Аргументы за компьютер. Как избежать пагубных последствий? Мифы о вреде компьютера для детей

Для Symbian 27.02.2019
Для Symbian

Цели:

1. Познакомить с историей появления компьютеров.
2. Обсудить с ребятами пользу от использования компьютеров в жизни людей и вред, наносимый здоровью.
3. Познакомить с приёмами, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, экран.
2. Слайды: десять пальцев; абак и Пифагор; счёты; Паскаль и арифмометр; ЭВМ, компьютер фирмы "Apple".
3. Памятки для детей "Берегите зрение", "Гимнастика для глаз", подготовленные с помощью компьютера.
4. Диски из серии "Гармония мира", "Танцевальные мелодии" с музыкальным и видео фрагментами для проведения подвижных физкультминуток.
5. Куклы из классного кукольного театра: Вовочка и Милочка.
6. Карточки со словами: "за", "против".
7. Большой надувной мяч.
8. Фрагмент из DVD "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека".
9. Фрагмент из DVD "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека".
10. Спортивный мат для показа упражнений.

Приглашены медработник школы и психолог.

Структура урока здоровья:

1. Организационный момент.
2. Сообщения по теме: "Из истории происхождения компьютера".
3. Показ сценок, подготовленных классным кукольным кружком.
4. "Дискуссионные качели".
5. Знакомство со строением человеческого глаза. (Медработник школы)
6. Знакомство с упражнениями для зрения.
7. Знакомство со строением позвоночника. (Медработник школы)
8. Знакомство с упражнениями для осанки.
9. Знакомство с упражнениями психотренинга. (Психолог школы)
10. Выводы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель: Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные "трубят" о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на уроке здоровья мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг?

2. Сообщения по теме: "Из истории происхождения компьютера".

Во время рассказа учащихся учитель демонстрирует слайды на общий экран через проектор.

1 ученик: С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

2 ученик: Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе "пыль" или "мелкий песок".
На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

3 ученик: Постепенно "вычислительные машины" усовершенствовались.
Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся "бусы" натянули на рамку. Получились счёты. Только на современных счётах, которыми иногда пользуются и сейчас, металлические спицы.

4 ученик: В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр.
Она выполняла любые арифметические действия. Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру Первому великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

5 ученик: В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ. Слово "компьютер" произошло от латинского слова, означающего "считать, вычислять". Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

6 ученик: Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
Учитель: Несомненно, компьютер значительно облегчил жизнь людей. Вот и сейчас во время рассказа ребят мы пользовались компьютером. Было очень удобно и зрелищно. Но послушайте ребят, которые просто заболели благодаря компьютеру.

3. Показ сценок, подготовленных классным кукольным кружком "Теремок".

На ширме появляются куклы.

Вовочка (Кукла – голова с кругами под глазами, сутулый, очень бледный):

У меня один лишь друг,
Компом все его зовут.
Целый день с ним провожу,
На прогулки не хожу.
Спортом я не занимаюсь,
И совсем не закаляюсь.
Я сутулый и хромой,
Чувствую, я больной.

Милочка (Кукла – полная девочка в больших очках, с перевязанной головой):

Я учуся целый день,
И поверьте, мне не лень
За компьютером сидеть,
Фильмы, игры поглядеть.
На все сайты без разбора
Выхожу вплоть до упора.
Стало плохо с головою…
И с глазами …
Что со мною?!

Учитель:

Мы второй год осваиваем компьютер. Неужели станем такими же, как Вовочка и Милочка? Компьютер нам поможет или навредит?
Проводися обсуждение этих вопросов с детьми.

4. "Дискуссионные качели".

Класс делится на две команды. Капитанам команд выдаются карточки со словами: "за" или "против".
Участники команд становятся друг против друга, перекидывают большой надувной мяч, изображая "качели" и называют слова "за" и "против". Два подготовленных ученика вписывают в таблицу на компьютере, а результаты демонстрируются на экране.

Компьютер:

Учитель: Какие выводы можно сделать по этой таблице?
Выслушивается мнение детей.
Учитель: Верно, нашу жизнь невозможно представить без компьютера.
Сегодня на уроке здоровья мы подробнее обсудим три строчки таблицы: вред зрению, искривление осанки и боязнь живого общения.

5. Знакомство со строением человеческого глаза.

Выступление медработника школы.

Рассказ и показ фрагмента DVD "Загадки человеческого тела".
Глаза дают человеку около 90% всей информации об окружающем мире. Это ценнейший орган в системе органов чувств. Что же такое зрение и почему оно возможно? Всё дело в том, что глаз способен воспринимать лучи света, отражаемые предметами.
Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку – роговицу, позади которой находится радужная оболочка. Именно она делает глаза голубыми, серыми, карими. После этого свет попадает в отверстие, находящееся посредине радужной оболочки – зрачок. Особые мышцы радужной оболочки, сокращаясь и расслабляясь, могут делать зрачок то больше, то меньше.
Пройдя через зрачок, луч попадает в плотное прозрачное тельце – хрусталик. Это природная линза, которая с помощью специальной мышцы может уплощаться или становиться более выпуклой. Благодаря этому лучи света, отражающиеся от предметов, на которые смотрит человек, собираются (фокусируются) в одном месте на внутренней стороне глаза – сетчатке.
Сетчатка состоит из светочувствительных нервных клеток – рецепторов – колбочек и палочек. Палочек значительно больше. Они чувствительны к свету и позволяют видеть человеку даже при плохом освещении. А с помощью колбочек человек различает цвет.
Рецепторы сетчатки принимают световой сигнал по нервам и передают его в зрительные центры головного мозга, где и возникает образ того предмета, на который человек смотрит.
Движение глаз обеспечивают мышцы, которые соединяют их с костями черепа. Как правило, мышцы обоих глаз сокращаются одновременно, поэтому глаза одновременно моргают и поворачиваются.
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углублении черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят пыль, ветер, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слёзы. Они увлажняют глаза и вымывают из них пылинки. В слёзной жидкости есть вещество, которое убивает микробы.
Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. Каждый четвёртый школьник имеет нарушения зрения, причём преимущественно миопию, т. е. близорукость. Способствуют возникновению миопии переутомление глаз, слабое освещение, длительные игры на компьютере, плохое питание, наследственная предрасположенность.

6. Знакомство с упражнениями для зрения.

Включается музыкальный диск из серии "Гармония мира", под звучание которой ребята выполняют упражнения для глаз.

Детям раздают Памятку "Гимнастика для глаз".

а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
б) Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
в) Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вверх, вверх и вниз. (4–5 раз)
г) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. (4–5 раз)
д) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1–6. (1–2 раза)
е) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
ж) Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. (3 раза)
з) Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. (3 раза)
и) Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Детям раздают закладку для книг "Берегите глаза".

1) Оберегайте глаза от попадания вирусов и инородных тел.
2) Употребляйте в пищу достаточное количество растительных продуктов.
3) Выполняйте гимнастику для глаз.
4) Оберегайте глаза от ударов.
5) Улучшите освещение рабочего места.
6) Перестаньте читать лёжа или в транспорте.
7) Занимайтесь на компьютере не более 30 минут за один сеанс.

7. Знакомство со строением позвоночника.

Медработник школы показывает фрагмент "Скелет человека" DVD "Загадки человеческого тела".
Особую роль в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состояние позвоночника очень важно для здоровья. Помещённый внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и двигательных нервов. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов. В "списке болезней" школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место. Каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Человек должен всю жизнь следить за своей осанкой, развивать его гибкость.

1 ученик:

Каждый день зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!

2 ученик:

За компьютером устал –
Вспомни о зарядке,
Чтоб с осанкою прямой
Было всё в порядке!

8. Знакомство с упражнениями для осанки.

Упражнения за компьютером

Дети разучивают упражнения вместе с одноклассником М.Дамиром, который занимается в спортивной секции ДЮСШ.

а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.
г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.
д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.
ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны.

Упражнения на мате

Показывают Б. Юра и Т.Сергей, которые занимаются в кружке "Унибой" во Дворце детского и юношеского творчества.

а) "Лодочка" – лёжа на животе, схватив руками ступни ног, перекатываться вперёд и назад.
б) "Змея" – в положении лёжа приподнять голову как можно выше и посмотреть сначала вправо, затем влево.
в) "Мостик" – с положения лёжа выполнить высокий подъём на руках и ногах, прогнуться в спине.
г) "Брёвнышко" – в положении лёжа на спине понянуть одновременно руки и ноги. Застыть и немного полежать спокойно, вытянув позвоночник.

Подвижные упражнения

Ребята разучивают несколько движений танца "Летка-Енка" вместе с "инструктором" М. Инной, которая занимается хореографией в Детской школе искусств.
Включён диск с видеофрагментом показа движений танца.

9. Знакомство с упражнениями психотренинга.

На ширме кукольного театра вновь появляется кукла Вовочка.

Вовочка: Я не люблю общаться с ребятами, потому что считаю их капризными и жестокими. Они могут высмеять, когда отвечаю у доски. Нужно всегда быть с приятелями внимательным, любезным. Фу! Для меня это обременительно и сложно. Поэтому предпочитаю общение с компьютером. Не ладится игра – выключил и все дела! Не нужно ссориться и переживать.
Учитель: Что вы думаете по поводу откровений Вовочки?

Выслушиваются ответы ребят.

Психолог школы А.З.: Дорогие ребята! Вы правильно заметили, что Вовочка очень одинок, неуверен в себе, ленив. Сегодня я познакомлю вас с простыми упражнениями для расслабления перед общением, повышения самооценки:

а) Глубокое медленное дыхание: 1–2–3–4 (вдох), 5–6–7–8 (выдох) и т.д.
б) Из йоги: сомкнуть и немного подержать вместе большой и указательный палец, медленно вдохнуть и выдохнуть.
в) Если волнуешься перед ответом у классной доски, высоко подними голову и медленно вдохни, спокойно опусти плечи, представь себя "принцем".

10. Выводы.

Учитель: Урок здоровья подходит к концу. Наши "Дискуссионные качели" скоро остановятся. Какие выводы вы сделали для себя, ребята?
Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу и произносят по одному короткому предложению:

Компьютер – необходим в современной жизни.
Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.
Обязательно позаботься о своём зрении.
Нужно "дружить" с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.
Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Учитель: Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Дети хором читают слова, проецированные учителем на экран:

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии. В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера....


Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная. Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации. Существует множество специальных разработок для школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети при помощи компьютера намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает.
Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром». Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни.

Кто подвержен игромании?

Подростки, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям. Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных. Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию. Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению. В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным. Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене. С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером. Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время.

Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир.
Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить.

Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности.

Как утверждают психологи, воспитание будущего воспитателя заканчивается примерно в 5-7 лет. Все мы воспитываем наших детей так же (или прямо противоположно) как воспитывали нас. Пример родителей – положительный, которому мы неосознанно всю жизнь подражаем, или отрицательный, которому мы так же неосознанно поступаем наперекор, сопровождает нас постоянно.

Поэтому любой родитель твердо знает, как поступить, если ребенок капризничает, какие игрушки ему надо покупать и как он должен проводить свое свободное время. Однако темп нашей с вами жизни таков, что современные родители сталкиваются со многими вещами, которых не было в их детстве, и поэтому у них нет готовых рецептов. И эти вещи требуют, чтобы каждый родитель принял свое собственное решение возникающих проблем.
К таким вещам можно отнести видеомагнитофоны, игровые приставки, компьютеры.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Но если для детей это привычный предмет, такой как телевизор или телефон, то для большинства родителей это все-таки новая техника, техника, которую они осваивали в более-менее сознательном возрасте и которая вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, компьютер – незаменимый помощник и замечательная игрушка, а с другой – с ним связано множество не вполне привычных и пугающих вещей – виртуальная реальность, например. В этой статье мы в большей степени коснемся отрицательных моментов, связанных с компьютером, потому что его достоинства известны, наверное, всем.
Как известно, пугает только то, что непонятно. Наверное, именно поэтому множество работ в современной психологии посвящено взаимодействию компьютера и человека, особенно ребенка. Наиболее важные направления исследований – изучение возможности применения развивающих и обучающих компьютерных программ и влияние компьютерных игр на психику ребенка. Именно эти вопросы больше всего волнуют родителей – как, пользуясь компьютером с наибольшей пользой, не нанести вреда ребенку.
Большинство исследований зарубежных и отечественных ученых показывает, что использование компьютером очень эффективно для обучения всех людей – от дошкольников до пенсионеров.
Для маленьких детей разрабатываются специальные игровые программы, которые помогают им учиться писать и считать, различать цвета и геометрические фигуры. Однако к выбору обучающей программы нужно подходить не менее внимательно, чем к выбору правильной обуви или полезного питания. И дело не только в том, что плохо сделанная программа может вредно влиять, например, на зрение ребенка из-за неправильного цветового решения. Исследования подтвердили, что некоторые из программ, использующихся для обучения ребенка читать, менее эффективны, чем даже традиционные методики. Кроме того, в современном постиндустриальном обществе изменяются требования к образованному человеку. Теперь надо не только и не столько владеть определенными знаниями, а нужно, основываясь на базовых знаниях, уметь находить и обрабатывать информацию, постоянно учась. Также немаловажным становится умение находить неожиданные решения, нужна креативность, «творческость» мышления. Но именно это умение часто подавляется при сильном увлечении компьютерными обучающими программами. В них, как правило, используются тесты, которые тренируют не мышление, а умение угадать правильный ответ.
Еще одна опасность, которая может подстерегать детей и родителей: ребенка пытаются научить чему-то, к чему он еще психологически не готов. А при отсутствии психологической готовности дополнительные усилия могут лишь затруднить обучение.
Однако эти недостатки ни в коем случае не перечеркивают достоинств обучающих программ: их наглядности, возможности легко манипулировать с объектами, использование индивидуального подхода – ведь в зависимости от правильности выполнения и сделанных ошибок программа сама направляет ребенка в нужное место. Немаловажно и то, что ребенок, играя, гораздо лучше и полнее усваивает знания и навыки, а обучение на компьютере для ребенка всегда игра.
Еще более осторожно, чем к выбору компьютерных обучающих программ, надо подходить к выбору компьютерных игр. Игры могут помочь развить у ребенка наблюдательность, пространственное мышление, увеличить скорость реакции или просто занять малыша на некоторое время. Однако игры могут быть причиной проблем при общении с другими людьми, возникновении у ребенка агрессивности или тревожности, могут подавлять его личность.
После трагических событий в Америке, когда по стране прокатилась волна немотивированных убийств, совершенных подростками-любителями компьютерных игр «стрелялок», психологи стали исследовать этот феномен. Оказалось, что при игре в компьютерные игры, содержащие насилие, подавляется деятельность мозга в тех участках, которые «отвечают» за эмоции, планирование собственных действий, самоконтроль и самообладание человека. При этом у «активных» пользователей, играющих более 1-2 часов в день, наблюдалась наименьшая активность мозговой деятельности. Подобные нарушения деятельности мозга особенно опасны для маленьких детей, у которых многие функции (например, самоконтроль) еще не полностью сформированы. Следует отметить, что у тех детей, которые играли в «мирные» игры, например, в автогонки, подобных нарушений практически не возникало или они были очень малы.
Еще один существенный момент. В одном эксперименте американские психологи выдали детям 9-10 лет «настоящие» пистолеты и предложили попасть в силуэт человека, нарисованный на доске и расположенный на расстоянии 10 метров. Результат поразил самих ученых. Большинство детей, не играющих в компьютерные игры или играющих в «мирные» игры, не смогли выстрелить в силуэт, а из тех, кто выстрелил, большинство промахнулось. Дети же, часто играющие в игры содержащие насилие, стреляли, не задумываясь; 99% из них попали в мишень, а 97% – поразили жизненно важные органы. Этот результат настолько ошеломляющий, что некоторые психологи предложили ввести возрастной ценз на подобные игры, такой же, как на курение или спиртные напитки.
Эти факты заставляют признать, что компьютерный мир создает свою, «виртуальную» реальность, которая для детей бывает более реальной, чем настоящий мир. Поэтому необходимо ограничивать игру детей на компьютере не только из-за возможного вреда здоровью, но и для того, чтобы ребенок как можно больше жил в реальном мире, общался с реальными людьми и играл с реальными предметами. Ведь один из «соблазнов» общения с компьютером – возможность вернуться на шаг назад, изменить свой выбор, сделать другое действие. В жизни такая возможность предоставляется очень редко. А ребенок все надеется, что можно будет переиграть и не привыкает брать на себя ответственность за свои поступки.
В общем, можно заключить, что достоинств и недостатков у компьютера поровну. И как его использовать, что будет превалировать – недостатки или достоинства, зависит от нас с вами. Разумное использование компьютерного обучения, игра в хорошие игры пойдут только на пользу ребенку. Однако при этом следует помнить, что виртуальный мир, создаваемый компьютером, притягивает к себе иной раз сильнее любого наркотика. Особенно это касается детей, которым не с чем сравнивать, которые не обладают нашим опытом и знаниями. Многие застенчивые дети испытывают при общении с людьми большое психоэмоциональное напряжение. Чтобы избежать этого, они уходят в псевдообщение с компьютером, все больше и больше отдаляясь от людей и попадают в замкнутый круг, разорвать который можно будет лишь с помощью опытного психолога.
И, в заключение, хочется перечислить достоинства компьютера и напомнить о временных ограничениях при игре или работе на компьютере детей.
Что же может компьютер?
Помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация;
В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей;
При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы);
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций;
При этом следует помнить, что детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.

По материалам журналов «Childe Study Journal»,
«Journal of Instructional Psychology»,
«National»

Компьютер детям не игрушка.

А учебник и тренажер - примерно так можно продолжить написанную в заголовке фразу. В самом деле – не собираетесь же вы, уважаемые мамы и папы, китайской стеной отгородить свое чадо от достижений современной цивилизации, к коим относится и компьютер. Только использовать это достижение надо исключительно в педагогических целях, то есть с умом и под строгим родительским контролем. Иначе компьютер ребенку будет во вред.

Речь, кстати, идет и о компьютерных играх . Ребенок познает окружающий его мир в игре. Потому нет ничего удивительного и страшного в том, что его так и тянет поиграть на компьютере. Задача родителей – использовать эту тягу во благо интеллектуальному развитию своего чада и не при этом не нанести непоправимый вред его здоровью и психике. Так давайте же взвесим все «за» и «против».

Аргументы против компьютерных игр просты . Во-первых , они отнимают драгоценное время, которое лучше провести с книжкой в руках или на свежем воздухе. Во-вторых, разные стрелялки и пугалки развивают агрессивность. Увлекшийся ими подросток часто проявляет немотивированную жестокость, перестает различать грань добра и зла, ну, а уж о психологической зависимости от компьютера, когда за ним проводят день и ночь – сутки прочь – писано-переписано, а число таких зависимых не уменьшается. В-третьих, сидение за компьютером прибавляет работы офтальмологам. И не только им – о вреде компьютерных бдений твердят педиатры, психиатры и невропатологи.

Аргументы за . Вред получается, если не соблюдать меру. Если же работать за компьютером по правилам, польза будет громадная. Компьютерные «игрушки» развивают логику, находчивость, нестандартное мышление. Благодаря компьютеру ребенок открывает в себе новые качества, учится творчески мыслить. Компьютер сейчас все активнее используется для подготовки ребенка к школе. Он развивает способность к анализу, внимание, зрительную память, с его помощью можно научить ребенка читать и писать, рисовать, считать и т.д.

Компьютерные игры и программы устроены так, что ребенок поневоле вынужден корректировать свои действия в зависимости от ситуации . Благодаря компьютерным играм ребенок получает обобщенное представление о похожих ситуациях или предметах. Таким образом, он учится обобщать и классифицировать, начинает мыслить без опоры на внешние предметы. А это уже умение читать «про себя» и считать в уме. Достижения же детей в компьютерных играх тут же оцениваются сверстниками, что повышает самооценку и прибавляет уверенности.

И, наконец, упражняясь с клавиатурой и мышкой, ребенок развивают мелкую моторику и координирует деятельность глаз и рук. Одновременно развивается усидчивость. На компьютере малыш занимается с удовольствием, ведь компьютерные игры ни один ребенок не будет воспринимать как занятие.

Но, как мы уже сказали, здесь важно не переборщить . Прислушайтесь к советам врачей, и вы сразу поймете, как играть на компьютере. 5-6-летний малыш может провести за компьютером не более 10-15 минут. После чего надо отдохнуть. Если у ребенка проблемы со зрением, работать на компьютере он должен только в очках. Позаботьтесь о хорошем освещении рабочего места. Свет не должен падать на экран и светить прямо в глаза. Расстояние от детских глаз до монитора должно составлять не менее 50-70 см.

Кисти рук должны быть на уровне локтей, а запястья – на краю стола (на опорной планке). Не забывайте о прогулках, занятиях спортом. Ни в коем случае не разрешайте ребенку есть и пить за компьютером. После занятий умойте ребенка прохладной водой или протрите ему лицо влажной салфеткой.

Во что играть. Игры надо выбирать с поправкой на детское восприятие. Легче всего дети воспринимают крупное цветное неподвижное изображение со звуком. С самыми маленькими можно спокойно рассматривать на компьютере фотографии и картинки в сопровождении дикторского текста. При рисовании на компьютере ребенок очень сильно напрягает зрение. А значит, напрягается и сам. То же самое можно сказать и о чтении с экрана текста. Вредны: движущееся на высокой скорости изображение и мелкие детали.

Ну, а чтобы не попасть впросак, правильно выбрать игру и не ударить перед детьми в грязь лицом , родителям не худо бы разбираться в том, какие бывают компьютерные игры и что обозначает название их жанра. Адвентурные (приключенческие) обычно оформляются как мультфильм, сидящий за компьютером может управлять действием. Возникающие проблемы решаются при помощи находок – предметов, которые находит персонаж, преодолевая разные уровни игры. Здесь важен баланс между сложностью возникающих задач и возможностями ребенка. Если задачи будут слишком простыми – игра слишком быстро закончится, ребенок не получит удовлетворения от преодоления препятствий. Если, наоборот, все слишком сложно – малыш потеряет к игре интерес.

Стратегия предполагает управление . Войсками, заводами, полезными ископаемыми – не так важно, важно, что одновременно надо что-то планировать и следить за текущей ситуацией. Цель – набрать очки или что-то завоевать. Эти достаточно сложные игры развивают усидчивость, тренируют мышление на перспективу.

Аркадные игры дробятся по уровням , наградой и целью является переход к следующему эпизоду или миссии. Здесь игрок набирает очки и бонусы (например, жизни) за нахождение секретных дверей, быстроту прохождения и т.д. В подобных играх тренируется глазомер, внимание, скорость реакции. Но дошкольникам их можно порекомендовать только в том случае, если родители будут следить за временем. Ролевые игры предполагают множество персонажей, у каждого из которых – своя роль. Совместными усилиями герои должны отыскать клад, сокровище или узнать заклинание. А по пути к цели надо одолеть вредителей и преодолеть массу препятствий. Ребенок должен научиться правильно использовать персонажей.

3D-Action – это затюканные и заигранные всеми вопилки-стрелялки-убивалки . Спецэффекты, трехмерная графика создают эффект присутствия, что в принципе для неокрепшей детской психики опасно. Ничего нового ребенок из них не узнает, разве что разовьет моторику рук. Но, честное слово, развивать моторику можно и менее затратными для психики и здоровья методами. В общем, пользы от них немного, зато вред очевиден. В том числе и с точки зрения морали.

Логические игры – это головоломки . Главное, чтобы они были доступны для ребенка. Здесь вам и задачки на перестановку фигур, и составление рисунка, и решение каких-то несложных головоломок по типу «найди лишнего». С их помощью и обучают детей счету, чтению, письму и другим премудростям. А заодно и тренируют логическое мышление, память, моторику и прочие качества, необходимые в этой жизни.

Симуляторы обычно поясняют , что же такое они симулируют, или имитируют. Это могут быть имитаторы парусных или современных кораблей, машин, космических кораблей, самолетов, вертолетов, да чего пожелаете. Желание ребенка самому посидеть за рулем и поуправлять сложным механизмом компании-производители научились учитывать на «отлично». Что хорошо, ответные реакции получаются практически такими же, как и в реальности. Соблюдаются даже мельчайшие детали. И ребенок мало-помалу начинает понимать: резко крутанул руль – машина завертелась на месте, если хочешь повернуть вправо, то туда же и руль крути, но не забудь вовремя его вернуть в прежнее положение. Быстрота реакции – вот что такие игры воспитывают. Неплохо, правда?

Выводы? Простые . Жанр игры надо выбирать в соответствии с темпераментом и возможностями ребенка. Кому-то подходят спокойные игры, кому-то – динамические. Делайте упор на исследовательское содержание, развивающую составляющую. В ходе игры малыш должен проявлять инициативу, пытаться разрешить возникающие проблемы, анализировать ситуацию, делать выводы. Строго следите за временем. Регламент прежде всего! И учтите: чем активней и напряженней ритм игры, тем меньше времени она должна длиться. Но нельзя прерывать игру до того, как ребенок завершит эпизод. Пословицу «кончил дело – гуляй смело» еще никто не отменял. Кроме того, ребенок должен встать из-за компьютера с сознанием успешно выполненного задания.

Ненавязчиво, но упорно доводите до сведения и сознания малыша: компьютер – это хорошо, но не в ущерб другим занятиям: сну, еде, прогулкам, спорту , чтению книг и т.д. Чем тверже это будет усвоено, тем спокойнее вы будете, когда ребенок вырастет и взрослые уже не смогут его контролировать от и до. И – самое главное: компьютер и общение с его помощью играют только вспомогательную роль. Реальный мир куда сложнее виртуальной реальности. Поэтому не забывайте знакомить малыша с реальным миром, пусть малыш активно общается со сверстниками, а компьютер будет лишь одним из его увлечений.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного и младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого -появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. (Родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:
. на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;
. проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;
. достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;
. посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;
. важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
. для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
. хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;
. длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;
. в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.



Рекомендуем почитать

Наверх