В электронных таблицах формула может

Прочие модели 02.05.2019
Прочие модели
Формулы в Microsoft Office Excel

Формулы представляют собой выражения, по которым выполняются вычисления значений на листе.

Вводить формулу надо со знака равно (=). Это надо для того, чтобы Excel понял, что в ячейку вводится именно формула, а не данные.

Создать простую формулу можно с помощью констант и арифметических операторов. Например, формула =5+2*3 перемножает два числа и прибавляет к результату третье. В Microsoft Office Excel используется стандартный порядок вычисления математических операций. В предыдущем примере сначала выполняется операция умножения (2*3), а затем к результату прибавляется число 5.

Арифметические операторы

    «+» - сложение (Пример: «=1+1»);

    «-» - вычитание (Пример: «=1-1»);

    «*» - умножение (Пример: «=2*3»);

    «/» - Деление (Пример: «=1/3»);

    «^» - Возведение в степень (Пример: «=2^10»);

    «%» - Процент (Пример: «=3 %» - преобразуется в 0,03; «=37*8 %» - нашли 8 % от 37). Результатом вычисления любого арифметического выражения будет число.

Ход работы (первый лист «ввод формулы»)

Задание 1. Введите арифметическую формулу 5+7,5*2 в ячейку Е2.

    В ячейке Е2 введите следующую формулу: =5+7,5*2

    Нажмите клавишу Enter . В ячейке Е2 получилось значение 20.

Задание 2. Введите формулу 10*8-Е2*2+10 (с ссылкой на ячейку Е2).

    В ячейке введите следующую формулу: =10*8 – Е2*2+10 . Записывая в формулу адрес ячейки Е2 – Вы ссылаетесь на значение, которое находится в этой ячейке, в нашем случае, значение ячейки Е2=20. Чтобы сослаться на ячейку, достаточно просто кликнуть на неё, она подсветится цветной рамочкой, а запись её в формуле будет окрашена в тот же цвет.

    Нажмите клавишу Enter . В ячейке Е7 получилось значение 50.

Задание 3. Введите логические формулы следующих выражений: 5>2 10<5 E2+30=E7.

Значением логической формулы является ответ ИСТИНА, если условие выполняется, и ЛОЖЬ, если условие не выполняется.

Логические операторы

    ">" - больше;

    "<" - меньше;

    ">=" - больше, либо равно;

    "<=" - меньше, либо равно;

    "=" - равно (проверка на равенство);

    "<>" - неравно (проверка на неравенство).

    Введите в ячейках следующие формулы:

= 5>2

= 10<5

= E2+30=E7

    После введения формулы нажмите клавишу Enter . У Вас должны получиться следующие значения в ячейках:

Задание 4. Соедините два слова «коробка» и «конфет» из разных ячеек в одно выражение «коробка конфет», которое будет находиться в одной ячейке.

    =СЦЕПИТЬ( D 17;” “; D 19)

    где СЦЕПИТЬ – функция сцепления двух и более строк;

    D 17 – ссылка на ячейку со значением «коробка»;

    D 19 – ссылка на ячейку со значением «конфет».

    Аналогичная формула может быть записана так: = D 17&” “& D 19

    где D 17 и D 19 ссылки на ячейки со словами;

    « » - пробел, обрамленный в кавычках, т.к. в данном случае это строчный символ;

    & - Оператор «&» (амперсанд) служит для «склеивания» между собой двух текстовых строк.

    В ячейке с введенными формулами должна получиться строка «коробка конфет».


Задание 5. Введите формулу: ,где заданы значения x и y

    Введите в ячейке следующую формулу: =(E24^2-4*F24)/(2*КОРЕНЬ(100)-3)

^ - возведение числа в степень;

КОРЕНЬ(число) – корень из числа.

    После введения формулы нажмите клавишу Enter. У Вас должно получиться следующие значение в ячейке:

Задание 6. В коробке 20 конфет, масса брутто = 250 гр. Вес коробки составляет 20% от общей массы. Найдите вес одной конфеты.

    Разберем решение задачи по действиям:

    Сначала найдем вес коробки: 250г:100*20=50 , в excel это выражение можно записать следующим образом: 250*20%

    И наконец, найдем вес одной конфеты: 200:20=10

    В Excel в ячейке можно записать эти действия в одну формулу следующим образом:

    После введения формулы нажмите клавишу Enter. У Вас должны получиться следующие значение в ячейке:

Ход работы (второй лист «сложные формулы»)

Задание 7. Заполните таблицу с использованием разных видов ссылок на ячейки.

    Столбец F заполним формулами с относительными ссылками. Для этого в ячейке F 3 введите следующую формулу: =Е3+1

Относительные ссылки .Относительная ссылка в формуле, в нашем случае Е3, основана на относительной позиции ячейки, содержащей формулу, и ячейки, на которую указывает ссылка. При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, изменяется и ссылка. При копировании или заполнении формулы вдоль строк и вдоль столбцов ссылка автоматически корректируется. По умолчанию в новых формулах используются относительные ссылки. Например, при копировании формулы на нижние смежные ячейки, из ячейки F 3 в ячейку F 4, она автоматически изменяется с =Е3+1 на =Е4+1.

    Далее заполняем столбец F до конца и также заполняем столбец G , для этого из ячейки F 3 скопируйте формулу в ячейку G 3 и растяните ее за маркер заполнения до конца столбца. Покликайте по ячейкам, посмотрите как изменились формулы.

    Столбец H заполним формулами с абсолютными ссылками. Для этого в ячейке H 3 введите следующую формулу: =$E$3+1

Чтобы сделать ячейку абсолютной, нужно ее обрамить значками доллара, сделать это можно при помощи клавиши F 4, предварительно поставив курсор перед адресом ссылки. Или проставив эти значки в ручную при помощи комбинации клавиш Shift +4 (на латинице).

Абсолютные ссылки. Абсолютная ссылка ячейки в формуле, в нашем случае, $Е$3, всегда ссылается на ячейку, расположенную в определенном месте. При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, абсолютная ссылка не изменяется. При копировании или заполнении формулы вдоль строк и вдоль столбцов абсолютная ссылка не корректируется. Например, при копировании или заполнении абсолютной ссылки из ячейки Н3 в ячейку Н4 она остается прежней =$Е$3.

    Далее заполняем столбец H до конца и также заполняем столбец I , для этого из ячейки H 3 скопируйте формулу в ячейку I 3 и растяните ее за маркер заполнения до конца столбца. Покликайте по ячейкам, посмотрите изменились ли формулы.

    Столбец J заполним формулами с смешанными ссылками. Для этого в ячейке J3 введите следующую формулу: =E$3+1

Смешанная ссылка содержит либо абсолютный столбец и относительную строку, либо абсолютную строку и относительный столбец. Абсолютная ссылка столбцов приобретает вид $A1, $B1 и т.д. Абсолютная ссылка строки приобретает вид A$1, B$1 и т.д. При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, относительная ссылка изменяется, а абсолютная ссылка не изменяется. Например, при копировании или заполнении смешанной ссылки из ячейки J 3 в ячейку J 4 она не изменяется с = E $3+1 на = E $4

    Далее заполняем столбец J до конца и также заполняем столбец K , для этого из ячейки J 3 скопируйте формулу в ячейку K 3 и растяните ее за маркер заполнения до конца столбца. Покликайте по ячейкам, посмотрите как меняются формулы.

    Столбец L заполним формулами с смешанными ссылками, но на этот раз закрепим столбец. Для этого в ячейке J3 введите следующую формулу: =$E3+1

    Скопируйте формулу из ячейки L 3 в ячейку L 4, обратите внимание как изменилась ссылка в формуле:

    Далее заполняем столбец L до конца и также заполняем столбец M , для этого из ячейки L 3 скопируйте формулу в ячейку M 3 и растяните ее за маркер заполнения до конца столбца. Покликайте по ячейкам, посмотрите как меняются формулы.

    В итоге, у Вас должна получиться следующая таблица:

Задание 8. Ввести такие формулы в таблицу, чтобы можно было, введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов.

    Итак, мы имеем таблицу вида:



    Теперь при вводе значения «всего порций» в ячейку Н20, в ячейках «всего (г.)» считается необходимое количество продуктов для заданного количества порций.

Задание 9. Введите соответствующие формулы:

    К сумме диапазона ячеек (Е22 :Е31 ) прибавить 5 и разделить все на 3.

Введите в ячейку G 22 следующую формулу: =(СУММ(E22:E31)+5)/3


    Среднее значение диапазона ячеек (Е22:Е31) умножить на 10 корней из 4.

Введите в ячейке G 24 следующую формулу: =СРЗНАЧ(E22:E31)*10*КОРЕНЬ(4)

    где СРЗНАЧ(E22:E31) – функция вычисления среднего значения из диапазона ячеек,

    КОРЕНЬ(4) – функция вычисления корня из числа.

    Максимальное значение из диапазона ячеек (Е22:Е31) плюс 10.

Введите в ячейке G 28 следующую формулу: =МАКС(E22:E31)+10

    где МАКС(E22:E31) – функция вычисления максимального значения из диапазона ячеек.

    Сумма диапазона ячеек (Е22:Е31) минус среднее значение этого же диапазона, умножить на минимальное значение диапазона.

Введите в ячейке G 31 следующую формулу:

=(СУММ(E22:E31)-СРЗНАЧ(E22:E31))*МИН(E22:E31)

    СУММ(E22:E31) – функция суммирования, в данном случае диапазона ячеек,

    СРЗНАЧ(E22:E31) – функция вычисления среднего значения из диапазона ячеек,

    МИН(E22:E31) – функция вычисления минимального значения из диапазона ячеек.

Получаем Следующие ответы:

Задание 10. Магазин "Ромашка" заказал 3 коробки шоколада "Аленка" и 4 коробки шоколада "Бабаевский". Расчетайте стоимость заказа.

Для этого ведите в ячейке следующую формулу: =3*F36*F37+4*G36*G37+F38

Получим следующий ответ:

Задание 11. Посчитайте пример:

Для этого введите в ячейке Е47 следующую формулу:

=(3^2+4^2)/(100-КОРЕНЬ(36))+SIN(ПИ())/(4*3/5)

    КОРЕНЬ(36) – функция вычисления корня из числа,

    SIN() – функция вычисления синуса,

    ПИ() – функция, которая возвращает значение Пи=3,141593…

Получим следующий ответ:

© К. Поляков, 2009-2011


Тема : Электронные таблицы.

Что нужно знать :


  • адрес ячейки в электронных таблицах состоит из имени столбца и следующего за ним номера строки, например, C15

  • формулы в электронных таблицах начинаются знаком = («равно»)

  • знаки +, –, *, / и ^ в формулах означают соответственно сложение, вычитание, умножение, деление и возведение в степень

  • запись B2:C4 означает диапазон, то есть, все ячейки внутри прямоугольника, ограниченного ячейками B2 и C4:

  • например, по формуле =СУММ(B2:C4) вычисляется сумма значений ячеек B2, B3, B4, C2, C3 и C4

  • в заданиях ЕГЭ могут использоваться стандартные функции СЧЕТ (количество непустых ячеек), СУММ (сумма), СРЗНАЧ (среднее значение), МИН (минимальное значение), МАКС (максимальное значение)

  • функция СРЗНАЧ при вычислении среднего арифметического не учитывает пустые ячейки и ячейки, заполненные текстом; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (ячейка А2 – пустая):

функция СЧЕТ(A1:B2) в этом случае выдаст значение 3 (а не 4).


  • адреса ячеек (или ссылки на ячейки) бывают относительные, абсолютные и смешанные, вся разница между ними проявляется при копировании формулы в другую ячейку:

    • в абсолютных адресах перед именем столбца и перед номером строки ставится знак доллара $, такие адреса не изменяются при копировании; вот что будет, если формулу =$B$2+$ C $3 скопировать из D5 во все соседние ячейки

знак $ как бы «фиксирует» значение: в абсолютных адресах и имя столбца, и номер строки зафиксированы


    • в относительных адресах знаков доллара нет, такие адреса при копировании изменяются: номер столбца (строки) изменяется на столько, на сколько отличается номер столбца (строки), где оказалась скопированная формула, от номера столбца (строки) исходной ячейки; вот что будет, если формулу =B2+ C 3 (в ней оба адреса – относительные) скопировать из D5 во все соседние ячейки:

    • в смешанных адресах часть адреса (строка или столбец) – абсолютная, она «зафиксирована» знаком $, а вторая часть – относительная; относительная часть изменится при копировании так же, как и для относительной ссылки:

Пример задания:

В ячейке B4 электронной таблицы записана формула = $C3*2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку B6? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

1) =$C5*4 2) =$C5*2 3) =$C3*4 4) =$C3*2

Решение:


  1. ссылка $C3 – это смешанная ссылка, в которой «заблокирован» столбец C, а строка 3 – это относительный адрес;

  2. после того, как ячейку B4 скопировали в B6, номер строки увеличился на 2, поэтому и в ссылке $C3 номер строки (относительная часть) также увеличится на 2, ссылка превратится в $C5

  3. константы при копировании формул не меняются, поэтому получится =$C5*2

  4. таким образом, правильный ответ – 2 .

Ещё пример задания:

Три страны: Королевство Бельгия, Королевство Нидерланды и Великое Герцогство Люксембург образуют экономико-политический союз, который носит название Бенилюкс. Ниже приведен фрагмент электронной таблицы, характеризующий каждую из стран союза и союз в целом:

А

B

C

D

1

Страна

Население
(тыс. чел)

Площадь
(кв. км)

Плотность населения (чел / кв.км)

2

Бельгия

10 415

30 528

341

3

Нидерланды

16 357

41 526

394

4

Люксембург

502

2 586

194

5

Бенилюкс в целом

27 274

74 640

Какое значение должно стоять в ячейке D5?

1) 365 2) 929 3) 310 4) 2,74

Решение:


  1. нужно не забыть, что плотность населения вычисляется как отношение населения к площади (не наоборот!);

  2. население не забываем перевести из тысяч человек в единицы: 27 274 000 чел

  3. поэтому для всего Бенилюкса получаем 27 274 000 / 74 640 ≈ 365

  4. таким образом, правильный ответ – 1 .

Еще пример задания:

=СУММ(B1:B2) равно 5. Чему равно значение ячейки B3, если значение формулы =СРЗНАЧ(B1:B3) равно 3?

1) 8 2) 2 3) 3 4) 4

Решение:


  1. функция СУММ(B1:B2) считает сумму значений ячеек B1 и B2, поэтому B1 + B2 = 5

  2. функция СРЗНАЧ(B1:B3) считает среднее арифметическое диапазона B1:B3

  3. строго говоря, такие задачи некорректны, потому что

    1. функция СРЗНАЧ учитывает только числовые данные (числа или формулы, при вычислении которых получается число), то есть возможны варианты:
СРЗНАЧ(B1:B3)=СУММ(B1:B3) , если есть только одна числовая ячейка

СРЗНАЧ(B1:B3)=СУММ(B1:B3)/2 , если есть две числовых ячейки

СРЗНАЧ(B1:B3)=СУММ(B1:B3)/3 , если все три ячейки – числовые


    1. в условии не задано, сколько числовых ячеек в диапазоне B1:B3

  1. в такой ситуации логичнее всего считать, что все три ячейки содержат числовые данные (во всех известных автору задачах такого типа используется именно это допущение)

  2. итак, в диапазон B1:B3 входят три ячейки; предполагаем, что все они содержат числовые данные, тогда среднее арифметическое – это сумма их значений, деленная на 3; таким образом B1 + B2 + B3 = 3 · 3 = 9

  3. поскольку B1 + B2 = 5, сразу получаем B3 = 9 – 5 = 4

  4. таким образом, правильный ответ – 4.

Еще пример задания:



А

В

С

1

10

20

= A1+B$1

2

30

40

Чему станет равным значение ячейки С2, если в нее скопировать формулу из ячейки С1? Знак $ обозначает абсолютную адресацию.

1) 40 2) 50 3)60 4) 70

Решение:


  1. это задача на использование абсолютных и относительных адресов в электронных таблицах

  2. вспомним, что при копировании все относительные адреса меняются (согласно направлению перемещения формулы), а абсолютные – нет

  3. в формуле, которая находится в C1, используются два адреса: A1 и B$1

  4. адрес A1 – относительный, он может изменяться полностью (и строка, и столбец)

  5. адрес B$1 – смешанный, в нем номер строки «зафиксирован» знаком доллара, а имя столбца – нет, поэтому при копировании может измениться только имя столбца

  6. при копировании из C1 в C2 столбец не изменяется, а номер строки увеличивается на 1, поэтому в C2 получим формулу = A 2+ B $1 (здесь учтено, что у второго адреса номер строки «зафиксирован»)

  7. сумма ячеек A2 и B1 равна 30 + 20 = 50

Еще пример задания:



А

В

С

1

1

2

2

2

6

=СЧЁТ(A1:B2)

3

=СРЗНАЧ(A1:C2)

Как изменится значение ячейки С3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки В2 в В3? («+1» означает увеличение на 1, а «–1» – уменьшение на 1)

1) –2 2) –1 3) 0 4) +1

Решение:


  1. это задача на знание особенностей функций СЧЕТ и СРЗНАЧ, которые не учитывают пустые ячейки

  2. после ввода формул в С2 окажется количество непустых ячеек диапазона А1:В2, равное 4

(1+2+2+6+4)/5 = 3

  1. после перемещения (не копирования!) содержимого ячейки В2 в В3 ячейка В2 окажется пустой, поэтому в С2 выводится число 3 – количество непустых ячеек диапазона А1:В2

  2. в С3 будет выведено среднее значение диапазона А1:С2 равное
(1+2+2+3)/4 = 2,

то есть значение С3 уменьшится на 1


  1. таким образом, правильный ответ – 2.

Задачи для тренировки 1:


  1. В ячейке B1 записана формула =2*$A1 . Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C2?
1) =2*$B1 2) =2*$A2 3) =3*$A2 4) =3*$B2Н

  1. В ячейке C2 записана формула =$E$3+D2 . Какой вид приобретет формула, после того как ячейку C2 скопируют в ячейку B1?
1) =$E$3+C1 2) =$D$3+D2 3) =$E$3+E3 4) =$F$4+D2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

5

2

4

2

10

1

6

В ячейку D2 введена формула =А2*В1+С1 . В результате в ячейке D2 появится значение:

1) 6 2) 14 3) 16 4) 24


  1. В ячейке А1 электронной таблицы записана формула =D1-$D2 . Какой вид приобретет формула после того, как ячейку А1 скопируют в ячейку В1?
1) =E1-$E2 2) =E1-$D2 3) =E2-$D2 4) =D1-$E2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

С

D

1

1

2

3

2

4

5

6

3

7

8

9

В ячейку D1 введена формула =$А$1*В1+С2 , а затем скопирована в ячейку D2. Какое значение в результате появится в ячейке D2?

1) 10 2) 14 3) 16 4) 24


  1. В ячейке В2 записана формула =$D$2+Е2 . Какой вид будет иметь формула, если ячейку В2 скопировать в ячейку А1?
1) =$D $ 2+E1 2) =$D$2+C2 3) =$D$2+D2 4) =$D$2+D1

  1. В ячейке СЗ электронной таблицы записана формуле =$А$1+В1 . Какой вид будет иметь формула, если ячейку СЗ скопировать в ячейку ВЗ?
1) =$A$1+А1 2) =$В$1+ВЗ 3) =$А$1+ВЗ 4) =$B$1+C1

  1. При работе с электронной таблицей в ячейке ЕЗ записана формула =В2+$СЗ . Какой вид приобретет формула после того, как ячейку ЕЗ скопируют в ячейку D2?
1) =А1+$СЗ 2) =А1+$С2 3) =E2+$D2 4) =D2+$E2

  1. В ячейке электронной таблицы В4 записана формула =С2+$A$2 . Какой вид приобретет формула, если ячейку В4 скопировать в ячейку С5?
1) =D2+$В$3 2) =С5+$A$2 3) =D3+$A$2 4) =СЗ+$А$3

  1. В ячейке электронной таблицы А1 записана формула =$D1+D$2 . Какой вид приобретет формула, если ячейку А1 скопировать в ячейку ВЗ?
1) =D1+$E2 2) =D3+$F2 3) =E2+D$2 4) =$D3+Е$2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

С

1

2

3

2

4

5

=СЧЁТ(A1:B2)

3

=СРЗНАЧ(A1:C2)

Как изменится значение ячейки С3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки В2 в В3? («+1» означает увеличение на 1, а «–1» – уменьшение на 1):

1) –1 2) –0,6 3) 0 4) +0,6


  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно (-2 ). Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно 5?
1) 1 2) -1 3) -3 4) 7

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно 0,1. Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно (–1)?
1) – 0,7 2) - 0,4 3) 0,9 4) 1,1

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(B 5: E 5) равно 100. Чему равно значение формулы =СУММ(B 5: F 5) , если значение ячейки F5 равно 10?
1) 90 2) 110 3) 310 4) 410

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно 2 . Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно -5?
1) 1 2) -1 3) -3 4) 7

  1. В электронной таблице значение формулы =СУММ(C 3: E 3) равно 15. Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(C 3: F 3) , если значение ячейки F3 равно 5?
1) 20 2) 10 3) 5 4) 4

  1. В динамической (электронной) таблице приведены значения пробега автомашин (в км) и общего расхода дизельного топлива (в литрах) в четырех автохозяйствах с 12 по 15 июля.

12 июля

13 июля

14 июля

15 июля

За четыре дня

Название автохозяйства

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Автоколонна №11

9989

2134

9789

2056

9234

2198

9878

2031

38890

8419

Грузовое такси

490

101

987

215

487

112

978

203

2942

631

Автобаза №6

1076

147

2111

297

4021

587

1032

143

8240

1174

Трансавтопарк

998

151

2054

299

3989

601

1023

149

8064

1200

В каком из хозяйств средний расход топлива на 100 км пути за эти четыре дня наименьший?

1) Автоколонна № 11

2) Грузовое такси

3) Автобаза №6

4) Трансавтопарк


  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 1: C 1) равно 5. Чему равно значение ячейки D1, если значение формулы =СУММ(A 1: D 1) равно 7?
1) 2 2) -8 3) 8 4) -3

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(B 1: D 1) равно 4. Чему равно значение ячейки A1, если значение формулы =СУММ(A 1: D 1) равно 9?
1) -3 2) 5 3) 1 4) 3

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 1: B 4) равно 3. Чему равно значение ячейки A4, если значение формулы =СУММ(A 1: B 3) равно 30, а значение ячейки B4 равно 5?
1) -11 2) 11 3) 4 4) -9

  1. =СУММ(B1: C 4)+F2* E 4– A 3

A

B

C

D

E

F

1

1

3

4

8

2

0

2

4

–5

–2

1

5

5

3

5

5

5

5

5

5

4

2

3

1

4

4

2

1) 19 2) 29 3) 31 4) 71

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Определите, чему будет равно значение, вычисленное по следующей формуле =СУММ(A1:C2)*F4*E2-D3

A

B

C

D

E

F

1

1

3

4

8

2

0

2

4

–5

–2

1

5

5

3

5

5

5

5

5

5

4

2

3

1

4

4

2

1) –15 2) 0 3) 45 4) 55

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 4: C 4) =СУММ(A 4: D 4) , если значение ячейки D4 равно 6?
1) 1 2) 11 3) 16 4) 21

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 3: D 4) равно 5. Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(A 3: C 4) , если значение формулы =СУММ(D 3: D 4) равно 4?
1) 1 2) 3 3) 4 4) 6

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(C 2: D 5) равно 3. Чему равно значение формулы =СУММ(C 5: D 5) , если значение формулы =СРЗНАЧ(C 2:D4) равно 5?
1) –6 2) –4 3) 2 4) 4

  1. В динамической (электронной) таблице приведены значения посевных площадей (в га) и урожай (в центнерах).

Зерновые культуры

Заря

Первомайское

Победа

Рассвет

Посевы

Урожай

Посевы

Урожай

Посевы

Урожай

Посевы

Урожай

Пшеница

600

15600

900

23400

300

7500

1200

31200

Рожь

100

2200

500

11000

50

1100

250

5500

Овёс

100

2400

400

9600

50

1200

200

4800

Ячмень

200

6000

200

6000

100

3100

350

10500

Всего

1000

26200

2000

50000

500

12900

2000

52000

В каком из хозяйств достигнута максимальная урожайность зерновых (по валовому сбору, в центнерах с гектара)?

1) Заря 2) Первомайское 3) Победа 4) Рассвет


  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

B

C

D

69

5

10

70

6

9

=СЧЁТ(B69:C70)

71

=СРЗНАЧ(B69:D70)

После перемещения содержимого ячейки C70 в ячейку C71 значение в ячейке D71 изменится по абсолютной величине на:

1) 2,2 2) 2,0 3) 1,05 4) 0,8


  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

B

C

D

69

5

10

70

6

9

=СЧЁТ(B69:C70)

71

=СРЗНАЧ(B69:D70)

После перемещения содержимого ячейки B69 в ячейку D69 значение в ячейке D71 изменится по сравнению с предыдущим значением на:

1) –0,2 2) 0 3) 1,03 4) –1,3


  1. В динамической (электронной) таблице приведены данные о продаже путевок турфирмой «Все на отдых» за 4 месяца. Для каждого месяца вычислено общее количество проданных путевок и средняя цена одной путевки.

Страна

май

июнь

июль

август

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Египет

12

24

15

25

10

22

10

25

Турция

13

27

16

27

12

26

11

28

ОАЭ

12

19

12

22

10

21

9

22

Хорватия

5

30

7

34

13

35

10

33

Продано, шт.

42

50

45

40

Средняя цена, тыс.руб.

25

27

26

27

Известно, что доход фирмы от продажи каждой путевки не зависит от места отдыха и равен 10% от средней цены путевки в текущем месяце. В каком месяце доход турфирмы был максимальный?

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(D1: D 4) равно 8. Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(D 2: D 4) , если значение ячейки D1 равно 11?
1) 19 2) 21 3) 7 4) 32

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. В ячейку B2 записали формулу =($A2*10+B$1)^2 и скопировали ее вниз на 2 строчки, в ячейки B3 и B4. Какое число появится в ячейке B4?

A

B

C

D

1

0

1

1

2

1


3

2

4

3

5

1) 144 2) 300 3) 900 4) 90

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Чему будет равно значение ячейки B4, в которую записали формулу =СУММ(A 1: B 2; C 3) ?

A

B

C

D

1

1

2

3

2

4

5

6

3

7

8

8

4

1) 14 2) 15 3) 17 4) 20

  1. В ячейке электронной таблицы С3 записана формула = B 2+$ D $3- E $2 . Какой вид приобретет формула, если ячейку C3 скопировать в ячейку С4?
1) =B3+$G$3-E$2 2) =B3+$D$3-E$3
3) =B3+$D$3-E$2 4) =B3+$D$3-F$2

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. В ячейку D3 введена формула = B 2+$ B 3-$ A $1 . Какое число появится в ячейке C4, если скопировать в нее формулу из ячейки D3?

A

B

C

D

1

5

10

2

6

12

3

7

14

4

8

16

1) 8 2) 18 3) 21 4) 26

1 Источники заданий:


  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2011 гг.

  2. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. - СПб: Тригон, 2009.

  3. Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ 2010. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2010.

  4. Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. - М.: Астрель, 2009.

  5. М.Э. Абрамян, С.С. Михалкович, Я.М. Русанова, М.И. Чердынцева. Информатика. ЕГЭ шаг за шагом. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.

  6. Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010.

  7. Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ 2011. Информатика. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2011.

  8. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010.

http://kpolyakov.narod.ru

» [Учителю][Тесты][Электронные таблицы]

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ

ТЕСТ

1. Электронная таблица - это:

  1. прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
  2. прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
  3. устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
  4. системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.

2. Электронная таблица предназначена для:

  1. обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;
  2. упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
  3. визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;
  4. редактирования графических представлений больших объемов информации.

3. Электронная таблица представляет собой:

  1. совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
  2. совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
  3. совокупность пронумерованных строк и столбцов;
  4. совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.

4. Строки электронной таблицы:

  1. нумеруются.

5. В общем случае столбы электронной таблицы:

  1. обозначаются буквами латинского алфавита;
  2. нумеруются;
  3. обозначаются буквами русского алфавита;
  4. именуются пользователями произвольным образом;

6. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируются:

  1. путем последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;
  2. адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;
  3. специальным кодовым словом;
  4. именем, произвольно задаваемым пользователем.

7. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются:

  1. в обычной математической записи;
  2. специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
  3. по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;
  4. по правилам, принятым исключительно для баз данных.

8. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:

  1. 5(A2+C3)/3(2B2-3D3) ;
  2. 5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3) ;
  3. 5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3)) ;
  4. 5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .

9. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:

  1. C3+4*D4
  2. C3=C1+2*C2
  3. A5B5+23
  4. =A2*A3-A4

10. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:

  1. не изменяются;
  2. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
  3. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.

11. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:

  1. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
  2. преобразуются в зависимости от длины формулы;
  3. не изменяются;
  4. преобразуются в зависимости от нового положения формулы.

12. Диапазон - это:

  1. совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
  2. все ячейки одной строки;
  3. все ячейки одного столбца;
  4. множество допустимых значений.

13. Активная ячейка - это ячейка:

  1. для записи команд;
  2. содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
  3. формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;
  4. в которой выполняется ввод команд.

14. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:

  1. =A1*A2+B2;
  2. =$A$1*$A$2+$B$2;
  3. =$A$1*A3+B3;
  4. =$A$2*A3+B3;
  5. =$B$2*A3+B4?

15. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:

16. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:

КЛЮЧ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 1 1 4 1 1 2 3 4 1 4 1 4 3 4 2

Расчеты с использованием электронных таблиц (формулы) Применение формул при использовании ЭТ. 7 класс


«Запишите математические формулы в виде формул электронной таблиц»

c 2 + b 5 : d 4 ³

3a 1 __

b 1 – k 1

a 12 + √ c 2 : b 1 – k 1

      Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

b 5 : d 4 – c 2 2

4a 1 __

b 1 + k 1

      Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

SQRT(D3-3*A4)

N3/K4 +R2^2

    Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 ³ + b 5 : d 4

b 1 – k 1

3a 1

c 2 ³ + b 5: d 4

b 1 + k 1

15a 1

    Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 + b 5 : d 4 ³

3a 1 __

b 1 - k 1

a 12 + √ c 2 : b 1 - k 1

2. Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

SQRT(D3-F4*4)

R2^2+N3/K4

      Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

b 5 : d 4 – c 2 2

4a 1 __

b 1 + k 1

√ c 2 : b 1 – k 1 + c 2

2.Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

    Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 ³ + b 5 : d 4

b 1 – k 1

3a 1

a 12 + √ c 2 + b 1 k 1

    Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

1. Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 ³ + b 5 : d 4

b 1 + k 1

15a 1

a 12 + √ c 2 : b 1 + k 1

2.Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

Просмотр содержимого документа
«План конспект »

Конспект урока по ФГОС

Тема урока. Электронные таблицы

Цель урока: сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах

Задачи урока:

Образовательные:

    Практическое применение изученного материала.

    Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.

    Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.

Развивающие:

    Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.

    Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.

    Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

Воспитательные:

    Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.

    Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

    Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, индивидуальная работа.

Программное и техническое обеспечение урока:

    мультимедийный проектор;

    компьютерный класс;

    программа MS EXCEL.

Этап урока

Время, мин

Цель

Методы
и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

Организация учебной деятельности

Обеспечивает своевременное и организованное начало урока

Приветствуют учителя, занимают рабочие места

Актуализация опорных знаний

актуализация и проверка знаний

Прил. 1 и 2

Задание на листах

Групповая

Дает пояснения, как выполнять задание на заранее разложенных листах.

Выполняют в парах задания, самопроверка по ключу и слайду представленному на экране, самопроверка,

личностные (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело)

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками)

Регулятивные (самооценка)

Сообщение и усвоение новых знаний

Как вы думаете, почему возникла идея создание электронной таблицы? Почему не воспользовались встроенной таблицей текстового редактора?

Словесные (рассказ)

Наглядные (презентация)

Фронтальная

Вступительное слово:

ЭТ является удобным познавательным инструментом для представления, отображения и вычисления количественной информации

Регулятивные

(Целеполагание, планирование)

С кем ни случалась в жизни такая ситуация: придя в магазин вам надо оплатить покупку, которая состоит из тетрадей, ручек, карандашей и альбомов, а у вас 300 рублей наличными.

1.Ответьте на вопрос хватит ли вам денег, чтобы оплатить покупку.

2.Почему вы не можете сразу дать ответ?

Сегодня мы решим эту проблему. Научимся использовать формулы в таблицах.

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

Фронтальная

Постановка проблемы

Познавательные (Постановка и решение проблемы)

Объяснения учителя

Формулы пишутся в ячейках или строке формул. Запись формулы начинается со знака «=» и пишется не содержимое ячейки, а ее адрес.

Давайте определим, как найти стоимость товаров.

1.В какой ячейке стоит цена тетради, а в какой ее количество?

2.Давайте посчитаем стоимость каждого товара отдельно.

Вернемся к задаче: Достаточно ли у вас средств для оплаты покупки?

Микровывод: как правильно написать формулу?

Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать формулы и преобразования числа.

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

Фронтальная

Решение проблемы

Записывают, составляют формулы

Логические универсальные действия

Физминутка

Закрепление изученного материала

Практическая (самостоятельная работа за компьютером)

Индивидуальная

Даёт задание

Рассаживаются за компьютеры, выполняют задание.

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация)

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Задание на дом

На слайде

Фронтальная

Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Получают информацию об успешности достижения реальных результатах учения.

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока

Рефлексия

Фронтальная

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения.

Заполняют листы рефлексии

личностные (самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в деятельности)

Познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности)

Просмотр содержимого документа
«прил 1»


Вписать названия элементов интерфейса программ

Просмотр содержимого документа
«прил 2»

Тест по теме электронные таблицы MS Excel

    Электронная таблица предназначена для:

    обработки числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

    упорядоченного хранения и обработки текстовых данных;

    визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;

    редактирования графических представлений больших объемов информации.

    Электронная таблица представляет собой:

    совокупность нумерованных строк и обозначенных латинскими буквами столбцов;

    совокупность обозначенных латинскими буквами строк и нумерованных столбцов;

    совокупность пронумерованных строк и столбцов;

    совокупность строк и столбцов, именуемых произвольным образом.

    Строки электронной таблицы:

    именуются пользователем произвольным образом;

    нумеруются.

    В общем случае столбцы электронной таблицы:

    обозначаются буквами латинского алфавита;

    нумеруются;

    обозначаются буквами русского алфавита;

    именуются пользователем произвольным образом.

    Для пользователя ячейка электронной таблицы обозначается:

    именем столбца и номером строки, на пересечении которых располагается ячейка;

    адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;

    специальным кодовым словом;

    именем, произвольно задаваемым пользователем.

    Активная ячейка – это ячейка:

    для записи команд;

    в которой выполняется ввод данных.

    Выберите правильные обозначения ячеек :

Просмотр содержимого презентации



Поле имени

Строка заголовка

Меню программы

Стандартная панель

Панель форматирования

Строка формул

Текущая ячейка

Ярлыки листов

Линейки прокрутки

Строка состояния

Кнопки прокрутки ярлыков листов

Ярлыки листов


Количество

Карандаш

Стоимость


В магазине необходимо приобрести 5 альбомов по цене 15 р, 4 ручки по цене 10 р, 2 набора карандашей по цене 35 р и 10 тетрадей по цене 12 р. При этом с собой у вас 300 р.

Количество

Карандаш

Стоимость


Формулы в электронных таблицах

Формула всегда начинается со знака = (равно). Она может содержать числа, адреса ячеек или диапазонов, имена функций, соединенные знаками операций +, –, * (умножить), / (разделить), ^ (возвести в степень) и скобками. Например, =3*4/5 или =D4/(A5–0.77) +СУММ(C1:C5).

В ячейке мы видим результат (численное значение выражения). Для просмотра формулы, по которой выполняются вычисления надо сделать ячейку текущей. Тогда в строке формул можно увидеть выражение, а в самой ячейке его численное значение.

Для вставки имени ячейки в формулу проще всего щелкнуть на той ячейке, имя которой надо вставить в формулу. Имя появится в том месте строки формул, где находился текстовый курсор.


Excel располагает множеством специальных функций, которые можно использовать в вычислениях. Наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции.

Функция - это программа, которая выполняет определенные операции или вычисляет некоторую величину, например итоговое значение, среднее значение, величину ежемесячных процентных отчислений или среднее геометрическое группы чисел.

Финансовые

Назначение функций

Вычисление процентной ставки, ежемесячных и амортизационных отчислений.

Дата и время

Отображение текущего времени, дня недели, обработка значений

Математические

даты и времени.

Статистические

Вычисление абсолютных величин, стандартных тригонометрических

Вычисление среднего арифметического, дисперсии, среднеквадратического отклонения, наибольшего и наименьшего

и тригонометрические функций, определителя матрицы, значения квадратного корня числа.

чисел выборки, коэффициентов корреляции.

Вычисление значения определенного диапазона; создание гиперссылки на сетевые документы или веб-документы.

Работа с базой данных

Выполнение анализа информации, содержащейся в списках или базах данных.

Текстовые

Преобразование регистра символов текста, усечение заданного количества символов с правого или левого края текстовой строки, объединение текстовых строк.

Логические

Обработка логических значений.

Информационные

Передача информации о текущем статусе ячейки, объекта или среды

Инженерные

из Excel в Windows.

Выполнение операций с комплексными переменными, преобразование из одной системы счисления в другую и т.д.


Ввод функций

Перед вводом функции убедитесь, что ячейка для ее размещения является активной. Нажмите клавишу [ = ] .

В левой части строки формул отображается имя функции, которая вызывалась последней. После щелчка на стрелке рядом с ним раскрывается список, содержащий имена десяти недавно использовавшихся функций. Если нужная функция присутствует в списке, щелкните на ее имени.

В качестве аргументов функции можно задавать числовое значение, адрес ячейки (абсолютный или относительный) или имя диапазона.

Если необходимая функция не представлена в списке, щелкните на кнопке Вставка функции строки формул или выберите команду Другие функции.


Мастер функций


В формулах могут использоваться ссылки на адреса ячеек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другие ячейки.

Относительные ссылки . При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. При смещении положения ячейки на одну строку в формуле изменяются на единицу номера строк, а при перемещении на один столбец на одну букву смещаются имена столбцов.


Абсолютные ссылки в формулах используются для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемыми именем столбца и номером строки ставится знак доллара (например, $А$1).


Подарки

Серебро, груды

Вес за единицу, пудов

Соболя, штук

Количество

Парча, тюков

Вес всего, пудов

Фрукты, ящики

Итого:

груз ≤ 45



  • я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • занятия дали мне для жизни…
  • мне захотелось…

Электронные таблицы Excel

Создание и сохранение таблицы, ввод и корректировка данных, числовые форматы, вычисления, оформление и т.д. Работа с таблицами многоразового использования: задание постоянной информации и формул, закрепление областей, защита

Электронные таблицы (ЭТ) - специальные пакеты программ для решения задач, исходные данные и результаты вычислений в которых можно представить в виде таблиц. Преимущество использования ЭТ состоит в возможности решения таких задач без помощи программиста.

Документ Excel называется рабочей книгой . Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов , каждый из которых имеет имя.

Рабочий лист состоит из строк и столбцов , строки пронумерованы цифрами от 1 до 65536, столбцы – латинскими буквами от A до IV (256). С помощью заголовков строк (серая область с номером в левой части экрана) или столбцов.

На пересечении строки и столбца находится ячейка , которая служит для ввода данных (текста, формулы, числа).

Для указания на конкретную ячейку используется адрес ячейки, состоящий из заголовков столбца и строки, на пересечении которых находится ячейка, например A1 или K234.

Диапазон – группа смежных ячеек в строке или столбце. Для ссылки на диапазон необходимо задать адрес первой и последней ячеек диапазона через двоеточие, например A1:D4. Выделить диапазон можно протягиванием указателя от одной угловой ячейки до другой.

Отдельная ячейка может содержать данные одного из трех типов: текст , число , формула . Тип данных определяется автоматически. Для ввода данных нужно выделить ячейку и набрать текст, не дожидаясь появления курсора. Текст можно также вводить сразу в строке формул . Вводимые данные можно: зафиксировать, нажав клавишу Enter , отменить – ESC , удалить Delete .

Форматировать отдельную ячейку (или выделенный диапазон) можно в окне Формат Ячеек , которое можно вызвать, щелкнув кнопку вызова диалогового окна . Окно имеет следующие вкладки:

Помимо большого количества встроенных форматов, пользователь может создавать и свои.

Быстро производить форматирование помогут кнопки на вкладке Главная в группе Число.

Формулы. Формула – это запись математической формулы по правилам MS Excel. Формула всегда начинается со знака равенства.

Формула может содержать один или несколько адресов ячеек, чисел и арифметических знаков и специальных функций. Например, если вы хотите определить среднее арифметическое трех чисел, содержащихся в ячейках А1, В1 и С1, вам потребуется записать формулу: =СРЗНАЧ(A1:C1).

Адреса ячеек могут вводиться в формулу двумя способами: непосредственным набором или щелчком по требуемой ячейке.

Ссылки на ячейки. Формула может содержать ссылки на адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях. Таким образом, ячейка, содержащая формулу, становиться зависимой , а ячейка ссылающаяся на формулу в другой ячейке – влияющей . Наглядно отобразить зависимости позволяет пункт Влияющие ячейки на вкладке Формулы в группе Зависимости формул .

Различают три типа ссылок: относительную , абсолютную и смешанную .

Относительная ссылка A1 . При этом адрес ячейки в формуле вычисляется относительно позиции формулы и меняется при копировании. По умолчанию в формулах используется относительная ссылка.

Абсолютная ссылка – обозначение ячейки в виде номера строки и столбца: $A$1 . Используется в тех случаях, когда не требуется изменения адреса ячейки при копировании или перемещении формулы. На абсолютность ссылки указывает символ $ (клавиша F4 ), "закрепляющий" как номер строки, так и номер столбца.

Копирование содержимого ячеек. Копировать, перемещать данные можно методом перетаскивания или через буфер обмена .

Чтобы выделить целый столбец (строку), щелкните на его (ее) заголовке. Для выделения группы соседних столбцов или строк перетащите указатель мыши по их заголовкам.

Метод перетаскивания: просто перетащите ячейку (диапазон), удерживая нажатой правую клавишу мыши. Тогда по завершении операции появится специальное меню, в котором можно выбрать конкретную выполняемую операцию.

Применение буфера обмена. Передача данных через буфер обмена имеет в программе Excel свои особенности. Вставка данных в рабочий лист возможна лишь немедленно после их помещения в буфер. Попытка выполнить любую другую промежуточную операцию приводит к очищению содержимого буфера обмена.

Автоматизация ввода. Excel предоставляет для автоматизации ввода автозавершение , автозаполнение числами и формулами.

Автозавершение . Служит для автоматизации ввода текстовых данных. В ходе набора текста в очередную ячейку Excel проверяет соответствие введенных символов символам, имеющимся в этом столбце выше, при однозначном совпадении текст автоматически дополняется. Клавиша ENTER подтверждает ввод, дальнейший набор – отменяет. Пустая ячейка в столбце преравает работу средства.

Автозаполнение числами позволяет копировать содержимое ячейки в другие ячейки той же строки или того же столбца с помощью перетаскивания маркера заполнения ячейки. Если ячейка содержит число, дату или период времени, который может являться частью ряда, то при копировании происходит приращение ее значения. Однако для определения значения приращения его необходимо указать программе. Для этого надо ввести два последовательных значения ряда, выделить две ячейки с введенными значения и затем воспользоваться функцией автозаполнения.

Чтобы точно сформулировать условия заполнения ячеек, следует дать команду Главная →Редактирование → Заполнить → Прогрессия .

Использование стандартных функций. Стандартные функции используются только в формулах. Вызов функции состоит в указании имени функции и в скобках списка параметров через знак "; ". Аргументами функции могут служить числа, ссылки на ячейки, диапазоны, имена, текстовые строки в кавычках и вложенные функции. Например, требуется значение ячейки A3 сложить с числом 5, полученный результат поделить на 3 и умножить на значение ячейки B2:=(А3+5)*В2/3.

Практическая часть

Задание 5.1. Создать в Excel на основании документов, две таблицы, разместив их на разных листах. Фамилии и инициалы произвольные (12 фамилий, своя (Иванов) первая). Листы переименовать на Успеваемость и Список соответственно. Рабочую книгу сохранить под своим именем ПСФ_Фамилия.xls . в своей папке.

Примечание : Вид оплаты : 1 – обучение за счет бюджета; 2 – платное обучение.

Выполнение.

Для построения таблицы Успеваемость необходимо выполнить следующие операции:

1) Спроектировать выходную форму документа. Для этого присвоить каждой его графе соответствующий столбец, а каждой строке документа – соответствующую строку электронной таблицы.

2) Переименовать Лист1 на Успеваемость , выполнив команду Формат → Лист → Переименовать .

3) Ввести заголовок таблицы в ячейку с адресом А1 . Для расположения заголовка по центру таблицы выделить диапазон ячеек А1:F1 и выполнить команду Главная → Формат → Формат Ячейки -вкладка Выравнивание → по горизонтали установить – по центру выделения.

4) Ввести названия столбцов таблицы. Для этого:

Объединить ячейки А3 и А4 , для чего выделить их, и выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Выравнивание , установить флажок – объединение ячеек. Для расположения названия первого столбца таблицы по центру выделенного диапазона в этом же окне установить выравнивание по центру (вертикальное и горизонтальное). Затем ввести название "Группа".

Аналогичные действия выполнить для ввода названия второго столбца таблицы – "№ зачетки", объединив ячейки В3 и В4 .

Ввести в ячейку С3 заголовок "Экзаменационные оценки" и расположить его по центру трех столбцов. Для этого выделить диапазон ячеек С3:Е3 и выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Выравнивание , установить по горизонтали – по центру выделения.

В ячейки С4, D4, Е4 ввести соответственно названия столбцов: Математика, Информатика, Философия.

Для ввода названия последнего столбца "Средний балл студента" дополнительно к уже описанным действиям необходимо установить флажок – переносить по словам, чтобы текст распределился внутри выделенного диапазона в несколько строк.

Аналогичным образом объединить ячейки A17 и B17 и ввести текст "Средний балл по дисциплине".

В результате получим таблицу:

5) Ввести формулы в соответствующие ячейки таблицы:

Установить режим отображения формул в таблице, выполнив команду Формулы → Зависимости Формул → Показать Формулы .

Вставить функцию вычисления среднего балла первого студента. Для этого выполнить действия:

Поместить курсор в ячейку F5 ;

Выполнить команду Формула → Автосумма → Среднее .

На втором шаге задать аргументы функции. Для этого установить курсор в поле := СРЗНАЧ(А5:E5) . и ввести адрес диапазона ячеек С (английскими символами) либо выделить мышью диапазон С5:E5 ;

Нажать кнопку [ОК].

Скопировать формулу из ячейки F5 в диапазон ячеек F6:F16 .

Для вычисления среднего балла по математике курсор установить в ячейку С17 и ввести формулу =СРЗНАЧ(С5:С16) , а затем скопировать ее в ячейки D17 и Е17 . Для получения результата с одним десятичным знаком выделить диапазоны ячеек с формулами и выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Число . Затем установить числовой формат с числом десятичных знаков – 1.

6) Отформатировать таблицу. Для этого выделить таблицу (диапазон A3:F17 ) и провести горизонтальные и вертикальные линии, выполнив команду Главная → Формат → Формат Ячеек → вкладка Граница . В открывшемся диалоговом окне выбрать тип и цвет линии, внешние и внутренние границы.

7) Защитить таблицу. Таблица должна быть защищена таким образом, чтобы пользователь мог вводить в нее только исходные данные, но не иметь доступ к ячейкам, значение которых не должно изменяться (шапка таблицы, формулы). В данной таблице область исходных данных расположена в диапазоне А5:Е16 . Для этого необходимо:

Выделить диапазон ячеек А5:Е1 6;

Выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Защита – убрать флажок Защищаемая ячейка ;

Выполнить команду Главная → Формат Ячейки → Защитить лист .

8) Закрепить шапку таблицы для фиксации заголовков столбцов, которые будут оставаться на экране при прокрутке листа. Для этого:

Установить курсор в ячейку, находящуюся в левом верхнем углу под шапкой таблицы, т.е. в ячейку А5 ;

Выполнить команду Окно → Закрепить области .

9) Заполнить таблицу исходными данными, которые приведены в документе. Для расположения данных в столбцах таблицы по центру необходимо выделить ячейки соответствующего столбца и выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Выравнивание -по горизонтали установить – по центру.

Таблица в режиме формул выглядит:

10) Установить режим отображения на экране значений, выполнив команду Формулы → Зависимости Формул – снять флажок Показать Формулы .

Таблица Список – "Список студентов группы ПМФ 1-го курса" формируется аналогичным образом на листе Список . Необходимо создать ее самостоятельно в соответствии с приведенной формой.

Контрольные вопросы

1. Копирование и перемещение методом перетаскивания?

2. Как копировать и перемещать данные через буфер обмена?

3. Что такое автозавершение?

4. Как произвести автозаполнение?

5. Использование стандартных функций.

7. Относительный и абсолютный адрес ячейки.

8. Настройки числовых форматов.

9. Как защитить таблицу?

10. Формулы в Excel.

Варианты заданий

Заполнить таблицы задания 5.1 по принципу:

– список начинается со своей фамилии;

– группа 1130 + n , где n – номер по журналу.

– номер зачетки – поставить № номер своей зачетки, остальные – произвольно.

Построение диаграмм в Excel

Теоретические сведения

Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых была построена, и при их изменении немедленно меняет свой вид.

Для создания большинства диаграмм, например для линейчатых диаграмм и гистограмм, можно воспользоваться данными из строк и столбцов листа. Однако для некоторых типов диаграмм, например, для круговых и пузырьковых, требуются специально организованные данные.

Выбор типа диаграммы. На первом этапе работы выбирается форма диаграммы.

Втрой этап служит для выбора данных.

Третий этап состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках задаются:

Заголовок диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки );

Отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси );

Отображение сетки дополнительных линий (вкладка Линии сетки );

Описание построенных графиков (вкладка Легенда );

Отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных );

Представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблицы данных );

Размещение диаграммы. Диаграмма может располагаться на этом же или отдельном листе.

Редактирование диаграммы. Готовая диаграмма состоит из набора отдельных элементов (ряды данных, оси, подписи, область построения и пр.), каждый из которых можно изменить.

Практическая часть

1. На вкладке Вставка в группе Диаграммы выполните одно из следующих действий.

– Выберите вид диаграммы и затем, подвид диаграммы, который необходимо использовать.

– Для просмотра доступных видов диаграмм выберите вид диаграммы и затем, щелкните пункт Все виды диаграмм для вызова диалогового окна Вставка диаграммы , используйте стрелки для просмотра имеющихся видов и подвидов диаграмм, и затем выберите нужный.

Диаграмма размещается на листе в виде внедренной диаграммы. Если необходимо поместить диаграмму на отдельный лист диаграммы, то измените ее размещение:

1. Щелкните внедренную диаграмму или лист диаграммы для отображения инструментов для работы с диаграммой.

2. На вкладке Конструктор в группе Расположение нажмите кнопку Переместить диаграмму .

3. В разделе Разместить диаграмму выполните одно из следующих действий:

– Для вывода диаграммы на лист диаграммы выберите параметр на отдельном листе .

– Чтобы заменить предложенное имя диаграммы, введите новое имя в поле на отдельном листе .

– Для вывода диаграммы в виде внедренной диаграммы на листе выберите параметр на имеющемся листе и выберите лист в поле на имеющемся листе .

Чтобы быстро создать диаграмму на основе типа диаграммы по умолчанию выберите данные, которые следует использовать для ее построения, и нажмите клавиши ALT+F1 или F11 . При нажатии клавиш ALT+F1 диаграмма будет отображена как внедренная диаграмма; при нажатии клавиши F11 - на отдельном листе диаграммы.

Если при создании диаграмм часто используется определенный тип диаграмм, можно установить этот тип в качестве типа диаграмм по умолчанию. После выбора типа и вида диаграммы в диалоговом окне Вставка диаграммы нажмите кнопку Сделать стандартной .

При создании диаграммы открывается доступ к инструментам для работы с диаграммой: отображаются вкладки Конструктор , Макет и Формат . Команды этих вкладок можно использовать для изменения представления данных на диаграммах. Например, вкладка Конструктор используется для отображения рядов данных по строкам или по столбцам, внесения изменений в исходные данные, изменения размещения диаграммы, изменения типа диаграммы, сохранения диаграммы в качестве шаблона или выбора предварительно определенных параметров макета и форматирования. Вкладка Макет используется для изменения таких элементов диаграммы, как заголовки диаграмм и подписи данных, использования инструментов рисования, а также добавления к диаграмме текстовых полей и рисунков. Вкладка Формат позволяет добавлять заливку цветом, изменять тип линий или использовать специальные эффекты.

Для построения используют группа Диаграммы на вкладке Вставка главного меню.

Задание 5.2. Построить объемную круговую диаграмму, иллюстрирующую сведения о средних баллах, полученных студентами в экзаменационную сессию.

Выполнение.

Основными элементами для построения диаграммы являются: область диаграммы, область построения диаграммы, ряды данных, оси координат, заголовки, легенда, линии сетки, подписи данных.

Для построения диаграммы необходимо выполнить следующие действия:

1) Выделить в таблице диапазон ячеек с исходными данными (область данных диаграммы). Для примера на листе Успеваемость (задание 5.1.) выделить диапазон ячеек F5:F16 (на круговой диаграмме можно отобразить значения только одного ряда данных).

Если выделен диапазон ячеек, содержащий более 1 строки или более 1 столбца, то Excel интерпретирует строки или столбцы как отдельные ряды, содержащие элементы данных.

Замечание. Для выделения несвязанных диапазонов ячеек таблицы необходимо выполнить эти действия при нажатой клавише Ctrl .

2) Вставить диаграмму, выполнив команду: вкладке Вставка → Диаграммы → Круговая .

В списке выбрать – Объемная круговая . Нажать кнопку . Появится следующая диаграмма в заданном месте рабочего листа.

3) Определить названия рядов и подписи категорий.

– Перейти на вкладку Работа с диаграммами .

– Выбрать вкладку Выбрать данные . Откроется диалоговое окно Выбор источника данных .

– Позиционировать курсор в поле Изменить , щелкнуть по кнопке свертывания, находящейся в правой части поля, и выделить ячейки С5:С16 на листе Список с фамилиями студентов для задания текста легенды.

– Выполнить щелчок по кнопке свертывания. В поле Подписи категорий появится ссылка: =Список!$C$5:$C$16.

– Нажать кнопку [OK ].

4) Задать заголовок диаграммы, указать расположение легенды, отобразить подписи значений рядов. Для этого выполнить действия:

– перейти на вкладку Макет → Название диаграммы ;

– в поле Название диаграммы выбрать позицию Над диаграммой и ввести текст Сравнительный анализ среднего балла успеваемости студентов по фамилиям ;

– перейти на вкладку Легенда , включить параметр Добавить легенду и установить флажок Справа для указания расположения легенды;

– перейти на закладку Подписи данных ;

– в группе переключателей выбрать параметр У вершины внутри для отображения на диаграмме значения среднего балла каждого студента;

– нажать левую клавишу мыши.

При необходимости можно откорректировать размер диаграммы с помощью маркеров размера.

Вид построенной диаграммы представлен на рисунке.

После активизации диаграммы (щелчка левой клавиши мыши внутри диаграммы) можно выделить любой из ее элементов для корректировки, которая заключается в удалении либо изменении свойств элемента. Изменение вида элемента (цвета фона, выбор узора, использование рамок и т.д.) или шрифта (типа, стиля и размера используемых символов текста) выполняется с помощью форматирования. Окно форматирования для любого элемента диаграммы можно открыть с помощью двойного щелчка мыши на нем.

Задание 5.3. Построить диаграмму, отображающие оценки, полученные студентами по всем предметам в экзаменационную сессию, используя таблицы Задания 5.1.; выбрать тип диаграммы Гистограмма . Для области диаграммы установить размер шрифта - 8, для оси категорий изменить способ выравнивания подписей.

Выполнение.

Указываем диапазон ячеек, в котором располагаются данные:

– установить курсор в нужном месте листа;

– выделить на листе Успеваемость диапазон ячеек С5:Е16, содержащий оценки студентов по трем предметам;

– рядом с Вставка → Диаграммы нажмите на Кнопку вызова диалогового окна и в окне выберите Гистограмма → Гистограмма с группировкой .

Отображаем подписи значений элементов ряда:

– выполнить команду Конструктор → Выбрать данные ;

– в окне Изменить щелкнуть по кнопке свертывания, находящейся в правой части поля, и выделить ячейки С5:С16 на листе Список с фамилиями студентов для задания;

– нажать кнопку [ОК ].

Отображаем названия рядов в легенде:

– в списке Элементы легенды окна Выбор источника данных выделить значение Ряд 1 , в окне Изменить щелкнуть по кнопке свертывания и ввести текст Оценка по математике . Аналогично для рядов Ряд 2 и Ряд 3 ввести текст Оценка по информатике и Оценка по химии соответственно;

Отображаем заголовок диаграммы:

– выполнить команду Макет → Название диаграммы ;

– ввести текст в поле Название диаграммы : Сравнительный анализ успеваемости студентов , в поле Название осей в поле Название основной горизонтальной оси ввести Фамилии , в поле Название основной вертикальной оси Повернутое название : Оценки ;

– нажать на кнопку [ОК] . Получим следующую диаграмму:

Задание 5.4. Построить график функций .

Выполнение.

Для построения графика функции необходимо сначала надо построить таблицу ее значений при различных значениях аргумента. Аргумент обычно изменяется с фиксированным шагом. Пусть шаг изменения х равен 0,1. Надо найти у (0), у (0.1), … у (1). В ячейки A2:A12 вводятся автозаполнением числа 0, 0.1, … ,1. В ячейку B2 вводится формула заданной функции. Заполняем теперь ячейки B2:B12 значениями у вычисленными по формуле путем протягивания ячейки B2 вниз до B12. Технология построения графика:

1. Выделяем диапазон ячеек A1:B12.

2. Выбираем Вставка → Диаграммы → Точечная → Точечная с гладкими кривыми и маркерами .

3. Используя инструменты для работы с диаграммами, отформатируем полученный график.



Рекомендуем почитать

Наверх