Основы usability. Юзабилити – истоки возникновения и основы юзабилити. Что такое юзабилити

Скачать на Телефон 18.03.2019
Скачать на Телефон

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Думаю все из вас слышали такое слово, как юзабилити. Многие даже знают, что это такое, а какая-то часть только думает, что знает.

Так получилось, что мне в своей практике пришлось очень тесно столкнуться не просто с понятием юзабилити, а именно проанализировать сайт, высказать свое мнение и дать рекомендации по улучшению. Причем анализировала я не с точки зрения веб-дизайна, а с точки зрения эффективности сайта, как инструмента бизнеса.

Самым сложным в этой ситуации для меня оказалось не выявление проблемных моментов на сайте, а сами объяснения, почему это считается проблемным.

Естественно, я не собираюсь претендовать на глубокие знания в юзабилити сайтов и не собираюсь конкурировать с профильными ресурсами по данной теме. Те несколько публикаций, которые я посвящу юзабилити, будут в большей степени для упорядочивания моих знаний, закрепления темы и шпаргалки на будущее.

Также обращаю внимание, что я рассматриваю данную тему не столько с точки зрения веб-разработчика и веб-дизайна, сколько с точки зрения интернет-маркетолога.

Именно поэтому в предыдущей статье я поделилась , которой объясняется и описанный ниже взгляд на юзабилити.

Хотелось бы начать с того, что большая часть информации о юзабилити в различных блогах о веб-дизайне – это только верхушка айсберга. Это обусловлено несколькими причинами, и одна из них заключается в том, что юзабилити – это не какое-то там удобство пользования сайтом, которое может придумать любой веб-дизайнер, это отдельное масштабное направление в разработке программного обеспечения, на службе которого трудятся настоящие профессионалы – юзибилити-инженеры.

Немного из истории возникновения юзабилити

Из всех определений, что я встретила в интернете, по сути ни одно из них не являлось определением. т.е. нельзя сказать, что юзабилити – это наука о…., или юзабилити – это комплекс мер….

Из всего многообразия определений я пока решила остановиться на определении международного стандарта ISO 9241-11, согласно которому:

Юзабилити – это степень , с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.

Но решила поискать и другие определения, из-за чего я углубилась в истоки возникновения, и выяснила, что юзабилити является частью микроэргономики, которая в свою очередь, является одним из разделов эргономики. Наконец-то я встретила понятное для меня слово, при этом имеющее научную основу и терминологию.

В прошлой жизни я должна была стать художником-дизайнером и в процессе обучения получила знания о том, что такое эргономика – наука, изучающая взаимодействие человека с окружающими предметами (может определение не самое научное, но суть передает).

Вы когда-нибудь задумывались, почему ступеньки в вашем подъезде ровно той высоты, какой есть? Дверные проемы никогда не бывают у же определенного размера, как и односпальная кровать. Все размеры предметов являются следствием науки эргономики, даже не смотря на то, что появились несколькими тысячелетиями раньше неё самой.

Любая современная разработка, во-первых, всегда разрабатывается с учетом размеров среднестатистического человека, во-вторых, проходит тщательное тестирование на предмет удобства использования.

С развитием техники в эргономике выделилось направление – микроэргономика, одним из направлений в которой является проектирование интерфейсов. Вот тут то и возникло такое слово, как юзабилити.

Как уже сказала выше, я не просто так опубликовала прошлую статью о интернет-маркетинге, в которой поделилась своими видением этой темы. И рассуждая на тему юзабилити с точки зрения интернет-маркетинга, я пришла к такому выводу, что в большей степени юзабилити является аналогом нашего слова "качество", т.е. фразы: юзабилити сайта и качество сайта по сути являются равноценными.

Я уже затрагивала такую тему, что для любого бизнеса . Чем более качественным будет ваш инструмент, тем лучших результатов вы сможете добиться.

Т.е. качественный инструмент тот, который выполняет свою функцию: для интернет-магазина это будут продажи; для сайта дизайн студии – прямые заказчики; для блога – подписчики.

Соответственно, с сайтом постоянно взаимодействует пользователь, и чем легче и проще происходит взаимодействие, тем более качественным является ваш инструмент - сайт, значит, тем лучше юзабилити вашего сайта.

Самое главное, почему я столько времени уделила своим размышлениям и поискам, чтобы вы усвоили для себя, что юзабилити не просто "удобное меню на сайте", а мера качества всего сайта с точки зрения использования его человеком.

Результатом взаимодействия является удовлетворение нужд и потребностей интернет-пользователя (), что в итоге приносит прибыль компаниям, которые развивают свой бизнес посредством интернета.
И ещё раз...

нельзя сказать о сайте - "у сайта хорошее юзабилити" до тех пор, пока вы не получите реальное подтверждение тому, что этот сайт приносит пользу пользователю. Соответственно, в зависимоти от сайта пользой является - получение информации, осуществление покупки и т.п., т.е. все то, что приводит к удовлетворению нужд и потребностей интернет-пользователя.

Казалось бы, выводы все сделаны, теперь должно быть все более понятно, но не тут то было. Ведь все люди разные, и у каждого свое мерило качества. Для одних пользователей будет удобным одно, другим – другое. Но юзабилити сайта, как и качество сайта невозможно измерить, все это является относительными величинами. Осталось только понять, относительно чего? Ответ - относительно того, что было или имеется изначально.

И это вторая причина, почему многие о юзабилити имеют самые поверхностные знания. Как я уже сказала – юзабилити – это огромный пласт исследовательской, статистической и аналитической информации в разработке программного обеспечения, в том числе и в веб-разработке.

Для ответа на все возможные вопросы проводятся исследования, опросы, тестирование и анализ данных. Для этого над вопросом юзабилити работают целые группы исследователей и разработчиков, а в тестировании участвуют тысячи пользователей. Но, к сожалению, позволить себе такие масштабные исследования могут только крупные компании. Но, естественно, это не освобождает каждого владельца сайта думать о юзабилити своего ресурса, проводить собственные мини-исследования и тестирования. Для этого нам нужно знать основы юзабили и уметь пользоваться инструментами, с помощью которых можно протестировать ресурс.

Основы юзабилити

Юзабилити строится на основных пяти принципах, в сети вы встретите, что их называют факторами или составляющими юзабилити. На мой взгляд, слово "принципы" более точно передает их сущность.

Принцип первый – обучаемость . Это конечно больше касается сложных интерфейсов, очень актуально для администраторских панелей CMS, аккаунтов в различных биржах, системах статистики.

Например, часто жалуются на интерфейс Google Analytics, что в нем сложно разобраться или, как сложен для многих твитер. Это яркий пример первого принципа юзабилити, когда пользователь испытывает сложности, впервые зарегистрировавшись на каком-нибудь сайте.

Хотя, на мой взгляд, пример не самый удачный, т.к. по моим личным наблюдением сложность заключается не столько в юзабилити, сколько в не самой удачной русификации иностранных ресурсов, ну и частично в менталитете. Для сравнения, интерфейс Яндекс Метрики, на мой взгляд, намного удобнее, и сразу схватываешь на лету, где и что находится, и без проблем начинаешь пользоваться системой.

И тут начинает действовать второй принцип юзабилити - эффективность . Я, как пользователь, могу с уверенностью сказать, что я эффективно использую Яндекс Метрику, единожды обучившись с ней работать. Значит разработчики хорошо справились со вторым принципом юзабилити. Также, единожды разобравшись в твитере, понимаешь, что он очень простой и начинаешь его эффективно использовать. Чего совсем я не могу сказать о Google Analytics, когда я, вроде бы, все изучила, все поняла, но при этом уверена, что не использую его возможности даже на половину.

А каждый раз, когда начинаю с ней работать, обязательно пару раз кликну не туда, куда мне нужно или долго перебираю все меню, чтобы найти нужный мне отчет. Эта ситуация полностью зависит от выполнения третьего принципа юзабилити – запоминаемость . Например, мне, в приведенном примере, плохо удается запомнить, где какой отчет находится. Одни отчеты нахожу быстро и без проблем, а на поиск других трачу время. Что это, моя проблема или проблема разработчиков? На самом деле нельзя дать однозначный ответ, и этот вопрос я рассмотрю в следующей публикации.

Четвертый принцип юзабилити – ошибки . Тут, я думаю, в расчет берутся и такие ошибки, как бесполезные лишние клики, т.е. сам пользователь ошибается из-за плохой обучаемости и запоминаемости, так и серверные ошибки, например, та же является ошибкой сервера и ее отсутствие может повлиять на лояльность пользователя к ресурсу.

Последний, пятый принцип юзабилити – это удовлетворенность . Причем, стоит отметить, что я могу быть удовлетворенной или нет, как процессом использования, так и результатом . И если, например, для меня процесс использования Google Analytics сложен, то результатом взаимодействия с этой системой аналитики я полностью довольна, при этом, в зависимости от поставленных задач, я могу быть удовлетворена в значительно большей степени, чем от использования Яндекс Метрики.

Справляется Google Analytics со своей задачей, когда обучаемость, эффективность и запоминаемость не ахти, но пользователь получает удовлетворенность? Я считаю, что справляется.

Таким образом, разобравшись со всеми основополагающими принципами юзабилити, я возвращаюсь к тому, что юзабилити сайта и качество сайта – это синонимы, которые определяют степень (меру) удовлетворения пользователя сайтом и как следствие – выполнение функций сайта. А как мы с вами уже знаем, выполнение сайтом своих функций сулит хозяину сайта увеличение прибыли.

К слову, из принципов очень ясно видно, что изначально юзабилити не использовалось для веб-ресурсов и видны все проблемы, с которыми сталкивается пользователь именно при работе с интерфейсом программ. С другой же стороны, я привела наглядные примеры тому, что современные веб-ресурсы обладают сложнейшими интерфейсами и очень важно, чтобы разработчики не забывали об основных принципах юзабилити.

Учитывая вышесказанное, чтобы наше представление о юзабилити для веб-сайтов было более полным и понятным, в следующей статье я расскажу, какие правила действуют при разработке качественного сайта. Эти правила будут более ориентированы на веб-сайты и расширяют сами принципы юзабилити.

Оставайтесь на связи и удачи в продвижении.

Мы предлагаем вам перевод статьи о базовых правилах и принципах, на которых строится юзабилити , опубликованной в блоге SmashingMagazine (с нашими дополнениями и комментариями в придачу).

Каждый уважающий себя и своих клиентов разработчик в вопросе создания веб-проекта выступает с позиции синергии собственного видения и мнения заказчиков в единый качественный продукт. Самое сложное в этом корректировать неверные идеи и неудачные предложения, поступающие из вне. Для того, что бы это стало возможным, Вы должны четко доносить собственную точку зрения, подкрепленную как фундаментальными принципами юзабилити, так и рекомендациями, основанными на собственном опыте.

Именно поэтому в приведенной статье рассмотрены самые основные правила, принципы и рекомендации относительно юзабилити.

Правило 2х секунд

Одно из самых основных правил юзабилити. Пользователь не будет ждать отклика от системы более двух секунд. Само значение «2» было выбрано произвольно, однако, в процессе отслеживания скорости загрузки страниц сайта, смогло себя отстоять.

В общем случае, чем меньше скорость загрузки страниц, тем лучше. Это касается проектов любой сложности. Ведь всегда есть возможность побороться за лишние доли секунды. Как знать может именно они помогут вашему посетителю увидеть ваше предложение.

Правило 7±2

Данное правило было выдвинуто Джорджем Миллером, который проводил исследования над человеческим мозгом, а именно над его способностью воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. Так вот, в результате были получены результаты, которые говорят о том, что кратковременная память способна удерживать от 5 до 9 сущностей.

Интегрируя полученные результаты в сферу сайтостроения, то можно говорить о предельных значениях количества элементов в меню навигации. При этом, многие вебмастера утверждают, что таких элементов должно быть не больше 7. В свою очередь есть альтернативная точка зрения, которая говорит о том, что такое утверждение справедливо не для всех проектов (крупных порталах и интернет-магазинов). Если говорить о, скажем, рядовом сайте, то правило можно считать вполне работоспособным.

Правило 3х кликов

Об этом правиле многие знают. Оно, пожалуй, получило наибольшее распространение. Его суть состоит в том, что пользователь, попав на главную страницу сайта в поисках информации должен совершить не более 3х кликов и добраться до искомого содержимого.

Говоря человеческим языком – навигация должна быть простой и не замысловатой, что бы пользователь в кратчайшее время смог найти, то, что ищет.

Данное правило не официальное, а условное. Для большинства сайтов оно вполне целесообразно.

Для некоторых ресурсов понятность системы обеспечивается, к примеру, 10ю переходами. Главное, что бы пользователю было удобно, и он четко понимал в каком направлении ему двигаться.

Правило Парето или принцип 80/20

Суть заключается в том, что результатом 20% действий пользователей являются 80% общего эффекта . Данное правило пришло из сферы бизнеса, где «на 20% клиентов приходится 80% продаж компании». При этом, в сфере юзабилити и электронной коммерции данное правило не менее актуально. Вам следует выявить эти 20% своей аудитории и повысить внимание к ее потребностям, создав для них наиболее комфортные условия работы с сайтом.

6 правил с позиции разработки дизайна сайта и приложений

Беном Шнейдерманом, были проведены исследования направленные на изучение взаимодействий человека и компьютера. В результате, на их основе, были сформулированы основополагающие принципы разработки дизайна:

  • Логичность расположения и присутствия каждого элемента;
  • Пользователи делятся на рядовых и продвинутых. Для второй группы нужно создавать возможности более быстрой работы: специальные возможности (к примеру, внедрение RSS ленты), горячие клавиши, сокращения и т.д.
  • Посетитель сайта или приложения должен быть уверен, что все взаимодействие между ним и вашим продуктом происходит под его полным контролем;
  • Старайтесь не сильно загружать кратковременную память пользователей;
  • Посредством вашего продукта вы вступаете в своеобразный диалог с вашим посетителем. Этот диалог должен быть законченным;
  • Внедрите легкодоступную и информативную обратную связь.

Перевернутая пирамида

Перевернутая пирамида – такой стиль написания, в результате использования которого основная мысль выносится на передний план и ее можно прочесть в самом начале статьи. По сути, статья будет начинаться с вывода, а за ним, в свою очередь, будут раскрываться основные ключевые моменты. Наименее важная информация должна быть представлена в нижней части статьи.

Появление такого стиля изложения объясняется, тем что в динамичном мире сети интернет пользователи хотят находить ответы в кратчайшие временные промежутки. При этом, если посетителя сразу же заинтересовало содержимое статьи он с большей вероятностью ее дочитает.

Субъективная удовлетворенность

Оценивая действия пользователей можно отметить, что они, как правило, выбирают не наиболее оптимальный путь, а наиболее приемлемый. Т.е. в поисках решения они могут удовлетвориться наиболее быстрым и далеко не самым лучшим ответом.

Среднестатистический пользователь будет искать такое решение, которое удовлетворит его первичные потребности в информации по конкретному запросу, и не будет искать альтернативные решения, которые потенциально могли бы перекрыть смежные вопросы и обеспечить его информацией на более длительный промежуток времени.

В заключении

Таким образом, на основании изложенной выше информации Вы можете сформировать базовое представление относительно принципов, рекомендаций и основных как гласных, так и негласных правил юзабилити.

Важно понимать, что пользователь не хочет думать. Не хочет думать о том, каким образом ему выполнить то или иное действие на сайте. Поэтому сосредоточьтесь на простоте реализации и интуитивно понятных вещах, которые будут своеобразными указателями на пути посетителя к цели.

Если у вас есть дополнения к представленному, рекомендации или замечания мы будем вам благодарны если поделитесь ими с нами в комментариях.

В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.

Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:

  1. Правило 7-ми.
    Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
    С этой точки зрения сайт tutu.ru , безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
    В то время как сайт Российских Железных дорог - отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
  2. Правило 2х секунд.
    Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru .
  3. Правило 3х кликов.
    Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
  4. Правило Фиттса
    Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
    Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
  5. Перевернутая пирамида
    Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».

Тестирование состоит из четырех этапов:

  1. Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
  2. Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
  3. Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
  4. После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново. Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда - либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.

Пример по теме

Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова . Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.


Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».


Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.


Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!


Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса. 14 ноября 2011 в 19:02

Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно. Коротко о главном

  • Блог компании Digital Professionals Hub

В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.

Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:

  1. Правило 7-ми.
    Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
    С этой точки зрения сайт tutu.ru , безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
    В то время как сайт Российских Железных дорог - отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
  2. Правило 2х секунд.
    Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru .
  3. Правило 3х кликов.
    Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
  4. Правило Фиттса
    Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
    Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
  5. Перевернутая пирамида
    Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».

Тестирование состоит из четырех этапов:

  1. Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
  2. Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
  3. Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
  4. После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново. Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда - либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.

Пример по теме

Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова . Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.


Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».


Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.


Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!


Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.

Под термином «юзабилити» понимают удобство сайта для пользователя. Сегодня это очень важный параметр, который может серьезно влиять на продвижение ресурса. Если сайт удобен для пользователя, то он проведет на нем больше времени, что влияет на поведенческие факторы , которые, в свою очередь, отражаются на позициях в поисковых системах, а они все больше внимания уделяют именно действиям пользователя, можно предположить, что со временем эта тенденция только усилится.

Когда речь идет о сайтах с несколькими страницам (сайты-визитки и т.д.), то всерьез о юзабилити думают крайне редко - в этом нет необходимости. Достаточно хорошего дизайна и контента. А вот в случае с большими и сложными проектами над юзабилити приходится очень серьезно поломать голову.

Зачем это нужно

Согласно различным исследованиям, в среднем на одной странице люди проводят около 30 секунд. Кроме того, немногие пользователи просматривают страницу до конца. Это объясняется огромным количеством сайтов, на многих из которых размещена бесполезная или плохая информация. Люди привыкли к этому, и их нужно зацепить буквально в первые секунды.

Помимо этого, человек должен легко ориентироваться на ресурсе, навигация должна быть интуитивно понятной. В этой области есть ряд стандартных и эффективных решений, но о них я расскажу ниже.

Получается, что сайт с хорошим юзабилити должен сразу захватить внимание пользователя и удержать его, а также позволить ему легко попадать в любой раздел, даже если он на вашем ресурсе в первый раз.

Многие разработчики стремятся к простым решениям, что совершенно правильно. В данном случае простота - залог успеха. В отдельных случаях простотой жертвуют из-за необходимости, но при этом всегда нужно быть очень аккуратным. Например, зеленый текст на черном фоне точно привлечет внимание, но вот пользоваться таким сайтом будет никому неудобно.

Делаем удобный сайт

Как человек воспринимает информацию

Якоб Нильсен проводил исследование, в ходе которого создал карту движения взгляда пользователя на сайте. Большинство людей воспринимают информацию так:

На изображении видно, что люди смотрят в левую часть экрана. Это происходит подсознательно. Именно поэтому меню и прочие самые важные элементы на сайте добавляют чаще всего именно в левую часть. Это стало уже стандартом, поэтому в данном случае ничего нового придумывать не стоит. Люди привыкли к тому, что меню будет находиться либо слева, либо вверху сайта. Другие решения могут дезориентировать человека.

Правило трех кликов

Давным-давно кто-то придумал правило трех кликов, согласно которому пользователь с любой страницы сайта на любую другую должен перейти, совершив не более трех кликов. Очевидно, что для ресурсов со сложной структурой это не подойдет. Пример: «Главная страница – магазин – велосипеды – горные велосипеды – бренд». Уже получается, что человеку нужно сделать четыре клика. Но в данном случае нельзя сказать, что это плохо.

Если исключить любой пункт, например, «горные велосипеды», то у пользователя на странице будет слишком много товаров, часть из которых ему не нужна (например, шоссейные велосипеды). Данный пример показывает, что на сайтах с большим количеством страниц и сложной структурой нужно думать не о трех кликах (или любом другом числе), а об удобстве пользователя.

О навигации

  • наличие логотипа в верхней части экрана, который ведет на главную страницу;
  • контактная информация находится в футере, если речь идет о продающем сайте;
  • ссылки должны визуально отличаться от текста.

Не соблюдать эти нормы глупо. Просто потому, что все пользователи уже к ним привыкли. Их соблюдение можно назвать основами юзабилити в области навигации, выдумывать тут точно ничего не стоит, разве что этого требуют нестандартные решения в области дизайна, но это уже частные случаи.

Если на сайте большое количество страниц, то обязательно нужно делать внутренний поиск. Обычно строку располагают в правом верхнем углу (как на моем сайте). Если количество страниц не превышает 900–1000, то будет достаточно совсем простого поиска, а если их гораздо больше, то имеет смысл делать сложный поиск (исправление ошибок, поисковые подсказки и т.д.). При этом никогда не стоит пытаться заместить плохую навигацию внутренним поиском. Возможность быстро найти нужную информацию - это всего лишь дополнительная опция.

О контенте

Качество контента и его оформление также напрямую относится к юзабилити сайта. Если у вас на ресурсе бессмысленные статьи плохого качества, то совершенно не важно, насколько хороши другие элементы. А если у вас отличные статьи, но ужасно оформленные, то уже их качество не имеет никакого значения - их не будут читать. Существуют общепринятые правила оформления текста, которые подойдут практически для любого сайта, и стоит им следовать, хотя бы из-за удобства для пользователей.

Используйте стандартные шрифты вроде Arial, Tahoma, Verdana или похожие на них. Нестандартные шрифты можно использовать для заголовков, но для основного текста это будет не лучшим решением. Не каждому будет комфортно читать большую статью с таким шрифтом, пусть он и смотрится интересно:

Черный шрифт на белом фоне - стандартное и оптимальное решение. Нестандартные варианты встречаются, но текст и фон должны быть контрастны, а ярких цветов следует избегать. Например, красный шрифт на зеленом фоне создаст сильную нагрузку на зрение, и большинству посетителей вашего сайта будет просто неприятно читать такой текст. Темный фон использовать допустимо, но и тут нужно очень тщательно выбирать сочетание цветов и оттенков. Хороший пример:

Размер шрифта не должен быть меньше 12 пикселей. Также избегайте бегущих строк и мигающего текста - подобные приемы затрудняют чтение и многих людей попросту раздражают. Не нужно злоупотреблять жирным текстом, ключевые моменты можно выделять, но не стоит этого делать в каждом предложении.

Важное значение имеет и качество контента. Существуют определенные правила написания и оформления статей, которые актуальны практически для любого ресурса. Вообще, это тема для отдельной статьи, но основные моменты, которые очень сильно влияют на юзабилити, я упомяну.

  • Статьи правильнее писать в виде «перевернутой пирамиды», то есть, самая важная информация и ключевые выводы должны быть в самом начале, а наименее важная - в конце. Это помогает сразу завладеть вниманием пользователя: он должен быстро понять, будет ли ему статья полезна или нет;
  • Размер статьи не имеет значения (в том числе и с точки зрения SEO), она должна полностью отвечать на вопрос пользователя. Понятное дело, что если в топе статьи размером 10–15 тысяч знаков, то со статьей размером 2–3 тысячи знаков вы не займете лидирующие позиции. Просто потому, что не сможете в таком объеме достаточно полно ответить на вопрос пользователя;
  • Для больших статей стоит делать оглавление (с якорями в тексте), которые позволят быстро попасть в нужный раздел;
  • Заголовки, списки и продуманная структура материала существенно облегчают его восприятие.

Как выявить проблемы

Проблемы с юзабилити можно найти на любом сайте, в этом смысле предела совершенству быть не может. Существуют различные методы, анализ можно сделать самому, а можно прибегнуть к помощи специалистов. Явным сигналом о проблемах с удобством может служить снижение конверсии сайта .

Изучение статистических данных

Статистические данные могут дать довольно много пищи для размышлений. Есть очень продвинутые инструменты, например, «Вебвизор Яндекса», который позволяет посмотреть на ваш сайт глазами пользователя. Да, изучение таких данных займет много времени, но вам не требуется смотреть глазами каждого посетителя. Обычно обращают внимание на отказы и только на те, которые пришли по целевым запросам.

Кроме того, обычная статистика также может подсказать слабые места на ресурсе. Вот скриншот из «Яндекс Метрики » с данными о посещаемости разных разделов на сайте:

Я подчеркнул данные по одному разделу, который явно отличается от других. Глубина просмотра здесь значительно выше, чем в среднем, это можно сказать и про время на сайте. Количество отказов чуть ниже среднего значения по всему сайту. В чем тут дело? Все просто: этот раздел сайта полностью закончен, там есть перелинковка между статьями и дополнительные элементы навигации (рекомендуемые статьи). Уже это дало +0,64 глубины просмотра и +1 минуту и 13 секунд ко времени на сайте.

Крайне простой способ, который позволит вам оперативно найти слабые места у вашего проекта. Далеко не факт, что проблемы будут именно в области юзабилити, но работать с веб-аналитикой все равно необходимо.

Оценка пользователями

В этом случае просят реальных людей оценить удобство сайта и дать развернутый отзыв. Можно попросить друзей, можно нанять сторонних специалистов, которые предоставят развернутые отчеты и дадут рекомендации. Если вы будете просить своих друзей или родственников, главное - соблюсти одно условие: они должны зайти на ваш сайт в первый раз. Есть такой эффект как «замыливание глаз», поэтому только новый пользователь сможет обратить внимание на слабые места, которые вы сами не замечаете, так как привыкли к своему ресурсу.

Тестирование

Тестирование - самый сложный способ, зато он дает самый лучший результат. Обычно используют фокус-группы из 5–8 человек, которые должны оценить сайт. Перед тестом определяют параметры, которые тестировщики должны будут оценить. Вариант не самый дешевый, но он действительно самый лучший.

Собственно методов тестирования существует очень много, на эту тему есть приличное количество научных публикаций, поэтому я не буду вдаваться в подробности, так как в рамках одной статьи раскрыть тему полностью не получится совершенно точно. Для рядового вебмастера первых двух способов оценки юзабилити сайта будет вполне достаточно - они выявят самые критичные проблемы.

Заключение

Удобство для пользователя сегодня должно быть на первом месте для любого сайта. Если вы хотите сделать действительно успешный проект, то у него не должно быть слабых мест. Ведь всегда найдутся конкуренты, у которых все идеально. Уделяя повышенное внимание юзабилити, вы закладываете прочный фундамент для будущего вашего сайта. И не забывайте, что хоть и есть общепринятые стандарты и рекомендации, экспериментировать никто не запрещает, а успешность каждого решения можно определить только после реальных тестов.



Рекомендуем почитать

Наверх