Понятие об информации. ! Информация, которую получает человек. Повторение - мать учения

На iOS - iPhone, iPod touch 09.04.2019
На iOS - iPhone, iPod touch
  • Извлечение информации
  • Сохранение информации

    Сохранение информации- это, пожалуй, один из самых важных моментов в жизни любого человека. Перед психологами всегда стояла задача изучения процессов запечатления и сохранения следов памяти с последующим их узнаванием и воспроизведением.

    Как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения этих следов на короткие и длительные сроки- все эти вопросы были и остаются актуальными до сих пор.

    Когнитивная психология с помощью компьютерной метафоры вносит свою лепту в освещение этих вопросов. Для компьютера память- это тоже смысл его существования.

    Представить себе трудно, что будет с человеком, которому не удается сохранить поступающую к нему информацию, а может и не столь трудно, если обратить внимание на людей, страдающих склерозом.

    Человеку плохо, если не удается запомнить какую-то информацию или извлечь ее, говорят, что это не память, а решето, но во сто крат хуже, если не запоминается вообще ничего и не извлекается тоже ничего. Получается сплошная дырка. А кому нужен компьютер- "склеротик"? На свалку его! А кому нужна такая овощная база, в которой пустые хранилища? Значит, ее нужно переоборудовать под какой-нибудь склад или рынок.

    Нам уже известно, что информация, поступающая в память, оставляет след, и мы знаем, что существуют такие хранилища памяти, как сенсорное, промежуточное и постоянное.

    Распределение и кодирование информации

    Я представляю себе это так: промежуточное хранилище или кратковременное, не долго хранит информацию, которая в данный момент является как бы оперативной или рабочей памятью, управляемой центральным процессором, который распределяет эту информацию на кодирующие устройства, которые в нужный момент должны быть активированы. Эта активация зависит от долговременной репрезентации (представления), т.е., чтобы сохранить в памяти какую-то информацию, мы должны уже обладать какими-то знаниями об окружающем мире. Этому соответствуют способы кодирования материала: а) зрительное, б) акустическое, в) семантическое.


    Зрительное и акустическое кодирование достаточно понятно и, в принципе мы уже их касались и определили, что зрительное кодирование опережает акустическое или слуховое.

    Семантическое кодирование- это такое кодирование, когда информации придается смысл. Для кодирования в этом случае необходима связь с уже сохраненными понятиями.

    Повторение - мать учения

    Лучшим способом запоминания во все времена был способ повторения. Как выяснилось повторение- это произнесение. Действительно, вспомните классического "зубрилку", он всегда что-то бубнит, стараясь лучше запомнить. Да, очевидно, и любой из вас может поймать себя на том, что проговаривает мысленно или вслух то, что нужно запомнить. Часто этот процесс может быть неосознанным.

    Повторение способствует удержанию информации в промежуточном хранилище, но, к сожалению, а может и к счастью, не может увеличить объем этого хранилища. Происходит как бы подпитка той информации, тающего следа памяти, который находится в хранилище благодаря повторению. Происходит что-то вроде кругооборота, но до каких пор и как все же происходит запоминание, ведь не вертится все это до бесконечности в промежуточном хранилище?

    Большинство когнитивных психологов сходится во мнении, что повторение дает возможность:

    • Перевести информацию из персептивной в кратковременную память.
    • Понизить нагрузку на кратковременную память.
    • Перевести информацию в долговременную память.
    • Группировать материал для последующего воспроизведения.

    Очевидно, для того чтобы происходило кодирование запоминаемого материала, должна быть связь с сохраненными понятиями, и все хранилища памяти взаимосвязаны между собой.

    Лучше всего запоминается то, что составляет цель нашего действия, большинство систематических знаний появляется в результате специальной деятельности, цель которой- запоминание и сохранение в памяти запомненного материала. Осмысленное запоминание гораздо продуктивнее механического, требующего многих повторений и времени.

    Запоминание

    Для лучшего запоминания недостаточно только повторения, информация должна быть специальным образом сгруппирована, соотнесена, что послужит для закрепления связей.

    Запоминание- это как бы два последовательных процесса, один из них это обработка информации или ее кодирование и консолидация следа. Для долговременного запоминания информации необходима смысловая обработка, которая невозможна без обращения к семантической памяти.

    Вначале эта информация распознается, а затем получает пространственно-временные координаты, для того, чтобы запомнить эту информацию как событие, ставится как бы памятка, для дальнейшего нахождения этой информации.

    Для увеличения продуктивности запоминания и сохранения информации в памяти существуют разные способы- это перекодирование и укрупнение информации, образное кодирование, перевод слов и цифр в зрительные образы, заучивание слов-ориентиров, чтобы не заблудиться в потоке поступающей информации (вспомните, как в турпоходе идущие впереди оставляют стрелки-ориентиры для идущих за ними).

    Память человека хранит запомненное более или менее длительное время. Динамическое сохранение характерно для оперативной памяти, статическое- для долговременной памяти. В долговременную память информация поступает непрерывно, преобразуясь и реконструируясь. В чем это заключается? Некоторые детали информации заменяются другими, информация меняется и обобщается. Как это можно определить? Об этом можно судить в процессе извлечения информации (узнавания и воспроизведения).

    Извлечение информации

    Извлечение информации из промежуточного хранилища

    Казалось бы, из промежуточного хранилища легче извлечь информацию, т.к. она "свежая", доступная и пока не утеряна. Это хранилище- наше настоящее, можно даже сказать сиюминутное. Несмотря на это информация в нем уже закодирована и систематизирована, поэтому не каждая информация может быть легко извлечена и зависит от скорости доступа к ней. Чем раньше нам понадобится сохраненная информация, тем скорее мы сможем ее извлечь.

    Например, мы производим какие-то расчеты и полученный итог нам нужен, чтобы занести его в какие-то документы. Мы быстренько извлекаем его из памяти и записываем. Если он нам дальше не понадобится, то благополучно его забываем, а, если этот результат представляет для нас определенную ценность, то он сохраняется в памяти. Чтобы получить необходимую информацию, надо искать ее, а это оказывается, связано с долговременной памятью, она уже попала в долговременное хранилище.

    Та информация, которую надо запомнить надолго, уже прошла кодировку слуховую, визуальную или семантическую, что делает возможным ее извлечение.

    В промежуточном хранилище происходит огромная работа, там информация обрабатывается, кодируется, передается на долговременное хранение, но возможно и извлечение ее на любом этапе.

    Извлечение информации из постоянного хранилища (долговременной памяти)

    Существует разделение долговременной памяти на эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память включает в себя личный опыт человека, субъективно осознанный, поэтому он может быть активно воспроизведен. А семантическая память- это знания о мире, общих закономерностях, знание речевых категорий. Именно при наличии следа в семантической памяти появляется чувство "знакомости" при повторной встрече с каким-либо явлением, что облегчает извлечение необходимой информации.

    Извлечение информации из долговременной памяти- это, прежде всего, ее узнавание, воспроизведение, вспоминание.

    Узнавание

    Узнавание происходит в момент восприятия, при этом происходит сравнение с ранее сформированным впечатлением на основе либо личных впечатлений (представление памяти), либо на основе словесных описаний (представление воображения).

    Если мы узнали объект, то сразу относим его к определенной категории. Например, на пустынной дороги появился силуэт, мы еще не знаем, кто это мужчина или женщина, но уже можем отнести его к определенной категории- человек. Узнавание может быть различным по степени точности.

    Иногда, увидев в фильме знакомого артиста, мы тут же моментально узнаем его, говорим его имя и фамилию, когда и в каких фильмах он играл и какие роли. А иной раз мы видим вроде знакомого артиста, но не припоминаем, кто он, где играл, но что-то знакомое в нем есть. При этом ощущение неопределенности способствует более внимательному поиску в памяти.

    Скорее всего, узнавание происходит в зависимости от знакомства с объектом и затем поиска соответствия в долговременной памяти. Таким образом, узнавание- это сравнение входящей информации с уже закодированным и сохраненным в памяти материалом.

    Беглость узнавания определяет, насколько мы знакомы с объектом. Например, если мы можем с первых слов чтеца определить произведение, или с первых услышанных нот идентифицировать музыкальное произведение- это говорит о действительно беглом восприятии, а также о хорошей кодировке информации в нашей памяти.

    Дж. Брансфордом была выдвинута идея соответствия стимула передаче- сигнал должен соответствовать контексту закодированной информации.

    Воспроизведение информации

    Воспроизведение информации- это активный когнитивный процесс, состоящий из нескольких этапов. Вначале ведется поиск нужного следа. При появлении новой информации, близкой по своим характеристикам уже имеющейся, делает отыскание нужного материала гораздо сложнее. Когда все же след найден его нужно раскодировать (декодировать), и сверить полученную информацию с требованиями задания.

    Воспроизведение информации может быть активным либо иметь вид узнавания предъявляемого стимула, и тогда не происходит активного поиска следа и декодирования информации.

    Вспоминание

    Вспоминание может происходить и в случае, если мы не смогли узнать объект. Оно обусловлено порождением сигналов, которых нет в окружающем мире, но это необходимо для извлечения информации из долговременной памяти и помещения ее в оперативную память.

    Так, например, в телевизионных играх-шоу иногда пользуются наводящими вопросами и вдруг игрока, как бы осеняет, вроде информационная молния проносится, и он вспоминает нужный ответ. А не вспоминается ли вам поиск необходимой информации в компьютере или Интернете, иногда приходится задать несколько дополнительных условий, и вот нужная вам информация оказывается перед вами.

    Можно выделить два вида вспоминания- это когда нам хорошо известна информация (дата своего рождения) и когда нами производится выбор из нескольких вариантов (дата рождения знакомого). Свободное вспоминание происходит при извлечении легкодоступной информации, а подготовленное вспоминание (его еще называют припоминанием) происходит в случае, если подготавливающий стимул совпадает с хранящейся информацией.

    На вспоминание сильно влияет эмоциональное состояние в момент сохранения информации, если был эмоциональный всплеск в этот момент, то вспоминание происходит в мельчайших подробностях.

    Вспоминание более сложно, чем узнавание, т.к. для него необходимо волевое участие, нужно провести определенную работу, перебирая факты. Но все же человеку в этом смысле легче, т.к. ему на помощь приходят ассоциации и интуиция, а "бедный" компьютер, он вынужден перебирать всю информацию, пока не "набредет" на необходимый факт.






    Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, Стоунхендж «висячие камни». II веке до н. э, Англия. Каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.














    Передача информации В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук, свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Передача информации от источника к получателю




    В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука криптография.




    Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.




    Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр теле-, видеопрограмм; прослушивание радиопередач и аудиокассет; работа в библиотеках, архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных…


    Защита информации Для защиты информации используют различные способы: безопасность зданий, где хранится секретная информация; контроль доступа (пароль, пропуск); разграничение доступа (в зависимости от полномочий); дублирование каналов связи и подключение резервных устройств; криптографическое преобразование информации с помощью шифров.


    Вопросы и задания 1. Что помогает людям получать информацию, недоступную их органам чувств? Приведите примеры. 2. Как называется информация, получаемая приемником? 3. Как называется информация после ее обработки? 4. Что такое носитель информации? Приведите примеры. 5. Какие требования предъявляются к носителю информации? 6. Приведите примеры способов организации хранения информации. 7. Какие вы знаете устройства, помогающие человеку собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию? 8. Почему важно защищать информацию? 9. Какие способы защиты информации вы знаете?


    Приведите примеры способов передачи информации по схемам: 1. Источник (человек) – Приемник (человек) 2. Источник (устройство) – Приемник (человек) 3. Источник (человек) – Приемник (устройство) 4. Источник (предмет) – Приемник (человек) 5. Источник (человек) – Приемник (предмет) 6. Источник-приемник – Приемник-источник

    Иногда бывают такие ситуации, когда человек пытается что-то вспомнить, но не может. Чью-то фамилию, номер телефона, список покупок. И виной тому не старческий склероз. Просто наша память, как и мышцы, нуждается в тренировке. Ошибочно думать, что чем больше информации получаешь, тем меньше остается места для памяти. По мнению ученых, мы используем лишь 10% возможностей нашего мозга. Существуют специальные методики сохранения и улучшения памяти. Но не менее важно правильно питаться, отдыхать и… даже думать.

    2 98541

    Питайтесь правильно.
    Очень полезна для сохранения памяти жирная рыба. Но если нет желания кушать рыбу каждый день, можно просто принимать рыбий жир в капсулах.

    Красные и фиолетовые пищевые продукты также могут помочь. Черника, баклажаны, свекла и красный лук - все они содержат химическое вещество, которое способствует повышению функции мозга и памяти.

    Продукты, богатые фолиевой кислотой, такие, как брокколи, горох и бананы также могут помочь сохранить ваш мозг здоровым.

    Пейте больше воды.
    Без еды человек может прожить два месяца, а без воды - всего несколько дней. В день организму требуется около двух литров жидкости.

    Для чего же она нужна? Каждая клеточка нашего организма, в том числе и головного мозга, производит обмен веществ друг с другом посредством жидкости. Если воды не достаточно, в клетках накапливаются токсины, меньше поступает кислорода и питательных веществ. Для мозга это особенно вредно.

    Больше спите.
    Сон, это время, когда наше тело расслабляется, регенерируется и готовится к новому дню. Во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день. И если спать недостаточно, информация не успевает обрабатываться. Оперативная память мозга, как в компьютере, начинает работать медленнее. И новый материал плохо усваивается. Найдите время для полноценного сна, это поможет сохранить память в целости и сохранности.

    Отдыхайте.
    Трудно сосредоточиться и вспомнить некоторые вещи, если ваш мозг постоянно находится в напряжении. Научитесь отдыхать. Получасовая прогулка на свежем воздухе - прекрасное лекарство от тревог. Вы удивитесь, но даже 20 минут игры на компьютере или мобильном телефоне помогут вам расслабиться.

    Тренируйте память.
    Исследования показали, что у людей, которые регулярно тренируют память, действительно улучшаются функции мозга. Разработано много методик запоминания информации. Но не обязательно записываться на дорогостоящие тренинги. Простое решение кроссвордов, судоку или викторина - отличное средство от склероза.

    Отличной тренировкой для памяти является заучивание стихов и песен. Учитесь считать простые числа без калькулятора. И вместо того, чтобы полагаться на записную книжку телефона, часть информации постарайтесь запомнить сами.

    Переключитесь на другую тему.
    Наверное, каждый человек сталкивался с такой ситуацией, когда нужно вспомнить что-то важное, но никак не вспоминается. Вроде бы слово крутится на языке, но «говориться» не хочет. Не паникуйте! Чем больше вы зацикливаетесь на вопросе, тем труднее будет что-то вспомнить. Психологи советуют переключиться на другую тему. Подумайте о чем-нибудь другом, лучше о приятном. Вы и не заметите, как информация, которую с таким трудом пытались вспомнить, всплывет в памяти сама собою.

    Вернитесь туда, откуда вы пришли.
    Бывает, что мы выходим из комнаты и забываем, что хотели сделать. Попробуйте вернуться обратно в помещение. Видя ту же самую обстановку, срабатывают ассоциации и поэтому оригинальные мысли возвращаются.

    Будьте изобретательны.
    У каждого найдется серия знаменательных дат или пара имен, которые нужно помнить всегда.
    Один из способов вспомнить о них, это составить историю, которая включает в себя информацию с необходимыми сведеньями. Придумайте рифму, фразу, или песенку с ключевыми датами или именами, которые вы должны помнить.

    Думайте картинками.
    Если вам нужно запомнить ваш список покупок, представьте его себе в виде картинок. Более 80% информации мы получаем с помощью органов зрения. Поэтому визуальные ассоциации наиболее устойчивы.
    Представьте себе, в какой отдел магазина вы идете в первую очередь? Что вы видите? Что вы положите в корзину? Этот способ гораздо лучше клочка бумажки с напоминаниями.

    Больше двигайтесь.
    Медицинские исследования показывают, что мозг работает более эффективно, когда увеличивается поток крови в организме. Следовательно, увеличивается количество кислорода в клетках.

    Лучший способ разогнать кровь по венам, это больше двигаться. Прогулка на свежем воздухе, бег трусцой, фитнес, плавание. Перечислять можно до бесконечности. Выберете себе занятие по душе. Запомните, движение - двигатель здоровья! В том числе и умственного.

    п.1 ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

    Во втором и третьем классах мы узнали о том, как человек воспринимает информацию и что делает с ней. Мы знаем, что информацию он воспринимает с помощью своих органов чувств. Полученная инфор­мация может храниться в памяти человека.

    ! Информация, которую получает человек,

    может храниться в его памяти.

    Хранить информацию можно и независимо от па­мяти человека, для этого нужно представить её на но­сителе - на бумаге, доске, в памяти компьютера.

    Рассмотрим это на примере.

    Петя нарисовал в своем альбоме цветными ка­рандашами лесную полянку. На ней были трава, цве­ты, дерево, птица и пастушок, играющий на дудочке.

    На бумаге (но­сителе информации) мальчик сумел пред­ставить информацию, которую он воспринял зрительно - глазами. Однако, возможности восприятия человеком информации гораздо богаче.

    Мальчик долго думал, как изобразить на бумаге звуки дудочки, пение птицы и запахи цветов. Звуки он изобразил нотными знаками. Потом взял ручку и на­писал: «Ещё поют птицы, цветы хорошо пахнут. Ягоды вкусные, а солнечные лучи теплые». Текст позволил ему представить на бумаге то, что он не смог изобразить графически.

    ! На носителе информация хранится независимо от памяти человека.

    Одновременно воспринимая разнообразные ин­формационные потоки органами чувств, человек осо­знаёт только часть полученной информации.

    Почему? Так устроено наше сознание - человек не может одновременно осознавать все воспринимае­мые им сигналы. Человеческий мозг из всего многооб­разия сигналов выбирает и обрабатывает только те, которые жизненно важны человеку в данный момент. Получив новый сигнал, мы переключаем на него своё внимание. Затем - на очередной новый сигнал и так далее.

    Например, у каждого из нас в доме есть часы.

    Часы обычно тикают. Но мы их то слышим, то не слышим. Если наше внимание сосредоточено на любимой песне, которую передают по радио, тогда все остальные зву­ковые сигналы как будто «пропада­ют» для нас. Мы перестаем слышать их, то есть осознавать, хотя они есть. Когда песня за­кончится, мы тут же услышим, как тикают часы.

    ! Мозг человека из всех поступающих сигналов выбирает только те из них, которые нужны человеку здесь и сейчас.

    Есть ещё одно удивительное свойство человека.

    В каждый момент времени он воспринимает раз­ную информацию всеми своими органами чувств одновременно. Например, когда мы едим яблоко,
    конфету или мороженое, мы ощущаем и вкус, и за­пах, и цвет, и шероховатость, и температуру, и твер­дость, слышим хруст.

    Каждый объект является источником информа­ции разных видов - зрительной, слуховой, обоня­тельной, вкусовой, осязательной. А вот обдумывать свои ощущения мы можем только одно за другим.

    ! Каждый объект является источником информации

    разных видов, а человек осознаёт только то,

    что наиболее важно для него.

    Когда люди находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, каждый видит и слышит своё. Это происходит потому, что человек воспринимает только те сигналы, которые соответствуют ело жизненным потребностям.

    Человек получает информацию, когда он обща­ется с другими людьми, наблюдает за природой, чи­тает книги, рассматривает произведения искусства, в школе на уроках.

    п.1 Главное что мы должны помнить.

    1.Человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств. Эту информацию он может сохранить в своей памяти, представить на носителе.

    2.В каждый момент времени человек воспринимает сигналы всеми своими органами чувств одно­временно, а осмысливает воспринятую информацию последовательно - одну за другой.

    » [Урок №4 Информационная деятельность человека]

    Урок №4.
    Тема: «Информационная деятельность человека».
    Цели урока:

    - помочь учащимся усвоить какие действия можно совершать с информацией, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.
    - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
    - развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

    Оборудование:
    доска, компьютер, компьютерная презентация.

    План урока:
    I. Орг. момент. (1 мин)
    II. Актуализация знаний. (2 мин)
    III. Теоретическая часть. (10 мин)
    IV. Практическая часть. (18 мин)
    V. Д/з (2 мин)
    VI. Вопросы учеников. (5 мин)
    VII. Итог урока. (2 мин)

    Ход урока:
    I. Орг. момент.

    Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

    II. Актуализация знаний.
    Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое - получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».
    Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

    Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

    III. Теоретическая часть.
    Сбор информации.
    Приходится признать, что органы чувств - наш главный инструмент познания мира - не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

    Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
    Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

    Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж - «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

    Одно из древнейших устройств - весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый - термометр - служит для измерения температуры окружающей его среды.

    Обработка информации.
    Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря - накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

    Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.
    Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

    Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения - так называемую входную информацию - и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
    Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

    Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

    Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
    Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.

    Передача информации
    Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена - это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона - сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора - сигнал, запрещающий переход дороги.

    В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает а кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств - человеческие ухо и глаз.

    В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука - криптография.
    При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

    Хранение информации
    Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека - великолепным устройством для хранения полученной информации.

    Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.

    Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
    бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это - носители информации.

    Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
    Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.

    Поиск информации
    Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
    Поиск информации - это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

    Методы поиска информации:
    непосредственное наблюдение;
    общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
    чтение соответствующей литературы;
    просмотр теле-, видеопрограмм;
    прослушивание радиопередач и аудиокассет;
    работа в библиотеках, архивах;
    запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
    другие методы.

    Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

    В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
    Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

    Защита информации
    В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
    Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

    Для защиты информации используют различные способы защиты:
    контроль доступа;
    разграничение доступа;
    дублирование каналов связи;
    криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

    Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.

    С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

    Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.

    Существует метод шифрования с помощью «ключа». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

    Итак, информационная деятельность человека включает в себя:
    Сбор информации;
    Обработка информации;
    Передача информации;
    Хранение информации;
    Поиск информации;
    Защита информации.

    Вопросы и задания:
    Что помогает людям получать информацию?
    Придумайте способ передачи информации.
    Почему важно защищать информацию?
    Какие способы защиты вы знаете?
    Придумайте шифр и зашифруйте фразу «Я учу информатику».

    III. Практическая часть.

    Сегодня на практической части занятия мы начнем осваивать клавиатуру. Ваша цель сегодня и на последующих уроках – узнать расположение и назначение основных клавиши научиться как можно быстрее печатать, ведь этот одно из важных умений, необходимых современному пользователю.

    Учащиеся имеющие навыки работы с клавиатурой запускают клавиатурный тренажер и выполняю задания по «слепой печати».
    Для работы с клавиатурой будем использовать программу «Блокнот» - запустите ее с рабочего стола двойным щелчком по ее ярлыку.
    Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы.


    Для удобства клавиши объединены в несколько групп.
    1. Алфавитно-цифровые клавиши.
    2. Функциональные клавиши.
    3. Клавиши управления курсором.
    4. Клавиши редактирования и листания документа.
    5. Дополнительная цифровая клавиатура.
    6. Специальные.

    Алфавитно-цифровые клавиши (49 шт) размещаются в центре клавиатуры. На каждой клавише нанесены два символа: на алфавитной – русская и латинская буквы, на цифровой – цифра и символы. Переключение между раскладками клавиатуры производится нажатием специальных клавиш, либо с помощью мыши на языковой панели.

    Функциональные клавиши (12 шт) занимают верхний ряд клавиатуры и предназначены для выбора или изменения режима работы некоторых программ. (F1 – вызов справки)
    Клавиши управления курсором (4 шт) предназначены для перемещения курсора.
    Клавиши редактирования и листания документа размещаются справа от алфавитно-цифровых и позволяются вставлять символы, удалять, перемещаться по документу.
    Дополнительная цифровая клавиатура размещается с правой стороны клавиатуры и дублирует цифровые клавиши из алфавитно-цифрового блока или клавиши управления курсором (переключение кнопкой .
    Специальные клавиши расширяют возможности клавиатуры. Они применяются совместно с другими клавишами.
    В некоторых современных клавиатурах имеются дополнительные клавиши управления питанием, которые предназначены для включения/выключения компьютера, перевода его в спящий режим и обратно.

    Попробуем набрать ряд цифр: 1234567890. Теперь переместите курсор между цифрами 5 и 6. Используя клавиши и удалите цифры 5, 4 и 6 и 7. Теперь удалите все оставшиеся цифры.Попробуем набрать ряд знаков. Нажмите и, не отпуская ее, нажимайте на цифровые клавиши. Удалите введенные символы.
    Сейчас будем набирать свое имя разделяя слова [пробелом]. Напишите свое имя не нажимая специальных клавиш (маленькими буквами). Теперь с большой буквы ( и буква); теперь большими буквами ( и буквы). Нажмите (переключение регистра) – загорится индикатор. Наберите свое имя. Все буквы будут большие. А теперь, попробуйте написать как-будто с заглавной буквы ( и буква). Заметили что произошло? Нажмите еще раз – индикатор погас.
    Переключитесь на английский язык (+) и напечатайте свое имя по-английски. Переключитесь на русский – и напечатайте по-русски. Попробуйте повторить самостоятельно.

    Теперь самостоятельно напечатайте какой-нибудь текст. Обратите внимание, что переход на новую строку происходит автоматически (если включен «перенос по словам»). Для начала нового абзаца воспользуйтесь клавишей .

    IV. Д/з
    Знать, какие действия может совершать человек с информацией. Учащимся, имеющим компьютеры дома, начать осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».

    V. Вопросы учеников.
    Ответы на вопросы учащихся.

    VI. Итог урока.

    Подведение итога урока. Выставление оценок.
    На уроке мы узнали какие действия можно совершать с информацией, что информацию можно разделит на входную и выходную, узнали как человек преобразовывает.
    Так же мы научились вводит текстовую информацию в компьютер с помощью клавиатуры.



    Рекомендуем почитать

    Наверх