Алгоритм сжатия изображения JPEG. Оценка потерь и способы их регулирования. Алгоритм сжатия JPEG

Nokia 29.04.2019
Nokia

Алгоритм преобразования графического изображения JPEG состоит из нескольких этапов, выполняемых над изображением последовательно, один за другим:

– преобразования цветового пространства,

– субдискретизации,

– дискретного косинусного преобразования (ДКП),

– квантования,

– кодирования.

На этапе преобразования цветового пространства осуществляется преобразование изображения из цветового пространства RGB в YCbCr (где Y - яркость, а Cb и Cr - цветоразностные компоненты точки изображения):

Применение пространства YCbCr вместо привычного RGB объясняется физиологическими особенностями человеческого зрения, а именно тем, что нервная система человека обладает значительно большей чувствительностью к яркости (Y ) , чем к цветоразностным составляющим (в данном случае Cb и Cr ). Обратное преобразование цветового пространства (из YCrCb в RGB ) имеет вид:

Алгоритм сжатия JPEG позволяет сжимать изображения с различными размерами цветовых плоскостей. Обозначим через x i и y i ширину и высоту i -й цветовой плоскости изображения. Пусть X = max (x i ), Y = max (y i ), определим для каждой плоскости коэффициенты H i = X / x i и V i = Y / y i . Наибольшее значение для X и Y согласно алгоритму JPEGравно 2 16 , а для H i и V i – 2 2 . Таким образом, ширина и высота цветовых плоскостей может быть от 1 до 4 раз меньше, размеров наибольшей плоскости. Для обычных RGB изображений размеры всех цветовых плоскостей равны.

Субдискретизация состоит в уменьшении размеров плоскостей Cr и Cb . Наиболее распространено уменьшение в 2 раза по ширине и в 2 раза по высоте (см. рисунок 1). Для этого Cr и Cb плоскости изображения разбиваются на блоки с размером 2 на 2 точки, и блок заменяется одним отсчетом цветоразностных компонент (на место имевшихся 4 отсчетов ставится их среднее арифметическое для каждого блока, что позволяет уменьшить размер исходного изображения в 2 раза).

Рисунок 1 – Распространенные типы субдискретизации

Затем, отдельно для каждого компонента цветового пространства Y , Cb и Cr , осуществляется прямое дискретное косинусное преобразование. Для этого изображение делится на блоки с размером 8 на 8 точек и каждый блок преобразуется согласно формуле:

Применение дискретного косинусного преобразования позволяет перейти от пространственного представления изображения к спектральному. Обратное дискретное косинусное преобразование имеет вид:

После этого можно переходить к квантованию полученной информации. Идея квантования состоит в отбрасывании некоторого объема информации. Известно, что глаз человека менее восприимчив к высоким частотам (особенно к высоким частотам цветоразностных компонент), большинство фотографических изображений содержит мало высокочастотных составляющих. Кроме того, появление высоких частот является следствием процесса оцифровки, т.е. вследствие появления сопутствующих дискретизации и квантования шумов. На этом этапе используются так называемые таблицы квантования - матрицы состоящие из целых положительных чисел с размером 8 на 8, на элементы которых делятся соответствующие частоты блоков изображения, результат округляется до целого числа:



.

В процессе деквантования используются те же таблицы, что и при квантовании. Деквантование состоит в умножении квантованных частот на соответствующие элементы таблицы квантования:

Таким образом, при увеличении коэффициента квантования увеличивается объем отбрасываемой информации. Рассмотрим это подробнее на примере.

Блок до квантования:

3862, –22, –162, –111, –414, 12, 717, 490,

383, 902, 913, 234, –555, 18, –189, 236,

229, 707, –708, 775, 423, –411, –66, –685,

231, 34, –928, 34, –1221, 647, 98, –824,

–394, 128, –307, 757, 10, –21, 431, 427,

324, –874, –367, –103, –308, 74, –1017, 1502,

208, –90, 114, –363, 478, 330, 52, 558,

577, 1094, 62, 19, –810, –157, –979, –98

Таблица квантования (качество 90):

24, 16, 16, 24, 40, 64, 80, 96,

16, 16, 24, 32, 40, 96, 96, 88,

24, 24, 24, 40, 64, 88, 112, 88,

24, 24, 32, 48, 80, 136, 128, 96,

32, 32, 56, 88, 112, 176, 168, 120,

40, 56, 88, 104, 128, 168, 184, 144,

80, 104, 128, 136, 168, 192, 192, 160,

112, 144, 152, 160, 176, 160, 168, 160

Блок после квантования:

161, –1, –10, –5, –10, 0, 9, 5,

24, 56, 38, 7, –14, 0, –2, 3,

10, 29, –30, 19, 7, –5, –1, –8,

10, 1, –29, 1, –15, 5, 1, –9,

–12, 4, –5, 9, 0, 0, 3, 4,

8, –16, –4, –1, –2, 0, –6, 10,

3, –1, 1, –3, 3, 2, 0, 3,

5, 8, 0, 0, –5, –1, –6, –1

3864, –16, –160, –120, –400, 0, 720, 480,

384, 896, 912, 224, –560, 0, –192, 264,

240, 696, –720, 760, 448, –440, –112, –704,

240, 24, –928, 48,–1200, 680, 128, –864,

–384, 128, –280, 792, 0, 0, 504, 480,

320, –896, –352, –104, –256, 0,–1104, 1440,

240, –104, 128, –408, 504, 384, 0, 480,

560, 1152, 0, 0, –880, –160,–1008, –160

Таблица квантования (качество 45):

144, 96, 88, 144, 216, 352, 456, 544,

104, 104, 128, 168, 232, 512, 536, 488,

128, 112, 144, 216, 352, 504, 616, 496,

128, 152, 192, 256, 456, 776, 712, 552,

160, 192, 328, 496, 600, 968, 912, 680,

216, 312, 488, 568, 720, 920, 1000, 816,

432, 568, 696, 776, 912, 1072, 1064, 896,

640, 816, 840, 872, 992, 888, 912, 880

Блок после квантования:

27, 0, –2, –1, –2, 0, 2, 1,

4, 9, 7, 1, –2, 0, 0, 0,

2, 6, –5, 4, 1, –1, 0, –1,

2, 0, –5, 0, –3, 1, 0, –1,

–2, 1, –1, 2, 0, 0, 0, 1,

2, –3, –1, 0, 0, 0, –1, 2,

0, 0, 0, 0, 1, 0, 0, 1,

1, 1, 0, 0, –1, 0, –1, 0

Блок после обратного преобразования:

3888, 0, –176, –144, –432, 0, 912, 544,

416, 936, 896, 168, –464, 0, 0, 0,

256, 672, –720, 864, 352, –504, 0, –496,

256, 0, –960, 0,–1368, 776, 0, –552,

–320, 192, –328, 992, 0, 0, 0, 680,

432, –936, –488, 0, 0, 0,–1000, 1632,

0, 0, 0, 0, 912, 0, 0, 896,

640, 816, 0, 0, –992, 0, –912, 0

Как видно, в первом случае изменение DC коэффициента в результате сжатия равно 2, а во втором 26, при этом квантованный DC коэффициент во втором случае в 6 раз меньше чем в первом.

Кодирование является заключительным этапом сжатия, во время него блоки изображения преобразуются в векторную форму по правилу, задаваемому блоками вида:

0, 1, 5, 6, 14, 15, 27, 28,

2, 4, 7, 13, 16, 26, 29, 42,

3, 8, 12, 17, 25, 30, 41, 43,

9, 11, 18, 24, 31, 40, 44, 53,

10, 19, 23, 32, 39, 45, 52, 54,

20, 22, 33, 38, 46, 51, 55, 60,

21, 34, 37, 47, 50, 56, 59, 61,

35, 36, 48, 49, 57, 58, 62, 63

где в качестве элементов блока указаны векторные индексы соответствующих компонентов матрицы. При этом нулевой элемент кодируется как разница с нулевым элементом предыдущего блока. Нулевые элементы обозначают DC , в них содержится постоянная составляющая блока (все остальные АС элементы принято обозначать AC ).

Затем полученные данные сжимаются с использованием арифметического кодирования или модификации алгоритма Хаффмана. Этот этап не представляет большого интереса с точки зрения стеганографии в графических изображениях, поэтому он выходит за рамки нашего рассмотрения.

Алгоритм JPEG разработан специально для сжатия изображений группой экспертов в области фотографии JPEG (Joint Photographic Expert Group) и разработан на основе ДКП.

ДКП раскладывает изображение на набор коэффициентов, часть из которых может быть равна нулю вследствие неиспользования некоторых функций ДКП. Уже с использованием данного факта можно добиться некоторого сжатия данных. Однако, наибольший эффект достигается при удалении части малозначимых коэффициентов (приравнивания их к нулю).

Обычно внешне матрица имеет хорошо заметную особенность. Численные значения элементов матрицы быстро уменьшаются от левого верхнего угла к правому нижнему углу. Таким образом, в левом верхнем углу размещаются самые важные данные, а в правом нижнем – наименее важные. Используя это факт можно устранить наименее значимые данные. Для этого следует провести квантование преобразованных данных.

Идея квантования заключается в том, что спектральная (частотная) информация должна превышать известный порог, чтобы составить важную часть всей информации о данном фрагменте изображения. Именно на этапе квантования происходит потеря части информации и, следовательно, потеря качества.

Квантование обычно производится на основе специальной матрицы, которая содержит делители, на которые нужно будет делить элементы ДКП. Часто используется следующий алгоритм:

Q(i,j) = 1 + ((1 + i + j) q);

Где Q(i,j) – матрица делителей,

q - параметр качества.

Путем выбора параметра q можно управлять величинами делителей и регулировать степень сжатия. Например, при q = 2 получится матрица следующего вида (Рис.3.6):

Риунок 3.6. Пример матрицы квантования.

После деления 64 элементов матрицы на элементы матрицы Q(i,j) в качестве результата матрицу, у которой:

Появится большое количество дополнительных нулевых значений,

Эффект уменьшения значений от левого верхнего к правому нижнему углу будет выражен еще сильнее.

Для экономичной записи требуется изменить порядок обхода полученных значений таким образом, чтобы последовательности нулевых элементов были бы как можно длиннее. Одним из возможных способов изменения порядка обхода является способ зиг-заг (рис3.7).

Рисунок 3.7. Преобразования двумерной матрицы в одномерную последовательность по способу «зигзаг».

Как видно из рисунка, двумерная матрица форматом 8 х 8 элементов преобразуется в одномерную последовательность длиной 64 элемента. Главным свойством такой последовательности будет расположение наиболее значимых коэффициентов в ее начале, а наименее значимых элементов (обычно нулей) в ее конце.

Реализация алгоритма включает в себя рад последовательных действий, который иллюстрируется на рис. 3.8 .

Рисунок 3.8. Последовательность операций при реализации алгоритма JPEG.

1. Изображение при необходимости переводится в формат YUV.

2. Производится дискретизация цветоразностных U и V сигналов в соответствии с форматом 4:2:0. Разбиение изображения на фрагменты размером 8 х 8 элементов. Далее обработка сигналов яркости и цветности может производиться независимо и параллельно.

3. Дискретное косинусное преобразование выполняется применительно ко всем блокам размером 8 х 8 элементов.

4. Квантование в соответствии с выбранным параметром качества.

5. Сканирование «зигзаг» для получения одномерной последовательности из 64 элементов.

6. Алгоритм RLE применяется к одномерной последовательности.

7. Алгоритм Хаффмана применяется к уже сжатой с помощью RLE последовательности.

8. П.п. 3 – 7 выполняются для всех блоков форматом 8 х 8 элементов и для всех цветовых плоскостей.

Основные особенности метода JPEG состоят в следующем:

1. Высокий коэффициент сжатия, особенно для изображений, качество которых расценивается как хорошее или отличное.

2. Большое число параметров, позволяющих искушенному пользователю экспериментировать с настройками метода и добиваться необходимого баланса сжатие/качество.

3. Хорошие результаты для любых типов непрерывно-тоновых изображений независимо от их разрешения, пространства цветов, размера пикселов или других свойств.

4. Достаточно изощренный метод сжатия, но не слишком сложный, позволяющий создавать соответствующие устройства и писать программы реализации метода для компьютеров большинства платформ, а также аппаратными средствами.

5. Возможность использования сжатия без потерь информации при не очень высоком коэффициенте сжатия.

JPEG - один из новых и достаточно мощных алгоритмов. Практически он является стандартом де-факто для полноцветных изображений . Опе­рирует алгоритм областями 8x8, на которых яркость и цвет меняются срав­нительно плавно. Вследствие этого при разложении матрицы такой, области в двойной ряд по косинусам (см. формулы ниже) значимыми охазываютоя только первые коэффициенты..Таким образом, сжатие в JPEG осуществяяе ется за счет плавности изменения цветов в изображении.

Алгоритм разработан группой экспертов в области фотографии специ­ально для сжатия 24-битовых изображений. JPEG - Joint Photographic Expert Group- подразделение в рамках ISO - Международной организации по стандартизации. Название алгоритма читается как ["jei"peg]. В целом алго­ритм основан на дискретном косинусоидальном преобразовании (в даль­нейшем - ДКП), применяемом к матрице изображения для получения неко­торой новой матрицы коэффициентов. Для получения исходного изображе­ния применяется обратное преобразование.

ДКП раскладывает изображение по амплитудам некоторых частот. Та­ким образом, при преобразовании мы получаем матрицу, в которой многие коэффициенты либо близки, либо равны нулю. Кроме того, благодаря несо­вершенству человеческого зрения можно аппроксимировать коэффициенты более грубо без заметной потери качества изображения.

Для этого используется квантование коэффициентов (quantization). В са­мом простом случае- это арифметический побитовый сдвиг вправо. При этом преобразовании теряется часть информации, но может достигаться большая степень сжатия.

Как работает алгоритм

Итак, рассмотрим алгоритм подробнее (рис. 2.1). Пусть мы сжимаем 24-битовое изображение.


Шаг 1. Переводим изображение из цветового пространства RGB, с ком­понентами, отвечающими за красную (Red), зеленую (Green) и синюю (Blue) составляющие цвета точки, в цветовое пространство YCrCb (иногда называют YUV).

В нем Y - яркостная составляющая, а Сг, Со - компоненты, отвечающие за цвет (хроматический красный и хроматический синий). За счет того, что человеческий глаз менее чувствителен к цвету, чем к яркости, появляется возможность архивировать массивы для Сг и Со компонент с большими по­ терями и, соответственно, большими степенями сжатия, Подобное преобра­ зование уже давно используется в телевидении. На сигналы, отвечающие за цвет, там выделяется более узкая полоса частот. Упрощенно перевод из цветового пространства RGB в цветовое про­странство YCrCb можно представить с помощью матрицы перехода:

Шаг 2. Разбиваем исходное изображение на матрицы 8x8. Формируем из каждой 3 рабочие матрицы ДКП - по 8 бит отдельно для каждой компонен­ты. При больших степенях сжатия этот шаг может выполняться чуть слож­нее. Изображение делится по компоненте Y, как и в первом случае, а для компонент Сг и СЬ матрицы набираются через строчку и через столбец. То есть из исходной матрицы размером 16x16 получается только одна рабочая матрица ДКП. При этом, как нетрудно заметить, мы теряем 3/4 полезной информации о цветовых составляющих изображения и получаем сразу сжа­тие в 2 раза. Мы можем поступать так благодаря работе в пространстве YCrCb. На результирующем RGB-изображении, как показала практика, это сказывается несильно.

Шаг 3. В упрощенном виде ДКП при п=8 можно представить так:

nu,v] = ^Hc(i,u)xC(j,v)y

r Y)

Yq = IntegerRound

На этом шаге осуществляется управление степенью сжатия и происходят самые большие потери. Понятно, что, задавая МК с большими коэффициента­ми, мы получим больше нулей и, следовательно, большую степень сжатия.

С квантованием связаны и специфические эффекты алгоритма. При больших значениях коэффициента gamma потери в низких частотах могут быть настолько велики, что изображение распадется на квадраты 8x8. Поте­ри в высоких частотах могут проявиться в так называемом эффекте Гиббса, когда вокруг контуров с резким переходом цвета образуется своеобразный "нимб".

Шаг 5. Переводим матрицу 8x8 в 64-элементный вектор при помощи "зиг-заг"-сканирования, т. е. берем элементы с индексами (0,0), (0,1), (1,0), (2,0)...

Таким образом, в начале вектора мы получаем коэффициенты матрицы, соответствующие низким частотам, а в конце - высоким.

Шаг 6. Свертываем вектор с помощью алгоритма группового кодирова­ния. При этом получаем пары типа <пропустить, число>, где "пропустить" является счетчиком пропускаемых нулей, а "число" - значение, которое не­обходимо поставить в следующую ячейку. Так, вектор 42 3000-2 00001 ... будет свернут в пары (0,42) (0,3) (3,-2) (4,1)....

Шаг 7. Свертываем получившиеся пары кодированием по Хаффману с фиксированной таблицей.

Процесс восстановления изображения в этом алгоритме полностью сим­метричен. Метод позволяет сжимать некоторые изображения в 10-15 раз без серьезных потерь.

Существенными положительными сторонами алгоритма является то, что:

■ задается степень сжатия;

■ выходное цветное изображение может иметь 24 бита на точку.

Отрицательными сторонами алгоритма является то, что:

■ При повышении степени сжатия изображение распадается на отдельные квадраты (8x8). Это связано с тем, что происходят большие потери в низких частотах при квантовании и восстановить исходные данные ста­новится невозможно.

■ Проявляется эффект Гиббса- ореолы по границам резких переходов цветов.

Как уже говорилось, стандартизован JPEG относительно недавно -в 1991 г. Но уже тогда существовали алгоритмы, сжимающие сильнее при меньших потерях качества. Дело в том, что действия разработчиков стан­дарта были ограничены мощностью существовавшей на тот момент техники. То есть даже на ПК алгоритм должен был работать меньше минуты на среднем изображении, а его аппаратная реализация должна быть относи­тельно простой и дешевой. Алгоритм должен был быть симметричным (время разархивации примерно равно времени архивации).

Выполнение последнего требования сделало возможным появление та­ких устройств, как цифровые фотоаппараты, снимающие 24-битовые фото­графии на 8-256 Мб флеш-карту." Йвтом эта карта вставляется в разъём на вашем ноутбуке и соответствующая программа позволяет считать изобра­жения. Не правда Ня, если бы алгоритм был несимметричен, было бы не­приятно долго ждать, пока аппарат "перезарядится" - сожмет изображение.

Не очень приятным свойством JPEG является также то, что нередко го­ризонтальные и вертикальные полосы на дисплее абсолютно не видны и мо­гут проявиться только при печати в виде муарового узора. Он возникает при наложении наклонного растра печати на горизонтальные и вертикальные полосы изображения. Из-за этих сюрпризов JPEG не рекомендуется активно использовать в полиграфии, задавая высокие коэффициенты матрицы кван­тования. Однако при архивации изображений, предназначенных для про­смотра человеком, он на данный момент незаменим.

Широкое применение JPEG долгое время сдерживалось, пожалуй, лишь тем, что он оперирует 24-битовыми изображениями. Поэтому для того, что­бы с приемлемым качеством посмотреть картинку на обычном мониторе в 256-цветной палитре, требовалось применение соответствующих алгорит­мов и, следовательно, определенное время. В приложениях, ориентирован­ных на придирчивого пользователя, таких, например, как игры, подобные задержки неприемлемы. Кроме того, если имеющиеся у вас изображения, допустим, в 8-битовом формате GIF перевести в 24-битовый JPEG, а потом обратно в GIF для просмотра, то потеря качества произойдет дважды при обоих преобразованиях. Тем не менее выигрыш в размерах архивов зачас­тую настолько велик (в 3-20 раз), а потери качества настолько малы, что хранение изображений в JPEG оказывается очень эффективным.

Несколько слов необходимо сказать о модификациях этого алгоритма. Хотя JPEG и является стандартом ISO, формат его файлов не был зафикси­рован. Пользуясь этим, производители создают свои, несовместимые между собой форматы и, следовательно, могут изменить алгоритм. Так, внутрен­ние таблицы алгоритма, рекомендованные ISO, заменяются ими на свои собственные. Кроме того, легкая неразбериха присутствует при задании степени потерь. Например, при тестировании выясняется, что "отличное" качество, "100%" и "10 баллов" дают существенно различающиеся картин­ки. При этом, кстати, "100%" качества не означает сжатия без потерь. Встречаются также варианты JPEG для специфических приложений.

Как стандарт ISO JPEG начинает все шире использоваться при обмене изображениями в компьютерных сетях. Поддерживается алгоритм JPEG в форматах Quick Time, PostScript Level 2, Tiff 6.0 и на данный момент зани­мает видное место в системах мультимедиа.

Характеристики алгоритма JPEG: o ! ш. ,. Степень сжатия: 2-200 (задается здльзователем). ,ц, :_,. . Класс изображений: полноцветные 2jj.битовые изображения или изо-| бражения в градациях серого без резких переходов цве^о&,(фотографии).

Симметричность: 1.

Характерные особенности: в некоторых случаях алгоритм создает! "ореол" вокруг резких горизонтальных и вертикальных границ в изображении (эффект Гиббса). Кроме того, при высокой степени сжатия изо-! бражение распадается на блоки 8x8 пикселов.

Для эффективного сжатия данных необходимо прежде всего оценить характер вашего изображения. JPEG сжимает графические данные, опираясь на то, что видит человеческий глаз. Поэтому, чтобы помочь понять, как и что делает JPEG, я хотел бы дать вам общее представление о зрительном восприятии человека.

Сжатие JPEG происходит в несколько этапов. Цель - преобразовать графические данные таким образом, чтобы незначимая визуальная информация легко идентифицировалась и отбрасывалась. Такое сжатие "с потерями" отличается от большинства других подходов, используемых при работе с графическими форматами, которые стараются сохранить в неприкосновенности каждый бит изображения.

Цветовая модель

Первый шаг JPEG - выбор подходящего способа представления цветов. Цвета обычно задаются в трехмерной системе координат. Хорошо известная большинству программистов система описывает цвет, как комбинацию красного, зеленого и синего (RGB). К несчастью, с точки зрения возможности сжатия, это не лучший способ описания цвета. Проблема заключается в том, что все три компонента: красный, зеленый и синий - равнозначны. Однако переход к другой системе цветопередачи позволяет выделить некоторую более важную информацию.

Профессионалы используют две цветовые модели: HSL (Hue-Saturation-Lightness) и HSV (Hue-Saturation-Value). Интуитивно понятно, что яркостная компонента (Lightness) модели HSL и яркостная компонента (Value) модели HSV каждая по-своему определяют соотношение света и тени. Насыщенность (saturation) определяет уровень "чистого" цвета. Ненасыщенные цвета часто неформально называют "грязными" (greyish). Оттенок (Hue) - это то, что мы воспринимаем, как цвет предмета, например красный или серовато-зеленый. Здесь важно отметить удивительный факт: человеческое зрение более чувствительно к изменению освещенности, а не цвета как такового!

Различные реализации алгоритма сжатия JPEG используют различные цветовые системы. Используемая форматом JFIF система цветопередачи YCbCr во многом схожа со схемой, разработанной много лет назад для цветного телевидения.

Прореживание

Основная причина преобразования одной цветовой модели в другую заключается в необходимости выявления менее существенной для просмотра информации изображения. JPEG уменьшает количество информации о цвете. В то время как яркостная компонента передается с полным разрешением, цветоразностностные компоненты используют в два раза меньший диапазон значений. В результате этого простого шага объем данных уменьшается на треть.

С помощью прореживания (subsampling) регулируются цвета изображения цветного телевизора. Обычно в телевидение черно-белое изображение и информация о цвете передаются по отдельности. Причем информация о цвете передается в менее строгом виде, чем информация о яркости изображения.

Дискретное косинусное преобразование (DCT)

Каждая компонента цвета обрабатывается отдельно, как если бы они были не одним цветным, а тремя полутоновыми изображениями. Если вы посмотрите на детальное изображение с большого расстояния, то вы различите лишь общий тон картины. Например, "главным образом синий" или "преимущественно красный". Чем ближе вы будете подходить к изображению, тем больше деталей сможете различить. Для эмуляции этого эффекта JPEG использует один математический прием, называемый дискретным косинусным преобразованием (DCT). DCT преобразует информацию о пикселах в информацию об изменении пикселов. Первое, что может дать DCT - усредненный цвет области. Затем он все больше и больше уточняет детали.

Как в случае удаленного изображения, усредненное значение цвета представляет собой очень важную информацию об области изображения. Ваш глаз менее чувствителен к скорости изменения цвета, поэтому она не так важна. Преобразовав информацию о цвете подобным образом, мы выделяем ту информацию, которой можно пожертвовать.

Считается, что потери обусловливаются именно этим этапом. Если вы с помощью DCT закодируете изображение и затем с помощью функции обратного DCT восстановите его, то вы не получите абсолютно такой же набор бит. Однако эта ошибка - ошибка округления. Она возникает при выполнении арифметических действий и обычно не очень велика. Поэтому я предпочитаю думать об этапе DCT, как о действии, происходящем "в основном без потерь".

Для больших изображений обсчет DCT и обратного DCT весьма времяемкий процесс. Чтобы сократить время расчетов, JPEG разбивает изображение на мозаику размером восемь на восемь пикселов. Каждая из мозаик обрабатывается отдельно, что существенно сокращает необходимое для DCT время расчета. Проблема, возникающая при таком подходе, состоит в том, что после квантования (о котором пойдет речь в следующем разделе) границы этих квадратиков могут не совпадать и потому становятся видимыми при задании низкого значения параметра качества.

Квантование

Разработчиков JPEG прежде всего интересовали изображения фотографического качества (photographic, contnuous tone). Как правило, эти полутоновые изображения характеризуются мягкими переходами от одного цвета к другому. Для таких изображений низкочастотная (медленно изменяющаяся) компонента DCT важнее высокочастотной (быстро меняющаяся).

Термин квантование (quantization) означает просто "округление". JPEG отбрасывает некоторую графическую информацию за счет округления каждого члена DCT с различными весовыми коэффициентами, опираясь при этом на различные факторы. Высокочастотная компонента округляется сильнее низкочастотной. Например, низкочастотная компонента, которая хранит среднюю величину яркости, может быть округлена до значения, кратного трем, в то время как высокочастотная компонента может быть округлена до значения, кратного ста!

Операция квантования объясняет, почему сжатие JPEG в случае четких контуров приводит к образованию "дрожащих" линий. Контуры определяются высокочастотной (быстро меняющейся) пространственной компонентой. (На первый взгляд может показаться, что вы должны получить размытый контур, однако вспомните, что C в сокращении DCT обозначает косинус.)

Обычно цветовые плоскости квантуются гораздо грубее плоскостей яркости. Здесь правильный выбор цветовой модели помогает выявлять ту информацию, которую можно отбросить.

Сжатие

До сих пор, за исключением того случая, когда рассматривалась частота выборки из двух цветовых каналов, никакого сжатия не происходило. Все рассмотренные выше шаги - преобразование цветовых моделей, DCT и квантование - оставляли размер данных без изменений. Наконец мы добрались до последнего шага, во время которого с помощью стандартной техники сжатия без потерь действительно будет уменьшен размер данных.

Данные, разложенные по полочкам в ходе предыдущих шагов, могут быть сжаты более эффективно, чем необработанное сырье, которое представляют собой графические данные RGB. Причем ни один из сделанных шагов не был лишним, каждое изменение данных было направлено на то, чтобы более эффективно сжать окончательный вариант.

Изменение цветовой модели позволило проредить информацию каналов и затем более энергично их квантовать.

DCT дало возможность выделить высокочастотную пространственную компоненту. Высокочастотная компонента обычно имеет небольшие значения, в результате чего выходные данные на этапе DCT содержат несоразмерно много маленьких значений, облегчающих процесс сжатия.

В процессе квантования большая часть высокочастотной составляющей обнуляется, а остальная принимает конкретные значения. Сокращение числа различных значений также облегчает процесс сжатия данных.

Стандарт JPEG предоставляет два различных метода сжатия без потерь, которые могут быть использованы на последнем этапе. Сжатие Хаффмана (Huffman compression - это давно известный незапатентованный, легко программируемый алгоритм. В отличие от него более новый алгоритм арифметического кодирования (arithmetic coding) является объектом многочисленных патентов. (Поэтому не удивительно, что многие программы сжатия JPEG поддерживают только сжатие Хаффмана.)

При декодировании изображений JPEG необходимо совершить все эти шаги в обратном порядке. Поток данных вначале распаковывается, затем каждый блок 8ґ8 подвергается обратному DCT и наконец изображение конвертируется в соответствующую цветовую модель (обычно это RGB). Отметим, что информация, которая была обдуманно отброшена с помощью прореживания и квантования, никогда не восстанавливается. Однако если все было сделано корректно, потеря информации не вызовет никакого видимого ухудшения изображения.

Область применения

Формат является форматом сжатия с потерями, поэтому некорректно считать что JPEG хранит данные как 8 бит на канал (24 бит на пиксел). С другой стороны, так как данные, подвергающиеся компрессии по формату JPEG и декомпрессированые данные обычно представляются в формате 8 бит на канал, иногда используется эта терминология. Поддерживается также сжатие чёрно-белых полутоновых изображений.

При сохранении JPEG-файла можно указать степень качества, а значит и степень сжатия, которую обычно задают в некоторых условных единицах, например, от 1 до 100 или от 1 до 10. Большее число соответствует лучшему качеству, но при этом увеличивается размер файла. Обыкновенно, разница в качестве между 90 и 100 на глаз уже практически не воспринимается. Следует помнить, что восстановленное из формата JPEG изображение не является точной копией оригинала. Распространённым заблуждением является мнение о том, что качество JPEG тождественно доле сохраняемой информации.

Широкая поддержка формата JPEG разнообразным ПО нередко приводит к кодированию в JPEG изображений, для того не предназначенных - безо всякого выигрыша по степени сжатия в сравнении с правильно сделанными PNG или GIF, но с прискорбными последствиями для качества. Например, попытка записать в JPEG изображение, содержащее мелкие контрастные детали (особенно, цветные) приведёт к появлению характерных хорошо заметных артефактов даже при высокой «степени качества».

Сжатие

При сжатии изображение преобразуется из цветового пространства RGB в YCbCr (YUV). Следует отметить, что стандарт JPEG (ISO/IEC 10918-1) никак не регламентирует выбор именно YCbCr, допуская и другие виды преобразования (например, с числом компонентов, отличным от трёх), и сжатие без преобразования (непосредственно в RGB), однако спецификация JFIF (JPEG File Interchange Format, предложенная в 1991 году специалистами компании C-Cube Microsystems, и ставшая в настоящее время стандартом де-факто) предполагает использование преобразования RGB->YCbCr.

После преобразования RGB->YCbCr для каналов изображения Cb и Cr, отвечающих за цвет, может выполняться "прореживание" (subsampling, которое заключается в том, что каждому блоку из 4 пикселов (2х2) яркостного канала Y ставятся в соответствие усреднённые значения Cb и Cr (схема прореживания "4:2:0". При этом для каждого блока 2х2 вместо 12 значений (4 Y, 4 Cb и 4 Cr) используется всего 6 (4 Y и по одному усреднённому Cb и Cr). Если к качеству восстановленного после сжатия изображения предъявляются повышенные требования, прореживание может выполняться лишь в каком-то одном направлении — по вертикали (схема "4:4:0") или по горизонтали ("4:2:2"), или не выполняться вовсе ("4:4:4").

Стандарт допускает также прореживание с усреднением Cb и Cr не для блока 2х2, а для четырёх расположенных последовательно (по вертикали или по горизонтали) пикселов, то есть для блоков 1х4 или 4х1 (схема "4:1:1"). Допускается также использование различных типов прореживания для Cb и Cr, но на практике такие схемы встречаются исключительно редко.

Далее, яркостный компонент Y и отвечающие за цвет компоненты Cb и Cr разбиваются на блоки 8х8 пикселов. Каждый такой блок подвергается дискретному косинусному преобразованию (ДКП). Полученные коэффициенты ДКП квантуются (для Y, Cb и Cr в общем случае используются разные матрицы квантования) и пакуются с использованием кодов Хаффмана. Стандарт JPEG допускает также использование значительно более эффективного арифметического кодирования, однако, из-за патентных ограничений (патент на описанный в стандарте JPEG арифметический QM-кодер принадлежит IBM) на практике оно не используется.

Матрицы, используемые для квантования коэффициентов ДКП, хранятся в заголовочной части JPEG-файла. Обычно они строятся так, что высокочастотные коэффициенты подвергаются более сильному квантованию, чем низкочастотные. Это приводит к огрублению мелких деталей на изображении. Чем выше степень сжатия, тем более сильному квантованию подвергаются все коэффициенты.

Разновидности схем сжатия JPEG

Стандарт JPEG предусматривает два основных способа представления кодируемых данных.

Наиболее распространённым, поддерживаемым большинством доступных кодеков, является последовательное (sequential JPEG) представление данных, предполагающее последовательный обход кодируемого изображения поблочно слева направо, сверху вниз. Над каждым кодируемым блоком изображения осуществляются описанные выше операции, а результаты кодирования последовательно помещаются в выходной поток в виде единственного «скана» (массива кодированных данных). Основной или «базовый» (baseline) режим кодирования допускает только такое представление. Расширенный (extended) режим наряду с последовательным допускает также прогрессивное (progressive JPEG) представление данных.

В случае progressive JPEG сжатые данные записываются в выходной поток в виде набора сканов, каждый из которых описывает изображение полностью с всё большей степенью детализации. Это достигается либо путём записи в каждый скан не полного набора коэффициентов ДКП, а лишь какой-то их части: сначала — низкочастотных, в следующих сканах — высокочастотных (метод «spectral selection» т.е. спектральных выборок), либо путём последовательного, от скана к скану, уточнения коэффициентов ДКП (метод «successive approximation», т.е. последовательных приближений). Такое прогрессивное представление данных оказывается особенно полезным при передаче сжатых изображений с использованием низкоскоростных каналов связи, поскольку позволяет получить представление обо всём изображении уже после передачи незначительной части JPEG-файла.

Обе описанные схемы (и sequential, и progressive JPEG) базируются на ДКП и принципиально не позволяют получить восстановленное изображение абсолютно идентичным исходному. Однако, стандарт допускает также сжатие, не использующее ДКП, а построенное на основе линейного предсказателя (lossless, т.е. «без потерь», JPEG), гарантирующее полное, бит-в-бит, совпадение исходного и восстановленного изображений. При этом коэффициент сжатия для фотографических изображений редко достигает 2, но гарантированное отсутствие искажений в некоторых случаях оказывается востребованным. Заметно большие степени сжатия могут быть получены при использовании не имеющего, несмотря на сходство в названиях, непосредственного отношения к стандарту JPEG ISO/IEC 10918-1 (ITU T.81 Recommendation) метода сжатия JPEG-LS, описываемого стандартом ISO/IEC 14495-1 (ITU T.87 Recommendation).

Синтаксис и структура

Файл JPEG содержит последовательность маркеров, каждый из которых начинается с байта 0xFF, свидетельствующего о начале маркера, и байта — идентификатора. Некоторые маркеры состоят только из этой пары байтов, другие же содержат дополнительный данные, состоящие из двухбайтового поля с длиной информационной части маркера (включая длину этого поля, но за вычетом двух байтов начала маркера т.е. 0xFF и идентификатора) и собственно данных.

Основные маркеры JPEG
Маркер Байты Длина Назначение


Рекомендуем почитать

Наверх