Как в делфи вызвать библиотеки типа h. Использование и создание DLL в Delphi. Краткое описание функций и приемов для работы с DLL

Nokia 31.03.2019
Nokia

Формы предназначены для пересылки данных от пользователя к веб-серверу. Формы в HTML могут состоять из текстовых полей и текстовых областей, флажков и переключателей, а также раскрывающихся списков. Все это — элементы формы. Каждый элемент служит для того, чтобы передать какое-либо значение сайту.
По своей сути HTML-форма — это веб-страница на которой вы видите области для ввода своей информации. После того, как вы заполните форму и нажмете кнопку отправить, информация из формы упаковывается и отсылается веб-серверу для обработки серверным сценарием (файлом-обработчиком). После обработки к вам возвращается в качестве ответа другая веб-страница. Следующий рисунок наглядно демонстрирует как работает форма:

Нет ничего сложного в создании HTML-форм. Самый простой способ получить представление о формах — это разобрать небольшой HTML-код, а затем посмотреть, как он работает. В следующем примере показан синтаксис создания простой HTML-формы:

Пример: Простая HTML-форма

  • Попробуй сам »

Моя первая форма:
Имя:
Фамилия:



Простая форма

Моя первая форма:
Имя:
Фамилия:


Элемент

Формы вставляются на веб-страницы посредством элемента . Он представляет собой контейнер для всего содержимого формы, включая такие элементы, как текстовые поля и кнопки, а также любые другие теги языка HTML. Однако он не может содержать в себе другой элемент .
Для отправки формы на сервер используется кнопка «Submit», того же результат получится, если нажать клавишу «Enter» в пределах формы. Если кнопка «Submit» отсутствует в форме, клавиша «Enter» может быть использована для отправки.
Большинство атрибутов элемента влияют на обработку формы, а не на ее дизайн. Наиболее распространёнными из которых являются action и method . Атрибут action содержит URL, на который информация в форме будет отправлена для обработки сервером. Атрибут method является методом HTTP, который должны использовать браузеры для отправки данных формы.

Элемент

Практически все поля для формы создается с помощью элемента (от англ. input — ввод). Внешний вид элемента меняются в зависимости от значения его атрибута type :

Вот некоторые значения атрибута type :

Ввод текста и пароля

Одним из самых простых типов элементов формы является текстовое поле, предназначенное для ввода текста из одной строки. Данный тип ввода текста установлен по умолчанию, а следовательно, именно однострочное поле отобразится, если вы забудете указать атрибут type . Для добавления однострочного поля ввода текста в форму следует внутри элемента прописать атрибут type со значением text:

Поле ввода пароля является разновидностью обычного текстового поля. Оно поддерживает те же атрибуты, что и однострочное текстовое поле. Атрибут name устанавливает имя поля ввода пароля, которое будет отправлено на сервер вместе с паролем, введенным пользователем. Чтобы создать поле для ввода пароля, необходимо задать значение password атрибуту type (password (англ.) — пароль):

Пример создания формы с полем для ввода пароля:

Пример: Поле ввода пароля

  • Попробуй сам »

Ваш логин:

Пароль:




Ваш логин:

Пароль:


Вместе с этим атрибутом можно использовать атрибут maxlenght , значение которого определяет максимальное количество символов, которые можно ввести в данную строку. Можно также задать длину поля ввода, используя атрибут size . По умолчанию, в большинстве браузеров ширина текстового поля ограничена 20 символами. Для управления шириной элементов новых форм, вместо атрибута size , рекомендуется использовать средства каскадных таблиц стилей (CSS).
Атрибут value задает значение, которое по умолчанию отображается в текстовом поле в момент загрузки формы. Введя в поле значение по умолчанию, можно пояснить пользователю, какие именно данные и в каком формате вы хотите, чтобы пользователь сюда занес. Это как образец, ведь пользователю гораздо удобнее заполнять форму, видя перед собой пример.

Переключатели (radio)

Элемент типа radio создает переключатели, которые используют принцип логического «ИЛИ», позволяя выбрать только одно из нескольких значений: если вы выбираете одно положение, то все остальные становятся неактивными. Основной синтаксис элемента-переключателя:

Атрибут name для переключателей обязателен и играет важную роль в объединении нескольких элементов-переключателей в группу. Для объединения переключателей в группу необходимо установить одинаковое значение атрибута name и разное значение атрибута value . Атрибут vаluе устанавливает значение выбранного переключателя, которое будет отправлено серверу. Значение каждого элемента-переключателя должно быть уникальным внутри группы, для того, чтобы сервер знал, какой вариант ответа выбрал пользователь.
Наличие атрибута checked (с англ. — установлен) у элемента-переключателя указывает на то, какой из предлагаемых вариантов должен быть выбран по умолчанию при загрузке страницы, если это необходимо. Данный атрибут может быть установлен только у одного элемента-переключателя из группы:

  • Попробуй сам »

Сколько Вам лет?

  1. младше 18
  2. от 18 до 24
  3. от 25 до 35
  4. более 35




Сколько Вам лет?

  1. младше 18
  2. от 18 до 24
  3. от 25 до 35
  4. более 35

Флажки (checkbox)

Элемент типа checkbox создает флажки, которые напоминают переключатели тем, что дают пользователю возможность выбирать из предложенных вами вариантов. Главным отличием от переключателей является то, что посетитель может выбрать сразу несколько вариантов, а сами флажки обозначаются квадратиками, а не кружочками. Как и в случае с переключателями, группа флажков создается путем назначения каждому пункту одного и того же значения атрибута name , однако каждый флажок имеет собственное значение. Основной синтаксис флажка:

Атрибут checked , как и в случае с переключателями, указывает, что данный флажок должен быть установлен по умолчанию при загрузке страницы. Данный атрибут может быть установлен одновременно для нескольких флажков группы.
В следующем примере использование флажков заданы несколько выбранных по умолчанию вариантов ответа:

Пример: Использование переключателей

  • Попробуй сам »
  1. Джаз
  2. Блюз
  3. Рок
  4. Шансон
  5. Кантри




Какие музыкальные жанры Вы любите?

  1. Джаз
  2. Блюз
  3. Рок
  4. Шансон
  5. Кантри

Кнопки подтверждения (submit) и очистки (reset)

Элемент типа submit создает кнопку, при нажатии которой происходит отправка браузером серверному сценарию на обработку данных, введенных пользователем в форму. Если создаем кнопку, очищающую форму, то присваиваем атрибуту type значение «reset» . Элементу типа submit может быть присвоен необязательный атрибут name . Атрибут vаluе используется в данном элементе для указания текста, обозначающего надпись на кнопке. По умолчанию в браузерах на кнопке пишется «Отправить» (Submit), если вас данная надпись не устраивает — введите ее самостоятельно. Поскольку в разных браузерах стили кнопок подтверждения могут отличаться, поэтому лучше самостоятельно настроить стиль кнопки, воспользовавшись средствами CSS либо использовать графические кнопки.
Создание кнопок подтверждения и очистки:

Пример: Использование submit и reset

  • Попробуй сам »

После щелчка на кнопке Reset происходит сброс любых введенных пользователем данных.





Атрибут action.

Главным для элемента

является атрибут action , который указывает обработчик данных для формы. Обработчик данных — это файл, описывающий, что нужно делать с данными формы. В качестве результата этой обработки выдается новая HTML-страница, которая возвращается браузеру. Другими словами в атрибуте action указывается URL-путь к файлу-обработчику на сервере (иногда называемого страницей сценария) для обработки формы. Синтаксис следующий:

Файл обработки находится на сервере mytestserver.com в папке namefolder и название серверного сценария, который будет обрабатывать данные — obrabotchik.php . Именно ему и будут переданы все данные, введенные вами в форму на веб-странице. Расширение.php указывает на то, что указанная форма обрабатывается сценарием написанном на языке PHР. Сам обработчик может быть написан на другом языке, например это может быть язык сценариев Python, Ruby и др.
Желательно всегда задавать значение атрибута action . Если форма должна передать значения на ту же страницу, где она расположена в качестве значения атрибута action укажите пустую строку: action="".

Атрибут method

Атрибут method задает то, каким образом информация должна быть передана на сервер. Выбор метода отправки формы зависит от данных, которые необходимо отправить вместе с ней. Здесь основную роль играет объем этих данных. Наиболее популярными являются два метода передачи исходных данных вашей формы из браузера на сервер: GET и POST . Метод устанавливается любой на выбор, и если вы его не указали, по умолчанию будет использоваться GET . Рассмотрим применение каждого из них.

Метод POST

Метод POST упаковывает данные формы и отсылает их серверу незаметно для пользователя, поскольку данные содержатся в теле сообщения. Веб-браузер, при использовании метода POST отправляет на сервер запрос, состоящий из специальных заголовков за которыми следуют данные формы. Так как содержимое этого запроса доступно только серверу, метод POST применяется для передачи конфиденциальных данных, таких как пароли, реквизиты банковских карт и другая персональная информация пользователей. Метод POST также подходит для отправки больших объемов информации, так как в отличие от метода GET , у него нет ограничений по количеству передаваемых символов.

Метод GET

Как вы уже знаете основная работа браузера — это получать веб-страницы от сервера. Так вот, когда вы используете метод GET , ваш браузер просто получает веб-страницу, как делает это всегда. Метод GET также упаковывает данные формы, но, прежде чем отправить запрос серверу, присоединяет их в конец URL-адреса. Чтобы понять, как работает метод GET , давайте посмотрим его в действии. Откройте в блокноте (например Notepad++) первый пример из этого урока (Пример: Простая HTML-форма) и внесите в HTML-код небольшое изменение:

т.е. замените POST на GET .
Сохраните файл под именем file_name.html и обновите страницу браузера (F5), затем заполните форму, например Вася Пупкин , и нажмите кнопку «Отправить». В адресной строке браузера Вы увидите что-то типа этого:

File_name.html?firstname=Вася&lastname=Пупкин

Теперь вы видите имя каждого элемента формы, а также его значение, прямо здесь, в URL-адресе.
URL-адрес отделяется от остальных данных формы символом знака вопроса, а имена и значения переменных разделяются знаком амперсанд (&) .
Этот метод нужно использовать, если вы не передаете больших объемов информации.
Этот метод не подойдет, если данные в вашей форме являются конфиденциальными, например хранят номер банковской карты или пароль.
Кроме того, метод GET непригоден, если вместе с формой вы хотите переслать на сервер файлы.

Группировка элементов формы

Элементы формы, связанные по смыслу, можно сгруппировать между тегами

и
. Браузер отобразит
в виде рамки вокруг группы элементов формы. Внешний вид рамки может быть изменен с помощью каскадных таблиц стилей (CSS).
Чтобы добавить заголовок для каждой группы, понадобится элемент , который задает встраиваемый в рамку текст заголовка группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

база библиотека программа delphi

Введение

1.3 Доступ к данным

2.1 Интерфейс программы

Заключение

Приложение А "Листинг программы"

Введение

Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции, согласно которой данные должны быть организованы в базы данных с целью адекватного отображения изменяющегося реального мира и удовлетворения информационных потребностей пользователей. Эти базы данных создаются и функционируют под управлением специальных программных комплексов, называемых системами управления базами данных (СУБД).

Данная курсовая работа посвящена упрощению одной из сторон практической деятельности с использованием баз данных.

База данных - это поименованная совокупность структурированных данных предметной области.

Учитывая интегрирование компьютерных технологий в повседневную жизнь, такие учреждения как, например, библиотеки могут использовать компьютерные программы для хранения различных данных (информация о книгах, об абонементах, о читателях и т.д.).

Целью курсовой работы является создание программы "Библиотека", которая упрощает работу сотрудников библиотеки, что приводит к экономии большого количества времени.

Задачами курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по использованию готовых и созданию собственных баз данных, применяя систему объектно-ориентированного программирования Delphi, а также развитие навыков ведения самостоятельной работы.

1. Среда разработки программного продукта

Для разработки был выбран язык программирования Delphi. Язык программирования Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:

Высокопроизводительный компилятор в машинный код;

Объектно-ориентированная модель компонент;

Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов;

Масштабируемые средства для построения баз данных.

Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре "клиент-сервер". Он предлагает легкость разработки и быстрое время проверки готового программного блока, характерного для языков четвертого поколения (4GL) и в то же время обеспечивает качество кода, характерного для компилятора 3GL. Кроме того, Delphi обеспечивает быструю разработку без необходимости писать вставки на С или ручного написания кода (хотя это возможно).

Delphi использует структурный объектно-ориентированный язык (Object Pascal), который сочетает с выразительную мощь и простоту программирования, характерную для языков 4GL, и эффективность языка 3GL. Программисты немедленно могут начать производить работающие приложения, и им не придется для этого изучать особенности программирования событий в Windows. Delphi полностью поддерживает передовые программные концепции включая инкапсуляцию, наследование, полиморфизм и управление событиями.

1.1 Работа с базами данных в Delphi

Технология ADO обеспечивает для приложений единый способ доступа к источникам данных различных типов. Согласно терминологии ADO, любой источник данных (база данных, электронная таблица, файл) называется хранилищем данных, с которым при помощи провайдера данных взаимодействует приложение. Минимальный набор компонентов приложения может включать объект соединения, объект набора данных, объект процессора запросов. Технология ADO в целом включает в себя не только сами объекты, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие объектов с данными и приложениями. Механизм доступа к данным через ADO и многочисленные объекты, и интерфейсы реализованы в Delphi в виде набора компонентов, расположенных на странице ADO. Такая архитектура позволяет сделать набор объектов и интерфейсов открытым и расширяемым.

На закладке ADO расположены компоненты:

1. Компоненты соединения:

2. Стандартные компоненты:

ADODataSet - универсальный набор данных

ADOTable - таблица БД

ADOQuery - запрос SQL

ADOStoredProc - хранимая процедура

На странице ADO Палитры компонентов Delphi, кроме компонентов соединения есть стандартные компоненты, обозначающие набор данных и адаптированные для работы с хранилищем данных ADO.

На вкладке Connection (см. рисунок 1) необходимо указать путь к базе данных или сервер.

Рисунок 1 - Окно подключения

Компонент TADOTable - используется для доступа к хранилищам данных ADO и представления информации из них в табличном виде. Компонент предоставляет прямой доступ к каждой записи и ее полям, наследуя свойства и методы. Компонент связывается с базой данных через свойства Connection или ConnectionString.

Имя таблицы указывается в свойстве TableName. Используя свойство Readonly, можно установить ограничение "только для чтения" на данную таблицу, запретив, таким образом, возможность изменять данные. В свойстве MasterSource указывается компонент TDataSource, используемый для создания отношения ссылочной целостности.

Компонент TDataSource-этот компонент связывается с набором данных. Эта связь осуществляется через свойство DataSet, которое содержит информацию о текущем состоянии набора данных. У этого компонента существует набор свойств и методов, которые облегчают работу с ним.

Свойство AutoEdit-автоматически переводит набор данных в состояние редактирования, если имеет значение True, когда связанный элемент ввода получает фокус.

Метод Edit-переводит связанный набор данных в состояние редактирования.

Метод-обработчик OnDataChange-вызывается при редактировании данных в связанном визуальном компоненте.

Метод-обработчик события OnUpdateData-вызывается перед тем, как измененные данные будут сохранены в наборе данных. Обработчик вызывается перед выполнением метода Post.

1.2 Компоненты доступа к данным

Компоненты доступа к данным являются не визуальными компонентами. Таблицы БД располагаются на диске и являются физическими объектами. Для операций с данными, содержащимися в таблицах, используются наборы данных. В терминах системы Delphi набор данных представляет собой совокупность записей, взятых из одной или нескольких таблиц БД. Записи, входящие в набор данных, отбираются по определенным правилам, при этом в частных случаях набор данных может включать в себя все записи из связанной с ним таблицы или не содержать ни одной записи. Набор данных является логической таблицей, с которой можно работать при выполнении приложения. Взаимодействие таблицы и набора данных напоминает взаимодействие физического файла и файловой переменной.

В Delphi для работы с наборами данных служат компоненты DBTable и ADOTable, ADOQuery, DataAccess, DataControl.

Базовые возможности доступа к БД обеспечивает класс DataSet, представляющий наборы данных в виде совокупности строк и столбцов (записей и полей). Этот класс предоставляет основные средства навигации и редактирования наборов данных.

Компонент Table -представляет собой набор данных, который в некоторый момент времени может быть связан только с одной таблицей БД. Этот набор данных формируется на базе навигационного способа доступа к данным, поэтому компонент Table рекомендуется использовать для локальных БД. При работе с удаленными БД следует использовать компонент Query. Связь между таблицей и компонентом Table устанавливается через его свойства TableName, которое задает имя таблицы.

Компоненты для работы с данными расположенные на странице DataControls (см. рисунок 2) палитры компонентов и предназначены для построения интерфейсной части приложения.

Рисунок 2 - Палитра компонентов

Они используются для навигации по набору данных, а также для отображения и редактирования записей.

Другие компоненты служат для отображения и редактирования сразу нескольких записей. Примерами таких компонентов являются сетки DBGrid и DBCtrlGrid, выводящие записи набора данных в табличном виде. Визуальные компоненты для работы с данными похожи на соответствующие компоненты страниц Standard и Additional и отличаются, в основном, тем, что ориентированны на работу с БД и имеют дополнительные свойства DataSource и Datafield. Первое из них указывает на источник данных, а второе - на поле набора данных, с которым связан визуальный компонент. Например, Edit отображает строковое значение, позволяя пользователю изменять его.

При программном изменении содержимого эти визуальных компонентов набор данных автоматически в режим редактирования не переводится. Для этой цели в коде должен предварительно вызываться метод Edit набора. Чтобы сохранить изменения в поле (полях) текущей записи, мы должны также предусмотреть соответствующие действия, например, вызов метода Post или переход к другой записи набора данных. В библиотеке визуальных компонентов для всех компонентов, в том числе и предназначенных для работы с данными, базовым является классу Control. Он обеспечивает основные функциональные атрибуты такие, как положение и размеры элемента, его заголовок, цвет и другие параметры. Класс Control включает в себя общие для визуальных компонентов свойства, события и методы.

Оконный элемент управления представляет собой специализированное окно, предназначенное для решения конкретной задачи. К таким элементам относятся, например, поля редактирования, командные кнопки, полосы прокрутки.

Такие компоненты, как Edit, DBEdit, Memo или DBMemo при получении фокуса ввода отображают в своей области курсор редактирования. Компоненты, не связанные с редактированием информации, получение фокуса ввода обычно отображают с помощью с помощью пунктирного черного прямоугольника.

Свойство Name указывает на имя компонента, которое используется для управления компонентов во время выполнения приложения.

Свойство Caption содержит строку для надписи заголовка компонента. Отдельные символы в заголовке могут быть подчеркнуты, они означают комбинации клавиш быстрого доступа.

Визуальные компоненты способны генерировать и обрабатывать достаточно большое число событий различных видов. К наиболее общим группам событий можно отнести следующие действия:

Выбор управляющего элемента;

Перемещение указателя мыши;

Нажатие клавиш клавиатуры;

Получение и потеря управляющим элементом фокуса ввода;

Перемещение объектов методом drag-and-drop.

1.3 Доступ к данным

При навигационном способе доступа операции выполняются с отдельными записями. Каждый набор данных имеет указатель текущей записи, то есть записи, с полями которой могут быть выполнены такие операции, как редактирование или удаление. Компоненты Table и Query позволяют управлять положением этого указателя.

Навигационный способ доступа даёт возможность осуществлять следующие операции:

Сортировка записей;

Навигация по набору данных;

Редактирование записей;

Вставка и удаление записей;

Фильтрация записей;

Поиск записей.

Редактирование записей заключается в изменении значений их полей. Редактирована, может быть только текущая запись, поэтому перед действиями, связанными с редактированием, обычно выполняются операции по поиску и перемещению на требуемую запись. После того. Как указатель текущей записи установлен на нужную запись, и набор данных находится в режиме просмотра, для редактирования записи следует:

Перевести набор данных в редактирование;

Изменить значение полей записи;

Метод Insert переводит набор данных в режим вставки и добавляет к нему новую пустую запись.

Для добавления записи нужно:

Перевести набор данных в режим записи;

Задать значение полей новой записи;

Подтвердить изменения или отказаться от них.

Удаление текущей записи выполняет метод Delete, который работает только с модифицируемым набором данных. В случае успешного удаления записи текущей становится следующая запись, если же удалялась последняя запись, то курсор перемещается на предыдущую запись, которая после удаления становится последней. В отличие от некоторых СУБД, в Delphi удаляемая запись действительно удаляется из набора данных.

Порядок расположения записей может быть неопределённым. По умолчанию записи не отсортированы или сортируются. С отсортированными наборами записей работать более удобно. Сортировка заключается в упорядочивании записей по определённому полю в порядке возрастания или убывания содержащихся в нём значений. Сортировку можно выполнять и по нескольким полям.

При сортировки по двум полям записи сначала упорядочиваются по значениям первого поля, а затем группы записей с одинаковым значением первого поля сортируются по второму полю. Сортировка наборов данных Table и Query выполняется различными способами. Сортировка наборов данных Table выполняется автоматически по текущему индексу. При смене индекса происходит автоматическое переупорядочивание записей. Таким образом, сортировка возможна по полям, для которых создан индекс.

Перемещение по набору данных заключается в управлении указателем текущей записи. Этот указатель определяет запись, с которой будут выполняться такие операции, как редактирование или удаление.

Перед перемещение указателя текущей записи набор данных автоматически переводится в режим просмотра. Если текущая запись находилась в режимах редактирования или вставки, то перед перемещением указателя сделанные в записи изменения вступают в силу, для чего набор данных автоматически вызывает метод CheckBrowseMode.

При перемещении по записям набора данных связанные с ним визуальные компоненты отображают изменения данных, причем смена отображения может происходить достаточно быстро.

Фильтрация записей - это задание ограничений для записей, отбираемых в набор данных. Набор данных представляет собой записи, набранные из одной или нескольких таблиц. Состав записей в наборе данных в данный момент времени зависит от установленных ограничений, в том числе и от фильтров.

Система Delphi дает возможность осуществлять фильтрацию записей:

По выражению;

По диапазону.

При использовании фильтрации по выражению набор данных ограничивается записями, удовлетворяющими выражению фильтра, задающему условия отбора записей.

Достоинством фильтрации по выражению является то, что она применима к любым полям, в том числе и неиндексированным. В связи с тем, что в процессе отбора просматриваются все записи таблицы, фильтрация по выражению эффективна при небольшом количестве записей.

Для задания выражения фильтра представляет собой конструкцию, в состав которой могут входить следующие элементы:

Имена полей таблицы;

Литералы;

Операции сравнения;

Арифметические операции;

Логические операции;

Круглые и квадратные скобки.

Если имя поля содержит пробелы, то его заключают в квадратные скобки. Имена переменных в выражении фильтра использовать нельзя. Если в выражении фильтра требуется включить значение переменной или свойства какого-либо компонента, то это значение должно быть преобразовано в строковый тип. Операции сравнения представляют собой обычные отношения <,>,=,<=,>=,<>. Арифметическими являются операции +, -,* и /. В качестве логических операций можно использовать AND, OR и NOT. Круглые скобки применяются для изменения порядка выполнения арифметических и логических операций.

Набор данных Table допускается два способа задания условии фильтрации: су помощью выражения фильтра Filter и в обработчике события OnFilterRecord.

При фильтрации по диапазону в набор данных включаются записи, значения полей которых попадают в заданный диапазон, т.е. условием фильтрации является выражение вида "значение>нижняя граница AND значение < верхней границы". Такая фильтрация применяется к наборам данных Table.

Для включения и выключения фильтрации по диапазону применяются методы ApplyRange и CancelRange. Первый из них активизирует фильтрацию, а другой - деактивизирует. Предварительно для индексного поля или полей, по которому выполняется фильтрация, следует задать диапазон допустимых значений. Когда одна из границ диапазона не задана, то диапазон открыт, то есть нижняя граница становится равной минимально возможному, а верхняя граница - максимально возможному значению этого поля.

Поиск записи, удовлетворяющей определённым условиям, означает переход на эту записи. Поиск во многом похож на фильтрацию, так как в процессе поиска также выполняется проверка полей записей на некоторые условия.

Отличие заключается в том, что в результате поиска количество записей в наборе данных не изменяется. При организации поиска записей важное значение имеет наличие индекса для полей, по которым ведётся поиск. Индексирование значительно повышает скорость обработки данных, кроме того, ряд методов может работать только с индексированными полями.

Для поиска записей по полям служат методы Locate и Lookup, причем поля могут быть не индексированными. Функция Locate ищет запись с заданными значениями полей. Если удовлетворяющие условиям поиска записи существует, то указатель текущей записи устанавливается на первую из них. Если запись найдена, функция возвращает значение True, в противном случае значение False. Обычно при разработки приложения пользователю предоставляется возможность влиять на процесс поиска су помощью управляющих элементов, расположенных на форме. Функция Lookup так же осуществляет поиску записи, удовлетворяющей определённым условиям, но, в отличие от метода Locate, не перемещает указатель текущей записи, а считывает информацию из полей записи. Еще одно отличие между двумя методами заключается в том, что метод Lookup осуществляет поиск на точное соответствие значений для поиска и значений в полях записей с учетом регистра букв.

2. Разработка базы данных "Библиотека"

Для разработки программы "База данных "Библиотека" "выбрана объектно-ориентированная интерактивная среда Delphi 7.

База состоит из одной таблицы которая имеет современный тип "Access" с расширенными типами полей. Доступ к данным будет происходить через ADO-подсистему Delphi.

В таблице "Библиотека" будут содержаться все необходимые данные для работы, описание полей БД находится в таблице 1.

Таблица 1 - Таблица "frukt"

Описание

Текстовый

Содержит шифр книги или издания

Текстовый

Наименование раздела

Текстовый

Текстовый

Название книги

Текстовый

Указывается год издания

Текстовый

Наименование издательства выпустившего книгу

Текстовый

Фамилия и инициалы читателя

Текстовый

Номер читательского билета

Дата время

Дата выдачи книги на руки

Текстовый

Содержится отметка о возврате или нахождению экземпляра кникги на руках

2.1 Интерфейс программы

Для запуска программы необходимо запустить фаил biblioteka.exe двойным щелчкоммыши. После запуска появляется главная форма для работы (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Главная форма приложения

Форма содержит несколько разделов:

1. кнопки меню;

2. панель поиска и фильтации информации;

3. раздел просмота содержимого базы;

4. кнопки навигации иредактиования данных.

Изначально кнопки редактиования данных не активны, для их активации необходимо ажать кнопку "Редактировать". Далее таблица переходит в ежим редактирования. Необходимо отметить, что при добавлении данных в таблицу некоторые поля содержат вложенные списки, так например при добавлении данных в поле "Раздел " таблица выглядит так как показано на рисунке 4

Рисунок 4 - Добавление данных в таблицу

На рисунке 5 показан результат применения фильтра

Рисунок 5 - Результат фильтрации данных

Для отображения всех записей нужно щелкнуть по кнопке "Все записи".

Для вывода данных на печать необходимо выбрать кнопку "Печать". Отчет выводится в MS Excel. Вид отчета показан на рисунке 6

Рисунок 6 - Вывод данных

При выходе из системы появляется окно показанное на рисунке 7.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы была разработана программа "Библиотека", обладающая следующим функционалом:

1) просмотр и редактирование данных;

2) поиск информации

3) фильтрация данных;

5) вывод данных на печать;

В заключении можно сказать, что созданная программа - проста, удобна в применении, так как данные отображаются в таблице, экономит большое количество времени. Эта программа доступна для любого человека, работающего в библиотеке и обладающего простыми навыками пользования компьютером.

Потенциал программы большой. В будущем, функциональность программы можно было бы расширить за счет добавления различных функций. Например, добавить в программу несколько новых видов поиска, сортировки, добавить функцию просмотра данных в виде диаграмм (для большей наглядности данных). Также можно добавить функцию добавления таблиц для большей функциональности.

Список использованной литературы

1. Дарахвелидзе П.Г., Марков Е.П. Delphi 2005 для Win32. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 1136 с.

2. Боровский А.Н. Программирование в Delphi 2005. -- СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 448 с.

3. Гофман В.Э., Хомоненко А.Д. Работа с базами данных в Delphi. -- СПб.: БХВ-Петербург, 2011. -- 656 с.

4. Романчик В.С., А.Е. Люлькин, "Программирование в Delphi 7: пособие для студентов". Минск: БГУ, 2007. - 128 с.;

5. Гофман В.Э., Хомоненко А.Д. Delphi. Быстрый старт. -- СПб.: БХВ-Петербург, 2003. -- 288 с.

Приложение А

Листинг программы

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, DB, ADODB, Grids, DBGrids, StdCtrls, Buttons, ExtCtrls, DBCtrls,OleServer,ComObj,

TForm1 = class(TForm)

ControlBar1: TControlBar;

BitBtn1: TBitBtn;

BitBtn2: TBitBtn;

BitBtn3: TBitBtn;

BitBtn4: TBitBtn;

GroupBox1: TGroupBox;

BitBtn5: TBitBtn;

DBGrid1: TDBGrid;

ADOTable1: TADOTable;

DataSource1: TDataSource;

RadioButton1: TRadioButton;

RadioButton2: TRadioButton;

DBNavigator1: TDBNavigator;

ExcelApplication1: TExcelApplication;

BitBtn6: TBitBtn;

BitBtn7: TBitBtn;

BitBtn8: TBitBtn;

procedure BitBtn3Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn4Click(Sender: TObject);

procedure FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);

procedure BitBtn2Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn5Click(Sender: TObject);

procedure RadioButton1Click(Sender: TObject);

procedure RadioButton2Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn1Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn6Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn8Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn7Click(Sender: TObject);

{ Private declarations }

{ Public declarations }

Exl: OleVariant;

// MyDir:String;

procedure TForm1.BitBtn3Click(Sender: TObject);

ADOTable1.Filtered:=false;

procedure TForm1.BitBtn4Click(Sender: TObject);

Application.Terminate;

procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);

if MessageDlg("Вы действительно хотите закрыть приложение?",mtConfirmation,,0)=mrCancel then Abort ;

Application.Terminate;

procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);

//bm: TBookmark;

col, row,i: Integer;

ExcelApp,Workbook,Colum,Sheet: OLEVariant;

TemplateFile,cn,un:String;

PRes:= StrAlloc(Size);

BRes:= GetComputerName(PRes, Size);

if BRes then cn:= StrPas(PRes);

Size:= MAX_COMPUTERNAME_LENGTH + 1;

PRes:= StrAlloc(Size);

BRes:= GetUserName(PRes, Size);

if BRes then un:= StrPas(PRes);

Screen.Cursor:= crArrow;

DBGrid1.DataSource.DataSet.DisableControls;

DBGrid1.DataSource.DataSet.First;

// создаём объект Excel

ExcelApp:=CreateOleObject("excel.application");

Excelapp.Application.EnableEvents:=false;

ExcelApp.WorkBooks.Add(xlWBatWorkSheet);

ExcelApp.WorkBooks.WorkSheets.name:= "Отчёт";

ExcelApp.Visible:= false;

Colum:=ExcelApp.Workbooks.WorkSheets["Отчёт"].Columns;

if DBGrid1.Columns.Visible then begin

Colum.Columns[i].ColumnWidth:=25;Inc(i);

Colum:=ExcelApp.Workbooks.WorkSheets["Отчёт"].Rows;

Colum.Rows.Font.Bold:=true;

Colum.Rows.Font.Size:=8;

Colum.Rows.Font.Bold:=true;

Colum.Rows.Font.Color:=0;

Colum.Rows.Font.Size:=10;

ExcelApp.Visible:= false;

mem:= TMemo.Create(Self);

mem.Visible:= false;

mem.Parent:= Form1;

sline:=("Данные по библиотеке"+#9+DateToStr(date)+#9+TimeToStr(Time));

mem.Lines.Add(sline);

for col:= 0 to DBGrid1.FieldCount-1 do

if DBGrid1.Columns.Visible then

sline:= sline + form1.DBGrid1.Columns.Title.Caption + #9;

mem.Lines.Add(sline);

mem.Lines.Add("");

for row:= 0 to form1.DBGrid1.DataSource.DataSet.RecordCount-1 do

for col:= 0 to form1.DBGrid1.FieldCount-1 do

if form1.DBGrid1.Columns.Visible then

sline:= sline + form1.DBGrid1.Fields.AsString + #9;

mem.Lines.Add(sline);

form1.DBGrid1.DataSource.DataSet.Next;

if form1.DBGrid1.DataSource.DataSet.Eof then Break;

mem.CopyToClipboard;

ExcelApp.Visible:= true;

ExcelApp.Workbooks.WorkSheets["Отчёт"].Paste;

ExcelApplication1.Free;

form1.DBGrid1.DataSource.DataSet.EnableControls;

Screen.Cursor:= crArrow;

procedure TForm1.BitBtn5Click(Sender: TObject);

if ADOTable1.Locate("avtor",Edit1.Text,) then DBGrid1.SetFocus else

MessageDlg("ПОИСК НЕ ДАЛ РЕЗУЛЬТАТОВ",mtConfirmation,,0);

procedure TForm1.RadioButton1Click(Sender: TObject);

ADOTable1.Filter:="izdatelstvo="+""""+Edit1.Text+"""";

ADOTable1.Filtered:=true;

procedure TForm1.RadioButton2Click(Sender: TObject);

ADOTable1.Filter:="razdel="+""""+Edit1.Text+"""";

ADOTable1.Filtered:=true;

procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);

BitBtn6.Enabled:=true;

BitBtn7.Enabled:=true;

BitBtn8.Enabled:=true;

procedure TForm1.BitBtn6Click(Sender: TObject);

ADOTable1.Insert;

procedure TForm1.BitBtn8Click(Sender: TObject);

procedure TForm1.BitBtn7Click(Sender: TObject);

if MessageDlg("Вы действительно хотите удалить запись?",mtConfirmation,,0)=mrCancel then Abort ;

ADOTable1.Delete;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение теории и технологии работы со средой программирования Delphi. Описание Описание интерфейса программы, структуры данных, генерации точек. Разработка задания по выявлению всех квадратов, которые могут быть образованы точками на плоскости.

    реферат , добавлен 13.01.2015

    Разработка программы для работы с базой данных "Библиотека" в среде Borland C++Builder 6 на языке программирования C++ с использованием визуальных средств. Структура информации, подключение к ней и ее отображение. Описание пользовательского интерфейса.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Ознакомление с историей создания и особенностями объектно-ориентированного языка программирования Delphi. Разработка приложения, фиксирующего количество повторений какого-либо слова в тексте, введённом в поле MEMO. Описание интерфейса программы.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Особенности разработки приложений для операционной системы с помощью императивного, структурированного, объектно-ориентированного языка программирования Delphi. Формальное начало программы. Выделение конца программного блока. Листинг и описание программы.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Основные этапы разработки и внедрения программного обеспечения. Понятие, функции и классификация баз данных. Проектирование базы данных "Библиотека" для ведения картотеки и учета выдачи книг. Пользовательский интерфейс программы, методика ее тестирования.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Разработка приложения для работы с базой данных с использованием объектно-ориентированного и визуального программирования. Обзор языка элементов языка программирования Delphi. Проектирование базы данных автозаправки. Клиентская система приложения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Общая характеристика инфологической модели информационной системы. Знакомство с особенностями проектирования базы данных "Библиотека", анализ основных этапов. Рассмотрение способов составления запросов по выборке информации из таблиц базы данных.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2013

    Методика и основные этапы создания базы данных в библиотеке, отражаемая в ней информация и функциональные особенности. Порядок построения информационно-логической модели базы данных. Особенности реализации пользовательского интерфейса средствами форм.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Разработка системы, автоматизирующей ведение базы данных библиотеки. Основные требования к программному обеспечению. Модели локальных представлений. Архитектура информационной системы. Хранимые процедуры. SQL-скрипт создания базы данных. Текст программы.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2014

    Рассмотрение основ использования информационных технологий в гостиничном бизнесе. Выбор системы управления базами данных. Описание информационной технологии. Выполнение программной реализации в среде объектно-ориентированного программирования Delphi 7.



Введение

В связи с бурным развитием технологий программирования, все больше людей сталкиваются с проблемой наращивания возможностей своих программ. Данная статья посвящена именно этому вопросу, а именно - программирование DLL в Borland Delphi. Кроме того, так как мы затронем вопросы по использованию библиотек DLL, то попутно коснемся импортирования функций из чужих DLL (в том числе и системных, т.е. WinAPI).

Области применения DLL

Итак, зачем же нужны библиотеки DLL и где они используются?.. Перечислим лишь некоторые из областей их применения:

Отдельные библиотеки Содержат полезные для программистов дополнительные функции. Например, функции для работы со строками, или же - сложные библиотеки для преобразования изображений. Хранилища ресурсов В DLL можно хранить не только программы и функции, но и всевозможные ресурсы - иконки, рисунки, строковые массивы, меню, и т.д. Библиотеки поддержки В качестве примера можно привести библиотеки таких известных пакетов, как: DirectX, ICQAPI (API для ICQ), OpenGL и т.д. Части программы Например, в DLL можно хранить окна программы (формы), и т.п. Плагины (Plugins) Вот где настоящий простор для мыслей программиста! Плагины - дополнения к программе, расширяющие ее возможности. Например, в этой статье мы рассмотрим теорию создания плагина для собственной программы. Разделяемый ресурс DLL (Dynamic Link Library) может быть использована сразу несколькими программами или процессами (т.н. sharing - разделяемый ресурс)

Краткое описание функций и приемов для работы с DLL

Итак, какие же приемы и функции необходимо использовать, чтобы работать с DLL? Разберем два метода импортирования функций из библиотеки:

1 способ. Привязка DLL к программе.

Это наиболее простой и легкий метод для использования функций, импортируемых из DLL. Однако (и на это следует обратить внимание) этот способ имеет очень весомый недостаток - если библиотека, которую использует программа, не будет найдена, то программа просто не запустится, выдавая ошибку и сообщая о том, что ресурс DLL не найден. А поиск библиотеки будет вестись: в текущем каталоге, в каталоге программы, в каталоге WINDOWS\SYSTEM, и т.д. Итак, для начала - общая форма этого приема:


FunctionName (либо ProcedureName) имя функции (или процедуры), которое будет использоваться в Вашей программе; Par1, Par2, ... имена параметров функции или процедуры; Par1Type, Par2Type, ... типы параметров функции или процедуры (например, Integer); ReturnType тип возвращаемого значения (только для функции); stdcall директива, которая должна точно совпадать с используемой в самой DLL; external "DLLNAME.DLL" директива, указывающая имя внешней DLL, из которой будет импортирована данная функция или процедура (в данном случае - DLLNAME.DLL); name "FunctionName" ("ProcedureName") директива, указывающая точное имя функции в самой DLL. Это необязательная директива, которая позволяет использовать в программе функцию, имеющую название, отличное от истинного (которое она имеет в библиотеке); index FunctionIndex (ProcedureIndex) директива, указывающая порядковый номер функции или процедуры в DLL. Это также необязательная директива.

Это гораздо более сложный, но и более элегантный метод. Он лишен недостатка первого метода. Единственное, что неприятно - объем кода, необходимого для осуществления этого приема, причем сложность в том, что функция, импортируемая из DLL достуна лишь тогда, когда эта DLL загружена и находится в памяти... С примером можно ознакомиться ниже, а пока - краткое описание используемых этим методом функций WinAPI:

LoadLibrary(LibFileName: PChar) загрузка указанной библиотеки LibFileName в память. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (THandle) DLL в памяти. GetProcAddress(Module: THandle; ProcName: PChar) считывает адpес экспоpтиpованной библиотечной функции. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (TFarProc) функции в загруженной DLL. FreeLibrary(LibModule: THandle) делает недействительным LibModule и освобождает связанную с ним память. Следует заметить, что после вызова этой процедуры функции данной библиотеки больше недоступны.

Практика и примеры

Ну а теперь пора привести пару примеров использования вышеперечисленных методов и приемов:

Пример 1. Привязка DLL к программе


Теперь то же самое, но вторым способом - с динамической загрузкой:


Примечание:

Следует воздерживаться от использования типа string в библиотечных функциях, т.к. при его использовании существуют проблемы с "разделением памяти". Подробней об этом можно прочитать (правда, на английском) в тексте пустого проекта DLL, который создает Delphi (File -> New -> DLL). Так что лучше используйте PChar, а затем при необходимости конвертируйте его в string функцией StrPas.

Ну а теперь разберем непосредственно саму библиотеку DLL:

Пример 3. Исходник проекта MYDLL.DPR


Размещение в DLL ресурсов и форм

В DLL можно размещать не только функции, но и курсоры, рисунки, иконки, меню, текстовые строки. На этом мы останавливаться не будем. Замечу лишь, что для загрузки ресурса нужно загрузить DLL, а затем, получив ее дескриптор, - загружать сам ресурс соотвествующей функцией (LoadIcon, LoadCursor, и т.д.). В этом разделе мы лишь немного затронем размещение в библиотеках DLL окон приложения (т.е. форм в Дельфи).

Для этого нужно создать новую DLL и добавить в нее новую форму (File -> New -> DLL, а затем - File -> New Form). Далее, если форма представляет собой диалоговое окно (модальную форму (bsDialog)), то добавляем в DLL следующую функцию (допустим, форма называется Form1, а ее класс - TForm1):

Пример 4. Размещение формы в DLL


Если же нужно разместить в DLL немодальную форму, то необходимо сделать две функции - открытия и закрытия формы. При этом нужно заставить DLL запомнить дескриптор этой формы.

Создание плагинов

Здесь мы не будем подробно рассматривать плагины, т.к. уже приведенные выше примеры помогут Вам легко разобраться в львиной части программирования DLL. Напомню лишь, что плагин - дополнение к программе, расширяющее ее возможности. При этом сама программа обязательно должна предусматривать наличие таких дополнений и позволять им выполнять свое предназначение.

Т.е., например, чтобы создать плагин к графическому редактору, который бы выполнял преобразование изображений, Вам нужно предусмотреть как минимум две функции в плагине (и, соответственно, вызвать эти функции в программе) - функция, которая бы возвращала имя плагина (и/или его тип), чтобы добавить этот плагин в меню (или в тулбар), плюс главная функция - передачи и приема изображения. Т.е. сначала программа ищет плагины, потом для каждого найденного вызывает его опозновательную функцию со строго определенным именем (например, GetPluginName) и добавляет нужный пункт в меню, затем, если пользователь выбрал этот пункт - вызывает вторую функцию, которой передает входное изображение (либо имя файла, содержащего это изображение), а эта функция, в свою очередь, обрабатывает изображение и возвращает его в новом виде (или имя файла с новым изображением). Вот и вся сущность плагина... :-)

Эпилог

В этой статье отображены основные стороны использования и создания библиотек DLL в Borland Delphi. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail:

Чтобы создать новую библиотеку DLL в Delphi, выберите команду меню File > New > Other . В панели Items Categories окна New Items выберите узел Delphi Projects , после чего дважды щелкните на элементе Dynamic-link Library в правой панели окна.

Мастер DLL Wizard создает главный файл исходного кода библиотеки DLL, который выглядит практически так же, как и исходный код, сгенерированный для обычного приложения. Единственное отличие состоит в том. что этот файл начинается с зарезервированного слова library , а не program .

Library Project1; { Important note about DLL memory management: ShareMem must be the first unit in your library"s USES clause AND your project"s (select Project-View Source) USES clause if your DLL exports any procedures or functions that pass strings as parameters or function results. This applies to all strings passed to and from your DLL--even those that are nested in records and classes. ShareMem is the interface unit to the BORLNDMM.DLL shared memory manager, which must be deployed along with your DLL. To avoid using BORLNDMM.DLL, pass string information using PChar or ShortString parameters. } { Важное замечание относительно управления памятью библиотеки DLL: модуль ShareMem должен быть первым модулем в операторе uses вашей библиотеки и в операторе uses вашего проекта (выберите команду меню Project -> View Source (Проект -> Показать исходный код)), если ваша библиотека DLL экспортирует какие-либо процедуры или функции, передающие строки в качестве параметров или результатов выполнения функций. Это относится ко всем строкам, передаваемым или получаемым из вашей библиотеки DLL, и даже к тем строкам, которые вложены в записи и классы. Модуль ShareMem является модулем интерфейса для администратора общей памяти BORLNDMM.DLL, который вы должны развертывать вместе со своей библиотекой DLL. Чтобы не использовать BORLNDMM.DLL, передавайте строковую информацию с помощью параметров PChar или ShortString. } uses SysUtils, Classes; {$R *.res} begin end.

Все, что вам нужно сделать сейчас - это добавить подпрограмму перед блоком begin-end , вот и все. После этого вы получите внутреннюю подпрограмму, которую можно будет использовать в библиотеке DLL, но не во внешних приложениях. Если вы хотите вызывать подпрограмму из других приложении и других библиотек DLL, ее потребуетсл экспортировать. Чтобы экспортировать подпрограмму по имени, добавьте ее в список exports . Список exports имеет такой же синтаксис, что и список uses , за исключением того, что в списке exports любой элемент является подпрограммой, а не модулем.

Список exports обычно ставится непосредственно перед блоком begin-end . Взгляните на листинг 1, в котором представлен исходный код простой библиотеки FirstLib.dll , экспортирующей одну функцию.

Листинг 1. Простая библиотека DLL

Library FirstLib; function Max3(Num1, Num2, Num3: Integer): Integer; stdcall; begin Result:= Num1; if Num2 > Result then Result:= Num2; if Num3 > Result then Result:= Num3; end; { Экспортируем функцию Max3 } exports Max3; begin end.

Когда вы добавите подпрограмму в список exports , вы тем самым экспортируете подпрограмму по ее имени. Вы можете также экспортировать подпрограмму под другим именем с помощью директивы name или посредством порядкового значения, используя директиву index . Однако применять директиву index не рекомендуется.

Ниже показан пример экспортирования директивы посредством порядкового значения или под другим именем:

Exports Max3 name "MyMax3Function", SaySomething index 1;

Статическая загрузка является самым простым из двух возможных способов загрузки библиотеки DLL. Статическую загрузку называют еще динамическим подключением во время загрузки (load-time dynamic linking ), потому что используемые библиотеки DLL автоматически загружаются во время запуска приложения.

Чтобы статически загрузить библиотеку DLL, необходимо скопировать объявление подпрограммы и вызывающее приложение и пометить ее с помощью директивы external , которая сообщает компилятору о том, что подпрограмма находится либо в объектном файле, либо в библиотеке DLL.

Когда вы импортируете подпрограммы из библиотеки DLL, вы должны помечать их директивой external , указывая вслед за ней имя библиотеки DLL, в которой содержится реализация подпрограммы. Далее показан пример импорта функции МахЗ из библиотеки FirstLib.dll :

Function Max3(Num1, Num2, Num3: Integer): Integer; stdcall; external "FirstLib.dll";

При желании можете даже переименовать подпрограмму во время ее импорта. Для этого необходимо объявить подпрограмму под другим именем, а в конце объявления указать первоначальное имя с помощью директивы name :

Function Max(Num1, Num2, Num3: Integer): Integer; stdcall; external "FirstLib.dll" name "Max3";

Вы можете также импортировать функцию из библиотеки DLL. Для этого нужно создать модуль импорта и написать стандартный заголовок подпрограммы в разделе interface , а ее внешнюю реализацию - в разделе implementation этого модуля. В листинге 2 показан полный код модуль импорта библиотеки FirstLib.dll .

Листинг 2. Модуль импорта библиотеки FirstLib.dll.

Unit FirstLibInf; interface function Max3(Num1, Num2, Num3: Integer): Integer; stdcall; implementation const FirstLib = "FirstLib.dll"; {Компилятору сообщается о том, что реализация функции Max3 находится в библиотеке FirstLib.dll} function Max3; external FirstLib; end.

После того как вы создадите библиотеку DLL и ее модуль импорта, протестируйте библиотеку DLL, чтобы убедиться в том. что подпрограмма работает нормально. Поскольку запустить саму библиотеку DLL нельзя, нужно создать тестовое приложение, которое будет обращаться к библиотеке DLL. Быстрее всего сделать это можно, если создать проектную группу, добавив новый проект в текущий проект. Для этого потребуется щелкнуть правой кнопкой мыши на элементе ProjectGroup1 в окне Project Manager (Диспетчер проекта) и выбрать в контекстном меню команду Add New Project , как показано на рис. 1.

Листинг 3. Проверка подпрограммы Max3, импортированной из библиотеки FirstLib.dll.

Unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, FirstLibInf, StdCtrls; type TMainForm = class(TForm) Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; Edit3: TEdit; Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel; Max3Button: TButton; procedure Max3ButtonClick(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var MainForm: TMainForm; implementation {$R *.dfm} procedure TMainForm.Max3ButtonClick(Sender: TObject); var LargestNumber: Integer; begin LargestNumber:= Max3(StrToInt(Edit1.Text), StrToInt(Edit2.Text), StrToInt(Edit3.Text)); MessageDlg(Format("Наибольшее число: %d.", ), mtInformation, , 0); end; end.

Используемая литература: Внутренний мир Borland Delphi 2006. Иван Хладни.

DLL - Dynamic Link Library иначе динамически подключаемая библиотека, которая позволяет многократно применять одни и те же функции в разных программах. На самом деле довольно удобное средство, тем более что однажды написанная библиотека может использоваться во многих программах. В сегодняшнем уроке мы научимся работать с dll и конечно же создавать их!
Ну что ж начнём!

Для начала создадим нашу первую Dynamic Link Library! Отправляемся в Delphi и сразу же лезем в меню File -> New ->Other.
Перед нами появляется вот такое окошко:

Выбираем в списке Dynamic-Link Library (в версиях младше 2009 Delphi пункт называется DLL Wizard).

В результате у нас появляется лишь окно с кодом, заметьте никакой формы у нас здесь нет!
Теперь начинается самое интересное. Напишем наши первые процедуры в библиотеке.

library Project2;
//Вы, наверное уже заметили, что вместо program
//при создании dll используется слово library.
//Означающее библиотека.
uses
SysUtils, dialogs,
Classes; // Внимание! Не забудьте указать эти модули,
// иначе код работать не будет

{$R *.res}
{В ЭТУ ЧАСТЬ ПОМЕЩАЕТСЯ КОД DLL}

Procedure FirstCall; stdcall; export;
//Stdcall - При этом операторе параметры помещаются в стек
//справа налево, и выравниваются на стандартное значение
//Экспорт в принципе можно опустить, используется для уточнения
//экспорта процедуры или функции.

Begin
ShowMessage("Моя первая процедура в dll ");

End;

Procedure DoubleCall; stdcall; export;
Begin
ShowMessage("Моя вторая процедура ");
//Вызываем сообщение на экран
End;

Exports FirstCall, DoubleCall;
//В Exports содержится список экспортируемых элементов.
//Которые в дальнейшем будут импортироваться какой-нибудь программой.

begin
End.

На этом мы пока остановимся т.к. для простого примера этого будет вполне достаточно. Сейчас сохраняем наш проект, лично я сохранил его под именем Project2.dll и нажимаем комбинацию клавиш CTRL+F9 для компиляции библиотеки. В папке, куда вы сохранили dpr файл обязан появится файл с расширением dll, эта и есть наша только что созданная библиотека. У меня она называется Project2.dll

Займёмся теперь вызовом процедур из данной библиотеки. Создаём по стандартной схеме новое приложение. Перед нами ничего необычного просто форма. Сохраняем новое приложение в какую-нибудь папку. И в эту же папку копируем только что созданную dll библиотеку . Т.е. в данном примере Project2.dll

Теперь вам предстоит выбирать, каким способом вызывать функции из библиотеки. Всего существует два метода вызова.

Способ № 1
Пожалуй, это самый простой метод вызова процедур находящихся в библиотеке.
Идеально подходит для работы только с одной библиотекой.

Ну что поехали...
После ключевого слова implementation прописываем следующий код:

Procedure FirstCall; stdcall; external "Project2.dll" ;
// Вместо Project2.dll может быть любое имя библиотеки

Procedure DoubleCall; stdcall; external "Project2.dll" ;

Здесь, как вы уже наверное догадались, мы сообщаем программе названия наших процедур и говорим, что они находятся в dll библиотеке , в моем случае с именем Project2.dll

Теперь для того, что бы вызвать данные процедуры нам необходимо лишь вставить их названия в любое место кода, что мы сейчас и сделаем. Кидаем на форму 2 компонента Button с закладки Standart и создаем на каждой обработчик событий OnClick

OnClick первой кнопки:


Begin
FirstCall;
End;

OnClick второй кнопки:


Begin
DoubleCall; // Имя процедуры, которая находится в dll
End;

Вот и все!

Способ № 2:
Сложнее чем первый, но у него есть свои плюсы, а самое главное, что он идеально подходит для плагинов.
Для применения данного метода, первым делом объявляем несколько глобальных переменных:

Var
LibHandle: HModule; //Ссылка на модуль библиотеки
FirstCall: procedure; stdcall;
//Имена наших процедур лежащих в библиотеке.

DoubleCall: procedure; stdcall;

Затем после ключевого слова implementation напишем процедуру которая будет загружать нашу библиотеку:

Procedure LoadMyLibrary(FileName: String);
Begin
LibHandle:= LoadLibrary(PWideChar(FileName));
//Загружаем библиотеку!
// Внимание! PChar для версий ниже 2009 Delphi
If LibHandle = 0 then begin
MessageBox(0,"",0,0);
Exit;
End;
FirstCall:= GetProcAddress(LibHandle,"FirstCall ");
//Получаем указатель на объект
//1-ий параметр ссылка на модуль библиотеки
//2-ой параметр имя объекта в dll

DoubleCall:= GetProcAddress(LibHandle,"DoubleCall ");
If @FirstCall = nil then begin

MessageBox(0,"Невозможно загрузить библиотеку ",0,0);
Exit;
End;
If @DoubleCall = nil then begin
//Проверяем на наличие этой функции в библиотеке.
MessageBox(0,"Невозможно загрузить библиотеку ",0,0);
Exit;
End; End;

После чего на форме создаем, обработчик событий OnCreate, в котором с помощью только что созданной процедуры мы загрузим нашу библиотеку

Procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
Begin
LoadMyLibrary("Project2.dll ");
End;

Теперь опять же, для того, что бы вызвать необходимые процедуры из нашей библиотеки нам необходимо лишь вставить их названия в любое место кода. Для этого кидаем на форму 2 компонента Button с закладки Standart и создаем на каждой обработчик событий OnClick

OnClick первой кнопки:

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
Begin
FirstCall; // Имя процедуры, которая находится в dll
End;

OnClick второй кнопки:

Procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
Begin
DoubleCall; // Имя процедуры, которая находится в dll
End;

Ну и напоследок создаем обработчик событий OnDestroy на форме, в котором выгружаем dll библиотеку из памяти

Procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
Begin
FreeLibrary(LibHandle);
//Выгружаем библиотеку из памяти.
End;

Вот и все! Второй способ получился довольно громоздкий, но его плюс в уточнении хранящегося объекта в библиотеке.

P.S. Хотите вперед всех остальных посетителей сайта получать свежие Видео уроки, Аудио подкасты, статьи по Delphi.
Участвовать в конкурсах и постепенно вливаться в нашу команду?!
Тогда прямо сейчас подписывайтесь на бесплатную мультимедийную рассылку сайта сайт
Нас уже больше чем 3500 человек!



Рекомендуем почитать

Наверх