Визуальная аналитика. Визуализация данных в работе аналитика: типы диаграмм и какую выбрать. Визуализация и построение выводов

Для Windows Phone 30.03.2019
Для Windows Phone

Привет, Хабр!
Сегодня я расскажу о такой интересной штуке как операционная система реального времени(ОСРВ). Не уверен, что это будет интересно для бывалых программистов, но, думаю, новичкам понравится.

Что такое ОСРВ?

Если мы посмотрим в Википедию, то увидим аж 4 определения.
Если же говорить вкратце - то ОСРВ - это операционная система, реагирующая на внешние события в определенный промежуток времени. Отсюда мы и можем понять основное предназначение ОСРВ - приборы, в которых необходима быстрая реакция на события (однако ни в коем случае не путайте работу ОСРВ с прерываниями).

Зачем она нам нужна?

На то есть довольно много причин.
Во-первых ОСРВ поддерживает многозадачность, приоритеты процессов семафоры и многое другое.
Во-вторых она очень легкая и почти не требует ресурсов.
В-третьих все вышесказанное мы можем получить практически на любом железе (например, FreeRTOS запускается даже на 8-битных AtMega).
Ну и в-четвертых: просто поиграться и получить удовольствие.

Обзор 3 известных ОСРВ.

Внимание: дальше идет мое личное мнение.
FreeRTOS
Одна из самых популярных ОСРВ на сегодняшний день. Портирована на огромное количество железа. Оффициальный сайт .
Плюсы
1) Бесплатная
2) Портирована на большое количество железа
3) Мощный функционал
4) Есть различные библиотеки: графика, интернет и другое.
5) Хорошая документация.
Минусы
1)Довольно-таки сложный процесс портирования на новое железо.

Вывод: Это действительно профессиональная ОСРВ с хорошей документацией. Будет хороша для новичка, если на его железо уже есть порт.

KeilRTX
До последнего времени эта ОСРВ была коммерческой, но недавно стала открытой. Работает только на архитектуре arm. Оффициальный сайт .
Плюсы
1)Бесплатная
2)Легко портируется на новое железо(в пределах архитектуры arm).
3) Есть различные библиотеки: графика, интернет и другое.
Минусы
1)Работать на в Keil с ней практически нереально
2) Немного урезанный функционал
3) Поддерживается только arm.
4)(на личном опыте) Проигрывает многим ОСРВ по скорости.
Вывод: идеально подойдет для новичка и мелких проектов.
uc/os
Мощная коммерческая ОСРВ. Сайт .
Плюсы
1) Огромное количество функций и библиотек.
2) Поддерживает много железа
Минусы
1)Коммерческая.
2) Сложна в использовании.

Вывод: назвать ее ОСРВ для новичка можно с большой натяжкой.

Другие интересные ОСРВ

RTLinux ОСРВ на основе обычного Линукса.
QNX ОСРВ на основе Unix.

Особенности разработки с использованием ОСРВ

Ну во-первых надо понять следующее: ОСРВ- это не Windows. Его нельзя установить. Эта система просто компилируется с Вашей программой.
При написании программ с ОСРВ не используются функции в обычном их понимании. Вместо функций используются процессы(или таски).Отличие в том что процессы, в отличии от функций, являются бесконечными циклами и никогда не заканчиваются(если только кто-то или он сам его не убъет - то есть выгрузит из памяти).
Если включено несколько процессов, то ОСРВ переключает их, выдавая машинное время и ресурсы по очереди. Вот тут то и возникает понятия приоритета процесса- если двум процессам единовременно нужно машинное время, то ОСРВ даст его тому, у кого приоритет больше.
В ОСРВ есть специальные функции задержки- чтобы время зря не пропадало на время задержки одного процесса выполняется второй.
Теперь поговорим о такой вещи как семафор- эта такая штука, которая управляет доступом процесса к ресурсам приложения. Для каждого ресурса есть маркер - когда процессу нужен ресурс - он его забирает и пользуется данным ресурсом. Если маркера нет, то процессу придется ждать, пока его вернут. Приведу пример: разные процессы отправляют информацию по одному UART. Если бы не было семафора, то они бы отправляли байты по очереди и получилась бы неразбериха. А так первый процесс взял маркер на UART отправил сообщение и отдал второму(и так - до бесконечности).

Дополнительные библиотеки ОСРВ.

Часто ОСРВ предлагают различные библиотеки для работы, например, с графикой, интернетом и т.д. Они действительно удобны и не стоит брезгать их использовать. Однако, помните, что без ОСРВ, для которой они написаны, они работать не будут.
Вот примеры:
Для RTX

Меня зовут Анна Пономарева, я Game Analyst в Plarium Kharkiv. В этом году наш департамент запустил мобильный RPG-проект Stormfall: Saga of Survival и теперь занимается его поддержкой. Моя задача в проекте - оперативно анализировать игровые процессы и предоставлять отчеты для корректной настройки баланса.

Визуализация - один из самых эффективных инструментов презентации данных. Она позволяет наглядно отследить основные тенденции, зависимости, распределения и отклонения исследуемых признаков, найти корреляцию показателей, оценить изменения, помочь принять правильные бизнес-решения.

Важно не просто показать информацию, а сделать это максимально понятно и прозрачно для заказчика, выделив ключевые показатели. Как именно это сделать, я и постараюсь рассказать в статье.

Как не надо делать

Часто в попытке выжать из имеющейся информации всё мы можем получить нечто несуразное и пугающее.

Или еще хуже.

Помните, что много не значит хорошо. При этом, глядя на дашборд, пользователь должен находить ответы на все вопросы, касающиеся конкретного анализа. Не будет толку, если ответ на один из вопросов потребует сопоставления информации с десяти вкладок.

Этапы анализа данных

Прежде чем приступить к визуализации, рассмотрим все этапы анализа данных.

Формулирование цели

Каждое исследование должно отвечать на ряд поставленных вопросов - не нужно плодить исследования для исследований.

Сбор данных

На этом этапе аналитик или работает с уже собранными данными, или участвует в процессе постановки задания на сбор данных (фактически решает, какая информация ему необходима и в каком виде).

В первом случае особое внимание стоит уделить правильной интерпретации данных, которые записаны в базу, и зачастую смириться с существующим форматом данных, дизайном таблиц и т. д. Во втором случае аналитик сталкивается с проблемой построения грамотного сценария сбора данных - он может особенно перестараться в планировании А/В-тестов, логировании событий и т. п. Здесь важна коммуникация с программистами, которые могут помочь в понимании процессов и оценке масштабов планируемых записей.

Подготовка данных

«Мусор на входе - мусор на выходе» - правило, о котором всегда нужно помнить. Структурирование, устранение ошибок, изменение форматов содержимого, разбор аномальных результатов, очистка от выбросов, устранение дубликатов, интеграции данных из разных источников - одни из важнейших пунктов в анализе данных.

Иногда требуется расширение метрик, например добавление вычислительной информации (прирост, ранг, номер и т. п.). Иногда следует сократить количество признаков (переменных) или перейти к вспомогательным переменным, принимающим одно из двух значений: true (1)/false(0).

На этом этапе сырые данные превращаются в полезную входную информацию для моделирования и анализа.

Исследование данных

Для правильной интерпретации многомерных данных необходимо посмотреть на них в разрезе как конкретного признака, так и группы признаков. Также следует представить ключевые показатели в динамике с планами и фактическими результатами. Именно на этом этапе подбирается формат будущей визуализации.

Визуализация и построение выводов

Каждое исследование должно заканчиваться результатами и выводами. Даже если они негативные, их стоит проговорить и обсудить. При этом правильная постановка задачи, методика проведения сбора данных, правильная интерпретация результатов, выявленные ошибки и многое другое должны послужить базой для последующих исследований.

Время, затрачиваемое аналитиком на каждую фазу, зависит от многих переменных: начиная от опыта работы и уровня знания данных, заканчивая перечнем используемых инструментов и технических характеристик ПК.

Необходимо также понимать, что процесс анализа данных имеет итерационный характер и может быть представлен циклом.

Чтобы сформулировать окончательные выводы, иногда необходимо пройтись по циклу несколько раз. Каждый раз уточняя данные, перестраивая модели обработки и представления данных, получая всё новые знания об анализируемой сущности. Чтобы уменьшить количество итераций этого цикла и время, затрачиваемое на анализ, аналитик должен быть не только специалистом в области Big Data, но и хорошо знать свою предметную область (будь то игровые механики или интернет вещей).

При этом только опыт помогает понять, какие данные и методы анализа нужны в каждом отдельном случае и как интерпретировать результаты.

Выбор диаграмм для визуализации

Чтобы правильно выбрать диаграмму, необходимо в первую очередь сформулировать цель: что конкретно она должна показать. Если целей несколько, возможно, стоит построить отдельную диаграмму для каждой из них.

Джин Желязны в книге «Говори на языке диаграмм» пишет, что (почти) каждая идея может быть выражена с помощью сравнения. Требуется лишь определить тип сравнения данных:

  • покомпонентное: процент от целого;
  • позиционное: соотношение объектов;
  • временное: изменения во времени;
  • частотное: число объектов в интервалах;
  • корреляционное: зависимость между переменными.

Если проводить классификацию по объектам, то можно выделить такие типы визуализации:

  • детерминированные зависимости: графики, диаграммы, временные ряды;
  • статистические распределения: гистограммы, матрицы диаграмм рассеяния, график «ящик с усами»;
  • иерархии: диаграммы связей, дендрограммы;
  • сети: графы, дуговые диаграммы;
  • геовизуализация: карты, картограммы.

Чтобы упростить себе работу, я использую схему по выбору диаграмм Эндрю Абела, в которую внесла некоторые правки и адаптировала под свои задачи.

Оригинальную схему Эндрю Абела можно посмотреть .

Выбор диаграммы на конкретном примере

Мне необходимо было создать дашборд для контроля income/outcome-ресурсов, которые игроки добывают, находят или получают в награду. Это была достаточно сложная задача, требующая собрать воедино несколько таблиц, учесть множество нюансов и не упустить из виду ни одного источника/потребителя ресурсов.

Сначала я расписала, как собрать данные, какие показатели необходимо рассчитать и как именно это сделать, как должна выглядеть визуализация. Затем специалисты из Game BI Department (отвечают за базу данных для всех наших проектов) проверили правильность алгоритма сбора, оптимизировали запрос и сформировали дашборд по моему дизайну.

Для выбора диаграммы я использовала методику, описанную выше.

  1. Сравниваем 2 признака (количество получаемых и затрачиваемых ресурсов) - значит используем столбчатую диаграмму.
  2. У нас несколько источников для получения ресурсов и способов их расхода - поэтому добавляем структуру к столбчатой диаграмме (каждый источник и потребитель обозначаем своим цветом).
  3. Отслеживаем, как изменяется приход и расход ресурсов в зависимости от игрового дня, - горизонтальной оси задаем соответствующий параметр.
  4. Для удобного чтения все income-действия (приход) отображаем сверху горизонтальной оси, а outcome (расход) - снизу. Это позволяет визуально оценить величину разницы.
  5. Чтобы было понятно, в какие периоды жизни игрока возникает профицит, а в какие дефицит того или иного ресурса, накладываем на столбчатую диаграмму линейный график, который визуализирует вычисляемое поле разницы.

Пример выявленного профицита предмета (линейный график выше столбцов).

Пример жизненного цикла ресурса и его перехода из профицитной категории к дефицитной (линейный график ниже горизонтальной оси).

В итоге наша диаграмма показывает приход и расход ресурсов в разные игровые дни и демонстрирует наличие дефицита или профицита ресурсов.

Также мы хотели посмотреть, как на движение ресурсов влияют корректировки баланса игры. Для этого мы дополнили дашборд диаграммой изменения структуры ресурсов во времени, где по горизонтальной оси теперь была выбрана дата. Так мы обеспечили мониторинг жизненного цикла ресурсов в нескольких признаковых разрезах: жизненного цикла игрока и во временном.

Периодичность

Большинство выводов по исследованиям теряют актуальность со временем. Некоторые данные необходимо уточнять ежедневно, некоторые мониторить ежемесячно и т. д. Необходимо сразу четко классифицировать признаки с точки зрения частоты обновления:

  • требующие непрерывного мониторинга (стандартные показатели retention, конверсии и т. п.);
  • данные, динамику которых следует оценивать периодически (результаты А/В-тестов, динамику набора уровней и т. п.).

Опять таки, волшебной таблетки в этой задаче не существует, ведь признаки, которые требуется отслеживать, очень привязаны к предметной области (к жанру игры, реализованным механикам и т. д.).

Автоматизировать этот процесс пока проблематично - разработка инструментов для непрерывного мониторинга абсолютно всех показателей ни к чему хорошему не приведет. Как мы уже говорили, обработка больших объемов данных включает этапы сбора и первичной обработки информации, загрузку в хранилище, анализ данных и предоставление результатов в удобном для восприятия виде. Требование обработки в режиме реального времени делает задачу еще более сложной и ресурсозатратной.

Данные — новая мировая валюта, а интернет — обменный пункт. В информационных потоках потеряться просто. Как представить данные, чтобы привлечь внимание? Пользователь разберется с таблицей в десять строчек и три столбца. А если это тысячи, сотни тысяч строк?

Акцентируйте ключевые моменты и закономерности, которые не обнаружить в сухих цифрах, с помощью инфографики, интерактивных виджетов на сайте и дашбордов. В этом помогут инструменты визуализации.

Смотрите и используйте 21 инструмент визуализации в этой статье.

Сервисы для создания диаграмм и графиков

Infogr.am

Сервис для создания интерактивной, внедряемой визуализации. Более 30 типов диаграмм и шесть тем оформления.

Данные заносите в редакторе, загружаете в табличном или текстовом формате (например, csv) или импортируете из облака. Далее выбираете, что хотите получить - диаграмму, график, карту, - и конечный формат.

Можете внедрить интерактивную визуализацию на сайт с помощью айфрейма, а также скачать свои диаграммы в pdf или gif и вставить в презентацию.

Стартовый тариф - бесплатный. Ограничения в размере библиотеки, числе шаблонов, возможности скачать диаграммы в виде изображений. Но этого тарифа с лихвой хватит для оформления одного небольшого сайта или онлайн-презентации. Платные тарифы начинаются от $19 в месяц.

Creately

Инструмент для совместной работы, который позволяет создавать интерактивные схемы, диаграммы Ганта и простую инфографику. В арсенале — более 50 типов диаграмм с тысячами образцов и доступных библиотек форм.

Интерфейс напоминает MicrosoftVisio, и неудивительно: Creately выполняет аналогичные задачи.

Результаты можно импортировать на сайты, мобильные приложения, а также сохранять в формате PDF и SVG.

Главный минус: все версии платные. Онлайн-сервис - от $5 в месяц. Десктоп-версия обойдется в $75.

Fusiontables

Инструмент Google для создания подробных диаграмм, графиков и карт.

Помогает собирать и визуализировать данные, отобразить их на сайте.

Вы импортируете данные из файла на компьютере (практически любой табличный формат), таблиц Google Docs или создаете новую таблицу. Можно использовать поиск информации из внешних источников.

Минусы: сложный интерфейс, нет дизайнерских изысков.

Плюсы: совместная работа, так как все данные на Google Диске.

Инструмент использует The Guardian, и это уже неплохая рекомендация.

VisualizeFree

Визуализацию можно экспортировать в формате Excel, PowerPoint и PDF.

Сервис бесплатный. Интересная особенность: хотя при разработке вы можете использовать Flash, результат можно сохранять в формате HTML5.

Tableaupublic

Бесплатная интерактивная система визуализации данных.

Импортируете данные (поддерживаются практически все привычные форматы и многие сервисы), и получаете визуализацию для размещения на сайте или в соцсетях.

Для хранения проектов сервис дает 10 GB на своих серверах.

Javascript-библиотеки

Dygraphs

Библиотека с открытым кодом для создания диаграмм. Помогает изучать, обрабатывать и интерпретировать большие наборы данных. Гибкие настройки.

Минус: это инструмент скорее разработчика, чем маркетолога. Его функции - только создание графиков и диаграмм. Для работы требует навык работы с javascript и мануал. Однако ничего сложного даже для новичка тут нет.

D3.JS

Библиотека работает с документами на основе данных, с использованием html, svg и css. Импортирует данные из файлов csv.

Подойдет и для простых бизнес-визуализаций, но ее главное предназначение - научная информация.

Leaflet

Бесплатная javascript-библиотека для создания мобильных интерактивных карт. Используйте ее, если не хотите внедрять на сайт или в мобильное приложение Google Maps и Яндекс-карты.

Главные преимущества: экстремально малый вес библиотеки, плюс работает и без интернет-подключения.

Highcharts

Огромное количество опций и типов диаграмм. Выходной формат — SVG или VML для Internet Explorer старых версий.

Поддерживает анимацию и потоки данных в реальном времени.

Бесплатно для некоммерческих проектов.

Chart.js

Библиотека с открытым кодом. 6 типов диаграмм, что с лихвой покроет потребности небольшого проекта, но недостаточно для профессионала в статистике.

Поддерживает HTML5 Canvas и создает адаптивные анимированные диаграммы и графики в стиле флэт-дизайна.

jqPlot

Плагин для построения простых графиков, линейных и круговых диаграмм.

Легко встраивается на сайт. Простая настройка, привлекательный дизайн диаграмм. Поддерживает анимацию, нет интерактивности.

Хорошее бесплатное решение для простых задач.

ZingChart

Использует HTML5 Canvas, при этом поддерживает Flash. В вашем распоряжении — сотня типов диаграмм для визуализации данных.

Бесплатной версии достаточно для решения большинства задач. Визуализации подписываются «PoweredbyZingChart». Самый популярный, по мнению разработчиков, тариф «SaaS» обойдется в $1999 в год.

JavaScriptInfoVisToolkit

Модульная структура. Адаптация для мобильных устройств. Пользователь загружает лишь то, что необходимо в конкретном случае.

Есть комплект уникальных стилей оформления и анимационных эффектов.

Сервисы для создания инфографики

Piktochart

Предлагает много бесплатных и премиум-шаблонов для инфографики, презентаций, отчетов и докладов. Все они выглядят впечатляюще, и их легко использовать.

Можно использовать все, что нужно для привлекательной презентации: диаграммы, графики, фото, видео, иконки и т.д. Простой встроенный редактор: выбираете один из шести сотен готовый шаблон, загружаете собственные файлы, перетаскиваете на рабочее поле объекты.

Импорт данных из Excel, Google Docs и сервиса интернет-опросов SurveyMonkey.

Easel.ly

Простой в использовании инструмент с сотнями шаблонов. Если хотите — начинайте с чистого листа.

На верхней панели выбираете интересующий объект (иконки, клипарты, диаграммы и т. д) и перетаскиваете в нужное место. Можно внедрять видео.

Стартовый тариф бесплатный, за дополнительные «печеньки» сервис просит $3 в месяц.

Платформы бизнес-аналитики и создания дашбордов

Sisense

Позволяет объединять данные из нескольких источников и искать новые идеи благодаря визуализации. Для создания только презентации Sisense - не лучший выбор. А вот если надо в кратчайшие сроки создать собственный дашборд с множеством виджетов - самое то.

Разработчики уверяют, что даже неподготовленный человек справится с задачей за полтора часа.

Короткий бесплатный тестовый период. Тарифы предоставляются по запросу.

Nuvi

Сервис платный, тарификация определяется конкретными задачами. Владельцы утверждают, что идут навстречу некоммерческим проектам и стартапам, так что можно торговаться.

Bime

Облачная платформа визуализации BI-аналитики. Берет исходные данные из систем контекстной рекламы, CRM, систем веб-аналитики, соцсетей и других источников. К сожалению, российские сервисы «из коробки» не поддерживаются. Нужны специалисты по IT-интеграции.

Преобразует данные в выразительные визуализации, которые хорошо смотрятся на любом дисплее вне зависимости от платформы и размера.

Бесплатный тестовый период на 2 недели. Базовый тариф - $490 в месяц.

iCharts

Облачная BI-платформа визуальной аналитики для бизнеса. Коллективный доступ к панели управления с виджетами в режиме реального времени. Результаты легко внедрять, распространять и просматривать.

Интеграция с Google Analytics, Salesforce, Zendesk, Azure, AmazonAurora, GoogleCloudSQL, GitHub и десятками других сервисов.

Платформа платная, стартовый тариф - $460 в месяц.

Plotly

Платформа, которая создает как отдельные диаграммы и графики, так и презентации и полноценные дашборды.

Работает с JavaScript, Python, R, Matlab, Excel. Импорт данных из нескольких источников (MySQL, Microsoft SQL Server, Redshift, Excel и т. д.).

Есть бесплатная версия. Платный тариф - $33 в месяц.

DataHero

Эта облачная платформа дает возможность полноценной работы без обращения к ИТ-специалистам. Импорт из облачных сервисов.

Можно создавать отдельные виджеты и дашборды.

Принципы «кнопки и перетаскивания»: не придется тратить время на освоение интерфейса.

Есть бесплатный тариф. Каждому новому пользователю сервис предоставляет бесплатный тестовый период на 2 недели с возможностями премиум-тарифа. Платные тарифы начинаются от $59.

Заключение

Конечно, большинство рутинных задач по обработке и визуализации данных, можно решить по старинке - в Excel, Adobe Illustrator и Power Point. Однако мощь современных технологий позволяет идти дальше, даже без специфических знаний и навыков.

Все сервисы работают на любой платформе и в любом браузере (за исключением старых версий). При этом не нужно быть специалистом IT или дизайнером, устанавливать Java, Silverlight или Flash.

Надеемся, вы не только подберете инструменты визуализации для ваших задач, но и узнаете новое о ваших данных.

Развитые средства визуализации данных стали неотъемлемой частью корпоративных BI-платформ . Некоторые вендоры, такие, например, как Tableau , именно визуализацию сделали краеугольным камнем своих аналитических систем. Тренд пронизывает рынок систем аналитики полностью: сегодня даже простейшие аналитические инструменты для конечных пользователей зачастую опираются именно на визуальное представление данных.

Визуализация больших данных

Наглядное представление результатов анализа имеет принципиальное значение для их интерпретации. Не секрет, что восприятие человека ограничено, и ученые продолжают вести исследования в области совершенствования современных методов представления данных в виде изображений, диаграмм или анимаций. Казалось бы, ничего нового здесь придумать уже невозможно, но на самом деле это не так. В качестве иллюстрации приводим несколько прогрессивных методов визуализации, относительно недавно получивших распространение.

  • Облако тегов

Каждому элементу в облаке тега присваивается определенный весовой коэффициент, который коррелирует с размером шрифта. В случае анализа текста величина весового коэффициента напрямую зависит от частоты употребления (цитирования) определенного слова или словосочетания. Позволяет читателю в сжатые сроки получить представление о ключевых моментах сколько угодно большого текста или набора текстов.

  • Кластерграмма

Метод визуализации, использующийся при кластерном анализе. Показывает как отдельные элементы множества данных соотносятся с кластерами по мере изменения их количества. Выбор оптимального количества кластеров – важная составляющая кластерного анализа.

  • Исторический поток

Помогает следить за эволюцией документа, над созданием которого работает одновременно большое количество авторов. В частности, это типичная ситуация для сервисов wiki и сайта tadviser в том числе. По горизонтальной оси откладывается время, по вертикальной – вклад каждого из соавторов, т.е. объем введенного текста. Каждому уникальному автору присваивается определенный цвет на диаграмме. Приведенная диаграмма – результат анализа для слова «ислам» в Википедии . Хорошо видно, как возрастала активность авторов с течением времени.

  • Пространственный поток

Эта диаграмма позволяет отслеживать пространственное распределение информации. Приведенная в качестве примера диаграмма построена с помощью сервиса New York Talk Exchange. Она визуализирует интенсивность обмена IP-трафиком между Нью-Йорком и другими городами мира. Чем ярче линия – тем больше данных передается за единицу времени. Таким легко, не составляет труда выделить регионы, наиболее близкие к Нью-Йорку в контексте информационного обмена.

Обработка операционных баз данных и многомерных хранилищ

  • Транзакционные тяжелонагруженные базы данных
  • Реляционные и многомерные хранилища
  • Прямые обращения к API систем
  • Работа с коннекторами
  • Обработка плоских файлов (CSV, Excel , XML и т.п.)

Построение аналитических моделей в памяти

4.1. Звуковое расширенние визуальной аналитики

Одним из современных эффективных методов анализа различных научных данных является метод компьютерной визуализации этих - метод научной визуализации.

Решение задач анализа научных данных методом научной визуализации заключается:

  1. В получении представления анализируемых данных в виде их некоторого графического изображения (задача визуализации исходных данных). Для получения такого графического изображения необходимо данным поставить в соответствие пространственную сцену (совокупность пространственных объектов), а точнее говоря, ее геометрическое и оптическое (текстурное) описания (модели), а затем получить графическое изображение этой пространственной сцены (рендеринг), которое можно вывести на монитор, на принтер и другие устройства вывода для последующего анализа.
  2. В визуальном анализе полученного графического изображения анализируемых данных. При этом результаты анализа интерпретируются по отношению к исходным данным. Эта задача решается непосредственно самим пользователем. Под визуальным анализом графического изображения подразумевается визуальный анализ упомянутой пространственной сцены. Человек может делать суждения о взаимном расположении пространственных объектов, их форме и текстурном покрытии.

Рис. 4.1. Метод звуковой расширенной научной визуализации.

Рассмотрим возможность подключения в процессе визуального анализа другого органа чувств - органа слуха. Для того, чтобы осуществить анализ исходных данных посредством звука, соответственно необходимо:

  1. Получить представления анализируемых данных в виде их некоторого звукового отображения. Для получения такого отображения необходимо дополнить геометрическое и оптическое описание пространственной сцены ее звуковым описанием, и такую звуковую пространственную сцену поставить в соответствие исходным данным, а затем получить звуковое отображение этой пространственной сцены (звуковой рендеринг), которое можно вывести на колонки и другие устройства вывода для последующего анализа.
  2. Проанализировать звуковое отображение и результаты анализа интерпретировать по отношению к исходным данным.
    Важно отметить, что получение как звукового отображения, так и графического изображения, поставленного в соответствие исходным данным для последующего анализа зачастую делает процесс анализа более эффективным.

На рис.4.1 представлена структурная схема алгоритма расширенной визуализации, т.е. совместного получения графического изображения и звукового отображения исходных данных.

Рис. 4.2. Структурная схема алгоритма расширенной научной визуализации.

Такой алгоритм реализуется с использованием компьютера путем написания прикладной программы визуализации на некотором входном языке программирования используемого инструментального средства (совокупности средств) в виде некоторого программного продукта или совокупности программных продуктов.

Рассмотрим основные характеристики метода расширенной научной визуализации применительно к определенному классу задач анализа научных данных, когда в качестве таких данных используются описания тех или иных скалярных полей.

4.2. Звуковая расширенная визуальная аналитика скалярных полей.

Исходные данные

Эти данные представляют собой описание скалярного поля на некотором прямоугольном отсеке трехмерного физического пространства, представленное в файле. В качестве описания используется математическая модель скалярного поля в виде значений функции 3-х переменных вида F(x,y,z) в узлах заданной трехмерной прямоугольной сетки.

Отфильтрованные данные

В качестве отфильтрованных данных используется интерполяционная функции f(x,y,z), использующая значения исходной функции в узлах сетки. Для получения функции f(x,y,z), заданной на рассматриваемой области определения (параллелепипеде) нами была использована трилинейная интерполяция.

Описание пространственной сцены

Это описание включает в себя 3 составляющие:

  1. Описание изоповерхности функции f(x,y,z) в виде: f(x,y,z)=с, при этом совместно принимаемые значения x,y,z принадлежат указанной выше области определения функции f(x,y,z), а с – задаваемое пользователем вещественное число, соответствующее некоторому значению анализируемого скалярного поля.
    Данная изоповерхность является 1-ым компонентом вводимой в рассмотрение пространственной сцены.
  2. Оптическое описание, т.е. описание текстурного покрытия упомянутой изоповерхности, задаваемого пользователем.
  3. Звуковое описание, т.е. описание вводимого в рассмотрение точечного источника звука. Его расположение (значения координат x0,y0,z0) задается пользователем, а частота исходящего звука w связана со значением функции f(x,y,z) следующим образом: w = k*f(x0,y0,z0), где значение коэффициента k задается пользователем.
    Данный точечный источник звука является 2-ым компонентом вводимой в рассмотрение пространственной сцены.

Графическое изображение и звуковое отображение пространственной сцены

Результатом выполнения рендеринга являются соответственно:

  • проекционное графическое изображение изоповерхности на используемом графическом терминале,
  • звуковая волна, генерируемая используемым звуковым терминалом.

Следует пояснить, что частота звуковой волны воспринимается пользователем как тон звука.



Рекомендуем почитать

Наверх