Эра информатизации. Информационная эпоха. Проблемы и тенденции

Для Symbian 11.04.2019
Для Symbian

» описывает замечательную трансформацию человеческого сознания, которая произошла примерно в X веке нашей эры. Именно тогда настала эпоха чтения про себя. До этого люди читали исключительно вслух: сегодня нам кажется это дикостью, но раньше это было обычным делом.

Когда Августин Аврелий пришёл к своему учителю Амвросию в 384 году и увидел, как тот читает молча, он был ошеломлён. Беззвучное чтение стало открытием для человека, считает Альберто Мангель. Он пишет:

Читателю наконец удалось установить неограниченную связь с книгой и словами. Пропала необходимость тратить время на произношение. Слова теперь существовали во внутреннем пространстве: брошенные или едва начатые, полностью осознанные или лишь наполовину произнесённые, они уже были ощупаны мыслями читающего, проверены на наличие новых значений и сопоставлены с другими понятиями.

Про себя равнозначно освобождению разума: теперь вы можете рефлексировать, запоминать, вопрошать и сравнивать. Когнитивист Марианна Вульф (Maryanne Wolf) называет это «секретным даром времени на осмысление». Когда «читающий мозг» становится способным автоматически обрабатывать символы, «думающий мозг» (или «Я») выходит за пределы букв, чтобы развивать себя и поле культуры, в котором он пребывает.

Интернет всех нас погубит

Спустя тысячи лет настала новая эра для чтения, и критически настроенные исследователи всерьёз опасались, что эта возможность разума окажется в опасности. Интернет наполнен информацией, а социальные медиа отвлекают нас, угрожая подавить внутреннюю способность к чтению. Журналист Николас Карр (Nicholas Carr) называет это мелководьем, имея в виду беспрестанное метание от одного случайно прочитанного факта к другому. Он говорит, что бесконечный завораживающий ставит под угрозу само наше бытие.

Одна из самых больших опасностей, с которой мы столкнулись, - это автоматизация работы нашего разума и то, что мы отдали контроль над мысленным потоком и воспоминаниями электронной системе. Это медленная эрозия нашей человечности и человечества в общем.

Нет сомнений в том, что цифровые технологии бросают вызов нашему читающему разуму, создают дополнительные проблемы для него. Но если посмотреть на этот вопрос с точки зрения истории, то мы можем сказать: проблема выглядит немного иначе. Чтение с цифровых носителей - это палка о двух концах, а не однозначное зло.

Если это чтение будет «плохим», то Сеть превратит нас в бездумно кликающих созданий, без конца сканирующих глазами новостную ленту. Если это чтение будет качественным, то оно даёт огромный потенциал для расширения и развития пространства созерцания - того самого, которое появилось, когда мы научились читать, не двигая губами.

Изобретение колеса

Скептики любят говорить, что интернет сделал наш разум блудливым. Но, кажется, мы были такими всегда.

Страх технологий не является чем-то новым. В V веке до нашей эры Сократ был обеспокоен тем, что письмо ослабляет человеческую память и уничтожает способность к . Марианна Вульф считает, что произошло обратное. Благодаря чтению написанного человек смог освоить новые навыки и расширить свои возможности. Зрительная зона коры головного мозга создала сети клеток, способные распознавать буквы практически мгновенно.

Процесс стал ещё эффективнее после подключения к этим сетям фонологической и семантической областей коры. Благодаря этому от нагрузки освободилиcь другие части мозга, которые теперь были заняты складыванием прочитанных знаков в предложения, рассказы и представления о мире. Мы, может, и не вспомним дословно строчек из «Илиады », но способны воскресить в памяти общий смысл и сделать вывод о том, каким был древний человек и что представляют собой его потомки.

Интернет, возможно, и делает наш разум блудливым. Но, кажется, мы всегда были такими: быстрый взгляд на историю развития книги и чтения только подтверждает это.

Сегодня, когда мы читаем, наш глаз не двигается строго вдоль строчки. Мы, скорее, скачем по тексту маленькими прыжками, делаем краткие перерывы. Разве так было всегда?

С момента изобретения папируса в 3000-х годах до нашей эры до примерно 300 года нашей эры большинство написанных документов представляли собой свитки. Их нужно было разворачивать одной рукой, второй сворачивая прочитанный текст. Очень линейно, не так ли?

Затем появились книги, главным преимуществом которых являлась возможность перепрыгнуть с одного места на другое, от главы к главе (раздел содержания появился в первых столетиях нашей эры). Таким образом, мы смогли перейти от прочтения текста к толкованию, а затем - и закладкам.

nautil.us

В эпоху книгопечатания нелинейное чтение нашло поддержку в эдаком аналоге интернета XVI столетия - книжном колесе. Его изобрёл итальянский инженер Агостино Рамелли (Agostino Ramelli) в 1588 году. Круглый стол позволял читателю держать множество раскрытых книг на одной поверхности и переключаться с одного текста на другой, просто поворачивая столешницу.

К сожалению, книжное колесо было большой редкостью в европейских библиотеках. Однако оно позволило понять: непрерывное - с самого начала до самого конца книги - не обязательно.

Ничто не ново под луной

Качество современных медиа ставит перед читающим разумом проблемы определённого порядка. Количество информации становится ещё более сложным вопросом. Но всё это не ново. Читатели уже сталкивались с подобными проблемами. Гутенберг напечатал свою Библию в 1455 году, и до 1500 года было выпущено более 27 000 наименований книг общим числом до 10 миллионов копий. Поток напечатанных текстов создал читающую публику и изменил то, как именно люди читали.

Немецкий историк Рольф Энгельсинг (Rolf Engelsing) утверждает, что революция чтения произошла в конце XVIII столетия. До этого момента типичный европейский читатель владел несколькими книгами: Библией, альманахом, может быть, работами любимого писателя - и перечитывал их вновь и вновь, глубоко отпечатывая в собственном сознании.

В XVIII веке европейцы начали читать все разновидности текстов по одному разу, а после переходили к следующему материалу. Благодаря этому потоку печатных текстов мы получили эпоху Просвещения, романтизм, американскую и французскую революции.

Бумага или экран?

Исследования показали: люди, прочитавшие текст с экрана, запоминают и воспроизводят его хуже, чем те, кто читает текст с бумаги. Однако исследования, проведённые в 2011 году Ракефетом Акерманом (Rakefet Ackerman) и Моррисом Голдсмитом (Morris Goldsmith), свидетельствуют: проблема может быть в том, что люди возлагают на слишком большие надежды, которые те просто не могут оправдать.

Учёные обратили внимание, что бумага лучше всего подходит для вдумчивого чтения и обучения. Экран же просто идеален для просмотра небольших текстов: новостей, сообщений, писем, заметок. Когда студентов попросили прочитать текст с экрана, они сделали это быстрее, чем те, кто читал с бумаги. Но они не вчитывались и хуже поняли материал.

Интересно, а если бы студентов попросили читать с экрана так же медленно, как если бы это была бумага, изменились бы результаты? Работа немецкого педагога Йоханесса Науманна (Johannes Naumann) рассказывает нам об этом. Учёный попросил старшеклассников найти определённую информацию в интернете. Те, кто регулярно использовал Сеть для обучения, то есть рассчитывал отыскать там сложные тексты и , справились с задачей лучше, чем те, кто в интернете в основном писал письма и сидел в чатах.

Некоторые писатели уже используют возможности цифровых медиа для того, чтобы рассказывать свои истории и передавать информацию по-новому. Одна из этих новых форм в 90-х годах была названа гипертекстом: текст делится на единицы, которые соединяются между собой ссылками и образуют древовидную структуру.

Технически сам интернет - это тоже гипертекст, но чаще всего этот термин используется по отношению к отдельным работам с системой ссылок внутри.

Влияние гипертекста на читающий мозг, как и следовало ожидать, получает изрядное количество внимания учёных. В 2005 году психологи Диана Де Стефано (Diana DeStefano) и Джо-Энн Лефевр (Jo-Anne Lefevre) проанализировали 38 исследований гипертекстов. Их целью было оценить ту когнитивную нагрузку, которую создают гипертексты.

Учёные сделали вывод: человеку действительно сложно пробираться через текст в поисках ссылок, оценивать каждую из них и выбирать нужную. Карр использовал этот результат как подтверждение собственной мысли: интернет делает нас тупее.

На самом деле выводы Де Стефано и Лефевр нельзя трактовать столь однозначно. В 1996 году Майкл Венгер (Michael Wenger) и Дэвид Пейн (David Payne) провели исследование, которое подтверждает: нагрузка при чтении гипертекста ненамного больше, чем в случае с линейным текстом. И первая, и вторая научные работы говорят о том, что гипертекст воспринимается и запоминается лучше.

Кроме того, взаимодействие с гипертекстом приносит удовольствие и воодушевление - неочевидный, но немаловажный вывод.

В 2008 году Тэл Яркони (Tal Yarkoni), Николь Спир (Nicole Speer) и Джеффри Закс (Jeffrey Zacks) провели исследование, в ходе которого дали испытуемым прочитать два текста, а сами следили за деятельностью их мозга с помощью функциональной МРТ. Один из текстов просто описывал день обычного мальчишки. В другом же предложения были перемешаны.

Вот пример такого рассказа:

МРТ помогла сделать следующие выводы… У человека есть определённые представления о том, как обычно развиваются события. Но как только он сталкивается с текстом, где предложения перемешаны и сюжетная линия выглядит странно, ему приходится отказаться от привычного хода мыслей. Из-за этого воспроизвести такой текст становится намного сложнее. С другой стороны, текст с перемешанными предложениями выглядит намного интереснее обычного.

Понимание - это важно. Но столь же необходимо получать удовольствие от прочитанного. Марианна Вульф отмечает: лимбическая система мозга, отвечающая за эмоции, вступает в игру сразу после того, как мы научимся и про себя. Она генерирует ощущение удовольствия, отвращения, ужаса и волнения, заставляя вновь и вновь возвращаться к рассказу или роману. Те, кто создаёт современные цифровые романы, знают об этом.

Эпоха цифрового романа

Неслучайно многие из лучших цифровых текстов приобрели форму игры, в которой читатель сталкивается с воображаемым миром, решает головоломки и задачи, зачастую невероятно сложные.

Эти тексты, по сути, атакуют наше сознание, бросают ему вызов. Принимая его, мы получаем огромное удовольствие, которое трудно чем-то заменить.

Новое поколение цифровых писателей основывает свои работы на видеоиграх, вовсю используя их интерактивные возможности. Роман PRY - это полноценная демонстрация того, как цифровые медиа могут играть с человеческим сознанием. Это волнует.

История человека, который вернулся домой после войны в Персидском заливе, разворачивается перед нами лентой размышлений о прошлом и настоящем, представленной в виде фотографий, роликов и аудиозаписей. В PRY используется интерфейс, который позволяет полностью погрузиться в роман. Неудивительно, что, когда вы читаете PRY (или играете в него), ваш мозг оказывается не очень-то и готовым к такому опыту. Вам предлагается ощутить сиюминутность происходящего, взаимодействовать с написанным, использовать своё тело, чтобы не только перевернуть страницу, но и продолжить развитие сюжета. Сначала вы будете ощущать волнение: вдруг что-то сделаете не так? вдруг пропустите что-то? Однако позже почувствуете, как мозг адаптируется к новому, пусть и необычному тексту.

Конечно, интернет - это не роман PRY. Но история чтения демонстрирует: то, что мы испытываем сейчас, возможно, неокончательный вариант развития событий. Это больше похоже на промежуточное состояние, сжатую пружину.


pixabay.com

Чем быстрее и невнимательнее мы , тем больше вероятность, что мы станем бездумно кликающими и перепрыгивающими с текста на текст людьми. Может, стоит попробовать погрузиться в текст? Вчитываться в предложения бывает так приятно.

Мы живём в эпоху цифровой культуры. Мы должны быть бдительными, разборчивыми, подкованными. Но при этом важно не терять способности удивляться, восторгаться и наслаждаться. Нам нужно любить себя. Тогда цифровое чтение поможет расширить и без того огромный внутренний мир человека.

Это исторический период, в который человеческое общество осуществляет свою деятельность «в рамках теоретической парадигмы, определяемой информационными коммуникативными технологиями, которые базируются на электронике и генной инженерии» . Информационная эпоха характеризуется широким воспроизводством информации и знания; экономика является глобальной и носит информационный характер, то есть наличие своевременной и необходимой информации становится фактором успешной конкуренции организаций.
Развитие информационных технологий, новых способов коммуникаций требует создания в социально-экономической системе гибкой сетевой структуры управления, ориентации на инновации, информацию, интеллектуальную собственность, новых технологий организации бизнес- процессов, делегирования полномочий, ответственности, самостоятельности элементов организации при единой культуре.
Изменение структуры социально-экономической системы невозможно без изменения организационной культуры, так как, как было указано выше, организационная культура обладает структурообразующей функцией, а, кроме того, оказывает непосредственное влияние на процесс самоорганизации системы.
Организационная структура может быть двух типов: традиционная иерархическая и сетевая. Иерархические - это наиболее распространенные линейно-функциональные, дивизиональные структуры. Сетевые опираются на взаимодействие элементов и горизонтальные связи.
Изменение структуры связано с изменением связей и отношений между элементами: их взаимодействия, распределения риска и др.
Так, если в традиционных иерархических структурах риск минимизируется путем унификации, жесткого контроля, то в сетевых структурах риск распределяется между элементами организации. Распределение риска, гибкость разнообразных связей и культурная объединенность обеспечивает устойчивость и выживаемость системы, несмотря на внешние потрясения и изменения.
В качестве примера такой структуры можно привести церковь, эффективно действующие фирмы, неформальные организации и объединения людей. Если в старой системе управления акцент делался на вертикальные связи и иерархию, то в новой модели управления ставка должна делаться на горизонтальные связи, которые обеспечат необходимую долю самостоятельности членам организации.
Следует отметить, что гибкая структура не подразумевает отсутствие структуры. В сетевой модели управления отсутствует иерархия, но имеются
различные уровни, причем определяются они не занимаемой должностью, ступенькой в иерархии, а профессионализмом, компетентностью.
В современных условиях функционирования организаций меняются трудовые отношении (то есть отношения между элементами социальной системы меняют свой характер): значимость социального статуса, должности становится меньше, чем владение информацией, и профессионализм. Информационные технологии позволяют работникам многих специальностей находится вне рабочего места, вне организации и даже за пределами города и страны.
Таким образом, при формировании и развитии организационной культуры следует иметь в виду, что она непосредственно воздействует на структуру социально-экономической системы, формирует новые отношения и связи между людьми как элементами системы.

Еще по теме Информационная эпоха:

  1. Глава 7(2). Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем
  2. Проведение подобных исследований обусловлено, наряду с анализом ряда других вопросов, необходимостью обеспечить сохранность информационных ресурсов, а также нарастанием угроз национальной безопасности РФ в информационной сфере за счет получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам и нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем . В связи с этим анализ эффективности СЗИ сайтов органов власти, становится обязательным этапом создания лю
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЫПУСКИ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, СПЕЦИФИКА ВЕРСТКИ, ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
  4. Распространение информационных разведывательных документов. Обеспечение информационной безопасности системы экономической разведки
  5. 3.2. Планирование информационных потоков по лабораториям информационного центра
  6. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Информационное оружие и проблема алгоритмической неразрешимости перспективности для информационных самообучающихся систе

Информационная эра

«Киберпространство состоит из взаимодействий и отношений, мыслит и выстраивает себя подобно стоячей волне в сплетении наших коммуникаций. Наш мир одновременно везде и нигде, но не там, где живут наши тела.» (Декларация независимости киберпространства Джона Барлоу - на рис. примерная схема интернет-трафика)

Социолог Мануэль Кастельс объясняет этот термин следующим образом:

«Информационная эпоха [...] означает исторический период человеческого общества. Она основана на микроэлектронных информационных и коммуникационных технологиях и генной инженерии - основе технологической парадигмы, которой характеризуется этот период, она заменяет или накладывается на технологическую парадигму индустриальной эпохи, что базируется в основном на производстве и распределении энергии»

Связь с другими теориями и концепциями

Концепция информационной эры тесно связана с теоретических разработками социологов Д. Белла , Э. Тоффлера , П. Друкера , М. Кастельса и М. Маклюэн . Каждый из них внес свой ​​вклад в разработку концепции постиндустриального (или информационного) общества , которое является следующим шагом развития человеческого общества.

Предпосылки зарождения

Своими предпосылками ИЭ имеет последствия информационной революции в области информационных технологий (создание первых ЭВМ - Z3, компьютер Атанасова - Берри , МЭСМ , ENIAC , изобретение транзисторов , минитюаризация, глобальные сети). Эти достижения сделали возможным создание сложных технических систем, которые позволили обрабатывать огромные по сравнению с предыдущими годами объемы информации.

Параллельно развивалась научная основа для эффективной работы и управления этих систем. Недостаточность механистического объяснения процессов в мире привела к появлению нового подхода в метолологии исследований - системного подхода. В середине ΧΧ ст. Н. Винером была создана новая наука о взаимосвязях и управленияи систем - кибернетика , а теория информации , разработанная К. Шенноном , позволила подойти к информации как определенной величине, что можно измерять и передавать на большие расстояния без потери качества.

Все это заложило основу для информационной революции, основным последствием которой стало все возрастающее большое значение качественной, нужной информации.

Основные черты

Экономика

Вместе с развитием информационного общества прогнозируется переход к экономике услуг, которая имеет основой не производство товаров, а оказание услуг.

Культура

В культуре наблюдается тенденция к массовости, возникает и развивается массовая культура . Возникает ряд субкультур со своими уникальными характеристиками: языком (арго), предпочтениями, ценностями. Возникает киберспорт , по которому регулярно проводятся мировые соревнования. Растет популярность социальных сетей и интернет-СМИ - огромные расстояния превращаются в ничто, мир становится «глобальным городом». Поиск своей личности становится проблемой, а насилие - одним из главных средств самовыражения (М. Маклюэн, «Пробуждение Маклюэна»).

В одном из выступлений, Маршалл Маклюэн отмечает рождение нового, электронного (то есть информационного) человека: «Мы говорим о грамотном человеке: грамотный человек впитывает все как губка, чего не хочет делать новый электронный человек. Так, грамотность катится с горы ». Остро стоит вопрос формирования у людей новой информационной культуры.

Политика

Широкое применение для социального взаимодействия новейших средств информационной обработки (персональных компьютеров, мобильных телефонов и т. д.) сделало возможным быструю обработку больших объемов информации, которая может поступать более оперативно от источника до потребителя. Связанное с этим возрастание роли СМИ в организации общества делает возможным новые формы правления обществом - нетократию и медиакратию .

Возрастание роли информации как ресурса привело к официальному признанию ведущими государствами мира нового вида войн - информационных войн (англ. Information warfare ), цель которых не уничтожить физически противника, но, используя информацию (информационные операции, психологические операции) получить и закрепить конкурентное преимущество над ним, то есть сделать противника зависимым в плане собственной информационной самодостаточности, навязать ему использование таких информационных ресурсов, которые бы в первую очередь служили собственным интересам (государства или корпорации).

Проблемы и тенденции

Указанные изменения не только принесли новые вызовы человечеству, связанные с прямо пропорциональной зависимостью интенсивности информатизации и урбанизации с ростом числа заболеваний, связанных с гиподинамией и постоянными стрессами городского жителя (тотальное «ожирение» жителей развитых стран), но и сделали как никогда возможным воплощение положений древних мыслителей человечества - прежде всего, внедрение положительных моментов таких концепций, как ноосфера и коэволюция .

Одной из проблем является выбор нужной информации. Волны спама и флуда (причем не только в Интернете , но и в СМИ) иногда делают получение действительно нужной, полезной информации задачей трудновыполнимой. А широкое использование средств вычислительной техники ставит ряд новых вызовов информационной безопасности отдельных организаций, лиц и целых государств (см. конкурентная разведка , промышленный шпионаж , кибервойна).

Использование сетевых технологий (на основе информационных) сделало возможным не только тотальное объединение ресурсов всего человечества, но и беспрецедентные в истории человечества террористические акции (9 / 11 , Трагедия Норд-Оста , Взрывы в Лондонском метрополитене). Терроризм стал серьёзной проблемой.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационная эра" в других словарях:

    Представляет собой ЧЛЕН информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.… … Википедия

    Намедни Леонид Парфёнов в телепередаче «Намедни» Жанр Информационная программа неполитических новостей (1990 1994), Исторический сериал (1994 2001), информационо аналитическая программа (2001 2004) Автор Леонид Парфёнов Режиссёр Джаник Файзиев … Википедия

    - «Намедни. Наша эра» книга альбом Леонида Парфёнова, созданная по мотивам документального цикла «Намедни. Наша эра». Книга состоит из пяти томов первые четыре описывают исторические явления по десятилетиям, пятый за пятилетний период.… … Википедия

    система смежная (по отношению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС») - 3.1.13 система смежная (по отношению к системе «ЭРА ГЛОНАСС»): Автоматизированная информационная система дежурно диспетчерской службы, уполномоченной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая Технологии Древней Греции Технологии Древнего Рима Технологии исламского мира… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Промышленная революция (значения). История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая… … Википедия

    История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая Технологии Древней Греции Технологии Древнего Рима Технологии исламского мира… … Википедия

    Содержание 1 Эпоха палеолита 2 10 е тысячелетие до н. э. 3 9 е тысячелетие до н. э … Википедия

(Декларация независимости киберпространства Джона Барлоу - на рисунке примерная схема интернет-трафика)

Начало информационной эры ассоциируется с цифровой революцией , также как индустриальная революция отметила начало Индустриальной эпохи .

Идея связана с концепцией цифрового века или цифровой революции и включает в себя последствия перехода от традиционной промышленности. Промышленная революция пришла через индустриализацию к экономике, основанной на манипуляции информацией.

Информационная эра сделала возможными быстрые глобальные коммуникации и существование информационных сетей, что значительным образом изменило форму современного общества .

Концепция информационной эры тесно связана с теоретическими разработками социологов Дэниела Белла , Элвина Тоффлера , Питера Друкера , Мануэля Кастельса и Маршалла Маклюэн . Каждый из них внес свой вклад в разработку концепции постиндустриального (или информационного) общества , которое является следующим шагом развития человеческого общества.

Своими предпосылками информационная эра имеет последствия информационной революции в области информационных технологий (создание первых ЭВМ - Z3, компьютер Атанасова - Берри , МЭСМ , ENIAC , изобретение транзисторов , миниатюризация, глобальные сети). Эти достижения сделали возможным создание сложных технических систем, которые позволили обрабатывать огромные по сравнению с предыдущими годами объемы информации.

Параллельно развивалась научная основа для эффективной работы и управления этих систем. Недостаточность механистического объяснения процессов в мире привела к появлению нового подхода в методологии исследований - системного подхода. В середине ΧΧ века Норбертом Винером была создана новая наука о взаимосвязях и управлении систем - кибернетика , а теория информации , разработанная Клодом Шенноном , позволила подойти к информации как определённой величине, что можно измерять и передавать на большие расстояния без потери качества.

Всё это заложило основу для информационной революции, основным последствием которой стало все возрастающее большое значение качественной, нужной информации.

Вместе с развитием информационного общества прогнозируется переход к экономике услуг , которая имеет основой не производство товаров, а оказание услуг.

В культуре наблюдается тенденция к массовости, возникает и развивается массовая культура . Возникает ряд субкультур со своими уникальными характеристиками: языком (арго), предпочтениями, ценностями. Возникает киберспорт , по которому регулярно проводятся мировые соревнования. Растет популярность социальных сетей и интернет-СМИ - огромные расстояния превращаются в ничто, мир становится «глобальным городом». Поиск своей личности становится проблемой, а насилие - одним из главных средств самовыражения (М. Маклюэн, «Пробуждение Маклюэна»).

В одном из выступлений, Маршалл Маклюэн отмечает рождение нового, электронного (то есть информационного) человека: «Мы говорим о грамотном человеке: грамотный человек впитывает все как губка, чего не хочет делать новый электронный человек. Так, грамотность катится с горы ». Остро стоит вопрос формирования у людей новой информационной культуры.

Широкое применение для социального взаимодействия новейших средств информационной обработки (персональных компьютеров , мобильных телефонов и т. д.) сделало возможным быструю обработку больших объемов информации, которая может поступать более оперативно от источника до потребителя. Связанное с этим возрастание роли СМИ в организации общества делает возможным новые формы правления обществом -

Особенности и характеристики информационной эпохи. Безопасность. Виды безопасности

В данном разделе мы попытаемся дать краткую характеристику современной информационной эпохи, ибо хотим мы того или нет, но именно эпоха призывает и подчиняется людям, соответствующим ей, так как проблема обеспечения информационной безопасности напрямую связана с возможностями человека, организации, государства и всего человечества, как информационной системы способной к обучению.

Признаки информационной эпохи

Теоретически существует много способов характеризовать как человека и отдельные страны, так и все человечество. Это: (для человека) образование, состояния здоровья, возраст, доход и т.д., (для общественного объединения) уровень промышленного производства, наличие полезных ископаемых, народонаселенность, уровень науки и культуры, религиозность и т.п. Каждая из названных характеристик далее детализируется, а конечный результат, интегрированный в массивные статистические сборники, уже включает в себя самые подробные «истины в последней инстанции», вплоть до количества мяса, потребляемого на душу населения. И объем этого знания, которое, несомненно, полезно для решения конкретных практических задач все растет и растет.

Но если видеть в человечестве и в человеке, в первую очередь, информационную систему, способную к обучению, то базовых характеристик будет не так уж и много. Для любой информационной системы главными признаками всегда были и будут те характеристики среды, которые определяются объемами и скоростью передачи, обработки, обучения, восприятия информации в пределах пространственного и временного ареала распространения информационных систем соответствующего класса.

Введем ряд базовых определений.

· получение входных данных;

· обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/отношений);



· выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

Информационную систему, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимно непротиворечивым множеством аксиом, назовем простой информационной системой .

Информационную систему, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом, назовем сложной информационной системой .

Допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимно противоречивые правила и цели. При этом нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению. В результате, с одной стороны, чем функционально разнообразнее элементы системы, тем больше потенциальных функциональных возможностей у самой системы, а с другой стороны, тем чаще постоянные изменения состояния системы, происходящие в основном под воздействием входных данных, могут приводить к взаимодействию внутри системы взаимоисключающих или «мешающих» друг другу элементов, что в определенных случаях становится причиной гибели системы или самогенерации опасных для нее программ.

Нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению.

Из сказанного следует, что информационным "полем боя" являются в первую очередь протоколы информационно-логического сопряжения элементов сложной системы, средства и технологии их практической реализации.

Протокол информационно-логического взаимодействия для элементов социального пространства нашел свое воплощение в естественном языке каждого народа. Использование того или иного языкового подмножества языка во многом определяет информационные возможности различных групп населения.

Основными средствами корректировки протоколов информационно-логического взаимодействия для социального пространства сегодня стали СМИ.

Протокол информационно-логического взаимодействия для элементов кибернетического пространства отражен во множестве языков программирования, в сетевых протоколах. Основными средствами несанкционированной корректировки этих протоколов являются программные закладки, компьютерные вирусы и т.п. средства и технологии воздействия на каналы телекоммуникаций.

В зависимости от того, какие происходят изменения во внутреннем состоянии информационных систем, предлагается осуществить следующую классификацию:

1) класс А - системы с неизменным внутренним состоянием после отработки входного сообщения;

2) класс В - системы с изменяющимся внутренним состоянием.

В свою очередь в классе В можно выделить следующие подклассы:

подкласс 1 - системы с неизменным алгоритмом обработки, но с изменяющимися данными (базы данных, отдельные массивы и т.п.), которые используются в процессе обработки входной информации;

подкласс 2 - системы с адаптивным алгоритмом обработки, т.е. алгоритм настраивается на условия применения; настройка осуществляется путем либо изменения управляющих коэффициентов, либо автоматического выбора алгоритма из множества равносильных алгоритмов;

подкласс 3 - системы с самомодифицирующейся целью и соответственно с полностью самомодифицирующимся алгоритмом, выходящим за пределы множества равносильных алгоритмов.

На рис.1 приведены примеры информационных систем из различных классов. Однако воспринимать рис.1 желательно с определенной долей условности. В частности, старинный классический телеграфный аппарат является в большей мере механической системой, осуществляющей обработку входных данных и возвращающейся в исходное состояние по окончании обработки (класс А), но будучи оснащен процессором с памятью и алгоритмом для восстановления искаженных данных, поддерживающим несколько уровней протоколов информационно-логического взаимодействия, он вместе с подобными же аппаратами уже переходит в разряд систем передачи данных (класс В).

Рис. № 1. Классификация информационных систем

То же можно сказать и про автоматизированные информационно-поисковые системы. В зависимости от реализации они могут быть отнесены к системам как первого подкласса, так и второго. Системы управления также различаются не только по своим функциональным и потенциальным возможностям, но и по способам реализации.

Основная идея рисунка №1 в том, чтобы показать ступени развития информационных систем. Любопытно, что та ниша, которую в своей эволюции перескочила Природа - подкласс 2, заполнена с помощью человека, как говорится: «Свято место пусто не бывает ».

Чтобы охарактеризовать каждый из этапов существования информационной системы, в том числе и человечество в целом, в первую очередь, желательно ответить на следующие вопросы:

1. Как изменился ареал распространения информационных систем подобного класса и доминирующие способы взаимодействия их друг с другом?

2. Каким является доминирующий вид вооружения, защиты и воздействия на себе подобных и окружающую природу? Каждый этап «жизни» информационной системы может быть охарактеризован видом применяемого вооружения (физическая сила, холодное, огнестрельное, химическое, биологическое, ядерное и т.п.) как способа защиты от внешних и внутренних опасностей.

3. Каким является доминирующий способ управления системой, а значит и делегирования власти в ней?

4. Что собой представляют доминирующие механизмы передачи знания, как в пространстве (в пределах ареала), так и во времени (в пределах ареала)?

5. Что собой представляют доминирующие угрозы, вызванные к жизни изменениями в информационной сфере?

Ответы на перечисленные вопросы и будут являться перечнем наиболее существенных признаков современного этапа жизни человечества, который соответствует интуитивно принятому названию «информационная эпоха» или, в другой терминологии, интегральной модели, определяющей поведение информационных систем, способных к обучению.

Главным изменением мира информационных субъектов стало то, что между человеком и человеком появилось техническое средство, отвечающее за производство, передачу, обработку и представления сообщений. И именно это, главное изменение, определяет не только поведение отдельно взятых людей, но и все геополитические процессы в мире. К чему это приведет или уже привело?

Как любые другие существа создают вокруг себя продуктами своей жизнедеятельности определенную среду, например, черви разрыхляют почву, меняя тем самым свойства почвы, точно так же информационные существа создают вокруг себя специфическую информационную среду. Жизнедеятельность людей, как информационных существ, приводит к изменению среды, в которой они вырабатывают, передают и воспринимают сообщения. Появляются средства для хранения сообщений, передачи и производства. Соответственно, появляются и люди, обслуживающие эти процессы. Таким образом, изменение среды ставится на промышленную основу. И тогда обязательно наступает время, когда общее изменение среды начинает идти быстрее, чем изменение ее обитателей на соответствие этой самой среде. Вот тогда обитатели либо вымирают, либо изменяются так, чтобы максимально ускориться в своем движении.

При этом у каждой среды существуют специфические характеристики, позволяющие оценить происходящие изменения относительно субъектов этой среды. Перечислим их:

1. Схема передачи информации и знания за последние десятилетия претерпела серьезные изменения от схемы «человек - человек», к схеме «человек - техническое средство - человек».

2. Процессы производства, распространения, внедрения информации и оценки результатов информационного воздействия стали носить промышленный характер, они поставлены на конвейер. Произошел переход от схемы «человек - информационный продукт», к схеме «человек - техническое средство - информационный продукт».

3. Современное информационное оружие по критерию эффективность/стоимость значительно превосходит любой другой вид вооружения.

4. Делегирование властных полномочий в странах, определяющих новый мировой порядок, осуществляется на базе информационных технологий.

5. В пределах ареала распространения человечества передача информации с помощью технических средств (перепрограммирование себе подобных, используя современные информационные технологии) осуществляется значительно быстрее, чем передача генетической информации (программирование своих потомков, используя биологические механизмы). Более того, объемы и время передачи информации в пределах ареала распространения человечества для основной массы элиты, определяющей функционирование системы управления стран и народов, перестали зависеть от месторасположения в пространстве, от расстояния между ними.

Внедрение в схему информационного обмена, построенную по принципу «человек – человек», технического средства привело к тому, что возможности по перепрограммированию себе подобных для отдельных лиц и групп, обладающих этими средствами, резко возросли. С помощью соответствующей техники и технологий становится реальным эффективно манипулировать как индивидуальным, так и общественным сознанием в режиме реального времени.

Однако, обычно, любой прорыв в новые неизведанные области приводит к появлению новых угроз.

Так промышленное производство и порожденное им скопление населения в городах позволило, как никогда мощно, влиять на численность населения инфекциям, типа гриппа, которые до этого не представляли серьезной угрозы.

Открыватели новых земель попутно открыли и новые венерические заболевания.

Тотальное уничтожение американских индейцев и некоторых других племен вирусом обычного гриппа – это реальная опасность, вытекающая только из взаимного контакта между расами. Отдельные оптимисты считают, что угроза, исходящая от увеличения интенсивности контактов между представителями различных рас, легко снимается с помощью медицинских прививок. Но они почему-то не хотят думать о том, расширение спектра взаимной защищенности путем применения медицинских прививок тоже имеет свои границы. Согласно одной из гипотез причина возникновения СПИДа именно в том, что реальные границы спектра взаимной защищенности, очерченные возможностями конкретной расы, из-за тотального применения прививок и расширения взаимных контактов оказались разрушенными именно на базовом уровне.

Основные угрозы человечеству практически определяются тем, что человек записывает себе в достижения, а точнее, они непосредственно связаны с формулированными выше характеристиками соответствующей эпохи. И если мы мысленно продолжим общую тенденцию, связанную с совершенствованием технических средств, уверенно занявших место в схеме взаимодействия «человек - техническое средство – человек», то увидим, что распространение инфекции на техническую компоненту должно было быть неизбежным, что, в общем-то, и произошло, - появились компьютерные вирусы.

На следующем этапе, этапе интеграции технических средств и технологий, было бы вполне логично наблюдать применение непосредственно против человека и человечества всех тех приемов и атак, которые предварительно наработаны в технической сфере, в той же среде ИНТЕРНЕТ, наполненной информационными системами.

В ИНТЕРНЕТ самой популярной атакой является атака «на переполнение буфера». Суть данной атаки в том, что в атакуемый компьютер передается данных больше, чем тот способен разместить в отведенной для этого памяти или успевает обработать в режиме реального времени. В результате, либо передаваемые данные затирают часть полезных программ, либо резко снижается производительность выбранной жертвы. Биологический и социальный аналог «переполнению буфера» - перенаселение; информационный – тотальное следование стереотипам, насаждаемым СМИ.

В результате, благодаря совершенствованию техники и технологий, именно в период информационной эпохи, человек и любое общество в той части, в которой они могут рассматриваться в качестве информационных самообучающихся систем, становятся доступными для атаки «на переполнение буфера». Понятно, что последствия подобной атаки не могут быть безобидными.

Таким образом, к названным ранее угрозам вполне можно добавить и еще одну - вид или тип инфекции, определяющий наиболее опасные эпидемии. Информационная эпоха создает все необходимые условия для появления эпидемий на уровне психики отдельных индивидов и систем принятия решения общественных образований. Психика не может оставаться здоровой, если в ней будет заблокирован важнейший орган чувствования человека человеком, развитие которого возможно только на уровне непосредственных человеческих контактов. Именно этим объясняется просто огромное количество юристов и психотерапевтов в странах информационного общества.

В результате имеем следующую «лесенку» развития эпидемий:

Эпидемии на уровне организмов;

Эпидемии на уровне систем защиты организмов;

Эпидемии на уровне систем управления и принятия решений.

Но информационная эпоха принесла с собой и чисто специфические, ей свойственные угрозы. Сегодня не столь важно охранять информацию, ее много в открытом доступе, она у всех и почти одна и та же. Сегодня надо, наоборот, уметь защищаться от того, что для тебя опасно. Важной особенностью протекания современных информационных процессов стало то, что речь идет о расходовании ресурсов не на защиту информации от противника, а, наоборот, на продвижение «нужной» информации к противнику (где противник – это весь мир, понимаемый как потенциальный покупатель и как потенциальный источник дохода), на формирование заказанной картины мира. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно сравнить затраты на защиту информации и затраты на рекламу. Они не соизмеримы. Сегодня рынок рекламы стал гораздо больше только за счет чуть ли не мгновенной оборачиваемости средств. А замок, защищающий компьютер, как висел, так и висит, ржавея. За замки и заборы не надо платить ежедневно, а, кроме того, за защищаемой ими дверью и появиться то ничего нового не может. В современном мире все новое приносит доход своим хозяевам и погибает раньше, чем будет осознанно как тайна, нуждающаяся в защите.

В прошлом тысячелетии, чем «дальше» нападающий находился от своей жертвы, тем большие ресурсы ему были нужны для доведения сообщения до цели. Очень часто именно расстояние защищало от лжи. Сегодня понятие «расстояние» для передаваемых сообщений потеряло свой смысл.

Погоня за будущим превратилась в игру под названием «Искусственный лабиринт». Для игрока создается представление, что дорог как никогда много. Но это только представление. Сегодня задача информационного агрессора состоит именно в том, чтобы, предоставив как можно больше дополнительной (избыточной, непроверенной, лживой) информации, сократить тем самым неопределенность в поведении противника ли, покупателя ли, своих собственных граждан.

Таким образом, после того, как субъект прочитал подготовленные для него сообщения, после того, как субъект поверил им и сформировал у себя определенные знания, то эти знания, эта модель мира и становятся для него управляющим компасом, путеводной звездой, которая ведет его за собой. А модель модели рознь. Есть модели, обосновывающие постоянное покаяние и смирение, а есть модели, заставляющие сражаться с агрессором.

Человечество в целом, любое государство и отдельный человек делают лишь то, что умеют и думают о том, что знают – это закон поведения информационной самообучающейся системы. А какие знания есть сегодня у отдельных народов и у человечества в целом? Чему сегодня обучается человечество? Ответив на эти вопросы, мы подойдем к ответу на другой вопрос, на вопрос - что же нас ожидает?

Сегодняшнее устройство мира людей схематично может быть изображено следующим образом:

Рис. №2. Схема информационного управления современным человечеством

Замечательный своей симметричностью круг включает в себя комплекс технических средств вместе с небольшим количеством обслуживающего их персонала. Понятно, что этот комплекс технических средств кому-то должен принадлежать. Опять же понятно, что собирать, производить, обрабатывать, передавать и представлять этот комплекс технических средств будет не все, что попало, а то, что желательно хозяину комплекса.

Так как на современном этапе развития в орбиту данного комплекса включено все человечество, благодаря средствам связи, то на его основе уже реально строить систему управления человечеством. Этим и объясняется широкое распространение выборных технологий при определении властного ресурса. Победителем становится тот, чьи зрелища выходят победителем в конкурентной борьбе за человеческие, а значит и природные ресурсы. Кому принадлежат люди, тому принадлежит и их собственность.

Дав краткую характеристику современной эпохе, перейдем к рассмотрению понятия «безопасность».



Рекомендуем почитать

Наверх