Что такое глубокая нейронная сеть. Введение в глубинное обучение. Обучение нейронной сети

Помощь 01.04.2019
Помощь

Сегодня граф – один из самых приемлемых способов описать модели, созданные в системе машинного обучения. Эти вычислительные графики составлены из вершин-нейронов, соединенных ребрами-синапсами, которые описывают связи между вершинами.

В отличие скалярного центрального или векторного графического процессора, IPU – новый тип процессоров, спроектированный для машинного обучения, позволяет строить такие графы. Компьютер, который предназначен для управления графами – идеальная машина для вычислительных моделей графов, созданных в рамках машинного обучения.

Один из самых простых способов, чтобы описать процесс работы машинного интеллекта – это визуализировать его. Команда разработчиков компании Graphcore создала коллекцию таких изображений, отображаемых на IPU. В основу легло программное обеспечение Poplar, которое визуализирует работу искусственного интеллекта. Исследователи из этой компании также выяснили, почему глубокие сети требуют так много памяти, и какие пути решения проблемы существуют.

Poplar включает в себя графический компилятор, который был создан с нуля для перевода стандартных операций, используемых в рамках машинного обучения в высокооптимизированный код приложений для IPU. Он позволяет собрать эти графы воедино по тому же принципу, как собираются POPNN. Библиотека содержит набор различных типов вершин для обобщенных примитивов.

Графы – это парадигма, на которой основывается все программное обеспечение. В Poplar графы позволяют определить процесс вычисления, где вершины выполняют операции, а ребра описывают связь между ними. Например, если вы хотите сложить вместе два числа, вы можете определить вершину с двумя входами (числа, которые вы хотели бы сложить), некоторые вычисления (функция сложения двух чисел) и выход (результат).

Обычно операции с вершинами гораздо сложнее, чем в описанном выше примере. Зачастую они определяются небольшими программами, называемыми коделетами (кодовыми именами). Графическая абстракция привлекательна, поскольку не делает предположений о структуре вычислений и разбивает вычисления на компоненты, которые процессор IPU может использовать для работы.

Poplar применяет эту простую абстракцию для построения очень больших графов, которые представлены в виде изображения. Программная генерация графика означает, что мы можем адаптировать его к конкретным вычислениям, необходимым для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов IPU.

Компилятор переводит стандартные операции, используемые в машинных системах обучения, в высокооптимизированный код приложения для IPU. Компилятор графов создает промежуточное изображение вычислительного графа, которое разворачивается на одном или нескольких устройствах IPU. Компилятор может отображать этот вычислительный граф, поэтому приложение, написанное на уровне структуры нейронной сети, отображает изображение вычислительного графа, который выполняется на IPU.


Граф полного цикла обучения AlexNet в прямом и обратном направлении

Графический компилятор Poplar превратил описание AlexNet в вычислительный граф из 18,7 миллиона вершин и 115,8 миллиона ребер. Четко видимая кластеризация – результат прочной связи между процессами в каждом слое сети с более легкой связью между уровнями.

Другой пример – простая сеть с полной связью, прошедшая обучение на MNIST – простом наборе данных для компьютерного зрения, своего рода «Hello, world» в машинном обучении. Простая сеть для изучения этого набора данных помогает понять графы, которыми управляют приложения Poplar. Интегрируя библиотеки графов с такими средами, как TensorFlow, компания представляет один из простых путей для использования IPU в приложениях машинного обучения.

После того, как с помощью компилятора построился граф, его нужно выполнить. Это возможно с помощью движка Graph Engine. На примере ResNet-50 демонстрируется его работа.


Граф ResNet-50

Архитектура ResNet-50 позволяет создавать глубокие сети из повторяющихся разделов. Процессору остается только единожды определить эти разделы и повторно вызывать их. Например, кластер уровня conv4 выполняется шесть раз, но только один раз наносится на граф. Изображение также демонстрирует разнообразие форм сверточных слоев, поскольку каждый из них имеет граф, построенный в соответствии с естественной формой вычисления.

Движок создает и управляет исполнением модели машинного обучения, используя граф, созданный компилятором. После развертывания Graph Engine контролирует и реагирует на IPU или устройства, используемые приложениями.

Изображение ResNet-50 демонстрирует всю модель. На этом уровне сложно выделить связи между отдельными вершинами, поэтому стоит посмотреть на увеличенные изображения. Ниже приведены несколько примеров секций внутри слоев нейросети.

Почему глубоким сетям нужно так много памяти?

Большие объемы занимаемой памяти – одна из самых больших проблем глубинных нейронных сетей. Исследователи пытаются бороться с ограниченной пропускной способностью DRAM-устройств, которые должны быть использованы современными системами для хранения огромного количества весов и активаций в глубинной нейронной сети.

Архитектуры были разработаны с использованием процессорных микросхем, предназначенных для последовательной обработки и оптимизации DRAM для высокоплотной памяти. Интерфейс между двумя этими устройствами является узким местом, которое вводит ограничения пропускной способности и добавляет значительные накладные расходы в потреблении энергии.

Хотя мы еще не имеем полного представления о человеческом мозге и о том, как он работает, в целом понятно, что нет большого отдельного хранилища памяти. Считается, что функция долговременной и кратковременной памяти в человеческом мозге встроена в структуру нейронов+синапсов. Даже простые организмы вроде червей с нейронной структурой мозга, состоящей из чуть более 300 нейронов, обладают в какой-то степени функцией памяти.

Построение памяти в обычных процессорах – это один из способов обойти проблему узких мест памяти, открыв огромную пропускную способность при гораздо меньшем энергопотреблении. Тем не менее, память на кристалле – дорогая штука, которая не рассчитана на действительно большие объемы памяти, которые подключены к центральным и графическим процессорам, в настоящее время используемым для подготовки и развертывания глубинных нейронных сетей.

Поэтому полезно посмотреть на то, как память сегодня используется в центральных процессорах и системах глубокого обучения на графических ускорителях, и спросить себя: почему для них необходимы такие большие устройства хранения памяти, когда головной мозг человека отлично работает без них?

Нейронным сетям нужна память для того, чтобы хранить входные данные, весовые параметры и функции активации, как вход распространяется через сеть. В обучении активация на входе должна сохраняться до тех пор, пока ее нельзя будет использовать, чтобы вычислить погрешности градиентов на выходе.

Например, 50-слойная сеть ResNet имеет около 26 миллионов весовых параметров и вычисляет 16 миллионов активаций в прямом направлении. Если вы используете 32-битное число с плавающей запятой для хранения каждого веса и активации, то для этого потребуется около 168Мб пространства. Используя более низкое значение точности для хранения этих весов и активаций, мы могли бы вдвое или даже вчетверо снизить это требование для хранения.

Серьезная проблема с памятью возникает из-за того, что графические процессоры полагаются на данные, представляемые в виде плотных векторов. Поэтому они могут использовать одиночный поток команд (SIMD) для достижения высокой плотности вычислений. Центральный процессор использует аналогичные векторные блоки для высокопроизводительных вычислений.

В графических процессорах ширина синапса составляет 1024 бит, так что они используют 32-битные данные с плавающей запятой, поэтому часто разбивают их на параллельно работающие mini-batch из 32 образцов для создания векторов данных по 1024 бит. Этот подход к организации векторного параллелизма увеличивает число активаций в 32 раза и потребность в локальном хранилище емкостью более 2 ГБ.

Графические процессоры и другие машины, предназначенные для матричной алгебры, также подвержены нагрузке на память со стороны весов или активаций нейронной сети. Графические процессоры не могут эффективно выполнять небольшие свертки, используемые в глубоких нейронных сетях. Поэтому преобразование, называемое «понижением», используется для преобразования этих сверток в матрично-матричные умножения (GEMM), с которыми графические ускорители могут эффективно справляться.

Дополнительная память также требуется для хранения входных данных, временных значений и инструкций программы. Измерение использования памяти при обучении ResNet-50 на высокопроизводительном графическом процессоре показало, что ей требуется более 7,5 ГБ локальной DRAM.

Возможно, кто-то решит, что более низкая точность вычислений может сократить необходимый объем памяти, но это не так. При переключении значений данных до половинной точности для весов и активаций вы заполните только половину векторной ширины SIMD, потратив половину имеющихся вычислительных ресурсов. Чтобы компенсировать это, когда вы переключаетесь с полной точности до половины точности на графическом процессоре, тогда придется удвоить размер mini-batch, чтобы вызвать достаточный параллелизм данных для использования всех доступных вычислений. Таким образом, переход на более низкую точность весов и активаций на графическом процессоре все еще требует более 7,5ГБ динамической памяти со свободным доступом.

С таким большим количеством данных, которые нужно хранить, уместить все это в графическом процессоре просто невозможно. На каждом слое сверточной нейронной сети необходимо сохранить состояние внешней DRAM, загрузить следующий слой сети и затем загрузить данные в систему. В результате, уже ограниченный пропускной способностью задержкой памяти интерфейс внешней памяти страдает от дополнительного бремени постоянной перезагрузки весов, а также сохранения и извлечения функций активации. Это значительно замедляет время обучения и значительно увеличивает потребление энергии.

Существует несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, такие операции, как функции активации, могут выполняться “на местах”, позволяя перезаписывать входные данные непосредственно на выходе. Таким образом, существующую память можно будет использовать повторно. Во-вторых, возможность для повторного использования памяти можно получить, проанализировав зависимость данных между операциями в сети и распределением той же памяти для операций, которые не используют ее в этот момент.

Второй подход особенно эффективен, когда вся нейронная сеть может быть проанализированна на этапе компиляции, чтобы создать фиксированную выделенную память, так как издержки на управление памятью сокращаются почти до нуля. Выяснилось, что комбинация этих методов позволяет сократить использование памяти нейронной сетью в два-три раза.
Третий значительный подход был недавно обнаружен командой Baidu Deep Speech. Они применили различные методы экономии памяти, чтобы получить 16-кратное сокращение потребления памяти функциями активации, что позволило им обучать сети со 100 слоями. Ранее при том же объеме памяти они могли обучать сети с девятью слоями.

Объединение ресурсов памяти и обработки в одном устройстве обладает значительным потенциалом для повышения производительности и эффективности сверточных нейронных сетей, а также других форм машинного обучения. Можно сделать компромисс между памятью и вычислительными ресурсами, чтобы добиться баланса возможностей и производительности в системе.

Нейронные сети и модели знаний в других методах машинного обучения можно рассматривать как математические графы. В этих графах сосредоточено огромное количество параллелизма. Параллельный процессор, предназначенный для использования параллелизма в графах, не полагается на mini-batch и может значительно уменьшить объем требуемого локального хранилища.

Современные результаты исследований показали, что все эти методы могут значительно улучшить производительность нейронных сетей. Современные графические и центральные процессоры имеют очень ограниченную встроенную память, всего несколько мегабайт в совокупности. Новые архитектуры процессоров, специально разработанные для машинного обучения, обеспечивают баланс между памятью и вычислениями на чипе, обеспечивая существенное повышение производительности и эффективности по сравнению с современными центральными процессорами и графическими ускорителями.

Рассказал, как устроены искусственные нейронные сети, чем они отличаются от традиционных компьютерных программ и почему этот тренд останется с нами надолго.

Что такое deep learning?

Впервые об успехах глубокого обучения (deep learning) стало слышно в 2012 году, а через три года уже все только о нем и говорят. Так же было с интернетом в эпоху надувания инвестиционного пузыря. А поскольку в нейронные сети делаются сейчас немаленькие вложения, то смело можно говорить о новом пузыре .

Интернет было легко демонстрировать: сначала быстрая (по сравнению с бумажной) электронная почта, потом красочные вебсайты, доступные на любом подключенном к Сети компьютере. В глубоком обучении все не так: внимание к нему есть, а продемонстрировать что-то конкретное нельзя. Действительно, что связывает программы распознавания речи и программы автоматического перевода, программы определения неисправностей нефтегазового оборудования и программы синтеза текста, описывающего фотоснимки?



Это разнообразие не случайно: если интернет – это просто вид связи, то глубокие нейронные сети (deep neural networks, DNN) – по сути, новый тип программ, столь же универсальный, как и традиционные компьютерные программы. Эта универсальность доказана теоретически: нейронная сеть в теории может бесконечно точно аппроксимировать любую функцию многих переменных – а еще проводить вычисления , эквивалентные вычислениям машины Тьюринга .

Сети, которые нужно учить

Передавать информацию по интернету можно очень однообразно, унифицированными пакетами, на этой идее он и построен. А вот генерировать информацию и потреблять ее можно по-разному. Компьютерные программы, которые этим занимаются, очень разные. Нейронные сети такие же, они обеспечивают такое же разнообразие обработки.

Описывать сегодня, что такое нейронные сети – это описывать в конце пятидесятых годов, что такое традиционные компьютерные программы (а язык Фортран был выпущен в свет в 1957 году) – если бы вы начали бы рассказывать, что компьютеры будут управлять зажиганием в каждом автомобиле, а также показывать порнофильмы на экранах телефонов, вас бы подняли на смех.

Если сейчас вам рассказать, что вы будете беседовать с нейронной компьютерной сетью в вашем планшете, и нейронная сеть будет управлять автомобилем без водителя, вы тоже не поверите – а зря.

Кстати, «порнокартинки» в социальных сетях уже обнаруживают не люди, а сами сети . А ведь этим в мире занимались 100 тыс. человек, которые отсматривали терабайты и терабайты фото и видео. Мир обработки данных с появлением глубокого обучения вдруг начал меняться, и стремительно.

В отличие от традиционных компьютерных программ, нейронные сети не нужно «писать», их нужно «учить». И их можно научить тому, что бесконечно трудно (если вообще возможно) воплотить традиционной программной инженерией. Например, нейронные сети уже научились распознавать аудио и видео на уровне людей – и даже лучше них. Или наоборот, создавать аудио и видео – если у вас есть воплощенное в наученной глубокой нейронной сети понимание изображений каких-то объектов, это же понимание можно использовать и для создания изображений этих объектов. Синтез голоса, текста и изображений еще не появился на рынке, но эксперименты уже показывают успехи, раньше в этой области недостижимые . Более того, нейронные сетки могут не только анализировать данные, но и выдавать команды. Так, они научились играть в игры Atari 2600, причем во многие даже лучше человека, и их не пришлось специально для этого программировать .

Как это стало возможным только сегодня? Почему таких результатов не достигли давно, еще до появления того же интернета? Ведь рассуждения о возможностях нейронных сетей ведутся с тех же 50-х годов прошлого века!

Во-первых, стало понятно, как научить глубокие нейронные сети – какая там работает математика. Глубокая нейронная сеть – значит, с глубиной больше двух слоев. Если слоев меньше, то речь идет о мелком (shallow) обучении. Если число слоев больше десяти, то говорят об очень глубоком обучении, но пока что такое встречается редко. Раньше нейронные сети пытались учить методом проб и ошибок (он же – метод «научного тыка»), и так получалось обучать только мелкие сети. Со временем появилось понимание математики многослойных нейронных сетей, их стало возможно проектировать, пришло понимание, как создавать новые виды сетей и обеспечить их обучаемость .

Во-вторых, работает нейронная сеть быстро, но обучается очень медленно, и для этого требуются огромные объемы данных – big data . И чем больше слоев в нейронной сети, тем больше у такой сети запросы к вычислительной мощности при обучении. По факту, еще совсем недавно нейронные сети можно было научить чему-либо только на суперкомпьютере.



Сегодня ситуация изменилась, так как к работе с нейронными сетями подключили видеокарты – и это ускорило их обучение в десяток раз. Но даже настолько ускоренное обучение часто означает многие часы и даже дни, а иногда и недели, расчетов. Единственное, что утешает, это то, что в случае традиционного программирования для решения таких же задач потребовались бы не то что недели, а годы работы программистов.

Но после того, как глубокая нейронная сеть обучена, ее работа обычно в сотни и тысячи раз быстрее, чем у традиционных алгоритмов. Программа занимает и в сотни раз меньше оперативной памяти при лучшем качестве результатов.

« Нейросетьмастера»

Необычные свойства этих сетей привело к тому, что практически все международные соревнования по анализу данных выигрывают глубокие нейронные сети. И если у вас стоит какая-то задача анализа данных, а этих данных очень и очень много, то большой шанс, что в таком случае глубокие нейронные сети тоже выиграют.

Профессия тех, кто занимается нейронными сетями, даже пока не имеет названия. Если на заре интернета появилось понятие «вебмастер» (и просуществовало целых пять или шесть лет), то аналогичной «нейросетьмастер»-профессии пока нет. В области big data такие специалисты называют себя «учеными данных» (data scientists), но все-таки их работа имеет ту же инженерную природу, что и работа программистов. Инженеры измеряют, анализируют, проектируют, строят и целевые системы, и инструменты для инженерии. Программная инженерия (software engineering) отличается от компьютерной науки (computer science). С нейронными сетями то же самое: названия профессии пока нет, но уже есть инженеры, которые вам помогут их создать, обучить и использовать . По счастью, за последний год появилась развитая инфраструктура для новой профессии: университетские учебные курсы, десятки тьюториалов, книги, соревновательные и тренировочные площадки, огромное количество свободных программ. Только в русскоязычном сообществе глубокого обучения ВКонтакте сегодня

И частях, это руководство предназначено для всех, кто интересуется машинным обучением, но не знает, с чего начать. Содержание статей рассчитано на широкую аудиторию и будет достаточно поверхностным. Но разве это кого-то волнует? Чем больше людей заинтересуются машинным обучением, тем лучше.

Распознавание объектов с помощью глубокого обучения

Возможно, вы уже видели этот знаменитый комикс xkcd . Шутка в том, что любой 3-летний ребенок может распознать фотографию птицы, но заставить это сделать компьютер заняло у самых лучших компьютерных специалистов более 50 лет.В последние несколько лет мы наконец-то нашли хороший подход к распознаванию объектов с использованием глубоких сверточных нейронных сетей . Это звучит как куча выдуманных слов из фантастического романа Уильяма Гибсона, но все станет понятным, когда мы разберем их по очереди.Итак, давайте же сделаем это – напишем программу, распознающую птиц!

Начнем с простого

Прежде чем научиться распознавать изображения птиц, давайте узнаем, как распознать что-то гораздо более простое – рукописную цифру «8».



Рекомендуем почитать

Наверх