Плюсы и минусы компьютера в жизни человека. Плюсы и минусы компьютера. Компьютер делает доступным многие отрасли нашей жизни

Скачать на Телефон 31.03.2019

Трагическая судьба Григория Мелехова
(по роману Михаила Шолохова "Тихий Дон")

Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.


Марина Цветаева.

План

I Гражданская война.
II Григорий Мелехов.
  1. Истинный казак.
  2. Жизнь «между».
  3. Пробуждение героя.
  4. «Израненное сердце»
III «Урок истории» М.Шолохова.

  Михаил Шолохов – замечательный писатель, искусно описавший не только историю беспощадной Гражданской войны, но и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру, быт, язык, неповторимую донскую природу, а также трагедию, как отдельных людей, так и всего народа в целом. Его роман «Тихий Дон» можно по праву назвать шедевром русской литературы. Произведение поражает натуралистическими деталями, тонкой передачей состояния главных героев. Все это сделано не просто для того, чтобы изобразить Гражданскую войну, но и затем, чтобы показать ее несправедливость, ужас, трагедию. Шолохов не мог и не хотел иначе изображать действительность, смягчать ее. Гражданская война - это трагедия для всего народа и совершенно неважно, кто на чьей стороне. В этой войне, как и в любой другой, есть командиры и солдаты, тыл и фронт, есть ужас убийства и смерть. Но самое страшное в ней то, что борьба идет между людьми одной страны: бывшие «друзья» убивают друг друга, отец идет на сына, брат на брата. Много потерь и несчастий понесли в то время обычные люди, одним из которых был Григорий Мелехов.

  Григорий Мелехов – потомственный донской казак. Он представитель двух кровей – турецкой и казацкой. Но при этом в его облике явно преобладают черты, унаследованные от бабки-турчанки: восточные, чуть раскосые глаза, вислый «коршунячий» нос, подсиненные миндалины глаз, острые скулы и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но, кроме внешнего сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: хозяйственность и трудолюбие, гордость и честь, свободолюбие и независимость. Среди земляков он выделялся смелостью, горячностью в поступках, глубиной чувств, добротой и нежностью ко всему живому. Как истинный казак, Мелехов никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом. И на протяжении всего романа мы видим глубокую привязанность Григория к родному хутору, к дому, к земле-матушке. В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Гришки Мелехова. Его характеру свойственно врожденное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством жалости и искренним состраданием смотрит он на мертвого птенчика, лежащего на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала его добрый характер. Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

  Не для войны и кровопролития родился Григорий. Но и его впутывает в свои сети безжалостная война. Суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Описывая лица попавших на фронт молодых казаков, писатель нашел выразительное сравнение: они напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущем стеблем стал и Мелехов. А необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни. Одним из самых переломных моментов романа является припадок Григория Мелехова. К этому моменту герой уже прошел Первую мировую войну и несколько месяцев Гражданской войны, измотан до такой степени, что не может смотреть в глаза ребенку. Его сознание нарушено, он мечется между красными и белыми в поисках правды, от этого Григорию тяжело вдвойне, а сражения становятся для него единственной «отдушиной», когда можно отвлечься от постоянных размышлений. К тому же герой пережил потерю брата Петра, убитого своими же хуторянами. В бою он испытывает «знакомую легкость во всем теле», он уверен в себе и хладнокровен. Так было и в бою под Климовкой. Для Григория повседневным делом было вести в атаку казачью сотню, автор передает знакомые герою ощущения: натянутые струной поводья, свист ветра. Но вдруг появляется природа: «белое облако на минуту закрыло солнце». В Григории просыпается «необъяснимое и неосознанное» желание зачем-то «догнать бегущий по земле свет». Он словно балансирует на грани как будто между красными и белыми. Даже в личной жизни Мелехов вынужден постоянно находиться «между». С одной стороны – дом, жена, дети, с другой – любимая женщина. Выбирая между Натальей и Аксиньей, Григорий сумел полюбить и ту, и другую. «Он не прочь был жить с ними обеими, любя каждую из них по-разному…».

  От горя, утрат, ран, метаний в поисках справедливости Григорий Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не потерял человеческое лицо, его чувства и переживания - всегда искренние - не притуплялись, а, пожалуй, только обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выражены в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить ее. Он похоронил невинно убитого, доброго и трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в свое время последний похоронил его дочь. «…Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького, дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь…». Это было неким пробуждением Григория, когда он начинал понимать, что по-настоящему является самым дорогим в его жизни. Чем-то этот эпизод перекликается с картиной из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», когда раненый Андрей Болконский видит над собой спокойное и прекрасное небо Аустерлица.

  В печальной сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Он ищет ее воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частных правд, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с реальностью. Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели». Все, что у него осталось в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он. Нет у него никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Но когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

  Писатель ничего не мог изменить в судьбе героя, не стал он обнадеживать читателя, а просто показал «как есть». Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией почти всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке». Своим романом Михаил Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия. Дает нам понять, насколько беспощадна Гражданская война к судьбам людей.

Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.

Судьба человека не может не зависеть от судьбы страны. Когда в России происходили значительные перемены, менялась и
жизнь народа. Шолохову было интересно, как казаки восприняли события, происходящие в стране, так как они всегда
считались консервативными людьми, хранящими свои традиции.
В романе «Тихий Дон» Шолохов описывает две величайшие в истории России войны: первую мировую и гражданскую. Он
показывает, как эти войны повлияли на жизни казаков. Одним из таких казаков является Григорий Мелехов.
Григорий – довольно сложная личность. В его жилах течет горячая кровь: его прабабка турчанка, а прадед казак. По этой
причине сочетаются в нем противоречивые качества. Он жесток и мужественен, что свойственно казаку. А от бабки
передалась ему нежность и чувствительность. В нем борются эти противоречивые черты характера, которые являются причиной
его трагической судьбы, и в то же время именно это притягивает к нему людей.
Григорий, как и все казаки, чтит традиции предков и живет по их законам. Работать на родной земле было для него
священным долгом. Именно почитание земли является отличительной чертой казаков. Они «выходили на покос всем хутором
сразу», что показывает единство казачества. Казаки трудолюбивы, они готовы весь день работать на своей земле, им это не
в тягость. Также этот народ не может представить себе жизнь без семьи, в которой младшие всегда уважают старших.
Воинский долг тоже является неотъемлемой частью их жизни.
Григорий – истинный казак, и в нем присутствуют все эти качества. Но любовь к природе выделяет его из среды остальных.
Смерть утенка или коня по-настоящему затрагивают его душу. Он очень переживает, глядя на утенка «с внезапным чувством
острой жалости».
Григорий испытывает страсть к Аксинье, которая полюбила его за необычность характера. Он даже не пытается скрывать их
отношения. Жители хутора «злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывая, снедаемые любопытством». По-моему, это
показывает только то, что казаки завидовали такой сильной любви. Но Григорий должен женится на Наталье, потому что этого
хочет его отец, которому он не может противиться. Герой и не перечит отцу, так как сам хочет иметь семью. В душе
Григория борются чувство долга по отношению к Наталье и страстная любовь к Аксинье. С Аксиньей он отказывается бежать,
потому что для него важнее почитание земли и воинского долга.
В Григории развито чувство собственного достоинства. И это проявляется уже в мирное время. Григорий противостоит
насилию и не позволяет вахминистру себя унизить.
Шолохов, описывая поведение Григория на войне, показывает, что для героя убийство противоестественно. Он убивает
австрийца только потому, что иначе сам мог бы погибнуть. Герой лишает жизни человека, закрыв глаза. Григорий до конца не
осознает своих действий.
«Хочешь живым быть, из смертного бою целым выйти – надо человечью правду блюсть», - говорит молодым казакам дед. Может
быть, именно потому, что Григорий соблюдал эту правду, ему удалось выжить.
На фронте «нравственно искалеченные» люди становятся не редкостью. А убийство человека называют подвигом и награждают
за него. Шолохов показывает, насколько сильно все меняется в годы войны. И то, что изначально противоестественно для
человека, становится вполне приемлемым.
Григорий не может свыкнуться со смертью. Ему по ночам снится убитый им австриец. «Меня совесть убивает», – говорит
Григорий. Он до сих пор не может смириться с тем, что от его руки погиб человек. Григорий «уморился душой». Война, по
мнению Шолохова, губит души людей, убивает в них человеческое.
После ранения Григорий встречается с Гаранжой, который «неуклонно разрушает все его прежние понятия о царе, родине, о
его казачьем долге» и зарождает в душе Мелехова сомнения. Григорий воевал на стороне белых, он был за нынешнего царя.
Но он устает от бессмысленности убийства. Не найдя правды на стороне белых, он переходит к красным.
«Добрым казаком ушел на фронт Григорий; не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берег свою казачью славу…» Но
в годы войны Григорий начинает привыкать к смерти, к убийствам. «Ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила
его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело … сердце Григория не впитывало жалости».
Встреча с Бунчуком, Извариным и Подтелковым заставляет Григория снова задуматься о смысле войны. Каждый из них
проповедует классовую правду.
Григория все сильнее одолевают сомнения, на чьей стороне бороться. Герой ищет человеческую правду, но не может ее
найти. Каждый втолковывает собственную правду. Изварин убеждает, что когда «большевики возьмут верх – рабочим будет
хорошо, остальным плохо».
«Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались…» – говорит Петр Григорию. Григорий согласен с братом и
понимает, что нельзя остаться посередине, между белыми и красными. Мелехов решает принять сторону красных. Его привлекли
идеи свободы, братства, равенства. Борясь за красных, Григорий ужасается их поступкам. Например, расстрел чернецовцев, а
затем и подтелковцев. И это отталкивает героя и от красных, и от белых. Он понимает, что и те и другие отстаивают свои
интересы.
Григорий мечтает только о возвращении домой. Ему «хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом
донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось». Он уже устал от борьбы, сомнений, выбора.
Многие его действия на войне были неосознанными. Переход от одних к другим – это воля случая. Григорий продолжал искать
общечеловеческую правду, часто совершая бессмысленные поступки, например, убийство матросов.
За годы войны Григорий Мелехов сильно изменился. И Ильинична это заметила. «Сердце как волчиное сделалось», – говорит
она о нем.
Григорий делает вывод, что «одной правды нету в жизни». Нет правды белых и правды красных. Может быть, есть правда
казачья? И Мелехов участвует в казачьем восстании, что тоже является вынужденным шагом. Душа Григория, «как зафлаженный
на облаве волк, - в поисках выхода, в разрешении противоречий».
В банду Фомина Григорий вступает не по собственному выбору, сама жизнь принимает за него это решение.
С точки зрения Шолохова, в эпоху классовых боев невозможно сохранить семью. Война разрушает дом, семью. Автор
призывает: «… в эпоху смуты и разврата не погубите, братья, брата». Война погубила и семью Григория. Когда погибает
Аксинья, Мелехов «увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Это была трагедия для
Григория. Смерть близкого человека всегда тяжела. «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть». Единственным
смыслом его жизни остался сын. Все годы войны Григорий с нетерпением ждал возвращения домой - и вот сбылась его мечта.
«Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»
Судьба Григория Мелехова – это судьба страны. В сложившихся исторических условиях почти невозможно выжить. Трагедия
Григория неизбежна в силу двух причин: его характера и истории страны. Происходящие события разрушают и губят жизни
людей. Герой не может отодвинуть нравственные законы на задний план. Его душа не может смириться с убийствами, она
стремиться к добру и миру.

Вступление

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя. Этот герой, попавший волею судьбы в гущу сложных исторических событий, на протяжении многих лет вынужден искать свой жизненный путь.

Описание Григория Мелехова

Уже с первых страниц романа Шолохов знакомит нас с необычной судьбой деда Григория, объясняя, почему Мелеховы внешне отличаются от остальных жителей хутора. Григорий, как и его отец, имел «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул». Памятуя о происхождении Пантелея Прокофьевича, все в хуторе звали Мелеховых «турками».
Жизнь меняет внутренний мир Григория. Меняется и его внешность. Из беззаботного жизнерадостного парня он превращается в сурового воина, сердце которого зачерствело. Григорий «знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы», а во взгляде его «всё чаще стал просвечивать огонёк бессмысленной жестокости».

В конце романа перед нами предстаёт совсем другой Григорий. Это уставший от жизни зрелый мужчина «с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками чёрных усов, с преждевременной сединой на висках и жёсткими морщинами на лбу».

Характеристика Григория

В начале произведения Григорий Мелехов – молодой казак, живущий по законам своих предков. Главное для него – хозяйство и семья. Он с увлечением помогает отцу на покосе и рыбной ловле. Не в силах перечить родителям, когда те женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой.

Но, при всём том, Григорий – страстная, увлекающаяся натура. Вопреки запретам отца, он продолжает ходить на ночные игрища. Встречается с Аксиньей Астаховой, женой соседа, а затем уходит с ней из родного дома.

Григорию, как и большинству казаков, присуща храбрость, иногда доходящая до безрассудства. Он героически ведёт себя на фронте, участвует в самых опасных вылазках. В то же время герой не чужд человечности. Он переживает из-за случайно зарезанного им на покосе гусёнка. Долгое время мучается из-за убитого безоружного австрийца. «Подчиняясь сердцу», Григорий спасает от гибели своего заклятого врага Степана. Идёт против целого взвода казаков, защищая Франю.

В Григории одновременно уживаются страстность и послушание, безумство и мягкость, доброта и ненависть.

Судьба Григория Мелехова и его путь исканий

Судьба Мелехова в романе «Тихий Дон» складывается трагично. Он постоянно вынужден искать «выход», правильную дорогу. Нелегко ему приходится на войне. Сложна и его личная жизнь.

Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.

От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.

Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.

Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.

Отношения Григория с Аксиньей и Натальей

Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.

После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.

Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.

Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».

Заключение

В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.

Тест по произведению

Главное впечатление советских людей о Первой мировой – это, конечно, «Тихий Дон» Михаила Шолохова

Несколько десятилетий события Первой Мировой вроде бы оставались в тени, поодаль от общественного внимания. Но воспоминания о той войне аукались, отзывались во многих книгах, стихах, песнях. Тут и сатирические разоблачения Гашека, и романы Алексея Толстого, Сергея Сергеева-Ценского - весьма капитальные, между прочим, со множеством цитат из прессы 1914 – 17-го...

Вспомним хрестоматийное – «На позиции девушка провожала бойца...». Михаил Исаковский написал эти стихи в начале войны, а молодой композитор Игорь Лаврентьев дал им мелодию, ставшую народной. Мы привыкли к этой замечательной песне и, разумеется, связываем её с образом Великой Отечественной. Но в 1941-м почти не говорили «на позиции», тогда в ходу было другое выражение – «проводы на фронт». А позиции – это именно 1914-й или 15-й год, так говаривали в годы «Великой войны» - и поэту запомнилось это присловье.

Но главное впечатление советских людей о той войне – это, конечно, Шолохов. Несколько поколений советских людей узнавали о Первой Мировой из Шолохова, из романа «Тихий Дон». Уже в начале тридцатых годов книга (а точнее, вышедшие к тому времени части) получила широчайшее признание. Источник, разумеется, субъективный: художественная литература. Но полезно не забывать про него сегодня, когда в ходу сусальные, приглаженные, парадные оценки той войны.

И столетие начала этой трагической исторической вехи некоторые отмечают как некий патриотический праздник, забывая осмыслить зачастую совсем не фанфарный ход сражений, не говоря уж о катастрофе в тылу, в столицах...

А забыть (и превзойти!) поэтичные образы Шолохова невозможно... Его проза запоминается кусками, мощными фрагментами – как стихи. Казачья Илиада начинается накануне войны, в предпоследний мирный год. Последующее десятилетие после мирного 1912-го станет для донского казачества (и, соответственно, для героев романа) катастрофическим. Да, шолоховский роман – это гибель нибелунгов ХХ века по-казачьи. Потому читателю «Тихого Дона» и трудно усомниться в том, что перед нами эпос.

Война подступает как в сказке или в былине – тревожными приметами. «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами. - Худому быть, - пророчили старики. – Война пристигнет». Сколько споров, пересудов услыхал Дон: быть или не быть войне? Но даже бывалые казаки, ветераны многих походов, не могли представить масштабов бедствия. О войне ХХ века они ничего не знали. Никто не знал!

Шолохов обращает внимание на драматизм первых дней войны: слом мирной жизни, слёзы матерей и будущих вдов. Его интересует именно этот ракурс, именно этот пласт правды. Совсем иначе трактовал начало войны Алексей Толстой, ставший военным корреспондентом. «И весь народ, тот, кто был только что и темным, и сонным, и пьяным, за кого мы всегда опасались, кого с такими трудностями учили уму-разуму, поднялся на беспримерную эту войну, решительно, мужественно и серьезно». Другое настроение, другая интонация. Правда, Толстой писал эти строки во время войны, а Шолохов осмыслял события 1914-го уже и после следующей войны – Гражданской. И всё-таки здесь проявляются всегдашние черты двух писателей, современников, но не единомышленников. Алексей Толстой ни в коей мере не был толстовцем... В нём неизменно проступал державник - даже, когда это казалось непоправимо старомодным.

Великая война – в центре донской эпопеи, она объединяет и разъединяет героев, играет судьбами. Шолохов начал работать над романом совсем молодым человеком (да и Л.Н. Толстой написал первый том романа «Война и мир» в 36 лет – сегодня в это трудно поверить). Вроде бы он не бывал в штабах, не сражался в Галиции, не общался с генералами, не мог участвовать в той войне, но в романе голос автора звучит внушительно. Как будто он видел хронику сражений и наяву, и в документальном кино – хотя, когда Россия вышла из Первой мировой, Михаилу Шолохову было двенадцать лет.

Так бывает с большими писателями – и потому неубедительны разговоры о «плагиате» Шолохова, замешанные, в том числе, и на таком аргументе: «трудно поверить, что молодой человек проник так глубоко в логику истории». Художнику многое подвластно.

Открывая судьбы вымышленных героев, он умеет поглядеть на события и стратегически: «От Балтики смертельным жгутом растягивался фронт. В штабах разрабатывались планы широкого наступления, над картами корпели генералы, мчались, развозя боевые припасы, ординарцы, сотни тысяч солдат шли на смерть». И снова – ощущение бессмысленности войны, бесплодности стараний. Шолохов не сомневается: войны можно было избежать, враг не вторгся бы на территорию России, если бы...

Романисту - особенно русскому и особенно пишущему о войне и мире – трудно не подпасть под влияние Льва Николаевича Толстого. Не только художественное, но и идеологическое. Лев Толстой едва ли не первым постарался поглядеть на сражения глазами мужика, подневольного солдата, для которого война – прежде всего непосильный труд и отрыв от родного крестьянского дома. Не чужд Шолохову и толстовский пацифизм – с народным, крестьянским уклоном. Шолохов к тому же был коммунистом, и к «Первой империалистической» должен был относиться соответствующим образом. «Чудовищная нелепица войны» - как это по-толстовски. Несколько раз Шолохов сравнивает войну с мясорубкой – ещё в эшелоне старый железнодорожник скажет о казаках, направляющихся «на позиции»: «Милая ты моя говядинка». Шолохов показывает казаков, направляющихся на войну, как обречённых.

В устах казака такие мысли показались бы странными. Хотя... Никто так не умеет ненавидеть войну, как бывалые воины. Ведь и в 1914-м году не полководцы и не офицеры были инициаторами и виновниками всеевропейской трагедии. Если нужно воевать – приказы не обсуждаются и следует служить, как это было сформулировано ещё в петровские годы, не щадя живота своего. «Война – так по-военному», - так переводится на русский язык популярная французская поговорка.

Но главными виновниками кровопролития, по большому счёту, всегда являются дипломаты, политиканы и, главное, акулы большого бизнеса – как бы их ни называли в разные эпохи.

Только они, как правило, остаются в стороне, остаются за кулисами, их имена не известны широкой публика, а, если известны – их не связывают напрямую с развязыванием войн.

Патриотический канон царской России писателю чужд. Скажем, невозможно представить себе, чтобы Шолохов написал такие слова: «Пред лицом совершающегося грозного суда истории русское государство должно стать достойным именования Святой Руси и Великой России. И тогда в победе, которая, верим, увенчает наши общенациональные усилия, мы будем видеть не милость, нам дарованную, а право, нами заслуженное». Это отрывок из статьи Николая Устрялова, написанной, когда война продолжалась уже не первый год, а до революций было рукой подать.

А Шолохов даже о самых героических эпизодах войны повествует с грустью, с долей скепсиса: «А было так: столкнулись на поле смерти люди…, натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбегались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченными. Это назвали подвигом».

Тут речь идёт не об абстрактном подвиге, а о знаменитом бое казака Козьмы Крючкова. В детстве – а оно пришлось на годы Первой мировой – Шолохов вместе с другими мальчишками играл «в Козьму Крючкова», но детский восторг не сохранился. «Крючков, любимец командира сотни, по его реляции получил Георгия. Товарищи его остались в тени. Героя отослали в штаб дивизии, где он слонялся до конца войны, получив остальные три креста за то, что из Петрограда и Москвы на него приезжали смотреть влиятельные дамы и господа офицеры. Дамы ахали, дамы угощали донского казака дорогими папиросами и сладостями, а он вначале порол их тысячным матом, а после, под благотворным влиянием штабных подхалимов в офицерских погонах, сделал из этого доходную профессию: рассказывал о “подвиге”, сгущая краски до черноты, врал без зазрения совести, и дамы восторгались, с восхищением смотрели на рябоватое разбойницкое лицо казака-героя» - вот таким увидел Крючкова Шолохов.

Об этом самом лихом казаке в годы Великой войны было принято рассказывать в фольклорном (противники скажут: псевдофольклорном ) духе. Молодому Шолохову бодрый стиль не нравился. Но к началу Великой Отечественной то ли максимализм ослабнет, то ли острее станет Шолохов воспринимать тему защиты Родины. Его фронтовая публицистика полна восторга перед героями, а «Судьба человека» окажется на той же полке, что и «Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого... Шолохов поймёт: сражающемуся народу необходим былинный рассказ о подвигах, о героизме, о воинах умелых и несгибаемых – таких, как Козьма Крючков.

В Гражданскую Крючков оказался в стане белых, сражался против Первой Конной в чине хорунжего. Погиб в 1919-м году, на родной земле, быть может, от казачьей пули. А его боевой товарищ Михаил Иванков (участник легендарного боя) поступил в Красную армию. Он-то и рассказал Шолохову о подвиге и о Крючкове в подробностях. Думается, писатель отнёсся к герою с предубеждением: беляк, да к тому же – символ царской пропаганды времен войны. Пропаганда необходима во все времена – в особенности в годы войны.

А подвиг Крючкова не был фальсификацией! В самом начале войны в дозоре четыре казака приняли бой с 27-ю немецкими уланами. В результате только трое немцев спаслись бегством. Двоих казаки пленили, а остальных приняла земля.

Своего Георгия Козьма Фирсович Крючков заслужил храбростью и боевой сноровкой. Да, о подвиге раструбили – и правильно сделали. В начале войны именно такие известия вдохновляли новобранцев – тех, кому предстояло тянуть военную лямку. В годы Великой Отечественной Шолохов научится ценить и подобные подвиги, и пропагандистский заряд, который с ними связан.

Судьба товарищей Козьмы Крючкова – как сюжет из «Донских рассказов» или «Тихого Дона». Братья по оружию оказались по разные стороны линии фронта. Можно ли было избежать братоубийственного раскола? В «Тихом Доне» показаны противоречия, из которых неимоверно трудно выкарабкаться. В истории случайности не водятся.

Григорий Мелехов умел воевать, был смекалистым вожаком и терпеливым бойцом, Шолохов не преуменьшает его доблести. Но любимый герой писателя недоволен собой: «джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, очерствело, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости». Очень скоро он начинает отторгать войну – для него, как для Гамлета, мир раскололся. Быть может, это произошло, когда он встретился взглядом с австрийцев, которого зарубил.

Почему Первую мировую считали войной несправедливой? В России в начале ХХ века «промышленники и банкиры» рвались к власти. Пересматривались традиционные устои купеческого сословия. В прежние века купцы и помыслить не могли о политическом влиянии в масштабах империи: им бы с городничими справиться... А тут – в результате «развития капитализма в России» - они получили возможность открыто наживаться на войне, да ещё и влиять на правительство. Недолго просуществовала в России полуолигархическая система – и в войну она показала неустойчивость. Купеческое высокомерие дорого стоило России: жертвами оказались лучшие, в том числе и в казачьей среде.

Для них «Тихий Дон» звучит как реквием: «Многих недосчитывались казаков, - растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом... Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль. Ветер зализал следи ушедших, - время залижет и кровяную боль и память тех, кто не дождался, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы...».

Так было. Убитых не вернуть.

Но память всё-таки не умирает, это доказывает нынешнее внимание к судьбам героев и жертв Первой мировой войны.

Г.Р. Державин – гвардии поручик – посвятил измаильским героям такие строки:

А слава тех не умирает,

Кто за отечество умрет;

Она так в вечности сияет,

Как в море ночью лунный свет.

Это верно и по отношению к павшим на Первой мировой, к погибшим и изувеченным шолоховским казакам.

Специально для Столетия

Шолохов м. а. - Трагедия григория мелехова в романе м. шолохова «тихий

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже

доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и

восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть

нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты

мощного народного духа. Григорий - молодой казак, удалец, человек с

большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в

подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине - Аксинье,

которую он не в силах побороть.

Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И

потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории

рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и

приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и

верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать

в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,

независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь

бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в

его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях

русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им

шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие,

от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не

позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать

в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта

эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить

непокорного, гордого казака.

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он

не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей

среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком

наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать

окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в

Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки

прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого

На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за

спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре

Георгиевских креста и четыре медали - вот ценное свидетельство того, как

держал себя Мелехов на войне.

Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён

героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются

им холодным оружием, что значит - в равном бою. Он ещё долго себя упрекал

и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно

насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория -

любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает

Вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак,

удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком

матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и

предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между

тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми

и красными

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую

безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей

«- Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы,

может, и не участвовал бы в восстании.

Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.

Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная

Трагедия Григория Мелехова - это трагедия русского казачества в целом. На

чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной

хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь

истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их

в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных,

а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака

война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по

родному хутору.

С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в

конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане

исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в

истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет

последняя символическая картина - отец и сын, а кругом «весело зеленеет

молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки,

пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето



Рекомендуем почитать

Наверх