Что такое программное обеспечение мультимедиа. Разработка пользовательских мультимедийных приложений с использованием возможностей Intel Perceptual Computing SDK. Общие сведения о системах мультимедиа для авто

Прочие модели 25.03.2019
Прочие модели

16.12.1997

Обзор ПО для разработки мультимедийных программных продуктов. Мультимедиа - быстро и просто Авторские средства разработки и их классификация Язык сценариев Изобразительное управление потоком данных Кадр Карточка с языком сценариев Временная шкала

Обзор ПО для разработки мультимедийных программных продуктов.

В настоящее время значительная часть образовательных, развлекательных и информационно-справочных программ на потребительском рынке относится к категории мультимедиа. С применением мультимедийных технологий создается и малотиражная продукция рекламно-информационного характера - каталоги, справочники, разнообразные презентации.

Рост производительности и возможностей современных компьютеров, а также стремительное увеличение числа мультимедийных программ, видимо, навсегда изменят тот путь, которым люди получают информацию. Способность компьютера немедленно находить крошечный элемент из огромной массы данных всегда была одной из его наиболее важных особенностей. Так как видео и звуковое сопровождение могут быть сохранены вместе с текстом на диске CD-ROM, стал реальным и новый подход к изучению предмета. Используя гиперсвязи (программный метод, с помощью которого различные термины, статьи, изображения, звуки и фрагменты видео внутренне увязываются вместе по определенным логическим критериям), материал нетрудно представить так, чтобы пользователи могли просматривать его максимально удобным способом - по ассоциации. Энциклопедии, альманахи, собрания справочников, интерактивные игры, образовательные программы и даже кинофильмы с сопровождающими их сценарием, биографиями актеров, примечаниями режиссера и аналитическими обзорами делают мультимедиа, пожалуй, самой захватывающей и творческой областью компьютерного мира.

Что же может помочь нам, простым пользователям, вступить в этот увлекательный и волнующий мир? Конечно, те средства, которые позволяют объединить созданные отдельные части в единое законченное целое - в мультимедийное приложение. Такие средства можно условно разделить на три группы:

  • специализированные программы, предназначенные для быстрой подготовки определенных типов мультимедийных приложений (презентаций, публикаций в Internet);
  • авторские средства разработки (специализированные инструментальные средства для создания мультимедийных приложений);
  • языки программирования.
  • Провести четкую границу между указанными группами практически очень сложно. К примеру, одна из лучших презентационных программ Astound обладает некоторыми чертами авторского средства разработки, многие авторские средства позволяют распространять созданные с их помощью приложения через Internet и т. д.

    По большому счету есть два основных способа создать мультимедийное приложение: использовать специализированные средства разработки или заняться программированием напрямую. Когда речь идет о презентациях, второй способ бессмыслен, в остальных случаях возможны варианты. Первый способ дает экономию средств и времени, но мы проигрываем в эффективности работы программы. Это плата за скорость разработки. Непосредственное программирование - более дорогое удовольствие, но и некоторые авторские программы недешевы. Кроме того, вы сталкиваетесь с необходимостью овладения специальными приемами для работы с ними и целым рядом ограничений, хотя и тут можно найти выход из положения. Оптимальным был бы путь посередине - применение готовых пакетов с расширением их функций при помощи языков программирования, но он, к сожалению, не всегда осуществим.

    Очевидно, что задача выбора необходимого средства создания мультимедиа-приложения не так проста, как кажется на первый взгляд, и универсального решения, годного на все случаи жизни, не имеет. Поэтому весьма важен в процессе разработки именно сам этап выбора, поскольку если вы ошибетесь, то время и деньги могут быть потеряны напрасно, причем иногда это невосполнимые потери. Мы попытаемся помочь вам осмысленно сделать первый шаг по верному пути. Всякие рекомендации - вещь субъективная: их стоит принимать во внимание, но не нужно следовать им буквально, ведь существует множество нюансов, которые довольно трудно учесть. Так что конечный выбор - за вами, но, естественно, он должен быть разумным.

    Итак, наиболее простым способом разработки мультимедийных приложений является использование современных программ для создания презентаций. С них и начнем.

    Мультимедиа - быстро и просто

    Современные программы создания презентаций все больше ориентируются именно на мультимедиа. Наиболее интересным примером может служить программа PowerPoint 97 фирмы Microsoft. По количеству изобразительных и анимационных эффектов она становится вровень со многими авторскими инструментальными средствами мультимедиа. Наличие сценария без возможности выбора отличало раньше программы для разработки презентации от авторских систем. Но теперь и с этим покончено. В PowerPoint 97 презентация не должна от начала до конца следовать жесткому сценарию - он может свободно разветвляться в зависимости от реакции пользователя.

    Программа PowerPoint 97 позволяет создавать сложные программные надстройки за счет использования Visual Basic. Встроенная поддержка Internet и другие разнообразные усовершенствования сделали эту программу лидером в мире мультимедийных презентаций, а наличие русскоязычной версии позволило решить все проблемы, связанные с применением англоязычного интерфейса.

    Среди других презентационных программ необходимо отметить Macromedia Action!, Gold Disk Astound и Asymetrix Compel. О них достаточно подробно рассказывалось на страницах "Мира ПК". Мы же обратим взор к авторским средствам разработки.

    Авторские средства разработки и их классификация

    Авторское средство разработки (авторская система) представляет собой программу, которая имеет предварительно подготовленные элементы для разработки интерактивного программного обеспечения. Такие системы различаются по своей специализации, возможностям и легкости освоения. В настоящее время не существует автоматизированной авторской системы, позволяющей полностью построить приложение только по принципу "укажи и щелкни", хотя современные средства подходят к этому достаточно близко.

    Применение авторской системы - это фактически ускоренная форма программирования: вы не обязаны вникать в тонкости языка или, хуже того, в детали функционирования Windows API (Application Programming Interface - интерфейс прикладных программ), но должны понимать, как программы работают. Вместе с тем не надо пугаться слова "программирование". Многие системы имеют довольно дружественный пользовательский интерфейс, а для осуществления простейших проектов можно вообще обойтись без этого процесса.

    В общем случае для разработки интерактивного мультимедийного проекта в авторской системе требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств чистого программирования. Это означает снижение стоимости работ в несколько раз. Однако на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук, мультипликация и т. д.) выбор авторской системы вообще не влияет; выигрыш во времени при подготовке конечного продукта в этом случае получается за счет ускоренного построения прототипа, а не из-за выбора авторской системы вместо какого-нибудь языка программирования.

    Что касается классификации авторских систем, то в этом направлении уже предпринято достаточно много попыток. В их основе лежит так называемая авторская метафора - методология, в соответствии с которой авторская система выполняет свои задачи. Хотелось бы подчеркнуть, что:

  • границы между различными метафорами довольно размытые;
  • некоторые авторские системы имеют черты нескольких метафор;
  • классификация авторских систем по метафорам не является достаточно точной.
  • Классификация, предложенная Джеми Сигларом, представляется сегодня наиболее полной. Ее мы и примем за основу в нашем дальнейшем путешествии в мир авторских систем.

    Согласно этой классификации можно выделить восемь типов авторских систем, использующих следующие метафоры:

  • язык сценариев (Scripting Language);
  • изобразительное управление потоком данных (Icon/Flow Control);
  • кадр (Frame);
  • карточку с языком сценариев (Card/Scripting);
  • временную шкалу (Timeline);
  • иерархические объекты (Hierarchical Object);
  • гипермедиа-ссылки (Hypermedia Linkage);
  • маркеры (Tagging).
  • Заметим, что классификация сама по себе не является самоцелью. Это лишь средство для обоснованного выбора необходимого инструмента в соответствии со спецификой вашего мультимедийного проекта и его бюджета. Рассмотрим типы авторских систем более подробно.

    Язык сценариев

    Авторский метод "Язык сценариев" наиболее близок по форме к традиционному программированию. Этот мощный, объектно-ориентированный язык программирования определяет (с помощью специальных операторов) взаимодействие элементов мультимедиа, расположение активных зон, назначение кнопок, синхронизацию и т. д. Он является обычно центральной частью такой системы; редактирование элементов мультимедиа внутри программы (графических изображений, видео, звука и т. д.) представлено либо в минимальном виде, либо отсутствует вообще. Языки сценариев изменяются. При выборе системы обратите внимание на то, в какой степени язык основан на объектах или объектно-ориентирован. Использование этого метода несколько увеличивает период разработки (требуется дополнительное время на индивидуальное изучение возможностей системы), но в результате можно получить более мощное взаимодействие элементов. Так как многие языки сценариев - интерпретирующие, подобные системы имеют довольно низкое быстродействие по сравнению с другими авторскими средствами.

    К системам, основанным на языке сценариев, относятся:

  • Grasp (фирмы Paul Mace Software), DOS;
  • Tempra Media Author (фирмы Mathematica), DOS;
  • Ten Core Language (фирмы Computer Teaching), DOS, Windows;
  • Media View (фирмы Microsoft), Windows.
  • Примером мультимедийного приложения, выполненного с использованием системы Grasp, может служить CD-ROM Space Shuttle. Он был разработан фирмами Amazing Media и Follett Software в 1993 г. и поставлялся с торговой маркой The Software Toolworks (в том числе и в наши магазины). Этот компакт-диск представляет собой энциклопедию по американской космической программе Space Shuttle с кратким описанием истории проекта, процесса подготовки астронавтов и 53 конкретных полетов. Здесь широко используются звуковые комментарии к неподвижным изображениям и оцифрованное видео, правда, не всегда достаточно хорошего качества. Приложение запускается в системе DOS непосредственно с CD-ROM.

    Изобразительное управление потоком данных

    Этот авторский метод обеспечивает минимальное время разработки; лучше всего он подходит для быстрого создания прототипа проекта или выполнения задач, которые необходимо завершить в кратчайшие сроки. Его основа - палитра пиктограмм (Icon Palette), содержащая всевозможные функции взаимодействия элементов программы, и направляющая линия (Flow Line), которая показывает фактические связи между пиктограммами. Авторские системы, построенные на базе этого метода, имеют самые медленные исполняемые модули, потому что каждое взаимодействие влечет за собой всяческие перестановки. Однако наиболее развитые пакеты, такие как Authorware или IconAuthor, являются чрезвычайно мощными и обладают большим потенциалом.

    Главное достоинство рассматриваемого метода состоит в том, что он позволяет ускорить работу над дизайном приложения. Вы перемещаете пиктограммы из палитры на бланк страницы, и получающийся документ становится проектом вашего приложения. Далее нужно дважды щелкнуть на пиктограммах, и появившиеся диалоговые окна будут ждать от вас команд для связывания составляющих в единое целое и формирования диалога с пользователем.

    Применение авторских систем этого типа - наиболее подходящий путь для построения мультимедийных приложений со сложными функциями взаимодействия, подобных программам машинного обучения и мультимедийным киоскам. Такие авторские системы могут стоить очень дорого - до нескольких тысяч долларов. Чем же обусловлена столь высокая цена? Дело в том, что разработчики продают вам не только программное обеспечение, но и право на распространение созданных с его помощью приложений большим тиражом.

    По легкости освоения эти программы занимают промежуточное положение между авторскими системами на базе метафоры "карточка с языком сценариев" и системами, основанными на временной шкале.

    Конечно, здесь имеется значительное число функций и переменных, которые требуют изучения. Однако если вы уже создали с помощью палитры пиктограмм свое приложение, то нет ничего проще, чем формировать новые приложения на базе ваших шаблонов.

    К системам, основанным на изобразительном управлении потоком данных, относятся:

  • Authorware (фирмы Macromedia), Windows, MacOS;
  • IconAuthor (фирмы Aim Tech), Windows, Unix, OS/2;
  • TIE (фирмы Global Information Systems), Windows, Unix.
  • В качестве примера мультимедийного приложения, выполненного с использованием авторской системы Authorware, можно привести CD-ROM "ABBA ностальгия". Диск разработан российской фирмой ВЕКС в 1996 г. Это интерактивная энциклопедия творчества известной шведской группы ABBA на русском языке. Она содержит почти 100 страниц текста, более 400 фотографий, записи (6,5 часа музыки, включая все хиты!), в том числе редкие и ранее не публиковавшиеся в России, биографии и описания творческого пути солистов ансамбля в период с 1969 по 1995 г. Использование мощного авторского инструмента позволило выполнить проект силами небольшого коллектива разработчиков. Приложение запускается в системе Windows непосредственно с CD-ROM.

    Кадр

    Метод "Кадр" подобен методу изобразительного управления потоком данных. В него тоже обычно включается палитра пиктограмм (Icon Palette); однако связи, прорисованные между пиктограммами, могут представлять собой сложные ветвящиеся алгоритмы. Авторские системы, построенные по этому методу, - очень быстрые, но требуют применения хорошего автоматического отладчика, поскольку ошибки визуально неуловимы. Самые лучшие программы такого рода, например Quest, позволяют связать компилируемый язык с языком сценариев (при создании приложения в качестве языка сценариев используются Cи или Apple Media Kit).

    К системам, основанным на кадре, относятся:

  • Quest (фирмы Allen Communication), Windows;
  • Apple Media Kit (фирмы Apple), MacOS;
  • Ten Core Producer (фирмы Computer Teaching), DOS, Windows;
  • CBT Express (фирмы Aim Tech), Windows, Unix, OS/2.
  • Карточка с языком сценариев

    Это весьма мощный по своим возможностям (через включенный язык сценариев) метод, требующий, однако, точной и жесткой структуризации сюжета. Он превосходно подходит для гипертекстовых приложений и особенно для прикладных программ с интенсивным перемещением (наиболее яркий пример - известная игра Myst, разработанная в авторской системе HyperCard).

    Возможности программ этого типа легко расширяемы с помощью модулей XCMD и DLL. Такие системы часто используются для разработки прикладных программ общего назначения, а их лучшие представители позволяют все объекты (включая индивидуальные графические элементы) подготавливать внутри авторской системы. Многие развлекательные и игровые программы проходят этап создания прототипа по данному методу до кодирования на компилирующем языке программирования.

    Одно из достоинств - наиболее легкий процесс обучения. Системы поставляются с множеством шаблонов, примеров и готовых графических элементов пользовательского интерфейса, а также с интерактивными учебными программами. Благодаря этому освоение происходит достаточно быстро.

    Программы Astound и Compel, занимающие промежуточное положение между программами создания презентаций и авторскими системами, тоже иногда относят к этому типу авторских систем. Очень простые в освоении, они позволяют разрабатывать довольно интересные приложения.

    Главный недостаток авторских систем на основе карточки с языком сценариев - невозможность обеспечить точное управление синхронизацией и выполнение параллельных процессов. К примеру, звуковой файл должен запускаться и заканчиваться прежде, чем сможет начаться следующее событие по сценарию.

    К системам, основанным на карточке с языком сценариев, относятся:

  • HyperCard (фирмы Apple Computer), MacOS;
  • SuperCard (фирмы Allegiant Technologies), MacOS;
  • Multimedia ToolBook (фирмы Asymetrix), Windows.
  • Примером мультимедиа-приложения, созданного с использованием авторской системы Toolbook, может служить CD-ROM "Английский на каждый день", разработанный российской фирмой New Media Generation в 1996 г. Специфика интенсивного курса изучения английского языка по методу Т.А. Графовой хорошо сочеталась с данной метафорой. Разработка была выполнена на достаточно высоком уровне и отмечена за отличный дизайн. Приложение функционирует в среде Windows и требует установки отдельных файлов на жесткий диск для ускорения работы.

    Временная шкала

    По структуре пользовательского интерфейса авторская система на основе метода "Временная шкала" напоминает звуковой редактор для многоканальной записи. Синхронизируемые элементы показываются в различных горизонтальных "дорожках" с рабочими связями, отраженными через вертикальные столбцы. Основными элементами данного метода являются "труппа" (cast) - база данных объектов и партитура (score) - покадровый график событий, происходящих с этими объектами. Главное достоинство метода заключается в том, что он позволяет написать сценарий поведения для любого объекта. Каждое появление объекта из труппы в одном из каналов партитуры называется спрайтом (sprite) и также считается самостоятельным объектом. Для управления спрайтами в зависимости от действий пользователя в пакет встраивается объектно-событийный язык сценариев (Scripting language). Подобные системы используются при создании многих коммерческих прикладных программ.

    Авторские системы на базе временной шкалы лучше всего подходят для подготовки приложений с интенсивным использованием мультипликации или таких, где требуется синхронизация различных мультимедийных составляющих. Эти системы легко расширяются с целью обработки других функций (таких как гипертекст) через модули типа XOBJ, XCMD и DLL. Их основной недостаток - сложность освоения из-за необходимости изучения достаточно мощного языка сценариев.

    К системам, основанным на временной шкале, относятся:

  • Director (фирмы Macromedia), Windows, MacOS;
  • Power Media (фирмы RAD Technologies), Windows, MacOS, Unix;
  • MediaMogul (фирмы Optimage), для платформы CD-i.
  • Наиболее известная система, построенная по данному методу, является и самой популярной авторской системой мультимедиа вообще. Это Macromedia Director. С ее помощью разрабатываются достаточно сложные коммерческие приложения и даже компьютерные игры. Как пример можно привести "Frankenstein. Through the eyes of the monster" - довольно сложную приключенческую игру, по своему построению сходную с Myst. Игрок выступает в роли монстра, созданного доктором Виктором Франкенштейном. Цель игры - путешествуя по замку доктора и его окрестностям, раскрывать страшные тайны и разгадывать многочисленные загадки.

    Иерархические объекты

    Здесь, как и в объектно-ориентированном программировании, применяется метафора объекта. Хотя научиться работать с этими средствами разработки непросто, благодаря визуальному представлению объектов и информационных составляющих мультимедийного проекта можно создавать достаточно сложные конструкции с развитым сюжетом. Типичным представителем такого рода средств является mTropolis - одна из наиболее перспективных авторских систем. Подобные системы обычно довольно дорогие и используются в основном профессиональными разработчиками мультимедийных приложений.

    К системам, основанным на иерархических объектах, относятся:

  • mTropolis (фирмы mFactory), Mac;
  • New Media Studio (фирмы Sybase), Unix, Windows (только 95 или NT);
  • Fire Walker (фирмы Silicon Graphic Studio), для платформы SGI.
  • Гипермедиа-ссылки

    Метафора гипермедиа-ссылки подобна метафоре кадра, в которой показываются концептуальные связи между элементами; однако ей недостает визуального представления связей. Авторские системы, построенные по этому методу, весьма просты в освоении, хотя для эффективной работы с ними требуется обучение.

    При использовании авторских систем с гипермедиа-ссылками можно создавать разнообразные гипертекстовые приложения с элементами мультимедиа. Они имеют те же области применения, что и системы, построенные по методу "Карточка с языком сценариев", но более гибки (за счет отказа от карточек).

  • HyperMethod (фирмы Prog. Systems AI Lab), DOS, Windows;
  • Formula Graphic (фирмы Harrow Media), Windows;
  • HM-card, Windows;
  • Everest (фирмы Intersystem Concepts), Windows.
  • Авторская система HyperMethod уже знакома читателям (см. "Мир ПК", #11/97). Она применяется для разработки самых разнообразных мультимедийных приложений. В частности, с ее помощью подготовлена энциклопедия на CD-ROM "Русский музей. Живопись".

    Маркеры (теги)

    Системы на базе маркеров используют специальные команды - теги в текстовых файлах (например, SGML/HTML и WinHelp), чтобы связать страницы для обеспечения взаимодействия и объединения элементов мультимедиа. Они имеют, как правило, ограниченные возможности по отслеживанию связей и лучше всего подходят для подготовки диалоговых справочных материалов, подобных словарям и руководствам. С развитием Internet такие системы нашли широкое применение и при создании страниц для узлов этой глобальной компьютерной сети.

    К системам, основанным на маркерах, относятся:

  • Hot Dog (фирмы Sausage Software), Windows;
  • WebAuthor (фирмы Quarterdeck), Windows;
  • FrontPage (фирмы Vermeer), Windows, MacOS;
  • HoTMetaLPro (фирмы SoftQuad), Windows, MacOS, Unix;
  • Adobe PageMill (фирмы Adobe), MacOS;
  • Arachnophilia, Windows.
  • Число редакторов, предназначенных для создания HTML-страниц, стремительно растет день ото дня. Они распространяются на коммерческой основе или как условно-бесплатное программное обеспечение, немало и бесплатных программ. Причем качество программы совсем не обязательно определяется тем, к какой стоимостной категории она относится.

    Конечно, мир авторских систем не ограничивается перечисленными выше программами. Достаточно полные списки, представленные в Internet, насчитывают порядка 70 таких систем, и число их (в которое не включены программы создания презентаций и разнообразные HTML-редакторы) постоянно увеличивается. Но для человека, делающего свой выбор, нужно начинать со знакомства с лучшими из них.

    Использование языков программирования

    Как мы уже подчеркивали, в сравнении с авторскими средствами разработки универсальные языки программирования оказываются более гибкими и обеспечивают возможность получения более быстродействующего приложения. Но лучшие представители мира авторских систем довольно успешно пытаются преодолеть все препятствия. В современных условиях гибкость и быстрота работы иногда отходят на второй план, уступая место высокой скорости разработки. Этим и объясняется возросший интерес к таким системам со стороны разработчиков. В России распространение авторских систем сдерживается непомерными ценами на них, да и вообще приобрести их довольно сложно. Кроме того, для многих пользователей, особенно непрофессионалов в компьютерной технике, англоязычный интерфейс системы может перечеркнуть все ее достоинства. Но вернемся к программированию.

    Если спросить у профессиональных российских разработчиков мультимедийных приложений, какие средства они используют, то ответ будет однозначным - языки программирования, причем чаще всего Cи++, Delphi, реже Visual Basic. Немногочисленные авторские системы применяются лишь в единичных случаях. Но ситуация постепенно меняется. Все больше авторских инструментов появляется у нас на легальных условиях, и их уже можно купить. Но вот стоит ли? Вопрос, конечно, интересный, и об этом имеет смысл поговорить подробнее.

    Правильный выбор инструмента

    Создание мультимедийного приложения начинается вовсе не с выбора необходимого средства разработки. Прежде всего нужно определить, какую информацию и каким образом вы собираетесь использовать. И только после этого можно переходить к выбору инструмента, который позволит вам наиболее полно выразить свои идеи.

    Предположим, что вопрос о том, что за приложение вы хотите создать, уже решен и наступил момент отбора необходимых средств реализации проекта. Руководствуясь приведенными выше рекомендациями, попытайтесь найти наиболее подходящий для вашей задачи тип авторской системы. Подберите программы, относящиеся к нужному вам типу.

  • тип платформы разработки;
  • цена (включая лицензионные отчисления за распространение разработанных приложений);
  • расширяемость (работа с DLL или XCMD);
  • подход к программированию;
  • наличие инструментов отладки и тестирования приложений;
  • возможности форматирования текста и печати;
  • интерактивные возможности;
  • возможность управления внешними устройствами;
  • поддержка OLE;
  • возможности встроенного редактора компонентов мультимедиа;
  • наличие средств организации проекта;
  • поддержка баз данных;
  • контроль над синхронизацией воспроизведения элементов мультимедиа;
  • техническая поддержка;
  • наличие обучающей программы;
  • качество печатной документации;
  • поддержка по "горячей" телефонной линии.
  • Постарайтесь узнать о предварительно выбранных вами программах побольше. Зарубежные специалисты в области мультимедиа советуют попросить для этого демонстрационные версии у разработчиков. Например, демонстрационные диски с системами Director, Authorware и Icon Author высылаются бесплатно или за минимальную плату. Поработав с такими версиями, вы лучше уясните возможности и ограничения систем. Дополнительную информацию по многим из них можно получить через Internet, обратившись на узлы фирм-разработчиков. В этом поиске вам должна помочь приведенная здесь таблица.

    В России наибольшей популярностью пользуются персональные компьютеры с операционными системами DOS и Windows. Именно для этой платформы ниже даются рекомендации по выбору авторской системы с учетом возможности приобретения тех или иных программных продуктов у нас в стране.

    Web-приложения

    Если вы не хотите стать профессиональным Web-мастером и создаете HTML-страницы от случая к случаю, то наилучшим выбором для вас будет текстовый редактор Word 97 (и никаких проблем с языком!).

    Более качественную работу обеспечивают бесплатные или условно-бесплатные HTML-редакторы, которые можно найти в Internet. В частности, попробуйте программу Arachnophilia, свободно распространяемую самим разработчиком Полем Латусом. Об этой программе стоит сказать пару слов.

    Во-первых, у нее не возникает трудностей при создании русских HTML-страниц, что является большой редкостью даже для коммерческих редакторов. Во-вторых, она удобна для любого пользователя: от новичка до профессионала. К примеру, у известной программы FrontPage есть нехорошая привычка исправлять набранный вами исходный текст, даже если он полностью соответствует спецификации HTML, что ограничивает ваши творческие возможности. Автор Arachnophilia предлагает простой способ борьбы с этим злом, и поэтому совместное использование этих двух редакторов позволит снять подобные ограничения. Учтите и тот факт, что облегченная версия Front Page c набором шаблонов под названием FrontPad поставляется вместе с пакетом Internet Explorer 4.0, распространяющимся бесплатно.

    Презентации

    Тем, кто создает презентации не часто, можно рекомендовать русскоязычную версию программы PowerPoint 97. Она входит в состав Office 97. Стоит обратить внимание и на многообещающую новинку "Клуба голосовых технологий" - презентационную программу "Говорящая мышь для дома" со встроенным синтезатором речи. Все тексты будут читаться с правильным произношением, причем вам предоставляется возможность настроить его в соответствии со своими запросами. Единственным недостатком этих двух программ является их ориентация на Windows 95. Для пользователей Windows 3.1 хорошим выбором будет система Macromedia Action! Если вы сочтете необходимым приобрести пакет Macromedia Director, то разработанные в нем элементы сможете использовать в Action! без всякого преобразования.

    Прототипы приложения

    Для разработки прототипов лучше всего подойдут авторские системы, основанные на изобразительном управлении потоком данных или использующие карточку с языком сценариев. Пожалуй, возможностей демонстрационных версий Authorware или Icon Author будет достаточно для быстрого создания прототипа вашего приложения. Полные версии пока еще очень дороги, тем более для непрофессионалов. Хорошим выбором окажется и Multimedia Toolbook. Эта система вам так понравится, что вы, быть может, пожелаете и окончательный вариант выполнить с ее помощью.

    Интерактивные программы

    В данном случае имеет смысл применить Macromedia Director. Но помните, что для освоения этой программы вам придется приложить некоторые усилия. Если вы не хотите тратить деньги на приобретение авторской системы, остановите свой выбор на MediaView, HM-Card или Formula Graphics.

    MediaView - название новой версии комплекта Multimedia Viewer Publishing Toolkit. Ранее он стоил 695.00 долл. Теперь распространяется бесплатно. По сравнению с предыдущей версией эта программа стала более трудной для изучения и освоения (вы должны хоть немного уметь программировать на Visual Basic), но зато и более мощной.

    HM-Card - условно-бесплатная программа, по своим возможностям близкая к HyperMethod. По заявлению разработчиков, для создания приложения с ее помощью знать язык программирования вам не требуется.

    Formula Graphics - бесплатная программа, которая обеспечивает быстрый и простой путь для реализации мультимедийных проектов в среде Windows. Она имеет свои плюсы и минусы, но факт ее бесплатного распространения многое решает. Зарегистрируйте вашу версию у разработчиков, и вы получите доступ к дополнительным средствам пакета.

    Обучающие программы

    Для создания обучающих программ некоторые фирмы выпускают отдельные версии своих основных продуктов. Например, существует версия Multimedia Toolbook CBT со специальными шаблонами для разработки таких программ. Если вы в процессе обучения собираетесь применять мультипликацию, то можете остановиться на Macromedia Director.

    Гипертекстовые приложения

    Здесь предпочтение следует отдать системам на основе гипермедиа-ссылок (HM-Card или любая программа этого типа) и карточек с языком сценариев (Multimedia Toolbook). Обратите внимание на программу HyperMethod. Невысокая цена, простота изучения базовых возможностей (так что первое приложение вы сможете создать без программирования), быстрота расстановки гиперсвязей с учетом падежей, поддержка мультимедийных функций и совместимость с HTML - вот далеко не полный перечень ее отличительных особенностей. По примеру своих зарубежных коллег российские разработчики выпустили демонстрационную версию и учебные материалы. И быть может, эта программа станет вашим лучшим помощником при построении мультимедийных приложений.

    Реально отечественный рынок программного обеспечения, к сожалению, предоставляет пока небогатый выбор MediaView, PowerPoint, HyperMethod и FrontPage (с учетом приемлемой для пользователя поддержки продукта в России). И в конце концов вам придется выбирать между PowerPoint и HyperMethod, если для вас играет роль цена и важны документация с системой помощи на русском языке.

    Пушков Александр Игоревич - инженер информационного обеспечения Учебно-тренировочного центра г. Санкт-Петербурга. С автором можно связаться по E-Mail: [email protected] .

    Энциклопедия "Русский музей. Живопись"

    Эта энциклопедия создавалась к столетию Государственного Русского музея, который находится в Михайловском дворце. Она подробно рассказывает об экспозиции музея и довольно полно знакомит нас с полотнами русских художников VIII - начала XX вв. CD-ROM включает в себя около 200 репродукций картин и их фрагментов. Каждая картина сопровождается статьей-аннотацией, где излагается история ее создания, описывается сюжет, дается биография художника и даже приводятся стихи, посвященные самой картине или автору. Кроме того, программа включает словарь, который содержит статьи о видах изобразительного искусства и художественных стилях, а также наиболее распространенные термины. Интересующиеся историей русской живописи найдут здесь систематизированные, хотя и краткие сведения обо всех известных художниках, представленных в Русском музее.

    Мультимедийные альбомы

    Хорошим примером мультимедийных энциклопедий, созданных на основе собственного, специально для этого разработанного графического интерфейса, являются диски "Холодное оружие" и "Мир кошек", разработанные компанией SBG Publishing и опубликованные фирмой "1C".

    Альбом "Холодное оружие" представляет самые разнообразные виды вооружения всех времен и народов - от каменных топоров палеолита до сверхсовременных стреляющих ножей десантников. Здесь показаны первые универсальные орудия, которые служили их владельцам и для хозяйственной деятельности, и для обороны; все виды холодного оружия (метательное, ударно-рубящее, клинковое, колющее) и воинское снаряжение (доспехи); очень интересно излагается история возникновения и использования мечей, копий, алебард, шпаг, кортиков и т.п.

    Вы познакомитесь с легендами и мифами, узнаете о том, как закаляли булатные клинки, что надевал русский воин перед битвой, какое оружие применялось в бою в разные исторические периоды, получите полные и достоверные сведения об экзотических типах и формах холодного оружия, о его коллекционных образцах.

    Альбом "Мир кошек" увлекательно и подробно рассказывает об этих прелестных существах, которые с древнейших времен представлялись человеку необычайно загадочными. Вы узнаете о том, когда появились первые представители семейства кошачьих, как и зачем они были одомашнены, сколько пород диких и домашних кошек известно в настоящее время, а также всегда ли кошки падают на четыре лапы и как расшифровать "разговор" кота и кошки, происходящий мартовским вечером. В богато иллюстрированном альбоме повествуется об особенностях поведения ваших любимцев дома и охотничьих повадках их сородичей-хищников в соответствующей среде обитания.

    Авторы постарались рассказать о наиболее интересных породах домашних кошек, о том, как за ними ухаживать и как их воспитывать, о недугах, которыми страдают эти давние спутники человека, и способах их лечения.

    Средства создания мультимедиа-приложений

    Продукт

    Фирма-разработчик

    ОС разработки

    ОС воспроизведения

    Тип

    Цена, долл.

    Адрес в Internet

    PowerPoint 97 Microsoft Windows 95 Windows 95 Презентации 339 http://www.microsoft.com/
    products/prodref/127_ov.htm
    Action! Macromedia Windows Windows Презентации 229 http://www.MacOSromedia.com
    Astound Gold Disk Windows Windows Презентации 200 http://www.golddisk.com/astound.com
    Compel Asymetrix Windows Windows Презентации -

    В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1. В св-ве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В св-ве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

    AVI File(*.avi)|*.avi

    WAVE File(*.wav)|*.wav

    MIDI file(*.MID)|*.mid

    Пусть по двойному щелчку мышкой в FileListBox1 выбранный файл будет воспроизводиться. В обработчике события OnDblClick для FileListBox1 укажите

    Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

    with MediaPlayer1 do

    FileName:=FileListBox1.FileName;

    Внешний вид формы представлен на рис. 4.

    Рис.4. Начальный вид проекта

    Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

    Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (рис. 5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption) и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:



    procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

    Start_From: Longint;

    with MediaPlayer1 do begin

    if FileName="" then Exit;

    Start_From:=Position;

    if CheckBox1.Checked then

    Position:=Start_From;

    Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.

    Рис. 5. Добавлена панель для воспроизведения видео и

    переключатель окно/панель.

    Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = 100 (100 миллисекунд). В обработчике события OnTimer нужно записать:

    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).

    Рис.6: Законченное приложение для воспроизведения

    AVI, WAV и MDI файлов.

    3. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

    3.1. IBM – совместимый компьютер.

    3.2. Установленная операционная система Windows.

    3.3. Установленное приложение Borland Delphi.

    3.4. Справочная система приложения Borland Delphi.

    4. ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ

    4.1. Изучение теоретические положения работы по программированию в среде Borland Delphi.

    4.2. Выполнение индивидуального задания преподавателя по программированию в пределах вопросов, рассмотренных в данной лабораторной работе.

    5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    5.1. Ознакомиться с теоретическими положениями данной лабораторной работы.

    5.2. Выполнить индивидуальные задания преподавателя по программированию.

    Задание 1

    Используя компоненты для работы с мультимедиа создать программу, позволяющую выбирать и просматривать видеоизображения

    Задание 2

    Дополнить программу возможностью определения времени и размера проигрываемого файла

    5.3. Оформить отчет по работе.

    5.4. Защитить лабораторную работу путем ответа на вопросы преподавателя.

    6.1. Описание цели работы.

    6.2. Основные теоретические положения работы

    6.4. Описание методики выполнения индивидуального задания.

    7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    8.1. Delphi 7: [наиболее полное руководство] / А. Д. Хомоненко [и др.];под общ.ред.А.Д.Хомоненко.- СПб. : БХВ - Петербург, 2007 .- 1216с. : ил. (7 экз.)

    8.2. Программирование в Delphi 7 / П. Г. Дарахвелидзе, Е. П.Марков.- СПб.: БХВ -Петербург, 2004 .- 784c. : ил. (1 экз.)

    8.3 Осипов Д. Delphi. Профессиональное программирование. - СПб.: Символ-Плюс, 2006. -1056 с., ил.

    Все программные средства систем мультимедиа (ММ) можно разделить на четыре вида: системное программное обеспечение (ПО) ММ, профессиональное ПО ММ, функциональное ПО ММ, преобразователи ММ-информации (рис. 6).

    Рис. 6. Структура программного обеспечения средств мультимедиа

    Мультимедийные операционные системы - это ОС, предназначенные для работы с различными видами информации: текстом, звуком, графикой, видео. Эти операционные системы, помимо основных для ОС черт, имеют и специфические, связанные с видами обрабатываемой информации. К мультимедийным относятся операционные системы фирмы Microsoft - Windows различных версий. Unix же первоначально не предназначалась для обработки различных видов информации. Она была больше приспособлена для обработки текста и для программирования. Другие виды информации на ней обрабатывать можно, но для этого необходимо дополнительное программное обеспечение, которое в состав основного комплекта операционной системы Unix не входит.

    Мультимедиа-интерфейсы служат для облегчения процесса общения человека с ЭВМ. В связи с необходимостью выполнения сложных операций, связанных с извлечением и преобразованием смысла, мультимедиа-интерфейсы часто выполняются интеллектуальными. К их числу относятся: речевой интерфейс, графический, мимический, естественноязыковый интерфейс (ЕЯ-интерфейс) и псевдоЕЯ-интерфейс.

    Обычно интерфейсы выполняются в виде виртуальных или прозрачных структур. Виртуальная структура - это кажущаяся, не существующая в действительности, функции которой моделируются с помощью реальных структур.

    Прозрачные структуры - это действительно существующие, но незаметные, спрятанные структуры (программы). Начало их действия обычно связано с возникновением определенных условий. К прозрачным структурам относятся такие программные средства, как демоны (из терминологии искусственного интеллекта и Unix-систем). К демонам нет явного обращения, они начинают работать, если возникает необходимая ситуация (нажаты какие-то клавиши, произошло обращение к жесткому диску для записи, появился сигнал о неисправности устройства или о нарушении какой-либо защиты и т.д.).

    Речевой интерфейс состоит из двух частей. Одна из них предназначена для ввода и распознавания речи при речевом обращении к ЭВМ, вторая часть - это синтезатор речи, в состав которого обычно входит “говорящая машина”, которая символьный текст, подготовленный ЭВМ, преобразует в речевое сообщение.

    Параметры человеческой речи сильно различаются у разных людей и даже у одного человека при разных эмоциональных состояниях. Поэтому выявление смысла, содержащегося в речевом сообщении, представляет собой непростую проблему и требует применения сложных математических методов. Она еще усложняется за счет того, что при слитной речи звучание слов изменяется и совершенно не похоже на звучание слов, произнесенных раздельно. При распознавании слитной речи возникает проблема разделения фразы на отдельные слова. Практически речевой интерфейс пока реализован только для отдельно произносимых слов (команд).

    Синтез речи также является сложной проблемой. В говорящих машинах очень трудно реализовать звучание женского голоса, легче синтезируется металлический голос робота.

    Мимический интерфейс необходим для работы с ЭВМ в сильно зашумленной среде и для лиц с дефектами речи и слуха. Мимика и жестикуляция всегда сопровождают естественноязыковое общение людей и способствуют восприятию информации, передаче эмоций. Могут использоваться в качестве самостоятельного средства для обмена информацией.

    ЕЯ-интерфейс предназначен для общения пользователей с ЭВМ на естественном для человека языке, без каких-либо специальных знаний. При ЕЯ-общении не человек подстраивается под машину, пытаясь ей что-то объяснить, а машина пытается подстроиться под человека. Если ей что-то непонятно, она переспрашивает, формулирует свой вопрос другими словами, в результате чего в конечном итоге достигается полное взаимопонимание.

    ЕЯ-интерфейс очень труден для машинной реализации. Трудности эти усугубляются неоднозначностью языка общения людей. У людей общение строится на интуитивном уровне, объяснить как, часто никто не может. Поскольку алгоритмы общения не сформулированы в явном виде, т.е. практически неизвестны, возникают трудности с ЕЯ-реализацией системы общения.

    Трудности в реализации ЕЯ-интерфейса привели к тому, что на практике чаще стал использоваться псевдоЕЯ -интерфейс . В псевдоЕЯ-интерфейсе используется система ограничений, не свойственных для естественного языка. Например, ограничение по теме для общения. При таком ограничении сокращается возможность неоднозначного описания одного и того же объекта. Конструкции предложений становятся более простыми, легче становится понимание смысла.

    Стандартное мультимедийное программное обеспечение операционной системы включает фонограф (для записи речи с микрофона и редактирования ее), универсальный проигрыватель (для звуковых и анимационных файлов), микшер (для смешивания звука, записанного в различных файлах), регулятор записи, громкости и баланса, презентационное программное обеспечение (для создания и демонстрации мультимедиа-презентаций, упрощающих перенос смысла от информационной системы человеку).

    Профессиональное программное обеспечение и функциональное ПО различаются широтой функций.

    Профессиональное ПО необходимо человеку-профессионалу для его профессиональной деятельности, во время которой ему приходится выполнять большое число различных, но связанных между собой операций. Желательно, чтобы все эти операции можно было выполнить с помощью одного и того же программного средства. Иногда возникает необходимость различным специалистам выполнять общую работу. Эта работа должна выполняться на одной ЭВМ (или на локальной сети), профессиональное программное средство с каждым из этих специалистов должно изъясняться на его языке. Например, такой системой является “кремниевый транслятор” Мид и Конвей. Этот транслятор упрощает процедуру создания кристаллов микросхем.

    В США существуют так называемые “дворовые кремнелитейни” - это маленькие цеха по изготовлению микросхем в малых количествах почти кустарным способом. Для того, чтобы изготовить микросхему, нужен проект, так как процесс изготовления автоматизирован. Проект микросхемы делается примерно в следующей последовательности: сначала заказчик объясняет системному аналитику, чего он хочет. Системный аналитик на основании объяснений заказчика составляет задание для конструктора. Конструктор по этому заданию разрабатывает микросхему и передает разработанную конструкторскую документацию технологу. Технолог, получив эту документацию, решает, как такое изделие можно реализовать, и составляет технологическую документацию (например, технологические карты процесса изготовления микросхемы). Эта технологическая документация представляет собой документацию, позволяющую управлять кремнелитейней.

    Цикл подготовки технологической документации вручную занимал несколько месяцев. Когда реализовали процесс проектирования с помощью программного комплекса “кремниевый транслятор”, цикл сократился до нескольких недель. Кремниевый транслятор сначала общался с заказчиком на его языке и выяснял, что нужно сделать, затем передавал относительно грамотные соображения системному аналитику, который доводил их до технического задания на изготовление микросхемы. После этого за программный комплекс садился конструктор, который получал понятное ему техническое задание, а затем, используя тот же самый программный комплекс, разрабатывал электронные схемы и оформлял их в виде конструкторской документации, передаваемой для работы технологу.

    Переход от знаний одного специалиста к знаниям другого в кремниевом трансляторе транслируется программой. Такая система общения разных специалистов представляет собой профессиональную мультимедиа-систему.

    Другим примером профессиональных мультимедиа-систем являются настольные издательские системы , позволяющие выполнять различные операции по подготовке текстов к изданию без привлечения других программных средств.

    Локальные и телекоммуникационные вопросно-ответные системы в зависимости от применяемого интерфейса делятся на речевые, видео-сенсорные, графические. Они представляют собой программное средство, содержащее шаблоны, с помощью которых создаются системы этого типа. Локальные системы предназначены для использования только на одном компьютере, телекоммуникационные - на удаленных компьютерах.

    Графические программные средства - это графические редакторы, редакторы сценариев (например, для создания мультипликаций), программы для подготовки графических презентаций. К профессиональному программному обеспечению относятся только мощные, многофункциональ-ные программные средства типа 3D-Studio, Macromedia Flash и др.

    Аудиопрограммные средства включают в себя музыкальные, речевые, акустические редакторы, говорящие машины, проигрыватели. Все они предназначены для ввода в ЭВМ, вывода из нее различных звуковых файлов, создания звукового сопровождения презентаций и т.д.

    Программное обеспечение видеомонтажа предназначено для обработки видео, снимаемого с помощью видеокамеры (т.н. “живого видео”). Различают две разновидности видеомонтажа: линейный и нелинейный. В обоих видах используются ЭВМ, телевизионный плеер (для ввода), и пишущий плеер для вывода преобразованной в ЭВМ видеозаписи на магнитную ленту.

    Исходная видеозапись считывается с плеера и поступает в ЭВМ, где преобразуется, а затем в преобразованном виде выводится на пишущий плеер.

    Для линейного видеомонтажа используется “анимационная линейка”, ЭВМ которой должна иметь основную память, достаточную для хранения 1-2 кадров видеозаписи (это около 16 Мбайт). Ввели один кадр, обработали его, вывели на пишущий плеер. Обработка кадров исходной видеозаписи ведется последовательно, кадр за кадром (т.е. линейно).

    При нелинейном видеомонтаже используется “компьютерный куб”, ЭВМ которого должна иметь объем памяти, достаточный для хранения большого количества кадров, которые считываются группами и находятся в основной памяти одновременно. Выбор кадра для обработки производится произвольно. При выводе видеозаписи кадры могут меняться местами, дополняться другими фрагментами, удаляться и т.д. Для этого необходима большая основная память (не менее 60 Мбайт). В системах нелинейного монтажа кадры обрабатываются в произвольной последовательности, т.е. нелинейно.

    Вся эта работа выполняется с помощью профессионального мультимедийного программного обеспечения. В «анимационной линейке» основная задача программного обеспечения - это управление плеерами. В «компьютерном кубе» основная задача - работа с кадрами видеозаписи. Поэтому для этих систем используются разные пакеты прикладных программ.

    Программное обеспечение для создания обучающих систем и тренажеров содержит текстовый и графический редакторы, специальные средства для контроля знаний, для дозированной выдачи информации и т.д. В качестве примера мультимедийного тренажера можно назвать разные варианты клавиатурного тренажера, например, TRK.

    Компьютерный диктофон - это программное средство, предназначенное для ввода речи в ЭВМ, распознавания ее и перевода в символьный вид, записи полученного речевого сообщения в символьном виде в текстовом редакторе. Фирма Курцвейл разработала один из первых компьютерных диктофонов, распознававший 1000 английских слов. В настоящее время выпускается много аналогичных систем, например, Dragon Dictate. Сильно продвинулась в этом направлении фирма IBM. Ею в 1997 г. запатентованы системы распознавания для китайского и японского языков.

    Программы-переводчики предназначены для перевода письменных текстов с одного языка на другой. Проблема эта сложная, так как точный алгоритм перевода неизвестен - ведь переводить надо мысли, а не слова, с помощью которых они выражаются. Предпринимаются попытки по-разному реализовать такие системы. Обычно для качественного перевода требуются большие словари. Известны попытки использовать нейрокомпьютеры для перевода с одного языка на другой. Качество перевода с помощью нейрокомпьютеров зависит от длительности обучения, от качества обучающей выборки.

    Системы психологического тестирования в системах мультимедиа необходимы для определения характеристик человека при создании человеко-машинных систем. Кроме получения необходимых характеристик (иногда, с помощью специально разработанных на основе ЭВМ приборов типа гомеостата, тахистоскопа и др.), системы психологического тестирования позволяют исследовать профориентацию сотрудников (например, тест MMPI), их способность выполнять ответственную работу (тесты Спилбергера, Люшера), оценивать интеллектуальные способности работающих на ЭВМ и др.

    Функциональное программное обеспечение необходимо для выполнения отдельных операций (в том числе и в процессе профессиональной деятельности), таких, как разработка шрифтов, сжатие или восстановление информации, захват изображения с экрана с записью его в файл, демонстрация видеоизображения, конструирование видеоэффектов и т.д.

    Программные комплексы для конструирования шрифтов позволяют создавать шрифты, например, для отображения фирменного стиля. Корректировка чужих шрифтов авторским правом запрещается, так как корректировка формы символа может нарушить общий стиль комплекта символов (фонта). В то же время создание нескольких собственных символов или даже целого набора шрифтов бывает необходимо для оформления мультимедиа-системы.

    Архиваторы получили широкое распространение. Они позволяют сжимать информацию в среднем в 2-3 раза. Существуют специальные архиваторы, ориентированные на определенные виды информации. Так, например, архиваторы, работающие на основе обратного фрактального преобразования, позволяют сжимать видеоизображение в 10000 раз. Изображения разбиваются на части, и под каждую такую часть ищутся формулы, по которым образуются эти фрагменты изображений. Кодирование изображения набором формул и есть результат работы такого архиватора.

    Распознающие системы - это системы для распознавания зрительных, звуковых и т.д. образов. Распознанные образы отождествляются с их названием. Например, при сканировании текста, его изображение снимается в графическом виде, т.е. в виде черных и белых пятен. Распознающая система из этих пятен “узнает” символы и заменяет их кодами ASCII или Unicode. После этого считанный текст можно обрабатывать текстовым редактором. В процессе распознавания осуществляется сжатие изображения, так как запись в кодах занимает значительно меньше места, чем запись в графическом виде.

    Программное обеспечение для создания гипертекстов позволяет создавать электронные информационные системы - презентации, Web-сайты, Help-справочники и др. Основой для создания гипертекстов является язык HTML. Простейшие HTML-страницы создаются с помощью текстового процессора Word. Более сложные конструкции создаются с помощью таких пакетов, как Front Page, Power Point, Macromedia Flash, Dreamviewer, Homesite, и др.

    Демонстрационные программы предназначены для проигрывания звуковых файлов и демонстрации текстов и рисунков, выполненных в разных форматах. Кроме того, есть демонстрационные программы для пакетов прикладных программ (ППП). Они позволяют автоматизировать демонстрацию возможностей различных ППП. При первом обращении к такой программе сначала запускается она, затем демонстрируемый пакет. Программа запоминает, какие клавиши нажимались при демонстрации пакета и в каком временном ритме. При окончании первой демонстрации программа создает управляющий файл, под управлением которого можно впоследствии запускать демонстрируемый пакет, никаких клавиш больше нажимать не надо. Их нажатие имитируется управляющим файлом, в котором сохранена последовательность нажатия клавиш с учетом фактора времени. Демонстрация ППП ведется на экране автоматически, без участия человека.

    Тестирующие программы определяют состав и конфигурацию устройств, проводят их тестирование, настраивают режимы. Их использование необходимо для определения характеристик аппаратных средств при создании человеко-машинных систем. Настройка режимов позволяет согласовать характеристики пользователя (оператора) и ЭВМ, обеспечить наилучшее соответствие программ техническим средствам.

    Программные средства для обеспечения безопасности включают в себя детекторы (программы, определяющие наличие опасности, например, появления вируса), фаги (программы, удаляющие вирус из зараженной программы), мониторы (программы, постоянно наблюдающие за работой системы и фиксирующие “опасные” действия, например, операции записи в системную область диска), анализаторы (программы, позволяющие восстанавливать информацию после искажения, находить пути проникновения вредоносных программ в систему, вести контроль трафика для определения того, что именно и кому передается при работе в телекоммуникационной системе), средства для идентификации работающего (например, по клавиатурному почерку, по голосу, по радужной оболочке глаза) и др.

    Программное обеспечение систем безопасности часто использует средства мультимедиа. Например, существуют запорные системы (электронные замки), которые открываются по знакомому голосу. Известны системы, дополняющие парольную защиту при доступе к ЭВМ, например, по клавиатурному почерку работающего. В такой системе даже при известном пароле доступ к системе можно получить только при совпадении клавиатурного почерка работающего с эталонным. Формирование эталона производится один раз при настройке системы на нового пользователя. В простейшем случае клавиатурный почерк определяют такие параметры, как продолжительность нажатия клавиши и продолжительность промежутка между нажатием клавиш. Система, определяющая клавиатурный почерк по этим параметрам с помощью Эвклидова расстояния, распознает около 92% попыток несанкционированного доступа.

    Преобразователи информации в системах мультимедиа используются для ввода в ЭВМ аналоговой информации (аналого-цифровые преобразователи или АЦП), для вывода из ЭВМ цифровой информации в аналоговом виде (цифро-аналоговые преобразователи или ЦАП), для преобразования форматов файлов, содержащих текстовую, графическую, звуковую, видео информацию.

    Компрессоры и декомпрессоры - это программные средства, позволяющие сжимать видеоизображения и в сжатом виде производить их хранение. Некоторые программы позволяют и обрабатывать сжатые изображения. Декомпрессоры позволяют восстановить сжатую информацию для ее вывода. Для работы компрессоров и декомпрессоров используются не только программные, но и специальные технические средства, ускоряющие эти действия.

    Аннотация: В данной лекции мы обсудим возможности использования естественно-интуитивного подхода в современных мультимедийных приложениях. Синергия нового интерфейсного подхода и технологии мультимедиа позволяет создавать программные средства нового поколения, обладающие крайне высокой интерактивностью и эффективностью в применении. В качестве примера, мы рассмотрим графический редактор с жестовым управлением и голосовое управление в стандартных сервисных приложениях.

    Презентацию к данной лекции можно скачать .

    5.1. Краткое понятие мультимедиа и мультимедийных приложений

    Мультимедиа ( multimedia ) - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, звуковое сопровождение, человеческую речь.

    Мультимедийные технологии - это совокупность современных цифровых средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, которые позволяют вводить, сохранять, перерабатывать и воспроизводить текстовую, аудиовизуальную, графическую, трёхмерную и иную информацию.

    Связывание элементов мультимедиа в единый проект выполняется с помощью программных средств. Результаты представления элементов мультимедиа на экране и средства управления мультимедиа , называются пользовательским интерфейсом, а аппаратные и программные средства , обеспечивающие воспроизведение мультимедиа , - платформой.

    К разновидностям мультимедиа относятся:

    • Линейное мультимедиа - простейшая форма представления множества элементов мультимедиа, когда пользователь может выполнять только пассивный просмотр элементов мультимедиа, а последовательность просмотра элементов мультимедиа определяется сценарием.
    • Нелинейное (интерактивное) мультимедиа - форма представления множества элементов мультимедиа, в которой пользователю предоставлена возможность выбора и управления элементами в режиме диалога.
    • Гипермедиа - интерактивное мультимедиа, в котором пользователю предоставляется структура связанных элементов мультимедиа, которые он может последовательно выбирать.
    • Реальное видео - форма мультимедиа, моментально транслирующая поток данных с одного устройства на другое, предоставляющая пользователю просматривать видео и звуковое сопровождение в режиме реального времени.

    В целом, под мультимедиа могут понимать и мультимедийную программу-оболочку, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии, и компьютерное оснащение. Поскольку технологии мультимедиа являются комплексными, то и отдельные элементы этих технологий характеризуются многосредностью и ведением диалога с пользователем. Мультимедийные ресурсы, например, содержат различные виды информации, их существенной особенностью является активное взаимодействие ресурса и человека.

    Технология мультимедиа является одной из новых технологических форм информационного общества. Она открывает принципиально новый уровень обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером. Отличительной чертой современных мультимедийных технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека. Новые виды обработки и предоставления информации, новые способы доступа к информации позволяют разнообразить нашу культуру, содействуют глобальному обмену культурными ценностями, информацией и знаниями, способствуют более интенсивной коммуникации между людьми.

    Исторической спецификой современной электронно-коммуникационной системы является то, что в отличие от прежних форм и стадий культурного развития человечества нынешняя характеризуется глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы общественной жизни.

    Поскольку обмен информацией - необходимая составляющая жизни общества, то медиа технологии, как опосредующее звено человеческой деятельности, являются одним из способов коммуникации, условием человеческой активности. При этом интеграция в одной системе различных источников и форм информации в условиях открытого доступа фундаментально изменила характер коммуникации. Электронные цифровые медиаресурсы создают техническую возможность существования сверхнасыщенного информационного поля, которое практически повсеместно окружает современного человека.

    Мультимедиа , помимо значительного ускорения коммуникативных процессов, позволяет на качественно новом уровне организовать процессы производства, хранения и распространения информации.

    Активно внедряясь в деловую среду, мультимедиа влияет на ход экономического развития общества, рождая новое направление - электронный бизнес . Мультимедиа технологии широко используются в рекламной деятельности, при управлении маркетингом и организации продвижения товаров и услуг различными методами. Мультимедийные технологии становятся самостоятельным бизнесом и профессиональной областью деятельности, предметом бизнеса.

    Невозможно переоценить значение мультимедиа в развитии индустрии развлечении, создании компьютерных игр, киноиндустрии.

    Мультимедиа следует рассматривать и как искусство, где особое место принадлежит наглядно-образным способам передачи информации. Как новая форма художественного творчества, мультимедиа выступает не столько продуктом технологической революции, сколько цифровым воплощением идей, которые не находили перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства и других видах культуры. При этом компьютер становится еще одним перспективным инструментом для всех искусств, альтернативной средой, способной по -новому реконструировать культуру и творить собственное искусство, он осознается как средство создания видов искусства. Сформировалось несколько направлений компьютерных искусств: цифровая музыка, интерактивный перформанс, компьютерная графика и анимация . Одним из основных преимуществ этих видов творчества считается открытость художественного пространства.

    Одна из возможностей продуктивного использования мультимедиа - обучение. Мультимедийная технология позволяет увеличить степень усвояемости изучаемого материала, так как предоставляет возможность синергетического обучения. Под этим понимается обеспечение одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа. Особенно велика роль мультимедиа технологий в развитии дистанционного образования. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям.

    Существует большое множество программных средств для работы с мультимедиа файлами. Такие приложения можно разделить на несколько основных категорий:

    • Средства создания и обработки изображения
    • Средства создания и обработки 2D и 3D - графики
    • Средства создания и обработки видео и анимации
    • Средства создания и обработки звука
    • Средства создания презентации

    Компьютерное представление графической информации реализуется с помощью растрового или векторного подхода. В первом случае изображение делится на пиксели, цвет каждого пикселя кодируется определенным числом битов. Векторные изображения сохраняются в виде геометрического описания объектов, составляющих рисунок.

    Графические редакторы ориентированы на манипулирование существующими изображениями и обладают набором инструментов, позволяющих корректировать любой аспект изображения. Профессиональные графические редакторы поддерживают работу со слоями и экспорт объектов из программ векторной графики, обладают полным набором инструментов для коррекции цвета, ретуширования, регулировки контрастности и насыщенности цветов, маскирования, создания различных цветовых эффектов, имитирующих определенные художественные техники.

    В программах векторной графики объекты и изображения, которые сохраняются в виде геометрического описания, существуют независимо друг от друга, что позволяет в любой момент изменять слой, расположение и любые другие атрибуты объекта, создавая произвольную композицию. В таких программах иллюстрации создаются с помощью фигур произвольной формы, их масштабирования, вращения, деформации, а также степени прозрачности и цветовой заливки. Современные программы векторной графики содержат также инструменты для работы с растровыми изображениями и текстами.

    Трехмерная графика реализуется путем создания каркасов объектов, определения обтягивающих их материалов, компоновки всех объектов в единую сцену, установки освещение и точку визуализации - камеру. Для трехмерной анимации необходимо настроить перемещения объектов сцены и задать количество кадров. Движение объектов в трехмерном пространстве задается по траекториям, ключевым кадрам и с помощью формул, связывающих движение частей сложных конструкций. После задания нужного движения, освещения и материалов запускается процесс визуализации, в ходе которого просчитываются характеристики всех объектов сцены и генерируется последовательность изображений. Двухмерная анимация также использует традиционный покадровый принцип, только для создания последовательности используются двумерные изображения.

    Для редактирования видео существует большое количество программных продуктов. Профессиональные видео-редакторы позволяют редактировать несколько видео- и звуковых каналов и осуществлять монтаж видеофрагментов в единую композицию. Они содержат наборы переходов между кадрами, синхронизируют звук и изображение, а также поддерживают редактирование и сохранение наиболее популярных форматов видеофайлов.

    Программы для работы со звуком можно условно разделить на две большие группы: звуковые редакторы, ориентированные на цифровые технологии записи звука, и программы-секвенсоры.

    Секвенсоры предназначены для создания музыки, с их помощью выполняется кодировка музыкальных композиций, они используются для аранжировки, позволяя прописывать отдельные партии, назначать тембры инструментов, выстраивать уровни и балансы каналов, вводить музыкальные штрихи. Звуковые редакторы позволяют записывать звук в режиме реального времени на жесткий диск компьютера и преобразовывать его, используя возможности цифровой обработки звуковых частот и объединения различных каналов.

    Средства создания презентаций, первоначально предназначенные для создания электронных слайдов, помогающих иллюстрировать сообщение докладчика, теперь все более ориентируются на применение мультимедиа . Существует большое количество таких программ, различающихся набором изобразительных и анимационных эффектов, способов управления презентаций и набором поддерживаемых мультимедиа файлов для импорта в качестве содержимого слайдов. По сути, презентация является информационным продуктом, объединяющим все мультимедиа форматы в одно целое.

    Перспективы мультимедиа разнообразны, области применения будут расширяться, в том числе, благодаря появлению новых информационных технологий и способов обработки информации. Грамотное сочетание мультимедиа с другими технологиями будет способствовать более динамичному их развитию и еще большей интеграции во все сферы общества.

    Для того, чтобы реализовывать эффектные и полезные мультимедиа приложения с использованием технологии Intel Perceptual Computing , в первую очередь , необходимо четко определить, какие именно мультимедиа форматы и в какой степени будут задействованы в конкретном приложении и какие технологии нужны для работы с этими мультимедиа форматами. Успех таких приложений будет в большей степени зависеть от того, насколько разработчики опытны в использовании тех или иных подключаемых библиотек функций, с помощью которых происходит обработка мультимедиа потока. Такое приложение будет полезно пользователю только в том случае, если оно корректно обрабатывает мультимедиа содержимое и является правильно реализованным с технической точки зрения. Поэтому, прежде чем начинать разработку мультимедиа приложения с использованием Intel Perceptual Computing , необходимо детально изучить принципы и особенности технологии обработки мультимедиа потоков, библиотеки функций и примеры программ. Только при условии, что управление с помощью технологии Intel Perceptual Computing будет дополнять полезный и корректно работающий мультимедиа -функционал, разработчику удастся воплотить все преимущества от синергии мультимедиа и Perceptual Computing .

    5.2. Преимущества от использования Intel Perceptual Computing SDK при разработке мультимедиа приложений

    Поскольку технология Intel Perceptual Computing позволяет создавать совершенно новый тип человеко-компьютерных интерфейсов, можно говорить о появлении нового поколения мультимедийных приложений, имеющих гораздо более широкий спектр возможностей по обработке различных типов файлов и потоков данных. Управление мультимедиа файлами теперь выходит за рамки классических представлений о взаимодействии человека и компьютера и превращается в увлекательный творческий процесс. Использование технологии Perceptual Computing увеличивает степень интерактивности мультимедиа приложений, которые сами по себе являются действенным инструментом вовлечения. Симбиоз технологий мультимедиа и Perceptual Computing особенно эффективен в образовательной и развлекательной сферах человеческой деятельности, но также может быть применим в коммерческих и рекламных целях, на различных презентациях и демонстрациях.

    При грамотном сочетании двух технологий готовые приложения позволяют как решать простые и бытовые пользовательские задачи, так и выступать в качестве гибкого и сложного инструмента в различных сферах, включая медиа-искусство и digital-индустрию. С помощью Perceptual Computing можно облегчить управление сложными программными комплексами, где используется несколько мультимедиа технологий и сделать параллельную работу, например, с графикой и звуком, более удобной для пользователя. При продуманной агрегации нескольких мультимедиа технологий в одном приложении пользователю предоставляется больше возможностей для работы с цифровой информацией, что только усиливается при использовании жестового или голосового управления.

    Одним из наиболее распространенных способов комбинирования технологий мультимедиа и Perceptual Computing является создание различных симуляторов, которые позволяют тренировать определенные навыки, в том числе симуляторы игры на музыкальных инструментах. Приложения, позволяющие пользователю играть на виртуальных музыкальных инструментах, не являются принципиально новыми, однако использование жестового интерфейса позволяет достигнуть гораздо большей реалистичности. Еще одни преимуществом таких симуляторов перед стандартными нежестовыми реализациями является возможность параллельного управления приложением двумя руками, что также приближает виртуальные музыкальные инструменты к реальным.

    Простейшим примером музыкального симулятора является приложение Drummer, которое позволяет имитировать игру на ударных ( рис. 5.1). Основная функция приложения - запись звуковой и нотной дорожки. Пользователь может скомпоновать ударную установку из нескольких предметов, начать сеанс записи, остановить запись . В управлении симулятором используются жесты обеих рук. Предпочтение отдано динамическим жестам, с помощью жестов захвата происходит перемещение объектов приложения, двойной жест "большой палец вверх" используется для остановки записи. Голосовое управление в приложении не предусмотрено.


    Рис. 5.1.

    Другой вариант применения Intel Perceptual Computing - дирижер виртуального оркестра ( рис. 5.2). Приложение следит за частотой и размером жестов пользователя и в зависимости от этих характеристик меняет громкость и скорость звучания воспроизводимой музыкальной дорожки. Управление программой осуществляется с помощью характерных дирижерских жестов, причем жесты должны соответствовать размеру музыкального такта проигрываемой композиции. По факту, программой распознаются последовательности горизонтальных и вертикальных взмахов, из которых состоят движения дирижера. Дополнительной функциональностью является графическое отображение активных в данный момент партий оркестра. Аналогичное приложение можно реализовать как надстройку над любой популярной программой, читающей и воспроизводящей нотные табулатуры.


    Рис. 5.2.

    Поскольку разработчики ничем не ограничены в выборе мультимедиа технологий и способах их использования, возможны более функционально сложные реализации музыкальных симуляторов, предназначенных как для обучающих, так и досуговых целей, сочетающих в себе несколько мультимедийных технологий. Возможно создание симуляторов с различными уровнями сложности или использующих дополнительные устройства, такие как портативный мультимедиа проектор. Качественным примером такого приложения может быть программный комплекс, обучающий пользователя игре на виртуальном пианино. Отображая с помощью проектора виртуальные клавиши на горизонтальной поверхности, приложение изменяет цвет клавиш, на который нужно нажать в тот или иной момент проигрываемой композиции. При этом отслеживаются движения рук пользователя и закрываемые его пальцами клавиши. По "нажатию" клавиши воспроизводится соответствующий звук, что дает понять пользователю, насколько верно он играет композицию. Также к основному функционалу можно добавить отображение нот и перемещающейся метки проигрывателя. Более простая реализация такого типа приложений - имитация игры на ксилофоне.

    Другой тип мультимедиа приложений с главенствующей музыкальной составляющей - синтезаторы. Они применимы, в основном, в развлекательных целях, но их жестовые реализации потенциально могут стать неотъемлемым атрибутом digital-искусства. Одной из реализаций такого типа синтезаторов является приложение JOY ( рис. 5.3). При его разработке использовались не только аудио технологии, но и различный инструментарий для графического моделирования и генерирования изображений. При старте приложения пользователь выбирает аудиокомпозицию и запускает воспроизведение. Композиция состоит из 10 дорожек, управление которыми происходит с помощью поднятия и опускания пальцев. Изменение расстояния между кистей рук меняет эффект реверберации (отражения) звука. Вертикальное перемещение ладоней в разные стороны регулирует частоту колебаний, баланс звука и эхо изменяются при отдалении и приближении ладоней к камере с сенсорами глубины. Параллельно происходит управление видеорядом. На экране точками отображаются активные звуковые дорожки, геометрические объекты также зависят от количества поднятых пальцев, распознанных приложением, и пульсируют в соответствии с ритмом воспроизводимой композиции.


    Рис. 5.3.

    Управление генерацией видеоряда в режиме реального времени может быть реализовано как отдельное приложение . В данном случае основной функциональностью станет генерация последовательности изображений, регулируемая голосовыми и жестовыми командами пользователя. Многообразие инструментов для работы с графическими данными способствует созданию огромного множества подобных приложений, различающихся способами генерации изображений и подходами к управлению этими процессами. В первую очередь , следует подразделить такие приложения по типу генерируемой графики на двумерные и трехмерные. От того, какой вид графики выбран, будут зависеть сложность реализации, спектр возможностей приложения и количество управляющих команд.

    Реализация приложений, генерирующих видеопоток из двумерных изображений, является более простой и подходит для разработчиков, которые только начинают знакомиться с технологиями и инструментами обработки графики. Видеопоток, создаваемый с помощью таких приложений, содержит в основном абстрактные графические образы, которые деформируются и изменяются с течением времени. Существует большое количество различных библиотек, содержащих классы и методы для работы с графическими объектами, их свойствами и характеристиками, использование которых упростит создание анимационной части приложения. В данном случае реализация управления через жестовый интерфейс осуществляется путем разделения функций редактирования свойств графического объекта с функциями изменения траектории и скорости его движения. Для облегчения управления приложением и создания гармоничной анимации рекомендуется выделять один главный графический объект , а поведение всех остальных реализовывать как зависимое от характеристик и свойств главного объекта. В качестве примера распределения функций управления графическим объектом можно рассмотреть вариант, когда размер объекта и его положение на экране регулируется жестами одной руки, а такие характеристики, как цвет, форма, угол вращения задаются с помощью жестов другой руки. Дополнительной функцией такого приложения может быть сохранение сгенерированного видеопотока в файл с возможностью последующего воспроизведения с помощью любого мультимедиа проигрывателя.

    Генерация трехмерного видеопотока в режиме реального времени ( рис. 5.4) осуществляется по сходному принципу, однако, является более сложной задачей, поскольку требует от разработчика понимания принципов построения трехмерных изображений и продвинутых навыков работы с 3D-библиотеками. Графическая составляющая такого приложения может быть реализована как пространственное движение скопления нескольких однородных объектов с варьирующимися свойствами, например, несколько не одинаковых по размеру кубов разных оттенков зеленого или более сложные трехмерные модели, например, имитация хаотично движущейся стаи рыб. Для удобства реализации функций управления графикой рекомендуется задавать в скоплении один главный элемент, а все параметры всех остальных объектов ставить в зависимость от положения и состояния главного объекта.

    Управление свойствами объектов и их местоположением, как и в случае с двумерной графикой, рекомендуется разделять. В данном случае, возможно реализовать дополнительные функции изменения точки обзора путем контроля положения лица пользователя и при наклоне головы поворачивать трехмерную сцену в соответствующую сторону. Также возможно разработать систему голосовых команд, управляющих трехмерной сценой и средой, окружающей основные объекты. Например, можно предусмотреть варианты управления оттенком фона, степенью освещенности и прозрачностью объектов, моделированием дополнительных эффектов, имитирующих с помощью различных текстур различные явления реального мира, например, морскую воду, ураганный ветер, сильное пламя. Аналогичный прием будет приемлем и для приложений, генерирующих двумерный видеоряд. графический редактор ( рис. 5.5) обеспечивает функциональность по созданию и редактированию объемных тел из простейших элементов, а также индивидуальное задание свойства цвета для каждого элементу, из которого состоит создаваемое тело. Контроль над приложением осуществляется с помощью двух курсоров, которые управляются простейшими жестовыми командами - двумя раскрытыми ладонями и движениями указательными пальцами. Трехмерный объект создается из базовых элементов - кубов единого размера, для каждого из них существует возможность определения цвета из палитры-спектра. Реализованы такие возможности управления трехмерным рабочим пространством, как вращение вокруг объекта, приближение, отдаление и перемещение

    В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1.

    В св-ве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В св-ве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

    AVI File(*.avi)|*.avi

    WAVE File(*.wav)|*.wav

    MIDI file(*.MID)|*.mid

    Пусть по двойному щелчку мышкой в FileListBox1 выбранный файл будет воспроизводиться. В обработчике события OnDblClick для FileListBox1 укажите

    Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

    with MediaPlayer1 do

    FileName:=FileListBox1.FileName;

    Внешний вид формы представлен на рис. 4.

    Рис.4. Начальный вид проекта

    Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

    Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (рис. 5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption) и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

    procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

    Start_From: Longint;

    with MediaPlayer1 do begin

    if FileName="" then Exit;

    Start_From:=Position;

    if CheckBox1.Checked then

    Position:=Start_From;

    Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.

    Рис. 5. Добавлена панель для воспроизведения видео и

    переключатель окно/панель

    Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = 100 (100 миллисекунд). В обработчике события OnTimer нужно записать:


    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

    Рис.6: Законченное приложение для воспроизведения AVI, WAV и MDI файлов

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (рис. 6).

    3. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

    3.1. IBM – совместимый компьютер.

    3.2. Установленная операционная система Windows.

    3.3. Установленное приложение Borland Delphi.

    3.4. Справочная система приложения Borland Delphi.

    4. ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ

    4.1. Изучение теоретические положения работы по программированию в среде Borland Delphi.

    4.2. Выполнение индивидуального задания преподавателя по программированию в пределах вопросов, рассмотренных в данной лабораторной работе.

    5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    5.1. Ознакомиться с теоретическими положениями данной лабораторной работы.

    5.2. Выполнить индивидуальные задания преподавателя по программированию.

    Задание 1

    Используя компоненты для работы с мультимедиа создать программу, позволяющую выбирать и просматривать видеоизображения

    Задание 2

    Дополнить программу возможностью определения времени и размера проигрываемого файла

    5.3. Оформить отчет по работе.

    5.4. Защитить лабораторную работу путем ответа на вопросы преподавателя.

    6.1. Описание цели работы.

    6.2. Основные теоретические положения работы

    6.4. Описание методики выполнения индивидуального задания.

    7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    7.1. Delphi 7: [наиболее полное руководство] / А. Д. Хомоненко [и др.];под общ.ред.А.Д.Хомоненко.- СПб. : БХВ - Петербург, 2007 .- 1216с. : ил. (7 экз.)

    7.2. Программирование в Delphi 7 / П. Г. Дарахвелидзе, Е. П.Марков.- СПб.: БХВ -Петербург, 2004 .- 784c. : ил. (1 экз.)

    7.3. Осипов Д. Delphi. Профессиональное программирование. - СПб.: Символ-Плюс, 2006. -1056 с., ил.



    Рекомендуем почитать

    Наверх