Влияние информационных технологий на современное общество, на примере образования

Помощь 13.08.2019

УДК 613.6:004

Современные информационные технологии прочно вошли в жизнь человека, однако, наряду с массой преимуществ, которые они с собой принесли, существует и негативная сторона их использования, связанная с их отрицательным влиянием на организм человека. Повсеместное распространение компьютерной техники в Украине, бурный рост числа домашних пользователей, реализация государственной программы по информатизации и компьютеризации школ делают вопросы безопасности работы с компьютером актуальными в настоящее время.

Вопрос влияния компьютера на здоровье пользователя в настоящее время изучен не до конца. Принимая во внимание то, что компьютеры широко используются при диагностике заболеваний, а эффективное их использование, прежде всего людьми с ограниченными физическими возможностями, способствует решению таких проблем как преодоление социальной изоляции, ограниченности возможности общения, организации общения и досуга, поиск возможного заработка , остановимся подробно на отрицательном влиянии компьютерной техники на здоровье пользователей.

Основными факторами, повреждающими здоровье при работе с компьютером, являются : гиподинамия; напряженное положение различных частей тела; однообразные движения; электромагнитное излучение от монитора и системного блока; пары при печати.

Большинство исследователей отмечают вред от постоянного нахождения пользователя ПК в одной позе и обращают внимание на возможность появления заболеваний позвоночника и остеохондроза. Если возможность искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов и последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника.

Для снижения вреда от постоянного нахождения в одной позе рекомендуется применять следующий комплекс упражнений, разработанный специально для людей малоподвижного однообразного труда :

Упр. 1. И.п. – о.с. 1-3 – медленно руки вперед. 2-3 – руки в стороны, повернуть ладони кверху, слегка прогнуться, встать на носки, руки вверх в стороны. Выполнить полное дыхание, снизу вверх. Потянуться вверх за руками. 4 – расслабляя мышцы рук и плечевого пояса, «уронить» руки – полный выдох (-). Повторить 4 раза.

Упр. 2. И.п. – о.с. 1 – шаг левой в сторону, руки за голову (+). 2 – руки в стороны, наклон вправо (+). 3-4. – и.п. (-). То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – левую в сторону на носок, руки к плечам. 2 – поворот туловища налево с наклоном назад, руки в стороны. 3 – поворот туловища в и.п., руки к плечам. 4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упр 4. И.п. – о.с. 1- руки за голову (+). 2-3 два пружинящих приседания, руки вверх (-). 4. – и.п. (+). Повторить 8-10 раз.

Упр. 5. И.п. – о.с. 1-2 – полуприседая на правой ноге, левую вперед на носок, руки в стороны. 2-3 – для пружинящих наклона вперед к левой ноге, касаясь правой рукой левой ступни (-). 4 – и.п. То же с другой ноги. Повторить 8-10 раз.

Упр 6. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед прогнувшись, руки вперед. 2 – почувствовать тяжесть руки и «уронить» левую руку. 3 – то же правую с одновременным расслаблением мышц туловища (увеличить наклон) (-). 4. – и.п. (+). Повторить 6-8 раз.

Упр. 7. И.п. – о.с. 1 – левую ногу вперед на носок, левую руку в сторону, правую вперед. 2 – приставить левую ногу, руки вверх (+). 3. – правую ногу вперед на носок, правую руку в сторону, левую вперед (-). 4.- и.п. (+). Повторить 12-14 раз, постоянно ускоряя темп.

Также для отдыха мышц спины и улучшения осанки можно использовать следующий комплекс упражнений :

Упр. 1. И.п. – о.с. 1-2 – правую ногу назад на носок, руки на пояс, небольшой наклон назад. 3-4 – вернуться в и.п. То же с другой ноги. Повторить 4-6 раз.

Упр. 2. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову. 2-3 – два пружинящих наклона вперед, прогнувшись, локти развернуты. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – пружинящий полуприсед, руки в стороны. 2- пружинящий полуприсед, руки скрестно за спиной. 3 – руки в стороны, посмотреть вверх. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Наиболее серьезные заболевания у людей, долго сидящих за компьютером, связаны с костно-мышечной системой. Частым заболеванием кистей рук является карпальный тоннельный синдром (синдром запястного канала) , который является профессиональным заболеванием специалистов в области информационных технологий. Он проявляется в том, что когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, что вызывает недостаточное снабжение тканей кислородом. Как следствие, ладонная поверхность отекает, а карпальный канал, внутри которого проходят сухожилия и серединный нерв, сужается и сжимает нерв. Причиной защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количество однообразных движений (при работе с мышкой), или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находится в постоянном напряжении. Все это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Распространенным является воспаление тканей сустава большого пальца – тендовагинит Де Кервена. На сегодняшний день не существует эффективных технических, эргономических или медицинских мер позволяющих избежать описанных заболеваний. В то же время, для снижения негативных последствий работы с клавиатурой можно использовать один из предложенных комплексов упражнений:

1 вариант. Упражнение для рук, преимущественно для пальцев и кистей :

1. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулак.

Выполнение: энергичный взмах правой рукой вверх, левую руку назад вниз, затем левой вверх, правой назад вниз и т.д. При смене положения рук сжимать с разжимать пальцы.

2. И.п.: руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: поднять руки вперед, пальцы развести пошире; руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки в стороны, пальцы развести, руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки вверх, пальцы развести, принять и.п.

3. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: большие круги обеими руками одновременно вперед – вверх – назад, затем назад – вверх – вниз.

4. И.п.: основная стойка, руки согнуты в локтях.

5. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: разогнуть руки вперед, пальцы развести пошире, руки в стороны, добавочный рывок назад, свести руки перед грудью, пальцы сжать в кулаки.

6. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: правую руку в сторону, левую вперед, пальцы развести, принять и.п.: то же, но левую руку в сторону, правую вперед.

Вариант 2. Физкультурная минутка для снятия утомления с мышц кисти :

Упр. 1. И.п. – сидя, руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить. 1-2 – повернуть кисти пальцев к груди, не допускать разъединения ладоней. 3-4 – повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Затем опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

Упр. 2. И.п. – сидя, руки согнуть предплечьями вверх. 1-4 – поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного пальца (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем руки вниз и потрясти кистями.

Упр. 3. И.п. – сидя, левое расслабленное предплечье положить на бедро или стоящий впереди стол. Самомассаж кисти. Начинать с легкого поглаживания в направлении локтя. Затем растирание и разминание в том же направлении. Между приемами выполнять поглаживания. Самомассаж закончить поглаживанием. 15-20 с. В процессе самомассажа кисти надо несколько раз переходить на самомассаж предплечья, направляя движения к плечу.

Практически все исследователи согласны во мнении, что мониторы наносят существенный вред зрению. За время 8-часового рабочего дня пользователь бросает до 30000 взглядов на экран. Глаз, работающий с перегрузкой, не может в достаточной степени адаптироваться к таким условиям. Нерезкое изображение и мерцание на экране повышают угрозу зрению, существует угроза заболевания Сикка: высыхание и помутнение роговицы. Многие пользователи отмечают зрительное утомление при работе с мониторами, получившее название «компьютерный зрительный синдром» ( CVS - Computer Vision Syndrom ). Человек привык видеть любое изображение в отраженном свете. Свет идет от источника, падает на предмет, отражается от него и только затем попадает на сетчатку глаза. Благодаря тому, что у каждого предмета своя отражающая способность (глянцевая поверхность, матовая поверхность, шероховатость, рубчатая поверхность и т.д.) глаз видит все предметы по-разному. Если человек смотрит на источник света (солнце, нить накала лампы), это доставляет ему неприятные ощущения в виде цветных пятен, бликов и искр. Монитор же является источником света, к тому же большинство предметов на которые мы смотрим статичны, а изображение монитора постоянно мерцает, что дополнительно раздражает глаза. В природе нет объектов, аналогичных монитору, и человеческий глаз совершенно не адаптирован для такой модели восприятия, она для него неестественна. Как следствие – головные боли, жжение и резь в глазах, покраснение век, кажущееся изменение окраски объектов .

При работе с операционной системой и текстовыми редакторами следует помнить о том что цветной шрифт увеличивает нагрузку на зрение, поскольку составляющие цветов имеют различные длины волн и видны на разном расстоянии, поэтому не рекомендуется пользоваться шрифтами размером менее 7 пунктов, а частота регенерации (обновления) экрана монитора должна быть не ниже 70 Гц (рекомендуется 85 Гц). При цветном экране количество цветов должно быть не менее 256, оптимальным считается режим True Color . При работе с текстом предпочтительно использовать белый цвет в качестве фона и черные символы .

Также следует помнить о времени работы с компьютером, что особенно актуально при организации занятий в средних общеобразовательных заведениях. ДСанПін 5.5.5.6.009-98 определено такое безопасное время работы за компьютером :

Для учащихся 1-х классов – 10-12 мин; для учащихся 2-5 классов – до 15 мин., 6- 7 классов – 15-20 мин., 8-9 классов – 20-25 мин, 10-11 классов – 25-30 мин.

Упр. 1. 1 – Смотреть вдаль 2-3 с. 2 – перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.

Упр. 2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 с.

Упр. 4. Быстрые моргания в течение 15-20 с.

Упр. 5. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко. 2-3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза.

Компьютер является мощным источником электромагнитного излучения, влияние которого на организм человека изучено не до конца, но проводимые исследования позволяют говорить, что электромагнитное излучение может вызвать расстройство нервной системы, снижение иммунитета, расстройство сердечно-сосудистой системы, аномалии в процессе беременности, нарушение менструального цикла и потенции, стрессовые состояния .

Зелинский С.Э. отмечает, что крайне вредно ставить монитор вплотную к стене, так как отраженные от стен электромагнитные волны сильнее действует на организм человека. Также автор отмечает, что электростатический потенциал вне монитора появляется вследствие высокого напряжения в ЭЛТ (электронно-лучевой трубки монитора). В зависимости от материала одежду и влажности окружающего воздуха (более 40%) тело человека может зарядиться до напряжения в несколько сотен вольт. При длительной работе с компьютером под воздействием заряженных частиц может появиться сыпь (аллергическое раздражение) на теле и лице.

Однако, электромагнитные излучения не всегда зависят только от компьютеров, они могут в десятки раз возрастать из-за того, что под окном компьютерного класса проходит мощный кабель, из-за отсутствия системы заземления (в данном случае защитный экран не уменьшает, а увеличивает излучение) .

Ко многим вредным факторам можно отнести и отравляющие вещества, выделяемые компьютером и периферийным оборудованием. Новый корпус компьютера и монитора издает своеобразный слабый запах, но еще большую опасность представляют газы, не имеющие запаха, - диоксины и фуран. Они относятся к противопожарным добавкам, которые применяют при производстве корпусов мониторов и плат. В лазерных принтерах в результате действия электрических разрядов возникает озон. Этот газ раздражает слизистую оболочку носа, глаз и горла. Опыты над животными выявили устойчивую зависимость между озоном и раковым заболеваниями, определив его в группу канцерогенных веществ. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создает вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль, которая оседая в легких человека. В то же время, работающий компьютер деонизирует окружающую среду и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на организм в целом .

Кроме перечисленных факторов существуют также факторы, влияющие на психику человека, что связано с постоянным раздражением, которое может возникать в результате сбоев работы компьютера. Также существует проблема Интернет-зависимости, зависимости от игр, стирание грани между реальностью и виртуальной реальностью .

В то же время, не смотря на негативное влияние ПК на здоровье пользователя, компьютер остается надежным другом человека, а соблюдение всех правил работы с ним, выполнение предложенных вариантов упражнений помогут значительно минимизировать вредное влияние компьютера.

Литература

1. Логинов А.В. Использование информационных технологий для людей с ограниченными физическими возможностями. //Наука. Здоров"я. Реабілітація /Матеріали ІІ Міжнар. наук.-метод. конф. – Вип. ІІ. – Луганськ: Знання, 2004. – С. 259-264. 2. Зелинский С.Э. ПК: устройства, периферия, комплектующие. – Харьков: Фолио, 2005. – 511 с. 3.Красножен. Д. Как оградить себя от компьютера. /http://www.osp.ru/fullpc/10/32.htm. 4. Какой вред компьютер наносит детскому здоровью /http:/www.sks-tv.ru/m-stat2.html. 5. Здоровье и компьютер /http://kendth.narod.ru/ 6. Руководство по эргономике работы за компьютером. /http://www.bolshe.ru/unit/24/books/8567/s/1 7.Гусейнова М. Игра – это наша жизнь или психиатрический диагноз. /http://www.nakanune.ru/articles/internet_igrovye_avtomaty_kazino. 8.Герасевич В. Безопасная и комфортная работа за компьютером /http://bmn.medstalker.com. 9. Материалы ErgAerobics, Inc., /http://www.ergaerobics.com/ 10. Литвак, И., "Эргономика - заботливая наука" /http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm. 11. Волошин, В. "Эргономика должна быть эргономной" /http://vesti.ru/health/ 12.Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1985. – 152 с. 13.Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил. – М.: Знание, 1984. – 64 с. 14. Христинин В.И. Физкультура для работников умственного труда. – М.: Медицина. – 48 с. 15. Методичні рекомендації щодо облаштування і використання кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій загальноосвітніх навчальних закладів. //Інформатика. № 38-39. 2004. – С. 16-44. 16. Адоладов К. Не сжигайте свои глаза! //Компьютер в школе. № 4/2000. – С. 20-23.

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стре-мительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие лич-ности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с поло-жительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказать-ся "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрез-мерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества высту-пили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они ут-верждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоцио-нального и интеллектуального развития" детей.

Как показало тестирование, ученики начальных классов школ США, ак-тивно использующие компьютер, оказались, по выражению педагогов, "пугаю-ще ограниченными" в способности создавать собственные визуальные образы или идеи. А потому, ученые призвали власти страны ввести "мораторий на дальнейшее расширение использования компьютеров в дошкольном и началь-ном школьном образовании. Деятели науки предлагают подготовить офи-циальный медицинский доклад с оценкой тех угроз, которые использование компьютеров в процессе обучения несет для физического и эмоционального развития детей.

Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоми-нать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.

По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Ин-тернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди от-выкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходи-мы, а без каких можно и обойтись.

Отечественные врачи обратили внимание на возрастание зрительной нагрузки 32 у работающих за дисплеем уже довольно продолжительное время: 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил на-звание "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и органи-зации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно гово-рить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь подростка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.

Проблема кроется непосредственно в семьях. Работая дома с компьюте-ром, ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Старшие чаще всего не обладают необходимыми навыками, чтобы ограничить его доступ к негативной информации в сети. Подростки быстрее своих родителей ориентируются в ас-сортименте рынка компьютерных игр и часто выбирают для себя именно те, которые и ведут к деструкции личности. А взрослые люди за недостатком вре-мени даже не удосуживаются поинтересоваться, чем же занято их чадо.

Отметим, что глобальная сеть Интернет, способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную дест-руктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, раз-рушающую личность подростка (извращенные и ритуальные убийства, канни-бализм, реальные изнасилования), порнографию, призывы к расовой и этниче-ской вражде, насилию и т. д.

Известно, что в сети Интернет уже существуют неофициальные консуль-тации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы спе-циальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие «симптомы», как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых раз-мышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значи-мых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремле-нии человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Виртуальные реальности еще не получили столь широкого распростране-ния, однако есть частные области, в которых остро стоит проблема „ухода" от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием инфор-мационных технологий — это: увлечение компьютерными играми, путешест-виями (навигацией) по компьютерным сетям и хакерство.

В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Ин-тернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах дея-тельности либо происходит полный отказ от нее.

Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть «сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области». Применение информационных технологий при конкретных дей-ствиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды дея-тельности и даже на всю личность в целом. Войскунский А.Е. выска-зывает мнение, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет-аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения.

Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реаль-ности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.

Самая первая и главная причина возникновения компьютерной зависимо-сти - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет се-бя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать си-туацию. Психологическая невозможность совладать с желанием насы-титься новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выде-ляют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при ко-тором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровож-дается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудше-нию психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Мюррей К. полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «гло-танием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобраз-ным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному.

Вхождение современных информационных технологий в обиход средне-статистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо сво-их прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimediaпрямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения. Неготовность сознания человека на пороге XXIвека к тому количест-ву всевозможной информации, которое обрушивают на него электронные СМИ в дополнение к традиционным телевидению, радио и прессе может привести и все чаще приводит к стрессам и снижению эмоциональной устойчивости.

СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессив-ности индивида, так и отреагирование неразрешенных внутренних конфликтов, которые не могут быть разрешены в реальном мире по причине возможной не-адекватной оценки со стороны социального окружения.

Искусственный или «виртуальный» мир, создаваемый электронными иг-рами и информационными сетями, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в некоей растворенной форме, и не столь очевид-ны, то виртуальном мире они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обусловливает неадекватность использования навыков, интернализируемых в личность подростка из мира виртуального, в мире реальном.

В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрас-тание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подрост-ков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные от-клонения.

И.С. Кон доказывает, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Для эмоциональной сферы подростков характерна психическая не-уравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к де-прессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ос-лабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повы-шенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.

В подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается не который конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблю-даются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как по-вышенная агрессивность, тревожность, страхи.

В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негатив-ных последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно". С другой стороны, Н.А. Носов подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркоти-ческих средств.

В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако психологи предупреждают о "наркоти-зирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивно-го и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Анг-лии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались ком-пьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнитель-ность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыль-чивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.

Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с други-ми нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные усло-вия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упраж-нения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, по-этому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но пра-вилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную при-вычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражне-ний, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Из работы С.А. Шапкина вытекает, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в сла-бой степени. Так, согласно наблюдениям, увлечение детей школьного возраста компьютерными играми изменяет имеющиеся у них предпочтения способов проведения досуга лишь на несколько недель, после чего дети возвращаются к привычным занятиям и прежним увлечениям.

Анкетирование позволило прояснить ряд аспектов: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка; место компьютера в жизни ре-бенка; место телевидения в жизни ребенка; отношение родителей к свободному времени ребенка.

При анализе первого блока анкеты мы учитывали: возрастной и полороле-вой аспекты. Исследование показало, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увле-ченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9-й и 11-й классы - это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является эмоционально-личностное общение со сверстниками. Процент детей, посе-щающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев - нулевой, это говорит о низ-ком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Все выше сказан-ное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вы-тесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сде-лать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными игра-ми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Оказалось, что 45,2 % детей и подростков проводят за компьютером боль-шую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36,3 % -уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19,2 % - до 2 часов в день. Дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, не-жели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

39,1 % детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27,2 % считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 19,4 % детей не задумывались над этим вопросом и 14,3 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Следовательно, большин-ство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании, наибо-лее предпочитаемыми компьютерными играми называют: стратегии - 32,2 %; «стрелялки» - 26,1 %; 19,2 % - приключенческие игры, 14,3 % - квесты.

52,1 % мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22,2 % - в «стрелялки»; 15,3 % - в стратегии и 11,6 % - в квесты.

Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии - так от-ветило 42,2 % опрашиваемых; на втором месте - «стрелялки» - 32,1 %; 16,3 % -квесты и 10,8 % - приключенческие игры. 54,2 % опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27,1 % не представля-ют своей жизни без компьютера и 19,6 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Как видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре до-суга мальчиков - подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в от-ношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового пе-риода -и в 7, и в 9, и в 11 классах.

Таким образом, информационные технологии в стремительно изменяю-щемся мире становятся все более значимым фактором существования и разви-тия детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окруже-нием. Современные информационные технологии существенно трансформиро-вали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информацион-ная среда, изменяются характеристики учебного процесса.

Исследование подтвердило, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлечен-ность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной дея-тельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Современная среда функционирования организаций, управление в них и информационное обеспечение управления находится под воздействием революционных изменений в производстве и технологиях, прежде всего информационных.

В настоящее время информационная сфера приобретает принципиальное значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Информационная составляющая в деятельности людей постепенно выходит на первый план. Появление новейших технологий, построение глобальных, национальных и региональных информационных сетей и систем открывает не только технические, но и экономические возможности для объединения информационных ресурсов цивилизации и обеспечения доступа к ним массового пользователя. Это влечет за собой изменение во всех сферах человеческой деятельности, формирование информационного общества. Отметим ряд тенденций, появившихся в обществе, в связи с развитием ИТ.

1. Появление и развитие новых бизнес-моделей (Бизнес-модель – способ организации внутренней и внешней деятельности компании (предприятия). Прежде всего, это создание виртуальной экономики. Различные формы электронной коммерции и торговли – проявление такой экономики. Считается, что виртуальная индустрия станет одним из главных источников процветания и факторов развития экономики в течение последующих 10 лет.

2. Изменение форм конкуренции. Раньше конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, в новых условиях – это конкуренция по скорости изменения бизнес-моделей и продуктов. Такая конкуренция часто разрушает старые промышленные структуры: скорость изменения бизнес-моделей оказывается более важной, чем разработка новой продукции. В связи с этим технология становится основной ведущей силой и определяет развитие бизнеса. Она позволяет даже маленьким организациям стать большими игроками на международном рынке. Это – огромный стимул для маленьких и средних организаций к внедрению технологий. Проблема заключается в том, что зависимость таких организаций от правильно выбранной технологии весьма велика. Важнейшее условие их выживания – наличие необходимой информации, основанной на ИТ и информации, получаемой из сети Интернет, и умение менеджеров пользоваться этой инфраструктурой.

3. Возрастание необходимости в актуальной, своевременной информации для управления по мере увеличения скорости изменений. Ввиду того, что скорость изменений становится таким важным фактором, менеджеру важно иметь самую актуальную информацию. Подобная ситуация приводит к усилению роли ИС в организации, а также требует, чтобы ИС была самой современной. Кроме того, необходимо расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих работу с базами данных, имеющих разнообразную структуру данных и содержащих мультимедийные объекты с гипертекстовыми ссылками. (Гипертекст – метод представления текста, изображения, звука и видео, связанных друг с другом произвольной ассоциативной памятью.)


4. Создание локальных, многофункциональных проблемно - ориентированных ИС различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

5. Способность к взаимодействию. С повышением значимости информационного продукта возможность проведения идеального обмена этим продуктом между компьютером и человеком, или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Среди прочих, это и проблема совместимости технических и программных средств.

6. В процессе глобализации бизнеса подразделения организации оказываются разбросанными по всему миру. Вследствие этого организации вынуждены шире использовать ИТ для поддержки управления.

7. Сокращение сроков планирования во многих отраслях до 3-5 месяцев.

8. Разделение труда на уровне управленческих функций за пределами организации: передача функций управления из одной организации нескольким другим.

9. Протекание аналогичных процессов на технологическом и производственном уровнях. Организации перешли к созданию сетей, технологических цепочек. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и передавать подрядчикам те операции, которые последними могут быть выполнены быстрее, эффективнее, с меньшими затратами.

10. Размывание границ между отраслями. В настоящее время организациям приходится не столько специализироваться на одной узкой области, сколько развиваться в области нескольких технологий.

11. Рост удельного веса отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. Формирование большого числа промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Появление новых возможностей концентрации и распределения информации, накопления, хранения и передачи знаний. В результате появляется возможность осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения. Развитие систем коммуникаций позволяет соединить рабочие места для обмена сообщениями и коллективной работы.

12. Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде информации для слуха, зрения и осязания генерируется по запросу пользователя, и существуют средства доставки продукта в удобное время в удобной форме. Происходит включение в ИС элементов интеллектуализации интерфейса, алгоритмов экспертных систем, систем машинного перевода, распознавания образов и других технологических средств.

13. Интеграция всех бизнес-функций в одну модель. Организация должна производить свою продукцию качественно и очень быстро, при этом хорошо чувствовать изменения на рынке и в технологиях. Такая деятельность невозможна без построения сложных ИС, в которых все бизнес-функции интегрированы в единое целое. Эта модель может быть представлена в электронном виде и является информационной моделью организации. Наличие таких моделей означает, что менеджеры в организациях должны понимать их возможности, быть готовыми к принятию решений по их внедрению и адаптации, а также уметь работать в их среде.

14. Изменение роли информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Согласно современным представлениям ИС будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей фирмы. Это приводит к новым требованиям к ИС и их функциям. ИС должны порождать основанные на информации изделия и услуги, которые обеспечат фирме конкурентное преимущество на рынке.

15. Влияние ИС на организацию. Воздействие организации на ИС. ИС становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия правилам ведения бизнеса.

Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных и экономических процессов. При этом достигается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому информационные технологии играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Можно выделить шесть основных направлений, по которым информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества.

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

  • 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
  • 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа-технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.



Рекомендуем почитать

Наверх