Куда устанавливается яндекс навигатор в андроиде. Как вводить координаты в "Яндекс Навигатор"? Особенности и правила. Функции современного навигатора. Где и как скачать Яндекс Навигатор на телефон

Nokia 01.05.2019
Nokia

В ряде статей на нашем ресурсе уже подробно рассмотрены основные противостояния в сфере навигационных приложений. В частности, мы уже сравнили Яндекс и Гугл Навигаторы, а также программы от Навител. Большинству читателей сайта материал пришёлся по душе, в связи с чем многие из них предложили отдельные темы для обзора.

Чаще всего автомобилисты просили сравнить Карты и Навигатор от Яндекс. Мы решили пойти ещё глубже и провели детальное сравнение не только данных программ, но и их основных аналогов. Что из этого получилось, смотрите ниже.

Карты или Навигатор

Начнём сегодняшнюю статью с основного сравнения и постараемся ответить на интересующий многих вопрос - «Что лучше: Яндекс Карты или Яндекс Навигатор?». В первую очередь определим, что, вообще, представляют собой данные программы. Начнём, пожалуй, с Карт.

Итак, Яндекс Карты - это навигационная и информационная программа от одноимённого бренда. Она выпускается на русском языке для абсолютно любой операционной системы среди тех, что применяются на смартфонах или иных цифровых устройствах. По своей сути - это программа, позволяющая в режиме реального времени просмотреть карты более 350 городов и мелких населённых пунктов , которые расположены на территории постсоветского пространства. Основные функции данного приложения таковы:

  • ранее упомянутый - просмотр карт, а также их закачка на устройство для постоянного доступа;
  • возможность построения оптимального маршрута как для личного транспорта, так и для общественного;
  • поиск данных о наиболее интересных местах на карте;
  • предоставление Народной карты (схем, снимков и иной информации о населённых пунктах, которая выложена пользователями).

В целом Карты - это некоторая смесь обычного менеджера карт и типичного навигатора. Подобная организация программы имеет наибольшее удобство не для автомобилистов, а для путешественников по незнакомым местам. Почему дела обстоят так, узнаете после более детального рассмотрения приложения Яндекс Навигатор.

Яндекс Навигатор - узкоспециализированное приложение, представляющее собой сделанную на базе Яндекс Карт программу. То есть, данная программа, как понятно по её названию, направлена для удобного использования в качестве навигационного помощника. Наиболее чётко это прослеживается в основных функциях, а точнее:

  • возможность построения наиболее оптимального маршрута как для личного транспорта, так и для общественного;

При этом в Навигаторе нельзя узнать об интересных местах по пути движения и использовать подобные функции, представленные в Картах. Такая организация работы более удобна уже не для путешественников по незнакомым местам, а именно для автомобилистов.

Важно! Получается, что для качественной и удобной навигации лучше использовать Навигатор, а при поездках в незнакомые места с целью путешествия - Карты.

2ГИС или программы от Яндекс

Теперь, когда по основному вопросу сегодняшней статьи ответ дан, нелишним будет обратить внимание на сравнение приложений от Яндекс с их аналогами, может быть - конкурентами. Естественно, ранее рассмотренные противостояния указаны не будут. В первую очередь сравним приложение известного справочного сервиса - 2ГИС, с Картами и Навигатором.

Сразу отметим, в вопросе - «Что лучше: 2ГИС или Яндекс навигатор?», ответ крайне прост: конечно, последний. Детально рассматривать это сравнение не будем, ибо 2ГИС особой навигационной направленности не имеет, поэтому использовать для получения качественной навигации лучше Яндекс Навигатор , который именно для этого и создавался. А вот сравнить 2ГИС и Карты довольно-таки интересно.

Первоочередно условимся, что на данный момент 2 ГИС - это картографический сервис с информационным уклоном. Это значит то, что в данном приложении удобнее искать информацию о различных объектах, нежели получать полноценные карты. В частности, 2ГИС имеет одну из лучших детализаций в городах присутствия, вплоть до отображения некрупных муниципальных образований и подробной информации о них (часы работы, отзывы и т.п.). Однако в остальных параметрах 2ГИС явно уступает Яндекс Картам, ведь у него:

  • менее точная и полная система отображения местности;
  • есть только возможность рассматривать карту, то есть 3D и 2D режимы недоступны;
  • мало информации о ситуации на дорогах (пробки, аварии и т. п.);
  • нет голосовых функций;
  • в целом небольшой функционал.

Подытоживая сравнение, стоит констатировать: 2ГИС - это то приложение, которое удобнее использовать для получения информации об организациях города или о его карте при присутствии в самом населённом пункте. Формировать же маршрут и проводить аналогичные операции, связанные с картографическим планированием, намного лучше в Яндекс Картах.

СитиГид или программы от Яндекс

В завершение сегодняшнего материала рассмотрим также довольно интересный вопрос, а именно - «СитиГид или Яндекс Навигатор более удобен для использования?». Сразу отметим, что сравнивать данное приложение с Картами достаточно нерационально, ведь его направленность полностью аналогична Яндекс Навигатору и заключается в организации пользователю удобной навигации.

В целом особых сравнительных прений два приложения не имеют. Оба выполнены достаточно качественно, но относительно Яндекс Навигатора СитиГид имеет как свои преимущества, так и недостатки. Давайте рассмотрим каждый из них. Итак, плюсы СитиГид:

  • более быстрое реагирование на дорожную ситуацию;
  • более чёткое, своевременное и удобное построение актуального маршрута;
  • слегка лучше организованные навигационные функции.

Недостатки у программ следующие:

  • необходимость приобретения платной версии для получения всего функционала приложения;
  • ужасный дизайн (примитивный, некрасивый и т. п.);
  • в плане информационной составляющей также уступает.

В остальном же и СитиГид, и Яндекс Навигатор - схожие программы, выбирать из которых стоит исходя из ваших потребностей и с учётом представленных выше особенностей.

На этом, пожалуй, сегодняшний материал подходит к концу. Надеемся, статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах!

Видеообзор лучших навигационных программ современности:

Активные люди заинтересованы в разнообразных навигационных программах, позволяющих успешно прокладывать маршруты к любым интересующим объектам. Yandex представляет специальную картографическую службу под названием Яндекс Карты. Удобный интерфейс, актуальные сведения, высокий уровень функциональности – основные преимущества программы. На что можно рассчитывать, внимательно изучая предлагаемый вариант приложения?

Особенности Яндекс Навигатора

Яндекс Навигатор – популярное навигационное приложение для Android устройств, которое можно без каких-либо проблем загрузить с абсолютно бесплатно. Объем дистрибутива составляет около 12 мегабайтов.

Основная задача – загрузка Яндекс Навигатора. Отдельно карты не нужно скачивать, потому что они доступны в интернете и могут кэшироваться в смартфоне. В то же время отсутствует возможность полностью выкачать карту.

Только последние версии приложения позволяют в off-line режиме прокладывать разнообразные маршруты для успешного поиска объекта. Если вас не устраивает чем-то данное приложение, то можете попробовать установить одно из вот .

Автомобилисты могут еще больше оценить Яндекс Навигатор: линия проложенного маршрута окрашивается в разные цвета, которые зависят от интенсивности движения транспорта. Таким образом, даже автомобильные пробки перестают быть опасными, ведь их во многих ситуациях удается успешно миновать.

Особенности работы в Яндекс Навигаторе

Итак, как пользоваться яндекс навигатором на андроид? На самом деле приложение отличается максимально простой схемой использования. Основная задача – прокладывание маршрута.

Водитель должен указать начальный и конечный пункт, после чего – ознакомиться с вариантами проезда. Путь может быть самым быстрым или коротким. Вверху публикуется информация о длине и времени проезда, которая дополняет проложенные маршруты.

Важное требование – правильная настройка отображаемых карт. Доступна возможность для использования 3D режима, ночного видения, автоматического масштаба или фиксации по принципу «север всегда наверху».

Как пользоваться Яндекс Навигатором в off-line режиме?

Для решения поставленной задачи требуется пройти четыре этапа. Однако общий процесс потребует минимум времени.

  1. Нужно зайти в Яндекс Навигатор на Android устройстве.
  2. Перейти в Меню.
  3. Теперь следует загрузить карты региона.
  4. Закачка может быть Обзорной или Полной.

Загруженные карты позволяют использовать Яндекс Навигатор в любых условиях.

С начала декабря 2017 года в сервисах «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» появилась возможность прокладывать маршруты даже при отсутствии интернет-подключения. Этого нововведения многие пользователи ждали уже несколько лет.

Наверняка Вы сталкивались с такой ситуацией, когда навигационное приложение скачивая карты пожирало весь мобильный трафик и заводила “в огромные минуса”.

Кроме того, очень неудобно, находясь на подземной парковке, не знать, куда ехать лишь потому, что под землей не ловит интернет. Еще хуже, если подключение к Сети вдруг исчезает, пока вы находитесь в дороге. Куда ехать дальше – одному богу известно… Теперь, к счастью, о подобных проблемах можно забыть.

Навигационный и картографический сервисы «Яндекса» способны подсказывать маршрут, даже если ваше устройство не подключено к интернету. Более того, если вы вдруг пропустите поворот, навигатор проложит новый маршрут. В офлайн-режиме вы также сможете искать нужные организации и заведения.

Как отключить «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» от мобильного интернета

Для того чтобы исключить работу навигационного сервиса Яндекса от мобильного интернета (не Wi-Fi), необходимо выключить передачу данных для приложения в Настройках iOS. Для этого:

1. Откройте Настройки iOS и перейдите в раздел Сотовая связь;

2. Отыщите приложение Навигатор (или Карты) и установите переключатель в положение Выключено.

После этой процедуры «Яндекс.Навигатор» или «Яндекс.Карты» смогут скачивать контент только в зоне Wi-Fi.

Вы по-прежнему сможете полноценно пользоваться маршрутом, голосовыми подсказками и знать об ограничениях скорости, однако о пробках на дорогах сервис предупреждать больше не будет. Эта опция работает только через Интернет.

Как пользоваться Яндекс.Навигатором без Интернета (офлайн) на iPhone и iPad

Если вы хотите, чтобы «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» для Android и iOS могли работать и в отсутствие подключения, сначала надо загрузить на телефон посредством Wi-Fi карты местности, где вы обычно ездите или куда собираетесь поехать. Для этого:

1. Запустите приложение и перейдите в Меню, где нажмите на раздел Загрузка карт.

2. По умолчанию вам будет предложено скачать карты местности, в которой вы находитесь прямо сейчас.

Карты загружаются регионами (областями). Для удобства можно воспользоваться поиском. Если ваше путешествие предполагает пересечение, скажем, нескольких областей, нужно загрузить карты их всех. То же самое касается стран. Карты могут оказаться довольно объемными, поэтому лучше заранее освободить место на телефоне и загрузить их через Wi-Fi, чтоб не тратить драгоценные мегабайты мобильного интернета.

3. Все! После загрузки необходимых карт приложение Яндекс.Навигатор сможет построить маршрут следования даже в Авиарежиме.

Вам не нужно беспокоиться о включении офлайн-режима в «Яндекс.Навигаторе» и «Яндекс.Картах»– он активируется автоматически при исчезновении подключения к интернету или слабом сигнале.

По материалам yablyk


Тип раздаваемого файла: Навигационное ПО + картографическая база
Поддерживаемая ОС: Android 4.1 и выше
Тип установщика: apk
Разработчик: Яндекс
Официальный сайт: ссылка
Marketplace: ссылка
Дата выпуска версии/сборки приложения: 06.06.2017
Дата выпуска картографической базы: 17.05.2017
Язык интерфейса: Русский
Тип издания: Free
Права Root: Не требуются

Описание:
Приложение Яндекс.Навигатор покажет, как добраться до цели в объезд пробок - и дорога займёт меньше времени.
Рассчитывая, как лучше доехать от старта до пункта назначения, Яндекс.Навигатор учитывает пробки и дорожные события - аварии и другие ДТП, ремонт и перекрытия дорог.

На выбор предлагается до трёх вариантов проезда, начиная с самого быстрого. Если маршрут проходит по платному участку, приложение предупредит и об этом.
Когда вы в пути, на экране показывается, сколько осталось ехать - в минутах и километрах. Есть голосовое ведение по маршруту и подсказки на экране: Яндекс.Навигатор предупреждает о маневрах, камерах контроля скорости и событиях на маршруте голосом и обозначает их на карте.

Кроме того, Яндекс.Навигатор знает о скоростных лимитах на разных дорогах и разных участках одной дороги. В течение всего пути на экране отображается текущее ограничение скорости, и если вы едете слишком быстро, приложение сообщает об этом звуковым сигналом.

С Яндекс.Навигатором можно общаться даже голосом, не касаясь устройства. Достаточно сказать «Слушай, Яндекс» и, после того как приложение откликнется, дать команду. Например: «Слушай, Яндекс» - звуковой сигнал - «Поехали на Лесную, 1». Или: «Слушай, Яндекс» - звуковой сигнал - «Маршрут до аэропорта Домодедово». Вы также можете сообщать приложению о дорожных событиях («Слушай, Яндекс» - «Вижу аварию в правом ряду») или использовать встроенный поиск мест («Слушай, Яндекс» - «Цирк Никулина»).
Для ещё большего удобства Яндекс.Навигатор помнит историю пунктов назначения. Можно, например, ввести адрес и прикинуть маршрут вечером, а наутро просто выбрать цель поездки из списка. История и избранное сохраняются в облаке и доступны на всех ваших устройствах, чтобы не теряться.
Программа знает обо всех парковках Москвы, расположенных в пределах Третьего транспортного кольца. На карте сразу видно, где можно оставлять машину, а где парковка запрещена. В других районах столицы на карте также отмечены некоторые городские парковки.
Информация по большим парковкам доступна также в Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Краснодаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани и других городах с платной парковкой.
Яндекс.Навигатор показывает карты дорог и строит маршруты в России, Абхазии, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Таджикистане, Турции, Узбекистане и Украине.

Приложение предлагает включить виджет с поиском Яндекса для панели уведомлений.

Для скачивания в мобильном приложении Яндекс.Навигатор на данный момент доступны карты следующих регионов:
1. АРМЕНИЯ (1): Ереван
2. БЕЛАРУСЬ (7): Брестская область, Витебская область, Гомельская область, Гродненская область, Минск, Минская область, Могилёвская область
3. ГРУЗИЯ (1): Тбилиси
4. КАЗАХСТАН (17): Акмолинская область, Актюбинская область, Алматинская область, Алматы, Астана, Атырауская область, Байконур, Восточно-Казахстанская область, Жамбылская область, Западно-Казахстанская область, Карагандинская область, Костанайская область, Кызылординская область, Мангистауская область, Павлодарская область, Северо-Казахстанская область, Южно-Казахстанская область
5. ЛАТВИЯ (1): Рига
6. РОССИЯ (86): Алтайский край, Анадырь, Архангельск, Астраханская область, Белгородская область, Благовещенск, Братск, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воркута, Воронежская область, Еврейская автономная область, Ивановская область, Иркутск, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярск, Курганская область, Курская область, Липецкая область, Магадан, Москва и Московская область, Мурманск, Нарьян-Мар, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Салехард, Самарская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Смоленская область, Ставропольский край, Сургут, Сыктывкар, Тамбовская область, Тверская область, Томск, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Челябинская область, Чеченская Республика, Чита, Чувашская Республика, Якутск, Ярославская область
7. ТУРЦИЯ (81 провинция): Агры, Адана, Адыяман, Айдын, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Афьонкарахисар, Байбурт, Балыкесир, Бартын, Батман, Биледжик, Бингёль, Битлис, Болу, Бурдур, Бурса, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Измир, Йозгат, Кайсери, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кахраманмараш, Килис, Коджаэли, Конья, Кыркларели, Кыршехир, Кырыккале, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мерсин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигде, Орду, Османие, Ризе, Сакарья, Самсун, Сивас, Сиирт, Синоп, Стамбул, Текирдаг, Токат, Трабзон, Тунджели, Ушак, Хаккяри, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Чорум, Шанлыурфа, Ширнак, Ыгдыр, Ыспарта, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова
8. УКРАИНА (25): Винницкая область, Волынская область, Днепропетровская область, Донецкая область, Житомирская область, Закарпатская область, Запорожская область, Ивано-Франковская область, Киев, Киевская область, Кировоградская область, Луганская область, Львовская область, Николаевская область, Одесская область, Полтавская область, Ровенская область, Сумская область, Тернопольская область, Харьковская область, Херсонская область, Хмельницкая область, Черкасская область, Черниговская область, Черновицкая область
9. ЭСТОНИЯ (1): Таллин
Дата выпуска карт: 17 мая 2017 года

1. Инсталируйте приложение из файла Яндекс.Навигатор 2.46_2461261.apk
2. Запустите приложение Яндекс.Навигатор, нажмите пиктограмму "Меню" (три горизонтальных белых полоски в правом нижнем углу экрана), в разделе "ЗАГРУЗКА И УДАЛЕНИЕ" выберите пункт "Сохранённые данные", нажмите "Стереть карты", чтоб удалить уже имеющиеся у вас фрагменты подкачанных в режиме онлайн, карт регионов, выберите в пункте "Папка для карт" место хранения - либо "На устройстве", либо "На карте памяти" в зависимости от имеющегося у вас свободного объёма памяти в устройсте (для оптимального результата рекомендую использовать карту памяти MicroSDXC/SDXC не менее 64 Гб, лучше 128256 Гб).
2. Закройте приложение Яндекс.Навигатор, во избежание ошибок носителя, правильно извлеките карту памяти (если вы будете копировать карты регионов на неё) из слота смартфонапланшета или автомобильного ГУ, предварительно отключив её в "Настройках" ОС Android (раздел "Память", далее "SD-карта", пункт "Отключить внешний накопитель"), после чего вставьте эту флэш-карту MicroSD/SD в карт-ридер вашего ноутбука или стационарного ПК.
3. Скопируйте из этого релиза папку cache cо всеми имеющимися в ней файлами картографических баз данных (с расширениями типа.sqlite, .sqlite001, .sqlite002, .sqlite003 ... , .sqlite014) всех доступных для скачивания 220 регионов Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Латвии, России, Турции, Украины, Эстонии, в каталог Android/data/ru.yandex.yandexnavi/files на карте памяти или во встроенной памяти девайса, согласившись с заменой уже имеющейся там директории cache и всех файлов внутри неё.
4. Вставьте карту памяти в смартфон (если вытаскивали), запустите программу Яндекс.Навигатор и пользутесь сохранёнными офлайн-картами 220 регионов Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Латвии, России, Турции, Украины, Эстонии, существенно экономя свой мобильный трафик.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на наличие офлайн-карт многих регионов России и стран ближнего зарубежья, искать необходимые пункты назначения и строить к ним маршруты без подключения к интернету , Яндекс.Навигатор по-прежнему к сожалению, не умеет (((, так что для полноценного функционирования данного пока ещё "квази"-навигационного))) ПО, вам всё равно потребуется устойчивое 3G/LTE/WiFi-интернет-соединение для связи с серверами Яндекс Карт, но трафика, тем не менее, будет расходоваться существенно меньше, чем при пользовании Яндекс.Навигатором без сохранённых офлайн-карт местностей.

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».



Рекомендуем почитать

Наверх