Акустические системы ч2. Экспертная группа «Автомобильная электроника»

Nokia 10.02.2019
Nokia

Звучит настолько хорошо, настолько это позволяют делать динамики. Экономить здесь не рекомендуется.
Если у вас нет места для монолитной напольной акустики (а, по правде говоря, у кого оно есть?), тогда вы, скорее всего, задумаетесь о вариантах, которые можно установить на полках или закрепить на стене.

Такие модели, как правило, достаточно большие для того, чтобы обеспечить качественное звучание, но в тоже время достаточно малы и спокойно поместятся между комиксами Алана Мура и книгами Джорджа Мартина. В качестве альтернативы их еще можно расположить на специальной подставке для динамиков (любая акустика будет звучать лучше, если расположить ее на небольшом возвышении) или закрепить на стене с помощью кронштейнов.

Полочные колонки идеально подходят для небольших гостиных и спален, и, несмотря на свой размер, порадуют вас великолепным звучанием. И, так же, как многофункциональные системы мультирум, таких как Sonos или Heos, они тоже предлагают выраженный стереоэффект.

Hi-Fi-отрасль давно производит отличные маленькие колонки, поэтому сейчас на рынке есть из чего выбирать. Лучшие модели полочной акустики вы найдете в нашем топе.

Топ 5: лучшая полочная акустика

Полочная акустика Wharfedale Diamond 220

Рейтинг: ★★★★★
Доказано, что каждый человек в какой-то момент своей жизни рано или поздно приобретает колонки от Wharfedale Diamond. Это просто вопрос времени. Мы рекомендуем вам начать с полочной модели Wharfedale Diamond 220. Это последняя итерация очень популярной линейки, которая продолжает радовать качественным звучанием.

Модель 220 изготовлена из многослойного МДФ с наполнением ДСП, чтобы помочь ослабить резонанс, и все это отделано виниловой пленкой. Выглядит устройство достаточно солидно, хотя вряд ли эти колонки смогут удостоится наградой Red DOT за стиль. Вы можете выбирать между отделками Blackwood, Walnut Pearl, Rosewood и White.

Своим звучанием колонка обязуется 13-сантиметровой мембране. Кстати говоря, Wharfedale Diamond 220 лучше всего размещать поближе к стене для наилучшего воспроизведения низких частот.

Соедините ее с недорогим динамическим стерео усилителем, или используйте их в качестве обновления для многофункциональной Hi-Fi-системы.

Полочная акустика Q Acoustics 2020i

Рейтинг: ★★★★☆
Заманчиво недорогие, колонки Q Acoustics 2020i могут стать великолепным выбором для тех, кто не хочет сильно тратиться на аудио систему. Доступны в отделках Walnut и Graphite, или в Gloss White и Black, эти полочные колонки выглядят более стильно, чем вы себе представляете, благодаря интересной конструкции корпуса и спрятанным проводам.

2020i порадует вас 25-миллиметровым мягким купольным твитером, отделенным от основного динамика с целью снижения вибрации от сабвуфера. Такой подход позволяет добиться хорошего уровня детализации и четкости. Также эта модель выдает отличные басы, что выделяет 2020is на фоне более дешевых 2010i.

Среди ключевых характеристик этого устройства – низкий уровень искажений звука, быстрый переходный отклик и широкая звуковая сцена.

Полочная акустика Monitor Audio Bronze B2

Рейтинг: ★★★★☆ | Цена: 23 500 руб.
Если вы хотите приобрести колонки, которые бы были лучшими в соотношении «цена-качество», тогда задумайтесь над покупкой Monitor Audio Bronze B2. Они продаются в цветах Silver и Gold и предлагают отличные характеристики, поэтому модель B2 станет идеальным выбором среди устройств среднего класса.

Корпус изготовлен из жесткой 18-миллиметровой МДФ, которая уменьшает резонанс. Высокочастотный 25-миллиметровый купольный твитер C-CAM Gold и 6,5-дюймовый сабвуфер C-CAM расположились над портом HiVe II. Вам не придется прислонять эти колонки к стене, чтобы улучшить бас.

Качество сборки отличное. Крепления мембран незаметное, в то время как магнитные решетки добавляют дизайну еще больше стильности. Вы можете выбирать между отделками White Ash, Black Oak, Walnut и Rosemah. Вряд ли в ближайшее время вам понадобится нечто большее, чем Monitor Audio Bronze B2.

Полочная акустика B&W 685 S2

Рейтинг: ★★★★☆
С их отличительными желтыми мембранами Kevlar, полочные колонки B&W 685 S2 однозначно привлекут ваше внимание. Они не только имеют привлекательный внешний вид, но и способны наполнить вашу спальню или гостиную высококачественным звучанием.

Громкоговорители оснащены 25-миллиметровым алюминиевым купольным твитером, усиленным для улучшенного воспроизведения высоких частот, а также 16.5-сантиметровым сабвуфером Kevlar. Что необычно, сам твитер посажен на гель, чтобы изолировать его от вибраций корпуса.

Дизайн корпуса можно отнести к классическому; здесь нет никаких эстетических сюрпризов. Но вы вряд ли будете покупать их в качестве дополнения к декору, ведь вне зависимости от жанра прослушиваемой музыки, они порадуют вас необычайно детализированным и глубоким звучанием.

Полочная акустика Kef R300

Рейтинг: ★★★★☆ | Цена: 95 400 руб.
Как для полочных колонок, Kef R300 имеют довольно внушительный размер по сравнению со своими собратьями. Но если вы придумаете, как их расположить (честно говоря, они помещаются далеко не во все полки), вы будете вознаграждены достаточно высокой производительностью. Нам очень нравится весь модельный ряд R, поэтому неудивительно, что это устройство попало в наш топ лучшей полочной акустики. Оно станет отличной покупкой, особенно если вы не ограничены бюджетом.

Эти колонки от KEF оснащены мембраной UNI-Q, 25-миллиметровым алюминиевым купольным твитером и 12.5-сантиметровой мембраной СЧ, которые в сочетании дают просто идеальный звук. Под ними находится 16.5-мм алюминиевый сабвуфер, способный выдавать мощный бас. Если вашим пристрастием является классическая музыка или джаз, то эти колонки – как раз для вас. Доступны в отделках Walnut, Rosewood, Gloss White и Piano Black, эти колонки однозначно порадуют вас своим звучанием.

Актуальность: Февраль 2019

Современная акустическая система способна превратить просмотр фильма или прослушивание любимых аудиозаписей в настоящее удовольствие. Игровой процесс также требует четкого звука с разделением частот разного диапазона. Объемное звучание позволяет окунуться глубже в динамические сцены фильмов. Современные технологии обеспечивают беспроводное подключение и объединение многих устройств в единую сеть с центральным пультом.

При выборе акустической системы нужно обращать внимание на мощность и качество звука. Существенную роль играет материал изготовления колонки, исключая влияние негативных факторов окружающей среды.

Мы составили список лучших акустических систем, основываясь на экспертных оценках специалистов и отзывах реальных покупателей. Наши рекомендации помогут вам сделать выбор, оптимальный требованиям и желаниям. На мировом рынке техники много конкурентов, но мы отобрали лучших производителей и рекомендуем обратить на них особое внимание:

Бюджетные / Недорогие

  1. Pioneer
  1. Samsung

Дорогие/ Премиум-класс

  1. Sonos
  2. Wharfedale
Для дома Активные Саундбары (Звуковые панели) Беспроводные Комплекты 5.0 Комплекты 5.1

* Цены действительны на момент публикации и могут изменяться без предварительного уведомления.

Акустические системы: Для дома

Комплекты 5.1 / Для дома

Основные плюсы

Улучшенная реинкарнация известной модели 2006 года KHT3005. Новый вариант превосходит предшественника по всем статьям. Во-первых, использована совершенно новая технология динамиков Uni-Q, применяющаяся в дорогущих Blade, в том числе новый кроссовер и корпус сателлитов.

Во-вторых, сабвуфер получил почти полную акустическую невидимость в однородном звуковом поле - правда, для этого придется повозиться с настройками. Поддерживаемые системой частоты - от 33 до 45000 Гц. Мощность сабвуфера - 250 Вт.

Модель отлично подходит для небольших помещений - с ней вы сможете как смотреть кино с естественным звуком, так и слушать музыку в первозданном качестве.

Достоинства
  • Однородный звук, сабвуфер почти не выделяется
  • Хорошие басы
  • Компактность
  • Интересный дизайн
  • Удобство крепления на стену
Минусы
  • Невыразительный звук на малой громкости
  • Высокая цена

Показать все товары в категории «Для дома»

Акустические системы: Активные

Саундбары (Звуковые панели) / Активные / Беспроводные / Для дома

Основные плюсы

Активный саундбар с девятью динамиками, в том числе шестью среднечастотными и тремя твиттерами для ВЧ.

У каждого динамика - собственный усилитель класса D. Для начала работы с моделью достаточно один кабель (оптический) включить в телевизор, второй - в розетку. Если у вас нет телевизора - не беда, звуковая панель может стать самостоятельным музыкальным центром при помощи Sonos Controller - фирменного приложения для Windows, OS X, iOS и Android. Благодаря этому приложению легко интегрировать саундбар в состав любой акустической системы в вашем доме - хоть 3.0, хоть 5.1 без всяких проводов.

Звук у Sonos Playbar сочный и чистый. Басов не хватает, но другого и ждать не приходится за отсутствием сабвуфера. Наилучшим образом эта модель раскрывает себя в сотрудничестве с другой акустикой от Sonos.

Достоинства
  • Минимум проводов
  • Простые настройка и управление
  • Отличный дизайн
  • Неплохой звук для начинающих меломанов
  • Возможность прямого воспроизведения музыки из облачного хранилища
Минусы
  • Не хватает басов
  • Ограниченная сфера применения

Саундбары (Звуковые панели) / Активные / Для дома

Основные плюсы

Стильная модель акустической системы 2.1 для телевизора в большой квартире.

Мощность в 300 Вт вряд ли будет когда-то полностью использована - саундбар не предназначен для максимальных нагрузок и начинает слегка жужжать и подсвистывать. Но на менее яростной громкости слушать музыку или смотреть кино с этой акустикой - одно удовольствие.

Bluetooth работает идеально, Wi-Fi сильно зависит от качества сигнала. Вы можете превратить саундбар в полноценный музыкальный центр, подключив к нему флешку с музыкой. Имеется режим усиления голоса.

Достоинства
  • Достойная мощность
  • Неплохие басы
  • Чистый звук
  • Беспроводное подключение
  • Несложное управление
Минусы
  • Дисплей небольшого размера
  • Настроек звука немного

Активные / Для дома / Комплекты 5.1

Основные плюсы
  • Готовый комплект акустики с собственным усилителем-сабвуфером. Можно использовать автономно для воспроизведения аудиофайлов с USB-накопителей или прослушивать любимые радиостанции
  • Сателлиты подключаются с помощью стандартного разъема 3.5 мм, поэтому совместимы с многим оборудованием, рассчитанным на данную мощность
  • Мощности комплекта достаточно для музыкального сопровождения любого контента в помещении площадью до 20 кв. м
  • В комплектации предусмотрен беспроводной пульт, который позволяет выполнить настройку всех параметров звучания для каждого элемента системы отдельно
  • Производитель решил проблему сброса настроек при отключении электроэнергии установкой собственного элемента питания. Теперь не нужно перенастраивать каждый раз все параметры

Показать все товары в категории «Активные»

Акустические системы: Беспроводные

Активные / Беспроводные / Для дома / Саундбары (Звуковые панели)

Основные плюсы
  • Центральный канал выполнен в виде изогнутой панели с двумя драйверами по бокам. Стильный компактный корпус позволяет расположить колонку на полке без дополнительных креплений
  • Беспроводная технология подключения к сабвуферу по каналу Bluetooth позволяет избавиться от проводов и удаленно управлять параметрами воспроизводимого звука
  • Функция Surround Sound Expansion позволяет гибко настраивать профили окружения в зависимости от комнаты
  • Официальное приложение Samsung Audio Remote позволяет управлять устройством с помощью смартфона
  • Большая мощность акустической системы позволяет использовать ее для озвучивания любых домашних мероприятий в большой комнате или доме

Активные / Беспроводные / Для дома / Комплекты 5.1 / Саундбары (Звуковые панели)

Основные плюсы
  • Реализована технология направленных лучей, которая посылает сигнал на определенный канал, соответствующий местоположению в источнике
  • Для игровых консолей Playstation 4 и Xbox One предусмотрены готовые шаблоны настроек, что позволяет максимально погрузиться в игровой процесс
  • Быстрое подключение тыловой акустики для создания полного эффекта окружения звуком
  • Реализована совместимость с устройствами на базе Android. При синхронизации через Bluetooth или Wi-Fi можно управлять акустикой с помощью смартфона
  • Объёмный звук с помощью эффектов отражения волн, исходящих из боковых динамиков от стен помещения

Показать все товары в категории «Беспроводные»

Акустические системы: Комплекты 5.0

Для дома / Комплекты 5.0

Основные плюсы
  • Универсальная пассивная система сопрягается с любым сабвуфером и AV ресивером
  • Магнитное экранирование центрального канала и передних колонок защищает стоящее рядом оборудование от воздействия электромагнитных полей, формирующихся в процессе работы акустики
  • Практичное матовое немаркое покрытие корпусов
  • Плотный монолитный пластик подавляет среднечастотные акустические резонансы
  • Изначально напольный форм-фактор Pioneer S-11 при необходимости модифицируется под использование на стенах, стойках или полках (для передних и задних колонок), благодаря наличию в стандартной комплектации креплений и противоскользящих накладок
  • Штатные возможности оборудования рассчитаны на покрытие помещения до 30 квадратных метров

Создавая ТОП-10 популярной полочной акустики, мы хотели помочь вам не потеряться в многообразии акустических систем и сделать выбор, которым вы будете довольны.

В работе над рейтингом мы прислушивались к мнениям экспертов, изучали отзывы пользователей и опирались на собственное профессиональное чутье. Чтобы получить объективную картину, мы не просто вертели акустику в руках и подробно изучали ее характеристики, но слушали, слушали, слушали.

Проведя десятки часов за прослушиванием музыки на разной полочной акустике, мы смогли составить рейтинг популярных моделей, куда вошли 10 акустических систем.

Полочная акустика шестого поколения Klipsch Reference оказалась в нашем рейтинге благодаря яркому, динамичному «хард-роковому» звучанию. Если вы поклонник групп типа Led Zeppelin, Deep Purple, Gorky Park, то вы оцените точное, детальное и бойкое звучание любимых исполнителей на этой акустике.

Аргументом в пользу этой акустики стала и ее мощность, которая возросла по сравнению с предыдущим поколением. Звучание обновленной акустики хорошо «покрывает» комнату площадью 10-12 кв.м.

Ощущение от прослушивания этой акустики такое, будто звук тебя обволакивает и утягивает, словно под воду, в собственную глубину. Туда, где нет посторонних шумов, отвлекающих тональностей, только чистое и глубокое звучание.

Эта акустика привлекла наше внимание не только своим чистейшим звучанием, но и тем, что в ней установлен динамик из акустических систем класса High-End. Тканевый, 25 миллиметров, с охлаждающей ферромагнитной системой – он сводит к минимуму возможные искажения и обеспечивает звуку широкое пространство.

И последний аргумент в пользу акустики Q-Acoustics Q3020 walnut – это стильный лаконичный дизайн, выполненный под дерево, который отлично впишется в любой интерьер.

Эта акустика покорила нас своей музыкальностью и удивительно естественным звучанием. В нем нет резко выраженных звуковых или тембральных скачков, а все переходы происходят плавно и незаметно, создавая ощущение музыкальной гармонии.

Это универсальная акустическая система, на которой одинаково хорошо звучат джаз и эстрада, тяжелый рок и классические композиции. Акустика хорошо контролирует ритм и задает четкое направление звука, который ровно и безупречно звучит не только в плоскости динамиков, но и в глубине комнаты.

Мощный, сочный бас, с разнообразием оттенков, дополняет картину, и заставляет слушать эту акустику снова и снова.

Акустика от немецкого бренда порадовала нас глубиной звучания, яркой динамикой и сугубо немецкой точностью в каждой ноте и в каждом звуковом переходе. Никаких посторонних шумов, ненужных «примесей» или выбивающихся из общей картины тембров – только чистый, ровный, открытый звук.

Благодаря усиленным низкочастотным динамикам и увеличенному диапазону частот, акустика выдает мощный, яркий и напористый звук, который покрывает комнату площадью 25 кв.метров. Строгий, педантичный дизайн, одинаково гармонично впишется как в классический интерьер, так и в помещение, отделанное в стиле Хай-тек.

Деликатное отношение к звуку, четкое обозначение нотных границ, улавливание самых тонких изменений темпа – вот что привлекло нас в акустике Monitor Audio Bronze 2. Включите на этой акустической системе композиции Дебюсси или другую музыкальную классику, и вы поймете, о чем мы говорим.

Чтобы оценить уверенное и точное звучание басов, идеально подходит саундтрек Циммера к фильму «Начало». Акустика с мощным басовым динамиком C-CAM 6.5” демонстрирует убедительные нижние ноты, масштабность и реалистичность звучания, акцент на каждом музыкальном контрасте.

Эта акустика не терпит жесткости, ей больше по душе мягкое и утонченное звучание. Но это не мешает ей выдавать динамичный, драйвовый звук, уверенно скользить за всеми поворотами музыкальных тем и дарить нам удовольствие от прослушивания.

Мы «пригласили» эту акустику в наш рейтинг за ее дипломатичный и нейтральный звук, который достойно выглядит в любом музыкальном жанре. На этой акустической системе одинаково убедительно звучит хард вроде Led Zeppelin и эстрадный джаз Фрэнка Синатры.

Глубокая звуковая сцена позволяет наслаждаться стройным и точным звучанием, даже находясь в удалении от колонок. Акустика четко распределяет роли каждого инструмента в музыкальной теме, позволяет им проявить свою индивидуальность, не нарушая общей звуковой гармонии.

Басы впечатляют своей мощью и сочной окраской. Такое глубокое звучание на нижних частотах акустика получила благодаря 17-сантиметровому динамику с магниево-силикатным диффузором и расположенному на задней панели фазоинвертору.

Эта акустика привлекла наше внимание тем, как достоверно она звучит на средних частотах и, не теряя убедительности, спускается в самый низ.

Подкупило нас и отсутствие явных, грубых переходов с одного частотного регистра на другой. Эта акустическая система словно разглаживает швы между высокими и низкими нотами, заставляя музыку незаметно перетекать из одного состояния в другое.

Обновленный высокочастотный динамик и подвес из материала Poron в конструкции акустической системы заставили ее звучать более мягко и ровно, убрав все нежелательные резонансы. А специальная вставка, обрамляющая динамик на лицевой панели, расширила угол излучения, чтобы вы могли наслаждаться точными и красивыми высокими нотами, даже находясь в стороне от акустики.

Естественное, раскованное звучание, непринужденная музыкальность, плавные переходы и контрастные звуковые образы – вот те качества, которыми покорила нас акустика Studio 118.

Чем дольше мы слушали эту акустическую систему, тем больше удовольствия получали от богатой тембральной палитры, яркой эмоциональности и четких музыкальных образов, которые она выстраивает.

Для компактных полочников эта акустика обладает довольно крупным, фактурным басом. Он деликатно подчеркивает выразительность музыкальной темы, не перетягивая одеяло на себя и сохраняя целостность произведения.

Эта акустика выдает настолько мощный, чистый и подвижный звук, что хочется раз за разом переслушивать свою музыкальную коллекцию. И не важно, любите вы Radiohead, Aerosmith или Аманду Палмер, эта акустическая система позволит вам погрузиться в реалистичное звучание, наполненное деталями и музыкальными образами.

Благодаря обновленной конструкции высокочастотного динамика, пришла из топовой линейки, звучание «наверху» отличается удивительной ровностью и чистотой. Внизу акустика не менее убедительна. Ее упругие басы настолько хороши, что начинаешь оглядываться по сторонам: а не припрятан ли где-то в комнате сабвуфер.

На высокой громкости акустическая система звучит все так же ровно и четко. Она точно очерчивает музыкальные контуры каждой ноты, тонко чувствует малейшие изменения ритма и выдает эмоциональный, хорошо текстурированный звук.

Четкие верхние ноты, приятная, мягкая «середина» и глубокий, выразительный «низ» вместе с динамикой и насыщенностью звучания привлекли нас в этой акустике.

Звук детализирован до мелочей, и даже в самых сложных музыкальных композициях четко различимы отдельные компоненты. При этом аналитичность не выходит за пределы разумного, и музыкальное произведение воспринимается как гармония целого.

Эта акустика подойдет тем меломанам, которые ценят в музыке энергичность и динамику, яркую эмоциональность и стремление раздвинуть границы. В Dali Zensor 3 нет утонченности и дипломатичности, но зато в ней много драйва, свободы и разнообразия музыкальных образов.

Заключение

Мы составили этот рейтинг, опираясь на свой музыкальный вкус и профессиональные знания о качественной акустике. Надеемся, что наш обзор поможет вам сориентироваться в большом ассортименте предлагаемых моделей и выбрать ту акустическую систему, чье звучание будет гармонировать с вашим настроением, характером и представлением о хорошем звуке.

Домашняя акустическая система - это одно из требований удобства. Великолепный звук — основа любой развлекательной системы, независимо от того речь идет о прослушивании музыки, компьютерных играх или просмотре видео. Без отличного воспроизведения звука даже самое шикарный фильм и замечательный игровой сюжет моментально блекнут и кажутся недоработанными. В принципе, это и понятно, информация воспринимается всеми органами чувств одновременно, поэтому низкое качество одного из элементов моментально сказывает на общем восприятии.

Вариантов вывода звука существует множество, сегодня мы остановимся на акустических системах. При выборе акустической системы для своего компьютера пользователь должен решить, какой формат ему больше подойдет.

Для начала рассмотрим несколько терминов, чтобы позднее на них уже не останавливаться.

Сателлиты (от лат. satellitis - спутник) - колонки в форматах x.1 для воспроизведения средне- и высокочастотного диапазона звуков.

Сабвуфер (англ. subwoofer) - колонка для воспроизведения низкочастотного диапазона звуковых частот (от 20 до 350 Гц). Cабвуфер (или бас-колонка) является самым мощным динамиком в акустической системе и нередко по мощности превосходит все сателлиты, вместе взятые.

А теперь рассмотрим основные форматы акустических систем:

2.0 - простое стерео. Система состоит из двух колонок, которые устанавливаются чаще всего на столе по краям монитора. Необходимо учитывать расстояние между колонками и не ставить их вплотную вместе. Колонки рассчитаны на воспроизведение средних и высоких частот (двухполосные), отдельные модели могут воспроизводить и низкие частоты (трехполосные).

2.1 - к стереоколонкам добавляется сабвуфер - специальное устройство для воспроизведения низких частот. Расположение акустической системы 2.1 сравнимо с конфигурацией 2.0 за исключением того, что сабвуфер обычно располагается пониже (на специальной полке или полу) и в стороне от сателлитов. Сабвуфер воспроизводит только низкие частоты, а сателлиты - высокие и средние частоты. Система 2.1 обеспечивает отличные басы, которые не будут лишними в играх, ни в фильмах, ни в музыке.

4.0 - квадрофоническая акустическая система. Данная АС Обеспечивает объемное звучание. Сателлиты располагаются по четырем углам квадрата, слушатель при этом должен находиться посередине между ними.

4.1 - квадрофоническая АС с добавлением сабвуфера.

4.1 объемный - один из многих форматов объемного звука. Два сателлита располагаются перед слушателем по краям, между ними - центральный канал, еще один сателлит устанавливается позади слушателя. К четырем колонкам добавляется сабвуфер, который устанавливается перед слушателем, но в стороне от передних сателлитов (чаще всего, на полу).

5.1 - основной акустический формат объемного звука. Строение похоже на формат 4.1, только за слушателем располагаются два сателлита и ставятся они по краям, а не в центре. Ощущение создаваемое такой акустической системой (например, при просмотре фильма) просто непередаваемое! Естественно, при правильной настройке. Незаменим при создании домашнего кинотеатра.

7.1 - то же акустика объемного звучания как 5.1, но с большим количеством каналов. Добавляются еще сателлиты по бокам от слушателя. Естественно, это делает объемное звучание еще лучше. Используется, в основном, для домашнего кинотеатра.

Для компьютерных игр подойдут форматы 2.1 или 4.1, стерео или квадро-колонки отвечают за основное окружение, сабвуфер - за низкие частоты (взрывы, озвучка монстров и другие НЧ-спецэффекты).

Для любителей кино лучше подобрать АС формата 5.1 или 7.1. Сателлиты создадут объемное окружение (т.н. Dolby Surround, "звук вокруг"), а отдельный динамик будет отвечать за вывод канала голоса в фильме (при просмотре со стерео-системой обычно этот сигнал заглушается и голоса актеров плохо слышно).

Для меломанов же рекомендуется акустические системы 2.0, так как почти вся музыка сейчас записывается в стереоформате. Конечно, есть отдельные АС формата 2.1 и 5.1, которые не испортят качества звучания, но их довольно мало (косяки со звуком, в первую очередь, связаны с сабвуфером, который привносит в звучание лишние шумы и призвуки). Как вариант, можно задуматься о квадрофонической системе, звук правда будет не столько объемным, сколько немного непривычным стерео.

Когда мы определились с форматом акустической системы и готовы выбирать отдельные модели, стоит внимательнее остановиться на технических характеристиках АС.

Материал корпуса

Сильнее всего на качество звука влияет материал корпуса акустической системы. Современные акустические системы изготавливаются из пластика, ДСП, MDF или металла (некоторые премиум системы делают из специального стекла).

  • Пластик применяется для изготовления акустических систем нижней ценовой категории. Главный плюс использования пластика - возможность варьировать форму и дизайн при низкой себестоимости. При этом возникают частые огрехи в звучании, плохое воспроизведение низкочастотного диапазона, дребезжание на высокой громкости.
  • Дерево - идеальный материал для изготовления колонок, но очень дорогое (цельное дерево применяется только при производстве элитных акустических систем). Дороговизна связана с трудоемкостью процессов обработки, сырье должно отбираться еще на стадии вырубки, выдерживаться длительный срок и сохнуть естественным путем.
  • Фанера для использования в АС обычно имеет 12 и более слоёв, обладает хорошими поглощающими свойствами, при этом легче ДСП и MDF. Но, в сравнении с теми же ДСП и MDF, фанера - весьма дорогостоящий материал, что делает его практически недоступным для массового производства акустических систем.
  • ДСП (древесно-стружечная плита) значительно дешевле цельного дерева и фанеры. ДСП толщиной более 16 мм обладают высокой плотностью, что способствует уменьшению резонансов корпуса. Благодаря плотной структуре, ДСП не привносит в звучание акустической системы собственных призвуков. Учитывая низкую себестоимость и хорошие акустические характеристики, ДСП используется многими производителями для АС среднеценового сегмента.
  • MDF (Medium Density Fiberboard, ДВП средней плотности) - распространенный материал при изготовлении компьютерной акустики. Главными достоинствами МДФ при производстве колонок являются хорошее поглощение звуковых колебаний и обеспечение достаточной жёсткости корпуса колонки.
  • Для металлических корпусов, обычно, используется алюминий и его сплавы. Они обеспечивают хорошие механические качества корпуса: лёгкость, жесткость и плотность. Алюминий позволяет уменьшить резонанс и улучшить передачу высоких частот. Металл при этом, как и пластик, позволяют воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские решения. Главным же минусом металлического корпуса является слишком «жёсткое», «металлическое» звучание.

Ни один из видов материалов, используемых при изготовлении корпусов, сам по себе не обеспечивает высококлассного звучания колонок. Огромную роль тут играют и технические характеристики усилителя, фильтров, динамиков, а также качество сборки и отстройки акустической системы.

Мощность (RMS)

Многие производители зачастую указывают в технических характеристиках своих моделей «музыкальную» мощность (P.M.P.O., Peak Music Power Output - пиковая музыкальная мощность), которая определяется по немецкому стандарту DIN 45500.

По данному стандарту, на акустическую систему подается кратковременный сигнал частотой ниже 250 Гц. Если отсутствуют заметные на слух искажения, то считается, что АС выдержала испытание. При этом не учитываются нелинейные искажения сигнала. Данный метод позволяет указывать высокие значения «мощности», зачастую в 10-100 раз превышающие максимальную синусоидальную. Этот параметр очень слабо характеризует реальное качество воспроизведения звука.

Для более реальной характеристики АС используется показатель мощности RMS (Root Mean Squared - среднеквадратичное значение). Данная мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Если в характеристиках модели написано 25 Вт (RMS), то значит, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 25 Вт может работать длительное время без механических повреждений громкоговорителей.

Какая же мощность необходима для качественного звучания? Это определяется параметрами помещения, в котором планируется установка данной аппаратуры, характеристиками самой АС, а также потребностями самого слушателя. Для комнаты в городской квартире, к примеру, с лихвой хватит системы до 50 Вт.

Частотный диапазон (АЧХ - Амплитудно-частотная характеристика)

Частотный диапазон - это полоса воспроизводимых АС частот. В форматах x.1 частотный диапазон разбивается на две части - низкие частоты воспроизводит сабвуфер, а средние и высокие - сателлиты.

Идеалом частотного диапазона считается «20 Гц - 20000 Гц» (с небольшим округлением, диапазон звуковых колебаний, воспринимаемый человеческим ухом). Правда, на практике такой диапазон недостижим большинством акустических систем.

В большинстве случаев производители указывают лишь граничные частоты и неравномерность АЧХ. Например, частотный диапазон «40 Гц - 18 кГц» означает, что в данном диапазоне звучание акустической системы ровное, достоверное. Ниже 40 Гц и выше 18 кГц неравномерность АЧХ резко увеличивается. Ниже 40 Гц колонки будут воспроизводить звуки нечётко, возможно появление гула или сильное затухание сигнала, а выше 18 кГц возможно появление треска или шипения.

На значение диапазона сильное влияние оказывает количество полос воспроизведения акустических систем. Оптимальными являются трехполосные АС с активным разделением сигнала на высокочастотный, среднечастотный и низкочастотный диапазоны с помощью, с последующей подачей каждого диапазона на отдельные динамики акустической системы. Такое деление позволяет осуществить независимое усиление в различных полосах спектра и обеспечить тем самым оптимальный режим работы для каждого динамика.

Для игр и фильмов сойдут и двухполосные системы, но для воспроизведения музыки (особенно если вы меломан и ценитель чистого звука) стоит обзавестись трехполосной акустической системой.

Отношение сигнал/шум

Отношение сигнал/шум - величина, равная отношению мощности полезного сигнала к мощности шума. Обычно выражается в децибелах.

ОСШ показывает, насколько сильно шумит усилитель колонок (от 60 до 135,5 дБ), если в отсутствие сигнала выкрутить регулятор громкости на максимум. Чем больше значение сигнал/шум, тем более чистый звук обеспечивают колонки. У качественных колонок данный показатель находится в районе 75 дБ, у моделей премиум-класса - не менее 90 дБ.

Акустическое оформление

Существует несколько вариантов акустического оформления.

Закрытый ящик - полностью закрытый корпус с выведенными на фронтальную панель диффузорами динамических головок. Данный вариант обладает низким КПД и ухудшенным воспроизведением низкочастотного диапазона, для него требуется довольно мощный усилитель.

В корпусе монтируется труба фазоинвертора определённой длины и сечения. При правильном расчёте размеров трубы и объёма корпуса акустической системы, фазоинвертор значительно улучшает звучание акустической системы. В нем создаются колебания звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора. Благодаря этому достигается значительное усиление низкочастотного диапазона и «мягкость» звучания. Такое оформление характерно для АС формата 2.0.

Банд-пасс (Band-Pass, закрытый ящик-резонатор) - оформление для сабвуферов. Динамик устанавливается внутри корпуса, а наружу выведена только труба фазоинвертора. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает, вместо этого он лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора. Банд-пасс не всегда подходит для воспроизведения музыки, так как на определенных частотах сабвуфер начинает «гудеть». Вот почему системы формата 2.1, 4.1 и 5.1 в основном не предназначены для воспроизведения музыки.

Требует применения сложного и большого корпуса. Колонка состоит из небольшой динамической головки компрессионного типа, установленной в горловине рупора, за счет чего эффективность работы динамика существенно повышается. Главный плюс - глубокие и насыщенные басы. При этом акустика будет массивной, тяжелой и дорогой. Если пытаться уменьшить размеры колонки, а следовательно и рупора, эффективность системы резко упадет.

(трансмиссионная линия) призван погасить и рассеять излучение обратной стороны диффузора басового динамика. Он размещается внутри корпуса и имеет выходное отверстие, как и традиционный фазоинвертор. Лабиринт позволяет получить глубокие и качественные басы, а также упрощает нагрузочную характеристику АС. Акустический лабиринт требует большой и сложный корпус, хотя его использование дает лишь небольшое преимущество перед грамотно рассчитанным обычным фазоинвертором.

Омнинаправленные (всенаправленные) АС излучают звук на 360 градусов, что позволяет получить широкую и объемную стереокартину. Всенаправленная акустика способна наполнить комнату звуком, который будет восприниматься слушателями практически в любом ее месте. При этом звуковая картина между двумя такими колонками будет не такая точная и сфокусированная, как в случае использования традиционной акустики.

У электростатических колонок диффузором, излучающим звуковые колебания, является тонкая пленка с электростатическим зарядом. Эта пленка настолько легкая, что не накапливает кинетическую энергию и поэтому не резонирует. Благодаря такому эффекту получается прозрачный и чистый звук, свободный от окраски и искажений. Такие АС отлично подходят для вокальной и классической музыки, где важны точность и плавность звука. Проблема в том, что открытая задняя панель таких колонок требует свободного размещения в комнате прослушивания, на значительном удалении от стен. АС требует источника питания и качественного усилителя. Ограниченный басовый диапазон вызывает необходимость использования дополнительного НЧ динамика или отдельного сабвуфера.

Магнито-планарные АС по принципу работы схожи с электростатическими, однако в них излучающая пленка колеблется под воздействием проходящего звукового сигнала в постоянном магнитном поле. Магнито-планарные АС звучат чисто и прозрачно, и отлично подходят для воспроизведения вокальных, в том числе и хоровых партий. В отличие от электростатических колонок, они не нуждаются в источнике питания. Минусы, в основном, все те же. Размеры, плохие басы, необходимость хорошего усилителя.

В ленточных АС для создания звуковых волн используются колебания тонкой алюминиевой фольги в постоянном магнитном поле. Ленточный излучатель воспроизводит звук с малыми искажениями, но абсолютно не подходит для работы в НЧ-диапазоне. Помимо плохих басов, еще одной проблемой ленточных АС является легкое металлическое звучание.

Размеры колонок

Компактная полочная акустика (высотой ~25 см)

Полочные колонки недорогие, компактные и могут обеспечить неплохой звук, по крайней мере стерео. Обычно имеют нейтральный тональный баланс.

Главный минус - неглубокие басы. Помимо этого, полочные колонки обладают низкой чувствительностью и для того, что бы получить от них громкий звук, требуется как минимум 40 Вт подводимой мощности. При подаче слишком большой мощности, напротив, возникают слышимые искажения звука (в самом плохом случае, звуковые катушки нагреваются и сгорают).

При расположении вплотную к стенке, необходимо выбирать колонки с фазоинвертором на передней панели. Кроме прочего, такое размещение позволит в некоторой степени усилить басы.

Стоечная акустика средних размеров (высотой ~35 см)

Стоечная акустика объемно больше полочных колонок и способна обеспечить уже весьма глубокие низкие частоты (диапазон звучания струнных басовых инструментов). Акустика этого класса представляет собой удачный компромисс между размерами и качеством звука.

Главный минус - большой размер для размещения их на рабочем месте или книжной полке. Если использовать специальные стойки, то пространства такая система будет занимать как большие напольные колонки.

Компактная напольная акустика (высотой ~ 100 см)

Напольные колонки могут воспроизводить уже достаточно убедительные и глубокие басы, чтобы сотрясти пол в вашей гостиной. При сравнительно скромной высоте компактная напольная акустика может обладать НЧ-диапазоном ниже 30 Гц. Занимая пространство как меньшая по размерам стоечная акустика, напольные модели выдают лучший звук, имеют большую чувствительность и не требуют сверхмощного усилителя.

С габаритами напольных колонок связаны и основные минусы. Сама по себе такая система будет смотреться массивно в небольшой комнате, а для лучшего звучания колонки придется отодвигать подальше от стен (что еще больше их выделяет в пространстве). Помимо этого, напольные колонки необходимо хорошо закрепить на полу, чтобы не было дополнительных колебаний корпуса.

Крупная напольная акустика (высотой более 120 см)

Крупная напольная акустика может работать при высокой подводимой мощности и обладают глубокими басами. В колонку могут быть встроены несколько НЧ-динамиками для расширения низкочастотного диапазона. Крупная напольная акустика обладает высокой чувствительностью и даже при небольшой подводимой мощности способна качественно озвучить помещение значительных размеров, звучат масштабно и комфортно, обладают низкими искажениями на басах и широким динамическим диапазоном.

Массивность таких систем может притягивать на себя внимание, особенно если помещение не такое уж и большое. Да и стоят они, мягко говоря, не дешево.

Топ-лист акустических систем на январь 2015 года  

Стереофонические системы — 2.0

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 24 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот - 70 Гц - 24000 Гц
  • Габаритные размеры - 226 x 197 x 140 мм
  • Масса акустических систем - 4,75 кг
  • Цвет - черный, коричневый

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 30 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот - 63 Гц - 24000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры - 220 х180 х140 мм
  • Масса акустических систем - 6,8 кг
  • Цвет - черный, коричневый

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 42 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот - 75 Гц - 18000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры - 234 x 196 x 146 мм
  • Масса акустических систем - 4,9 кг
  • Цвет - черный, коричневый

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 50 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот - 45 Гц - 24000 Гц
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры - 160 × 255 × 200 мм
  • Масса акустических систем - 5.2 кг
  • Цвет - черный

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 124 Вт
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры - 218 х 370 х 292 мм
  • Масса акустических систем - 16 кг
  • Цвет - черный

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 100 Вт
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры - 210 x 270 x 361 мм
  • Масса акустических систем - 13.7 кг
  • Цвет - черный, коричневый

  • Материал - МДФ
  • Диапазон воспроизводимых частот - 50 Гц - 20000 Гц
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры - 214 x 575 x 323 мм
  • Масса акустических систем - 21.9 кг
  • Цвет - черный, коричневый

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 140 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот - 40 Гц - 20000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры - 258 х 463 х 320 мм
  • Масса акустических систем - 27.8 кг
  • Цвет - черный

Трехкомпонентная акустика — 2.1

  • Материал - пластик
  • Полная музыкальная мощность - 48 Вт (2x9 Вт + 32 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 50 Гц - 20000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 80
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры сабвуфера - 248 х 199 х 294 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 69 х 234 х 118 мм
  • Масса акустических систем - 4,1 кг
  • Цвет - черный, белый

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 80 Вт (2x20 Вт + 40 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 35 Гц - 25000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры сабвуфера - 265 × 265 × 265 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 120 × 202 × 125 мм
  • Габаритные размеры блока усилителя - 69 × 200 × 220 мм
  • Масса акустических систем - 7,5 кг
  • Цвет - коричневый

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 53 Вт (2x9 Вт + 35 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 55 Гц - 18000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры сателлитов - 90 x 180 x 130 мм
  • Масса акустических систем - 7,8 кг
  • Цвет - черный

  • Материал - МДФ (сабвуфер), пластик (сателлиты)
  • Полная музыкальная мощность - 200 Вт (2x35 Вт + 130 Вт)
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры сабвуфера - 303 × 264 × 282 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 116 × 195 × 135 мм
  • Масса акустических систем - 8,3 кг
  • Цвет - черный

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 140 Вт (2x35 Вт + 70 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 20 Гц - 20000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Магнитное экранирование - есть
  • Габаритные размеры сабвуфера - 274 x 309 x 468 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 116 x 203 x 160 мм
  • Масса акустических систем - 19 кг
  • Цвет - черный

Шестиканальные системы — 5.1

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 65 Вт (5x8 Вт + 25 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 30 Гц - 20000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 75
  • Габаритные размеры сабвуфера - 190 x 267 x 400 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 95 x 218 x 103 мм (центр), 198 х 106 х 103 мм (боковые)
  • Масса акустических систем - 10 кг
  • Цвет - черный

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 80 Вт (4x8 Вт + 10 Вт + 38 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 45 Гц - 18000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Габаритные размеры сабвуфера - 232 x 242 x 288 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 180 x 90 x 130 мм (центр), 90 x 180 x 130 мм (боковые)
  • Габаритные размеры блока усилителя - 78 x 255 x 250 мм
  • Масса акустических систем - 12,6 кг
  • Цвет - черный

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 270 Вт (5x32 Вт + 110 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 20 Гц - 25000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - 92
  • Габаритные размеры сабвуфера - 267 x 340 x 310 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 122 x 220 x 182 (малые), 240 x 1000 x 200 мм (башенные), 220 x 122 x 182 мм (центр)
  • Масса акустических систем - 33,5 кг
  • Цвет - коричневый

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 500 Вт (5x67 Вт + 165 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 35 Гц - 20000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 95
  • Габаритные размеры сабвуфера - 280 × 318 × 292 мм
  • Габаритные размеры сателлитов -99 × 92 × 163 мм
  • Масса акустических систем - 12,7 кг
  • Цвет - черный

  • Материал - МДФ
  • Полная музыкальная мощность - 540 Вт (5x60 Вт + 240 Вт)
  • Диапазон воспроизводимых частот - 42 Гц - 20000 Гц
  • Отношение сигнал/шум, дб - ≥ 85
  • Габаритные размеры сабвуфера - 367 x 397 × 489 мм
  • Габаритные размеры сателлитов - 316 x 117 × 157 мм (центр), 116 x 203 × 160 мм (боковые)
  • Масса акустических систем - 30 кг
  • Цвет - черный

Начинался процесс стандартизации очень давно, в ту пору, когда советские акустические системы были представлены лишь средне- и длинноволновыми вещательными радиоприёмниками, то есть до того, как появились электрические звукосниматели и магнитофоны у широких слоёв населения. Процесс шёл быстро. Событие стандартизации - невиданное на потребительском рынке отечественной электроники. Самое интересное то, что процесс не остановился до сих пор.

Начало

Январь 1951 года ознаменовался первым Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 5651-51) на радиовещательные радиоприёмники, которым советские акустические системы получили самые общие требования по качеству воспроизведения звука. Естественно, с современными возможностями это качество ни в какое сравнение не шло, однако на то время это было настоящее удовлетворение самых придирчивых слушателей. Первые советские акустические системы получили определённые частотные характеристики (поначалу это касалось только радиоприёмников): кривая верности, то есть характеристика частот всего тракта приёмника по давлению звука, должна обеспечить воспроизведение полосы на уже перечисленных. Приёмник первого класса, например (настольный), - от 60 до 6500 Гц.

Полосы частот, перечисляемые ГОСТом, должны воспроизводиться неравномерно, но не превышать пять раз 14 дБ (все диапазоны), кроме тех частот, которые ниже 250 кГц, там вполне допускается неравномерность до восьми раз - 18 дБ. Электрическая частотная характеристика ГОСТом вообще не нормировалась, так как звучание приёмника в конечном счёте определяется его частными характеристиками звукового давления. Приёмник первого класса до 100 Гц с коэффициентом гармоник в 12 %, на частотах до 400 Гц - 7 %, а свыше 400 - 5 %. Современники вспомнят с ностальгией, а молодое поколение изумится: разбирались ли их отцы и деды хоть в чём-то, что касается звуковых характеристик. Тем не менее советские не только существовали, но и пользовались большим спросом. Да и сегодня настоящие знатоки выкладывают за такое "ретро" весьма немаленькие деньги.

Технологии

Советские которых представлен в данной статье, впечатляли оригинальностью применяемых технологий всегда, даже значительно до пятидесятых годов прошлого века. Вот, к примеру, рассмотрим обыкновенный громкоговоритель, тот самый, вокруг которого собирались толпы, чтобы прослушивать сообщения от Информбюро в военные годы. Громкоговоритель был с подмагничиванием. Вплоть до конца 50-х постоянных мощных магнитов еще не было, а потому высококачественные динамики оснащались солидными проволочными катушками - электромагнитами, которые одновременно служили и дросселями фильтра лампового блока питания.

Переменный ток давал фон, с ним приходилось постоянно бороться и не менее постоянно побеждать. Кстати, точно такой же громкоговоритель содержали и первые советские акустические системы производства СССР, встроенные в небольшие и даже не оформленные акустически корпуса приёмников. Звучало приятно и убедительно. Объяснить такой феномен даже наши современники затрудняются. Соответственно такому ГОСТу и всем его последующим модификациям выпускалось немало приёмников ручной сборки, которые верой и правдой служили многим поколениям владельцев, а если достать их с дачных чердаков, они вполне работоспособны и сегодня.

"Симфония"

Первый экспонат нашего обзора, как теперь назвали бы эту отечественную ламповую стереофоническую радиолу, "музыкальный центр", поскольку состоял он из радиоприёмника и проигрывателя для грампластинок, которые теперь повсеместно называют винилом. Очень долго она была эталоном высокого качества звуковоспроизведения, да и сейчас им украшены самые редкие и дорогие советские акустические системы. Для лучшего качества звука на низких частотах там была применена закрытая система с рядом объёмных резонаторов. Советские акустические колонки "Симфонии" имели четыре громкоговорителя: ЗГД-15 высокочастотный, два 2ГД-28 среднечастотных и один 5ГД-3 низкочастотный. Для разделения частот служили фильтры непосредственно в самих колонках.

Такие инженерные решения по своей гениальной простоте довольно редки и сегодня, это особенно касается объёмных резонаторов: например, двухчастотный режекторный фильтр с резонатором Гельмгольца - это отдельное пространство внизу корпуса с двумя отверстиями горизонтальной перегородки - 31 и 23 миллиметра. Частоты настраивались на 100 и 50 Гц, а фильтр подавлял первую и вторую гармоники частоты сети усилительного тракта, устраняя неизбежный "горб" на 60-80 Гц, весьма характерный для бытовавших в те времена динамиков. Винтажная аппаратура пользуется огромным спросом в наши дни, хотя чувствительность ее, а также и мощность незначительны, а искажения велики.

На транзисторах

Ламповые радиолы - товар малосерийный, они были довольно долго дороги, однако практически в каждом доме в 60-х и 70-х годах такая радиола присутствовала и пользовалась огромной любовью всей семьи: от пожилых любителей оперы до юных ярых битломанов, поскольку отвечала запросам каждого возраста. С нею устраивались праздники, она "жить и строить" помогала. Затем появились стереофонические магнитофоны на транзисторах, ещё более дорогие и ещё более востребованные. Они развивали гораздо большую мощность на выходе, и для них понадобилась другая, более совершенная акустика. И она появилась.

От самых распространённых АС 10МАС-1М до колонки "Амфитон", где применялся длинноходовый низкочастотный громкоговоритель с подвесом диффузора. Доработаны они были не до конца, умелые владельцы доводили сборку до ума. Например, воздух вырывался из щелей колонки "Амфитон" с огромной силой, так, что способен был погасить горящую спичку. Поэтому, прежде всего, все щели заливались эпоксидной смолой. Именно в 70-е годы советские конструкторы радиотехники пришли к выводу, что копирование западных образцов значительно улучшит качество отечественной продукции.

"Радиотехника"

S90 пришла в народ из стран Прибалтики в 1978 году со знаменитой акустикой 35АС-1, давшей начало данной серии. Рижское производственное объединение "Радиотехника", а в частности КБ "Орбита", явилось конструктором новых систем советской акустики. Динамикам, установленным на этой серии "Радиотехника S90", не удивятся и самые продвинутей любители, а вот подобный корпус колонок нигде в мире не имеет аналога. там не применялись.

Их заменяла настоящая на передней стенке и толстые и тяжёлые доски дерева ценных пород на всех остальных панелях. Двадцать три килограмма весил только такой ящичек. Тем не менее эта акустика стала любимой у потребителя. В те времена электроника Рижского завода для меломанов значила примерно то же, что автомат Калашникова во время войны. Это живая легенда отечественного колонкостроения. И по сей день многие сотни таких систем служат любителям музыки, которые эту акустику постепенно обновляют.

Что внутри

Стоит вывернуть два десятка закрепляющих корпус шурупов, снять стальную плиту с верха лицевой панели, а потом аккуратно изъять низкочастотный громкоговоритель, откроется достойная интереса естествоиспытателя картина. Прежде всего, это марля и вата, из которой сделан полутораметровый матрас, приклеенный на совесть. Внутренняя поверхность корпуса кажется неизвлекаемой, к тому же матрас прикрывает трубу фазоинвертора, просвет его практически наполовину закрыт. Тем не менее до задней стенки добраться можно. Там, на стальном основании, укреплён кроссовер, а от его контактной колодки ведут провода к переключателям на ослабление уровней СЧ и ВЧ, в принципе, совершенно излишним.

Они располагаются рядом с одноимёнными громкоговорителями. Тем не менее можно убедиться, что, даже несмотря на самые явные огрехи сборки, серия S90 была хороша настолько, что являла собой прорыв в истинный Hi-Fi. Есть мнения, что 6АС 2 "Радиотехника" сделала ничуть не хуже. Это маленькие акустические системы для комплектования электрофонов первой группы ("Мелодия-101, 102, 103, 105 Стерео", например). После соответственной доработки эти колонки дают вполне качественный звук. Всего советской промышленностью было выпущено более пятидесяти моделей акустических систем бытового назначения, самых различных. Это если не считать редких, чисто эстрадных комплектов и малосерийных образцов.

Ленинград

Акустические системы 75АС 001 - последняя разработка ВНИИРПА имени Попова, внедрённая в серию. Эта "лебединая песня" отечественного колонкостроения замечательна тем, что при создании проекта было применено математическое моделирование, оптимизация параметров составляющих при помощи ЭВМ (головки и кроссовер). В этой системе много достоинств: эффективные громкоговорители нового поколения (10ГДВ-4, 30ГДС-1, 100ГДН-3), откуда появилась рекордная чувствительность для бытовых систем восьмидесятых годов - 91 дБм. Был шире обеспечен диапазон частот при малой неравномерности и небольшом уровне искажений.

Двумя заводами выпускались практически идентичные акустические системы: "Корвет" ("Океанприбор", Ленинград) и "Кливер" ("Красный луч", Таганрог). Наборы громкоговорителей, конструкции и схемы у моделей были одинаковы, однако в Таганроге к колонкам изготавливались и наборы динамиков. Сейчас инвестиций в электронику практически нет. Прибалтика перешла на дешёвые модели по западному образцу, принимаемые без малейшего восторга. А в России традиционно не доверяют качеству отечественной электроники, потому производство практически умерло. На рынке присутствуют Новосибирск ("Ноэма") и Гагарин (Смоленской области, ОАО "Динамик"), сохранившие довольно широкий спектр отечественных акустических систем.



Рекомендуем почитать

Наверх