Что такое непроходной канал теплотрассы. ТТК. Монтаж строительных конструкций наружных тепловых сетей. Способы прокладки трубопроводов тепловых сетей

Помощь 09.04.2019
Помощь

Ниже приведены типовые конструкции сборных железобетонных каналов, получив­шие наибольшее применение в строительстве тепловых сетей и в значительной степени оправдавшие себя в эксплуатации.

Рис.4.7 Наиболее простой и легко выполнимой конструкцией непроходных каналов явля­ются каналы прямоугольного сечения из сборных бетонных стеновых блоков и желе­зобетонных плит перекрытия (рис. 4.7) [ 3 ].

Рис. 4.7. Канал из сборных железобетон­ных плит и бетонных стеновых блоков:

1 - плита перекрытия; 2 - стеновой блок; 3 - гидроизоляция; 4 - цементный раствор; 5 - плита днища

Работы по сборке канала ведутся од­новременно с монтажом трубопроводов. Прежде всего в открытой траншее выпол­няется дно канала из бетона. После монтажа и изоляции трубопроводов устанавливают стеновые блоки, а затем укладывают плиты перекрытия.

Данная конструкция каналов является шарнирной, устойчивость ее обеспечивается хорошим качеством засыпки и утрамбовки пазух за стенками (одновременно с двух сторон). Скользящие опоры трубопроводов, прокладываемых в каналах, устанавливаются на железобетонных подушках, укладываемых на дно по слою цементного раствора.

Конструкция сборных каналов приве­дена в типовой серии ТС-01-01, а также в альбоме Мосэнергопроекта и может быть применена для прокладки трубопроводов диаметром 50 - 400 мм в непросадочных грунтах.

Грунты основания должны допускать среднее расчетное давление под дном канала не менее 0,15 МПа.

При наличии грунтовых вод конструк­ция непроходных каналов со сборными бе­тонными стенками применима при условии устройства попутного дренажа и выполнения наружной гидроизоляции, тип которой дол­жен выбираться в зависимости от конкрет­ных гидрогеологических условий. При выпол­нении оклеечной (рулонной) гидроизоляции необходимо устройство железобетонного дна каналов. Внутренние размеры каналов составляют по высоте от 310 до 760 мм и по ширине от 550 до 1600 мм.

Институтом «Мосинжпроект» разрабо­тана конструкция сводчатых каналов из сборного железобетона для тепловых сетей диаметрами 50 - 500 мм (рис. 4.8). Пролеты сводов составляют 1; 1,42; 1,8 и 2,2 м. Длина элементов сводов 2,95 м. Элементы свода устанавливаются на опорную раму, которая является затяжкой свода. Это позволяет рас­считывать свод как распорную конструкцию. Сводчатые каналы нашли применение в строительстве тепловых сетей многих горо­дов. По расходу материалов сводчатые же­лезобетонные каналы экономичней каналов прямоугольного сечения.

Рис. 4.8. Канал из железобетонных сводов:

1 - железобетонный свод; 2 - гидроизоляция; 3 - железобетонная плита днища

Институтом «Мосэнергопроект» разра­ботана конструкция каналов для прокладки трубопроводов среднего и большого диа­метров (400 - 1200 мм), собираемых из же­лезобетонных стеновых блоков тавровой формы, ребристых плит перекрытия и пло­ских плит днища (рис. 4.9).

Канал из железобетонных тавро­вых стеновых блоков, ребристых плит пере­крытия и плит днища с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильт­ров:

1 - тавровый стеновой блок; 2 - ребристая плита перекрытия; 3 - плита днища; 4 - трубофильтр; 5 - песок крупнозернистый

Конструкция обладает большей устойчи­востью за счет увеличения размеров осно­вания стеновых блоков и устройства зубьев или подрезки на концах плит перекрытия, что обеспечивает передачу горизонтального давления от верха стеновых блоков на плиту перекрытия. Дно каналов выполняется из плоских железобетонных плит, имеющих по концам подрезку для установки основания стеновых блоков, которая устраняет смеще­ние блоков внутрь канала при боковом дав­лении грунта.

Все сборные железобетонные детали из­готовляются из бетона класса В25. Типовая конструкция рассчитана в двух вариантах на действие временной колесной нагрузки НК-80 при засыпке над верхом перекрытия 0,5 -2 м и 4 м. Основным достоинством конструкции является возможность изготов­ления сборных элементов на заводах и поли­гонах строительных организаций.

Монтаж трубопроводов и их теплоизо­ляция выполняются в открытой траншее после укладки плит днища. Стеновые блоки устанавливаются на днище по слою цемент­ного раствора, а поверх стеновых блоков также на цементном растворе укладываются плиты перекрытия. При прокладке каналов в условиях мокрых грунтов устраивается по­путный трубчатый дренаж (односторонний или двухсторонний), а в ряде случаев - оклеенная гидроизоляция днища и стенок. Оклеечная гидроизоляция перекрытия вы­полняется во всех случаях.

На рис. 4.9 приведена конструкция ка­нала с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильтров. Конструкция широко применялась при строительстве ка­налов полупроходного сечения для про­кладки трубопроводов диаметром от 800 до 1200 мм.

Табл.4.1 В табл. 4.1 приведены основные показа­тели каналов.

Таблица 4.1. Основные размеры и расход железобетона каналов с тавровыми стеновыми блоками

Широкое применение в строительстве двухтрубных водяных тепловых сетей нашли сборные каналы серии МКЛ, разработанные институтом «Мосинжпроект» для теплопро­водов диаметром от 50 до 1400 мм. Каналы выполняются из двух сборных железобе­тонных элементов: верхней рамы и плиты днища (рис. 4.10). Основные показатели ка­налов даны в табл. 4.2. Железобетонные элементы каналов включены в каталог уни­фицированных изделий и выпускаются заво­дами Главмоспромстройматериалов Мосгорисполкома.

Рис. 4.10.Канал рамной конструкции (серии МКЛ):

1 - железобетонная рамная секция; 2 - железобетонная плита днища; 3 - опорная подушка сколь­зящей опоры; 4 - песчаная подготовка; 5 - бетонная подготовка; 6- гидроизоляция

Таблица 4.2. Основные размеры и расход материалов для каналов МКЛ

Элементы канала изготовляются из бе­тона (класса по прочности на сжатие В25 и В30 и морозостойкостью марки F 50). Арми­рование железобетонных изделий преду­смотрено сварными сетками, объединенными в объемные каркасы. Изготовление сборных элементов предусматривается на специализи­рованных заводах железобетонных изделий в металлических виброформах.

Расчет каналов для труб диаметром до 600 мм произведен на временную автомо­бильную нагрузку Н-30 при засыпке над верхом перекрытий 0,5 - 2 м, а каналы для труб диаметром от 800 до 1400 мм - на колесную нагрузку НК-80.

Строительство тепловых сетей с приме­нением этой конструкции каналов ведется в обычной последовательности: на песчаную подготовку, выполненную по дну траншеи, укладывают плиты днища с заделкой швов цементным раствором; на дно канала уста­навливают на цементном растворе опорные подушки скользящих опор, производят мон­таж и изолирование трубопроводов, после чего устанавливают рамные элементы пере­крытия канала. Стыковые соединения элементов днища и перекрытия (типа «паз - гре­бень») заполняют цементным раствором или герметизирующими мастиками и эластич­ными прокладками.

В зависимости от гидрогеологических условий трассы наружные поверхности ка­нала защищают гидроизоляцией. При нали­чии грунтовых вод или глинистых грунтов устраивают попутные дренажи.

При пересечении тепловыми сетями ав­томобильных и городских дорог часто ис­пользуются железобетонные безнапорные трубы, предназначенные для строительства водосточных и канализационных трубопро­водов. Применение этих труб в качестве по­лупроходных каналов для прокладки трубо­проводов позволяет выполнять подземные переходы под дорогами открытым способом в кратчайшие сроки. Для этих целей исполь­зуются железобетонные безнапорные трубы диаметром 2 и 2,5 м. В настоящее время мо­гут быть применены железобетонные трубы с плоским основанием, разработанные ин­ститутом «Мосинжпроект».

Трубы внутренним диаметром 2,0 и 2,44 м, длиной 2,5 м выпускаются заводом № 23 Мосспецжелезобетона. Расчетная проч­ность труб должна соответствовать фактиче­ски действующим временным и постоянным нагрузкам.

Рис. 4.11. Канал круглого сечения из железо­бетонных труб (полупроходной):

1- трубопроводы; 2 - железобетонная труба; 3 - опорная подушка; 4 - бетонный пол

На рис. 4.11 приведена конструкция по­лупроходного канала круглого сечения. В та­ких каналах могут быть проложены тепло­проводы диаметром до 600 мм.

Серия 3.006-2 «Типовые конструкции и детали зданий и сооружений» содержит ра­бочие чертежи сборных железобетонных ка­налов и туннелей из лотковых элементов, разработанных Харьковским институтом «Промстройниипроект». Конструкции пред­назначены для прокладки трубопроводов различного назначения, электрокабелей и электрошин. К каналам отнесены подземные сооружения при высоте до 1500 мм включи­тельно, а к туннелям - при высоте 1800 мм и более.

Каналы по конструктивному решению различны и запроектированы трех марок: КЛ, КЛп и КЛс (рис. 4.12).

Рис. 4.12. Каналы лотковые серии 3.006-2 (габаритные схемы):

а - марка КЛ; б - марка КЛп; в - марка КЛс

Каналы марки КЛ собираются из лот­ковых элементов, перекрываемых плоскими съемными плитами, каналы марки КЛп - из лотковых элементов, опирающихся на плиты, каналы марки КЛс - из нижних и верхних лотковых элементов, соединяемых с помощью коротышей из швеллеров, ко­торые закладываются в продольные швы.

Табл.4.3 Номенклатура сборных железобетонных изделий каналов состоит из лотковых элементов и плоских плит. Габаритные схемы каналов приведены в табл. 4.3. При габа­рите, по ширине не превышающем 2400 мм и массе 9,3 т включительно, лотки приняты длиной 5970 мм. Допускается изготовление лотков длиной 2970 мм.

Таблица 4.3. Габаритные схемы каналов серии 3.006-2

Плоские плиты, используемые для пере­крытий каналов марки КЛ и днища каналов марки КЛп, имеют длину 2990 мм, за ис­ключением плит для каналов шириной в чи­стоте 300 и 450 мм, длина которых принята 740мм. В номенклатуру изделий включены доборные лотки всех размеров, имеющие дли­ну 720 мм, и доборные плиты длиной 740 мм.

Для прокладки тепловых сетей следует применять каналы марки КЛп (рис. 4.12, б). Каналы марок КЛ и КЛс затрудняют про­изводство основных и наиболее ответствен­ных монтажно-сварочных работ, так как стенки лотков преграждают свободный до­ступ сварщика к трубопроводам. При таких условиях выполнить качественную сварку поворотных стыков труб трудно, а непово­ротных невозможно. Стенки канала препят­ствуют приварке кареток (корпусов) скользя­щих опор и не позволяют контролировать правильность их установки, а также разме­щения опорных подушек.

Большие неудобства создаются при вы­полнении подвесной теплоизоляции на тру­бопроводах, уложенных в лотковых каналах, когда необходимо наносить основной и по­кровный слой при наличии стенок. Особенно это относится к выполнению теплоизоляции в нижней части изолируемых труб.

Некачественное выполнение теплоизоля­ции в ее нижней части создает предпосылки для разрушения всей конструкции теплоизо­ляции и коррозионных повреждений трубо­проводов, поскольку эта часть постоянно увлажняется при подтапливании дна канала грунтовыми или случайными водами. Вслед­ствие этого возрастают тепловые потери и возникают местные очаги коррозии сталь­ных труб.

Конструкция каналов и туннелей марки КЛс не только не отвечает требованиям вы­полнения монтажно-сварочных и теплоизо­ляционных работ, но и не обеспечивает усло­вий прочности и плотности сооружения в целом. Стендовое испытание этой кон­струкции выявило повреждаемость шарнир­ных стыковых соединений при односторон­нем действии горизонтальной временной нагрузки. Это указывает на возможность разрушения каналов и туннелей при реаль­ном воздействии на них транспортных на­грузок (в местах пересечения железных и автомобильных дорог).

Неприемлемым является соединение верхнего и нижнего лотковых элементов при помощи укладки обрезков швеллеров, за­щита которых от коррозии практически не может быть выполнена в тяжелых температурно-влажностных условиях среды под­земных конструкций тепловых сетей.

Установлена нецелесообразность приме­нения металлических закладных и других деталей в строительных конструкциях тепло­вых сетей, подверженных быстрому корро­зионному разрушению.

Рассмотренная выше конструкция рам­ных каналов (серии МКЛ) охватывает все диаметры тепловых сетей при восьми габа­ритных схемах, выбранных исходя из диа­метра прокладываемых трубопроводов (вме­сто 32), что обеспечивает их экономичность, облегчает заводское серийное изготовление железобетонных элементов и снижает за­трату металла на изготовление форм.

Следует отметить, что каналы шириной 300 - 3000 мм, вошедшие в серию 3.006-2 и рассчитанные на железнодорожную нагрузку класса К-14 при заглублении верха перекры­тия от 1 до 2,0 м, не должны применяться при прокладке под железными дорогами об­щей сети, поскольку минимальное заглуб­ление определено 2,0 м.

Главная проблема всех типов канальной прокладки состоит в проникновении и нахождении воды внутри канала с возможным ущербом теплоизоляции и наружной коррозией трубопроводов . Вода может скапливаться из-за протечек грунтовых вод, попадания атмосферных осадков, тающего снега и конденсации влаги. Поэтому при строительстве подземные тепловые сети желательно располагать выше уровня грунтовых вод. Если же практически это не осуществимо, то при прокладке тепловых сетей ниже максимального уровня стояния грунтовых вод следует предусматривать искусственное понижение грунтовых вод - попутный дренаж, а для наружных поверхностей строительных конструкций - обмазочную битумную изоляцию.

Для тепловых сетей, как правило, применяются горизонтальные попутные (продольные) дренажи. Продольный дренаж применяют для искусственного понижения уровня грунтовых вод в узкой полосе трассы. Грунтовые и поверхностные воды, проникая через стенки каналов и покровные оболочки бесканальных прокладок, увлажняют теплоизоляцию и вызывают коррозию труб. Для защиты подземных прокладок от затопления применяют гидрофобные теплоизоляционные материалы, герметичные каналы и продольное дренирование. Большое значение имеет планировка поверхности земли над теплопроводом с уклоном в сторону от трассы, а также уплотнение и прикатка грунта для предупреждения местных просадок почвы, в которых застаиваются талые воды и атмосферные осадки. Устройство попутного дренажа значительно удорожает стоимость строительства тепловых сетей в целом. Кроме того, строительно-монтажные работы по его прокладке пока еще недостаточно механизированы, что требует большого количества ручного малопроизводительного труда. При этом также существенно увеличиваются сроки строительства и ввода тепловых сетей в эксплуатацию. Однако опыт эксплуатации показывает, что при наличии попутного дренажа тепловые сети достаточно надежно защищены от затопления грунтовыми и поверхностными водами, что, безусловно, оказывает влияние на надежность и долговечность работы теплопроводов.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НАРУЖНЫХ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проекта производства работ (ППР) строительными подразделениями и является его составной частью согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей, определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приёмке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объёма выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и материалов, способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей.

2.2. Работы по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, выполняемых при монтаже строительных конструкций наружных тепловых сетей, входят:

- геодезическая разбивка коллектора на местности;

- разработка грунта в траншее экскаватором;

- устройство щебёночной и бетонной подготовок;

- монтаж сборных элементов конструкции;

- заделка стыков элементов;

- обратная засыпка траншеи.

2.4. Для монтажа строительных конструкций наружных тепловых сетей в качестве основных материалов используются: обрезной пиломатериал хвойных пород VI с. толщиной 50 мм, по ГОСТ 8486-66 *; гвозди строительные 100х4,0 мм по ГОСТ 4028-63 ; бетонная смесь кл. В 7,5, W6, F100 по ГОСТ 7473-2010 ; щебень из природного камня фракции 10-20 мм, М 400 отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: бульдозер Б170М1.03ВР (=4,28 м, h=1,31 м); экскаватор Hitachi ZX-200 (объем ковша g=1,25 м, глубина копания Н=5,9 м); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); автомобильный стреловой кран КС-45717 (грузоподъемность Q=25,0 т); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); автомобили-самосвалы КамАЗ-6520 (грузоподъемность Q=20,0 т); автобетоносмеситель CБ-159А (емкость смесительного барабана по выходу готовой смеси V=4,5 м); бадья поворотная БП "Туфелька" (емкость V=1,0 м).

Рис.1. Экскаватор Hitachi ZX-200-3

Рис.2. Виброплита TSS-VP90T

Рис.3. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.4. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.5. Электростанция Honda ET12000

Рис.6. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.7. Автосамосвал КамАЗ-6520

Рис.8. Автобетоносмеситель CБ-159А

Рис.9. Бадья поворотная

2.6. Работы по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" ;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84 . Производство геодезических работ в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения. Основания и фундаменты;

- Пособие к СНиП 3.02.01-83 *. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;

- П2-2000 к СНиП 3.03.01-87 . Производство бетонных работ на стройплощадке;

- СНиП 41-02-2003 . Тепловые сети;

- СНиП 3.05.03-85 . Тепловые сети;

- СТО НОСТРОЙ 2.6.54-2011 . Конструкции монолитные бетонные и железобетонные. Технические требования к производству, правила и методы контроля качества;

- СТО НОСТРОЙ 2.16.65-2012 . Освоение подземного пространства. Коллекторы для инженерных коммуникаций. Требования к проектированию, строительству, контролю качества и приёмке работ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 . Организация строительного производства. Общие положения;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 . Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- ПБ 10-573-03 . Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать РТК или ППР на монтаж строительных конструкций наружных тепловых сетей;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- подготовить места для складирования строительных материалов, изделий и конструкций;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

- проверить сертификаты качества, на бетонные и железобетонные изделия;

- опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ (п.4.1.3.2 РД 08-296-99).

3.3. Общие положения

3.3.1. К строительным конструкциям наружных тепловых сетей относятся:

- непроходные каналы;

- проходные каналы (тоннели).

3.3.2. Непроходные каналы выполняют из сборного бетона и железобетона. При небольшой длине трассы и малых диаметрах труб стены непроходных каналов допускается выполнять из хорошо обожжённого красного кирпича марки 100. Непроходные каналы делятся на односекционные, двухсекционные и многосекционные.

Рис.10. Непроходные каналы типа КЛ

1 - лотковый элемент; 2 - плита перекрытия; 3 - песчаная подготовка; 4 - песок; 5 - цементная шпонка

Рис.11. Непроходные каналы типа КЛс

А - односекционные; б - двухсекционные.

1 - железобетонный лотковый элемент; 2 - двутавр; 3 - песчаная подготовка; 4 - песок; 5 - цементная шпонка

Рис.12. Узлы непроходных каналов типа КЛ и КЛс

Рис.13. Непроходные каналы типа КС

А - односекционные; б - двухсекционные.

1 - железобетонная плита днища; 2 - железобетонные стеновые плиты; 3 - плиты перекрытия; 4 - песчаная подготовка

3.3.3. Проходные каналы предназначены для сооружения в непросадочных грунтах сухих и при наличии грунтовых вод при сейсмичности до 6 баллов. Проходные каналы делятся на односекционные и двухсекционные. Ширина односекционных тоннелей - 1,5; 1,8; 2,1; 2,4; 3,0; 3,6 и 4,2 м, высота 2,1; 2,4 и 3,0 м. Ширина двухсекционных тоннелей - 5,2; 6,4; 7,6 и 8,8 м, высота 2,4 и 3,0 м.

Железобетонные тоннели-коллекторы из сборных элементов собираются из звеньев рамной конструкции длиной 1,8 и 2,4 м.

Коллектор из сборных железобетонных блоков монтируется из трех основных элементов: стеновых блоков Г-образной формы, плоских плит днища и плит перекрытия. Стыки между стеновыми блоками и плитами днища омоноличиваются.

Рис.14. Проходные каналы

А - односекционные марки ТЛ; б - двухсекционные марки 2ТЛ

3.3.4. Высота камер и тоннелей в свету от уровня пола до низа выступающих конструкций принимается не менее 2,0 м. Допускается местное уменьшение высоты камеры до 1,8 м.

3.3.5. Конструкции щитовых неподвижных опор применяются только с воздушным зазором между трубопроводом и опорой для возможности замены трубопровода без разрушения железобетонного тела опоры. В щитовых опорах должны предусматриваться отверстия, обеспечивающие сток воды. Перед щитовыми опорами по уклону трассы следует предусматривать люки для контроля и прочистки отверстий.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей должны быть выполнены предусмотренные ТТК подготовительные работы, в том числе:

- принята от заказчика строительная площадка;

- территория расчищена от лесорастительности;

- выполнен снос и перенос зданий и сооружений;

- срезан растительный слой и вывезен в места временного хранения;

- создана геодезическая разбивочная основа (ГРО) и принята от Заказчика техническая документация на неё;

- выполнена вертикальная планировка площадки;

- вынесена ось коллектора на поверхность земли;

- доставлены на объект бетонные и железобетонные изделия заводского изготовления;

- устроен попутный дренаж (в случае необходимости его устройства).

3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, техническим заказчиком по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б , СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .

3.4.3. Технология производства работ по расчистке территории от кустарника, пней и крупных камней, по срезке растительного слоя и вывозке его в места временного хранения и предварительная вертикальная планировка площадки, снос и перенос зданий и сооружений, устройство попутного дренажа рассматриваются в отдельных технологических картах.

3.4.4. Геодезическая разбивочная основа

3.4.4.1. Геодезическая разбивочная основа для строительства создаётся в виде сети закреплённых знаками геодезических пунктов, предназначена для определения с необходимой точностью планового и высотного положения на местности зданий, сооружений и их комплексов с привязкой к пунктам государственной геодезической сети.

3.4.4.2. Сетка представляет собой систему квадратов или прямоугольников, покрывающих строительную площадку. Направление осей строительной сетки выбирают параллельно осям зданий и сооружений или красных линий застройки. Пункты сетки намечают в местах, обеспечивающих их достаточную устойчивость и удобство выполнения геодезических работ вне зоны производства земляных работ.

3.4.4.3. Для удобства составления разбивочных чертежей и ведения геодезических работ пункты строительной сетки вычисляют в условной системе координат. Одной из вершин присваивают условные координаты так, чтобы координаты всех остальных пунктов сети были положительными. Направление главных осей сетки совмещают с направлениями осей абсцисс и ординат. Пунктам сетки присваивают порядковую нумерацию.

3.4.4.4. Вынос точек строительной сетки в натуру производится от пунктов геодезической сети или от твердых местных предметов и контуров. Сначала на местности определяют исходное направление методами полярным: угловых или линейных засечек, промеров от твердых контуров. Для контроля выносят не менее трех точек исходного направления. Линейные измерения выполняют с точностью 1:1000-1:2000, угловые - 30-60". Точки исходного направления закрепляют деревянными или бетонными знаками.

Построение ГРО следует выполнять после срезки растительного слоя грунта и выполнения предварительной вертикальной планировки.

3.4.4.5. Техническая документация на ГРО и закрепленные на площадке строительства пункты геодезической основы передается лицу, осуществляющему строительство, техническим заказчиком не менее чем за 10 дней до начала выполнения СМР в составе:

- знаки разбивочной сети строительной площадки;

- плановые (осевые) знаки инженерных сетей, определяющих ось, начало, конец трассы, колодцы (камеры), закрепленные на прямых участках не менее чем через 0,5 км и на углах поворота и резких переломах трассы;

- нивелирные реперы вдоль осей инженерных сетей не реже чем через 0,5 км;

- каталоги координат, высот и абрисы всех пунктов ГРО.

3.4.4.6. Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

3.4.4.7. Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1 , РД 11-02-2006 .

3.4.4.8. К акту приемки ГРО должна быть приложена Исполнительная схема геодезической разбивочной основы на строительной площадке с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

3.4.5. Вынос оси коллектора на поверхность земли

3.4.5.1. До начала выполнения геодезических работ рабочие чертежи, используемые при разбивочных работах, должны быть проверены в части взаимной увязки размеров, координат и отметок (высот) и разрешены к производству работ техническим надзором заказчика.

3.4.5.2. Непосредственно перед выполнением разбивочных работ исполнитель должен проверить неизменность положения знаков разбивочной сети путём повторных измерений элементов сети.

3.4.5.3. Перенесению в натуру подлежат:

- места подключений и присоединений к действующему коллектору;

- углы поворота коллектора;

- колодцы, камеры;

- места пересечения коллектора с другими сетями.

3.4.5.4. Выбор метода перенесения зависит от характера застройки, протяженности трассы, заданной точности и от наличия пунктов и знаков геодезической сети или разбивочной сети строительной площадки.

Перенесение в натуру осуществляется полярным способом с контролем от ближайшей вынесенной в натуру точки; способом линейных или створных засечек и способом перпендикуляров .

3.4.5.5. Полярный способ применяется при разбивках на открытой местности и возможности производства угловых и линейных измерений с одной точки стояния прибора. Для измерения расстояний могут использоваться мерные ленты, металлические рулетки, оптические и нитяные дальномеры.

При выносе точек трассы, близко расположенных к пунктам геодезической или разбивочной сети, к капитальной застройке, рекомендуется способ линейных засечек . При этом длина стороны засечки не должна быть более длины мерного прибора, а число засечек должно быть не менее трёх. Углы при вершине засечки должны быть в пределах от 30 до 120°. При наличии достаточного числа точек с известными координатами может применяться способ створных засечек .

Способ перпендикуляров рационален в случае расположения трасс вдоль геодезической сети, специально проложенного теодолитного хода или створной линии между зданиями. Длина перпендикуляра не должна превышать 4 м. При длине перпендикуляров более 4 м вынос в натуру должен контролироваться засечкой.

3.4.5.6. Геодезические работы по перенесению подземных сетей на местность начинаются с выноса точек поворота и продольной оси прокладки. Независимо от метода разбивки трассы вначале переносятся и закрепляются на местности какие-либо две основные точки оси теплосети. Они закрепляются в натуре путем забивки на 15-25 см деревянных кольев или стальных стержней длиной 30-40 см. Линия оси трассируется при помощи вех, устанавливаемых в створе между точками.

При построении на местности отрезков линий заданной длины, полученных по координатам или непосредственно взятых с плана, в них вводят поправки на наклон (при угле наклона более 1,5°), температуру и компарирование. Перенесение отрезков линий в натуру должно быть осуществлено с относительной ошибкой не более 1:2000.

Ось трассы, углы поворота и места пересечения их с существующими подземными сетями и сооружениями в натуре закрепляется штырями, кольями и т.д., а их положение фиксируется параллельными выносками или створными знаками.

3.4.5.7. Закрепление положения оси коллектора допускается выполнять с использованием обноски, устраиваемой на прямолинейных участках трассы на расстоянии 40-50 м одна от другой, а также в местах поворота. Обноска состоит из прочно закопанных в землю столбов на глубину 0,6-0,7 м, и прибитых к ним горизонтально с внешней стороны досками толщиной 30-40 мм (на ребро), под углом 90°. Верхнее ребро всех досок располагают горизонтально, что контролируется с помощью нивелира. Расстояние между столбами обноски 1,5 м, а высота над уровнем земли 0,8-0,9 м.

Рис.15. Деревянная обноска для разбивки колодца

Разбивка котлована камер включает закрепление центра колодца, установку обноски, закрепленной на расстоянии 0,6-0,7 м от бровки котлована, и передачу отметок и осей на обноску.

На обноски выносят и фиксируют оси, между которыми натягивается струна. Со струны ось отвесами переносится на дно траншеи или котлована.

3.4.5.8. Границы рытья траншей, размечаются забивкой временных колышков по её наружным габаритам. На размеченных линиях рытья траншей колышки забиваются через каждые 20-25 м. В местах пересечения трассы с другими подземными сооружениями закладываются контрольные шурфы с целью проверки отметок существующих подземных сооружений.

3.4.5.9. Правильность выполнения разбивки трассы в натуре контролируется от красных линий, осей проездов, от существующих твёрдых контурных точек и от специально проложенных теодолитных ходов.

Погрешность разбивочных работ (средняя квадратическая погрешность) не должна превышать: при линейных измерениях - 1/2000; при угловых измерениях - 30 с; при определении превышения на станции - 5 мм.

3.4.5.10. Точность разбивки назначается по СНиП 3.01.03-84 (табл.2) и согласовывается с проектной организацией или непосредственно ею рассчитывается и задаётся. Повреждённые в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.

3.4.5.11. Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей под коллектор на местности в соответствии с Приложением 2 , РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под коллектор.

К акту разбивки осей должна быть приложена Исполнительная схема выноса в натуру (разбивки) осей трассы коллектора с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

3.4.6. По окончании разбивки коллектора трасса ограждается инвентарными щитами. Ограждения устанавливаются с двух сторон на хорошо спланированном основании и закрепляются металлическими штырями. На концах ограждений и поворотах должны быть установлены световые сигналы. Расстояние от ограждения до оси коллектора определяется в зависимости от местных условий с учётом возможности складирования материалов и безопасности работы механизмов. Материалы должны быть уложены на стороне, противоположной отвалу грунта на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи.

Рис.16. Схема разбивки коллектора теплотрассы

3.4.7. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И , СНиП 12-03-2001 .

3.5. Монтаж коллектора прямоугольного сечения ведут единым объектным потоком с разбивкой общего фронта работ на шесть захваток и со следующим распределением работ:

- рытье траншеи;

- устройство щебёночной и бетонной подготовки;

- выдерживание бетонной подготовки в течение 3 суток, завоз и раскладка сборных элементов;

- монтаж стеновых панелей и плит днища с замоноличиванием стыков, укладка плит покрытия с заделкой швов;

- выдерживание смонтированной конструкции коллектора в течение 4 суток перед засыпкой;

- обратная засыпка пазух и траншеи.

Рис.17. Технологическая схема монтажа сборного железобетонного коллектора

1 - экскаватор; 2 - автосамосвал отвозящий грунт; 3 - автосамосвал подвозящий щебень; 4 - лоток для спуска щебня в траншею; 5 - отбойный брус; 6 - лоток для подачи бетонной смеси в траншею; 7, 8 - щебеночная и бетонная подготовка; 9 - стеновые панели; 10, 11 - плиты днища и перекрытия; 12 - замоноличиваемый стык панелей и днища; 13 - автокран; 14 - экскаватор с гейферным ковшом

3.6. Разработка траншеи под коллектор

3.6.1. Разработка грунта в траншеи одноковшовым экскаватором Hitachi ZX-200 осуществляется с продольным перемещением экскаватора по оси траншеи, резание грунта производится способом "на себя", с копанием грунта ниже уровня его стоянки (см. рис.18).

Отвалы грунта размещают, как правило, с одной стороны траншеи, с которой возможен приток дождевых вод, на расстоянии не менее 0,5 м от бровки, а транспортные средства располагаются на одном уровне со стоянкой экскаватора, сбоку от него. Разработанный грунт вывозят за пределы строительной площадки или используют для:

- засыпки пазух, траншеи;

- резервных отвалов - для временного хранения годного грунта в объёме, необходимом для обратной засыпки траншеи со смонтированным коллектором;

- на городскую свалку - при негодности грунта для подсыпок и засыпок. Непригодность грунта для засыпок устанавливается актами с участием заказчика при вскрытии траншеи.

3.6.2. При разработке траншеи одноковшовым экскаватором на прямолинейных участках по ходу его движения через каждые 50-80 м устанавливаются вешки высотой 3,0 м, а между ними - через каждые 5,0 м - колышки.

На криволинейных участках, в пределах кривой, по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон следует устанавливать колышки через 2,0-5,0 м.

Производитель работ знакомит и передаёт машинисту экскаватора для выполнения работ всю разбивку трассы с углами поворотов.

3.6.3. Рытье траншеи должно производиться без нарушения естественной структуры грунта в основании. Разработка траншеи производится с недобором 0,1-0,15 м. В случае разработки грунта ниже проектной отметки на дно должен быть подсыпан песок до проектной отметки с тщательным уплотнением виброплитой TSS-VP90N (К 0,98) на глубину не более 0,5 м. Добор грунта в траншеи до проектных отметок выполняется вручную с выбрасыванием грунта на бровку, непосредственно перед устройством подготовки. При необходимости вслед за экскаватором на расстоянии не менее 10,0 м можно производить работы по креплению стен траншей.

Рис.18. Схема организации работ по разработке траншеи

1 - колышки; 2 - вешки; 3 - разрабатываемая траншея; 4 - отвал минерального грунта; 5 - экскаватор;

H - глубина траншеи; а - ширина траншеи по дну; h - глубина снятия плодородного слоя по проекту

3.6.4. Крутизна откосов траншей, разрабатываемых без креплений, принимается по таблице (см. табл.1).

Допускаемая крутизна откосов траншей
(
СНиП 12-04-2002, Часть 2 )

Таблица 1

Виды грунтов

Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более

Насыпные, неслежавшиеся

Песчаные

Супесь
После подтверждения оплаты, страница будет

Cтраница 1


Полупроходные каналы (ширина 2 5 м, высота до 1 6 м) применяют для прокладки тепловых сетей, а также трубопроводов под многослойными железнодорожными путями или шоссейными дорогами.  


Полупроходные каналы устраиваются в тех случаях, когда вскрытие поверхности для осмотра и ремонта трубопроводов практически затруднено.  

Полупроходные каналы (рис. 57) выполняются различной конструкции. Наиболее прогрессивной является конструкция из сборных железобетонных элементов стен, плит перекрытия и днища. Полупроходные каналы применяются в тепловых сетях на пересечениях магистральных улиц и вдоль улиц, имеющих усовершенствованное дорожное покрытие, вскрытие и восстановление которых нарушает движение транспорта. Полупроходные каналы улучшают условия эксплуатации тепловых сетей, так как допускают систематический осмотр теплопроводов, проведение профилактического и аварийного ремонта и замену изоляции без затраты средств и времени на вскрытие каналов.  

Полупроходные каналы устраиваются из: 1) сборных железобетонных блоков с перекрытиями из ребристых железобетонных плит для теплопроводов диаметром 150 - 400 м и для теплопроводов диаметром 450 - 700 мм, 2) сборных железобетонных блоков круглого сечения; 3) сборных железобетонных блоков двухячейковой конструкции.  

Полупроходные каналы применяются при прокладке трубопроводов под шоссейными и многоколейными железными дорогами и под другими инженерными сооружениями.  

Полупроходные каналы применяют при прокладке трубопроводов под многоколейными железнодорожными путями или под усовершенствованными дорогами, где нельзя допускать вскрытия дорог в случае необходимости демонтажа или ремонта в замены трубопроводов.  

Полупроходные каналы строят под проездами с интенсивным уличным движением, под железнодорожными путями, при пересечении зданий, где затруднено вскрытие теплопроводов для ремонта. Высота их обычно не превышает 1600 мм, ширина прохода между трубами 400 - 500 мм.  


Полупроходные каналы применяются обычно на коротких участках, например на ответвлениях от проходных каналов к крупным цехам на промышленных площадках, или при пересечении теплопроводами проездов с усовершенствованными покрытиями.  

Полупроходные каналы выполняются различной конструкции. Наиболее прогрессивной является конструкция из сборных железобетонных элементрв стен, плит перекрытия и днища. Полупроходные каналы улучшают условия эксплуатации тепловых сетей, так как допускают систематический осмотр теплопроводов, проведение профилактического и аварийного ремонта и замену изоляции без затраты средств и времени на вскрытие-каналов. Конструкции изоляции в полупроходных каналах аналогичны конструкциям, применяемым в проходных каналах.  

Полупроходные каналы выполняются различной конструкции. Наиболее прогрессивна конструкция из сборных железобетонных элементов стен, плит перекрытия и днища. Полупроходные каналы улучшают условия эксплуатации тепловых сетей, так как допускают систематический осмотр теплопроводов, проведение профилактического и аварийного ремонта и замену изоляции без затраты средств и времени на вскрытие каналов. Конструкции изоляции в полупроходных каналах аналогичны конструкциям, применяемым в проходных каналах.  

Полупроходные каналы сооружают в тех случаях, когда к теплопроводам необходим регулярный, но редкий доступ. Полупроходные каналы имеют высоту не менее 1400 мм, что позволяет человеку передвигаться в нем в полусогнутом состоянии, выполняя осмотр и мелкий ремонт тепловой изоляции.  

Магистральный полупроходной канал сечением 150X130 см располагается посередине здания, к нему подсоединены распределительные каналы с шагом 6 м, которые в начале имеют сечение 60X40 см, а в конц. Регулирование шиберными заслонками осуществляется из магистрального канала.  

Ширина полупроходного канала обычно 1600 - 2500 мм, высота-1400 - 1600 мм.  

Надземная прокладка применяется при строительстве ТС предприятий, где технологическая целесообразность превалирует над внешним восприятием, а также вне зоны жилой застройки городов. Надземные теплопроводыобычно прокладываются на отдельно стоящих опорах (низких или высоких), вантовых конструкциях и эстакадах. Прокладка на низких опорах применяется в основном для магистральных теплопроводов на участке от ИТ до зоны промышленной или гражданской застройки. При этом между изолированной поверхностью теплопровода и поверхностью земли просвет должен быть не менее 0,35 м, если ширина группы труб теплопровода не превышает 1,5 м, а если превышает 1,5 м – просвет должен быть не менее 0,5 м.

Высокие отдельно стоящие опоры могут выполняться жесткими, гибкими и качающимися. Материалы для мачт выбираются в зависимости от типа и назначения прокладки.

Водяные, паровые и конденсатные сети и другие трубопроводы предприятий обычно прокладываются совместно на эстакадах. Расстояния между железобетонными или металлическими стойками эстакад принимают равными от 6 до 24 м. Пролёты между стойками перекрывают железобетонными балками, на которых раскладывают траверсы, приваренные к стойкам. Масса трубопровода с теплоносителем воспринимается подвижными опорами. Опоры труб большого диаметра устанавливают над стойками, а малого диаметра на траверсах.

Компенсация температурных удлинений теплопроводов обеспечивается с помощью гибких компенсаторов и самокомпенсации (углы поворота, участки подъёма и опускания труб). Для фиксирования трубопроводов от воздействия температурных нагрузок и усилий от внутреннего давления устанавливают неподвижные опоры, а компенсаторы – между ними.

Подземная прокладка

В ТС наибольшее применение получили подземные теплопроводы. Они делятся на две группы - канальные и бесканальные. В канальных теплопроводах изоляционная конструкция разгружена от внешних нагрузок стенками канала. В бесканальных теплопроводах изоляционная конструкция испытывает нагрузку грунта. Каналы бывают проходными, полупроходными и непроходными (рис 4.2).

Рис. 4.2. Типы каналов подземной прокладки

Они представляют собой сборные железобетонные конструкции. Работы по прокладке и сборке теплопроводов производятся с помощью экскаваторов и подъемно-транспортных машин, что существенно сокращает сроки и стоимость строительства ТС.

Из всех подземных теплопроводов наиболее надежными, но и более дорогими являются теплопроводы в проходных каналах (рис 4.2 а). Их основное преимущество заключается в возможности постоянного доступа к ТС для эксплуатационного обслуживания и ремонта. Применяются они на выводах ИТ и магистральных участках теплопроводов промплощадок крупных предприятий и городов. При этом в общем проходном канале прокладываются все трубопроводы производственного назначения (паропроводы, водоводы, воздуховоды и др.) и инженерных сетей города, за исключением указанных ранее. Высота канала в свету не должна быть меньше 1,8 м, а ширина прохода для обслуживания – 0,7 м. Канал (городской тоннель) обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией для поддержания температуры воздуха в каналах не выше 40°С (при ремонтных работах не выше 33 °С), электрическим освещением низкого напряжения (до 30 В), оборудованием для быстрого отвода воды из канала в канализацию.

Если количество параллельно прокладываемых трубопроводов невелико (2-4), но к ним необходим постоянный доступ, теплопроводы прокладываются в полупроходных каналах (рис 4.2 б). Габариты таких каналов выбирают из условия прохода по ним человека в полусогнутом состоянии. Высота в свету в них должна быть не менее 1,4 мм.



Рекомендуем почитать

Наверх