Нужны ли компьютеры в школе? Где пусто, где густо

Скачать Viber 25.02.2019
Скачать Viber

В жизни каждого ребенка когда-нибудь обязательно наступает первое сентября – дата, отделяющая вольницу различной степени беззаботности от ученических будней. В школе ребенку предстоит изучать множество предметов, но в этом блоге, что логично, нам более всего интересна информатика. Давайте по случаю дня знаний, хоть и с небольшим опозданием, вспомним учебные компьютеры нашего школьного детства, а после, в следующем посте, поговорим о дне сегодняшнем – какие устройства можно увидеть в классе сейчас и о чем там рассказывают.

Программа по реформированию советского образования 1984 года предусматривала, помимо прочего, введение в школах нового предмета – «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Внедрение программы в жизнь началось в 1985-м, тогда же десятки научно-исследовательских учреждений, включая биологические и химические, принялись конструировать персональные компьютеры (хотя такого сочетания слов еще не знали) для нужд образования. В результате за несколько лет было создано множество моделей ПК; некоторое подмножество их удалось запустить в массовое производство.


Персональный компьютер БК-0010

Технологический разрыв в области кибернетики между двумя сторонами «железного занавеса» в то время достигал уже значительной величины, поэтому все модели «социалистических ПК» были в той или иной (обычно значительной) мере копиями зарубежных. В табличке ниже я попытался нарисовать общую картину советского компьютеростроения на примере самых известных его представителей (сюда же добавлены ПК производства соц. стран, которые поставлялись в СССР). Если вы заметили в ней неточности, просьба написать в комментарии или ЛС.

Стандарт/оригинал Процессор Модели
DEC PDP-11 КМ1801ВМ1/2 ДВК-1
ДВК-2
БК-0010
Электроника МС 0511
Intel i8080 КР580ВМ80А Корвет ПК8010/ПК8020
Микроша
Ириша
Zilog Z80 Т34ВМ1 Компаньон
Квант БК МС0530
U880 Robotron KC 85/KC 87 (ГДР)
Intel i8086/8088 КМ1810ВМ86 Ассистент-128
ЕС-1840, ЕС-1841
КМ1810ВМ88 Поиск
Электроника МС 1502
6502 MOS Technology 6502 Агат
CM630 Правец 8 (Болгария)
Компьютеры в школьном классе обычно не стояли по отдельности (это требовало наличия средств загрузки для каждого ПК), а объединялись в некое подобие локальной сети, позволявшей ученическим компьютерам грузиться с ПЗУ учительского. Такие системы назывались КУВТ – «Комплекс учебной вычислительной техники». Широкое распространение, по крайней мере у нас в регионе, имели КУВТ «УК-НЦ» на базе ПК «Электроника МС 0511». Также повсеместно встречались КУВТ на базе ДВК или БК-0010.


Рабочее место учителя КУВТ «УК-НЦ»

Помимо отечественной продукции, в классах наиболее продвинутых школ можно было встретить и непосредственно их зарубежные оригиналы. В первую очередь это КУВТ «Ямаха» на базе японских компьютеров стандарта MSX Yamaha YIS-503/805. Встречались также корейские MSX Daewoo, отличавшиеся отсутствием русских букв на клавиатуре и повсеместной иероглифизацией. Здесь же невозможно не вспомнить о легендарном Sinclair ZX Spectrum – для многих именно он или его клоны стали не только первым учебным, но и первым домашним компьютером. Ну и, кроме того, существовало некоторое количество импортных ПК на платформе Intel (например, IBM PC/XT) – правда, тогда в общей массе их было относительно немного.


КУВТ «Ямаха», ученический ПК

Что представляли из себя ПК первого (для СССР) поколения? Процессор от 1 до 10 МГц, стандартный объем ОЗУ – от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации – магнитофонная кассета или дискета 5 (8) дюймов. Монохромный черно-белый или черно-зеленый монитор. Если повезет – матричный принтер на месте учителя. С позиций нынешних гигагерцев такие характеристики усваиваются плохо, но это определенно лучше, чем листочек бумаги или программируемый калькулятор, а ведь именно с них начиналась информатика во многих школах. К слову сказать до нашей школы в Нижнем Новгороде КУВТ «УК-НЦ» добрался лишь в 1993 году, а ОИВТ сама по себе – годом раньше.

Несмотря на примитивную даже для того времени элементную базу советские ПК часто ломались, а система гарантийного ремонта была нетороплива, говорили – не хватает запчастей. Помнится, из 13 ученических рабочих мест у нас работало обычно 10-11. Тем не менее это было откровение, определившее для многих из нас, хабраюзеров, направление движения по жизни. Первые программы по информатике были довольно отвлеченными: изучались теоретические вопросы (системы счисления, дискретная математика), построение алгоритмов и блок-схем, абстрактные системы команд и т.д. Вот, например, скан из сурового советского учебника 1990 года - все серьезно, никаких «нажмите правой кнопкой мыши»:

До языков программирования добирались не сразу, обычно дело ограничивалось Бейсиком, в школах с углубленным изучением давался еще и Паскаль.

2. Раннероссийская эра (1991-2000)

К моменту разрушения Союза ССР компьютерный класс имелся почти в каждой школе крупных городов; неохваченные ученики проходили компьютерную практику в учебно-производственных комбинатах (УПК). Так, по крайней мере, было у нас в регионе. А как было у вас? Расскажите!


Время на уроке информатики пролетало незаметно. Игра Laser Squad на ПК ZX Spectrum

Зоопарк несовместимых платформ компьютерных классов затруднял обмен опытом и программным обеспечением между школами, и тем не менее он имел место в полный рост. Больше всего ценились, конечно, игрушки – они существовали для любых, даже самых примитивных ПК. За хорошей игрой не грех было сбегать в школу другого района города, ее записывали сразу на несколько дискет, поскольку те частенько выходили из строя. В цене были также программы автоматического тестирования знаний учащихся, часто самописные, и софт для обучения другим предметам школьной программы (для демонстрации восхищенным коллегам). Тот же период стал временем расцвета литературы по информатике: выходило с десяток различных журналов, как общих, типа «Информатика и образование», так и посвященных конкретным платформам. Примерно столько же было учебников по информатике, что создавало определенный хаос и в результате многие учителя не пользовались вообще никаким.


IBM PS/2 - один из первых массовых х86 в стране Советов

Парк советских КУВТ со временем дряхлел, но эксплуатировался до победного конца; несмотря на все возрастающие трудности с ремонтом старой техники, отсутствие средств на покупку новой вынуждало изворачиваться. В том числе благодаря школьному спросу появились кооперативы по ремонту компьютерной техники, некоторые из них впоследствии разрослись в крупные фирмы. Такая ситуация продолжалась вплоть до глобальной компьютеризации начала этого века; имеются проверенные сведения, что даже в 2001 году некоторое количество советских ПК еще работало в школах.
Параллельно с вымиранием советских ПК в школы неорганизованно закупались новые, почти на 100% - на платформе х86, которая к тому времени стала мировым стандартом. Внедрение 286, а затем и 386 со стандартной ОС DOS (пусть и в разных диалектах) позволило начать стандартизацию программ и средств разработки. В учебных программах появились первые темы для пользователей ПК, описывающие конкретный софт; первым, по моим сведениям, этой чести удостоились знаменитые «окна Нортона» (Norton Commander). Народный страх перед программированием значительно сократился после появления в классах оконных средств разработки (здравствуй, Turbo Pascal!).


Тот самый Turbo Pascal

Следующая страница истории связана с Intel Pentium и Windows 95. Легкая настройка сети в новом Windows привела к массовому появлению компьютерных классов в их современном виде – группы компьютеров, объединенных в локальную сеть. Связанность компьютеров – это не только средство передачи вирусов (которых в ту пору было еще немного), но и возможность удаленного контроля за учеником, передачи по сети материалов и программ. О новых методиках работы в компьютерных классах мы продолжим разговор в следующем посте, посвященном новейшей эре – от 2000 до наших дней.

Ирина Зубкова, РИА Новости

Компьютер за несколько лет из предмета исключительно офисного оборудования или дорогой домашней игрушки превратился в инструмент для работы и учебы, без которого не обойтись. Эксперты считают, что не за горами время, когда «бумажные» книги, учебники будут почти вытеснены электронными. Время ставит новые задачи перед учениками и их учителями.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на наших глазах производят революцию в образовании. Достаточно ли учителям современной техники? На этот вопрос отвечает исследование «Оценка эффективности использования и востребованности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общеобразовательных учреждениях». Как показывают его результаты, представляемые РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», в среднем по стране на один компьютер приходится 12-16 школьников.

«В одних школах чуть ли не по компьютеру на каждого ученика, в других три-четыре - на школу», - комментирует ситуацию руководитель исследования - заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров образования Светлана Авдеева.

В исследовании участвовали 78 регионов и более 6000 школ. Его авторы стремились выяснить, насколько техническая оснащенность школ соответствует потребностям времени, используются ли информационно-коммуникационные технологии активно и эффективно, или компьютер так и остается лишь средством для изучения информатики и подготовки презентаций.

Как показывают результаты, в большинстве школ-участниц исследования уровень оснащения современной техникой выше среднего. При этом в городах-миллионниках доля высокооснащенных учебных заведений гораздо выше, чем в среднем по стране, а в небольших населенных пунктах - малооснащенных в техническом отношении в 3-3,5 раза больше, чем в мегаполисах. Исследование подтвердило зависимость уровня ИКТ-оснащенности от статуса школы: половину гимназий и лицеев вполне можно назвать высокооснащенными, но среди остальных школ в эту категорию входит менее трети.

Где пусто, где густо

«Если я, как этого требуют и мода, и департамент образования, захочу показать что-то ребятам из того, что нашла в интернете, то мне надо тащить с этажа на этаж проектор, экран, ноутбук, всякие шнуры и подставки. Потом подключаешь, настраиваешь, так пол-урока и проходит. А затем надо всю эту тяжесть тащить обратно, в кабинет информатики», - рассказала РИА Новости учитель начальных классов Екатерина Плешакова.

Как пишут учителя на многочисленных профессиональных сайтах и форумах, именно из-за нехватки технических средств в каждом школьном кабинете, у некоторых педагогов отпадает желание использовать современную технику. Учителя сетуют, что компьютеров мало, что даже в кабинетах информатики они сильно устарели, часто ломаются, на них нельзя установить современные программы, что скорость интернета крайне низкая, а программное обеспечение - даже антивирусы - приходится покупать за свой счет.

«В любом форуме на школьные темы можно встретить диаметрально противоположные мнения, даже от педагогов из одного и того же региона: от оптимистического „у нас все здорово и все есть“ до „нам ничего не дают, мы бедны, как церковные крысы“, - считает учитель информатики, заместитель директора по информатизации Егорьевской средней школы Алтайского края Александр Розенфельд.

ИКТ-оснащенность зависит от многих причин: от финансового благополучия региона, от активности региональных чиновников и умения их не только «выбить» положенное, но и разработать и защитить какие-то собственные начинания и программы, и от того, насколько каждая отдельная школа ловит или не ловит мышей», считает Розенфельд.

По его мнению, администрация и информационно-продвинутый коллектив могут собственными силами улучшить материально-техническую ИКТ-оснащенность за счет побед в грантовых программах, участия во всевозможных пилотных проектах регионального и федерального масштаба, побед в конкурсах, поиска спонсоров.

Для учителя важно не только и не столько наличие технического средства в школе, сколько его доступность: можно ли ноутбуком или проектором воспользоваться в любое время или только по предварительной заявке, по очереди. Именно поэтому проблемы сложно оценивать по цифрам в министерской отчетности, считает старший научный сотрудник Федерального института развития образования, эксперт образовательных программ Intel Марина Ливенец.

«В школе и в регионе показатель «количество учеников на один компьютер» может быть высоким, но в отчетах не отражается то, что большая часть компьютеров стоят в кабинетах завучей и директора», - сказала она. Кроме того, в школе нужны не только компьютеры, но и проекторы, интерактивные доски, принтеры, сканеры, документ-камеры, лего-роботы и многое другое, отметила эксперт.

«Предусмотренное новыми стандартами начальной и основной школы активно-деятельностное обучение - это не только компьютер, а большое количество присоединенных к нему периферийных устройств: различные лаборатории, датчики, которые дети должны использовать на уроках, например, для измерения освещенности, температуры, для фиксации множества наблюдений в разных проектах. При этом школьник становится исследователем, самостоятельно выводит законы, формулы и правила - и тогда он уж точно их не забудет», - пояснила Авдеева.

Результаты исследования Национального фонда подготовки кадров (НФПК) показывают, что реальная доступность технических средств недостаточна для решения столь глобальных задач, как массовый переход на инновационные формы обучения. Среди опрошенных возможность постоянной работы в компьютерном классе или использования нескольких компьютеров учащимися в рабочей зоне класса предоставлена лишь для 30% педагогов. Интернет доступен постоянно для 70% учителей, для учащихся это значение еще ниже: не более 50% опрошенных школьников могут использовать сетевые ресурсы в школе.

Из других устройств в наименьшей степени педагогам доступны интерактивные планшеты (недоступны почти для 80%); специальные цифровые устройства - цифровой микроскоп, датчики, измерительные приборы, навигаторы и тому подобное (недоступны для 70%) и интерактивные доски (ими не может воспользоваться каждый третий педагог из опрошенных). Именно на периферийные устройства, помогающие организовать активно-деятельностное обучение, по мнению Авдеевой, и нужно расходовать средства в первую очередь, а не на компьютеры.

Свое ношу с собой

«Еще год-два, и школьные ПК можно будет выбрасывать как не соответствующие времени. Ориентироваться нужно не на покупку дорогого оборудования, которое уже через полгода устареет, а на модель BYOD (Bring You Own Device - „принеси свое устройство“)», - говорит Ливенец.

Как показывают результаты исследования НФПК, у абсолютного большинства опрошенных учеников дома есть компьютер (в разных регионах от 85% до 97% ответили утвердительно на этот вопрос). Более того, почти у половины имеется мобильное устройство: ноутбук или нетбук, планшетник, смартфон. «Нужно думать о том, как использовать личные компьютеры детей и как помогать социально незащищенным в их приобретении. Тут много аспектов, не только технических и технологических: мультибраузерность, многоплатформенность, совместимость, - но и нормативных: кто отвечает за безопасность имущества, персональных данных, авторских и имущественных прав разработчиков образовательного контента», - считает Авдеева.

Помогать - «глубинке»

«Около 3-15% детей, у которых нет компьютера, это, как правило, сельские или поселковые жители, - говорит Авдеева. - Значит, именно в сельские школы нужно прежде всего поставлять технику, а в городских стараться максимально использовать то, что есть у учеников. На деле наоборот - городские оборудованы техникой лучше: там более активные директора и легче найти деньги». Получается, по мнению эксперта, на селе двойной разрыв: и школа не может добиться нужного оснащения, и родители - купить компьютер. Вот почему в региональных программах развития образования нужны специальные меры для повышения уровня технической оснащенности сельских школ.

«В жизни нас окружают компьютеры - значит, и школа должна учить работать с ними, причем с учетом изменений, которые компьютер внес в наш мир. Сейчас информационная компетентность детей мало зависит от школы - работе с электронными устройствами учатся дома. Если так пойдет и дальше, то школа может оказаться и совсем не нужной. Такое положение дел нужно срочно менять - и чем скорее, тем лучше», - сказал РИА Новости замдиректора Центра образования № 1811 Москвы, руководитель начальной школы Алексей Муранов.

Согласитесь, когда на этот вопрос отрицательно отвечают труженики Силиконовой долины, славящейся своими компьютерными разработками, это, по крайней мере, кажется странным. И тем не менее именно здесь, в Калифорнии, успешно работают около сорока частных, так называемых Уолдорфских, школ, в классах которых не встретишь ни одного светящегося экрана.

Одна из них, Waldorf School of the Peninsula, расположена в небольшом спальном городке Лос-Альтос неподалеку от Сан-Франциско. А подавляющее большинство родителей ее учеников трудятся в таких высокотехнологичных компаниях, как Google, Apple, Yahoo, eBay, Hewlett Packard… При этом школа не только наглухо закрыла свои двери для персональных компьютеров, но и осуждает тех своих питомцев, кто использует их и другие цифровые устройства у себя дома.

Но что еще удивительней, дети современных пап и мам вовсе не тоскуют по хитроумной технике. Наоборот, расстраиваются, когда видят, как их родители и родственники сходят с ума от новейших смартфонов и прочих навороченных видео, аудио и фото гаджетов.

А как не расстроиться, если даже твои кузены-одногодки не видят ни тебя, ни друг друга, упершись глазами в свои электронные игрушки, как не обращали они внимания на пришедшего к ним в гости одиннадцатилетнего Орада Кумкара. Его заметили только после того, как мальчик досадливо взмахнул руками и громко крикнул: «Привет, парни, я здесь!»

Не одобряет компьютеры и 10-летний Финн Хейлиг, чей отец работает в Google. Сын утверждает, что с ручкой и бумагой ему легче контролировать свой прогресс за прошедшие годы: «Ты можешь оглянуться назад и увидеть, каким корявым был твой почерк в первом классе. С компьютером этого не сделаешь, в нем буквы всегда одинаковы. К тому же, если пишешь на бумаге, не боишься пролить воду на клавиатуру или что в доме отключат электричество».

Почему же эта и другие уолдорфские школы, а их число в стране все время растет и уже дотигло 160, так чураются компьютеров? Дело в том, что со времени возникновения первых из этих учебных заведений около ста лет назад все они основываются на принципе «неопережения» развития ребенка и стараются предоставить ему все возможности для умственного и духовного созревания в собственном, присущем только ему темпе.

При оборудовании таких школ предпочтение отдается натуральным материалам, самодельным пособиям и игрушкам, а учебно-воспитательный процесс сосредоточен на физической активности и обучении в процессе решения творческих, практических задач.

В то время как другие школы в регионе хвастаются высокотехнологичным оборудованием своих классных комнат, Waldorf School of the Peninsula использует простую обстановку в стиле ретро – доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с лежащими на них обычными карандашами и учебными пособиями…

Дети учатся здесь лепить, вышивать, рисовать, вырезать из дерева, шить. И постигают не только такие обязательные предметы, как математика или литература, но также музыку, искусство движения и танца, знакомятся с основами драматургии. При этом сами ставят спектакли и участвуют в концертах.

Те, кто поддерживает такой подход, уверены, что компьютеры препятствуют развитию у детей креативного мышления, концентрации внимания, наконец, простому человеческому общению. Да, говорят они, при помощи компьютера можно получить огромное количество информации. Но нужна ли она школьнику? И отвечают – не только не нужна, но даже вредна, поскольку восприятие информации – это не обучение, а то, что ему мешает, что его исключает. Как сказал один из ярых сторонников альтернативного обучения, «если в школе будут не учиться, а получать информацию, – это будет конец света».

Того же мнения придерживаются немецкие ученые, установившие, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем меньше их успехи в изучении языков и математики. А причина в том, что компьютеры заменяют другие, более эффективные формы обучения. К ним, кстати, можно отнести и Уолдорфскую педагогическую систему. Свои выводы исследователи из Германии сделали на основании изучения показателей ста тысяч 15-летних подростков в 32 европейских странах.

Только в Уолдорфской школе при преподавании математического материала детям могут предложить «увидеть» его во время танца, шитья или… ланча. Учительница Энди Кэти Вахид, работавшая раньше в должности инженера по вычислительным машинам, всячески старается сделать преподавание захватывающим и живым. С этой целью она объясняла детям арифметический раздел «Дроби в математике» на примере стоящей перед ними еды – яблок, пирогов и других порционных блюд, разделяя их на четвертинки, половинки и шестнадцатые доли.

«В течение трех недель мы «съели» весь наш путь через дроби, – рассказывала она. – Когда я делила пирог на несколько частей,чтобы досталось каждому сидящему за столом, как вы думаете, могли они отвлечься на что-нибудь другое?»

И только в Уолдорфской школе дети изучают языковые навыки, стоя в кругу и одновременно перекидываясь мячом. И это не оригинальничание или эксцентричность, а использование эффективного упражнения для выработки синхронизации деятельности тела и мозга. Попробуйте добиться этого с помощью компьютера. Вряд ли это удастся.

«Я категорически не согласен с тем, что средняя школа нуждается в технологических пособиях, – настаивает Алан Игл, чья маленькая дочь, Энди, занимается в начальной Уолдорфской школе, а сын – в такой же неполной средней. Доводы в пользу того, что приложение на iPad может быстрее научить моих детей читать или справляться с арифметическими задачками, кажутся мне смешными».

А папа Алан, имеющий степень по компьютерным наукам и работающий в отделе операционных систем в компании Google, знает, о чем говорит. Для него самого iPad и смартфон – привычные инструменты. Но его дочка-пятиклассница, по его словам, «не знает, как использовать Google», а сын только учится обращаться с этой поисковой системой. И это хорошо, считает мистер Игл, поскольку «у техники должно быть свои время и место».

Однако пора уже сказать о результатах, которых добиваются педагоги, работающие в Уолдорфской системе образования. А они, прямо скажем, впечатляют.

Когда Ассоциацию школ Уолдорфа Северной Америки (Association of Waldorf Schools of North America) просят предъявить доказательства эффективности ее школ, она указывает на исследование, показывающее, что в период с 1994 по 2004 год 94 процента выпускников ее школ в Соединенных Штатах поступили в такие престижные частные колледжи высшей ступени, как Оберлин в Огайо, Вассар в штате Нью-Йорк, в один из лучших университетов страны – калифорнийский Беркли.

Конечно, при этом нужно учитывать, что большинство детей, поступивших в эти частные школы, происходят из достаточно обеспеченных образованных семей, имеющих средства для оплаты обучения. А оно в них не дешевое. Родителям учащихся таких школ Силиконовой долины, как школа в Лос-Альтос, приходится ежегодно, до восьмого класса включительно, выплачивать почти 18 тысяч долларов за ребенка, а в последние годы учебы в средней школе (high school) эта сумма увеличивается до 24 с лишним тысяч.

Понятно, что, имея в своем распоряжении такие средства, уолдорфские школы могут привлекать к работе лучших учителей. Таких, например, как уже упомянутая Кэти Вахид или Моника Лоран, жена бывшего работника компаний Intel и Microsoft, на которую местная школа, где учатся трое их детей, произвела столь сильное впечатление, что она стала одним из ее учителей.

Кроме высокой платы за обучение, противники Уолдорфской системы мотивируют ее неприятие тем, что достаточно трудно отделить эффективность учебных методов, не использующих высокие технологии, от других факторов. Вероятно, нужно прислушаться и к доводам таких специалистов, как директор образовательных технологий в Национальной ассоциации Советов по школьному образованию (National School Boards Association) Энн Флинн. «Если школы имеют доступ к компьютерам, могут предоставить их своим ученикам, но не делают этого, – говорит она, – они обделяют наших детей».

Ей возражают родители учеников уолдорфских школ. Учитывая, как легко овладеть навыками работы на компьютерах, считают они, не нужно спешить. Не согласны они и с мнением, что люди, которых в раннем возрасте «отняли от груди» электронных устройств, не смогут потом приспособиться к ним.

«Мы стараемся делать эту технику такой простой и удобной, – уверяет Алан Игл из Google, – что можно не сомневаться – дети запросто освоят ее, когда станут старше».

Его поддерживает Пол Томас, бывший учитель и адъюнкт-профессор Университета Фурмана, который написал более десяти книг об образовательных методах. «Обучение – это овладение человеческим опытом, – говорит он. – А техника – отвлекающий раздражитель в то время, когда мы больше всего нуждаемся в грамотности, количественном и критическом мышлении».

А закончить дискуссию можно следующей цитатой: «Компьютеры в школе нужны только для решения заранее определенных задач, которые трудно или невозможно решить без них». Вспомните свои школьные годы и подумайте, много ли было у вас таких задач?

И последнее, может быть, самое убедительное – рост числа уолдорфских школ во всем мире. Только за последние тридцать лет их количество увеличилось в пять раз и достигло тысячи. Вряд ли это произошло, если бы у их создателей не было уверенности в собственной правоте, а у родителей – веры в правильный выбор для своих детей.



Рекомендуем почитать

Наверх