Игровые тесты: Prince of Persia. Игровые тесты: Enemy Territory: Quake Wars

Nokia 10.04.2019
Nokia

AMD Radeon HD 4770 | Введение

Тестировать последнее мощное "железо" всегда очень интересно. Фактически, тесты в нашей лаборатории давно превратились в хобби, и многие энтузиасты наверняка согласятся с тем, что всегда приятно первым познакомиться с новыми технологиями.

Но давайте чуть глубже познакомимся с новой видеокартой Radeon HD 4770, чтобы разобраться, сможет ли она стать победителем.

AMD Radeon HD 4770 | В деталях

Как и можно было ожидать, спецификации Radeon HD 4770 выглядят очень похоже на Radeon HD 4830. Однако новый GPU всё же уникален. Например, 4830 использует знакомый многим чип RV770 с 956 миллионами транзисторов, где два из 10 блоков SIMD выключены, что даёт 640 потоковых процессоров и возможность фильтровать 32 текстурированных пикселя за такт (вместо 800 и 40, соответственно).

ATI Radeon HD 4830 сохранил четыре блока рендеринга (каждый из которых может обрабатывать четыре пикселя и выполнять 16 операций Z/stencil за такт - именно поэтому у видеокарты указано 16 блоков растровых операций ROP). Контроллер памяти тоже был перенесён, он использует ту же самую 256-битную шину памяти, что и видеокарты Radeon HD 4850 и 4870. Основное отличие, конечно, кроется в том, что 4850 и 4830 оснащаются памятью GDDR3, а 4870 использует GDDR5.

Для сравнения, архитектура Radeon HD 4770 содержит 826 миллионов транзисторов с тем же доступным числом блоков SIMD (восемь). То есть графический процессор также оснащён 640 потоковыми процессорами (128x5) и 32 текстурными блоками. Поэтому, если смотреть со стороны вычислительных блоков, RV740 выглядит как RV770, который аккуратно "подрезали", чтобы сделать из него Radeon HD 4830.

Были перенесены и блоки растровых операций, которые могут обрабатывать 16 пикселей и 16 операций Z/stencil за такт. Но самая существенная разница кроется в конфигурации памяти - два из четырёх 64-битных контроллера были вырезаны, что оставило только 128-битный интерфейс. поскольку контроллеры памяти подключаются к блокам рендеринга через концентратор, они могут не соответствовать конфигурации 1:1.

Теперь, как вы можете предположить, урезание в два раза шины памяти (128 по сравнению с 256 битами) негативно сказывается на производительности. Но AMD снабдила Radeon HD 4770 512 Мбайт памяти GDDR5, которая передаёт в два раза больше информации за такт, чем GDDR3. Поэтому пропускная способность памяти HD 4770 оказалась всё равно весьма достойной для видеокарты уровня массового рынка.



Переход на 40-нм техпроцесс позволил AMD существенно увеличить частоты Radeon HD 4770 по сравнению с тем, что было в случае 4830. Теперь GPU штатно работает на 750 МГц (против 575 МГц у 4830).

Хотя частота памяти 800 МГц является меньшей, чем 900 МГц у 4830, важно помнить, что технология GDDR5 обеспечивает в два раза большую пропускную способность. Конечно, на другой чашке весов находится 128-битная шина памяти. Если у Radeon HD 4830 пропускная способность памяти составляла около 57,6 Гбайт/с, то у 4770 она снижена до 51,2 Гбайт/с.

Ещё одним преимуществом 40-нм техпроцесса можно назвать уменьшение энергопотребления. AMD заявляет, что у HD 4770 энергопотребление составляет, максимум, 80 Вт, то есть чуть больше того уровня, какой может давать слот PCI Express сам по себе. Это намного ниже 110 Вт у Radeon HD 4850 - у платы, с которой вполне может конкурировать 4770.

Radeon HD 4850 Radeon HD 4830 Radeon HD 4770 Radeon HD 4670 GeForce GTS 250
Техпроцесс 55 нм TSMC 55 нм TSMC 40 нм TSMC 55 нм TSMC 55 нм TSMC
Потоковые процессоры 800 640 640 320 128
Частота GPU 625 МГц 575 МГц 750 МГц 750 МГц 738 МГц
Частота блока шейдеров 625 МГц 575 МГц 750 МГц 750 МГц 1836 МГц
Частота памяти 1000 МГц GDDR3 900 МГц GDDR3 800 МГц GDDR5 1100 МГц GDDR4 1100 МГц GDDR3
Объём памяти 512 Мбайт 512 Мбайт 512 Мбайт 512 Мбайт 1 Гбайт
Ширина шины памяти 256 бит 256 бит 128 бит 128 бит 256 бит
Число ROP 16 16 16 8 16
Цена ~$129 ~$90 $109 $80 ~$129

AMD Radeon HD 4770 | Разгон

В нашем обзоре Radeon HD 4890 мы отказались от публикации результатов разгона. Дело в том, что у нас на руках был образец, который мог отличаться в лучшую или худшую сторону от обычных розничных моделей.

На этот раз нам было очень интересно посмотреть, как переход на 40-нм техпроцесс скажется на разгоне. В любом случае, помните, что мы использовали ранний тестовый образец HD 4770, и у розничных видеокарт результат может быть иным.

Мы начали со штатных частот 750/800 МГц, после чего успешно выставили частоты 830/850 МГц в 3D-режиме, указав максимальные параметры в утилите ATI Overdrive. Ядро автоматически снижало частоту до 250 МГц на рабочем столе Windows, но память после разгона всегда работала на 850 МГц.


Прирост производительности после разгона невелик, хотя замерить его можно. В Far Cry 2 мы, в лучшем случае, получили прирост чуть меньше 10%. То же самое касается и Stalker, ещё одной игрой в нашем наборе, ограниченной, по большей части, производительностью GPU.

AMD Radeon HD 4770 | Охлаждение

AMD признаёт, что эталонная система охлаждения Radeon HD 4770 была позаимствована у старых добрых видеокарт линейки 3800. Возможно, менее агрессивный двухслотовый кулер оказался дешевле мощных однослотовых решений, но кто об этом скажет? Видеокарта по-прежнему использует довольно большой медный радиатор, тепловые трубки и пластиковый кожух, так что насчёт экономии мы не очень уверены.

Впрочем, к тому моменту, когда вы захотите купить новую видеокарту, никаких проблем не возникнет. Первая волна видеокарт Radeon HD 4770 наверняка будет использовать эталонную систему охлаждения, занимающую два слота, с двумя выходами DVI и т.д. Но следующая волна будет, скорее всего, доработана партнёрами AMD (и в ней наверняка будут модели с однослотовой системой охлаждения, с увеличенными частотами и с улучшенным комплектом поставки).



Radeon HD 4770 (сверху слева) против Radeon HD 4850 (справа снизу). 4770 на пару сантиметров короче, зато использует двухслотовую систему охлаждения. Нажмите на картинку для увеличения.

Конечно, всё зависит от цены. Дополнительная трата денег на модификацию системы охлаждения, которая и в штатном виде хорошо справлялась со своей работой, это тоже не самый привлекательный вариант. Цена Radeon HD 4770 должна быть в районе $109, поэтому решайте сами.

Единственное, что хотелось бы отметить: первая видеокарта Radeon HD 4770, которая поступила в нашу лабораторию, использовала раннюю версию BIOS с не очень удачным профилем охлаждения. Видеокарта нагревалась, вентилятор значительно увеличивал обороты на пару секунд, после чего вновь замедлялся. Это поведение было исправлено у второй видеокарты, высланной нам AMD, да и компания утверждала, что все видеокарты, которые поступят в продажу после 28 апреля, будут использовать исправленную версию BIOS. Мы смогли решить проблему и вручную, просто указав скорость вентилятора.

AMD Radeon HD 4770 | Тестовая конфигурация

Аппаратная конфигурация
CPU Intel Core i7 965 Extreme (3,2 ГГц, кэш L3 8 Мбайт, 133 МГц Bclk), функции энергосбережения выключены
Материнская плата Asus P6T (LGA 1366) X58/ICH10, BIOS 0403
Память Corsair Dominator DDR3-1600 8-8-8-24
Жёсткий диск Western Digital VelociRaptor WD3000GLFS, 300 Гбайт, 10 000 об/мин, SATA 3 Гбит/с
Сеть Realtek RTC8111C, 1 Гбит/с
Видеокарты ATI Radeon HD 4770 512 MB GDDR5
ATI Radeon HD 4850 512 MB GDDR3
ATI Radeon HD 4830 512 MB GDDR3
ATI Radeon HD 4670 512 MB GDDR4
Nvidia GeForce GTS 250 1 GB
Блок питания Cooler Master UCP 1100 W
Кулер CPU Thermalright Ultra 120 Extreme
Драйверы и ПО
Операционная система Windows Vista Ultimate Edition x64 SP1
DirectX DirectX 10
Драйвер платформы Intel INF Chipset Update Utility 9.1.0.1012
Драйверы AMD AMD Catalyst 8.60 Beta
Catalyst 9.4
Драйверы Nvidia GeForce 182.50

AMD Radeon HD 4770 | Тесты и настройки

World in Conflict Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, Patch 1009, DirectX 10
Very High Quality Settings, 4x AA / 16x AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, Patch 1009, DirectX 10
Far Cry 2 High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, Steam Version
High Quality Settings, 4x AA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, Steam Version
Crysis High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1900x1200, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit Executable
High Quality Settings, 4x AA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1900x1200 Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit Executable
Left 4 Dead Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, DirectX 10, Steam Version
Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, DirectX 10, Steam Version
Grand Theft Auto IV Highest Quality Settings, No AA / "High" AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, Patch #3
Stalker: Clear Sky High Quality Setting, No AA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, DirectX 10 lighting
High Quality Setting, 4x MSAA / No AF, vsync off, 1280x1024/1680x1050/1920x1200, DirectX 10 lighting
3DMark Vantage Performance Default, High Quality, Extreme Quality

AMD Radeon HD 4770 | Результаты тестов



Мы начнём с синтетического теста 3DMark Vantage. В общей картине они значат немного, поскольку я не помню, когда в последний раз играл в синтетическую игру. В любом случае, довольно интересно видеть, что при любых настройках Radeon HD 4770 смог догнать или даже обогнать nVidia GeForce GTS 250, приближаясь вплотную к AMD Radeon HD 4850. Про 4830 можно забыть, поскольку новая видеокарта HD 4770 её успешно обгоняет.

Результаты производительности GPU не удивляют, хотя Radeon HD 4670 с 512 Мбайт GDDR4 получает заметное падение производительности. Странное поведение этой видеокарты продолжается и в тесте CPU, где производительность по какой-то причине оказалась меньше на 2000 баллов. Мы обсудили эту тему с AMD и обнаружили, что старые драйверы компании приводили иногда к тому, что устройство HDMI Audio "съедало" важные такты CPU. Это было исправлено с версией 9.4 (поэтому сделайте обновление, если вы его ещё не провели). Впрочем, мы не заметили высоких значений нагрузки на CPU, поэтому примем это объяснение как вероятное.

Обновление: после завершения тестов Radeon HD 4770 мы переустановили образ системы, драйвер Catalyst 9.4 и вновь провели тесты. Результат CPU оказался 19 892, что вполне соответствует приведённым показателям.

AMD Radeon HD 4770 | Stalker: Clear Sky

Как мы уже видели в 3DMark, видеокарта Radeon HD 4770 вплотную подбирается к Radeon HD 4850, что приятно. Обе видеокарты обошли Radeon HD 4830 весьма прилично. Конечно, нас весьма удивило, что nVidia GeForce GTS 250 настолько сильно вышла вперёд, хотя результаты 3DMark это не предполагали.

Как видим, здесь GeForce GTS 250 вновь вышла вперёд на всех трёх тестовых разрешениях. Мы получили данные результаты при наименьшем общем знаменателе настроек: без функции сглаживания DirectX 10.1, чтобы результаты были сравнимы.

Впрочем, для сторонников AMD, которые считают данную функцию маркетинговым преимуществом, мы провели тесты с включённой поддержкой DirectX 10.1.

В разрешении 1920x1200 видеокарта Radeon HD 4850 смогла дать 12,7 кадров в секунду с включённой функцией использования DX 10.1 (против 11,3 без этой функции). Чтобы получить приемлемую частоту кадров, мы снизили разрешение до 1280x1024 и зафиксировали 21,35 fps - против 21,5 fps. Какие выводы? Не думайте, что поддержка DX 10.1 даст в этой игре существенный прирост частоты кадров.

AMD Radeon HD 4770 | Crysis

Другая игра, но похожая ситуация. Crysis подчёркивает преимущество nVidia GeForce GTS 250. Но по какой цене? Если поискать в продаже, то данные видеокарты можно найти по ценам от 5 тыс. рублей.

Опять же, результаты Radeon HD 4770 оказались довольно близки к AMD Radeon HD 4850, не говоря уже о Radeon HD 4830, которая просто осталась позади. Конечно, Crysis - довольно требовательная игра, даже без активной фильтрации и сглаживания. На самом деле играть получится только в разрешении 1280x1024 с уровнем детализации "High".

В разрешении 1280x1024 результаты со сглаживанием 4xAA довольно близки. При повышении разрешения 1-Гбайт видеокарта GTS 250 оказывается чуть быстрее. Radeon HD 4770, по сути, при интенсивной нагрузке замедляется до уровня Radeon HD 4830.

AMD Radeon HD 4770 | Far Cry 2

В Far Cry 2 частота кадров вполне приемлемая для игры в разрешении вплоть до 1920x1200, и при этом мы видим, как Radeon HD 4770 обходит AMD Radeon HD 4850 во всех трёх тестовых разрешениях. Новинка за $109 и nVidia GTS 250 попеременно меняют позиции, но результаты близки, чего не скажешь о цене.

Если включить функции повышения визуального качества, то у nVidia GeForce мы вновь наблюдаем преимущество - похоже, результат 1-Гбайт объёма памяти.

И вновь в каждом разрешении Radeon HD 4770 "наступает на пятки" собственному AMD Radeon HD 4850. Неужели GPU с 640 потоковыми процессорами обходит модель с 800? Преимущества HD 4770 кроются в пиксельной скорости заполнения и в скорости заполнения Z, все остальные спецификации у HD 4850 выше, а именно вычислительная производительность, текстурная скорость заполнения, пропускная способность памяти. Мы поинтересовались у AMD причинами, и компания подтвердила, что действительно есть случаи, когда архитектура 4770 даёт преимущество по сравнению с 4850. Если посмотреть вперёд, то 1-Гбайт версии Radeon HD 4850 должны стать более популярными. И дополнительная память определённо даст этой видеокарте преимущество. Ну а пока что Radeon HD 4770 иногда может конкурировать с 512-Мбайт HD 4850, что мы и наблюдаем.

AMD Radeon HD 4770 | Left 4 Dead

Эта игра никогда серьёзно не упиралась в GPU, поэтому неудивительно, что Radeon HD 4850, Radeon HD 4770, Radeon HD 4830 и GeForce GTS 250 работают со схожей производительностью. Любая из этих видеокарт позволит насладиться игрой, если вы не будете включать анизотропную фильтрацию и полноэкранное сглаживание.

Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250 держатся тесно друг к другу после включения AA/AF. Radeon HD 4770 немного откатывается назад, но всё равно обеспечивает нормальную частоту кадров вплоть до 1920x1200. Единственной видеокартой, которую мы бы не стали рекомендовать, является Radeon HD 4670 с 512 Мбайт памяти GDDR4.

AMD Radeon HD 4770 | World in Conflict

GeForce GTS 250 одерживает в World in Conflict убедительную победу. На этот раз Radeon HD 4770 уступает даже Radeon HD 4830. Параметры у двух видеокарт аналогичны, а преимущество 4830 может быть связано с более высокой пропускной способностью памяти.

И здесь всё по-прежнему. Radeon HD 4770 по производительности очень близок к Radeon HD 4830. Впрочем, здесь это уже не имеет значения, поскольку даже в разрешении 1280x1024 все видеокарты не могут дотянуться до 40 кадров в секунду. Всё же лучше играть в World in Conflict на этих видеокартах без настроек AA и AF.

AMD Radeon HD 4770 | Grand Theft Auto 4

В разрешении 1280x1024 мы наблюдаем близкие результаты у большинства видеокарт, поскольку данная игра очень сильно зависит от CPU. При переходе на разрешение 1680x1050 и 1920x1200 видеокарта GeForce GTS 250 с 1 Гбайт памяти становится лидером по производительности.

В общем, как и можно было ожидать, Radeon HD 4770 обгоняет 4830 и приближается к производительности 4850.

AMD Radeon HD 4770 | Core i7 965 Extreme против Athlon X2 7850

Вы наверняка обратили внимание, что мы проводили игровые тесты на платформе на основе процессора Core i7 965 Extreme, материнской платы X58, 6 Гбайт дорогой памяти DDR3 и 1100-Вт блока питания. И всё это, чтобы протестировать видеокарту за $109.

На то были свои причины. Когда вы тестируете видеокарту на очень мощной платформе, то можете избежать ряда потенциальных "узких мест", которые бы повлияли на результат. При сравнении видеокарт желательно определить только разницу в производительности между ними. С другой стороны, данная конфигурация нереалистична. Поэтому мы решили выбрать популярную настройку 1680x1050 без AA или AF, после чего сравнить результаты мощной платформы на Core i7 965 Extreme с не таким мощным процессором, который тоже объявлен сегодня. Будет ли серьёзная разница в производительности?

Athlon X2 7850 - 65-нм процессор, работающий на 2,8 ГГц и основанный на дизайне Kuma. Он содержит два ядра, два кэша L2 по 512 кбайт и общий кэш L3 объёмом 2 Мбайт. Предполагаемая цена составляет около $70, поэтому перед нами вполне разумное дополнение для видеокарты за $109. Что забавно, в такой конфигурации вы наверняка больше потратите на материнскую плату.

Конечно, как считается, большинство игр не оптимизированы, чтобы выигрывать от многопоточности, но в данном случае мы имеем дело не только с разным количеством ядер. Тактовая частота и микроархитектура у процессоров отличаются. Но если игра упирается в производительность видеокарты, то в ней мы не заметим существенной разницы.

Как можно видеть, некоторые игры действительно упёрлись в производительность видеокарты Radeon HD 4770. Stalker и Crysis, две довольно "тяжёлые" игры, показали частоту кадров в области 30 fps в паре с процессором за $70 и за $1000. Остальные игры на Core i7 965 оказались быстрее, так что геймерам вполне можно рекомендовать быстрый процессор. Phenom II X3 720, например, обойдётся дороже X2 7850, но наверняка покажет себя с лучшей стороны. Far Cry 2, Left 4 Dead, World in Conflict и Grand Theft Auto 4 - все эти игры выигрывают от более быстрого CPU.

AMD Radeon HD 4770 | Энергопотребление

Каждая из протестированных видеокарт по-своему подходит к экономии энергии. В следующей таблице приведены частоты под нагрузкой и в режиме бездействия каждой видеокарты.

Частоты в режиме бездействия (GPU/память) Частоты под нагрузкой (GPU/память)
Radeon HD 4850 160/500 625/993
Radeon HD 4830 500/750 575/900
Radeon HD 4770 250/800 750/800
Radeon HD 4670 165/250 750/1100
GeForce GTS 250 738/1100 738/1100

Поначалу кажется странным, что Radeon HD 4830 c 640 потоковыми процессорами в режиме бездействия потребляет столько же, сколько и Radeon HD 4850. Однако 4830 работает на существенно более высоких частотах в режиме бездействия. Под нагрузкой более быстрая видеокарта HD 4850 расширяет отрыв и потребляет в нашем сравнении больше всего энергии.

Radeon HD 4770 уменьшает энергопотребление в режиме бездействия до 152 Вт (энергопотребление системы от розетки), всего на 4 Вт меньше, чем у 55-нм RV770 LE, работающего на 250 МГц быстрее. Но под нагрузкой новая видеокарта AMD потребляет на 18 Вт меньше Radeon HD 4830 и на 29 Вт меньше nVidia GeForce GTS 250. На самом деле, самым близким конкурентом по энергопотреблению является Radeon HD 4670, которая использует на 19 Вт меньше энергии под полной нагрузкой.

AMD Radeon HD 4770 | Заключение

Всего неделю назад наше заключение звучало бы по-другому. Цены на Radeon HD 4770 ожидались на уровне $99, видеокарта смогла бы достойно потеснить Radeon HD 4830, цены на которую как раз составляют около $100 (от 3,5 тыс. рублей в России). В тоже время, она продавалась бы заметно дешевле Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250, за которые вам придётся заплатить, в среднем, на 1,5 тыс. рублей больше. Конечно, деньги вроде и не такие большие, но мы же говорим о видеокартах по цене $100. А здесь такая разница в цене уже довольно существенна.



Нажмите на картинку для увеличения.

Что ж, это было слишком хорошо, чтобы оказаться правдой. В последний момент AMD увеличила цену до $109. Но производительность видеокарты не изменилась. Она осталась быстрой и недорогой видеокартой с приятным энергопотреблением. Но статус лучшей покупки "дешевле $100" она потеряла. Цены на Radeon HD 4830 наверняка упадут, и вы сможете взять эту всё равно приличную видеокарту как раз дешевле $100. Или, доплатив 1,5 тыс. рублей, вы можете приобрести Radeon HD 4850 или GeForce GTS 250 (эти видеокарты, в целом, быстрее). В общем, цена 4770 позиционирована правильно, хоть и не очень приятно.

Когда nVidia выпустила видеокарту GeForce GTX 275 , мы порекомендовали её энтузиастам, которые хотели бы получить GTX 285, но не готовы столько тратить на апгрейд видеокарты. Сегодня мы скажем то же самое и насчёт AMD Radeon HD 4770. Если вы нацелились на Radeon HD 4850 или GeForce GTS 250 по цене $130 (от 5 тыс. рублей в России), то данная карта даст очень сравнимую производительность, но дешевле. Конечно, в зависимости от магазина, цены Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250 могут мало отличаться от HD 4770. Но, в среднем, HD 4770 будет чуть дороже HD 4830.

Если даже технологии nVidia CUDA и PhysX наберут сторонников, энтузиасты продолжат модернизировать свои видеокарты, как и раньше. Radeon HD 4770 не даст плавную игру везде, где можно в разрешении 1920x1200 на высоких настройках качества, но со многими играми эта видеокарта справляется хорошо.

Здесь следует отметить ещё одну тенденцию, вмешивающуюся в выбор видеокарты по критерию производительности: nVidia CUDA . Весь месяц мы тестировали несколько приложений с поддержкой CUDA, и сегодня уже понятно, что универсальные вычисления на GPU теперь вышли на доступный массовый рынок. AMD в этой инициативе отстаёт, и малое количество приложений, оптимизированных под технологию Stream, уже является недостатком.

Впрочем, нам ещё предстоит увидеть, сможет ли средний читатель сайт выиграть от технологии CUDA и, в меньшем отношении, от PhysX. GeForce 3D Vision , третий козырь в рукаве nVidia, по производительности слабо подходит для видеокарт среднего уровня. Чтобы наслаждаться этой технологией, вам понадобится что-то более мощное.

По цене $99 видеокарта Radeon HD 4770 сорвала бы куш. Но по цене $109 перед нами просто хорошая демонстрация нового 40-нм техпроцесса и, как мы уже упоминали, весомая альтернатива Radeon HD 4850/GeForce GTS 250 для тех, у кого бюджет маловат.

Недавно выпущенный компанией AMD видеоакселератор Radeon HD 4770 в определенной степени является революционным. Графическое ядро RV740, на котором основана новая видеокарта, является первым чипом, выполненным по нормам 40-нм техпроцесса. Кроме этого, с новой серией бюджетных карт в данный сегмент пришла и высокоскоростная память нового поколения GDDR5, которая до этого использовалась лишь в старших моделях на базе RV770.

Сам графический чип RV740 по вычислительной мощности почти не отличается от RV770LE, который используется в видеокартах Radeon HD 4830, - те же 640 унифицированных шейдерных блока, 32 текстурных блока и 16 блоков ROP. Рабочая частота ядра нового ядра составляет 750 МГц. Для сравнения нужно отметить, что у Radeon HD 4830 ядро работает лишь 575 МГц, у Radeon HD4850 на 625 МГц и на 750 МГц у Radeon HD 4870. А вот с памятью КМ740 сообщается по шине 128 бит, что упрощает разводку и изготовление платы, но вдвое урезает пропускную способность памяти. Чтобы компенсировать низкую разрядность шины памяти, на плату устанавливается GDDR5, которая работает на частоте 3,2 ГГц.

Благодаря новому техпроцессу RV740 обладает очень низким энергопотреблением и тепловыделением. И хотя на видеокартах Radeon HD 4770 имеется разъем дополнительного питания, но карта потребляет не более 80 Вт, что на целых 30 Вт меньше, чем у ближайшего «родственника» - Radeon HD 4830.

Впервые так же новая видеокарта будет выпускаться в двух референсных версиях. На данный момент доступны лишь карты, относящиеся к модификации Retail Edition. Другой вариант, Media Edition, отличается усиленной подсистемой питания и усовершенствованной системой охлаждения, выполненной в виде «турбины» с использованием тепловой рубки.

В нашей статье мы рассмотрим видеокарту Radeon HD 4770 производства компании MSI.

Видеокарта MSI R4770-T2D512

Сравним же мы эту модель с ближайшим конкурентом Radeon HD 4830 от компании Power Color и более дорогим Radeon HD4850 производства Sapphire.


Видеокарта PowerColor AX483 512MD3-H


Видеокарта SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Прежде чем перейти к рассмотрению самих карт, сравним их технические характеристики.

Видеоадаптер

MSI R4770-T2D512

PowerColor AX4830 512MD3-H

Sapphire HD4850 512MB GDDR3

Количество транзисторов, млн. шт

Техпроцесс,нм

Количество потоковых процессоров

Количество текстурных блоков

Количество блоков рендеринга

Частота ядра(номинал), МГц

Шина памяти, бит

Тип памяти

Объём памяти, МБ

Частота памяти(номинал), МГц

Поддерживаемая версия DirectX

Интерфейс

Осматриваем видеокарты

MSI R4770-T2D512

Данный видеоадаптер поставляется в массивной черной коробке с изображением девушки-киборга на лицевой стороне.


Упаковка видеокарты MSI R4770-T2D512

Комплект поставки следующий:

  • Переходник DVI/D-Sub
  • Переходник DVI/HDMI
  • Переходник HDTV
  • Кабель S-Video
  • Переходник питания
  • Диск с драйверами
  • Инструкции


Комплект поставки видеокарты MSI R4770-T2D512

Рассматриваемый видеоадаптер относится к версии Retail Edition. Он охлаждается простым двухслотовым кулером и на плате распаяны не все элементы в подсистеме питания.

Плата имеет стандартные разъемы на задней панели: два DVI, один TV-out.


Периферийные разъемы MSI R4770-T2D512

Алюминиевый ребристый радиатор системы охлаждения окрашен в оранжевый цвет. По конструкции он немного напоминает BOX-кулера процессоров Intel. Вентилятор подключается к двухпиновому разъему на плате, таходатчика у него нет, но обороты регулируются. Никаких радиаторов для памяти не предусмотрено, но поскольку расположены они прямо под кулером, то неплохо обдуваются воздушным потоком, нагнетаемым вентилятором.

Система питания GPU построена по трехфазной схеме. На плате используются только высококачественные твердотельные конденсаторы.

Графический чип расположен под углом 45º относительно платы. Никакой защитной рамки вокруг него не предусмотрено.


GPU RV740

В качестве микросхем памяти используются 8 чипов Qimonda IDGV51-05A1F1C-40X общим объемом 512 MB. Причем точно такие же микросхемы устанавливаются и на более дорогой Radeon HD 4870.


Память Qimonda IDGV51-05A1F1C-40X

Работает видеокарта на стандартных частотах – 750/3200 МГц (ядро/память). В простое частота GPU снижается до 250 МГц.


Характеристики MSI R4770-T2D512

Надо отметить, что родная система охлаждения оказалась довольно эффективной, не давая ядру прогреться выше 68 ºC. При этом обороты кулера поднимались от 32% в покое до 38% под нагрузкой, а работа его была почти бесшумна.


Температурный режим MSI R4770-T2D512

Разгон платы осуществлялся с помощью Riva Tuner 2.24. Изначально утилита эту видеокарту не поддерживает, но путем нехитрого редактирования файла конфигурации это можно легко исправить. Достаточно в файле RivaTuner.cfg добавить идентификатор 94B3h к строке «RV770=9440h,…» или можно просто скачать исправленный файл с сайта Guru3D и заменить тот, что находится в каталоге инсталлированной программы. Правда, нормальная работа всех функций утилиты не гарантируется, но никаких проблем с поднятием частот нет. В принципе, кое-какие возможности разгона предусмотрены и в стандартном приложении ATI Overdrive, что входит в состав Catalyst Control Center. Но у ATI Overdrive довольно жесткие ограничения по максимальному разгону, ядро нельзя поднять выше 830 МГц, а память выше 3600 МГц.

Наша же видеокарта стабильно заработала на частоте ядра 870 МГц, а памяти покорились 4400 МГц. Неплохой, но вполне ожидаемый результат для 40-нм ядра и памяти, которая изначально имеет приличный «запас» по частоте. Правда, для стабильной работы на подобных частотах придется поднимать обороты кулера. Мы с помощью Riva Tuner выставляли его на 75% от максимальных оборотов, и даже в таком режиме уровень шума был еще вполне терпимый.

PowerColor AX4830 512MD3-H

Взглянем теперь на главного соперника новой видеокарты - Radeon HD 4830.


Упаковка видеокарты PowerColor AX4830 512MD3-H

В компактной коробке, кроме самой карты от Power Color, ничего и нет, вся комплектация включает лишь:

  • Диск с драйверами и дополнительным ПО
  • Инструкция


Комплект поставки PowerColor AX4830 512MD3-H

Впрочем, такой скудный комплект немного объясняется наличием всех основных разъемов на задней панели карты, где есть и DVI, и старенький D-Sub, и современный HDMI.


Периферийные разъемы PowerColor AX4830 512MD3-H

Плата немного отличается от референса и дизайном платы и системой охлаждения.

Почему-то главный кулер выполнен в черных тонах, а радиаторы на памяти и системе питания золотистого цвета. Кулер по конструкции напоминает систему охлаждения предыдущей карты. Регулируемый вентилятор подключается двухпиновым разъемом. На память и силовые элементы системы питания радиаторы приклеены с помощью термоклея, так что снять их довольно проблематично.

Так же, как и у референсных карт, подсистема питания у платы Power Color выполнена по двухфазной схеме.

Графический чип RV770LE, выполненный по нормам 55-нм техпроцесса, по площади почти на 40% больше RV740. Он окружен защитной рамкой, которая исключает возможность скола ядра при замене системы охлаждения.


GPU RV770LE

Графический чип работает на частоте 575 МГц, память на 1800 МГц. В 2D частота ядра снижается до 500 МГц.


Характеристики PowerColor AX4830 512MD3-H

Система охлаждения не отличается ни высокой эффективностью, ни тихой работой. Довольно шумный кулер под нагрузкой раскручивается до 64%, при этом ядро все равно прогревается до 72 ºC.


Температурный режим PowerColor AX4830 512MD3-H

Разгон этого экземпляра остановился на отметке в 710 МГц по ядру и всего лишь 1920 МГц по памяти. Небольшой разгон памяти, скорее всего, обусловлен использованием «медленных» чипов. Прирост частоты ядра хоть и составил 23% от номинала, но мы даже не догнали номинальные 750 МГц для RV740. Впрочем, таких частот ядра в разгоне не достигают и большинство Radeon HD 4850.

Sapphire HD4850 512MB GDDR3

Последним соперником для новичка в нашем сравнительном тестировании выступит видеокарта Radeon HD 4850 от компании Sapphire, которая к нам попала без коробки в OEM-версии.

Комплектация у нее следующая:

  • Переходник DVI/D-Sub
  • Переходник TV-out
  • Переходник питания
  • Диск с драйверами
  • Инструкции


Комплект поставки SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Данная видеокарта основана на референсном дизайне, отличаясь лишь системой охлаждения.

Внешние интерфейсы представлены двумя DVI и одним TV-out.


Периферийные разъемы SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Система охлаждения очень похожа на кулер карты MSI R4770-T2D512. Основное отличие в медном сердечнике и форме пластикового кожуха, которым сверху накрыт кулер.

Плата является полной копией референса, на нее даже нанесен контур стандартного однослотового кулера-турбины. На силовые элементы подсистемы питания установлен отдельный небольшой радиатор. Для памяти какого-либо дополнительного охлаждения не предусмотрено, но она частично обдувается вентилятором.

На плате используется уже полноценный RV770 с 800 потоковыми процессорами.


GPU RV770

Распаяны микросхемы памяти GDDR3 производства компании Qimonda со временем доступа 1 нс, т.е. рассчитанные на рабочую частоту в 2000 МГц.


Память Qimonda HYB18H512321BF-10

В 2D карта работает на частотах 500/1500 МГц (ядро/память), повышаясь в 3D до номинальных 625/1980 МГц.


Характеристики SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

В нагрузке компоненты ядра прогреваются до 70ºC и выше, при этом кулер раскручивается почти до половины своего максимума. Создаваемый уровень шума умеренный.


Температурный режим SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Разгонный потенциал этой видеокарты оказался довольно скромный. Стабильный максимум для ядра составил 690 МГц, а память разогналась до 2212 МГц, что, соответственно, на 10% и 12% выше номинальных частот частот.

Раздел: ,
Источник: 3DNews |

Вместе с пробуждением природы, небывалую активность этой весной проявляют производители графических решений. Театр конкурентных сражений перемещается из одной ценовой категории в другую, в ход идут различные маркетинговые и технические приемы, и конца этим состязаниям не предвидится. На радость нам и назло друг другу, AMD и NVIDIA выпускают на рынок все новые и новые решения, одно лучше другого. При этом, определить абсолютного лидера в той или иной нише очень сложно, а порой просто невозможно. Похоже, что компания AMD решила разорвать порочный круг и закрепить свое лидерство, по крайней мере, в одной из ценовых категорий. Для достижения поставленной цели AMD выпускает на рынок новый графический ускоритель, имя которому . В основе новинки лежит первый в индустрии 40-нм графический процессор RV740.

Интересный факт - впервые за долгое время технологический процесс, применяемый при производстве видеочипа, оказался “тоньше”, чем техпроцесс, по которому изготавливают самые передовые модели x86-совместимых центральных процессоров. По заявлениям самой AMD, новая видеокарта HD 4770 является самой быстрой в категории “до $100″. Ну что же, очень интригующее заявление, которое мы обязательно сегодня проверим. Но прежде обратимся к сводной таблице технических характеристик современных решений AMD:

Технологический процесс
Кол-во транзисторов, млн
Кол-во универсальных процессоров
Блоков TMU
Блоков ROP
Частота ядра, МГц
Частота памяти, МГц
Тип видеопамяти
Разрядность памяти, бит
Теоретическая ПСП памяти, Гб/с
Объем памяти
Потребляемая мощность, Вт
Средняя цена по данным Маркет.3DNews, руб

Из таблицы видно, что по своим техническим характеристикам видеокарта сильно напоминает - то же количество универсальных процессоров, одинаковое число блоков ROP и TMU. Однако новинка содержит ряд изменений, которые, по нашему мнению, должны положительно сказаться на уровне производительности в сравнении с .

Новый технологический процесс GPU

Переход на более тонкий техпроцесс позволил в значительной степени уменьшить размер подложки и чипа. Площадь RV740 - 140 кв. мм против 260 кв. мм у 55 нм RV770, что вкупе с уменьшением количества транзисторов в графическом ядре положительным образом сказалось на конечной стоимости готовой продукции. Кроме того, по данным AMD, итоговое энергопотребление видеокарты удалось удержать в пределах 80 Вт против 110 Вт у , и это с учетом существенного роста тактовых частот.

Использование GDDR-5

Первые платы от AMD с установленной видеопамятью стандарта GDDR-5 появились довольно давно. Сначала поддержку этой памяти получили только топовые на тот момент решения - HD4870, HD4870X2 и, впоследствии, HD4890. Сейчас же AMD решила внедрить поддержку видеопамяти GDDR-5 даже в бюджетные решения, и - тому пример. Стоит сказать, что видеопамять GDDR-5 стоит дороже GDDR-3, однако на итоговой стоимости это никак не отразилось, так как разводка платы стала немного проще, и, следовательно, сама PCB получилась дешевле.

К нам на тестирование попал референс-образец HD 4770.

Плата выполнена на текстолите красного цвета, классическое решение для большинства референс-видеокарт производства AMD. Система охлаждения имеет весьма элегантную форму, напоминающую своими линиями космический корабль или гоночный болид.

Движок игры H.A.W.X довольно неплохо оптимизирован, раз даже самое высокое разрешение не выявляет никаких проблем с комфортной игрой у самых слабых представителей наших подопытных. Лидерство за решениями NVIDIA во всех разрешениях просто поражает. Даже обошел, “облетел” всех конкурентов из стана соперника. В результате чего, видеокартам AMD остается только конкурировать самим с собой. Среди решений AMD с минимальным отрывом в высоких разрешениях побеждает HD4850, хотя победой это назвать сложно… Замыкают ряды и соответственно.

Движок Call of Juarez вывел на первое место HD4850, причем разница с ближайшим конкурентом в лице более осязаема, чем в некоторых других тестах.

Что же, пожалуй, победа в этой игре будет засчитана на счет AMD, однако подводить итоги пока рано.

Из сводной таблицы с техническими характеристиками чётко видно, что AMD HD 4770 хоть и оснащён самым современным типом видеопамяти стандарта GDDR-5, но при этом его ширина шины видеопамяти равна всего 128 бит. Не так давно видеокарты с такой шириной шины памяти считались практически полностью непригодными для игр с активизированными режимами полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации, всё из-за недостаточной пропускной способности видеопамяти. Сейчас нам предстоит проверить, насколько эффективно работает 128-битный контроллер памяти AMD . В качестве ориентира выступают всё те же участники, за исключением , который, как показала практика, является явным аутсайдером в сегодняшней гонке.

Включение полноэкранного сглаживание заметно ударило по производительности всех участников тестирования, однако снижение производительности нельзя назвать критическим. Отставание от старшего брата HD4850 с более широкой шиной памяти невелико. GeForce слегка обгоняет , при этом чуть уступая HD4850, а также разогнанной видеокарте .

Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!

В последние годы благодаря развитию встроенных в чипсет графических процессоров интерес к видеокартам начального уровня (Low-End) заметно уменьшился, а к наиболее дешевым представителям группы почти иссяк. Оно и понятно - современная интегрированная графика зачастую весьма близка к самым слабым дискретным моделям. Причем если раньше внешние решения были предпочтительней хотя бы ввиду наличия блока аппаратного декодирования HD-видео и отсутствия аппетита к оперативной памяти, то сегодня видео встроенное уже имеет и аналогичный блок и часто выделенную видеопамять. Таким образом, основательно "прибив" рынок видеокарт класса Low-End, развитие встроенных графических процессоров стимулировало средний сегмент - Midlle-End (mainstream), что в конечном итоге всерьез изменило весь рынок.

Процесс развития графических процессоров для дискретных видеокарт также не стоял на месте, что наряду с жесткой конкуренцией и глобальными экономическими факторами привело к тому, что вполне высокую производительность в играх сегодня демонстрируют даже видеокарты ценой около $150-200, что фактически выводит их на уровень Hi-End. И это несмотря на то, что стоимость одноклассников может превышать и $500. Ну а карты, которые можно отнести к mainstream, уже стоят на уровне вчерашних Low-End.

Между тем по мере наполнения рынка всевозможными моделями 3D-ускорителей все более размываются границы ценовой сегментации, и имеющееся разнообразие моделей уже не вписать в классическую тройку ценовых групп. Так на графических процессорах пары ведущих разработчиков - NVIDIA и AMD существует превеликое множество всевозможных видеокарт, цены "соседних" модификаций которых временами разнятся совсем незначительно. Причем если модельные ряды NVIDIA уже давно погрязли в дебрях буквенных кодов, у AMD в настоящий момент работает достаточно прозрачная классификация. Наиболее производительные и дорогие видеокарты AMD принадлежат к серии Radeon HD 4800, а более простые решения для непритязательных пользователей представлены линейкой HD 4600.

Однако, проанализировав статистку продаж, составленную широко известной исследовательской компанией Mecrury Research (представленную в нижеследующей диаграмме), сотрудники AMD пришли к выводу, что для удовлетворения спроса во второй по величине группе приобретаемых видеокарт, цена которых близка к психологической цифре $100, необходим вывод на рынок нового решения. В определенной степени спрос в данной нише покрывал ускоритель Radeon HD 4830, но урезание функционала старшего чипа для получения недорогих видеокарт, с экономической точки зрения, далеко не самое выгодное решение. Для обеспечения сектора рынка со значительным спросом более выгодна разработка уникального GPU.

В результате линейка продукции AMD была дополнена новой видеокартой - Radeon HD 4770, основанной на вновь разработанном чипе, изготавливаемом по передовому 40 нм техпроцессу. Естественно, ориентировочная стоимость конечного решения оказалась близка к $100. Компания AMD позиционирует Radeon HD 4770 как самую производительную видеокарту дешевле $100, хотя пройдет еще немало времени, пока рынок уравняет реальную цену с заявленной. Ну а в целом видеокарта должна стать более выгодной заменой Radeon HD 4830 как для производителя, так и для покупателя.

Что ж, познакомимся с продуктом поближе. Представлять его будет видеокарта главного партнера некогда ATI, а теперь AMD - компания Sapphire.


Чип RV 740 и видеокарта Radeon HD 4770. Новый техпроцесс, архитектура и особенности

Итак, видеокарта Radeon HD 4770 основана на новом чипе RV740, наиболее заметной особенностью которого является то, что это первый в мире GPU, произведенный по столь "тонкому" технологическому процессу. Это одно из основных обстоятельств, позволивших карте превзойти по техническим характеристикам даже старшую модель Radeon 4830, а ее типичное энергопотребление не должно превышать 80 Вт, в то время как у старшей оно равно 110 Вт. Помимо снизившегося энергопотребления, производство чипов по 40 нм техпроцессу более выгодно с экономической точки зрения, чем по тому же 55 нм. Естественно, выгода будет получена только в перспективе, когда окупятся затраты на внедрение и обкатку. Правда, отметим, что последнее касается не столько самой AMD, сколько компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), где AMD и размещает заказы на производство чипов. Тем не менее когда TSMC отладит новый техпроцесс и снизит процент выхода брака, стоимость изготовления одного и того же чипа по технологии 40 нм, будет непременно ниже, чем по 55 нм.

Глядя на блок-схему логики работы нового графического процессора RV740, можно сказать, что, по сути, чип представляет несколько масштабированный RV770 применяющийся в HD 4830.

В частности, было вдвое урезано количество 64-битных контроллеров памяти - их осталось только два. То есть шина памяти у новой карты 128-битная, что вполне оправдано хотя бы снижением стоимости печатной платы. К тому же разводка 256-битной шины ввиду снизившейся площади кристалла RV740, изготовленного по 40 нм техпроцессу, на начальном этапе вызывает значительные трудности, если вообще возможна. Двукратное сужение шины непременно должно было сказаться на производительности, но в HD 4770 оно компенсировано использованием прогрессивной видеопамяти GDDR5, обладающей вдвое большей пропускной способностью, чем GDDR3, применяющейся в HD 4830. Чипы GDDR5 видеокарты Radeon HD 4770 работают на физической частоте 800 МГц, что в переводе на эффективную составляет 3200 МГц и с учетом 128-битной разрядности интерфейса соответствует теоретической пропускной способности 51.2 Gb/s. В свою очередь использующаяся в составе Radeon HD 4830 GDDR3 вкупе с 256-битной шиной обеспечивает теоретическую скорость обмена 58 Gb/s. Таким образом, при значительном упрощении интерфейса памяти новой видеокарты потеря расчетной пропускной способности оказалась небольшой. При этом более высокая цена GDDR5 компенсируется снижением цены печатной платы со 128-битной шиной памяти и реализацией вдвое меньшего числа контроллеров в RV740, а в перспективе, когда стоимость GDDR5 снизится, такое решение будет еще выгодней. К тому же Radeon HD 4770 использует GDDR5 нового (второго) поколения с напряжением питания 1.5 В, что в свою очередь приносит дивиденды в виде более низкого энергопотребления.

Номинальным объемом видеопамяти для Radeon HD 4770 было принято 512 MB. На сегодняшний день это не так много, более актуальным выглядит объем 1 GB. Однако, учитывая, что графический процессор все равно вряд ли будет справляться с наиболее "тяжелыми" режимами сглаживания в больших разрешениях, а также учитывая довольно высокую стоимость GDDR5, 512 MB в данном решении является оптимальным объемом.

Число шейдерных процессоров RV740 (по отношению к "полному" RV770) было уменьшено до 640, а текстурных блоков до 32. В то же время блоки ROP остались нетронутыми - в RV740 их ровно столько же, сколько и в старшей модели, то есть 16. Фактически новый чип повторяет характеристики процессора RV770, урезанного до уровня Radeon HD 4830. При этом номинальная частота RV740 в составе Radeon HD 4770 равна 750 МГц, что значительно выше, чем 575 МГц RV770 в составе HD 4830, поэтому теоретическая производительность первого больше. Шестнадцать блоков растровых операций (ROP) в новом чипе совмещены в четыре группы Render Back-Ends, причем если раньше каждой такой группе выделялся отдельный 64-битный контроллер памяти, то теперь все четыре обслуживаются двумя.

Желающие детально сравнить ключевые характеристики новой видеокарты с более ранними решениями AMD могут воспользоваться нижеприведенной таблицей.

Модель видеокарты

Radeon HD 4770

Наименование чипа

Техпроцесс, нм

Тактовая частота GPU, МГц

Количество универсальных процессоров

Количество текстурных блоков

Количество ROP

Эффективная частота памяти, МГц

Тип и объем устанавливаемой памяти

Ширина шины памяти, bit

Максимальное разрешение

2560 x 1600 @ 60Hz

Текущая типичная розничная стоимость, $

Напоследок затронем вопрос маркировки. Здесь в модельном ряду AMD снова "нарисовалась" нестыковка. Если судить по серии, для неподготовленного пользователя Radeon HD 4830 будет выглядеть более мощной и передовой картой, нежели Radeon HD 4770, что на самом деле не так. Если же AMD предлагает смотреть на третью цифру, то все будет выглядеть более-менее ровно - HD 4770 однозначно "свежей", чем HD 4830 и HD 4850, но как тогда понять, какая из них номинально более быстрая? Впрочем, видимо, для того и существуют тестирования, подобные тому, что мы проведем ниже. Но прежде познакомимся с конечным продуктом, представляющим новую видеокарту AMD - Sapphire Radeon HD 4770.

Sapphire Radeon HD 4770

Рассказ о дизайне видеокарты будет коротким, ибо последний полностью совпадает с упрощенной референсной PCB ATI. Зная о давнишнем плотном партнерстве ATI и Sapphire, другого ожидать и не следовало (по крайней мере, на первых порах).



Что мы имеем ввиду, когда говорим "упрощенная референсная PCB"? Дело в том, что изначально ATI был представлен совершенно другой дизайн, с печатной платой больших размеров и двухслотовой системой охлаждения с выбросом отработанного воздуха за пределы системного блока. Очевидно, для столь недорогой видеокарты, как Radeon 4770, все это оказалось избыточным, и дизайн упростили. Уменьшили размеры РСВ и использовали более простую систему охлаждения. Потом еще раз упростили за счет ряда не распаянных элементов, а именно ряда конденсаторов цепей питания и пары полевых транзисторов, что мы наблюдаем на Sapphire Radeon HD 4770 и не только. Естественно, на стабильности работы карты это сказаться не должно, на долговечности может быть, но ко времени своего возможного отказа карта все равно безнадежно устареет, а вот "подрезать крылья" любителям разгона этим вполне возможно. К сожалению, проверить это нам уже не удастся - карты первой ревизии референсного дизайна ATI на рынке отсутствуют.


Довольно интересно, что на плате со 128-битной шиной распаяно 8 микросхем памяти, хотя достаточно было бы и четырех, как это обычно и бывает. Очевидно, более емких чипов GDDR5 пока или слишком мало, или же их суммарная стоимость заметно выше, чем комплекта менее емких. Изготовителем микросхем является довольно известный производитель - компания Qimonda.


Принудительного охлаждения чипов не предусмотрено, предполагается, что им должно хватить потока воздуха от большого алюминиевого кулера с анодированием "под медь". Кулер достаточно высокий, массивный и занимает сразу два слота. К печатной плате охладитель крепится с помощью винтов с использованием металлической упорной пластины на оборотной стороне платы.

Силовые транзисторы стабилизатора питания GPU прикрыты нетолстой алюминиевой пластиной без оребрения, призванной несколько форсировать рассеивание тепла с их корпусов и распределять тепло во избежание местных перегревов. Энергопотребление карты составляет 80 Вт, что несколько выше максимально допустимой проводимой мощности интерфейса PCI Express, поэтому необходимость использования прямого подвода питания очевидна, и соответствующий разъем на Radeon HD 4770, конечно, имеется. Впрочем, в любом случае "прогонять" по дорожкам материнской платы и через два разъема пусть даже 75 Вт, в то время как можно использовать соответствующий кабель блока питания, нелогично. Так что в любом случае реализация прямого питания карты предпочтительна.



Помимо этого, отметим, что карта оснащена встроенным кодеком для передачи звука по цифровому интерфейсу HDMI (с защитой HDCP). Так что, воспользовавшись соответствующим переходником для разъема DVI (из комплекта), с Radeon HD 4770 можно передавать видео и звук любому устройству с HDMI-входом.


Упаковкой Sapphire Radeon HD 4770 служит относительно небольшая коробка с качественной полиграфией, оформленная в фирменной цветовой палитре ATI.


Комплектация платы для продукта данного ценового диапазона выглядит довольно прилично. В коробке присутствуют:

  • кабель-переходник с четырехконтактного разъема блока питания типа Molex на шестиконтактный для видеокарты;
  • кабель-переходник для устройств с трехкомпонентным аналоговым видеовходом YCbCr (YPbPr);
  • руководство по установке;
  • три диска с драйверами и ПО CyberLink Power DVD и DVD Suite.



Температурные режимы, разгон и энергопотребление

Первое, что хотелось бы отметить, приступив к тестированию рабочих характеристик видеокарты Sapphire Radeon HD 4770, - это практически полную субъективную бесшумность системы охлаждения. Крыльчатка вентилятора вращается столь медленно, что не издает никакого слышимого шума. Естественно, что при необходимости более эффективного охлаждения, вентилятор увеличивает обороты, но ни одно из реальных тестовых приложений не смогло нагреть GPU до столь высокой температуры. Правда, речь идет о тестировании на открытом стенде при комнатной температуре 26 °С, и в плохо вентилируемом корпусе ситуация может быть хуже, но и шум в закрытом системном блоке будет приглушен. Ну а в нашем случае экстремальный разогрев производился с помощью специализированной утилиты Fur Mark. Максимальная температура ядра составила 67 °С. При этом вентилятор системы охлаждения по-прежнему вел себя предельно тихо. При этом температура пластины на MOSFET составила 46 °С, что также совсем не много.

К сожалению, даже самая последняя редакция распространенной программы RivaTuner 2.24 пока не смогла корректно управлять частотами GPU и памяти, поэтому разгон осуществлялся штатными средствами, то есть модулем ATI Overdrive. Максимально возможные частоты, которые можно выставить такими средствами, составляют 830 МГц для GPU и 850 МГц для графической памяти - эту планку карта взяла легко.

Энергопотребление тестового стенда замерялось с помощью индикатора потребляемой мощности блока питания FLOSTON 560 Вт (LXPW560W).



Конфигурация тестового стенда и используемые приложения

Тестирование видеокарты осуществлялось на стенде следующей конфигурации:

  • процессор: Intel Core 2 Extreme QX6700 2666@3200 МГц (12х266 МГц), 8 MB (2x4 MB L2);
  • материнская плата: Gigabyte EX38-DQ6 (X38);
  • оперативная память: Corsair XMS2, 2х2 GB, DDR2-800, 4-4-4-13;
  • винчестер: Samsung HD161HJ, 160 GB, 7200 rpm, 8 MB;
  • блок питания: FLOSTON 560 Вт (LXPW560W).

Используемый экземпляр центрального процессора является инженерным образцом с разблокированным на увеличение множителем, поэтому его разгон не представляет труда. При этом частоты всех шин остаются неизменными.

Сравнивать производительность Radeon HD 4770 мы будем с видеокартой Radeon HD 4850, потому как от сравнения с Radeon HD 4830, на наш взгляд, пользы мало. Новое решение является заменой HD 4830, более выгодной для производства и явно превосходящей ее по скорости, так что со временем последняя будет полностью вытеснена с рынка. В свою очередь Radeon HD 4850 уже будет ближайшей по производительности видеокартой в текущем модельном ряду AMD, и именно она будет основным конкурентом HD 4770.

Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows Vista 64 Ultimate SP1 при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Для каждого из разрешений использовались два режима. Первый - с полноэкранным сглаживанием х4 и анизотропной фильтрацией х16, и второй - с отключением названных параметров.

Ниже можно ознакомиться со списком тестовых приложений, после чего мы переходим к рассмотрению результатов.

Приложение

Версия

Perfomance

Super High

Maximum Quality

Maximum Quality

Maximum Quality , Dynamic Light On

Unigine Tropics Benchmark

Maximum Quality

Ultra High Quality

World in Conflict

Maximum Quality

Maximum Quality

Тестирование производительности

3 DMark Vantage


Devil May Cry 4 Benchmark

Жанр

Бенчмарк на базе игры

Графический движок

Разработчик

DirectX10, SM 4.0, HDR-рендеринг

Сайт игры

Жанр

Бенчмарк на базе игры

Графический движок

Разработчик

Основные технологические особенности

API Direct3D 10, HDR-рендеринг, высокачественные мягкие тени,пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0

Жанр

3D-шутер от первого лица

Графический движок

Разработчик

Основные технологические особенности

Параллаксмаппинг, высокачественные мягкие тени, HDR-рендеринг, пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0

Сайт игры



Рекомендуем почитать

Наверх