Икт в современном мире. Доклад тема: Использование ИКТ на уроках в школах на современном этапе

Помощь 13.08.2019

Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках филологического цикла как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Гуськова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района Челябинской области

Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества……………………………………………………………………………….3.

Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационных технологий……………………………………………………..4.

Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла…………………….………………………………………....7.

Заключение…………………………………………………………………………...11.

5) Литература...………………………………………………………………………….13.

6) Приложения…………………………………………………………………………..14.

1. Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях

современного общества

Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились.

Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.

^ 2. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения

Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, нформационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

(аппаратное обеспечение + программные средства)

Ресурс для создания образовательной среды

информационное

взаимодействие между субъектами образовательного процесса

Осуществляется на базе средств ИКТ с целью психолого-педагогического воздействия

информационная технология обучения

Система применения ИКТ в процессе обучения, с помощью которой можно решить педагогические задачи (в том числе активизировать познавательную деятельность_)

Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках филологического цикла, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках филологического цикла ставлю цели, решаемые посредством ИКТ:

Интенсификация учебного процесса.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Формирование образовательных компетенций:

Формирование языковой компетенции: развитие с помощью педагогических программных средств орфографических и грамматических умений учащегося;

Формирование лингвистических компетенций: самостоятельное получение знаний о науке, ведущих положениях и ученых-лингвистах из цифровых образовательных ресурсов;

Формирование коммуникативной компетенции:

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

Осуществление самообразования.

Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)

Для внеклассной работы по предмету создаю сама электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт.

Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы:

направление деятельности

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи

анализ образовательной программы;

анализ тематического планирования;

выбор тем;

выбор типа урока;

выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов

подбор готовых образовательных медиаресурсов;

создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов

применение на уроках разных типов;

применение во внеклассной работе по предмету;

применение при руководстве научно-исследовательской работы

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ

изучение динамики результатов;

Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках филологического цикла информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.

^ 3. Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла

Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная мною в 5 классе в 2003-2004 учебном году, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания.

Для реализации указанной цели на уроках русского языка и литературы на протяжении нескольких лет применяю информационные технологии. Можно выделить определенные временные этапы, которые говорят о росте моей ИКТ- компетенции и качественном изменении уровня применения информационных технологий в обучении ребят на предметах филологического цикла.

2003-2004 учебный год: применение компьютерной техники для создания дидактического материала (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки).

2004-2005 учебный год: применение ЦОР для подготовки дидактического материала, при организации индивидуальной работы с учащимся.

2005-2006 учебный год: работа с ЦОР на уроках и во внеклассной работе по русскому языку, применение презентационного оборудования, проведение медиауроков. (Приложение 1,3)

2006-2007 учебный год: проведение уроков русского языка в компьютерном классе; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по литературе, представление проектов в виде мультимедийных презентаций; разработка программы факультатива, представляющего собой интегрированный курс информатики и русского языка; работа в режиме дистанционного обучения, методическая работа с коллегами школы и образовательных учреждений района (Приложения 2, 4)

Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников.

деятельностные формы организации учебного процесса

умение работать с информацией

виды познавательной деятельности учащихся

поисковая

поиск и отбор информации

работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы

поисковая

поиск, отбор информации из различных источников;

осмысление, сравнение.

подготовка сообщений, создание творческих работ

поисковая, исследовательская

поиск, отбор информации; сравнение, обобщение, вычленение существенного

подготовка и создание рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт

Исследовательская,

научно-исследовательская

анализ информации, полученной из разных источников

подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность

научно-исследовательская

применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи.

проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность

Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005; «БЭНП «Литература». ОАО «Физикон», 2005 и др. В зависимости от типа урока применяю тот или иной ЦОР для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала.

С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. (Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов и т.д. Такие задания предлагаю учащимся 8-х классов при изучении пунктуации в простом и сложном предложениях).

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. (Использую на уроках в 6-х, 8-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. На уроках в 6 классе при изучении раздела «Имя числительное» учащиеся на словосочетаниях и предложениях могут отработать следующие темы и правила: «Мягкий знак в числительных», «Склонение числительных», «Употребление числительных в речи»). Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. (Комплексный контроль по всему школьному курсу русского языка, а также контроль по отдельным темам можно провести с помощью «1С: Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации». Учащимся 8 класса на уроках контроля нравится работать с ЦОР «1С: Русский язык + Варианты ЕГЭ», так как основной курс по орфографии ими уже пройден, и у ребят появляется возможность с помощью версий ЕГЭ проверить уровень сформированности орфографических и пунктуационных умений).

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности -наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Это целесообразно использовать при изучении орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.

На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. (К уроку литературы в 6 классе по теме «Герои былин» мною был составлен следующий визуальный ряд: репродукции картин В. Васнецова, видеофрагмент «В крестьянской избе», иллюстрации художников к сборникам былин). Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною разработано 10 уроков в 6-8 классах, на которых использовались презентации, созданные в конструкторе ЦОР «БЭНП «Литература», ресурсы сети Интернет, видеофильмы.

За период применения информационно-коммуникационной технологии обучения (2003-2007) мною созданы следующие педагогические, методические и программные продукты:

Разработана модель применения информационной технологии обучения в учебном процессе.

Составлены электронные тесты к урокам русского языка с помощью тестовой оболочки (см. CD-R).

Разработана программа факультатива по русскому языку «Русский язык и компьютер: формирование грамотного письма» (Приложение 2).

Создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе.

Являюсь составителем сборников («Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы», «Образовательные ресурсы Интернет») и автором статей для учителей школы и района (см. CD-R).

Заключение

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности за четыре учебных года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.

^ Уровень обученности учащихся по русскому языку

Учебный год

обученность, %

качество,%

средний балл

^ Уровень обученности учащихся по литературе

Учебный год

обученность, %

качестово, %

средний балл

Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию ИКТ как средства познавательной активности.

Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Литература:

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Гплаев Д.А., Белкин П.Ю. Информационная методическая среда. Пособие для специалистов системы РКЦ-ММЦ. – М.: ЗАО «Е-Паблиш», 2006.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2005.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/ утвержденная распоряжением правительства РФ от 29.12.2001.

Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М.: Локус-Пресс, 2005.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

«Информационно-коммуникационные технологии в системе образования»

Социально-экономические, политические и духовные изменения, происходящие на современном этапе развития, привели к необходимости коренных преобразований в системе образования. Возникла острая потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную личность, обладающую общечеловеческой культурой, широким кругозором и мышлением.

ХХІ век – век информационных технологий. Усвоение информационно-коммуникационных технологий обучения - требование современного мира. Велика роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования в современном обществе.Главной целью в системе современного образования являются информатизация образования и преподавание предметов на научно-технологической основе.

7 декабря 2010 года Указом №1118 Президента Республики Казахстан была принята Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. В программе четко обозначена цель повышения качества образования по системе электрнного обучения «Е-learning».

В Законе РК «Об образовании» (ст.11, п. 9) одной из важных задач является внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда

В настоящее время важной проблемой непрерывного педагогического образования является формирование информационной компетентности и коммуникативной культуры учащихся. Обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Взять одну из "болевых" точек изучения русского языка в школе - орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать "автоматическую грамотность", которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер. В работе с учеником он способен выявить пробелы в его грамотности и методично искоренять их до полной ликвидации. Диапазон данного опыта очень широк и охватывает как учебный процесс, так и внеклассную работу по русскому языку. Примером являются:

    электронные учебники по русскому языку, все части которого: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы.

    в рамках подготовки к ЕНТ целесообразно использование тестов в электронном и печатном виде;

    на этапе изучения нового материала применяю компьютерные презентации и таблицы в электронном виде, составленные мной и учащимися.

Э ффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы:

    повышает темп урока;

    увеличивает долю самостоятельной работы учащихся;

    проверяет усвоение теоретических знаний у всех учащихся;

    углубляет степень отработки практических умений и навыков;

    ведение дифференцированной работы с каждым учеником;

    выявить пробелы в его грамотности;

    выработать умение составлять алгоритмы.

    самостоятельная рбота учащихся;

    экономия времени, получение знаний за короткое время;

    проверка ЗУН на основе тестирования;

    получение самой "свежей" информации за короткое время

На уроках русского языка и литературы требуется использовать компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания.

    Развития основных видов речевой деятельности;

    Построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся

В течение 10-ти лет я использую на уроках игровые обучающие компьютерные программы, компьютерные словари, мультимедийные обучающие программы по русскому языку, интернет, что способствуют развитию творческих способностей, самостоятельности учащихся, развитию умений и навыков работы с различными типами информации. Применение мультимедийных средств помогает мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения. Дает возможность учитывать особенности учащихся, их уровень обученности, повышать познавательную активность и мотивацию к учению, позволяет интенсифицировать процесс обучения и самостоятельную деятельность учащихся.

С помощью компьютера организую выполнение всех известных типов упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля над усвоением знаний и формированием навыков учащихся.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Преимущества сочетания различных видов работы с применением ИКТ:

    Легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся:

    Возможность рационально организовывать учебный процесс:

    Решается извечная проблема «слабый ученик-сильный ученик»

Мультимедийные презентации

    Программа PowerPoint помогает структурировать материал:

    Решает проблему аудиовизуального обеспечения урока:

    Экономят время учителя на подготовку к уроку и оформление доски:

    Знакомят учащихся с различными способами подачи материала, которые могут им пригодиться в будущем

    Значительно сэкономить время на уроке.

    Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

    Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Интернет осуществляет поиск «самой свежей» социокультурной информации и материалов, необходимых для создания презентаций - рисунки, фотографии, карты, видео, музыка и т.д.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Использование презентаций и онлайн-презентаций на уроках литературы позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля.

В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска позволяет мне писать конспект (как на традиционной доске), вызывать с компьютера различные приложения и делать поверх них свои пометки. При этом все записи сохраняются в памяти компьютера, и есть возможность возвращаться к заданному месту в конспекте сколько угодно раз. Более того, я могу заранее подготовить необходимые материалы, а на уроке лишь добавлять и модифицировать их.Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Другими словами, учитель обеспечивает введение в учебный процесс ИКТ на профессиональной основе. Для работы в информационной среде каждый педагог должен быть с высокоразвитой информационной и коммуникативной культурой, владеть навыками работы в on-line режиме, пользования интерактивной доской.

Самое элементарное применение компьютера школьниками – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, оформление своих докладов, рефератов с помощью компьютера, создание компьютерных рисунков, пособий по литературе, дидактического материала. Надо отметить, что учащимся нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

Я бы хотела отметить перспективы и проблемы ИКТ в образовании:

Перспективы : обеспечение качественно новых условий подготовки учащихся к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Проблемы: относительная инертность учебных программ, методик и критериев оценки знаний на фоне стремительно меняющейся действительности, запросов общества и рынка труда.

Информационные технологии и возможности их применения интересны для молодежи, но школьная программа не всегда достаточно подробно рассматривает многие их современные направления. Школа информационных технологий предлагает интересную и увлекательную программу, направленную на слушателей с различным уровнем подготовки. Мы изучаем все самое интересное и полезное в мире информационных технологий.

Подытоживая свое выступление, хочу остановиться на следующих рекомендациях:

    оснащение образовательных учреждений средствами ИКТ, соответствующими новым стандартам, обеспечение интерактивными досками, оборудованными мультимедийными кабинетами и электронными учебниками по специальным дисциплинам.

    организация курсов повышения квалификации по применению информационных технологий обучения.

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе расширяет кругозор учащихся, повышает уровень их культурного образования, развивает языковые и коммуникативные навыки и умения.

Список использованных источников:

    Закон РК «Об образовании» (ст.11, п. 9), 24.10.2011г.

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Астана, 2010 г.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения, М.: 1995

  3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003.

    «Методика преподавания русского языка и литературы в школе»

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение ИКТ в современном обществе

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Это всё прописные истины, которые стали актуальны в современной школе.

«Глобальные проблемы современного мира» - Наличие глобальных проблем, решить которые в одиночку, разрозненными усилиями невозможно. Тема: Целостность и противоречивость современного мира. Активная преобразующая деятельность людей. Прогрессирует накопление углекислого газа в атмосфере. Загрязнение атмосферы. 2 процесса: «демографический взрыв» в развивающихся странах; недовоспроизводство населения в развитых странах.

«Религия в современном мире» - Буддизм. Роль религии в современном мире. Насчитывается в мире. Признаки мировых религий. Ислам – религия чистоты. Жизненной. Индуизм -. Выполняет роль мировой религии. ТИПЫ религии. Учение о преодолении зла. Группы религий. Религия жизненной силы. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. ПРАВО на СВОБОДУ СОВЕСТИ.

«Глобальные проблемы в современном мире» - Проблемы войны и мира в современных условиях. Условия недопущения ядерной войны. Север-Юг. Угроза экологического кризиса. Экологическая экспертиза проэктов. План изучения нового материала. Пути преодоления. Ценности и противоречия современного мира. -50-60-освобождение, -70-быстрый экономический рост, -80-замедление,внешние за- имствования.

«Современный мир» - Современный мир начала XXI века. На элективном курсе будут изучены следующие темы: Политическая карта мира в XХ веке коренным образом менялась несколько раз. Наш современный мир многолик и противоречив. Элективный курс для 10 класса «Современный мир». По какому сценарию будет продолжаться развитие мира?

«ИКТ на уроках истории» - Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие: Мультимедиатека школы: Учебные видеофильмы: История государства Российского Романовы. Коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети) телекоммуникации interhet. Уроки отечественной истории Х1Х-ХХ века. Уроки всемирной истории. Уроки отечественной истории до Х1Х века.

«ИКТ в образовательном процессе» - Центр Информационных Технологий. Творческая лаборатория по внедрению ИКТ в учебный процесс. Семинары и круглые столы по применению ИКТ. Повышение эффективности управления ОУ на основе ИКТ. Видеофрагмент музыкального досуга «Веселый оркестр». Приспособления для обработки металла. Обучение основам ИКТ.



Рекомендуем почитать

Наверх