Вредоносное ПО (malware) - это назойливые или опасные программы,...
![Лучшие утилиты для удаления вирусов и вредоносных программ](https://i2.wp.com/webhelper.info/images/danger.jpg)
НАСТРОЙКА РЕЖИМА DOLBY (DOLBY SETUP)
В этом меню регулируется динамический диапазон режима Dolby Digital, а
также изменяются настройки режима Dolby Digital Pro Logic IIx Music.
Вы можете выбрать
эффективный динамический диапазон (субъективный диапазон от самого
низкого до самого высокого уровня громкости) для воспроизведения
звуковых дорожек в формате Dolby Digital. Для обеспечения полного эф-
фекта присутствия в кинотеатре выбирайте 100 (значение по умолчанию).
При выборе значений 75, 50 и 25 динамический диапазон соответственно
уменьшается, т.е. тихие звуки начинают звучать сравнительно громко, а
громкие звуки будут ограничиваться по уровню громкости.
Значение 25дает наименьший динамический диапазон и подходит
для поздних сеансов прослушивания или других ситуаций, где нуж-
но сохранить максимальную различимость речи при минимальном
общем уровне громкости.
Dolby Pro Logic IIx Music: См. то же описание Pro Logic IIx в разде-
ле НАСТРОЙКА РЕЖИМОВ ПРОСЛУШИВАНИЯ описания ЭКСПЛУАТА-
ЦИЯ РЕСИВЕРА Т 785 – ГЛАВНОЕ МЕНЮ.
НАСТРОЙКА РЕЖИМА DTS (DTS SETUP)
В этом меню регулируется динамический диапазон режима DTS Digital
Surround, а также изменяются настройки режима DTS Neo: 6 Music.
Dyn Range Ctrl (Динамический диапазон):
Конфигурируется так
же, как в режиме Dolby, см. описание выше. Разница только в том,
что звуковая дорожка записана в формате DTS.
DTS Neo: 6 Music . См. то же описание NEO:6 Music в разделе НА-
СТРОЙКА РЕЖИМОВ ПРОСЛУШИВАНИЯ описания ЭКСПЛУАТАЦИЯ
РЕСИВЕРА Т 785 – ГЛАВНОЕ МЕНЮ.
РЕЖИМЫ DTS
Ниже приведены описания различных режимов DTS.
ТЕХНОЛОГИЯ DTS-HD MASTER AUDIO
Технология DTS-HD Master Audio позволяет воспроизводить студийные
мастер-записи без потери данных с полным сохранением качества звука.
Технология DTS-HD Master Audio поддерживает разнообразные скорости
передачи данных, составляющие до 24,5 Мбит/с для формата Blu-ray и до
18,0 Мбит/с для формата HD-DVD, что намного превышает возможности
стандарта DVD. Такая высокая скорость передачи данных позволяет
воспроизводить 7.1-канальный звук в качестве 96 кГц/24 бит без потерь и
ухудшения качества по сравнению с исходным материалом. DTS-HD Master
Audio – незаменимая технология, способная воспроизводить звук точно
так, как этого хотел создатель музыки или фильма.
DTS - ES EXTENDED SURROUND ™ (DTS ES)
Представляет собой новый многоканальный формат цифрового сиг-
нала, значительно улучшающий эффект объемного звучания и нюансы
звуковой сцены. Это достигается благодаря дальнейшему расширению
динамического диапазона сигналов объемного звука, вследствие чего
обеспечивается высокий уровень совмести мости со стандартным
форматом DTS.
В дополнение к имеющимся 5.1 каналам, DTS-ES Extended Surround также
предлагает т.н. тыловой задний канал (иногда называемый “тыловым
центральным каналом”), обеспечивая воспроизведение объемного звука
в 6.1-канальном формате. Система “DTS-ES Extended Surround” включает
в себя 2 формата сигналов, основанных на разных способах записи сигна-
лов объемного звука.
DTS-ES™ DISCRETE 6.1
Благодаря тому, что все сигналы 6.1-канального формата (в т.ч. тылового
заднего канала) независимы друг от друга, создается впечатление
практически свободного перемещения звукового образа в пределах
звуковой сцены, окружающей слушателя.
Максимальный эффект достигается при воспроизведении звуковых доро-
жек, записанных в данном формате, с использованием DTS-ES процессора.
Однако даже при воспроизведении с использованием обычного DTS про-
цессора сигналы тылового заднего канала автоматически “подмешиваются”
к сигналам левого и правого тыловых каналов таким образом, что ни одна
из составляющих этого сигнала не теряется.
DTS - ES™ MATRIX 6.1
В этом случае сигналы дополнительного тылового заднего канала пре-
образовываются в матричную форму и заранее подаются на вход левого
и правого тыловых каналов.
Во время воспроизведения они декодируются в сигналы левого, правого и
заднего тылового каналов.
Так как формат потока битов полностью совместим с сигналами стандарт-
ного формата DTS, эффект формата DTS-ES Matrix 6.1 можно обеспечить
даже при использовании источников сигналов 5.1-канального формата
DTS. Таким образом, вы можете воспроизводить источники сигналов
6.1-канального формата DTS-ES Matrix 6.1 при помощи 5.1-канального
процессора формата DTS.
При преобразовании источников программ, записанных в формате DTS-
ES Discrete 6.1 или Matrix 6.1, с помощью DTS-ES процессора, формат
записи распознается автоматически и выбирается оптимальный режим
объемного звука. Однако в отдельных случаях некоторые источники
формата DTS-ES Matrix 6.1 могут распознаваться как источники формата
DTS. В этих случаях для воспроизведения этих источников программ
режим DTS-ES Matrix необходимо выбрать вручную.
DTS NEO: 6™ SURROUND
В данном режиме стандартные 2-канальные сигналы, например,
цифровые РСМ или аналоговые стерео сигналы, подаются на сверх-
точный цифровой матричный процессор, используемый для обработки
сигналов формата DTS-ES Matrix 6.1. Благодаря этому на выходе воспро-
изводится 6.1-канальный объемный звук. Формат DTS NEO: 6 surround
включает в себя 2 режима с целью выбора оптимального режима
обработки источника сигнала.
DTS NEO: 6 CINEMA
Данный режим оптимален при воспроизведении звуковых дорожек
кинофильмов. Процесс декодирования обеспечивает усиление эффекта
разделения каналов для воссоздания той же звуковой сцены, что и при
воспроизведении 6.1-канальных источников программ.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕСИВЕРА T 748 – МЕНЮ НАСТРОЙКИ
ESP
AÑOL
Dolby Stereo - система звука для кинотеатра, использует 4 аудио канала и систему подавления шума Dolby для улучшения качества звука. Некоторые кинотеатры все еще используют Dolby Stereo сегодня, в то время как оригинал - четырёхканальное звуковое сопровождение обрело новый вид аналоговой системы Dolby Surround, схожей по принципу декодирования матричного сигнала и позиционирующийся, как система домашнего кинотеатра. Разница заключается лишь в том, что в главных каналах здесь не используется система шумоподавления.
Одна из первых систем объемного звучания, разработанных инженерами фирмы Dolby Laboratories. На носителях сохраняется информация тыловых каналов в закодированном виде, для ее воспроизведения необходимо дальнейшее декодирование сигнала. Система Dolby Surround существует в двух вариантах: упрощенном - Dolby Surround и более совершенном - Dolby Surround Pro-Logic .
Dolby Digital (AC-3) может содержать 6 дискретных (независимых) звуковых каналов, является стандартом для DVD-Video. 5 каналов способны воспроизвести полный частотный диапазон, слышимый человеческим ухом, 6-ой канал - LFE (low frequency effects) воспроизводит только басс 3-120 Гц. Дорожка Dolby Digital может состоять меньше чем из 5.1 каналов. К примеру - Digital 1.0 (mono), Dolby Digital 2.0 (stereo). Формат не является идеальным, и подвержен компрессии (звук. дорожка закодирована в 448 кбс или в 384 кбс), дабы уместить все многоканальные прелести на диск.
Последняя версия формата Dolby Digital - это Dolby Digital Surround EX содержит 5.1 каналов плюс дополнительный матрично закодированный (сигнал берётся с правого и левого тыловых каналов) задний-тыловой канал. Формат совместим со всеми системами воспроизведения Dolby Digital и обеспечивает расширенный "surround effect" только при использовании соответствующей системы - Surround EX.
Аналоговый формат записи, процессорDolby Pro-Logic осуществляет декодирование 4-х каналов (при проигрывании соответствующе закодированного материала из двух каналов (правый, левый) выделяет еще два - центральный и тыловой). Центральный канал предназначен для воспроизведения диалогов. Для тылового канала используются две колонки, на которые подается моно сигнал (в ограниченном частотном и динамическом диапазоне).
Dolby Pro-Logic II - формат для разложения любой стерео дорожки на 5.1 каналов. Имеет преимущество по сравнению с 1-ым DP - сигнал на тыловые АС подаётся в стерео и имеют полный частотный диапазон. Присутствуют вариации для музыки и фильмов.
DTS Digital Surround - это система кодирования-декодирования, предоставляющая шесть (5.1) 20-разрядных звуковых каналов мастер-качества. Самая точная из технологий окружающего звука 5.1, присутствующих сегодня на рынке. В процессе кодирования алгоритм DTS записывает 6 каналов 20-битной цифровой звуковой информации с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс. Все DTS звуковые дорожки закодированы со значительно меньшим сжатием данных, чем Dolby Digital, чтобы получить 6 каналов превосходного звука, тем не менее, потери при декодировании никто не в силах обойти.
DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - 24-разрядный звук с частотой дискретизации 96 кГц, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах. Декодер DTS Neo:6 позволяет извлекать до 6 раздельных каналов с полным диапазоном воспроизводимых частот из любого 2-канального источника, аналогового или цифрового.
DTS-ES - звуковой формат для кинотеатров, который включает, помимо 6 каналов обыкновенного DTS, дополнительный центральный тыловой канал, осуществляющий более точное распространение звука на тыловой сцене. DTS Extended Surround Matrix фактически формат с 5.1 каналами записи, так как данные центрального тылового канала реализуются матричным кодированием правого и левого тыловых каналов. Иными словами дополнительный канал не является дискретным и поэтому DTS-ES (DTS-ES Matrix) не является истинным 6.1 форматом.
DTS-ES Discrete 6.1 - первый полноценный 6.1 канальный формат, включающий в себя независимый центральный тыловой канал, воспроизведение которого может осуществить декодер DTS-ES Discrete 6.1, в случае его отсутствия, звуковая дорожка воспринимается как обыкновенный шестиканальный DTS звук.
DTS - это цифровая система, созданная компанией Digital Theater Systems Inc. При том же количестве каналов, что и у системы Dolby Digital, она отличается меньшим коэффициентом сжатия, поэтому ей требуется в 3-4 раза меньше данных для достижения более высокого качества звука.
DTS - (Digital Theater Systems, или Цифровые Театральные Системы) - это проприетарный многоканальный формат, разработанный и реализуемый на рынке компанией Digital Theater Systems (официальное название фирмы - DTS Coherent Accoustics).
DTS стандартный аудиоформат для DVD, также как AC3 и LPCM. У DTS битрейт значительно выше - для многоканальных программ диапазон 760-1500kbps, поэтому некоторые люди уверены в лучшем качестве DTS по сравнению с AC3 (у которого битрейт 640kbps). Однако, компания Dolby возражает таким утверждениям о DTS, поскольку считает столь высокие битрейты следствием применения примитивных и неэффективных технологий. Консенус в полемике по поиску лучшего из этих двух форматов так и не был найден.
Существует Open Source DTS декодер libdca (часть проекта VideoLAN), но он закрыт для публичного доступа, поскольку нарушает патент DTS.
THX звуковая спецификация - это не формат такой как Dolby Digital или Dolby Stereo. Это набор требований, формирующих спецификацию, которая может быть применена на аппаратные средства, программное обеспечение и даже некоторые театры. Разработанная Lucasfilm спецификация создана для максимальной передачи информации, записанной звукорежесёром. Существуют спецификации THX Select, Ultra и Ultra2. THX Surround EX - является форматом, который имеет дополнительные левый и правый каналы тылового окружающего звучания на базе 5.1-канального Dolby Digital звука и воспроизводит звук через 7.1 каналов.
Super Audio CD появились в сентябре 1999 года. Форма и размер SACD совпадает с обычным CD, цвет рабочей поверхности - золотистый. Емкость SACD - в 6 раз больше обычного CD, кроме звука на них можно записывать текст и изображения. Частота воспроизведения звука достигла 100 кГц, а четкость сигнала увеличилась в 64 раза. Большинство SACD являются гибридными (HYBRID) или двуслойными дисками, которые можно слушать, как на CD проигрывателях (стерео), так и на SACD проигрывателях. На SACD проигрывателях по умолчанию включается многоканальный режим. Для записи дисков используется новейшая технология прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital), которая позволяет воспроизвести натуральный и естественный звук, при данной технологии максимальная частота сэмплирования равна 2,8 МГц в секунду (предел восприятия человеческого уха, за которым разницы уже не чувствуется, находится на уровне 64 000 сэмплов в секунду - 64 кГц). На SACD может быть записано 1, 2, 2.1, 3, 4 (3.1, 4.0), 5 или 6 (5.1) каналов. Максимально возможное время записи: до 110 минут. Принцип размещения колонок не отличается от стандартной схемы 5.1 для DVD-Video. SACD 6+1 не существует.
DVD-Audio - это стандарт хранения аудио данных (в шести каналах в формате MLP - Meridian Lossless Packing) на дисках формата DVD. Данные хранятся с параметрами 16 - 24 бит и частотой дискретизации 96 - 192 кГц (96 кГц - возможен 5.1-канальный звук, 192 кГц - только стерео). DVD-A диск имеет объем 4.7 Гб. В стандарте DVD-A предусмотрено использование специальной техники lossless - сжатия аудио - MLP (Meridian Lossless Packing). Для обеспечения совместимости, многие диски DVD-A специально оснащены треками в формате Dolby Digital и DTS, которые легко распознаются проигрывателями DVD-Video.
Sony Dynamic Digital Sound Не очень распространённый цифровой формат, как Dolby Digital или DTS, тем не менее имеющий свою изюминку - 8 независимых каналов (7.1). Система Sony добавила 2 фронтальных канала - центральный левый/правый. SDDS использует более высокий уровень цифрового кодирования или коррекции ошибок, а также оригинальную технологию снижения шумов, известную как ATRAC.
HDCD (High-Definition Compatible Digital) компакт-диски, по качеству превосходящие обычные CD. Они кодируются 20 битами реальной музыкальной информации, по сравнению с 16 битами для всех остальных компакт-дисков. HDCD обеспечивает более динамический диапазон, более сосредоточенную трехмерную звуковую сцену, и чрезвычайно естественный вокальный и музыкальный тембр. В случае отсутствия HDCD декодера без труда воспроизводятся на обыкновенных аудио проигрывателях
Free Lossless Audio Codec - свободный аудио-кодек без потерь) - популярный свободный кодек для сжатия аудио. В отличие от кодеков с потерями Ogg Vorbis, MP3 и AAC, не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высокачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для архивирования аудиоколлекции. На сегодня формат FLAC поддерживается многими аудиоприложениями.
DTS , Digital Theatre System (Цифровая театральная система) - семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи , созданное компанией «Диджитал Тиэтер Систем» (англ. Digital Theater System ) для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями . DTS конкурирует с аналогичным Dolby Digital , печатаемым непосредственно на межперфорационных перемычках фильмокопий. Кроме сопровождения плёночных фильмокопий, обе системы (DTS и Dolby Digital) используются на оптических видеодисках для домашнего просмотра. DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. Споры о преимуществах DTS или Dolby Digital не прекращаются по сей день . Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround . DTS поддерживает как 5.1-канальный, так и 7.1-канальный варианты звука.
DTS в домашних театрах допускает полный битрейт (1509,75 кбит/с).
Одним из первоначальных инвесторов компании был режиссёр Стивен Спилберг , считавший, что вплоть до основания компании форматы звука были несовременными и, в результате, неоптимальными для использования в проектах, где качество звука имеет первостепенное значение . Работа над форматом началась в 1991 году , на 4 года позже начала работ над своим новым кодеком Dolby Digital компании Dolby Labs. Основная и наиболее распространённая версия формата - 5.1-канальная - похожа на Dolby Digital, кодирует звук в 5 первичных каналов (полный диапазон) плюс специальный LFE канал (низкочастотные эффекты) для сабвуфера .
Кодер и декодер поддерживают многочисленные комбинации каналов: стерео, четыре канала, четыре канала и LFE - такие саундтреки выпускаются на коммерческой основе на DVD , и Laserdisc . При использовании DTS в кинотеатрах звук, записанный на -диске, синхронизируется с изображением при помощи временны́х меток, отпечатанных на фильмокопии в пространстве между аналоговой оптической фонограммой и изображением . Кодирование в разновидностях DTS, предназначенных для кинотеатров и для бытовых устройств, сильно отличается и по алгоритмам, и по степени сжатия .
Есть и другие варианты DTS, поддерживающие до 7 первичных каналов плюс LFE канал (DTS-ES). Главными конкурентами DTS в многоканальном аудио остаются Dolby Digital и SDDS, хотя на DVD и в домашних кинотеатрах используются только DTS и Dolby Digital. Формат дебютировал в 1993 году в фильме Стивена Спилберга Парк Юрского периода , чуть раньше официального театрального дебюта Dolby Digital в фильме Бэтмен возвращается год спустя. Кроме того, «Парк юрского периода» стал первым релизом для домашнего просмотра, содержащим DTS, выпущенным в 1997 году на Laserdisc, два года спустя после первого релиза Dolby Digital (Прямая и явная угроза на Laserdisc), дебютировавшего в январе 1995 года .
Сводная таблица форматов DTS, используемых в Blu-ray и HD DVD | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Blu-ray Disc | HD DVD | |||||||||
Формат | Тип
компрессии |
Разрешение /
частота дискретизации |
Статус | Каналы | Выходы | Скорость потока
(bitrate), макс. |
Статус | Каналы | Выходы | Скорость потока
(bitrate), макс. |
DTS-HD Master Audio | Без потерь | 24 бит/96 кГц | Доп. | 7,1 | 7,1 | 24,5 Мбит/с | Доп. | 7,1 | 7,1 | 18 Мбит/с |
DTS-HD High Resolution Audio | С потерями | 24 бит/96 кГц | Доп. | 7,1 | 7,1 | 6,0 Мбит/с | Доп. | 7,1 | 7,1 | 3,0 Мбит/с |
DTS Digital Surround | С потерями | 16 бит/48 кГц | Доп. | 5,1 | 5,1 | 1,5 Мбит/с | Доп. | 5,1 | 5,1 | 1,5 Мбит/с |
DTS Digital Surround ES | С потерями | 16 бит/48 кГц | Доп. | 6,1 | 6,1 | 1,5 Мбит/с | Доп. | 6,1 | 6,1 | 1,5 Мбит/с |
DTS Digital Surround 96/24 | С потерями | 24 бит/96 кГц | Доп. | 5,1 | 5,1 | 1,5 Мбит/с | Доп. | 5,1 | 5,1 | 1,5 Мбит/с |
DTS Digital Surround | С потерями | 16 бит/48 кГц | Обязат. | 5,1 | 2,0 | 1,5 Мбит/с | Обязат. | 5,1 | 2,0 | 1,5 Мбит/с |
DTS Express | С потерями | 16 бит/48 кГц | Обязат. | 5,1 | 5,1 | 256 кбит/с | Обязат. | 2,0 | 2,0 | 256 кбит/с |
В дополнение к стандартному 5.1-канальному кодеку DTS Surround, компания имеет ряд других технологий, способных конкурировать с аналогичными системами от Dolby Labs. Основными новыми технологиями являются следующие.
DTS ES - формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным - DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом - DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).
DTS Neo:6, как и Dolby’s Pro Logic II system, может принимать стереосодержимое и преобразовывать его в 5.1- или 6.1-канальный звук.
DTS 96/24 позволяет доставлять 5.1 каналов глубиной 24 бит, частотой дискретизации 96 кГц и и высококачественное видео в формате DVD Video. До изобретения DTS 96/24 было возможно доставлять только 2 канала 24 бит, 96 кГц на DVD Video. DTS 96/24 также может быть размещён в видеозоне на DVD Audio дисках, делая эти диски проигрываемыми на всех DTS-совместимых DVD плеерах.
DTS-HD High Resolution Audio вместе с DTS-HD Master Audio являются HD-расширением оригинального DTS-формата. Оно обеспечивает до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит. DTS-HD High Resolution Audio выбрано в качестве опционального формата для Blu-ray Disc и HD DVD с постоянными битрейтами до 6,0 Мбит/с и 3,0 Мбит/с, соответственно. Формат может служить альтернативой DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.
DTS-HD Master Audio, ранее известный как DTS++, обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу. Формат может доставлять аудио с очень высоким битрейтом - значительно большим, чем на стандартных DVD.
Технические характеристики формата DTS-HD Master Audio :
DTS Connect - система кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток формата DTS Digital Surround и вывод его через S/PDIF.
DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначается для создания виртуального объемного 6-канального звука из стерео-источников. Используется только в персональных компьютерах.
DTS Interactive - компонент DTS Connect, кодирующий аудиопотоки в реальном времени; используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.
DTS Surround Sensation: Относительно новая разработка, ранее известная как DTS Virtual. Позволяет слышать виртуальный объемный 5.1-звук через стандартные наушники.
Сжатие аудио (форматы сравнение) | |
---|---|
Кодеки | |
Речь/голос | |
Без потерь | |
Стандарты и форматы |
Медиаконтейнеры | |
---|---|
Видео/аудио | |
В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая разработка DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby Atmos, который успел наделать немало шума и произвел своего рода революцию в мире многоканального звука. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки. Выходит, Dolby Atmos и DTS:X не просто схожи, а практически идентичны? В целом - да, существенных отличий немного, но они все же есть.
Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.
Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику, дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы, а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно заработать.
Что касается оборудования для просмотра контента в формате DTS:X, то тут есть два пути: можно купить новый AV-ресивер с поддержкой формата или же программно обновить тот, что уже имеется. Большинство производителей уже заявили о поддержке нового кодека. Компания Denon выпустит обновление для модели AVR-X7200W, летом появятся апдейты для Marantz AV8802 и Trinnov Audio Altitude32. А Onkyo, Pioneer и Yamaha планируют начать продажи DTS:X-ресиверов в конце лета или в начале осени.
Вот производители, которые уже согласилась включить новый формат в свои устройства в 2015 году: Anthem, Denon, Integra, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo, Outlaw Audio, Pioneer, Steinway Lyngdorf, Theta Digital, Trinnov и Yamaha. Также заключены договоренности с производителями процессоров, среди них Cirrus Logic, Analog Devices и Texas Instruments.
Пока DTS не опубликовала никаких списков контента в новом формате, однако при создании вышедшего в апреле фильма «Мстители: Эра Альтрона» использовали программное обеспечение MDA Creator, и студия Lionsgate анонсировала выход BLu-ray-диска фильма «Из машины» («Ex Machina») с дорожкой в новом формате.
Компания обещает до конца 2015 года начать продажи фильмов на Blu-ray-дисках с саундтреками DTS:X. Кстати, еще неизвестно, будут ли студии размещать звуковые дорожки Atmos и DTS:X на одном и том же диске. Есть большая вероятность того, что придется отдельно покупать версии фильмов со звуком в Dolby Atmos и DTS:X.
У DTS есть планы сотрудничать со стриминговыми сервисами, возможно, в следующем году появится потоковый DTS:X-контент.
Что касается кинотеатров, то известно, что американская сеть Carmike объявила о переходе на DTS:X. В семи кинозалах (все они находятся в разных городах США) переоборудование уже началось.
Хорошо, выше в общих чертах я рассказал вам про DTS:X, но о самом важном все еще не было сказано. Больше всего нас волнует, чем отличаются форматы друг от друга и в пользу какого сделать выбор. В чем же разница?
Итак, в первую очередь стоит сказать, что у DTS вообще нет никакого списка рекомендуемых конфигураций акустики, если определенные комплекты с дополнительными потолочными динамиками (5.1.4, 7.1.2 и т.д.), то инженеры из DTS сочли это бессмысленным. По их мнению, объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям колонок. Все зависит от производителей акустики - они сами смогут решать, какими должны быть системы для работы с форматом DTS:X.
Второе отличие заключается в том, что у DTS:X есть опция, позволяющая управлять громкостью диалогов. DTS решила, что сделать диалоги полностью изолированными от других аудиообъектов саундтрека - хорошая идея. Многие жалуются, что не слышат речь из-за других шумов, так вот теперь у них будет возможность сделать речь погромче. Но нет уверенности, что самим режиссерам понравится такая функция, ведь зачастую персонажи говорят тихо тогда, когда это нужно, и вряд ли именитый режиссер позволит зрителю нарушить его задумку.
Еще одним моментом, где разница между Dolby Atmos и DTS:X может быть существенной, стало умение производить повышающее микширование - преобразование стандартных 5.1- или 7.1-треков в 11.1, 9.1.2, 5.1.4 и т.д. У DTS эта технология называется Neural:X - например, стандартный саунтдрек в формате DTS-HD MA 7.1 может быть преобразован ресивером для воспроизведения на комплекте акустики с дополнительными потолочными колонками. Технология сама подстроится под имеющуюся конфигурацию. У Dolby Atmos функция апмиксинга тоже имеется, но какой из двух форматов справится с задачей лучше, пока сказать сложно.
Главная задача DTS:X на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы догнать Dolby Atmos. И это будет не так уж просто - думаю, немногие захотят что-то менять в своих недавно купленных Atmos-системах только для того, чтобы попробовать «что-то примерно похожее, но немного другое». А если учесть, что Dolby уже заявила, что собирается открыть не менее 100 кинотеатров Dolby Cinema по всему миру до 2025 года, то у DTS есть причины поторопиться. Небольшие «условные» преимущества могут сыграть свою роль, но по большому счету, DTS не предложила чего-то кардинально нового.
Для нас (потребителей) вся борьба между двумя компаниями встает на второй план. Намного важнее то, что DTS и Dolby положили начало новой эре в мире объемного звука. И в ближайшие годы остается лишь запастись терпением и ждать всевозможных дополнений, обновлений и улучшений, которые обязательно появятся в условиях конкурентной борьбы.
Звук на Blu-ray и HD DVD
Говоря о Blu-ray и HD DVD, все восхищаются качеством изображения, кардинально превосходящим DVD-Video. Меж тем, оба «синих»* формата примечательны еще и более совершенным звучанием. В первую очередь - за счет применения новых аудиоформатов, таких как Dolby TrueHD и DTS-HD. Их внедрение стало возможным благодаря существенно возросшему потенциалу оптических носителей с точки зрения как информационной емкости, так и скорости считывания данных. В то же время, наряду с прогрессивным звуковым сопровождением в Blu-ray и HD DVD используется и традиционное - основанное на привычных алгоритмах Dolby Digital и DTS, и число релизов с такими аудиодорожками по-прежнему велико. В некоторых случаях их ставят в дополнение к аналогичным по содержанию, но в высоком разрешении, дабы обеспечить максимальную совместимость.
Но стоить отметить, что индустрия High Definition пока что находится на этапе становления, поэтому выход на рынок не доведенных до ума решений был предсказуем: по аналогичному сценарию «купи новую модель, а потом поменяй на полнофункциональную через полгода» развивался и рынок оборудования для воспроизведения DVD-Video.
Не удивительно, что «синие» плееры первого поколения обладали целым рядом ограничений. Это касалось не только поддержки различных мультимедийных сервисов, заложенных в Blu-ray и HD DVD, но и параметров аудиотракта. Точнее - преимущественно параметров аудиотракта. Те аппараты не умели декодировать Dolby TrueHD и DTS-HD. И это было реальной проблемой, поскольку использовавшаяся в них версия HDMI не позволяла передавать нужные потоки в цифровом виде. А даже если бы и позволяла - декодировать все равно было нечем: AV-ресиверы с HDMI v1.3 и поддержкой Dolby TrueHD и DTS-HD появились в продаже после новогодних праздников на стыке 2007 и 2008 года. Поступившие в продажу проигрыватели прежнего поколения (многие из них в России продаются до сих пор) «научились» самостоятельно обрабатывать аудиодорожки высокого разрешения, но делали это, как правило, в режиме Core. Данный режим обеспечивает лишь формальную совместимость: плеер будет выдавать многоканальный звук, но с качеством традиционных Dolby Digital и DTS. К счастью, подавляющее большинство новых проигрывателей, появившихся в продаже в начале 2008 года, оснащены и HDMI v 1.3, и нужными декодерами. Впрочем, в любом случае лучше отправлять аудиосигнал «в цифре» на AV-ресивер нового поколения. У него настроек больше и поддержка 7.1 осуществляется в полной мере.
Новые форматы многоканального звука были введены ради возможности создания более эффектного, детального и богатого звукового сопровождения, они позволяют реализовать весь потенциал аппаратуры и колонок. Однако стоит помнить, что и на слух отличия аудиоформатов высокого разрешения от привычных заметны лишь при использовании достаточно дорогого оборудования, установленного в помещении с надлежащей акустической обработкой.
* Blu-ray и HD DVD называют «синими» форматами, поскольку для работы с оптическими носителями этих типов применяется сине-фиолетовый лазер, в отличии от красного для DVD и CD.
Сводная таблица многоканальных аудиоформатов, используемых в Blu-ray и HD DVD
Кликните на картинку для ее увеличения
Также стоит отметить, что посредством HDMI версии 1.2 и 1.3 можно передавать многоканальный аудиопоток DSD (Super Audio CD, SACD). Разумеется, в этом случае диски SACD должен уметь воспроизводить источник и декодировать AV-ресивер (декодер).
Dolby Digital, нередко называемый AC3 или просто DD, является наиболее популярным форматом многоканального звука, поскольку в свое время стал основным для формата DVD-Video. А первый фильм со звуковой дорожкой Dolby Digital мир увидел в 1992 года. Название Dolby есть ни что иное, как фамилия создателя исследовательской лаборатории - Рэя Долби. Спецификация Dolby Digital подразумевает максимальное число каналов, равное шести. Из них пять - полнодиапазонные, для основных колонок, а один - вспомогательный низкочастотный. Это канал сабвуфера. Для сжатия аудиоинформации применяется эффективный алгоритм кодирования АС3, однако ввиду невысокого битрейта (объема цифровых аудиоданных, передаваемых за определенный промежуток времени, в данном случае - за одну секунду) пригодным такой формат можно назвать лишь для кинофильмов. И то - воспроизводимых на недорогих системах. На музыкальных программах в формате Dolby Digital слишком заметны огрехи в звучании высоких частот, потеря мелких звуковых деталей и обертонов голосов/инструментов. Но это если смотреть с колокольни современной цифровой аппаратуры. Для своего времени Dolby Digital был откровением. Уже хотя бы потому, что имел полностью независимые аудиоканалы.
Является улучшенной версией Dolby Digital. Параметры аудиопотока и качество звучания не изменились, зато появилась поддержка 6.1. Получение дополнительного канала (тылового центра) происходит матричным путем - примерно как в Dolby Pro Logic. То есть, «бонусный» аудиоканал изначально отсутствует в фонограмме как независимый, но на стадии декодирования вычленяется из двух тыловых. В домашнем кинотеатре 7.1 «синтезированный» тыловой канал подается на тыловую пару АС в монорежиме. При этом боковые колонки окружающего звука воспроизводят отдельные дорожки, для них предназначенные.
Существенно более поздняя разработка, обеспечивающая полноценное звучание 7.1, где все каналы независимы. Благодаря увеличению битрейта и разрядности потока качество звука заметно повысилось, позволяя удовлетворить киноманов даже с хорошим слухом. Именно Dolby Digital Plus можно считать базовым для Blu-ray и HD DVD.
Наиболее совершенный аудиофромат лаборатории Dolby, который стал доступен лишь с появлением «синих» форматов - Blu-ray и HD DVD. Внушительный битрейт, высокие частота дискретизации и разрядность потока, а также алгоритм кодирования без потерь, позволили довести качественную составляющую такой звуковой дорожки до уровня студийной фонограммы. Многоканальные записи в Dolby TrueHD сравнимы с аналогичными записями в формате DVD-Audio и, разумеется, звучат существенно лучше, нежели Audio CD.
Конкурирующий с Dolby Digital формат, представленный компанией Digital Theater System. Структура распределения каналов здесь аналогичная (5.1), а вот качество звука заметно выше за счет более высокого битрейта и другого алгоритма кодирования аудиоданных. Тем не менее, DTS хоть и является более предпочтительным для хранения многоканальной музыки, с современными аудиоформатами высокого разрешения конкурировать не может. А для кинотеатральных нужд его вполне хватает.
Аналогичен Dolby Digital Surround EX. В версии DTS-ES Matrix тоже применяется технология аналогового (матричного) кодирования сигнала дополнительного тылового центра в двух основных тыловых каналах. Версия DTS-ES Discrete подразумевает семь (6.1) независимых потоков. По качеству звучания оба алгоритма не отличаются от обычного DTS и, соответственно, несколько превосходят по звуку фонограммы в Dolby Digital Surround EX.
Этот алгоритм кодирования уместно соотносить с Dolby Digital Plus. В сравнении с традиционными DTS и DTS-ES новый DTS-HD обладает существенно большим потенциалом по части передачи звуковых нюансов. Такого качества звука достаточно для озвучивания подавляющего большинства кинофильмов, даже если говорить об использовании аппаратуры самого высокого класса. Вполне комфортно слушать и многоканальную музыку. Впрочем, для хранения последней идеальным является следующий формат.
Несжатые аудиопотоки. В основе LPCM - импульсно-кодовая модуляция. Грубо говоря, по структуре этот поток такой же, как и Audio CD, только значительно более высокого разрешения. По качеству звучания такая фонограмма мало отличается от фонограмм в форматах Dolby TrueHD и DTS Master Audio. В восьмиканальном варианте на «синем» диске может размещаться звуковая дорожка LPCM с максимальными параметрами потока 24 бит / 192 кГц, хотя в многоканальном режиме чаще используется 24 бит / 96 кГц. Ограничение вызвано предельно допустимыми значениями битрейта, достигаемого при считывании данных с оптического носителя, даже если это Blu-ray или HD DVD. У несжатых данных LPCM он просто зашкаливает: если включить 8 каналов в режиме 24/192, то для видеосигнала попросту не останется места. Зачем нужен LPCM, если есть более компактные (в плане занимаемого информационного пространства) Dolby TrueHD и DTS-HD MA, не уступающие в качестве звука? Все просто: поток LPCM может декодировать любой BD- или HD DVD плеер. Его также может декодировать практически любой AV-ресивер, оснащенный входом HDMI. Вероятно, когда HDMI v1.3 и декодеры Dolby TrueHD и DTS-HD будут буквально во всех кинотеатральных компонентах, надобность в LPCM отпадет.