Дети и социальные сети. Как оградить ребенка от нежелательного контента? Что нужно знать о контентных рисках

Viber OUT 14.04.2019
Viber OUT

Библиографическое описание: Шпильфойгель Д. Д., Баландина Е. Г. Дети и социальные сети // Юный ученый. — 2018. — №1.1. — С. 98-99..03.2019).





В статье рассматривается проблема зависимости детей от социальных сетей, раскрыто понятие: социальная сеть. Приведены исторические сведения возникновения социальных сетей. Социальные сети оказывают колоссальное влияние на жизнь современных школьников. И каждый из них черпает информацию, узнает новости в социальных сетях . В работе предложены способы избавления от зависимости от социальных сетей.

Сложно представить современную жизнь без компьютеров и гаджетов.

Сегодня на виртуальных просторах можно найти друзей по интересам, понаблюдать за жизнью знаменитостей или даже создать собственный виртуальный клуб любителей единорогов.

Интернет общение заменяет людям реальное. Неудивительно, что с каждым днем количество людей, зарегистрированных в каких-либо социальных сетях, растёт.

Русский писатель, философ и общественный деятель XIX века Владимир Одоевский, живший с 1803 по 1869 год, в своем незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, предсказал появление современных блогов и Интернета. В романе сказано, что «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии, разговаривают друг с другом», а также о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства». Этими газетами «заменяется обыкновенная переписка». В них «помещаются извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также приглашения.

Популярность социальные сети начали завоёвывать в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление несколько десятков аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 года, когда в США были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В России социальные сети стали набирать популярность с 2006 года, когда появились социальные сети такие как Одноклассники и ВКонтакте.

Многие люди не понимают, что информация, размещённая ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, не всегда с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, родственники, сборщики долгов и даже преступники. В некоторых компаниях работодатели запрещают пользоваться социальными сетями, чтобы воспрепятствовать утечке информации. Также пользователи социальных сетей могут столкнуться с травлей, критикой, плохими отзывами и необоснованными слухами.

Особое беспокойство вызывает пропаганда самоубийств. Учёные утверждают, что социальные сети ощутимо повлияли на рост подростковых суицидов. Более трети материалов, описывающих способы добровольного ухода из жизни и агитирующих к ней, собрано в социальной сети «ВКонтакте». Правоохранительные органы регулярно принимают меры по закрытию так называемых «групп смерти». При этом увы зачастую родители даже не догадываются, что на их детей действует пропаганда самоубийства: в социальных сетях для этого используются довольно изощрённые психологические приемы.

Мною было опрошено 26 одноклассников. Большая часть моих одноклассников регулярно проводит время в социальных сетях. Из них 17 человек не готовы отказаться от социальных сетей.

Это наводит на мысль о том, что они зависимы от социальных сетей.

Именно поэтому я решила предложить им несколько способов избавления от этой вредной привычки.

Самый легкий, на мой взгляд, способ – отдать родителям все свои гаджеты на несколько дней.

Найти себе хобби.

Попросить друга поставить пароль на твоем телефоне, который ты не знаешь.

Моя работа имеет практическую значимость. Результаты данной работы помогут моим одноклассникам осознать вред социальных сетей. А в будущем избежать проблемы, связанные с зависимостью от социальных сетей. Это им даст возможность понять, что больше времени нужно проводить в реальном мире.

Литература:

  1. Андреев, И. Куда нас тащит Сеть? [азы социальной интернетики] / И. Андреев // Наука и религия. – 2008. – № 5. – С. 2 – 4.
  2. Безмалый, В. Безопасность детей при работе в Интернете: [если установлены Windows Vista]/ В. Безмалый // Мир ПК. - 2009. - № 8. - С. 74-76.
  3. Благовещенский, А. Интернет без мусора: [как сделать путешествия в Сети комфортным и кому пожаловаться на неприятные сайты и письма] / А. Благовещенский // Рос. газ. «Неделя». – 2011. – 20 окт. – С.12.
  4. Брынцева, Г. Это ЖЖ неспроста: [нужно ли контролировать социальные сети?] / Г. Брынцева // Рос. газ. – 2011. – 19 сент. – С. 9.

Аннотация: В статье рассматривается проблема зависимости детей от социальных сетей, раскрыто понятие: социальная сеть. Приведены исторические сведения возникновения социальных сетей. Социальные сети оказывают колоссальное влияние на жизнь современных школьников. И каждый из них черпает информацию, узнает новости в социальных сетях. В работе предложены способы избавления от зависимости от социальных сетей.

Для нынешнего ребенка интернет – не просто источник увлекательного контента, это часть среды его существования. Дети в социальных сетях проводят все больше времени. Попробуем разобраться, насколько это полезно или вредно.

Дети в социальных сетях. Плюсы и минусы.

Не так давно, мамы и папы сокрушались по поводу чрезмерного увлечения их чад компьютерными играми. На первый взгляд обоснованно. Основной аргумент заботливых родителей — сидение за монитором и отсутствие физических нагрузок плохо влияют на здоровье.

На самом деле все немного иначе. Ученые провели исследование, результаты которого показали, что компьютерные игры по затратам энергии не уступают физическим нагрузкам! Кажется неимоверным, но это правда. Причем, чем выше интенсивность игры, тем больше энергии тратится. Ученые пришли к удивительному выводу – компьютерные игры с высокой интенсивностью улучшают состояние сердечно-сосудистой системы у деток. Но сегодня видеоигры незаметно ушли на второй план. Теперь у родителей другая головная боль – дети в социальных сетях. И как в случае с предыдущим увлечением детей, мамы и папы видят в новом веянии только ужасное.

Сами по себе социальные сети для детей не являются ни хорошими, ни плохими. Это как говорить об улице. Ребенок выходит во двор и решает с кем дружить. Конечно, компания может быть навязана сверстниками, но все равно от малыша многое зависит. Он сам выбирает – стать хорошим или плохим. То же с социальными сетями. Именно от ребенка зависит, будут они полезными или вредными. Отлично, если родители подтолкнут к хорошему, покажут и расскажут. Но это получается не всегда. Итак, какие для детей есть плюсы и минусы социальных сетей?

Плюсы:

  1. Возможность общаться с друзьями, родными и близкими. Особенно, если они находятся в другом городе или стране.
  2. Саморазвитие и учеба. В социальных сетях много информации в виде познавательных фильмов, книг, программ для изучения языков, уроков и мастер классов.
  3. Компьютерная грамотность. Пользуясь социальными сетями, ребенок в форме игры изучает некоторые основы компьютерной грамотности, и учиться работать с приложениями.

Минусы:

  1. Нежелательный контент. Агрессия, насилие, порнография, — к сожалению, информации подобного рода в сети предостаточно. Согласно исследованиям, ВКонтакте – социальная сеть, наиболее опасная для детей в этом плане.
  2. Зависимость от социальной сети. Слишком долгое времяпрепровождение в социальных сетях чревато зависимостью. По статистике в Украине каждый пятый ребенок тратит на соцсети в суме один день в неделю. Зависимость чревата ухудшением успеваемости и общего самочувствия.
  3. Проблемы с осанкой. Постоянное сидение вызывает проблемы со здоровьем. Кроме осанки, от недостатка физических нагрузок страдает общее самочувствие ребенка.
  4. Потеря навыков реального общения. В социальных сетях дети общаются «заочно». Они ведут себя более расковано, чем в реальном мире. Иногда, даже слишком. Как следствие, общение оффлайн кажется сложнее, чем оно есть на самом деле.
  5. «Facebook-депрессия. Ученые Хьюстонского университета провели исследования, по результатам которого оказалось, что пользователи социальной сети подвержены депрессивным расстройствам больше других. Дело в том, что мы видим. Люди размещают на своих страницах наиболее радостные события в жизни, новые покупки. Когда пользователь листает ленту новостей с яркими фотографиями друзей, его собственная жизнь кажется скучной и неинтересной. Причем Facebook — социальная сеть, которая в Украине, пока, менее распространённая. В нас «болезнь» имела бы название «депрессия-ВКонтакте».
  6. Фишинг. Это попытка злоумышленников под маской надежной организации получить конфиденциальную информацию (данные банковских карт, пароли и т.д.) путем сообщений. На такие уловки и взрослые попадаются, что уже говорить о детях.
  7. Кибербуллинг. Социальные сети используются для рассылки угроз, оскорблений и запугивания. К сожалению, от кибербуллинга чаще всего страдают дети до 16 лет.

То, что сети идут во вред ребенку, можно распознать по следующим признакам:

  • сомнительные друзья в фрэндлисте малыша;
  • ребенок тратит деньги на игры и другие виртуальные развлечения;
  • ухудшение осанки и зрения;
  • агрессия по отношению к Вам, если Вы пытаетесь «оторвать» его от компьютера или планшета;
  • отказ от общения с друзьями в режиме оффлайн.


Во-первых , создать доверительные взаимоотношения в семье. Это не так просто, если их не было до увлечения социальными сетями. Ребенок должен знать, что с Вами можно поговорить обо всем на свете.

Во-вторых , задуматься о своем поведении. Сколько времени проводите в соцсетях Вы? А как часто пользуетесь гаджетами во время завтрака, или другого совместного времяпрепровождения? Вот-вот, ребенок – наше маленькое отражение.

В-третьих , подружитесь в сетях с малышом. Будьте готовы, что дети не всегда на это соглашаются. Лучше договориться, иначе рискуете стать частью тех 76% родителей, которые понятия не имеют, чем их дети занимаются в социальных сетях.

Дети в социальных сетях: запретить нельзя позволить

В среднем, украинские родители позволяют ребенку пользоваться Интернетом с 8 лет. Социальные сети «принимают» пользователей с 13. Будем честными, детям это не мешает. Что стоит прибавить несколько годиков и создать аккаунт? Но сейчас не об этом. Ограничения по возрасту существуют не просто так. Это рекомендация родителям. Марк Цукерберг считает, что вековой ценз пора пересмотреть в сторону снижения. Павел Дуров, наоборот, не видит в этом необходимости. Позволять или запрещать, контролировать или отпустить в свободное плаванье — конечный выбор останется за мамами и папами. Главное, чтобы жизнь ребенка была яркой, насыщенной и интересной. Тогда виртуальный мир социальных сетей станет дополнением к миру реальному и, возможно, даст малышу много полезного.

В современную жизнь прочно и надежно вошел интернет. Практически в каждой семье есть компьютер, а в некоторых он есть у каждого члена семьи, включая и детей. Если для взрослых интернет - приятная новинка, то для детей нового поколения мира без интернета никогда не существовало.

В чём же плюсы интернета? Конечно же – это источник информации. Дети готовят доклады, проводят исследовательскую работу, создают презентации. Через интернет получают дополнительное образование, осуществляют дистанционное обучение, участвуют в олимпиадах, в различных конкурсах. Всё это способствует всестороннему развитию ребёнка. В социальной сети дети общаются, дружат. С 5 лет они начинают заводить странички в контакте, а школьники там сидят почти поголовно.

Но нельзя забывать об опасности, которая таится для каждого ребенка в интернете. Если ребёнок большую часть своего свободного времени проводит в интернете, это, прежде всего, вредит его физическому и психологическому здоровью, вызывают интернет-зависимость.

Социальные сети у человека отбирают живое общение. Ребенку лучше посетить спортивную секцию, кружок, чем попусту просиживать время в социальной сети. Большинство детей сидят в социальных сетях и «деградируют» час за часом. Мы должны помнить, что социальные сети содержат большое количество информации, от которой детей нужно ограждать. Думаю, не мне вам объяснять, что за ребенок вырастет, который с 8-9 лет уже смотрит порно, слушает нецензурные песни и играет в жестокие игры. Уверена, что интеллектуальный уровень такого ребенка будет сильно отличаться от ребенка, который вместо этого читает книги и рисует.

Что же делать? Некоторые пытаются полностью запретить интернет до совершеннолетия ребенка. Но это слишком крайняя мера – давно известна истина, что запретный плод сладок.

Лучше всего самим рассказать детям о социальных сетях. Расскажите, как и для чего создана та или иная сеть. Если ребенок уже создал страницу в социальной сети, проявите интерес, попросите показать его фотографии, послушать музыку, рассказать вам о том, что его привлекает.

Объясните ребенку, что вся информация о нем, размещаемая в социальных сетях: музыка, фотографии, высказывания и прочее, являются отражением его личности.

Надо объяснить ребенку опасность некоторых объявлений во время общения в соц. сетях, придумайте правила пользования интернетом. Обсудите с ребенком, сколько времени в социальной сети он будет играть или общаться с друзьями. Проконтролируйте, что ребенок не указывает личную информацию типа домашнего адреса или номера телефона в активной видимости для любого пользователя. Объясните ему, что есть люди, для которых чужие данные становятся средством для преступления.

Не нужно забывать, что интернет похож на обычную многолюдную улицу. Очень важно научить ребенка не вступать в разговор с незнакомцами не только в реальной жизни, но и в виртуальной. Не стоит отвечать на сообщения или звать в друзья незнакомых людей. Лучше вообще не открывать такие письма. Объясните, что если ребенок получил непонятное предложение или письмо, пусть обратится к вам за помощью и советом.

Интернет, как и реальная жизнь, не может с помощью кнопки «вернуть все назад». Нельзя удалить отправленное сообщение. Все, что попало в интернет остается там навсегда. Лучше всегда внимательно прочитывать перед отправкой текст, чтобы быть уверенным в том, что именно появится на странице ребенка.

Социальные сети почти не отличаются от повседневного общения с друзьями. Интернет важная составляющая жизни как общение с друзьями или школа. Не нужно полностью контролировать всю деятельность ребенка в интернете, но родители должны отслеживать соблюдение установленных правил при пользовании компьютером и знать об интересах ребенка в интернете. Такая позиция заложит фундамент доверительных отношений между родителями и детьми.

Если вы не можете постоянно помогать ребенку в обеспечении его безопасности, обратитесь к специальным компьютерным программам, мешающим просмотру ребенком различных взрослых сайтов, а также программам для родительского контроля. Они существуют практически у всех крупных производителей антивирусных продуктов – Entensys, Dr.Web, Norton, Kaspersky, NiceKit.

Можно установить бесплатную программу Norton Online Family, которая просто скачивается через интернет. С помощью этой программы можно узнать, в каких именно социальных сетях проводит время ребенок, какую информацию ищет в интернете, на какие сайты заходит регулярно. Программа также отслеживает использование детьми телефона, регистрации на веб-сайтах, контролирует время, проведенное за компьютером. Родители будут поставлены в известность с помощью сообщения, что ребенок хочет сделать что-то запрещенное, например, открыть заблокированный сайт.

Постарайтесь объяснить своим детям, что реальная жизнь значительно интереснее виртуальной.


Современные дети отлично ориентируются в цифровом пространстве: они умеют обращаться со всевозможными гаджетами, а аккаунт в соцсетях необходим им не только для развлечения, но и для обучения, например, общения с преподавателями и одноклассниками в соответствующих группах. Но общение в интернете может приносить не только пользу, но и таить в себе опасности. О том, как выстроить безопасные отношения между ребёнком и социальными сетями, «О!» рассказала эксперт «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова.

Согласно нашему исследованию, у 95% опрошенных подростков 13−15 лет уже есть аккаунты в социальных сетях. Однако активное присутствие подрастающего поколения на этих сайтах беспокоит многих родителей, которые хотят уберечь своих детей от опасности и в реальной жизни, и в Сети. Но чтобы избежать возможных неприятностей, не нужно полностью ограждать детей от присутствия в интернете, достаточно соблюдать .

В каком возрасте ребёнку лучше регистрироваться в соцсетях?

Регистрируясь в той или иной соцсети, человек принимает условия её пользовательского соглашения. В соответствующем разделе указывается, какого возраста должен достичь владелец аккаунта. Например, у таких ресурсов, как Facebook и Instagram, он составляет не менее 13 лет. Однако в действительности дети часто указывают вымышленный год рождения и успешно регистрируются на этих сайтах и в 7−10 лет и даже раньше.

Если ребенок дошкольного возраста хочет завести аккаунт в социальной сети, родители имеют право не соглашаться на его просьбы — малыш может быть не готов к тому контенту, который там распространяется, да и никакой реальной потребности в этом нет. Реальная потребность в соцсетях может возникнуть у ребёнка, как только он приходит в школу. Нередко, несмотря на существование специальных электронных сервисов, учителя создают группы своих классов во «ВКонтакте» — на самой популярной среди российских детей платформе. Там педагоги публикуют домашние задания и другие необходимые материалы, а сами школьники формируют сообщества для обмена полезной информацией и общения.

Кроме того, в этом возрасте соцсети помогают ребятам не только узнавать всё важное и необходимое для учёбы, но и социализироваться. Когда подавляющее большинство сверстников уже общается в Сети, не стоит исключать вашего ребенка из этого процесса.

Какие опасности подстерегают детей в соцсетях?

Среди опасностей, с которыми могут столкнуться дети в соцсетях, — онлайн-травля со стороны сверстников, или кибербуллинг. Подобное явление имеет долговременные негативные последствия, влияющие на дальнейшую судьбу ребенка. Оно отличается от похожих неприятностей в реальной жизни, например, после уроков. А без личного контакта она принимает ещё более уродливые и гипертрофированные формы.

Поэтому детей нужно научить нескольким правилам: во-первых, в Сети можно писать только то, что можешь сказать человеку в глаза в присутствии других знакомых, а во-вторых, и реагировать на обидчика, это может только усугубить ситуацию, в этом случае лучше обратиться за помощью к взрослым.

Кроме того, дети могут случайно или намеренно попадать на страницы с неприемлемым контентом. Речь здесь не только об эротике или порнографии, но и об информации про наркотики, суицид, а также сцены насилия или оружие. В этом случае могут помочь специальные программы для детской онлайн-безопасности, которые будут информировать родителя, если ребенок, например, подписался на группу с неподобающим содержанием или целенаправленно искал подобный контент.

Фото: goodluz/Syda Productions/Olena Yakobchuk/ Shutterstock.com

По данным исследования, которое проводил в 2013 году «Фонд Развития Интернет» при поддержке Google среди российских подростков и их родителей, уровень цифровой компетентности взрослых и детей у нас в стране примерно одинаковый и составляет треть от максимально возможного. Получается, что взрослые боятся за детей в онлайн-пространстве не потому, что много знают о нём, а наоборот - потому что сами о нём ничего не знают. Среди взрослых существуют заблуждения по поводу сетей и их вреда для школьников. Часто они лишь усиливают беспокойство и не способствуют конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, которые могут возникать относительно онлайн-общения детей.

Заблуждение 1. Если ребёнок начнёт общаться в сетях, он не научится выстраивать отношения с людьми в реальной жизни.

Многие родители боятся, что сети в буквальном смысле опутают ребёнка, и он не сможет заводить новых друзей офлайн. На самом деле, если так происходит, то это говорит о психологических трудностях, причина которых, скорее всего, не в использовании соцсетей. Общение онлайн, наоборот, иногда помогает наладить контакт с теми, с кем это не получается сделать лицом к лицу, и перенести опыт позитивного взаимодействия в жизнь.

Заблуждение 2. Ребёнок ещё не созрел для того, чтобы безболезненно переживать обидные комментарии, которые часто провоцирует онлайн-общение.

Многие взрослые на своём опыте знают, как неприятно читать критику и едкие шуточки в свой адрес. И далеко не все могут похвастаться умением не воспринимать это болезненно. Но, к сожалению, это - часть жизни. Обидные комментарии начинаются на игровой площадке и сопровождают нас во взрослой жизни. Онлайн или офлайн, дети сталкиваются с неприятием, непониманием и другими негативными вещами, с которыми нужно учиться что-то делать, преодолевать. Сети усугубляют ситуацию лишь тем, что в них очень легко оставить любой комментарий. Но это - особенность сегодняшнего дня, в наш век трудно избежать онлайн-общения.

Если не знать, как пользоваться спичками, нужно совсем немного времени, чтобы случился пожар. Даже если ребёнок проводит в сети пять минут, он должен представлять, что, например, нельзя давать свои личные данные незнакомым людям, что бывают сетевые мошенники и платные приложения, которые можно совершенно случайно купить. Ограничение длительности онлайн-сессий решает другие проблемы, прежде всего связанные с дисциплиной и здоровьем.

Заблуждение 4. Ребёнок не должен пользоваться социальными сетями до достижения 13 лет (16, 18 и так далее).

Самые распространённые онлайн-приложения устанавливают в пользовательском соглашении «возрастной порог»: заводить свои учётные записи в них могут только пользователи, достигшие 13 лет. Это связано с законодательством в сфере охраны личных данных. Но это не значит, что существует волшебная дата, после которой сети автоматически станут для ребёнка безопасными и безвредными. В каком бы возрасте человек не завёл свою первую страничку, ему нужно будет освоиться в новом для себя мире онлайн-общения.

К примеру, именно поэтому сотрудники Лаборатории Касперского советуют родителям не сопротивляться движению детей в сторону онлайн-общения, а возглавить его и попутно рассказать о всех тонкостях. Начать можно с помощи в создании личной странички. При этом ребёнку следует рассказать о настройках конфиденциальности, о том, что Интернет - публичное пространство, поэтому всегда нужно иметь в виду, кто увидит размещённые тобой фотографии и сообщения.

Большая часть проблем, которые возникают при общении в социальных сетях, связана с ощущением, что здесь всё ненастоящее, всё игра. Нужно обязательно объяснить, что здесь всё как в обычной жизни, и неаккуратное слово может по-настоящему обидеть собеседника.

Так же, как мы объясняем правила поведения в общественных местах, нужно объяснять и правила поведения онлайн. Основную мысль сформулировать просто: твои действия в сети не менее реальны, чем действия офлайн, и не менее реальны могут быть последствия. Детям в раннем возрасте объясняют, что опасно доверять незнакомым взрослым. Рассказывают, как быть в случае навязчивого внимания со стороны незнакомой персоны. То же самое относится и к общению в сетях.

Любопытный разговор состоялся во время передачи на радио «Эхо Москвы» от 21 декабря 2014 года, посвящённой безопасности детей в Интернете. Член рабочей группы по разработке правил поведения школьников в соц.сетях говорил о необходимости проводить для детей образовательные курсы по безопасности, а приглашённый учитель информатики отстаивал позицию, что знакомство с правилами поведения в Интернете должны происходить во время непосредственной деятельности ученика. Не разделяя культуру онлайн и офлайн, можно во время совместных занятий и общения обращать внимание на правила безопасности, распространения информации, возможности коммуникации. В конце концов, социальные сети созданы для общения, и они могут активно использоваться в процессе обучения.

Относиться к социальным сетям только как к тому, что нужно запрещать либо строго контролировать - значит не замечать важного момента. Ребёнок завёл страничку «Вконтакте»? Отлично! Теперь у вас есть ещё один канал, с помощью которого вы можете лучше узнать его внутренний мир, увлечения, друзей. Здесь вы сможете вместе разбирать различные жизненные ситуации. Здесь так удобно обмениваться интересной информацией и связываться с близкими по духу сообществами. В конечном счёте, именно взрослый своим личным примером и в совместной деятельности может показать ребёнку, что делать с социальной сетью: «зависать» в ней или использовать как инструмент для более интересных задач.



Рекомендуем почитать

Наверх