HI-FI — теория и практика. Всё, что вам нужно знать о музыке высокого разрешения (Hi-Res Audio)

Для Windows Phone 23.08.2019
Для Windows Phone

Аудиосистема высокого класса

Музыка дарит нам незабываемые ощущения, музыку, в отличие от кинофильма, можно слушать долго, и даже сотни раз прослушанная композиция может приносить радостное настроение. Мы расскажем о том, что такое системы Hi-Fi – на которых слушать музыку – одно удовольствие.

Словосочетание Hi-Fi означает HighFidelity, Высокая Верность (воспроизведения звука). Его уже более чем полвека используют любители и энтузиасты музыки для обозначения высокого качества воспроизведения музыкальных записей. Понятие Hi-Fi-аппаратура, как официальный термин, появилось в середине 70-х годов прошлого века, когда в ФРГ институтом DIN был принят стандарт DIN 45500, определявший принадлежность всей аудиоаппаратуры к высокому классу по трем параметрам – уровнем шума, коэффициенту нелинейных искажений и определенной линейности амплитудно-частотной характеристики. Все, что не укладывается в параметры, по мнению уважаемой немецкой организации, к Hi-Fi не относится.

Старая цена: 287 690 ₽

Цена: 254 521 ₽

Экономия: 33 169 ₽

Тип: Готовое стерео

Британский стерео комплект для среднего помещения. Всю аппаратуру Creek Audio отличает точно сбалансированный, открытый, живой и детальный звук. Качество изготовления на высоте, функциональность и гибкость модификации техники вызывает восхищение.

Товар: Есть в наличии

В данной ситуации знаменитая немецкая педантичность, конечно, дала маху. Она пыталась языком технических показателей описать качество звучания, качество воспроизведения записанной музыки.

Звучание музыкальных записей – одна из немногих категорий в науке, для которой нет объективных описаний качества или не качества. Все описания звучания – субъективные.

Мы не можем привести объективный набор терминов и характеристик, которые однозначно указывали бы нам на высокое или низкое качество звучания усилителя или акустических систем, позволило бы нам заранее знать об этом. Все субъективно и оценивается только с точки зрения восприятия конкретного слушателя.

Именно поэтому в сегменте видео почти не встречаются неспециалисты в своей области или шарлатаны, что сплошь и рядом возникает в сегменте бытового аудио. Возьмем пятьдесят разных телевизоров, включим на них одну и ту же картинку, и пригласим несколько человек описать увиденное. Если аппараты исправны, люди не дальтоники, и не страдают другими нарушениями зрения, они опишут изображение со всех дисплеев более-менее одинаково – что трава зеленая, небо голубое, цвет кожи естественный.

В аудио мы можем включить лишь один комплект, одну и ту же композицию, и эти люди опишут звук по-разному. Сколько будет слушателей, столько будет и разных мнений. В видео, мы можем поставить картинку на паузу, подойти поближе, рассмотреть внимательно. В аудио это принципиально невозможно. Звук нельзя остановить, он превратится в тишину, и воспринимается он только пока существует. Поэтому все описательные термины и технические стандарты не могут однозначно сказать нам, хорошо или плохо будет звучать система, а лишь помогают понять нам инженерное и конструкторское качество изделий.

Но мы отвлеклись. Принятие немецким институтом DIN стандарта на Hi-Fi-аппаратуру не означало, что до сего момента аппаратуры высокого класса не существовало. За сорок лет до стандартизации, американские компании Bell Labsи RCA Victor проводили опыты по стерео- и многодорожечной широкополосной записи, записи первых опытных дорожек Surround Sound. А в домашних условиях слушать записи с радиоприемников, виниловых проигрывателей, а позже – с катушечных магнитофонов, через бытовые ламповые усилители, в США, на родине Hi-Fi, можно было с конца 40-х годов ХХ века.

С 50-х годов термин Hi-Fi прочно вошел в лексикон любителей музыки. С воплощением в домашнюю аппаратуру стереофонической записи и воспроизведения, появления высококлассных кассетных дек в 60 и 70--х годах, аппаратура класса High Fidelity вышла на новый уровень развития.

60-е годы ХХ века – расцвет американской Hi-Fi-аппаратуры. США – родина не только Hi-Fi, но и High End– ультимативного направления в Hi-Fi, где стоимость компонентов не имеет ценового предела, то есть может быть любой. Первое, что приходит на ум когда слышишь словосочетание американский Hi-Fi – это, конечно, Marantz, Fisher, Harman / Kardon, Scott. Из акустики - Bozak, Altec Lancing, Grado Labs, Janszen. Сол Марантц, Эвери Фишер, Сидни Харман, Джо Градо, Артур Джензен творили историю американской аудиотехники высокого класса. Но США больше известны даже не своим Hi-Fi, а именно HighEnd – такими всемирно известными фирмами, как Audio Research, McIntosh Labs, Krell, Conrad Johnson, JBL, Infinity, Alon, Dunlavy, Westlake Audio, и десятки других.

Кроме американских компаний, наиболее известны в своей области фирмы из Западной Европы, особенно Германии, Англии, Дании. Дания – аудиофеномен, в такой маленькой стране находится огромное число производителей аппаратуры и электронных компонентов, динамиков, поставляемых по всему миру. И конечно, нашему человеку мил и близок японский Hi-Fi 70-90-х годов. Все-таки европейская аппаратура тех лет – Grundig, Telefunken, Braun, Blaupunkt, ITT, Dual, Saba, Salora, не говоря уж об экзотике вроде Revox, Studer, Tandberg – встречались в Советском Союзе намного реже, чем Sony, Technics, Pioneer, Sharp(Optonica), Toshiba(Aurex), Hitachi(LoD), Nakamichi, Sansui, Trio / Kenwood, Akai, Teac, Mitsubishi(Diaton)и многие другие…

Исторически сложились и наиболее известные мировые школы звука, обусловленные конструкциями, подходами к аудиооборудованию, а также культурными, языковыми и личными особенностями. Их три – американская(североамериканская), европейская (с акцентом на германскую, британскую, скандинавскую, а в последнее время – и швейцарскую школы), азиатская (с отдельно существующей японской школой звука). Все остальные места земного шара глобального значения, как школы звука, не имеют. Российские разработки пока еще очень молоды и замкнуты, в основном, на локальный рынок.

Все прошедшие годы системы Hi-Fi непрерывно совершенствовались, возникали новые подходы и решения, иногда не всегда удачные. В 70-х годах появились первые квадрафонические ресиверы (люди старшего поколения наверняка их помнят!), но век их был недолог.

Похожая история произошла и с DAT-кассетами и мини диском – они ушли с бытового в профессиональный рынок. А виниловые пластинки и компакт-диски живы и здоровы, винил сейчас вообще находится на серьезном подъеме, которого еще несколько лет назад никто от него не ожидал.

Более того, есть все признаки грядущего возрождения катушечных магнитофонов – начат выпуск магнитных лент и нескольких возрожденных катушечных моделей. Этак и кассетные магнитофоны вернутся. Да и минидиск можно возродить, уже на современном уровне.

В то время компания Sony могла себе позволить многие всемирные инновации – стандарт компакт-диск, в создании которого она принимала непосредственное участие, портативные плееры Walkman, Discman, видеоформат Betacam, тот же минидиск. Середина 90-х годов – золотой век компании, ее оборот в 1995 году составил 57 миллиардов долларов (это в те времена!). В лабораториях фирмы трудилось множество известных инженеров и талантливых ученых. Можно вспомнить гениального японского физика, нобелевского лауреата Лео Эсаки, впервые описавшего туннельный эффект в диодах (названных позже его именем) – явление волнового прохождения элементарных частиц через, казалось бы, непроницаемый барьер…

Наиболее серьезно технический прогресс затронул электронику – источники, усилители. Виниловые проигрыватели и акустические системы обновляются редко, это наиболее энергоемкие части Hi-Fi-системы. Источники музыкального контента – наиболее быстро совершенствующиеся аппараты, это связано во многом с появлением принципиально иных музыкальных носителей и источников музыкальных записей. Принципиальным отличием современных систем от того, что было ранее, стало и введение многоканальной звукозаписи и многоканального музыкального воспроизведения в форматах SACD(DSD) и DVDAudio.

Современная бытовая Hi-Fi-аудиосистема состоит из следующих компонентов:

Источники сигнала

Источники музыкального сигнала . Кроме традиционных, таких как виниловый проигрыватель, компакт-диск, тюнер(радиоприемник), в настоящее время широкое распространение получили онлайн-источники контента(интернет-радиостанции), медиасерверы, проигрывающие музыку с различных твердотельных носителей (флэшки, жесткие диски), мобильные устройства (смартфоны, планшеты, плееры) и бытовые компьютеры всех типов. Особенность современных источников – возможность работы с аудиофайлами высокого разрешения, вплоть до 24 бит/ 192кГц, а также поддержку файлов DSD с четырехкратно увеличенной частотой 11.2 МГц.

Усилитель сигнала

Усилитель музыкального сигнала. Выбор усилителей огромен – это могут быть однокорпусные аппараты и отдельные предварительные и оконечные усилители, транзисторные, ламповые, гибридные, стандартных габаритов или нестандартных, с дополнительными функциями (встроенный ЦАП, стример, управление по беспроводной сети) без них, с балансными входами-выходами и с обычными, и так далее. Внутри каждого типа усилителей существуют свои субделения, в результате многообразие их конструкций достигает наибольших значений во всем сегменте аудиотехники.

Акустические системы

Акустические системы. Здесь практически такое же разнообразие, как и в усилителях, включая самые экзотические (электростаты, магнепланары, пьезоэлектрики, плазменный ионный излучатель). Кроме технических различий в конструкции, акустические систем можно разделить на полочные, напольные, встраиваемые, а также активные (со встроенным усилителем, кроссовером и опциональным цифровым сигнальным процессором), и пассивные, работающие от обычного бытового усилителя.

Соединительные кабели

Кабели – важнейший компонент системы, пренебрегать ими нельзя. Это касается не только слаботочных (акустических, межблочных, цифровых) но и специальных силовых кабелей 220В для питания аппаратуры.

Возможные аксессуары

Возможные аксессуары – отдельные цифро-аналоговые преобразователи, отдельные тактовые генераторы, внешние или опционные блоки питания, специальная стойка для оборудования, источник бесперебойного питания или сетевой кондиционер, различные виброизолирующие подставки, конусы, демпферы, а также всякие устройства, вклад которых в звучание находится в категории субъективных (различного рода тотемы, скобки, пирамидки и шары, гармонизаторы, энергоусилители, фильтры на основе ячеек Смита и тому подобное).

Всю аппаратуру для стерео- и многоканального воспроизведения можно условно разнести в три категории – ретро, современная(модерн), и альтернативная (использующая компоновку и элементы, очень мало распространенные среди любителей музыки, а в основном, только среди профессионалов и продвинутых пользователей.) Наша задача – помочь нашим клиентам в приобретении именно той аппаратуры, которая решает все поставленные ее владельцам задачи и доставит им удовольствие от ежедневного использования.

{tab Аппаратура в стиле ретро }

Корни этого направления уходят в 60-е годы ХХ века – самый известный период производителей Hi-Fi-аппаратуры. Выпускают аппаратуру в таком стиле, в основном, американские, английские и японские компании. Другое дело, что сейчас очень мало современной аппаратуры Hi-Fi в ретростиле – только High End. Из американских фирм можно назвать те же Audio Research и McIntosh, из английских – Tannoy, японцы, в основном, выпускают ламповые усилители “под старину”. К ретростилю можно отнести аппаратуру и акустику, в которой много дерева, используются лампы, аналоговые стрелочные индикаторы и огромные широкополосные динамики, в том числе разнообразные рупоры.

{tab Аппаратура в стиле модерн }

Сюда можно отнести подавляющее большинство всей аппаратуры и акустики, выпускаемой в настоящее время. В аппаратуре преобладают полированный металл, стеклянные элементы, дисплеи и сенсорные экраны , необычные пульты управления. Акустические системы имеют различную форму – кубы, башни, сплайновые(изгибные) формы, нестандартные акустические решения. Отделка – металл, пластик, стекло, глянец, рояльный лак разных цветов.

{tab Альтернативные аудиосистемы }

Это удел немногих энтузиастов-аудиофилов, которых не пугает сложность и немассовость такого оборудования. Выглядят такие комплекты странно и необычно для человека, привыкшего к классической компоновке аудиосистем.

Типичный пример – в качестве источника используется компьютер, специально доработанный под обработку музыкальных файлов высокого качества, как правило, это файлы DSD(SACD) и специальные файлы с оригинальных мастер-лент, переведенные в цифру с качеством, намного превосходящим компакт-диск (такие записи продают специализированные компании и некоторые студии).

Сигнал с компьютера поступает на цифро-аналоговый преобразователь высокого класса (иногда используется не выход USB, а вывод на профессиональную многоканальную звуковую карту), откуда передается на цифровой сигнальный процессор с функцией предварительного усиления. Процессор способен обрабатывать огромный объем музыкальных данных в реальном времени, в нем выставляется частота среза для динамиков, фаза сигнала, степень усиления, осуществляется электронная коррекция звучания под акустические условия помещения. В некоторых комплектах, данная обработка происходит непосредственно в акустических системах, которые, разумеется, больше похожи на вычислительный центр, чем на привычную колонку.

Аудио высокого разрешения (HRA) является высшей степенью аудиофильского наслаждения, но откуда оно взялось, нужно ли оно вам и где его взять? Позвольте нам рассказать об этом.

2015 стал годом, когда HRA стало мейнстримным явлением благодаря появлению всё большего числа устройств, поддерживающих данный аудиоформат. Начиная с портативного аудиоплеера PonoPlayer и заканчивая поддержкой HRA в Sony Xperia Z3, 2015 год доказал, что звук высокого качества отныне может услаждать ваш слух абсолютно в любом месте.

Возможно, вас вполне устраивают mp3-треки, которые вы слушаете на смартфоне по дороге на работу, однако истинные меломаны стремятся к большему. С этого и начиналось появление HRA.

Что же на самом деле значит HRA? Где его можно найти? Что нужно, чтобы приобщиться к обществу любителей HRA? На эти вопросы постараемся ответить ниже.

Что такое аудио высокого разрешения?


Стоит отметить, что пока не существует чёткого определения аудио формата высокого качества. В отличие от видео высокой чёткости, которое должно соответствовать определённым критериям, для высококачественного аудиоформата пока не существует универсальных положений.

В общем и целом, термин относится к звуку, который обладает повышенной частотой дискретизации и большей глубиной, нежели CD — 16-бит/44,1кГц. HRA-файлы, как правило, используют частоту семплирования либо 96 кГц, либо 192 кГц при 24 битах, однако также допускаются файлы 88,2 кГц и 176,4кГц.

Частота дискретизации соответствует частоте взятия отсчетов беспрерывного во времени сигнала при его дискретизации, когда звуковые волны конвертируются в цифровые. Чем больше бит на один дискрет, тем больше точность измерения амплитуды, поэтому между сигналом 16 и 24 бит существует заметное различие в качестве звучания.

Группа цифровых развлечений (DEG), Ассоциация потребительской электроники (CEA) и Национальная академия искусства и науки звукозаписи в сотрудничестве со звукозаписывающими компаниями разработали формальное определение аудио высокого качества:

«Аудио без потери качества способно воспроизводить полный диапазон звукозаписей, которые были получены из музыкальных источников, превосходящих качеством CD».

Вдобавок к определению существуют четыре различных записывающих категории, разделяемые по источнику аудиофайла.

Существует несколько файловых HRA-форматов, каждый из которых поддерживает вышеуказанные частоты семплирования и битовые глубины. Среди них FLAC (свободный аудио-кодек без потерь качества) и ALAC (аудио-кодек Apple без потерь качества), оба из которых подвергаются сжатию, но, теоретически, не имеют потерь данных.

Другие форматы включают WAV, AIFF and DSD – форматы, используемые для неперезаписываемых аудиодисков высокого качества SACD.

Формат FLAC является самым популярным форматом, доминируя над WAV за счёт лучшей поддержки метаданных, гарантируя, что ваши аудиотреки будут снабжены информацией об артисте и названии композиции/альбома.

Разумеется, помимо загрузки музыки в таких высококачественных форматах, вы можете перекодировать имеющуюся музыкальную библиотеку в эти исключительные аудиоформаты.

Что же примечательного в HRA-аудио?


Очевидно, самое приписываемое преимущество стандарта HRA – это превосходное качество звучания в сравнении со сжатыми аудиоформатами.

Чтобы показать, почему данный формат должен звучать лучше, чем, например, MP3, сравним относительные битрейты. Самый высококачественный МР3-трек имеет битрейт 320 кбит/с, тогда как файл 24 бит/192 кГц передаётся на скорости 9216 кбит/с. Музыкальные CD-диски имеют скорость передачи 1411 кбит/с.

24-бит/96 кГц или 24-бит/192 кГц файлы способны обеспечить качество звучания, более приближённое к полученному музыкантами и аудиотехниками на студии звукозаписи. Имея больше данных, HRA-треки дарят значительно более детализированное и текстурированное качество звучания, близкое к живому концерту.

Как водится, существуют люди, которые никак не могут ощутить разницу. Поэтому, если вы не чувствуете разницы между МР3 и FLAC, или она вам безразлична – не тратьте деньги на новомодные форматы и устройства, поддерживающие их.

Где приобрести и загрузить HRA-аудиофайлы?


Существует множество цифровых магазинов, позволяющих приобрести треки высокого качества в интернете. Среди них самые лучшие:

HDTracks
Цифровой магазин HDTracks предлагает слушателям более 10 000 несжатых HRA-альбомов. Компания утверждает, что сотрудничала с каждой крупной звукозаписывающей студией, включая Sony Music Entertainment, Warner и Universal, чтобы создать самый полный каталог композиций высокого качества на планете. HDTracks также сообщил о начале работы с мультиплатформенным приложением Liztic, которое обеспечит воспроизведение HRA-аудиофайлов на любом устройстве PC, Mac, Android или iOS.

7Digital
7Digital предоставляет свой каталог нескольким другим сервисам из данного списка, но также запустил собственный сервис цифровой музыкальной дистрибуции. 7Digital имеет в своём хранилище HRA-файлы практически любого жанра, не ограничиваясь классикой и джазом. На сайте простая навигация и загрузка любимых треков – дело совершенно несложное.

Naim Label
Более известный благодаря своим системам домашнего развлечения, сервис Naim дополнительно занимается распространением высококачественного аудио, включая музыку под собственным лейблом Naim Label.

Linn Records
Ресурс Linn предлагает загрузки в формате Studio Master 24 бит/192 кГц FLAC и ALAC, а также МР3 24-бит/96 кГц, 16 бит/44,1 кГц и 320 кбит/с.

Bowers & Wilkins Society of Sound
Другой hi-fi бренд, который постарался собрать коллекцию высококачественных аудиофайлов студийного качества. Можно ещё оформить подписку и получить доступ к альбомам, которые не доступны в магазине.

Qobuz
Французский веб-сайт Qobuz предлагает доступ к 20 000 HRA-альбомов. Файлы доступны с минимальным качеством в 16 бит/44,1 кГц, тогда как большое количество доступно с 24 бит/192 кГц. HRA-файлы также доступны через потоковый сервис Qobuz.

Onkyo Music
Onkyo Music использует музыкальный каталог 7Digital, который предоставляет высококачественные аудио-загрузки с параметрами 24 бит FLAC (44,1 кГц до 192 кГц). Он также имеет поддержку MQA-файлов.

Компании Sony, Warner и Universal также сообщили, что они откроют доступ к своим богатым музыкальным хранилищам.

Потоковая передача HRA-файлов?


Многие наверняка знают о существовании потоковых сервисов с CD-качеством, а сервисы Tidal и Qobuz запускают потоковые передачи аудиоданных без потери качества. Это обеспечивает новый уровень качества в распространении музыки, недоступный пока таким гигантам как Google Play Music, Rdio, Spotify и Apple Music.

Также возможна потоковая передача HRA-файлов на устройства Apple, благодаря недавнему обновлению сервиса Qobuz. Разумеется, для этого понадобится соответствующий смартфон с поддержкой HRA-формата: Sony Xperia Z5, LG G5 и Samsung Galaxy S7.

Apple iPhone пока что не поддерживает высококачественные FLAC-файлы, только ALAC. Однако благодаря приложению HF Player App от Onkyo, на вашем яблочном телефоне становятся доступны треки в этом формате.

HRA-музыка имеет один недостаток – файловый размер. Как правило, размер одного трека превышает десятки мегабайт и один альбом может существенно загрузить ваше дисковое пространство. К счастью, с 2014 года существует специальный формат – MQA (Аутентичное Мастер Качество). Цель этого формата – сжать размер HRA-трека настолько, чтобы на выходе получить высококачественную композицию размером с обычный трек MP3. В итоге, такие файлы можно снова закачивать целыми альбомами на свой плеер и легко скачивать в режиме потоковой передачи по мобильным сетям.

Что нужно, чтобы воспроизвести HRA-файлы?



Всё большее число мультимедийных изделий, начиная от AV-ресиверов и стереоусилителей и заканчивая многофункциональными музыкальными центрами, способны справиться с HRA-аудио.

Пока что у некоторых устройств существуют проблемы в поддержке определённых форматов и максимального битрейта, поэтому перед приобретением HRA-файлов убедитесь, что ваш девайс сможет с ними справиться.

Некоторые устройства позволят воспроизводить HRA-файлы прямо с USB-флешки или подключенного к сети ПК через Ethernet.

Также можно воспроизводить HRA-аудио, хранимое на компьютере, если он подключён через USB к усилителю типа Arcam irDAC, Naim DAC-V1 или T+A DAC 8. А затем отправлять сигнал на наушники или динамики.

Если вы пользуетесь устройствами с Mac ОС, можно попробовать Amarra или Channel D’s Pure Music. На Mac PC отлично подойдёт JRiver Media Center.

Многокомнатные аудиосистемы с возможностью HRA-воспроизведения

Многокомнатные аудиосистемы в последние годы получили новое развитие, благодаря желанию некоторых разработчиков расширить возможности своих устройства, а других – потеснить ныне лидирующих производителей, вроде Sonos.

Так, динамично развивающийся производитель Bluesound появился на рынке в 2014 году и сразу же представил линейку устройств, поддерживающих аудио 24 бит на всём диапазоне частот. В линейку изделий входят беспроводной стример Node 2, потоковый проигрыватель Powernode, музыкальный сервер с высоким разрешением Vault, многофункциональная музыкальная потоковая система Pulse и система динамиков с сабвуфером Duo 2.1.

А техника Hi-fi лидера Sonos пока что поддерживает потоковое воспроизведение в CD-качестве при 16 бит/44,1 кГц.

Другие производители многокомнатных аудиосистем последовали примеру Bluesound: LG Music Flow, Lenco PlayLink, Harman Kardon Omni и Monster SoundStage – все они поддерживают HRA-аудио и имеют беспроводные динамики.

Что дальше?



С тех пор как HRA-формат был впервые продемонстрирован на Международной выставке потребительской электроники (CES), интерес к нему только набирает обороты.

Это видно уже потому, как тяжёловесы рынка электроники – Sony, LG и Samsung внедряют формат в свои новинки, чтобы дать возможность как можно большему числу потребителей приобщиться к этому новому явлению в сфере аудиотехники и понять, что же даёт HRA-музыка слушателю. Таким образом, рынок HRA-аудио и техники ожидает бурный рост в течение, как минимум, последующих нескольких лет.

Мобильный Hi-Fi: разбираемся в форматах музыки

Последние несколько лет тема качественного звука «на ходу» актуальна как никогда. Цифровые плееры возвращаются на рынок, технологии DAC, ранее доступные только для дорогих аудиофильских систем, теперь помещаются в карман, а стриминговые сервисы начинают вещание в Hi-Res-качестве. Самое время разобраться, нужны ли вам наушники по цене автомобиля и что на самом деле влияет на качество звука.

История





Хорошая новость в том, что сейчас смартфоны могут выступать только в роли транспорта и позволяют подключать внешние портативные DAC с усилителями - они дают качество звука, ранее доступное только для дорогих стационарных систем . Компактные внутриканальные наушники, в свою очередь, научились воспроизводить звук на уровне продвинутых акустических систем, занимающих половину комнаты, всего за малую часть их цены.

Форматы музыки

Самый популярный цифровой формат записи звука сегодня - это PCM (Pulse Code Modulation). В этом формате музыка записывается и микшируется, производится ее мастеринг. На обычном компакт-диске записан поток PCM 16 бит и 44,1 кГц - эта спецификация называется Red Book. Звук представляет собой колебания воздуха, которые улавливает микрофон десятки и даже сотни тысяч раз в секунду, а записывающее устройство фиксирует уровень громкости для каждого этого момента. 16/44,1 означает, что для уровня громкости используется 16-битное значение (число уровней квантования) и фиксируется оно 44 100 раз в секунду (частота дискретизации).

Значения 16/44,1 были выбраны для не случайно. Считается, что человек может воспринимать звуковые частоты от 20 Гц до 20 кГц. Согласно теореме Найквиста, частота дискретизации должна быть вдвое больше максимальной записываемой частоты. Поэтому 44,1 кГц позволяют записывать весь слышимый диапазон звука с небольшим запасом, от 0 до 22 кГц. Динамический диапазон, или разница между самым тихим и самым громким звуком, в случае 16-битной записи составляет около 96 дБ. Этого более чем достаточно для любого типа музыки, особенно учитывая тот факт, что современные записи, как правило, имеют сильную компрессию динамического диапазона и фактически используют лишь малую его часть, чтобы из радио песни звучали «погромче».

PCM-поток может быть упакован в файл в lossless-форматах - таких как WAV, AIFF, m4a (ALAC), FLAC. Внутри всех этих файлов содержится все тот же PCM, только в разной «упаковке». Никакой принципиальной разницы между ними нет, за исключением того, что ALAC и FLAC используют сжатие без потери качества (аналогичное тому, если бы, к примеру, WAV-файл был сжат архиватором Zip). Стереозвук PCM 16/44,1 имеет битрейт 1411 кбит/с, и минута занимает около 10,5 МБ. Самый популярный формат - FLAC - позволяет уменьшить размер несжатого PCM-файла на 40-50% без потери качества.

Когда на смену CD пришли первые flash-плееры, iPod , а затем и мобильные телефоны со стримингом, возникли форматы, использующие сжатие звука с потерями в качестве. Наибольшую популярность получил MP3 , затем появились более эффективные AAC , WMA и OGG Vorbis. Формат звука на выходе, как правило, те же 16/44,1 (как в CD), а битрейт сжатой музыки колеблется в диапазоне 96-320 кбит/с, что в 5-15 раз меньше несжатого PCM. Это существенно упрощает загрузку и хранение музыки.

Разумеется, такое сжатие не проходит даром, и качество звука деградирует. Особенно сильно разница между сжатым и несжатым звуком будет заметна на низких битрейтах 96-128 кбит/с. В аудиофильском понимании это просто мусор. Пропадает детализация, теряются высокие частоты, звук становится плоским. Во многих стриминговых сервисах, плей-листах в соцсети «ВКонтакте» это стандартный уровень качества. Помимо битрейта имеет значение также кодек, с помощью которого создавались сжатые файлы, и его настройки.

С максимальным битрейтом для сжатых файлов - 320 кбит/с - ситуация намного лучше. На низкокачественном оборудовании часто бывает сложно почувствовать разницу с CD, но хороший DAC и наушники быстро расставляют все на свои места. позволяет самостоятельно попробовать определить, где 128, 320 и lossless-версия песни. Для DAC Chord Mojo, хороших наушников и моего не особо аудиофильского слуха результат получился отличным - уверенные 6 из 6.

  • CD-качества (PCM 16/44,1) теоретически достаточно, чтобы воспроизводить весь слышимый человеком диапазон звуков.
  • Сжатые форматы с низким битрейтом никуда не годятся.
  • Сжатые форматы с высоким битрейтом актуальны для недорогой техники или для беглого ознакомления с новой музыкой.
  • Чтобы получить качество, нужно использовать lossless.

Hi-Res Audio

Термин Hi-Res (High Resolution) Audio относится к музыкальным форматам и устройствам, которые могут воспроизводить музыку с качеством «лучше, чем CD» - то есть PCM -поток с битностью более 16 и частотой дискретизации более 44,1 кГц. Впервые Hi-Res появился на дисках SACD (Super Audio CD) и DVD-Audio. Ни один из этих форматов не смог закрепиться на рынке, так как к моменту возникновения этих стандартов музыка начала уходить c физических носителей в интернет.

Но, пожалуй, самой большой проблемой Hi-Res является сомнительное преимущество по сравнению с CD-качеством. Давайте рассмотрим все по порядку.

Возьмем, к примеру, запись 24/88,2. Как вы помните, битность отвечает за динамический диапазон, или попросту за разницу в громкости. В случае 16 бит мы имеем 96 дБ, для 24 бит - 144 дБ. Что это дает? Ровным счетом ничего! Для некоторых типов музыки рабочий динамический диапазон не превышает 12 дБ, в самых сложных случаях (например, при записи произведений симфонического оркестра) можно встретить диапазон около 60 дБ. Кроме того, 144 дБ - это далеко за пределами возможностей систем воспроизведения и человеческого слуха.

Преимущества более высокой частоты дискретизации, например 88,2 или 176,4, не менее туманны. Единственное, на что влияет большая частота дискретизации, это верхняя граница частотного диапазона. 44,1 - это 22 кГц, 88,2 - 44 кГц, 176,4 - 88 кГц. Считается, что предел слуха - это 20 кГц, но, как правило, такие частоты могут слышать только дети, и с возрастом этот порог становится все меньше и меньше. Кроме того что эти частоты невозможно услышать, существует очень мало наушников , которые способны их воспроизвести. Несмотря на то что в спецификациях можно встретить достаточно высокие значения верхнего порога частот, без графика АЧХ они не имеют никакого смысла, так как уровень звука при пороговых значениях может быть крайне мал.

MQA (Master Quality Authenticated) - это очень интересное изобретение британской компании Meridian, которое позволяет сделать Hi-Res-файлы более компактными и в целом улучшить качество ADC- и DAC-преобразований. Кроме того, MQA-файлы имеют «цифровую подпись», которая подтверждает, что качество звука не пострадало по пути из студии к проигрывателю. Слава богу, никаких систем DRM не предусмотрено и файлы можно спокойно копировать куда угодно. MQA представляет собой РСM-поток «CD-качества» 16/44,1, который может быть упакован в любой lossless-формат, такой как FLAC, ALAC или стриминг. Хитрость состоит в том, что Hi-Res-часть, то есть частоты выше 20 кГц, упаковываются под уровень шума основной записи. Это как раз те самые децибелы динамического диапазона, которые не используются и содержат в себе шум.

Во время воспроизведения приложение-проигрыватель или внешний DAC разворачивает файл, и в итоге на выходе получается Hi-Res. Если внешний DAC поддерживает MQA, то ему можно отдать нераспакованный поток, а он самостоятельно сделает из него исходный Hi-Res, заодно исправив некоторые неточности DAC-преобразования. Если поддержки нет, то за распаковку будет отвечать приложение, которое отдаст внешнему DAC уже распакованный Hi-Res-поток.

Проигрыватели без поддержки MQA воспроизведут его как обычный файл, нераспакованная аудиоинформация проиграется вместе с естественным уровнем шума записи. Компания утверждает, что за счет оптимизации ADC качество файла будет даже выше обычного, что звучит не особо правдоподобно. Впрочем, существенного ухудшения качества быть не должно, так как основная аудиоинформация никак не затрагивается.

Есть ли смысл переходить на Hi-Res-музыку?

Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Аудиофилы сломали не один десяток клавиатур на профильных форумах. Кто-то однозначно слышит в Hi-Res дополнительную глубину, детализацию, особенно после прогрева своих дорогостоящих серебряных кабелей , уложенных на специальных подставочках (из особой породы дерева) в правильном направлении. Когда дело доходит до слепых тестов - разница колеблется в рамках статистической погрешности. Есть различные теории о том, что ультразвуковые частоты могут каким-то образом влиять на восприятие слышимого диапазона или как-то по-другому восприниматься человеком. Суровые инженеры, в свою очередь, говорят, что при работе усилителя интермодуляционные искажения сигналов из диапазона более 20 кГц могут проникать в слышимый диапазон, ухудшая качество аудиофайла. Ну и очевидный минус - размер альбома в районе 2 ГБ и более «отъедает» приличное количество места на диске , если не используется технология MQA.

Большая часть всех представленных High-Res-релизов имеют мастер-записи в стандартном качестве или даже аналоговые записи на пленке, которые существенно хуже CD по техническим параметрам. Чаще всего это просто копии CD, которым увеличили разрешение. Если у вас есть старая пленочная фотография, то ей не особо поможет увеличение разрешения файла, в который она отсканирована. То же касается увеличенного разрешения уже готовой цифровой фотографии . Но почему тогда некоторые Hi-Res-релизы звучат так хорошо, особенно MQA? Все дело в мастеринге. Если проводить аналогию с фото, то это «ретушь» записи. Инженер, взяв мастер-запись, может убрать шумы, оставить больший динамический диапазон, применить различные фильтры, чтобы улучшить качество. Даже старые записи 50-х - 60-х годов прошлого века начинают звучать местами просто великолепно. Если сравнить такую запись с более старым релизом на CD, то разница будет очевидна, но эта разница в мастеринге, а не формате записи. Поэтому качественный мастеринг намного важнее Hi-Res. В последние годы имя инженера мастеринга можно даже встретить в описании к альбому, так как во времена улучшающегося качества систем воспроизведения музыки его работа становится особенно важна.

Среди записей, которые изначально созданы с учетом Hi-Res, в основном встречаются различные классические концерты и композиции не особо популярных исполнителей. Впрочем, с появлением MQA, который делает Hi-Res доступным для стриминга, ситуация начинает меняться. Из крупных лейблов о поддержке заявили Warner Music Group и Universal Music Group, а Tidal начал стриминг ограниченного числа альбомов в MQA-формате. И нужно отметить, качество звука просто потрясающее.

Стриминговые сервисы

Сегодня каждый уважающий себя IT-гигант имеет свой стриминговый сервис: Apple Music, Google Play Music, Amazon Prime Musiс и даже «Яндекс.Музыка». Все эти сервисы предлагают приблизительно один и тот же каталог со сжатой музыкой. Останавливаться на них подробно нет никакого смысла, так как по большей части они одинаково функциональны и одинаково унылы.

Наушники – это отдельная категория устройств для воспроизведения аудио. Их нельзя сравнить со стереоакустикой. Они устроены совершенно иначе, поэтому и критерии для них иные. Существует несколько типов наушников. У каждого имеются свои особенности, преимущества и недостатки. Отдельное место в мире аудиогарнитуры занимают Hi-Fi-наушники. Что они собой представляют? От всех остальных их отличает максимальная приближенность звучания к оригиналу. Сокращение «Hi-Fi» расшифровывается как High Fidelity, что в переводе значит «высокая точность». Такая надпись на аудиотехнике говорит о том, что устройство относится к соответствующему стандарту качества и точности передачи звука.

Выбор Hi-Fi-наушников

Чтобы не допустить досадной ошибки в выборе, нужно обращать внимание на все мелочи. Качество техники этой категории определяется скорее субъективно, чем объективно, поэтому каждый пользователь сам для себя определяет приоритетные критерии. Тем не менее, существуют определенные моменты и нюансы, которые актуальны для всех и всегда. Чтобы разобраться в вопросе выбора Hi-Fi-наушников, мы рассмотрим ключевые аспекты, которые возникают в голове каждого пользователя.

Какие параметры можно считать основными показателями качества звука?

Специалист в области аудиотехники скажет, что это АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и КНИ (коэффициент нелинейных искажений), и будет прав на все 100%. К сожалению, далеко не все производители указывают в паспортных данных эти параметры. Вот почему выбрать подходящие наушники бывает невероятно сложно. В большинстве случаев пользователю приходится примеряться – просить в магазине послушать, как звучат те или иные композиции из собственного трек-листа. Что ж, ничего скверного в этом нет. Наверное, можно сказать, что наушники, как и обувь, настолько индивидуальны, что удачно выбрать наугад практически невозможно. Каждый истинный аудиофил считает своим святым долгом пройтись по магазинам и выбрать из сотни комплектов именно тот, который будет удовлетворять по качеству звучания.

Многие любители качественного звука отдали предпочтение наушникам Bose QuietComfort 25 . Их главное преимущество – это совершенная система шумоподавления, которая обеспечивает полную изоляцию от происходящего в окружающем мире. Приверженцы этой модели сравнивают эффект звукоизоляции с волшебным куполом тишины. В кругах аудиофилов она прослыла эталоном среди наушников данной категории.

Как правильно читать паспортные данные?

Первым делом нужно обращать внимание на чувствительность. К примеру, перед вами две пары наушников, которые, по вашему мнению, звучат почти одинаково. Из них стоит выбрать те, у которых выше показатель чувствительности. Если в таблице спецификации указано от 90 до 110 дБ/мВт – значит, наушники по-настоящему хороши.

Второй по важности параметр, который, кстати, тесно взаимосвязан с чувствительностью – это сопротивление. В современных Hi-Fi-Наушниках он может варьироваться от 20 до 120 Ом. Однозначного ответа на вопрос о том, каким должно быть сопротивление, нет, но при этом с уверенностью можно сказать, что скверных раскладов вроде «низкий импенданс + низкая чувствительность» стоит избегать. Нет, качество звука от этого не пострадает, но вот аккумулятор телефона (или плеера) будет садиться очень и очень быстро.

Достойным примером «ушей» с высоким качеством воспроизведения аудио и оптимальным сочетанием сопротивление/чувствительность можно считать серию Sennheiser Momentum. Эти наушники считаются эталоном правильного звучания. Нет, отнести их к категории Hi-End, нельзя,… но назвать это недостатком достаточно сложно. Восприятие звуковых волн у каждого человека индивидуально, и конкретно Sennheiser Momentum подходит тем меломанам, которые любят чистый Hi-Fi-звук, без предумышленных искажений сигнала, ориентированных на изощренного потребителя. На данный момент многие специалисты сходятся во мнении, что Sennheiser Momentum – это и есть лучшие наушники для Hi-Fi плеера, но мы не беремся утверждать, что они идеально подходят всем без исключения. На вкус и цвет товарищей нет! Много найшников вы можете увидеть в каталоге .

Как насчет диапазона частот?

С этим показателем всё просто. Чем шире диапазон, тем глубже и насыщеннее звук, но это вовсе не значит, что вы должны гнаться за космическими цифрами. Слух человека лучше всего воспринимает частоты в диапазоне 300-3000 Герц. Всё, что выше или ниже – не лишнее, но второстепенное. Если вам попадутся наушники с диапазоном, 20- 10 000 Герц, которые будут устраивать по качеству звучания – покупайте, не раздумывая. Да, вы можете найти модель с верхней границей 20 кГц или даже 30 кГц, но вы не ощутите практически никакой разницы.
Подводя итог, можно сказать, что выбор наушников – это дело каждого. Универсальной формулы тут нет, поэтому просто закрывайте глаза, вслушивайтесь, и поймете, подходит, или нет.

Т олько вдумайтесь: термину Hi-Fi, олицетворяющему, по сути своей, последние достижения прогресса в области аудиотехники, исполнилось целых 90 лет! Понятно, что на момент его появления это были скорее теоретические изыскания, и до массового производства подобной аппаратуры было ещё далеко. Однако 70 лет назад уже появилось первое в мире специализированное издание по аудиотехнике, американский журнал Audio.

А вот в 1962 году началось, метафорически выражаясь, начало конца, а именно – Джастин Гордон Холт, основатель ещё одного американского издания, Stereophile, ввёл в оборот термин high end audio , породив тем самым нынешнее ценовое расслоение. Хороший звук становился всё дороже, доступные системы обрастали… хм… функционалом. И умопомрачительными цифрами мощности на коробках.

Казалось бы, что же тут плохого? Скажем так: для человека, любящего музыку и при этом обеспеченного – практически ничего, ведь он по-прежнему может позволить себе покупать качественную аудиотехнику. Ничего не изменилось и для потребителей «музыкальных консервов»: трудолюбивые азиаты освоили выпуск аудиоширпотреба, где с копеечной стоимостью соседствует примерно такое же качество. А вот хороший начальный сегмент Hi-Fi, к сожалению, оказался, что называется, в загоне.

Рискну предположить, что произошло подобное, в том числе, и по банальной причине, характерной для любой золотой середины – наиболее высокому соотношению цена/качество, и, как следствие – наименьшей рентабельности. Основная прибыль приходится на массовый сегмент, премиальные модели зачастую делаются для демонстрации возможностей и поддержания статуса, а вот на «рабочих лошадок» времени и сил уже не остается. Практически у всех. За редким исключением. Одно из которых – британская компания Cambridge Audio .

Бюджетные Hi-Fi-компоненты от Cambridge Audio


Сбалансированный комплект основных АС, «умный» сабвуфер с удобной настройкой — ELAC Debut приятно удивит и и любителя кино и меломана

«Дебюты» примечательны тем, что несмотря на более чем умеренную стоимость, в состав серии два сабвуфера, калибром 10 и 12 дюймов, а также Atmos-колонки, что позволяет укомплектовать с их помощью даже самый современный домашний кинотеатр. Помимо этого, в серии закономерно имеется центральный канал, пара напольных моделей и целых два полочника, что даже при условии создания классической системы 5.1 с напольными фронтами позволяет выбрать из 16 (!) возможных вариантов комплектации.

Любопытно, что в сабвуферах установлены усилители не класса D, мощные, но скажем так, не особо музыкальные, а используется технология BASH, в которой оконечные каскады класса AB питаются блоком питания на базе ШИМ. Вдобавок, в моделях S10EQ и S12EQ, сообразно индексу, применена система автокалибровки под акустику помещения, с использованием мобильного устройства не только для управления (через Bluetooth), но и в качестве… калибровочного микрофона!

Что же получается?

А получается, что полноценную стереосистему или ДК при желании можно собрать по стоимости беспроводной колонки :-), а то и существенно дешевле, было бы желание.



Рекомендуем почитать

Наверх