Секреты поиска и фильтрации в Lightroom. Использование градиентных фильтров в Lightroom

Скачать на Телефон 31.05.2019
Скачать на Телефон

Программа Лайтрум включает в свой функционал два фильтра — градиентный и радиальный, которые будут полезны для изменения распределение тона, света, теней по фрагментам изображения. Рассмотрим на примере применение фильтров в Лайтрум.

Градиентный фильтр в Лайтрум

Наш исходник имеет вот такой первоначальный вид (сохранен в формате jpeg для наглядности, а работать будем с изображением в формате raw).

На панели инструментов, как показано стрелочкой выбираем «Градиент-фильтр» или нажав клавишу M.

У нас появятся направляющие, которые мышкой (вместо курсора будет ручка) можно растягивать, поворачивать и т.д.

Верхний угол слева, как показано стрелочкой будет подвергаться коррекции. Справа в зеленой обводке показаны параметры, которые изменялись. В частности: сделали температуру более зеленоватой; сдвинули экспозицию, что придало изображению яркости; устранили света.

При увеличении параметра «Света» происходит следующее:

Если максимально уменьшить параметр «Экспозиция», то получится следующее:

При увеличении параметра «Тени» и других параметров, как указано на рисунке изображение приобретает следующий вид:

При изменении оттенка меняется тональность фрагмента изображения. Почему фрагмента, а не всего изображения? Потому, что мы работаем в режиме «Градиент-фильтр».

Применяем изменения, совершенные в фильтре нажатием на кнопку «Готово» под рабочей областью.

Радиальный фильтр в Лайтрум

Прибегаем к «Радиальному фильтру». Задаем некоторые изменения в области, выделенной зеленой обводкой.

Снова нажимаем «Готово». Если же какие-то изменения не понравились, то можно отменить каждое совершенное действие во вкладке «Правка» — «Отменить».

Снова применяем «Градиент-фильтр» и дополняем изменения небольшой коррекцией тональности, светов, теней.

Применяем фильтр, нажатием «Готово».

Прибегаем к помощи инструмента «Кисть коррекции».

Левой кнопкой мыши ставим на изображении метку, которая будет закреплять на конкретном участке изображения изменения. Увеличиваем «Экспозицию», что придаст эффект яркости и благодаря кисти он будет применен в выделенном месте.

Проделываем данные манипуляции с другими цветками.

При помощи параметров раздела «Калибровка камеры» можно настроить отдельный тон изображения, в данном случае это был зеленый цвет.

Для придания четкости и резкости изображению нужно воспользоваться параметром «Четкость».

Можно придать резкость, при этом устранив шумы либо наоборот усилив их, если того требует поставленная задача. Можно сделать более выразительными детали изображения.


После выполненной обработки изображение стало выглядеть следующим образом:

P.S. для желающих попробовать обработку в программе Lightroom прилагаем изображение


В этой статье я не буду рассказывать на какие кнопки нажать, чтобы включить фильтр в Lightroom или создать авто-коллекцию. Вместо этого я расскажу о самом интересном: полях, по которым можно производить поиск и секретах, о которых мало кто знает.


В Lightroom существуют два способа отбора фотографий по критериям: панель фильтра и авто-коллекции.


Принципиальное различие между ними в том, что фильтр действует локально, то есть выбирает фотографии внутри текущей папки, коллекции или даже авто-коллекции, а авто-коллекция отбирает фотографии из всего каталога.


Настройки фильтра и его состояние (включен и выключен) сохраняются в Lightroom для каждого представления, поэтому будьте внимательны и не удивляйтесь, когда вы возвращаетесь в папку, а там не видно всех фотографий, просто вы забыли отключить фильтр.


Настройки фильтра можно сохранить в пресет, но об этом в другой серии статей о пресетах .


С помощью авто-коллекции можно задать условие на большее количество полей и с более сложными правилами, чем с помощью фильтра, в остальном работа авто-коллекции аналогична фильтру в отображении «All photographs».

Свойства, по которым можно задать фильтр

Рассмотрим самые интересные поля, по которым можно фильтровать фотографии (некоторые из них доступны только в авто-коллекциях).




Панель фильтра

Начнем с панели фильтра. Все знают, что она появляется над фотографиями в режиме сетки, когда фильтр включен. Но не все знают, что даже с включенным фильтром эту панель можно скрыть!


Фишка! Чтобы скрыть панель фильтра, нажмите \ на клавиатуре. Но будьте осторожны, если вы также скроете фотоленту в самом низу, то у Вас уже не останется ни одного индикатора о том, что работает фильтр!


Панель фильтра состоит из трех частей: области текстового поиска, области поиска по аттрибутам и поиска по метаданным. Если первые две фиксированные по наполнению, то последнюю можно менять и все об этом догадываются.


Фишка! В области фильтрации по метаданным можно не только менять по какому полю фильтрует колонка, но и добавлять и удалять колонки!

Авто-коллекции

Самое вкусное я оставил на конец. Если быть честным, я сам недавно узнал об этой возможности.


Представьте, что Вам нужно создать выборку фотографий, которые не были загружены в интернет, но у них либо рейтинг 3 звезды, либо красная цветовая метка. Пример вполне реальный, у меня есть такая коллекция.

Так как в одной авто-коллекции можно задать, чтобы либо все условия выполнялись одновременно, либо любое из всех, то раньше (даже не знаю до какой версии), мне приходилось создавать две авто-коллекции, одна с условием на звезды и «загруженность», другая на метки и «загруженность». Обе коллекции складывались в одном сете и именно сет отображал желаемый результат.

Но это неудобно, сет не показывает количество фотографий внутри. Оказывается Adobe услышал наши мольбы и добавил возможность создавать условия как на картинке ниже.

Пресет в Lightroom - это сохраненный набор настроек. Они используются для ускорения процесса обработки фотографий.

Стоит упомянуть, что пресеты можно создать и для других действий, не связанных с обработкой. Например, для прописывания копирайта в ваши фотографии.

Пресеты можно сделать самому или скачать с множества сайтов. Об этом мы расскажем в другой статье.

Как установить пресеты в лайтрум

Способов существует несколько:

1. Перетащить файл пресета в программу.

Самый простой способ - перетащить один или несколько файлов с пресетами прямо на рабочее окно лайтрума. После этого их сразу можно использовать.

2. Импорт

Кликните правой кнопкой мыши в окне Presets модуля Develop и выберите Import. Выберите файл пресета, и он добавится.

3. Работа с папками

Это самый удобный, но долгий способ организовать свои пресеты.

В меню Edit (Win) или Lightroom (Mac) выберите Preferences.

Зайдите во вкладку Presets и нажмите кнопку Show Lightroom Presets Folder… .

Откроется папка с пресетами. Выберите Develop Presets, внутри вы найдете папку User Presets, в которой находятся добавленные вами пресеты.

В эту папку вы можете добавлять новые пресеты, а также сортировать их по папкам. Чтобы лайтрум увидел новые пресеты и папки, его нужно перезапустить.

Как удалить пресет из Lightroom

Здесь опять же 2 варианта.

  1. Кликнуть правой кнопкой мыши на неугодном пресете и выбрать Delete. Если случайно удалили не тот пресет - жмите Ctrl+Z (Win) или Cmd+Z (Mac), и действие отменится.
  2. Зайти в папки и удалить всё через файловую систему.

Кто еще не читал, то советую ознакомиться с ней. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Пресеты», прочитав ее, вы узнаете, что такое пресет и для чего он нужен.

Пресеты Lightroom

Пресет можно охарактеризовать, как набор определенных действий связанных с обработкой, активировав который, можно значительно преобразовать фотографии.

Более простым языком, допустим у вас есть фотография и вы еще никакие действия с ней не выполняли, загружаете ее в редактор Lightroom, выбираете пресет который вам нужен, нажимаете на него и ваша фотография преображается.

Например, в пресете заданы такие настройки (Цвет неба более насыщенный, резкий и темный, затемнение по краям, зеленый цвет более насыщенный) Посмотрите на фото ниже, при помощи ползунка можете изменять фотографию. Слева фото без обработки справа с использованным пресетом.

Изначально в Lightroom уже установлены бесплатные пресеты, но они не всегда удовлетворяют потребностям, и хочется чего-то более интересного.

Хочу сразу сказать, что не существует универсальных пресетов. Все зависит от условий съемки фото, экспозиции, света, теней и т.д.

В следующих статьях, я буду разбирать пресеты предназначенные для определенных снимков (детские, животных, зимние и т.д.) Так же сможете скачать пресеты для Lightroom совершенно бесплатно.

Как установить пресеты

Данная статья ответит на вопрос, как загрузить пресеты. Для начала, необходимо скачать готовые пресеты. После этого откройте программу Adobe Photoshop Lightroom, импортируйте фото и перейдите во вкладку Коррекции .

В левом окошке, в Параметрах пресетов , нажмите правой кнопкой мыши на «Пресеты пользователя «, после чего нажмите Импорт .

В окне выбора файла, найдите скачанный пресет и нажмите Открыть. Теперь в данной папке, файл должен отобразиться. При нажатии на него, фотография изменится, в зависимости от того, какие настройки заложены в нем.

Если после автоматической обработки, вас что-то не устроило, можно подправить фото, выбрав «Кисть коррекции», но об этом в следующих статьях.

Пример использования пресета сайт_101


Как сохранить пресет

Для создания собственного пресета, необходимо во вкладке «Параметры пресетов » нажать +, создать новый пресет.

Появится окошко, в котором нужно задать имя, и произвести необходимые установки, после чего нажмите Создать .

Созданный пресет появится в списке.

После этого нажмите на него и начинайте обработку фото, когда закончите, снова нажмите на созданный пресет правой кнопкой мыши и выберите «Обновить текущие настройки «. Чтобы сохранить пресет на компьютер, нажмите на него правой кнопкой мыши, выберите Экспорт, и выберите папку куда хотите сохранить.

Если остались вопросы, вы можете написать в комментариях.

Также можете ознакомиться со статьей про , которые можете скачать абсолютно бесплатно.

Использование градиентных фильтров в Lightroom

Градиентные фильтры являются весьма простым и удобным и вместе
с тем очень мощным и многофункциональным инструментом для работы с RAW-образами цифровых снимков. В этой публикации мы познакомим читателей с двумя разновидностями градиентных фильтров, которые доступны пользователям пакета Adobe Photoshop Lightroom 5.х, а также продемонстрируем их возможности на конкретных примерах.

Введение

Для начала необходимо пояснить, что такое градиентные фильтры и для чего они нужны. Еще задолго до появления цифровых фотокамер фотографы использовали оптические градиентные фильтры. Это приспособление представляет собой стеклянную пластину с двумя областями. Одна из них прозрачна, а следовательно, беспрепятственно пропускает проходящий свет. Другая часть затемнена — то есть задерживает часть проходящего через нее светового потока (рис. 1). Переход от одной области к другой сделан плавным — именно поэтому такой фильтр и называется градиентным.

При помощи подобного фильтра, установленного перед объективом, можно затемнить наиболее светлую часть снимка и за счет этого уменьшить динамический диапазон фотографируемой сцены (рис. 2). Конструкция крепления градиентных фильтров позволяет перемещать стеклянную пластину в вертикальном направлении (а в некоторых случаях и поворачивать ее), что дает возможность менять положение градиентного перехода в кадре (рис. 3).

Наиболее часто градиентные фильтры применяются в процессе фото- и видеосъемки пейзажей, чтобы обеспечить одинаково тщательную проработку деталей как в самой светлой части кадра (на небе), так в наиболее темной (деревья, земля, скалы и т.д.). Это позволяет получить качественное изображение даже в тех случаях, когда реальный динамический диапазон фотографируемой сцены превосходит диапазон чувствительности фотопленки (в случае аналоговой техники) или сенсора цифрового фотоаппарата.

С переходом на цифровые технологии получения и обработки изображений у фотографов появилась возможность во многих случаях отказаться от использования довольно громоздких оптических градиентных фильтров. Располагая RAW-образом цифрового снимка, воздействие этого оптического устройства нетрудно
сымитировать уже в процессе обработки фотографии.

Что касается Adobe Photoshop Lightroom, о работе с которым пойдет речь далее, то градиентный фильтр впервые был реализован во второй версии данного пакета, выпущенной в июле 2008 года. По мере выхода последующих версий возможности данного инструмента постепенно расширялись. И наконец, в пятой версии Lightroom появился совершенно новый инструмент — радиальный градиентный фильтр.

Градиентные фильтры доступны в модуле обработки изображений (Develop). Переключиться на него можно щелчком мыши по соответствующей надписи всплывающей панели в верхней части окна либо нажатием клавиши D. Для выбора нужного изображения воспользуйтесь лентой снимков, которая находится внизу.

Линейный градиентный фильтр

Чтобы избежать возможной путаницы, в дальнейшем мы будем называть обычный градиентный фильтр линейным. Это позволит читателю ясно представлять, о каком именно инструменте идет речь.

Для выбора инструмента линейного градиентного фильтра щелкните по соответствующей пиктограмме на панели инструментов (рис. 4) либо нажмите клавишу с латинской буквой M. В результате курсор примет вид перекрестия, а в правой части окна под панелью инструментов будет отображена панель настроек фильтра (рис. 5).

Чтобы создать новый фильтр, поместите курсор на какой-либо участок редактируемого изображения, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите манипулятор на некоторое расстояние. Если необходимо воздействовать на верхнюю часть кадра, двигайте мышь сверху вниз; для обработки левой части снимка перемещайте манипулятор слева направо и т.д. В процессе движения мыши на экране отображаются три параллельные линии, обозначающие границы и середину градиентного перехода (рис. 6). Перемещая мышь, можно менять его ширину, а также угол наклона. Для завершения процесса отпустите левую кнопку мыши.

Итак, новый фильтр создан. Теперь вы можете менять различные параметры выделенной части снимка, перемещая соответствующие ползунки либо меняя числовые значения в панели настроек фильтра. В частности, предусмотрена возможность управления грубой и точной настройкой цветовой температуры; коррекцией экспозиции, светов и теней; изменения контраста, четкости и цветовой насыщенности. В нижней секции панели имеются ползунки для настройки резкости, уровня подавления муара, цифрового шума и артефактов интерференции.

По умолчанию градиентный фильтр является нейтрально-серым. Однако при необходимости его можно превратить в некий аналог оптического светофильтра. Для выбора нужного цвета щелкните по окошку напротив надписи Color, а затем выберите при помощи пипетки желаемый цвет (рис. 7).

Совокупность текущих настроек фильтра можно сохранить в виде пользовательского пресета. Для этого щелкните по названию, расположенному в верхней части панели настроек фильтра справа от надписи Effect:. Откроется всплывающий список пресетов (рис. 8). Щелкните по пункту Save Current Settings as New Preset… (Сохранить текущие настройки как новый пресет). На экране появится диалоговое окно New Preset (рис. 9). Введите в нем название вновь созданного пресета и щелкните по кнопке Create (Создать). Чтобы применить сохраненные настройки к фильтру, созданному в другом изображении, достаточно открыть список пресетов и щелкнуть по нужному названию (рис. 10). Это позволяет сэкономить время при использовании однотипных настроек в процессе обработки большого количества изображений.


из списка

Щелчком мыши по пиктограмме переключателя в нижнем левом углу панели настроек (рис. 11) можно быстро включить или отключить действие созданных фильтров, что позволяет оценить разницу между исходным и обработанным изображением.

Нажатие на кнопку Reset в нижней части панели (рис. 12) позволяет удалить все фильтры данного типа, созданные в редактируемом изображении.

Редактирование ранее созданных фильтров осуществляется при помощи того же инструмента. При его включении поверх изображения будут отображены маркеры всех ранее созданных фильтров данного типа. Если навести курсор на один из таких маркеров, его вид изменится с перекрестия на изображение ладони. Режим редактирования фильтра включается нажатием на его маркер. При этом в окне редактирования будут отображены линии, обозначающие границу градиентного перехода, а в панели настроек выведены параметры данного фильтра. Для удаления выбранного фильтра нажмите клавишу Del.

Практические примеры

Рассмотрим несколько примеров использования линейного градиентного фильтра для обработки RAW-образов фотоснимков. Как и его оптический аналог, этот инструмент отлично подходит для выравнивания тонального баланса кадров, на которых запечатлены сцены со значительным перепадом яркости — к примеру пейзажи. Выбор оптимальной экспозиции при съемке подобных сюжетов представляет собой непростую задачу. С одной стороны, необходимо сохранить максимум деталей в светах, чтобы передать естественный цвет неба и проработать фактуру облаков. Но, с другой стороны, не менее важно сохранить детали в тенях — деревья, траву и т.д.

На рис. 13а представлен снимок, сделанный в погожий осенний день. Поскольку небо занимает меньшую часть изображения, то при определении величины экспозиции приоритетное значение для автоматики камеры имела более темная часть изображения (деревья, береговая полоса и поверхность водоема). В результате небо на снимке получилось довольно бледным, а легкие облака на нем едва заметны.

Чтобы сделать небо более выразительным, не принося в жертву остальные объекты, скорректируем экспозицию верхней части кадра, применив к ней нейтрально-серый градиентный фильтр (рис. 14). В приведенном примере в настройках фильтра выбрана коррекция экспозиции -1,5 EV. Этот нехитрый прием позволил достичь желаемого результата: получить небо насыщенного цвета с хорошо проработанными облаками, не изменяя контрастность и насыщенность объектов в нижней части снимка (рис. 13б ).

Иногда для получения оптимального результата требуется более сложная коррекция с использованием двух или даже большего количества градиентных фильтров. Один из таких случаев представлен на рис. 15. Исходный снимок (рис. 15а ) имеет два недостатка: невыразительное небо и переэкспонированные области на переднем плане, что привело к существенной потере деталей в светах. Как и в предыдущем примере, к верхней части изображения был применен нейтрально-серый градиентный фильтр с коррекцией экспозиции -0,7 EV (рис. 16).

Для проработки формы и фактуры балясин парапета на переднем плане был задействован второй градиентный фильтр — на этот раз затрагивающий нижнюю часть изображения (рис. 17). В его настройках были изменены два параметра: величина экспозиции (-1 EV) и коррекция светов (Highlights; -75). Результат представлен на рис. 15б .

Рассмотрим еще один пример. На рис. 18а показан исходный вариант снимка. Как и на предыдущих пейзажах, небо выглядит чересчур выбеленным. Кроме того, из-за особенностей освещения (солнце в момент съемки располагалось уже довольно низко над горизонтом) покрытие дороги на переднем плане выглядит более «холодным», нежели остальной пейзаж.

Для лучшей проработки неба величина экспозиции верхней части снимка была скорректирована при помощи нейтрально-серого градиентного фильтра (рис. 19). Чтобы придать изображению более «солнечный» вид, был задействован еще один фильтр для коррекции цветовой температуры нижней части изображения (рис. 20). Обратите внимание, что в данном случае градиентный переход был сделан довольно узким. Описанные манипуляции позволили в буквальном смысле преобразить довольно унылый снимок (результат — на рис. 18б ).

Радиальный градиентный фильтр

Как уже было упомянуто во вступительной части статьи, в распоряжении пользователей пятой версии пакета Lightroom появился новый инструмент — радиальный градиентный фильтр. Он позволяет осуществлять обработку локальной области изображения, ограниченной маской круглой или эллиптической формы с четким или размытым краем. Активируется данный инструмент щелчком мыши по соответствующей пиктограмме на панели инструментов (рис. 21) либо нажатием сочетания клавиш Shift-M.


(обведена красным)

На первый взгляд панель управления настройками радиального градиентного фильтра выглядит почти так же, как и в случае работы с линейным градиентным фильтром (рис. 22). Однако при ближайшем рассмотрении нетрудно обнаружить важные различия, касающиеся способа управления границами выделенной области. В случае линейного градиентного фильтра изменение ширины градиентного перехода осуществляется путем перемещения линий, обозначающих его границы. При работе с радиальным градиентным фильтром для изменения ширины градиентного перехода используется ползунок Feather, расположенный в нижней части панели настроек фильтра (рис. 23). Диапазон значений этого параметра — от 0 до 100.

По умолчанию настройки радиального градиентного фильтра воздействуют на периферийную область снимка, которая находится за пределами окружности (или овала). Однако в некоторых случаях возникает необходимость воздействовать на область, заключенную внутри. Для этого достаточно активировать опцию Invert Mask , флаг выбора которой также находится в нижней части панели настроек фильтра (рис. 24).

Секция с ползунками регулировки различных параметров обработки изображения идентична представленной на панели управления линейного градиентного фильтра.

Так же как и при работе с линейным градиентным фильтром, предусмотрены возможности сохранения и выбора пресетов, а также редактирования, отключения и удаления ранее созданных фильтров.

Практические примеры

Как и описанный выше линейный градиентный фильтр, радиальный градиентный фильтр можно задействовать для выравнивания тонального баланса снимков с передержанными или недодержанными областями. На рис. 25а представлен исходный вариант городского пейзажа, снятого на закате в контровом свете. Поскольку автоматика камеры осуществляла расчет величины экспозиции с приоритетом центральной части кадра, периферийные области кадра получились недодержанными (или, говоря обычным языком, чересчур темными). Чтобы исправить этот недостаток, был использован радиальный градиентный фильтр (рис. 26). Для выравнивания тонального баланса в данном случае потребовалось скорректировать величину экспозиции периферийной области на +2 EV. Чтобы граница выделенной области была не очень заметной, пришлось сделать градиентный переход достаточно широким (величина параметра Feather равна 71). Результат представлен на рис. 25б .


градиентного фильтра

Кроме того, при помощи радиального градиентного фильтра можно акцентировать внимание на каком-либо объекте (или его части). Продемонстрируем этот прием на примере снимка, показанного на рис. 27. Чтобы сделать исходное изображение (рис. 27а ) более выразительным, к нему был применен радиальный градиентный фильтр (рис. 28), имитирующий эффект виньетирования. Для этого величина экспозиции периферийной области изображения была скорректирована на -1,54 EV. Результат представлен на рис. 27б .

Рассмотрим еще один пример. Чтобы сконцентрировать внимание зрителя на расположенной в центре снимка охапке листьев, к исходному изображению (рис. 29а ) был применен радиальный градиентный фильтр. Для достижения желаемого результата в данном случае потребовалась коррекция сразу трех параметров (рис. 30). В частности, была уменьшена величина экспозиции (-0,67 EV), четкость (-56), насыщенность (-30) и резкость (-80) периферийной области кадра. Результат воздействия описанного фильтра на исходное изображение показан на рис. 29б .

Заключение

Итак, мы рассмотрели возможности градиентных фильтров пакета Adobe Photoshop Lightroom 5.х, а также практические примеры их использования для коррекции и художественной обработки снимков. Безусловно, эти инструменты значительно расширяют возможности фотографа на стадии редактирования снимков. В частности, пользователь может имитировать воздействие оптических градиентных фильтров (как нейтрально-серых, так и цветных), настраивая плотность и ширину градиентного перехода с высокой точностью.

Разумеется, необходимо помнить о том, что «свобода маневра» при работе с градиентными фильтрами в Lightroom ограничена разрядностью RAW-образа редактируемого снимка. В случае изображений, сохраненных с разрядностью 12 бит на пиксел, имеется возможность корректировать величину экспозиции в пределах
±2 EV без потери деталей. Соответственно, оперируя 14-битным RAW-образом, вы можете рассчитывать на полноценную коррекцию в диапазоне ±3 EV.

В заключение еще раз отметим, что градиентные фильтры позволяют не только решать чисто технические задачи (вроде выравнивания тонального баланса или сужения динамического диапазона снимков), но и открывают широкие возможности для получения различных художественных эффектов, которые способны сделать ваши фотографии яркими и запоминающимися. Дерзайте! 



Рекомендуем почитать

Наверх