Сновы юзабилити и дизайна. Базовые правила и принципы юзабилити. Тестирование состоит из четырех этапов

Faq 23.03.2019
Faq

Доброго дня вам, уважаемые читатели моего блога. Популярным инструментом продаж услуг и товаров в интернете является сайт. Как сделать так, чтобы пользователи не просто заходили полюбоваться красивыми картинками, но делали именно то, что вам нужно: совершали покупки, оформляли подписку на материалы?

Поведением пользователя на сайте можно управлять. Для этого существует юзабилити, основные принципы которого мы рассмотрим в статье.

Но даже если у вас нет своего сайта, понимание основ юзабилити можно превратить в источник неплохих денег. Интересно? Тогда читайте дальше.

Проблема большинства владельцев сайтов одинакова. В веб-разработку вложены большие деньги, но инструмент не работает!

Пользователи не совершают тех действий, которые ждет от них продавец. Не покупают, не подписываются на обновления, быстро уходят, низкий процент повторных обращений. В чем дело?

А ответ на поверхности – сайт для пользователя неудобный!

Что это значит? Например, чтобы найти информацию об оплате и доставке пользователю нужно пролистать несколько страниц. Никто не хочет тратить лишние усилия на поиски. Поэтому нужно предлагать простые решения.

Принципы юзабилити в интерфейсе

Есть несколько важных правил в дизайне, которые нужно учитывать при его разработке.

Первое правило носит название «Правило 7». Основано оно на особенностях работы человеческой кратковременной памяти.

Охватить вниманием человек способен от 5 до 9 объектов, в среднем это Не нужно перегружать страницы обилием объектов среди которых легко потеряться, ограничьтесь семью.

Второе правило – это правило двух секунд. Никто не хочет ждать пока прогрузится сложная, забитая графикой и флеш-заставками страница. Поэтому стоит подумать много раз, прежде чем так поступать.

Возможно, это сделает сайт визуально более привлекательным, но пользоваться им не будут.

Следующее правило звучит как правило трех кликов. Это значит, что пользователь должен совершить максимум три перехода до того момента, как найдет нужную информацию. Такие сайты любят не только посетители, но и поисковые роботы.

Правило Фиттса. Суть его в том, что не нужно делать крупные предметы еще более крупными, человек их и так заметит.

Принцип перевернутой пирамиды . Это значит, что посетитель должен сначала получать самую важную информацию и постепенно переходить к менее значимой. Такой подход экономит время на поиски, что вызывает у пользователей положительные эмоции.

Тестирование интерфейса

Даже если вы уверены в том, что выполнили все правильно, интерфейс нуждается в обязательном тестировании. Для этого нужно собрать группу людей, которые будут принимать участие в тесте и подготовить список самых востребованных задач, которые пользователь должен решить при помощи вашего сайта.

Допустим, найти товар, оформить заказ, оплатить, поменять товар в корзине, получить информацию о доставке и другие.

Все всплывающие в ходе тестов ошибки нужно фиксировать письменно, даже самые незначительные. Устранить все недочеты. Шаги повторять до тех пор, пока не будет получен необходимый результат.

Чужими руками или самостоятельно?

Разработка интерфейса может быть выполнена самостоятельно или руками привлеченных специалистов.
Например, на этой бирже weblancer.net можно заказать услуги по разработке дизайна и верстке сайта. Вложенные средства окупятся очень быстро.

Также вы можете пройти обучение мастерству создания работающих сайтов. Например, здесь вы найдете много качественных, работающих курсов.

Эти программы могут быть полезны не только владельцам сайтов, но и людям, которых интересует хорошо оплачиваемая работа в интернете.
Пройдя обучение, вы становитесь специалистом, который может помочь качественно в интернете, сделать его более прибыльным.

Такие специалисты востребованы на рынке труда и могут рассчитывать на хорошую оплату.

Обучающие курсы содержат видеоматериалы от ведущих специалистов российского интернета, практические материалы, чек-листы и интеллект-карты. Изучить информацию вы можете в удобное для вас время.

Например, на курсе «Проведение аудита юзабилити сайтов » вы научитесь видеть и исправлять ошибки, которые приводят к потере больших сумм денег, сможете обеспечить попадание в топ-10 только за счет того, что исправите эти ошибки.

Принципы юзабилити контента

Говоря о юзабилити, не стоит упускать из виду важность контента. Каким бы удобным ни был сайт с точки зрения дизайна, главное, зачем приходит человек – это качественная информация, контент.

Признаки качественного контента:
логичность информации;
простота подачи;
наличие структуры.

Текст, написанный простыней, не воспринимается. Такие статьи закрывают, даже не пытаясь в них вчитываться. Поэтому в любой статье должна быть четкая структура: подзаголовки, списки, врезки, выделенные основные мысли.

Все это позволяет пользователю экономить время на поиске нужной информации.
Где брать такие тексты? Можно писать их самостоятельно, привлекать для работы профессиональных копирайтеров или покупать готовый контент на бирже, например, здесь — textsale.ru

Резюме: определение юзабилити (usability). Как, когда и где можно улучшить этот параметр пользовательского интерфейса (UI)? Почему он важен для маркетолога, равно как и для веб-дизайнера?

Данный пост представляет адаптированное к специфике веб-маркетинга изложение статьи крупнейшего мирового авторитета в этой сфере Якоба Нильсена (Jakob Nielsen).

Ниже приводятся ключевые термины и параметры, описывающие дизайн и юзабилити продающего сайта, и даются ответы на основные вопросы, могущие возникнуть и у маркетолога, и веб-дизайнера.

Определение

Юзабилити — это качественный критерий, позволяющий оценить, насколько легко применять пользовательские интерфейсы для использования. Прилагательное «качественный» в дефиниции термина означает, что он не может быть выражен через количественные параметры в отличие, положим, от кликабельности (CTR), коэффициента возврата инвестиций (ROI) или стоимости лида (CPL). Другими словами, мы не сможем вычислить точное значение этого параметра и записать его цифрами. Смысловой перевод Usability — «удобство использования».

Также этот параметр относится к способам упрощения использования пользовательского интерфейса (UI, user interface), применяемых в процессе его проектирования.

Мы предлагаем рассматривать термин UI в узком практическом значении с точки зрения интернет-маркетолога — пользовательский интерфейс есть визуализация лендинг пейдж, страницы сайта eCommerce или SaaS-решения, отображаемая на мониторе представителя целевой аудитории.

В свою очередь, удобство использования определяется 5 качественными компонентами (критериями более низкого уровня):

Обучаемость (Learnability): насколько легко пользователи смогут выполнить конверсионные задачи, в первый раз увидев дизайн лендинга?

Эффективность (Efficiency): после того, как пользователи ознакомились с дизайном веб-ресурса, как быстро они смогут выполнить стоящую перед ними задачу?

Запоминаемость (Memorability): если пользователи вернутся на web-страницу после периода достаточно долгого отсутствия, то как легко они смогут вспомнить алгоритм выполнения конверсионной задачи?

Ошибки (Errors): сколько ошибок во время интеракции с лендингом/сайтом пользователи сделают, насколько серьезными будут эти ошибки, и как легко пользователи смогут оправиться от этих ошибок (т. е. не будут ли разочарованы до такой степени, что попросту покинут веб-ресурс)?

Удовлетворенность (Satisfaction): насколько приятно пользоваться данным UI?

Вот что такое юзабилити программной системы и посадочной страницы.

Существуют и другие важные качественные атрибуты дизайна. Ключевой параметр, относящийся к функциональности пользовательского интерфейса — полезность (утилитарность, utility): отвечает ли дизайн базовым потребностям пользователей?

Юзабилити и полезность одинаково важны, и только через совокупность 2 этих параметров можно определить, является полезным для пользователя: не имеет значения, насколько легко выполнить какое-то действие, если оно вам не нужно.

Однако столь же нехорошо, если посетитель, оказавшийся на целевой странице после поискового запроса, понимает, что теоретически он может совершить желаемое им конверсионное действие, однако на практике желание свое он выполнить не сумеет, просто потому что пользовательский интерфейс слишком сложен.

Для изучения полезности дизайна применяются те же методы, что и для исследования юзабилити (о них мы расскажем ниже).

Итак, сформулируем 3 определения дизайна, способствующего удобству использования условным UI:

Полезность/утилитарность = предоставляет ли дизайн в распоряжение пользователя необходимые функции.

Юзабилити = насколько легко и приятно пользоваться этими функциями.

Полезный дизайн = удобство использования + полезность.

В чем важность юзабилити?

В интернете удобство использования является необходимым условием, особенно в сфере электронной коммерции любого формата. Если продающий лендинг или SaaS-решение трудно использовать, посетители уходят к конкурентам.

Если домашняя страница не в состоянии четко заявить, что компания предлагает, и объяснить, что представители целевой аудитории могут сделать на веб-ресурсе, пользователи «спасаются бегством». Такую же реакцию вызовет отсутствие понятной навигации, неудобство чтения текстового контента (пресловутая «стена текста»), уклончивые, неубедительные или некомпетентные ответы на ключевые вопросы.

Таков основной поведенческий паттерн online поведения человека: он не будет читать инструкцию по использованию лендинга/сайта или иным образом тратить свое время, пытаясь выяснить, как устроен и работает конкретный веб-интерфейс. На расстоянии клика мыши есть множество других доступных веб-ресурсов. Уход — это первая оборонительная реакция посетителя, столкнувшегося с трудностями.

А теперь вспомним «первый закон электронной коммерции»:

Если посетители не смогут найти товар, они его и не купят.

Нильсен утверждает, что лучшей практикой на текущий момент является такая — тратить 10% всего бюджета, выделенного на разработку дизайна, на оптимизацию юзабилити.

Подобный подход обеспечивает прирост качественных метрик веб-ресурса более чем в 2 раза (Нильсен в качестве косвенного критерия оценки удобства использования применяет ROI как параметр, имеющий точное числовое значение, а взаимосвязь между удобством использования интерфейса и коэффициентом возврата инвестиций он неоднократно отслеживал в своей обширной долголетней практике).

Удвоение продаж, удвоение количества зарегистрированных лидов, удвоение любого маркетингового результата — неужели недостаточно весомый аргумент для того, чтобы наконец уделить внимание удобству использования посадочных страниц?

Как повысить удобство использования?

Есть много методов изучения этого параметра, но основным и самым полезным является пользовательское тестирование, состоящее из 3 последовательных операций:

  • Привлечение некоторого числа репрезентативных пользователей, представляющих целевой рынок.
  • Выполнение участниками теста типичных конверсионных задач.
  • Наблюдение за ними: что они делают, что им удается, где у них есть трудности во взаимодействии с пользовательским интерфейсом.

Маркетологи не должны никак вмешиваться в ход теста, предоставив участникам решить все проблемы индивидуально. Любая подсказка нивелирует результаты эксперимента.

Для того, чтобы определить наиболее важные проблемы, достаточно 5-10 пользователей. Запускать дорогое широкомасштабное исследование вовсе ни к чему, гораздо эффективнее себя проявит серия тестов с небольшим количеством участников, однако каждое испытание должно проводится после каждого изменения, внесенного в дизайн: так вы сможете исправить недостатки сразу же после их обнаружения.

Напомним, что такой метод называется итерационным дизайном (Iterative design), и он также применяется в процессе редизайна сайта для повышения конверсии, хотя во втором случае дело обстоит гораздо проще: каждая итерация завершается обычным сплит-тестом.

Ну и разумеется, чем больше версий и идей по дизайну интерфейса удастся проверить, тем лучше.

Пользовательское тестирование не следует путать с опросом фокус-группы — это метод хорош для исследования целевого рынка, но не подходит для оценки удобства использования. Маркетологу достаточно получить и проанализировать мнения, поступившие от фокус-группы, дизайнер UI должен лично видеть, как каждый пользователь выполняет конверсионную задачу, пользуясь сконструированным веб-интерфейсом.

Когда начинать работу над оптимизацией юзабилити?

Этот параметр играет свою роль на каждой стадии процесса разработки дизайна веб-интерфейса. Следовательно, возникает потребность в многочисленных тестах, каждый из которых, однако, можно провести быстро и дешево.

Вот основные шаги:

  • Перед тем как начинать разрабатывать новый UI или приступать к его редизайну, протестируйте старый вариант для выявления удобных и полезных пользователя элементов, которые можно применить в дальнейшем.
  • Проведите так называемое полевое исследование (field study) — понаблюдайте, как представители целевой аудитории ведут себя в «естественной среде обитания», т. е. в привычной обстановке при посещении предпочитаемых веб-ресурсов: пользуются ли они , скроллят ли страницу с помощью колеса мыши или движка вертикального скроллбара и т. д.
  • Именно так можно составить примерное мнение о том, как представляют себе удобство пользования будущие посетители.
  • Создайте несколько простых непроработанных эскизов новых вариантов дизайна и приступайте к пользовательским тестам как можно раньше. Не тратьте время на кропотливую проработку дизайнерских идей — вы должны будете изменить их все на основе результатов испытаний.
  • Постепенно переходите от прототипа, отвечающего самым общим требованиям к веб-дизайну, принятым в вашей маркетинговой нише, к кастомизированной высококачественной компьютерной репрезентации вашего лендинга/сайта. Не забывайте проверять каждую итерацию!
  • Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам (существует множество работ на эту тему, например, того же Якоба Нильсена).
  • Если вы решили, что окончательно завершили новый вариант дизайна, проверьте его еще раз — мелкие проблемы юзабилити всегда «выползают на свет» именно в ходе имплементации нового интерфейса на веб-ресурс.

Не откладывайте пользовательское тестирование до той поры, когда новый вариант дизайна будет полностью «введен в строй». Если вы это сделаете, будет невозможно исправить подавляющее большинство критических проблем.

14 ноября 2011 в 19:02

Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно. Коротко о главном

  • Блог компании Digital Professionals Hub

В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.

Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:

  1. Правило 7-ми.
    Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
    С этой точки зрения сайт tutu.ru , безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
    В то время как сайт Российских Железных дорог - отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
  2. Правило 2х секунд.
    Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru .
  3. Правило 3х кликов.
    Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
  4. Правило Фиттса
    Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
    Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
  5. Перевернутая пирамида
    Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».

Тестирование состоит из четырех этапов:

  1. Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
  2. Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
  3. Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
  4. После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново. Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда - либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.

Пример по теме

Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова . Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.


Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».


Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.


Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!


Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.

Юзабилити сайта – это такой этап разработки, которым в Рунете почти никогда и никто не занимается. Ни верстальщик, ни программист, ни дизайнер. И только если владелец сайта перед разработкой задастся вопросом удобства своего будущего проекта и опишет пожелания в техническом задании – иногда получится что-то приличное. Но, это скорей исключения, т.к. владелец сайта в 100% случаев полагается на интуицию, а она очень часто подводит.

У меня каждую неделю несколько стандартных писем: «разработчики сделали сайт, рекламщики запустили рекламу, клики есть – продаж нет. Почему?».

В этой статье я не буду рассматривать случаи технической невозможности эффективной рекламы, когда товар или услуга невостребованна вообще или имеет малый спрос в интернете или тема в контексте заоблачно дорогая для начинающего и т.д.

Гораздо чаще, причины неуспеха сайта в более простых вещах: например, если пользователь не увидел в правой части шапки контакты фирмы – владелец теряет около 20% возможной прибыли. Если забыли в главном экране (без прокрутки) указать, чем конкретно фирма занимается (это не фантастика, такие случаи сплошь и рядом) – отминусуйте ещё 20 процентов прибыли. Несколько таких косяков в оформлении и все усилия по разработке сайта пошли прахом. Большинство принципов юзабилити для простого сайта-визитки предельно просты, просто почти никто про них не знает.

Потому я постараюсь написать кратко и просто, а Вы пройдитесь по своему сайту и сверьтесь, что на нём есть, а чего нет:).

Что такое юзабилити сайта?

Для посетителя - это удобство в достижении цели, с которой он пришел на сайт. А для хозяина сайта - это увеличение посещаемости и конверсии, один из ключевых факторов, влияющих на поведение пользователя сайта. Мало того, юзабилити оценивается даже поисковыми системами и влияет на место в выдаче. Давайте рассмотрим, что именно делает сайт удобным.

Удобство или красота?

Начнем с очевидных вещей, которые, однако, нужно сказать. Просто великолепно, если ваш сайт и удобен, и красив одновременно, но, если для улучшения юзабилити сайта требуется пожертвовать красотой и дизайнерским замыслом, - ими следует пожертвовать. Пользователь всегда предпочтет красивому сайту удобный.

Корректная верстка

Если вы смотрите на сайт, и он прекрасно выглядит и работает, это, увы, еще не значит, что так будет у всех. Существует множество людей, которые всегда будут пользоваться Internet Explorer, а также фанатичные любители любого другого браузера. Потому сайт абсолютно необходимо протестировать для них всех, иначе, какими бы прекрасными услугами и товарами вы его не наполнили, кто-то просто не сможет ими воспользоваться.

F-образный шаблон – один из главных «секретов» юзабилити

Исследования говорят, что приходя на сайт, человек осматривает страницу по F-образному шаблону. Наибольшее внимание концентрируется в левом верхнем углу, а тому, что расположено в правом нижнем, его уделяется минимум. Посетитель просматривает информацию слева направо, потом переводит взгляд вниз, потом снова слева направо и так далее. Получается траектория похожая на букву F.

Вообще, правая сторона привлекает пользователя намного меньше, чем левая. Если речь, конечно, идет о человеке, который пишет слева направо (создавая сайт, например, на арабском, эти рекомендации следует читать с точностью до наоборот). Потому важные смысловые элементы не должны размещаться в правой колонке.

Если же по центру страницы разместить яркое и крупное изображение (например, фото товара), то первоначально взгляд посетителя будет привлечен именно им. В дальнейшем он начнет сканировать страницу по той же F-образной траектории, но информация левого верхнего угла будет уже безвозвратно пропущена. Если в левой колонке вы расположили какие-то важные элементы, лучше, чтобы яркое изображение находилось выше них.

Ну и конечно, целевое действие страницы - например, кнопка заказа услуги или отправления товара в корзину - должно находиться на траектории просмотра.

Ориентация на местности

Посетитель далеко не всегда начинает просмотр сайта с главной страницы. Очень многие приходят с поисковых серверов или с рекламы. Потому никогда не надо думать, что с какой-то информацией пользователь уже ознакомился раньше, информация, важная для понимания о том, где он находится, должна дублироваться на каждой странице.

Обязательные элементы:

  • логотип компании
  • название компании
  • слоган, хотя бы частично поясняющий, что на этом сайте предлагается
  • контактные данные компании
  • цепочка ссылок до главной страницы («хлебные крошки») – возможно, но необязательно

В 95% случаях, когда я делаю аудит юзабилити – на сайтах отсутствует один или несколько из вышеперечисленных элементов. А это очень важно для эффективных конверсий.

Для юзабилити сайта очень важно сочетание цветов

На этот счёт есть простые и чёткие принципы юзабилити. О них можно прочитать в статье

Прокрутка (скроллинг)

Горизонтальной прокрутке просто следует отказать. Огромная часть посетителей, столкнувшись с ней, покинет сайт сразу.

Вертикальная же прокрутка не раздражает, но на первом видимом экране непременно должно быть что-то, что заинтересует пользователя. Он не должен покинуть сайт, даже не начав прокручивать.

Поля и отступы

Они должны быть обязательно. Текст без полей будет прочитан быстрее, но его смысл во многом ускользнет от посетителя - он будет просмотрен «по диагонали».

Шапка

Не стоит делать ее огромной, ведь кто-то просматривает ваш сайт с небольшого экрана нетбука или планшета. Да и на полноценном мониторе это редко выглядит красиво. Большинство посетителей, увидев одну шапку вместо контента, уже не станут его искать.

Кроме того есть стандартная информация, которую человек ожидает здесь увидеть - как минимум все те же логотип, название и контактные данные. Кстати, все также привыкли, что логотип является ссылкой, ведущей на главную страницу сайта.

Меню - горизонтальное или вертикальное?

Меню - основной инструмент навигации по сайту, потому оно не должно быть сложным. Идеальное меню - горизонтальное и одноуровневое.

Безусловно, огромное количество сайтов использует вертикальное меню. И это хороший выбор, если вам жизненно необходимо использовать в нем множество пунктов, и особенно, если количество этих пунктов будет увеличиваться. Но нередко можно увидеть вертикальное меню из трех-четырех пунктов в левой колонке. Место под ним тогда, зачастую, используют под рекламу. Делая так, вы отдаете рекламе самое ценное место своего сайта. Если вы не планируете расширять меню, лучше сделать его горизонтальным, а вместо левой колонки сразу начать знакомить пользователя с контентом, на котором вам нужно удержать его внимание.

Также, вместо вертикального, можно использовать и такой интересный вариант оформления меню, когда основные ссылки выделяются более ярким и крупным шрифтом, а второстепенные располагаются под ними.

Выпадающее меню тоже вполне можно использовать, но было бы неплохо предупредить посетителя об этом: внезапное мельтешение на экране, когда ничего не предвещало, может раздражать. Лучше всего обозначить это простым маркером вроде треугольника острием вниз около соответствующего пункта меню.

Если предполагается, что содержимое страницы будет длинным и пользователю придется прокручивать его, то горизонтальное меню для ускорения навигации можно продублировать в футере. С вертикальным меню такой номер не пройдет.

Пункты меню

Люди всегда хорошо реагируют на знакомые и привычные элементы интерфейса. Приходя на сайт, он ожидает увидеть в меню что-то вроде «О нас», «Услуги», «Контакты» и так далее. Если такие повсеместно используемые пункты меню будут названы иначе, посетитель просто может не обратить на них внимание.

Форма поиска, входа, регистрации и тому подобное

Как правило, такие формы располагаются вверху справа, и это, опять-таки, привычно для посетителя. Не следует заставлять его искать их по всей странице. Все эти второстепенные формы лучше размещать именно там, связывая с остальными элементами навигации.

(Но, конечно, не стоит полагаться на поиск, как на замену обычной навигации по сайту. Если пользователь не может найти что-то через меню, в большинстве случаев он этого вообще никогда не найдет.)

Ссылки должны быть выделены цветом и подчеркнуты при наведении, чтобы они не сливались с остальным контентом. Лучше, если посещенные и непосещенные ссылки будут разных цветов, - никому не нравится по ошибке ходить по ссылкам несколько раз. Приоритетный цвет ссылок синий и, если цветовая гамма сайта позволяет, стоит использовать для ссылок именно его.

Анимация

В общем случае, анимация имеет право на жизнь, но ей не следует злоупотреблять. Не стоит развешивать по всему сайту падающие снежинки и мерцающие звезды. Слайдер непременно привлечет внимание посетителя, но излишнее мельтешение вызовет только головную боль и желание немедленно покинуть страницу. В любом случае лучше ограничиться одним анимированным объектом на странице.

Звук

Лучше вообще не использовать: кто-то музыку слушает, у кого-то дети спят, а кому-то начальник голову оторвет. При необходимости можно вставить на страницу плеер, который посетитель сможет включать и выключать самостоятельно.

Мне кажется это, в целом, довольно несложные рекомендации. Тем не менее, соблюдение этих простых правил может очень помочь вам в деле достижения хорошей конверсии вашего проекта.

Якоб Нильсен

Юзабилити это качественный признак, который определяет, насколько интерфейс пользователя легок в использовании. Слово «юзабилити» также обозначает набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

У юзабилити есть пять количественных составляющих:

* Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?

* Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?

* Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?

* Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?

* Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?

Помимо юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна. Один из ключевых - полезность, который описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно? Юзабилити и полезность одинаково важны: какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая гипотетически делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса. Для изучения полезности программы вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.

В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят. Если сайт запутанный, посетители уходят. Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят. Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают «справочное руководство по работе с сайтом» или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающие у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.

Первое правило e-комерции гласит: если посетители не могут найти товар, они никак не смогут его купить.

Сегодняшний опыт показывает, что примерно 10% бюджета проекта должно тратиться на юзабилити. В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза, качество интранет-сайта. Что касается ПО и других продуктов, степень улучшения качества, как правило, немного ниже, но все равно значительна.

При разработке продуктов для внутреннего пользования считайте, что улучшение юзабилити в 2 раза означает сокращение времени на обучение пользователей в два раза, позволит удвоить объем продаж, количество зарегистрированных пользователей и заказов, и вообще, увеличить в 2 раза тот результат, которые вы ожидаете получить от проекта.

Существует множество методов изучения юзабилити, но самый основной и самый полезный - это тестирование вашего дизайна пользователями.

Оно состоит из трех элементов:

Выберите пользователей, наиболее типичных для вашего проекта/продукта, например, посетителей коммерческих сайтов или сотрудников вашей компании, которые часто пользуются интернетом (в последнем случае должны быть выбраны те, кто не работает в вашем отделе);
- Попросите их выполнить наиболее типовые задачи;
- Следите за тем, что делают пользователи, где у них все получается, где возникают сложности с интерфейсом. Молчите и слушайте, что они скажут.

Самое важное - проводить тестирование с каждым пользователем. Пускай каждый из них самостоятельно решает проблемы, которые возникают перед ним.

Если вы будете им помогать или привлекать внимание к какому-то определенному элементу на экране, вы испортите результаты теста.

Для выявления наиболее серьезных проблем с юзабилити, достаточно привлечь к тестированию 5 пользователей. Вместо того, чтобы тратиться на большое дорогое исследование, лучше всего провести несколько мелких тестов и вносить изменения в дизайн после каждого из них: так вы сразу сможете исправить выявленные ошибки. Этот метод постепенного дизайна лучше всего позволяет улучшить качество конечного продукта. Чем больше версий и идей вы откатаете на пользователях, тем лучше.
Юзабилити играет свою роль на каждом этапе реализации проекта. Оценка качества интерфейса на каждом этапе - лишь одна причина по которой я рекомендую проводить многократные быстрые и дешевые тесты. Вот как это выглядит:

Перед началом разработки нового дизайна, проведите тестирование старого дизайна, чтобы выявить в нем хорошие моменты, которые надо оставить или усилить, и плохие моменты, которые вызывают затруднения у пользователей.

В случае если вы работаете не над интранет-проектом, исследуйте дизайн ваших конкурентов, чтобы за дешево получить данные о возможных вариантах интерфейса, имеющих те же функции, что и ваш.

Проведите тестирование в реальных условиях, чтобы оценить, как работают с интерфейсом пользователи в обстановке своего рабочего места.

Создайте бумажные прототипы одного или нескольких вариантов дизайна и испытайте их на пользователях. Чем меньше времени вы потратите на реализацию той или иной идеи, тем лучше, так как вам все равно придется менять дизайн по результатам тестов.

Отшлифуйте идеи, которые дают лучшие результаты по нескольким тестам. Постепенно продвигайтесь от схематичного дизайна на бумаге к более подробному и детальному на компьютере. Проводите тесты на каждом этапе внесения изменений.

Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам юзабилити.

После того, как вы приняли решение по окончательному варианту и реализуете его, протестируйте его еще раз. На этапе реализации всегда находятся мелкие ошибки.

Не откладывайте тестирование дизайна на пользователях до самого последнего момента. Если вы поступаете так, большинство критических ошибок, которые будут найдены во время теста, будет уже невозможно исправить. Многие из этих ошибок будут носить структурный характер, и для их исправления придется переделать все заново.

Единственный способ получить качественный пользовательский интерфейс - начать тестировать с самого начала развития проекта и продолжать проводить тесты на каждом этапе.

Закажите аудит вашего сайта в Webcom Performance, сотрудники проведут вам детальный анализ всех параметров сайта и предоставят вам подробный отчёт с рекомендациями по исправлению ошибок на сайте, улучшению структуры и его функциональности.



Рекомендуем почитать

Наверх