Влияние ит на жизнь артистов и творчество. Влияние информационных технологий на развитие экономики и общества

Помощь 10.05.2019

Современная среда функционирования организаций, управление в них и информационное обеспечение управления находится под воздействием революционных изменений в производстве и технологиях, прежде всего информационных.

В настоящее время информационная сфера приобретает принципиальное значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Информационная составляющая в деятельности людей постепенно выходит на первый план. Появление новейших технологий, построение глобальных, национальных и региональных информационных сетей и систем открывает не только технические, но и экономические возможности для объединения информационных ресурсов цивилизации и обеспечения доступа к ним массового пользователя. Это влечет за собой изменение во всех сферах человеческой деятельности, формирование информационного общества. Отметим ряд тенденций, появившихся в обществе, в связи с развитием ИТ.

1. Появление и развитие новых бизнес-моделей (Бизнес-модель – способ организации внутренней и внешней деятельности компании (предприятия). Прежде всего, это создание виртуальной экономики. Различные формы электронной коммерции и торговли – проявление такой экономики. Считается, что виртуальная индустрия станет одним из главных источников процветания и факторов развития экономики в течение последующих 10 лет.

2. Изменение форм конкуренции. Раньше конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, в новых условиях – это конкуренция по скорости изменения бизнес-моделей и продуктов. Такая конкуренция часто разрушает старые промышленные структуры: скорость изменения бизнес-моделей оказывается более важной, чем разработка новой продукции. В связи с этим технология становится основной ведущей силой и определяет развитие бизнеса. Она позволяет даже маленьким организациям стать большими игроками на международном рынке. Это – огромный стимул для маленьких и средних организаций к внедрению технологий. Проблема заключается в том, что зависимость таких организаций от правильно выбранной технологии весьма велика. Важнейшее условие их выживания – наличие необходимой информации, основанной на ИТ и информации, получаемой из сети Интернет, и умение менеджеров пользоваться этой инфраструктурой.

3. Возрастание необходимости в актуальной, своевременной информации для управления по мере увеличения скорости изменений. Ввиду того, что скорость изменений становится таким важным фактором, менеджеру важно иметь самую актуальную информацию. Подобная ситуация приводит к усилению роли ИС в организации, а также требует, чтобы ИС была самой современной. Кроме того, необходимо расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих работу с базами данных, имеющих разнообразную структуру данных и содержащих мультимедийные объекты с гипертекстовыми ссылками. (Гипертекст – метод представления текста, изображения, звука и видео, связанных друг с другом произвольной ассоциативной памятью.)


4. Создание локальных, многофункциональных проблемно - ориентированных ИС различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

5. Способность к взаимодействию. С повышением значимости информационного продукта возможность проведения идеального обмена этим продуктом между компьютером и человеком, или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Среди прочих, это и проблема совместимости технических и программных средств.

6. В процессе глобализации бизнеса подразделения организации оказываются разбросанными по всему миру. Вследствие этого организации вынуждены шире использовать ИТ для поддержки управления.

7. Сокращение сроков планирования во многих отраслях до 3-5 месяцев.

8. Разделение труда на уровне управленческих функций за пределами организации: передача функций управления из одной организации нескольким другим.

9. Протекание аналогичных процессов на технологическом и производственном уровнях. Организации перешли к созданию сетей, технологических цепочек. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и передавать подрядчикам те операции, которые последними могут быть выполнены быстрее, эффективнее, с меньшими затратами.

10. Размывание границ между отраслями. В настоящее время организациям приходится не столько специализироваться на одной узкой области, сколько развиваться в области нескольких технологий.

11. Рост удельного веса отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. Формирование большого числа промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Появление новых возможностей концентрации и распределения информации, накопления, хранения и передачи знаний. В результате появляется возможность осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения. Развитие систем коммуникаций позволяет соединить рабочие места для обмена сообщениями и коллективной работы.

12. Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде информации для слуха, зрения и осязания генерируется по запросу пользователя, и существуют средства доставки продукта в удобное время в удобной форме. Происходит включение в ИС элементов интеллектуализации интерфейса, алгоритмов экспертных систем, систем машинного перевода, распознавания образов и других технологических средств.

13. Интеграция всех бизнес-функций в одну модель. Организация должна производить свою продукцию качественно и очень быстро, при этом хорошо чувствовать изменения на рынке и в технологиях. Такая деятельность невозможна без построения сложных ИС, в которых все бизнес-функции интегрированы в единое целое. Эта модель может быть представлена в электронном виде и является информационной моделью организации. Наличие таких моделей означает, что менеджеры в организациях должны понимать их возможности, быть готовыми к принятию решений по их внедрению и адаптации, а также уметь работать в их среде.

14. Изменение роли информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Согласно современным представлениям ИС будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей фирмы. Это приводит к новым требованиям к ИС и их функциям. ИС должны порождать основанные на информации изделия и услуги, которые обеспечат фирме конкурентное преимущество на рынке.

15. Влияние ИС на организацию. Воздействие организации на ИС. ИС становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия правилам ведения бизнеса.


Цели, которые общество ставит перед технологиями; задачи, которые призваны решать технологии
Свойства особенности технологий. Влияние технологий на общество, на окружающую среду
выгоды, получаемые от применения технологий
потребление ресурсов в технологических целях
вред, наносимый технологическими процессами
угрозы, которые несут в себе технологии
Оправданность применения технологий
Плодотворность применения технологий
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Совокупность правил поведения, образ мышления, образ жизни, как технология

Значение технологий в современном обществе, место технологий в общественном устройстве

Современный человек помешан на технологиях.

Нас окружают компьютеры, сотовые телефоны, автомобили, навигаторы и горы других высокотехнологичных вещей.

Мы привыкли полагаться на технологии:
мы звоним по сотовой связи, чтобы решить важный для нас вопрос;
мы живем в интернете;
мы мчимся на встречу с деловым партнёром на мощном скоростном автомобиле или разговариваем с друзьями и знакомыми по скайпу и так далее, так далее, так далее.

Цели, которые общество ставит перед технологиями

Непосредственной или конечной целью технологий является удовлетворение потребностей людей. Технологии воздействуют на образ жизни людей.

Влияние технологий на общество, на окружающую среду

Широкое использование технологий приносит свои плоды:
наша жизнь становится насыщеннее;
на нас обрушивается неимоверное количество сведений, впечатлений;
мы быстро перемещается на значительные расстояния;
нас окружает множество полезных и удобных вещей.

Ослепительный блеск технологического рая может на какое-то время скрыть от глаз чрезвычайно приземлённое основание, на котором зиждется всё это изобилие.

Человек редко задумывается о том, что пользуясь плодами технологий он, по сути, потребляет ресурсы. Для создания разнообразных устройств, товаров, услуг, а также новых технологий требуются природные богатства.

Технологические процессы, приносящие человечеству всё новые и новые блага и удобства, как правило, являются прямыми (или косвенными?) источниками загрязнения окружающей среды.

Удовлетворяя одни потребности, человек с успехом создаёт другие, попутно собирая ворох проблем, порождаемых производственной деятельностью. Для решения новых проблем, которые горделиво именуются вызовами, лучшие умы человечества создают новые технологии.

Наверное, одной из самых главных угроз в этих обстоятельствах является укоренившееся представление сынов и дочерей человеческих, что технология является волшебным средством решения всех проблем, с которым сталкивается общество в своём развитии.

Оправданность применения технологий

Насколько оправдано безоглядное упование на технологии?

Наиболее ценными ресурсами для жизни человека являются чистая вода и чистый воздух. Эти ресурсы также наиболее востребованы различного рода технологиями.

Мы меняем воздух и воду на вещи, которые через некоторое время просто выбрасываем за ненадобностью. Можно ли назвать этот обмен разумным?

Всё что делает человек, приносит определённые плоды. Так или иначе, деятельность человека сказывается на нём самом.

Мы разъезжаем на автомобилях, и мы же дышим выхлопными газами.

Мы наводим чистоту в наших городах и превращаем реки в потоки нечистот.

Мы строим удобные жилища для себя, и мы же убиваем всё живое вокруг, задыхаясь в душных пыльных каменных джунглях и всё чаще наблюдая вместо солнца и неба фонари и облезлые стены.

Мы придумываем всё новые и новые технологии. Новые технологии, как правило, требуют больше ресурсов. Существует явное противоречие между выгодами от применения (новых) технологий и их ресурсозатратностью, загрязнением окружающей среды.

Плодотворность применения технологий

Используются ли технологии «на все сто»? Может быть, часто вместо полнокровного использования уже созданных технологий, человек стремится создать новую технологию для решения насущных или, быть может, кажущихся таковыми, задач.

Насколько хорошо налажено взаимное дополнение, взаимодействие между технологиями? Насколько интегрированы технологии в общественную, частную жизнь людей? Является ли действительно необходимым применение уже созданных и вновь создаваемых технологий?

Среда обитания человека как предмет воздействия технологий

Конечной целью технологий является изменение среды обитания и образа жизни человека.

Быть может разумно направить усилия на развитие технологий непосредственно, а не опосредованно влияющих на образ жизни людей?

К примеру, как мы получаем свет для своих жилищ.

Для удовлетворения потребностей в освещении мы придумали технологию производства электричества. Человек добывает из недр земли сырьё для своих электростанций - топливо. Современное топливо имеет органическое происхождение. То есть то, что мы сжигаем, чтобы получить электричество, когда-то было живым и росло благодаря солнечному свету. В итоге, получается, что мы тратим силы, время и средства, чтобы освещать наши жилища светом от Солнца, пришедшего на Землю миллионы лет назад. А ведь Солнце светит каждый день. При этом нам нужно еще произвести машины вырабатывающие электроэнергию.

Сложная, длительная цепочка преобразования ресурсов в благосостояние, удобства для людей. Зачем нужен такой замысловатый путь достижения удовольствий?

Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий

Возможно ли создание технологий, которые
уменьшают (снижают?) потребность в ресурсах
быть может, совсем не нуждаются в ресурсах?
не приводят к загрязнению окружающей среды?

Существуют ли простые (или относительно простые) пути решения задач по удовлетворению потребностей человечества?

Простым и привычным для нас является освещение. Рассмотрим освещение как технологию. В настоящее время мы разделяем естественное и искусственное освещение. Искусственное используется (или должно использоваться) когда недоступен солнечный свет. Разумное использование естественного источника света позволяет частично или даже полностью отказаться от искусственного освещения. И от сопутствующей траты ресурсов.

Есть ещё одно природное богатство, которое время от времени в прямом смысле падает на нас с неба. . В городах сейчас дождь и талый снег просто стекают в ливневую канализацию. Людям мешают дождь, снег: они борются с ними. Вместо того, чтобы использовать.

Образ мышления, образ жизни как технология

Описанный выше подход позволяет превратить разумное поведение, образ жизни, определённый подход к использованию природных богатств в технологию. Вместо создания новых технологий, требуется пересмотреть существующие способы производства благ и услуг.

Следует проверить технологии на предмет:
целесообразности использования;
возможности снижения или исключения вредного воздействия на окружающую среду;
разумности потребления ресурсов;
повторяемости (выполнения одних и тех же задач);
излишней сложности;
согласованности действий с другими технологиями.

Самые важные и самые существенные изменения в человеческом обществе – это изменения в сознании людей. Именно эти изменения позволят создать действительно новые технологии.

Человечество в XXI веке перешло в эпоху постиндустриального общества - информационное общество. Стремительно развиваются так называемые новые информационные технологии

Невозможно представить человека, который прямо или косвенно не использует информационные технологии. Компьютеры и электронные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад жизни человека прошлого столетия - человек ежедневно использует их для обучения, на работе или дома. Компьютеры используются в медицине, экономике, сельском хозяйстве, научных исследованиях, промышленности, прогнозировании и обучении. Компьютерная грамотность является необходимым условием трудоустройства и успешной карьеры.

Информационные технологии качественно изменили работу социальных институтов - милиции, медучреждений, учебных заведений. Разработаны различные программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести различные экспертизы, детекторы лжи для уличения преступников. Развитие и повышение качества современной медицины, генной инженерии было благодаря информационным технологиям. Появилась возможность своевременно диагностировать любой орган и выявить заболевание, а затем вылечить.

Развивается тенденция увеличения многофункциональности вещей, окружающих человека. Мобильные телефоны, например, перестали нести свою функцию только лишь как средства связи - функционал их очень возрос, практически до уровня персональных компьютеров.

Ежегодно появляются и разрабатываются технологические новинки, улучшающие качество повседневной жизни человека. Разрабатываются гаджеты, контролирующие в режиме реального времени физические показатели состояния организма человека; системы безопасности, позволяющие работать с персональной информацией посредством дактилоскопического доступа, датчики для отслеживания перемещений товара и GPS-системы для прокладки маршрутов следования. Появилась технология «умный дом», предполагающая дистанционное управление инфраструктурой жилых помещений и увеличения роботизированных систем жизнеобеспечения. Все большее количество бытовой техники имеет встроенный процессор и может коннектиться с другими гаджетами, например, смартфоном, через сеть по протоколам беспроводной передачи данных и самостоятельно задавать алгоритм работы, например как это делает робот-пылесос.

Компьютерные технологии, а в особенности сетевые существенно влияют на жизнедеятельность человека. Но в еще большей степени это влияние распространяется непосредственно на сам мозг , который привыкает работать в очень интенсивном режиме многозадачности, где уже преобладают не долгие логические размышления, а интуитивно-реактивные цепочки мыслительных формулировок в связи с огромным объемом обрабатываемой ежедневно информации, количество которой возрастает.

Возникает предположение, что как раз увеличение объема информации и ускорение ее обработки человеком может губительно повлиять на развитие мыслительных способностей человека. На данный момент есть опасность того, что человек массово постепенно переходит на поддержание мозговой активности технологическими средствами прогресса посредством только лишь переработки информации, которую черпает из глобальной информационной базы - Интернета.

В свою очередь сокращается количество инновационных идей и самостоятельных мыслительных процессов, и человечество в основной массе выступает пассивными информационными потребителями,

Из этого можно сделать вывод, что мозг человека от огромного количества информации, большая часть которой так называемый «информационный шум», и дефицита времени на обработку гигантских объемов информации, перегружен и начинает не справляться логически мыслить и, в конечном счете, наступает так называемый информационный невроз с ухудшением качественно-количественных показателей жизнедеятельности индивида, который уже наблюдается во врачебной практике психиатров многих стран мира.

Уточним, что социальные сети отрицательно влияют на человека тем, что он престает испытывать желание общаться в реальном мире с реальными людьми, привыкнув жить в собственном микромире с присутствием только виртуальных собеседников, не взаимодействующих в процессе общения и зачастую.

В последнее время технологии все же зачастую используются во вред нам, например, нарушают наше личное жизненное пространство - различные виды слежения и контроля в мобильных гаджетах и сети Интернет, отнимают полезное время жизни - растрачивание рабочего и времени отдыха в социальных сетях, а также повышенная нагрузка на зрение уже с детского возраста. Замечено также и отрицательное влияние современной бытовой и компьютерной техники, а также сотовых технологий и телевидения на самочувствие человека посредством электромагнитных волн.

Но все же эра информационных технологий наступила, и человечество не сможет отказаться от производных технологического прогресса в силу динамического роста и стремлению к продолжительной, комфортной и безопасной жизни. Поэтому необходимо четко осознать, что развитие или разрушение человеческой цивилизации с помощью информационных технологий зависит от количественного проявления положительных или отрицательных форм влияния этих технологий на жизнедеятельность социума.

Литература:

1. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание / И.А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание - СПб., 2000. - С. 9-28.

2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. ‒ 768 с.

4. Землянова, Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура / Л.М. Землянова // Вестн. Моск. ун-та. - 1999. - Сер.10. - №2. - С. 58-56.

5. Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность / Д. Иванов // Информационное общество: СПб. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 246 c.

6. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. - М. : Политиздат, 1991. - 287 с.

Влияние информационных технологий на общество

В современном мире информационные технологии занимают немаловажное место в жизни каждого человека. Сейчас невозможно представить человека, не имеющего мобильного телефона, планшета, ноутбука, все вместе или по отдельности. В 90-е годы, дети играли в «волка» или тетрис, а сейчас на каком-либо гаджете. Информационные технологии глубоко проникли в жизнь всех людей, порой отказываясь от внешнего, реального мира, заменяя его на технические устройства. Каждый сталкивался с тем, что люди едут рядом «уткнувшись» в телефон или же в наушниках.

Итак, надо понять с чем это связано:

    Общество вышло на новый уровень постиндустриального, что подразумевает под собой развитие информационных технологий, путем развития человеческого интеллекта.

    Автоматизация человеческого труда

Если рассматривать подробнее, то создаются новые технологии и жизнь становится более простой и комфортной. Пример этого - телефон, благодаря которому мы может связываться с людьми в разных уголках мира. А также создаются приспособления, из-за которых человеческий труд становится менее необходим, чем раньше, то есть он механизируется. Люди придумали такие устройства, специальные машины, которые способны к той же производительности, что и обычные работники, а возможно и выше. Это абсолютные плюсы, простота в общении, это и звонки и социальные сети и механизированный труд, трудовые ресурсы сокращены, это выгодней любому владельцу.

Несомненный плюс в том, что информационные технологии проникли и в науку. В данный момент, почти все социальные опросы и исследования проходят с помощью компьютеров, т.е обработка социологических данных и их анализ, составления отчетов и презентации. А что происходит в образовательной деятельности? Ни студент, ни преподаватель не может обойтись без компьютера, а в особенности без Интернета. Любая подготовка к уроку, или поиск информации не может обойтись без Интернета. Всевозможная доступная информация, доступна одним нажатием кнопки. Информация это или уроки, или карта, или книга – не важно. Большинство новых изобретений созданы для удобства человека. Примером может послужить управление «умным» домом через смартфон, управление машиной через пульт.

Но не могу не отразить минусы. Главной проблемой является то, что люди не знают границ, к этому относиться и границы комфорта. Телефоны заменили многие занятия, будь то чтение книги, или настольные игры-всё в телефоне. Человек поглощен телефоном, и он уже не пойдет куда –либо, в театр, выставки или музеи, ведь абсолютно всё - можно посмотреть в телефоне. А так же, телефон является главным средством общения и что огорчает, люди перестают в общаться в реальной жизни. Перестают разговаривать, проще написать смс-сообщение. Информационные технологии подталкивают людей к деградации преграждают успешный путь «социализации», т.е человек не может усвоить образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, позволяющие успешно функционировать в обществе. Вместо встречи с друзьями, человек выберет телефон, вместо прочтения книги - социальные сети. Информационные технологии проникли и в науку, сейчас невозможно представить социальное тестирование без компьютеров. Применение в учебном процессе компьютерных технологий, не раз облегчало жизнь и преподавателям и студентам, сюда относится и Интернет, в котором содержится много нужной информации и всевозможные мультимедийные технологии. Если рассматривать более подробно использование информационных технологий в обучении, то можно смело сказать, что компьютер, в процессе, представляет собой «учителя». Компьютер может диктовать лекцию, при чем и голосом и просто показывая лекцию, а так же выдавать задания для выполнения практической работы. Компьютерное моделирование позволяет упростить «жизнь» студента, помогая ему с более сложными задачами, такими как чертежи или эксперименты. То есть, процесс обучения состоит в том, что с помощью компьютера обучающийся собирает информацию, принимает решения и изучает результаты. Рассматривая положительные стороны глобального использования IT-технологий, можно увидеть, что в настоящее время людям стало гораздо проще находить необходимую нам информацию, а, следовательно, стало проще развиваться в интеллектуальном плане. Сейчас, если человек захотел выучить, к примеру, английский, ему не обязательно искать преподавателя или ходить на курсы, он может сделать это все электронным образом: существует множество обучающих сайтов и видеороликов. Да, конечно, это менее эффективно, нежели занятие с преподавателем-носителем языка, но это тоже приемлемо, и самое главное-это работает!

Если сравнить уровень знаний нашего современника и, например, людей, которые жили в начале прошлого столетия, разница получается глобальная. Кроме того, возможность накапливать информацию в огромных количествах и быстро ее передавать на любые расстояния способствует ускорению всех процессов в науке, торговле, медицине, культуре и прочих отраслях человеческой деятельности. В этом заключается влияние информационных технологий на общество и его развитие.

Не менее важно и влияние современных технологий в целом на человека. Благодаря их развитию на современном этапе возможно лечить многие заболевания, которые раньше не давали пациенту надежду на полноценную жизнь. Сегодня информация о проведении операций с использованием нанотехнологий порой просто фантастична.

Благодаря развитию технологии человечество смогло заглянуть вглубь океанов, начало исследование космоса, открывает тайны ДНК и пр.

Влияние технологий на человека усиливается с каждым годом. Они настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не в состоянии обойтись без тех благ, которые они дают.

Страшно представить, что будет с нами, если однажды по какой-то причине мы лишимся технологий.

Используемая литература:

    Добляшевич В.В . ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. Интернет источник

    Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. - 2014. - №6.2. - С. 81-83.

Артюхина Анна Сергеевна

студент 1 курса группы Т1, УТПиТ, г. Ульяновск

Тимошина Наталья Васильевна

научный руководитель, преподаватель УТПиТ, г. Ульяновск

Актуальность рассмотрения отношений «человек-компьютер» в различных социальных ситуациях не вызывает сомнений. Такой анализ необходим потому, что он направлен на обоснование общих социальных установок.

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему аспекты развития электронных информационных технологий заслуживают пристального внимания. Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и социологии, отражающей сущностные характеристики личности в обществе.

Целью работы является выявление влияния информационных технологий на становление личности студентов средних профессиональных учебных заведений. Для достижения поставленной цели выявлялись проблемы и формы социализации студентов в информационном обществе.

Информационное общество определяется как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. В настоящее время выделены характерные черты информационного общества: информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду; информация приобретает приоритет по сравнению с другими ресурсами; сформировано единство цивилизации путем автоматизированной генерации, поиска, хранения, обработки и использования знаний .

Перечисленные черты информационного общества порождают множество проблем, среди которых адаптация молодежи к новой информационной среде. Решение данной проблемы связано с внедрением в жизнь молодого человека огромного потока информации, который воспринимается им как достоверный и сам доступ к такой информации стал достаточно простым и быстрым. Однако молодые люди не всегда могут отфильтровать информацию, т. е. из всего потока отобрать ту, которая достоверна, нужна, полезна. Новые информационные технологии представляет собой массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения. Упрощается общение с компьютером, расширяются его области применения: наука, материальное производство (от измерительных приборов до роботов), гибкие автоматизированные системы, весы, телефоны, игровые приставки и т. д.

Главная цель среднего профессионального образования - подготовка компетентного специалиста и воспитание высоконравственной личности. Поэтому так важно провести исследование влияния современных информационных технологий на социализацию молодого человека, и определить пути перспективного направления по воспитанию современной молодежи в информационном обществе.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Цель процесса социализации - вхождение человека в общество. Социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Составляющими параметрами социализации являются:

·Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.

·Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.

·Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Информационные технологии являются макро- и мезофакторами, так как составляют неотъемлемую часть средств массовой информации, используются в образовательном процессе и в воспитательных целях. Анализ результатов проведенного в нашем исследовании социологического опроса студентов Ульяновского техникума питания и торговли подтверждают мнение о том, что информационные технологии способствуют появлению новых форм становления личности молодого человека. Существует даже особая классификация молодежи по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

В нашем исследовании получены следующие результаты по уровню владения информационными технологиями.

Таблица 1.

группа

Краткая характеристика

% от общего числа студентов

«умники»

Студенты владеют приемами поиска, обработки и хранения информации, обладают большим объемом ресурсов, руководствуются современными модернистскими ценностями, активно осваивают новые технологии

«продви-нутые»

«реальные пацаны»

Молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое.

Любят компьютерные игры и умеют общаться по электронной почте. Это молодые люди с отсутствием четких ценностных позиций.

«новые бедные».

Направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется интернетом

Как следует из представленной таблицы достаточно большое число студентов («умники» и «продвинутые») хорошо ориентируются в информационных технологиях. Однако анализ высказываний этих студентов по вопросам морали и нравственности показывает, что часть из них не проявляют чувств сострадания, жалости, стремления оказать помощь, поддержку товарищам и др. Человека они воспринимают как некий объект компьютерной игры. Среди них есть такие, которые занимаются компьютерным мошенничеством. Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Следует задуматься и о «массе» студентов, которые не имеют четких положительных и разумных ценностных позиций. Многие студенты из этой группы выказали явный индивидуализм и безразличие к коллективу, использование интернета для них в основном - компьютерные игры и «желтая пресса»

«Реальные пацаны» и «новые бедные» имеют более высокий нравственный потенциал, не втягиваются в сомнительные группировки. Становление их жизненной позиции более устойчивое и конкретное. Все студенты этой группы высказали свою цель - достичь высокого профессионализма, вести здоровый образ жизни.

На процесс социализации влияет характер общения молодежи. Общение в современном мире резко отличается от общения тридцатилетней давности, где основным средством были письма, телефонная связь. Общение по мобильному телефону и через интернет изменило характер общения. В письме человек грамотно и логично излагает свои переживания, мысли, литературно оформляет текст. В настоящее время текст писем по интернету - очень краткие, не требуют осмысления и обработки. Это оказывает самое отрицательное влияние на развитие у молодежи речи, как устной, так и письменной. В ходе исследования был проведен эксперимент, по выявлению умения студента сделать сообщение о каком-либо событии, художественном произведении; пересказывать содержание научно-популярного текста. В результате только 3 % студентов смогли достаточно полно и грамотно выполнить это задание. Остальные либо зазубривали некоторые предложения (20 %), либо вообще отказывались пересказать текст (77 %). Таким образом, информационные технологии, с одной стороны расширяют кругозор молодежи, ее информированность в современном мире, но с другой стороны приводят к пассивному восприятию информации, без ее осмысления и переработки в сознании.

Большое влияние на молодежь имеют различные услуги интернета по проведению досуга. В интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики по нашему учебному заведению. В среднем каждый студент посещает интернет каждый день для поиска игры, переписки по электронной почте, видео роликов и фильмов, и проводит у компьютера от 2 до 4 часов.

Остановимся на влиянии современных информационных технологий в процессе обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Большинство студентов (60 %) высказали мнение, что использование на уроках мультимедиапроекции, компьютерных обучающих и контролирующих программ способствует более глубокому пониманию сущности изучаемого учебного материала. Однако, как опять показывают результаты опроса, эти знания быстро забываются, так как перебиваются другой, посторонней информацией, которую они получают, пользуясь интернетом дома. Поэтому создается проблема, как создать условия для прочного усвоения учебного материала. Как известно, прочному усвоению способствует неоднократное повторение изучаемого элемента знаний. В нашем эксперименте, преподаватель (обществознание - Тимошина Н.В.,) предложила студентам осуществить поиск информации по интернету по заданной проблеме. Опрос студентов после завершения такого задания показал, что студенты более осмысленно осуществляли поиск информации, осуществляли ее отбор, переработку и составляли текст сообщения. По высказываниям студентов - это довольно трудная работа, но интересная. Надо отметить, что при выполнении таких заданий студенты проводили у компьютера дома то же время. Но меньше играли в компьютерные игры, общались по электронной почте «просто-так». Современные информационные технологии, по мнению студентов, позволяют получить достаточно прочные и объемные знания.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

Итак, положительное влияние информационных технологий на социализацию молодежи: создают благоприятные условия для познавательной деятельности, образования, общения, организации досуга, дополнительного заработка. Отрицательное воздействие информационных технологий на процесс социализации молодежи заключается в том, что определенные сайты интернета и программы телевидения в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации, что дезориентирует молодежь.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. Информационные технологии усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.

Список литературы

  1. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? //Информационное общество, 2002. Вып. 1. С. 5-7.
  2. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 2,С. 3-14.
  3. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.: Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.
  4. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.: Институт системного анализа РАН, 2007.


Рекомендуем почитать

Наверх