Алгоритмы глубокого обучения. Инженерный взгляд на вещи. Глаза на лицах на людях

Вайбер на компьютер 20.03.2019
Вайбер на компьютер

Что такое глубокое обучение (deep learning) ? March 3rd, 2016

Сейчас говорят о модных технологиях глубокого обучения, как будто это манна небесная. Но понимают ли говорящие, что это на самом деле? А ведь у этого понятия нет формального определения, и объединяет оно целый стек технологий. В этом посте я и хочу популярно, насколько это возможно, и по сути объяснить что стоит за этим термином, почему он так популярен и что дают нам эти технологий.


Если совсем коротко, то этот новомодный термин (deep learning) о том, как собрать из каких-то простых абстракции более сложную и глубокую абстракцию (репрезентацию) притом, что даже самые простые абстракции должен собирать сам компьютер, а не человек . Т.е. речь уже не просто об обучении, а о метаобучении. Образно говоря, компьютер самостоятельно должен научиться как лучше ему учиться. И, по сути, термин «глубокое» именно это и подразумевает. Практически всегда этот термин применяемся к искусственным нейронным сетям, где используется больше одного скрытого слоя, поэтому формально «глубокий» значит ещё и более глубокую архитектуру нейронной сети.

Вот на слайде в развитие хорошо видно, чем отличается глубокое обучение, от обычного. Повторюсь, уникальным для глубокого обучения является то, что машина сама находит признаки (ключевые черты чего-либо, по которым легче всего разделять один класс объектов от другого) и признаки эти структурирует иерархично: из более простых складываются более сложные . Ниже мы разберем это на примере.

Давайте посмотрим на примере задачи распознавания изображений: раньше как — запихивали в обычную нейронную сеть с одним слоем огромную (1024×768 — около 800 000 числовых значений) картинку и смотрели как компьютер медленно умирает, задыхаясь от нехватки памяти и неспособности понять, какие пиксели важны для распознавания, а какие нет. Не говоря уже об эффективности такого способа. Вот архитектура такой обычной (неглубой) нейронной сети.

Потом все же прислушались к тому, как выделяет признаки мозг, а делает он это строго иерархично, и тоже решили извлекать из картинок иерархичную структуру. Для этого необходимо было добавить больше скрытых слоев (слоев, которые находятся между входом и выходом; грубо говоря, этапов преобразования информации) в нейронную сеть. Хотя решили так делать практически сразу, как изобрели нейронки, но тогда успешно обучались сети только с одним скрытом слоем. Т.е. в принципе глубокие сети существуют примерно столько же, сколько обычные, просто мы не могли их обучить. Что же поменялось?

В 2006 году сразу несколько независимых исследователей решили эту проблему (к тому же аппаратные мощности развились уже достаточно, появились достаточно мощные видеокарты). Эти исследователи: Джеффри Хинтон (и его коллега Руслан Салахутидинов) с техникой предварительного обучения каждого слоя нейросети ограниченной машиной Больцмана (простите меня за эти термины...), Ян Лекун с сверточными нейронными сетями и Йошуая Бенджио с каскадными автокодировщиками. Первые два сразу же были рекрутированы Google и Facebook, соответственно. Вот две лекции: одна — Хинтона , другая — Лякуна , в которых они и рассказывают, что такое глубокое обучение. Лучше их об этом не расскажет никто. Ещё одна классная лекция Шмидхубера про развитие глубокого обучения, тоже одного из столпов этой науки. А у Хинтона ещё есть прекрасный курс на курсере по нейронкам.

На что способны глубокие нейронные сети сейчас? Они способны распознавать и описывать объекты, можно сказать «понимают» что это. Речь идет о распознавании смыслов.

Просто посмотрите это видео распознавания того, что видит камера, в реальном времени.

Как я уже сказал, технологии глубокого обучения — это целая группа технологий и решений. Несколько из них я уже перечислил абзацем выше, другой пример — это рекуррентные сети, которые как раз используются в видео выше для описания того, что видит сеть. Но самый популярный представитель технологий данного класса — это все-таки сверточные нейронные сети ЛяКуна. Они построены по аналогии с принципами работы зрительной коры мозга кошки, в которой были открыты так называемые простые клетки, реагирующие на прямые линии под разными углами, и сложные — реакция которых связана с активацией определенного набора простых клеток. Хотя, честно говоря, сам ЛяКун не ориентировался на биологию, он решал конкретную задачу (смотрите его лекции), а потом так совпало.

Если совсем просто, то сверточные сети — это такие сети, где основным структурным элементом обучения является группа (сочетание) нейронов (обычно квадрат 3×3,10×10 и т.д.), а не один. И на каждом уровне сети обучаются десятки таких групп. Сеть находит такие сочетания нейронов, которые максимизируют информацию об изображении. На первом уровне сеть извлекает самые базовые, структурно простые элементы картинки — можно сказать, строительные единицы: границы, штрихи, отрезки, контрасты. Повыше — уже устойчивые комбинации элементов первого уровня, и так далее вверх по цепочке. Хочу ещё раз отдельно подчеркнуть главную особенность глубокого обучения: сети сами формируют эти элементы и решают, какие из них более важный, а какие — нет. Это важно, так как в области машинного обучения, создание признаков — является ключевым и сейчас мы переходим на этап, когда компьютер сам учится создавать и отбирать признаки. Машина сама выделяет иерархию информативных признаков.

Итак, в процессе обучения (просмотра сотен картинок) сверточная сеть формирует иерархию признаков различного уровня глубины. Вот на первом уровне, они могут выделить, например, такие элементы (отражая контрастность, угол, границу и т.д.).


На втором уровне — это уже будет элемент из элементов первого уровня. На третьем — из второго. Надо понимать, что данная картинка — просто демонстрация. Сейчас в промышленной применение, такие сети имеют от 10 до 30 слоев (уровней).

После того, как такая сеть обучилась — мы можем её использовать для классификации. Подав на вход какое-то изображение, группы нейронов первого слоя пробегаются по изображению, активируясь в тех местах, где есть соответствующий конкретному элементу элемент картинки. Т.е. эта сеть разбирает картинку на части — сначала на черточки, штрихи, углы наклона, потом более сложные части и в конце она приходит к выводу, что картинка из такого рода комбинации базовых элементов — это лицо.

Подробнее про сверточные сети —

Сегодня граф – один из самых приемлемых способов описать модели, созданные в системе машинного обучения. Эти вычислительные графики составлены из вершин-нейронов, соединенных ребрами-синапсами, которые описывают связи между вершинами.

В отличие скалярного центрального или векторного графического процессора, IPU – новый тип процессоров, спроектированный для машинного обучения, позволяет строить такие графы. Компьютер, который предназначен для управления графами – идеальная машина для вычислительных моделей графов, созданных в рамках машинного обучения.

Один из самых простых способов, чтобы описать процесс работы машинного интеллекта – это визуализировать его. Команда разработчиков компании Graphcore создала коллекцию таких изображений, отображаемых на IPU. В основу легло программное обеспечение Poplar, которое визуализирует работу искусственного интеллекта. Исследователи из этой компании также выяснили, почему глубокие сети требуют так много памяти, и какие пути решения проблемы существуют.

Poplar включает в себя графический компилятор, который был создан с нуля для перевода стандартных операций, используемых в рамках машинного обучения в высокооптимизированный код приложений для IPU. Он позволяет собрать эти графы воедино по тому же принципу, как собираются POPNN. Библиотека содержит набор различных типов вершин для обобщенных примитивов.

Графы – это парадигма, на которой основывается все программное обеспечение. В Poplar графы позволяют определить процесс вычисления, где вершины выполняют операции, а ребра описывают связь между ними. Например, если вы хотите сложить вместе два числа, вы можете определить вершину с двумя входами (числа, которые вы хотели бы сложить), некоторые вычисления (функция сложения двух чисел) и выход (результат).

Обычно операции с вершинами гораздо сложнее, чем в описанном выше примере. Зачастую они определяются небольшими программами, называемыми коделетами (кодовыми именами). Графическая абстракция привлекательна, поскольку не делает предположений о структуре вычислений и разбивает вычисления на компоненты, которые процессор IPU может использовать для работы.

Poplar применяет эту простую абстракцию для построения очень больших графов, которые представлены в виде изображения. Программная генерация графика означает, что мы можем адаптировать его к конкретным вычислениям, необходимым для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов IPU.

Компилятор переводит стандартные операции, используемые в машинных системах обучения, в высокооптимизированный код приложения для IPU. Компилятор графов создает промежуточное изображение вычислительного графа, которое разворачивается на одном или нескольких устройствах IPU. Компилятор может отображать этот вычислительный граф, поэтому приложение, написанное на уровне структуры нейронной сети, отображает изображение вычислительного графа, который выполняется на IPU.


Граф полного цикла обучения AlexNet в прямом и обратном направлении

Графический компилятор Poplar превратил описание AlexNet в вычислительный граф из 18,7 миллиона вершин и 115,8 миллиона ребер. Четко видимая кластеризация – результат прочной связи между процессами в каждом слое сети с более легкой связью между уровнями.

Другой пример – простая сеть с полной связью, прошедшая обучение на MNIST – простом наборе данных для компьютерного зрения, своего рода «Hello, world» в машинном обучении. Простая сеть для изучения этого набора данных помогает понять графы, которыми управляют приложения Poplar. Интегрируя библиотеки графов с такими средами, как TensorFlow, компания представляет один из простых путей для использования IPU в приложениях машинного обучения.

После того, как с помощью компилятора построился граф, его нужно выполнить. Это возможно с помощью движка Graph Engine. На примере ResNet-50 демонстрируется его работа.


Граф ResNet-50

Архитектура ResNet-50 позволяет создавать глубокие сети из повторяющихся разделов. Процессору остается только единожды определить эти разделы и повторно вызывать их. Например, кластер уровня conv4 выполняется шесть раз, но только один раз наносится на граф. Изображение также демонстрирует разнообразие форм сверточных слоев, поскольку каждый из них имеет граф, построенный в соответствии с естественной формой вычисления.

Движок создает и управляет исполнением модели машинного обучения, используя граф, созданный компилятором. После развертывания Graph Engine контролирует и реагирует на IPU или устройства, используемые приложениями.

Изображение ResNet-50 демонстрирует всю модель. На этом уровне сложно выделить связи между отдельными вершинами, поэтому стоит посмотреть на увеличенные изображения. Ниже приведены несколько примеров секций внутри слоев нейросети.

Почему глубоким сетям нужно так много памяти?

Большие объемы занимаемой памяти – одна из самых больших проблем глубинных нейронных сетей. Исследователи пытаются бороться с ограниченной пропускной способностью DRAM-устройств, которые должны быть использованы современными системами для хранения огромного количества весов и активаций в глубинной нейронной сети.

Архитектуры были разработаны с использованием процессорных микросхем, предназначенных для последовательной обработки и оптимизации DRAM для высокоплотной памяти. Интерфейс между двумя этими устройствами является узким местом, которое вводит ограничения пропускной способности и добавляет значительные накладные расходы в потреблении энергии.

Хотя мы еще не имеем полного представления о человеческом мозге и о том, как он работает, в целом понятно, что нет большого отдельного хранилища памяти. Считается, что функция долговременной и кратковременной памяти в человеческом мозге встроена в структуру нейронов+синапсов. Даже простые организмы вроде червей с нейронной структурой мозга, состоящей из чуть более 300 нейронов, в какой-то степени функцией памяти.

Построение памяти в обычных процессорах – это один из способов обойти проблему узких мест памяти, открыв огромную пропускную способность при гораздо меньшем энергопотреблении. Тем не менее, память на кристалле – дорогая штука, которая не рассчитана на действительно большие объемы памяти, которые подключены к центральным и графическим процессорам, в настоящее время используемым для подготовки и развертывания глубинных нейронных сетей.

Поэтому полезно посмотреть на то, как память сегодня используется в центральных процессорах и системах глубокого обучения на графических ускорителях, и спросить себя: почему для них необходимы такие большие устройства хранения памяти, когда головной мозг человека отлично работает без них?

Нейронным сетям нужна память для того, чтобы хранить входные данные, весовые параметры и функции активации, как вход распространяется через сеть. В обучении активация на входе должна сохраняться до тех пор, пока ее нельзя будет использовать, чтобы вычислить погрешности градиентов на выходе.

Например, 50-слойная сеть ResNet имеет около 26 миллионов весовых параметров и вычисляет 16 миллионов активаций в прямом направлении. Если вы используете 32-битное число с плавающей запятой для хранения каждого веса и активации, то для этого потребуется около 168Мб пространства. Используя более низкое значение точности для хранения этих весов и активаций, мы могли бы вдвое или даже вчетверо снизить это требование для хранения.

Серьезная проблема с памятью возникает из-за того, что графические процессоры полагаются на данные, представляемые в виде плотных векторов. Поэтому они могут использовать одиночный поток команд (SIMD) для достижения высокой плотности вычислений. Центральный процессор использует аналогичные векторные блоки для высокопроизводительных вычислений.

В графических процессорах ширина синапса составляет 1024 бит, так что они используют 32-битные данные с плавающей запятой, поэтому часто разбивают их на параллельно работающие mini-batch из 32 образцов для создания векторов данных по 1024 бит. Этот подход к организации векторного параллелизма увеличивает число активаций в 32 раза и потребность в локальном хранилище емкостью более 2 ГБ.

Графические процессоры и другие машины, предназначенные для матричной алгебры, также подвержены нагрузке на память со стороны весов или активаций нейронной сети. Графические процессоры не могут эффективно выполнять небольшие свертки, используемые в глубоких нейронных сетях. Поэтому преобразование, называемое «понижением», используется для преобразования этих сверток в матрично-матричные умножения (GEMM), с которыми графические ускорители могут эффективно справляться.

Дополнительная память также требуется для хранения входных данных, временных значений и инструкций программы. Измерение использования памяти при обучении ResNet-50 на высокопроизводительном графическом процессоре показало, что ей требуется более 7,5 ГБ локальной DRAM.

Возможно, кто-то решит, что более низкая точность вычислений может сократить необходимый объем памяти, но это не так. При переключении значений данных до половинной точности для весов и активаций вы заполните только половину векторной ширины SIMD, потратив половину имеющихся вычислительных ресурсов. Чтобы компенсировать это, когда вы переключаетесь с полной точности до половины точности на графическом процессоре, тогда придется удвоить размер mini-batch, чтобы вызвать достаточный параллелизм данных для использования всех доступных вычислений. Таким образом, переход на более низкую точность весов и активаций на графическом процессоре все еще требует более 7,5ГБ динамической памяти со свободным доступом.

С таким большим количеством данных, которые нужно хранить, уместить все это в графическом процессоре просто невозможно. На каждом слое сверточной нейронной сети необходимо сохранить состояние внешней DRAM, загрузить следующий слой сети и затем загрузить данные в систему. В результате, уже ограниченный пропускной способностью задержкой памяти интерфейс внешней памяти страдает от дополнительного бремени постоянной перезагрузки весов, а также сохранения и извлечения функций активации. Это значительно замедляет время обучения и значительно увеличивает потребление энергии.

Существует несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, такие операции, как функции активации, могут выполняться “на местах”, позволяя перезаписывать входные данные непосредственно на выходе. Таким образом, существующую память можно будет использовать повторно. Во-вторых, возможность для повторного использования памяти можно получить, проанализировав зависимость данных между операциями в сети и распределением той же памяти для операций, которые не используют ее в этот момент.

Второй подход особенно эффективен, когда вся нейронная сеть может быть проанализированна на этапе компиляции, чтобы создать фиксированную выделенную память, так как издержки на управление памятью сокращаются почти до нуля. Выяснилось, что комбинация этих методов позволяет сократить использование памяти нейронной сетью в два-три раза.
Третий значительный подход был недавно обнаружен командой Baidu Deep Speech. Они применили различные методы экономии памяти, чтобы получить 16-кратное сокращение потребления памяти функциями активации, что позволило им обучать сети со 100 слоями. Ранее при том же объеме памяти они могли обучать сети с девятью слоями.

Объединение ресурсов памяти и обработки в одном устройстве обладает значительным потенциалом для повышения производительности и эффективности сверточных нейронных сетей, а также других форм машинного обучения. Можно сделать компромисс между памятью и вычислительными ресурсами, чтобы добиться баланса возможностей и производительности в системе.

Нейронные сети и модели знаний в других методах машинного обучения можно рассматривать как математические графы. В этих графах сосредоточено огромное количество параллелизма. Параллельный процессор, предназначенный для использования параллелизма в графах, не полагается на mini-batch и может значительно уменьшить объем требуемого локального хранилища.

Современные результаты исследований показали, что все эти методы могут значительно улучшить производительность нейронных сетей. Современные графические и центральные процессоры имеют очень ограниченную встроенную память, всего несколько мегабайт в совокупности. Новые архитектуры процессоров, специально разработанные для машинного обучения, обеспечивают баланс между памятью и вычислениями на чипе, обеспечивая существенное повышение производительности и эффективности по сравнению с современными центральными процессорами и графическими ускорителями.

Дізнавалася про бізнес-тренди на масштабній конференції у Києві. Це була насичена інсайтами субота, від якої ми отримали нові знання і знайомства, натхнення та з користю проведений час. На конфі були 4 потоки доповідей для власників бізнесу, ТОП-менеджерів, маркетологів, sales, ейчарів та інших спеціалістів. Одним із спікерів був Міністр інфраструктури Володимир Омелян, який розповідав про розвиток галузі, відновлення доріг та аеропортів.

Доброго всем времени суток уважаемые коллеги iOS-ники, наверняка каждый из вас работал с сетью и занимался парсингом данных c JSON. Для этого процесса есть куча библиотек, всевозможных инструментов которые можно юзать. Некоторые из них сложные, а некоторые простые. Я и сам очень долго если чесно парсил JSON руками, не доверяя этот процес каким-то сторонним библиотекам и в этом были свои плюсы.

9 сентября 2014 года в ходе очередной презентации, компания Apple представила собственную систему мобильных платежей — Apple Pay.

С помощью платежной системы Apple Pay пользователи iPhone 6 и iPhone 6+, а также владельцы новейших версий Apple Watch могут совершать покупки онлайн, пользоваться дополнительными преимуществами apple pay для мобильных приложений и совершать платежи при помощи технологии NFC (Near Field Communication). Для авторизации платежей используются технологии Touch ID или Face ID.

Технологии не стоят на месте, и процессы разработки движутся вместе с ними. Если раньше компании работали по модели «Waterfall», то сейчас, например, все стремятся внедрить «Scrum». Эволюция происходит и в сфере предоставления услуг по разработке программного обеспечения. Раньше компании предоставляли клиентам качественную разработку в рамках бюджета, останавливаясь на этом, сейчас же они стремятся обеспечить максимальную пользу для клиента и его бизнеса, предоставляя свою экспертизу.

За последние несколько лет появилось столько хороших шрифтов, в том числе бесплатных, что мы решили написать продолжение нашей для дизайнеров.

Каждый дизайнер имеет набор любимых шрифтов для работы, с которыми ему привычно работать и которые отражают его графический стиль. Дизайнеры говорят «Хороших шрифтов много не бывает», но сейчас можно смело представить ситуацию когда этот набор состоит только из бесплатных шрифтов.

Как часто проджект менеджеры оказываются между молотом и наковальней, когда пытаются найти баланс между всеми требованиями и сроками заказчика и ментальным здоровьем всей команды? Сколько нюансов нужно учесть, чтобы по обе стороны ответственности был мир и порядок? Как понять хороший ты менеджер или тебе срочно стоит подтягиваться по всем фронтам? Как определить, в каких аспектах именно ты, как ПМ, отстаешь, а где ты молодец и умничка? Именно об этом была очередная конференция Code’n’Coffee.

Технология распознавания образов все активнее входит в наш обиход. Компании и учреждения используют ее для решения самых разных задач: от обеспечения безопасности до исследования удовлетворенности клиентов. Инвестиции в продукты, в основе которых — данная функция, обещают вырасти до 39 миллиардов долларов к 2021 году. Вот лишь несколько примеров, как распознавание образов используется в разных сферах.

Сегодня граф – один из самых приемлемых способов описать модели, созданные в системе машинного обучения. Эти вычислительные графики составлены из вершин-нейронов, соединенных ребрами-синапсами, которые описывают связи между вершинами.

В отличие скалярного центрального или векторного графического процессора, IPU – новый тип процессоров, спроектированный для машинного обучения, позволяет строить такие графы. Компьютер, который предназначен для управления графами – идеальная машина для вычислительных моделей графов, созданных в рамках машинного обучения.

Один из самых простых способов, чтобы описать процесс работы машинного интеллекта – это визуализировать его. Команда разработчиков компании Graphcore создала коллекцию таких изображений, отображаемых на IPU. В основу легло программное обеспечение Poplar, которое визуализирует работу искусственного интеллекта. Исследователи из этой компании также выяснили, почему глубокие сети требуют так много памяти, и какие пути решения проблемы существуют.

Poplar включает в себя графический компилятор, который был создан с нуля для перевода стандартных операций, используемых в рамках машинного обучения в высокооптимизированный код приложений для IPU. Он позволяет собрать эти графы воедино по тому же принципу, как собираются POPNN. Библиотека содержит набор различных типов вершин для обобщенных примитивов.

Графы – это парадигма, на которой основывается все программное обеспечение. В Poplar графы позволяют определить процесс вычисления, где вершины выполняют операции, а ребра описывают связь между ними. Например, если вы хотите сложить вместе два числа, вы можете определить вершину с двумя входами (числа, которые вы хотели бы сложить), некоторые вычисления (функция сложения двух чисел) и выход (результат).

Обычно операции с вершинами гораздо сложнее, чем в описанном выше примере. Зачастую они определяются небольшими программами, называемыми коделетами (кодовыми именами). Графическая абстракция привлекательна, поскольку не делает предположений о структуре вычислений и разбивает вычисления на компоненты, которые процессор IPU может использовать для работы.

Poplar применяет эту простую абстракцию для построения очень больших графов, которые представлены в виде изображения. Программная генерация графика означает, что мы можем адаптировать его к конкретным вычислениям, необходимым для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов IPU.

Компилятор переводит стандартные операции, используемые в машинных системах обучения, в высокооптимизированный код приложения для IPU. Компилятор графов создает промежуточное изображение вычислительного графа, которое разворачивается на одном или нескольких устройствах IPU. Компилятор может отображать этот вычислительный граф, поэтому приложение, написанное на уровне структуры нейронной сети, отображает изображение вычислительного графа, который выполняется на IPU.


Граф полного цикла обучения AlexNet в прямом и обратном направлении

Графический компилятор Poplar превратил описание AlexNet в вычислительный граф из 18,7 миллиона вершин и 115,8 миллиона ребер. Четко видимая кластеризация – результат прочной связи между процессами в каждом слое сети с более легкой связью между уровнями.

Другой пример – простая сеть с полной связью, прошедшая обучение на MNIST – простом наборе данных для компьютерного зрения, своего рода «Hello, world» в машинном обучении. Простая сеть для изучения этого набора данных помогает понять графы, которыми управляют приложения Poplar. Интегрируя библиотеки графов с такими средами, как TensorFlow, компания представляет один из простых путей для использования IPU в приложениях машинного обучения.

После того, как с помощью компилятора построился граф, его нужно выполнить. Это возможно с помощью движка Graph Engine. На примере ResNet-50 демонстрируется его работа.


Граф ResNet-50

Архитектура ResNet-50 позволяет создавать глубокие сети из повторяющихся разделов. Процессору остается только единожды определить эти разделы и повторно вызывать их. Например, кластер уровня conv4 выполняется шесть раз, но только один раз наносится на граф. Изображение также демонстрирует разнообразие форм сверточных слоев, поскольку каждый из них имеет граф, построенный в соответствии с естественной формой вычисления.

Движок создает и управляет исполнением модели машинного обучения, используя граф, созданный компилятором. После развертывания Graph Engine контролирует и реагирует на IPU или устройства, используемые приложениями.

Изображение ResNet-50 демонстрирует всю модель. На этом уровне сложно выделить связи между отдельными вершинами, поэтому стоит посмотреть на увеличенные изображения. Ниже приведены несколько примеров секций внутри слоев нейросети.

Почему глубоким сетям нужно так много памяти?

Большие объемы занимаемой памяти – одна из самых больших проблем глубинных нейронных сетей. Исследователи пытаются бороться с ограниченной пропускной способностью DRAM-устройств, которые должны быть использованы современными системами для хранения огромного количества весов и активаций в глубинной нейронной сети.

Архитектуры были разработаны с использованием процессорных микросхем, предназначенных для последовательной обработки и оптимизации DRAM для высокоплотной памяти. Интерфейс между двумя этими устройствами является узким местом, которое вводит ограничения пропускной способности и добавляет значительные накладные расходы в потреблении энергии.

Хотя мы еще не имеем полного представления о человеческом мозге и о том, как он работает, в целом понятно, что нет большого отдельного хранилища памяти. Считается, что функция долговременной и кратковременной памяти в человеческом мозге встроена в структуру нейронов+синапсов. Даже простые организмы вроде червей с нейронной структурой мозга, состоящей из чуть более 300 нейронов, обладают в какой-то степени функцией памяти.

Построение памяти в обычных процессорах – это один из способов обойти проблему узких мест памяти, открыв огромную пропускную способность при гораздо меньшем энергопотреблении. Тем не менее, память на кристалле – дорогая штука, которая не рассчитана на действительно большие объемы памяти, которые подключены к центральным и графическим процессорам, в настоящее время используемым для подготовки и развертывания глубинных нейронных сетей.

Поэтому полезно посмотреть на то, как память сегодня используется в центральных процессорах и системах глубокого обучения на графических ускорителях, и спросить себя: почему для них необходимы такие большие устройства хранения памяти, когда головной мозг человека отлично работает без них?

Нейронным сетям нужна память для того, чтобы хранить входные данные, весовые параметры и функции активации, как вход распространяется через сеть. В обучении активация на входе должна сохраняться до тех пор, пока ее нельзя будет использовать, чтобы вычислить погрешности градиентов на выходе.

Например, 50-слойная сеть ResNet имеет около 26 миллионов весовых параметров и вычисляет 16 миллионов активаций в прямом направлении. Если вы используете 32-битное число с плавающей запятой для хранения каждого веса и активации, то для этого потребуется около 168Мб пространства. Используя более низкое значение точности для хранения этих весов и активаций, мы могли бы вдвое или даже вчетверо снизить это требование для хранения.

Серьезная проблема с памятью возникает из-за того, что графические процессоры полагаются на данные, представляемые в виде плотных векторов. Поэтому они могут использовать одиночный поток команд (SIMD) для достижения высокой плотности вычислений. Центральный процессор использует аналогичные векторные блоки для высокопроизводительных вычислений.

В графических процессорах ширина синапса составляет 1024 бит, так что они используют 32-битные данные с плавающей запятой, поэтому часто разбивают их на параллельно работающие mini-batch из 32 образцов для создания векторов данных по 1024 бит. Этот подход к организации векторного параллелизма увеличивает число активаций в 32 раза и потребность в локальном хранилище емкостью более 2 ГБ.

Графические процессоры и другие машины, предназначенные для матричной алгебры, также подвержены нагрузке на память со стороны весов или активаций нейронной сети. Графические процессоры не могут эффективно выполнять небольшие свертки, используемые в глубоких нейронных сетях. Поэтому преобразование, называемое «понижением», используется для преобразования этих сверток в матрично-матричные умножения (GEMM), с которыми графические ускорители могут эффективно справляться.

Дополнительная память также требуется для хранения входных данных, временных значений и инструкций программы. Измерение использования памяти при обучении ResNet-50 на высокопроизводительном графическом процессоре показало, что ей требуется более 7,5 ГБ локальной DRAM.

Возможно, кто-то решит, что более низкая точность вычислений может сократить необходимый объем памяти, но это не так. При переключении значений данных до половинной точности для весов и активаций вы заполните только половину векторной ширины SIMD, потратив половину имеющихся вычислительных ресурсов. Чтобы компенсировать это, когда вы переключаетесь с полной точности до половины точности на графическом процессоре, тогда придется удвоить размер mini-batch, чтобы вызвать достаточный параллелизм данных для использования всех доступных вычислений. Таким образом, переход на более низкую точность весов и активаций на графическом процессоре все еще требует более 7,5ГБ динамической памяти со свободным доступом.

С таким большим количеством данных, которые нужно хранить, уместить все это в графическом процессоре просто невозможно. На каждом слое сверточной нейронной сети необходимо сохранить состояние внешней DRAM, загрузить следующий слой сети и затем загрузить данные в систему. В результате, уже ограниченный пропускной способностью задержкой памяти интерфейс внешней памяти страдает от дополнительного бремени постоянной перезагрузки весов, а также сохранения и извлечения функций активации. Это значительно замедляет время обучения и значительно увеличивает потребление энергии.

Существует несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, такие операции, как функции активации, могут выполняться “на местах”, позволяя перезаписывать входные данные непосредственно на выходе. Таким образом, существующую память можно будет использовать повторно. Во-вторых, возможность для повторного использования памяти можно получить, проанализировав зависимость данных между операциями в сети и распределением той же памяти для операций, которые не используют ее в этот момент.

Второй подход особенно эффективен, когда вся нейронная сеть может быть проанализированна на этапе компиляции, чтобы создать фиксированную выделенную память, так как издержки на управление памятью сокращаются почти до нуля. Выяснилось, что комбинация этих методов позволяет сократить использование памяти нейронной сетью в два-три раза.
Третий значительный подход был недавно обнаружен командой Baidu Deep Speech. Они применили различные методы экономии памяти, чтобы получить 16-кратное сокращение потребления памяти функциями активации, что позволило им обучать сети со 100 слоями. Ранее при том же объеме памяти они могли обучать сети с девятью слоями.

Объединение ресурсов памяти и обработки в одном устройстве обладает значительным потенциалом для повышения производительности и эффективности сверточных нейронных сетей, а также других форм машинного обучения. Можно сделать компромисс между памятью и вычислительными ресурсами, чтобы добиться баланса возможностей и производительности в системе.

Нейронные сети и модели знаний в других методах машинного обучения можно рассматривать как математические графы. В этих графах сосредоточено огромное количество параллелизма. Параллельный процессор, предназначенный для использования параллелизма в графах, не полагается на mini-batch и может значительно уменьшить объем требуемого локального хранилища.

Современные результаты исследований показали, что все эти методы могут значительно улучшить производительность нейронных сетей. Современные графические и центральные процессоры имеют очень ограниченную встроенную память, всего несколько мегабайт в совокупности. Новые архитектуры процессоров, специально разработанные для машинного обучения, обеспечивают баланс между памятью и вычислениями на чипе, обеспечивая существенное повышение производительности и эффективности по сравнению с современными центральными процессорами и графическими ускорителями.

И частях, это руководство предназначено для всех, кто интересуется машинным обучением, но не знает, с чего начать. Содержание статей рассчитано на широкую аудиторию и будет достаточно поверхностным. Но разве это кого-то волнует? Чем больше людей заинтересуются машинным обучением, тем лучше.

Распознавание объектов с помощью глубокого обучения

Возможно, вы уже видели этот знаменитый комикс xkcd . Шутка в том, что любой 3-летний ребенок может распознать фотографию птицы, но заставить это сделать компьютер заняло у самых лучших компьютерных специалистов более 50 лет.В последние несколько лет мы наконец-то нашли хороший подход к распознаванию объектов с использованием глубоких сверточных нейронных сетей . Это звучит как куча выдуманных слов из фантастического романа Уильяма Гибсона, но все станет понятным, когда мы разберем их по очереди.Итак, давайте же сделаем это – напишем программу, распознающую птиц!

Начнем с простого

Прежде чем научиться распознавать изображения птиц, давайте узнаем, как распознать что-то гораздо более простое – рукописную цифру «8».



Рекомендуем почитать

Наверх