Программирование для малышей. Игровая разработка для детей. Программирование для детей

Скачать Viber 10.04.2019
Скачать Viber

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Интересоваться игровой разработкой начинают дети всё более юных возрастов. Информации в наше время можно найти предостаточно, пожалуй, её даже с избытком. Это руководство поможет юным читателям или их родителям познакомиться с миром разработки игр. И что же это, собственно, значит? Во-первых, я сосредоточусь на технологиях, подходящих новичкам. Во-вторых, я не буду строить догадок об уровне ваших технических познаний, допуская, что он может быть нулевым. Поэтому, если будет казаться, что я считаю вас недостаточно умными или говорю снисходительно – это не так! И наоборот, если что-то будет не до конца понятно, дайте мне знать, и я постараюсь всё прояснить.

Слишком юный возраст – это сколько?

Наверное, самый распространённый вопрос. Сколько лет должно быть мне (или моему ребёнку), чтобы знакомиться с игровой разработкой? Ответить на него невозможно, поскольку все дети разные. На самой нижней ступени (при использовании подходящих инструментов) по-настоящему заинтересованный 6-летний новичок уже может достичь определённых успехов. На другой стороне спектра в 12 лет для этих успехов уже должно быть достаточно образовательной базы и умственных способностей. Реальный возраст получается где-то посередине.

Для начала нужно усвоить несколько критически важных вещей.

Первое – мотивация. Именно отсутствие мотивации, а не умственных способностей чаще становится преградой на пути к успеху. Если ваш ребёнок обожает творить (любить играть и любить делать игры – совсем не одно и то же) и готов к пробам и ошибкам, он идеально подходит для игровой разработки!

Второе – управление ожиданиями. Здесь мы теряем большую часть потенциальных разработчиков, независимо от возраста. Разработка игр – не самое сложное в мире занятие, но оно достаточно комплексное. Ваш ребёнок не будет в скором времени работать над масштабными современными играми, вроде Call Of Duty или NHL, не будет делать MMO-проекты. Начинать нужно с чего-то очень скромного и постепенно двигаться дальше.

Если ребёнок убеждает себя, что собирается делать новый Minecraft, его ждёт очень болезненная неудача. С другой стороны, установка «когда-нибудь я сделаю новый Minecraft» может отлично сработать. Тут очень важно понимать разницу. Как и с любым другим навыком, этот следует развивать постепенно. Попытка взяться за слишком серьёзное дело приведёт лишь к провалу и разочарованию. Для справки, сам я начал программировать лет в 8 на Atari BASIC.

Что вообще такое игровая разработка?

Здесь мы слегка углубимся в технические аспекты. Игровая разработка – обобщающий термин, подразумевающий множество навыков, направленных на создание одного большого творения. Представьте, что вы занимаетесь производством автомобилей. Одного навыка для этого недостаточно, вам нужны инженеры, дизайнеры, сборщики, тестировщики и множество других специалистов, чтобы сделать одну машину. Однако весь перечень необходимых задач может выполняться одним человеком. Есть немало успешных игр, написанных, нарисованных и выпущенных одним человеком. Впрочем, важно понимать, что это редкие случаи. Я говорю о том, что весь процесс разработки не сводится к одной задаче, их несколько. И если ребёнку по душе что-то одно, другое может и не понравиться. Важно помнить это при выборе программ, проверяя наличие образцов графики и звука, чтобы не приходилось абсолютно всё делать самостоятельно.

В титрах современных игр указаны сотни фамилий и специальностей связанных с проектом людей. Впрочем, для начала вам достаточно всего двух задач: сделать игру и её содержимое.

Для примера возьмём «Монополию». Во-первых, делаем игру: определяем дизайн игрового поля, придумываем правила для кубиков, пишем игровые карточки и т.п. После этого создаём игровой контент: изображения на поле, рисунки на карточках, пластиковые домики и прочее.

С видеоиграми всё точно так же. Первая задача обычно называется программированием, вторая состоит из наполнения игры графикой, анимацией, звуком и музыкой. Для всего этого требуются совершенно разные навыки, но без них, как правило, не обойтись. Наша статья сосредоточится на программировании – когда дети интересуются разработкой игр, они думают именно об этом. Если ребёнок хочет рисовать графику для игр, то скорее всего уже и так делает наброски в блокноте! И это, кстати, правильный подход, ведь разница между «художником» и «игровым художником» минимальна.

Что такое программирование?

Итак, когда речь идёт об игровой разработке, скорее всего имеется в виду программирование. Что это такое? Проще всего сказать, что это искусство объяснять компьютеру, что он должен делать. В контексте разработки игр это значит делать вещи, вроде «если игрок нажимает кнопку «вверх», сделать то» или «если здоровье падает до нуля, сделать это».

Как вам программировать игры – это уже вопрос непростой, и с ним вам предстоит помучиться. Ещё важнее понимать, что здесь всё зависит от вашего ребёнка. Все мы думаем по-разному и по-разному выражаем свои идеи. Кто-то может выбрать стиль, совершенно непривлекательный для другого.

По большому счёту, существует три способа говорить компьютеру, что делать (зачастую дело сводится к их комбинации):

Распространённый подход среди новичков, да и среди разработчиков вообще (к примеру, в популярном коммерческом движке Unreal Engine 4 есть интерфейс визуального программирования Blueprints). Вы формируете игровой экран, перетаскивая элементы, впоследствии связывая их подобием блок-схемы. Если ваш ребёнок мыслит визуальными образами, это лучший выбор.

Скриптовые языки

Здесь вы объясняете компьютеру задачу с помощью небольших текстовых файлов. Зачастую вы всё равно пользуетесь визуальным редактором, как на картинке выше, но даёте компьютеру понять, что нужно делать, не заполняя текстовые поля и не выстраивая схемы, а с помощью кода.

Этот кусочек текста указывает компьютеру загрузить изображение «whale.png» и вывести его на экран.

Традиционные языки программирования

Наконец, многие игры пишутся на традиционных языках: C++, Java, C# и других. Сразу скажу прямо, что не советую юным игроделам начинать с традиционных, или, если точнее, компилируемых языков по ряду причин.

Главный вопрос, который может у вас возникнуть: чем отличаются скриптовые и компилируемые языки? В основном различия касаются технических подробностей, выходящих за пределы данной статьи, но в целом всё сводится к комплексности. Работа с компилируемым языком затрагивает множество вещей, о которых не нужно думать в скриптовых языках: компиляция (превращение написанного вами текста во что-то, понятное компьютеру), линковка (тут в двух словах и не объяснить) и многое другое.

Более важным различием выступает назначение. Скриптовые языки в основном направлены на решение конкретных задач для упрощения жизни разработчика. Если вкратце, скриптовые языки гораздо проще в изучении и использовании.

В конечном итоге вы часто будете встречать средства разработки, совмещающие визуальное программирование и скриптовые языки.

IDE, библиотека, что???

Ладно, это последний вводный момент. В тексте будет много не самых понятных терминов и выражений, так что я вкратце их поясню.

Язык. Имеется в виду язык программирования. Мы общаемся между собой на разных языках, и с компьютером тоже можно говорить на разных. На примере выше показан язык Lua.

IDE. Интегрированная среда разработки (Integrated Development Environment) – приложение, отвечающее сразу за множество задач. Не все описанные программы включают IDE, то есть для разных работ вам может понадобиться разный софт. Обычно среда разработки содержит текстовый редактор, язык программирования и ряд других инструментов.

Библиотека. Представьте, что это некто, делающий за вас кучу работы. Как правило, даже «простые вещи», вроде вывода на экран, не являются частью языка. Эти вещи создают другие люди, делая их доступными в виде библиотек. В некоторых случаях (в GameMaker или Construct) всё это уже собрано для вас воедино. В Lua, к примеру, вам требуется самому выбирать библиотеку. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Gamemaker многое упрощает для начинающих, зато Lua позволяет сменить библиотеку на более удобную.

Спрайт. Это используемая в игре графика, например, персонаж игрока. Спрайт может быть картинкой или содержать множество анимаций. Точное значение спрайта в каждом движке своё, но в игре это всегда видимый движущийся объект. В Super Mario Brothers это Марио, черепахи, огненные шары и т.д. Сам мир при этом – небо, трубы и прочее – не обязательно состоит из спрайтов.

HTML 5. Здесь не всё может быть понятно сразу. HTML 5 – это последняя версия HTML, языка разметки веб-страниц. При загрузке сайта в браузере компьютера или телефона вы видите HTML-документ. Но HTML5 – это ещё и обобщённый термин для множества технологий, на которых держится работа веб-сайтов. Сюда входит сам HTML, CSS (ещё один язык, определяющий внешний вид страниц) и JavaScript, скриптовый язык, отвечающий за логику. Люди часто пользуются HTML, HTML5 и JavaScript как взаимозаменяемыми понятиями, хотя технически это не совсем верно. HTML5 может использоваться для создания игр, и с ним не обязательно работать в самом браузере.

Отладчик. Когда игра не работает, как надо, бывает непросто выяснить, почему. В некоторых пакетах для этого существует так называемый отладчик, средство для выявления проблем или «багов». Для новичков это довольно продвинутый инструмент, но когда в нём возникает необходимость, отладчик нельзя переоценить.

Средства игровой разработки, подходящие для детей

Итак, переходим к непосредственной сути статьи – инструментам, способным познакомить вашего ребёнка с миром игровой разработки. Это ни в коем случае не всеобъемлющий список! В каждом пункте я расскажу, что входит в комплект программы, на примере покажу, как она работает, опишу плюсы и минусы, укажу цену, если она есть и приведу ссылки на учебную литературу. Осталось отметить один момент… каждый из вариантов может быть полезен, здесь нет «лучшего» выбора. Выбирайте на основе предпочтений вашего ребёнка. Если первый выбор не сработал, пробуйте что-то другое.

Список построен без определённого порядка.

Scratch

Это проект, финансируемый Массачусетским технологическим институтом и направленный на обучение программированию детей от 8 до 16 лет. Программа появилась на свет в 2006, и с тех пор собрала вокруг себя крупное сообщество. Особый упор делает на привлекательность для всей семьи. Для работы Scratch нужен только браузер, вы просто заходите на сайт и начинаете программировать. Scratch включен в вводный курс по компьютерным технологиям Гарварда и Йельского университета CS50 . Для сохранения результатов требуется регистрация, но она простая, и даже не требует подтверждения по электронной почте.

Scratch относится к категории средств визуального программирования. Ребёнок переносит актёров на сцену и управляет ими с помощью Lego-образных блоков программирования. Блоки выступают неплохим аналогом структуры настоящих языков программирования, так что впоследствии в них будет проще разобраться. Документации доступно много, а примеров программ буквально тысячи.

Пожалуй, наиболее привлекательной особенностью Scratch является наличие всего необходимого контента для начала работы. При этом есть и возможность загружать собственные или скачанные звуки и графику, что упрощает переход от программирования к созданию ассетов или наоборот.

Выше показан скрипт, привязанный к синей собаке. Он состоит из двух частей, первая срабатывает по нажатию зелёного флага. Собака появляется на экране в определённом месте, затем шаг за шагом двигается влево. Второй скрипт ожидает столкновения с другой собакой, после чего возвращает пса в начальную позицию, меняет сцену и скрывает объект. У каждого спрайта отдельный скрипт. Блоки выбираются в палитре программирования.

Для программирования в Scratch используются блоки. На изображении показана категория Внешность. Как видите, выбор категорий достаточно широк.

Scratch – это решение «всё-в-одном», для работы вам больше ничего не понадобится. В комплекте присутствует множество сцен, фонов и звуков.

Scratch абсолютно бесплатен и существует за счёт спонсорской поддержки.

Книги (да, есть на русском):

  • Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на Scratch — Юлия Торгашева
  • Творческие задания в среде Scratch. 5-6 класс. Рабочая тетрадь — Юлия Пашковская
  • Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python — Кэрол Вордерман

У Scratch есть и приложение для iPad под названием ScratchJr для детей 5-8 лет. Тоже совершенно бесплатное. Ничего не нужно покупать или скачивать, для знакомства с программой не нужно даже регистрироваться, так что Scratch можно назвать наиболее доступным вариантом из списка.

Construct2

Construct2 – ещё один движок, основанный на визуальном программировании. Игры создаются в интерфейсе с перетягиванием элементов, а логика контролируется системой событий наподобие блок-схем. Если функциональности недостаточно, можно создавать собственные плагины при помощи JavaScript, хотя это уже довольно сложно и вовсе не обязательно – Construct2 задуман так, чтобы всё управлялось событиями. Конечный результат работы представляет собой HTML5, его можно экспортировать на разные платформы, включая мобильные устройства (Android, iOS, Windows Mobile), браузеры и настольные системы.

Construct2 куда более комплексный инструмент в сравнении со Scratch, что говорит о двух важных вещах. Во-первых, крутая кривая обучения делает его неподходящим для маленьких детей, и он не делает упора на обучающий подход. С другой стороны, это относительно простой инструмент уже не для изучения азов, а для создания игр. Это значит, что ваш ребёнок не скоро столкнётся с какими-либо ограничениями. В Construct2 создано немало коммерческих игр.

По Construct2 есть много доступной документации, в том числе подробная справочная информация и руководство в формате PDF . Сообщество очень активное, за поддержкой всегда можно обратиться на форум.

Construct устанавливается на компьютер под управлением Windows. Mac на данный момент не поддерживается.

Так выглядит программирование в Construct2. Здесь изображён код, описывающий реакцию игрового персонажа на входные данные; взято из заготовленного примера простого шутера.

Позволяют быстро добавить объекту предопределённое поведение.

Construct2 – это решение «всё-в-одном», для работы вам больше ничего не понадобится. С самого начала он не изобилует игровыми ресурсами, зато есть доступный для бесплатного скачивания увесистый пакет ассетов (осторожно, ссылка прямая, архив весит 38 Мб). Для платных версий предусмотрены дополнительные ассеты.

Если захотите делать свои плагины, вам понадобится JavaScript SDK (доступен бесплатно) и инструмент для редактирования текста, поскольку в Construct его нет.

Construct2 доступен в разных версиях:

  • Бесплатная версия – созданные игры можно запускать только в браузере, меньше ассетов и ряд ограничений на сложность игр. Ограничения не должны быть большой проблемой, по крайней мере, сначала.
  • Персональная версия – стоит $129, можно делать игры для iPhone, Android и настольных систем, больше звуков, музыки, спрайтов и других ассетов.
  • Бизнес-версия – по сути, то же, что и персональная, только стоит дороже и требуется к приобретению после превышения порога прибыли в $5000 (если у вас возникает такая проблема, это хорошо!).

Книг на русском я не нашел. Есть перевод вводного курса . Уроки Construct2 на русском .

Game Maker

GameMaker – гибридная система «всё-в-одном», объединяющая визуальное программирование с собственным скриптовым языком GML. Изначально игры работают только на Windows, но в платной версии их можно создавать и для браузеров, iOS, Android, Windows Phone и других платформ.

Программирование в GameMaker может строиться на блок-схемах на манер Construct2. Есть возможность писать код на скриптовом языке GML. Это сразу и плюс и минус. С одной стороны, это гибкая система, с другой стороны, разбираться в ней сложнее. Поскольку это собственный язык GameMaker, многие полученные навыки окажутся не столь полезны при переходе к другому средству разработки. Конечно, основные концепции программирования от языка к языку не меняются, так что это не особо серьёзная проблема.

Помимо необходимых ассетов в GameMaker есть буквально всё, что только может понадобиться, правда, качество инструментов варьируется. В дополнение к программированию вы можете самостоятельно создавать графику, звук и уровни – всё это в одном приложении. Среди игр, созданных в GameMaker есть очень успешные проекты – например, оригинальная версия Spelunky и Hotline Miami (не для детей).

Это одна из самых сложных программ в списке, и браться за неё лучше не раньше подросткового возраста. Зато для детей постарше она предлагает хорошую гибкость и возможность делиться играми и в конечном итоге продавать их. Всё зависит от конкретного ребёнка, так что тут сложно что-то советовать, просто имейте в виду, что по сравнению с тем же Scratch здесь всё в разы сложнее.

GameMaker включает всё, что вам нужно, будь то редактирование кода, создание и редактирование изображений, дизайн карт или что угодно ещё. Есть в комплекте и встроенный отладчик. Правда, в стандартной версии не так уж много примеров работ. На самом деле, их вообще нет. Впрочем, благодаря активному сообществу, в сети без труда можно найти кучу примеров и уроков. Качество материалов может быть самым разным, и сами Yoyo Games ими не занимаются, так что хорошие уроки придётся ещё поискать.

С лицензиями GameMaker не всё так просто, поскольку ценовая структура поменялась, но не все материалы успели обновиться.

  • Начальная версия сильно ограничивает использование ресурсов и скриптов. Впрочем, обновление до версии Standard требует только подтверждения почты, на которую вам вышлют ключ продукта.
  • Ещё есть версия Professional за $100 с функционалом для совместной работы (вам пока не требуется). Главное отличие этой версии в том, что можно покупать отдельные модули для поддержки экспорта на другие платформы ($200 за каждую). Например, если вы хотите разрабатывать под Android и iOS, придётся в сумме заплатить $500.
  • И, наконец, версия Master со всеми доступными платформами стоит $800.

Для начинающего разработчика хватит и простой зарегистрированной версии. Если поглядываете на Professional, она нередко бывает на распродажах в Steam.

Обратите внимание, что пользоваться всеми встроенными средствами не обязательно. Вы вполне можете рисовать спрайты в другой программе или импортировать графику из других источников.

Lua и LÖVE

Lua – скриптовый движок, а LÖVE – библиотека для создания игр. Изначально Lua был языком программирования для «не-программистов» и быстро стал популярен в качестве скриптового языка для коммерческих игр, таких, как эти . У данного варианта есть одно большое преимущество перед, скажем, GML. Lua используется повсюду и многим знаком, так что знать его будет полезно. В плане изучения язык довольно прост.

LÖVE – это библиотека для создания игр с помощью Lua. Она предоставляет практически весь функционал, необходимый для создания 2D-игр – вывод графики, проигрывание звука, управление входными данными, загрузку файлов и т.д.

LÖVE и Lua недостаточно самих по себе, вам понадобится ещё текстовый редактор для написания и правки скриптов, софт для создания графики и записи звука, редактор карт для дизайна уровней и подобные вещи. К счастью, всё это есть в бесплатном доступе, и ниже я приведу примеры. Только скачивать всё придётся по отдельности. Вместе с LÖVE не идёт никаких ассетов, но с этим вам помогут ресурсы вроде Open Game Art и FreeSound . Опять же, всё надо скачивать самостоятельно.

Главный минус LÖVE – отсутствие поддержки мобильных платформ. В данный момент библиотека позволяет делать игры только для компьютеров, хотя в будущем обещают и мобильные устройства.

Библиотека LÖVE содержит Lua, поэтому сначала идём только сюда , а потом сюда за документацией для новичков. Однако, вам ещё нужен текстовый редактор и программы для графики и звука.

Для простого набора текста есть два популярных варианта: Notepad++ и Sublime Text .

Впрочем, для разработки на Lua я бы советовал пользоваться – это скорее IDE с поддержкой автодополнения кода, отладки и подобных вещей. Ах, да – ещё она бесплатная.

Для создания уровней и карт отлично подходит бесплатный редактор Tiled .

Об альтернативах – Lua в качестве скриптового языка используется во многих популярных средствах разработки, например, в Corona , Gideros и Marmalade Quick . Все они сложнее LÖVE, поэтому её я и рекомендую. Однако, они отлично демонстрируют, насколько полезным может быть знание Lua.

Lua и LÖVE бесплатны, за ZeroBrane вы платите, сколько пожелаете.

Только одна из книг описывает программирование именно на LÖVE.

  • Программирование на языке Lua — Роберто Иерузалимски

Поиск материалов по библиотеке затрудняет распространённость слова love, так что добавляйте в запросы lua.

Python и PyGame

Это ещё одна комбинация языка и библиотеки. PyGame во многом похожа на LÖVE и дружелюбна к новичкам. В ней используется Python, популярный скриптовый язык, хотя он более известен в мире 3D-графики, чем в разработке игр. Часто используется IT-профессионалами для автоматизации задач, поэтому знание Python пригодится даже за пределами игровой разработки. На этом языке написано несколько известных игр .

PyGame обладает ожидаемой функциональностью, справляясь со звуком, графикой и вводом. Вам нужно позаботиться о редакторе текста и создании ассетов. Впрочем, в отличие от LÖVE, кое-какие ассеты и образцы уже идут в комплекте с PyGame.

Пользуйтесь советами для LÖVE, большинство указанных инструментов помогут и тут.

Конечно, не считая ZeroBrane – в качестве аналога советую ознакомиться с PyCharm (есть бесплатная версия). Это не самый простой редактор, но вы всегда можете работать в обычном Notepad++ или Sublime Text.

Python и PyGame бесплатны. У PyCharm есть бесплатная версия.

Stencyl – это набор средств визуального программирования, именующий себя «самым простым и быстрым способом создания игр», что вполне может быть правдой! По функциональности он схож с Construct2, программируете вы, конструируя сцену и снабжая её поведениями. Это решение «всё-в-одном» со встроенным графическим редактором, хотя возможность импорта изображений тоже присутствует. Писать скрипты в Stencyl нельзя, но можно создавать расширения с помощью языка Haxe, если вам не хватает функционала программы. Впрочем, это уже может выходить за пределы текущих способностей ребёнка – в этом случае пригодятся расширения, доступные в магазине.

Stencyl работает на Windows, Linux и Mac и по умолчанию создаёт только Flash-приложения. Другие платформы, в том числе iOS и Android, доступны за отдельную плату. Программа не может похвастаться массой ассетов в комплекте, но обеспечивает быстрый доступ к ним, плюс онлайн-справка весьма хороша.

Это решение «всё-в-одном». Если вы не углубляетесь в программирование расширений на Haxe, всё, что вам нужно, уже либо есть в комплекте, либо доступно по ссылкам прямо из приложения.

  • В Stencyl можно работать бесплатно, однако результатом будут только Flash-игры. Выпущенные игры снабжаются заставкой Stencyl во время загрузки.
  • За $99 доступна версия Studio, в которой можно создавать приложения для настольных систем. Заставка Stencyl в них отсутствует.
  • За $199 можно делать игры для iOS и Android.

Lego Mindstorm

Позвольте сразу же уточнить, что это очень, очень дорогая штука. Но если ваш ребёнок интересуется робототехникой или просто ярый фанат Lego, это подходящий способ познакомить его с программированием. Mindstorm Lego – это конструктор для создания роботов. В комплекте идут программируемые блоки, задающие поведение робота. Mindstorm предлагает постепенный прогресс в обучении: сначала робот собирается из кусочков конструктора, затем можно учиться управлять им при помощи приложения (для iPad или настольных систем), а потом уже начинать программировать логику.

Lego Mindstorm позволяет как самостоятельно управлять своими творениями, так и программировать их в приложении EV3 с помощью блок-схем. Есть и инструменты, позволяющие заниматься сколь угодно низкоуровневым программированием.

Данный пункт выбивается из общей темы, но я решил упомянуть Mindstorm, как средство обучения программирования, удобное для детей, предпочитающих творить что-то своими руками. Наблюдение причинно-следственных связей на примере материальных объектов может быть очень полезным.

Готовый огнедышащий дракон Mindstorm, месяц на сборку

Дорого! Очень дорого!

  • Базовый набор с неполной локализацией можно найти от 22000 рублей
  • За дополнения придется заплатить еще больше
  • Из США доступен за 350 долларов плюс доставка

В электронном виде (ссылки на pdf-файлы) доступны руководство и учебный материал .

  • Конструируем роботов на Lego Mindstorms Education EV3 — Валерий Сафули, Наталия Дорожкина

Это уже не совсем «программирование игр», но определённо удобный способ знакомства со множеством навыков, которые для него нужны. И да, если бы мои родители подарили мне такое в детстве, я бы номинировал их на премию «Родитель года». Вот дочка подрастёт, куплю ей такой… хотя, может, это будет подарок для меня самого?

Особые упоминания

Каждый список должен на чём-то заканчиваться, и этот не исключение. Ниже представлено всё, что по каким-то причинам не попало в основные пункты. Если ничего из предложенного выше вам не приглянулось, обязательно взгляните на эти варианты.

Моды для Minecraft

Если ваши дети играют в компьютерные игры, они уже могут быть знакомы с Minecraft. Моддинг – это модифицирование оригинальной игры, и в этом плане Minecraft особенно популярен. Моды могут быть удобным средством изучения программирования – или, по крайней мере, мотивировать к нему. Модами для Minecraft занимается очень много людей. Минус в том, что пишутся они на Java, а этот язык не подходит для детей младшего возраста. Впрочем, при должном интересе к игре, попробовать стоит. Узнать больше можно .

GameSalad

Это инструмент визуального программирования, наподобие Stencyl и Construct2. Использовался для создания коммерческих игр, доступна бесплатная версия, платные открывают доступ к другим платформам. Лично я GameSalad не пользовался.

Codea

Codea – приложение для разработки игр для iPad на самом iPad. Стоит $10, использует Lua и предоставляет собственную, простую в изучении библиотеку. Есть редактор кода, отладчик и средства для подключения к компьютеру. Можно подключиться к Mac и сделать вполне пригодную для выпуска игру. Набирать текст на iPad совсем невесело, так что беспроводная клавиатура практически необходима. Включает массу примеров и отлично подходит для детей, у которых имеется iPad (особенно, когда это всё, что у них есть).

Kodu или Project Spark

Это игра про создание игр. По факту, это игра, которую можно модифицировать, превращая во что угодно. Kodu – язык визуального программирования от Microsoft. Project Spark – модифицированная версия Kodu, вышедшая для XBox One. Это далековато от обычного программирования, но многие идеи (как и конечный результат!) те же самые.

Code Combat

Интересная концепция – браузерная игра, где персонаж управляется программированием. По мере продвижения по игре вас учат более сложным вещам. По сути, вы учитесь программировать, играя в игру. Изначально создавалась для обучения Javascript, но потом были добавлены и другие языки. Я убеждён, что она полностью бесплатна, так что вам ничего не стоит попробовать.

Alice

Alice – это средство для обучения программированию с интегрированной средой разработки. Вот собственные слова авторов:

Alice – инновационная трёхмерная среда, в которой можно без труда работать с анимацией, рассказывая истории, создавая игры или видео. Это свободно распространяемое обучающее ПО, предназначенное для знакомства учеников с объектно-ориентированным программированием. Оно учит фундаментальным концепциям программирования на примере создания анимированных роликов и простых видеоигр. В Alice виртуальный мир наполнен трёхмерными объектами (люди, животные, машины), и ученики пишут программы, с помощью которых они анимируются.

Alice поддерживается Университетом Карнеги – Меллон и абсолютно бесплатна.

RPGMAKER

RPGMaker Ace – это продукт, схожий с GameMaker, предназначенный для создания конкретного типа игр, относящихся к жанру jRPG. Его лозунг, буквально: «Достаточно простой для ребёнка, достаточно мощный для разработчика». С помощью RPGMaker сделано несколько коммерческих игр. Отлично подойдёт вашему ребёнку, если он поклонник жанра. Стоит $70, но часто бывает на распродажах в Steam.

Заключение

Конечно, я не углублялся в подробности, но зато прошёлся по большей части доступных вариантов. Если вы думаете, что стоит что-то добавить в список, дайте мне знать! Я постарался сделать статью понятной людям с любым уровнем знаний, но, разумеется, мог с этим не справиться. Если что-то непонятно, напишите. Главное, что не стоит забывать – все дети разные, и один и тот же подход работает не для всех. Выбирайте, что на ваш взгляд лучше подойдёт вашему ребёнку, и если что-то будет не получаться, знайте, что всегда есть уйма других вариантов!

Не знать программирования через десять лет - это как не знать английского языка сейчас. Без знаний обойтись можно, но с ними открываются совсем другие перспективы. Выбрали книги по программированию с нуля для детей и взрослых.

Пусть вас не смущает, что книги детские - их заказывают себе многие взрослые, которым программирование в новинку, а освоить тот или иной язык хочется или требуется по работе (например, аналитикам). С профессиональных книг начинать сложновато, а вот самоучители - самое то.

Python для детей

Python - очень популярный язык программирования. На нем написаны многие мобильные банки, популярные приложения для браузера и программы, которыми вы пользуетесь каждый день. При этом язык очень прост в изучении и подходит для обучения программированию детей. И, конечно, взрослых. Вы создадите собственную игру, даже целых две!

Помимо простой структуры языка, в Python есть инструменты, заметно ускоряющие обучение и позволяющие создавать несложные анимации для своих видеоигр.

JavaScript для детей

Эта книга позволит вам погрузиться в программирование и с легкостью освоить JavaScipt. Вы напишете несколько настоящих игр - поиск сокровищ на карте, «Виселицу» и «Змейку». На каждом шаге вы сможете оценить результаты своих трудов - в виде работающей программы, а с понятными инструкциями, примерами и забавными иллюстрациями обучение будет только приятным.

Эта книга - не только введение в JavaScript, но и вообще в программирование.

Scratch для детей

Scratch - простой, понятный и невероятно веселый язык программирования для детей. В нем нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок. Все, что требуется, - это умение читать и считать. Как из конструктора, при помощи Scratch можно собирать программы из разноцветных «кирпичиков» - блоков. В программу можно вносить любые изменения в любой момент, и сразу видеть, как она работает.

Подробные объяснения, разобранные по шагам примеры и множество упражнений помогут освоить Scratch без труда.

Программирование для детей

Самоучитель, который почти два года не выходит из топа продаж. Мы живем в цифровую эпоху. И если вы хотите, чтобы ребенок был успешен и нашел себя в будущем, помогите ему ― учите программированию уже сейчас. И даже если он не выберет карьеру программиста, эти занятия помогут ему развить логику, научат мыслить аналитически и находить решения непростых задач.

Многие считают, что программирование - одно из наиболее важных в ХХI веке умений.

Читайте, учитесь и создавайте собственные программы. Это клево 😉

Хотим мы этого или нет, но обучение все больше становится похожим на игру. Особенно если речь идет о детях младшего школьного или дошкольного возраста. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов составил список полезных ресурсов для обучения информатике с раннего возраста.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сегодня дети оказались в совершенно уникальной информационной среде доступности различных мультимедийных впечатлений. Поэтому рекомендую собрать игры в несколько групп.

Эта подборка приложений посвящена знакомству с основами программирования. Можно отдельно собрать подборку с головоломками, лабиринтами и простыми играми на развитие мышления и внимания, например. Вторая группа - рисовалки, музыкальные приложения, простые видеоредакторы для развития интереса к цифровому творчеству. Третья группа приложений- интерактивные книги, сказки, аудиокниги, развивающие вербальную и аудиальную культуру. Они расширяют словарный запас и гармонично формируют личность, которая интересуется текстом.

Новую область знания - computer science (науку прикладного программирования и проектирования) - стоит начинать изучать в раннем возрасте, с 4-6 лет

Когда у ребенка уже формируются представления о мире вокруг. Игра всегда служила обучению. И сегодня главным учебным инструментом становится гаджет (планшет или компьютер) - личный проводник в мир цифровых знаний ребенка.

Code.org - приятный интерфейс и масса простых игр о базовых принципах работы языков программирования. Очень нужный некоммерческий образовательный проект для детей.

Crayon Physics Deluxe - игра просто шедевр, развивает у ребенка инженерное мышление, готовит к пониманию программирования в условиях различных систем и физических движков. Даже не столько про программирование, сколько про логику решения задач через итеративный процесс, что является важнейшей воспитательной дисциплиной.

Lightbot - игра на старике Flash, но с приятной графикой и простым обучающим материалом по построению алгоритмов движения робота. Развивает у школьника внимание к сценарию и понимание пошагового поведения персонажа.

CodeCombat - ветеран на рынке, занимается игровым обучением кодам Python, JavaScript, Lua и экзотическому CoffeScript.

CodeMonkey - изучение принципов синтаксиса через игру с обезьянкой.

Ceebot - управление персонажами, используя команды C++.

Cargo-Bot - простое приложение для дошкольников и их айпэдов.

Игрок решает задачки, которые выдает «игровой» начальник для каждого уровня. К примеру, благодаря пазлам можно научиться создавать модульные функции и их комбинации на основе простейших команд.

Scratch - классика развития мышления будущего программиста.

Kodu Game Lab - большой учебный проект от команды Microsoft Research. Версия для PC бесплатная, а за версию на Xbox придется отдать около $5. Прелесть в притягательности для ребенка мира проектирования игры, его модульности, мышления категориями создания виртуальных миров. Возможно, менее полезна для кодинга и программирования, но лучше помогает изучать основы дизайна игровых приложений.

Hopscotch - обязательное приложение на iPad. Приятный дизайн и базовое изучение основных понятий кодинга.

ПиктоМир - стоит отметить этот российский проект, разработанный по техзаданию РАН, но мне не нравится дизайн. В достоинствах приложения - русский язык. Но это весьма спорное достоинство в изучении основ программирования, так как знание английского языка ускоряет процесс обучения.

RoboZZle - приложение для составления алгоритма движения стрелки. Обучает ребенка пониманию теории алгоритмов на практике.

Kodable - подойдет для малышей. В процессе игры они смогут составить простые сценарии поведения милых шарообразных персонажей.

Естественно, это лишь малая часть всего. Но именно с этих приложений можно знакомство с миром программирования.

Мы верим, что программирование - это грамотность нового времени. Неудивительно, что оно становится популярным даже среди тех ребят, кто никогда не мечтал пойти по стопам Марка Цукерберга. Логическое мышление, развиваемое в процессе написания кода, поможет ребенку стать успешнее как в учёбе, так и в будущей профессии. Наша первая игра для iPad учит детей алгоритмическому мышлению и основам программирования и показывает, как и где применить полученные знания.

HopScotch

Платформа: iPad
Русский язык: Нет
Возраст: 9+

Игра для планшета c отличной графикой и красочными персонажами, позволяющая при помощи визуального языка программирования создавать собственные игры, головоломки и открытки. Так, игрок может задавать последовательность действий для каждого персонажа, придумывая реакцию на нажатие экрана и даже наклон самого устройства. В процессе игры ребенок научится применять условные конструкции, циклы, системы координат. Функциональность не очень обширна, но всё же требует некоторого времени на освоение. Зато возможности творчества, которые открываются потом, - безграничны.

Code.org

Платформа: Web
Русский язык: Есть
Возраст: 4+

Именно на основе этих игровых курсов от Microsoft проводятся большинство занятий ежегодной акции . Курсы разбиты на множество уроков разного уровня сложности, охватывающих базовые концепции программирования. Визуальный язык Scratch позволяет сфокусироваться на главном - структуре кода, вместо особенностей синтаксиса того или иного «настоящего» языка программирования. Интересно, что каждый год проект выпускает новые курсы, стилизованные под популярные детские игры и фильмы: от Minecraft и Angry Birds до Frozen и Звездных Войн. Если нужен более или менее академический и систематизированный подход к обучению - вам сюда.

Kodable

Платформа: Web, iPad, Android планшеты
Русский язык: Нет
Возраст: 4+

Задача этого проекта - сделать программирование вторым языком для ребенка ещё до того, как он научится читать. Проводя пушистых колобков по лабиринту, дети поймут, что в программировании главное - представлять финальный результат и выстраивать последовательность действий в соответствии с ним. Эта игра мне нравится тем, что не содержит письменных инструкций, а управление интуитивно понятно каждому, кто освоил drag’n’drop.

Code Monkey Island

Платформа: Настольная игра
Русский язык: Нет
Возраст: 8+

Начавшаяся с проекта на Kickstarter, эта игра обучит основам компьютерной логики без экрана и клавиатуры. Задача игроков - перемещать свою стаю обезьян по полю при помощи карточек с командами вроде «Пусть каждая обезьяна, не стоящая на камне, сдвинется вперёд на три шага». Каждая карточка представляет собой иллюстрацию концепций программирования: например, условных конструкций, циклов for each или операций булевой алгебры. По словам автора, Раджа Сидху, уже спустя 45 минут игры дети научатся с лёгкостью оперировать данными понятиями. Это отличное занятие на вечер для всей семьи и, пожалуй, одна из самых интересных игр о программировании.

CargoBot

Платформа: iPad
Русский язык: Есть
Возраст: 4+

Головоломка на построение алгоритмов как с задачками полегче для детей, так и с теми, что требуют серьёзно пораскинуть мозгами - для их родителей. Суть же проста, как всё гениальное: нужно расставить ящики в правильном порядке. Видимо, именно поэтому от этой игры почти невозможно оторваться - лично я могу играть в неё часами.

Мы в Kids’n’Code уверены, что программирование - это не просто необходимый навык, а уникальный инструмент самовыражения, позволяющий творить чудеса. Надеюсь, сегодня мне удалось вдохновить вас предложить одну из игр своим детям. А может, и самим написать свою первую программу…



Рекомендуем почитать

Наверх