Плюсы и минусы работы на пк. Информатизация и компьютеризация образования – плюсы и минусы. Влияние компьютера на здоровье и психику ребенка

На iOS - iPhone, iPod touch 05.04.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

В наше время от влияния компьютера очень трудно оградить ребенка, причем они готовы не вылезая сидеть за играми. Действительно ли эта умная техника таит в себе много плохого и стоит ли ограничивать детей от ее воздействия? Компьютер помогает ребенку утолить жажду внимания родителей. Вы так считаете? А мы - нет. Конечно, компьютерные технологии открывают невероятно огромные возможности перед любым человеком, но ни один подобный экземпляр никогда не сможет заменить простого сознательного общения со своими друзьями, сверстниками, родителями и просто близкими людьми.

В нашей стране бум на всевозможные компьютеры, ноутбуки, наладонники, планшеты уже идет полным ходом. И сегодня за этими «неживыми» умами сидят наши дети! И, надо отметить, уделяют ему внимания в десятки, а то и сотни раз больше, чем нам - родителям. Большинству мам и пап хорошо от того, что их ребенок спокойно сидит у себя в комнате и не мешает им ни работать, ни отдыхать, ни развлекаться. Спешим вас огорчить.

Плюсы и минусы влияния компьютера на детей

Говоря о влиянии компьютера на ребенка, давайте обратимся к положительному эффекту. Выделим некоторые полезные составляющие нахождения вашего ребенка за экраном монитора:

  • невероятный багаж знаний, причем совершенно бесплатно;
  • тишина в доме во время сидения ребенка за компьютером;
  • возможность влиять на детей и ставить условия, что-то вроде: «если разрешу посидеть тебе еще полчаса, пообещай после умыться и тихонько лечь спать»;
  • каждый раз подобные условия растягиваются на более длительный срок, причем принимаются ребенком как должное;
  • возможность быстрого выполнения домашних заданий;
  • безграничное общение с интересными сверстниками.
  • Это реальные плюсы влияния компьютера на ребенка, благодаря которым он не сможет оторваться от него на мгновенье, сев лишь несколько раз. И каждый раз, прибегая из школы или сада, он будет бежать, чтобы поскорее включить кнопку на сетевом фильтре, кнопку на системном блоке… А в это время на улице будут раздаваться радостные возгласы мальчиков, играющих в футбол на детской площадке. Или девочек, весело прыгающих по нарисованным на асфальте старым добрым «классикам».

    Влияние компьютера на здоровье и психику ребенка

    Теперь давайте рассмотрим, как влияет компьютер на физическое здоровье и психику детей:

  • все начинается с того, что через полгода или годик спина у ребенка станет в форме восклицательного знака, а в дальнейшем приведет к еще более плачевным последствиям;
  • компьютер влияет и на зрение, которое начинает портиться после беспрерывного проведения у экрана, что приведет минимум к приобретению очков (скорее всего - на всю жизнь), а максимум - к долгому лечению;
  • длительное сидение у монитора перевозбуждает нервную систему, в результате чего ребенок становится раздражительным, нарушается сон, возникают тики, головные боли, утомляемость, а в дальнейшем могут развиться и различные психосоматические заболевания;
  • все знают порнографические сайты. Для ребенка - это запретный плод, который в закрытой комнате наедине с монитором становится доступным. Статистика гласит, что около 40-45% ребят до 16 лет постоянно просматривают порно-сайты! Позже подобные впечатления ищут воплощения в жизнь в действиях. Еще не одумались?
  • плюс (хотя, как тут плюс) ко всему - в Интернете сегодня очень много маньяков, которые под видом сверстника знакомятся с вашим ребенком, предлагая спустя некоторое время встретиться. Что происходит дальше - догадаться нетрудно.
  • Как же с этим бороться? - спросят родители.

    Как уменьшить вред, причиняемый компьютером детям?

    Конечно, влияние компьютера можно уменьшить, причем успех зависит исключительно от вас.

  • Уделяйте больше внимания ребенку, работа подождет, а он уже скоро и в университет поступит…
  • Подарите ему больше общения и научитесь с ним доверять друг другу.
  • Станьте, пусть не самым, но лучшим другом или подругой своему чаду.
  • И, пожалуй, самое главное - разнообразьте жизнь ребенка яркими впечатлениями.
  • Поверьте, даже у автора данной статьи о влиянии компьютера на здоровье и психику ребенка многократно и по всему телу пробежали мурашки по коже. Поэтому наш вам совет: никогда не забывайте, что компьютер - это всего лишь электронная машина (ЭВМ), выполняющая n-ое количество операций в секунду.

    Сегодня компьютер стал для нас обычной вещью, упрощающей жизнь, наравне с микроволновкой, пылесосом и прочей домашней утварью. Компьютер несет в себе много функций, которые по разному способны влиять на нас и нашу жизнь в целом. Какое влияние оказывает на нас компьютер, читайте далее.

    Компьютер – изобретение 20 века, изменившее жизнь людей. Сейчас мы уже не представляем без него жизни, а ведь раньше никто и подумать не мог, как далеко зайдет технический прогресс. Рассмотрим плюсы и минусы компьютера .

    Компьютеры и наша жизнь

    Появление персональных компьютеров стало прорывом в науке и технике. Рабочий процесс по многим специальностям приобрел новый формат. Бухгалтера отложили бумажные отчеты и смогли систематизировать все в программе.

    Совершенствование компьютерных технологий упрощает нашу жизнь

    Были вытеснены до этого необходимые пишущие машинки, калькуляторы, различные счетно-вычислительные аппараты. Теперь профессиональные навыки многих требуют знания и в работе с компьютером. Возникла необходимость в специалистах, знающих в совершенстве его работу. Так появилась новая специальность – программист. Ведь компьютерные технологии с каждым годом требуют всё новых и новых усовершенствований. В наши дни к ПК, пришедшему на смену ЭВМ, присоединились ноутбук, нетбук, планшет. Компьютер перестал быть только рабочим предметом, сейчас это и средство связи, устройство для поиска информации и просто предмет для отдыха и развлечений. Таким техническим изобретением уже никого не удивить. А с развитием интернета, необходимость в компьютерных устройствах растет каждый год в геометрической прогрессии. Значит это, что такой элемент техники присутствует практически в каждом доме, у каждого человека, что уж говорить о рабочих местах многих людей.

    Упрощение рабочего процесса

    Компьютер делает доступным многие отрасли нашей жизни

    Начнем с плюсов. Бесспорным достоинством компьютера, как технического изобретения, является упрощение и усовершенствование работы во многих отраслях жизни. Главным образом – это рабочие процессы в науке, архитектуре, промышленности. Именно программы, разработанные с помощью компьютерных технологий, позволили сделать важные открытия в области медицины, химии, физики, создать чертежи и графические разработки промышленного оборудования, зданий и сооружений. Развитие нанотехнологий тесно связано с компьютерами. «Бумажная работа» многих специалистов различных сфер деятельности была упрощена за счет появления ПК. Теперь нет необходимости хранить информацию в бумажном виде, создавая склады архивов, ведь есть электронные носители информации, подключаемые к компьютеру.

    Поиск нужной информации

    Поиск информации с появлением компьютера и интернета стал в разы удобнее и быстрее. Теперь, чтобы узнать последние новости из различных сфер жизни и любой точки планеты, нет необходимости слушать радио или ждать выпуска новостей по телевизору. Если вам захотелось приготовить особенное блюдо, не нужно бежать за рецептом к знакомым, достаточно зайти на любимый сайт с рецептами. Или же если вам захотелось прочесть какой-нибудь бестселлер, нужно просто включить компьютер и скачать книгу.

    Легкость общения

    Общение, коммуникации, поиск нужных людей стали доступнее, благодаря развитию интернета. Раньше, чтобы пообщаться с кем-то на расстоянии, требовалось совершать много лишних действий и ждать ответа. Письма же в электронном виде отправляются и доходят до адресата мгновенно. Знакомиться, заводить новые контакты также стало проще, интереснее и быстрее.

    Когда нет возможности увидеться с человеком из-за большого расстояния, можно легко связаться с ним по скайпу, аське, в социальных сетях или по электронной почте. Это очень удобно, поскольку таким образом легко быть в курсе всех новых событий родных и близких

    Универсальность

    Компьютер всё чаще выполняет функцию аудио- и видеопроигрывателей. Что является плюсом, так это то, что количество техники в доме не увеличивается и происходит экономия места. Да и систематизированные аудио- и видеозаписи доступны в любой момент при включении компьютера. Памятные моменты с фотографий теперь тоже никуда не потеряются, ведь их удобно хранить на компьютере.

    Развлечение

    Развлекательную сторону работы за компьютером, как ни странно, можно отнести к плюсам. Компьютерные игры позволяют расслабиться и отвлечься на некоторое время или занять себя в дождливый день. А если ещё игры и развивающие, логические или аркадные, можно потренироваться в смекалке и ловкости. Про интернет можно даже не говорить, ведь именно благодаря ему вы сейчас читаете эту статью.

    Минусы компьютера

    Такое количество плюсов и разнообразие возможностей компьютера, привело к тому, что всё больше людей проводят с ним всё рабочее время (у кого работа связана с компьютером) и весь досуг. Это неблагоприятно влияет на физическое состояние человека.

    Проблемы со спиной

    Долгое сидение за компьютером происходит, обычно, в неправильной, неудобной позе. Даже если изначально вы держите осанку, то уже через час, а то и раньше, начинаете сутулиться, выдвигая шею вперед или закидывая голову на спинку стула. При этом происходит искривление позвонков и передавливание сосудов. От этого чувствуется слабость, головокружение и даже боли в спине.

    Влияние на зрение

    Напряжение глаз, обращенных в экран монитора, дает о себе знать постепенным ухудшением зрения. Поэтому не ленитесь делать специальные упражнения для глаз, и не сидите за компьютером слишком долго.

    Излучение

    Хотя всё еще ходят споры о вреде излучения от компьютеров, влияние электромагнитных волн от работающей техники можно ощутить уже после нескольких часов беспрерывной работы - чувствуется общая слабость и нервное напряжение.

    Потеря времени

    И, конечно, такое чудо техники, как компьютер, отнимает ваше время, которое можно было бы провести с близкими, друзьями, семьей. Компьютер мешает нам лишний раз увидеться с друзьями и пообщаться с ними не по скайпу, а в реальности, друг напротив друга.

    Несмотря на все плюсы и минусы компьютера , безусловно, он является важной частью современной жизни. Без него сложно представить себе работу и досуг.

    Крупнейшие сети школ иностранных языков вкладывают огромные средства в оборудование компьютерных классов и разработку специальных интернет-продуктов, позволяющих выполнять домашние задания в режиме удалённого доступа.

    Для клиентов компьютеризацию представляют как важное конкурентное преимущество, а также её используют в качестве оправдания высоких цен. Разумеется, компании всеми силами стремятся окупить свои инвестиции.

    Но давайте рассмотрим этот аспект обучения не с точки зрения бизнеса, а с позиции ученика.

    Безусловно, компьютеризация обучения имеет свои плюсы:

    1. Во-первых, домашнее задание можно выполнять где и когда угодно: в кафе, в гостях у бабушки, на школьной перемене - лишь бы был доступ в Интернет. При этом не нужно носить с собой громоздкие учебники, которые, как правило, выпускаются в формате А4 и помещаются далеко не в каждую сумку.
    2. Во-вторых, единая компьютерная система позволяет проверять домашнее задание автоматически, чтобы не тратить драгоценное время урока на разбор чужих ошибок.
    3. В-третьих, предполагается, что использование электроники само по себе мотивирует учеников, ведь дети так любят смартфоны, планшеты и прочие гаджеты.

    Однако у компьютеризации обучения есть и обратная сторона:

    1. Ещё 15-20 лет назад, когда компьютеры были не в каждом доме и уж тем более не в каждой школе, детей можно было привлечь и заинтересовать новыми технологиями. Сейчас едва ли получится этим кого-то удивить.
    2. Работа за компьютером создает избыточную нагрузку на глаза, а также неизбежно влияет на нашу психику. Конечно, было бы глупо призывать полностью отказаться от технических новшеств, но и злоупотреблять ими тоже не стоит, особенно, если речь идёт о детях. Ведь одна из самых распространённых проблем современного родителя - как оторвать ребёнка от компьютера и прочих гаджетов.
    3. При выполнении заданий на компьютере теряется один очень важный элемент активной языковой деятельности - это письмо. Когда мы собственной рукой записываем ответы в рабочей тетради, а потом перечитываем их, запоминание происходит гораздо глубже и эффективнее по сравнению с работой над безликим текстом на мониторе.
    4. Что касается проверки заданий, здесь тоже не всё однозначно. Конечно, когда школа гонится только за прибылью и собирает учеников с разным уровнем языка в одну группу, проверка домашнего задания (да и, собственно, весь процесс обучения) превращается в каторгу. Пока одни засыпают от скуки, другие чувствуют себя вечно отстающими и неспособными. Если же состав группы подобран правильно, совместная проверка домашнего задания помогает разобрать распространённые ошибки учеников и прояснить непонятные моменты.

    Вывод:
    Компьютер - очень полезная штука для изучения иностранных языков. Например, с его помощью можно смотреть передачи на английском языке или общаться с иностранцем, живущем в противоположной точке земного шара. Однако использовать его для ежедневных рутинных задач, вроде выполнения домашних заданий, абсолютно нецелесообразно. В этих случаях применение компьютера скорее тормозит процесс обучения, вместо того чтобы ускорять его.

    Информатизация и компьютеризация образования – веление времени, факт, с которым надо считаться, который надо признать вне зависимости от того, нравится это или нет. Ведь когда появились железные дороги, тоже были разные мнения, но сам факт вхождения железнодорожного транспорта в жизнь человечества никто не отрицал. Информатизация и компьютеризация образования возникли не на пустом месте. Еще в 50-60-е гг. 20 в. было популярным т.н. "программированное обучение". Наша задача – трезво видеть плюсы и минусы информатизации и компьютеризации образования, чтобы не впадать в "шапкозакидательство", с одной стороны, и голый скептицизм, с другой, и помня о чувстве меры в любом деле.

    Прежде всего, о терминах.

    Под информатизацией образования будем понимать реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги.

    Под компьютеризацией образования будем понимать процесс внедрения компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров.

    Поскольку знания, помимо нашей естественной памяти, хранятся в искусственной компьютерной памяти и на съемных компьютерных носителях, а информационные продукты и услуги реализуются, главным образом, через компьютерные технологии, не будем явно разграничивать информатизацию и компьютеризацию образования. Будем рассматривать их в совокупности.

    Плюсы :

    1. Быстродействие и память исправного компьютера обеспечивают практически мгновенный (с точки зрения человека) доступ к значительным объемам информации (знаний). Доступ индивидуализирован в соответствии с потребностями (интересами) пользователя (обучаемого) и при необходимости находится под ненавязчивым контролем преподавателя. Контроль осуществляется посредством компьютера (автономного или через компьютерную сеть). В отличие от людей, исправный компьютер не устаёт.
    2. На компьютер можно возложить всю рутинную часть учебной и отчасти внеучебной работы преподавателя и учащегося. Тестирующие и контролирующие автоматизированные курсы (АК), охватывающие все этапы начального, промежуточного и итогового контроля, курсового и отчасти дипломного проектирования в вузе, выдача с помощью "генератора заданий" вариантов исходных данных для всех заданий, хранение в памяти правильных результатов расчетов для итогового контроля задач и проектов, курс – консультант, курс – лабораторная работа по любому предмету, запоминание, хранение и выдача учебной, отчетной и плановой информации с обработкой её по заданным показателям, поиск литературных и документальных источников, выдача аннотаций и справок по запросам пользователей, переложение части лекционной нагрузки на АК в часы самоподготовки студентов в пользу семинарских, лабораторных и практических занятий – все эти и другие виды рутинной и полурутинной работы участников учебного процесса могут выполнять компьютеры, компьютерные сети, информационные технологии. "Машина должна работать, человек – думать" (принцип IBM). Для реализации этого принципа нужна всеобъемлющая информатизация и компьютеризация образования, когда всё, что разумно делать на компьютере, должно на него и возлагаться. За человеком должна остаться творческая функция.

    3. Информатизация и компьютеризация образования позволяют реализовать принципиально новые методы обучения, недоступные или требующие нерационально большого времени при традиционных методах обучения.


    Это, прежде всего, диалоговая форма обучения, причем активность и содержание диалога с компьютером не ограничены ничем, кроме структуры автоматизированного курса. Именно периодический диалог педагога и ученика был во все времена наиболее интенсивной и глубокой формой обучения – более глубокой, чем самообучение по книге или путем пассивного прослушивания лекций. Именно диалоги (в сочетании) с действием как метод обучения лежали в основе большинства древнегреческих школ, физических школ Резерфорда, Бора, Капицы, Ландау. Именно диалоговая форма обучения поддерживает процветание репетиторства.

    При автоматизированном обучении успешно реализуется адаптация АК к обучаемым, как по темпу выдачи информации (регулируется учащимся), так и по ее содержанию [регулируется учащимся и /или автоматически самим курсом по результатам анализа ответов обучаемого на контрольные вопросы (задания)].

    Диалог и адаптация в сочетании с быстродействием и памятью компьютера позволяют в полной мере реализовать принцип индивидуального активного учебного процесса в условиях массового обучения.

    На базе компьютеров реализуются математическое моделирование, деловые игры, вычислительные эксперименты в виртуальных лабораториях, что позволяет реализовать проблемный, деловой принцип обучения, максимально приблизить обучение к современным методам работы инженера-творца, ученого и руководителя производства, привить обучаемым навыки самостоятельной работы в учебе, науке и на производстве.

    Совершенно новый смысл могут приобрести заочное и дополнительное обучение на расстоянии (дистанционное обучение, Интернет-образование), что позволит, на наш взгляд, поднять уровень этих форм обучения до уровня стационара (очного обучения) и привлечь в учебные заведения более широкий контингент специалистов-производственников, как для обучения, так и для преподавания. При дистанционном обучении в режиме off-line не требуется расписание занятий, определяющее место и время их проведения. Каждый участник дистанционного обучения (преподаватель-тьютор или обучаемый) может работать в удобное для себя время и в удобном месте, оснащенном компьютером. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, больных).

    1. К разработке автоматизированных курсов могут быть привлечены лучшие педагогические и научные кадры. Будучи записанными на компьютерные (сетевые) носители (в базах данных, базах знаний, отдельных файлах), эти курсы могут тиражироваться во все заинтересованные учебные заведения. Это позволяет донести до каждого обучаемого передовые знания по преподаваемой дисциплине вне зависимости от того, в каком учебном заведении преподают эту дисциплину. Так реализуется принцип фундаментализации обучения (конечно, не полностью, а в определенной мере). Заметим, что именно фундаментальность образования была всегда выгодной чертой отечественного образования (по сравнению с внедряемой "Болонской" системой образования, имеющей прикладную направленность – по западным образцам).
    2. Компьютеру как техническому средству (инструменту) обучения свойственны универсальность и гибкость. На одних и тех же машинах (рабочих местах), в одной и той же классной локальной сети можно обучать практически всем преподаваемым дисциплинам, которые запрограммированы в виде автоматизированных курсов. Это создает предпосылки для быстрой окупаемости автоматизированных обучающих систем (АОС) при условии их широкого использования в учебном процессе.

    Минусы :

    1. Внедрение АОС возможно только при соответствующей технической оснащенности учебных заведений. А это, как показывает отечественная практика, приводит к дифференциации учебных заведений на "богатые и бедные", "столичные и периферийные", "привилегированные и второстепенные", когда в одних заведениях – никаких проблем с ВТ, а в других – борьба за каждое рабочее место и за машинное время. Требуется и персонал инженеров, программистов, системных администраторов, операторов (для набора АК).
    2. Обучение на базе АОС не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучаемого на электронную шпаргалку (в том числе и через Интернет), притупляет его творческое мышление, не позволяет выявить талантливых людей ("натасканных", "смышленых" – да, талантливых – нет).
    3. Эффективность АОС находится в прямой зависимости от ее технических характеристик (по питанию, надежности и помехоустойчивости аппаратно-программных средств). Нередки случаи срыва занятий из-за отключения электропитания, "вирусной атаки" на файловую систему компьютеров или сети, сбоев в работе компьютеров и программ.

    4. Излишняя автоматизация обезличивает учебный процесс, отчуждает друг от друга его участников. Никакие "hard" и "soft" не заменят живого общения учителя и ученика, живого общения самих учеников. Выхолащивается воспитательная функция образования – воспитание мышления.

    Дело в том, что в современном образовании главное – "зажечь факел" мышления, а не "наполнить сосуд" памяти. Для этого нужно привить первичные навыки:

    • умение учиться (т.е. усваивать знания, оптимально используя свои психофизиологические возможности – внимание, память, мышление, интуицию);
    • умение общаться;
    • умение выбирать ценности.

    Информатизация и компьютеризация не нацелены на развитие этих навыков. Может быть, искусственный интеллект развернется к ним лицом – остается надеяться с чувством сдержанного оптимизма.

    5. Информатизация и компьютеризация образования в их современном виде приучают обучаемых к шаблонным, рутинным навыкам технологий и интерфейсов. Особая ученость, тем более, высшее образование для обучения таким навыкам не требуется, достаточно знаний в объеме средней школы. Подобная стандартизация "экономит" мышление, загоняя его в подчиненное отношение к действию. Но именно мышление должно предшествовать любому рациональному действию. Действие впереди мысли – это уже деградация homo sapiens.

    Компьютеры и другая информационная техника, конечно, освобождают нас от рутины, ошибок ввода, бумаги и т.д., способствуя экономии нашего времени и комфортности труда. Но техника прерывает непосредственную физическую и духовную связь с природой, другими людьми, отчуждает мысль от смысла природных объектов, явлений, процессов. А смысл этот скрыт, и техника в лучшем случае помогает его объяснить, но не понять. Физическая внешняя информация объяснения стучит нам в уши и лезет в глаза, но это всего лишь грубая копия тонкой, внечувственной внутренней информации понимания вопрошаемого нами мира (о внешней и внутренней информации см. лекцию 3).

    Информационный взрыв последних десятилетий – это лавинообразный рост количества внешней информации объяснения, но не качества внутренней информации понимания. До этого "взрыва" нам чаще приходилось думать, вместе с ним мы перестали думать. А что будет после? "Наш путь – путь мысли" (М. Хайдеггер).

    Гуманизация технического образования в современном мире

    Техническое образование во всем мире чрезвычайно развито. Технические колледжи, училища, институты, университеты выпускают техников и инженеров, "как блины пекут". В середине 19 в. возникло понятие "технические науки", после чего стали присваиваться ученые степени в области технических наук (в нашей стране – кандидаты и доктора технических наук). Наличие подготовленных кадров способствовало небывалому развитию техники буквально во всех сферах жизнедеятельности человечества. Но технике как рациональному продукту негуманизированного технического образования, сделанному "человеком ремесленным", но не "человеком разумным", чужды "любовь ко всякому живому существу" (Л.Н. Толстой), этика "благоговения перед жизнью" (А. Швейцер), " живая этика" (Е.И. Рерих), как и любая этика вообще. Требуется гуманизация технического образования, требуется техноэтика , регламентирующая этические (нравственные) пределы технического прогресса, подобно тому, как биоэтика и экоэтика регламентируют нравственные пределы проникновения человека в глубины живой природы и в целом всей природы.

    Сами научно-технические исследования многим представляются этически нейтральными, а антигуманное использование их достижений, якобы, целиком и полностью обусловлено теми социальными силами, которые контролируют практическое применение результатов этих исследований. Но из этого отнюдь не следует, что с ученого и инженера снимается всякая ответственность за то, каким образом и каким анонимным "социальным силам" служат научно-технические достижения.

    Юридический аналог: Нюрнбергский трибунал признал ответственными тех врачей и ученых, которые "во имя прогресса науки" проводили бесчеловечные эксперименты над узниками гитлеровских концлагерей и называли себя только орудием в руках нацистского режима.

    В наш век глобальных проблем и кризисов ученым и инженерам не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодолении возникающих угроз, чтобы самим не оказаться причастными к возникновению тех или иных глобальных проблем и катаклизмов.

    Но откуда взять нравственных ученых и инженеров? В первую очередь, из насквозь гуманизированного образования, и техническое образование – не исключение. Важнейшим образцом гуманизированного образования является ноосферное образование (о ноосфере см. лекцию 6).

    Людям, склонным к технократическому мышлению, полезно настойчиво напоминать о духовных ценностях – гуманизме, человечности, совести, сострадании, о том, что искусственный мир техники, окружающий современного человека, не имеет права подавлять человеческое естество, дух человека: "сердце…не может жить в металлической среде" (Н.А. Бердяев). Машины должны помогать человеку, а не превращать его в своего раба и не заставлять человека оправдываться за содеянное машинами.

    2 года назад

    Как известно, в широком смысле слова компьютеризация - это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности. Процесс этот происходит настолько стремительно, что сейчас уже трудно представить хоть какую-то область, в которой бы не применяли компьютеров.

    Процесс внедрения роботов, то есть роботизация, идет параллельно, и он тоже охватывает все сферы. И сейчас не стоит удивляться тому, что у кого-то в квартире, кроме компьютера на столе, есть ноутбук или планшетник, мобильник и робот-пылесос. А некоторые могут позволить себе вообще жить в «умном доме», в котором практически все повседневные хлопоты берет на себя электроника и автоматика.

    Бурное развитие этих процессов, конечно, объясняется желанием человека уменьшить потребность в ручном труде. И, прежде всего, это касается производства. Что касается компьютеризации, то процесс все более широкого применения ЭВМ в самых разных отраслях позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, повысить эффективность научных исследований, усовершенствовать системы управления и обслуживания.

    По мере того, как совершенствуются компьютеры, расширяется и сфера их применения.

    Компьютеризация и информатизация в современной инфраструктуре всей планеты вышли на одно из ведущих мест. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование год от года оказывают все более существенное влияние на динамику и структуру мировой экономики.

    Необходимо признать, что настоящей революцией в этой сфере стало появление и интенсивное развитие системы Интернет. В наше время он стал одной из ведущих отраслей мировой экономики. В нем заняты миллионы человек. Применение более мощных и быстродействующих компьютеров позволяет постоянно увеличивать число пользователей системой Интернет.

    Натиск компьютеризации и информатизации вовсе не означает полного исчезновения потребности в услугах привычной проводной связи. Мобильная связь и Интернет только дополняют их. И потому, например, традиционная голосовая связь по-прежнему востребована.

    Поскольку появились персональные компьютеры, то появился и новый вид процесса обучения. Появление компьютера в педагогической системе изменило и еще будет изменять ее функции. Он позволит достичь нового педагогического эффекта.

    Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. С его помощью можно получить самую разнообразную информацию, в том числе видео и аудио. Появилось и такое понятие, как дистанционное обучение. И все потому, что компьютер предоставляет богатые возможности для обучения и самообразования.

    Успехи космонавтики, физики, биологии, медицины, геологии, как и прочих наук, невозможно представить без компьютеров. Компьютеризация - это системы противоракетной обороны, космические системы, как и решение задач метеопрогноза. Это системы массового обслуживания и информационно-справочные системы. Скажем, системы резервирования и продажи железнодорожных и авиабилетов. Это банковские и биржевые компьютерные системы, как и библиографические компьютерные системы.

    Цифровая аудио- и видеозапись, как и компьютерная верстка и подготовка к изданию газет, журналов, книг, а также аранжировка музыкальных произведений, цветомузыка - все это следствие компьютеризации нашей жизни. Компьютеры нашли широкое применение и в управлении технологическими процессами и производством в целом. Без них невозможно создать станки с числовым программным управлением и промышленные роботы.

    Применение промышленных роботов, как и применение компьютеров, увеличивает производительность оборудования и выпуск продукции, улучшает ее качество, заменяет человека на монотонных и тяжелых работах, помогает экономить материалы и энергию.

    К сожалению, роботы не способны полностью заменить человека. В частности, они не имеют способности разумно реагированию на непредвиденную обстановку и изменение рабочей среды. Они также не способны самостоятельно обучаться на основе собственного опыта. Они же не имеют способности к использованию тонкой координации системы «рука — глаз».

    И все-таки потенциал у них немалый. Роботы с захватами, например, могут выполнять множество манипуляционных операций. Таких, как литье, очистка слитков, ковка, термообработке, обслуживание станков на погрузке-разгрузке, формовка, упаковка, складирование. И многое другое, что всегда было обязанностью человека.

    В руках у роботов вместо захватов могут быть различные инструменты для выполнения работ. То есть робот способен красить распылителем, наносить клеевые и изоляционные покрытия, сверлить, зенковать, закручивать гайки, шлифовать. Смогут роботы выполнять точечную и дуговую сварку, тепловую обработку и резание при помощи пламени или лазера. Сейчас роботы становятся покрасочными роботами, сварочными роботами, сборочными роботами. То есть приобретают специализацию.



    Рекомендуем почитать

    Наверх