибольший познавательный потенциал и предназначена для распространения новых знаний. В эту квадру входят: интуитивно-этический и этико-сенсорный экстраверты, сенсорно-этический и логико-интуитивный интроверты. Квадра вторая ("бета") предназначена для внедрения новых идей и организации проектов. В нее включены следующие социотипы: логико-сенсорный и интуитивно-этический интроверты, этико-интуитивный и сенсорно-логический экстраверты.

Третья квадра ("гамма"), деловая и динамичная, служит для реорганизации общества. К ней относятся такие ТИМы: сенсорно-этический и логико-сенсорный экстраверты, интуитивно-логический и этико-сенсорный интроверты. Четвертая квадра ("дельта") завершает "дела" всех предыдущих квадр и доводит реформированное общество до стабильного состояния. В эту квадру входят: логико-сенсорный и интуитивно-этический экстраверты, а также этико-интуитивный и сенсорно-логический интроверты.

Соционика: типы. Тест или наблюдение?

Существует несколько методов исследования социотипа, но ни один из них не может похвастаться стопроцентной надежностью. До сих пор не разработано максимально надеждного инструментария для этой интересной концепции, которая носит название "Соционика". Определение типа информационного метаболизма сейчас возможно при помощи тестов, типирования на форумах и метода наблюдения. Многие сайты в сети Интернет предлагают пройти он-лайн тестирование на определение ТИМа. К сожалению, подобный инструмент исследования не отличается высокой надежностью. Вы можете пройти один и тот же тест несколько раз и получить в итоге совершенно разные результаты. Это происходит по ряду причин, в том числе из-за субъективно неверных сведений о самом себе, из-за желания казаться лучше и т. д.

Следующим способом определения ТИМа является типирование на соционических форумах. Там определением вашего типа займутся "знающие" люди, опытные "форумчане". Они обязательно предложат заполнить обширную анкету, и будут задавать дополнительные вопросы, а потом вынесут вердикт. Еще одним способом определения типа выступает самодиагностика. Тщательно изучив описания 16 типов, вы сможете субъективно определить, какой из них вам ближе. К сожалению, этот метод далек от объективности. Также для исследования соционического типа используют но и он может "подвести" исследователя. Возможно только последовательное проведение нескольких способов типирования под руководством грамотного психолога - последователя соционики - позволит верно определить тип метаболизма испытуемого.



Рекомендуем почитать

Наверх