Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования. Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества: этико-философский анализ Ситкевич, Наталья Вячеславовна

Для Windows 15.05.2019

В настоящее время человеческое общество переживает специфический этап своего развития - постиндустриальный или информационный. Формирование указанного типа цивилизации сопровождается переоценкой ценностей, выстраиванием новой ценностной иерархии, возникновением принципиально новых ценностей, переосмыслением ценностей традиционных.

Трансформация аксиологической системы во многом обусловлена изменениями во всех сферах общества. В экономической подсистеме происходит переориентация на развитие информационных технологий и высокотехнологичных производств, развивается рынок информационных продуктов и услуг. В политической сфере формируется так называемая элита знаний и компетентности - меритократия, то есть главенствующую роль приобретают личности и группы, владеющие информацией. Трансформируется социальная структура общества: возникают новые профессиональные группы, осуществляющие деятельность в информационной сфере. Не является исключением и духовная сфера общества, где формируется принципиально новый тип культуры - информационный, зарождаются новые аксиологические и этические феномены.

В новом обществе появляется новый тип человека - Homo iformaticus - человек информационный, который отличается от homo sapiens, в том числе, и ценностными ориентациями. Для нomo iformaticus владение информационно-аналитическими технологиями является базовой стратегией информационно безопасного социального поведения, в соответствии с которой он мог бы анализировать поступающую к нему информацию, адекватно оценивать ее и выстраивать свое поведение в зависимости от результатов указанного анализа.

Homo iformaticus осуществляет значительный объем своей деятельности в виртуальной реальности. Следовательно, главными ценностями для него являются своевременное быстрое получение широкого спектра информации, возможность мгновенного оперирования информационными ресурсами и потоками, возможность осуществления процессов коммуникации в режиме on-line, то есть в реальном времени, здесь и сейчас. Осуществлять жизнедеятельность в виртуальной реальности человеку позволяют инфокоммуникационные технологии, которые сами по себе, как таковые, приобретают для индивида аксиологическую значимость. Упомянутые выше технологии формируют поведенческую стратегию как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни, поскольку для многих людей являются своеобразным, а иногда и единственным «окном в мир».

Современная личность, занимающая активную жизненную позицию, не мыслит себя без так называемых «гаджетов» - телефона, смартфона, компьютера. Они позволяют осуществлять связь с внешней средой (получать знания, проводить досуг, вести деловые переговоры, общаться с друзьями и близкими) независимо от времени суток и местонахождения коммуникантов. Подобная постоянная связь не позволяет человеку экзисцировать, погружаться в собственное «Я», остро переживать свое одиночество даже будучи, по какой-либо причине, оторванным от социума. Она дает возможность ощущать себя «в гуще событий», наблюдать объекты и процессы, оценивать их, искать решение проблем в реальном времени. Более того, указанная возможность превращается в необходимость по следующим причинам. Во-первых: в связи с требованием внешнего мира соответствовать передовым тенденциям и критерию оперативности. Во вторых: под влиянием субъективных факторов, таких как желание личности не упустить ничего интересного и важного, быть в курсе всех событий, представляться окружающим осведомленной о происходящих процессах и явлениях.

Но виртуальное существование человека, не способно избавить его от одиночества в реальном мире, поскольку «жизнь в киберпространстве - это в высшей степени индивидуализированный опыт: невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой. Обеспечивая доступ к огромным информационным ресурсам, облегчая общение …, Интернет в то же время имеет разъединяющий эффект и приводит к дальнейшему усугублению индивидуализма» . Человек обособляется, удаляется от реального общества себе подобных, где общение приносит не только удовольствие, но и является трудом по построению реальных отношений, перестроить, исправить которые значительно труднее, чем виртуальные.

Виртуальная жизнь в реальном времени воспринимается большинством обывателей как несомненное достоинство современной цивилизации, как безоговорочное благо для человека. Однако, здесь кроется еще одна серьезная проблема: существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для осмысления различных событий, принятия решений, осознание их последствий и ощущение самой жизни. Будучи постоянно включенным в процесс коммуникации, стремясь к максимально активной деятельности, «торопясь жить», индивид перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания, забывает о том, что познание мира начинается с познания себя, понимание внешних событий и их причин невозможно без понимания внутренних диалектических взаимосвязей и мотивов своей деятельности.

Инфокоммуникационные технологии позволяют человеку расширять круг общения, преодолевать географические преграды и государственные границы, так сказать, не выходя из дома. Ведя виртуальный диалог, коммуникант далеко не всегда может зрительно контактировать со своим визави, а, значит, знать, кто находится на «другом конце провода». То есть, общение могут осуществлять вымышленные, искусственно сконструированные, реально не существующие личности. Подобный вымысел имеет место по ряду психологических причин и чреват риском подмены реальной личности на выдуманную. Наиболее часто подобная ситуация наблюдается в социальных сетях, где для коммуникантов важно «казаться», а не «быть», где легко скрыть (а не решить!) свои комплексы и проблемы за «аватаром». В итоге человек вживается в свой вымышленный образ, подавляя настоящее «Я», принимает кажимость за действительность, а глубинные желания, истинные потребности и реальные стремления остаются нереализованными, периодически напоминая о себе глубокими депрессиями и потерей смысла жизни.

Перемещение межличностного общения в сферу Internet, особенно среди подрастающего поколения, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Дело в том, что в процессе on-line общения человек, как правило, использует разговорные обороты, не заботится о соблюдении правил орфографии и пунктуации. В результате не вырабатывается навык грамотного письма. Кроме того, необходимость выражать мысли в четкой письменной форме, по наблюдениям специалистов, дисциплинирует мышление, поскольку в этом случае отсутствует возможность в любой момент перефразировать предложение, без потери смыслового содержания как это допустимо в устной речи.

Еще один аксиологический аспект on-line коммуникации состоит в следующем.

С развитием сети Internet, очные контакты становятся, так сказать, не модными. Стремясь дистанционно общаться, люди экономят время, но теряют романтику ожидания, предвкушения встречи, которые сами по себе весьма ценны и доставляют массу приятных эмоций. Необходимо отметить, что при дистанционной коммуникации невозможно передать ни тонкие оттенки чувств, что в реальности осуществляется при помощи невербальных символов (интонации, жестов, взглядов), ни простое человеческое тепло. О всегда так необходимо: способно поддержать, утешить, выразить любовь и дружбу, а «смайлик» в конце печатной фразы его передать не в состоянии.

Итак, для информационного человека на первый план выходит виртуальная коммуникация, осуществляемая посредством телекоммуникационных систем, к которым кроме компьютерной техники относят и телефонную связь. По этой причине происходит отмирание литературного эпистолярного жанра. Реальное межличностное общение, соответственно, отходит на второй план.

Упомянутое выше обесценивание чтения представляет весьма сложную проблему современного общества. Информационная цивилизация предоставляет человеку массу возможностей получения разного уровня информации об окружающем мире. Но такие актуальные в наши дни источники знаний как телевидение и Internet не способны полностью заменить литературу, поскольку они не выполняют ее основных функций - гуманитарной и воспитательной. А наиболее «рейтинговая» и злободневная информация, которой изобилуют указанные источники, имеет обратное действие - дегуманизирует личность.

В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос ценности естественного интеллекта. Это связано с широким распространением искусственного разума. Таковым ученые именуют не только сложнейшую технику, имитирующую мыслительные процессы, происходящие в мозгу человека, но и простые электронно-вычислительные машины, такие как персональный компьютер, смартфон. Обесценивание человеческого разума, а зачастую и его ослабевание вызвано тем, что вычислительная техника и технологии различного уровня сложности берут на себя часть функций интеллекта личности (например, выполняют за нас расчеты, проверяют правописание, напоминают о важных событиях и т.д.). В силу этого разум «расслабляется», утрачивает стимул и потенциал развития, а в некоторых случаях и деградирует.

Не менее важны в условиях информационной цивилизации и социальные ценности, главной из которых является равенство. В данном контексте речь идет о равенстве доступа к информационным ресурсам и технологиям как граждан различных регионов одного государства, так и представителей стран с разным уровнем развития. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности любого государства является осуществление политики, направленной на установление указанного равенства, являющееся в наше время неотъемлемым аспектом социальной справедливости. Без соблюдения этого аспекта весьма сложно обеспечить равенство стартовых возможностей граждан, равенство доступа к образовательным, медицинским и государственным услугам.

Современная информационная цивилизация претендует на звание «общества равных возможностей». Обеспечению подобного статуса способствуют следующие факторы. Во-первых: развитие и широкое распространение инфокоммуникационных технологий, дистанционного образования, занятости, получения услуг; во-вторых: гуманизация общества, которая должна стать главной целью государственной политики и самого социума. В негуманном обществе невозможно достойное существование личности как в физическом, так и в социальном, и в духовном ее проявлениях, поскольку технический и технологический прогресс не имеет смысла без развития культуры.

Аксиологические перемены затрагивают и сферу экономики: идеология упорного добросовестного труда заменяется ценностями финансового успеха. Подобная ситуация имеет место быть и в сфере производства информации: более высокий социальный статус, обеспеченный властными полномочиями и материальным благосостоянием имеют обладатели информации (и прав на ее использование), которые далеко не всегда являются производителями знаний и технологий, а последние занимают более низкие социальные позиции.

Еще одной важной аксиологической проблемой является статус религиозного и художественного познания. Данные виды познания ориентированы на идеальные объекты и феномены, без которых жизнь духовно развитой личности представляется неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньшее число людей.

Следует отметить, что обесценивается и сам феномен знания как такового. Наибольшей значимостью наделяется не факт знания, а способность его приобрести, найти в информационной системе в нужном объеме в конкретный момент времени, когда возникает потребность. Дальнейшее сохранение этого знания в мозгу человека (а не на жестком диске компьютера или сервера) не только не имеет смысла, но и представляется излишним многим членам нашего общества. Соответственно, эрудированная, энциклопедически образованная личность утрачивает статус уважаемой, интересной и, что важно, востребованной в социуме, зачастую превращаясь в своеобразный атавизм. Об этом свидетельствуют и последние тенденции в сфере российского высшего образования: появление направлений подготовки «прикладной бакалавриат», упразднение специалитета, уменьшение количества гуманитарных дисциплин как по выбору, так и обязательных для изучения. Хотя именно социально-гуманитарный блок имеет направленность на развитие лучших духовных качеств личности, ее гражданской позиции, способности широко и свободно мыслить, что так важно в современном прогрессивном социуме и государстве.

Становление информационного общества вызывает к жизни принципиально новый аксиологический феномен - консьюмеризм и связанные с ним ценности потребления. Современный тип цивилизации достиг достаточного уровня развития в информационно-коммуникационном плане для того, чтобы тиражировать идеи необходимости неограниченного потребления, высвобождать личное время для реализации указанной необходимости; технико-технологическом и экономическом аспектах, что позволяет расширить масштабы производства для обеспечения потребления. Согласно идеологии консьюмеризма, благополучен в социальном, культурном и интеллектуальном аспектах тот, кто озабочен «перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» . Здесь мы можем наблюдать еще один результат развития, но развития регрессивного homo sapiens - homo consumens - человека потребляющего. Если человек разумный стремится к творчеству, к самореализации через созидание, то человек потребляющий видит единственный способ реализовать себя в идолопоклонстве - поклонении вещам, вещизме.

Происходит смена мировоззрения общества, граничащая с культурной революцией: музеи, выставки, галереи и театры уступают место шопингу, ночным клубам, социальным сетям и компьютерным играм. Человек все в большей степени стремится посвящать свой досуг не духовному и интеллектуальному развитию, а удовлетворению физических потребностей и примитивных желаний. Наступает эра консьюмеризма - стремления человека через приобретение материальных ценностей ощутить определенное социальное превосходство и приобщиться к какой-либо общественной прослойке. «Религия конца XX века», - называет данное направление С. Майлс , подчеркивая надиндивидуальность этого феномена, его общественную значимость и закрепленность не только в сознании личности, но и в общественном сознании.

В идеологии консьюмеризма, захлестнувшей развивающееся информационное общество, по-новому воспринимаются и оцениваются обычное человеческое общение, взаимодействие. «Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть - предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения» .

Итак, в современном консьюмеристском мире происходит замена возвышенных ценностей духовно развитой личности на сугубо утилитарную потребительскую идеологию. А бо́льшим уважением зачастую пользуется тот человек, у которого более современный смартфон, компьютер и т.д., а не тот, кто лучше образован, имеет широкий кругозор, культурен и способен к творчеству. Состоявшейся личностью признается та, которая соответствует некоторым внешним критериям успешности, благополучности и престижности, а не является таковой в действительности.

Таким образом, в период становления и развития информационной цивилизации происходит трансформация системы ценностей человека и общества.

Утрачивают свое значение ценности живого общения, реального знания, религиозного и художественного познания, самостоятельного свободного мышления; на их место приходят ценности потребления; доступа к инфокоммуникационным технологиям и информационным ресурсам; адаптации к виртуальной реальности; категория равенства переносится в информационную сферу. Новый вид человека - homo iformaticus - во главу угла часто ставит не духовную сферу, а материальную; он стремится не столько к идеалу, сколько к потреблению; заменяет реальную жизнь игрой, а личностные отношения - виртуальными.

Современные общества, имеющие статус информационных, к сожалению, не всегда достойны именоваться гуманистическими. Иллюстрацией данного утверждения могут служить такие печальные события, как стрельба в московской школе и аналогичные прецеденты на западе, которые спровоцированы, по мнению многих психологов, жестокими виртуальными играми и банальным невниманием к реальной человеческой личности.

Базовые для передового общества гуманистические ценности должны укреплять свои позиции в условиях технически и технологически развитой цивилизации. Указанная необходимость обусловлена тем, что прогресс материальной и информационной сфер бытия социума является лишь внешней стороной развития общества, фактором, облегчающим, упрощающим человеческое существование и жизнедеятельность. Истинный прогресс человечества состоит в совершенствовании самой личности, развитии ее сознания, интеллекта и духовных качеств. Высокоразвитым можно назвать только такое общество, где воплощается в реальность хрестоматийный тезис Л. Фейербаха: «человек человеку - Бог», где «быть» важнее чем «казаться», а категорический императив И. Канта действительно имеет статус всеобщего законодательства.

Ссылки на источники
1. Леонтович О. А. Проблемы виртуального общения // Электронный журнал «Полемика». - Выпуск №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo . - [Дата обращения: 25.01.2014].
2. Маклюэн. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. 464 с.
3. Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London et al.: SAGE Publications, 1998. 174 р.
4. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С. 3-40.

1. Возрастание роли информации в жизни людей, общества в целом. Теперь информация нужна человеку не только как вид знания, сведений, позволяющий создавать материальные, духовные блага. Сегодня информация - фактор, позволяющий формировать у граждан экономические, политические, социальные позиции, которые могут оказать влияние на состояние дел в обществе, социальные процессы.

2. Мировоззренческие изменения, связанные с отходом от классического способа мировосприятия и общества к искусственному миру социальной информации. Кибернетическое пространство, где сначала работают программисты-интеллектуалы становится информационным пространством социально-культурного, а затем и социально-экономического развития общества. Исследователь Дж. Пелтон полагает, что в перспективе человечество придет к глобальной электронной цивилизации, в основе которой будет синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики.

3. Формирование международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность, приносящую огромные доходы. Доходы от интеллектуальной собственности, используемой на мировом рынке программного обеспечения для компьютерной индустрии исчисляются многими миллиардами долларов.

4. Информационный обмен отходит от классических средств массовой информации (СМИ) и переходит к инновационным электронным СМИ. Традиционная печать заменяется электронными книгами, компьютерная сеть Интернет охватывает огромную аудиторию по земному шару и предоставляет такой объем информационных услуг, что может называться глобальным СМИ, обладающим обратной связью.

5. С развитием электронных СМИ возможность манипулирования массами, общественным мнениям, использование информации в политической борьбе.

Изменяется роль человека в современном информационном обществе. Для успеха необходим доступ к нужной информации и владение способами пользования ей. Это условие меняет приоритеты в потребностях личности. Значение приобретает образование, умение ориентироваться в потоках информации и влиять на их течение.

В современных условиях возникают новые формы общения, объединений людей, новые формы коллективного сознания. Этому процессу способствует разработка социальных технологий, в основе которых лежит деятельность средств массовой информации, формирующих у населения коллективные представления о явлениях жизни современного человека и общества. Эти представления формируются в соответствии с интересами определенных профессиональных, корпоративных объединений. Так, в интересах медиков формировать у населения сознание, направляющее к здоровому образу жизни с целью оградить от заболеваний СПИД, наркоманией. Политические партии могут стремиться оказать воздействие на сознание людей через средства массовой информации с целью ориентировать их на новые формы социального поведения. При помощи СМИ и социальных технологий разрабатываются новые формы отношения к окружающей среде, к биологии и психологии человека. Так, в современном обществе положение человека не может определяться только формой его участия в процессе производства. На него воздействуют факторы социального манипулирования, постоянно ставя его в ситуацию выбора, при этом, с одной стороны, как бы предоставляя свободу, а с другой – ее ограничивая.

Как показывает анализ, развитие информационного общества, принося определенные блага, ставит перед человечеством множество новых проблем. Так, компьютерная революция может способствовать снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, может стать причиной изоляции людей друг от друга, от их живого общения, может способствовать усилению манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы это не приняло угрожающих размеров, важно помнить о гуманитарном аспекте в организации информационного процесса и включать в образовательный процесс духовную и нравственную составляющие.

Информационное общество обострило проблему коммуникации или обмена информацией. Коммуникация – передача информации одного субъекта другому, в качестве субъекта может выступать индивидуум, или коллектив. Важным элементом коммуникации является носитель. Последний может выступать в качестве материального объекта, в виде некой логической конструкции и в иных формах проявления.

Главное условие коммуникации – возможность понимания общающихся субъектов, а это предполагает единство языка, близость уровней социального развития, менталитета. Для осуществления процесса коммуникации субъектам не обязательно вступать в непосредственный контакт, а достаточно воспользоваться какими-либо средствами связи, в качестве которых могут выступать различные тексты, радио, телевидение, телефон, компьютерная связь и т.д. Проблема заключается в обеспечении субъектов общения средствами коммуникации.

Социальными показателями развития информационного общества могут выступать информированность его членов, доступность информации, эффективная работа СМИ, предполагающая обратную связь. Показателями социального развития информационного общества является уровень образования членов общества, их интеллектуальные возможности в информационном производстве и потреблении, нравственные характеристики, не позволяющие переступать границы возможного.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

Информационное общество (постиндустриальное общество) ­­ общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Отличительные черты:
1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
3. возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
4. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 5. cоздание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей,
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам,
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное общество в трудах философов XX века:
Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Традиционно считается, что это понятие было введено в научный оборот американском социологом Д.Рисменом, который в 1958 году применил его в заглавии одной из своих статей. Между тем, пусть и не так широко, известно, что еще в 1917 году А.Пенти, один из теоретиков английского либерального социализма, использовал это понятие, вынеся его даже в заглавие одной из своих книг. И совсем забытым остается тот факт, что сам А.Пенти отдавал приоритет в применении данного термина А.Кумарасвами, автору ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. (из Иноземцева “Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире”)
В XX в. у философов и социологов появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации (Шпенглер).
В 40­е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями.
В 50­е гг. экономист Фриц Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром. В дальнейшем - развито в работах Ёнэдзи Масуды (японский социолог, 1905­1995), американского социолога Дэниэла Белла.
К концу 60­х годов данная проблематика стала одной из наиболее актуально обсуждавшихся западными социологами. Приблизительно с 70­х годов в западной литературе знание и информация воспринимались не как некая субстанция, воплощённая в средствах производства, а как самостоятельная производственная сила. Таким образом, новое информационное или постиндустриальное общество (в котором информация и знание являются основной производственной силой) противопоставляется обществу индустриальному и доиндустриальному. В экономической сфере информация превращается в самостоятельную производственную силу, значит, часть населения оказывается задействованной в сфере получения и передачи информации. Новый этап в развитии теории был открыт выходом в 1973 году книги Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вызвавшей взрыв интереса. В течение этого и следующего десятилетий появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. (из Иноземцева)
Идея постиндустриального общества остается сегодня весьма популярной, а соответствующий термин широко применяется в философских, социологических и экономических работах. Между тем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры. (из
Иноземцева)
Д. Белл пишет: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». (из Иноземцева)
Естественно, что определить хронологические рамки подобного социума оказывается достаточно сложно. Обычно утверждается, что новые тенденции стали нарастать после второй мировой войны, хотя зачастую это происходило в формах, дававших, казалось бы, возможность говорить об экспансии индустриализма. В случае применения в качестве критерия степени развитости третичного сектора (сферы услуг, остальные 2 ­­ первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность) своеобразной критической точкой считается середина 50­х годов, когда в США количество работников сферы услуг превысило количество занятых в материальном производстве. Однако реальные изменения, заставившие подавляющее большинство западных футурологов говорить о современных развитых обществах как о постиндустриальных, относятся к середине и концу 70­х годов и включают радикальное ускорение технического прогресса, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения, а также возникновение ряда ситуаций, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической науки. (из Иноземцева)
Постиндустриалисты разграничивают этапы общественной эволюции
революционными переходами; подобная периодизация осуществляется ими на основании трёх критериев. Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим важнейшим направлениям: основному производственному ресурсу, которым выступает информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе таковым являлись, соответственно, сырье и энергия; характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. (из Иноземцева)



Рекомендуем почитать

Наверх