История создания компьютерной мышки. Компьютерная мышь

Nokia 23.09.2019
Nokia

Всего через три года самый известный и практически незаменимый компьютерный манипулятор «мышь» отпразднует свой полувековой юбилей. Сегодня уже мало кто знает, что идея его создания пришла в голову совсем не Стиву Джобсу, который на самом деле просто позаимствовал ее у компании Xerox в придачу к концепции графического интерфейса для своего компьютера Lisa.

Более информированные пользователи знают, что настоящим изобретателем мышки стал Дуглас Энгельбарт (Энджелбарт, Энгелбарт, Engelbart наконец). А ведь мышка на самом деле появилась побочным продуктом, появившимся в процессе создания операционной системы NLS с графическим интерфейсом, который как раз и придумал Дуглас Энгельбарт, заодно озвучив перед своими сотрудниками идею манипулятора для управления им, которую, по его же признанию, он вынашивал еще с начала 50-х годов.

В 1963 году Дуглас открыл лабораторию, которая занималась одновременной разработкой сразу нескольких проектов, и, в том числе – созданием манипулятора. Кстати, первый рабочий образец мыши был сделан еще в 1964 году аспирантом Дугласа, Биллом Инглишем, а чуть позже он был доработан другим сотрудником лаборатории, Джефом Рулифсоном, который попутно создал и драйвера для уникального устройства.

Впервые же мышка была представлена на научной конференции, которая проходила в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года. Этот день и принято считать днем рождения мышки, хотя, как вы уже знаете, «во плоти» родилась она как минимум четырьмя годами ранее, а в виде идеи – еще за десяток лет до этого. Кстати, за свою идею Дуглас получил сравнительно скромную премию в 10 тысяч долларов, которую сразу потратил на первый взнос за небольшой загородный домик.

И только в сравнительно недалеком 1997 году Дуглас Энгельбарт был награжден премией Лемельсона за вклад в совершенствование компьютерных технологий, получив полмиллиона долларов. Еще через несколько лет он получил еще одну престижную награду – премию Тюринга.

Сложно даже представить себе, какое неимоверное количество всевозможных реинкарнаций легендарного устройства было изобретено за все время, прошедшее с первого появления мышки как компьютерного манипулятора.

Нынешние пользователи уже и не застали того времени, когда первые коммерческие компьютерные мышки состояли как минимум из трех частей: собственно корпуса манипулятора, отсека для шарика и крышки этого отсека.

С помощью шарика поворачивались ролики внутри корпуса, отвечающие за передвижение курсора на экране по вертикальной и горизонтальной оси. При этом вездесущая пыль , в изобилии наливающая на шарик, время от времени засоряла и сами ролики, что приводило к «рысканию» или полному «залипанию» курсора. Крышка отсека для шарика легко снималась, что позволяло быстро почистить его и ролик от пыли , восстановив тем самым работоспособность «грызуна». Вот только по этой же причине шарик можно было так же легко похитить с целью шалости, ибо никакой коммерческой выгоды от продажи шарика не было, а вот навредить коллеге можно было очень даже легко.

Известны также факты, когда шарики намеренно «теряли» школьники в классах информатики, срывая тем самым очередной урок. Кстати, именно шарик явился прекрасным поводом для изобретения еще одного манипулятора - трекбола, который представлял собой ту же мышь, только перевернутую вверх дном. Такой манипулятор уже не надо было катать по столу. Наоборот, катать нужно было по нему ладонь, палец, что угодно.

Трекбол в итоге стал на некоторое время незаменимым манипулятором для мобильных компьютеров и, в более профессиональном и функциональном исполнении – для деятельности графических дизайнеров и видеомонтажеров.

Однако удобство именно мышки, а не трекбола в итоге вытеснило последний с рынка. И даже сенсорная панель, которой сегодня оснащены практически все ноутбуки, используется пользователями лишь до тех пор, пока нет возможности подключить к нему обычную или компактную «ноутбучную» мышку.

Кстати, в свое время компания Hewlett Packard, выпустив свои первые ноутбуки OmniBook, доказала, что в ее команде работают настоящие креативщики. В то время, как все остальные производители «застряли» на идее трекбола, конструкторы из HP умудрились встроить мышку прямо в корпус своего ноутбука. Достаточно было нажать на кнопку, как она выскакивала наружу на специальной направляющей. Провода у мышки не было и она была совершенно «неразлучна» со своим «хозяином». Весь механизм позиционирования был спрятан в самом ноутбуке, а мышка, по сути, была всего лишь «ручкой» с кнопками для точного наведения курсора на экране.

Тем не менее, идея оказалась намного более удобной, чем управление трекболом. Мышкой в OmniBook можно было даже писать почти как пером. Для этого ее корпус поднимался и фиксировался под углом примерно 45 градусов. Его можно было зажимать в пальцах на манер толстого маркера.

Впрочем, довольно быстро трекболы в ноутбуках, как и «хьюлетовское» ноу-хау, вытеснили сенсорные панели, но для настольных персональных компьютеров мышки остались незаменимым манипулятором. Манипулятором настолько массовым, что из технического устройства довольно быстро стал еще и оригинальным аксессуаром, легко способным превратиться в приятный подарок, который будет напоминать о вас всегда, когда тот, кому его подарили, окажется за своим компьютером.

Громоздкие и малоэффективные шарики довольно быстро сменились оптическими сенсорами, а их разрешение стало таким высоким, что в некоторых моделях мышек оно ощутимо приближалось к разрешению экранов самих мониторов, если вообще можно сравнивать эти две величины.

С течением конструкторской «эволюции» мышек они разделились на два вида: бытовые и игровые, причем первые, в свою очередь, на сегодняшний день являются не только самыми массовыми и распространенными, но зачастую еще и на редкость оригинальными в своем дизайне.

Самые необычные «грызуны», своей формой очень отдаленно напоминают традиционные компьютерные мышки. Разнообразие дизайнерских идей и решений не выдерживает никакой статистики. Есть мышки, выглядящие как «мимишные» животные и насекомые, мышки - овощи и фрукты, мышки – автомобильчики и самолетики и даже праздничные мышки, вроде сердечек на день Святого Валентина.

Кроме того, существует немало моделей мышек с расширенной функциональностью. В частности, на рынке можно найти несколько решений со встроенной цифровой клавиатурой, что зачастую может оказаться очень кстати при использовании такой мышки с ноутбуком небольшого формата.

Кроме того, разнообразием отличаются и материалы изготовления корпусов мышек. Кроме традиционного пластика их выполняют из металла, дерева и даже стекла.

Само собой не обходится и без драгоценных металлов. До недавнего времени самой дорогой мышкой в мире считалась мышка от компании Pat Says Now , выполненная из белого 18 каратного золота 750-й пробы и обрамленная 59 бриллиантами. Несмотря на свою внушительную цену, по разным данным от 26-ти до 28-ми тысяч долларов, мышка обладает очень скромными характеристиками: обычным роликом, тремя кнопками и разрешением оптического сенсора всего лишь 300 dpi.

Зато вы можете заказать персональную мышку со своим (или чужим) именем, выложенным бриллиантами. В «серийном» исполнении мышка имеет два вида дизайна: «Бриллиантовый Цветок» (Diamond Flower) и «Россыпь Бриллиантов» (Scattered Diamond) с узорами из бриллиантов, покрывающих верхнюю часть корпуса. Нижняя часть корпуса может быть выполнена на выбор желтого, красного или белого золота.

Впрочем, не так давно рекорд стоимости мышки Pat был побит. Добавив еще 10 тысяч долларов, можно приобрести мышку The Gold Bullion Wireles , которая не только выглядит как настоящий слиток золота длиной более 10-ти сантиметров, она по сути им и является. В отличие от предыдущей мышки, эта – беспроводная и выполнена из золота самой высокой пробы.

Кстати, при желании в соответствующих интернет-магазинах можно отыскать копию такой мышки, выполненную из пластика, покрытого золотой краской. Смотрится почти также эффектно, но стоит примерно 10-15 долларов.

Самой известной из необычных брэндовых мышек является не мышка от мастера создания устройств ввода и позиционирования, компании Logitech, а мэтра операционных систем, офисных приложений и игровых консолей, компании Microsoft.

Несколько лет назад она представила на рынке свою первую оригинальную беспроводную мышку Microsoft Arc , которая не только выглядела очень необычно, но умела складываться пополам, что позволяло легко транспортировать и использовать ее вместе с мобильными компьютерами.

Сравнительно недавно дизайнеры компании представили обновленную версию своей «арки» Microsoft Arc Touch Mouse с разрешением лазерного сенсора 1000 dpi, которая для транспортировки теперь не сворачивается как улитка, а наоборот – разворачивается в ровную пластину, которую можно легко положить в любой плоский карман. Вместо традиционного колесика прокрутки в этой мышке установлена сенсорная полоска, а стоит она сегодня миллион белорусских рублей.

Что же до легендарной компании Logitech, то ее дизайнеры, как правило, не стремятся удивить пользователей необычными формами компьютерных «грызунов». Ставка делается на функционал. И в этом плане отдельного внимания заслуживают две игровых мышки Logitech G600 MMO и Logitech G602 .

Первая мышка может похвастаться аж двумя десятками функциональных кнопок, которые можно запрограммировать на свой вкус. Как следует уже из названия, Logitech G600 MMO предназначена в основном для онлайновых баталий.

Немного другое предназначение у мышки Logitech G602. Она имеет более скромный набор дополнительных кнопок, но зато их расположение, а также общая форма мышки позволяет намного более продуктивно управлять в играх жанра экшен.

Однако одной из самых оригинальных, если не самой оригинальной мышкой на рынке сегодня несомненно является надувная мышка Jellyclick , которую придумал корейский дизайнер Вутейк Лим. Данная мышка уж точно не доставит вам никаких проблем в транспортировке, но при этом способна оказаться вполне полноценным гаджетом в своем рабочем состоянии.

Внутри «корпуса» Jellyclick расположен компактный блок с оптическим датчиком и электронными компонентами. Сам же корпус можно надуть через специальный клапан, похожий на клапан в обычных надувных игрушках. В походном режиме воздух из мышки выпускается, «корпус» обворачивается вокруг электронного блока и все это кладется в карман.

По утверждениям очевидцев, в надутом состоянии на ощупь мышь Jellyclick напоминает гелевую подушечку или маленький воздушный шарик, все зависит от степени «надутости».

Наконец, нельзя забыть о самой знаменитой мышке, которую в прошлом году снова извлекли на свет спустя три десятилетия подземного «заключения». Это мышка самого

Первая компьютерная мышь была представлена 5 декабря 1968 года на показе интерактивных устройств в Калифорнии. Хотя есть факты, что разработки и первые результаты были и ранее. В 1970 году Дуглас Энгельбарт получил патент на производство привычного сегодня гаджета. Первый манипулятор имел три кнопки, хотя изначально разработчик хотел оснастить устройство пятью кнопками – по количеству пальцев на руке. Для соединения с компьютером в то время использовали толстый шнур, отсюда и родилось название мышь.

Какой была первая мышь

Первая мышка для управления ПК представляла собой деревянную коробочку со шнуром, торчащим из корпуса в задней части. Принцип действия гаджета был максимально прост.

Внутри корпуса находились два колеса, перпендикулярных относительно друг друга. Благодаря колесикам манипулятор двигался по осям X и Y. Встроенный чип фиксировал перемещения и количество сделанных оборотов. Эти данные передавались в процессор, который обрабатывал информацию и выводил на экран световое пятно – курсор.

На презентации Дуглас Энгельбарт вместе с помощником продемонстрировали публике работу первой компьютерной мыши не только в обычном режиме, но и в процессе совместного редактирования одного документа.

Эволюция компьютерного манипулятора

В начале семидесятых изобретение нашло широкое применение. Его включили в комплектацию компьютера Alto. Общий принцип работы сохранили, но корпус стал пластмассовым, шнур расположился на передней части, а кнопки стали более удобными. Вскоре диски-ролики заменили более удобным и менее громоздким шариком. Появилась возможность разборки и чистки устройства.

Следующим этапом было создание оптической мыши, работающей при помощи оптического датчика. Этот манипулятор вошел в комплектацию Macintosh.

Первая беспроводная мышь появилась в 1991 году, ее представила миру компания Logitech. Однако это новшество еще долго не признавали, так как передача сигнала посредством инфракрасных волн была очень медленной, что существенно замедляло работу на компьютере.

Быстрые и удобные лазерные мыши стали доступны в 2004 году. В наше время самыми популярными являются гаджеты с радиосвязью. Сегодня уже есть гироскопические мыши, которым не нужна твердая поверхность для управления курсором.

Факты об изобретателе

Любопытно, что Дуглас Энгельбарт не стал продавать свое изобретение. В его задачи не входило обогащение. Изобретатель получил за свою разработку всего лишь 10 000 долларов, которые потратил на покупку домика для своей семьи.

В дальнейшем Дуглас практически не участвовал в усовершенствовании гаджета лично. Так сложилось, что ему пришлось бороться с раком и больше думать о своем здоровье, чем о новинках электроники.

Сегодня без этого устройства ввода невозможно представить компьютер. Манипулятор упрощает и ускоряет редактирование текстов и фотографий, обеспечивает комфорт и удобство.

Ни о чём не скажет. Но тем не менее почти 1 миллиард людей в день пользуются его творением, а именно – компьютерной мышью. Карл сам и придумал как назвать устройство. Мышь принесла ему награды и славу, но спустя 30 лет после её создания. Патент, выданный на его изобретение и срок которого уже вышел, был неудачно составлен: его действие распространялось не на идею манипулятора, а только на механизм считывания с помощью двух ортогонально расположенных колёс. Современные мыши обладают иными механизмами считывания и компании, которые выпускают эти устройства, свободны от обязательств перед изобретателем. Признание публикой авторства за Энгельбартом состоялось только в 1998 году, когда ему присудили премию Lemelson-MIT Prize и 500 тысяч зеленью на руки.

Итак, с чего всё началось? В далёком 1964 году, когда у нас отстраняли от власти товарища Н.С. Хрущёва, Д.Энгельберт и его команда трудились над проектом oN-Line System - операционной системы (NLS), где имела место концепция «оконного» интерфейса. Как побочный эффект от этого проекта на свет появилась мышь… Устройство разработали случайно: все манипуляторы, которые тогда существовали, а именно клавиатура , джойстики , световые перья, тормозили процессы работы с окнами и Энгельберт быстро придумал удобное устройство, которое было призвано облегчить работу за компьютером. Название «мышь» устройство получило в Стенфорде, где трудились Дуглас и его команда, из-за схожести сигнального провода с хвостом, не поверите, мыши. Примечательно, что на ранних моделях мышей он выходил из задней части устройств. Само устройство было придумано ещё даже чуть раньше в 1963 году, спустя год был сделан первый рабочий прототип.

В 1970 году изобретатель мыши Дуглас Энгельбарт получил тот самый патент на устройство «мышь» или «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Да уж.. Та мышь, конечно, была далека от нынешней и выглядела как коробка с двумя колёсиками.

Первым компьютером, в комплектацию которого входила мышь, был Xerox 8010 Star Information System, представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила примерно 400 долларов США (если пересчитывать на текущий курс, это порядка 1000 долларов США). Два колёса в такой мыши были заменены подшипником, перемещения которого контролировались двумя роликами внутри самого устройства. Внешний вид мыши значительно приблизился к современному. В 1983 году фирма Apple, разумеется, выпустила свою собственную мышь, однокнопочную, для компьютера «Лиза ». Стоимость «яблочной» мыши удалось уменьшить д о 25$. В целом, всемирную популярность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple «Macintosh и, несколько позднее, в операционной системе Windows для IBM PC .

В массовых моделях мышей использовали, знакомый старшим поколениям, шаровой привод. В таком приводе движение мыши передаётся на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (вес шарика и резиновое покрытие обеспечивают хорошим сцеплением с рабочей поверхностью, например, ковриком). Прижатые к шарику ролики снимают его движения для каждого из измерений, передавая их на датчики, которые, в свою очередь, преобразуют движения в электрические сигналы. Главный недостаток шарового привода заключается в загрязнении шарика и роликов, всё это в совокупности приводит к заеданию мыши и необходимости её периодически чистить. Металлизация роликов решала проблему лишь отчасти.

Вариантов датчиков для шарового привода существовало два:

  1. Контактные датчики. Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и контактами, которые к нему прижаты. Датчик такого типа достался в наследство от прямого привода. Его недостатками являются окисление контактов, быстрый общий износ и слабая точность.
  2. Кнопки. Это основные элементы управления мыши, которые служат для выполнения основных манипуляций: выбора объекта нажатием, активного перемещения с нажатой кнопкой, для рисования, выделении текста, исходная и конечная точка при перемещении объекта.
Количество кнопок на мыши ограничивается концепцией их использования вслепую аналогично клавишам аккордовой клавиатуры (устройство ввода данных, в котором символы или команды формируются нажатием нескольких клавиш одновременно, аналогично извлечению аккордов на пианино или на других клавишных музыкальных инструментах). При этом, если аккордовая клавиатура может спокойно использовать 5 клавиш (по одной на каждый палец), мышь ещё необходимо перемещать тремя (большой, безымянный и мизинец) и двумя (большой и мизинец) пальцами. Т.е, можно сделать две или три полноценные кнопки для использования параллельно с перемещением мыши по стол – под указательный, средний и безымянный пальцы (для трёхкнопочной мыши). Кнопки так и называют по положению – левая (под указательный палец правши), правая и средняя, для трёхкнопочной мыши.

Много лет продолжалось противостояние двухкнопочных и трёхкнопочных мышей, которое завершилось после появления скролла (прокрутки экрана). На мыши с двумя кнопками появилась маленькая средняя кнопка (для включения / выключения скроллинга, и по совместительству средняя кнопка), которая вскоре превратилась в колесо прокрутки, нажатие на которое работает как средняя кнопка. На мыши с тремя кнопками, понятное дело, средняя кнопка просто объединилась с колесом прокрутки.

Компания Apple шла своим путём. Так, посчитав лишней даже вторую кнопку, долгое время «Яблочники» строили все свои интерфейсы под мышь с одной-единственной кнопкой. Мыши, выпускаемые компанией Apple, могут программироваться под использование от одной до четырёх кнопок.

Шаровые мыши, ещё широко распространённые в конце 20 века, постепенно забываются и им на замену приходятся мыши оптические.

Первая оптическая мышь была создана ещё в 1999 году компанией Microsoft . Сейчас существует множество фирм, производящих самые разные оптические мыши, разной конструкции, с дополнительными мультимедийными кнопками. Но обо всём по порядку.

Обычной мышкой с двумя, тремя и более кнопками уже никого не удивишь, а ведь внешний вид мыши очень серьёзно поменялся за последние 20 лет, причём настолько кардинально, что в новых устройствах трудно узнать предшественников. Колесо прокрутки, о котором говорилось выше, появилось довольно давно и, принято считать, что это обусловлено выходом в свет операционной системы Windows. Потом стало возможным наклонять колесо влево вправо и тем самым вести скроллинг (прокрутку) влево или вправо, т.е. по горизонтали. Следующее обновление заключалось в замене колёсика на трекбол, который крутится в произвольном направлении и позволяет перемещаться в окне во все стороны.

Первые трекболы разрабатывались с давних времён, в одно время с компьютерными мышами и по началу, как обычно, для военных целей. Специалисты из Канады, работающие на военно-морской флот страны, предложили идею трекбола, которую военное ведомство, увы, не поддержало. По аналогии с мышью, технология вышла в гражданскую сферу и стала использоваться в разработках устройства для точного позиционирования курсора на экране. В 1960-е обычными средствами управления были клавиатура и переключатели, но к системе с видеоинтерфейсом требовалось новое средство для управления. Так и решили использовать шар с гладкой поверхностью. По легенде, первым трекболом был шар для боулинга.

Первые мышата подключались к компьютеру при помощи провода и адаптера через последовательный коммуникационный интерфейс RS. Позже, фирмой IBM был предложен специальный разъём PS/2. Этот порт получил широкое распространение и стал использоваться для клавиатуры. Постепенно его стали включать и в стандарт материнских плат . Спустя время к портам подключения мышей и клавиатур добавился порт USB .

Спустя ещё немного времени мышь «потеряла» свой хвостик. Появились беспроводные мыши. Они лишены ограничивающего фактора – провода, но обладают другим недостатком – отсутствием стационарного питания и вынуждены иметь автономное, от батареек или аккумуляторов, которые пока ещё далеки от совершенства. Также к недостаткам можно отнести не всегда устойчивое соединение, более высокие цены по сравнению с проводными мышами. Понятное дело, что решение этих проблем придёт со временем. Появляется множество новых беспроводных мышей, которые можно использовать для управления мультимедийными функциями настольного ПК, т.е. как пульт для компьютера.

Из интересных разработок последнего времени стоит отметить разработку англичанина Тобиаса Джонса, который изобрёл весьма интересный манипулятор. Быть может, именно такое устройство в будущем заменит мышь. Его изобретение представляет собой перчатку с датчиками, которые отслеживают перемещение кисти руки и отсылает данные в компьютер.

Ещё 20 лет назад никто не мог представить каким будет внешний вид мыши. Вполне вероятно, что ещё через 20 лет, когда мыши будут заменены другими устройствами, мы о мышах будем вспоминать с улыбкой на лице. Разработки новых устройств идут активно и наверняка некоторые из них, в итоге, попадут на конвейер.

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Кто изобрел первую компьютерную мышь?

Считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как "Индикатор положения XY для системы с дисплеем". Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

Но все ли так просто?

Казалось бы, всем известно, кто создал первую компьютерную мышь. Но технология трекбола (шарового привода) впервые была использована гораздо раньше Военно-морским флотом Канады. Тогда, в 1952 г., мышь представляла собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, которая могла бы ощущать смещение шара и имитировать его движения на экране. Но мир узнал об этом только годы спустя - ведь это было секретное военное изобретение, которое никогда не патентовали и не пытались производить массово. Спустя 11 лет оно уже было известным, но Д. Энгельбарт признал его неэффективным. В тот момент он еще не знал, как соединить его видение мыши и это устройство.

Как появилась идея?

Основные идеи по поводу изобретения впервые пришли в голову Д. Энгельбарту в 1961 году, когда он был на конференции по компьютерной графике и обдумывал проблему повышения эффективности интерактивных вычислений. Ему пришло в голову, что, используя два маленьких колесика, которые движутся по столешнице (одно колесо поворачивается по горизонтали, а другое - по вертикали) компьютер может отслеживать сочетания их вращения и, соответственно, перемещать курсор на дисплее. В какой-то степени принцип действия похож на планиметр — инструмент, используемый инженерами и географами, чтобы измерять расстояния на карте или чертеже и т. д. Тогда ученый записал эту идею в свой блокнот для дальнейшего использования.

Шаг в будущее

Чуть более года спустя, Д. Энгельбарт получил грант от института на запуск своей исследовательской инициативы под названием "Улучшение Человеческого Разума". Под ней он представлял систему, где люди умственного труда, работая на высокопроизводительных компьютерных станциях с интерактивными дисплеями, имеют доступ к обширному информационному онлайн-пространству. С его помощью они могут сотрудничать, решая особо важные проблемы. Но этой системе остро не хватало современного устройства ввода. Ведь чтобы комфортно взаимодействовать с объектами на экране, нужно иметь возможность быстро их выбирать. НАСА заинтересовалась проектом и выделила грант на то, чтобы была сконструирована компьютерная мышь. Первая версия этого прибора похожа на современную разве что размером. Параллельно командой исследователей были придуманы и другие устройства, которые позволяли управлять курсором при помощи нажатия ступней на педаль или передвижения коленом специального зажима под столом. Эти изобретения так и не прижились, а вот джойстик, придуманный тогда же, позже был усовершенствован и применяется до сих пор.

В 1965 году команда Д. Энгельбарта опубликовала окончательный доклад о своем исследовании и различных методов выбора объектов на экране. Были даже волонтеры, которые участвовали в тестировании. Это происходило примерно так: программа показывала объекты в разных частях экрана и волонтеры пытались как можно быстрее кликнуть по ним разными устройствами. По результатам тестов первые компьютерные мыши однозначно превосходили все остальные приборы и были включены в качестве стандартного оборудования для дальнейших исследований.

Как выглядела первая компьютерная мышь?

Она была изготовлена из дерева и была первым устройством ввода, которое помещалось в руку пользователя. Зная принцип ее действия, вас уже не должно удивлять то, как выглядела первая компьютерная мышь. Под корпусом были два металлических диска-колесика, схема. Кнопка была только одна, и провод уходил под запястье человека, держащего прибор. Прототип собрал один из членов команды Д. Энгельбарта, его ассистент Уильям (Билл) Инглиш. Изначально он работал в другой лаборатории, но вскоре присоединился к проекту по созданию устройств ввода, разработал и воплотил в жизнь дизайн нового прибора.

Наклоняя и раскачивая мышь, можно быль нарисовать идеально ровные вертикальные и горизонтальные линии.

В 1967 году корпус стал пластиковым.

Откуда взялось название?

Достоверно никто не помнит, кто первый назвал этот прибор мышью. Ее тестировали 5-6 человек, возможно, что кто-то из них и озвучил сходство. Тем более что первая в мире компьютерная мышь была с проводом-хвостиком сзади.

Дальнейшие улучшения

Конечно, прототипы были далеки от идеала.

В 1968 в Сан-Франциско на компьютерной конференции Д. Энгельбарт представил усовершенствованные первые компьютерные мыши. Они имели три кнопки, помимо них клавиатура доукомплектовывалась приспособлением для левой руки.

Задумка была такова: правая рука работает с мышью, выделяя и активируя объекты. А левая с удобством вызывает нужные команды при помощи маленькой клавиатуры с пятью длинными клавишами, как у пианино. Тогда же стало ясно, что провод под рукой у оператора путается при использовании прибора, и что его нужно вывести на противоположную сторону. Конечно, приставка под левую руку не прижилась, но Дуглас Энгельбарт использовал ее на своих компьютерах до последних дней.

Продолжение работы над усовершенствованием

На дальнейших этапах развития мыши на сцену вышли другие ученые. Самое интересное, что Д. Энгельбарт никогда не получал отчислений со своего изобретения. Так как он запатентовал его как специалист Стэндфордского института, то правами на прибор распоряжался именно институт.

Итак, в 1972 году Билл Инглиш заменил колесики на трекбол, что позволило распознавать движение мыши в любом направлении. Поскольку он тогда работал в компании Xerox PARC, то эта новинка стала частью передовой по тем меркам системы Xerox Alto. Это был миникомпьютер с графическим интерфейсом. Поэтому многие ошибочно считают, что первые в компании Xerox.

Следующий виток развития произошел с мышью в 1983 году, когда в игру вступила компания Apple. Предприимчивый подсчитал стоимость массового производства прибора, которая составила примерно 300 долларов. Это было слишком дорого для обычного потребителя, поэтому было принято решение упростить конструкцию мыши и заменить три кнопки одной. Цена упала до 15 долларов. И хоть это решение до сих пор считают спорным, Apple не торопится менять свой культовый дизайн.

Первые компьютерные мыши были прямоугольной или квадратной формы, анатомический округлый дизайн появился лишь в 1991 г. Его представила компания Logitech. Помимо интересной формы новинка была беспроводной: связь с компьютером обеспечивалась при помощи радиоволн.

Первая оптическая мышь появилась в 1982. Ей для работы был необходим специальный коврик с напечатанной сеткой. И хоть шарик в трекболе быстро загрязнялся и доставлял неудобства тем, что его нужно было регулярно чистить, оптическая мышь до 1998 года была коммерчески невыгодной.

Что дальше?

Как вы уже знаете, «хвостатые» с трекболом уже практически не используются. Технологии, и эргономичность компьютерных мышек постоянно усовершенствуются. И даже сегодня, когда все более популярными становятся устройствам с тачскринами, их продажи не падают.

Часть искусственного интелелкта

Изобретателем компьютерной мыши стал Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart; род. 30 января 1925 г.) - исследователь из Стэнфордского института. Случилось это в 1964 году, хотя, по его собственному признанию, думал он о подобном устройстве с начала 50-х годов. Мышь, являясь сопутствующим продуктом операционной системы oN-Line System (NLS), оказалась одной из составляющих грандиозного проекта. Речь шла о развитии искусственного человеческого интеллекта.

Вдохновение для мыши

По словам Дугласа, к созданию именно мыши его привел анализ всех других устройств, предназначенных для ввода. При составлении сетки уже известных разработок, определились и желаемые характеристики устройства, которого на тот момент еще не существовало. Произошло так же, как и с Периодической Таблицей Элементов. Система, определяющаяся группами строк и колонок, сама приводит к открытию неизвестных ранее элементов.

Без нее как без рук!

Целая лаборатория трудилась над созданием манипулятора. Энгельбарт был изобретателем мыши, а Билл Инглиш (Bill English) по его эскизам воплотил эту идею в жизнь. Первая мышь провод имела спереди, но, чтобы убрать его с пути, пришлось перекинуть назад. Устройство напоминало мышь с хвостом, все сотрудники стали называть его именно так.

Это имя прочно вошло в компьютерный сленг. Фраза: «Это делается за два клика мыши!» сегодня понятна каждому. Если мышь исправна, мы даже не замечаем ее присутствия. Зато, если с ней случаются проблемы, мы остаемся без рук, точнее сказать, без мыши!

Инструмент не для пользователей

Самая первая компьютерная мышь была коробочкой из красного дерева(!) ручной работы. Кнопка и два перпендикулярных колеса - такое не хитрое устройство. При движении мышью колесики катились по плоскости, что позволяло определить величину и направление изменения положения. Одновременно данные отражались перемещением курсора на экране.

Однако, мышь, став признанным периферийным устройством, по-прежнему остается лишь инструментом разработчиков новых технологий. Она совсем не предназначена для рядовых пользователей! Но прогресс не стоит на месте: шаг за шагом мышь совершенствуется, изменяется ее дизайн. К 1981 году появилась первая компьютерная мышь, используемая для навигации на ПК. Лавры ее создателей остались за компанией Xerox 8010 Star Information System.

Награда изобретателю

Уже более 40 лет ежегодно выпускаются миллионы экземпляров различных компьютерных мышей. Однако Д. К. Энгельбарт не стал миллионером. Будучи человеком предельно скромным, он просто ушел в тень. Запатентовал изобретение Стэндфордский Институт, но тогда ещё никто реально не представлял его истинную стоимость. В 1968 г. стало известно, что лицензию передали всего за $40 000 компании Apple.

Сам же Энгельбарт получил лишь чек на $10 тысяч за свое изобретение. Гонорар, в качестве первого платежа, он внес за небольшой загородный домик… Позднее изобретатель был награжден одной из высших наград США для ученых - Национальной Медалью технологий (The National Medal of Technology). Событие стало признанием всех его изобретений в IT-сфере, включая и компьютерную мышь. Случилось это 1 декабря 2000 г. А 9 декабря 2008 г. было отмечено сорокалетие со дня первой демонстрации изобретения.



Рекомендуем почитать

Наверх