Коровин воспоминания читать. О Константине Коровине - писателе

Для Windows 11.03.2019

Многие женщины, которые стремятся похудеть, избегают употребления в пищу продуктов, богатых углеводами. Они практически полностью исключают и своего рациона все крупы, макароны, картошку, овощи, фрукты и другие продукты, которые содержат большое количество углеводов. В итоге они не только не могут успешно похудеть, но и сталкиваются с такими проблемами, как сухость кожи, воспаление десен, запоры, тусклые волосы и ломкие ногти. Происходит это потому, что углеводы играют важнейшую роль в нормальном функционировании нашего организма и исключать их из своего рациона - это значит лишить себя большинства полезных веществ, а также львиной доли энергии.

Диетологи всего мира акцентируют внимание на том, что питание должно быть сбалансированным, то есть содержать и белки, и жиры, и углеводы. Однако, немногие знают, что не все углеводы одинаково усваиваются и влияют на выработку энергии. Оказывается, существуют так называемые медленные и быстрые углеводы, которые различаются своим воздействием на организм. Не зря диетологами злаки и изделия из них включены в состав многих диет, ведущих к здоровому похудению. Регулярное употребление злаков рекомендовано всем, от мала до велика. Они не только прекрасно насыщают организм энергией, но и способствуют правильному похудению, результат которого будет стабильным.

В этой статье мы подробно расскажем о пользе злаков, их влиянии на организм, а также подскажем, как можно питаться полноценно и при этом избавляться от лишних килограммов.

Ценные свойства злаков

Злаки представляют собой настоящий кладезь энергии, витаминов, минеральных веществ и клетчатки. В них содержится настолько много пользы, что диетологи советуют их употреблять ежедневно, а их доля в рационе должна составлять 50% от пищи. Учеными было замечено, что люди, которые ежедневно съедают 3-4 порции злаков, намного меньше остальных подвержены заболеваниям желудочно-кишечного тракта, онкологии, сердечным и сосудистым патологиям. Такие люди практически никогда не имеют лишнего веса и очень активны.

В чем же заключается такая польза злаков? Цельные злаки - это идеальный источник энергии, которая поступает на протяжении длительного времени. Также это прекрасный сорбент и очиститель организма, так как в злаках содержится очень большое количество клетчатки. Она представляет собой нерастворимые и растворимые углеводистые волокна, которые эффективно очищают кишечник от шлаков и залежавшихся остатков пищеварения, устраняют застои желчи в желчном пузыре, снижают уровень холестерина и глюкозы в крови, а также замедляют процесс всасывания жиров в кишечнике.

  • Овес. Этот злак знаменит тем, что в нем много волокон, которые улучшают пищеварение, выводят из организма шлаки и ухудшают усвоение жиров. В овсе масса полезных веществ таких, как витамин С, А, Е, железо, фосфор, селен, калий, магний и другие. К тому же в нем находится уникальный антиоксидант авенантрамид, который эффективно укрепляет и очищает кровеносные сосуды. Овес состоит из медленных углеводов и имеет низкий гликемический индекс. Он долго усваивается в кишечнике, надолго насыщая организм, что делает его идеальным завтраком. Если вы будете регулярно употреблять овсяную кашу и другие изделия из цельнозернового овса, ваш кишечник будет работать как часы, кожа приобретет здоровый цветущий вид, волосы станут крепкими и блестящими, а лишние килограммы постепенно уйдут.
  • Гречиха. Гречку по праву называют одной из самых полезных круп. И это неудивительно, ведь в ней находится растительный белок, железо, магний, витамины группы В, а также рутин, который эффективно укрепляет сосуды. Гречка настолько полезна, что ею можно заменить большую часть продуктов без вреда для организма. Как и овес, она богата клетчаткой и помогает наладить пищеварение, ускорить обмен веществ, понизить уровень холестерина и очистить организм. Ее издавна рекомендовали есть людям, страдающим от язвы желудка, и после значительных кровопотерь. Среди женщин очень популярной является монодиета на гречке, которая позволяет быстро скинуть вес, не обделив свой организм витаминами и минералами.
  • Рис. Этот злак знаменит своим свойством абсорбировать вредные вещества из желудка и кишечника. Его издавна применяют для лечения пищевых и алкогольных отравлений, интоксикаций, устранения отеков и очищения организма. Кроме того, он богат незаменимыми аминокислотами, медленными углеводами и способствует нормальному обмену веществ. Однако, полезен далеко не весь рис, который продается в магазинах. Традиционно для приготовления блюд в нашей стране используют белый рис, который проходит шлифовку. Во время нее с зерна риса снимается верхний слой, в котором содержится большое количество клетчатки и витаминов. В белом рисе практически не остается полезных свойств, а сам он усваивается быстро и не дает ощущения сытости надолго. Более того, в нем много крахмала, что способствует набору лишнего веса. Полезным является только дикий и бурый рис, которые не подлежат шлифовке. Именно в таком рисе сохраняются все его полезные свойства и ценность.
  • Кукуруза. Этот злак очень популярен в нашей стране благодаря своим выдающимся вкусовым качествам и пользе. В ней содержится ценные аминокислоты и антиоксиданты, которые заметно омолаживают организм. Ее состав считается наиболее сбалансированным по количеству жиров, белков и углеводов. Она надолго насыщает и снижает уровень глюкозы в крови. Кукурузное масло благоприятно влияет на эластичность кожи и упругость тканей. Высокое содержание витаминов группы В налаживает работу нервной системы и снимает стресс.
  • Пшено. Эти маленькие желтые зернышки славятся своим свойством не вызывать аллергию. Так как пшено не содержит глютен, его могут употреблять даже аллергики. Пшено или просо, как его принято называть в народе, содержит много клетчатки и прекрасно очищает организм. Также он насыщает витаминами группы В, фосфором, магнием и калием.
  • Рожь. Она богата полезными веществами, например, фолиевой кислотой, селеном и цинком. В ее составе находится большое количество витамина Е, который считается мощнейшим природным антиоксидантом. Регулярное употребление этого злака в пищу способствует омоложению организма и повышению эластичности кожи. Как и другие злаки, она содержит клетчатку, поэтому стимулирует похудение и очищение организма.

Какие углеводы и злаки есть полезно

Далеко не все углеводы полезны для организма и дарят ему чувство насыщения на длительное время. Диетологи разделили углеводы по скорости их усваивания на медленные и быстрые. Медленные или сложные углеводы усваиваются нашим организмом в течение длительного времени, а энергия от них поступает постепенно и поддерживается не один час. Быстрые углеводы действуют совершенно иначе - они очень быстро усваиваются и дают выброс большого количества глюкозы в кровь. Эта глюкоза трансформируется в энергию, которая должна быть израсходована в ближайшее время. Если организм не производит таких энергозатрат, неиспользованная энергия откладывается в виде подкожных жировых отложений. Так как быстрые углеводы усваиваются стремительно, чувство голода появляется после них довольно скоро.

Именно по этим причинам диетологи обращают внимание на то, что важно употреблять в пищу продукты, богатые медленными углеводами. Большая часть злаков содержит как раз такие углеводы и надолго насыщает организм. Важно знать, что белый шлифованный рис и мука высшего сорта (из эндосперма) содержат быстрые углеводы, поэтому от их частого употребления следует воздержаться.

Какие же тогда злаки есть полезно? Можно и нужно употреблять в пищу цельные злаки, то есть те, которые содержат все составляющие зерна (оболочка, зародыш, эндосперм). Из привычных нам круп цельнозерновыми являются овес и гречка. Мука из твердых сортов пшеницы, с отрубями и грубого помола являются изделиями из цельных злаков, поэтому их можно смело добавлять в свой рацион. Также к таким изделиям относятся овсяные хлопья и крупы, например, кукурузная, пшеничная, ячменная. Манная крупа изготавливается из эндосперма пшеницы, поэтому не несет в себе никакой пользы, а быстрых углеводов в ней хоть отбавляй.

Сколько нужно есть злаков для здорового похудения

Диетологи уверяют, что злаки, а особенно цельнозрновые, нужно употреблять каждый день по 5-7 порций. Это означает, что во время каждого приема пищи нужно съедать что-то, содержащее злаки. Например, это может быть порция мюсли, овсяной каши, отварного бурого риса или гречки, кусочек цельнозернового хлеба или макарон из твердых сортов пшеницы. Конечно же, многим покажется такой рацион слишком калорийным и сытным для похудения, однако, как показывает практика, именно частое употребление злаков приводит к постепенному и здоровому снижению веса.

Это не означает, что можно начинать объедаться печеньем, булочками, макаронами с сыром и крекерами, ожидая заветного похудения. Для правильного питания и похудения можно на завтрак съесть порцию овсяной каши без масла, на обед отварной бурый рис с рыбой, а на ужин немного макарон из твердых сортов пшеницы с отварной куриной грудкой. С таким рационом вы всегда будете сыты, полны энергии и сил, а жировые отложения на бедрах и талии будут постепенно таять. При этом мышечная масса не потеряет своего объема и тонуса.

Не бойтесь употреблять в пищу углеводы, но делайте это с умом. Как известно, низкоуглеводные диеты не приносят заметных результатов, зато являются причиной головной боли и упадка сил. Диеты с высоким содержанием злаков насыщают организм ценными веществами, а также исключают чувство голода и дают много энергии. Употребляйте каждый день полезные медленные углеводы и вы больше не будете иметь проблем с пищеварением и лишним весом.

Текст: Ольга Ким

Польза злаков оценена диетологами по всему миру. Не зря злаковые культуры включены в состав множества диет. Также злаки являются источником энергии для организма, именно поэтому их потребление рекомендуется в начале дня. Так все же, как польза злаков сказывается на организме?

Польза злаков - углеводы, клетчатка и кое-что еще

Польза злаков заключается, прежде всего, в содержании большого количества правильных углеводов в них и клетчатки, которая способствует очищению стенок кишечника от токсинов и шлаков. Но не только поэтому злаки занимают особое место в питательной цепочке. Кроме углеводов в них сконцентрировано большого количество растительного белка, а также важные аминокислоты и минеральные вещества. Также злаки богаты протеинами, необходимыми для укрепления и восстановления тканей организма. И витаминами, и микроэлементами - такими как витамин В и Е, а также кальций, цинк, железо, марганец, магний и другие полезные вещества.

Каждый из злаков - овес, ячмень, кукуруза, отруби, рожь, рис - полезен по-своему и оказывает влияние на организм тоже по-разному. Так как польза злаков высоко оценена диетологами (они включены в различные диеты в качестве одного из основных продуктов), многие думают, что злаки помогают похудению. На самом деле, злаки помогают лишь контролировать вес. Так же не стоит забывать, что злаки вряд ли можно назвать низкокалорийной пищей, но тем не менее, их употребление снижает риск заболевания многими недугами.

Считается, если вы не соблюдаете диету, то необходимое количество питательных элементов, содержащихся в злаках, можно получить, включив в ежедневный рацион 4-5 порций злаков в различной консистенции. Так, одна порция означает: один кусочек хлеба, несколько крекеров, 100г риса или макарон, тарелка каши или мюсли на завтрак.

Польза злаков: что полезного в каждом из них?

Овес выделяется из остальной плеяды зерновых культур. Овес богат витаминами А,В и Е, различными минеральными веществами, жирами, крахмалом. В его составе содержится такой антиоксидант как авенантрамид, способствующий укреплению кровеносных сосудов. Клетчатка, также содержащаяся в овсе, как известно, помогает легче усваиваться пище и выводит вредные вещества из организма. Также доказано вспомогательное действие овса при выводе холестерина из организма, при укреплении иммунитета и при снижении давления у гипертоников.

Рис также богат крахмалом и углеводами. Витамин РР, содержащийся в рисе, способствует нормальной работе кишечно-желудочного тракта, нервной системы и заботится о нашей коже. Рис отлично усваивается организмом, благодаря наличию в его составе белка и важных аминокислот. Известно целебное качество риса при отравлении, так как рис способен очищать кишечник и как губка впитывать в себя все вредные вещества, токсины и шлаки.

Кукуруза . Эта «царица полей» является таковой благодаря аминокислотам в ее составе, ни в одном другом злаке не содержится такое же количество этих «омолаживающих веществ». Также в ее составе сбалансированы углеводы, жиры и белки, а также минеральные соли и витамины группы В. Кукурузное масло помогает при атеросклерозе, укрепляет стенки сосудов, а маска из кукурузной муки помогает избавиться от жирной кожи.

Гречиха . Польза ее заключается в высоком содержании железа и магния в ней. Из нее получают такое вещество как рутин, широко используемый при изготовлении лекарств для укрепления сосудов. Она способствует заживлению язв в желудке, рекомендуется ее употребление при большой потере крови, так как она благотворно влияет на циркуляцию крови. Гречиха может вполне заменить в вашем рационе мясо, благодаря легкоусвояемым белкам и большому количеству полезных веществ в ее составе.

Естественно, это не все злаки о пользе которых можно рассказать. Тут описаны лишь те, которые мы употребляем ежедневно и ценность которых нам необходимо знать. Польза злаков неоспорима, они входят в рацион даже самых строгих вегетарианцев именно из-за того, что злаки могут заменить во многом все необходимые вещества, которые содержатся в животной пище. И конечно же, о пользе злаков знали наши мамы, заставляющие нас есть кашу по утрам. Включайте в ваш рацион необходимое число зерновых культур и вы почувствуете пользу злаков на себе.

Преуспевающий бизнесмен Матиас Бартон считает работу смыслом своей жизни. До тех пор, пока Кендалл Скарборо, проработавшая пять лет его личной помощницей, не уходит к его конкуренту. Он чувствует себя преданным и намерен вернуть ее во что бы то ни стало…

Элизабет Биварли
Его Мисс Совершенство

Глава первая

Наблюдая за тем, как ее босс захлопнул свой мобильный телефон, подошел к северному окну кабинета и вышвырнул аппарат на улицу, Кендалл Скарборо подумала, что, наверное, сегодня не самый подходящий день для того, чтобы сообщить ему о своем уходе. Опять. Но она снова попытает счастья, и на этот раз настоит на своем.

Она не сомневалась, что одним из следующих поручений Матиаса Бартона будет заказать для него новый сотовый телефон. По крайней мере, телефоны легче программировать и форматировать на его притязательный вкус, чем карманные компьютеры и МР3-плееры, значительное число которых покоилось на дне бассейна во дворе "Бартон лимитед" прямо под северным окном кабинета босса. Матиас Бартон прославился в мире бизнеса благодаря своему уму и деловой хватке, но когда дело касалось современных технических новинок… В общем, он был склонен выбрасывать их в окно.

Кендалл поправила свои маленькие очки в черной оправе и вытащила из волос ручку, с помощью которой собрала их в узел на затылке. Затем она достала блокнот из кармана темно-серых брюк, которые носила с приталенной белой рубашкой. Кендалл предпочитала одежду в мужском стиле, так как была убеждена, что это делало ее изящную фигурку более внушительной среди коллег-мужчин. Сделав несколько записей, не последнее место среди которых занимала покупка телефона для Матиаса, она захлопнула блокнот и положила его назад в карман.

Кендалл, - начал он, закрывая окно, затем повернулся и подошел к столу. - На этот раз мы воспользуемся услугами компании "Вера Уэйв". Уверен, они смогут предложить нам больше, чем компания, в которую мы обратились в прошлый раз.

И в позапрошлый, добавила про себя Кендалл. К счастью, "Бартон лимитед" находилась в таком крупном городе, как Сан-Франциско, где технические новинки появлялись чуть ли не каждый день. За последние полгода Кендалл уже трижды менял компании сотовой связи.

Спасибо, - поблагодарил ее Матиас.

Сев за большой стол из красного дерева, он потянулся к стопке писем, которые она напечатала утром и принесла ему на подпись.

Он тоже одевался в строгом деловом стиле, но Кендалл знала, что не это делало босса столь внушительным. Впрочем, его костюм цвета эспрессо и темно-желтая рубашка в сочетании с темными волосами ничуть не умаляли его привлекательности. Просто Матиас сам по себе был видным мужчиной, независимо от того, сидел ли он во главе стола переговоров, играл ли в сквош в спортзале или очаровывал потенциальных инвесторов во время званого обеда. Кендалл видела его во всех этих ситуациях и не могла припомнить ни одного случая, когда Матиас оставался в тени.

Он до смерти ее напугал, когда она пришла устраиваться к нему на работу сразу после аспирантуры, хотя на тот момент он сам недавно ее закончил. Несмотря на свою молодость, Матиас уже тогда был обладателем многомиллионного состояния. Кендалл была потрясена, когда узнала, что человек, который был старше ее всего на пять лет (Матиасу на тот момент исполнилось тридцать два), смог достичь таких карьерных высот. Тогда она принялась во всем подражать ему, думая, что однажды ей удастся добиться таких же успехов.

Однако ей не понадобилось много времени, чтобы осознать, что она никогда не сравнится с Матиасом. Он был слишком сосредоточен, целеустремлен и напорист. Работа для него - смысл жизни. Она была необходима ему, как воздух и еда. Со временем Кендалл привыкла к его безжалостной целеустремленности, с помощью которой он добивался успеха, хотя и не всегда одобряла его методы. Матиас Бартон хотел быть непревзойденным лидером во всем, что бы он ни делал.

Сейчас это уже не имеет значения, сказала себе Кендалл, поскольку она больше не собирается участвовать в его погоне за успехом. У нее была своя собственная цель, которой ей следовало начать добиваться еще пять лет назад. Закончив Стэнфорд со степенью магистра по управлению частными предприятиями, она имела слишком высокую квалификацию для должности личного помощника, которую заняла у Бартона. Но Кендалл понимала, что два года работы в такой компании, как "Бартон лимитед", обеспечат ей доступ в мир большого бизнеса, о котором недавние выпускники университета могли только мечтать. Постоянно общаясь с акулами бизнеса, она приобрела ценный опыт и связи и закалила характер. Но "два года" превратились в пять, а Кендалл никак не могла отважиться на перемены в своей жизни.

Настало время уходить.

Итак, на чем мы остановились? - спросил Матиас.

Итак, сэр, - начала Кендалл, - вы только что закончили разговаривать по телефону с Эллиотом Донованом из "Спрингхерст корпорейшн", а я… - Она глубоко вдохнула, готовясь к противостоянию, и на удивление твердо произнесла: - Я собиралась сообщить вам о своем увольнении.

И на этот раз я добьюсь своего, как бы вы ни уговаривали меня передумать, добавила она про себя.

Матиас резко вскинул голову, и его глаза цвета горького шоколада посуровели.

Кендалл, я думал, мы это уже обсудили.

Да, сэр, мы говорили об этом несколько раз, - согласилась она. - Поэтому мое решение не должно стать для вас сюрпризом. Теперь, когда вы отменили вашу свадьбу с мисс Коновер…

Послушайте, то, что наши с Лорен планы изменились, - опередил ее Матиас, - не означает, что я больше не нуждаюсь в вашей помощи.

Подготовка к свадьбе была последним доводом, с помощью которого он убедил Кендалл повременить с увольнением, но она не удивилась бы, если бы он воспользовался им снова. С формальной точки зрения свадьба не была отменена. Изменилась только дата и место празднования. И, разумеется, жених, поскольку Лорен предпочла Матиасу его брата-близнеца Люка.

Об остальном позаботится семья мисс Коновер, - возразила Кендалл. - Если, конечно, что-то еще осталось сделать.

В чем она очень сомневалась. Матиас не распространялся о своей разорванной помолвке, но Кендалл не удивилась, когда обо всем узнала. Хотя то, что Лорен неожиданно влюбилась в Люка Бартона, само по себе было странно. Но даже без вмешательства Люка этот брак, по мнению Кендалл, стал бы большой ошибкой. Матиас сделал предложение Лорен Коновер, потому что хотел слияния своей компании с компанией ее отца, а Лорен приняла его только потому…

Честно говоря, Кендалл до сих пор ломала голову над этим вопросом. Она встречалась с Лорен несколько раз, но у нее не создалось впечатления, что Лорен испытывала к Матиасу какие-то чувства. Очевидно, он был ей безразличен, иначе она не влюбилась бы в его брата. Люк и Матиас Бартоны были полной противоположностью друг друга, за исключением того, что Люк был таким же карьеристом, как его брат. По крайней мере, если верить слухам, которые ходили в офисе. Сама Кендалл ни разу не встречалась с Люком.

Бесспорно, союз Люка и Лорен был союзом любящих людей. Ее брак с Матиасом, напротив, стал бы деловым соглашением без любви и привязанности. Иногда Кендалл задавалась вопросом, интересовало ли ее босса что-нибудь, кроме расширения его бизнеса.

Матиас встретился с ней взглядом, затем, немного помедлив, сказал:

Но вы понадобитесь мне для других…

Не понадоблюсь, - быстро перебила его Кендалл, прежде чем он завалил ее пустяковыми обязанностями, с которыми мог справиться кто угодно. - Приближается лето, самое спокойное время года для "Бартон лимитед", - напомнила она. - До осени у вас не запланировано никаких командировок. Никаких конференций до сентября. Вообще ничего срочного, так что у вас будет достаточно времени, чтобы подыскать мне замену. И поскольку вы планируете провести весь июль в охотничьем домике вашего друга, это самое подходящее время для моего…

В охотничьем домике вы мне понадобитесь больше, чем когда бы то ни было, - перебил ее Матиас. - Даже учитывая все приготовления, которые я сделал…

Я сделала, подумала про себя Кендалл, поскольку именно этим она занималась последнюю неделю.

Тогда, полагаю, вам необходимо взять с собой Дугласа Мортона. - Кендалл назвала имя одного из вице-президентов компании.

Здесь что-то не так, подумала Кендалл. Она не знала почему, но у нее сложилось такое чувство, будто за его предстоящей поездкой на озеро Тахо скрывается нечто большее, чем она думала. Ей было известно лишь то, что в январе Матиас неожиданно получил письмо из какой-то адвокатской конторы, представлявшей интересы его покойного университетского товарища. Перед смертью тот попросил своего поверенного связаться с его старыми друзьями и передать им его последнюю просьбу, согласно которой каждый из них должен провести месяц в загадочном охотничьем домике на озере Тахо.

О Константине Коровине - писателе

I

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) - живописец редкого многогранного дарования, создавший множество замечательных пейзажей, портретов современников, эскизов костюмов и декораций.

Люди самых разных вкусов и взглядов, сильно отличавшиеся друг от друга своим мироощущением и складом характера, преклонялись перед его своеобразным и ярким живописным талантом. Серов и Репин, Шаляпин и Нежданова, Левитан и Поленов, Мамонтов и Дягилев, Бенуа и Грабарь, Головин и Петров-Водкин, Сарьян и Коненков считали, что в блестящей плеяде выдающихся деятелей русского изобразительного искусства рубежа XIX–XX веков Константину Алексеевичу Коровину принадлежит одно из первых мест.

В то же время Коровин, как мы можем ныне это утверждать, являл собой блестящий пример двойного дарования - живописца и писателя.

Многие русские художники, взявшись за перо, обнаруживали литературный талант и создавали интересные произведения беллетристического, мемуарного, критического и эпистолярного жанров, рассказывая о себе, своем творчестве, современниках, событиях художественной жизни, встречах с интересными людьми, делясь своими наблюдениями и размышлениями. Не все литературное наследие предшественников и современников Коровина сохранилось, выявлено и напечатано. Часть его, возможно и немалая, исчезла вообще бесследно. Однако и то, что известно, производит большое впечатление своим богатством, разнообразием и эмоциональной насыщенностью, продолжая оказывать благотворное воздействие на формирование эстетических взглядов.

Самая простая и распространенная форма, в которой конкретизировалась литературная деятельность наших художников, это письма. Испытывая настоятельную потребность «выговориться» по насущным и актуальным вопросам бытия и творчества, русские художники дали превосходные образцы эпистолярного стиля.

Читая письма А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, М. М. Антокольского, В. Д. Поленова, В. А. Серова, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева и многих других, невозможно не удивиться тому, как интересны многие из писем, сколько в них ума, знания, чувства, облеченного в блестящую словесную форму, льющуюся свободно с кажущейся неприхотливостью! Какой же, наверное, горячий обмен мнениями возбуждали эти письма в свое время, если и поныне они производят сильное впечатление!

Письма Коровина тоже пользовались успехом у современников. Так, В. Д. Поленов сообщал жене 12 февраля 1893 года, что художник Д. А. Щербиновский читал ему письма Константина Алексеевича из Парижа: «Ужасно интересно и талантливо. То восторги, то уныние, то он богач, то он нищий, то он работает в большой мастерской, то на чердаке».

Критическая деятельность мастеров искусства, а среди них имена И. Н. Крамского, М. М. Антокольского, Н. В. Досекина, А. А. Киселева, Н. К. Рериха, С. П. Яремича и других, сыграла немаловажную роль в утверждении реалистического характера отечественного искусства. Большая общественная значимость их статей отмечалась еще современниками.

Воспоминания художников, как правило, повествуют об их творческом пути и о встречах не только с деятелями искусства, литературы и науки, но и вообще с замечательными людьми своего времени. Зачастую воспоминания содержат картины быта и нравов дореволюционной России. Если бы художники не внесли свою значительную лепту в мемуарную литературу, многое не было бы известно из прошлого нашего искусства и нашей страны. Авторами таких содержательных мемуаров являются, в частности, Ф. И. Иордан, А. Я. Головин, М. В. Нестеров, Я. Д. Минченков, А. П. Остроумова-Лебедева, Л. С. Бакст. Последний столь живо рассказал о путешествии с В. А. Серовым в Грецию в 1907 году, что привел в восхищение И. А. Бунина, который благодарил его за «чудесную книгу, где все видишь, все обоняешь, все осязаешь».

Интересными писателями зарекомендовали себя В. Г. Перов, В. В. Верещагин, И. Я. Гинцбург, С. С. Голоушев (С. Глаголь) и П. А. Нилус - люди незаурядного беллетристического дарования. Ими созданы рассказы, сказки, повести и романы. Все они, кроме Перова, являются также авторами статей (у одного Голоушева, например, их более семисот).

Однако среди художников-литераторов есть такие выдающиеся мастера слова, которые с одинаковым блеском выступали во всех жанрах. Речь идет об Александре Николаевиче Бенуа и Игоре Эммануиловиче Грабаре. Их огромное литературное наследие, состоящее из мемуаров, монографических исследований по истории отечественного и мирового искусства, критических статей, писем, содержащих богатейший фактический материал, представляет уникальнейшее явление творческого энтузиазма. Литературную деятельность Александра Бенуа и Игоря Грабаря характеризуют исключительная отзывчивость на события художественной жизни, эмоциональность повествования, редкая эрудиция, способность увидеть в затронутой теме такие грани, которые обычно ускользают от внимания, и, наконец, превосходный русский язык.

Особое, выдающееся место в ряду наших живописцев-литераторов занимает Илья Ефимович Репин, замечательная книга которого «Далекое близкое» пользуется всенародной известностью.

При знакомстве с богатым и талантливым литературным наследием Коровина невольно вспоминается вопрос, который когда-то, говоря о Репине как о писателе, задал К. И. Чуковский; «Был ли в России другой живописец, так хорошо вооруженный для писания беллетристических книг?». На этот вопрос, не сравнивая масштаб и характер дарования обоих художников, следует ответить положительно: да, им был Константин Алексеевич Коровин.

Константин Алексеевич Коровин


Константин Коровин вспоминает…

О Константине Коровине - писателе


I

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) - живописец редкого многогранного дарования, создавший множество замечательных пейзажей, портретов современников, эскизов костюмов и декораций.

Люди самых разных вкусов и взглядов, сильно отличавшиеся друг от друга своим мироощущением и складом характера, преклонялись перед его своеобразным и ярким живописным талантом. Серов и Репин, Шаляпин и Нежданова, Левитан и Поленов, Мамонтов и Дягилев, Бенуа и Грабарь, Головин и Петров-Водкин, Сарьян и Коненков считали, что в блестящей плеяде выдающихся деятелей русского изобразительного искусства рубежа XIX–XX веков Константину Алексеевичу Коровину принадлежит одно из первых мест.

В то же время Коровин, как мы можем ныне это утверждать, являл собой блестящий пример двойного дарования - живописца и писателя.

Многие русские художники, взявшись за перо, обнаруживали литературный талант и создавали интересные произведения беллетристического, мемуарного, критического и эпистолярного жанров, рассказывая о себе, своем творчестве, современниках, событиях художественной жизни, встречах с интересными людьми, делясь своими наблюдениями и размышлениями. Не все литературное наследие предшественников и современников Коровина сохранилось, выявлено и напечатано. Часть его, возможно и немалая, исчезла вообще бесследно. Однако и то, что известно, производит большое впечатление своим богатством, разнообразием и эмоциональной насыщенностью, продолжая оказывать благотворное воздействие на формирование эстетических взглядов.

Самая простая и распространенная форма, в которой конкретизировалась литературная деятельность наших художников, это письма. Испытывая настоятельную потребность «выговориться» по насущным и актуальным вопросам бытия и творчества, русские художники дали превосходные образцы эпистолярного стиля.

Читая письма А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, М. М. Антокольского, В. Д. Поленова, В. А. Серова, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева и многих других, невозможно не удивиться тому, как интересны многие из писем, сколько в них ума, знания, чувства, облеченного в блестящую словесную форму, льющуюся свободно с кажущейся неприхотливостью! Какой же, наверное, горячий обмен мнениями возбуждали эти письма в свое время, если и поныне они производят сильное впечатление!

Письма Коровина тоже пользовались успехом у современников. Так, В. Д. Поленов сообщал жене 12 февраля 1893 года, что художник Д. А. Щербиновский читал ему письма Константина Алексеевича из Парижа: «Ужасно интересно и талантливо. То восторги, то уныние, то он богач, то он нищий, то он работает в большой мастерской, то на чердаке».

Критическая деятельность мастеров искусства, а среди них имена И. Н. Крамского, М. М. Антокольского, Н. В. Досекина, А. А. Киселева, Н. К. Рериха, С. П. Яремича и других, сыграла немаловажную роль в утверждении реалистического характера отечественного искусства. Большая общественная значимость их статей отмечалась еще современниками.

Воспоминания художников, как правило, повествуют об их творческом пути и о встречах не только с деятелями искусства, литературы и науки, но и вообще с замечательными людьми своего времени. Зачастую воспоминания содержат картины быта и нравов дореволюционной России. Если бы художники не внесли свою значительную лепту в мемуарную литературу, многое не было бы известно из прошлого нашего искусства и нашей страны. Авторами таких содержательных мемуаров являются, в частности, Ф. И. Иордан, А. Я. Головин, М. В. Нестеров, Я. Д. Минченков, А. П. Остроумова-Лебедева, Л. С. Бакст. Последний столь живо рассказал о путешествии с В. А. Серовым в Грецию в 1907 году, что привел в восхищение И. А. Бунина, который благодарил его за «чудесную книгу, где все видишь, все обоняешь, все осязаешь».

Интересными писателями зарекомендовали себя В. Г. Перов, В. В. Верещагин, И. Я. Гинцбург, С. С. Голоушев (С. Глаголь) и П. А. Нилус - люди незаурядного беллетристического дарования. Ими созданы рассказы, сказки, повести и романы. Все они, кроме Перова, являются также авторами статей (у одного Голоушева, например, их более семисот).

Однако среди художников-литераторов есть такие выдающиеся мастера слова, которые с одинаковым блеском выступали во всех жанрах. Речь идет об Александре Николаевиче Бенуа и Игоре Эммануиловиче Грабаре. Их огромное литературное наследие, состоящее из мемуаров, монографических исследований по истории отечественного и мирового искусства, критических статей, писем, содержащих богатейший фактический материал, представляет уникальнейшее явление творческого энтузиазма. Литературную деятельность Александра Бенуа и Игоря Грабаря характеризуют исключительная отзывчивость на события художественной жизни, эмоциональность повествования, редкая эрудиция, способность увидеть в затронутой теме такие грани, которые обычно ускользают от внимания, и, наконец, превосходный русский язык.

Особое, выдающееся место в ряду наших живописцев-литераторов занимает Илья Ефимович Репин, замечательная книга которого «Далекое близкое» пользуется всенародной известностью.

При знакомстве с богатым и талантливым литературным наследием Коровина невольно вспоминается вопрос, который когда-то, говоря о Репине как о писателе, задал К. И. Чуковский; «Был ли в России другой живописец, так хорошо вооруженный для писания беллетристических книг?». На этот вопрос, не сравнивая масштаб и характер дарования обоих художников, следует ответить положительно: да, им был Константин Алексеевич Коровин.


II

Как возникла и при каких обстоятельствах развилась литературная деятельность Коровина?

До 1929 года, то есть до начала его систематических занятий писательским трудом, современники, в том числе и те, которые были близки к художнику, даже не предполагали его литературной одаренности. Более того, большинство из них считали, что книга редко бывает в руках Коровина. Так, в 1912 году в газетах промелькнуло сообщение о том, что мемуары Шаляпина будто бы редактирует Коровин. И вот как реагировал на это великий артист, казалось бы, хорошо его знавший:

«Я понимаю, что Коровин очень хороший художник, но не думаю, чтобы он был хотя бы посредственным редактором. Ясно, что все это выдумка!».

Другой современник, Всеволод Саввич Мамонтов, говорил, что Коровин был «малограмотен», «мало читал». И далее: «За наше долголетнее знакомство я решительно не помню, да и не могу себе представить Костеньку, читающим какую-нибудь книгу!». Но когда стали появляться мемуарные и беллетристические очерки Коровина, его сразу признали превосходным литератором. Шаляпин в разговоре с ним не скрыл своего недоумения: «Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?».

Размышляя над этим, следует иметь в виду ряд обстоятельств.

Коровин был знаком с лучшими произведениями русских писателей. По его словам, с самых ранних лет он «зачитывался книгами» и «был влюблен» в Шекспира, Пушкина, а также Лермонтова, стихотворения которого «прямо обожал». Нередко он вкрапливал в свою речь те или другие строфы из классических стихотворений русской литературы и цитировал, в частности, Некрасова, революционную поэзию… Позже ему, как художнику императорских театров, пришлось доскональнейшим образом изучить немало произведений отечественной и мировой литературы. Не прошло, конечно, бесследно для Коровина и его личное знакомство с Мельниковым-Печерским, Чеховым, Горьким, Буниным, Куприным, Телешовым, Голоушевым и другими писателями.

С молодых лет Коровин был непревзойденным рассказчиком, способным часами приковывать к себе неослабное внимание слушателей. Даже Чехов был поражен этим качеством Константина Алексеевича: «Два дня подряд приходили и сидели подолгу художники Коровин и бар. Клодт; первый говорлив и интересен, второй молчалив, но и в нем чувствуется интересный человек», - писал Чехов жене 7 апреля 1904 года.

Все знавшие Коровина с неподдельным восхищением отмечали его исключительную способность ярко, с редким юмором изображать в лицах диалоги, сцены, его поразительное умение расцветить заурядный жизненный случай… Вот что, например, говорил Александр Бенуа о Коровине, «очаровательном врале», «с душой нараспашку»: «А каким рассказчиком был этот красивый и пленительный человек… Чудесно умел рассказывать Шаляпин, и нельзя было не заслушаться Федора, но из этих двух я все же предпочитал Коровина. Шаляпин повторялся, у Шаляпина были излюбленные эффекты, а актерская выправка сказывалась в том, что эти свои эффекты он слишком заметно подготовлял. У Коровина быль и небылица сплетались в чудесную неразрывную ткань, и его слушатели не столько „любовались талантом“ рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу. К тому же память его была такой неисчерпаемой сокровищницей всяких впечатлений, диалогов, пейзажей, настроений, коллизий и юмористических деталей, и все это было в передаче отмечено такой убедительностью, что и не важно было, существовали ли на самом деле те люди, о которых он говорил; бывал ли он в тех местностях, в которых происходили всякие интересные перипетии; говорились ли эти с удивительной подробностью передаваемые речи, - все это покрывалось каким-то наваждением, и оставалось только слушать да слушать».



Рекомендуем почитать

Наверх