Популярные шрифты в веб дизайне. Как различные типы шрифтов влияют на ваш веб-дизайн —. Типографика и информационный посыл

Вайбер на компьютер 30.03.2019
Вайбер на компьютер

Выбор шрифтов для сайта напрямую влияет на конверсию. Типографика поможет любому дизайнеру навести порядок на сайте. Выбор шритфа для сайта зависит от многих сочетающихся факторов и элементов, на которые обязательно следует обращать внимание. Среди них: тип начертания, сам шрифт, длина строк, расстояние между строками, кернинг (незаполненное пространство между отдельными символами или буквами), пробелы и плотность символов.

Главный принцип работы с текстом: посетитель в итоге должен легко воспринимать подаваемую информацию на сайте, тоесть части текста необходимо связать воедино, но главные моменты нужно делать заметными с первого взгляда.

Интренет-маркетологи утверждают, что хорошо подобранная типографика способна намного улучшить и дополнить текст на сайте. В то же время, неграмотно
и некрасиво размещенный текст не спасет труды даже очень талантливого копирайтера.

Каких основных правил стоит придерживаться при размещения текста на сайте?

  • Шрифт, который прочитает пользователь вашего сайта, в первую очередь, должен быть удобным для чтения. Не всегда красивые и оригинальные шрифты удобны и понятны для читателя.
  • Шрифт должен дополнять текст, а не замещать его. После прочтения написанного, посетитель должен запомнить суть текста, а не интересную типографику.
  • При использовании нескольких шрифтов в одном тексте нужно помнить, что контрастность должна делать шрифты разными, но при этом сохранять в них какую-то одну общую черту.
  • Простота – залог успеха. Ваш текст не должен превратится в выставку разнообразных типов шрифтов.
  • Выбирайте шрифт исходя из запросов рынка. Проанализируйте конкурентов в своей нише и поймите, нужен Вашему сайту, к примеру, строгий, крупный или достаточно формальный шрифт.
  • Обращайте внимание на пробелы между словами и буквами. Они должны быть в меру широкими.
  • Не нужно использовать заглавные буквы в начале каждого слова. 90% текстов в Интернете написаны строчными буквами и прекрасно читаются пользователями.
  • Длина строки не может быть очень короткой, чтобы не нужно было перескакивать на начало строки постоянно, что само собой понятно вызывает неудобство для пользователей. Но и слишком длинной строку также не стоит делать. Ищите “золотую середину”.
  • Не забывайте о плотности слов, у пользователя не должно возникать ощущения, что все слова свалены как-нибудь на одну кучу.

По статистике популярными и распространёнными считаются шрифты: Times New Roman, Georgia, Verdana, Arial Black, Courier, Trebuchet MS, Comic Sans или Impact.

Выбор размера шрифта, цвета шрифта и фона для него.

Размер шрифта имеет весомое значение, но с его выбором предугадать сложно. Ведь некотрым нравится крупный шрифт, некоторым более мелкий. Стандартом принято считать размер в 14 пикселей (именно он применяется для написания государственных дипломных и курсовых работ). Выбранный размер шрифта должен соответствовать лишь одному правилу – посетителю вашего ресурса просто необходимо удобно читать размещенный текст.

Принято считать, что черный текст на белом фоне – идеальное сочетание. Но люди проводящие много времени за ПК утверждают, что все-таки комфортнее читать черно-серый текст на чуть сероватом фоне. Дело в том, что при таком сочитании глаза не так устают. Ведь белый фон более резкий и яркий по сравнению с немного сероватыми его оттенками.

Где берут качественные веб-шрифты? Существует множество полезных ресурсов, на которых можно найти шрифты на любой вкус. Среди таких сайтов особое внимание следует обратить на Fontsquirrel, Myfonts, Fonts.com, Typekit, Typecast, WebFont.ru.

В каких форматах должны быть файлы шрифта? Шрифты должны быть одновременно в нескольких необходимых форматах. А именно: TTF или OTF – файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта; WOFF - незащищенный архив исходника OTF или TTF, важный формат (поддерживается большинством популярных браузеров); EOT - внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer ; SVG - для поддержки Safari.

Как использовать шрифты для сайта? Несколько рекомендаций, которыми пользуются веб-специалисты.

  1. Делайте на странице сайта несколько блоков текста. Это создает дополнительные “зацепки” для читателей.
  2. Виберите оптимальные параметры позиционирования и выравнивания шрифта. Делайте выбор параметров позиционирования, включая обтекание, минимальную и максимальную ширину и высоту, обращая внимание на элементы дизайна и оформления страницы.
  3. Подбор шрифтов делайте в зависимости от характера вашего продукта/услуги или бренда. Например, плавные линии, избегание использования углов и легкие буквы самым лучшим образом указуют на женский продукт.
  4. Проверьте действительно ли ваш текст читабельный. Ставьте ставки на легкий шрифт для сайта.
  5. Используйте оптимальный размер шрифта, при этом включайте в текст несколько шрифтов разных размеров. Например, можно делать заголовки/подзаголовки/маркированные списки шрифтом крупнее чем сам текст.
  6. Используйте Caps Lock для привлечения внимания. К примеру, так можно выделить короткие слоганы или заголовки. Но не переусердствуйте.
  7. Правильно выбирайте интервал между буквами. Большой интервал облегчает визуальное восприятие, и наоборот маленький делает текст более насыщенным, но тяжелым для восприятия.
  8. Использование разных пар шрифтов лучше при дизайне полиграфической продукции, баннеров, инфографики.
  9. Позаботьтесь об удобном расположении текста на странице.
  10. Уменьшайте объем текста на рекламной полиграфической продукции, баннерах, слайдах презентаций.

Надеемся, наши советы помогут Вам определиться с выбором шрифтов для Вашего онлайн-ресурса! Компания ГиперХост всегда рада предложить для ваших сайтов стабильный и качественный

В закладки

Считается, что в коммуникации главную роль играет текст, ведь именно он информирует пользователя и предоставляет ему нужный контент. Однако не стоит недооценивать важность типографики: хороший шрифт облегчает чтение, а плохой, наоборот, затрудняет восприятие текста.

Нет единого набора правил, которые были бы эффективны при выборе шрифта. Однако существует несколько закономерностей, которые помогут повысить удобство чтения в мобильных устройствах.

Особенности типографики iOS и Android

До запуска iOS 9 системным шрифтом iOS был Helvetica Neue, однако после выхода новой версии его заменили на San Francisco. Шрифт предлагается в двух начертаниях: Display (для использования в UI-элементах интерфейса и для текстов с большим кеглем) и Text (для объёмного текста меньшего размера).

В подсемействе Text расстояние между буквами больше, чем в Display. Апертуры этих текстовых шрифтов тоже шире, чтобы маленький кегль был более разборчивым. Одна из особенностей San Francisco заключается в том, что это динамический шрифт: он меняет начертание в зависимости от кегля. Система автоматически переключает шрифт на Display после того, как его размер превысит 20pt.

Android использует в качестве системного шрифта Roboto или, если язык его не поддерживает, Noto. Каждый из них представлен в кириллице.

Material Design, который применяется на Android-устройствах, предусматривает большие отступы между элементами, а также широкую вариацию кеглей для создания иерархии.

В iOS с этой целью, как правило, используют не размер шрифта, а его насыщенность. Если у Roboto только шесть её вариаций, то у San Francisco их 15: шесть для подсемейства Text и девять - для Display.

В своем приложении можно использовать любой шрифт формата True Type (.TTF), при этом следует уделить особое внимание приобретению лицензии. Даже если шрифт бесплатный, необходимо уточнить, требуется ли плата за его коммерческое использование. Лицензия также должна соответствовать изначальному запросу: шрифт, который был куплен для веб-интерфейса, нельзя использовать в мобильном приложении или в логотипе.

В приложении следует обходиться одной или двумя гарнитурами: одна - для основного текста, другая - для заголовков. Однако лучше установить в приложении единый шрифт. При использовании шрифта, отличного от системного, необходимо учесть его разборчивость, кегль, длину строки, межстрочное и межбуквенное расстояние.

Разборчивость

Начертания букв должны быть четкими и узнаваемыми - только в этом случае они будут работать лучше в качестве элемента интерфейса. Многие шрифты без засечек, включая Helvetica, содержат неразборчивую заглавную букву I и строчную l, поэтому их не стоит выбирать для мобильных устройств.

Source Sans Pro (слева) и Helvetica (справа)

В Helvetica почти невозможно разобрать первые три буквы, тогда как Source Sans Pro читать легко. Helvetica не подходит для работы с интерфейсами: шрифт создавался ещё в 1957 году и изначально не был предусмотрен для использования на небольших экранах. Именно поэтому Apple разработала San Francisco.

Размер шрифта и иерархия контента

Размер шрифта влияет на читаемость элементов, особенно в больших блоках текста. Чтение текстов с маленьким кеглем займет у пользователя больше времени, поскольку в этом случае ему сложно будет найти начало и конец строки. В результате читатель будет намеренно пропускать большое количество информации.

Однако слишком крупный шрифт также неудобен. Из-за чересчур короткой строки мы вынуждаем читателя бегать глазами и тем самым сбиваем его ритм чтения. В таких условиях информацию воспринимать сложнее. Лучше использовать базовые параметры устройства, для которого создаётся дизайн. Для iOS это 17pt, для Android - 13sp.

При выборе базового размера шрифта нужно учесть количество контента и круг его потребителей. Если основная аудитория приложения - люди старше 50 лет, следует использовать более крупный кегль вроде 21px, ведь с возрастом зрение ухудшается.

Величину заголовков и подзаголовков поможет определить типографическая шкала. Классическая шкала по терминологии Роберта Брингхёрста прогрессирует следующим образом: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 21, 24 и так далее. Однако можно использовать другую градацию (золотое сечение или гармонические интервалы). Расчеты удобно вести с помощью специального калькулятора на сайте modularscale.com .

Необходимо заранее определиться с иерархией контента, чтобы в соответствии с ней подбирать размеры шрифта. Если базовый шрифт - это 1 , то заголовок уровня H1 - 3em. Надписи и маленький текст будут на размер меньше базового кегля.

Пример иерархии контента в приложении «Фотострана»

Длина строки

Оптимальная для комфортного чтения длина строки - 50-60 знаков с пробелами. Такой размер подходит для десктопных приложений, однако экраны мобильных устройств меньше, поэтому для них лучше использовать строки длиной в 30-40 знаков.

Размер шрифта важнее, чем длина строки, поэтому в первую очередь нужно выбрать правильный кегль.

«Воздух» в тексте

  • Чем меньше размер экрана, тем больше внимания стоит уделить межбуквенному расстоянию.
  • Лучше добавить в текст «воздуха» и увеличить высоту строки так, чтобы она была пропорциональна базовому размеру шрифта (обычно она соответствует 120-150% от кегля основного текста) - так можно облегчить чтение. Для этого также пригодится система интервалов, которая нужна для определения размера разных элементов текста. Если в кегле используется золотое сечение, то оно должно быть и в интервалах. Так дизайн будет выглядеть аккуратно и гармонично.
  • Следует обращать внимание на пробелы между абзацами: это дополнительное пространство служит опорной точкой для глаза и создаёт ощущение, что текст не слишком плотный и его легко читать.

Расстояние между элементами в приложении «Фотостраны»

  • При организации композиции экрана нужно помнить о «законе близости»: расположенные рядом объекты воспринимаются как единая группа. И наоборот: однородные элементы, между которыми есть интервал, не будут считаться одним целым.

Цветовой контраст

Контраст особенно важен в дизайне мобильного приложения, потому что при использовании на улице экран сильно отсвечивает. Среди дизайнеров распространены два неверных представления о цветовом контрасте:

  1. ​Чем сильнее контраст, тем сложнее глазам. Поэтому серый оттенок текста лучше. В итоге получается серый текст на сером или белом фоне. Однако если цвет текста и фона похожи, то восприятие затрудняется.
  2. Чем сильнее контраст, тем лучше . Текст, который сильно контрастирует с фоном, также сложен для восприятия. Чтение белого текста на черном фоне быстро утомляет глаза. Даже пользователи с хорошим зрением будут испытывать дискомфорт.

Подобрать нужный контраст непросто. Тот, что кажется удачным на мониторе разработчика, может быть плохо виден на экране пользователя. Избежать ошибок поможет руководство от .

Минимальный коэффициент контраста для шрифтовых блоков - 4,5:1, рекомендуемый - 7:1. Но из этого правила есть исключения:

  • Крупный текст (18 кегль и выше или 14 кегль в полужирном начертании) - 3:1.
  • Текст, который выступает частью неактивного элемента интерфейса, не требует контрастности.

Обеспечить достаточную контрастность текста поможет сервис .

Тестирование

Выбранный шрифт нужно проверить среди пользователей, на устройствах с экранами разной ширины. Чем больше устройств включено в тестирование, тем лучше.

Если используется два шрифта, лучше обратиться к сайту discover.typography.com : он поможет подобрать пару шрифтов, которые будут хорошо сочетаться друг с другом. Можно также создать матрицу, которая покажет, как смотрятся различные комбинации. Чтобы узнать, как шрифт влияет на конверсию, нужно применять A/В-тестирование.

Написать

Всем добрый день!!! Сегодня мы поговорим о шрифтах. А поможет нам в этом иностранный товарищ. Внимательно читаем и перенимаем опыт.

Несомненно, выбор шрифтового решения играет огромную роль в восприятии сайта. Ведь большинство сайтов состоит из текстов практически полностью.

Томас Лауринавичус (Tomas Laurinavicius) заинтересовался, какие шрифты любят больше всего использовать веб-дизайнеры в своей работе.

Он провел небольшое социологическое исследование для выявления самых популярных и любимых шрифтов среди создателей дизайна сайтов и блогов.

Кроме того, он взял короткое интервью у веб-дизайнеров с целью узнать, какой шрифт наиболее подходит в определенной ситуации. Результатами своего опроса Томас поделился на сайте hongkiat.com.

Во время опроса веб-дизайнеры назвали 73 различных шрифта – 46 бесплатных и 27 платных.

Самыми любимыми шрифтами веб-дизайнеров оказались: Helvetica, Arial, Georgia, Gotham, Myriad Pro, DIN, Futura, League Gotic, Cabin, Corbel.

Нужно учитывать, что не все из представленных шрифтов имеют кириллическое начертание – тем более, в бесплатном варианте.

Топ-10 любимых бесплатных шрифтов веб-дизайнеров

Опрошенные дизайнеры выбрали 10 лучших шрифтов для веб-графики. При этом не учитывались шрифты, по умолчанию установленные в операционную систему, такие как, Arial, Verdana, Times New Roman, Georgia или Tahoma. (Это немного странно – на первом месте шрифт, который есть в операционной системе).

Топ-10 любимых платных шрифтов веб-дизайнеров

В следующем списке самые популярные платные шрифты, используемые в веб-графике и дизайне. Некоторые из них очень дорогие, но их качество говорит само за себя и оправдывает затраты.

Всем привет! Сегодня в рамках рубрики о веб-дизайне хочу рассказать, о шрифтах которые следует использовать при разработке web сайта.

Как правило, не все задумываются о том, какие следует использовать шрифты для контентной части сайта. Подбор красивых шрифтов для сайта является наиважнейшей частью разработки дизайна. Так как от этой части зависит читаемость информации сайта, а это, как известно самое главное на сайте. По этой причине к этому вопросу стоит отнестись весьма серьезно.

Но использовать в дизайне сайта можно только те шрифты, которые есть у будущих посетителей сайта. Это делается для того чтобы страницы отображались корректно у Всех пользователей, с разными операционными системами и браузерами. В противном случае если использовать не стандартные шрифты, то большинство посетителей увидит все по-разному и в большинстве случаев в неприглядном виде. По этой причине рекомендуется использовать стандартные шрифты, которые приведены ниже в списке. В список шрифтов входят шрифты, которые установлены на операционной системе Windows XP и выше.

В данной статье я не рассматриваю шрифты из других операционных систем. Опытный верстальщик, должен знать сопоставление шрифтов в различных операционных системах, и во время верстки он пропишет этот момент в css-стилях.

В основном разрабатывая контентную часть дизайна используются две разновидности шрифтов:

  • шрифты с засечками
  • рубленые шрифты (шрифты без засечек)

Шрифты с засечками — (англ. serif - засечка) шрифты начертание которых начинается и заканчивается штрихами. Например Times New Roman.

Шрифты без засечек (рубленые шрифты) — (англ.sans-serif -без засечки) шрифты со строгими ровными линиями без засечек. Например Arial.

Ниже Вы можете увидеть скриншот шрифтов с засечкой и без.

Шрифты для web дизайна:

  • Arial
  • Arial Black
  • Arial Narrow
  • Book Antiqua
  • Century Gothic
  • Comic Sans MS
  • Courier New
  • Franklin Gothic Medium
  • Georgia
  • Impact
  • Lucida Console
  • Lucida Sans Unicode
  • Microsoft Sans Serif
  • Palatino Linotype
  • Sylfaen
  • Tahoma
  • Times New Roman
  • Trebuchet MS
  • Verdana
  • Webdings (различные символы и знаки)
  • Wingdings (различные символы и знаки)

Также хочется заметить такой момент как отсутствие курсива у ряда шрифтов, вместо курсива в них используется наклон, из-за чего текст становится плохо читабельным.


Из стандартных шрифтов в Windows не имеют курсива:

  • Arial Black
  • Comic Sans MS
  • Franklin Gothic Medium
  • Impact
  • Lucida Console
  • Lucida Sans Unicode
  • Microsoft Sans Serif
  • Sylfaen
  • Tahoma

Раз уж заикнулся о шрифтах, которые не имеют курсива то за одно хочется отметить и тот факт, что есть шрифты, которые изначально являются шрифтами с жирным начертанием. По этим причинам применение стилей указывающих на жирный шрифт нет смысла, так как в результате мы получим не то, что нужно.

Привет, Хабр!

Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с веб-шрифтами, собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.

01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?

Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.

И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.

02. Как выбрать хороший веб-шрифт?

Шрифт - это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.

Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает , какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие - только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.

03. Как браузеры отрисовывают шрифты?

Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite , а на OS X и iOS - CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.

Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType . Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:

04. TTF или OTF?

TrueType и PostScript - изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript - OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.

Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.

Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.

05. Что еще влияет на отображение?

Иногда способ растеризации лучше задавать вручную. Например, в браузерах с движком Webkit можно использовать CSS-свойство -webkit-font-smoothing и включить вручную обычное сглаживание вместо субпиксельного, и наоборот. Есть и нетривиальные способы добиться от браузера смены способа растрирования, на хабре однажды предлагали использовать хак с text-shadow .

Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.

Еще один способ сгладить недостатки сглаживания - это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.

06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?

Хинтинг - это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) - не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.

Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.

С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой - формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.

В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.

В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.

Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.

07. @font-face или Cufon?

Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать. Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR , когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.

Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.

08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?

Подготовленные к внедрению (@font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:

TTF или OTF - привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF - незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT - внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG - для поддержки браузера Safari.

09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?


Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.

Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря - это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.

10. Сколько должны весить веб-шрифты?

Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма - это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.

11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?

С точки зрения дизайнера, много начертаний - это круто. И действительно, для заголовочка - Bold, а вон там, для врезочки - ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно - настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.

12. Нужно ли ограничивать набор символов?

Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).

Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.

13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?

Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа .

14. Как протестировать шрифт?

Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast , где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта - незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer , вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.

15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?

Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов - это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.

Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).

16. Как купить веб-шрифт?

Когда вы «покупаете шрифт» - это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта - это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.

Удобный способ покупки шрифтов - через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику

А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!

17. Какие бывают лицензии?

Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.

Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, - все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.

Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.

Свободные лицензии (public domain) - автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.
Свободные для некоммерческого использования - то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.

18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?

Веб-лицензии - наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай - использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение - на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.

И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.

После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.

19. Где взять хорошие веб-шрифты?

Каталог свободных шрифтов от Google
Fontsquirrel - известный конвертер и каталог веб-шрифтов
Myfonts - огромный магазин шрифтов с удобной системой оплаты
Fonts.com - главный конкурент MyFonts
Typekit - сервис для аренды шрифтов от Adobe
Typecast - вышеупомянутый магазин с сервисом тестирования
P.S. еще один полезный ресурс, который посоветовал ilyaerin , WebFont.ru Функциональность важнее формы: проектируя для читателя
Марии Дореули. Licensing. Внести ясность
Tim Brown. Type rendering on the web
Tim Brown. CSS properties that affect type rendering
Tim Brown. Type rendering: operating systems
Tim Ahrens. A Closer Look At Font Rendering
Tim Ahrens (Typekit). A closer look at TrueType hinting
The Benefits Of OpenType/CFF Over TrueType

Ильдар Киньябулатов, веб-дизайнер ADV/web-engineering



Рекомендуем почитать

Наверх