Что такое M2M, кому это нужно и как будет развиваться. Технология M2M

Новости 24.02.2021
Новости

В телекоммуникационной отрасли очень много игроков, причем это не только крупные и мелкие операторы связи, ведь изрядный пласт компаний в этой сфере - производители оборудования, поставщики отдельных услуг и многие другие. Всем, помимо отличной связи, нужны и дополнительные услуги по курированию конечных потребителей, просчету трафика, выставлению счетов и т.п. Разумеется, биллинговые и М2М-решения можно пытаться разрабатывать самостоятельно, а можно обратиться за помощью к тем, у кого уже есть готовые бюджетные варианты.

О компании

ООО «С.Э.Т.» - владелец бренда «Теле-чип» (www.telechip.ru) - молодая и амбициозная компания по производству ЗС-модемов, TV-приставок и мини-USB DVB-T приемников с необычным типом предоставления услуг, а именно без абонентской платы и с бесплатным доступом к базовым сервисам (например, от 1 до 3 Мб интернет-трафика в день, личный кабинет, онлайн-кошелек с возможностью оплаты и пополнения счетов и т.п.).

На отечественном рынке подобный подход пока в новинку. Называется такая бизнес-модель freemium. Суть freemium в предложении поиграть в компьютерную игру, воспользоваться программным продуктом или услугой (как в нашем, случае) бесплатно, в то время как расширенные (улучшенные, премиум) функции продукта, его дополнительная функциональность или сервисы, а также другие продукты, связанные с основным, продаются за дополнительную плату.

«Телечип», предлагая такую услугу, сталкивается с двумя очевидными задачами: во-первых, отследить и обеспечить связью все конечные устройства, которыми компания изначально торгу-ет, выступая как интернет-магазин; а во-вторых, выступая уже как поставщик услуг, иметь возможность их контролировать, настраивать, следить за трафиком каждого абонента, особенно когда помимо бесплатных базовых услуг они неизбежно (и в этом главная изюминка этой бизнес-модели) начинают заказывать дополнительные функции.
Таким образом, перед компанией, которая производит и продает цифровое оборудование и сервисы на основе 3G, DVB-T/T2, GPS, стояла задача найти и внедрить решение для управления большим объемом этого самого оборудования с включенным объемом данных для них. Помимо передачи данных, компании было необходимо получить инструмент для управления внутренней тарификацией, контроля над аналитикой активности устройств и других задач для предоставления сервиса собственным клиентам.
Важен был также и экономический аспект. Компания намеревалась добиться снижения себестоимости собственных услуг. Во многом этому, конечно, способствует экономия непосредственно на связи, но в данном случае уместным казалось также снизить затраты и на такие телекоммуникационные сервисы, как уже упомянутые выше биллинг и системы, позволяющие контролировать устройства и услуги.

Решение

В итоге было принято решение о выявляется многофункциональным центром для самостоятельного управления SIM-картами в устройствах, их контроля и мониторинга через специальный web-интерфейс в режиме реального времени.
Среди наиболее полезных для «Телечипа» параметров предложения были такие, как возможность самостоятельно менять статус собственных SIM-карт вместе или выборочно и задавать параметры их работы в любой момент времени, защита от мошенничества и не целевого использования (например, путем автоматической блокировки при изъятии из устройства или настройки системы, уведомлений), гибкий биллинг конечного пользователя (возможность создавать новые бизнес-модели и тарифные планы для собственных пользователей, онлайн-контроль за трафиком и отслеживание расходов в режиме реального времени, статистика и аналитика любых соединений и т.п.). Но наиболее удобным оказалась возможность интеграции по API с внутренними системами управления оборудованием компании-пользователя. Благодаря этой функции прямого подключения через открытый интерфейс программирования компания «Телечип» смогла не только автоматически управлять в реальном времени и массово редактировать параметры SIM-карт, но и интегрировать платформу с собственным биллингом/CRM. А значит, вывести элементы управления на платформе в собственный интерфейс/систему и получать информацию о работе SIM-карт в собственный же интерфейс/систему. Иными словами, компания получила простой, удобный, бюджетный пакетный продукт со всеми предусмотренными услугами, легко подстроившийся под ее нужды и под ее собственные системы.

«Центр управления М2М» легко интегрируется с существующими системами компании через открытый web-интерфейс программирования. Это позволяет снизить затраты на оборудование, системы и персонал. Мы осуществляем интеграцию через API напрямую в наши системы учета и управления контентом. Предоставляем нашим пользователям информанионные ресурсы и сервисы через наши собственные устройства, а «Центр управления М2М» от «Билайн» Бизнес -наш поставщик решений и провайдер для обеспечения инфраструктуры и сервисов», - говорит владелец ООО «С.Э.Т» Владимир Канин.

Результат

В процессе работы с «Билайн» Бизнес компания «Телечип» получила необходимый функционал для осуществления управления и контроля над SIM-картами в своих устройствах. Решение планируется внедрить во всех регионах присутствия ООО «С.Э.Т», поскольку помимо привлекательного функционала данная услуга позволяет еще и серьезно экономить на искомых биллинге и службах контроля.

M2M (машино-машинное взаимодействие, англ. Machine-to-Machine, Mobile-to-Machine, Machine-to-Mobile) - общее название технологии, которая позволяет просто, надежно и выгодно обеспечить передачу данных между различными устройствами. Рынок решений на базе мобильного M2M существует более 20 лет. По оценкам Harbor Research на конец 2010 года в мире насчитывалось несколько десятков миллиардов так называемых "умных" устройств (smart devices) - электронных машин, способных взаимодействовать между собой.

Виды М2М

  1. Стационарный М2М обеспечивает использование различных решений: управление технологическими процессами, охранный мониторинг, платежные терминалы, счетчики, автоматы розничной торговли;
  2. Мобильный М2М позволяет управлять автопарком и предусматривает большое количество автомобильных приложений. Авторынок дает множество возможностей для использования М2М как бортового устройства, способного осуществлять мониторинг, диагностику, навигацию, позиционирование, охрану и собственно мобильную связь.

Способы реализации М2М решений

DTMF - позволяет посылать кодированные сообщения, используя обычные голосовые каналы. Это может эффективно использоваться для нужд охраны (DTMF форматы передачи информации, например, Contact ID), простого дистанционного управления, для контроля за персональной информацией, например, в голосовой почте. Обычно, автоответчик запрашивает пароль для допуска в меню. Это основная М2М возможность, которая используется в большинстве сетей.

SMS - сервис коротких сообщений. Там, где операторы сотовой связи предоставляют этот сервис, для пользователей М2М технологий открываются огромные возможности. Главное преимущество SMS - это то, что сообщение может быть передано за миллисекунды и содержать большое количество информации. SMS открывает возможности для большинства фиксированных и мобильных М2М приложений, таких как автоматы розничной торговли, платежные терминалы, коммунальное хозяйство и др.

DATA и "Always on" DATA - модемная связь. Использование коммутируемых каналов для передачи информации ограничена низкой, по сравнению с выделенными каналами "Always on" DATA, скоростью передачи информации. Системы передачи пакетной информации GPRS или CDPD уже доступны и позволяют осуществлять интерактивные коммуникации в реальном времени. "Always on" DATA является ключевым ориентиром в развитии М2М. С развитием GPRS и CDPD стали возможными телемедицина и развлечения.

WAP-IP предназначены для решений человек-машина (man-to-machine), и начинают становиться обычными для электронных заказов, покупок и платежей, объединяя в себе информационный сервис и приложения по управлению и мониторингу. Для автоматов розничной торговли WAP-IP сеть могла бы подготовить платформу для развития охранных и антивандальных систем.

3G. Третье поколение сотовой связи обеспечивает неограниченные возможности в телекоммуникационной среде, когда все машины и оборудование для построения сетей соответствует одному и тому же протоколу.

Применение М2М

Системы доступа. Дают возможность определенной группе людей с помощью своего сотового телефона заходить в определенные помещения, открывать электронные замки, двери и другое. Такие действия осуществляются с помощью обычного телефонного звонка или после отправки определенного кода.

Системы охраны помещений. М2М решения позволяют осуществлять дистанционную беспроводную охрану помещений. Это дает возможность пользователям систем самостоятельно дистанционно ставить-снимать с охраны такие помещения. Также, возможна дистанционная передача видео или изображений с помощью GSM.

Системы безопасности. Беспроводные системы безопасности (пожарная, аварийная, персональная и др..). М2М позволяет независимо и дистанционно отслеживать состояние объектов и при необходимости автономно посылать сигналы тревоги или информацию о состоянии объектов.

Дистанционный контроль и управление "домашним" оборудованием. Дает возможность с помощью мобильного телефона дистанционно осуществлять контроль домашней техники, поддерживать определенные условия в помещениях, дистанционно управлять домашней техникой (обогреватели, кондиционеры, сауны и др..).

Автотранспорт и мониторинг подвижных объектов. Применение систем M2M на транспорте практически неограниченно. Это и автоматические сообщения об авариях в службу спасения, сообщение точных координат местонахождения, системы против угона авто, предоставление диспетчеру транспортной компании информации о движении автомобиля, его техническое состояние, охрану груза.

Вендинговые автоматы по продаже, кофейные автоматы, платежные терминалы, банковские и кассовые автоматы и др.. М2М оборудование позволяет дистанционно контролировать состояние, дистанционно охранять вендинговое оборудование, собирать информацию о состоянии работы, осуществлять контроль работоспособности оборудования.

Здравоохранение. М2М позволяет проводить удаленную диагностику пациентов; оказывать помощь людям с ограниченными возможностями; автоматизировать экстренные вызовы.

M2Mnews.ru / 19.04.2015

Что такое М2М-технологии?

М2М – это сокращение от «machine-to-machine», т.е. «машина-машине». M2М-технология позволяет объединить удаленные объекты и системы для автоматизации бизнес-процессов. Именно с помощью М2М-техонологий наша жизнь становится проще. Сфера применения М2М-техонологий весьма широка. Эта технология настолько прочно вошла в нашу жизнь, что мы уже не мыслим комфортное цивилизованное существование без нее. Платежные терминалы, банкоматы, системы безопасности и контроля, мониторинг транспортных средств и многое другое. Все это работает именно благодаря М2М-технологиям.

Давайте рассмотрим применение М2М чуть подробнее на примере. Возьмем банкомат. Он автоматически может передавать информацию по GSMсетям, если у него закончилась наличность или чековая бумага, или наоборот, скопилось слишком много наличности и требуется приезд инкассаторов. Или возьмем для примера транспорт. С помощью М2М-технологий можно контролировать самую разнообразную информацию об автомобиле: координаты, расход топлива, скорость движения, температурные характеристики, диагностировать работу двигателя и другое.

Беспроводные и проводные М2М-технологии

Говоря о М2М-технологиях мы подразумеваем в первую очередь именно беспроводной способ передачи данных. Но M2Mшироко применяется и для проводных коммуникаций. Однако по порядку.

Использование беспроводных М2М-технологий дешево и технологично. Они позволяют не тратить средства на прокладку кабельной инфраструктуры, сохраняют время и позволяют свести к минимуму человеческие ресурсы. Беспроводные технологии-М2М помогает также увеличить мобильность рабочего персонала. М2М с использованием беспроводных коммуникаций широко распространено на самом высоком уровне: это и безопасность границ, государственные службы спасения и правоохранительные структуры. Беспроводные M2M-технологии позволяют обеспечить быструю реакцию из коммуникационного центра. Также M2Mпозволяет следить за мобильными объектами - например за передвижением транспорта, нахождением товаров на складе, узнавать о состоянии торгового автомата. Кроме того, беспроводные М2М-технологии с помощью датчиков позволяют следить за механическим напряжением высотных зданий и мостов.

Покрытие сигналом операторов сотовой связи в развитых странах близко к 100%, однако учитывая широкое развитие беспроводных М2М-технологий, без работы они не останутся. M2M-технологии – весьма перспективный рынок для операторов сотовой связи, и его потенциальная емкость велика.

Однако не нужно думать, что проводные М2М-технологии – это прошлый век. Они не просто играют важную роль, но без них не обойтись, например, на производстве, когда беспроводные М2М-технологии в условиях стальных конструкций и армированного бетона вокруг попросту не работают, по причине непроникновения сигнала.

Области применения М2М-технологий

Давайте остановимся на областях применения М2М-технологий чуть подробнее.

М2М-технологии для интернета. Это наиболее востребованная на сегодня область применения М2М. Практически у каждого в доме есть модем, обеспечивающий связь wi-fi.

М2М-технологии для автомобилей. Службы такси и компании, занимающиеся перевозками, массово покупают GPS-трекеры и устанавливают их на свой автопарк. Это устройство помогает рободиспетчеру знать точное местоположение и скорость автомобиля. Это в разы повышает эффективность транспорта.

М2М-технологии для дома. С помощью М2М можно удаленно контролировать температуру в доме и обеспечивать его безопасность. Также с помощью М2М-технологий можно контролировать электрическое оборудование в доме. Достаточно отправить смс.

М2М-технологии для ЖКХ. Сегодня мы записываем показания счетчиков воды и электричества и подаем эти показания в соответствующие организации. В будущем эти показания будут считываться автоматически и дистанционно. Возможно к этому процессу подключится и банк – денежные средства будут списываться автоматически.

М2М-технологии для здоровья. Датчики М2М могут следить за температурой человека, его давлением и пульсом. Также можно узнать местоположение больного. Все это позволяет вовремя принять меры и выслать при необходимости помощь.

М2М-технологии для автоматизированного учета. На любом товаре, находящемся на складе, есть электронно читаемая наклейка. Просканировав товар, можно следить за движением товара и остатками. Управление складом с помощью М2М-технологий может быть полностью автоматизировано.

М2М-технологии для безопасности. Покинув дачу или собственную квартиру, вы можете с помощью камеры дистанционно следить за безопасностью помещения. При обнаружении движения, датчики немедленно отправят вам смс или ммс с картинкой происходящего.

М2М-технологии для торговых автоматов. Оборудование М2М позволяет дистанционно контролировать кофейные автоматы, платежные терминалы, банковские автоматы, охранять это вендинговое оборудование, осуществлять контроль за работоспособностью.

Будущее М2М-технологий в России

Эксперты говорят о бурном росте М2М-технологий в нашей стране. Прежде всего потому, что растет число отраслей, где применяется М2М. И этому немало способствуют кризисные явления в экономике, т.к. М2М-технологии позволяют сократить издержки.

Уже сейчас в Москве создан пилотный проект, в рамках которого около 150 тысяч квартир одного квартала оборудованы М2М-модулями для снятия показаний различных счетчиков. Появилось новое медицинское оборудование, которое требует удаленный беспроводной доступ. Также на улицах российских городов появляются «умные» светофоры и остановки. Говорят также о создании целых «умных» городов, инфраструктурой которого будет управлять автоматизированная система с помощью М2М-технологий, а не люди. Ну и наконец, «облачные технологии», находящиеся сегодня в мировом тренде, также будут использовать М2М через web-интерфейсы.

M2M (machine-to-machine) – это решения, в основе которых заложено общение всяческих датчиков, сенсоров и прочего «железа» между собой на основе беспроводной связи. В сферу М2М попадает попадает вообще вся техника, которая по умолчанию не предназначена для звонка другу или для сообщения в твиттере и фб, например системы охраны, банкоматы и терминалы оплаты, навигаторы с пробками и т.д.

Такие умные машины уже засветились в самых разнообразных сферах, число которых растет с каждым годом:

  • Банки и платежные системы (решения для соединения банкоматов, терминалов оплаты и других устройств с корпоративными IT-системами Клиента, прочие системы)
  • Транспорт и логистика (решения для мониторинга автопарка, грузоперевозок, городского и муниципального транспорта и т.д.)
  • Безопасность (решения по охране стационарных/подвижных объектов, видеонаблюдение и т.д.)
  • Технологические АСУ естественных монополий и промышленных предприятий (энергетика, ЖКХ и т.п.)
  • Потребительская электроника , вендинг и другие отрасли.

Почему это полезно:

  1. Можно подключиться удалённо почти где угодно, даже когда кабель до места провести почти невозможно. Например, в домике на вершине горы или на трубе с газом где-нибудь в степи.
  2. Можно подключаться быстро и без прокладки инфраструктуры. К примеру – охранное предприятие может понаустановить датчики по всему периметру, не думая о кабеле.
  3. Такое подключение по-любому дешевле, особенно, при корпоративном использовании.

Говоря в общем, сейчас на сцену выходят совершенно иной тип абонента. Новых «живых» абонентов на рынке сотовой связи уже днем с огнем не сыщешь – сейчас даже в самой глухой деревеньке сложно найти людей без телефона. А вот мир машин в качестве пользователей мобильной связи только набирает обороты. Сим-карты уже сейчас начинают встречаться в розетках, автомобилях, ошейниках для собак, так что мир Скайнета кажется не такой уж фантастикой. Естественно, операторы отреагировали на такое изменение рынка и предложили свои решения для работы с M2M.

Что нужно от операторов?

В первую очередь, необходим удобный инструмент для управления и мониторинга SIM-карт, используемых в «железе». Любая современная компания должна иметь возможность управлять своими затратами, в том числе и на мобильную связь. Одна из самых распространенных проблем в этой сфере – нецелевое использование SIM-карт. Задача компании – своевременно определить, что SIM-карта используется не для нужд мониторинга объектов, а для выхода в Интернет с мобильного телефона недобросовестного сотрудника (например, был пример, когда воровали карты из M2M-светофоров). По сути, речь идет о задаче контроля над трафиком и расходами на обеспечение коммуникаций. В таком ключе система по мониторингу SIM-карт должна предоставлять информацию в режиме реального времени, чтобы клиент получал онлайн-уведомления о несанкционированных действиях с SIM-карты или о резком росте трафика, нехарактерном для данного устройства. Плюс хорошо интегрировать это с уже имеющимися ERP- и CRM-системами.

Ряд операторов, такие как Vodafone, Telenor, Orange, T-mobile, разработали свои собственные платформы управления, потратив десятки миллионов долларов и несколько лет работы. Другие, в числе которых AT&T, Telefonica, KPN, Rogers, O2, в рамках партнерских соглашений используют решения ведущих поставщиков М2М-платформ и MVNO операторов (Jasper Wireless, MainGate, ASPider и так далее). Такие решения постепенно начинают появляться и у нас в стране, и пионером на российском рынке в этой области стал «Билайн» Бизнес. Помимо стандартного набора услуг, таких как специальные М2М SIM-карты («термо» и чипы), Mobile VPN, IP, APN, оператор с конца 2010 года предлагает специальный M2M-продукт – «Центр управления M2M». Решение реализовано на базе глобальной платформы Jasper Wireless, которую также используют AT&T, O2, KPN, TelCel, Rogers и др. Она позволяет компаниям-клиентам самостоятельно управлять своими SIM-картами.

Как это работает?

По сути своей платформа, на которой базируется продукт «Центр управления М2М», это отдельный биллинг, который «заточен» под работу именно с М2М-ными SIM-картами.

Тарификация

Максимально точное округление (округляется до 1 Кб раз в сутки), бесплатный внутрисетевой роуминг по всей стране. Есть возможность использовать «общий пул трафика», который предполагает «перераспределение» пакетов трафика между SIM-картами. Например, если у абонента есть 10 SIM-карт с тарифом, в абонентскую плату которого включено 20 Мб трафика, тогда, при использовании «общего пула» клиент получит пакет в 200Мб трафика, который может израсходовать любая SIM-карта. Счет выставляется в зависимости от последнего подключенного ТП (т.е. в течение месяца можно сколько угодно переключаться между пакетами, тарифами и опциями). Если видно, что трафика израсходовано больше чем планировалось, можно просто сменить тариф на более выгодный. Можно (и нужно) настроить автоматическую смену тарифов по разным значениям трафика SIM-карт.

Функционал

Функционал достаточно большой: начиная от элементарных функций по управлению своими SIM, заканчивая возможностями по настройке работы SIM-карт, “retail биллинга” и детализированной информацией по работе устройства (например, какой SGSN использовался в заданный период или какие события происходили на сети).

Для номеров, подключенных к услуге Центр Управления М2М выделенна отдельная номерная ёмкость в DEF кодах 089 и 968. Использование DEF кода 089 и отдельного SMS Center, выделенного специально для этой услуги, дает ряд преимуществ – на терминалы клиента не будут приходить лишние сообщения, на SIM невозможно отправить «спам» с коротких номеров, из внешних сетей и т.д. Таким образом, SMS будут ходить только между номерами, подключенными к услуге и напрямую между SIM-картой и платформой. Все SMS отображаются в интерфейсе Центра Управления, там же можно посмотреть статус доставки и всю детальную информацию об SMS.

Можно настраивать статус SIM-карты (активна/заблокирована/готова к активации), менять набор услуг (например, отключая GPRS в роуминге, подключая/отключая SMS и CSD и т.д.), отправлять API команду или оповещение пользователю на e-mail о наступлении заданного события. Можно программировать события и реакции: изменение тарификации или, например, алерты: если платежный терминал, который должен поднимать GPRS-сессию для каждой новой транзакции вдруг стал слишком редко выходить в сеть, пользователь своевременно будет оповещен о проблеме.

Доступ

Для разграничения прав пользователей на доступ к платформе существуют разные роли пользователей, которые изменяются клиентом самостоятельно.

Retail

Функционал Retail Billing-а позволяет гибко управлять счетами. В общем случае, клиент получает от оператора один общий счет за пользование услугой. С помощью Retail Billingа можно разбить его на несколько мелких счетов, что может, например, помочь крупной компании следить за расходованием средств филиалами, находящимися в разных регионах. Клиент также может перевыставлять retail-счета своим внутренним пользователям, создавать свои retail-тарифы. Т.е., по сути, клиент Центра Управления М2М может, купив у нас SIM с тарифом с определенной стоимостью одного Мб, отдать их своим внутренним пользователям/клиентам и назначить свою стоимость Мб, причем совершенно любую.

APN

На платформе существует возможность создания для клиента выделенной точки доступа APN. Это может быть необходимо, если клиенту требуется нестандартная маршрутизация трафика, например, чтобы весь трафик с SIM-карт, минуя публичный интернет, уходил по выделенному каналу напрямую на сервер клиента. Таким образом существенно повышается защищенность передачи данных.

VPN

Использование Mobile VPN помогает решить целый ряд задач:
  • Доступ к корпоративному интранет-сайту;
  • Доступ к корпоративной почте;
  • Доступ к корпоративным базам данных и файловым ресурсам;
  • Доступ к корпоративным приложениям на базе протокола TCP\IP;
  • Защищенное подключение оконечного оборудования к корпоративной сети (POS терминалы, банкоматы, технологическое оборудование, М2М и т.д.);
  • Предоставление «контролируемого» доступа в Интернет для сотрудников компании.

Существует 2-й вариант подключения мобильного Mobile VPN
1) Mobile VPN с оператором фиксированной связи


VPN with FNO:


2) Mobile VPN без оператора фиксированной связи


R - Radius-сервер, H - DHCP-сервер

Такой вариант подключения удобнее тем, что нет необходимости прокладывать фиксированный канал до клиента, достаточно наличия широкополосного подключения офиса клиента к Internet. При этом VPN - маршрутизатор, LNS-сервер, Radius-сервер, DHCP-сервер располагаются на стороне клиента.

Мониторинг

Получив доступ к интерфейсу платформы, пользователь может в режиме реального времени отслеживать состояние всех его SIM-карт. Встроенная система диагностики позволяет определить реальное состояние SIM-карты, что в случае каких-либо проблем поможет определить на каком этапе происходит сбой. Например, увидев, что со стороны оператора все хорошо, можно сделать вывод, что проблема с конечным устройством и наоборот, не отправлять ремонтную бригаду к устройству (зачастую удаленному или труднодоступному), а понять, что проблема на стороне оператора.

Для более детальной диагностики платформа располагает функционалом Spotlight, который позволяет определить на каких SGSN и GGSN зарегистрирована SIM-карта, посмотреть параметры GPRS сессии, увидеть все попытки активации PDP Contextа, попытки авторизации в сети, факты отправки SMS и статус доставки, наличие «пустых» сессий, когда при поднятой GPRS сессии трафик не передавался (это может быть нормальным поведением устройства, когда оно просто «удерживает» сессию, но может и свидетельствовать о проблемах).


Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, то чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость - благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.

Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость – благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.

Кое-какие возможности M2M доступны уже сегодня, причем даже в Украине. Кое-какие интересные кейсы применяются в других странах, но легко могут быть внедрены и у нас. Кое-что, конечно, все еще находится в стадии идей и задумок, но будущее надвигается так стремительно, что даже идеи уже не за горами. Мы в редакции задались вопросом, что уже происходит в мире, где машина научилась общаться с машиной, и вот что выяснили.

1. Что такое M2M и зачем мне об этом знать?

M2M, оно же межмашинное взаимодействие, оно же M2M телеметрия, вездесущая Википедия определяет как «общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом, или же передавать ее в одностороннем порядке». На бытовом уровне это могут быть счетчики, которые передают данные об использованных электричестве или воде напрямую в организацию, предлагающую услугу, минуя вашу беготню на лестничную клетку или под ванную за актуальными данными и специально обученных «бабушек», которые раз в какой-то период проверяют, чтобы вы не обманывали ЖЕК. На уровне общества – это возможность отслеживания движения автобусов, дополнительная плетка для таксиста, чтобы тот не гонял со скоростью 120 км/ч по городу, распугивая школьников и собак, это актуальная информация о состоянии лифтов в жилых домах. На уровне бизнеса – это контроль за работой всех объектов корпорации. На уровне промышленности – это мониторинг и своевременное исправление проблем на производстве. И многое другое, на чем мы подробнее остановимся дальше.

2. То есть это «интернет вещей»? Или «интернет вещей» – это M2M? Или это вообще все разное?

Сегодня развелось такое количество терминов на тему «умных» машин, которые лелеются различными вендорами и провайдерами услуг, что порой сам черт ногу сломит в том, кто кому интернет и что вообще для чего.

Начнем с того, что есть два параллельно существующих термина-синонима – «интернет вещей» (продвигается Intel) и «всеобъемлющий интернет» (детище Cisco, менее прижившееся в нашем массовом информационном пространстве). Это такое глобальное понятие, которое охватывает и мир устройств, способных взаимодействовать без человека, и мир оборудования (различных чипов, например), необходимых для реализации возможности этого общения), и технологии, протоколы, стандарты, и каналы связи. «Интернет вещей» – это Big Data, к которой лучшие умы и бизнесы современности только ищут подход для вычленения полезной информации.

M2M (для простоты понимания и сокращения объемов текста остановимся на этом термине) – это часть «интернета вещей» или «всеобъемлющего интернета». То, что касается подключенных устройств и ассоциированных с этим приложений, готовых программных и аппаратных решений, архитектур, конкретных структурированных данных, которые имеют конкретного владельца, который эти данные анализирует.

Мне на ум приходит ассоциация с литературным произведением, у которого есть тема и идея. Идея – это то, что хотел сказать автор, тема – каким образом он донес свою мысль. По аналогии «интернет вещей» – это о том, что подключено к сети, M2M – это как подключено, то есть конкретные инструменты.

Вот как-то так

Если заземлиться в конкретные цифры, то «интернет вещей» сегодня объединяет около 9 млрд устройств, подключенных друг к другу разным способом. 6% этих устройств используют операторскую инфраструктуру, остальные – другие типы подключения, например, радиорелейную связь, кабель и т.д.

Предполагается, что к 2020-му количество устройств в «интернете вещей» достигнет 23 млрд. Из них около 8% будут подключены при помощи обычной сотовой связи и еще около 11% при помощи нового стандарта LPWA , разработка которого в данный момент ведется 27 ведущими операторами мира, а также вендорами и производителями микросхем и оборудования для мобильных сетей. Этот стандарт подразумевает возможность передачи данных на большие расстояния и при этом низкое энергопотребление. Бытует мнение, что его внедрение приведет к взрывному росту M2M в частности и «интернета вещей» в целом.

3. Смарт-браслеты, часы, холодильники, «умные» счетчики – это все тоже M2M? Или это «интернет вещей»?

В потребительском сегменте, в масс-маркете, M2M – это как раз носимая электроника, медицинское оборудование, крупная бытовая техника, такая как холодильники, мелкая бытовая техника и даже совсем не техника. В связи с последними вспоминается интересный кейс с «умными» домашними фильтрами для воды, которые умеют оповещать производителя, когда пора менять кассету. В целом, многие производители электроники и бытовой техники работают в направлении «умной» техники. Но само понятие «умный» не указывает сразу на M2M. Есть устройства (и это большинство браслетов, например), которые подключаются к смартфону через Bluetooth и управляются через приложение. Это не M2M. M2M – это когда у устройства есть собственный чип или подключение к интернету другим способом для передачи данных, и передача эта происходит автоматически, без волшебного пинка со стороны пользователя.

4. А мобильные операторы тут причем?

M2M появился задолго до массового распространения передачи данных и даже до GPRS. Но внедрение и распространение доступных тарифов на мобильный интернет через GPRS позволило удешевить M2M и расширить сферу применения. Сегодня это очень перспективная технология.

Ранее, например, звонок из застрявшего лифта в диспетчерскую также осуществлялся при помощи аналоговой связи.

Многие данные вообще мониторились людьми.

У банков была возможность подключать свои терминалы только кабелем. Оптическим, медным, радиорелейным. Это все было крайне дорого – построить «последнюю милю» физическую, протянуть кабель к каждому банкомату. Поэтому они начали смотреть в сторону альтернативных решений. Первое время на GSM как замену кабелю смотрели с опаской из-за вопросов безопасности. Но GSM сама по себе достаточно безопасная связь, да и банки дополнительно шифруют соединение на всех уровнях. Например, когда вы платите в POS-терминале карточкой и таким образом отправляете данные о своих паролях, шифрование осуществляется на всех уровнях. То есть риска для банков нет, то же самое и с GSM-связью, и банки сейчас пришли к тому, что около 60% подключений банкоматов (в Украине) происходит через карточку оператора. Это дешевле, быстрее, это безопасно.

5. Значит, банкоматы уже такие умные, что сами себе деньги могут заказывать по телефону? А еще что интересного?

Да, действительно, украинские (а уж западные банки – тем более) не настолько богаты, чтобы нанимать бабушек с блокнотиками, которые будут проверять количество купюр в банкоматах и приносить свои данные в отделения, откуда потом будут отправляться инкассаторы. Но банки – не единственные пользователи M2M.

В автомобилях тоже есть тренд к тому, чтобы те были подключены к сети. В Украине это пока не работает, даже если вы привезете с собой машину с SIM-картой из-за границы. Но оператор AT&T, например, позволяет оснащать картой свой автомобиль, раздавать через нее Wi-Fi в салоне, подгружать данные о состоянии на дорогах, прокладывать маршрут, подгружать какой-то развлекательный контент. Если случается ДТП, то автомобиль сразу подает сигнал в соответствующую службу без человеческого участия. Технические узлы современного «продвинутого» автомобиля также мониторятся на предмет выявления проблем при помощи сети. Датчики говорят о том, что пора, например, масло поменять или в шинах давление измерить. Учитывается состояние дорог и многих других вещей. Все это есть и будет развиваться дальше.

Автомобиль будущего: и швец, и жнец, и Wi-Fi-точка доступа

В Европе вообще законодательно обязали оборудовать системой eCall все автомобили. ECall – это цифровой звонок, сигнал, который передается автомобилем куда надо в случае ДТП.

Это позволяет всем службам, которые необходимо задействовать в таком случае, быстро отреагировать на вызов, спасти жизнь. В России это же самое осуществляется при помощи GLONASS. В Украине пока ничего подобного нет. Но такие решения позволяют стране иметь свой собственный огромный массив данных (Big Data), который можно использовать, чтобы понять, какие автомобили, где и когда попадают в ДТП. Кроме того, это важно для спасения жизней и обеспечения безопасности на дороге, ведь в экстренных ситуациях счет идет на минуты.

Еще интересный момент, связанный с M2M в автомобилях. У крупных операторов, таких как AT&T, Telefonica, есть международные альянсы. В рамках этих альянсов есть договоренность, что есть некая одна глобальная SIM. И эта глобальная SIM работает в сетях операторов-партнеров как в родной сети, без дополнительных роуминговых затрат. Это очень важно для сегмента автотранспорта, когда, например, машина может быть произведена в Японии, а в итоге она приезжает в Германию. Или наоборот. Везде эта карточка операторов альянса должна работать так, чтобы пользователю не пришлось вникать в то, как ее заменять в поездках в другую страну. Есть порталы, есть платформы, которые позволяют производителю управлять этой карточкой, и девайсом. И активировать ее только тогда, когда она (в машине) дошла, например, до места назначения. И менять оператора, если вдруг по каким-то причинам оператор не подходит. Например, из-за проблем со связью. Эта карточка в таком случае умеет переходить в сеть другого оператора просто на лету.

Cледующий сегмент – финансы. M2M активно используется в платежных терминалах.

Если говорить об Украине, то конкретно на нашем рынке всплеск в сегменте платежных терминалов произошел в 2013 году, когда законодательно было прописано обязательство передавать данные о кассовых операциях в налоговую (кстати, у нас есть интересный материал о том, как госрегулирование влияет на телеком-отрасль в целом) онлайн. Владельцы тех терминалов, которые физически не могут быть подключены к проводу или к Wi-Fi, имеют только один выход – подключать их при помощи GSM-карточки. У бизнеса появилась необходимость покупать модемы к своим кассовым терминалам, чтобы передавать данные. Поэтому этот сегмент моментально увеличился. Влияние на законодательном уровне здесь было одним из ключевых.

M2M применяется и в такой важной для Украины сфере, как сельское хозяйство. Если говорить о конкретных кейсах, то, например, одна из украинских сельскохозяйственных компаний закупила большую партию современных очень дорогих тракторов. Теперь ей важно следить за тем, чтобы тракторы правильно эксплуатировались. Поскольку данная компания является сертифицированным партнером, ей разрешено врезаться в систему трактора без потери гарантии. M2M в данном случае собирает данные о состоянии разных частей трактора. Украинская специфика такова, что помимо этого надо контролировать, чтобы не сливалось топливо или не было «левых» рейсов.

M2M позволяет следить за показанием приборов в реальном времени. Снова отойдем немного от Украины за реальными кейсами. У оператора Turkcell есть сервис Smart Energy, который предоставляется совместно с партнерами. Он позволяет следить за потреблением электроэнергии в разных точках.

Например, у вас есть сеть аптек. Там устанавливается специальный цифровой счетчик с мультитарифной системой учета. Он умеет считать расходы по разному тарифу в зависимости от того, в какое время используются те или иные приборы. В нем есть GSM-модем с карточкой. В Турции такой счетчик ставится за основным счетчиком, поскольку основной традиционно принадлежит компании, предоставляющей услуги энергетики.

Ничего особенного, просто умный счетчик

Этот прибор мониторит потребление. Он может сравнить на карте показатели разных объектов и выявить, если в определенном месте есть странные результаты. Например, потребление в такой же точке зашкаливает, значит, надо разбираться. Фактически для владельца это означает не то, что он поставил такой счетчик и начал экономить. Нет. Он поставил такой счетчик и начал анализировать, собирать историю своего потребления.

Дальше владелец, например, понимает, что целесообразно заменить обычное освещение на LED-лампы. Или обязывает работников точек, уходя, гасить свет. Или он проводит какие-то кампании, и у него есть инструмент, который позволяет замерить результаты до и после. И он видит, что такая-то инициатива помогла сэкономить в деньгах столько, в киловаттах – столько. У этого сервиса есть специальный веб-интерфейс, на котором указывается и прогноз погоды, где есть привязка счетчиков к карте, отчеты и аналитика, удаленная настройка сбора данных, оповещения и нотификации.

В Турции, где высокие тарифы на электроэнергию, которые серьезно повышаются при превышении порога реактивной энергии, много мелких предприятий очень следят за своими расходами, поэтому там услуга пользуется популярностью.

6. А я могу договориться со поставщиком, поставить счетчик, и передавать ему данные онлайн, и платить онлайн, чтобы не приходилось бегать к счетчику за показаниями?

Дома новой застройки, как правило, уже оснащены системами, которые собирают данные по энергопотреблению каждой квартиры и централизованно передают в учетную систему поставщика. В домах старой застройки отдельные пилотные проекты в Киеве есть, но они не массовые, увы.

7. А что в Украине есть такого, что не только для бизнеса?

Есть инициатива диспетчеризации лифтовых хозяйств. Это значит, что каждый лифт должен быть автоматизирован и оснащен доступом в сеть.

Большинство лифтовых сервисных предприятий, уже давно использует SIM-карту для связи с диспетчером. Кроме этого связь нужна для передачи данных об аварийных ситуациях. До использования операторских M2M-каналов связь с диспетчерской осуществлялась по кабелю.

Практически все регулируемые светофоры в Киеве подключены кабелем. Это все очень дорого и тяжело. С кабелями регулярно что-то происходит. То пропадают, то выходят из строя. Поэтому GSM выглядит как хорошая альтернатива. Однако все упирается в дальнейшем в банальное отсутствие денег на переоборудование существующих систем.

8. У нас в некоторых городах Украины общественный транспорт оборудован трекерами, которые позволяют следить за его движением. Это тоже M2M?

Да, транспорт КиевПасТранса оборудован M2M-модулем для мониторинга, поэтому через, например, приложение EWAY можно следить за его перемещением. В нем стоят датчики GPS и карта GSM. GPS передает координаты, а GSM – данные об этих координатах на сервер. Многие владельцы маршруток также оборудуют свой парк автотранспорта, потому как получают реальные выгоды от возможности контролировать перемещение собственного парка.

9. То есть банкоматы и троллейбусы «едят» мой мобильный интернет? Какой объем трафика генерирует банкомат? Или транспорт, который мониторится?

Как правило, это зависит от того, где установлен банкомат, насколько часто происходят в нем транзакции. Но в среднем это 20-50 МБ в месяц. То есть меньше мегабайта в сутки. Один пакет в сессии для мониторинга транспорта в среднем весит 2 КБ, у банковского сектора больше, потому что банкомат генерирует запросы и получает ответы, и так несколько раз за одну транзакцию.

Зачастую в M2M для передачи данных небольшого объема достаточно 2G. Если же объем данных значительный, например, видеонаблюдение, то такие объемы передаются по сути 3G (которая, как мы , активно строится).

10. А для здоровья есть что-то?

Конкретно в Украине здравоохранение – та сфера, где с технологиями негусто. Но в мире M2M в медицине уже применяется. В частности, для мониторинга каких-либо показателей организма и передачи данных лечащим врачам. Хотя для полной гармонии и проникновения M2M в каждый дом необходимо еще наличие большого количества доступных устройств, которые бы могли снимать показания точно в домашних условиях, при этом были бы доступны для больных.

Ни для кого не секрет, что одной из глобальных проблем в здравоохранении является диабет. Количество заболевших исчисляется сотнями миллионов человек, это уже можно смело называть эпидемией. В цифрах в Украине около полутора миллиона страдающих диабетом 1 и 2 типа было только в 2013 году.

Понимая масштабы проблемы, турецкий оператор Turkcell в 2012 году запустил пилотный проект в медицинской школе в Стамбуле, который находится на стыке M2M и медицины. Была выбрана контрольная группа тех пациентов, за которыми врачи наблюдали при помощи M2M-решений. Пациентам с диабетом предлагался глюкометр с Bluetooth, пациентам, у которых есть проблемы с давлением, предлагался тонометр с Bluetooth.

«Умный» набор для ваших бабушек и дедушек

С большими кнопками на случай, если кто-то из них плохо видит

Эти устройства подключаются к специальному устройству-шлюзу, в котором установлена SIM-карта. Шлюз поддерживает два аккаунта, между которыми можно легко переключаться, что удобно для семьи из двух пожилых людей.

Пациенты использовали глюкометры с Bluetooth для регулярных измерений дома. После нажатия на кнопку Upload на шлюзе данные отправлялись через SIM-карту к врачу. Доступ к данным через веб-интерфейс имелся у врача, у родственников пациентов и также мог быть у пациента. Для продвинутых пользователей запущено приложение на Android. Но человеку, который не смыслит в технике, достаточно было померять давление или сахар и нажать на одну кнопку для передачи данных.

Врач, в свою очередь, знает своих пациентов, какие значения для них нормальные или избыточные. Более того, в таблице данных ненормальные значения подсвечиваются красным цветом. У врача собирается история показаний, он видит, когда происходит повышение сахара, если мы говорим о больных диабетом, или давления, если мы говорим о тех пользователях, у которых проблемы с давлением. Так врачу проще определить причину, а пациенту не надо лишний раз ездить в клинику. А в критических случаях при наличии тревожных данных от пациента к нему даже может выехать скорая.

Есть также специальный call-центр, который будет напоминать пациенту, если он вовремя не произвел замеры.

Система мониторинга позволяет снизить риск развития осложнений. Профилактика всегда дешевле лечения.

Продукт предлагается в Турции и на государственном уровне, и частным клиникам. Многие дети готовы оплачивать подобный мониторинг своим престарелым родителям. Они покупают годовую подписку, куда входит оборудование, поддержка call-центра и врачей. Это такое комплексное решение.

Турецкий опыт в будущем планирует перенять «дочка» Turkcell – lifecell.

11. Ну хорошо, а что бизнес в Украине может получить от M2M в нашей стране?

Сегмент платежных, кассовых терминалов и охрана и безопасность – две самые развивающиеся сферы M2M в нашей стране. Затем идет мониторинг транспорта. Также при помощи M2M можно обеспечивать мониторинг мобильных «объектов» компании, т.е. полевых сотрудников, курьеров.

12. Каким образом происходит мониторинг объектов компании?

У сотрудника компании есть телефон с ОС Android и GPS. На него устанавливается специальное приложение. Когда торговый представитель, мерчендайзер, супервайзер, промоутер, курьер выходит на маршрут, он включает это приложение. Включаться такое приложение может только на рабочее время этого сотрудника. Телефон служебный, соответственно, сотрудник должен в рабочее время работать, а не заниматься личными делами.

Сотрудник вышел на улицу – спутники определились. Любые отклонения от маршрута видны в интерфейсе. Был человек в этой торговой точке или не был, сколько времени он там провел. Расширенный пакет такого приложения позволяет назначать маршруты на каждый день. Пользователь просто включает программу и видит готовое задание на этот день. Также софт позволяет передавать фотографии с определенного места. Это полезно, например, для промоутера, который фиксирует результаты своей работы для отчета, или для мерчендайзера, который обходит торговые точки. Он может тут же через программу сфотографировать раскладку товара и передать этот снимок через GPRS в офис. А на месте, в офисе, у его руководителя сразу появляется вся информация из разных точек. Эта услуга давно работает у lifecell и называется «Мобильный GPS».

13. Мониторинг транспорта – это что, как, для чего?

Мониторинг транспорта – услуга, которая направлена как на владельцев логистических компаний, так и на службы такси или других транспортных перевозок. Точные возможности зависят не столько от оператора, сколько от партнера, который обеспечивает «железячную» и программную часть. Об одном из примеров реализации мониторинга транспорта рассказывает Янина Посохова, эксперт по управлению корпоративными продуктами lifecell.

«На сегодня мы работаем с 10 партнерами по предоставлению именно этой услуги. Мы общаемся с корпоративными клиентами, у которых есть свой автопарк, выясняем потребность в мониторинге и презентуем клиенту решение. Клиент выбирает то решение, которое его устраивает по тому, насколько широки возможности web-интерфейса, или по тому, какие датчики в машине он желает использовать, по финансовым соображениям. У некоторых партнеров есть датчики, которыми можно оснастить всю машину. У некоторых – чисто мониторинг и контроль скорости. Т.е. мы подключаем совместно с партнером. Кстати, на нашем сайте можно ознакомиться со всеми решениями для бизнес-клиентов.

Автопарк оснащается модулем GPS для сбора координат и GSM-картой со специальным тарифом для передачи данных на сервер сбора информации.

Когда машина передвигается по открытой местности, спутники ее всегда видят и передают данные о маршруте. Если машина находится в гараже, то спутники ее не видят. Но некоторые наши партнеры уже нашли выход и из этой ситуации – по cell ID, то есть по сотам, которые показывают, где находится автомобиль с SIM-картой, когда нет сигнала GPS.

Периодичность передачи сигнала настраивается на усмотрение пользователя. Обычно это 30-60 секунд, тогда маршрут видно полностью на карте. Можно увеличивать интервал опроса хоть до 1 часа, но тогда маршрут движения не будет выглядеть так отчетливо.

У владельца услуги есть огромные возможности для мониторинга и управления буквально всем. Можно обрисовать геозоны, чтобы в случае выхода машины за пределы какой-то геозоны владельцу услуги поступало оповещение об этом.

Услуга позволяет замерять скорость движения автомобиля. В веб-интерфейсе будут отображаться все нарушения скоростного режима и экстренные торможения, которые имели место.

Для контроля слива топлива тоже есть свои датчики.

Программное обеспечение для M2M умеет составлять маршрутные листы. Машину можно привязать к водителю и формировать маршрутные листы. Эта система позволяет автоматизировать и упростить многие процессы для транспортных компаний.

У нас, как у оператора, есть решение для таких компаний, специальный тариф. Как для использования в Украине, так и за ее пределами. В роуминге очень дорого использовать GPRS. Тем не менее, есть запрос со стороны бизнеса, поскольку из Украины за границу ездит как пассажирский, так и грузовой транспорт. Чтобы убрать этот ценовой барьер, мы определили около 20 стран, в основном Европа, плюс страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия, Беларусь, Молдавия), где установили перечень операторов, в сетях которых регистрируется карточка и передает данные. В этих сетях действуют льготные тарифы на GPRS – это 10 гривен за мегабайт. Для роуминга это совсем малые деньги. Поэтому наши корпоративные клиенты активно пользуются этим тарифом.

В январе месяце для компаний, которые работают в M2M-вертикалях, мы расширили возможности Системы самообслуживания и запустили услугу «M2M Менеджер» для мониторинга и управления M2M-линиями. Теперь Администратор корпорации может в своем Личном кабинете управлять своими линиями: и голосовыми, и M2M. В разделе «M2M-линии» будут доступны для управления, контроля и работы с данными/отчетами именно те линии, которые клиент определил как M2M. Имеется в виду, что он сам это определяет.

Администратор может изменять отображение информации в главном окне сервиса под себя. Например, добавить идентификатор устройства, положение объекта (например, через SMS-пинг), заметку (комментарий) по данному объекту (например, фамилию водителя, адрес) и многое другое.

Детали по линии он может посмотреть, кликнув на ее номер. Тут отображается та информация, которой не было в Главном меню. Статус предоставления услуг роуминга, какой баланс линии и остаток пакетов, что с доступами, есть ли кредитный лимит и т.д.

По клиентскому запросу в настройках услуги M2M VPN-тоннели могут быть построены с применением отдельной точки доступа, через которую будут передаваться данные. Точка доступа для подключения интернета, например, в смартфоне – стандартная, ею пользуются все. Она открытая и имеет динамический IP-адрес, который выдается на одну сессию. А клиентам надо иметь выделенный IP-адрес, иначе не будет возможности найти карточку в сети. Поэтому строятся отдельные точки доступа. Клиент, который уже имеет свою персональную точку доступа, может удалять общие точки доступа, которые ему не нужны, и добавлять собственную точку доступа на свои линии. С IP-адресом такая же ситуация. Возможность самостоятельно этим всем управлять значительно экономит время и клиенту, и оператору.

Для владельца корпорации M2M и обычная связь могут быть как на одном контракте, так и на отдельных. Все зависит от пожеланий владельца.

Всю информацию из личного кабинета можно экспортировать и работать с ним в Excel.»

14. А когда вы пишете, что речь идет о «готовом решении», что подразумевается под этим «решением»?

«Готовое решение» подразумевает предложение по оборудованию, программному обеспечению и тарифному плану оператора. Оператор не берется консультировать и подбирать оборудование для клиента, в данном случае это зона ответственности партнеров. Чем больше функциональных возможностей, тем выше стоимость решения. Оператор в свою очередь предлагает подходящий тариф и обеспечивает специальными SIM-картами, предоставляет возможность контроля и управления картами.

В случае с M2M это скорее будут даже SIM-чипы – более надежные и практичные решения, которые гарантировано будут служить лет 10 как минимум. Такие SIM-чипы не вставляются в GSM-слот, а впаиваются. Они позволяют минимизировать размер самого девайса, кроме того они термо- пыле- влагозащищенные. Впрочем, бывают и термо SIM-карты. Они стандартного размера, как обычные «симки», но с дополнительной защитой. Еще у них отсутствуют счетчики аутентификации, что позволяет продлить срок службы карточки..

SIM-чип и его устройство

15. SIM-карты M2M к нашим 140% проникновения мобильной связи в Украине имеют отношение? Или их отдельно считают?

M2M сидят в этих цифрах, никто их отдельно не считает. В крупных компаниях, таких как Turkcell, VimpelCom, AT&T ведется отдельная статистика и есть отдельный отчет по M2M-линиям. В Украине масштабы пока не те, поэтому необходимости такой нет. Все-таки наша страна отстала от значительной части мира в плане технологий.



Рекомендуем почитать

Наверх