Значение информационных технологий в современном обществе. Место и роль информационных технологий в современном мире

Прочие модели 22.08.2019

Понятие технологии возникло в промышленности, где оно означало совокупность методов обработки материалов в процессе производства продукции. В дальнейшем ему придали более широкий смысл: технология любого дела предполагает знание того, как его надо делать. В качестве синонима слова «технология» часто используется английское выражение «know how», означающее буквально «знайте, как», т. е. «знайте, как надо делать».

Понятие технологии используется в настоящее время в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле оно означает совокупность материалов, методов и процессов, используемых в какой-либо области деятельности, а также их научное описание. В узком смысле понятие технологии означает комплекс организационных мер, а также операций и приёмов, которые обусловлены текущим уровнем развития науки и техники и направлены на изготовление, обслуживание, ремонт или эксплуатацию изделия.

Понятие технологии рассматривают обычно в связи с конкретной областью деятельности, связанной с производством материальных или духовных благ. Различают технологию строительства, химическую технологию, технологию получения конкретного продукта, технологию проектирования и конструирования, социальную технологию, технологию штамповки металла, технологию печатания денег, технологию банковского и страхового дела и т. д. Одним из видов технологий, получающих всё более широкое распространение в современном обществе, являются информационные технологии.

Информационные технологии (ИТ) представляют собой технологии, связанные с созданием, обработкой и хранением данных с применением вычислительной техники. В последнее время под ними чаще всего понимают компьютерные технологии, имеющие дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, обработки и хранения информации. Людей, связанных с компьютерной техникой и программированием, называют обычно ИТ-специалистами .

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет информационные технологии как комплекс взаимосвязанных научных, технологических и инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Основными чертами современных информационных технологий являются компьютерная обработка информации, хранение больших объёмов информации на машинных носителях, а также передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

К. К. Колин выделяет семь свойств информационных технологий, которые имеют стратегическое значение для развития общества:

· информационные технологии позволяют эффективно использовать информационные ресурсы общества (научные знания, изобретения, открытия и т. д.), давая существенную экономию полезных ископаемых, сырья, энергии и других видов ресурсов;

· информационные технологии позволяют оптимизировать информационные процессы, с которыми в развитых странах в той или иной степени связана большая часть занятого населения;

· информационные технологии часто выступают в качестве компонентов производственных или социальных технологий, реализуя их наиболее сложные функции (например, социальная реклама, пропаганда здорового образа жизни, информационная поддержка различных категорий нуждающихся и т. д.);

· информационные технологии играют важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, дополняя традиционные средства связи факсимильными, электронными и голосовыми сообщениями, видеоконференциями и другими видами телематических услуг;

· информационные технологии оказывают большое влияние на развитие образования, в которой разнообразная компьютерная техника, а также образовательные программы, записанные на лазерных, компакт- и других оптических дисках, становятся обычным делом не только для высшего, но и для среднего образования;

· информационные технологии лежат в основе некоторых методов получения нового знания, которые находят всё более широкое распространение в современной науке (например, вычислительного эксперимента, основанного на расчёте с помощью компьютера вариантов математических моделей процесса и выбора наиболее оптимального из них);

· информационные технологии, позволяющие прогнозировать кризисные ситуации в районах повышенной социально-политической напряжённости, природных катастроф, технологических аварий и экологических бедствий, играют важную роль в решении глобальных проблем человечества.

Поскольку информационные технологии являются формами деятельности, возникает вопрос о критериях их эффективности. Наиболее общим из этих критериев считается экономия социального времени, достигаемая в результате использования информационных технологий. Социальное время представляет собой время, в которое человеческая активность создаёт общество. Будучи зависимым от частоты событий, оно характеризуется возможностью ускорения или замедления. Понятие социального времени было введено социологами, которые связали его с временем выполнения общественных функций.

Обратимся к технологиям, связанным с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых приводит к существенной экономии социального времени. Одним из таких процессов является создание, изменение и хранение текстовой информации. Он занимает большую часть рабочего времени тех, кто связан с информационной сферой, т. е. различного рода конторских служащих, а также специалистов в области образования, науки, управленческого аппарата и т. д. С 19 в. для подготовки текстовых документов стали использоваться пишущие машинки , представляющие собой приборы с набором клавиш, нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на бумаге или другом носителе. Ещё в середине 20 в. без них невозможно было себе представить ни одну контору, но в настоящее они в основном вышли из употребления, их функцию стали выполнять персональные компьютеры. Для создания и изменения текстовых документов предназначены специальные компьютерные программы, называемые текстовыми редакторами . Они сделали процесс создания, изменения и хранения текстовой информации не только более быстрым, но и сравнительно простым, справиться с которым под силу даже школьникам младших классов.

Ещё одной областью человеческой деятельности, в которой использование информационных технологий приводит к экономии социального времени, является вёрстка , представляющая собой процесс формирования макета издания путём компоновки текстовых и графических элементов. Связанная с издательским делом и полиграфией, она с 15 в. осуществлялась вручную. Поскольку ручная вёрстка предполагала работу со свинцом, она была не только физически тяжела, но и вредна для здоровья. В конце прошлого столетия на смену ручной вёрстке пришла компьютерная , представляющая собой использование персонального компьютера и специального программного обеспечения для создания макета с целью последующей печати в типографии или на принтере. Такое программное обеспечение получило название настольной издательской системы (или просто настольного издательства ). Оно может использоваться для создания макетов книг и журналов, а также рекламных объявлений, упаковок, выставочных стендов и т. д.

Контрольные вопросы

1. Что такое технологическая революция?

2. Что такое информационная революция?

3. Что имеется в виду под вычислительной техникой?

4. Какая вычислительная техника называется цифровой? аналоговой?

5. Что такое информатизация?

6. Что такое компьютер?

7. Что такое логическая машина?

8. Что такое перфокарта?

9. Что такое табулятор?

10. Что такое технология в широком смысле? в узком смысле?

11. Что такое информационные технологии?

12. Кто такие ИТ-специалисты?

13. Что такое социальное время?

14. Что такое пишущая машинка?

15. Что такое текстовый редактор?

16. Что такое вёрстка?

17. Что такое компьютерная вёрстка?

18. Что такое настольная издательская система?

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните, почему в основе любой технологической революции лежит информационная революция.

2. Охарактеризуйте пять информационных революций, которые были выделены А. И. Ракитовым.

3. Охарактеризуйте три волны в развитии общества, которые выделяет американский социолог О. Тоффлер.

4. Укажите американского социолога, с именем которого связана разработка концепции постиндустриального общества.

5. Дайте определение информатизации, содержащееся в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

6. Укажите основные факторы, которыми обусловлена информатизация общества как закономерный процесс.

7. Укажите сферы жизнедеятельности общества, в которых наиболее зримо проявляются глобализационные процессы, связанные с его информатизацией.

8. Покажите, что компьютер явился воплощением не только технической мысли, но и логико-философских идей, которые можно обнаружить в истории интеллектуальной деятельности людей.

9. Раскройте два смысла, в которых в настоящее время используется понятие технологии.

10. Объясните, почему наиболее общим критерием эффективности информационных технологий считается экономия социального времени.

11. Приведите несколько примеров компьютерных программ, относящихся к текстовым редакторам.

12. Приведите несколько примеров компьютерных программ, относящихся к настольным издательским системам.

Темы рефератов

1. История человечества как последовательность технологических революций.

2. Технологические и информационные революции.

3. О. Тоффлер о трёх волнах в развитии общества.

4. Концепция постиндустриального общества.

5. Социальная информатика и проблема информатизации общества.

6. Информатизация общества и глобальные проблемы человечества.

7. Исторические предпосылки информатизации общества.

8. Идея вычислительной машины в истории культуры.

9. Понятие и виды технологий.

10. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

11. Критерии эффективности информационных технологий.

12. Проблема оптимизации массовых информационных процессов.

13. Современный мир и проблема образования.

14. Вызовы 21 в. и новые задачи системы образования.

15. Концепция опережающего образования.

16. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности.

17. Информационное обеспечение системы образования.

18. Дистанционное образование.

Турбин Анатолий

Основное понятие информатики. Основное понятие информационных технологий. Получение, накопление и хранение информации. Информационные технологии в жизни современного человека. . . Роль информационных технологий в становлении online телевидения. . Применение информационных технологий в обучении.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Роль информатики и информационных технологий в современном мире
Турбин Анатолий МОУ СОШ №8, 11 «С»
Информа́тика - наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique (F. Dreyfus, 1972). Понятие информатики является относительно новым в лексиконе современного человека. Несмотря на повсеместное употребление, его содержание остается не проясненным до конца в силу своей новизны. Интуитивно ясно, что оно связано с информацией, а также с ее обработкой на компьютерах. Это подтверждается существующей легендой о происхождении данного слова: считается, что оно составлено из двух слов - ИНФОРМАция и автомаТИКА (как средство преобразования информации).Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п.
Основное понятие информатики
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.Основные черты современных ИТ:компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;хранение больших объёмов информации на машинных носителях;передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.
Основное понятие информационных технологий
Мы себе уже не можем представить жизнь без компьютера, без мобильного телефона, без интернета. Все, что мы видим вокруг себя, все больше и больше создано с применением информационных технологий.В условиях стремительного развития современного общества глобальная компьютеризация является неотъемлемой частью жизни людей. Информационные технологии превратились в главную составляющую как мировой экономии в целом, так и других отдельных сфер человеческой деятельности. Промышленность, образование, здравоохранение, государственное управление: все базируется на применении информационных технологий. С увеличением скорости передачи информации, возникает масса возможностей, без помощи которых уже сложно представить свою жизнь.С каждым веком, десятилетием и годом увеличивается объем информации, накапливаемой человечеством, растет и ее роль в жизни человека. Человек создает приборы, позволяющие получать информацию, которая недоступна ему в непосредственных ощущениях (микроскопы, телескопы, термометры, спидометры, различные датчики и т.д.). Получение информации называется вводом. В персональном компьютере за ввод информации отвечают специальные устройства ввода: клавиатура, сканер, дигитайзер, микрофон, мышь и многое другое. Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и т.д. Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях храниться дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение. Чтобы иметь возможность в будущем многократно воспользоваться информацией, используют так называемые внешние (по отношению к человеческой памяти) носители информации. В современном мире неотъемлемой частью хранения информации являются базы данных на электронных носителях (серверах компаний, предприятий и т.д.)
Получение, накопление и хранение информации
Потребность человека общаться с окружающими его людьми, то есть выразить и передать информацию, привела к появлению языка - древнейшей информационной технологии. Дальше последовало изобретение письменности, библиотек, книгопечатания, почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения и, наконец, компьютеров и Интернета. Особенно значение информационных технологий возросло с изобретением компьютера - машины для приема, переработки, хранения и выдачи информации. Широкое распространение компьютеров предоставило человеку новые возможности для поиска, получения, накопления, передачи и, главное, обработки информации. Первоначально компьютер был создан как средство для автоматизации вычислений. Однако постепенно к его вычислительным возможностям добавились функции почти всех предшествовавших средств коммуникации, превратив его в главное орудие построения современного информационного общества. Следующей вехой в развитии информационных технологий стала возможность создания компьютерных сетей. И как высшего их проявления - Интернета, глобальной компьютерной сети, дающей возможность каждому пользователю располагать информационными возможностями всей сети и передавать одновременно свою информацию всем ее пользователям. Это дало возможность любому владельцу персонального компьютера приобщиться к информационным ресурсам всего человечества и даже внести в них свой вклад, создать один общий банк информации для всех пользователей этой сети. Однако в появлении глобальной компьютерной сети есть и негативная сторона - люди все меньше общаются «живьем», но с другой стороны появилась возможность связываться пользователям, находящемся на большом расстоянии друг от друга, а это является огромным преимуществом в современном мире.
Информационные технологии в жизни современного человека
В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникли во все сферы человеческой деятельности. Так, в промышленности информационные технологии применяются не только для оценивания запасов сырья, комплектующих, готовой продукции, выполнять новые разработки, но и позволяют сократить маркетинговые исследования для слежения спроса на различные виды продукции, находить новых партнеров.Как известно эффективность роботы служебного управления во многом зависит от уровня общения между гражданами, предприятиями и другими органами управления. Поэтому в служебном управлении информационные технологии позволяют одновременно использовать информационные, организационные, правовые, социально-психологические, кадровые и иные показатели, что делает проще роботу и организацию самого процесса управления. Применение таких методов значительно ускоряет роботу на сложных участках аналитической работы, к примеру, во период проведения оценки обстановки в сложных ситуациях, подготовки и формирования отчетов и справок. При этом все бухгалтерские операции на предприятиях основываются на применении информационных технологий. В связи с увеличением скорости обмена информацией появилась возможность проводить тяжелые математические расчеты всего за несколько секунд. Наиболее широкое применение ИТ в промышленности мы видим на примере использования системы автоматизированного проектирования (САПР).САПР - автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности.
Значение информационных технологий в промышленности
Значение информационных технологий в промышленности
Основная цель создания САПР - повышение эффективности труда инженеров, включая: сокращения трудоёмкости проектирования и планирования; сокращения сроков проектирования; сокращения себестоимости проектирования и изготовления, уменьшение затрат на эксплуатацию; повышения качества и технико-экономического уровня результатов проектирования; сокращения затрат на натурное моделирование и испытания.Достижение целей создания САПР обеспечивается путем: автоматизации оформления документации; информационной поддержки и автоматизации принятия решений; использования технологий параллельного проектирования; унификации проектных решений и процессов проектирования; повторного использования проектных решений, данных и наработок; стратегического проектирования; замены натурных испытаний и макетирования математическим моделированием; повышения качества управления проектированием; применения методов вариантного проектирования и оптимизации.В настоящий момент уже невозможно представить функционирование большинства предприятий без использования САПР. Это промышленные предприятия таких отраслей, как самолетостроение, судостроение, автомобилестроение, литейное производство, тяжелое, среднее и легкое машиностроение, строительство, точное приборостроение, атомная промышленность и др.
В медицине термин ИТ употребляют в более узком смысле, подразумевая использование некоторой компьютерной системы для решения указанных задач. В настоящее время такая компьютерная система, как правило, включает в себя собственно компьютер, программу (или комплекс программ) осуществляющую регистрацию, обработку и предоставление информации врачу, базу данных, хранящую информацию о проведенных обследованиях, средства приема и передачи накопленной информации другому пользователю.
Автоматизация позволяет:снизить трудоёмкость работ по управлению и контролю над ресурсами за счет уменьшения выполнения людьми рутинных обязанностей; создать предпосылки рациональной организации хода производственного процесса на предприятии;увеличить скорость и качество обслуживания пациентов;повысить эффективность и культуру работы;повысить эффективности управления;повысить эффективность оперативного принятия решений;расширить спектр предоставляемых пациенту услуг;усовершенствовать возможности долговременного планирования и прогнозирования.
Необходимо также отметить такой эффект, как снижение временных затрат на принятие управленческого решения ввиду сокращения большого числа бумажных потоков.Повышение качества управленческих решений с позиции точности, глубины анализа управляемого явления, процесса или субъекта, наличие информирующей обратной связи.
Роль информационных технологий в медицине
Применение новейшего оборудования в медицине позволило в короткий промежуток времени давать наиболее точный диагноз пациента. Широкий спектр производимого оборудования применяется во всех областях медицины.
Приведем несколько примеров:Универсальная диагностическая ультразвуковая кардиологическая система ACUSON Sequoia 512 с комплектом датчиков позволяет увидеть анатомию и физиологию пациента совершенно новым взглядом и обеспечивает раннюю диагностику патологических изменений.Высокотехнологичный и компактный электрокардиограф CARDIOVIT AT-101 может использоваться как в поликлиниках, так и в стационарах. Возможность работы в сети с выгрузкой данных в формате XML позволяет интегрировать его в медицинские системы.В косметологии аппарат Thermage перевернул представления о современных методах омоложения. Многие пациенты хотят подтянуть кожу, не прибегая к хирургическому вмешательству. Теперь это можно проделать за 30 минут, для достижения которого раньше требовалась многочасовая пластическая операция и месяцы восстановления.Рентгеновский аппарат CLINOMAT TIETON (Italray) предназначен для выполнения всех традиционных флюорографических исследований. Широкий выбор анатомических программ (более 600 программ) позволяет оператору автоматизировать выбор параметров при обследовании различных отделов.
Роль информационных технологий в медицине
В связи с увеличением скорости обмена информацией появилась возможность передавать большой объем информации, в том числе телевизионного потока. С момента начала первых трансляций интернет - телевидения прошло немного времени. Однако за небольшой период использования интернет - телевидения, появилась большая зрительская аудитория. И сейчас трудно представить себе интернет без телевизионного вещания. Использование спутниковой тарелки не является обязательным оборудованием для просмотров телепередач, для этого достаточно использовать ноутбук подключенный к точке доступа в интернет. С реализацией беспроводного доступа, уменьшилась зависимость от точки подключения в интернет. В настоящий момент передача телевидения может быть осуществлено практически из любой точки земного шара.Согласно с прогнозами экспертов к 2013 году общая доля передаваемого в сеть онлайн аудио и цифрового видео будет составлять около 98% от общего потока пересылаемой информации.Цифровое TV-транслирование набирает обороты и со временем эта динамика становится все более отчетливой. Расцвет появившихся впервые коммерческих телевизионных каналов, являлось достаточно значимым этапом в становлении отечественной телевещательной отрасли, однако ощутимый скачек произошел в последние годы.Развитие произошло непосредственно с началом внедрения скоростного доступа в интернет. С этого времени скоростной канал в глобальную сеть сделался вседоступным, стремительный прогресс онлайн телетрансляций теперь не сдерживался. И развитие русскоязычной сети в тот же момент среагировало на расширение возможностей появившимися в большом количестве, онлайн - телевизионной аппаратуры. Известные телевизионные каналы стали еще удобнее для просмотра, и web телетрансляции также радуют русскоязычную аудиторию, проживающую в других странах. Онлайн -TV смотреть можно практически везде. Это стало возможным благодаря развитию цифровых технологий web-телевидения.
Роль информационных технологий в становлении online телевидения
Все отечественные средние учебные заведения с недавних пор оборудуются компьютерными классами, которые позволяют проводить не только полноценные уроки информатики, но и использовать в процессе обучения и проверки знаний различные виды современной техники. Мультимедийные проекторы и интерактивные доски установленные в классах позволяют более наглядно преподнести изучаемый материал ученикам. Основной признак развития информационных технологий в школе, это интенсивное использование тех. средств обучения нового поколения в методических рекомендациях по проведению уроков и внеклассных мероприятий, стремление педагогов осваивать новое оборудование. Это направление в увеличении знаний называется «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Использовать эту методику вполне реально при изучении любого школьного предмета.
Применение информационных технологий в обучении
Эксперимент показывает, что грамотное использование педагогом ИКТ заметно повышает интерес учащихся к предмету. Передача наглядного пособия на экране при помощи мультимедийного проектора, помогают учителю лучше преподнести процесс и результаты опытов, использовать виртуальные экскурсии по разным географическим зонам и лучшим музеям мира. Учащиеся имеют все шансы воочию убедиться в том, как богата флора и фауна страны, увидев панорамные съемки, кадры живого существа или природного явления, а так же наблюдать астрономические объекты.
Применение информационных технологий в обучении
Вот несколько примеров использования ИКТ. Возможно показать детям, как на Земле в одно и тоже время существует день и ночь применяя вывод изображений с веб-камер в соответствующих часовых поясах. Показать прохождение химических реакций на экране с участием в них используемых веществ можно связав весы и интерактивную доску между собой. Очень активно использование ИКТ идет преподавателями технологии. Сейчас учащиеся имеют все шансы увидать четкие чертежи, качественные слайды и фильмы об истории моды, стилях, интерьере. Для обучения в разных сферах, Интернет предлагает огромное количество мастер-классов, которые вызывают у ребят искреннюю заинтересованность.

В числе отличительных свойств информационных технологий, целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

    Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

    Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

    Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, “интеллектуальные” функции этих технологий.

    Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы

    Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

    Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

    Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.

План.

1. Информационное общество и роль ИТ.

2. Информационные технологии и их роль в обществе.

3. Компьютерная этика.

1. Роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций , когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества.

Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.

В эти годы и была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспективразвития экономики страны. В представленном отчёте, информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной, что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".

В те же годы анализ тенденций научно-технического прогресса и бурного развития новых технологий в США привёл к зарождению двух идеологий– информационного общества и постиндустриализма . Идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в его книге "Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза", изданной в 1973 г., в которой он разделил историю человеческого общества на три стадии – аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Развивая идеи Белла, другой американский философ, Э.Тоффлер (книга "Третья волна", 1980 г.)рассматривает историю человеческой цивилизации в виде следующих друг за другом волн. Первая волна – "сельскохозяйственная цивилизация" и её символ "мотыга", сменяется "цивилизацией индустриальной", символом которой является конвейер, а на смену ей приходит третья волна – "информационная цивилизация", символ которой –компьютер. Движущая сила первой волны - продукция сельского хозяйства и минеральные ресурсы, конвейер обеспечивает дешёвый труд и массовое производство, а движущаясила третьей волны – создание и эксплуатация знаний.

Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационное общество – общество, в которомбольшинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силойразвития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, – называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

2. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями .

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны – изменениями в экономике, а с другой стороны – новыми возможностями информационных технологий.

Отметим наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.

Расширение применения сети Интернет . С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины).Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.

3. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в Институте инженеров электроники и электротехники ( IEEE ) в 1979 г. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяюткачество и условияжизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.

Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий (АСМ), Ассоциацией менеджеров информационных технологий (ДРМА), Ассоциацией пользователей информационных технологий в США ( ITAA ), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов ( ICCP ). В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах,Международная федерация по информационным технологиям ( IFIP ) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

Основой всех кодексов служат десять заповедей (подобно библейской нагорной заповеди Иисуса Христа, в которой также содержится десять моральных постулатов).

1. Вы не будете использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Вы не будете создавать помехи и вмешиваться в работудругих пользователейкомпьютерных сетей.

3. Вы не будете совать нос в файлы, не предназначенные для свободного использования.

4. Вы не будетеиспользовать компьютер для воровства.

5. Вы не будетеиспользовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Вы не будете использовать ворованноепрограммное обеспечение.

7. Вы не будете использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

8. Вы не будетеприсваивать чужую интеллектуальную собственность.

9. Вы будетедумать о возможныхобщественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете.

10. Вы будете использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Во всех кодексах наряду с перечисленными заповедями и общечеловеческими моральными нормами (честное исполнение своих обязанностей, профессиональная и социальная ответственность, повышение квалификации, расовое равноправие и т.п.) содержатся нормы, основанные на соблюдении четырёх главных моральных принципов: privacy (тайна частной жизни), accuracy «акьераси»(точность), property «пропети»(частная собственность) и accessibility «аксессибилати» (доступность). Модель компьютерной этики, основанная на этих принципах получила название РАРА по первым буквам слов, составляющих сущность модели.

privacy

Принцип "прайвеси" несёт важную смысловую нагрузку. Он выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в неё органов власти и других людей. Соблюдение этого принципа особенно важно в связи с созданием многочисленных автоматизированных банков данных, содержащих различные сведения о личности. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем должно быть обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

accuracy «акьераси»

Точное соблюдение инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честное и социально-ответственное отношение к своим обязанностям предполагают нормы, основанные на принципе " accuracy ".

property «пропети»

Принцип " property " означает неприкосновенность частной собственности и является основой имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственностина информацию инорм авторского права.

accessibility «аксессибилати»

Принцип "доступности" к информации, один из главных принципов информационного общества, определяет право граждан на информацию и предполагает доступность каждого субъекта общества к информационным технологиям и к любой, необходимой для него информации, разрешённой для доступа, в любое время и в любом месте.

Перечисленные принципы нашли отражение и в "Национальном кодексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций", разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кодекс распространяется на все виды деятельности – производство, продажу, пользование средствами информатики и телекоммуникаций. Кодекс определяет, что эта деятельность должна быть законной, пристойной, честной и правдивой.

Юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства.

1. Не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства не приобретённые на законных основаниях.

2. Не нарушать признанные нормы авторского права.

3. Не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных.

4. Не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.

Кодекс включает и другие моральные нормы и открыт для добровольного присоединения любого физического или юридического лица, действующего в области информатики или телекоммуникаций. Кодекс хранится в депозитарии Торгово-промышленной палаты.

Информационные технологии в современном обществе

В течение всей предшествующей XX в. истории в развитии человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало.

В конце XX в. основным предметом труда в общественном производстве в промышленно-развитых странах становится информация. Информационный объект для промышленных систем всё более претендует на роль основного главенствующего. Информация стала товаром со всеми присущими ему свойствами. Существует информационная промышленность, национальные информационные ресурсы (ИР), происходит переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации.

Техническое перевооружение предприятий осуществляется на базе внедрения современных вычислительных технологий, промышленных роботов, новых технологических процессов. Одним из направлений является внедрение современных информационных технологий (ИТ), представляемых в виде совокупности информационно-технологических процессов (ИТП).

Информационная технология – совокупность процессов сбора, передачи, переработки, хранение и доведение до пользователей информации, реализованных на современных средствах.

За точку отсчёта развития человеческого общества обычно принимают время, когда люди стали создавать орудия труда и охоты. На протяжении тысячелетий решалась одна задача: всё более умножать различные инструменты и машины, увеличивающие мускульную силу человека. Попытки создания инструментов, усиливающих природные возможности человека по обработке информации до последнего времени оставались очень слабыми. К первым подобным попыткам относят камешки Абака – это доска, разделённая на полосы, где передвигаются камешки, как в русских счётах для арифметических вычислений.

Накопление знаний заметно возросло с открытием человеком технологии длительного хранения информации на материальном носителе. Так начался первый этап развития ИТ. Почти 99 % своего исторического пути люди имели дело только с материальными объектами. Весь отрезок времени, в течение которого люди стали регистрировать информационные образы, а затем и обрабатывать их, не составляет и одного процента от общей человеческой цивилизации. Шесть тысяч лет тому назад появились первые глиняные таблички, являющиеся материальными носителями кодированной информации о накопленных знаниях и достижениях. С этого времени ведут отсчёт письменности. Огромное воздействие на темпы развития технологической цивилизации оказало изобретение печатного станка (1445 г., Иоган Гуттенберг), что привело к информационной революции.

В 1833 г. английский математик Чарльз Бэббидж впервые решил создать механическую вычислительную машину, использующую принцип программного управления. Через сто лет, в 1945 г., под руководством американского математика Джона фон Неймана были сформулированы общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств, актуальные и для современных компьютеров. В 1945–1947 гг. на базе появившихся к тому времени электронных ламп созданы первые ЭВМ.

Конец XX в. характеризуется переходом передовых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации. Материальные затраты на хранение, переработку и передачу информации начинают превышать аналогичные расходы на энергетику. Основные проблемы управления в современном развитом промышленном государстве заключаются в том, что растёт общий объём требующей переработки информации. А это, в свою очередь, требует дальнейшего развития информационных технологий.



Рекомендуем почитать

Наверх