Вопросы к экзамену

Новости 16.06.2019
Новости

Слышали ли вы когда либо такое утверждение, что "нельзя сделать динамическое выпадающее меню исключительно на CSS для IE"? Уверен, что да. И что, вы-таки верите этому? Правильно, лучше не верьте.

Цель, которой мы хотим достичь в этой статье

Цель данной статьи - сделать выпадающее меню для IE, сделанное исключительно на CSS. Начав с этой постановки, я расширил задачу до того, чтобы заставить работать такое меню в других наиболее известных браузерах (прим. пер.: из комментариев выясняется, что этими браузерами являются Opera 7.x и последние версии Firefox).

Цель, которой мы хотим достичь в этой статье, в принципе более или менее общеобразовательная, т.е. дать общее представление о некоторых "скрытых" и редко используемых особенностях браузеров.
Также особенно любопытные могут в этой статье найти некоторые ухищрения, с помощью которых можно достичь определенных нестандартных результатов. Ну и для разработчиков эта статья может стать поводом для размышления или источником новых идей.

Каким мы представляем уровень читателя.

Вообще-то я думал о том, чтобы пометить эту статью как для "углубленного изучения (advanced)". Но я уверен, что даже не самые опытные разработчики хорошо поймут то, что написано в статье. Короче, читатель просто обязан знать основы CSS и
HTML.

Чем это меню отличается от всех других?

Я долго искал в сети меню, которые были бы сделаны на CSS, но не нашел ни одного решения, которое бы работало без глюков в IE. Однако же я нашел много интересных идей, которые и привели меня к тому результату, который будет здесь описан. Да, мой код тоже не совершенен, но у меня попросту нет времени, чтобы выправить все ошибки. Самое интересное альтернативное решение из всех, что я видел (которые используют CSS), основано на использовании псевдокласса hover для элементов LI. А я-то никогда и не думал, что такое возможно, впрочем, как и не думал о том, что вообще возможно сделать выпадающее меню для IE без скриптов...

Основным отличием между моим и другими меню является то, что мое работает в IE. Все решения, которые я видел, используют элемент LI как основной элемент для псевдокласса:hover, однако Microsoft решила, что этот псевдокласс может быть использован только для
элемента A. Большинство сайтов делают оговорку, что их меню работают только в браузерах Opera 7.x или Mozilla. Но ведь эти браузеры используются только пятью процентами пользователей! Да, такие меню хороши в этих браузерах, но к сожалению не могут быть видны в большинстве самых распространенных браузеров. Сейчас мы исправим это недоразумение.

Что такое меню, сделанное с помощью только CSS?

Это динамическое меню, для создания которого используется только CSS, и не используются скрипты (например, написанные на JavaScript).

Что, не верится?

Давайте рассмотрим код:

< STYLE type = text / css id = "default" title = "default" name = "default" >
*::- moz - any - link br ,*:- moz - any - link br {
/*a workarround for mozilla*/
display : none ;
}

div #menu * {
cursor : pointer ; /*because IE displays the text cursor
if the link is inactive*/
}

Disabled {
color : red ! important ;
background : none ! important ;
}

Div #menu {
background : #F5F5DC;

height : 15px ;
white - space : nowrap ;
width : 100 %;
}

Div #menu .a {
background : #F5F5DC;
border : 1px solid #F5F5DC;
color : #000000;
text - decoration : none ;
}

Div #menu .a table {
display : block ;
font : 10px Verdana , sans - serif ;
white - space : nowrap ;
}

Div #menu table, div#menu table a {
display : none ;
}

Div #menu .a:hover, div#menu div.menuitem:hover {
background : #7DA6EE;
border : 1px solid #000080;
color : #0000FF;
margin - right :- 1px ; /*resolves a problem with Opera
not displaying the right border*/
}

Div #menu .a:hover table, div#menu div.menuitem:hover table{
background : #FFFFFF;
border : 1px solid #708090;
display : block ;
position : absolute ;
white - space : nowrap ;
}

Div #menu .a:hover table a, div#menu div.menuitem:hover table a {
border - left : 10px solid #708090;
border - right : 1px solid white ; /*resolves a jump problem*/
color : #000000;
display : block ;
padding : 1px 12px ;
text - decoration : none ;
white - space : nowrap ;
z - index : 1000 ;
}

Div #menu .a:hover table a:hover, div#menu div.menuitem:hover table a:hover {
background : #7DA6EE;
border : 1px solid #000000;
border - left : 10px solid #000000;
color : #000000;
display : block ;
padding : 0px 12px ;
text - decoration : none ;
z - index : 1000 ;
}

Td {
border - width : 0px ;
padding : 0px 0px 0px 0px ;
}

Menuitem {
float : left ;
margin : 1px 1px 1px 1px ;
padding : 1px 1px 1px 1px ;
}

Menuitem * {
padding : 0px 0px 0px 0px ;
}

#other {

}

#moz{

}

#moz::-moz-cell-content{
height : auto ; visibility : visible ;
}

#other::-moz-cell-content{
height : 1px ; visibility : hidden ;
}

#holder {
width : 100 %;
}

< TABLE id = holder >
< TR >
< TD id = "other" >
< DIV id = "menu" >
< DIV class= "menuitem" >
< a class= "a" href = "#" > File < BR >
< TABLE >
< TR >
< TD >< a href = #2>click me

< TR >
< TD >< a href = #3>Save

< TR >
< TD >< a href = #4>Close



< DIV class= "menuitem" >
< A class= "a" href = "#11" > Help < BR >
< TABLE >
< TR >
< TD >< a class= "disabled" >..

< TR >
< TD >< a href = #13>Index

< TR >
< TD >< a href = "#14" > About






< TR >
< TD id = "moz" > Mozilla specific menu !
< DIV id = "menu" >
< DIV class= "menuitem" >
< a class= "a" href = "#" > Filezilla
< TABLE >
< TR >
< TD >< a href = #2>Open

< TR >
< TD >< a href = #3>Save

< TR >
< TD >< a href = #4>Close




< DIV class= "menuitem" >
< A class= "a" href = "#11" > Helpzilla
< TABLE >
< TR >
< TD >< a class= "disabled" >..

< TR >
< TD >< a href = #13>Index

< TR >
< TD >< a href = "#14" > About







< BR >

Что происходит, почему все работает?

Сразу оговорюсь, что в этой статье я не буду вас учить использованию CSS. Поэтому сразу переходим к рассмотрению принципа работы меню - к псевдоклассу ":hover". Да, это именно класс. Т.е. селектор может наследовать другой селектор, который включает ":hover". В нашем случае "A:hover TABLE" выбирает "

в
элементе , на который наводится указатель мыши. Далее следует трюк с таблицей, свойство "display" которой равняется "none" (т.е. она невидима). Таблица находится между тэгами якорей (,). По словам Microsoft, это может вызвать неадекватную реакцию IE, но я ничего такого не заметил.

Почему мы используем таблицу? А потому, что что она очень хорошо разделяет вложенные якоря, которые мы хотим задействовать из основного якоря. Такое решение не работает в Mozilla 0.7 и даже с помощью JavaScript я еще не нашел способа реализовать это. Прямое вложение якорей не допускается Microsoft, поэтому элемент table - это своеобразный хак для IE. И, насколько я знаю, только таблицы позволяют таким образом "провести" IE.

Итак, что у нас тут имеется? 2 таблицы с якорями внутри якорей.

< A class= "a" href = "#11" > Help < BR >
< TABLE cellpadding = "0" cellspacing = "0" border = "0" >
< TR >
< TD >< a href = "#12" > Howto

< TR >
< TD >< a href = "#13" > Index

< TR >
< TD >< a href = "#14" > About

Которые являются скрытыми.

div #menu .a table {
display : none ;
z - index :- 1 ;
}

Браузер показывает содержимое якоря при наведении указателя мыши и применяет в этом случае соответствующий стиль:

div #menu .a:hover {
background : #7DA6EE;
border : 1px solid black ;
color : black ; z - index : 0 ;
}

Для выпадающей таблицы, которую мы используем для подменю: это ключевая таблица, которая и является выпадающим списком.

div #menu .a:hover table{
background : White ;
display : block ;
position : absolute ;
width : 125px ; z - index : 0 ;
border : 1px solid #708090;
}

Для ссылок внутри подменю:

div #menu .a:hover table a {
display : block ;
color : Black ;
text - decoration : none ;

}

Если мы наводим указатель на одну из ссылок в подменю, браузер применяет следующий стиль:

Для ссылок внутри подменю:

div #menu .a:hover table a:hover {
display : block ;
background : #7DA6EE;
color : black ;
text - decoration : none ;
padding : 0px 11px ;
border : 1px solid black ; z - index : 1000 ;
visibility : visible ;
}

Стиль ссылок в выпадающем меню:

div #menu .a:hover table a {
display : block ;
color : Black ;
text - decoration : none ;
padding : 1px 12px ; z - index : 1000 ;
}

Возможно, вы заметили, что я испольщовал несколько свойств "z-index" для некоторых элементов. Они являются хаками для некоторых проблем, которые я нашел при тестировании меню.

Усовершенствования

Для того, чтобы добавить подуровни в выпадающее меню нужно просто вставить еще один элемент div ".menuitem" (вместе с его содержимым и аналогичной структурой) вместо ссылки в родительскую таблицу.
Теперь, когда у вас есть подуровни в меню, вам нужно будет удалить тэги
, чтобы дать меню "нормально выезжать". В дополнение к этому, вам нужно будет сделать несколько копий классов.menuitem и.a с одинаковыми свойствами, но разными именами для каждого подменю.
Да, похоже поработать придется много, НО вы можете просто добавить их селекторы в соответствующую секцию таблицы стилей.

Полное описание того, как это сделать, я сделаю в следующий раз.
А пока что скажу, что это меню вы можете изменить так, как вам захочется, приспособить под себя. И возможностей для этого существует бесконечное множество - ограничить их может только ваша фантазия...

Переключение стилей (Скины)

Если вы хотите добавить скины для вашего меню с возможностью их смены самим пользователем, вам нужно будет добавить дополнительные таблицы стилей и дать им имена с id="some_name" (для IE) и с именами name="some_name" (для остальных браузеров). Для того, чтобы не применялись оба стиля, вам нужно заблокировать все стили, кроме стилей по умолчанию, путем добавления параметра "disabled" в стиль тэга (причем не имеет значения, связываете ли вы его или используете линейный синтаксис). Mozilla и Opera позволяют переключение поименованных стилей из браузера. Как правило, эти браузеры не применяют все стили, которые определены именем name="..." и игнорируют id="...". Также они умеют использовать имя name="default" как таблицу стилей по умолчанию и name="alternate" в качестве альтернативной таблицы стилей. Вы можете определить имя стиля, которое пользователь будет видеть как свойство title="...". Например, демонстрационная версия меню на этой странице включает следующие определения:

< STYLE type = text / css id = "alternate" title = "Blue" name = "alternate" disabled >
...< STYLE >
< STYLE type = text / css id = "default" title = "Default" name = "default" >
...< STYLE >

Обратите внимание на порядок присвоения имен, я настойчиво рекомендую строго ему следовать.

IE не имеет встроенного переключения стилей CSS, поэтому нам придется его сделать самим (тут уже не без использования JavaScript):

Выберите один из стилей, кликнув на соответствующий, и вернитесь вверх, чтобы увидеть
изменения:

onclick = "document.styleSheets("default").disabled=false;document.styleSheets("alternate").disabled=true;" > Стиль
по умолчанию

Onclick = "document.styleSheets("alternate").disabled=false;document.styleSheets("default").disabled=true;" > Голубой

Onclick = "document.styleSheets("alternate").disabled=true;document.styleSheets("default").disabled=true;" > Без
стилей

Это делается так:

< ul >
< li onclick = "document.styleSheets("default").disabled=false;
document.styleSheets("alternate").disabled=true;"
>
< a >Default

< li onclick = "document.styleSheets("alternate").disabled=false;
>
< a > Blue

< li onclick = "document.styleSheets("alternate").disabled=true;
document.styleSheets("default").disabled=true;"
>
< a > No Stylesheet

Предупреждение! Это просто маленький пример!
Перезагрузка страницы сбросит значения по умолчанию для таблиц стилей. Поэтому для реальных целей необходимо использовать cookies или серверные скрипты для того, чтобы запоминать выбор пользователя, что опять-таки не является предметом рассмотрения данной статьи.
Добавлю только, что приведенный выше код будет работать только в
IE.

Заключение

Я советую всем использовать меню на основе CSS на ваших сайтах (и в веб-приложениях), потому что таким образом можно избежать многих проблем, которые появляются при использовании меню на основе JavaScript. Такие проблемы, как правило, возникают при неправильной обработке событий в IE. Более того, в некоторых браузерах имеется возможность отключения скриптов, и уж тем более многие браузеры не поддерживают JS от Microsoft.

Если же браузер не поддерживает CSS, то он по крайней мере будет отображать все ссылки.

Известные ошибки

По умолчанию ссылки в подменю не работают в Mozilla. Но я нашел более-менее приемлемое решение этой ошибки. Оно основано на вставке специального меню, опять-таки без использования скриптов. Просмотрите внимательно те места кода, где упоминается Mozilla (или "moz"). Вы увидите, что HTML разделы не имеют вложенных якорей (последний тэг помещен туда, где он и должен находиться). В первой части CSS я использую недокументированные селекторы - это специальные селекторы для Mozilla, и добавляю селектор:hover для тех элементов div, которые поддерживаются Mozilla. И все равно после этого поведение остается не совсем корректным.

В комментариях есть замечание (от Nick Young), что меню не работает в Netscape. я уверен, что проблема там в том же, что и в Mozilla. Надо искать дополнительную информацию об этом. Решение возможно потребует некоторых изменений, потому что альтернативный код должен нормально работать и в Netscape.

Замечания:

Страница была протестирована в IE версий 5, 5.5, 6, в Opera 7.23 и Mozilla 0.71. Скорее всего, меню будет работать и в более ранних версиях указанных браузеров.

По имени файла или папки и по цепочке символов, входящих в имя файла или папки;

По расширению имени файла;

По дате последней модификации;

По размеру;

По отрывку текста из документа или по заголовку какого-либо раздела.

Использование различных вкладок облегчает поиск файлов по определенным критериям.

Для быстрого вызова часто повторяемых команд можно воспользоваться динамическим меню, которое вызывается правой кнопкой мыши. Динамическое меню (рис. 2.8) содержит часто употребляемые команды. Набор команд зависит от выбранного объекта: значка диска, папки или файла, выделенного текста, панели задач или свободного места экрана.

Если щелкнуть правой кнопкой значок диска в окне программы Мой компьютер, то появятся команды: Открыть, Проводник, Найти, Разделение, Форматировать, Вставить, Создать ярлык. Свойства. Так же как и для диска, команды динамического меню для файла зависят от типа файла и дублируют меню Файл. Правую кнопку мыши удобно использовать для перемещения или копирования файла из одного окна в другое папки Мой компьютер или Проводник. После транспонирования значка папки/файла с нажатой правой кнопкой мыши появляется динамическое меню, позволяющее указать цель транспортировки: переместить или скопировать объект, создать значок быстрого вызова.

Папка Мусорная корзина предназначена для удаления ненужных файлов. Основное различие между выполнением команды Удалить в Windows"95 и в других программах состоит в том, что в новой версии операционной системы выбор команды приводит не к удалению файла, а к его перемещению в папку Мусорная корзина. Попавший в нее файл сохраняется до тех пор пока Корзина не будет «очищена». Чтобы удалить любой файл, папку или значок быстрого вызова, можно использовать команду Удалить или переместить значок удаляемого объекта мышью на значок Мусорная корзина. Значок перетаскиваемого объекта исчезнет. Чтобы просмотреть все файлы, находящиеся в Мусорной корзине, необходимо дважды щелкнуть ее значок. Появится окно папки со строкой меню, имеющим стандартный набор команд. Для восстановления файла, папки или значка быстрого вызова необходимо щелкнуть имя восстанавливаемого файла. Если надо восстановить несколько файлов, то имена файлов выделяют при нажатой клавише Ctrl. Затем используют команду Восстановить из меню Файл.

Рис. 2.8. Динамическое меню

В настоящее время для IBM PC-совместимых компьютеров выпускаются тысячи наименований винчестеров, адаптеров, контроллеров и других изделий. В ряде случаев их установка на компьютере вызывает значительные трудности с точки зрения совместимости, требует больших затрат времени пользователя для выбора положения перемычек. Компьютеры с Plug and Play -адаптерами не нуждаются в ручной установке DIP-переключателей. В соответствии с технологией Plug and Play после включения компьютера автоматически определяются названия вновь подключенных устройств или плат и их характеристики, выполняется их конфигурирование и автоматически загружаются соответствующие драйверы. Это может происходить и во время сеанса работы в случае изменения аппаратных средств компьютера. Аналогично фиксируется удаление какого-либо устройства или платы, выгружаются драйверы этого устройства с тем, чтобы они не занимали оперативную память и освободили системные ресурсы.

При инсталляции Windows"95 приложение Setup (Установка) определяет адаптеры и драйверы, которые не поддерживают новую технологию, и автоматически делает соответствующие записи в системных файлах. Даже если ваш компьютер не полностью поддерживает стандарт Plug and Play, Windows"95 поможет настроить аппаратное обеспечение с помощью диалогового окна Свойства с вкладкой Ресурсы рассматриваемого устройства. Для вызова окна Устройства сначала следует активизировать значок Система Панели Управления и двойным щелчком мыши выбрать устройство. В нижнем поле Список конфликтующих устройств указываются устройства, с которыми может конфликтовать рассматриваемое устройство. Рекомендуется установить флажок Использовать автоматическую настройку, чтобы операционная система сама производила настройку системных ресурсов.

Технология Plug and Play содержит три основных компонента: операционную систему, поддерживающую Plug and Play, Plug and Play BIOS и Plug and Play - устройства с соответствующими драйверами. Поэтому полное решение проблемы Plug and Play требует поддержки как на программном, так и на аппаратном уровнях.

В ходе работы с Windows"95 иногда приходится производить перезагрузку системы. Различают «холодную» и «горячую» перезагрузку компьютера. «Холодная» перезагрузка выполняется после выключения питания и его повторного включения. Необходимые для работы программы и параметры считываются в оперативную память заново. «Горячая» перезагрузка производится без выключения питания, одновременным нажатием клавиш Alt+Ctri+Del. В этом случае вся информация, хранящаяся в оперативной памяти и не записанная на жесткий диск, стирается. «Горячую» перезагрузку, как правило, используют в том случае, когда программа «зависла» и не реагирует на нажатие на клавиши и на кнопки мыши. В ряде случаев при нажатии на клавиши Alt+Ctri+Del появляется диалоговое окно Снять Задачу. Если окно позволит закрыть «зависшую» программу, то необходимость в перезагрузке компьютера отпадет.

Перед тем как выключать питание компьютера, необходимо закрыть все открытые документы и приложения. Выключение питания без закрытия документа может привести к потере данных, повреждению открытых файлов и трудностям с их открытием при последующих сеансах работы. После выключения компьютера без правильного выхода из системы возможны нарушения в логической структуре диска. Их исправить можно с помощью программы ScanDisk, расположенной в группе Служебные программы.

Для корректного выхода из Windows надо щелкнуть кнопку Пуск и команду Завершить работу в появившемся меню. Появится диалоговое окно Завершение Работы. Окно содержит кнопки-переключатели: Выключить компьютер. Перезагрузить компьютер. Перезагрузить компьютер в режиме эмуляции MS DOS , Войти в систему под другим именем. Все кнопки закрывают все программы. В нижней части окна Shut Down Windows расположены три кнопки - Да, Нет, Справка. Через небольшой промежуток времени после щелчка мышью кнопки Да компьютер будет подготовлен к выключению: будут очищены внутренние буферы и кэши дисков, обеспечено сохранение данных. Не следует выключать электропитание до тех пор, пока не появится сообщение: «Теперь питание компьютера можно выключить».

Мы ограничимся лишь приведенным выше кратким описанием принципов работы Windows. Реальное ее освоение (еще в большей мере, чем DOS и Norton Commander) - дело практических занятий за компьютером с помощью как многочисленных специальных руководств, так и встроенного справочника.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте место операционных систем среди других видов программного обеспечения.

2. Каковы функции операционной системы?

3. Охарактеризуйте основные ступеньки эволюции операционных систем.

Процесс?

Виртуализация?

Прерывание?

5. Охарактеризуйте функции основных компонент операционных систем.

6. В чем состоит назначение файловой системы ОС?

7. Что такое файл? Какие структуры файлов поддерживаются различными ОС?

8. Что такое каталог (директорий)? Для чего каталоги служат?

9. Какие операции над файлами обеспечиваются операционными системами?

10. Охарактеризуйте команды операционной системы MS DOS.

11. Опишите интерфейс оболочки ОС Norton Commander.

12. Охарактеризуйте стиль работы с помощью оболочки Windows.

13. По каким показателям Windows"95 превосходит Windows 3.11?

14. Опишите типичное окно Windows"95.

15. Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?

16. Как вызвать динамическое меню и каковы его возможности?

§ 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ

Системы программирования - это комплекс инструментальных программных средств, предназначенный для работы с программами на одном из языков программирования. Системы программирования предоставляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.

В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят

Трансляторы с языков высокого уровня;

Средства редактирования, компоновки и загрузки программ;

Макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);

Отладчики машинных программ.

Системы программирования, как правило, включают всебя

Текстовый редактор (Edit ), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;

Загрузчик программ (Load ), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;

Запускатель программ (Run ), осуществляющий процесс выполнения программы;

Компилятор (Compile ), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок;

Отладчик (Debug ), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы;

Диспетчер файлов (File ), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами:сохранение, поиск, уничтожение и т.п.

Ядро системы программирования составляет язык. Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные, рис. 2.9.

Процедурные (или алгоритмические) программы представляют из себя систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.

Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.

Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатиричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.

Рис. 2.9. Общая классификация языков программирования

Программы на языках высокого уровня близки к естественному (английскому)

языку и представляют набор заданных команд.

Перечислим наиболее известные системы программирования.

1. Фортран (FORmula TRANslating system - система трансляции формул); старейший и по сей день активно используемый в решении задач математической ориентацииязык.

2. Бейсик (Beginner"s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный символический код инструкций для начинающих); несмотря на многие недостатки и изобилиеплохо совместимых версий - самый популярный по числу пользователей.

3. Алгол (ALGOrithmic Language - алгоритмический язык); сыграл большую роль в теории, но для практического программирования сейчас почти не используется.

4. ПЛ/1 (PL/I Programming Language - язык программирования первый). Многоцелевой язык; сейчас почти не используется.

5. Си (С - «си»); широко используется при создании системного программного обеспечения.

6. Паскаль (Pascal - назван в честь ученого Блеза Паскаля); чрезвычайно популярен как при изучении программирования, так и среди профессионалов. На его базе созданы несколько более мощных языков (Модула, Ада, Дельфи).

7. Кобол (COmmon Business Oriented Language - язык, ориентированный на общийбизнес); в значительной мере вышел из употребления.

8. Дельфи (Delphi) - язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; в данный момент чрезвычайно популярен.

9. Джава (Java) - платформенно-независимый язык объектно-ориентированного программирования, чрезвычайно эффективен для создания интерактивных веб-страниц.

Среди непроцедурных языков наиболее известны

1. Лисп (Lisp);

2. Пролог (PROgramming in LOGic);

3. Оккам (назван в честь философа У. Оккама).

Широкое распространение среди разработчиков программ, а также при обучении программированию, получили системы программирования «Турбо» (Turbo) фирмы Borland, ядром которых являются трансляторы с языков программирования Бейсик, Паскаль, Си, Пролог и др. Интерфейс Турбо-оболочки для любых систем программирования внешне совершенно одинаков и предоставляет пользователю стандартный набор функций и команд, описанных выше и отображаемых в главном меню системы.

Рассмотрим технологию разработки программ с использованием популярной системы программирования Турбо-Паскаль 7 (оставив знакомство с самим языком до следующей главы).

В подобных интегрированных системах программирования сделана попытка предоставить разработчику программ максимум сервисных возможностей. Помимо основных функций система Турбо-Паскаль 7 позволяет настроить компилятор на работу в трех режимах: обычном режиме MS DOS (Real), защищенном режиме (Protected) и в режиме операционной среды Windows (Windows).

После загрузки системы (файл TURBO. EXE), на экране монитора появляется интерфейсное окно, рис. 2.10.

Рис. 2.10. Вид экрана интегрированной среды Турбо-Паскаля версии 7 (монтаж)

Главное меню системы (верхняя строка экрана) содержит команды, которые позволяют осуществлять следующие виды работ:

File - работа с файлами (сохранение, загрузка, связь с операционной
системой);

Edit - работа с текстовым редактором (после загрузки системы по умолчанию
текстовый редактор находится в активном состоянии);

Search - поиск и замена фрагментов текста;

Run -запуск программы на выполнение;

Compile - компиляция программы и установка параметров компиляции;

Debug - установка параметров отладки программы;

Tools - инструментальные программные средства (ненавязчивый сервис);

Options -установка опций интегрированной среды;

Window - работа с окнами;

Help -система помощи и подсказок.

Для начала работы с системой программирования необходимо иметь проект текста программы, который можно набирать на рабочем поле окна системы. Встроенный текстовый редактор прост и максимально приспособлен для набора текстов программ на языке Паскаль. В нем предусмотрена специальная подсветка управляющих структур, команд. Удобна система контекстной помощи (Shift+Fl), которая вызовет подсказку по набираемому текущему тексту программы в любой момент и в любом месте. Впрочем, текст программы можно приготовить в любом текстовом редакторе, хранящем тексты в ASCII-кодах (например, в Лексиконе); необходимо лишь снабдить имя файла расширением.pas.

Если текст (тексты) программы был ранее сохранен на жестком диске или дискете, то он может быть загружен в поле редактирования с помощью пункта меню File .

После окончания формирования текста необходимо откомпилировать программу (пункт меню Compile). Если в программе есть ошибки, то компилятор их укажет. После исправления ошибок можно снова повторить компиляцию.

После удачной компиляции запуск программы осуществляется командой менюRun .

Но на этом этапе чаще всего работа не заканчивается. Сложные алгоритмы требуют тестирования и отладки. Многие программы составляются из отдельных модулей, требуют связи с другими программами и системами и т.д. Для решения всех этих проблем предназначены другие команды системы (Debug , Options и пр.).

Разумеется, программисту, работающему на Паскале, нет нужды самому программировать такие непростые, но часто встречающиеся операции, как вычисление значений математических функций, построение изображений простых геометрических объектов (отрезков прямых, окружностей и т.д.), очистка экрана и множество других. Высокоэффективные, тщательно отлаженные программы таких действий сведены в стандартные модули и надо лишь уметь к ним обратиться. В состав пакета библиотек стандартных модулей входят:Crt - работы с экраном, Graph -работы с графикой и другие, такие как Overlay , String , System , Turbo 3 ,WinAPI , WinCrt , WinDos , WinPrn , WinTypes , WinProcs .

2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ

С появления первых компьютеров программисты серьезно задумывались над проблемой кодирования компьютерных программ. Уже с конца 40-х годов стали появляться первые примитивные языки программирования высокого уровня. В них программист записывал решаемую задачу в виде математических формул, а затем, используя специальную таблицу, переводил символ за символом, преобразовывал эти формулы в двухлитерные коды. В дальнейшем специальная программа (впоследствии названная интерпретатором) превращала эти коды в двоичный машинный код. Первый компилятор был разработан Г. Хоппер в начале 50-х годов; он осуществлял функцию объединения команд и в ходе трансляции производил организацию подпрограмм, выделение памяти компьютера, преобразование команд высокого уровня (в то время псевдокодов) в машинные команды. В дальнейшем компиляторы и интерпретаторы для языков Ассемблера стали развиваться и прочно вошли в практику компьютерного дела.

Идеи трансляции (перекодирования) одних символов в другие легли в основу создания различных языков программирования с соответствующими трансляторами - компиляторами и/или интерпретаторами. Отличие компиляторов от интерпретаторов заключается в процедуре трансляции текста в машинный код. Компилятор преобразует весь текст программы в последовательный набор машинных команд, который в дальнейшем отправляется на выполнение (пример компилятора с языка Паскаль). Интерпретатор же осуществляет трансляцию по принципу синхронного перевода. Каждая отдельная строка программного текста транслируется, а затем, после ее интерпретации, команды этой строки выполняются (пример языка Бейсик). Современные трансляторы с языков программирования высокого уровня, систем управления базами данных интегрируют в себе возможности и достоинства компиляторов и интерпретаторов, а в системы программирования добавляют различные сервисные утилиты по трансляции и отладке создаваемых программ.

Важнейшим элементом в развитии систем программирования выступили подпрограммы. Появление аппарата подпрограмм существенно облегчило процесс разработки системных и прикладных программ. Подпрограммы позволили формировать библиотеки из наиболее часто употребляемых в программах алгоритмов -процедур и функций. В системах программирования обязательно присутствуют стандартные (встроенные в систему) библиотеки подпрограмм. Например, в их число входят подпрограммы вычисления математических функций sin(х), cos(x), abs(х) и др.

В настоящее время распространены пользовательские и прикладные библиотеки подпрограмм. Их число увеличивается. Меняется структура библиотечных подпрограмм. В современных языках получили распространение модули (Unit ), представляющие специализированные пакеты взаимосвязанных подпрограмм определенного предназначения, например по работе с клавиатурой, с графикой и пр. Развитие объектно-ориентированного программирования позволило создавать библиотеки объектов и подпрограмм с объектными типами данных (Object ). Примером могут служить оболочки типа TurboVision .

Современная программа представляет набор команд, операторов и выражений, в которых имеются ссылки (прямые или косвенные) на различные подпрограммы из существующих в системе программирования библиотек, модулей, объектов. В этой связи исходный текст программы, как правило, занимает по объему места в памяти в несколько раз меньше, чем его оттранслированный вариант в машинных кодах. Как это происходит?

Рассмотрим один из вариантов трансляции программы с языка программирования Паскаль. Исходный текст программы решения квадратного уравнения представленниже:

program KvadUravn;

var А, В, С, D, XI, Х2: REAL;

writeln("введи А,В,С") ; read(A,B,C);

if D<0 then write("корней нет")

X1:=(-B+sqrt(D))/(2*A);

X2:=(-B-sqrt(D))/(2*A);

write("X1=", X1," X2=", Х2);

Предположив, что этот текст (по отношению к процессу трансляции выступающий как исходный модуль) сформирован одним из текстовых редакторов, попытаемся отправить его на выполнение. Прежде всего его необходимо перевести в машинный двоичный код (называемый абсолютным или загрузочным модулем ). Для этого на первых этапах осуществляется трансляция (в данном случае, как это реализовано в системах программирования Паскаля, компиляция) исходного текста в машинный код (объектный модуль ). Однако, объектный модуль не может быть использован для выполнения программы, поскольку в нем нет программ по выполнению процедур ввода (read) и вывода (write, writeln), а также вычисления функции извлечения квадратногокорня(sqrt). В исходном тексте программы ссылкинауказанные библиотечные подпрограммы отмечены знаком {*}.

Следующий шаг трансляции - компоновка - заключается в подключении к исходному объектному модулю объектных модулей соответствующих подпрограмм в места ссылок на них (исходные тексты этих подпрограмм в системе вовсе отсутствуют). Другими словами, на место процедуры Write помещается подпрограмма, осуществляющая процедуру вывода данных на экран дисплея. Таким образом после компоновки (или, иначе, редактирования связей link editor) возникает абсолютный модуль, намного превышающий по объему размер исходного текста программы, Он и является исполняемым компьютером после его запуска. Расширениями его файлового имени, как правило, являются.com или.ехе.

В силу того, что объектные модули не предназначены для непосредственного исполнения, в них обычно нет привязки составляющих их машинных команд к конкретному месту в ОЗУ. Адреса машинных слов бывают условными, что помогает компоновщику размещать объектные модули в свободныхместах ОЗУ (заменяя условные адреса команд на конкретные).

Многие системы программирования дополнительно содержат промежуточные этапы трансляции. В этих системах на первом шаге предусмотрена трансляция исходного текста в макроассемблерный код, а затем в объектный модуль. Это связано с историей развития языков программирования, а также с тем, что многие подпрограммы удобнее писать на языке Ассемблера, и подключать их легче на этапе линко-вания ассемблерного модуля с ассемблерными библиотеками подпрограмм.

В современных системах программирования, например, Турбо-Паскаль, Турбо-Си весь этот сложный процесс трансляции с компоновкой подпрограмм скрыт от пользователя и осуществляется специальными компиляторами.

Коротко об отладчиках.Эти программы входят в современные системы программирования и предоставляют средства для просмотра и изменения значений переменных в ходе отладки программы, поиска ошибок и т.д. Использование отладчиков значительно облегчает процесс доводки больших программ.

Заметим, что описанный процесс трансляции характерен для компиляции. Последовательно реализованный интерпретатор объектного модуля фактически не создает. В этом его и недостаток, и достоинство (экономия машинной памяти). Впрочем, у современных ЭВМ, в том числе и персональных, проблема малого ОЗУ отходит на второй план, и интерпретация встречается все реже, так как эффективность этого процесса в целом значительно ниже.

Остается непонятным, как детально происходит трансляция. Пользователь может не уметь сам вручную оттранслировать программу (даже столь короткую, как вышеприведенная), но элементарное понимание этого сложного процесса необходимо.

На первом этапе транслятор производит синтаксический анализ исходной программы - проверяет, не нарушены ли формальные правила, содержащиеся в данном языке программирования. Например, в Паскале текст может встретиться либо внутри текстовой константы (т.е. в апострофах), либо внутри комментария. Если такой текст встретился в другом месте, то это явная ошибка. В системе программирования встроены описания всех синтаксически разрешенных конструкций, и транслятор их применяет к исходной программе. Для задания синтаксиса применяются формы Бэкуса-Наура и синтаксические диаграммы, о которых будет рассказано в следующей главе.

Первой фазой синтаксического анализа является лексический анализ. Он заключается в просмотре литер исходной программы и построении из них лексически допустимых единиц - идентификаторов, ключевых слов языка, чисел и т.д. Во второй фазе эти единицы уже рассматриваются как неделимые и проверяется допустимость их сочетания.

Даже если в синтаксическом смысле исходная программа верна, это не означает, что она имеет смысл в рамках данного языка программирования. На следующем этапе семантического анализа транслятор ищет ошибки такого рода: числа употребления слов BEGIN и END не совпадают; переменные не описаны (в языке, требующем обязательного явного описания переменных), т.е. текст программы непонятен (семантика - смысловая сторона языка).

Лишь после того, как в программе все синтаксически правильно и семантически понятно, транслятор переводит операторы программы в машинный код. Это отнюдь не означает, что в программе все благополучно - не исключены ошибки этапа исполнения (деление на ноль, выход за границу массива, переполнение разрядов и т.д.).

Минуло три дня, как от меня... , у него огромный опыт, накопленный за десятилетия работы в Государственном архиве древних актов... в каком-то месте около трех с половиной тысяч лет. До тех пор , пока кто-то не...

  • Документ

    Около половины трех братьев. Пять лет минуло с тех пор десятилетия , будущие взрывные заряды. Но в...

  • Хеннинг манкелль китаец хеннинг манкелль китаец

    Документ

    Не меньше, чем в любой другой. Около половины шестого в тот же день несколько... иероглифы – повесть о жизни трех братьев. Пять лет минуло с тех пор , как Цзы похитил его... , где силы истории подготавливали будущие десятилетия

    • Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

      Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

      Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

    <Таb> <Ввод> (<Еntег> <Ввод> (). При нажатии клавиши <Ввод> и <Ввод>

    +, на. правой - +; чтобы отключить панели - +<0> и т.д.

    По расширению имени файла;

    По размеру;

    Рис. 2.8. Динамическое меню

    Процесс?

    Виртуализация?

    Прерывание?

    Интерфейс операционной системы DOS не обладает необходимой дружественностью. Команды нужно знать наизусть, посимвольно набирать на клавиатуре и при этом не допускать ошибок. Все это предъявляет высокие требования к квалификации пользователя.

    Для облегчения взаимодействия пользователя с компьютером.существуют, так называемые, оболочки операционных систем - программы, делающие наглядным и простым выполнение базовых операций над файлами, каталогами и др. с использованием меню, защитой от необдуманных и ошибочных действий и разветвленной контекстной помощью. .

    Простая оболочка обычно входит в комплект утилит операционной системы MS DOS. Однако, значительно большее распространение получила оболочка под названием «нортон командер» (Norton Commander). Остановимся на ее интерфейсе подробнее, рис. 2.3.

    При работе Norton Commander в стандартной настройке (конфигурации) на экране дисплея имеются следующие области:

    Правая и левая панель - большие синие прямоугольники, на которых отображаются каталоги (директории) дисков; одна из панелей является активной; обозначение текущего диска и директория вверху активной панели выделены цветом; внутри панели находится указатель;

    Командная строка с приглашением, в которой можно непосредственно набирать команды DOS или формировать их с помощью имен файлов на панелях;

    Строка подсказки с обозначением команд, закрепленных за функциональными клавишами F1... F10.

    Указатель перемещается внутри панели при нажатии клавиш управления курсором; переключить активную панель можно с помощью клавиши <Таb>. Чтобы войти в директорий, нужно указать его имя указателем и нажать клавишу <Ввод> (<Еntег>), чтобы выйти из текущего директория - установить указатель на две точки вверху панели выше имен файлов и директориев и нажать клавишу <Ввод> (). При нажатии клавиши <Ввод>, когда указатель установлен на имени исполняемого файла (с расширением.bat или.ехе или.com), происходит запуск этого файла на исполнение. Если необходимо вызвать имя файла в командную строку для формирования параметров команды, нужно, выделив имя файла указателем, нажать одновременно и . Можно по желанию определить действия Norton Commander над файлами с произвольными расширениями при нажатии клавиши <Ввод>. Так, можно задать, что при указании файла с расширением.txt запускается текстовый редактор и в него загружается указанный файл.

    Рис. 2.3. Типичный вид панелей Norton Commander

    Основные операции выполняются при нажатии функциональных клавиш. Так, при нажатии клавиши

    F1 происходит вызов контекстной подсказки (гипертекста с развитой системой ссылок);

    F2 вызывается пользовательское меню, в котором по желанию собраны часто выполняемые команды;

    F3 вызывается для просмотра (View) в режиме текста или кодов файл, указанный на активной панели;

    F4 вызывается простейший редактор для редактирования указанного на активной панели текстового файла;

    F5 копируется указанный файл или директорий (или группа отмеченных файлов и директорией) с активной панели на диск, отражаемый пассивной панелью;

    F6 происходит переименование (если вводится новое имя) или перемещение файлов или директорий с активной панели на пассивную;

    F7 создается директорий на активной панели;

    F8 удаляются указанные или отмеченные файлы и директории;

    F9 вызывается горизонтальное меню в верхней строке экрана;

    F10 происходит выход из Norton Commander.

    Выделение файлов происходит при нажатии клавиши или при задании фильтра с помощью серой клавиши «+».

    Горизонтальное меню, вызываемое клавишей F9, позволяет изменить настройки Norton Commander (например, режим отображения информации на панелях), выполнить перечисленные и некоторые дополнительные, важные для пользователя, команды и действия.

    Примечательно, что большинство операций можно выполнить с помощью Norton Commander несколькими способами:

    С помощью меню, выбирая команду с помощью клавиш управления курсором;

    С помощью меню, выбирая команду с помощью манипулятора «мышь»;

    С помощью меню, выбирая команду с помощью выделенной в команде буквы;

    С помощью «(горячих клавиш» - сочетания клавиш при их одновременном нажатии.

    По мере роста квалификации пользователи переходят к использованию именно «горячих клавиш». Например, чтобы перейти к другому дисководу на левой панели, нажимают комбинацию +, на. правой - +; чтобы отключить панели - +<0> и т.д.

    Norton Commander имеет-резидентную часть, которая восстанавливает состояние Norton Commander после окончания работы прикладных программ.

    Наряду с Norton Gommander;" нашли применение аналогичные программные средства типа Volkov Commander и dos Navigator. Имея много общего с Norton Commander, они оказываются более удобными в ряде специфических моментов (таких как работа с архивами, подключение внешних редакторов, соединение файлов и т.д.).

    С переходом на персональные компьютеры с процессором 80386 и с увеличенной памятью (не менее 4 Мбайт), на смену Norton Commander и характерному для DOS стилю работы в текстовом режиме пришла оболочка Windows и новый стиль работы с графическим интерфейсом. Идея графического интерфейса Windows заимствована компанией «Microsoft», долгое время специализировавшейся на операционных системах для персональных компьютеров IBM, у операционной системы для компьютеров Apple. Иногда Windows определяют не как оболочку, а как нечто большее, используя термин типа «операционная среда». При этом исходят из того, что если классическая оболочка (такая как Norton Commander) видоизменяет лишь пользовательский интерфейс, то программа типа Windows дополнительно к этому берет на себя управление программами и заданиями, т.е. реализует основные функции операционной системы.

    Принципиально важные особенности Windows по сравнению с MS DOS - это многозадачность (допускается одновременное выполнение нескольких процессов) и возможность обмена данными между работающими программами. Важно и то, что Windows использует расширенную оперативную память (много больше 640 кбайт) и подразумевает единый интерфейс всех прикладных программ. Недаром утвердилось понятие «программировать под Windows», т.е. ориентироваться на стандартный графический интерфейс.

    Название Windows - «окна» - говорит само за себя. Эта оболочка операционной системы построена на основе графических окон, соответствующих программным средствам и группам программных средств, которыми пользователь может управлять, изменять их размеры, перемещать по экрану, открывать и закрывать по своему желанию.

    Оболочка Windows ориентирована на работу с помощью манипулятора «мышь». Все операции в этой среде в высокой степени унифицированы, все программные средства имеют очень схожие интерфейсы и принципы управления, что значительно ускоряет освоение новых программных средств,

    Первой версией обсуждаемой операционной среды, получившей широкое распространение, стала Windows 3.1 (Windows for work groups 3.11), рис. 2.4.

    При запуске Windows 3.1 пользователь видит на экране окно Program Manager -Диспетчера Программ, в котором имеются пиктограммы (условные схематические обозначения) программ; среди них всегда имеются группы аксессуаров (accessories) и приложений (main), а также другие группы, такие как Microsoft Office. Группу можно активизировать, указав ее пиктограмму курсором и дважды нажав левую кнопку мыши; при этом открывается окно, содержащее пиктограммы для каждого программного средства, относящегося к группе. Чтобы запустить программное средство, надо указать его курсором и дважды нажать левую клавишу мыши.

    Рис.2.4. Типичный вид среды Windows 3.1

    Работающую программу можно снять, указав знак «-» в левом верхнем углу окна и нажав левую кнопку мыши, или отложить (минимизировать), указав знак «-» в правом верхнем углу. Может быть минимизирована и группа, если нажать левую клавишу мыши, предварительно указав на «-» в правом верхнем углу окна группы.

    Рис. 2.5. Пример группового окна

    Существует группа программ, составляющих стандартные приложения Windows. Это относительно небольшие по возможностям (по сравнению со специализированными) прикладные программы: текстовый редактор Write, графический редактор PaintBrush, картотека, календарь, калькулятор, часы и т.д. Конечно, возможности редактора Write при оформлении книги не идут в сравнение с текстовым процессором Word-7, но она существенно проще в освоении. В Картотеке можно хранить «карточки» с текстами и рисунками и вести поиск информации (например, по ключевым словам), т.е. организовать простую базу данных. Часы, Календарь и Калькулятор удобно всегда иметь под рукой.

    Совместная работа нескольких программ требует возможности обмена данными между ними. При разработке программного обеспечения для MS DOS об этом особо не заботились: даже если разные программы могут обрабатывать один и тот же файл (например, редакторы Лексикон и MultiEdit могут поочередно искать орфографические ошибки в смешанном русско-английском тексте), то надо вначале выйти из одной программы и затем войти в другую, имеющую, как правило, иначе организованный интерфейс, и т.д. В Windows такой проблемы нет: можно, например, ввести в текст, создаваемый с помощью Write или Word, рисунок, созданный с помощью PaintBrush, не выходя ни из одной из этих программ в едином интерфейсе Windows.

    Рис. 2.6. Пример окна диспетчера файлов

    Для работы с файлами в Windows существует специальная программа - File Manager (Диспетчер Файлов - Менеджер Файлов), рис. 2.6. Она позволяет выполнять все виды работ с файлами: просмотр файловой структуры, копирование, удаление, переименование, пересылку между каталогами и т.д. Пиктограмма Диспетчера Файлов имеет вид шкафа с ящиками, каталога - папки, текущего каталога - раскрытой папки. Благодаря наглядности и простоте использования оболочка Windows получила огромное распространение и стала стандартом для IBM совместимых персональных компьютеров с процессорами 386 и более мощных.

    Важно понимать, однако, что многозадачность Windows не есть реальная параллельность в выполнении программ. На машине с одним процессором, которой является IBM PC, истинная параллельность невозможна. Среда Windows создает видимую параллельность, разделяя время между приложениями малыми порциями и постоянно переходя от одного к другому.

    С 1995 года на смену операционной оболочке Windows 3.1 для IBM-совместимых персональных компьютеров пришла операционная система Windows"95. В настоящее время эта операционная система бьет все рекорды популярности. По прогнозам ожидается около 100 млн. продаж этой системы к 2000 году. Трудно оценить количество несанкционированных копий этой системы, широко используемой как в России, так и во всем мире. Windows"95 предназначена для установки на персональных компьютерах desktop и компьютерах типа notebook, имеющих процессор типа

    Intel 80386DX, 80486, Pentium. Объем оперативной памяти должен быть не менее 4 Мбайт. Новая версия операционной системы лучше использует дополнительную оперативную память, чем предыдущая. Однако многие приложения для нормальной работы требуют от 8 до 16 Мбайт.

    Новая версия обеспечивает более высокую производительность и большие возможности за счет применения 32-, а не 16-разрядной передачи данных. Windows"95 является высокопроизводительной, универсальной, надежной, многозадачной и многопотоковой интегрированной 32-разрядной операционной системой нового поколения с расширенными сетевыми возможностями, работающей в защищенном режиме и обеспечивающей графический интерфейс с пользователем. Windows"95 представляет собой интегрированную среду, обеспечивающую эффективный обмен информацией между отдельными программами и предоставляющую пользователю широкие возможности по обработке текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Понятие интегрированности подразумевает также совместное использование ресурсов компьютера всеми программами.

    Операционная система позволяет прослушивать компакт-диски, редактировать музыкальные произведения, работать с видеофрагментами. Новая операционная система обладает также улучшенными телекоммуникационными возможностями, которые позволяют использовать ее в локальных и глобальных сетях, работать с электронной почтой. Windows"95 обеспечивает работу пользователя в сети, с электронной почтой, факсом и со средствами мультимедиа, поддерживает большинство приложений DOS и предыдущих версий Windows. Если в предыдущих версиях активное приложение периодически передавало системные ресурсы другим приложениям, работающим в фоновом режиме, то новая операционная система сама управляет ресурсами, используя принцип вытесняющей многозадачности. Приложение, нуждающееся в ресурсах, может приостановить работу до получения ресурса или перейти к другим операциям. Многопоточное выполнение одной задачи позволяет при задержке в выполнении одного потока работать со следующим. Распределение времени между потоками производится с учетом их приоритетов. Приложения работают в защищенном адресном пространстве. После завершения работы приложения память автоматически очищается.

    Применение 32-разрядного фонового спулинга печати ускоряет печать больших документов, позволяет минимизировать перерывы в работе. Сопоставление возможностей Windows"95 и Windows for Workgroups 3.11 показало, что при использовании новой операционной системы скорость загрузки и печати 100-страничного WinWord-документа возросла примерно на 30%.

    После загрузки Windows"95 на экране появляется изображение, напоминающее рабочий стол. Так же, как на рабочем столе, на его модели (на экране) размещены значки папок с документами и значки быстрого доступа. Одна из основных задач, поставленная разработчиками новой операционной системы, заключалась в обеспечении простоты, удобства, интуитивной очевидности пользовательского интерфейса. Интерфейс Windows"95 спроектирован так, чтобы создать комфортные условия для пользователя и обеспечить объектно-ориентированную и документированную работу. По сравнению с предыдущими версиями улучшилось оформление экрана: появились эффектные трехмерные интерфейсные элементы, изменилось оформление диалогового окна, окон приложений и документов. Улучшенный пользовательский интерфейс, однотипность выполнения всех базовых операций призваны ускорить процесс освоения операционной системы.

    Для обозначения различных объектов, с которыми имеет дело пользователь, в Windows используются графические символы. В Windows"95 отдельные файлы объединяют в папки, которые являются аналогом каталогов, использовавшихся в предыдущих версиях. Так же, как в каталоге может находиться несколько каталогов более низкого уровня, папка может состоять из нескольких папок более низкого уровня.

    Значительное внимание уделено документо-ориентированной работе с тем, чтобы пользователь в первую очередь уделял внимание документам, а не прикладным программам (документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью прикладной программы). Windows"95 позволяет открыть любой документ, не запуская предварительно приложение, в котором оно создано. Объекты (предметы), с которыми мы контактируем в реальной жизни, обладают определенными свойствами. У каждого предмета свой внешний вид, вес, габариты и т.п. Аналогично, объекты Windows имеют свои характеристики. Можно подобрать внешний вид значка, отображающего файл. Файлы имеют размеры, для них задаются атрибуты и т. п.

    Windows"95 предоставляет удобные средства быстрого вызова программ, документов и папок с помощью значков быстрого вызова, позволяющих двойным щелчком открыть папку или документ, не запуская предварительно приложение, в котором создавался объект. Чтобы ускорить открытие часто используемых документов и запуск приложений, можно создать к ним сколько угодно значков быстрого вызова и разместить их на рабочем столе в одной или нескольких папках. Например, можно обеспечить быстрый вызов принтера, установив его значок на рабочей поверхности стола. В этом случае, чтобы распечатать файл будет достаточно перетащить мышью его значок на значок принтера. Двойной щелчок значка быстрого вызова Блокнот на экране дисплея запустит текстовый процессор.

    Чтобы установить значок быстрого вызова к папке (файлу), ее необходимо выделить в окне Мой компьютер и выбрать команду Создание ярлыка из меню Файл. Первоначально значок располагается в конце списка окна. Значок можно переместить или скопировать на рабочий стол или в часто используемую папку с помощью мыши методом Drag and Drop (Перетащить и Отпустить). Другой вариант установки значка быстрого вызова в нужной папке или на рабочем столе - перетащить значок программы или документа в нужную папку, нажав правую кнопку мыши, и воспользоваться командой Создать ярлык из динамического меню, которое появится, когда отпустят правую кнопку. Можно не копировать файл (папку) в другую папку, а вставить в нее значок быстрого вызова к этому файлу. Сначала следует выделить файл, затем активизировать команду Копировать из меню Правка. После перехода в окно, где предполагается разместить значок быстрого вызова, активизируют команду Вставить ярлык из меню Правка. Изображение значка быстрого.вызова можно изменить с помощью диалогового окна, появляющегося после выделения значка и активизации команды Свойства из меню Файл. Все значки быстрого вызова связаны с файлами и папками, которые они представляют. При удалении файлов и папок автоматически удаляются и значки. При удалении значка быстрого вызова файл, с которым он связан, не удаляется. Если переименовать папку или файл, надпись к значку не меняется, однако, связь между ними сохраняется.

    Длина имени файла в предыдущих версиях Windows, как и в DOS, была ограничена восемью символами, а расширение - тремя символами после точки. Это вызывало неудобства при вспоминании содержания файла. В Windows"95 эти ограничения сняты. Windows"95 позволяет давать файлам имена, содержащие до 255 символов и включать пробелы, знак плюс, знак равенства, квадратные скобки, точку с запятой и другие знаки препинания. Пробелы, находящиеся в начале и в конце имени, не учитываются. Имя файла можно писать на русском языке. Любые символы, стоящие после последней точки, рассматриваются как расширение, расширение имени зависит от приложения, в котором создавался файл. Имя для папки задается так же, как для файла. Однако для папки не задается расширение.

    Чтобы установить атрибуты файла и определить его принадлежность к приложению или документу, используются первые три символа после последней точки в имени файла. Так, для файла CONFIG.SYSTEM устанавливается расширение SYS. Совместимость имен файлов новой операционной системы с предыдущими версиями и DOS обеспечивается поддержкой ранее используемой таблицы размещения файлов (FAT), в которой хранится информация о свободных секторах и о дисковом пространстве, отведенном для файлов. Существенные ограничения таблицы FAT связаны с тем, что она не предназначена для работы с большими дисками объемом ³ 100 Мбайт. При работе с такими дисками FAT не помещается целиком в памяти и загружается частями, что увеличивает количество перемещений головок при считывании файла. Кроме того, использование FAT приводит к сильной фрагментации больших дисков, что увеличивает потери времени, связанные с их обработкой. Аналогичная таблица для Windows"95 совместима с FAT и поэтому при установке Windows"95 не требуется переформатирование жесткого диска. При использовании длинного имени, созданного Windows"95, в DOS FAT создаются «псевдонимы», которые обеспечивают ввод первых восьми букв из нового имени и добавляют порядковый номер после знака тильда "~". Например, при использовании слова literature (литература) в именах двух файлов в DOS они запишутся как litera~l для первого документа и litera~2 для второго документа. Инсталлируемая файловая система Windows"95 поддерживает также сетевые файловые системы.

    Существенно усовершенствованы в Windows"95 окна. Групповые окна заменены на окна папок, в которых появились очень полезные для работы панели инструментов. Их можно отобразить в окне папки или удалить командой Панель инструментов (рис. 2.7.) из меню Вид. Панель содержит раскрывающееся окно списка, в котором представлено имя текущей папки, и кнопки, дублирующие часто используемые команды. После раскрытия окна списка в нем видна древовидная диаграмма папок, имеющихся на компьютере. Команду можно быстро активизировать, щелкнув кнопку на панели инструментов. При этом нет необходимости сначала выбирать меню. При подводе указателя мыши к кнопке рядом с ним появляется флажок-подсказка с названием выполняемой команды.

    Рис. 2.7. Панель инструментов окна папки

    Ниже кратко описывается назначение кнопок:

    1 - вверх на один уровень (Up one level) - переход в родительскую папку;

    2- подключить сетевой диск (доступно при работе в сети);

    3 - отключить сетевой диск (доступно при работе в сети);

    4 - вырезать (Cut) - перемещение выделенного объекта в Буфер Обмена;

    5 - копировать (Copy) - копирование выделенного объекта в Буфер Обмена;

    6 - вставить (Paste) - вставка выделенного объекта из Буфера Обмена;

    7 - отменить (Undo) - отмена последней команды, восстанавливает вид окна до выполнения предыдущей команды;

    8 - удалить (Delete) - уничтожение выделенного файла или папки;

    9 - свойства (Properties) - вызов одноименного диалогового окна;

    10 - большие значки (Large Icons) - отображение рядом с именами папок и файлов больших значков;

    11 - маленькие значки (Small Icons) - отображение рядом малых значков;

    12 - список (List) - отображение сначала папок, затем файлов столбцами так, чтобы надписи к ним следовали в алфавитном порядке;

    13 - таблица (Details) - отображение рядом с именами папок и/или файлов их кратких характеристик.

    В зависимости от указанного типа файла, Windows"95 позволяет открыть то или иное приложение, использовать определенный набор команд. Для изменения типа файла или значка к нему используют кнопку Правка.

    При работе с документом следует максимально увеличить область экрана, где может располагаться интересующая нас информация. Однако большую часть экрана часто занимают различные панели. Отображение на экране панели задач регулируется с помощью флажков вкладки Параметры панели задач команды Панель задач меню Настройки. Установка флажка Автоматически убирать с экрана позволяет не показывать панель задач и освободить максимум рабочего пространства для работающего приложения.

    Windows^95 дает возможность печатать документы на нескольких десятках языков. При начальной установке системы необходимо записать утилиты, позволяющие работать на нужном вам языке. Русифицированная версия содержит кодовую страницу, поддерживающую знакогенератор и раскладку клавиатуры на русском языке. Эта страница обеспечивает корректную работу с именами файлов, содержащими русские буквы не только в Windows, но и в DOS. Язык, на котором будут печататься символы, переключатели, используемые для перехода с одного языка на другой, выбираются в диалоговом окне программы Клавиатура с вкладкой Язык приложения Панель управления. Приложение можно вызвать, щелкнув кнопку Пуск. Затем в меню Настройки выбирают команду Панель управления. Чтобы добавить другой язык для ввода символов, нажимают кнопку Добавить, в раскрывающемся окне списка Язык выбирают требуемый и щелкают кнопку ОК.

    Для выделения заголовков, смыслового разграничения отдельных фрагментов, при написании формул, индексов используются различные стили и размеры шрифта. Получить справочные данные о шрифте и увидеть его гарнитуру (стиль) позволяет окно, появляющееся после выбора команды Открыть из меню Файл папки Шрифты программы Мой компьютер. В окне отражаются название, размер файла, версия, фирма-разработчик, демонстрируются образцы нескольких размеров шрифта. Чтобы удалить используемый шрифт, его надо выделить в окне папки Шрифты и выбрать команду Удалить из меню Файл.

    Во многих приложениях гарнитура и размер шрифта задаются в диалоговом окне команды Шрифт. Перечень всех установленных шрифтов приводится в окне списка Шрифт. Размер в пунктах выбирается в окне Размер. Образец написания выбранного шрифта представляется в демонстрационном поле Образец в правой части окна. В поле Цвет задается цвет символов. Начертание (стиль) шрифта задается в окне Начертание: обычный, полужирный, курсив, подчеркнутый.

    Меню Пуск позволяет выполнить большой набор работ, связанных с запуском приложений, получением справок, поиском и открытием документов, настройкой системы. Видимо поэтому разработчики операционной системы рядом с кнопкой Пуск поместили подсказку: «Начните работу с нажатия этой кнопки». Для активизации меню Пуск следует щелкнуть кнопку Пуск или нажать на клавиши Ctrl+Esc. При остановке указателя мыши на пункте меню со значком треугольника с правой стороны раскрываются окна, содержащие подменю и команды. В свою очередь отдельные пункты появившегося подменю также могут быть отмечены значком треугольника и иметь свои подменю. Каждое подменю содержит группу программ. Для выбора программы необходимо остановить на ней указатель и щелкнуть мышью.

    Пункт Документы открывает список с названиями последних документов, с которыми работал пользователь. Список может содержать до 15 наименований документов, независимо от приложения, в котором они создавались. Для открытия документа следует щелкнуть на его названии. Следует отметить, что некоторые приложения не добавляют имена файлов в список меню Документы. Тогда документ можно открыть, запустив то приложение, в котором он создавался. Как правило, открыть документ позволяет команда Открыть из меню Файл соответствующего приложения Windows. Кроме того, документ можно открыть двойным щелчком его значка в окне Мой Компьютер.

    Ряд приложений Windows проверяет, имеются ли в памяти компьютера несохраненные данные. При выходе из приложения без команды Сохранить появится предупреждающее сообщение с вопросом о необходимости сохранения последних изменений. При попытке закрыть приложение без указаний как поступить с открытым документом появится запрос: «Сохранить изменения, внесенные в документ?». Три кнопки -Да, Нет, Отменить - позволяют сохранить внесенные во время текущего сеанса работы изменения, не вносить изменений или отменить выход из системы.

    Наиболее быстрый способ добавить команду/пункт в меню Пуск - перетащить мышью значок программы на кнопку этого меню. Новый пункт меню расположится в верхней строке меню. Например, можно создать значок быстрого вызова для программы Norton Commander, разместив сначала на рабочем столе значок программы Norton Commander, а затем перетащив его мышью на кнопку Пуск.

    Нередко приходится искать нужный файл/папку, так как забыто его имя или место расположения. Если известна папка, где расположен файл, то можно легко найти его по расширению. Сложнее, если не известно название и расширение. Чтобы быстро найти файл или папку на компьютере пользователя или на других компьютерах сети можно использовать команду Файлы или Папки из меню Поиск. Поиск можно выполнять по следующим критериям:

    По имени файла или папки и по цепочке символов, входящих в имя файла или папки;

    По расширению имени файла;

    По дате последней модификации;

    По размеру;

    По отрывку текста из документа или по заголовку какого-либо раздела.

    Использование различных вкладок облегчает поиск файлов по определенным критериям.

    Для быстрого вызова часто повторяемых команд можно воспользоваться динамическим меню, которое вызывается правой кнопкой мыши. Динамическое меню (рис. 2.8) содержит часто употребляемые команды. Набор команд зависит от выбранного объекта: значка диска, папки или файла, выделенного текста, панели задач или свободного места экрана.

    Если щелкнуть правой кнопкой значок диска в окне программы Мой компьютер, то появятся команды: Открыть, Проводник, Найти, Разделение, Форматировать, Вставить, Создать ярлык. Свойства. Так же как и для диска, команды динамического меню для файла зависят от типа файла и дублируют меню Файл. Правую кнопку мыши удобно использовать для перемещения или копирования файла из одного окна в другое папки Мой компьютер или Проводник. После транспонирования значка папки/файла с нажатой правой кнопкой мыши появляется динамическое меню, позволяющее указать цель транспортировки: переместить или скопировать объект, создать значок быстрого вызова.

    Папка Мусорная корзина предназначена для удаления ненужных файлов. Основное различие между выполнением команды Удалить в Windows"95 и в других программах состоит в том, что в новой версии операционной системы выбор команды приводит не к удалению файла, а к его перемещению в папку Мусорная корзина. Попавший в нее файл сохраняется до тех пор пока Корзина не будет «очищена». Чтобы удалить любой файл, папку или значок быстрого вызова, можно использовать команду Удалить или переместить значок удаляемого объекта мышью на значок Мусорная корзина. Значок перетаскиваемого объекта исчезнет. Чтобы просмотреть все файлы, находящиеся в Мусорной корзине, необходимо дважды щелкнуть ее значок. Появится окно папки со строкой меню, имеющим стандартный набор команд. Для восстановления файла, папки или значка быстрого вызова необходимо щелкнуть имя восстанавливаемого файла. Если надо восстановить несколько файлов, то имена файлов выделяют при нажатой клавише Ctrl. Затем используют команду Восстановить из меню Файл.

    Рис. 2.8. Динамическое меню

    В настоящее время для IBM PC-совместимых компьютеров выпускаются тысячи наименований винчестеров, адаптеров, контроллеров и других изделий. В ряде случаев их установка на компьютере вызывает значительные трудности с точки зрения совместимости, требует больших затрат времени пользователя для выбора положения перемычек. Компьютеры с Plug and Play -адаптерами не нуждаются в ручной установке DIP-переключателей. В соответствии с технологией Plug and Play после включения компьютера автоматически определяются названия вновь подключенных устройств или плат и их характеристики, выполняется их конфигурирование и автоматически загружаются соответствующие драйверы. Это может происходить и во время сеанса работы в случае изменения аппаратных средств компьютера. Аналогично фиксируется удаление какого-либо устройства или платы, выгружаются драйверы этого устройства с тем, чтобы они не занимали оперативную память и освободили системные ресурсы.

    При инсталляции Windows"95 приложение Setup (Установка) определяет адаптеры и драйверы, которые не поддерживают новую технологию, и автоматически делает соответствующие записи в системных файлах. Даже если ваш компьютер не полностью поддерживает стандарт Plug and Play, Windows"95 поможет настроить аппаратное обеспечение с помощью диалогового окна Свойства с вкладкой Ресурсы рассматриваемого устройства. Для вызова окна Устройства сначала следует активизировать значок Система Панели Управления и двойным щелчком мыши выбрать устройство. В нижнем поле Список конфликтующих устройств указываются устройства, с которыми может конфликтовать рассматриваемое устройство. Рекомендуется установить флажок Использовать автоматическую настройку, чтобы операционная система сама производила настройку системных ресурсов.

    Технология Plug and Play содержит три основных компонента: операционную систему, поддерживающую Plug and Play, Plug and Play BIOS и Plug and Play - устройства с соответствующими драйверами. Поэтому полное решение проблемы Plug and Play требует поддержки как на программном, так и на аппаратном уровнях.

    В ходе работы с Windows"95 иногда приходится производить перезагрузку системы. Различают «холодную» и «горячую» перезагрузку компьютера. «Холодная» перезагрузка выполняется после выключения питания и его повторного включения. Необходимые для работы программы и параметры считываются в оперативную память заново. «Горячая» перезагрузка производится без выключения питания, одновременным нажатием клавиш Alt+Ctri+Del. В этом случае вся информация, хранящаяся в оперативной памяти и не записанная на жесткий диск, стирается. «Горячую» перезагрузку, как правило, используют в том случае, когда программа «зависла» и не реагирует на нажатие на клавиши и на кнопки мыши. В ряде случаев при нажатии на клавиши Alt+Ctri+Del появляется диалоговое окно Снять Задачу. Если окно позволит закрыть «зависшую» программу, то необходимость в перезагрузке компьютера отпадет.

    Перед тем как выключать питание компьютера, необходимо закрыть все открытые документы и приложения. Выключение питания без закрытия документа может привести к потере данных, повреждению открытых файлов и трудностям с их открытием при последующих сеансах работы. После выключения компьютера без правильного выхода из системы возможны нарушения в логической структуре диска. Их исправить можно с помощью программы ScanDisk, расположенной в группе Служебные программы.

    Для корректного выхода из Windows надо щелкнуть кнопку Пуск и команду Завершить работу в появившемся меню. Появится диалоговое окно Завершение Работы. Окно содержит кнопки-переключатели: Выключить компьютер. Перезагрузить компьютер. Перезагрузить компьютер в режиме эмуляции MS DOS, Войти в систему под другим именем. Все кнопки закрывают все программы. В нижней части окна Shut Down Windows расположены три кнопки - Да, Нет, Справка. Через небольшой промежуток времени после щелчка мышью кнопки Да компьютер будет подготовлен к выключению: будут очищены внутренние буферы и кэши дисков, обеспечено сохранение данных. Не следует выключать электропитание до тех пор, пока не появится сообщение: «Теперь питание компьютера можно выключить».

    Мы ограничимся лишь приведенным выше кратким описанием принципов работы Windows. Реальное ее освоение (еще в большей мере, чем DOS и Norton Commander) - дело практических занятий за компьютером с помощью как многочисленных специальных руководств, так и встроенного справочника.

    1. Охарактеризуйте место операционных систем среди других видов программного обеспечения.

    2. Каковы функции операционной системы?

    3. Охарактеризуйте основные ступеньки эволюции операционных систем.

    Процесс?

    Виртуализация?

    Прерывание?

    5. Охарактеризуйте функции основных компонент операционных систем.

    6. В чем состоит назначение файловой системы ОС?

    7. Что такое файл? Какие структуры файлов поддерживаются различными ОС?

    8. Что такое каталог (директорий)? Для чего каталоги служат?

    9. Какие операции над файлами обеспечиваются операционными системами?

    10. Охарактеризуйте команды операционной системы MS DOS.

    11. Опишите интерфейс оболочки ОС Norton Commander.

    12. Охарактеризуйте стиль работы с помощью оболочки Windows.

    13. По каким показателям Windows"95 превосходит Windows 3.11?

    14. Опишите типичное окно Windows"95.

    15. Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?

    16. Как вызвать динамическое меню и каковы его возможности?

    Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

    Вопросы к экзамену

    обновлено: 17.0 8.1 2

    1. Понятие, основные функции, типы операционных систем.

    2. Функции операционной системы.

    3. Операционное окружение.

    5. Машинно-зависимые свойства операционных систем.

    6. В чем состоит назначение файловой системы ОС?

    7. Что такое файл? Какие структуры файлов поддерживаются различными ОС?

    8. Что такое каталог (директорий)? Для чего каталоги служат?

    9. Какие операции над файлами обеспечиваются операционными системами?

    10. Охарактеризуйте команды операционной системы MS DOS.

    11. Опишите интерфейс оболочки ОС Norton Commander.

    12. Охарактеризуйте стиль работы с помощью оболочки Windows.

    13. По каким показателям Windows"95 превосходит Windows 3.11?

    14. Сопровождение операционных систем.

    15. Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?

    16. Как вызвать динамическое меню, и каковы его возможности?

    17. Какие события в развитии технической базы вычислительных машин стали вехами в истории операционных систем?

    18. В чем состояло принципиальное отличие первых мониторов пакетной обработки от уже существовавших к этому времени системных обрабатывающих программ? трансляторов, загрузчиков, компоновщиков, библиотек процедур?

    19. Машинно-независимые свойства операционных систем.

    20. Как эволюционировало отношение к концепции мультипрограммирования на протяжении всей истории ОС?

    21. Защищенность и отказоустойчивость операционных систем.

    22. Чем объясняется особое место ОС UNIX в истории операционных систем?

    23. Опишите историю сетевых ОС.

    24. В чем состоят современные тенденции развития ОС?

    25. Поясните определение операционной системы как расширенной машины.

    26. В соответствии с определением ОС ее главными функциями являются предоставление удобств пользователю и эффективное управление ресурсами компьютера. Какая их этих двух функций должна была доминировать в мультипрограммных ОС времен IBM/360? А в первых ОС для персональных компьютеров?

    27. В чем состоит отличие в виртуальных машинах, предоставляемых операционной системой простому пользователю и прикладному программисту?

    28. Сравните интерфейс прикладного программиста с операционной системой и интерфейс системного программиста с реальной аппаратурой. Что можно сказать о разнообразии и мощности интерфейсных функций, имеющихся в распоряжении каждого из них?

    29. Назовите абстрактно сформулированные задачи ОС по управлению любым типом ресурса. Конкретизируйте эти задачи применительно к процессору, памяти, внешним устройствам.

    30. Вставьте пропущенные определения: ?Пользователю... ОС не требуется знать, на каком из компьютеров сети хранятся файлы, с которыми он работает, а пользователю... ОС эти сведения обычно необходимы?.

    31. Стандартные программы операционной системы.

    32. Какой минимум функциональных возможностей надо добавить к локальной ОС, чтобы она стала сетевой?

    33. Перечислите основные сетевые службы. Какие из них, как правило, встроены в операционную систему?

    34. Поддержка приложений других операционных систем, способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы.

    35. Поясните значение следующих терминов применительно к сетевым ОС: ?сервис?, ?сервер?, ?клиент?, ?служба?, ?оболочка?, ?услуга?, ?редиректор?. Какие из них употребляются как синонимы?

    36. Может ли сетевая оболочка работать над сетевой ОС?

    37. В каких случаях может оказаться полезным наличие сразу нескольких серверных (клиентских) частей файловых служб?

    38. Виды пользовательского интерфейса.

    39. Может ли выделенный сервер обращаться с запросами к ресурсам клиентских станций?

    40. Приведите примеры одноранговых ОС и ОС с выделенным сервером.

    41. Какие из приведенных ниже терминов являются синонимами? О привилегированный режим;

    О защищенный режим; О режим супервизора; О пользовательский режим; О реальный режим; О режим ядра.

    42. Можно ли, анализируя двоичный код программы, сделать вывод о невозможности ее выполнения в пользовательском режиме?

    43. В чем состоят отличия в работе процессора в привилегированном и пользовательском режимах?

    44. В идеале микроядерная архитектура ОС требует размещения в микроядре только тех компонентов ОС, которые не могут выполняться в пользовательском режиме. Что заставляет разработчиков операционных систем отходить от этого принципа и расширять ядро за счет перенесения в него функций, которые могли бы быть реализованы в виде процессов-серверов?

    45. Какие этапы включает разработка варианта мобильной ОС для новой аппаратной платформы?

    46.Опишите порядок взаимодействия приложений с ОС, имеющей микроядерную архитектуру.

    47. Какими этапами отличается выполнение системного вызова в микроядерной ОС и ОС с монолитным ядром?

    48. Может ли программа, эмулируемая на?чужом? процессоре, выполняться быстрее, чем на? родном??

    49. Файловая структура MS DOS.

    50. Виды пользовательского интерфейса MS DOS.

    51. Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы MS DOS.

    52. Средства управления и обслуживания. Установка и сопровождение операционных систем.



    Рекомендуем почитать

    Наверх