Поиск информации конспект. Тема урока: Поиск информации в сети Интернет. III.Этап получения новых знаний

Для Symbian 25.02.2019


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский строительный техникум»
(ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Глобальная сеть Интернет.
Поиск информации в Интернете»
Преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
Е.В. Шендакова2015
План урока
Глобальная сеть Интернет.
Поиск информации в Интернете
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательная: освоить способы поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных и личных задач, с использованием прикладных поисковых программ.
Развивающая: развитие интереса к работе с компьютером как основы формирования информационной культуры, логического мышления, расширения общего кругозора;
Воспитательная: воспитание самостоятельности и ответственности за качество выполненной работы, умения работать в группе;
Здоровьесберегающая: соблюдение правил техники безопасности, соблюдение санитарных норм, сочетание форм и методов работы.
Дидактические основы урока:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал: индивидуальные карточки с вопросами, URL- адреса.
Ход урока:
Орг. момент (1-2 мин.);
Объяснение нового материала (20 мин.);
Самостоятельная работа (15 мин.);
Рефлексия. Итоги урока (3-5 мин.);
Ход урока:
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
Орг. момент, 1-2 мин.- сообщение темы урока, его целей и задач;
- краткий план деятельности. Здравствуйте!
Тема сегодняшнего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».
Презентация к уроку (слайд 1).На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную информацию. Записывают тему и план урока в тетради.
Введение в тему:- подготовить к восприятию темы;- нацелить на продуктивную работу 7-10 минут С приходом глобальной компьютерной сети Интернет в жизнь человека, мир изменился. Сегодня не выходя из дома, можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику. На слайде представлена диаграмма, показывающая, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни (слайд 3).
Давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет? Чтобы вам было легче, попробуйте ответить на вопросы:
Что называют компьютерной сетью?
Из каких компонентов состоит компьютерная сеть?
Какими бывают компьютерные сети по своей протяженности?
Чтобы дать сформулировать определение, необходимо учесть все правильные ответы на вопросы. Оно перед вами, но в нем пропущены некоторые слова, попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение запишем в тетрадь (2 минуты).
Интернет – это … … сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 4).
Каждый из вас ежедневно обращается к Сети: ищет информацию, общается с товарищами, слушает музыку. Как вы считаете, есть ли у Интернета недостатки?

Давайте разделим группу на две команды и попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Первая – сторонники Интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета. (Приложение 1).
Образец таблицы
Достоинства Недостатки
Важный источник информации Информация из Интернета может быть недостоверной
Общение с людьми из разных городов Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета
Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома Обман со стороны организации
Способ распространения своих знаний Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер
В выступлениях капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её стороны. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Интернет представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть. Рассуждают с места о понимании значения этого слова. «Интер»-между, «Нэт»-сеть.
Отвечают с места на вопросы: (объединение двух и более компьютеров)
(источник информации, канал связи, приемник информации)
(локальными, корпоративными, региональными и глобальными)
Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с преподавателем.
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, которая включает в себя локальные, корпоративные и региональные сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру.
Делятся на группы.
Каждая группа на листке с изображением значка Интернет записывает достоинства или недостатки Интернета.
Капитаны команд и представитель команды готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции. На доске заполняют таблицу достоинств и недостатков. (Анализируют, сравнивают, обобщают и высказывают мнение свое и группы.)
Делают вывод самостоятельно (с помощью преподавателя).
Тема урока:- изучить способы поиска информации в сети Интернет;- рассмотреть поисковые системы Интернета.10 минут Работая в Сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. (слайды 5-6).
Для поиска информации используются в основном три основных типа:
Указание адреса страницы (URL-адрес); (слайд 7)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 8).
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Обращение к поисковой системе (слайд 9).
Какие поисковые системы вы знаете?
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто рапользуется Интернетом. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru). (слайд 10)
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.
Yandex.ru(слайд 11).
Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.
Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов Google.ru(слайд 12).
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями Rambler.ru(слайд 13).
Rambler создан в 1996 году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова
Самостоятельно записывают нужную информацию в тетрадь, опираясь на информацию презентации.
отвечают на вопрос: (yandex. ru, Rambler. ru, GoogleЗакрепление материала15 минут Работа за компьютерами.
1.Я случайно разорвала задания на которых записаны URL-адреса сайтов, которые вам нужно найти. Восстановите и назовите тему информации сайта. (Приложение 2).
2.На карточках записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на поставленный вопрос и записать URL-адреса этих сайтов. (Приложение 3). Индивидуальная работа за компьютерами.
Подведение итогов урока:рефлексия5 минут Урок получился очень плодотворным и насыщенным информацией. Чтобы зафиксировать в памяти необходимые знания, предлагаю провести синквейн (5 строк)
Существительное (Интернет)
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение из 4-х слов
Слово-вывод
Подведение итогов урока. Систематизируют знания при помощи синквейна. Записывают в тетрадь. По желанию читают.
Используемая литература:
Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10-11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010


Приложенные файлы

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет

Учебник: Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9» Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «поисковая система», «каталог ссылок», «поисковая машина» и показать практическое применение языка запросов, научить находить информацию в сети Интернет.

Задачи урока:

  • Образовательные: - познакомить учащихся с основными понятиями, научить создавать запросы для поиска в сети Интернет.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.
  • Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

Электронные образовательные ресурсы

    • презентация
      Презентация к уроку
      PPTX / 2.59 Мб

Дополнительные ресурсы:

Раздаточный материал с практической работой «Поиск в сети Интернет»
Практическая работа
DOCX / 16.89 Кб
и рефлексией урокаРефлексия
DOCX / 15.5 Кб

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места

2. Актуализация опорных знаний

Учитель проверяет усвоение по изученному на предыдущих уроках материалу.

Для этого он использует кроссворд с основными понятиями компьютерных сетей (слайд 2 ). Следующие задания по установке соответствий между логотипами популярных браузеров и их названиями (слайд 3) , и названиями протоколов и их назначением соответственно (слайд 4) .

3. Этап получения новых знаний

Объяснение нового материала (слайд 5 - 20)

Поисковая система - это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для осуществления функции поиска в интернете, и реагирующий на пользовательский запрос, который обычно задают в виде какой-либо текстовой фразы (или точнее поискового запроса), выдачей ссылочного списка на информационные источники, осуществляющейся по релевантности.

Учащиеся называют поисковые системы, которые они знают.

Основные характеристики поисковых систем

    • Полнота. Полнота является одной из главнейших характеристик поиска, она представляет собой отношение цифры найденных по запросу информационных документов к их общему числу в интернете, относящихся к данному запросу. Чем полнее сам поиск, тем больше вероятность, что пользователь найдет именно тот документ, который ему необходим, конечно, если он вообще существует.
    • Точность. Точность определяет степень соответствия запросу пользователя найденных страниц в Сети. Чем поиск точнее, тем скорее пользователь найдет необходимую ему информацию, тем меньше разнообразного «мусора» будет встречаться среди результатов, тем меньше найденных документов будут не соответствовать смыслу запроса.
    • Актуальность. Актуальность характеризует время, проходящее с момента опубликования информации в интернете до занесения ее в индексную базу поисковика. К примеру, на следующий день после возникновения информации о выходе нового iPad, множество пользователей обратилась к поиску с соответствующими видами запросов. В большинстве случаев информация об этой новости уже доступна в поиске, хотя времени с момента ее появления прошло очень мало. Это происходит благодаря наличию у крупных поисковых систем «быстрой базы», которая обновляется несколько раз за день.
    • Скорость поиска. Такая функция как скорость поиска теснейшим образом связана с так называемой «устойчивостью к нагрузкам». Ежесекундно к поиску обращается огромное количество людей, подобная загруженность требует значительного сокращения времени для обработки одного запроса. Тут интересы, как поисковой системы, так и пользователя целиком совпадают: посетитель хочет получить результаты как можно быстрее, а поисковая система должна отработать его запрос тоже максимально быстро, чтобы не притормозить обработку последующих запросов.
    • Наглядность. Наглядное представление результатов является важнейшим элементом удобства поиска. По множеству запросов поисковая система находит тысячи, а в некоторых случаях и миллионы разных документов. Вследствие нечеткости составления ключевых фраз для поиска или его не точности, даже самые первые результаты запроса не всегда имеют только нужные сведения. Это значит, что человеку часто приходится осуществлять собственный поиск среди предоставленных результатов. Разнообразные компоненты страниц выдачи ПС помогают ориентироваться в поисковых результатах.

Каталог ссылок - это разбитый по темам список ссылок на сайты с их кратким описанием.

Группы ссылок в зависимости от широты тематики

    • общие
    • специализированные (тематические)

Группы каталогов ссылок:

    • закрытые каталоги — добавление сайтов в данный каталог может проводить только одно ответственное лицо.
    • белые каталоги — НЕ требуют обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
    • серые каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
    • черные каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и НЕ ставят прямую ссылку.
    • каталоги сайтов с прямыми ссылками — при регистрации сайта в данном каталоге веб-мастер получает ответную прямую (без перенаправления) ссылку на свой сайт.
    • каталоги сайтов с ссылками — регистрация сайта в данном каталоге не даёт ссылки на регистрируемый сайт. Ссылки в таких каталогах даны через перенаправление (редирект).

Поисковая машина - это автоматическая система, которая хранит информацию об известных ей веб-страницах и выдает по запросу адреса тех из них, где встречаются введённые ключевые слова.

Ключевые слова - это набор слов и выражений, которые отражают требуемую информацию.

Самая основная задача каждой поисковой системы - доставить людям именно тот вид информации, который им нужен.

Именно поэтому специалисты-разработчики поисковиков делают принципы и алгоритмы их работы, которые бы давали пользователям находить интересующие их сведения. Это означает, что система, должна «думать» так же, как мыслит человек при поиске необходимой информации в интернете.

Для того чтобы получить правильные ответы на подобные вопросы, разработчики поиска постоянно улучшают принципы ранжирования и его алгоритмы, добавляют им новые возможности и функции и любыми средствами пытаются сделать быстрее работу системы.

Первой компьютерной программой для поиска в Интернете была программа Арчи (англ. archie — архив без буквы «в»). Она была создана в 1990 году Аланом Эмтэджем (Alan Emtage), Биллом Хиланом (Bill Heelan) и Дж. Питером Дойчем (J. Peter Deutsch), студентами, изучающими информатику в университете Макгилла в Монреале. Программа скачивала списки всех файлов со всех доступных анонимных FTP-серверов и строила базу данных, в которой можно было выполнять поиск по именам файлов. Однако, программа Арчи не индексировала содержимое этих файлов, так как объём данных был настолько мал, что всё можно было легко найти вручную.

Первым поисковым роботом, написанным на языке Perl, был «World Wide Web Wanderer» — бот Мэтью Грэя (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в июне 1993 года. Этот робот создавал поисковый индекс «Wandex». Цель робота Wanderer состояла в том, чтобы измерить размер всемирной паутины и найти все веб-страницы, содержащие слова из запроса.

Поисковая система «WebCrawler», запущенная в 1994 году - первая полнотекстовая системаиндексирующая ресурсы при помощи робота («craweler-based»).

Система позволяла пользователям искать по любым словам, расположенным на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом для большинства поисковых систем.

Поисковая система «WebCrawler» - первый поисковик, получивший широкое распространение.

В 1996 году реализован поиск с учётом русской морфологии на поисковой машине Altavista и запущены оригинальные российские поисковые машины Рамблер и Апорт. 23 сентября 1997 года была открыта поисковая машина Яндекс. 22 мая 2014 года компанией Ростелеком была открыта национальная поисковая машина Спутник. 22 апреля 2015 года был открыт новый сервис Спутник. Дети специально для детей с повышенной безопасностью.

Типы поисковых систем:

    • Системы, использующие поисковые роботы. Состоят из трёх частей: краулер («бот», «робот» или «паук»), индекс и программное обеспечение поисковой системы. Краулер нужен для обхода сети и создания списков веб-страниц. Индекс — большой архив копий веб-страниц. Цель программного обеспечения — оценивать результаты поиска. Благодаря тому, что поисковый робот в этом механизме постоянно исследует сеть, информация в большей степени актуальна. Большинство современных поисковых систем являются системами данного типа.
    • Системы, управляемые человеком (каталоги ресурсов).Эти поисковые системы получают списки веб-страниц. Каталог содержит адрес, заголовок и краткое описание сайта. Каталог ресурсов ищет результаты только из описаний страницы, представленных ему веб-мастерами. Достоинство каталогов в том, что все ресурсы проверяются вручную, следовательно, и качество контента будет лучше по сравнению с результатами, полученными системой первого типа автоматически. Но есть и недостаток — обновление данных каталогов выполняется вручную и может существенно отставать от реального положения дел.
    • Гибридные системы. Такие поисковые системы, как Yahoo, Google, MSN, сочетают в себе функции систем, использующие поисковых роботов, и систем, управляемых человеком.
    • Мета-системы. Метапоисковые системы объединяют и ранжируют результаты сразу нескольких поисковиков. Эти поисковые системы были полезны, когда у каждой поисковой системы был уникальный индекс, и поисковые системы были менее «умными». Поскольку сейчас поиск намного улучшился, потребность в них уменьшилась.

Многие поисковые системы, такие как Google и Bing, используют алгоритмы выборочного угадывания того, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его прошлых действиях в системе. В результате, веб-сайты показывают только ту информацию, которая согласуется с прошлыми интересами пользователя. Этот эффект получил название «пузырь фильтров». Всё это ведёт к тому, что пользователи получают намного меньше противоречащей своей точке зрения информации и становятся интеллектуально изолированными в своём собственном «информационном пузыре».

Учитель проводит опрос с целью выяснить самый популярный поисковик в классе и знакомит учащихся с рейтингом поисковых систем в России.

Язык запросов

Запрет перебора всех словоформ.

Обязательное присутствие слов в найденных документах.

Исключение слова из результатов поиска.

& - обязательное вхождение слов в одно предложение.

~ - требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

| - поиск любого из данных слов.

«» - поиск устойчивых словосочетаний.

$title - поиск информации по названиям заголовков.

$anchor - поиск информации по названию ссылок.

4. Динамическая пауза

(слайд 21-23) Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э. С. Аветисова.

5. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой.

(слайд 24-25) Учитель проводит с учащимся практическую работу по поиску в сети Интернет.

Практическая работа.

Задание 1.

Особенности поиска по группе слов.

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс.

Структура запроса

Количество найденных страниц

Скоростной! трамвай!

Скоростной + трамвай

Скоростной - трамвай

«Скоростной трамвай»

Сталинградская битва

Сталинградская & битва

$title (река Волга)

$anchor (река Волга)

Задание 2.

Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете

1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?

2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.

3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото

4. Когда Волгоград переименовывается в "город-герой Сталинград" (точные даты)

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?

После выполнения работы, проводится проверка результатов работы, и ученики ставят себе оценку за урок.

Учитель контролирует ход выполнения работы учащихся, помогает учащимся, у которых не получается самостоятельно выполнить задание.

Учащиеся под руководством учителя проверяют результаты выполнения практической работы, анализируют полученные ответы, определяются с оценкой результатов работы.

Примерные ответы на практическую работу (слайд 26-31)

Оценивание практической работы

5 - верно даны ответы на задание 1, задание 2 выполнено полностью с пояснениями и фотографиями.

4 - в задании 1 допущены неточности в 1-2 ответах, на один или два из вопроса задания 2 дан неполный ответ.

3 - в задании 1 допущены неточности в 3-4 ответах, на три вопроса задания 2 даны не полные ответы или отсутствуют ответы на 2 вопроса

6. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания

Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.

Домашнее задание

Выучить лекционный материал

Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Рабочая тетрадь Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

    • сегодня я узнал
    • у меня получилось
    • у меня возникли трудности
    • я выполнял задания
    • я научился
    • теперь я могу

Используемые ресурсы:

Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9»

Мухтарова Елена Викторовна, учитель информатики и ИКТ,

МКОУ «Сосновская СОШ», поселок Сосновый, Заокского района, Тульской области

План-конспект урока « Поиск информации в Интернете »

Урок № 27 тема «Поиск информации в Интернете». Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

7

Базовый учебник

Угринович Н. Д. « Информатика 8 класс »,Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

.

Цели и задачи :

Общеобразовательные

    учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет,

    усвоить виды браузеров и их назначение,

    усвоить примеры поисковых систем и их назначение,

    рассмотреть сферы применения глобальной сети Интернет.

Развивающие

    формировать целостное восприятие окружающего мира,

    развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при использовании сети Интернет,

    показать применение Интернета в различных областях: поиск информации (фото, видео, музыка, электронные библиотеки, магазины, электронная почта), общение и т. д.

Воспитывающие

    формирование познавательного интереса учащихся,

    расширение кругозора,

    формирование информационной и правовой культуры учащихся.

Тип урока : ознакомление с новым материалом

Литература:

Для учителя:

    Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс»,

Для учеников:

    Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс».

Оборудование:

компьютерный класс, интерактивная доска SMART , презентация, раздаточный материал, компьютерные тесты.

План урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Этап получения новых знаний.

    Этап обобщения и закрепления нового материала.

    Выполнение практической работы.

    Рефлексия.

    Заключительный этап.

Ход урока

I.Организационный этап .

II.Актуализация знаний .

Решение кроссворда:

1.Программа, которая может вывести компьютер из строя или нарушить его работу (вирус ).

2.Устройство для внешнего хранения информации (диск ).

3.Устройство, на которое выводится информация проектором из компьютера (экран ).

4.Единица измерения информации (бит ).

5.Операция, выполняемая с файлами (удаление ).

6.Место, для временного хранения ненужных файлов (корзина).

7.Windows по-русски ( окна ).

8.Клавиатурный тренажер (стамина ).

9.Место хранения документов (папка ).

10.Компактное устройство хранения информации (флешка ).

11.Бесплатная антивирусная программа (Аваст ).

Учитель: Какое слово Вы получили на пересечении по горизонтали?

Ученики: Интернет.

III.Этап получения новых знаний .

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете».

Учитель: Как Вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

Ученики: Для чего необходим Интернет, что можно найти в нем, какие

возможности он нам предоставляет, какие программы нам нужны

для этого.

Учитель: Правильно, это и является целью нашего урока. Давайте, вначале

выясним, какие возможности нам предоставляет глобальная

компьютерная сеть Интернет. Для этого вам поможет следующий

слайд – посмотрите внимательно и ответьте на данный вопрос.

Ученики: 1) Поиск информации,

2) Скачивание фото, видео, музыки и других фалов.

4) Использование электронных библиотек, музеев …

5) Покупки через Интернет (Интернет – магазины).

6) Учеба через Интернет.

7) Поиск погоды, расписаний, работы…

8) Поиск программ (бесплатно распространяемых).

9) Электронная почта и т. д.

Учитель: Молодцы, давайте проверим, все ли Вы указали или что – то

пропустили, посмотрев на следующий слайд.

Учитель: Какой же можно сделать вывод?

Ученики: Интернет нам помогает и экономит много сил и времени.

Учитель: Совершенно верно, но надо помнить два момента – во-первых, об

во-вторых, Интернет – это не только полезная информация, Об этом мы говорили на самом первом уроке, когда начинали знакомиться с глобальной компьютерной сетью Интернет и правилами работы с ней

Давайте вспомним, какие опасности хранит Интернет.

Ученики компьютерные вирусы, доступ к личным данным, доступ к паролям от банковских карт, небезопасное общение в соцсетях и многое другое.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Что же нам нужно знать и уметь применять для работы в сети?

Ученики: Программы, с помощью которых можно работать в сети.

Учитель: Точно, и в первую очередь программы, с помощью которых моно

просматривать Интернет – страницы, т. е. браузеры. Приведите

примеры.

Ученики: Internet Explorer , Mozilla Firefox , Opera , и другие.

Учитель: Чем они отличаются, по вашему мнению?

Ученики: Internet Explore – стандартный и самый распространенный браузер,

Mozilla Firefox – бесплатный и очень быстрый, Opera – бесплатный и

удобный в работе.

Учитель: А как найти необходимую информацию в Интернете?

Ученики: Необходимо запустить “поисковик” и …

Учитель: А какие поисковые системы Вы знаете?

Ученики: (приводят примеры)

Апорт

Яndex

Yahoo

AltaVista

Google

Лист

VII Рефлексия .

На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротки /длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

VIII Заключительный этап

Домашнее задание. П.3.5 ст р 107-110

Методическая разработка урока по информатике в 6-А классе

учитель Воробьева Марина Николаевна

Тема: "Интернет. Поиск информации"

Дата: 14.03.2012

Учебно-методическое обеспечение: Л.Л.Босова Информатика: Учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова.– 5-е изд.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 – 208 с.:ил.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерный класс, мультимедийный проектор, наглядная презентация.

Время реализации урока: 45 мин.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

    Имеющиеся учебные пособия предназначены для использования этих пособий в старших классах.

    Возможность более эффективно осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

    Существенно повышается эффективность усвоения учащимися учебного материала.

    Позволяет развивать наглядно-образное, понятийное мышление.

    Позволяет сделать образовательный процесс более интенсивным.

Цели урока:

    Формирование представлений, ознакомление с новыми сведениями;

    Формирование у учащихся самостоятельности, сообразительности, произвольности внимания (переключение, распределение, устойчивость, сосредоточение, объем);

    Развитие творческих и познавательных способностей учащихся;

    Повышение интереса учащихся к предмету;

    Формирование компьютерных пользовательских навыков.

Задачи урока:

    Образовательные:

    • формировать представление о понятиях «Поисковая система», «Браузер», «Образец поиска»;

      обеспечить усвоение таких основных понятий, как «Компьютерная сеть Интернет», «Поисковая система»;

      совершенствовать знания учащихся об информационной деятельности человека;

      продолжить формирование пользовательских навыков работы на компьютере;

      продолжить знакомство с текстовым редактором Word.

    Воспитательные:

    • формировать представление об информационной деятельности человека и информационной этике;

      формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

    Развивающие:

    • развивать внимание учащихся;

      развивать память учащихся;

      развивать творческие способности;

      развивать интеллектуальные способности;

      развивать аккуратность и последовательность в выполнении заданий.

Основные понятия и термины урока: поисковая система, Интернет, браузер, запрос

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная практическая работа

План урока:

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Педагогические приемы

1.Организационный момент

Приветствует учащихся и гостей, объявляет тему урока, настраивает учащихся на успех.

Слушает учителя и внутренне настраивается на работу

2. Подготовка к освоению нового материала

Сообщает тему урока. Сообщает цель урока. Ставит перед учащимися задачи.

Беседа

3. Объяснение нового материала:

    беседа с использованием проектора

    фронтальная работа

    работа с использованием учебника

Объясняет новый материал

Слушают объяснение

Просматривают слайды презентации

Читают стр.194, стр.196 учебника

Беседа

Фронтальная работа

Актуализация изученных знаний

4. Закрепление нового материала:

    • индивидуальная работа учащихся на ПК

Сообщает задание

Объясняет порядок выполнения

Объясняет технологию выполнения задания

Направляет учащихся (сначала)

Промежуточный контроль деятельности учащихся

Слушают задание

Приступают к выполнению задания

Сохраняют выполненное задание в своей папке на компьютере

Фронтальная практическая работа

5. Заключительный контроль

Визуальная проверка работ, выполненных учащимися

Просматривает все работы

Итоговый контроль деятельности учащихся

6. Подведение итогов урока

Дает характеристику работ учащихся

Анализирует урок (достижение цели и выполнение задач)

Делает выводы

Слушают рецензии на свою работу

Отвечают на вопросы

Беседа

7. Рефлексия

Задает вопросы учащимся

Благодарит учащихся за внимание и работу

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, представление гостей, объявление темы урока, настрой на успех.

II. Подготовка к освоению нового материала

Сообщение темы урока. Выделение образовательной цели: научить учащихся использовать ресурсы Интернет в своей деятельности. Научиться выполнять поиск информации для ее использования в своей деятельности (слайд 1).

III. Изложение нового материала

У: Прежде, чем приступить к практической деятельности, нам необходимо познакомиться с новыми понятиями и новыми терминами, связанными с использованием компьютерной сети Интернет.

На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации. Но как найти нужные сведения?

В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи (слайд 2).

Поисковая система

На сегодняшний день существует немало поисковых систем. Приведем примеры наиболее распространенных (слайд 3).

Каждый пользователь для поиска информации может выбрать любую из названных поисковых систем. Мы более подробно остановимся на одной из них – это Google.. Чтобы войти в эту систему, нужно набрать в адресном поле браузера адрес Google.ru и нажать клавишу. Браузер (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Google. (слайд 4).

На страничке отображается Строка адреса поисковой машины, Название поисковой машины, Установка типа документа, Поле запроса.

строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска) . Сюда можно записать логически объединённые между собой слова и нажать имеющуюся рядом кнопку Поиск, Найти. Начинается поиск. Его результаты отображаются на странице Google. Поисковая система Google показывает ссылки на те документы Интернета, в которых она обнаружила искомую фразу.(слайд 5)

Удобство такого поиска состоит в том, что сразу выдаются ссылки на нужные странички.

На правильно сформулированный вопрос практически всегда можно получить в Internet ответ. Надо только научиться правильно задавать вопросы, и поток искомой информации вам обеспечен. При работе в Internet нельзя забывать, что вы задаете вопрос не человеку, а машине, которая анализирует информацию в зависимости от заложенных в нее алгоритмов. Поэтому при осуществлении поиска информации нужно соблюдать следующие правила:

Правило № 1 «Поиск слова» (слайд 6)

Если нужно найти информацию по какой-либо теме, выраженной одним словом , запишите его в строку поиска и нажмите расположенную рядом кнопку (обычно называется – Поиск).

При поиске могут возникнуть следующие проблемы: Найдено слишком много не подходящих ссылок или среди найденных нет ни одной нужной.

Решение проблемы: Попробуйте изменить запрос, дописав уточняющее слово. Используйте синонимы слов.

Правило № 2 «Поиск нескольких отдельных слов» (слайд 7)

Если в запросе вводить несколько слов , поисковая система найдёт странички, содержащие эти слова недалеко друг от друга.

Если найдено мало ссылок, возможно вы ошиблись в каком-либо слове. Исправьте ошибку. Попробуйте записать поменьше слов в запросе.

В сети Интернет можно осуществлять поиск по картинкам (слайд 8).

Любую понравившуюся картинку можно скопировать себе: в свою папку, в текущий рабочий текущий документ, для этого:

1. Наведите мышку на выбранную картинку, щелкните правой кнопкой мыши.

2. В появившемся контекстном меню выберите команду «Копировать».

3. Откройте документ тот, куда хотите вставить картинку.

4. И также вызвав контекстное меню выберете команду «Вставить» (слайд 9).

Выделим главное:

    На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации.

    В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.

    Поисковая машина – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.

    Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов попоиску информации (фразы поиска).

    Результат поиска информации (текст, изображение) можно копировать в собственный документ.

Часто бывает, что собственный документ может быть представлен в виде таблицы. Алгоритм создания таблиц. Учебник стр. 194–197.

Прочитать пункт Создание таблицы и пункт Вставка дополнительных строк в таблицу (слайд 10).

Теперь переходим к практической деятельности. Для того чтобы было проще работать на экране будет размещен слайд с алгоритмом действий.

Алгоритм работы:

    Открыть браузер Internet Explorer

    Нажать кнопку домой и проверьте, что в строке адреса записан адрес поисковой системы

    Выбрать тип искомого документа, щелкнув по ссылке над полем запроса (Веб, картинки, группы, каталог)

    Ввести в поле запроса в центре экрана ключевые слова, нажать кнопку Поиск

    Поисковой машине потребуется некоторое время, чтобы сформировать результат и вы увидите список, каждая запись которого является гиперссылкой на другой сайт

    Проанализируйте предлагаемый список рисунков и щелкните правой кнопкой мыши на подходящем рисунке. Выберите из контекстного меню команду «копировать».

    Если информационный ресурс заинтересовал, можно щелкнуть по гиперссылке, чтобы рассмотреть его подробнее

    Возвратиться на страницу со списком, можно нажав кнопку Назад .

Формулировка практического задания.

IV. Закрепление нового материала

Индивидуальная работа учащихся на ПК .

V. Заключительный контроль

Учитель прерывает работу учащихся и визуально оценивает достижения учащихся.

Учащиеся сохраняют свою работу в личной папке на диске D (лучшие работы сохранить на сервере).

VI. Подведение итогов

Чем мы сегодня занимались? Чему научились?

VII. Рефлексия

Что на уроке запомнилось больше всего?

Какое задание вызвало затруднение?

Сегодня я узнал…

Сегодня я понял…



Рекомендуем почитать

Наверх