Настройка ссс для игр. Как правильно настроить AMD Catalyst Control Center для игр на ноутбуке? Улучшения в технологии frame pacing

Новости 29.05.2022
Новости

Теперь у вас на компьютере имеется установленный AMD Catalyst Control Center. Настройка для игр начинается с открытия программы. Значок утилиты после установки появляется в трее панели меню "Пуск". Также открыть его можно, нажав правой кнопкой мышки по рабочему столу, и вызвать контекстное меню. В нем на первой строке нажмите на пункт AMD Catalyst Control Center. Настройка для игр 64-bit системы станет главным предметом инструкции. Дело в том, что 32-bit системы в настоящее время практически не используются. Их век закончился после Windows XP. Все современные компьютеры основаны на 64-битной архитектуре, для которых требуется настройка AMD Catalyst Control Center для игр. Ноутбук также относится к таким компьютерам.

Меню программы

В открывшемся окне программы для начала нужно разобраться. По умолчанию в ноутбуках все настройки графики скрыты. Получить доступ к ним можно через "Параметры". В меню выберите пункт "Расширенное представление". После этого в левом стоблце появятся новые разделы. Рассмотрим все по порядку.

"Управление рабочим столом" - данный раздел помогает настроить десктоп по своему желанию. Возможно создание разных рабочих столов, настройка цвета и так далее. "Общие задачи дисплея" отвечают за нахождение новых мониторов и поворот дисплея. Раздел "Видео" содержит комплексные настройки воспроизведения видеороликов от настройки яркости до ускорения и искажения. Теперь мы постепенно подошли к главному.

Как правильно настроить AMD Catalyst Control Center для игр?

Во-первых, нужно определиться с целью настройки. Если ваш компьютер и без дополнительных изменений выдает достаточное количество ФПС, не нагружает систему и качество изображения полностью устраивает - нет смысла лезть в настройки. Если вы знаете, что ваша система способна выжать больше из картинки игры и вы хотите улучшить изображение - тогда стоит провести определенные действия. Также настраивать видеокарту рекомендуется пользователям ноутбуков. Поскольку портативные компьютеры несколько слабее стационарных, они затрачивают больше ресурсов на современные игры. Основная задача наличия на ноутбуке AMD Catalyst Control Center - настройка для игр. GTA 5 возьмем как пример современной и очень требовательной к ресурсам компьютера игры.

Производительность и качество

Для неопытных пользователей программа предлагает упрощенный режим настройки в виде ползунка "Производительность - Качество". По умолчанию настройки стоят в сбалансированном режиме. Если ваш компьютер достаточно слабый - устанавливайте ползунок в режим "Производительность". Естественно, графика в игре GTA 5 ухудшится. Зато осовобдятся ресурсы, и видеокарта сможет "спокойно вздохнуть". Особенно этот режим рекомендуется владельцам ноутбуков. Если вы, наоборот, хотите выкрутить все возможности на максимум, переместите ползунок в сторону "Качества".

Сглаживание

Более расширенные настройки предлагают выбрать уровень сглаживания. При перемещении ползунка вы видите изменения изображения на картинке, что дает возможность наглядно прикинуть, как будет выглядеть игра. Также можно оставить эту настройку на управление игрой. Достаточно отметить пункт "Использовать настройки приложения". В следующем пункте выбирается тип сглаживания. Настройка проходит по тому же принципу. Этот параметр больше всего влияет на количество ФПС в игре. Если сглаживание отключено - ФПС будет максимальным. Если выставить сглаживание на максимум, возможны проседания игры на ноутбуке.

Прочие настройки

В этом же разделе можно установить режимы тесселяции и частоту кадров. Также для отладки доступен выбор уровня анизотропной фильтрации и так далее. Если вы не имеете четко представления об этих функциях AMD Catalyst Control Center, настройка игр в расширенном режиме не рекомендуется.

Расширенные настройки

Вышеописанные возможности - это не все, что можно сделать с помощью AMD Catalyst Control Center. Настройка для игр также возможна через игровые файлы. Для этого необходимо перейти во вкладку "Игры" из левого столбика. В открывшемся окне, под написью "Параметры приложения", нажмите кнопку "Добавить". Найдите файл gta5.exe, который располагается в папке с установленной игрой. После этого нажмите "ОК". Программа должна проанализировать настройки игры и оптимизировать видеокарту для стабильной работы. Данная функция очень удобна для владельцев ноутбуков - она позволяет минимизировать износ видеокарты.

Самый продвинутый режим Amd Catalyst Control Center - настройка игр с помощью изменения частот видеокарты. Сделать это можно с помощью передвижения ползунка в разделе "Производительность". Также можно выбрать один из трех заранее заданных режимов: "Высокая производительность", "Высокое качество" и "Стандартные настройки".

Не бойтесь экперементировать с настройками и подгонять их под производительность своего ноутбука. Если вас что-то не будет устраивать и вы не будете помнить, какие именно пункты изменили, всегда можно сбросить настройки до заводских. Делается это через последний пункт в левом столбике - "Информация". Далее выбираете "Обновление ПО". После нажатия на кнопку "Проверить наличие обновлений" программа автоматически определит, доступны ли для установки новые версии драйверов или AMD Catalyst Control Center. Таже в программе есть фунция настройки производительности в режиме работы от аккумулятора и от сети. От сети рекомендуется выставлять максимальную производительность для комфортной игры.

Итог

AMD Catalyst Control Center одинаково подходит и для опытных пользователей, и для новичков. Наглядная система настройки позволит подобрать оптимальные параметры даже в том случае, когда вы не знаете, за что отвечает тот или иной параметр.

Абсолютно новый интерфейс, улучшения функциональности и производительности

Введение

Мы не слишком часто пишем статьи, посвящённые исключительно обновлению версий видеодрайверов, даже если в специальных версиях и обещают большой прирост производительности в играх, к чему мы уже привыкли. Но бывают и исключения, как это было с драйвером AMD Catalyst Omega, обзор которого вышел на нашем сайте примерно год назад. Та версия была большим обновлением драйверов компании AMD, отличаясь новыми возможностями и приростом производительности во многих популярных играх. После выхода драйвера Catalyst Omega, ПО от компании AMD было скачано более 60 миллионов раз - впечатляющая цифра.

Улучшение драйверов для видеокарт очень полезно, так как современная видеокарта - это не просто аппаратное решение, а программно-аппаратное, ПО в котором является важнейшей частью, которую можно улучшать без необходимости замены аппаратных решений. Драйверы для видеокарт компании AMD под привычным наименованием Catalyst были впервые выпущены уже достаточно давно, первая версия ATI Catalyst появилась ещё в 2002 году, а видеодрайверы для Radeon в целом выпускаются уже более 20 лет.

За это время драйверы для видеокарт стали чем-то большим, чем просто драйверами для устройств, предназначенными исключительно для обеспечения их работоспособности. Теперь в пакет драйверов входит приличный набор программного обеспечения: интерфейсы для пользователей, библиотеки, инструменты, приложения и т.п. Весь этот комплект ПО привычно называют видеодрайвером, но на деле он является уже почти что небольшой графической операционной системой. Неудивительно, что качественное ПО очень важно для игроков, разработчиков игр и профессионалов, работающих с графикой.

Сегодня выходит очередное большое и важнейшее для компании AMD обновление видеодрайверов. Так как это - первый анонс от имени нового подразделения компании Radeon Technologies Group, то ему решили дать новое название - Radeon Software. С привычными драйверами Catalyst мы прощаемся, их эпоха закончилась и началась новая эра. Первая версия драйверов Radeon Software получила название Crimson Edition, и в дальнейшем будут выходить глобальные версии, названные одним из оттенков красного цвета (Crimson - малиновый цвет).

Анонс планируемого выпуска радикально новой версии видеодрайверов вызвал огромный интерес: вышли десятки статей и новостей, написаны тысячи комментариев в соцсетях и форумах. Пользователи видеокарт компании AMD явно ждали новый драйвер с нетерпением. И не зря, ведь он даёт им абсолютно новый пользовательский интерфейс с уменьшенным временем загрузки, новые и улучшенные возможности, в том числе снижение потребления энергии при просмотре видео и несложных играх, а также оптимизации производительности 3D-рендеринга.

За 2015 год вышло три больших релиза WHQL-драйверов и девять бета-версий, все важные игровые проекты вроде GTA V, Star Wars Battlefront, Call of Duty: Black Ops 3 получали оптимизированные версии драйверов со дня их выхода в продажу. Но планы на 2016 год ещё более широкие: запланировано до шести больших релизов WHQL-драйверов, и дополнительные бета-версии по мере необходимости и выхода значимых популярных игр.

Новый пользовательский интерфейс Radeon Settings

Одним из самых важных изменений в новом пакете драйверов стал абсолютно новый пользовательский интерфейс настроек видеокарты и переработанный установщик. В компании AMD переделали утилиту для изменения настроек Catalyst Control Center (CCC), создав абсолютно новый инструмент под названием Radeon Settings. Он получил современный пользовательский интерфейс, довольно простой и понятный, а главное - значительно более быстрый, чем у предшествующего CCC. Добавили в Radeon Settings также и ряд новых функций.

В работе Radeon Settings использует инструментарий для разработки ПО под названием Qt. Так как этот набор библиотек и инструментов кроссплатформенный, то, чисто теоретически, возможен простой перенос кода и на другие операционные системы, например, Android. Но пока что новый пользовательский интерфейс работает во всех операционных системах семейства Windows - в версиях 7, 8.1 и 10.

Из основных улучшений нового драйвера отметим: гораздо меньшее время старта приложения, интуитивный интерфейс настроек графического процессора, новый менеджер настроек и профилей для игровых приложений, новый интерфейс для возможностей разгона GPU, а также изменённые настройки вывода на дисплей, обработки видеоданных и конфигурации многомониторного вывода AMD Eyefinity.

Самое главное в Radeon Software Crimson Edition - полностью переработанный интерфейс настроек и установщика, улучшающие пользовательский опыт при установке, запуске и использовании новой версии ПО. Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любым пакетом драйверов начинается с его установщика. По данным компании AMD, в новой версии время установки сократилось примерно в 1.4-1.5 раза, по сравнению с предыдущим установщиком. Он также получил новый интерфейс - довольно простой и понятный.

Функциональные возможности установщика не изменились - можно примерно так же выбрать необходимые для установки компоненты драйвера. Из необычного (возможно, это верно только для бета-версии, выданной прессе) отметим разве что возможность выбора установки пользовательского интерфейса: или Radeon Settings (AMD Settings) или AMD Control Center (CCC). Зато нам понравилась упрощённая и более понятная полоса прогресса установщика - теперь она одна.

В остальном, кроме упрощения интерфейса и ускорения установки, процесс мало чем отличается от предыдущей версии. А вот запуск самих настроек Radeon Settings после их установки происходит намного быстрее, чем это было в случае неповоротливого CCC. Для запуска Radeon Settings достаточно выбрать соответствующий пункт в контекстном меню рабочего стола Windows или двойного щелчка мышью на специальной красной иконке в системном трее. Также в этом меню можно быстро выбрать профиль для игр и видеоданных.

Новые настройки Radeon Settings запускаются буквально за секунду, общее время запуска приложения сократилось в 2-3 раза, по сравнению с предыдущими версиями, и это реально заметно, особенно при повторном открытии настроек.

Кроме этого, было в разы снижено время инициализации подключенных дисплеев - с 11 до 3 секунд. Если для основного монитора при старте системы это не так важно, то при подключении внешнего дисплея или проектора к ноутбуку такое ускорение можно только приветствовать.

Что касается удобства нового интерфейса, то тут можно отметить снижение количества необходимых действий для того, чтобы добраться до каких-либо настроек. К примеру, для того, чтобы установить предыдущий драйвер, требовалось семь нажатий кнопки мыши, а новый Radeon Software Crimson Edition довольствуется лишь тремя такими нажатиями. Примерно то же самое относится и к самому интерфейсу Radeon Settings.

Давайте для начала рассмотрим все страницы новой панели настроек Radeon Settings. Стартовая страница показана на скриншоте выше, а на следующем показана страница проверки обновлений ПО - это сделано довольно удобно, хотя отдельную страницу для обновлений отдавать было не обязательно:

Переходим к настройкам самой утилиты Radeon Settings - тут есть удобная и востребованная возможность восстановления всех настроек по умолчанию, возможность включения значка в трее, связи с компанией AMD, а также некоторые настройки интерфейса, в том числе возможность отлючения рекламных баннеров (вероятно, задел на будущее).

Кнопка дополнительных настроек вызывает отдельное окно с совершенно иным интерфейсом, знакомым нам по предыдущим версиям CCC - тут можно настроить некоторые дополнительные параметры по работе с дисплеями и звуком, которые (пока что?) не вошли в Radeon Settings:

Но давайте уже перейдём к главным разделам новой утилиты. Первая кнопка с иконкой игрового контроллера вызывает меню с набором профилей игр, найденных драйвером в системе пользователя. Тут же есть и возможность изменения глобальных 3D-настроек качества рендеринга:

С одной стороны - довольно удобно сделаны профили для игр и изменение их настроек, с другой - игры никак не каталогизированы, все они лежат в одном списке-свалке, что не слишком то удобно. Глобальные настройки и настройки для конкретных игр примерно одинаковы и по функциональности мало отличаются от прежних:

Главное визуальное отличие нового интерфейса - он растягивается и окно утилиты меняет размеры на какие угодно (почти, минимальные границы всё равно остались), автоматически перестраивая порядок элементов управления. Это особенно важно и удобно с учётом огромной разницы в разрешениях современных пользовательских устройств.

Увы, но за всё нужно платить - нам кажется, что настройки слегка потеряли в удобстве и наглядности, по сравнению с тем, что было раньше, ведь все элементы управления одинаковы и их местоположение в окне не фиксировано - теперь их придётся искать перед любыми изменениями.

Тут же рядом настраиваются и возможности разгона, привычные по набору настроек, но в новом интерфейсе. На этой панели можно посмотреть текущие частоты, температуру, скорость вентилятора, а также изменить целевые частоты, потребление энергии и скорость вентилятора - всё как обычно.

Следующая панель предназначена для настройки вывода видеоданных - можно как выбрать предустановленный профиль из нескольких, настроенных в AMD, так и настроить свои собственные пользовательские настройки, включив все технологии улучшения качества так, как нужно. Напомним, что некоторые настройки остались в дополнительном меню, вызываемом отдельно (см.выше).

Эта панель настроек предназначена для конфигурирования дисплеев. В данном случае к тестовой системе подключён монитор LG с поддержкой технологии FreeSync, и очень удобной нам показалась индикация частот, в пределах которых будет работать данная технология: от 48 до 75 Гц. Выбор настроек не слишком богат, все остальные вы также можете найти в дополнительном меню.

Нам остаётся лишь посмотреть панель с информацией о программно-аппаратной конфигурации пользовательской системы - она в удобной форме показывает всё необходимое в максимальных подробностях аж на трёх страницах.

В целом, новый интерфейс Radeon Settings достаточно удобен, и к нему вполне можно привыкнуть. Он действительно работает заметно шустрее CCC и потребляет не слишком много памяти. Правда, если открывать много вкладок после запуска, то потребление системной памяти может дойти до 175-200 МБ, что многовато даже по современным меркам.

А теперь поговорим о субъективных недостатках. Из отмеченных нами недоработок - отсутствие (или мы не нашли) прямого выбора языка интерфейса - используется исключительно установленный в системе. Было бы неплохо иметь возможность установки английского интерфейса, и даже не из-за того, что перевод неидеален, а потому, что многие русские слова слишком длинные для такого интерфейса и не входят в коротенькие блоки. Также нам не понравилось то, что нельзя отключить модную нынче полупрозрачность интерфейса.

А ещё нам не хватает дополнительной функциональности, вроде мониторинга температур, частот, напряжений и других параметров с их выводом на экран при игре или в виде графиков, как это сделано в сторонних утилитах. Кроме того, несмотря на уверения в лучшей стабильности новой панели настроек, работа приложения в неактивном режиме несколько раз завершалась без каких-либо действий со стороны пользователя - есть над чем ещё поработать:

Впрочем, весьма вероятно, что эта проблема относится к издержкам предварительной бета-версии, предназначенной для ознакомления, так что мы не будем сильно придираться, понадеявшись на то, что финальная версия Radeon Software Crimson Edition будет лишена этих досадных недоработок.

Из того, что остаётся добавить по теме - новая утилита для деинсталляции драйверов AMD и очистки системы от их «хвостов» - . Эта утилита удаляет все предыдущие установленные драйверы AMD Catalyst, включая видео- и аудиодрайверы, а также чистит оставленные ими файлы и записи в реестре. Полезная штука.

Оптимизация производительности

А вот и ещё один интересный раздел - повышение скорости рендеринга в играх является одним из самых ожидаемых для всех пользователей. Особенно велики такие ожидания при выходе специальных версий, вроде Catalyst Omega или Crimson Edition. В случае Catalyst Omega, оптимизации производительности были проведены в большем объеме, чем обычно, а вот для Crimson Edition основным изменением всё же стал новый интерфейс. Но и улучшения в скорости 3D-рендеринга и общем повышении комфорта в AMD нам также пообещали.

Radeon Software Crimson Edition обеспечивает улучшение производительности практически всем пользователям видеокарт Radeon, но в разном размере и в зависимости от условий. К примеру, прирост в частоте кадров для одного из популярных DirectX 12 бенчмарков Fable Legends составляет 7-20%, в зависимости от разрешения: FullHD или 4K, в последнем случае увеличение производительности будет меньше. Этот тест был проведён на системе с видеокартой AMD Radeon R9 Fury X, сравнивались драйверы Radeon Software Crimson Edition с довольно старым уже выпуском AMD Catalyst 15.7.1.

Но не бенчмарками едиными, представителями AMD также отмечаются солидные приросты скорости и в современных играх. К примеру, прирост в средней частоте кадров в игре Call of Duty: Black Ops 3 составляет около 6-8%, в зависимости от разрешения. В данном случае Radeon Software Crimson Edition сравнивается уже с AMD Catalyst 15.10 Beta.

На данной диаграмме указаны приросты в нескольких популярных играх последнего времени, полученные при установке драйверов Radeon Software Crimson Edition, по сравнению с Catalyst 15.10 Beta. Также отмечают и улучшения в скорости рендеринга в операционной системе Linux. Приросты от Radeon Software Crimson Edition в этой системе чаще всего составляют около 10-15%, но иногда дело доходит и до 50-55% (для игры Total War).

Как обычно, AMD сравнивает скорость рендеринга на новейших драйверах и довольно старых версиях, вроде Catalyst 15.7.1 и 15.10, да и приросты не слишком велики даже по данным самой AMD. Нам кажется, что куда интереснее было бы сравнить скорость свежей версии с более актуальными драйверами, в том числе последней доступной на сайте компании бета-версией Catalyst 15.11.1 Beta, что мы и сделали самостоятельно. Также мы взяли ещё одну старую версию - 15.9.1 Beta.

Набор игр для нашего собственного экспресс-теста получился таким: Star Wars Battlefront, Fallout 4 и Call of Duty: Black Ops 3 . Для наших измерений мы использовали видеокарту модели Radeon R9 380 и тестовую систему на базе топового процессора Intel под управлением операционной системы Windows 7 SP1, взяли разрешение 1920×1080 и старались выставить максимальные игровые настройки (кроме весьма требовательной Call of Duty: Black Ops 3, где были выставлены настройки уровня High). Посмотрим, получились ли у нас приросты скорости в этих играх?

Как видим, небольшие приросты в самых современных играх всё-таки есть, правда они совсем незначительны, если сравнивать Crimson Edition с последней доступной бета-версией Catalyst. Но по сравнению с не самым новым драйвером версии 15.9.1, тестовая видеокарта AMD получила дополнительные 5-25% прироста к скорости. Вероятно, для Call of Duty: Black Ops 3 драйвер уже успели оптимизировать ранее, но остальные игры ускорились прилично. А вот если сравнивать новинку с Catalyst 15.11.1 Beta, то приросты в играх оказались в пределах погрешности измерения - до 2-4%.

Посмотрим на графики частоты кадров в указанных выше играх, полученные в результате тестирования:

Графики производительности в протестированных играх подтверждают наши выводы - особого улучшения производительности по сравнению с последним доступным видеодрайвером Catalyst 15.11.1 Beta не отмечено. А вот драйвер устаревшей версии 15.9.1 явно отстаёт от них практически во всех использовавшихся для тестов играх.

Кэширование шейдеров

Но не только частотой кадров измеряется комфорт пользователя, есть и другие показатели, которые были улучшены в новом драйвере Crimson Edition. К примеру, отметим появление возможности кэширования шейдеров - хранение скомпилированного кода шейдеров на накопителе, что может ускорить загрузку и исполнение многих игровых проектов, использующих DirectX 10 и DirectX 11.

Почему кэширование шейдеров вообще нужно? Многие игры сейчас представляют открытый «бесшовный» мир, шейдеры в котором посылаются в видеодрайвер прямо во время игры, а ведь их ещё нужно скомпилировать, что может вызывать рывки в частоте кадров и большее время загрузки уровней и миссий. Шейдерный кэш же хранит ранее скомпилированные шейдеры и быстро достаёт их из хранилища по мере необходимости уже в готовом виде, что требует меньше работы для CPU и видеодрайвера. В результате снижается время загрузки игр и уровней, а также устраняются некоторые из резких падений производительности (скачков частоты кадров) во время игры.

Использование шейдерного кэша устанавливается в игровых профилях, а информация хранится в каталоге AppDataLocalAMDDXCache. Для некоторых игр Shader Cache уже включен в их профилях по умолчанию, но его всегда можно отключить в менеджере 3D-настроек Radeon Settings.

Это всё слова, а что с реальным временем загрузки, действительно ли оно уменьшается? По данным компании AMD, включение шейдерного кэша вызывает значительное снижение времени повторной загрузки (когда в кэше уже есть скомпилированные шейдеры) в таких играх, как Bioshock Infinite и Star Wars Battlefront. Загрузка бенчмарка в первой игре без кэширования шейдеров составляет 11.35 секунд, а с включенным кэшем уже лишь 9.96 секунд, что на 12% меньше. Для Star Wars Battlefront время загрузки уровня Survival - Endor с кэшированием шейдеров и вовсе происходит на 34.5% быстрее - она происходит за 11.2 секунды вместо 17.10 секунд. Неплохие приросты!

Что касается улучшения плавности прямо в процессе геймплея, то ещё одним сценарием, в котором помогает шейдерный кэш, являются игры, посылающие шейдеры для исполнения прямо по мере прохождения игры, а не при загрузке уровня. В таком случае, возможны рывки производительности за счёт того, что CPU исполняет работу по компиляции шейдерного кода прямо во время игры. Шейдерный кэш значительно снижает возможность появления подобных проблем, связанных именно с компиляцией шейдеров.

Как вы видите в середине графика, с отключенным кэшированием шейдеров в игре Call of Duty: Advanced Warfare (настройки High Quality, включено сглаживание SMAA T2X при 4K-разрешении) на конфигурации из пары видеокарт Radeon R9 390X в режиме CrossFire хорошо заметен момент компиляции шейдера при отключенном кэшировании. Значение 2149 мс для рендеринга кадра означает весьма ощутимые «тормоза» в игровом процессе - более двух секунд на экране был показан один кадр, и действия игрока всё это время никак на нём не отображаются. Включение кэша шейдеров приводит к тому, что пик падения скорости рендеринга значительно уменьшается, и в результате пользователь видит сравнительно плавный видеоряд.

Улучшения в технологии frame pacing

Поддержка более плавного многочипового рендеринга при помощи технологии frame pacing появилась в драйверах AMD довольно давно, ещё со времени Catalyst 13.12. Технология работает для CrossFire-конфигураций, состоящих из выделенных настольных GPU и при сочетании мощностей APU и GPU при работе над рендерингом - в конфигурациях AMD Dual Graphics. Новая версия Radeon Software Crimson Edition переносит эту технологию на игры, использующие не только DirectX 10 и 11, но и DirectX 9, в том числе во многие игры, известные в качестве киберспортивных.

На графике показаны времена работы над рендерингом кадров в игре The Elder Scrolls V: Skyrim, использующей DirectX 9 на тестовой CrossFire-системе, состоящей из пары видеокарт Radeon R9 Fury X - как видите, неприятные для комфорта изменения времени рендеринга кадров, типичные для ранних многочиповых систем, в данном случае отсутствуют. Технология работает на всех поддерживаемых графических процессорах компании AMD, а также на старших моделях APU A8.

Улучшения технологии FreeSync

Мы уже не раз рассказывали о технологии динамически изменяемой частоты обновления AMD FreeSync, которая устраняет такие артефакты при выводе последовательности кадров, как разрывы изображения («tearing», появляется при отключении вертикальной синхронизации - V-Sync off) и устраняет задержки и неплавный вывод кадров при включении синхронизации (в случае включенной синхронизации V-Sync on).

Radeon Software Crimson Edition приносит поддержку этой технологии для CrossFire-конфигураций в DirectX 9 игры, в этой версии появилась компенсация низкой частоты кадров, а также в AMD объявили, что работают с производителями мониторов над включением возможности динамической синхронизации FreeSync при подключении дисплеев по HDMI.

Больше всего нас интересует компенсация низкой частоты кадров Low Framerate Compensation (LFC) . Когда частота кадров падает ниже минимально поддерживаемой частоты обновления дисплеем с поддержкой FreeSync, специальный адаптивный алгоритм автоматически изменяет выходные кадры и их частоту обновления так, чтобы снизить неприятные рывки из-за падения частоты кадров.

Иными словами, при FPS ниже минимальной частоты обновления и включенной вертикальной синхронизации (VSync on) FreeSync ранее не работал, что вызывало неплавность в смене кадров. Но теперь, с включением LFC, смена кадров будет плавной. При отключенной синхронизации в тех же условиях наблюдаются разрывы кадра (так называемый tearing), а включение LFC его снижает.

Никакой настройки со стороны пользователя или обновления монитора не требуется, эта возможность автоматически включена на всех мониторах с поддержкой FreeSync, максимальная частота обновления у которых вдвое или более превосходит минимальную. К примеру, в нашем тестовом мониторе LG минимальная частота обновления 48 Гц, а максимальная - 75 Гц, и эта технология работать не будет, так как 75/48=1,5625, что меньше двух раз. Увы.

Оптимизация энергопотребления

В последнее время весьма важным является вопрос энергоэффективности, особенно для решений компании AMD, которые по этому вопросу явно не среди лидеров. Новый драйвер Radeon Software Crimson Edition включает некоторые оптимизации энергопотребления, в определённых условиях (при просмотре видеороликов и игре в нетребовательные игровые проекты) улучшающие эти показатели для видеокарт Radeon, включая модели Radeon R7 360, R9 380, R9 390 и R9 Fury.

К примеру, явное снижение потребления энергии достигается при просмотре видеоданных в высоком разрешении. Экономия энергии в таком случае весьма ощутима, и выльется она в том числе и в снижении шума от системы охлаждения видеокарты и корпусной, если она регулируется в зависимости от температуры внутри ПК. На следующем графике показано изменение энергопотребления при просмотре потокового видео с YouTube в FullHD-разрешении на 4K-дисплее.

Сравнивается потребление энергии системой на основе процессора Intel Core i7 5960X и видеокарты Radeon R9 Fury X, при установке драйверов Catalyst 15.7.1 и Radeon Software Crimson Edition. Новая версия позволяет значительно снизить энергопотребление в таком случае, потребление самим GPU снижается в разы, да и общая энергоэффективность системы также заметно улучшена.

Приличного улучшения энергоэффективности можно добиться и в некоторых играх при помощи технологии Frame Rate Target Control (FRTC) , позволяющей установить целевую частоту кадров, снизив и нагрузку на GPU и его энергопотребление. Мы уже писали об этой технологии, которая появилась ещё в Catalyst 15.7, она позволяет снизить потребление энергии графическим процессором, так как ему не нужно будет делать лишнюю работу, получая бесполезную сверхвысокую частоту кадров. Вместо этого, GPU будет потреблять меньше энергии и выделять меньше тепла, что приведёт к меньшему шуму от кулера.

Важно, что FRTC работает не только в 3D-сценах, но и на экранах загрузки и в игровых меню, где FPS очень часто достигает заоблачных частот, а GPU выполняет кучу бесполезной работы. По понятным причинам, FRTC больше всего применим в «лёгких» играх, где нагрузка на GPU невелика, вроде старых проектов, или если подключенный к сравнительно мощной системе монитор имеет низкое разрешение.

В Crimson Edition появилась более широкая поддержка игр и расширен диапазон целевой частоты кадров. Теперь поддерживаются все приложения, использующие DirectX версий 9, 10 и 11 (раньше версия D3D9 просто не поддерживалась), а целевая частота кадров может быть в рамках от 30 до 200 FPS. На следующей диаграмме показано улучшение энергоэффективности, достигнутое при помощи включения FRTC в игре Rocket League, использующей DirectX 9, в разрешении 1920×1080.

Мощная система на основе видеокарты AMD Radeon R9 Fury X при отсутствии ограничений FPS потребляет 297 Вт, из которых 175 Вт приходится на Fury X, а ограничение частоты кадров, выставленное на 90 FPS, даёт лишь 172 Вт и 61 Вт, соответственно. Налицо общая экономия 125 Вт при использовании Radeon Software Crimson Edition.

Технология FRTC была улучшена и для игровых приложений, использующих DirectX 10 и DirectX 11. Хотя её поддержка появилась ещё в Catalyst 15.7.1, модификации Radeon Software Crimson Edition позволяют добиться лучшей эффективности, по сравнению со старыми версиями драйверов. Так, в игре Bioshock Infinite в разрешении 4K при использовании мощнейшей видеокарты Radeon R9 Fury X и ограничении частоты кадров на уровне 60 FPS, достигается экономия до 107 Вт при использовании Radeon Software Crimson Edition, хотя Catalyst 15.7.1 позволяет сэкономить лишь 50 Вт. Примерно то же самое и с игрой Sniper Elite в тех же условиях, но с ограничением FPS до 55 - Crimson Edition экономит 190 Вт энергии, а старая версия Catalyst лишь 90 Вт. Улучшение энергоэффективности налицо!

Улучшения по воспроизведению видеоданных и выводу изображения

Из новых возможностей Radeon Software Crimson Edition мы отметим и некоторые улучшения, предназначенные для увеличения качества воспроизведения видеоданных. В новых драйверах появились технологии адаптивного изменения контрастности и улучшенное масштабирование directional scaling. В новой версии драйверов компании AMD есть шесть предустановленных профилей, а также профиль по умолчанию и пользовательские настройки

При выборе профиля изменяются некоторые настройки, в зависимости от разрешения экрана, воспроизводимого контента и используемого плеера. При настройках по умолчанию, все дополнительные технологии обработки изображения отключены. В пользовательском режиме можно выбрать любое значение резкости, цветовой насыщенности, технологий steady video и fluid motion.

Новая возможность, появившаяся в Crimson Edition - направленное масштабирование (directional scaling), она призвана улучшить плавность линий на гранях в изображении при отображении картинки низкого разрешения на современных дисплеях - при проигрывании видеоданных разрешения 1080p на 4K-мониторах. Говоря по-простому, технология позволяет значительно уменьшить «лесенки» на изображении, получаемые при обычных алгоритмах масштабирования. Проще всего это понять на примере (имитация):

Алгоритм направленного масштабирования отображает 1080p контент на 4K-дисплеях более качественно, он использует адаптивный направленный фильтр, улучшающий грани и устраняющий «лестничность» на изображении. Для работы этого фильтра потребуется видеокарта серии Radeon R9 Fury Series или Radeon Nano, а также поддерживаемые браузеры и медиаплееры. Технология автоматически включается при проигрывании видеоданных в разрешении 1080p на 4K-дисплеях.

С выходом Crimson Edition алгоритм динамической контрастности для видеоданных стал адаптивным, изменяемым в зависимости от содержимого видео. Адаптивная динамическая контрастность позволяет увеличить общую контрастность изображения, оставляя нетронутыми тёмные области, чтобы изображение на них оставалось видимым. Динамическая контрастность зависит от выбранного видеопрофиля, и по умолчанию выключена. Для работы алгоритма адаптивной контрастности для видеоданных потребуется видеокарта Radeon R9 285, R9 380(X) или серии R9 Fury.

Некоторые из продвинутых возможностей по обработке видеоданных, ранее недоступные на гибридных процессорах, стали работать на APU шестого поколения с TDP 35 Вт, такими как AMD FX-8800P и AMD A10-8700P. В число возможностей входит снижение смазывания изображения, уплавнение частоты кадров и продвинутый фильтр для улучшения детализации. Первые две возможности работают при проигрывании Blu-Ray дисков при помощи CyberLink PowerDVD 15.

В новых драйверах Crimson Edition появилась поддержка добавления пользовательских разрешений, что позволяет создать свой собственный режим, изменяя тайминги, частоту обновления и т.д. Эта возможность доступна в дополнительных настройках Radeon Settings, вызываемых в отдельном окне.

Возможность создания пользовательских разрешений при помощи Radeon Crimson Software Edition доступна для всех графических процессоров AMD Radeon, работающих в операционных системах Windows 7, 8.1 и 10.

Появилась и ещё одна интересная возможность - виртуальное повышение разрешения не только для 3D-приложений, но для всех задач, в том числе рабочего стола Windows 10. Эта возможность позволяет получить больше пространства на дисплее при использовании Windows 10 и монитора с высоким разрешением и плотностью пикселей более 150 DPI.

Технология VSR может быть использована для установки большего разрешения рабочего стола на дисплее меньшего разрешения, что может быть полезно в некоторых случаях - например, при выводе одного и того же изображения высокого разрешения на двух мониторах с разным разрешением, или для задач, требующих как можно большего пространства, вроде больших таблиц, редактирования видео и фотографий, при программировании и в других случаях.

Например, на ноутбуке, имеющем экран с разрешением 1920×1080 пикселей и 150 DPI, вы сможете выставить разрешение 2560×1440 пикселей, чтобы получить больше места для расположения окон на рабочем столе.

Новое для разработчиков

В стабильной работе и богатой функциональности драйверов для видеокарт заинтересованы не только игроки и другие пользователи решений AMD, но и разработчики программного обеспечения - 3D-игр в частности. Для них одной из хороших новостей будет появление поддержки технологии AMD LiquidVR в драйвере Crimson Edition - это первый публично доступный драйвер с такой функциональностью.

Инициатива компании AMD по внедрению и улучшению средств виртуальной реальности позволяет разработчикам использовать некоторые новые возможности драйверов, связанные с работой VR-устройств: affinity multi-GPU (пара GPU работает каждый над своим полукадром VR-изображения), Direct to Display (упрощение подключения шлемов виртуальной реальности), Latest Data Latch (снижение задержек с быстрой отправкой в GPU данных), асинхронное исполнение шейдеров Asynchronous Shaders. Технология LiquidVR требует применения операционных систем Windows 7 и Windows 10, поддерживаются графические процессоры Radeon R9 290, Radeon R9 390 и Radeon R9 Fury, а также двухчиповые конфигурации.

Пару слов об асинхронном исполнении шейдерного кода, которым по праву гордится компания AMD. Все их решения, основанные на графических процессорах архитектуры GCN, имеют аппаратную поддержку в виде специальных движков Asynchronous Compute Engine, асинхронно исполняющих поступающие команды. Аппаратная реализация имеет значительное преимущество перед программным подходом конкурентов, и позволяет повысить производительность в том случае, когда одновременно выполняются различные типы вычислений.

Эта возможность уже сейчас широко используется некоторыми игровыми разработчиками, в том числе консольными, но не только - асинхронное исполнение шейдеров полезно и для применений виртуальной реальности. Так как больший параллелелизм исполнения различных вычислений приводит и к снижению задержек, что жизненно важно для комфорта пользователей, использующих шлемы виртуальной реальности.

Кроме громкой в последнее время темы VR, в новой версии драйверов Radeon Software Crimson Edition появилась поддержка некоторых опциональных возможностей, включённых в состав OpenCL 2.0 (Open Computing Language) - общепринятого индустриального стандарта для высокопроизводительных вычислений общего назначения. В числе этих возможностей 32-битная поддержка адресного пространства Generic Address Space (только в Windows), поддержка буферов объёмом более 4 ГБ, поддержка изображений с mipmap-уровнями и карт глубин.

Упомянем еще одно важное решение для разработчиков, которое продвигает компания AMD. Буквально несколько дней назад был выпущен AMD CodeXL 1.9 - набор утилит для полноценной работы по профилированию, анализу и поиску ошибок в ПО для 3D-разработчиков. CodeXL работает как будучи интегрированным в пакет Microsoft Visual Studio, так и отдельно, и не требует внедрения специального кода в исследуемые приложения.

Новые возможности, появившиеся или улучшенные в этой версии CodeXL: профилирование энергопотребления (потребление энергии, частоты, напряжение и температура ядер в реальном времени, в том числе отдельно по компонентам APU: видеоядро и универсальные вычислительные ядра) для более чем двух графических процессоров одновременно, статический анализ, написание OpenGL-шейдеров на Linux, поиск ошибок (GPU Debugging) в приложениях HSAIL, поддержка операционной системы Ubuntu 15.04 и исправление найденных ошибок.

Исправление ошибок предыдущих версий Catalyst

Чтобы добиться лучшего качества и стабильности, в компании провели вдвое больше автоматизированных тестов драйвера по сравнению с драйвером Catalyst Omega, на четверть больше времени было потрачено на пользовательское тестирование при использовании на 15% большего количества различных программно-аппаратных конфигураций.

Более того, в AMD решили продолжить практику обращения к пользователям о том, какие проблемы необходимо решить первыми по их мнению. В этом году, перед выходом Crimson Edition, они опросили сообщество пользователей решений AMD, и создали список из десятка самых важных вопросов к существующим версиям драйверов. Для их решения в компании создали отдельную команду, которая и занималась отловом таких ошибок и их устранением, и все эти проблемы были успешно решены в обсуждаемой версии драйверов.

Вот список десяти самых важных исправлений в драйвере Crimson Edition:

  • Запуск игрового приложения с одновременным проигрыванием видеоролика на отдельном дисплее мог вызвать зависание системы
  • Технология FreeSync иногда не работала в случае, если игра была запущена одновременно с проигрыванием некоторых типов видеоданных, вроде потокового видео с YouTube
  • Для пары видеокарт Radeon 295X2 могла быть недоступной опция включения и выключения CrossFire-конфигурации при помощи CCC
  • Приложение Autodesk 3ds Max 2016 иногда зависало при использовании видеокарт семейства Radeon
  • Наблюдалось отображение чёрного экрана во время загрузки операционной системы Windows 10 в промежутке между выводом логотипа Windows и окна входа пользователя в Windows
  • Игра Diablo 3 непредсказуемо вылетала на уровне Act 2 Desolate Sands
  • Игра GTA V завершала работу на некоторых конфигурациях с видеокартой Radeon R9 390X
  • Могла происходить ошибка при установке последних версий драйверов на некоторые видеокарты серии Radeon R9 380
  • Игра Ashes of the Singularity непредсказуемо завершала работу на некоторых моделях видеокарт серии Radeon 300, имеющих 2 ГБ видеопамяти
  • Проигрывание видеоданных в формате MPEG2 вызывало ошибку проигрывания или декодирования видео

Заключение

Подводя итоги нашего обзорного материала, посвященного описанию возможностей абсолютно новой версии видеодрайвера AMD Radeon Software Crimson Edition, можно отметить, что программная новинка компании действительно серьёзно отличается от предыдущих версий драйвера, имеющих название Catalyst, дает пользователям и разработчикам некоторые новые возможности, улучшая уже имеющиеся.

В новой версии драйвера, получившей название Radeon Software Crimson Edition, была также улучшена стабильность и исправлены самые серьёзные ошибки предыдущих версий, в том числе подсказанных пользователями. Также была немного увеличена производительность 3D-рендеринга в самых современных играх в некоторых условиях, хотя и незначительно, по сравнению с самой последней бета-версией Catalyst.

Главное, что нужно выделить среди новинок первого издания Radeon Software - абсолютно новый интерфейс для настроек видеодрайвера под названием Radeon Settings. Да, без недостатков он не обошёлся, но новый интерфейс явно выглядит куда современнее старого CCC, он масштабируется на различные разрешения и размеры окон, имеет несколько новых возможностей и настроек. Кроме этого, пользоваться им во многом удобнее, так как было значительно сокращено время запуска конфигурационной утилиты и установки драйвера в целом.

Отдельно можно выделить улучшения по повышению качества проигрывания видеоданных: специальных алгоритмов постобработки, повышающей качество изображения, повышению комфорта и плавности частоты кадров при игре с появлением шейдерного кэша и улучшения технологии frame pacing для многочипового рендеринга и т.д. Также отметим улучшения в технологии динамически изменяемой частоты обновления AMD FreeSync и увеличения энергоэффективности при просмотре видеоданных и в играх с применением технологии ограничения частоты кадров FRTC - они позволяют понизить потребление энергии системой в случае наличия значительного запаса производительности.

Для разработчиков новая версия драйверов также не пройдёт бесследно, ведь в ней впервые появилась публичная поддержка технологий виртуальной реальности LiquidVR, некоторых новых функций вычислительного стандарта OpenCL 2.0, поддержка новых версий утилиты CodeXL, а также многое другое.

Будем надеяться, что подразделение Radeon Technologies Group продолжит улучшение как программной, так и аппаратной части графических решений компании AMD, а также внедрение в них новых технологий и возможностей. Финальный драйвер будет доступен для скачивания .

Даже самая мощная видеокарта не сможет раскрыть свой потенциал, не будучи правильно настроенной. Практически все производители видеокарт для управления драйверами предоставляют специализированные панели управления, и сегодня мы познакомимся с такой панелью от фирмы ATI - так называемым центром управления CATALYST Control Center (далее CCC). В статье будут рассмотрены как базовые, так и расширенные настройки драйвера, доступ к которым возможен из центра управления.

Если вы только начинаете осваивать мир трёхмерной графики, предварительно прочтите статью Ликбез по 3D . Многие вопросы освещены там гораздо подробнее, чем позволяет объём данной статьи.

Учтите , что доступные в центре управления настройки формируются динамически. Это значит, что если какая-либо функция не поддерживается вашей видеокартой, то в CCC вы её не увидите. Если настройка есть, но недоступна – поищите другой связанный с ней параметр. Как правило, в подсказках CCC доходчиво написано: чтобы был доступен параметр X , сначала включите или настройте параметр Y .

В случаях, когда какие-либо настройки применимы к любому типу устройств отображения (таких как монитор или телевизор) мы будем называть их дисплеями.

Архитектура

Центр управления имеет архитектуру клиент-сервер , основанную на.NET Framework. Такая архитектура позволяет сторонним разработчикам создавать и интегрировать в CCC собственные программные модули:

Центр управления состоит из нескольких компонентов. В качестве сервера работает CCC run-time, обеспечивая связь между драйвером дисплея и пользовательским интерфейсом.

NET Framework обеспечивает связь компонентов посредством localhost. Это полноценная сетевая активность, и хотя за пределы системы она не выходит, некоторые брандмауэры реагируют на неё довольно нервно.

Установка

Установка CCC предельно проста: скачиваете свежую версию и запускаете установку двойным щелчком по скачанному файлу (для CATALYST 7.1 это 7-1_ccc_ru_40211.exe). По завершении компьютер надо перезагрузить.

Для корректной работы ATI CATALYST Control Center необходимо наличие Microsoft .NET Framework 1.1 , 2.0 или 3.0 . Без него установка будет прервана следующим сообщением:


Учтите, что.NET 1.1 и 2.0 отличаются довольно существенно и могут жить в системе вместе. А вот.NET 3.0 полностью совместим с 2.0, так что нет необходимости ставить вторую версию при наличии третьей.

Первый запуск

При первом запуске CCC вам будет предложено выбрать режим работы CCC - базовый или расширенный:


Базовый режим

Запустив CCC, вы увидите окно с тремя вкладками:


Первая вкладка позволит вам выполнить некоторые настройки с помощью мастера, но его возможности довольно ограничены. Третья вкладка предоставит информацию об аппаратных и программных компонентах вашей видеокарты.

А вот на второй вкладке - "Быстрая настройка" - мы остановимся подробнее...

На этой вкладке вам доступны три базовые группы настроек: отображение, трёхмерная графика и видео. В каждой из них содержится один или более доступных для изменения параметров.

В "Настройках дисплея" вы можете изменить разрешение рабочего стола, выбрать его режим, сконфигурировать расширенный рабочий стол или развернуть изображение:






Качество трёхмерной графики можно настроить только в самых общих чертах, т.е. ползунком лучше/хуже. Тонкая настройка параметров в базовом режиме недоступна.




Настройки воспроизведения видео также небогаты, однако, необходимый минимум присутствует:






Предоставляемые CCC настройки зависят от найденных им устройств. Вот как выглядит вкладка быстрой настройки для ноутбука:


Окно изменения параметров рабочего стола ноутбука:


Больше ничего значимого о базовом режиме представления сказать нечего. Все настройки достаточно подробно расписаны непосредственно в базовом окне, также есть неплохие всплывающие подсказки. А раз так, переходим к расширенному режиму.

Расширенный режим

Перейти из базового в расширенный режим очень просто - достаточно нажать кнопку "Дополнительно" в левом нижнем углу базового окна.

Количество настроек в окошке слева вполне порадует искушённого пользователя:

Настройки CCC

Настройки собственно CCC доступны из верхнего меню.

Изменить режим работы и настроить расширенный режим представления вы можете в меню "Вид" :

Поставьте галочки на тех пунктах, которые вы желаете видеть в главном окне CCC и выберите в меню "Вид" пункт "Пользовательское представление" :

Меню "Комбинации клавиш" позволит сделать управление возможностями CCC гораздо более удобным:

Настройте горячие клавиши для всех значимых функций CCC, и вам больше не придётся по любому поводу залезать в неторопливый интерфейс центра управления:

Меню "Профили" поможет вам загружать оптимальные параметры графики персонально для выбранной программы:

Вы можете выбрать включаемые в профиль группы параметров. Для этого вам надо настроить нужную группу в основном окне CCC (к примеру, 3D), а затем просто поставить в менеджере нужную галочку:

Также в менеджере доступно несколько способов включения нужного вам профиля:

В заключение вы можете выбрать программу, с которой будет связан данный профиль:

Это особенно удобно для игр разных поколений: одни быстро работают на максимальных настройках, другие едва шевелятся на средних. Что ж, теперь вам не надо перенастраивать параметры графики перед запуском игр - достаточно один раз настроить нужный профиль.

Меню "Настройки" отвечает за параметры запуска, работы и внешний вид CCC:

Выбор языка интерфейса CCC:

К сожалению, перевод на русский язык довольно посредственный, и возможно английский интерфейс вам понравится больше.

Выбор так называемой "шкурки", меняющий внешний вид CCC:

Окошко предварительного просмотра позволит вам быстро оценить результат смены "шкурки".

А теперь перейдём непосредственно к главному окну центра управления.

Информационный центр

Информационный центр , так же, как и в базовом режиме, предоставляет информацию об аппаратных и программных компонентах видеокарты.

Выбрав пункт "Графическое программное обеспечение" , вы можете узнать версию CATALYST, драйвера и CCC:


Выбрав пункт "Аппаратное обеспечение" , вы можете узнать ID видеокарты, версию BIOS, тип шины и объём памяти:


Менеджер дисплеев

Менеджер дисплеев позволяет настроить параметры отображения стандартного рабочего стола Windows:


Здесь вы можете назначить первичный и вторичный дисплей, выбрать разрешение и глубину цвета рабочего стола для него, а также повернуть изображение, если ваш монитор поддерживает работу в портретном режиме.

При наличии в системе второго монитора или телевизора конфигурирование рабочего стола также выполняется в этом окне.

Настройка рабочих столов осуществляется при помощи контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши на изображении нужного дисплея:




Вы можете выбрать одну из трёх конфигураций рабочих столов:

По умолчанию найденный дисплей подключается в режиме расширенного рабочего стола . Все программы будут открываться на основном рабочем, но вы можете мышкой перетащить их на второй.

Положение второго рабочего стола относительно основного можно задать, перетаскивая его мышью:

Клонирование просто создаёт на втором дисплее копию рабочего стола. Это удобно, к примеру, для организации обучения или разнообразных презентаций. Достаточно лишь подключить проектор или плазменную панель побольше.

Полноэкранное видео на клоне рабочего стола доступно только с драйверов CATALYST 6.5 для видеокарт серии X1xxx.

Растянутый рабочий стол удобен при использовании двух мониторов, установленных в непосредственной близости друг от друга. Ваш рабочий стол полностью растягивается на оба дисплея, образуя подобие панорамы.

Если второй дисплей вам временно не нужен, его можно отключить. Для этого достаточно мышью перетащить значок на специальное поле ниже:

Включается второй дисплей аналогичным перетаскиванием, и вы сразу можете выбрать нужный режим работы:


Кнопка "Принудительно" позволяет переопределять настройки дисплея, которые требуются конкретному приложению или не допускаются этим приложением:


Параметры дисплея

Пункт "Параметры дисплея" позволяет настроить некоторые дополнительные параметры отображения:


В первой группе вы можете настроить принудительное выставление частоты обновления в полноэкранных приложениях (как правило, 3D).

В некоторых приложениях частота обновления по умолчанию может быть слишком низкой. На CRT-мониторах это не только вредно для глаз, но и плохо влияет на скорость игр. Принудительная установка частоты обновления для полноэкранных DirectX/OpenGL-приложений позволит вам обойти эту проблему. А вот для жидкокристаллических мониторов этот параметр малополезен.

Ниже вы можете настроить способ поиска дополнительных дисплеев - автоматически или вручную.

В группе Параметры управления дисплеем вы можете включить принудительное обнаружение телевизоров с нестандартными входами, не определяемыми вашей графической платой. Для дисплеев с ограниченным разрешением можно включить отображение в списке Менеджера дисплеев всех режимов, в том числе и панорамных.

Параметры монитора

Пункт "Параметры монитора #" позволяет настроить канал данных монитора (Display Data Channel, DDC) монитора, вывод сведений о подключенном мониторе и подстройки положения/размера экрана.

В "Свойствах" вы увидите сведения о подключенном мониторе. Также здесь можно включить использование EDID - расширенных данных идентификации дисплея.


Подстройки монитора позволят вам изменить размер и положение рабочего стола на экране. Также вы можете включить композитную и подстроить горизонтальную/вертикальную синхронизацию.


"Поддержка HDTV" нужна для дисплеев, поддерживающих не указанные в менеджере дисплеев режимы HDTV.

Обратите внимание:
- Данные режимы в Менеджере дисплеев не указываются, поскольку частоты 30Гц или 25(50) в компьютерной терминологии неприемлемы.
- Переход в режимы HDTV осуществляется из Менеджера дисплеев после установки соответствующей галочки в данном окне. При активации HDTV видеокарта полностью переводится в данный режим, и прочие разрешения в Менеджере дисплеев становятся недоступны. Возврат в нормальный режим возможен только с помощью кнопки Принудительно пункта Менеджер дисплеев .


"Цвета Avivo" (доступно только для серии X1xxx) позволит вам настроить тон и насыщенность цвета для каждого подключенного дисплея.

Поскольку CCC использует зависимое от подключенного к видеокарте устройства представление настроек, то при использовании отличного от стандартного монитора устройства список настраиваемых параметров может изменяться. К примеру, при подключении ТВ после "Параметры монитора #" вы увидите дополнительный пункт "Свойства ТВ #" со следующими настройками:






Пункт "Цвета Avivo" полностью идентичен таковому в параметрах монитора.

А вот на ноутбуке рассмотренный нами пункт "Параметры монитора #" видоизменяется в "Свойства экрана ноутбука #" :


3D

Наиболее интересен для геймеров пункт "3D" - настройки трёхмерной графики .

"Стандартные параметры" не заслуживают подробного разбора - настройка качества графики производится ползунком лучше/хуже полностью аналогично базовому режиму.


Сглаживание (AntiAliasing, AA) позволяет убрать эффект лесенки, наиболее заметный на наклонных рёбрах и контурах объектов.


Видеокарты ATI, начиная с Radeon 9700, используют метод мультисемплинга (MSAA). Теория подробно рассмотрена в статье Ликбез по 3D , можем лишь добавить, что на данный момент сглаживание - наиболее тяжёлый для видеокарт способ улучшения 3D-изображений. Если вы видите, что видео карта не справляется с любимой игрой, то сглаживанием желательно пожертвовать в первую очередь.

Вот как выглядит сглаживание при различных выборках (на примере дороги из демо-ролика старого центра управления):


Также в этом окне можно включить временное сглаживание (Temporal AA). Оно обрабатывает меньшее количество выборок при большей скорости. Однако учтите, что временное сглаживание работает только при включённой вертикальной синхронизации (V-sync), что ограничивает скорость видеокарты в играх. При активации временного сглаживания вертикальная синхронизация включается драйверами в принудительном порядке.

Адаптивное сглаживание является комбинированным - используется сочетание мультисемплинга (MSAA) и суперсемплинга (SSAA), при этом из каждого метода берутся его наиболее сильные стороны.


Адаптивное сглаживание обеспечивает более реалистичный рендеринг содержащих прозрачные элементы 3D-объектов, однако также довольно ресурсоёмко. Кроме того, некоторые приложения могут работать с ним некорректно. Посмотрите на маленькую лужу из игры "Восточный фронт: Неизвестная война" - скриншот слева сделан с включённым адаптивным сглаживанием:

Анизотропная фильтрация (Anisotropic Filtering, AF) обеспечивает качественную детализацию поверхностей с трехмерной перспективой - а именно, уходящих вдаль и постепенно сливающихся с фоном.


Вот как выглядит анизотропная фильтрация различных уровней на примере всё той же дороги:



Анизотропная фильтрация работает более эффективно, если используется вместе с режимом множественных отображений (MipMap). Для современных видеокарт цена за применение анизотропной фильтрации относительно невелика.

Catalyst A.I. призван улучшить и ускорить фильтрацию 3D-изображения.


Делает это CATALYST A.I. путём хитрых оптимизаций и только для известных ему приложений. Т.е. программисты ATI создали некую базу данных, в которой содержится информация об играх - а именно, на чём в конкретной игре можно сэкономить, чтобы она и работала быстрее, и потери качества на глаз были незаметны.

A.I. расшифровывается как "Artificial Intelligence", что в переводе означает "Искусственный интеллект".

Уровень детализации множественных отображений (MipMap Detail Level) позволяет сохранять детали на поверхности уходящего вдаль трехмерного объекта при его постепенном слиянии с фоном.


Для таких объектов в зависимости от требуемого уровня детализации используются несколько текстурных карт высокого и низкого разрешений. Современные видеокарты данный метод улучшения изображений практически не нагружает.

Пункт "Все настройки" просто собирает все вышеописанные настройки в одном окне – без красивой картинки, наглядно показывающей эффект от применения выбранного параметра.

Учтите , что управление вертикальной синхронизацией доступно только в этом окне.


Дополнительные настройки предоставляют доступ к некоторым специфическим параметрам DirectX и OpenGL. Как правило, трогать их не стоит – положительный эффект минимален, а вот напортить можно.


На этом настройки трёхмерной графики заканчиваются.

Цвет

Пункт "Цвет" позволяет настроить яркость, контраст, гамму рабочего стола - как грубо, так и тонко.


Все настройки, касающиеся просмотра видео, сосредоточены под пунктом "Видео" .

Видео

Основные настройки позволяют настроить качество видео с помощью заранее созданных профилей – Дом, Офис, Театр, Пользовательский . Так же, как и стандартные параметры 3D, является данью базовому режиму.

Видеокарты семейства Radeon 1xxx и старше используют технологию Avivo, что отражается в добавлении Avivo к названиям подпунктов.


Пункт "Цвет: Стандартный" позволяет настроить такие параметры видео, как яркость, контраст, гамма, тон и насыщенность. Небольшой демо-ролик сразу покажет вам последствия сделанных настроек.


Режим театра позволяет настроить способ просмотра потокового видео. Вы можете выбрать способ просмотра видео для режима клона и расширенного рабочего стола – стандартный или полноэкранный.


Пункт "Качество" отвечает за настройки деинтерлейсинга и позволяет создать один кадр из двух полукадров чересстрочного формата для дальнейшего вывода на дисплей с прогрессивной развёрткой (например, на монитор). Если дисплей не поддерживает прогрессивную развёртку, полезность данного параметра невелика.


Пункт "Все настройки" просто собирает все вышеописанные настройки в одном окне (аналогично настройкам 3D).


На этом настройки просмотра видео заканчиваются.

VPU Recover

VPU Recover позволяет избежать зависания компьютера в том случае, если графический процессор перестаёт отвечать на команды драйвера. Предпринимается попытка сбросить настройки видеокарты, и в случае удачного сброса вас просто выбросит из игры. А это всё же куда лучше кнопки Reset.

Если же компьютер не сможет автоматически восстановиться после сбоя, VPU Recover переключит компьютер в режим программного рендеринга. Это позволит вам сохранить всё, что ещё может быть сохранено, и только потом перезагрузить компьютер.


ATI Overdrive

ATI Overdrive автоматически разгоняет видеокарту в зависимости от температуры графического процессора. На Radeon X1xxx вы можете запустить встроенную тестовую программу, которая самостоятельно найдёт пределы разгона вашей видеокарты.

Владельцы старших видеокарт семейства X1xxx должны учитывать, что они работают в двух режимах - 2D и 3D. При офисной работе напряжения и частоты чипа/памяти видеокарты снижаются, что уменьшает температуру и нагрузку на её компоненты. А свою полную скорость видеокарта показывает только в 3D. К примеру, для X1900XTX частоты для 2D выставляются для чипа/памяти в значения 500/600Мгц, а для 3D - 650/775.


За динамическое переключение частот на старших Radeon"ах отвечает служба ATI HotKey Poller.

Мобильные и встроенные решения ATI

Мобильные решения ATI могут иметь в CCC настройки, недоступные на обычных видеокартах. Примером этого является технология энергосбережения POWERPLAY . Вы можете настроить различную производительность видеокарты при работе от сети и батарей и порог срабатывания при понижении уровня заряда. Данная технология понижает частоты и напряжения чипа/памяти видеокарты аналогично тому, как это делается на мобильных CPU.


На мобильных и десктопных чипсетах ATI со встроенной графикой доступна настройка выделяемой для видео памяти. Поскольку интегрированная графика под свои нужды отъедает часть системной памяти, вы можете немного ограничить её запросы.


Огрехи русского интерфейса

Как мы уже упоминали, перевод интерфейса на русский язык довольно посредственный. Некоторые фразы пусть громоздки и неточны, но хотя бы понятны.

Кое-где предложения не влезают в отведённое им место и обрезаются:

А наличие настоящих ошибок вполне способно сбить вас с толку. Вот лишь некоторые примеры, замеченные при настройке мультимониторной конфигурации:


Перевод справочной системы также вызывает нарекания. Если всплывающие подсказки вполне удовлетворительны, то перевод справки вызывает законное сомнение, что ее переводчики и локализаторы интерфейса хоть когда-либо общались между собой. При написании статьи регулярно приходилось обращаться к справке, и автор зачастую по несколько минут пытался соотнести увиденное в интерфейсе с описанным в справочной системе CCC.

Заключение

В общем и целом центр управления CATALYST Control Center вполне справляется со своими задачами. Все настройки легко доступны и довольно логичны, метод научного тыка работает исправно и никаких особых трудностей при настройке видеокарты не возникает.

Главным же минусом CCC является его тормознутость. Абсолютно чистая система после установки центра управления начинает грузиться заметно дольше, и даже после окончательной прорисовки рабочего стола ещё долго хрустит винтом, периодически переставая реагировать на мышь.

Непосредственно в интерфейсе тормоза тоже мешают жить, особенно при настройке мультимониторной конфигурации. Система замирает, экран мигает, окно CCC перерисовывается так мучительно долго, что создаётся впечатление фатальной ошибки.

Но главное, что CCC полностью выполняет возложенные на него задачи. Если вы имеете философский взгляд на жизнь и нечасто настраиваете видеокарту, то CCC вполне вам подойдёт.

Если у Вас стоит не встроенная видеокарта, то скорее всего она принадлежит либо AMD (ATI Radeon), либо Nvidia.
Видеокарты служат для лучшего отображения графики и работы с ней. В частности это особая тема для игроманов и геймеров, т.к. от характеристик "видяхи" зависит то, как Вы будете играть в игры и какие.
В этой статье я акцентирую внимание именно на том, как можно улучшить производительность видеокарты, путем настроек стандартных утилит.

Узнать можете самостоятельно.

Для игр существует такое понятие, как FPS. Если выражаться просто, то это количество кадров в секунду. Это своего рода пропускная способность Вашей видеокарты. Чем выше кадров (ФПС) будет, тем лучше станет картинка и игра (видео) в целом. Про ФПС не пишут в характеристиках видеокарты. Настраивая видеокарту можно как раз и повысить ФПС.

Прежде чем приступать к настройке, следует на видеокарту, а так же установить ПО идущее в комплекте.

Настройка видеокарты AMD (ATI Radeon) для ускорения в играх

Кликаем ПКМ по любому месту Рабочего стола и выбираем AMD Catalyst Control Center (название может быть немного другим (например Catalyst(TM) Control Center ) в зависимости от версии ПО и драйверов)

Далее справа выбираем "Стандартное представление"


Переходим в раздел "Игры"


Выбираем "Производительность в играх"


Снимаем галочку с "Применять пользовательские настройки" и сдвигаем ползунок влево, в сторону производительности


Теперь в разделе "Сглаживание" снимаем оба флажка и двигаем курсор к 2Х


В разделе "Метод сглаживания" двигаем ползунок к производительности


Раздел "Анизотропная фильтрация" самый важный. Снимаем галочку с "Использовать настройки приложения" и двигаем ползунок в сторону производительности.

Теперь выбираем "Расширенное представление"


И слева заходим в раздел Игры -> Настройки 3D приложений


Здесь можно настроить как для всех игр, так и для каждой отдельно (см. кнопку Добавить...) что удобно, например, когда для какой-то игры уж очень важна графика.
В целом рекомендуемые параметры здесь будут такие:

СГЛАЖИВАНИЕ
Режим сглаживания - Переопределить настройки приложения
Сглаживание выборки - 2x
Фильтр - Standart
Метод сглаживания - Множественная выборка
Морфологическая фильтрация - Выкл.
ТЕКСТУРНАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ
Режим анизотропной фильтрации - Переопределить настройки приложения
Уровень анизотропной фильтрации - 2x
Качество фильтрации текстур - Производительность
Оптимизация формата поверхности - Вкл.
УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТОТОЙ КАДРОВ
Ждать вертикального обновления - Всегда выкл.
OpenLG Тройная буферизация - Выкл.
ТЕССЕЛЯЦИЯ
Режим тесселяции - Оптимизировано AMD
Максимальный уровень тесселяции - Оптимизировано AMD

Теперь что касается если у Вас окно немного другое. Например если видеокарточка не новых поколений. Например такое:


Выбираем "Дополнительно" и жмем Далее , соглашаясь с уведомлением:


Слева вверху кликаем на "Графика" и выбираем 3D


Переходим в такое окно, в котором всё настраиваем так же, как было описано выше переходя по вкладкам.


Так же можно перейти сразу на вкладку "Все" и там выставить нужные настройки. Только тогда не будет видно картинки.
Так же можно создать профиль (справа вверху "Параметры -> Профили -> Менеджер профилей...") чтобы использовать его и переключаться между ними.

Настройка видеокарты NVIDIA для ускорения в играх

Так же кликаем по Рабочем столу и выбираем "Панель управления NVIDIA"
Фильтрация текстур(отрицательное отклонение УД) - Вкл.
Фильтрация текстур(три-линейная оптимизация) - Вкл.

Этими настройками мы уменьшили качество графики и теперь видеокарта не будет тратить свои ресуры на неё, а будет больше производительности. То, что качество картинки стало хуже, порой даже не заметно будет.

Если у Вас нету каких-либо пунктов или окно настроек другое, то ищите самостоятельно как добраться до нужных настроек. Угадать у кого какая утилита стоит невозможно, но в целом настройки видеокарты для ускорения в играх у всех похожи.

Современные видеокарты обладают специальным программным обеспечением, благодаря которому их можно настраивать так, как будет душе угодно. Большинство этих программ устанавливаются автоматически, вместе с драйверами, а ноутбуки, которые обладают несколькими видеокартами, имеют еще и такое программное обеспечение, которое позволяет переключаться между видеокартами. Такая возможность настройки параметров видеокарты под свои нужды позволяет лучше оптимизировать компьютер, например, под игры или приложения, которые напрямую работают с графикой.

Catalyst Control Center

У видеокарт семейства AMD ATI Radeon, существует собственное программное обеспечение, благодаря которому можно настраивать видеокарту под собственные нужды - Catalyst Control Center. Необходимо отметить один существенный нюанс, который заключается в том, что пользоваться Catalyst Control Center могут только владельцы видеокарт AMD ATI Radeon, а для моделей других видеокарт, это программное обеспечение не предназначено.

С помощью Catalyst Control Center, пользователь персонального компьютера может настраивать уровень сглаживания, степень анизотропной фильтрации текстур, может устанавливать объем графической памяти и изменять множество других настроек, которые так или иначе связанный с графическим ядром системы. Работать с настройками видеокарты довольно просто, так как интерфейс программы вполне понятен. Настройка параметров видеокарты поможет сохранить системные ресурсы и использовать их именно для тех целей, которые необходимы.

Вход в настройки видеокарт семейства AMD ATI Radeon

Для того чтобы выполнить вход в эту программу, можно щелкнуть правой кнопкой мыши на рабочем столе, а в появившемся контекстном меню выбрать непосредственно сам Catalyst Control Center. После щелчка откроется само окно настроек видеокарты, где пользователь может задавать собственные значения и сохранять их.

Разумеется, что этот способ далеко не последний. Войти в Catalyst Control Center можно через панель «Пуск». Для этого нужно зайти в это меню, выбрать «Все программы» и найти в списке Catalyst Control Center. Затем, когда щелкнете по ярлыку программы, откроется соответствующее окно с настройками.

Работать с этой программой довольно легко и просто. Кроме того, с ее помощью, обладатели нескольких видеокарт могут переключаться между ними (на некоторых моделях ноутбуков). Для переключения нужно зайти в Catalyst Control Center и там, в поле «Текущий активный графический процессор», нужно переключиться на высокопроизводительный видеодрайвер. Динамическое переключение между видеокартами позволяет увеличить срок службы



Рекомендуем почитать

Наверх