Аргументы за и против вред компьютера. Знакомство с упражнениями для зрения. Нагрузка на зрение

Для Windows Phone 17.02.2019
Для Windows Phone

По-моему, компьютер как футбол. Ни тому, ни другому детей учить не приходится - они сами овладевают необходимыми знаниями, необъяснимым для взрослых образом.


Помнится, как в эпоху еще первого Буша на всех часах и электронных аппаратах Белого Дома нужно было поменять время с зимнего на летнее. Секретная служба справлялась с этим делом так медленно, что президент рассердился и позвал своего 10-летнего внука, который в пять минут завершил операцию.


Конечно, чтобы компьютерные навыки смогли развиться в юном возрасте, нужно, чтобы у ребенка был компьютер. Многие считают, что именно с этого и начинается путь в новую утопию. Во всяком случае, об этом писал апостол компьютерного века Николас Негропонте. Десять лет назад, в своем бестселлере «Цифровой мир» он предсказывал, что жизнь, в которой человек работает не с вещами, а с информацией, как он выразился - «не с атомами, а с битами», станет разительно другой: она будет лучше. Особенно для жителей обойденного прогрессом Третьего мира. Негропонте писал:


Вместо того, чтобы уничтожать социальную несправедливость, «грабя награбленное», компьютер обещает выровнять шансы, дав в руки каждому ребенку тот же образовательный инструмент, что пока доступен лишь детям «золотого миллиарда». Нивелируя ущербность географических и исторических условий, тотальная компьютеризация сделает конкурентоспособными всех, начиная с папуаса из самой глухой деревни Новой Гвинеи.
Включившись в мировой круговорот информации, Третий мир сделает решительный шаг из нищеты и невежества к знаниям и процветанию.


«Конечно, не даром», - говорят критики. В одночасье на неподготовленную молодежь, которая и телевизор-то видит лишь когда показывают футбол на сельских праздниках, обрушатся все богатства интернета - вместе со всем накопленным им мусором…


О том, что получится из этой цифровой утопии, можно - хотя бы отчасти - судить по американскому примеру. Сейчас, когда к концу подходит очередной учебный год, Америка в очередной раз подводит итоги и в очередной раз огорчается ими: американские ученики по-прежнему уступают сверстникам из многих стран. Причем, прежде всего - школьникам дальневосточного региона, который как раз и составит самую опасную конкуренцию Америке в XXI веке.


Еще обиднее, что компьютер, на который педагоги возлагали такие надежды, отнюдь не всегда справляется с возложенными на него задачами. Так, результаты самого крупного исследования, проведенного техасским Центром по вопросам образования, показали, что нет разницы между уровнем успеваемости в школах, где с 2004 года учатся с лэптопами, и в школах, где учатся без них.


Этот вывод подтверждают многие учителя-практики. Последнее время среди преподавателей школ стали слышны жалобы на то, что портативный компьютер, лэптоп, не помогает, а мешает процессу обучения. Им пользуются, чтобы передавать друг другу ответы на экзаменах, загружать порнографические материалы из Интернета, проникать в местные бизнесы. Лэптопы часто ломаются, школьная сеть всегда перегружена и постоянно «замерзает». В результате некоторые американские школы пришли к заключению, что от лэптопов толку нет вообще, и отказались от них.


Как уживаются лэптоп и школьное образование? На этот вопрос корреспондент Радио Свобода Ирина Савинова попросила ответить профессора Марка Варшауэра, автора книги «Лэптопы и грамотность: беспроводное обучение» (Mark Warschauer. Laptops And Literacy: Learning in the Wireless Classroom).


- Когда в американских школах начали использовать компьютеры?
- Лэптопами в школе начали пользоваться в 1995 году. С тех пор число школ, где используют компьютеры, увеличивалось. Сперва их дороговизна была серьезным препятствием к более широкому применению. В 1990-х они стоили несколько тысяч долларов. Сегодня можно приобрести лэптоп за 300-500 долларов. Их стоимость будет еще больше уменьшаться. Сегодня 24% американских школьных районов обеспечены индивидуальными компьютерными программами. К 2011 году 50% школ перейдут на лэптопы или какие-то другие портативные компьютерные приспособления для обучения.


- Такое будущее ждет школу в Америке. А как обстоят дела в других странах?
- Есть одна очень интересная международная программа. Она называется «Один ребенок - один лэптоп». Ее создали в Массачусетском технологическом институте Николас Негропонте и Симор Паппер, основоположники компьютерного образования в США. Они разработали недорогой и прочный вид лэптопа, подходящий для детей школьного возраста. Оптовая цена одного составляет 150 долларов. В ходе переговоров они склонили правительства некоторых стран Африки, Азии и Латинской Америки к приобретению миллиона таких лэптопов для нужд образования в их странах. Я думаю, через год-два этот проект осуществится.


- Профессор, расскажите, чем преподавание в школах с помощью лэптопа хорошо и чем плохо?
- Главным преимуществом лэптопа является то, что он способствует развитию у учащихся соответствующего XXI веку умения получать и накапливать знания. Всего несколько десятилетий назад не требовалось умения самостоятельно найти и оценить информацию. Сегодня мультимедийное обучение возможно только в компьютерном классе, где учащиеся стали изучать предметы более глубоко. Это стало возможно только с помощью огромных ресурсов интернета и аналитических средств компьютера. С использованием компьютера резко улучшилось качество письменных работ - компьютер ведь располагает к редактированию. При этом, надо учесть, что компьютерные программы ввели не для того, чтобы улучшить показатели уровня успеваемости. Ответы на тесты школьники по-прежнему пишут карандашом на бумаге. Компьютерные программы нужны для того, чтобы молодые люди чувствовали себя уверенно в мире современной технологии. Мы живем в открытом и свободном обществе. Лэптоп и интернет помогают растить любопытных и независимых исследователей. Компьютер позволяет учащемуся активно участвовать в процессе обучения. Но компьютер остается сравнительно дорогим. И его применение не сказывается сразу же на отметках стандартных тестов-экзаменов, которые сдают школьники в Соединенных Штатах. Чтобы компьютер себя оправдал, должно пройти больше времени.


В своей книге вы говорите, что те школы, которые отказались от лэптопов, сделали это слишком поспешно: требуется время, чтобы научить преподавателей обращаться с новой технологией и внедрить ее в процесс обучения. Каким должен быть учитель компьютерной эпохи?
- Мы знаем, что преподавателям лучше удается обучение пользованию компьютером, если они сами хорошо умеют это делать. Учитель должен быть сравнительно молодым, из тех людей, кто выросли с компьютером. Учитель должен с таким же интересом относиться к компьютеру, как его ученики. Учитель может быть лидером, а лэптоп - всегда только машина. Учителя преподают детям теорию, факты, законы, учат процессу аналитического, творческого и критического мышления. На всех уровнях образования необходимо, чтобы фокус был на педагогике, а не на передовых технологиях.


Вы сказали, что «если мы растим стандартно образованных людей, тогда лэптопы нам ни к чему. Если мы хотим, чтобы из наших детей выросли новые гении, вроде режиссера Джорджа Лукаса и главы Apple Стивена Джобса, лэптоп незаменим». А учитель - заменим?
- Приведу пример. Есть такой проект «Сетевая наука». Школьники в американских школах, и не только в американских, но и во всем мире, собирали научную информацию. Например, одним из заданий было замерять количество осадков, другим - определять кислотность воды в местном водоеме. Эту информацию школьники сгружали в интернет. Накопилась большая база данных. Тут обнаружилось несколько проблем в использовании этих фактов. В одних школах ученики не умели соотносить местную информацию с общенациональной, в других не знали, как эти данные анализировать. К тому же, ученики из разных городов, не знали, как обсуждать научные вопросы. Но в тех же школах, где учителя научили ребят, как извлекать и анализировать информацию, как пользоваться научной терминологией и инструментами интернета, все получили пользу от участия в проектах. Отсюда вывод: там, где учителя сыграли роль наставников, обучивших школьников искусству научного эксперимента, компьютерная технология укрепила и углубила школьное знание.


- Значит, все по-прежнему зависит от профессионализма учителя?
- Хороший преподаватель - прежде всего руководитель процесса автономного приобретения и накопления учащимися знаний и навыков исследования и умения оценивать информацию. Преподаватель критикует работу учащегося, показывает, как улучшить ее. Это - как с обучением работать молотком и обучением столярному делу. Мы не учим работать молотком, не учим работать на компьютере. Говорят, дети учатся сами обращаться с компьютером. Но дело не в том, что они сами выучат «Пауэрпойнт» (Powerpoint) или «Пэйнт» (Paint), или другую программу. Важно, что они не только повышают свою эрудицию, но учатся писать и редактировать, анализировать и исследовать. И компьютер служит идеальным инструментом для обретения таких навыков.

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии.

В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера.

Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная.

Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации.

Существует множество специальных разработок для дошкольников, школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети, изучающие навыки чтения, счета и чтения географических карт при помощи компьютера, намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает. Если предыдущее поколение получало знания из бумажных источников, то нынешние школьники привыкли усваивать новые умения через видеоряд. В чём же плюсы обучающих компьютерных программ?

Обучающие игры создают на экране фантастический в мир, в котором оживают герои сказок, мультфильмов, а также буквы, цифры и окружающие предметы. Такие игры создают обстановку, помогающую школьнику представить не конкретную ситуацию или единичное понятие, а получить обобщенное представление о подобных ситуациях либо же предметах. То есть в момент занятий за компьютером у ребенка развиваются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение.

Но благоприятно влияют на умственные процессы школьника не только обучающие программы, но и обычные компьютерные игры. Воспитатели отметили, что благодаря такому времяпрепровождению у детей улучшается внимание и память. Психологи объясняют это тем, что дети непроизвольно запоминают только эмоциональные и яркие моменты. Компьютерные программы за счет яркой подачи учебного материала способствуют ускоренному и долговременному запоминанию информации.

Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром».

Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

· Неудобная поза

Работая за компьютером, школьник длительное время не отрывает взгляд от экрана и постоянно держит руки на клавиатуре и мыши. В результате долгого неподвижного сидения могут возникнуть боли в суставах кистей рук, спине, мышцах шеи, головные боли. А при неправильном положении тела может развиться сколиоз или остеохондроз.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни. Подростки, уходящие в виртуальный мир, вымещают там свою агрессию или забывают о комплексах.

Кто подвержен игромании? Подростки или дети, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям.

Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных.

Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию.

Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению.

В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным.

Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене.

С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером.

Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации. Специалисты рекомендуют оградить детей 3-5 лет от знакомства с компьютером. С 5 до 7 лет можно давать ребенку поиграть не более 20 минут в день, поскольку неокрепшая психика в таком возрасте не позволяет дитю отличать виртуальность от реальной жизни.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время. Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир, однако стоит обращать внимание на индивидуальное развитие ребенка. Даже в этот период не рекомендуется разрешать играть за компьютером перед сном и ночью.

Компьютер для школьника должен быть помощником в учебе. Например, используя интернет, можно готовить рефераты, а ученики младших классов могут подготавливать небольшие доклады. Также стоит следить за играми, которыми увлекается ребенок. В идеале, на компьютере должны быть установлены развивающие или «добрые» игры.

Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить. Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности, космос, театр или динозавры. Это может быть всё, что угодно, лишь бы ребенок получал радость не только от «общения» с этой умной машиной. Также негативное влияние компьютера можно значительно уменьшить, следуя простым правилам:

Обзавестись хорошим монитором, это позволит снизить утомляемость глаз. Расстояние от дисплея до глаз должно быть 45-60 сантиметров. Источник естественного света должен находиться слева. Для взрослого человека допустимо 2 часа беспрерывной работы, для ребенка – полчаса. Затем следует отвлечься хотя бы на 15 минут. Чтобы сохранить зрение, следует ограничивать время игр и сидения в интернете.

Специальный компьютерный стул без подлокотников и на газпатроне позволит избежать неудобной позы и боли в суставах. Важно соблюдать правильную позу. При сидении за компьютером ноги должны прочно опираться на пол, а спина сохранять ровное положение. Положение головы тоже должно быть ровным, а не выпяченным вперед. Если нет возможности приобрести специальное кресло, стоит подобрать максимально удобный стул. Он должен быть с твердым сиденьем и удобной высоты. Также рекомендуется приобрести компьютерный стол, оснащенный выдвижной доской для клавиатуры.

· Чтобы не допустить психического перенапряжения, необходимо ограничить время игр-стрелялок и пребывание в интернете. Нужно регулярно отвлекаться от монитора и проветривать помещение.

· При правильно оборудованном рабочем месте время провождения за компьютером можно увеличить. Соответственно, при плохой организации желательно удержаться от длительного контакта.

Также рекомендуется следить за увлечениями ребенка: какие игры предпочитает, какие сайты посещает. Для удобства и спокойствия родителей на компьютерах существует функция «Родительский контроль», позволяющая ограничивать время пребывания за экраном и блокировать опасные сайты.

Основной вопрос – ограничить своего ребенка от использования компьютера или нет? Вопрос достаточно сложный, но решаемый. Компьютер, как и любой бытовой предмет, может нести не только пользу, но и вред. Но так можно описать любой предмет обихода и любую игрушку. Во всем нужно соблюдать меру и пользоваться незамысловатыми, но действенными рекомендациями.

Компьютер стал заменой видеоприставке, пишущей машинке, музыкальному центру и даже телевизору. Но основное достоинство – он стал средством связи и позволяет общаться людям с разных уголков планеты.

Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

"Компьютер" : "За" и "Против"

Х отим мы этого или нет - компьютер прочно вошел в нашу жизнь. И будущее - за ним. Оглядываясь на своих соседей, уже купивших персональный компьютер, мы все чаще задаем себе вопрос: "Не пора ли и нам его купить ребенку?".

МНОГО ВОПРОСОВ

Чаще всего родителей беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение и его вредные излучения. Кроме того, многие слышали о хакерах - фанатах, полностью погруженных в компьютерный мир, общение с которым они предпочитают всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком?

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько ждать? А не будет ли слишком поздно?

У ребенка уже с раннего возраста, как только он начинает понимать ценность общения со сверстниками, появляется желание проявить себя и в работе с компьютером. Ему хочется творить, создавать что-то своими руками, строить свой мир - и чтобы никто не мешал ему, не читал нотаций. С людьми этого добиться нелегко. А с компьютером? Сравним две ситуации.

Первая - ребенок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занимается уроками (по обучающим программам) или просто с пользой развлекается (при помощи развивающих программ).

Вторая - компьютера нет. Зато есть масса проблем. Усадить ребенка за уроки, погулять с ним. Потом чем-то занять. Потом убрать все, что он разбросал, или уговорить его самому это сделать и т.д. При этом тратятся и нервы, и время - сплошная головная боль...

И многие родители, купив своему дитятке персональный компьютер, с облегчением переводят дух: занимательность "умных машин" не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Но действительно ли все так просто?

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?

Компьютерофобия. Ребенок боится, что не справится с требованиями компьютера - не только на начальном этапе освоения, но и на более позднем сроке. Ребенком овладевает необъяснимый страх, который проявляется в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности.

Родители должны обратить внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Ведь компьютерные страхи чаще возникают у детей беспокойных, неуверенных в себе и компьютер для них - "угрожающий стимул", который может спровоцировать усиление общего состояния тревоги.

Явление противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность компьютером. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом - так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит.

Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Появляется так называемый "синдром Пигмалиона". Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличие от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво, как в реальный мир, погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной.

"Компьютер" : "За" и "Против"

PRO ET CONTRA

С одной стороны, компьютер оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Когда он "на ты" с персональным компьютером, то смело выбирает стратегию поведения или самообучения.

C другой стороны, привыкнув к виртуальному миру, он может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. Переход к реальным вещам тем труднее, чем больше ребенок увлекается компьютерной игрой. А это, в свою очередь, может привести к негативным изменениям в развитии его личности: ребенок уходит в себя, формируется аутизм.

При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях у него могут обостриться невротические черты, а при выраженной неуравновешенности - возникать болезненные состояния. Наблюдения показали, что у разных людей под влиянием длительных занятий на компьютере происходят неодинаковые изменения в психическом развитии: у одних уровень интеллекта повышается, у других - снижается.

Вот еще несколько позитивных последствий - формирование деловой мотивации, развитие логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. А главное, можно экспериментировать до бесконечности. Хочешь - создавай линейный рисунок, а хочешь - комбинируй композицию из цветных фигур или раскрашивай готовый узор.

Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности материала и другими видами компьютерной помощи.

В принципе, как утверждают педагоги-программисты, компьютерные обучающие системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель конкретного ученика с учетом особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

Тем не менее при длительном пользовании компьютером эти положительные качества могут перерасти в отрицательные: точность и аккуратность в педантизм, негибкость, зависимость мыслительных процессов от умной машины. В каждом конкретном случае надо рассматривать, как соотносятся возможности той или иной программы с развитием конкретного ребенка, памятуя, что компьютер, предоставляя разнообразный материал для творчества, сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.

Творчество - дар, присущий только человеку. Его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Поэтому у того, кто работает исключительно с компьютером, гибкость интеллекта снижается, усиливается шаблонность мышления.

"Компьютер" : "За" и "Против"

СТРЕЛЯЛКИ, СТРАШИЛКИ И ТАМАГОЧИ

Организуя интеллектуальный досуг семьи, родители должны серьезно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли "культиваторы" агрессивного поведения ребенка. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх "активного действия", всякого рода "бегалках" и "стрелялках". Они таят тройную опасность.

Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа "бац", "ты-ды-ды" и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность - отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами? Во всем мире сейчас среди детей распространена игра в электронного зверька "тамагочи": дети должны ему помочь вылупиться из яйца, потом кормить, убирать за ним.

Если о нем забудут или допустят ошибку в уходе - существо "умирает". Казалось бы, какая разница: живой или компьютерный зверек? И тот и другой могут привить ребенку любовь к "братьям меньшим", научить заботиться о них и вообще о своих ближних. Это особенно актуально для городских семей, в которых часто растет один ребенок и общение с живой природой ограничено.

Однако обратите внимание на такой факт: если "тамагочи" погибнет от неправильных действий или коварной воли играющего, никто не назовет его убийцей. Жизнь таким образом становится игрушкой в руках маленького господина.

В реальности же такое невозможно, ибо есть законы, существуют наказания. От человека требуется ответственное отношение к любому живому существу, обладающему правом на жизнь, и особенно к самоценности человеческой личности. Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.

СТРАХ ПОРОЖДАЕТ ЖЕСТОКОСТЬ

Высказываясь против компьютерных игр, психологии, врачи, педагоги не против игры как таковой - в игре ребенок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребенка. Нетрудно представить, что творится в его незащищенном сознании, когда он борется с чудовищами, привидениями и другими монстрами. Некоторые герои компьютерных игр так страшны, что на упаковке написано: "Только для детей старше 5 лет". Как в таких случаях защитить ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма и прочих психических нарушений?

"Компьютер" : "За" и "Против"

Страх, как известно, делает ребенка или забитым или жестоким, а бывает - и тем и другим одновременно. Один 5-летний малыш, например, чтобы избавиться от страха быть съеденным динозавром, сам создал себе динозавра и воспитал его так, чтобы с его помощью уничтожать других тварей.

Однако страх перед ними не исчез. Его воображение все еще наполнено различными ситуациями борьбы и защиты. Как побороть страх? Можно укрыться под одеялом. А можно и самому стать страшным.

СТАНЬТЕ ХОЗЯИНОМ ИСКУССТВЕННОГО РАЗУМА

Сам по себе компьютер не плох и не хорош, и каким он в результате станет, зависит от пользователя, от его разумного отношения к машине. Невежество и беспечность взрослых опасны не только для телесного и психического здоровья ребенка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей; после страдает уже и общество в целом.

Взвешивая все "за" и "против" при покупке компьютера, важно учесть, какой компьютер вы приобретаете, сколько времени будет проводить за ним ребенок и как эти занятия впишутся в его общий режим. Необходимо учитывать содержание программ, качество их подачи и многие другие факторы. Но об этом - в следующий раз.

Галина Лукьянец

Кандидат биологических наук

Людмила Леонова

Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАО

Тибет - это страна, где главной религиозной традицией является буддизм, но, судя по последним находкам, индуизм также имел на жителей Тибета определенное влияние. В городе под названием Шигадзе китайский ученый (работающий в Китайском институте тибетологии при Тибетском университете) по имени Цэтань-Доньджуб нашел древний индуистский храм в честь Господа Шивы (Шива - один из главных полубогов в божественной триаде ведической традиции)

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного и младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого -появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. (Родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:
. на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;
. проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;
. достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;
. посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;
. важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
. для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
. хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;
. длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;
. в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.

Как утверждают психологи, воспитание будущего воспитателя заканчивается примерно в 5-7 лет. Все мы воспитываем наших детей так же (или прямо противоположно) как воспитывали нас. Пример родителей – положительный, которому мы неосознанно всю жизнь подражаем, или отрицательный, которому мы так же неосознанно поступаем наперекор, сопровождает нас постоянно.

Поэтому любой родитель твердо знает, как поступить, если ребенок капризничает, какие игрушки ему надо покупать и как он должен проводить свое свободное время. Однако темп нашей с вами жизни таков, что современные родители сталкиваются со многими вещами, которых не было в их детстве, и поэтому у них нет готовых рецептов. И эти вещи требуют, чтобы каждый родитель принял свое собственное решение возникающих проблем.
К таким вещам можно отнести видеомагнитофоны, игровые приставки, компьютеры.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Но если для детей это привычный предмет, такой как телевизор или телефон, то для большинства родителей это все-таки новая техника, техника, которую они осваивали в более-менее сознательном возрасте и которая вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, компьютер – незаменимый помощник и замечательная игрушка, а с другой – с ним связано множество не вполне привычных и пугающих вещей – виртуальная реальность, например. В этой статье мы в большей степени коснемся отрицательных моментов, связанных с компьютером, потому что его достоинства известны, наверное, всем.
Как известно, пугает только то, что непонятно. Наверное, именно поэтому множество работ в современной психологии посвящено взаимодействию компьютера и человека, особенно ребенка. Наиболее важные направления исследований – изучение возможности применения развивающих и обучающих компьютерных программ и влияние компьютерных игр на психику ребенка. Именно эти вопросы больше всего волнуют родителей – как, пользуясь компьютером с наибольшей пользой, не нанести вреда ребенку.
Большинство исследований зарубежных и отечественных ученых показывает, что использование компьютером очень эффективно для обучения всех людей – от дошкольников до пенсионеров.
Для маленьких детей разрабатываются специальные игровые программы, которые помогают им учиться писать и считать, различать цвета и геометрические фигуры. Однако к выбору обучающей программы нужно подходить не менее внимательно, чем к выбору правильной обуви или полезного питания. И дело не только в том, что плохо сделанная программа может вредно влиять, например, на зрение ребенка из-за неправильного цветового решения. Исследования подтвердили, что некоторые из программ, использующихся для обучения ребенка читать, менее эффективны, чем даже традиционные методики. Кроме того, в современном постиндустриальном обществе изменяются требования к образованному человеку. Теперь надо не только и не столько владеть определенными знаниями, а нужно, основываясь на базовых знаниях, уметь находить и обрабатывать информацию, постоянно учась. Также немаловажным становится умение находить неожиданные решения, нужна креативность, «творческость» мышления. Но именно это умение часто подавляется при сильном увлечении компьютерными обучающими программами. В них, как правило, используются тесты, которые тренируют не мышление, а умение угадать правильный ответ.
Еще одна опасность, которая может подстерегать детей и родителей: ребенка пытаются научить чему-то, к чему он еще психологически не готов. А при отсутствии психологической готовности дополнительные усилия могут лишь затруднить обучение.
Однако эти недостатки ни в коем случае не перечеркивают достоинств обучающих программ: их наглядности, возможности легко манипулировать с объектами, использование индивидуального подхода – ведь в зависимости от правильности выполнения и сделанных ошибок программа сама направляет ребенка в нужное место. Немаловажно и то, что ребенок, играя, гораздо лучше и полнее усваивает знания и навыки, а обучение на компьютере для ребенка всегда игра.
Еще более осторожно, чем к выбору компьютерных обучающих программ, надо подходить к выбору компьютерных игр. Игры могут помочь развить у ребенка наблюдательность, пространственное мышление, увеличить скорость реакции или просто занять малыша на некоторое время. Однако игры могут быть причиной проблем при общении с другими людьми, возникновении у ребенка агрессивности или тревожности, могут подавлять его личность.
После трагических событий в Америке, когда по стране прокатилась волна немотивированных убийств, совершенных подростками-любителями компьютерных игр «стрелялок», психологи стали исследовать этот феномен. Оказалось, что при игре в компьютерные игры, содержащие насилие, подавляется деятельность мозга в тех участках, которые «отвечают» за эмоции, планирование собственных действий, самоконтроль и самообладание человека. При этом у «активных» пользователей, играющих более 1-2 часов в день, наблюдалась наименьшая активность мозговой деятельности. Подобные нарушения деятельности мозга особенно опасны для маленьких детей, у которых многие функции (например, самоконтроль) еще не полностью сформированы. Следует отметить, что у тех детей, которые играли в «мирные» игры, например, в автогонки, подобных нарушений практически не возникало или они были очень малы.
Еще один существенный момент. В одном эксперименте американские психологи выдали детям 9-10 лет «настоящие» пистолеты и предложили попасть в силуэт человека, нарисованный на доске и расположенный на расстоянии 10 метров. Результат поразил самих ученых. Большинство детей, не играющих в компьютерные игры или играющих в «мирные» игры, не смогли выстрелить в силуэт, а из тех, кто выстрелил, большинство промахнулось. Дети же, часто играющие в игры содержащие насилие, стреляли, не задумываясь; 99% из них попали в мишень, а 97% – поразили жизненно важные органы. Этот результат настолько ошеломляющий, что некоторые психологи предложили ввести возрастной ценз на подобные игры, такой же, как на курение или спиртные напитки.
Эти факты заставляют признать, что компьютерный мир создает свою, «виртуальную» реальность, которая для детей бывает более реальной, чем настоящий мир. Поэтому необходимо ограничивать игру детей на компьютере не только из-за возможного вреда здоровью, но и для того, чтобы ребенок как можно больше жил в реальном мире, общался с реальными людьми и играл с реальными предметами. Ведь один из «соблазнов» общения с компьютером – возможность вернуться на шаг назад, изменить свой выбор, сделать другое действие. В жизни такая возможность предоставляется очень редко. А ребенок все надеется, что можно будет переиграть и не привыкает брать на себя ответственность за свои поступки.
В общем, можно заключить, что достоинств и недостатков у компьютера поровну. И как его использовать, что будет превалировать – недостатки или достоинства, зависит от нас с вами. Разумное использование компьютерного обучения, игра в хорошие игры пойдут только на пользу ребенку. Однако при этом следует помнить, что виртуальный мир, создаваемый компьютером, притягивает к себе иной раз сильнее любого наркотика. Особенно это касается детей, которым не с чем сравнивать, которые не обладают нашим опытом и знаниями. Многие застенчивые дети испытывают при общении с людьми большое психоэмоциональное напряжение. Чтобы избежать этого, они уходят в псевдообщение с компьютером, все больше и больше отдаляясь от людей и попадают в замкнутый круг, разорвать который можно будет лишь с помощью опытного психолога.
И, в заключение, хочется перечислить достоинства компьютера и напомнить о временных ограничениях при игре или работе на компьютере детей.
Что же может компьютер?
Помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация;
В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей;
При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы);
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций;
При этом следует помнить, что детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.

По материалам журналов «Childe Study Journal»,
«Journal of Instructional Psychology»,
«National»



Рекомендуем почитать

Наверх