Вредоносное ПО (malware) - это назойливые или опасные программы,...
Облачный сервис получает данные о скорости тысяч автомобилей и строит карту загруженности дорог города, помогая автомобилистам найти быстрый маршрут. Браслет на ноге юноши-футболиста отслеживает его активность во время тренировки и загружает данные в приложение, отбирающее наиболее успешных юниоров в национальную сборную по футболу. «Умные» счетчики передают показания онлайн, сообщают об утечках, помогают сэкономить на ресурсах и снизить оплату ЖКХ. А конвейеры с интеллектуальной начинкой предупреждают оператора о симптомах приближающегося износа агрегата, предотвращают остановку производства и снижают издержки на ремонт.
Все это - «Интернет вещей» или Internet of Things (IoT).
Как появился «Интернет вещей»
Концепция Интернета вещей была предугадана в начале XX века Николой Тесла - физик пророчил радиоволнам роль нейронов «большого мозга», управляющего всеми предметами. А инструменты его контроля должны будут легко умещаться в кармане. Великий изобретатель не был фантастом, просто он понимал то, что его современники не могли и представить.
Сто лет спустя термин «Интернет вещей» ввел в широкий оборот сотрудник исследовательского агентства при Массачусетском технологическом институте Кевин Эштон. Он предложил увеличить эффективность логистических процессов без вмешательства человека: с помощью радиодатчиков собирать информацию о наличии товаров на складах предприятия и отслеживать их движение к торговым точкам. Каждая метка отправляла в сеть данные о своем местонахождении в настоящий момент времени. Использование RFID-меток ускорило реакцию поставщиков и ритейлеров на изменение спроса и предложения: товары не лежали на складе, а отправлялись туда, где они действительно необходимы. Эффект от введения маркировки оценили, и с января 2007 года все поставщики крупнейшей американской розничной сети производят товары только с радиометками.
Концепция Интернета вещей базируется на принципе межмашинного общения: без вмешательства человека электронные устройства «общаются» между собой. Интернет вещей - это автоматизация, но более высокого уровня. В отличие от «умных» домов узлы системы используют TCP/IP-протоколы для обмена данными через каналы глобальной сети Интернет.
Такой метод коммуникации дает серьезное преимущество - возможность объединять системы между собой, строить «сеть сетей». Это позволяет изменить бизнес-модели отраслей и даже экономики целых стран.
Интернет вещей не только меняет существующие правила, но и формирует новые правила экономики совместного использования» (shared economy), исключая посредников из бизнес-модели.
Менее чем за 20 лет Интернет вещей стал трендом рынка информационных технологий. Аналитики прогнозируют колоссальное количество IoT устройств через несколько лет - свыше 50 миллиардов. Развитие производства электронных компонентов позволяет «штамповать» миллионы дешевых чипов для всевозможных устройств. От радиочипов, нанесенных на складские коробки, IoT трансформировался в глобальную «интернетизацию» окружающих нас предметов, воспринимаемый людьми как глобальная «оцифровка» реальности.
Интернет вещей «на пальцах»
Для широкой публики Интернет вещей - это холодильник, публикующий фото ваших продуктов в Instagram, или стиральная машина, которая постит в Facebook: «У меня была сегодня чумовая стирка». Из 28 миллиардов ожидаемых подключений менее половины придется на пользовательские гаджеты, которые составляют «customer IoT»: смартфоны и планшеты, носимые датчики для фитнеса и амбулаторной медицины.
Более 15 миллиардов устройств будут работать в бизнесе и промышленности: разнообразные датчики для оборудования, терминалы для продаж, сенсоры на производственных агрегатах и общественном транспорте.
Интернет вещей станет тем инструментом, с помощью которого можно дешево, быстро и масштабно решать конкретные бизнес-задачи в конкретных отраслях.
Промышленный IoT (Industrial IoT, IIoT) объединяет концепцию межмашинного общения, использование BigData и проверенные технологии автоматизации производства. Ключевая идея IIoT в превосходстве «умной» машины над человеком в точном, постоянном и безошибочном сборе информации. Интернет вещей повысит уровень контроля качества продукции, выстроит процесс бережливого и экологичного производства, обеспечит надежные поставки сырья и оптимизирует работу заводского конвейера.
Интернет людей - всемирная паутина, которая «высасывает» не только наши деньги, но и время. Мы проводим по несколько часов в неделю в соцсетях, онлайн-играх или на сайтах. Покупаем в интернет-магазинах вещи, которые нам зачастую не нужны, просто потому, что это легко и доступно - в два клика.
В отличие от традиционного «человеческого» интернета IoT применяется для рационального и практичного подхода. Его ключевая задача - автоматизация, оптимизация, сокращение материальных и временных затрат.
Применение IoT в промышленной индустрии и транспорте сокращает затраты за счет снижения аварийности, уменьшения потерь сырья и количества использованных ресурсов. В сфере энергетики - повышает эффективность выработки и распределения электроэнергии.
Интернет вещей экономит не только деньги, но и время: машины заменили человека на рутинной работе и освободили от выполнения рискованных или стандартных задач. Интеллектуальные системы следят за промышленным конвейером, считают товар на складах и регулируют движение вместо человека. В любую погоду, круглосуточно и без выходных.
Нас окружают разнообразные «подключенные» устройства: на улице работают системы безопасности и экомониторинга. Интернет вещей начинает использоваться в быту, в ЖКХ и индустриальной сфере, транспорте, сельском хозяйстве и медицине.
Пример 1. Яндекс.Навигатор - тоже IoT
Знакомый всем пример - Яндекс.Навигатор. Водители по всей России и СНГ пользуются этим сервисом. Смартфоны и планшеты передают координаты, направление движения и скорость в службу Яндекс, а принятая от пользователей информация анализируется на сервере компании. Получив сведения о заторе, приложение автоматически предлагает водителю варианты объезда и отображает маршрут на экране телефона или планшета. Мобильные устройства, центры обработки данных и приложение Яндекса обмениваются данными без вмешательства человека, являя собой отличный пример Интернета вещей.
Как результат - водители тратят меньше времени в пробках, выбирая оптимальные маршруты объезда.
Еще немного и искусственный интеллект Яндекса начнёт перераспределять нагрузку на дорогах городов. Учитывая накопленную статистику, он будет предлагать такие маршруты, которые оптимально загрузят магистрали и минимизируют пробки.
Пример 2. Спортивный IoT
В спорте Интернет вещей используют для накопления статистики и анализа данных. Применение IoT-решений разнообразно: от мобильных приложений для любителей утренних пробежек, следящих за расходом калорий, до производительных информационно-вычислительных систем в профессиональном спорте.
Командное IoT-решение отслеживает состояние отдельных спортсменов и всего коллектива. Информация о перемещении, пульсе считываются датчиками, встроенными в жилет, надетый игроком. Координаты и медицинская телеметрия отправляются на облачную платформу, снабжая оперативной информацией руководство и вспомогательные службы команды. Тренер строит тактику игры, не дожидаясь тайм-аута для оценки состояния коллектива и переигрывает соперников за счет быстрого реагирования на окружающую обстановку.
Ранее у тренерского состава и спортивных аналитиков не было иного выбора, кроме как просматривать после игры заметки и десятки часов видеозаписи для оценки поведения игрока на поле и его работоспособности. Теперь информация предоставляется онлайн и голевой момент матча всегда можно «вытащить» из хранилища и проанализировать. Интернет вещей обрел популярность не только среди тренеров, но и у медиков - бригады оказания первой помощи мгновенно реагируют на критические показания здоровья подопечных.
Пример 3. «Умные» счетчики
В жилищно-коммунальном хозяйстве IoT-технологии нашли применение в системах интеллектуальной диспетчеризации - «умных» приборов учета ресурсов . Подключенные к Интернету счетчики передают показания в «облако», а диспетчер видит расход воды, электричества или газа в отдельном доме, квартале или в целом городе. Это дает возможность, не заглядывая в квартиры собственников, в режиме реального времени, иметь полную картину потребления ресурсов, удаленно управлять приборами учета, оперативно выставлять счета жильцам. Без обходчиков, без обработчиков и без временных потерь.
Такой подход позволит изменить механизм учета ресурсов. Сегодня управляющие компании собирают показания с приборов учета, обрабатывают данные, выставляют счета и собирают оплату за ЖКУ. В случае внедрения «умных» счетчиков в масштабах города, структуры, обслуживающие жилые дома, превращаются в ненужных посредников и «выходят из игры». Что сегодня мы и наблюдаем в некоторых регионах России, где водоканалы переходят на прямые договоры с жильцами. Электросетевые компании, кстати, уже давно применяют такую схему расчетов, но по инерции нанимают обходчиков или требуют данные с жильцов.
Прямой диалог между счетчиками в домах и «ресурсниками» стал возможен благодаря IoT-решениям - беспроводной автоматизированной диспетчеризации. Это отличный пример того, как Интернет вещей меняет бизнес-модель в отрасли.
Аналогично - UBER, который за счет концепции Интернета вещей исключил таксомоторные компании из бизнес-модели частного извоза. Крупные структуры стали просто не нужны и сейчас клиент напрямую общается с водителем.
За счет точного учета, оповещениях о перерасходе ресурсов или авариях подключенные к Интернету приборы учета ЖКХ сохраняют до 30% ресурсов в каждом многоквартирном доме. А помимо удобства, дополнительное преимущество для конечного потребителя - сэкономленные на содержании ненужной «прослойки» деньги.
Диспетчеризация приборов учета воды и удаленного съема показаний - один из наиболее удачных примеров применения технологии Интернета вещей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Организации, внедрившие IoT-решения для управления многоквартирными жилыми домами, получили эффективный инструмент контроля и учета ресурсов. Такая система автоматизирует трудоемкие операции по сбору и обработке показаний, которые ранее требовали участия половины штата сотрудников. Имея на руках прозрачные данные, управляющая компания выявляет потери и минимизирует расходы на общедомовые нужды (ОДН).
Пример 4. Сельское хозяйство
Более половины производителей томатов и треть хлопководов Израиля используют систему для мониторинга влажности, температуры грунта и других характеристик почвы . Датчик, «закрепленный» за отдельным растением или участком с посевами, отправляет информацию на облачный сервер, откуда данные поступают оператору, выводя на экран состояние саженца и рекомендации по улучшению его плодоносных свойств.
В США сформировали интересный симбиоз такой «пахучей» сферы агротехники как удобрение полей и IoT. Фермер оснастил трактора-распрыскиватели, обслуживающие угодья в радиусе 121 километра от станции, решением на базе беспроводных технологий. Водитель-оператор насосной установки удаленно отслеживает и распределяет подачу органических удобрений на поля, а владелец контролирует расход с экрана своего смартфона.
Пример 5. «Умные» заводы
Зарубежные владельцы заводов уже осознали преимущества IoT в сокращении расходов и увеличении прибыльности индустриального бизнеса. В электроэнергетике и легкой промышленности интерес к применению Интернета вещей есть. С помощью IoT-технологий операторы морских ветрогенераторов удаленно контролируют износ роторов и турбин, отслеживают их производительность. За счет своевременного обслуживания минимизируется риск остановки «ветряков» и отпадает необходимость в отправке бригад на удаленные морские платформы.
Швейцарская компания, выпускающая станки и двигатели, реализовала мечту производственных инженеров - проведение упреждающего техобслуживания (ТО).
Более 5000 единиц оборудования на производственных площадках подключили к IoT-платформе изготовителя, сигнализирующей о необходимости ТО для профилактики возможной поломки. Несколько лет назад компания командировала выездные бригады техников для диагностики на местах.
Сейчас эксплуатант станка или электродвигателя отслеживает состояние оборудования онлайн и вовремя узнает о возможных авариях. Такой «проактивный» мониторинг сократил расходы за счет снижения издержек и ликвидации простоев. Традиционно, ППР (планово-предупредительные ремонты) требовали остановки производственных линий и организовывались по графику, независимо от того, была в них необходимость или нет.
Внедрение IoT-технологии позволило проводить упреждающее техобслуживание тогда, когда оно действительно нужно, и ремонтировать машины до того, как они сломаются. Интернет вещей обеспечил не только непрерывность производства, но и сэкономил на планировании предупредительных работ - затраты на планирование составляют 30-40% от объема ремонтного фонда предприятия.
В ближайшее время бизнес станет первым и основным потребителем IoT-технологий. Топ-менеджеры корпораций рассматривают Интернет вещей в первую очередь как инструмент для снижения расходов и увеличения производительности. Предприниматели хотят использовать инновационную концепцию для вхождения в новые рынки и расширить свой ассортимент за счет использования подключенных устройств.
Промышленники понимают: новые технологии оптимизируют производственный процесс и уберут из него человеческий фактор, а вместе с ним и лишние риски.
Пример 6. «Носимый» IoT
Крупные ИТ-компании начали инвестировать в развитие медицинского Интернета вещей. Одно из таких решений отслеживает динамику болезни и выздоровления пациентов в режиме 24/7 посредством носимого на теле датчика. Мониторинг происходит в режиме реального времени, начиная от сбора показаний в стационаре и дома, завершая направлением данных лечащему врачу и в лаборатории для анализа и принятия решений.
В медицине есть проекты, развернутые в рамках лечебного учреждения и предупреждающие персонал об истощении запаса медикаментов или инструментов.
В обеспечении физической безопасности применение IoT-концепции скорее экзотично, чем привычно. В октябре 2016 года технологию Интернета вещей в прямом смысле «взяла на вооружение» оборонная промышленность - для охраны Крымской военно-морской базы Минобороны РФ закупило комплекс охраны «Часовой-1».
Комплекс, в состав которого входят вибробраслеты, гарантирует безопасность бойцов, охраняющих объекты и проверяющих автотранспорт на «блоках». Каждый браслет оснащен датчиком «неподвижности». Как только часовой прекращает движение более чем на 30 секунд, система посылает на его браслет вибросигнал. Если в течение 15 секунд после предупреждения боец не «оживет» - в караульном помещении объявляется тревога.
IoT - это новый этап развития сети Интернет, который проникает в ранее недоступные сферы, привнося качественные изменения, делая жизнь людей проще, а работу компаний - эффективней.
Интернет вещей будущего
IoT стал всемирным трендом, и скоро возможность «интернетизации» станет обязательным требованием для продуктов и услуг широкого потребления. Устройства будут выходить с конвейера с уже встроенными интеллектуальными и коммуникационными возможностями.
За счет увеличения масштаба производства и удешевления компонентной базы стоимость умных устройств снизится до минимума. IoT проникнет в автомобили, грунт, море и реки, в тело человека. Датчики станут настолько миниатюрными, что будут помещаться в мелких бытовых предметах или продуктах питания.
Соответственно устройствам уменьшатся в размерах и аккумуляторы, а затем они и вовсе исчезнут - «умные» датчики научатся получать энергию из окружающей среды: от вибрации, света или воздушных потоков и станут полностью автономными.
Интернет вещей станет гетерогенной средой, которая будет существовать как отдельный живой организм. Наступит время машин.
Сложности с компонентной базой ушли в прошлое, появился новый вызов: необходимо объединить миллиарды «умных» приборов в единую сеть.
Интеллектуальный станок, датчик температуры масла на промышленном агрегате, смарт холодильник - всем этим устройствам необходима среда для общения. В противном случае они так и останутся «немыми»: обычным счетчиком или датчиком, отличающимся от своих собратьев только «космическим» дизайном.
Если оставить прогнозы о «количестве устройств Интернета вещей к 2020 году» ясно, что IoT-индустрия растет. Инженерам уже не интересно, сколько, 50 миллиардов датчиков и смартфонов будет в сети или 100 миллиардов. Порядок уже ясен, как и цель - подключение «армии» устройств к Интернету.
Для передачи данных разрабатывалось множество протоколов, но каждый из них был «заточен» под определенную задачу: GSM для голосового общения, GPRS для обмена данными с мобильных телефонов, ZigBee - создания локальной сети и управления «умными» домами, а Wi-Fi для беспроводных локальных сетей с высокой скоростью передачи данных.
Эти технологии могут быть применены для решения нецелевых задач и по-разному с ними справляться.
К примеру, Яндекс.Навигатор сможет работать через GPRS/3G/4G и никакая другая связь для такого приложения не подойдет. Мы, конечно, можем подключить смартфон к Wi-Fi и запустить Навигатор, но как только автомобиль отъедет на 100 метров от точки доступа - приложение «закончится». А в «умном» доме не «приживутся» автономные GPRS-датчики - через два дня в них сядут батарейки. Поэтому в интеллектуальном жилище лучше всего подойдет энергоэффективный ZigBee.
Набирая обороты, Интернет вещей выдвигает свои требования:
- Небольшой объем данных: датчикам и сенсорам не нужно передавать мега- и гигабайты, как правило это биты и байты.
- Энергоэффективность: подавляющая часть датчиков автономны и должны будут работать годами.
- Масштабируемость: в сети должны уживаться миллионы различных устройств, и добавление одного-двух миллионов не должно вызывать сложностей.
- Глобальность: нужен широкий территориальный охват и как следствие передача информации на большие расстояния.
- Проникающая способность: устройства в подвалах, шахтах должны передавать сигнал наружу.
- Стоимость устройств: устройства должны быть дешевы и доступны для пользователя, а готовые решения рентабельны для бизнеса.
- Простота: принцип «поставил и забыл»: пользователь выберет понятные и дружелюбные устройства.
Казалось бы, сотовые сети - очевидные кандидаты на построение развернутой на десятки километров беспроводной IoT-среды. Однако ни стандарт GSM, ни инфраструктура мобильных операторов изначально не создавались для М2М-диалога. Протоколы сотовой связи предназначены для общения людей: большой объем трафика и высокая скорость обмена данными в густонаселенных районах.
Разработчики изначально не предполагали возможность обмена небольшими объемами данных между разнесенными «умными» сенсорами. Датчику с WiFi необходимо постоянное питание, а элемент умного GSM устройства продержится 2-3 недели. Мы не готовы ежемесячно менять батарейки в десятках устройствах или монтировать к ним проводную систему питания.
Подключение всевозможных устройств к мобильным сетям еще можно представить в населенных пунктах, но за пределами оживленных трасс и урбанизированных территорий протоколы GSM, 3G, LTE не позволяют создавать масштабные IoT проекты - слишком дорого разворачивать и обслуживать инфраструктуру сотовой сети.
В городе сотовая связь ограничена низкой проникающей способностью сигнала. А «умные» датчики или счетчики зачастую будут находиться за несколькими стенами, в техколодцах или на цокольных этажах, где уже не берет GSM.
Фундаментом масштабных проектов станет энергоэффективная сеть, которая удовлетворит запросы промышленников, сельхозпроизводителей, государственные компании в масштабности и невысокой стоимости эксплуатации. Интернету вещей нужен стандарт связи с возможностью широкого территориального охвата, высокой энергоэффективностью, дешевой инфраструктурой и не требующей высоких эксплуатационных расходов.
LPWAN - будущее IoT концепции
С учетом перечисленных требований и ограничений, решением проблемы стало использование технологии на стыке высокой дальности и низкого энергопотребления. Она получила название Low-Power Wide-Area Network (сокращенно – LPWAN) или энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия.
LPWAN разрабатывался специально для межмашинного общения, и стал двигателем дальнобойного Интернета вещей.
Отсутствие высоких требований к объему передаваемой информации позволило сконцентрироваться на других, более важных параметрах технологии и обеспечить 50 километровую дистанцию взаимодействия между разнесенными устройствами, высокую энергоэффективность, проникающую способность и масштабируемость.
Дальнобойная и энергоэффективная, LPWAN отлично подходит для IoT, как в бытовом, так и в промышленном секторе, где имеется потребность в автономной передаче телеметрии на дальние расстояния.
LPWAN гораздо лучше соответствует запросам М2М-сетей, чем та же сотовая связь - тысячи квадратных километров могут быть покрыты одной базовой станцией. Построение такой сети проще, а обслуживание - дешевле. Подобный подход становится единственной альтернативой в случае, когда датчики разнесены по большой территории. Как, например, счетчики воды в пределах одного квартала или датчики влажности почвы, размещенные сразу на нескольких полях.
Резюме
Уже сейчас IoT меняет правила игры в отдельных отраслях: проникает в недоступные и невозможные ранее сферы, улучшая качество жизни и увеличивая эффективность бизнеса. Технологии Интернета вещей нашли применение там, где они выгодны бизнесу и удобны людям.
LPWAN - двигатель «дальнобойного» беспроводного IoT
Преимущества LPWAN-технологии хорошо вписываются в потребности масштабного внедрения IoT в промышленности, транспорте, сфере безопасности и десятках других отраслей. Большой радиус действия, высокая автономность конечных устройств, простота развертывания LPWA-сети и низкая стоимость инфраструктуры даст толчок крупномасштабным проектам и развитию Интернета вещей.
Банка 2
Трава
Кисти птиц
Шаг 1
Откройте фотографию города в Фотошопе. Первое, что нужно сделать, так это создать атмосферу пустого города и убрать все признаки жизни, такие как люди и огни от фонарей. Для этого воспользуйтесь инструментами Кисть (Brush Tool) (B)
и Штамп (Clone Stamp Tool) (S)
. Каждый из этих инструментом должен быть мягкого типа и иметь размер 5-10 пикселей.
Шаг 2
Чтобы создать разрушенный вид, нужно проделать несколько вещей. Сначала изменим вид синего баннера слева. Инструментом Ластик (Eraser Tool) (E)
сотрите золотые буквы, а инструментом Штамп (Clone Stamp Tool) (S)
создайте порванные края внизу.
Шаг 3
Откройте фотографию флага в отдельном окне Фотошопа. Перейдите в меню Выделение – Цветовой диапазон (Select – Color Range)
. С его помощью нам нужно выделить все синие пиксели и удалить при помощи клавиши Delete
.
Выберите мягкий ластик большого размера и сотрите правую сторону флага.
Перейдите к коррекции .
Шаг 4
Инструментом Перемещение (Move Tool) (V)
перенесите флаг в наш документ. Инструментом поверните и наложите на нижнюю часть синего баннера слева. Ластиком сотрите всё лишнее.
Перейдите к коррекции Уровни (Изображение – Коррекции – Уровни) (Image – Adjustments – Levels) и введите значения, показанные ниже:
RGB: 58 / 0.44 / 255; 0 / 132.
Красный (Red): 0 / 0.64 / 255.
Зелёный (Green): 0 / 1.41 / 255
Синий (Blue): 0 / 1.79 / 255.
Шаг 5
Поработайте инструментами Осветлитель (Dodge Tool) (O)
, Затемнитель (Burn Tool) (O)
, Ластик (Eraser Tool) (E)
и Кисть (Brush Tool) (B)
над флагом, чтобы привести его в состояние, показанное на скриншотах ниже.
После этого инструментом Кисть (Brush Tool) (B) сделайте то же самое для других баннеров и флагов.
Шаг 6
Теперь поработаем над окнами. Кистью скройте часть стекла и нарисуйте детали в роде трещин. Для рисования фигур чёткой формы, используйте инструмент .
Шаг 7
Посмотрите на фотографию и подумайте, где можно ещё внести изменения. Если Вы хотите изменить какие-то детали, сперва выделите их инструментом Многоугольное лассо (Polygonal Lasso Tool) (L)
, а затем скопируйте на отдельный слой (Ctrl + J)
. Инструментом Свободное трансформирование (Ctrl + T)
можно изменить их форму.
Шаг 8
Нужно убрать цветы. Закрасьте бутоны чёрной кистью, а пустые участки заполните инструментом клонирования. Используйте инструмент Затемнитель (Burn Tool) (O)
для добавления теней.
Шаг 9
Теперь поработаем над текстурами. Создайте новый слой и перейдите в меню Фильтр – Исправление перспективы (Filter – Vanishing Point)
. Наложите на дорогу текстуру земли с трещинами.
Шаг 10
Установите Режим наложения
слоя текстуры на Умножение (Multiply)
. Инструментом Ластик (Eraser Tool) (E)
сотрите лишние участки текстуры.
Таким же способом наложите текстуру стены, поросшей мхом, на тротуар.
Шаг 11
Вставьте последнюю текстуру (бетон) в наш документ. Мы наложим её на здания, но не будем использовать инструмент исправления перспективы. Создайте копию текстуры (Ctrl + J)
, чтобы заполнить ей весь холст. Смените режим наложения, чтобы увидеть здания.
Шаг 12
Найдите в Интернете изображение поля. Нам нужна трава на нём. Расположите зелёное поле поверх дороги и установите Режим наложения
на Перекрытие (Overlay)
.
Шаг 13
Вставьте в наш документ разные объекты, например, консервные банки, банановую кожуру, газеты, кусты, траву, растения.
Инструментом Затемнитель (Burn Tool) (O) затемните их в соответствии с источником света.
Выберите инструмент Кисть (Brush Tool) (B) и на верхней панели установите Режим (Mode) на Цветность (Color) . Обрисуйте добавленные объекты, чтобы они лучше сочетались с окружающей средой.
Шаг 14
Верните режим кисти на Нормальный (Normal)
и откройте палитру кистей (F5)
. Выберите кисть травы.
Нарисуйте траву на дороге.
Перейдите к коррекции Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation) и введите значения, показанные ниже.
Шаг 15
Таким же способом добавьте больше растительности, погрузите часть их в тень и инструментом Размытие (Blur Tool)
размойте то, что находится дальше от зрителя.
Шаг 16
Инструментом Затемнитель (Burn Tool) (O)
добавьте больше затенённых участков на стены.
Кистью в режиме Цветность (Color) обрисуйте стены зданий, чтобы сымитировать мох.
Шаг 17
Верните кисти нормальный режим и выберите другую кисть.
Добавьте растительность на здания.
Инструментами осветления и затемнения поработайте над зданиями, чтобы сделать объекты более объёмными.
Шаг 18
Добавьте больше растительности на остальные объекты: машины, дорожные знаки, клумбы и т.д.
Шаг 19
Вставьте изображение тёмных облаков в наш документ.
Добавьте маску и выделите часть неба на оригинальной фотографии инструментом Волшебная палочка (Magic Wand Tool) (W) или Перо (Pen Tool) (P) . Инвертируйте выделение (Ctrl + Shift + I) и залейте его чёрным цветом на маске. Это нужно для того, чтобы облака, находящиеся поверх зданий, исчезли.
Шаг 20
Сделайте небо более серым при помощи коррекции Чёрно-белое (Изображение – Коррекции – Чёрно-белое) (Image – Adjustments – Black & White)
.
Инструментами осветления и затемнения улучшите контрастность неба. Чтобы изменить тон облаков, используйте кисть в режиме Цветность (Color) . Я использовал кисть размером 150 пикселей с 35% жёсткостью.
Шаг 21
Добавьте тот же оттенок на здания и дорогу.
Шаг 22
Нарисуйте птиц при помощи кистей, предоставленных в начале урока.
Шаг 23
Сведите все слои (Слой – Выполнить сведение) (Layer – Flatten Image)
. Откройте коррекцию Уровни (Ctrl + L)
и введите следующие значения: 10 / 1 / 245.
Шаг 24
Примените фильтр Эффекты освещения (Фильтр – Рендеринг – Эффекты освещения) (Filter – Render – Lighting Effects)
.
Конечный результат:
Этот урок Photoshop подготовлен для Вас командой сайта .
Особенности
Основная идея
Основным характеристическим признаком постапокалиптики является развитие сюжета в мире (или ограниченной его части) с особенной историей. В прошлом этого мира цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем мир пережил некую глобальную катастрофу, в результате которой цивилизация и большинство созданных ею богатств были уничтожены. В качестве катастрофы, уничтожившей мир, чаще всего используются: третья мировая война с применением оружия массового поражения (ядерного , химического или биологического), вторжение инопланетян, восстание машин под предводительством искусственного разума (роботов), пандемия , падение астероида , появление доисторических чудовищ, климатическая или иные катастрофы.
Типичный постапокалиптический сюжет начинает развиваться, как правило, спустя значительное время после катастрофы, когда её «поражающие факторы» сами по себе уже перестали действовать. В том или ином виде до читателя (зрителя) обычно доводится в сжатом виде история общества с момента катастрофы: непосредственно за ней следует период дикости, затем выжившие концентрируются вокруг сохранившихся источников жизнеобеспечения, стихийно образуются те или иные социальные структуры. К моменту начала сюжета этот процесс уже обычно завершён, на пригодной для жизни территории создался определённый конгломерат сообществ, сложилось более или менее устойчивое равновесие сил.
Типичные детали
Обычными для постапокалиптики являются:
- Сельские общины или феодальные хозяйства, производящие продукты питания.
- Городские поселения - центры торговли, ремёсел, обычно достаточно криминогенные, но живущие по определённым законам и имеющие силы поддержания порядка.
- Банды - чисто криминальные сообщества под предводительством сильного лидера, базирующиеся на сохранившихся технологических объектах, предоставляющих минимум, необходимый для выживания (развалины заводов, выброшенные на берег или находящиеся на плаву гигантские корабли и т. п.), и живущие за счёт грабежа на торговых путях, налётов на оседлые поселения и нелегальной торговли.
- Дикие племена, обитающие обычно в пустынях, горах, другой труднодоступной местности и состоящие из одичавших либо мутировавших людей.
- Более или менее изолированные высокотехнологичные компактные сообщества, образовавшиеся на базе крупных военных баз, научных городков, орбитальных станций или созданных специально в преддверии катастрофы убежищ. Обычно описываются как относительно цивилизованные (в отличие от большинства других общественных образований, они не восстанавливали общественную организацию, а сохранили и модифицировали то, что было до катастрофы), но при этом тоталитарные, управляемые радикальными военными или учёными. В их руках находятся наиболее опасные технологии, сохранённые с докатастрофических времён. Как правило, такие сообщества по возможности поддерживают изоляцию от окружающего мира. Иногда они достаточно сильны, чтобы не только противостоять возможной агрессии, но и проводить в отношении ближайших соседей политику с позиции силы.
- Крупные города или даже более значительные территориальные образования, в силу тех или иных причин не затронутые или мало затронутые катастрофой и сохранившие «старый» уклад жизни, постепенно изменяющийся под воздействием обстоятельств.
В описании места действия, как правило, присутствуют:
- Обширные пустыни на месте ранее заселённых территорий.
- Заброшенные, частично разрушенные города, предприятия, военные объекты.
- Территории, ранее находившиеся на суше, но в результате катастрофы затопленные морем. Здания и техногенные объекты на морском дне.
- Мутировавшие люди, животные, растения, целые леса-мутанты.
- Многочисленные артефакты погибшей цивилизации, частью опасные, частью полезные, но обычно просто служащие фоном для повествования.
Сюжеты
Сюжет может строиться вокруг приключений героев в мире, в частности, достаточно распространённый мотив - путешествие героя в поисках некоего «Святого Грааля» - места или объекта, которое обеспечит ему долгую и безбедную жизнь, даст возможность спасти собственное сообщество, находящееся на грани гибели, либо может помочь в возрождении всей цивилизации. Иногда средства и технологии, приведшие к катастрофе, считаются в обществе запретными, и спокойствие такого пасторального общества подрывают молодые бунтари, намеренные возродить запрещенную технологию (уже в рассказе Стивена Винсента Бене «На реках Вавилонских» есть намёк на такое развитие, классические примеры - «Долгое завтра» Ли Брэкетт и «Отклонение от нормы» Джона Уиндема).
Постапокалиптическими можно назвать и образы заброшенных территорий, остановившихся предприятий, «городов-призраков», в прошлом построенных и живших активной жизнью, но в силу тех или иных причин покинутых населением - с полуразвалившимися зданиями, заросшими травой, с валяющимися тут и там ржавыми остовами техники и механизмов. К этой ветви постапокалиптики принадлежат и образ «безлюдных пространств» Крапивина , и «Пикник на обочине» братьев Стругацких .
История
Первым современным произведением в истории этого жанра возможно является недавно экранизированный трёхтомный роман Мэри Шелли «Последний человек» (1826) .
Формирование постапокалиптики как жанра относится к периоду конца XIX - начала XX веков . Классическое произведение жанра - роман Ричарда Джеффериса «После Лондона» (), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффериса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства , а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм , многократно использовался впоследствии, в том числе и в «Войне в воздухе » Герберта Уэллса , «Алой чуме » Джека Лондона , «Смерти травы» Джона Кристофера , «Мальвиле» Робера Мерля , «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Сползания к этому сценарию изо всех сил стараются не допустить герои «Молота Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пурнеля.
На постапокалиптическую образность отчасти повлияли картины деградировавшего человечества и остывающей Земли в романе Уэллса «Машина времени » (а в его экранизации причиной деградации становится именно глобальная катастрофа). Во второй половине XX века на одно из первых мест в числе причин глобальной катастрофы, предшествующей сюжету постапокалиптических произведений, вышла война с применением ядерного оружия или иных видов ОМП .
В советской фантастике, от которой критика требовала в целом позитивного, оптимистического настроя, и в которой не мыслилось никакого будущего человечества, кроме победившего коммунизма , вплоть до 1980-х годов глобальная катастрофа, обычно военная, переносилась в иные миры, посещаемые землянами, а сами такие произведения получили собирательное название «романов-предупреждений», предполагающее, что автор использует данную художественную форму лишь как средство «обличения политики империалистов, ради своих барышей толкающих человечество к пропасти». В качестве примеров можно назвать такие произведения как «Фаэты » Казанцева, «Последняя война» Кира Булычёва, «День свершений» Виктора Жилина. После распада СССР и снятия идеологических ограничений появились произведения российских фантастов, в явном виде относящиеся к постапокалиптическому жанру, такие как «Метро 2033 » Дмитрия Глуховского или значительная часть фантастических книг Александра Бушкова . Несколько особняком стоят на общем фоне современного российского постапокалипсиса посвящённые ему книги Олега Верещагина , в которых ядерная война с последующей цепочкой глобальных экологических катастроф подаётся как тяжкое, но в конечном счёте благотворное для «сбившегося с пути» человечества макровоздействие, позволяющее ему спастись от дегенерации и вымирания и впоследствии построить разумный и справедливый (по крайней мере, в понимании автора) мир.
С появлением кино, а позже - компьютерных игр жанр оказался востребован и там. Одними из самых известных кинопроизведений жанра являются серия фильмов «Безумный Макс », «Парень и его собака », «Дорога проклятий », «2019: После падения Нью-Йорка », «Стальной рассвет », «Дорога », «Книга Илая », «Я - легенда », «Водный мир », «28 дней спустя », «Обитель зла », а среди игр - серии Fallout , Half-Life 2 , S.T.A.L.K.E.R. (основанная на «Пикнике на обочине» Стругацких), Metro 2033 (основанная на одноимённой книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033 »), Rage .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Постапокалиптика" в других словарях:
- (MMOG) признанных в игровом сообществе (награждённых авторитетными профильными премиями). Список разделён на два подсписка: Клиентские игры, требующие установки игроком специальной программы клиента, и браузерные игры, не требующие установки… … Википедия
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
2000 год в представлении Альбера Робида Научная фантастик … Википедия
Содержание 1 История 2 Отличия антиутопии от утопии … Википедия