Из истории лазерных дисков - хорошего понемножку. Кто придумал CD диск

На iOS - iPhone, iPod touch 22.08.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

Изобретение цифрового компакт-диска традиционно приписывается двум компаниям: либо голландцы из Philips его придумали сами, либо им помогали японцы из Sony. Произошло это в самом начале 1980-х. Но есть другая версия: CD изобрёл американский физик ещё в 1960-х.

Авторство вышеназванных фирм подтверждают многие источники, к примеру, популярная энциклопедия Wikipedia . Если верить ей, Philips и Sony совместно разработали цифровой компакт-диск в 1980-м, а спустя два года в городе Лангенхаген (Langenhagen), близ Ганновера, началось его массовое производство.

Потом подключились Microsoft и Apple, чьими стараниями CD превратился в CD-ROM, который в 1987 году совершил революцию в мире персональных компьютеров. Вот, стало быть, и вся история появления компакт-диска.

Теперь «альтернативная» точка зрения. В 1931 году в Бремертоне (Bremerton), штат Вашингтон, родился Джеймс Расселл (James T. Russell).

Своё первое изобретение он совершил в шесть лет — построил кораблик с дистанционным управлением, в трюме которого по волнам ходил его завтрак.

В 1953 году Расселл закончил колледж в Портленде и стал бакалавром физики. В качестве физика он и устроился на работу в лабораторию компании General Electric , где затеял ряд экспериментальных проектов.

Считается, что Джеймс Расселл был одним из первых, кто стал пользоваться цветным телевизионным экраном и клавиатурой в качестве человеко-машинного интерфейса. Он же первым спроектировал и построил агрегат для сварки пучком электронов.

В 1965 году, когда базирующийся в штате Огайо институт Battelle Memorial открыл в Ричлэнде Тихоокеанскую северо-западную лабораторию (Pacific Northwest Laboratory) , Расселл стал её старшим научным сотрудником. Тогда он уже знал, в каком направлении будет работать.

Дело в том, что физик был страстным любителем классической музыки. И, как многие меломаны того времени, Расселл часто расстраивался из-за ухудшающегося со временем качества записи на виниловых пластинках.

Представьте задачку в кроссворде: изобретатель CD, 7 букв. Правильный вариант зависит от информированности составителей. Может быть, Philips, а может — Расселл (иллюстрация с сайта cag.lcs.mit.edu).

Пытаясь внести усовершенствования, учёный даже пытался использовать в качестве звукоснимателя иголки кактуса.

Однажды в субботу днём Расселл решил набросать схему лучшей, по его мнению, цифровой системы записи и воспроизведения звука.

В итоге он «родил» действительно революционную идею — придумал устройство, в котором отсутствовал физический контакт между компонентами процесса проигрывания записи.

На тот момент Расселл был знаком с цифровой записью данных на перфокартах и магнитной ленте, но понял, что лучший способ — использовать свет.

0 и 1, темнота и свет — раздумывал физик — если двоичный код достаточно хорошо уплотнить, в нём можно хранить не просто мелодии, а целые энциклопедии.

В институте учёному, хотя и не сразу, но пошли навстречу, разрешив работать над персональным проектом по переводу аналогового сигнала в цифру.

И через пару лет Расселл изобрёл первую оптико-цифровую систему записи и воспроизведения, которую запатентовал в 1970 году.

Он нашёл способ записи на жёсткий фоточувствительный диск данных в виде крошечных «битов», светлых и тёмных, каждый — микрон в диаметре.

Лазерный луч считывал двоичный код, а компьютер преобразовал данные в электронный сигнал, который тогда было сравнительно просто преобразовать в слышимую или видимую «трансляцию». Вот это и было первым цифровым компакт-диском.

В 1970-е изобретатель продолжил совершенствовать своё детище, пытаясь приспособить его к любой форме данных.

Как и множество разработок, опередивших своё время, CD поначалу не слишком заинтересовал инвесторов. Но в 1971 году рисковый бизнесмен Эли Джекобс (Eli Jacobs) основал корпорацию Optical Recording и пригласил Расселла в команду, которая должна была придумать видеодиск.

Пожалуй, не всякий готов сразу поверить, что изобретение компакт-диска — дело рук одного, вот этого человека (фото с сайта web.reed.edu).

Идея была такая: распространять телевизионные программы на небольших пластмассовых носителях, рассылая их по почте, чтобы люди могли в любой момент посмотреть любимую передачу.

По сути, речь шла о том, что сейчас называется видеомагнитофонами и кассетами для них.

В 1974 году на выставке в Чикаго компания представила оптико-цифровую телевизионную машину для записи и воспроизведения, первое устройство, которое переводило цветное изображение в цифру, но мир не перевернулся, инвесторы не отреагировали.

Через год, летом 1975-го, в лабораторию Расселла наведались представители Philips и невысоко оценили его работу: "Они сказали, что «это очень хорошо для хранения данных, но вы не можете приспособить это для видео или аудио», — вспоминал физик.

Нужно сказать, что за несколько лет до посещения лаборатории голландская компания выпустила свой лазерный диск для аналогового оптического видеоплеера.

В Нидерландах были убеждены, что аналог — единственно возможный вариант: «Philips тогда вложила $60 миллионов в разработку лазерного диска, никто не говорил им, что они совершают ошибку», — рассказывал Расселл.

Два месяца спустя после экскурсии по лаборатории изобретателя Philips представила компакт-диск — практически точно такой же.

В конечном счёте, не только Philips, но и Sony, и другие компании вплотную занялись продвижением технологии Расселла, не упоминая его имени.

Сам Расселл, впрочем, не монополизировал права на технологию: «Трудно сказать, сделали ли эти люди всё сами, независимо от меня. Ведь в том, что у двух или более человек, находящихся в разных местах, может родиться одна и та же идея, ничего необычного нет. Вполне возможно, мы работали параллельно. Но позже они заплатили за это».

Действительно, Sony и Philips выплатили лицензионные платежи от продаж проигрывателя компакт-дисков. Деньги получили институт Battelle Memorial, корпорация Optical Recording и её хозяин Джекобс.

В 1992 году Time Warner и другие производители дисков подали на Optical Recording в суд, заплатив, в конечном счёте, $30 миллионов за нарушение патентов, так как суд решил — у корпорации эксклюзивные права на технологию CD.

Тем не менее, из всех этих денег Расселл ни разу не получил ни цента, так как 26 патентов на «компакт» принадлежали его работодателю, то бишь — Optical Recording.

Однако и это изобретателя не остановило. Он продолжил работать над оптическими системами хранения данных и придумал нового конкурента накопителям на жёстких дисках — оптическую память произвольного доступа (Optical random-access memory — ORAM).

В этой системе нет вращающегося диска и вообще — ни одной движущейся части, данные считываются светом. В 1991 году Расселл вместе с партнёром Полом Наем (Paul Nye) создал компанию Ioptics — специально для ORAM. Но даже несмотря на многомиллионные инвестиции от Microsoft, дело не выгорело, система оказалась невостребованной.


Появлением CD мы во многом обязаны Баху и Бетховену, которых Расселл так любил слушать в 1960-х на грампластинках (фото с сайта web.reed.edu).

Чем сейчас занимается изобретатель, «породивший» за свою жизнь более 50 патентов, сказать сложно. Последние упоминания о нём в прессе датированы 2000 годом, когда 53-летний Расселл был удостоен премии Vollum Award за выдающийся вклад в развитие науки и техники.

Разумеется, во всей этой истории можно усмотреть стремление американцев приписать себе изобретение всех жизненно важных вещей.

Но даже если это так, Джеймс Рассел пионером в своём деле быть не перестанет. Поэтому, справедливости ради, пусть наряду с новаторством Philips и Sony живёт и эта версия появления CD.

Примерно столетие, начиная с 80-х годов XIX века, для домашнего прослушивания музыки использовались грампластинки, которые, несмотря на многочисленные усовершенствования, принципиально не изменились.

Механическое считывание сигнала со спиралевидной дорожки было основным способом работы звуковоспроизводящей аппаратуры долгие десятилетия. Широкое распространение получили и магнитные носители, катушки и кассеты с лентой, но первоисточником записываемого на них сигнала обычно служили ацетатные и виниловые пластинки.

Ситуация изменилась лишь тогда, когда появились первые лазерные диски.

В начале восьмидесятых годов в Советском Союзе начали ходить слухи о том, что на Западе в ходу какие-то лазерные проигрыватели. Как они работают, точно почти никто не знал. Некоторые люди с особо буйной фантазией предполагали, что в них вместо обычной головки с иглой на тонарме плеера установлен источник излучения, который считывает музыку с обычной долгоиграющей пластинки. Тем же, кто побывал за границей, морякам, дипломатам и другим «выездным», уже было известно, что такая аудиоаппаратура устроена иначе.

К концу восьмидесятых в страну начали привозить первые лазерные диски. Когда появились эти «чудеса техники», они стоили очень дорого, и простому меломану были недоступны. Чаще всего их покупали владельцы кооперативных «студий звукозаписи» в коммерческих целях. Музыкальные программы тиражировались с них на компакт-кассеты с невиданным доселе качеством.

Когда же произошла эта революция в технологии аудиозаписи, в результате которой на смену обычной грампластинке пришли первые лазерные диски? Когда появились технологии, позволяющие их изготовлять? Сама идея оптического запатентована еще в 1958 году и нашла свое отражение в считывающих устройствах для перфокарт и перфолент. Принцип простой. Для получения, передачи и хранения любых объемов данных достаточно как в

На протяжении второй половины 70-х годов были решены многие технологические проблемы, результатом чего стало Дата начала их массовой продажи - 1982 год - ознаменовала вытеснение с рынка звукозаписи.

Как любая другая информация, музыка подлежит кодированию. При этом достоверность воспроизведения зависит от шага квантования, который сегодня называют битрейтом. В конечном счете чем выше качество, тем большее число байтов будет занимать аудиопрограмма в цифровом виде. По этому принципу фирмы SONY и PHILIPS начали разрабатывать первые лазерные диски. Когда появились CD-DA (цифровые аудио компакт-диски), они предназначались для одной цели - записи музыки.

Покупатели не знали всех технологических подробностей, для них важны были потребительские качества нового товара, а они впечатляли. Возможность проигрывать программы любимых артистов бесконечное число раз без ухудшения звучания, небольшие размеры, прекрасное качество - все эти достоинства сочетались в пластинках, переливавшихся радужным сиянием.

Специалистам же технические характеристики нового типа носителей говорили о многом. Емкость его составляла тогда 0,65 Гбайт, что обеспечивало звучание 74 минут музыки в прекрасном качестве.

Сразу же возникли идеи о том, как могут быть использованы первые лазерные диски. Когда появились возможности кодирования аудиозаписи, возникла идея применения технологии для записи видеосигнала. Первым фильмом, выпущенным в формате Video CD, стал знаменитый триллер «Челюсти». Правда, по основным качественным показателям «картинка» примерно соответствовала магнитной записи в формате VHS на видеокассетах, но лиха беда начало…

Сегодня широко используются лазерные диски намного большей и Blue Ray, в том числе и многослойные. Дальнейшее совершенствование оптико-цифровых носителей идет в направлении развития технологии FMD-ROM, в основе которой лежат флюорисцентные свойства наносимых поверхностей. Емкость таких дисков может достигать 140 Гбайт.

В ноябре 1987 года в Москве прошла выставка "Машиностроение", посвященная, как водится, 70-летию октябрьской революции. Один из разделов выставки был отдан товарам народного потребления. Именно там официально был презентован первый советский компакт-диск и первый советский CD-проигрыватель

Однако более-менее широкое производство компакт-дисков в нашей стране затянулось ещё на 3 года.

В 1987-88 годах для Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия" было закуплено многочисленное оборудование для записи "в цифре" и оцифровки аналоговых записей. После этого оставались лишь два пути для появления компакт-дисков "Мелодии": выпускать их за рубежом или организовать собственное производство. Ведущий специалист Управления ВФГ "Мелодия" Вадим Васильевич Смирнов, наиболее сведущий в то время в перспективах цифровых носителей звука, настаивал и убеждал руководство фирмы и Минкульта СССР в реализации второго направления. Он собрал информацию о производителях оборудования, встречался с зарубежными инженерами и начал готовить материалы для контракта. На этом этапе ему пришлось столкнуться с массой проблем технического и организационно-финансового плана

Для поставки и монтажа оборудования "чистых комнат", систем подачи воздуха, очистки воды и самого оборудования репликации нужно было выбрать компанию, которая, с одной стороны, могла бы координировать все эти работы, а с другой стороны, – иметь хоть какой-то опыт работы в СССР, учитывая все особенности и проблемы, которые возникали в те годы. Так же, как и сейчас, в те годы существовало подобие нынешнего тендера. А именно, выбирали из 3-4 предложений зарубежных фирм. Конечно, откаты были и тогда, правда гораздо более скромными, не в таких размерах, как в нынешние времена.

Летом 1989 года на несколько недель на обучение с последующей сдачей практических экзаменов в Швецию, Германию, Голландию съездило руководство фирмы и более 20 инженеров и будущих операторов оборудования. Наши молодые инженеры произвели очень хорошее впечатление на "западников".

В тендере приняли участие четыре фирмы, в том числе ANCLA (Германия) и NIMBUS (Англия). За явным преимуществом выиграли немцы. Дело в том, что г-н Ширш давно работал в России, удачно завершил несколько проектов, связанных с оснащением электроникой и акустикой многих организаций, включая Верховный Совет СССР. Фолькер Ширш не очень хорошо разбирался в технологии, но обладал организационным даром и даром убеждения.

Правда англичане (NIMBUS) не хотели мириться с тем, что их "прокатили", ведь все признавали, что диски NIMBUS отличались высочайшим качеством. Кто-то им подсказал, что жаловаться на "Мелодию", "Машприборинторг" и Ширша куда-то кроме Комитета Партийного Контроля бесполезно. Это они и сделали. Вадиму Смирнову пришлось пережить несколько неприятных дней "допросов" с объяснениями выбора. Звучит как анекдот, но генеральный директор "Мелодии" сказал Смирнову: "Если до конца дня не вернешься – будем выручать". Хорошо, что проект англичан был не дешевле и не включал поставки всех материалов.

Итогом всего этого стал выпуск серии компакт-дисков с записями классической музыки в 1990 году

Вот как выглядит CD, на котором гордо значится надпись "первый русский компакт-диск", с записями двух музыкальных композиций - "Стихира № 1 на преставление Петра, митрополита Московского и всея Руси" Ивана Грозного и "Стихира на тысячелетие Крещения Руси" Родиона Щедрина

Однако, если верить серийному номеру он был не первым. Под номером SUCD 10-00001 значится диск Петра Ильича Чайковского с сюитами из балетов "Лебединное озеро" и "Щелкунчик"

Вот ещё несколько дисков из этой серии



Источники

программа "Время" выпуск от 8 ноября 1987 года
http://melodycd.su/compact-disc-ussr-part1/
http://melodycd.su/catalogue-sucd/

Смотрите также посты из серии :

Борис РУДЕНКО.

К слогосочетаниям "си-ди", "си-ди-ром", "ди-ви-ди" мы уже давно привыкли, а самые юные пользователи компьютерами и аудио-, видеотехникой привычно произносят их, не особо вдаваясь в смысл: мол, и так ясно, о чем идет речь. Но ясно-то далеко не всегда. На эту тему мы уже писали (см. "Наука и жизнь" № 11, 2001 г. , А. Шишлова "Кружатся диски"), но все же решили вновь заглянуть в день вчерашний, дабы вспомнить, с чего все началось, а также посмотреть, что к моменту нынешнему получилось.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Лазерная головка воспроизводящего устройства движется по вращающемуся диску, подобно граммофонной игле, считывая записанную информацию.

ВЕЛИКАЯ ГОЛЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

История лазерных дисков начинается с 80-х годов прошлого века, когда голландская фирма "Филипс" объявила о совершенной ее инженерами революции в области звуковоспроизведения. Они создали первые лазерные диски и проигрыватели. Голландцам в самом деле было чем гордиться. Качество звучания, долговечность звуконосителей, их компактность возросли на порядки! Скромные по сравнению с грампластинками-гигантами размеры в первую очередь стали причиной того, что новое название очень скоро трансформировалось в более привычное сегодня: компакт-диск, си-ди (CD).

Напомним, что собой представляет компакт-диск, поскольку базовая технология с появлением следующих поколений лазерных носителей аудио-, видео- и компьютерной информации принципиально не изменилась.

Итак, компакт-диск состоит из трех слоев: основного, сделанного из пластмассы (поликарбоната); отражающего - из алюминия, серебра и даже золота и защитного - из прозрачного лака полиакрилата. Основной слой несет полезную информацию, закодированную в выжженных в нем лазером микроскопических углублениях - питах (от англ. pit - ямка). Чередование ямок и ровных участков, располагающихся, как в грампластинке, по спирали от периферии к центру, это и есть цифровая запись чрезвычайно высокой плотности.

Первые CD-диски и записывались подобно грампластинкам: один раз и навсегда. Они называются CD-R (Recordable). Однако очень скоро появились диски для многократной перезаписи - CD-RW (ReWritable). Технология изготовления последних несколько иная. Информация записывается не на слой пластмассы, а на пленку из специального металлического сплава, меняющего свои свойства под воздействием лазерного нагрева и образующего чередование темных и светлых участков. Такие диски можно перезаписывать до 1000 раз без потери качества записи!

CD несли 700 мегабайт информации, и на фоне объемов памяти тогдашних персональных компьютеров это выглядело потрясающе. Понятно, что для цифрового способа записи нет разницы в том, что именно записывать - компьютерную программу, музыку или видеоряд. Пятидюймовая пластинка вмещала головоломные компьютерные игры, библиотеки из 10 тысяч наименований книг! А вот записать кинофильм на CD не получалось - места маловато.

Впрочем, будем точны: фильмы на CD все же записывали, пользуясь специальной программой, обеспечивающей более плотное сжатие информации, так называемые форматы MPEG-2, затем MPEG-3 и MPEG-4. Но качество записи было далеко от совершенства, да и просматривать их можно было лишь на экране компьютера. Чтобы перейти ко второму этапу революции, потребовалось почти десять лет и несколько миллиардов долларов, и к нему имели отношение уже не только голландцы.

АТАКА ГИГАНТОВ

В 1995 году усилия по созданию следующего поколения компакт-дисков объединили десять лидеров компьютерной индустрии: "Хитачи", "Мацушиба", "Мицубиси", "Тошиба", "Сони", "Томсон", "ДжиВиСи", "Филипс", "Тайм Уорнер" и "Пайонир". Результатом стало появление нового диска - DVD. Интересно, что вначале эта аббревиатура расшифровывалась как Digital Video Disc, то есть цифровой видеодиск. Прошел год, пока создатели осознали возможности своего творения, явно не ограничивающиеся сферой киноиндустрии. К тому времени сокращение DVD стало привычным, но расшифровывали его теперь иначе: Digital Versative Disc - цифровой многофункциональный диск.

При полном технологическом сходстве со своим предшественником главным его отличием от CD стала возросшая на целый порядок плотность записи информации. Размеры питов уменьшились с 0,83 до 0,4 микрона, а ширина спиральной дорожки - с 1,6 до 0,74 микрона. Таким образом, на одной стороне диска умещалось уже 4,7 гигабайта информации. Но это еще не все.

DVD-диски научились делать: а) двусторонними, б) двухслойными, в)двусторонними и двухслойными одновременно, увеличив полный объем памяти одного диска до 17 гигабайт. Этого вполне хватало, чтобы записать не только "картинку" фильма наивысшего качества, но и звукосопровождение на нескольких звуковых дорожках для создания стереофонического эффекта или озвучивания одновременно на восьми разных языках, демонстрации субтитров на 32 языках, любой из которых пользователь выбирает простым нажатием клавиш на пульте видеопроигрывателя.

КАК ДЕЛАЮТ КОМПАКТ-ДИСКИ

В сущности, процесс массового производства дисков очень напоминает изготовление обычных грампластинок.

Вначале записывающий аудио- или видеоинформацию лазер выжигает в эталонном мастер-диске из очень чистого нейтрального стекла, покрытого пластиком, спираль ямочек-питов. Затем с мастер-диска отливают металлический негатив _- матрицу, с помощью которой штампуют из пластмассы тираж. Впрочем, слово "штампуют" не вполне точное. На самом деле на специальном оборудовании протекает сложный и весьма тонкий процесс литья под давлением. После этого каждый диск с обратной стороны покрывают отражающим лазерный луч слоем металла, который, в свою очередь, защищается слоем лака.

Другой способ - репликация - применяется, если тираж невелик. Он представляет собой простое копирование информации лазерным записывающим устройством на готовом, пустом CD-R или DVD-дисках. Именно этим способом изготовляется контрафактная продукция в подпольных мастерских. Хотя надо признать, что пираты всех стран давно освоили и промышленные масштабы производства. Чтобы записать, а фактически прожечь информацию на диске, необходим не только пишущий дисковод, но и соответствующее программное обеспечение. Самой популярной на сегодня для такого прожигания является программа компании "NERO", которая называется "Nero Burning ROM". По всей видимости, выбирая название программы, создатели не избежали искушения продемонстрировать собственное чувство юмора, поскольку весьма созвучная фраза "Nero`s burning Rome" переводится с английского как "Рим, сожженный Нероном".

Технология изготовления двухслойных DVD несколько сложнее. Первый слой, как и в CD, получают прессованием, а второй, дополнительный полупрозрачный, наносят напылением. При воспроизведении записи считывающий лазер переходит с одного слоя на другой, автоматически меняя фокусировку. У двусторонних дисков, как однослойных, так и двухслойных, металлический отражающий слой находится в центре. Если односторонние DVD вызывают аналогию с бутербродом с маслом и колбасой, то двусторонние двухслойные похожи на сэндвич: отражающий слой ("колбаса") посреди, затем с каждой стороны следуют слои "масла" и "хлеба".

ЧТО НА ЧЕМ ЧИТАЕТСЯ?

Лазерное устройство для считывания информации с компьютерных компакт-дисков называется CD-ROM (Read Only Memory _- память только для чтения). Владельцы первых персональных компьютеров, снабженных блоком CD-ROM, могли не только читать и переписывать записанные на компакт-дисках программы, но и слушать музыкальные записи и даже смотреть видеофильмы, если они были записаны на CD в системе MPEG. Появление компакт-дисков DVD заставило пользователей обзаводиться лазерными проигрывателями нового поколения: фокусировка считывающего лазерного луча была уже иной. Понятно, что владельцы первых CD-плееров были лишены возможности слушать записи, сделанные на DVD.

В первое время на рынке DVD в связи с использованием производителями различных форматов записи происходила некоторая неразбериха. Группы компаний конкурировали в продвижении нескольких отличающихся друг от друга форматов: DVD-RОM, DVD+RW, DVD-RW и CD+RW. Отличия в основном заключались в технологических процессах изготовления дисков и степени совместимости со считывающими устройствами разных поколений. Например, DVD+RW-плеер способен читать практически любые компакт-диски, а компакт-диски DVD-RW лучше других совмещаются с более старыми DVD-плеерами. Впрочем, к настоящему времени противостояние производителей завершилось. Сегодня, приобретая CD или DVD c аудио- или видеозаписью, можно быть уверенным практически на все 100 процентов, что ваш проигрыватель, плеер, если он приобретен не ранее 2000 года, воспримет и прочитает компакт-диск, записанный в любом формате. Имея видеомагнитофон с проигрывателем фильмов, записанных на DVD, нет необходимости приобретать дополнительно CD- или DVD-плеер для аудиодисков. Сближение форматов и стандартов продолжается. Компания "Сони" вообще намерена в самое ближайшее время начать производство DVD, которые читаются стандартным CD-ROM-приводом. Кстати, DVD-проигрыватели последних поколений способны читать и компьютерный формат MPEG-4.

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?

Производители DVD намерены и дальше увеличивать объем памяти дисков. И на каком-то этапе неизбежно произойдет то, что называется переходом количества в качество. Представьте себе, например, что съемка кинофильма ведется не одной, а несколькими камерами с разных точек. И все эти версии, помимо основной, режиссерской, находятся на диске. Тогда, сидя перед экраном своего домашнего кинотеатра, зритель сможет по желанию переключать планы, наблюдая происходящее "глазами" персонажей _- положительных и отрицательных, ощущая эффект личного участия в происходящих событиях, наблюдая, например, за осадой замка со стороны осаждающих или обороняющихся или с высоты птичьего полета.

Несколько лет назад на отечественном компьютерном рынке появились CD-R-диски "Домашняя библиотека". Первый выпуск содержал 5000 книг самой различной тематики и наименований: детективы и фантастику, словари и справочники, классическую прозу и поэзию, учебники и многое другое. Библиофилы, десятками лет, а то и целыми поколениями собиравшие домашние библиотеки, испытали определенный шок. Сколько томов можно уместить в стандартной двухкомнатной квартире без ущерба собственному существованию и существованию близких? В общем, не более двух тысяч. А на тоненьком диске их в два с половиной раза больше! Но это был не предел. Следующие выпуски содержали 9, 12 и 20 тысяч книг. Правда, это были только тексты _- без рисунков, схем и прочих иллюстраций, требующих большого объема памяти. С появлением DVD очередного поколения этот недостаток будет ликвидирован и любой желающий сможет сделаться обладателем библиотеки из сотни тысяч полноценных, иллюстрированных томов. Некоторые профессиональные читатели, особенно зрелого и старшего возрастов, полагают, что экран компьютера не в состоянии заменить общения с настоящей книгой. Запах бумаги и типографской краски, шелест страниц - для многих без этих составляющих эстетическое наслаждение художественным произведением окажется неполным. Пусть так и будет. Книги должны оставаться книгами. Но век многотомных иллюстрированных энциклопедий, справочников, собраний специальной литературы, возможно, заканчивается. Это не хорошо и не плохо. Это просто прогресс.

БЮРО СПРАВОК

CD-ROM - Compact Disc Read Only Memory - компакт-диск, предназначенный только для чтения.

CD-R - Compact Disc Recordable - компакт-диск одноразовой записи.

CD-RW - Compact Disc ReWritable - компакт-диск для многоразовой записи.

DVD - Digital Versative Disc - цифровой многофункциональный диск.

Nero Burning ROM - программа для лазерного пишущего устройства.

Попытки записывать аудио- и видеоданные с помощью лазерного луча (оптический способ записи) делались еще в 1960-е годы самыми разными людьми и организациями. Часто указывается, что первый оптический привод был представлен еще в 1973 году Джимом Расселом. После чего Рассел предъявил свое изобретение компаниям Sony и Philips. Те заинтересовались, но переговоры с ученым дальше вести не стали. Зато в 1977 году обе компании скооперировались и сами стали вести разработку «цифрового» оптического формата.

Первоначально оптические диски предназначались для видеоформата. Но эти прообразы будущих DVD вышли слишком громоздкими и дорогими для массового производства и не могли на тот момент составить конкуренцию видеокассетам. Чтобы затраченные усилия не прошли даром, разработчики решили приспособить оптический диск для аудиозаписи.

Первые «компакты» — ALP (Audio long play) — были далеко не компактными и по инерции пытались имитировать грампластинку с диаметром 30 см. Правда, в отличие от винилового лонгплея (на который с двух сторон могло поместиться 45 мин. фонограммы), на оптический диск можно было «закатать» несколько десятков часов звучания. Но какой аудиокампании нужны столь «расточительные» звуконосители?

Тогда работник Philips — Лу Отенс — предложил уменьшить размер и, соответственно, емкость диска, ограничив время звучания часом. Но тут вмешались любители классической музыки из Sony. Они внесли предложение увеличить время звучания до 66 мин., чтобы диск полностью вмещал «Девятую симфонию» Бетховена. В итоге добавили (на всякий случай) еще 8 минут, и новый аудионоситель был запущен в производство.

Создание оптического аудиодиска — один из первых и ярких примеров межнациональной кооперации. Так голландцы из Philips разработали сам процесс производства дисков, а японцы из Sony предложили метод записи, уже опробованный ими на «цифровых» магнитофонах. Грубо говоря, одни занимались «хардом», а другие — «софтом». В создании диска также приняла участие немецкая компания Bayer, разработавшая для него оптимальный материал — поликарбонат макролон.

И вот в 1982 году Sony и Philips представили миру Compact Disk Digital Audio (CD-DA или CD-Audio) . Вариантов названия для нового звуконосителя было предложено несколько, но победило слово «компакт» по аналогии с безумно популярными в то время « ».

Сам стандарт (cтерео, 16-битовая разрядность, частота дискретизации — 44,1 кГц, емкость — 650 мб информации или 74 минуты звучания, диаметр диска — 12 см) торжественно увековечили в документе, названном «Красной книгой».

На презентационном компакт-диске была записана «Альпийская симфония» Штрауса — ведь именно на примере оркестрованной классики лучше всего продемонстрировать качество звучания. Однако в массовое производство первыми, конечно, запустили поп-исполнителей — альбом «Visitors» группы ABBA и альбом Билли Джоэла «52nd Street».

В 1983 году на рынке появились первые проигрыватели CD, а спустя год уже в «Оранжевой книге» Sony и Philips задокументировали технологию записи и хранения данных — CD-Rom. Тогда же появились и первые CD-плееры.

Реакция населения на новый звуконоситель поразила самих производителей. В 1985 году было продано 59 млн. компакт-дисков — в шесть раз больше, чем планировалось! Первым CD, тираж которого превысил миллион, стал альбом «Brothers in Arms» (1985) группы DIRE STRAITS.
В 1987 году количество выпущенных наименований CD достигло шести тысяч. Музыканты стали массово переходить на новый формат, а также постепенно переводить в «цифру» старые записи. К концу 1980-х компакт-диски вытеснили винил, а к середине 1990-х и компакт-кассеты. У нас этот процесс по понятным причинам запаздывал лет на пять (последние грампластинки датируются 1992 годом).

Интересно, что разрабатывать оптический способ записи начинали и в Советском Союзе еще в 1975 г. Организация с солидной аббревиатурой ВНИИРПА им. Попова создала первый советский оптический проигрыватель ЛУЧ-002, который и представила на ВДНХ в 1980 году (на демонстрационном диске была записана музыка из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»). К сожалению отечественная разработка так и не получила развития из-за отсутствия базы по производству полупроводниковых лазеров (а газовые лазеры были уж слишком громоздкими).

О том, чем именно завоевал сердца слушателей компакт-диск, мы поговорим .



Рекомендуем почитать

Наверх