Как систематизировать информацию. Систематизация информации. Модель сравнения семантических свойств

Скачать Viber 18.03.2019

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

  1. установление соотношения фигуры и фона;
  2. завершение образов;
  3. установление сходства и приблизительности.

При установлении соотношения фигуры и фона в общей "картине" информации выделяется то, что является "фигурой", т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что не является фигурой, превращается в фон. Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном. В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам "люблю - не люблю", "нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "приемлемо - неприемлемо" и т.п.

Восприятие - очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и зачастую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляющие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого человека характерна индивидуальность в протекании этих процессов, которая всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с человеком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, какими характерными чертами восприятия действительности он обладает.

В наше время мы получаем большое количество информации, которую нам приходиться перерабатывать каждый день. Как правильно такой объем информации систематизировать? Как раз об этом в нашей статье.

Обычно мы встречаем такой алгоритм задачи чтоиз факта А следует факт Б. Но иногда нам требуется не просто вспомнить факт, но точно привести цитату, указать автора и источник, по которому цитируется фраза. Известно что запомнить все досконально просто невозможно, поэтому следует вести картотеку фактов, в которой можно легко найти нужную информацию. Как вести картотеку -- вот вопрос.

Какие я использую технологии по систематизации информации:

Покупая книги и журналы, я их не просто читаю но и подчеркиваю в них важные факты (журналы и книги должны быть моими, чтобы в них можно было делать записи). Потом выношу ссылки на факты на заглавную страницу. Когда нужно процитировать, я пытаюсь представить контекст, в котором видел фразу (где на странице, рядом с какими картинками был расположен текст). После этого пролистываю подшивки журналов и пытаюсь найти цитату.

Сканирую бумажные статьи в электронные файлы. Файлы лучше сохранять в формате HTML, чтобы иметь возможность создавать гибкую структуру ссылок на статьи (создается один корневой файл с ссылками на остальные статьи). Этот способ трудоемкий, но зато позволяет готовить фактический материал сразу для представления его в Интернете.

Хорошо было бы иметь аналог архива (каталогизатора), который бы позволял вести сортироку по темам и по ключевым словам. Чтобы можно было привязать один файл ко многим темам, а потом при необходимости просмотреть все имеющиеся документы по данному направлению. А может быть, подобные машины уже существуют?

Сергей Михайлов - Как систематизировать информацию

Другие статьи с сайта "Больше, чем скорочтение"

Беспорядочные знания

Информация поступает в память, это мы уже знаем, но что она там делает, как используется в дальнейшем и как преобразуется в знания? И что такое знания?

Информация, которая находится в нашей памяти, это, безусловно, какие-то знания, но разрозненные, возможно находящиеся в беспорядке, их трудно извлечь и воспользоваться ими. Информации такое огромное количество и такое разнообразие что, если ее не организовать специальным образом, то просто можно утонуть в ней.

Каждый из нас может вспомнить нерадивого студента (а может быть и самого себя), в последний момент перед экзаменом пытающегося заполнить свою память всевозможной информацией, почерпнутой из книг и конспектов.

Что будет с ним на экзамене? Да просто он утонет во всей этой информации, не сумев извлечь необходимые ответы на вопросы экзаменатора, про такого студента говорят, что у него "каша в голове". Безусловно, какая-то информация у него есть в памяти, но совершенно беспорядочная и поэтому бесполезная.

Следовательно, информация, которой можно воспользоваться, должна быть специально организована, тогда она становится действительно твердыми, уверенными знаниями.

Объем и качество знаний зависит от процесса изучения информации, цели, интересов и задач, стоящих перед человеком. Степень усвоения знаний предполагает сочетание понимания, сохранения, извлечения и активного использования определенных знаний. В основе знаний лежат процессы памяти и мышления.

Репрезентации (представления)

Представления — это сохранившиеся у нас образы воспринятых ранее предметов, явлений, фактов, которые в данный момент не действуют на наши органы чувств. Являясь основным содержанием памяти, репрезентации служат для дальнейших когнитивных процессов.

Чтобы лучше все это представить, вызовем из памяти образ прекрасной благоухающей розы, вот мы ее уже видим: ее нежные лепестки с тончайшими прожилками, и вот уже чувствуем, как она источает нежнейший запах. А вот перед нами лимон, мы его разрезаем, сок капает на блюдце — и у нас уже полон рот слюны. Что это? Да это же вторичный чувственный образ предмета (розы, лимона).

При непосредственном восприятии, когда перед нами был образ предмета, мы его сохранили, но это не фотография этого образа, а если можно привести такой пример, то это произведение величайшего художника — нашей памяти.

Как художник переносит на полотно не только то, что видит, а и свое осмысление образа, и свои чувства, и свою переработку образа, так и наша память не оставляет образ в первозданном виде, а изменяет в соответствии со своими представлениями.

Но человек оперирует в своей жизни не только образами единичных предметов — представлениями, но они объединяются в определенные понятия по однородности их существенных признаков и уже не имеют чувственно-наглядной формы, они существуют в словах, обобщающих образы.

Например, образ розы это единичное представление, гвоздика, ромашка, левкой — каждый их образ также является единичным представлением. А вот обобщенное знание о них, когда мы абстрагируемся от конкретных признаков каждого цветка, существует в слове "цветок".

Новые понятия — новые знания

В психологии существуют понятия двух типов: житейские и научные. В житейских понятиях, приобретенных человеком в практическом опыте, преобладают наглядно-образные связи. Научные понятия приобретаются человеком на протяжении всей жизни: школа, различные учебные заведения, самообразование. Т.е. заполнение научных понятий полноценным смысловым содержанием происходит долго, при участии вербально-логических операций. С каждым новым понятием человек обогащается новыми знаниями.

Представления, обобщаясь, становятся понятиями, а понятия конкретизируясь, могут стать представлениями. Сформировавшись, понятие не остается неизменным, оно обобщается, когда человек изучает и дополняет те вопросы, которые входят в круг понятия. Чем больше обобщается понятие, тем полнее и глубже знание по данному вопросу, т.е., понятие — обобщенное знание группы предметов, объединенных по однородности существенных признаков.

Аналогия с компьютером

Можно провести такую аналогию: вы что-то узнали новое и занесли, полученный документ в компьютер в виде файла, затем, встретилось еще что-то по этому вопросу, вы уже завели папку и положили в нее оба документа, затем добавили еще несколько. А потом вы увидели, что вопрос-то гораздо шире, вы завели другую папку, в которую положили документы, содержащие информацию, касающуюся другой стороны вопроса, при этом обе папки положив в более общую.

Таким образом, ваша папка будет заполняться и далее, и нет предела укрупнению этих папок и объединению документов, пока вас будет интересовать данный вопрос. Зато вы всегда при необходимости можете вернуться к своей заветной систематизированной папке, в которой лежит знание по какому-то определенному вопросу, и извлечь из нее нужный материал.

Репрезентации семантических знаний

В когнитивной психологии большое внимание уделяется репрезентации семантических знаний, благодаря высокому уровню развития языка, его возможности и доступности.

Всякое понятие, как обобщенное знание, возникает на основе чувств, но само не имеет наглядной формы, а определяется словом, т.е. внутренней лексикой, свойственной человеку. Слова представляют особую ценность, т.к. за ними стоят понятия, поэтому можно понять содержание, структуру и процесс понятий, изучая способ извлечения и использования слов.

Нам знакомо такое положение вещей, когда, извлекая нужное понятие (слово), мы по ассоциации "цепляемся" за другое, потом за третье, и перед нами разворачивается целая цепь понятий и образов. Семантическая организация ассоциаций описывается несколькими моделями: кластеризации, сравнения семантических свойств и сетевой.

Модель кластеризации

Основа этой модели в том, что воспоминание об одном образе хранится с воспоминаниями обо всех однородных образах. Согласно этой модели в кластерах хранятся элементы категорий, атрибуты и их ассоциации.

При извлечении какого-нибудь образа, извлекается и весь набор, атрибутов с ассоциациями, выбирается необходимый при определенном совпадении, но нам не избежать ассоциаций, которые извлеклись попутно.

Какая информация из извлеченных образов более соответствует действительности, и почему некоторые высказывания дают более быструю реакцию, чем остальные. Это пытается объяснить модель сравнения.

Модель сравнения семантических свойств

Слова в этой модели представлены в виде семантических свойств (Smith et al., 1974), т.е. у каждого слова есть определяющие его свойства. Однородные слова (понятия) объединены в множества.

Казалось бы, чего проще, извлекай необходимое и никаких сомнений, однако бывают случаи, когда определяющие свойства слов не полностью соответствуют нужному слову и приходится отыскивать его в другом множестве. Таким образом, в этой модели предусмотрены различные степени сравнения слов по их характеристическим свойствам.

Гораздо полнее и шире поясняют организацию знаний сетевые модели.

Модели семантической сети

Идея этих моделей взята Коллинзом и Куиллианом на основе организации памяти компьютерной самообучаемой программы распознавания языка. Эта программа должна была понимать текст и сохранять в памяти новые, незнакомые слова. Сеть представлена знаниями в виде узлов в иерархической структуре (от высшего к низшему).

Удобство этой модели в том, что в каждом элементе не хранятся общие атрибуты, они хранятся в узле иерархии. Также эта модель дает возможность осуществлять перекрестный поиск и иерархию наследования, но на деле оказалось, что линейный поиск вверх и вниз не наблюдается, и вообще многие другие теоретические положения этих моделей также не подтвердились. Тогда была предложена новая теория.

Распространения активации

Согласно этой теории, понятия хранятся специальном понятийном пространстве, причем они связаны с родственными понятиями и ассоциациями. Если активируется какой-либо элемент сети, то возбуждаются все прилежащие элементы сети. И чем сильнее связь между соседними элементами, тем сильнее их активация. Эта теория сложна, но как-то объясняет неожиданные связи, которые могут активироваться.

Кроме моделей семантических сетей существуют модели пропозициональных сетей.

Пропозициональные сети

Пропозиции — наименьшие компоненты знания, представляемые в виде одиночных элементов. Андерсоном и Бауэром, на основе этих представлений была разработана теория репрезентации знаний — "ассоциативная память человека".

В этой модели знание представлено в виде пропозиций. Они могут иметь дополнительные элементы времени, места и т.д. Создаются как бы ветви, которые объединяются с помощью понятийных узлов, включающих понятия и ассоциации. Понятийные узлы существуют в памяти до кодирования пропозиции.

В результате развития этой модели появилась модель адаптивного контроля мысли, которая включает в себя такие типы репрезентации: рабочую память, процедурные и декларативные репрезентации (представления).

Рабочая память (как нам уже известно) — активное кратковременное хранилище, с доступной в настоящее время информацией, которая может быть извлечена из долговременной памяти.

Кроме специальных знаний мы располагаем знаниями об окружающем мире. Эти знания, как в памяти человека, так и в памяти компьютера могут храниться в процедурном и декларативном виде. Процедурные представления хранят сведения о процедурах, выполнение которых приносит пользу при решении определенных задач. Они хранятся в виде алгоритмических процедур в закодированном виде, но могут храниться и в виде определенных сценариев.

Декларативные представления — наше фактическое знание, хранит сведения о фактах, явлениях, закономерностях. Эти знания могут быть записаны, например, на реляционном языке.

В начале при создании ЭВМ использовались только процедурные представления при решении задач, при этом программы были хранителями этих знаний, декларативные же представления описывали данные, с которыми работали программы. Однако у человека в модели окружающего мира и в его деятельности оба вида представлений работают весьма активно, к чему стремятся и создатели искусственного интеллекта.

При решении задач человек анализирует не только условия задачи, но и использует все свои накопленные знания и опыт. Причем из всего многообразия знаний он выбирает только те, которые связаны с конкретной задачей, здесь не так важен объем знаний, сколько их системность, точность и гибкость.

Используя наше сравнение с овощной базой, мы и здесь найдем подходящее соответствие. Если нет порядка на овощной базе, и овощи разных сортов были брошены в одно общее хранилище, естественно, они все перемешались. И вот, например, пришла машина за картофелем, а в хранилище он перемешан с морковью и свеклой, да еще и пастернак попадается. Что же делать?

Машина отправится на другую базу, а на этой будет аврал и срочная переборка всех овощей и складирование их в разные хранилища. Так же и наши знания, если они лежат беспорядочной кучей, то воспользоваться ими мы не сможем, значит, наша задача систематизировать их в нужном порядке, чтобы использовать их по назначению.

Хранение знаний в виде объектов и связей между ними

Несмотря на различия семантических и пропозициональных моделей сетей, обе модели предполагают, что знание хранится в виде объектов и связей между ними.

Существуют еще коннекционистские модели, которые учитывают силу связи между элементами, их место хранения локализовано, и паттерны не обнаруживаются, а активируются. Эти модели больше соответствуют механизмам работы мозга.

Короче говоря, вопросы организации знаний не имеют однозначного ответа, а каждый ответ ставит перед нами новые вопросы. Настолько умно все устроено в мозгу человека, что, пожалуй, еще не одно поколение ученых будут ломать голову над его загадками, и для решения этих задач нужно все более совершенствовать свои знания в соответствии с современными научными представлениями.

Очень хорошее высказывание у Дж. Броновски (популяризатора науки): "Наша цивилизация — это цивилизация науки. Это значит, что главное для нее — знания и их целостность. Наука — это всего лишь латинское слово, означающее "знание"… . Лучше не скажешь! Значит знание — это наша судьба.

Эксклюзивный материал сайта "www.. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса

Важной чертой эффективной работы является быстрый доступ к необходимым ресурсам. Если работа требует информационного оснащения, то необходимо предусмотреть легкий, быстрый поиск информации, а также систематизацию новой информации.

Первичным и важнейшим этапом многих бизнес-процессов, происходящих в любой организации, является систематизация информации . Благодаря тщательно проведённой систематизации информации удаётся достичь высоких результатов в процессе оптимизации делопроизводства, а также в экономии средств компании и рабочего времени сотрудников. Без предварительной систематизации информации невозможно представить такие важнейшие бизнес-процессы, как документооборот, делопроизводство, создание материального и электронного архива, создание различных баз данных.

Систематизация информации включает:

Методы поиска и накопления информации;

Классификацию и индексирование информации;

Способы доступа к информации;

Способы представления информации;

Обработку запросов на поиск информации.

Информация может быть организована одним из двух основных способов:

Под структурированием понимается последовательная систематизация информации. Для этого используются стандартные форматы. Формат – это пустая форма, в которую заносится информация. Информация может быть записана на бумаге или в текстовом редакторе, или в виде входных данных может быть размещена в программе базы данных.

Стандартный формат составлен из разделов информации, называемых полями . Результатом заполненного формата является запись .

База данных – это собрание записей, организованных таким способом, чтобы облегчить поиск определенной записи или ряда взаимосвязанных записей, или определенной информации, содержащейся в этих записях. Еще одна характеристика хорошей базы данных – возможность выдавать ранее зафиксированные данные в различном виде: в отношении содержания (от минимального набора до исчерпывающей информации) и в отношении формы, в которой будут представлены выходные данные.

Под систематизацией информации подразумевается своего рода классификация всех документов организации по различным группам. Каждая компания выбирает для себя наиболее удобный метод систематизации информации, тот или иной тип классификации (или совокупность таких типов). Чаще всего вся документация фирмы распределяется в соответствии с номинальной, предметной, тематической, хронологической, авторской и архивной классификацией. Номинальная систематизация – распределение документов по их типу (счета, договоры, приказы и т.п.); предметная – по принадлежности документа к какому-либо конкретному делу; тематическая – по общей тематике; хронологическая систематизация информации – распределение документов по дате их создания; авторская – по имени автора документа; архивная – по срокам хранения документации.

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

  1. установление соотношения фигуры и фона;
  2. завершение образов;
  3. установление сходства и приблизительности.

При установлении соотношения фигуры и фона в общей "картине" информации выделяется то, что является "фигурой", т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что не является фигурой, превращается в фон. Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном. В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам "люблю - не люблю", "нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "приемлемо - неприемлемо" и т.п.

Восприятие - очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. Поиск решений может быть основан на информации различных типов. Для удобства пользования важно предусмотреть различные варианты подачи информации, или, формы представления информации.

Рассмотрим несколько типичных видов систематизации информации.

Номинальная систематизация представляет собой распределение информации по типу документа – договоры, счета, акты, приказы и т.п.

Предметная систематизация – распределение информации по содержанию документов: например, в одну папку отправляются документы, связанные со строительством объекта №., а в другую – со строительством объекта №2.

Хронологическая систематизация информации группирует документы в соответствии с определенными временными рамками – например, в «данной» папке хранится вся бухгалтерская документация за 2008 год. Довольно востребованным видом систематизации является классификация документов по автору или коллективу авторов. Обязательной к применению в архивах является экспертная систематизация информации, распределяющая документы по срокам их хранения. После проведения процесса систематизации информации, составляется номенклатура дел – перечень наименований документов, своеобразный справочник. Затем все документы индексируются.

Систематизация информации применяется как к материальным (бумажным) документам, так и к электронным. Составление классификации бумажных документов, последующее создание номенклатуры дел и индексирование – трудоёмкие процессы, требующие специальных навыков, выполнение которых стоит предоставить профессионалам. В компьютерных программах – «Электронных архивах» - процесс систематизации информации происходит автоматически, по заданным параметрам, но также требует предельной внимательности и аккуратности.

Систематизация документов осуществляется для того, чтобы предоставить пользователям возможность более легкого поиска нужных документов. В документационных центрах на этой стадии выполняется два основных действия – каталогизация и физическое хранение документов. Каталогизация, в свою очередь, также состоит из нескольких шагов:

  • библиографическое описание
  • описание содержания документа
  • назначение документу указателя местоположения

Каталогизация

Каталог – это упорядоченный набор ссылок об отдельных единицах хранения в коллекции. Другими словами, каталог – это список. Но при этом, больше, чем просто список, каждый пункт в этом списке является отдельной записью, содержащей различные части информации, такие как название, имя автора и описание содержания. Каталог может быть представлен в виде списка или набора небольших вторичных документов (например, учетных карточек) расположенных в определенном порядке. Карточный каталог – это такой список, в котором каждая отдельная запись или ссылка записана на отдельной карточке.

Хорошо организованный документационный центр должен хранить записи, описывающие все материалы в его коллекции. Под каталогизацией понимается создание короткой записи о документе с последующим включением записи в список, используемый при поиске. Короткие записи содержат необходимую информацию, помогающую пользователям отыскивать основные документы.

Раньше, наиболее распространенный метод каталогизации состоял в создании карточек каталога. Информация о каждом документе копировалась на несколько карточек, одна карточка – для каждого основания поиска. Основание поиска – это заголовок наверху каждой карточки, который может быть именем автора, названием или любым термином из использованных для описания темы документа. Все карточки с одним основанием поиска, например все содержащие имя автора, группируются вместе и затем выстраиваются в алфавитном порядке. Таким образом, пользователь может искать карточку по автору, названию или теме.

Другим общепринятым методом является представление каталога в виде печатного тома с разделами, в которых записи перечисляются по названию, по авторам и по темам. Этот метод имеет серьезные ограничения, поскольку добавление каждого нового материала в библиотеку влечет за собой отпечатку нового каталога.

Более эффективным методом каталогизации, практикуемым в настоящее время, является использование стандартных библиографических форматов с помощью компьютера, когда для каждой единицы хранения (например, книги, главы в книге или статьи) создается всего одна запись, а соответствующие компьютерные программы предоставляют возможность поиска.

Каждая запись каталога, в виде ли карточки каталога, элемента ли в списке или записи в стандартном библиографическом формате, обязательно должна включать несколько типов информации. Это библиографическое описание, информация о содержании и указатель на соответствующее местонахождение документа. Каждый из этих типов информации обсуждается в следующих разделах.

Набор правил, например (Англо-американские правила каталогизации), дает основные указания на то, как вводить информацию в каталог, включая правила расположения и использования пунктуации, особенно в случае с карточками каталога. Anglo-American Cataloguing Rules (Англо-американские правила каталогизации) были адаптированы и упрощены HURIDOCS’ом, и опубликованы под названием HURIDOCS Standard Formats for the Recording and Exchange of Bibliographic Information concerning Human Rights (Стандартные форматы HURIDOCS’а для записи и обмена библиографической информации в области прав человека). (подробнее см. в библиографии)

Информация, полученная путём чтения, предназначается для дальнейшего использования, поэтому её следует фиксировать: делать пометки, подчёркивания, разного вида записи (выписки, план, конспект, конспект-схемы и др.). Рассмотрим перечисленные виды записей более подробно.

План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План, как форма записи, обычно значительно более подробно передаёт содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка чёткого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов следует делать так, чтобы её легко можно было охватить одним взглядом.

Выписки. Выписать – значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников.

Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Выписки следует делать после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объёме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами.

Конспект – это последовательная фиксация, отобранной и обдуманной в процессе чтения информации. Конспекты бывают четырёх типов:

    плановые - каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта;

    текстуальные, состоящие из цитат;

    свободные, сочетающие выписки, цитаты, тезисы;

    тематические, содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам.

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

Составьте план текста – он поможет вам в логике изложения группировать материал.

Выделите в тексте и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает…», «раскрывает…».).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Конспект- схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространёнными являются схемы «генеалогическое дерево» и «паучок».

В схеме «генеалогическое дерево выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» – от общего понятия к его частным составляющим. Пример:

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того, чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти. Пример:

Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные понятия.

Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам.

Заполните схему данными.



Рекомендуем почитать

Наверх