Программирование искусственных нейронных сетей на python. Нейронные сети - инструментарий. Переменные и их описания

Для Symbian 14.03.2019
Для Symbian

В этой части предсавлены ссылки на статьи из рунета о том, что такое нейросети. Многие из статей написаны оригинальным живым языком и очень доходчивы. Однако здесь по большей части рассматриваются только самые азы, самые простые конструкции. Здесь же можно найти сылки на литературу по нейросетям. Учебники и книги, как им и положено, написаны академическим или приближающимся к нему языком и содержат малопонятные абстрактные примеры построения нейросетей, их обучения и пр. Следует иметь ввиду, что терминология в разных статьях "плавает", что видно по комментариям к статьям. Из-за этого на первых порах может возникнуть "каша в голове".

  • Как японский фермер при помощи глубокого обучения и TensorFlow огурцы сортировал
  • Нейронные сети в картинках: от одного нейрона до глубоких архитектур
  • Пример программы нейронной сети с исходным кодом на с++.
  • Реализация однослойной нейронной сети - перцептрона для задачи классификации автотранспорта
  • Скачать книги по нейронным сетям . Полезно!
  • Технологии фондового рынка: 10 заблуждений о нейронных сетях
  • Алгоритм обучения многослойной нейронной сети методом обратного распространения ошибки (Backpropagation)

Нейросети на Python

О том, какие библиотеки существуют для Питона можно кратенько прочитать . Отсюда же я буду брать тестовые примеры для того, чтобв убедиться, что требуемый пакет установлен корректно.

tensorflow

Центральным объектом TensorFlow является граф потока данных, представляющий вычисления. Вершины графа представляют операции (operation), а ребра – тензоры (tensor) (многомерные массивы, являющиеся основой TensorFlow). Граф потока данных в целом является полным описанием вычислений, которые реализуются в рамках сессии (session) и выполняются на устройствах (device) (CPU или GPU). Как и многие другие современные системы для научных вычислений и машинного обучения, TensorFlow имеет хорошо документированный API для Python, где тензоры представлены в виде знакомых массивов ndarray библиотеки NumPy. TensorFlow выполняет вычисления с помощью высоко оптимизированного C++, а также поддерживает нативный API для C и C++.
  • Введение в машинное обучение с tensorflow . Пока опубликована только первая статья из четырех анонсированных.
  • TensorFlow разочаровывает. Глубокому обучению от Google не хватает «глубины»
  • Общий взгляд на машинное обучение: классификация текста с помощью нейронных сетей и TensorFlow
  • Библиотека машинного обучения Google TensorFlow – первые впечатления и сравнение с собственной реализацией

Установка tensorflow хорошо описана в статье по первой ссылке. Однако, сейчас уже вышла версия Python 3.6.1. Её использовать не получиться. По крайней сере на данный момент (03.06.2017). Требуется версия 3.5.3, которую можно скачать . Ниже приведу последовательность, которая сработала у меня (немного не как к статье с Хабра). Непонятно почему, но Python 64-бит сделан под процессор AMD соответственно и всё остальное под него. После установки Phyton не забываем установить полный доспуп для пользователей если Python устанавливался для всех.

pip install --upgrade pip
pip install -U pip setuptools
pip3 install --upgrade tensorflow
pip3 install --upgrade tensorflow-gpu
pip install matplotlib /*Загружает 8,9 Мб и ещё пару небольших файлов */
pip install jupyter

"Голый Python" может показаться малоинтересным. Поэтому далее инструкция по установке в среду Anaconda . Это альтернативная сборка. Python уже интегрирован в неё.

На сайте опять фигурирует новая версия под Python 3.6, которую пока новый Google-продукт не поддерживает. Поэтому я сразу взял из архива более раннюю версию, а именно Anaconda3-4.2.0 - она подходит. Не забываем установить флажек регистрации Python 3.5. Конкретно Перед установкой Anaconda термилал лучше закрыть иначе он так и будет работать с устаревшим PATH. Также не забываем изменять права доступа пользователей иначе ничего не получиться.

conda create -n tensorflow
activate tensorflow
pip install --ignore-installed --upgrade https://storage.googleapis.com/tensorflow/windows/cpu/tensorflow-1.1.0-cp35-cp35m-win_amd64.whl /*Загружается из Сети 19.4 Мб, потом 7,7 Мб и ещё 0,317 Мб*/
pip install --ignore-installed --upgrade https://storage.googleapis.com/tensorflow/windows/gpu/tensorflow_gpu-1.1.0-cp35-cp35m-win_amd64.whl /*Загружается 48,6 Мб */

Скрин экрана установки: в Anaconda всё проходит удачно.

Аналогично для второго файла.

Ну и в заключение: для того, чтобы всё это заработало, нужно установить пакет CUDA Toolkits от NVIDEA (в случае использования GPU). Текущая поддерживаемая версия 8.0. Ещё нужно будет скачать и распаковать в папку с CUDA библиотеку cuDNN v5.1, но не более новой версии! После всех этих манипуляций TensorFlow заработает.

Theano

  • Рекурентная нейронная сеть в 10 строчек кода оценила отзывы зрителей нового эпизода “Звездных войн”

Пакет Theano входит PyPI самого Python. Сам по себе он маленький - 3,1 Мб, но тянет за собой зависимости ещё на 15 Мб - scipy. Для установки последнего нужен ещё модуль lapack... В общем, установка пакета theano под Windows будет означать "танцы с бубном". Ниже я постараюсь показать последовательность действий для того, чтобы пакет все-таки заработал.

При использовании Anaconda "танцы с бубном" при установке не актуальны. Достаточно команды:

conda install theano

и процесс проходит автоматически. Кстати, загружаються и пакеты GCC.

Scikit-Learn

Под Python 3.5.3 устанавливается и запускается только более ранняя версия 0.17.1 взять которую можно . Есть нормальный инсталятор. Тем не менее прямо так под Windows он работать не будет - нужна библиотека scipy.

Установка вспомогательных пакетов

Для того, чтобы обозначенные выше два пакета заработали (речь о "голом" Phyton), нужно сделать некоторые предварительные действия.

SciPy

Для запуска Scikit-Learn и Theano, как уже стало понятно из вышеизложнного, потребуется "потанцевать с бубном". Первое, что нам выдает Yandex - это кладезь мудрости, правда англоязычный, ресурс stackoverflow.com , где мы находим ссылочку на отличный архив почти всех существующих для Python, пакетов, скомпиллированных под Windows - lfd.uci.edu

Здесь есть готовые к установке сборки интересующих в данный момент пакетов, скомпиллированные для разных версий Python. В нашем случае требуются версии файлов, сореджание в своем имени строку "-cp35-win_amd64" потому что именно такой пакет Python был использован для установки. На stakowerflow, если поискать, то можно найти и "инструкции " по установке конкретно наших пакетов.

pip install --upgrade --ignore-installed http://www.lfd.uci.edu/~gohlke/pythonlibs/vu0h7y4r/numpy-1.12.1+mkl-cp35-cp35m-win_amd64.whl
pip install --upgrade --ignore-insalled http://www.lfd.uci.edu/~gohlke/pythonlibs/vu0h7y4r/scipy-0.19.0-cp35-cp35m-win_amd64.whl
pip --upgrade --ignore-installed pandas
pip install --upgrade --ignore-installed matplotlib

Два последних пакета возникли в моей цепочке из-за чужих "танцев с бубном". В зависимостях устанавливаемых пакетов их я не заметил, но видимо какие-то их комноненты нужны для нормального прохождения процесса установки.

Lapack/Blas

Эти две связанные низкоуровневые библиотеки, написанные на Фортране, нужны для установки пакета Theano. Scikit-Learn может работать и на тех, которые "в скрытом виде" уже установились в других пакетах (см. выше). Собственно если Theano установлено версии 0.17 из exe-файла, то тоже заработает. В Anaconda по крайней мере. Тем не менее эти библиотеки тоже можно найти в Сети. Например . Более свежие сборки . Для работы готового пакета предыдущей версии это подходит. Для сборки нового пакета потребуются новые версии.

Также следует отметить, что в совершенно свежей сборке Anaconda пакет Theano устанавливается намного проще - одной командой, но мне, честно говоря, на данном этапе (нулевом) освоения нейросетей больше приглянулся TensorFlow, а он пока с новыми версиями Python не дружит.

Нейросети создают и обучают в основном на языке Python. Поэтому очень важно иметь базовые представления о том, как писать на нем программы. В этой статье я кратко и понятно расскажу об основных понятиях этого языка: переменных, функциях, классах и модулях.

Материал рассчитан на людей, не знакомых с языками программирования.

Для начала Python надо установить. Затем нужно поставить удобную среду для написания программ на Python. Этим двум шагам посвящена на портале.

Если все установлено и настроено, можно начинать.

Переменные

Переменная - ключевое понятие в любом языке программирования (и не только в них). Проще всего представить переменную в виде коробки с ярлыком. В этой коробке хранится что-то (число, матрица, объект, …) представляющее для нас ценность.

Например, мы хотим создать переменную x , которая должна хранить значение 10. В Python код создания этой переменной будет выглядеть так:

Слева мы объявляем переменную с именем x . Это равносильно тому, что мы приклеили на коробку именной ярлык. Далее идет знак равенства и число 10. Знак равенства здесь играет необычную роль. Он не означает, что «x равно 10». Равенство в данном случае кладет число 10 в коробку. Если говорить более корректно, то мы присваиваем переменной x число 10.

Теперь, в коде ниже мы можем обращаться к этой переменной, также выполнять с ней различные действия.

Можно просто вывести значение этой переменной на экран:

X=10 print(x)

Надпись print(x) представляет собой вызов функции. Их мы будем рассматривать далее. Сейчас важно то, что эта функция выводит в консоль то, что расположено между скобками. Между скобками у нас стоит x . Ранее мы присвоили x значение 10. Именно 10 и выводится в консоли, если вы выполните программу выше.

С переменными, которые хранят числа, можно выполнять различные простейшие действия: складывать, вычитать, умножать, делить и возводить в степень.

X = 2 y = 3 # Сложение z = x + y print(z) # 5 # Разность z = x - y print(z) # -1 # Произведение z = x * y print(z) # 6 # Деление z = x / y print(z) # 0.66666... # Возведение в степень z = x ** y print(z) # 8

В коде выше мы вначале создаем две переменные, содержащие 2 и 3. Затем создаем переменную z , которая хранит результат операции с x и y и выводит результаты в консоль. На этом примере хорошо видно, что переменная может менять свое значение в ходе выполнения программы. Так, наша переменная z меняет свое значение аж 5 раз.

Функции

Иногда возникает необходимость много раз выполнять одни и те же действия. Например, в нашем проекте нужно часто выводить 5 строчек текста.

«Это очень важный текст
«Этот текст нильзя ни прочитать»
«Ошибка в верхней строчке допущена специально»
«Привет и пока»
«Конец»

Наш код будет выглядеть так:

X = 10 y = x + 8 - 2 print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец") z = x + y print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец") test = z print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец")

Выглядит все это очень избыточно и неудобно. Кроме того, во второй строчке допущена ошибка. Ее можно исправить, но исправлять придется сразу в трех местах. А если у нас в проекте эти пять строчек вызываются 1000 раз? И все в разных местах и файлах?

Специально для случаев, когда необходимо часто выполнять одни и те же команды, в языках программирования можно создавать функции.

Функция - отдельный блок кода, который можно вызывать по имени.

Задается функция с помощью ключевого слова def . Далее следует название функции, затем скобки и двоеточие. Дальше с отступом надо перечислить действия, которые будут выполнены при вызове функции.

Def print_5_lines(): print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец")

Теперь мы определили функцию print_5_lines() . Теперь, если в нашем проекте нам в очередной раз надо вставить пять строчек, то мы просто вызываем нашу функцию. Она автоматически выполнит все действия.

# Определяем функцию def print_5_lines(): print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец") # Код нашего проекта x = 10 y = x + 8 - 2 print_5_lines() z = x + y print_5_lines() test = z print_5_lines()

Удобно, не правда ли? Мы серьезно повысили читаемость кода. Кроме того, функции хороши еще и тем, что если вы хотите изменить какое-то из действий, то достаточно подправить саму функцию. Это изменение будет работать во всех местах, где вызывается ваша функция. То есть мы можем исправить ошибку во второй строчке выводимого текста («нильзя» > «нельзя») в теле функции. Правильный вариант автоматически будет вызываться во всех местах нашего проекта.

Функции с параметрами

Просто повторять несколько действий конечно удобно. Но это еще не все. Иногда мы хотим передать какую-ту переменную в нашу функцию. Таким образом, функция может принимать данные и использовать их в процессе выполнения команд.

Переменные, которые мы передаем в функцию, называются аргументами .

Напишем простую функцию, которая складывает два данных ей числа и возвращает результат.

Def sum(a, b): result = a + b return result

Первая строчка выглядит почти так же, как и обычные функции. Но между скобок теперь находятся две переменные. Это параметры функции. Наша функция имеет два параметра (то есть принимает две переменные).

Параметры можно использовать внутри функции как обычные переменные. На второй строчке мы создаем переменную result , которая равна сумме параметров a и b . На третьей строчке мы возвращаем значение переменной result .

Теперь, в дальнейшем коде мы можем писать что-то вроде:

New = sum(2, 3) print(new)

Мы вызываем функцию sum и по очереди передаем ей два аргумента: 2 и 3. 2 становится значением переменной a , а 3 становится значением переменной b . Наша функция возвращает значение (сумму 2 и 3), и мы используем его для создания новой переменной new .

Запомните. В коде выше числа 2 и 3 - аргументы функции sum . А в самой функции sum переменные a и b - параметры. Другими словами, переменные, которые мы передаем функции при ее вызове называются аргументами. А вот внутри функции эти переданные переменные называются параметрами. По сути, это два названия одного и того же, но путать их не стоит.

Рассмотрим еще один пример. Создадим функцию square(a) , которая принимает какое-то одно число и возводит его в квадрат:

Def square(a): return a * a

Наша функция состоит всего из одной строчки. Она сразу возвращает результат умножения параметра a на a .

Я думаю вы уже догадались, что вывод данных в консоль мы тоже производим с помощью функции. Эта функция называется print() и она выводит в консоль переданный ей аргумент: число, строку, переменную.

Массивы

Если переменную можно представлять как коробку, которая что-то хранит (не обязательно число), то массивы можно представить в виде книжных полок. Они содержат сразу несколько переменных. Вот пример массива из трех чисел и одной строки:

Array =

Вот и пример, когда переменная содержит не число, на какой-то другой объект. В данном случае, наша переменная содержит массив. Каждый элемент массива пронумерован. Попробуем вывести какой-нибудь элемент массива:

Array = print(array)

В консоли вы увидите число 89. Но почему 89, а не 1? Все дело в том, что в Python, как и во многих других языках программирования, нумерация массивов начинается с 0. Поэтому array дает нам второй элемент массива, а не первый. Для вызова первого надо было написать array .

Размер массива

Иногда бывает очень полезно получить количество элементов в массиве. Для этого можно использовать функцию len() . Она сама подсчитает количество элементов и вернет их число.

Array = print(len(array))

В консоли выведется число 4.

Условия и циклы

По умолчанию любые программы просто подряд выполняют все команды сверху вниз. Но есть ситуации, когда нам необходимо проверить какое-то условие, и в зависимости от того, правдиво оно или нет, выполнить разные действия.

Кроме того, часто возникает необходимость много раз повторить практически одинаковую последовательность команд.

В первой ситуации помогают условия, а во второй - циклы.

Условия

Условия нужны для того, чтобы выполнить два разных набора действий в зависимости от того, истинно или ложно проверяемое утверждение.

В Python условия можно записывать с помощью конструкции if: ... else: ... . Пусть у нас есть некоторая переменная x = 10 . Если x меньше 10, то мы хотим разделить x на 2. Если же x больше или равно 10, то мы хотим создать другую переменную new , которая равна сумме x и числа 100. Вот так будет выглядеть код:

X = 10 if(x < 10): x = x / 2 print(x) else: new = x + 100 print(new)

После создания переменной x мы начинаем записывать наше условие.

Начинается все с ключевого слова if (в переводе с английского «если»). В скобках мы указываем проверяемое выражение. В данном случае мы проверяем, действительно ли наша переменная x меньше 10. Если она действительно меньше 10, то мы делим ее на 2 и выводит результат в консоль.

Затем идет ключевое слово else , после которого начинается блок действий, которые будут выполнены, если выражение в скобках после if ложное.

Если она больше или равна 10, то мы создаем новую переменную new , которая равна x + 100 и тоже выводим ее в консоль.

Циклы

Циклы нужны для многократного повторения действий. Предположим, мы хотим вывести таблицу квадратов первых 10 натуральных чисел. Это можно сделать так.

Print("Квадрат 1 равен " + str(1**2)) print("Квадрат 2 равен " + str(2**2)) print("Квадрат 3 равен " + str(3**2)) print("Квадрат 4 равен " + str(4**2)) print("Квадрат 5 равен " + str(5**2)) print("Квадрат 6 равен " + str(6**2)) print("Квадрат 7 равен " + str(7**2)) print("Квадрат 8 равен " + str(8**2)) print("Квадрат 9 равен " + str(9**2)) print("Квадрат 10 равен " + str(10**2))

Пусть вас не удивляет тот факт, что мы складываем строки. «начало строки» + «конец» в Python означает просто соединение строк: «начало строкиконец». Так же и выше мы складываем строку «Квадрат x равен » и преобразованный с помощью функции str(x**2) результат возведения числа во 2 степень.

Выглядит код выше очень избыточно. А что, если нам надо вывести квадраты первых 100 чисел? Замучаемся выводить…

Именно для таких случаев и существуют циклы. Всего в Python 2 вида циклов: while и for . Разберемся с ними по очереди.

Цикл while повторяет необходимые команды до тех пор, пока остается истинным условие.

X = 1 while x <= 100: print("Квадрат числа " + str(x) + " равен " + str(x**2)) x = x + 1

Сначала мы создаем переменную и присваиваем ей число 1. Затем создаем цикл while и проверяем, меньше (или равен) ли 100 наш x . Если меньше (или равен) то мы выполняем два действия:

  1. Выводим квадрат x
  2. Увеличиваем x на 1

После второй команды программа возвращается к условию. Если условие снова истинно, то мы снова выполняем эти два действия. И так до тех пор, пока x не станет равным 101. Тогда условие вернет ложь и цикл больше не будет выполняться.

Цикл for предназначен для того, чтобы перебирать массивы. Запишем тот же пример с квадратами первой сотни натуральных чисел, но уже через цикл for .

For x in range(1,101): print("Квадрат числа " + str(x) + " равен " + str(x**2))

Разберем первую строку. Мы используем ключевое слово for для создания цикла. Далее мы указываем, что хотим повторить определенные действия для всех x в диапазоне от 1 до 100. Функция range(1,101) создает массив из 100 чисел, начиная с 1 и заканчивая 100.

Вот еще пример перебора массива с помощью цикла for:

For i in : print(i * 2)

Код выше выводит 4 цифры: 2, 20, 200 и 2000. Тут наглядно видно, как берет каждый элемент массива и выполняет набор действий. Затем берет следующий элемент и повторяет тот же набор действий. И так пока элементы в массиве не кончатся.

Классы и объекты

В реальной жизни мы оперируем не переменными или функциями, а объектами. Ручка, машина, человек, кошка, собака, самолет - объекты. Теперь начнем подробно рассматривать кошку.

Она обладает некоторыми параметрами. К ним относятся цвет шерсти, цвет глаз, ее кличка. Но это еще не все. Помимо параметров, кошка может выполнять различные действия: мурлыкать, шипеть и царапаться.

Только что мы схематически описали всех кошек в целом. Подобное описание свойств и действий какого-то объекта (например, кошки) на языке Python и называется классом. Класс - просто набор переменных и функций, которые описывают какой-то объект.

Важно понимать разницу между классом и объектом. Класс - схема , которая описывает объект. Объект - ее материальное воплощение . Класс кошки - описание ее свойств и действий. Объект кошки и есть сама реальная кошка. Может быть много разных реальных кошек - много объектов-кошек. Но класс кошки только один. Хорошей демонстрацией служит картинка ниже:

Классы

Для создания класса (схемы нашей кошки) надо написать ключевое слово class и затем указать имя этого класса:

Class Cat:

Дальше нам нужно перечислить действия этого класса (действия кошки). Действия, как вы могли уже догадаться, представляют собой функции, определенные внутри класса. Такие функции внутри класса принято называть методами.

Метод - функция, определенная внутри класса.

Словесно мы уже описали методы кошки выше: мурлыкать, шипеть, царапаться. Теперь сделаем это на языке Python.

# Класс кошки class Cat: # Мурлыкать def purr(self): print("Муррр!") # Шипеть def hiss(self): print("Кшшш!") # Царапаться def scrabble(self): print("Царап-царап!")

Вот так все просто! Мы взяли и определили три обычные функции, но только внутри класса.

Для того, чтобы разобраться с непонятным параметром self , добавим еще один метод нашей кошке. Этот метод будет разом вызывать все три уже созданных метода.

# Класс кошки class Cat: # Мурлыкать def purr(self): print("Муррр!") # Шипеть def hiss(self): print("Кшшш!") # Царапаться def scrabble(self): print("Царап-царап!") # Все вместе def all_in_one(self): self.purr() self.hiss() self.scrabble()

Как видите, обязательный для любого метода параметр self позволяет нам обращаться к методами и переменным самого класса! Без этого аргумента выполнить подобные действия мы бы не смогли.

Давайте теперь зададим свойства нашей кошки (цвет шерсти, цвет глаз, кличка). Как это сделать? В абсолютно любом классе можно определить функцию __init__() . Эта функция всегда вызывается, когда мы создаем реальный объект нашего класса.

В выделенном выше методе __init__() мы задаем переменные нашей кошки. Как мы это делаем? Сначала мы передаем в этот метод 3 аргумента, отвечающие за цвет шерсти, цвет глаз и кличку. Затем, мы используем параметр self для того, чтобы при создании объекта сразу задать нашей кошки 3 описанных выше атрибута.

Что означает эта строчка?

Self.wool_color = wool_color

В левой части мы создаем атрибут для нашей кошки с именем wool_color , а дальше мы присваиваем этому атрибуту значение, которое содержится в параметре wool_color , который мы передали в функцию __init__() . Как видите, строчка выше не отличается от обычного создания переменной. Только приставка self указывает на то, что эта переменная относится к классу Cat .

Атрибут - переменная, которая относится к какому-то классу.

Итак, мы создали готовый класс кошки. Вот его код:

# Класс кошки class Cat: # Действия, которые надо выполнять при создании объекта "Кошка" def __init__(self, wool_color, eyes_color, name): self.wool_color = wool_color self.eyes_color = eyes_color self.name = name # Мурлыкать def purr(self): print("Муррр!") # Шипеть def hiss(self): print("Кшшш!") # Царапаться def scrabble(self): print("Царап-царап!") # Все вместе def all_in_one(self): self.purr() self.hiss() self.scrabble()

Объекты

Мы создали схему кошки. Теперь давайте создадим по этой схеме реальный объект кошки:

My_cat = Cat("черный", "зеленые", "Зося")

В строке выше мы создаем переменную my_cat , а затем присваиваем ей объект класса Cat . Выглядит все этот как вызов некоторой функции Cat(...) . На самом деле так и есть. Этой записью мы вызываем метод __init__() класса Cat . Функция __init__() в нашем классе принимает 4 аргумента: сам объект класса self , который указывать не надо, а также еще 3 разных аргумента, которые затем становятся атрибутами нашей кошки.

Итак, с помощью строчки выше мы создали реальный объект кошки. Наша кошка имеет следующие атрибуты: черную шерсть, зеленые глаза и кличку Зося. Давайте выведем эти атрибуты в консоль:

Print(my_cat.wool_color) print(my_cat.eyes_color) print(my_cat.name)

То есть обратиться к атрибутам объекта мы можем, записав имя объекта, поставив точку и указав имя желаемого атрибута.

Атрибуты кошки можно менять. Например, давайте сменим кличку нашей кошки:

My_cat.name = "Нюша"

Теперь, если вы вновь выведете в консоль имя кошки, то вместо Зоси увидите Нюшу.

Напомню, что класс нашей кошки позволяет ей выполнять некоторые действия. Если мы погладим нашу Зосю/Нюшу, то она начнет мурлыкать:

My_cat.purr()

Выполнение данной команды выведет в консоль текст «Муррр!». Как видите, обращаться к методам объекта так же просто, как и обращаться к его атрибутам.

Модули

Любой файл с расширением.py является модулем. Даже тот, в котором вы отрабатываете эту статью. Зачем они нужны? Для удобства. Очень много людей создают файлы с полезными функциями и классами. Другие программисты подключают эти сторонние модули и могут использовать все определенные в них функции и классы, тем самым упрощая себе работу.

Например, вам не нужно тратить время и писать свои функции для работы с матрицами. Достаточно подключить модуль numpy и использовать его функции и классы.

На данный момент другие Python программисты написали уже свыше 110 000 разнообразных модулей. Упоминавшийся выше модуль numpy позволяет быстро и удобно работать с матрицами и многомерными массивами. Модуль math предоставляет множество методов для работы с числами: синусы, косинусы, переводы градусов в радианы и прочее и прочее…

Установка модуля

Python устанавливается вместе со стандартным набором модулей. В этот набор входит очень большое количество модулей, которые позволяют работать с математикой, web-запросами, читать и записывать файлы и выполнять другие необходимые действия.

Если вы хотите использовать модуль, который не входит в стандартный набор, то вам потребуется установить его. Для установки модуля откройте командую строку (Win + R, затем введите в появившемся поле «cmd») и введите в нее команду:

Pip install [название_модуля]

Начнется процесс установки модуля. Когда он завершится, вы можете спокойно использовать установленный модуль в своей программе.

Подключение и использование модуля

Сторонний модуль подключается очень просто. Надо написать всего одну короткую строку кода:

Import [название_модуля]

Например, для импорта модуля, позволяющего работать с математическими функциями, надо написать следующее:

Import math

Как обратиться к функции модуля? Надо написать название модуля, затем поставить точку и написать название функции/класса. Например, факториал 10 находится так:

Math.factorial(10)

То есть мы обратились к функции factorial(a) , которая определена внутри модуля math . Это удобно, ведь нам не нужно тратить время и вручную создавать функцию, которая считает факториал числа. Можно подключить модуль и сразу выполнить необходимое действие.

Keras — популярная библиотека глубокого обучения, которая внесла большой вклад в коммерциализацию глубокого обучения. Библиотека Keras проста в использовании и позволяет создавать нейронные сети с помощью лишь нескольких строк кода Python.

Из статьи вы узнаете, как с помощью Keras создать нейронную сеть, предсказывающую оценку продукта пользователями по их отзывам, классифицируя ее по двум категориям: положительная или отрицательная. Эта задача называется анализом настроений (сентимент-анализ) , и мы решим ее с помощью сайта с кинорецензиями IMDb. Модель, которую мы построим, также может быть применена для решения других задач после незначительной модификации.

Обратите внимание, что мы не будем вдаваться в подробности Keras и глубокого обучения. Этот пост предназначен для того, чтобы предоставить схему в Keras и познакомить с ее реализацией.

  • Что такое Keras?
  • Что такое анализ настроений?
  • Датасет IMDB
  • Изучение данных
  • Подготовка данных
  • Создание и обучение модели

Что такое Keras?

Keras — это библиотека для Python с открытым исходным кодом, которая позволяет легко создавать нейронные сети. Библиотека совместима с , Microsoft Cognitive Toolkit, Theano и MXNet. Tensorflow и Theano являются наиболее часто используемыми численными платформами на Python для разработки алгоритмов глубокого обучения, но они довольно сложны в использовании.


Оценка популярности фреймворков машинного обучения по 7 категориям

Keras, наоборот, предоставляет простой и удобный способ создания моделей глубокого обучения. Ее создатель, François Chollet, разработал ее для того, чтобы максимально ускорить и упростить процесс создания нейронных сетей. Он сосредоточил свое внимание на расширяемости, модульности, минимализме и поддержке Python. Keras можно использовать с GPU и CPU; она поддерживает как Python 2, так и Python 3. Keras компании Google внесла большой вклад в коммерциализацию глубокого обучения и , поскольку она содержит cовременные алгоритмы глубокого обучения, которые ранее были не только недоступными, но и непригодными для использования.

Что такое анализ настроений (сентимент-анализ)?

С помощью анализа настроений можно определить отношение (например, настроение) человека к тексту, взаимодействию или событию. Поэтому сентимент-анализ относится к области обработки естественного языка, в которой смысл текста должен быть расшифрован для извлечения из него тональности и настроений.


Пример шкалы анализа настроений

Спектр настроений обычно подразделяется на положительные, отрицательные и нейтральные категории. С использованием анализа настроений можно, например, прогнозировать мнение клиентов и их отношение к продукту на основе написанных ими обзоров. Поэтому анализ настроений широко применяется к обзорам, опросам, текстам и многому другому.

Датасет IMDb


Рецензии на сайте IMDb

Датасет IMDb состоит из 50 000 обзоров фильмов от пользователей, помеченных как положительные (1) и отрицательные (0).

  • Рецензии предварительно обрабатываются, и каждая из них кодируется последовательностью индексов слов в виде целых чисел.
  • Слова в обзорах индексируются по их общей частоте появления в датасете. Например, целое число «2» кодирует второе наиболее частое используемое слово.
  • 50 000 обзоров разделены на два набора: 25 000 для обучения и 25 000 для тестирования.

Датасет был создан исследователями Стэнфордского университета и представлен в статье 2011 года, в котором достигнутая точность предсказаний была равна 88,89%. Датасет также использовался в рамках конкурса сообщества Keggle «Bag of Words Meets Bags of Popcorn» в 2011 году.

Импорт зависимостей и получение данных

Начнем с импорта необходимых зависимостей для предварительной обработки данных и построения модели.

%matplotlib inline import matplotlib import matplotlib.pyplot as plt import numpy as np from keras.utils import to_categorical from keras import models from keras import layers

Загрузим датесет IMDb, который уже встроен в Keras. Поскольку мы не хотим иметь данные обучения и тестирования в пропорции 50/50, мы сразу же объединим эти данные после загрузки для последующего разделения в пропорции 80/20 :

From keras.datasets import imdb (training_data, training_targets), (testing_data, testing_targets) = imdb.load_data(num_words=10000) data = np.concatenate((training_data, testing_data), axis=0) targets = np.concatenate((training_targets, testing_targets), axis=0)

Изучение данных

Изучим наш датасет:

Print("Categories:", np.unique(targets)) print("Number of unique words:", len(np.unique(np.hstack(data)))) Categories: Number of unique words: 9998 length = print("Average Review length:", np.mean(length)) print("Standard Deviation:", round(np.std(length))) Average Review length: 234.75892 Standard Deviation: 173.0

Можно видеть, что все данные относятся к двум категориям: 0 или 1, что представляет собой настроение обзора. Весь датасет содержит 9998 уникальных слов, средний размер обзора составляет 234 слова со стандартным отклонением 173.

Рассмотрим простой способ обучения:

Print("Label:", targets) Label: 1 print(data)

Здесь вы видите первый обзор из датасета, который помечен как положительный (1). Нижеследующий код производит обратное преобразование индексов в слова, чтобы мы могли их прочесть. В нем каждое неизвестное слово заменяется на «#». Это делается с помощью функции get_word_index () .

Index = imdb.get_word_index() reverse_index = dict([(value, key) for (key, value) in index.items()]) decoded = " ".join() print(decoded) # this film was just brilliant casting location scenery story direction everyone"s really suited the part they played and you could just imagine being there robert # is an amazing actor and now the same being director # father came from the same scottish island as myself so i loved the fact there was a real connection with this film the witty remarks throughout the film were great it was just brilliant so much that i bought the film as soon as it was released for # and would recommend it to everyone to watch and the fly fishing was amazing really cried at the end it was so sad and you know what they say if you cry at a film it must have been good and this definitely was also # to the two little boy"s that played the # of norman and paul they were just brilliant children are often left out of the # list i think because the stars that play them all grown up are such a big profile for the whole film but these children are amazing and should be praised for what they have done don"t you think the whole story was so lovely because it was true and was someone"s life after all that was shared with us all

Подготовка данных

Пришло время подготовить данные. Нужно векторизовать каждый обзор и заполнить его нулями, чтобы вектор содержал ровно 10 000 чисел. Это означает, что каждый обзор, который короче 10 000 слов, мы заполняем нулями. Это делается потому, что самый большой обзор имеет почти такой же размер, а каждый элемент входных данных нашей нейронной сети должен иметь одинаковый размер. Также нужно выполнить преобразование переменных в тип float .

Def vectorize(sequences, dimension = 10000): results = np.zeros((len(sequences), dimension)) for i, sequence in enumerate(sequences): results = 1 return results data = vectorize(data) targets = np.array(targets).astype("float32")

Разделим датасет на обучающий и тестировочный наборы. Обучающий набор будет состоять из 40 000 обзоров, тестировочный — из 10 000.

Test_x = data[:10000] test_y = targets[:10000] train_x = data train_y = targets

Создание и обучение модели

Теперь можно создать простую нейронную сеть. Начнем с определения типа модели, которую мы хотим создать. В Keras доступны два типа моделей: последовательные и с функциональным API .

Затем нужно добавить входные, скрытые и выходные слои. Для предотвращения переобучения будем использовать между ними исключение («dropout» ). Обратите внимание, что вы всегда должны использовать коэффициент исключения в диапазоне от 20% до 50%. На каждом слое используется функция «dense» для полного соединения слоев друг с другом. В скрытых слоях будем используем «relu» , потому это практически всегда приводит к удовлетворительным результатам. Не бойтесь экспериментировать с другими функциями активации. На выходном слое используем сигмоидную функцию, которая выполняет перенормировку значений в диапазоне от 0 до 1. Обратите внимание, что мы устанавливаем размер входных элементов датасета равным 10 000, потому что наши обзоры имеют размер до 10 000 целых чисел. Входной слой принимает элементы с размером 10 000, а выдает — с размером 50.

Наконец, пусть Keras выведет краткое описание модели, которую мы только что создали.

# Input - Layer model.add(layers.Dense(50, activation = "relu", input_shape=(10000,))) # Hidden - Layers model.add(layers.Dropout(0.3, noise_shape=None, seed=None)) model.add(layers.Dense(50, activation = "relu") model.add(layers.Dropout(0.2, noise_shape=None, seed=None)) model.add(layers.Dense(50, activation = "relu")) # Output- Layer model.add(layers.Dense(1, activation = "sigmoid"))model.summary() model.summary() _________________________________________________________________ Layer (type) Output Shape Param # ================================================================= dense_1 (Dense) (None, 50) 500050 _________________________________________________________________ dropout_1 (Dropout) (None, 50) 0 _________________________________________________________________ dense_2 (Dense) (None, 50) 2550 _________________________________________________________________ dropout_2 (Dropout) (None, 50) 0 _________________________________________________________________ dense_3 (Dense) (None, 50) 2550 _________________________________________________________________ dense_4 (Dense) (None, 1) 51 ================================================================= Total params: 505,201 Trainable params: 505,201 Non-trainable params: 0 _________________________________________________________________

Теперь нужно скомпилировать нашу модель, то есть, по существу, настроить ее для обучения. Будем использовать оптимизатор «adam» . Оптимизатор — это алгоритм, который изменяет веса и смещения во время обучения. В качестве функции потерь используем бинарную кросс-энтропию (так как мы работаем с бинарной классификацией), в качестве метрики оценки — точность.

Model.compile(optimizer = "adam", loss = "binary_crossentropy", metrics = ["accuracy"])

Теперь можно обучить нашу модель. Мы будем делать это с размером партии 500 и только двумя эпохами, поскольку я выяснил, что модель начинает переобучаться , если тренировать ее дольше. Размер партии определяет количество элементов, которые будут распространяться по сети, а эпоха — это один проход всех элементов датасета. Обычно больший размер партии приводит к более быстрому обучению, но не всегда — к быстрой сходимости. Меньший размер партии обучает медленнее, но может быстрее сходиться. Выбор того или иного варианта определенно зависит от типа решаемой задачи, и лучше попробовать каждый из них. Если вы новичок в этом вопросе, я бы посоветовал вам сначала использовать размер партии 32 , что является своего рода стандартом.

Results = model.fit(train_x, train_y, epochs= 2, batch_size = 500, validation_data = (test_x, test_y)) Train on 40000 samples, validate on 10000 samples Epoch 1/2 40000/40000 [==============================] - 5s 129us/step - loss: 0.4051 - acc: 0.8212 - val_loss: 0.2635 - val_acc: 0.8945 Epoch 2/2 40000/40000 [==============================] - 4s 90us/step - loss: 0.2122 - acc: 0.9190 - val_loss: 0.2598 - val_acc: 0.8950

Проведем оценку работы модели:

Print(np.mean(results.history["val_acc"])) 0.894750000536

Отлично! Наша простая модель уже побила рекорд точности в статье 2011 года , упомянутой в начале поста. Смело экспериментируйте с параметрами сети и количеством слоев.

Полный код модели приведен ниже:

Import numpy as np from keras.utils import to_categorical from keras import models from keras import layers from keras.datasets import imdb (training_data, training_targets), (testing_data, testing_targets) = imdb.load_data(num_words=10000) data = np.concatenate((training_data, testing_data), axis=0) targets = np.concatenate((training_targets, testing_targets), axis=0) def vectorize(sequences, dimension = 10000): results = np.zeros((len(sequences), dimension)) for i, sequence in enumerate(sequences): results = 1 return results data = vectorize(data) targets = np.array(targets).astype("float32") test_x = data[:10000] test_y = targets[:10000] train_x = data train_y = targets model = models.Sequential() # Input - Layer model.add(layers.Dense(50, activation = "relu", input_shape=(10000,))) # Hidden - Layers model.add(layers.Dropout(0.3, noise_shape=None, seed=None)) model.add(layers.Dense(50, activation = "relu")) model.add(layers.Dropout(0.2, noise_shape=None, seed=None)) model.add(layers.Dense(50, activation = "relu")) # Output- Layer model.add(layers.Dense(1, activation = "sigmoid")) model.summary() # compiling the model model.compile(optimizer = "adam", loss = "binary_crossentropy", metrics = ["accuracy"]) results = model.fit(train_x, train_y, epochs= 2, batch_size = 500, validation_data = (test_x, test_y)) print("Test-Accuracy:", np.mean(results.history["val_acc"]))

Итоги

Вы узнали, что такое анализ настроений и почему Keras является одной из наиболее популярных библиотек глубокого обучения.

Мы создали простую нейронную сеть с шестью слоями, которая может вычислять настроение авторов кинорецензий с точностью 89%. Теперь вы можете использовать эту модель для анализа бинарных настроений в других источниках, но для этого вам придется сделать их размер равным 10 000 или изменить параметры входного слоя.

Эту модель (с небольшими изменениями) можно применить и для решения других задач машинного обучения.

В этот раз я решил изучить нейронные сети. Базовые навыки в этом вопросе я смог получить за лето и осень 2015 года. Под базовыми навыками я имею в виду, что могу сам создать простую нейронную сеть с нуля. Примеры можете найти в моих репозиториях на GitHub. В этой статье я дам несколько разъяснений и поделюсь ресурсами, которые могут пригодиться вам для изучения.

Шаг 1. Нейроны и метод прямого распространения

Так что же такое «нейронная сеть»? Давайте подождём с этим и сперва разберёмся с одним нейроном.

Нейрон похож на функцию: он принимает на вход несколько значений и возвращает одно.

Круг ниже обозначает искусственный нейрон. Он получает 5 и возвращает 1. Ввод - это сумма трёх соединённых с нейроном синапсов (три стрелки слева).

В левой части картинки мы видим 2 входных значения (зелёного цвета) и смещение (выделено коричневым цветом).

Входные данные могут быть численными представлениями двух разных свойств. Например, при создании спам-фильтра они могли бы означать наличие более чем одного слова, написанного ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, и наличие слова «виагра».

Входные значения умножаются на свои так называемые «веса», 7 и 3 (выделено синим).

Теперь мы складываем полученные значения со смещением и получаем число, в нашем случае 5 (выделено красным). Это - ввод нашего искусственного нейрона.

Потом нейрон производит какое-то вычисление и выдает выходное значение. Мы получили 1, т.к. округлённое значение сигмоиды в точке 5 равно 1 (более подробно об этой функции поговорим позже).

Если бы это был спам-фильтр, факт вывода 1 означал бы то, что текст был помечен нейроном как спам.

Иллюстрация нейронной сети с Википедии.

Если вы объедините эти нейроны, то получите прямо распространяющуюся нейронную сеть - процесс идёт от ввода к выводу, через нейроны, соединённые синапсами, как на картинке слева.

Шаг 2. Сигмоида

После того, как вы посмотрели уроки от Welch Labs, хорошей идеей было бы ознакомиться с четвертой неделей курса по машинному обучению от Coursera , посвящённой нейронным сетям - она поможет разобраться в принципах их работы. Курс сильно углубляется в математику и основан на Octave, а я предпочитаю Python. Из-за этого я пропустил упражнения и почерпнул все необходимые знания из видео.

Сигмоида просто-напросто отображает ваше значение (по горизонтальной оси) на отрезок от 0 до 1.

Первоочередной задачей для меня стало изучение сигмоиды , так как она фигурировала во многих аспектах нейронных сетей. Что-то о ней я уже знал из третьей недели вышеупомянутого курса , поэтому я пересмотрел видео оттуда.

Но на одних видео далеко не уедешь. Для полного понимания я решил закодить её самостоятельно. Поэтому я начал писать реализацию алгоритма логистической регрессии (который использует сигмоиду).

Это заняло целый день, и вряд ли результат получился удовлетворительным. Но это неважно, ведь я разобрался, как всё работает. Код можно увидеть .

Вам необязательно делать это самим, поскольку тут требуются специальные знания - главное, чтобы вы поняли, как устроена сигмоида.

Шаг 3. Метод обратного распространения ошибки

Понять принцип работы нейронной сети от ввода до вывода не так уж и сложно. Гораздо сложнее понять, как нейронная сеть обучается на наборах данных. Использованный мной принцип называется

Джеймс Лой, Технологический университет штата Джорджия. Руководство для новичков, после которого вы сможете создать собственную нейронную сеть на Python.

Мотивация: ориентируясь на личный опыт в изучении глубокого обучения, я решил создать нейронную сеть с нуля без сложной учебной библиотеки, такой как, например, . Я считаю, что для начинающего Data Scientist-а важно понимание внутренней структуры .

Эта статья содержит то, что я усвоил, и, надеюсь, она будет полезна и для вас! Другие полезные статьи по теме:

Что такое нейронная сеть?

Большинство статей по нейронным сетям при их описании проводят параллели с мозгом. Мне проще описать нейронные сети как математическую функцию, которая отображает заданный вход в желаемый результат, не вникая в подробности.

Нейронные сети состоят из следующих компонентов:

  • входной слой, x
  • произвольное количество скрытых слоев
  • выходной слой, ŷ
  • набор весов и смещений между каждым слоем W и b
  • выбор для каждого скрытого слоя σ ; в этой работе мы будем использовать функцию активации Sigmoid

На приведенной ниже диаграмме показана архитектура двухслойной нейронной сети (обратите внимание, что входной уровень обычно исключается при подсчете количества слоев в нейронной сети).

Создание класса Neural Network на Python выглядит просто:

Обучение нейронной сети

Выход ŷ простой двухслойной нейронной сети:

В приведенном выше уравнении, веса W и смещения b являются единственными переменными, которые влияют на выход ŷ.

Естественно, правильные значения для весов и смещений определяют точность предсказаний. Процесс тонкой настройки весов и смещений из входных данных известен как .

Каждая итерация обучающего процесса состоит из следующих шагов

  • вычисление прогнозируемого выхода ŷ, называемого прямым распространением
  • обновление весов и смещений, называемых

Последовательный график ниже иллюстрирует процесс:

Прямое распространение

Как мы видели на графике выше, прямое распространение - это просто несложное вычисление, а для базовой 2-слойной нейронной сети вывод нейронной сети дается формулой:

Давайте добавим функцию прямого распространения в наш код на Python-е, чтобы сделать это. Заметим, что для простоты, мы предположили, что смещения равны 0.

Однако нужен способ оценить «добротность» наших прогнозов, то есть насколько далеки наши прогнозы). Функция потери как раз позволяет нам сделать это.

Функция потери

Есть много доступных функций потерь, и характер нашей проблемы должен диктовать нам выбор функции потери. В этой работе мы будем использовать сумму квадратов ошибок в качестве функции потери.

Сумма квадратов ошибок - это среднее значение разницы между каждым прогнозируемым и фактическим значением.

Цель обучения - найти набор весов и смещений, который минимизирует функцию потери.

Обратное распространение

Теперь, когда мы измерили ошибку нашего прогноза (потери), нам нужно найти способ распространения ошибки обратно и обновить наши веса и смещения.

Чтобы узнать подходящую сумму для корректировки весов и смещений, нам нужно знать производную функции потери по отношению к весам и смещениям.

Напомним из анализа, что производная функции - это тангенс угла наклона функции.

Если у нас есть производная, то мы можем просто обновить веса и смещения, увеличив/уменьшив их (см. диаграмму выше). Это называется .

Однако мы не можем непосредственно вычислить производную функции потерь по отношению к весам и смещениям, так как уравнение функции потерь не содержит весов и смещений. Поэтому нам нужно правило цепи для помощи в вычислении.

Фух! Это было громоздко, но позволило получить то, что нам нужно - производную (наклон) функции потерь по отношению к весам. Теперь мы можем соответствующим образом регулировать веса.

Добавим функцию backpropagation (обратного распространения) в наш код на Python-е:

Проверка работы нейросети

Теперь, когда у нас есть наш полный код на Python-е для выполнения прямого и обратного распространения, давайте рассмотрим нашу нейронную сеть на примере и посмотрим, как это работает.


Идеальный набор весов

Наша нейронная сеть должна изучить идеальный набор весов для представления этой функции.

Давайте тренируем нейронную сеть на 1500 итераций и посмотрим, что произойдет. Рассматривая график потерь на итерации ниже, мы можем ясно видеть, что потеря монотонно уменьшается до минимума. Это согласуется с алгоритмом спуска градиента, о котором мы говорили ранее.

Посмотрим на окончательное предсказание (вывод) из нейронной сети после 1500 итераций.

Мы сделали это! Наш алгоритм прямого и обратного распространения показал успешную работу нейронной сети, а предсказания сходятся на истинных значениях.

Заметим, что есть небольшая разница между предсказаниями и фактическими значениями. Это желательно, поскольку предотвращает переобучение и позволяет нейронной сети лучше обобщать невидимые данные.

Финальные размышления

Я многому научился в процессе написания с нуля своей собственной нейронной сети. Хотя библиотеки глубинного обучения, такие как TensorFlow и Keras, допускают создание глубоких сетей без полного понимания внутренней работы нейронной сети, я нахожу, что начинающим Data Scientist-ам полезно получить более глубокое их понимание.

Я инвестировал много своего личного времени в данную работу, и я надеюсь, что она будет полезной для вас!



Рекомендуем почитать

Наверх