Radeon hd 4730 какие игры тянет. Измерение потребления электроэнергии системами с различными видеокартами. Установка и драйверы

Вайбер на компьютер 15.02.2019
Вайбер на компьютер

Недавний победоносный марш AMD Radeon HD 4770 был несколько омрачен отсутствием у продавцов достаточного складского запаса этих видеокарт. Дефицит вызван наличием ряда технологических проблем при производстве 40-нм чипов RV740 на мощностях компании TSMC. В результате, карт на всех не хватает, а продавцы поднимают цены. Пока подрядчик решает свои производственные проблемы, AMD необходимо вывести на поле замену, дабы не потерять долю самого лакомого куска рынка. И вот, перед нами очередная бюджетная новинка от AMD с рекомендуемой розничной стоимостью в $79. Встречаем - Sapphire Radeon HD 4730. Прежде всего, давайте ознакомимся с техническими характеристиками новинки:

HD 4670 HD 4730 HD 4830 HD 4770 HD 4850 HD 4870
Кол-во потоковых процессоров 320 640 640 640 800 800
Блоков ROP 8 8 16 16 16 16
Кодовое имя GPU RV730 RV770 RV770 RV740 RV770 RV770
Кол-во транзисторов, млн. 512 956 956 826 956 956
Объем памяти, Мб 512 512 512 512 512 512
Разрядность памяти, бит 128 128 256 128 256 256
Частота ядра, МГц 750 750 575 750 625 750
Частота памяти, МГц 1000 900 900 800 993 900
Средняя цена по данным Маркет.3DNews, рублей Нет данных Нет данных 3200 Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных

Итак, видеокарта AMD Radeon HD 4730 построена на базе несколько "урезанного" ядра RV770, которое, в данном случае, содержит 640 потоковых процессоров и восемь блоков растеризации, в то время как полноценное ядро RV770 содержит 800 потоковых процессоров и 16 блоков ROP. Кроме того, модификации подверглась и подсистема памяти видеокарты. Узкая, по современным меркам, 128-битная шина памяти, тем не менее, обладает достаточной ПСП, благодаря использованию видеопамяти стандарта GDDR-5. В нашу тестовую лабораторию попал серийный образец видеокарты Sapphire Radeon HD 4730. Давайте познакомимся с ускорителем поближе: Небольшая коробка вертикального типа оформлена в стандартной для AMD цветовой гамме. Лицевая часть упаковки изобилует техническими данными о возможностях новинки:

  • память стандарта GDDR-5;
  • 640 потоковых процессоров;
  • выход HDMI с возможностью передачи семиканального звука;
  • поддержка вычислений силами GPU при помощи технологии ATI Stream;
  • поддержка физических расчетов в играх.
Среди всех особенностей неподдельный интерес вызвала надпись "Game Physics processing capability" (поддержка физических расчетов в играх). Но, к сожалению, так и не удалось выяснить, каким именно образом осуществляется эта поддержка и в каких приложениях ее можно увидеть.

Комплектация Sapphire Radeon HD 4730 содержит только необходимый минимум компонентов:

В качестве основы для Sapphire Radeon HD 4730 была взята PCB от Sapphire Radeon HD 4870 Vapor-X и слегка модифицирована, поскольку Radeon HD 4730 является значительно упрощенной версией HD 4870. В итоге, на плате отсутствует часть чипов памяти и система охлаждения заметно проще, чем у Vapor-X. На панели вывода располагаются все необходимые разъемы: DVI, HDMI и D-SUB. Такое изобилие позволяет подключить любые устройства, будь это ЭЛТ-монитор или суперсовременная плазменная панель.

Вы знаете, как сделать карту за 100 долларов из карты за 200 за пару минут? - Нет, разумеется, не сломать ее пополам. Этак получится карта за 2 доллара по цене утиль-сырья.

А вот если на карту не поставить половину микросхем памяти, урезать ядро почти в 2 раза, то получится вот нечто такое. Именно так поступила компания Sapphire, которой из AMD предложили отходы от RV770 (это ядро, на котором базируются RADEON HD 4850 и 4870). Не секрет, что со временем, по мере производства тех или иных микросхем, особенно очень сложного плана, накапливается какое-то количество брака, то есть кристаллы, где какая-то часть транзисторов битая. Выбрасывать такое жаль, особенно если битых транзисторов всего 1-5% от общего количества. Но полноценно такое ядро работать уже не может.

Вот и придумали выпускать видеокарты, комплектуемые ядрами, внутри которых что-то да урезано (уменьшено число тех или иных блоков: потоковых процессоров, модулей текстурирования и т.д.). Это мы видим уже давно. Например, Geforce 9800 GT выпускается на базе того же G92, но с уменьшенным числом потоковых процессоров. Иногда маркетинговые интересы требуют срочного выпуска продукта с урезанными возможностями для малобюджетной ценовой ниши, тогда подчас нормальные полноценные ядра идут «под нож» ради достижения нужного результата (например, RADEON HD 4830). Однако же все равно очень жаль использовать полноценные кристаллы для такого. И, как в случае с 4830, его быстро заменили на 4770, где само ядро уже проще и имеет пониженные относительно RV770 параметры, что позволило больше не урезать нормальные RV770.

Однако какое-то количество брака RV770 все равно накопилось. Да, этих ядер немного, способных полноценно работать, но лишь с урезанным числом функциональных блоков. Но на партию видеокарт хватит. Поэтому AMD решила продать такие ядра только двум партнерам: Sapphire и TUL (Powercolor), разумеется, по очень низким ценам (с паршивой овцы хоть шерсти клок) и назвать новый продукт 4730.

У данного «обрезка» количество всех блоков, кроме потоковых процессоров и текстурных модулей, урезано в 2 раза, потому что тупо порезали шину обмена с памятью до 128 бит. А число потоковых процессоров сократили с 800 до 640 (как у 4830 и 4770) и число TMU упало до 32. Решили не выпускать специальную версию PCB, на которую устанавливался бы большой RV770-чип, расчитанный по разводке на 256 бит, но чтобы текстолит имел в себе разведенные лишь 128 бит. Это было бы дороже, чем использовать обычную PCB от 4870, на которую лишь не требуется устанавливать половину микросхем памяти. Таким макаром достигается сочетание 128бит и GDDR5 памяти (как у 4770, однако там разводка предусматривает посадочное место только под 128-битный RV740, туда RV770 не поставить).

При этом частоты оставлены как у 4870. То есть по логике вешей, 4730 получается почти в 2 раза урезанней, чем 4870 (за исключением числа потоковых процессоров), и чуть более медленным, чем 4770 засчет меньшего количества текстурных и ROP модулей. То есть номер 4730 вполне соответствует тому, что может дать данный продукт в плане производительности в 3D.

Подчеркну еще раз, что партия таких карт небольшая, в широкой продаже они могут и не появиться. Продукт идет как конкурент Geforce 9600 GT с аналогичной ценой около 100 долларов США.

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E
  • GPU: RADEON HD 4870 (RV770)
  • Интерфейс: PCI-Express x16
  • Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 750/750 MHz (номинал - 750/750 МГц)
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 900 (3600) MHz (номинал - 900 (3600) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 128bit
  • Число вершинных процессоров: -
  • Число пиксельных процессоров: -
  • Число универсальных процессоров: 640
  • Число текстурных процессоров: 32 (BLF/TLF)
  • Число ROPs: 8
  • Размеры: 220x100x33 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты).
  • Цвет текстолита: синий
  • RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU.
  • Выходные гнезда: 1xDVI (Dual-Link/HDMI), 1xVGA, 1xHDMI
  • VIVO: нет
  • TV-out: не выведен.
  • Поддержка многопроцессорной работы: CrossFire (Hardware).

Очевидно, что за основу была взята видеокарта Sapphire RADEON HD 4870 Vapor-X 1024 с кулером от Sapphire RADEON HD 4850 512MB PCI-E . Просто плату укомплектовали лишь половиной микросхем памяти, вследстие чего общий объем памяти с 1024 снизился до 512 мегабайт. Ну про урезанность ядра я уже выше писал.

Больше ничем карта от старшего полноценного собрата 4870 не отличается.

Подключение к аналоговым мониторам с d-Sub (VGA) производится через имеющеся у карты гнезло d-Sub. Также поставляется переходник HDMI-to-DVI для желающих подключить два DVI-монитора (у самой карты имеется гнездо HDMI).

Максимальные разрешения и частоты:

  • 240 Hz Max Refresh Rate
  • 2048 × 1536 × 32bit x85Hz Max - по аналоговому интерфейсу
  • 2560 × 1600 @ 60Hz Max - по цифровому интерфейсу (DVI-гнездо с Dual-Link)

Что касается возможностей видеокарт по проигрыванию MPEG2 (DVD-Video), то еще в 2002 году мы изучали этот вопрос , с тех пор мало что поменялось. В зависимости от фильма загрузка CPU при проигрывании на современных видеокартах не поднимается выше 25%.

По поводу HDTV. Одно из исследований также проведено, и с ним можно ознакомиться .

Напомним, что карта требует дополнительное питание, поэтому с платой поставляются переходники с молекс на 6-пиновый разъем, хотя уже все современные БП имеют такие «хвосты». Особо отмечу, что, несмотря на наличие двух гнехд питания достаточно подать питание только на одно из них.

О системе охлаждения писать не стану, поскольку мы ранее уже такой кулер изучали .

Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты RivaTuner (автор А.Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты:

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E

Очевидно, что несмотря на урезанность по блокам, работа RV770 на частоте 750 МГц по-прежнему требует полноценного кулера от 4870-карт, когда как Sapphire пошел на упрощение СО, и установку кулера, который ранее охлаждал карту класса 4850. И в результате 82 градуса нагрева, что, конечно, не смертельно, но многовато для такого урезка ценой в 100 долларов США.

Впрочем, не забываем, что кулеры тоже не дешевые, и потому ставить дорогую СО на такую карту тоже невыгодно.

Теперь о комплектации.

Базовый комплект поставки должен включать в себя: руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами, HDMI-to-DVI адаптер, а также разветвитель внешнего питания. Ниже мы покажем, что предлагается дополнительно.

Упаковкa.

Установка и драйверы

Конфигурация тестового стенда:

  • Компьютер на базе Intel Core I7 CPU 920 (Socket 1366 LGA)
    • процессор Intel Core I7 CPU 920 (2667 MHz);
    • системная плата Asus P6T Deluxe на чипсете Intel X58;
    • оперативная память 3 GB DDR3 SDRAM Corsair 1066MHz;
    • жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160GB SATA.
    • блок питания Tagan TG900-BZ 900W.
  • операционная система Windows Vista 32bit SP1; DirectX 10.1;
  • монитор Dell 3007WFP (30").
  • драйверы ATI версии CATALYST 9.6; Nvidia версии 186.18.

VSync отключен.

Результаты тестов: сравнение производительности

В качестве инструментария мы использовали:

  • Far Cry 2 (Ubisoft) — DirectX 10.0, shaders 4.0 (HDR), использовалась утилита из комплекта игры (уровень Middle). Все настройки выставлены на максимальное качество.
  • S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky 1.509 (GSC Game World/THQ) — DirectX 10.0, демо для запуска . Файлы надо положить в рабочий каталог игры, где все savegames (Documents and settings). После запуска игры, загрузить уровень ixbt4 и, выйдя в консоль, запустить демо: demo_play ixbt4. Настройки тестирования — maximum (ВКЛЮЧЕНО ДИНАМИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ). Поэтому игра не поддерживает AA.
  • 3DMark Vantage 1.01 (FutureMark) — DirectX 10.0, shaders 4.0, мультитекстурирование, настройки тестирования — Extreme
  • CRYSIS 1.2 (Crytek/EA), DirectX 10.0, shaders 4.0, (батник и демо для запуска), настройки тестирования - Very High, используется уровень RESCUE).
  • CRYSIS Warhead (Crytek/EA), DirectX 10.0, shaders 4.0, (батник и демо для запуска), настройки тестирования - Very High, используется уровень CARGO).
  • Company Of Heroes Opposing Fronts (Relic Entertainment/THQ) — DirectX 10.0, shaders 4.0, батник для запуска . После вхождения в игру вызвать опцию настроек, выбрать раздел по графике и нажать на кнопку с тестом. Тестирование проводилось при максимальном качестве.
  • World In Conflict 1.007 (Massive Entertainment/Sierra) — DirectX 10.0, shaders 4.0, После вхождения в игру вызвать опцию настроек, выбрать раздел по графике и нажать на кнопку с тестом. Тестирование проводилось при максимальном качестве (very high с регулировкой АА и АФ).
  • Devil May Cry 4 (CAPCOM) — DirectX 10.0, настройки тестирования — Super High (c регулировкой АА и АФ). Использовались результаты тестирования по Scene 1.
  • Lost Planet Extreme Condition Colonies Edition (CAPCOM) — DirectX 10.0, настройки тестирования — Super High (c регулировкой АА и АФ). Использовались результаты тестирования по Scene 1.

Внимание! Насчет набора тестовых инструментов!

В обновленном и дополненном материале , посвященном инструменту тестирования FRAPS, мы наглядно показали, как неточны и ненадежны тесты, полученные с помощью этой утилиты, а иного инструмента, кроме встроенных в игры бенчмарков, у тестеров и нет.

Поэтому мы считаем, что пусть набор тестовых игр будет не столь большим, но все тесты будут прозрачными, точными, и, главное, прекрасно отражающими картину соотношения ускорителей.

Производительность видеокарт

Важно! Придя к решению о самостоятельном выборе трехмерного ускорителя, то бишь видеокарты в своем компьютере, пользователь должен осознавать, что он меняет одну из основных составляющих работы его системного блока, которая может потребовать дополнительной настройки для лучшего быстродействия или включения ряда качественных функций. Это не конечный потребительский продукт, а лишь одно звено среди всех комплектующих компьютера. И поэтому пользователь должен понимать, что для получения наибольшей отдачи от новой видеокарты ему придется познать некоторые азы трехмерной графики. Да и графики в целом. Если он не хочет этим заниматься, то не стоит приступать к самостоятельному апгрейду в этом плане. Лучше приобретать готовые системные блоки с уже настроенным ПО (а также он будет обеспечен технической поддержкой со стороны компании-сборщика такого системника), либо приставки для игр, где не нужно ничего настраивать - все, что нужно, уже включено в самой игре.

Читатели, которые хорошо разбираются в трехмерной графике, смогут разобраться, посмотрев диаграммы далее, и сделают для себя вывод. А для новичков и тех, кто только-только занялся вопросом выбора видеокарты, мы сделаем некоторые пояснения.

Во-первых, есть смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.

Справочник по ATI RADEON X1300-1600-1800-1900-х серий

Справочник по Nvidia Geforce 7300-7600-7800-7900-х серий

Во-вторых, в разделе наш читатель, который только-только столкнулся с проблемой выбора видеокарты, и растерян, может ознакомиться как с азами трехмерной графики (все равно они понадобятся, ведь запуская игру, и входя в ее настройки, пользователь столкнется с такими понятиями, как текстуры, освещение и т.д.), так и с базовыми материалами по новым продуктам. Компаний, выпускающих ныне популярные графические процессоры, всего две: AMD (графикой занимается подразделение ATI) и Nvidia (есть еще Matrox, S3, однако их доля в дискретной графике сегодня меньше 1%, и потому их можно не брать во внимание). Поэтому основная масса информации разбита именно на две части. Ежемесячно выходит

Видеокарта ASUS EN9600GT/HTDI/512M/A

Система охлаждения Glaciator, установленная на карту, используется и в более «горячей» старшей модели ASUS EN9800GT/HDTP/512MD3/A . По конструкции кулер почти не отличается от системы охлаждения того же Radeon HD 4730 за тем лишь исключением, что Glaciator полностью выполнен из алюминия. Зато на карте ASUS кулер отличается очень тихой работой.

На плате распаяно 8 микросхем памяти Hynix H5RS5223CFR-NOC, рассчитанных на рабочую частоту в 2 ГГц. Чипы расположены с двух сторон, поэтому обдувается только половина из них, расположенная с лицевой стороны платы.

Рабочие частоты не отличаются от стандартных - ядро работает на 650 МГц (шейдерный доме на 1600 МГц), а память на 1800 МГц. Разогнать карту удалось до частот 767/1850 МГц по ядру (растровый/шейдерный домены), а память заработала на 2174 МГц.

На видеокарте ASUS EN9800GT/HDTP/512MD3/A мы не будем останавливаться, отметим лишь, что со стандартных частот 600/1512/1800 МГц она разогналась до 713/1728/2160 МГц.

Тестирование

Тестовая конфигурация

Тестирование проводилось на следующем стенде:

  • Процессор: Intel Core 2 Duo E7300 (2,66@4,1 ГГц, FSB 410 МГц)
  • Материнская плата: Gigabyte P35-S3
  • Оперативная память: Samsung DDR2 PC6400 2x2 GB, (820 MHz, 5-5-4-14-2T, dual channel)
  • Жёсткий диск: Samsung HD252HJ (250 ГБ, SATA2)
  • Блок питания: High Power HP-650-G14C 650W
  • Операционная система: Windows Vista x86 SP1

Для всех видеокарт GeForce использовался драйвер ForceWare 190.38, для карт Radeon HD 4730 и HD 4850 - ATI Catalyst 9.7. А вот Radeon HD 4770 присутствует в нашем тестировании с результатами, которые получены на бета-версии Catalyst 9.5. Мы не случайно выше упоминали про дефицит этих видеокарт, с этим столкнулись и мы. Оказалось довольно проблематичным достать этот видеоадаптер, поэтому мы позаимствовали результаты этой карты из одной из прошлых статей , в которой карта тестировалась на такой же конфигурации.

Тестирование проводилось в синтетических тестовых пакетах 3DMark 2006, 3DMark Vantage и в реальных игровых приложениях, которые тестировались исключительно в DirectX 10. Игра Devil May Cry 4 тестировалась встроенным игровым тестом производительности при настройках графики Super High. Для приложения Far Cry 2 также использовался встроенный бенчмарк, тесты в котором проводились на настройках графики Ultra Quality. Тестирование в игре S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky производилось с помощью отдельного приложения S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky benchmark, состоящего из 4 сцен. Результаты, отображенные на графиках для этой игры, представляют собой средний fps по этим четырем сценам. Настройки графики в этом приложении максимальные (Ultra), для карт Radeon включалась поддержка DirectX 10.1. В игре Crysis версии 1.2.0 использовался родной GPU benchmark, который запускается из папки bin. Анизотропная фильтрация и сглаживание активировались непосредственно средствами каждого приложения без принудительного форсирования в драйверах.

HD4830 (RV770LE). Появление на рынке такого графического процессора вполне ожидаемое явление, поскольку компания AMD не так давно выпустила удачный во всех отношениях 40-нм графический процессор HD4770, который предоставляет хорошую производительность за небольшие деньги. Это обеспечило популярность таких графических адаптеров и спрос на них, что несколько опустошило склады AMD и её партнёров. А если учесть ещё и небольшие проблемы TSMC с производством 40-нм чипов, а также необходимость производства по нему и новой 5000-й серии GPU, то получается, что графические адаптеры на HD4770 рискуют превратиться в дефицитный товар. Поэтому, параллельно избавляясь от не совсем удачных кристаллов и «уничтожая» запасы старых чипов, компания AMD при помощи двух больших партнеров Sapphire и TUL () решила заполнить стодолларовую ценовую нишу видеокартами на , которые, вопреки ожиданиям многих, базируются не на 40-нм ядре RV740, а на 55-нм упрощенном RV770 (RV770CE). В арсенале HD 4730 осталось только 640 унифицированных конвейеров и 32 блока обработки текстур вместо 800 и 40 для полноценного чипа. Кроме того RV770CE потеря 50% активных блоков растеризации, а шину памяти уполовинили до 128 бит, хотя и обеспечили работу с GDDR5. Как такие трансформации повлияли на производительность, мы и постараемся выяснить в этом обзоре видеокарты PCS 512MB GDDR5 HDMI.

Основные характеристики видеокарты:

Теперь можем ознакомиться более подробно с упаковкой, комплектом поставки и самой видеокартой от компании .

Ускоритель PCS 512MB GDDR5 HDMI поставляется в не большой картонной коробке, на которой отмечен объем установленной памяти и ее тип, использование интерфейсов DVI и HDMI, а так же поддержка технологии CrossFireX и комплектация профессиональной системой охлаждения.

На обратной стороне коробки можно ознакомиться с поддерживаемыми технологиями и основными характеристиками. Это поддержка: DirectX 10.1 (Shader Model 4.1), шины PCI Express 2.0 X16, технологии ATI CrossFireX, интерфейса HDMI и 7.1-канального звука, а также ATI PowerPlay и ATI Avivo HD Technology с интегрированным видеопроцессором второго поколения (UVD 2).

Если говорить о комплектации видеокарты, то она не блещет разнообразием, и состоит из руководства по установке и CD-диска с драйверами. Но если рассматривать наличие портов, то можно сказать, что необходимость в переходниках отпадает и поэтому комплект можно считать минимально необходимым.

Видеокарта выполнена на красном текстолите и оборудована оригинальной по дизайну системой активного воздушного охлаждения Arctic Cooling Accelero L2 Pro, которая по конструкции крепления и внешнему виду немного отличается от розничной версии. Понижением температуры силовых элементов цепей питания ускорителя занимается отдельный алюминиевый радиатор средних размеров, окрашенный под медь.

Видеокарта оснащена набором разъемов, в который входят НDMI, DVI и VGA. Наличие порта HDMI и встроенного аудиодекодера дает возможность вывода совместно с видео высокой четкости и многоканального звукового потока.

Судя по панели портов, видеокарта изначально проектировалась как однослотовая, но вследствие использования более габаритной и эффективной системы охлаждения займет в системном блоке два слота.

Хорошо, что на лицевой стороне рядом с графическим процессором есть резиновые прокладки, чтобы при установке кулера или замене термоинтерфейса не повредить его и прилегающие элементы. Кроме того, сняв кулер, сразу видно, что для решений на ATI HD 4730 не разрабатывалась новая печатная плата, а используется текстолит от более быстрых решений. Так, наиболее заметно отсутствие половины чипов памяти, ведь графическому процессору с 128-разрядной шиной памяти не нужна разводка для 256-разрядного чипа, а при внимательном рассмотрении можно найти и кучу пустых посадочных мест для мелких элементов обвязки.

На тыльной стороне печатной платы мы видим, что кулер крепится четырьмя подпружиненными винтами, а радиатор системы питания держится на двух пластиковых клипсах. Здесь же имеются наклейки с серийным номером устройства и номером партии.

В основе PCS 512MB GDDR5 HDMI лежит графический процессор ATI HD 4730 (RV770CE), который изготовлен по 55 нм техпроцессу и включает в себя 640 универсальных потоковых процессоров, что позволяет обрабатывать до 160 текстур за такт и накладывать до 128 текстур на пиксель. Функционирует GPU на стандартной для данных видеокарт частоте - 700 МГц.

Видеокарта оснащена 512 МБ видеопамяти стандарта GDDR5 производства компании Qimonda. Всего микросхем 4, каждая объемом по 128 МБ. Работает память на частоте 900 МГц, но в силу технических особенностей стандарта GDDR5 эффективная частота памяти составляет 4*900=3600 МГц, что даже при 128-разрядной шине обеспечивает достаточно высокую пропускную способность – 57,6 ГБ/с.

Утилита GPU-Z подтверждает, что графический процессор (RV770СЕ) изготовлен по 55 нм техпроцессу, включает в себя 640 универсальных потоковых процессоров, 8 блоков ROP и работает на рекомендованной для данных видеокарт частоте - 700 МГц. Видеопамять стандарта GDDR5 функционирует на частоте 900 МГц (3600 МГц эффективная).

Для охлаждения графического процессора используется система охлаждения производства Arctic Cooling, отличающаяся хорошей эффективностью, простотой и низким уровнем шума от вентилятора диаметром 92 мм. В основе кулера лежит низкопрофильный радиатор с множеством тонких алюминиевых ребер. Пластины расположены довольно плотно, что может не позволить вентилятору эффективно продувать весь радиатор. Основание кулера обработано не очень хорошо - явно чувствуются следы фрезы, а полировки и вовсе нет. Зато термопасты нанесено прямо сказать «от души».

Благодаря поддержке технологии ATI PowerPlay, при отсутствии нагрузки на видеокарту частота графического процессора снижается до 500 МГц и должно уменьшаться напряжение его питания. В таком режиме температура GPU поддерживается кулером на уровне 50ºC при том, что он работает только на 47% своей эффективности и остается практически бесшумным. Кстати, вследствие использования для питания системы охлаждения только двухконтактного разъема пропала возможность следить за скоростью вращения вентилятора, обеспечивая обратную связь и защиту от остановки.

После продолжительной нагрузки на видеосистему температура «корпуса» графического процессора возросла до 68ºC, хотя некоторые его компоненты разогрелись до 75ºC. В любом случае такие температуры можно считать невысокими, особенно учитывая происхождение и техпроцесс изготовления GPU. Кулер при этом работал только на ¾ своих возможностей, продолжая оставаться достаточно тихим.

Тестирование

Процессор Intel Core 2 Quad Q9550 (LGA775, 2,83 ГГц, L2 12 МБ) @3,8 ГГц
Материнские платы ZOTAC NForce 790i-Supreme (LGA775, nForce 790i Ultra SLI, DDR3, ATX)
GIGABYTE GA-EP45T-DS3R (LGA775, Intel P45, DDR3, ATX)
Кулеры Noctua NH-U12P (LGA775, 54,33 CFM, 12,6-19,8 дБ)
Thermalright SI-128 (LGA775) + VIZO Starlet UVLED120 (62,7 CFM, 31,1 дБ)
Дополнительное охлаждение VIZO Propeller PCL-201 (+1 slot, 16,0-28,3 CFM, 20 дБ)
Оперативная память 2x DDR3-1333 1024 MБ Transcend PC3-10600
Жесткие диски Hitachi Deskstar HDS721616PLA380 (160 ГБ, 16 МБ, SATA-300)
Блоки питания CHIEFTEC CFT-850G-DF (850 Вт, 140+80 мм, 25 дБ)
Seasonic SS-650JT (650 Вт, 120 мм, 39,1 дБ)
Корпус Spire SwordFin SP9007B (Full Tower) + Coolink SWiF 1202 (120×120x25, 53 CFM, 24 дБ)
Монитор Samsung SyncMaster 757MB (DynaFlat, 2048×1536@60 Гц, MPR II, TCO’99)

Решение на оказалось несколько медленнее предложений на популярном GPU HD4770 и еще одного варианта удешевления RV770 – HD4830, в основном, вследствие вдвое меньшего числа блоков растеризации. Не спасает даже использование быстрой видеопамяти стандарта GDDR5, которая обеспечивает пропускную способность чуть больше чем у ускорителей на HD4770, и превосходство по тактовой частоте ядра над HD4830. Но имеющейся производительности вполне достаточно для подавляющего большинства современных игр при средних и даже высоких настройках качества изображения. Таким образом, если отставание в производительности будет компенсировано меньшей стоимостью, то решения на будут вполне удачной покупкой. Кроме того, тестируемый ускоритель, в целом, показал быстродействие выше, чем у решений на NVIDIA GeForce 9800GT.

Разгон

И так мы подошли к разгону, разгон производился при помощи стандартного компонента ATI Overdrive, который позволил увеличить тактовую частоту основных узлов в среднем на 10,0 %. Графический процессор удалось разогнать с 700 МГц до 780 МГц, а видеопамять с 900 МГц до 970 МГц.

Разогнав видеокарту до указанных выше частот, можно получить дополнительные, а, главное, бесплатные 7-10% к общей производительности ускорителя. Для наглядности приведем таблицу сравнения:

Тестовый пакет

Стандартные частоты

Разогнанная видеокарта

Прирост производительности, %

3DMark Score
SM2.0 Score
HDR/SM3.0 Score
Performance

Serious Sam 2, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1600×1200
2048×1536

Prey, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1600×1200
2048×1536

Call Of Juarez, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Call Of Juarez, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Crysis, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Crysis, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Crisys Warhead, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200

Crisys Warhead, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200

Far Cry 2, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Far Cry 2, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200

Вы знаете, как сделать карту за 100 долларов из карты за 200 за пару минут? - Нет, разумеется, не сломать ее пополам. Этак получится карта за 2 доллара по цене утиль-сырья.

А вот если на карту не поставить половину микросхем памяти, урезать ядро почти в 2 раза, то получится вот нечто такое. Именно так поступила компания Sapphire, которой из AMD предложили отходы от RV770 (это ядро, на котором базируются RADEON HD 4850 и 4870). Не секрет, что со временем, по мере производства тех или иных микросхем, особенно очень сложного плана, накапливается какое-то количество брака, то есть кристаллы, где какая-то часть транзисторов битая. Выбрасывать такое жаль, особенно если битых транзисторов всего 1-5% от общего количества. Но полноценно такое ядро работать уже не может.

Вот и придумали выпускать видеокарты, комплектуемые ядрами, внутри которых что-то да урезано (уменьшено число тех или иных блоков: потоковых процессоров, модулей текстурирования и т. д.). Это мы видим уже давно. Например, GeForce 9800 GT выпускается на базе того же G92, но с уменьшенным числом потоковых процессоров. Иногда маркетинговые интересы требуют срочного выпуска продукта с урезанными возможностями для малобюджетной ценовой ниши, тогда подчас нормальные полноценные ядра идут «под нож» ради достижения нужного результата (например, RADEON HD 4830). Однако же все равно очень жаль использовать полноценные кристаллы для такого. И, как в случае с 4830, его быстро заменили на 4770, где само ядро уже проще и имеет пониженные относительно RV770 параметры, что позволило больше не урезать нормальные RV770.

Однако какое-то количество брака RV770 все равно накопилось. Да, этих ядер немного, способных полноценно работать, но лишь с урезанным числом функциональных блоков. Но на партию видеокарт хватит. Поэтому AMD решила продать такие ядра только двум партнерам: Sapphire и TUL (PowerColor), разумеется, по очень низким ценам (с паршивой овцы хоть шерсти клок) и назвать новый продукт 4730.

У данного «обрезка» количество всех блоков, кроме потоковых процессоров и текстурных модулей, урезано в 2 раза, потому что тупо порезали шину обмена с памятью до 128 бит. А число потоковых процессоров сократили с 800 до 640 (как у 4830 и 4770) и число TMU упало до 32. Решили не выпускать специальную версию PCB, на которую устанавливался бы большой RV770-чип, расчитанный по разводке на 256 бит, но чтобы текстолит имел в себе разведенные лишь 128 бит. Это было бы дороже, чем использовать обычную PCB от 4870, на которую лишь не требуется устанавливать половину микросхем памяти. Таким макаром достигается сочетание 128бит и GDDR5 памяти (как у 4770, однако там разводка предусматривает посадочное место только под 128-битный RV740, туда RV770 не поставить).

При этом частоты оставлены как у 4870. То есть по логике вешей, 4730 получается почти в 2 раза урезанней, чем 4870 (за исключением числа потоковых процессоров), и чуть более медленным, чем 4770 засчет меньшего количества текстурных и ROP модулей. То есть номер 4730 вполне соответствует тому, что может дать данный продукт в плане производительности в 3D.

Подчеркну еще раз, что партия таких карт небольшая, в широкой продаже они могут и не появиться. Продукт идет как конкурент GeForce 9600 GT с аналогичной ценой около 100 долларов США.

Платa

GPU: RADEON HD 4870 (RV770)
Интерфейс: PCI-Express x16
Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 750/750 MHz (номинал — 750/750 МГц)
Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 900 (3600) MHz (номинал — 900 (3600) МГц)
Ширина шины обмена с памятью: 128bit
Число вершинных процессоров: -
Число пиксельных процессоров: -
Число универсальных процессоров: 640
Число текстурных процессоров: 32 (BLF/TLF)
Число ROPs: 8
Размеры: 220x100x33 мм (последняя величина — максимальная толщина видеокарты).
Цвет текстолита: синий
RAMDACs/TDMS: интегрированы в GPU.
Выходные гнезда: 1xDVI (Dual-Link/HDMI), 1xVGA, 1xHDMI
VIVO: нет
TV-out: не выведен.
Поддержка многопроцессорной работы: CrossFire (Hardware).

Сравнение с эталонным дизайном, вид спереди

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E

Сравнение с эталонным дизайном, вид сзади

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E Reference card ATI RADEON HD 4870

Очевидно, что за основу была взята видеокарта Sapphire RADEON HD 4870 Vapor-X 1024 с кулером от Sapphire RADEON HD 4850 512MB PCI-E. Просто плату укомплектовали лишь половиной микросхем памяти, вследстие чего общий объем памяти с 1024 снизился до 512 мегабайт. Ну про урезанность ядра я уже выше писал.

Больше ничем карта от старшего полноценного собрата 4870 не отличается.

Подключение к аналоговым мониторам с d-Sub (VGA) производится через имеющеся у карты гнезло d-Sub. Также поставляется переходник HDMI-to-DVI для желающих подключить два DVI-монитора (у самой карты имеется гнездо HDMI).

Максимальные разрешения и частоты:

    240 Hz Max Refresh Rate 2048 x 1536 x 32bit x85Hz Max - по аналоговому интерфейсу 2560 x 1600 @ 60Hz Max - по цифровому интерфейсу (DVI-гнездо с Dual-Link)

Напомним, что карта требует дополнительное питание, поэтому с платой поставляются переходники с молекс на 6-пиновый разъем, хотя уже все современные БП имеют такие «хвосты». Особо отмечу, что, несмотря на наличие двух гнехд питания достаточно подать питание только на одно из них.

Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты RivaTuner и получили следующие результаты:

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E

Очевидно, что несмотря на урезанность по блокам, работа RV770 на частоте 750 МГц по-прежнему требует полноценного кулера от 4870-карт, когда как Sapphire пошел на упрощение СО, и установку кулера, который ранее охлаждал карту класса 4850. И в результате 82 градуса нагрева, что, конечно, не смертельно, но многовато для такого урезка ценой в 100 долларов США.

Впрочем, не забываем, что кулеры тоже не дешевые, и потому ставить дорогую СО на такую карту тоже невыгодно.

Теперь о комплектации.

Базовый комплект поставки должен включать в себя: руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами, HDMI-to-DVI адаптер, а также разветвитель внешнего питания. Ниже мы покажем, что предлагается дополнительно.

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E

Упаковкa.

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E

Маленькая упаковка, light retail. Карта лежит в толстом пакете просто в коробке, однако плотно зажата поролоном.

Установка и драйверы

Конфигурация тестового стенда:
Компьютер на базе Intel Core I7 CPU 920 (Socket 1366 LGA)
-процессор Intel Core I7 CPU 920 (2667 MHz);
-системная плата ASUS P6T Deluxe на чипсете Intel X58;
-оперативная память 3 GB DDR3 SDRAM Corsair 1066MHz;
-жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160GB SATA.
-блок питания Tagan TG900-BZ 900W.
-операционная система Windows Vista 32bit SP1; DirectX 10.1;
Монитор Dell 3007WFP (30").
Драйверы ATI версии CATALYST 9.6; NVIDIA версии 186.18.

VSync отключен.

Результаты тестов: сравнение производительности

В качестве инструментария мы использовали:
Far Cry 2 (Ubisoft) — DirectX 10.0, shaders 4.0 (HDR), для тестирования использовалась утилита из комплекта игры (уровень Middle). Все настройки выставлены на максимальное качество.

S. T.A. L.K. E.R. Clear Sky 1.509 (GSC Game World/THQ) — DirectX 10.0. Настройки тестирования — maximum (ВКЛЮЧЕНО ДИНАМИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ). Поэтому игра не поддерживает AA.

3DMark Vantage 1.02 (FutureMark) — DirectX 10.0, shaders 4.0, мультитекстурирование, настройки тестирования — Extreme

CRYSIS 1.2 (Crytek/EA), DirectX 10.0, shaders 4.0, настройки тестирования - Very High, используется уровень RESCUE).

CRYSIS Warhead (Crytek/EA), DirectX 10.0, shaders 4.0, настройки тестирования - Very High, используется уровень CARGO).

Company Of Heroes Opposing Fronts (Relic Entertainment/THQ) — DirectX 10.0, shaders 4.0. Тестирование проводилось при максимальном качестве.

World In Conflict 1.007 (Massive Entertainment/Sierra) — DirectX 10.0, shaders 4.0. Тестирование проводилось при максимальном качестве (very high с регулировкой АА и АФ).

Devil May Cry 4 (CAPCOM) — DirectX 10.0, настройки тестирования — Super High (c регулировкой АА и АФ). Использовались результаты тестирования по Scene 1.

Lost Planet Extreme Condition Colonies Edition (CAPCOM) — DirectX 10.0, настройки тестирования — Super High (c регулировкой АА и АФ). Использовались результаты тестирования по Scene 1.

Внимание! Насчет набора тестовых инструментов!

Мы еще раз напоминаем о том, как неточны и ненадежны тесты, полученные с помощью этой утилиты, а иного инструмента, кроме встроенных в игры бенчмарков, у тестеров и нет. Поэтому мы считаем, что пусть набор тестовых игр будет не столь большим, но все тесты будут прозрачными, точными, и, главное, прекрасно отражающими картину соотношения ускорителей.

Производительность видеокарт

Важно! Придя к решению о самостоятельном выборе трехмерного ускорителя, то бишь видеокарты в своем компьютере, пользователь должен осознавать, что он меняет одну из основных составляющих работы его системного блока, которая может потребовать дополнительной настройки для лучшего быстродействия или включения ряда качественных функций. Это не конечный потребительский продукт, а лишь одно звено среди всех комплектующих компьютера. И поэтому пользователь должен понимать, что для получения наибольшей отдачи от новой видеокарты ему придется познать некоторые азы трехмерной графики. Да и графики в целом. Если он не хочет этим заниматься, то не стоит приступать к самостоятельному апгрейду в этом плане. Лучше приобретать готовые системные блоки с уже настроенным ПО (а также он будет обеспечен технической поддержкой со стороны компании-сборщика такого системника), либо приставки для игр, где не нужно ничего настраивать - все, что нужно, уже включено в самой игре.

Читатели, которые хорошо разбираются в трехмерной графике, смогут разобраться, посмотрев диаграммы далее, и сделают для себя вывод. А для новичков и тех, кто только-только занялся вопросом выбора видеокарты, мы сделаем некоторые пояснения.

Во-первых, есть смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.

Во-вторых, на сайте www. ixbt. com в разделе 3D-Video наш читатель, который только-только столкнулся с проблемой выбора видеокарты, и растерян, может ознакомиться как с азами трехмерной графики (все равно они понадобятся, ведь запуская игру, и входя в ее настройки, пользователь столкнется с такими понятиями, как текстуры, освещение и т. д.), так и с базовыми материалами по новым продуктам. Компаний, выпускающих ныне популярные графические процессоры, всего две: AMD (графикой занимается подразделение ATI) и NVIDIA (есть еще Matrox, S3, однако их доля в дискретной графике сегодня меньше 1%, и потому их можно не брать во внимание). Поэтому основная масса информации разбита именно на две части. Ежемесячно выходит выпуск 3DSpeed на том же сайте, где как бы сводятся в одно все сравнения различных карт для разных ценовых секторов.

В-третьих, посмотрим на тесты рассматриваемых сегодня карт. Анализ каждого теста проводить не будем, в конце тестов подведем итоги.

S. T.A. L.K. E.R. Prequel: Clear Sky

World In Conflict

CRYSIS, Rescue, DX10, Very High

CRYSIS Warhead, Cargo, DX10, Very High

Far Cry 2


Company Of Heroes

Devil May Cry 4, SCENE1

Lost Planet EC Colonies, SCENE1

Выводы

Sapphire RADEON HD 4730 512MB PCI-E - наши предположения полностью подтверждены тестами. Новинка действительно несколько уступает 4770, как и должно быть в соответствии с ее номером. А вот против GeForce 9600 GT смотрится очень хорошо, хотя и есть кое-где проигрыши, но в целом продукт более интересный, нежели 9600 GT.

Что касается конкретно карты от Sapphire, то мы видим, что «двухэтажный» кулер и большая длина PCB как-то играют в минус этой карте, но мне кажется, что это не столь критично. В целом для небольшой партии, которая во-первых, поможет AMD избавиться от урезанных RV770-ядер, во-вторых, успешно оживит рынок в сегменте 100 долларов США и даже меньше, этот дебют более чем удачен.

Выбор, как обычно, за нашими читателями. Мы лишь даем информацию о том или ином продукте, но не делаем прямых указаний по выбору того или иного изделия.

По материалам www. ixbt. com



Рекомендуем почитать

Наверх