Установка Linux на Android. KDE Plasma Mobile - новый Linux для телефона

Возможности 10.07.2019
Возможности

Первый в России подробный обзор новой мобильной ОС

Недавно мы рассказывали вам об альтернативных операционных системах, представленных на выставке Mobile World Congress 2015. В том числе речь шла и об Ubuntu Touch. Из всех мобильных ОС эта - единственная, с которой нам до последнего времени не довелось познакомиться, поскольку попросту не было коммерческих аппаратов с ней на борту. Но вот, наконец, к нам в редакцию приехал заказанный еще в феврале смартфон BQ Aquaris E4.5 - первый смартфон на Ubuntu Touch. Так что теперь мы можем ликвидировать пробел и подробно изучить эту ОС (самому смартфону будет посвящен отдельный материал).

Для начала - краткая (но уже весьма драматичная) история Ubuntu Touch. Ubuntu - самый популярный на данный момент (и уже много лет подряд) Linux-дистрибутив для десктопов. Разрабатывает его компания Canonical, возглавляемая миллиардером (и, кстати, вторым в мире космическим туристом) Марком Шаттлвортом. Как и Microsoft, Canonical однажды спохватилась и поняла, что неплохо было бы заявить о себе и на мобильном рынке, не ограничиваясь десктопной ОС.

Но, в отличие от Microsoft, компания Canonical не настолько богата, чтобы вложить в это дело миллиарды долларов и купить мощных производителей смартфонов, вроде Nokia. Поэтому путь от первых сборок ОС до финального релиза на коммерческих устройствах оказался весьма тернист. В начале 2013 года ОС демонстрировалась на барселонской Mobile World Congress. В качестве демонстрационного устройства использовались планшет Google Nexus 10 и смартфон Google Nexus 4, на которых вместо Android была установлена мобильная ОС Ubuntu.

Кстати, во избежание дальнейших недоразумений оговоримся, что мы будем ее называть Ubuntu Touch. В разное время Canonical называла ее и Ubuntu Phone OS, и Ubuntu для смартфонов, и Ubuntu Touch... Последнее, на наш вгляд, самое верное название, так как отражает возможность работы ОС и на смартфонах, и на планшетах, но при этом показывает принципиальное отличие от десктопной Ubuntu (которую, например, тоже можно было бы установить на планшеты с процессором Intel x86).

После демонстрации Ubuntu Touch на MWC компания Canonical распространила раннюю сборку, которую энтузиасты могли самостоятельно попробовать установить на некоторые модели смартфонов и планшетов. Но амбиции самой Canonical были гораздо больше: компания хотела не просто создать еще один Linux-дистрибутив, но и выйти на рынок смартфонов с собственным продуктом. Да не просто смартфоном, а суперсмартфоном, который, обладая 4 ГБ оперативной памяти, мог при подключении к монитору превращаться в полноценный компьютер под управлением десктопной Ubuntu.

Модель получила название Ubuntu Edge, и на нее на IndieGoGo. Однако цель компания Canonical поставила совершеннно нереалистичную: 32 млн долларов - никто никогда столько не запрашивал через краудфандинговые сервисы. Несмотря на огромный энтузиазм Linux-сообщества и довольно крупные пожертвования ряда IT-организаций, поэтому все собранные деньги пришлось вернуть жертвователям, и проект Ubuntu Edge был отменен.

Эта неудача заставила Canonical изменить стратегию и взять курс на смартфоны сторонних производителей, причем бюджетного сегмента. На MWC 2014 можно было увидеть прототипы этих смартфонов. Тогда же был объявлен старт предзаказов на планшет Intermatrix U7. Увы, . Далее была еще одна попытка - энтузиасты попробовали собрать на IndieGoGo деньги на планшет UbuTab с двумя ОС - Ubuntu Touch и Android. Хотя средств просили во много раз меньше, чем Canonical на пресловутый Ubuntu Edge, но все равно не собрали. Правда, на сайте UbuTab планшет доступен для покупки, а поставки обещают начать в апреле. Однако вживую никто этого планшета пока, судя по всему, не видел. На той же MWC 2015 его не было (о стенде Ubuntu на этой выставке мы вам рассказывали).

В общем, первое и пока, похоже, единственное коммерческое устройство на этой ОС - BQ Aquaris E4.5. Его мы и используем для того, чтобы изучить операционную систему.

Интерфейс

Пожалуй, самая важная составляющая Ubuntu для рядового пользователя - это интерфейс, имеющий иную логику, нежели у Android или iOS. Во-первых, все взаимодействие с интерфейсом осуществляется с помощью свайпов (кнопки Home здесь в принципе нет); во-вторых, рабочий стол операционной системы содержит не иконки приложений, как в iOS и, отчасти, в Android, а набор динамически обновляемых виджетов; в-третьих, для быстрого доступа к ключевым или открытым программам используется вертикальная панель-меню слева, явно взятая из десктопной Ubuntu с интерфейсом Unity.

Для сравнения - скриншот десктопной Ubuntu (фрагмент).

Впрочем, рабочего стола, как некого пустого пространства, в Ubuntu Touch нет.

Ubuntu Touch поддерживает многозадачность. Для перехода между приложениями используется свайп с правой границы экрана налево. Из открывшейся после этого жеста 3D-галереи миниатюр можно убрать ненужные приложения (вертикальным свайпом).

Еще один жест - вертикальный свайп с верхней границы экрана - открывает панель уведомлений и быстрых настроек. В общем, как в Android. Набор быстрых настроек имеет некоторые нюансы, но в целом он стандартный.

Рабочий стол

Но - вернемся к рабочему столу, включающему семь экранов. Первый из них называется «Сегодня» и выполняет функцию агрегатора самого важного контента с остальных шести. Здесь мы видим дату, информацию о времени восхода и заката, погоду (на текущий день и на следующий), события календаря, недавние сообщения, вызовы, задачи, популярные темы в Twitter. Удивительно, что тонкой настройки экрана «Сегодня», равно как и других экранов, здесь нет. То есть, допустим, если я хочу получать информацию о погоде от другого поставщика, а не того, который используются по умолчанию, то ничего сделать нельзя.

Второй экран называется NearBy, что стоило бы перевести как «Рядом» (странно, что в русифицированной ОС экран называется по-английски). Переход между экранами, что логично, осуществляется горизонтальными свайпами.

Здесь мы опять-таки видим погоду (непонятно, зачем было размещать ее в самом верху на обоих экранах), ближайшие фотографии из Flickr, актуальные статьи Wikipedia (хотя полезность этого сомнительная - Википедия все-таки не новостной ресурс) и список ближайших концертов. Наверху же есть строчка «Что вы чувствуете» (явно навеянная фейсбучным «О чем вы думаете?»). Честно говоря, содержимое NearBy весьма сомнительное, хотя идея представить информацию, так или иначе связанную с местонахождением пользователя, перспективная.

Наконец, на третьем экране мы видим список установленных приложений.

Нельзя сказать, что формой и стилем иконки напоминают десктопную Ubuntu. Скорее, это какой-то детско-пародийный вариант иконок iOS и OS X двухлетней давности. Обратите внимание, например, на иконки «Браузер», «Музыка», «Контакты», «Калькулятор», «Настройки системы».

Что касается набора предустановленных приложений, то, с одной стороны, здесь довольно много лишнего (например, приложения испанских газет), а с другой стороны, не хватает самых элементарных вещей - прежде всего, почтового клиента. Но о предустановленных приложениях мы еще поговорим, а сейчас давайте вернемся к изучению экранов ОС и особенностей интерфейса. Отметим серьезный недостаток, связанный именно с интерфейсом - невозможность поменять расположение иконок или как-то объединить их. Разве что можно выбрать отображение категории приложений (например, утилиты или аудио/видео). Видимо, это должно помочь, когда иконок станет очень много и найти среди них нужную будет совсем проблематично.

Четвертый экран представляет собой агрегатор новостей. Здесь мы видим рубрику «Заголовки» с большими картинками-превью (лента прокручивается горизонтально), далее идут «Новости внутри страны», «Международные новости», «Спорт», «Техника», «Финансы».

Выглядит весьма неплохо, и, наверное, это было бы удобно, если бы можно было настроить агрегатор новостей для работы с русскоязычными ресурсами. Пока же нет не только возможности настройки страны (что особенно странно выглядит в контексте наличия рубрики «Новости внутри страны»), но и возможности выбора альтернативных источников. Единственное, что можно сделать - это снять галочки с тех источников, которые здесь представлены, исключив, таким образом, из подборки какие-то СМИ.

Пятый экран - «Музыка». Здесь мы видим альбомы с 7digital, ближайшие концерты с Songkick, популярные композиции с Grooveshark и популярные музыкальные видео с YouTube.

Как и в случае с новостями, изменить список ресурсов нельзя. Но главная проблема даже не в этом, а в том, что вы не можете тут же прослушать треки или посмотреть видео. При нажатии на контент Grooveshark или YouTube вас просто перенаправляют на мобильные версии этих сайтов. Аналогичная история и с содержимым следующего экрана - «Видео». Здесь мы видим миниатюры роликов с YouTube и Vimeo, но по нажатию на них открывается браузер.

Правда, здесь же можно еще посмотреть видеоролики, снятые вами на камеру смартфона. А на следующем экране - «Фотографии» - вы увидите галерею фотографий, сделанных на ваш смартфон. Помимо этого мы здесь обнаруживаем предложения добавить учетные записи Instagram и Facebook, чтобы фотографии из них тоже отображались. И это была бы действительно полезная возможность. Была бы. Если бы оно работало. Добавляем аккаунты - и ничего не происходит. Epic fail. Спасибо хоть фотографии из Flickr можно посмотреть - но только те миниатюры, которые отображаются.

Добавим еще две ложки дегтя в рассказ об экранах. Во-первых, переходить от одного к другому можно только последовательно. То есть нельзя перейти от первого сразу к пятому, например. Будьте добры сделать четыре свайпа (а экраны еще и подтормаживают). Во-вторых, если вы с какого-то экрана перешли на интернет-страницу или в любое приложение, то назад на тот же экран вы уже не вернетесь - только на первый экран «Сегодня», откуда вам снова придется «свайпать» до попадания на нужную страницу.

Это, а также полная невозможность наполнять экраны источниками по своему усмотрению и отсутствие гибких настроек (например, нельзя никак скорректировать отображение контента) и является главным недостатком рабочего стола Ubuntu Touch.

Приложения

Теперь посмотрим, какие приложения есть на устройстве и в Магазине Ubuntu. Всего на смартфон предустановлено 25 приложений. Радует, что большинство из них можно удалить (в отличие, например, от ситуации с Android и iOS). Неудаляемые - только те, что имеют критическое значение для работы устройства и незаменимы. Например, это «Телефон», «Сообщения», «Контакты», «Браузер», «Настройки системы», «Внешние накопители»... При этом карты, приложение погоды, даже музыкальный плеер и просмотрщик фотографий можно деинсталлировать.

Для деинсталляции надо нажать на иконку, удерживая ее, после чего откроется страница магазина, где уже будет кнопка «Удалить». Странно, что не придумали нечто вроде крестика в iOS или альтернативных оболочках Android, но и этот вариант удобнее, чем в Android по умолчанию.

У основных приложений ОС в строке магазина, где отображается название разработчика, указано Ubuntu Core App Developers. Но далеко не все приложения Ubuntu Core App Developers есть в качестве предустановленных. Например, в магазине мы можем найти такие действительно необходимые вещи, как Terminal, Document Viewer, File Manager. Почему их нет в стандартной поставке (зато там есть какие-то совсем не первой необходимости вещи) - загадка.

Отметим еще одну любопытную деталь: в качестве мессенджера предлагается использовать Telegram Павла Дурова. Причем если искать в Магазине Viber или WhatsApp, мы все равно увидим Telegram. Но мало того. Telegram еще и довольно глубоко интегрирован в операционную систему: в частности, в панели уведомлений, выдвигающейся сверху, можно увидеть последние сообщения Telegram, а на экране блокировки - количество непросмотренных сообщений. Видимо, Шаттлворта привлекла философия этого мессенджера: никакой рекламы, никакой оплаты, максимальная защищенность.

В свою очередь, в качестве стандартного навигационного сервиса предлагается использовать Here Maps. Версия приложения указана как 2.0. Но самое забавное, что среди поддерживаемых этим сервисом платформ Ubuntu Touch не значится (даже в качестве экспериментальной). Хотя есть, например, Firefox OS. И судя по внешнему виду Here Maps, это не нативное приложение, а веб-приложение. О том, что это такое, мы еще поговорим далее.

Что касается остальных предустановленных приложений, то мы бы отметили, в первую очередь, их простоту и неказистость. Все они довольно примитивны и по функциональности, и по внешнему виду (что-то типа первых версий Android), зато интуитивно понятны. Но и здесь встречаются странности. Например, в музыкальном плеере есть загадочная кнопка «Добавить в...» (куда?). Кроме того, невозможно запустить приложение видеоплеера и уже из него выбрать видеофайл.

В целом, главная проблема набора предустановленных приложений - отсутствие многих необходимых вещей. Причем если какие-то из этих вещей можно найти в Магазине (Менеджер файлов, Терминал), а для каких-то существуют аналоги (Telegram вместо Viber и WhatsApp), то есть совершенно вопиющие пробелы: например, хотя у смартфона имеется фронтальная камера, видеообщение невозможно, ведь нет ни Skype, ни Hangouts, ни какой-либо иной альтернативы. Также нет почтового клиента. И даже Gmail здесь только в виде веб-приложения.

Веб-приложения

Помимо нативных приложений, написанных на Qt/QML, разработчики могут создавать веб-приложения на HTML5, работающие полностью в интернете. Фактически, это мобильные версии сайтов, «упакованные» в самостоятельную оболочку, благодаря чему они могут присутствовать в Магазине Ubuntu, в списке приложений и на панели быстрого запуска. Ну и адресная строка не будет занимать часть экрана.

Нечто подобное мы видели в Firefox OS , но там веб-приложения отделялись от нативных. В случае же с Ubuntu Touch все свалено в одну кучу. И если вы, например, ищете клиент для Instagram в Магазине, то не сможете сказать, какой из отображенных вариантов нативный, пока не зайдете в описание каждого из них. Излишне объяснять, почему веб-приложения хуже нативных: это и производительность, и неоптимизированный под конкретное устройство интерфейс, и, главное, необходимость интернет-соединения. Кроме того, вполне логично, что веб-приложения не могут нормально задействовать аппаратные возможности смартфона: например, веб-приложение Instagram не имеет доступа к камере (откуда бы ему взяться, если его нет в веб-версии Instagram?).

Проще говоря, вы с тем же успехом могли бы просто открыть мобильную версию сайта через браузер. На скриншотах выше мы видим мобильную версию Instagram, открытую через браузер (слева) и веб-приложение Instagram (неофициальный клиент) из Магазина Ubuntu. В Play Store и App Store такой халтуры, конечно, нет. При этом в Android и iOS вам ничто не мешает создать иконку быстрого запуска нужного веб-сайта на рабочем столе. Получается, фактически, то же веб-приложение, что на Ubuntu Touch. Но Canonical выгоднее «подмешивать» веб-приложения в общий набор приложений в магазине. А это сказывается на удобстве поиска.

Настройки и взаимодействие с другими ОС

Поскольку Ubuntu Touch - свободная ОС, то логично ожидать там максимум свободы для пользователя. Однако меню настроек и в целом возможности персонализации операционной системы выглядят очень скромно - куда скромнее, чем у менее свободного Android и совсем несвободной iOS.

Например, огорчает отсутствие настроек левой панели приложений. Почему нельзя в нее добавить те приложения, которые нужны мне, убрав остальные? Да и настройки отдельных параметров интерфейса оставляют желать лучшего. Например, вы можете изменить фон экрана блокировки, но не можете вынести на центральный круг информацию с тех приложений, которые вас интересуют больше всего. Из действительно интересного стоит отметить разве что возможность спрятать любые экраны рабочего стола.

Второе разочарование связано с невозможностью установки Android-приложений. Напомним, что такая функциональность есть и в Sailfish OS, и в BlackBerry 10.3. И пусть Android-приложения там работают неидеально, но все же эта возможность очень важна. Зато настоящим сюрпризом для нас стал тот факт, что настольная операционная система OS X при подсоединении к компьютеру смартфона с Ubuntu Touch воспринимает его как Android-аппарат и запускает Android File Transfer. Который оказывается полностью работоспособным: с его помощью можно переписывать файлы с компьютера на смартфон и обратно.

Никаких проблем не возникает и при подсоединении смартфона к Windows. ОС Microsoft взаимодействует с ним так же, как с обычным Android-аппаратом. Но это вполне ожидаемо. А вот от работы Ubuntu Touch совместно с десктопной Ubuntu мы все же ожидали чего-то большего. Например, какого-то софта, позволяющего полноценно работать с содержимым смартфона (типа BlackBerry Blend). Но Ubuntu 14.02.2 LTS тоже воспринимает смартфон на Ubuntu Touch как обычный съемный накопитель. Поэтому если вы «убунтовод» - не надейтесь на какое-то особое взаимодействие смартфонной и десктопной ОС.

Ну а в качестве плюса мы отметим, что, во-первых, со всеми тремя десктопными ОС смартфон взаимодействует без каких-либо драйверов и дополнительных программ, а во-вторых, Ubuntu Touch может работать напрямую с файлами, скопированными с компьютера. Например, вы можете закинуть музыкальный альбом в соответствующую папку - и он будет нормально воспроизводиться, и даже обложка будет отображаться. Никаких преград, как в iOS, здесь нет.

Предварительные выводы

Операционная система Ubuntu Touch находится в самом начале своего пути - по крайней мере, если считать только коммерческие аппараты. И в этом контексте она выглядит весьма многообещающе: отметим любопытный интерфейс, весьма удобное управление жестами, а также интуитивную понятность и самой ОС, и основных приложений. Но все-таки не стоит забывать, что публичная история Ubuntu Touch началась еще два года назад. И за спиной этой разработки стоит не маленький стартап Jolla, а серьезная компания Canonical с 10-летней историей. Если учесть эти вводные, то неизбежно закрадываются сомнения в будущем операционной системы. При всех интересных идеях на сегодняшний день это неконкурентоспособный продукт: нет многих критически важных приложений (почтовый клиент, Skype), зато есть множество недоработок и глюков, отсутствует поддержка Android-приложений, магазин приложений замусорен так называемыми «веб-приложениями», которые не могут считаться полноценной заменой нативным приложениям.

Вдобавок к этому, внешний вид операционной системы очень спорный. У Jolla дизайн был одним из козырей, Android в последние два года тоже сделал большой шаг вперед, Ubuntu Touch же остался где-то в эпохе Android 2.x, хотя некоторые элементы ОС выглядят весьма симпатично. Здесь можно вспомнить еще Firefox OS, у которой внешний вид даже более неказистый, да и особо интересных находок в сфере взаимодействия с ОС нет. Но Firefox OS ориентирована на бюджетный сегмент и операторские решения. И, судя по MWC 2015, определенные успехи у Firefox OS есть. Тогда как создатели Ubuntu Touch до сих пор не имеют четкого представления, как надо развивать ОС и на каком поле она могла бы потеснить существующих игроков.

К сожалению, любопытных идей и хорошего имени недостаточно для того, чтобы сегодня конкурировать на перенасыщенном мобильном рынке. Пользователи хотят иметь определенный уровень качества или же какие-то действительно уникальные возможности. Такой возможностью могла бы стать гибкая настройка рабочего стола Ubuntu Touch: например, чтобы можно было менять расположения всех элементов, подключать свои источники информации (например, Яндекс.... Но сейчас экраны рабочего стола совершенно ненастраиваемы (можно только отключать отображение какой-то информации).

Наконец, можно было бы сыграть на расширенном взаимодействии с десктопной Ubuntu - по крайней мере, это привлекло бы пользователей Ubuntu, коих немало. Но и этот путь, видимо, показался Canonical слишком сложным. В принципе, идея сделать единую операционную систему для разных классов устройств (ПК, мобильные устройства, ТВ...) перспективна. Но для пользователей это имеет смысл только тогда, когда при наличии двух и более составляющих экосистемы они получают некие уникальные возможности (вспомним, к примеру, функции Handoff и Continuity в OS X и iOS). У Ubuntu Touch ничего такого нет. А следовательно, в нынешнем своем виде операционная система может быть интересна только фанатам-энтузиастам. Будем надеяться, что их совместными с Canonical усилиями ОС все-таки перерастет свои детские болезни и станет еще одним игроком на рынке мобильных устройств.

Доброго времени суток уважаемые пользователи сайта! Недавно пробовал установить Linux себе на устройство Android . В качестве подопытного кролика я использовал смартфон под названием Explay Tornado. Мне понадобился компьютер с подключением к интернету, USB кабель, сам смартфон. Перед тем как устанавливать новую систему на смартфон необходимо убедиться что на вашем устройстве установлена Micro Sd карта и есть Root Права. Если у вас не получены Root права то необходимо их получить! Я использовал программу для компьютера под названием Kingo Android ROOT . Есть множество других программ для получения.

В Google маркете нужно скачать следующие программы: Complete Linux Installer ; Terminal Emulator for Android ; VNCViewer

В первую очередь будем вести работу с приложением или программой Complete Linux Installer . Еще раз мы не меняем систему Android на Linux, мы заставляем работать одну систему в другой. При первом запуске приложения, программа предлагает нам установить дополнительные компоненты для дальнейшей работы, естественно мы с ними соглашаемся и начинаем установку. Установка займет при хорошем интернете не больше одной минуты. Как показано на рисунке приложение предлагает установить загрузочные скрипты, от вас требуется нажать на кнопку OK.

  • Дальше приложение потребует от вас полного доступа к системе, для этого мы с вами и получали Root права. Следующим ходом это разрешение приложению к системным функциям вашего смартфона или планшета.
  • Дальше переходим на следующий шаг, а именно к руководству по установки системы. Программа автоматически начинает проверять ваше устройство на все основные факторы для установки новой среды и выдаст вам результаты версий которые вы можете установить себе на планшет или телефон. В моем случае программа подобрала вот такие версии программы.
  • Как показано на скриншоте выше, нам перечислены варианты, которые наше устройство точно сможет воспроизвести. Но как показала практика они работают, но с вылетами. Вылеты могут быть связанны с тем, что мое устройство слишком слабое не знаю точно как это будет работать у вас. И так разберем на примере установку Ubuntu 13.10.
  • Нажимаем на кнопку с надписью Ubuntu 13.10 и переходим к следующему пункту, который мы подробно с вами разберем.

Программа предлагает скачать на образ системы и их там 3 версии, большая, маленькая, и стандартная, чем они отличаются? В первую очередь они отличаются размерами(весом) файлов а значит и функционалом. Так как всем известно, что мое устройство не обладает достаточностью памяти поэтому мне необходимо установить карту памяти побольше и выбрать ту систему которая занимает меньше места на флэш карте. Нажимаем на скачать образ и выбираем необходимый для вас файл. Размеры очень большие, поэтому предлагаю качать через торрент с смартфона. Ура пока поставили на закачку можно выполнить остальные требования программы.

Не выходя из программы нажимаем скачать Terminal Emulator for Android ; и VNCViewer программа сразу перекинет вас в Google Play на нужные странички с приложениями, которые необходимо скачать и установить. Все скачали установили? Теперь пока грузиться образ системы мы качаем ES-Проводник и после скачивания открываем его и переходим на карту памяти. Через проводник создаем папку с названием нашей системой, а означает что создаем папку с названием "Ubuntu " По окончанию загрузки образа, нам необходимо распаковать архив в новую папку (Ubuntu ).

  • После того как распакуете файл в новую папку, в ней у вас должно получиться два файла.Один из них - с расширением.img. Этот файл и будет стартовать нашу систему. Возвращаемся в самое начало и нажимаем выбор системы и нажимаем кнопку изменить в дополнительном меню. В этом меню указываем полный путь к самому образу получиться примерно как на скриншоте.
  • Вроде как все с настройкой. Но при запуске необходимо открыть терминал и не чего не трогать приложение должно само автоматически в фоновом режиме подобрать нужные данные, но для выполнения текстовых команд необходимо будет от вас подтвердить выполнение ваших действий, через Root доступ. Тут естественно мы разрешаем приложению работать дальше.
  • После этого у вас запуститься новая система, и ваш смартфон может работать как новый, при этом вам будут доступны все возможности новой системы, как и в терминале так полном графическом окружении. На этом первый способ установки Linux Ubuntu вроде закончен.

На этом пожалуй все, если у вас будут вопросы, задаем в комментариях под материалом ниже, буду рад помочь в решении возникших проблем по мере возможностей и понимания ситуации.

Запуск Linux на Android возможен! И для этого не нужно устройство с root-правами: всё необходимое ПО доступно в официальном магазине Google Play. Всего за 10–15 минут вы сможете получить операционную систему, отличающуюся от Android расширенной функциональностью.

Примечание: если вы последуете нашей инструкции, ОС Linux будет запущена в виртуальной среде. Android будет по-прежнему работать в фоновом режиме. Назвать такую систему полноценной было бы неверно. Тем не менее со списком стандартных задач она справляется хорошо.

Перед установкой закройте все ненужные приложения и очистите оперативную память Android-девайса.

1. Из магазина Google Play установите GNURoot Debian и XServer XSDL.

2. Перед началом установки Linux убедитесь, что ваш девайс подключён к стабильной сети Wi-Fi. Запустите GNURoot. Начнётся загрузка необходимых пакетов среды.

Установка занимает от 30 секунд до нескольких минут в зависимости от скорости вашего интернет-подключения. Не обращайте внимания на бегущие строки до появления следующей надписи:

root@localhost:/#

Знакомых с понятием « » эта строка пусть не пугает: приложение не причинит никакого вреда устройству, поскольку работает в «песочнице».

3. Введите следующую команду:

apt-get update

Дождитесь окончания загрузки пакетов. Об этом скажет строчка Reading package lists…Done.

4. Теперь введите ещё одну строчку:

apt-get upgrade

На вопрос «Do you want to continue?» введите английскую букву Y и нажмите Enter. Начнётся установка пакетов.

В этот раз процедура установки займёт немного больше времени. Терпеливо ожидайте окончания инсталляции до появления заветной строки:

root@localhost:/#

Среда Debian Linux установлена, и теперь можно перейти к разворачиванию графической оболочки.

5. Установка всех пакетов дистрибутива Linux выполняется следующей командой:

apt-get install lxde

Есть и вариант установки ядра системы с использованием строки:

apt-get install lxde-core

Подтвердите установку, повторно введя Y и нажав на клавишу Enter. Начнётся процедура загрузки пакетов.

Во время установки убедитесь, что успешно загрузились все файлы, а при распаковке на вашем девайсе не кончилось свободное пространство. В противном случае запуск системы окончится ошибкой.

6. Для завершения установки операционной системы необходимо загрузить три дополнительные утилиты:

  • XTerm - для доступа к терминалу из графической оболочки Linux;
  • Synaptic Package Manager - для управления пакетами apt и загрузки приложений;
  • Pulseaudio - для установки драйверов звука.

Все три утилиты устанавливаются с помощью одной команды терминала GNURoot:

apt-get install xterm synaptic pulseaudio

На устройство будет загружено около 260 МБ данных.

7. Теперь сверните приложение GNURoot и откройте ранее установленное XServer XSDL. Согласитесь с загрузкой дополнительных шрифтов. После окончания установки несколько раз тапните по экрану (приложение предложит выбрать разрешение и размер шрифтов - тут всё зависит от ваших предпочтений), пока не увидите заставку с синим фоном и белым текстом.

Повторно запустите GNURoot и поочерёдно введите следующие две команды:

export DISPLAY=:0 PULSE_SERVER=tcp:127.0.0.1:4712
startlxde &

Последовательность дальнейшего перезапуска системы (когда вы захотите открыть Linux повторно) выглядит так: запускаете XServer XSDL и ждёте появления синего экрана, открываете GNURoot и вводите две указанные выше команды, возвращаетесь к XServer XSDL.

Если терминал ругается на недопустимую команду, вернитесь к пункту 5 данной инструкции и попробуйте установку «голого» ядра. Проверьте состояние памяти Android-устройства.

8. Теперь откройте XServer XSDL, подождите несколько секунд - и перед вами готовая к работе Linux.

Для установки приложений в нижнем левом углу откройте меню Start и выберите Run. Введите Synaptic и нажмите Enter.

В открывшемся окне воспользуйтесь поиском и установите нужные приложения. Это может быть браузер Firefox, редактор изображений GIMP, офисный пакет Libre и прочие совместимые с Linux программы.

Разумеется, такой вариант установки Linux нельзя назвать полноценным запуском операционной системы на Android. Виртуальная Linux имеет несколько ограничений, но при использовании беспроводных мыши и клавиатуры (возможно и подключение с помощью OTG-переходника и USB-хаба) вы сможете превратить смартфон или планшет в портативный компьютер с функциональностью взрослой ОС.

Многие владельцы Android-фонов испытывают трудности с запуском настоящего Linux-софта на своих девайсах. По всем законам он вроде должен здесь работать, да вот только для его установки почему-то нужны права root, сам он распространяется в каких-то самодельных инсталляторах, а выбор программ сильно ограничен. Эта статья предложит ответ на вопрос, почему так получилось, и подскажет решение - удобный способ установки и запуска почти любого Linux-софта в Android.

Linux или не Linux?

Как известно, андроид основан на ядре Linux и включает в себя набор стандартных библиотек и утилит командной строки, свойственных обычному Linux-дистрибутиву. Однако запуск классического Linux-софта здесь сильно затруднен из-за множества причин, в числе которых несовместимость ABI, отсутствие менеджера пакетов, собственная система безопасности и отсутствие многих компонентов стандартной Linux-системы.

Так, несмотря на наличие в Android стандартной библиотеки libc и других, их реализация в большинстве случаев несовместима с библиотеками от проекта GNU и сильно урезана по функционалу. По этой причине Linux-софт нужно как минимум пересобирать специально под Android и ARM-процессор, а во многих случаях еще и патчить, добавляя функционал, отсутствующий в библиотеках.

BotBrew: список поддерживаемых устройств

BotBrew был протестирован на следующих устройствах: Barnes & Noble NOOK Color, LG P970 Optimus Black, Huawei Ascend M860, HTC Desire, HTC Evo 4G, HTC Evo 3D, HTC Inspire 4G, HTC Droid Eris, HTC Hero, Samsung Galaxy Nexus, Samsung Galaxy S2 (GT-I9100), Samsung Galaxy Y (GT-S5360), Motorola Atrix 4G, Motorola Droid/Milestone, Sony Ericsson Xperia X8, Asus EeePad Transformer TF101.

Система безопасности Android, обрезающая приложения в привилегиях по полной программе и не позволяющая им выходить за рамки собственного каталога, также серьезно препятствует работе стандартного Linux-софта. Поэтому часто требуется получать права root, которые эти ограничения снимают. Отсутствие менеджера пакетов, который бы позволял устанавливать обычный Linux-софт, а не только Java-приложения, вынуждает разработчиков писать приложения, нужные только для того, чтобы устанавливать другие приложения. Так появляются все эти кастомные инсталляторы.

Ну и довершает картину то, что в Android просто нет многих стандартных компонентов Linux, включая, например, даже такие неотъемлемые, как графический стек X Window или библиотека GTK+. Кое-какие попытки все это сюда принести, конечно, предпринимаются, но дальше полурабочих альфа-версий дело не двигается.

Тем не менее возможность перенести в Android функционал полноценной Linux-системы слишком уж заманчивая идея, чтобы энтузиасты не попробовали решить возникающие в процессе проблемы и дать нам полноценное универсальное решение. Самый очевидный и простой путь - это запустить «виртуализированную» версию полноценного Linux-дистрибутива, о чем мы уже подробно писали. Способ этот интересный, но страдает от проблемы разделения системы на две области, каждая из которых работает независимо от другой.

Гораздо более интересным выглядит проект BotBrew - в его рамках разрабатывается вполне обычный для Linux-систем менеджер пакетов и репозиторий, с помощью которого можно устанавливать Linux-софт в отдельно взятый каталог внутри Android. Также в свое время было придумано множество различных скриптов, которые позволяют легко и без лишних проблем собирать пригодный для работы внутри Android Linux-софт на большом брате. Этим двум проектам и будет посвящена оставшаяся часть статьи.

BotBrew

Проект BotBrew призван решить многие проблемы с установкой Linux-софта, которые только могут возникнуть у пользователя, и подготовить систему Android к принятию инородных для нее приложений. По сути, система состоит из четырех компонентов:
  • репозиторий с прекомпилированными для Android приложениями, используя который можно установить многие Linux-приложения с помощью одной команды;
  • менеджер пакетов, в качестве которого используется легковесный Opkg или dpkg вместе с apt-get в экспериментальной версии BotBrew Bazil;
  • менеджер процессов runit, необходимый для того, чтобы правильно запускать и поддерживать работу демонов, если таковые будут установлены;
  • собственная система сборки, которая содержит в себе все инструменты, необходимые для кросс-компиляции приложений с помощью любого настольного Linux-дистрибутива.
Для работы это чудо программистской мысли требует всего ничего: права root и немного свободного пространства во внутренней памяти смартфона или на карте памяти. Причем первый вариант предпочтительнее, так как в случае с SD файлы будут свалены на виртуальный диск, работа с которым поддерживается далеко не всеми ядрами.


Начальная инициализация

На данный момент классическая версия BotBrew, использующая собственный репозиторий, позволяет устанавливать такой софт, как dcron, GCC, Git, SSH-сервер dropbear, консольный браузер Lynx, сканер безопасности Nmap, инструмент бэкапа rsync, редактор Vim, веб-сервер lighttpd, скриптовые языки Python и Ruby, а также несколько десятков других пакетов. Устанавливается это все, кстати говоря, в выделенный каталог во внутренней памяти смартфона/планшета и никак не захламляет основную систему. Другими словами, избавиться от BotBrew и всего, что ты установил, можно будет, просто удалив один каталог.

Ставим софт

Итак, как же использовать BotBrew для установки Linux-софта? Для начала нам понадобится пакет с самой программой. Он есть в Google Play (отмечу, что нужен BotBrew root, а не экспериментальный Bazil) и весит меньше мегабайта. После установки запускаем и нажимаем кнопку «Proceed» внизу экрана, чтобы софтина выкачала все необходимые для ее работы компоненты, такие как консольный менеджер пакетов, и другие утилиты (в терминах Debian Linux - bootstrap). Весят они всего несколько мегабайт, поэтому ждать придется недолго. По окончании установки BotBrew выведет на экран окно с официальной интернет-страницей проекта, которое можно смело закрывать.

Теперь на экране ты должен увидеть список пакетов, доступных к установке. Их довольно много, но графических приложений по описанным выше причинам ты среди них не найдешь. Зато есть разномастные серверы, компиляторы и интерпретаторы, так что всем, кто хочет серьезно «поиграться» со смартфоном, будет где развернуться. Для установки пакета достаточно тапнуть по его имени и на следующем экране, содержащем информацию о приложении, нажать кнопку «Install».

Танцы с бубнами

Если во время bootstrap’а BotBrew возникли проблемы, ты можешь попробовать установить его вручную с помощью следующей команды:

Wget http://repo.botbrew.com/anise/bootstrap/install.sh -O - | su
Если и это не помогло, можно попробовать удалить все установки («Remove BotBrew» в настройках) и затем попробовать запустить эту команду.

После этого пакет появится на вкладке «Installed», однако никакой кнопки «Run» или чего-то подобного ты не увидишь. Приложение придется самостоятельно запускать из консоли, что, впрочем, логично. Само приложение устанавливается внутрь каталоговой структуры /data/botbrew, в котором «эмулируется» реальное окружение Linux-дистрибутива с каталогами /etc, /usr и другими. А чтобы не мучить пользователей необходимостью набирать полный путь до команды, разработчики BotBrew предусмотрели одноименную команду-враппер. Чтобы с ее помощью запустить, например, установленный консольный браузер Lynx, следует набрать такую команду:

$ botbrew lynx http://xakep.ru
Как вариант - каталог /data/botbrew/bin можно добавить в переменную окружения PATH, но это придется делать после каждого запуска терминала:

$ export PATH="$PATH:/data/botbrew/bin"
С демонами и разными сетевыми сервисами, кстати, дела обстоят намного лучше. После старта демоны сразу будут запущены, а управлять их включением можно через графический интерфейс, доступный по нажатию на кнопку «Play» в нижней части интерфейса BotBrew. Некоторые приложения могут потребовать создания дополнительных пользователей и изменения их параметров, это можно сделать так же, как в обычной Linux-системе:

  1. Создание пользователя:
    $ botbrew adduser vasya
  2. Открытие пользователю доступа в интернет:
    $ botbrew addgroup vasya inet
  3. Переключение BotBrew на другого пользователя:
    $ botbrew su vasya
Обрати внимание, что все эти изменения будут касаться только виртуального окружения BotBrew и никак не отразятся на основной системе. Консоль можно использовать также для установки приложений в обход графического интерфейса. Для этого следует использовать консольный менеджер пакетов Opkg, синтаксис команд которого полностью совместим в apt-get:

$ botbrew opkg install dropbear
Обратная операция:

$ botbrew opkg remove dropbear
Чтобы оставаться «на острие прогресса», репозиторий BotBrew нужно время от времени обновлять, нажав на соответствующую кнопку в графическом интерфейсе (ее ни с чем не спутаешь). Новые версии пакетов будут отображаться на вкладке «Upgradable». Достаточно тапнуть по его имени и нажать «Upgrade».

BotBrew Basil

В маркете можно найти также приложение под названием BotBrew Basil, помеченное как экспериментальное. По сути, это все тот же BotBrew, но с одним весьма важным отличием. Вместо собственных репозиториев и менеджера пакетов Opkg он использует ARM-репозитории Debian Linux и менеджер пакетов apt-get. Это значит, что количество софта, которое можно установить с помощью «бразильской версии» приложения, намного больше. В десятки раз больше.

Кроме использования дебиановских репозиториев, Basil отличается также слегка измененным интерфейсом. Например, сразу после запуска он предлагает выбрать каталог установки. По умолчанию используется /data/botbrew-basil, что, на мой взгляд, вполне логично, однако ты можешь выбрать любой другой, в том числе на ext2-разделе карты памяти (FAT не подойдет).

Второе важное отличие - это возможность выбрать способ использования приложения, которая появляется сразу после нажатия «Proceed». Вариантов здесь четыре:

  1. Use BotBrew on the command line - по сути, аналог установки в стиле обычного BotBrew.
  2. Use the dpkg/APT system - установка вместе с apt-get и репозиториями Debian. Рекомендуемый вариант установки.
  3. Run Python programs - аналог первого варианта с автоматической установкой Python.
  4. Install a minimal Debian - минималистичная установка Debian.
Поясню второй и четвертый пункты. Первый BotBrew и первый пункт в этом списке делают не что иное, как установку минималистичной Linux-системы (состоящую всего из нескольких команд и библиотек), внутри которой как раз и происходит запуск Linux-софта. Однако apt-get, в отличие от минималистичного Opkg, требует более-менее полноценной установки Linux. Поэтому, выбрав второй пункт, ты получишь у себя на смартфоне этакий микро-Linux. А если мы можем установить микроверсию, почему бы не установить более-менее полноценный дистрибутив. Для этого и существует четвертый пункт.

После bootstrap’а BotBrew Basil на экране появится все тот же интерфейс управления установкой приложений, знакомый нам по классической версии приложения, а в системе появится команда botbrew2, с помощью которой можно запускать софт. Каких-то существенных отличий в управлении здесь нет, кроме разве что команды apt-get вместо opkg и возможности подключения дополнительных репозиториев (в том числе репозитория первого BotBrew) прямо через интерфейс установки приложений.

Берем дело в свои руки

Прекомпилированные приложения и репозитории с готовыми пакетами - это прекрасно, но что, если необходимого приложения нет среди доступных для установки? Ведь даже тот же BotBrew Basil, позволяющий подключать репозитории Debian с огромным количеством софта, в силу своего экспериментального характера заработает далеко не на каждом смартфоне.

В этом случае мы можем попробовать собрать приложение самостоятельно. Однако здесь нас ждет сразу несколько трудностей: дело в том, что для сборки софта для смартфона придется подготовить необходимый инструментарий кросс-компиляции, затем учесть все зависимости собираемого приложения и, наконец, в некоторых случаях внести необходимые изменения в код. Все это довольно хлопотные дела, которые вряд ли стоят того, чтобы тратить на них время.

Тем не менее мы можем воспользоваться наработками других людей, чтобы автоматизировать процесс сборки софта. Одно из наиболее развитых и интересных решений из этой области - набор скриптов SCRIPTSET , разработанный пользователем smitna с XDA Developers. Он позволяет буквально в пару команд собрать множество самых разных приложений, в числе которых htop, ImageMagick, iptables, ELinks, Screen, mc, node.js, Samba, strace, QEMU, Parted, SANE (его можно использовать для прямой печати на принтере с телефона!) и множество других. Скрипт сам выкачает кросс-компилятор, все необходимые зависимости и приложения, наложит патчи, где это необходимо, и сгенерирует готовый для распаковки на телефон архив.

SCRIPTSET работает только в Linux, но, если у тебя Windows, ты можешь установить Ubuntu в виртуальной машине. Далее следует открыть терминал и установить необходимые для сборки кросс-компилятора инструменты:

$ sudo apt-get install build-essential cmake autoconf2.13 scons
После этого можно получить сам SCRIPTSET и распаковать его:

$ cd ~ $ wget http://goo.gl/zvnom -O scriptset-2.6.zip $ unzip scriptset-2.6.zip
В результате распаковки мы получим… еще один архив: scriptset-2.6.tar.bz2. Но и это еще не все, архив запакован без традиционного для tar корневого каталога, поэтому его необходимо создать самостоятельно. И уже в него производить распаковку:

$ mkdir scriptset $ cd scriptset $ tar -xjf ../scriptset-2.6.tar.bz2

После распаковки в каталоге появится несколько скриптов, конфигов, а также внушительных размеров файл README, содержащий инструкции по использованию скриптов. На скриптах не стоит бит исполнения (что не удивляет, учитывая предыдущие заморочки), поэтому его надо поставить самостоятельно:

$ chmod 755 *.sh

# vi ~/scriptset/configuration.conf // Каталог установки приложений на смартфоне TARGET_SYSROOT="/data/sysroot" // Целевой процессор TARGET_MARCH="armv7-a" TARGET_MTUNE="cortex-a9" TARGET_MFPU="neon" TARGET_MFLOAT="softfp"

Этого будет достаточно для корректной сборки любого приложения; целевым процессором будет стандартный ARMv7 с дополнительным набором инструкций NEON. Такой установлен в любом смартфоне, выпущенном за последние три-четыре года. Каталог /data/sysroot будет использован для установки приложений на смартфоне, однако, как это ни странно, его придется также создать и на настольной машине:

$ sudo mkdir -p /data/sysroot $ sudo chown user:users /data/sysroot $ sudo chmod 777 /data/sysroot
Как объясняет автор скриптов, такое действие необходимо потому, что пути для ключевых каталогов в некоторые приложения вшиваются на этапе сборки. Поэтому, если бы мы собрали приложение, используя в качестве корневого текущий и любой другой каталог, оно бы просто не заработало на смартфоне из-за различия в путях. Я уверен, что корректнее было бы решить эту проблему с помощью chroot, но проще и быстрее создать нужный каталог, а по окончании работ - удалить его.

Далее мы должны указать список приложений, которые планируем собирать. Для этого открываем файл package_selection.conf и меняем no на yes в нужных опциях. Например, чтобы собрать bash, ImageMagick и Screen, нужно поменять три следующих строки:

# vi ~/scriptset/package_selection.conf BASH=yes IMAGEMAGICK=yes SCREEN=yes
Имей в виду, что настройки, находящиеся между строками # ALWAYS NEEDED, менять нельзя. Эти приложения и библиотеки нужны всегда, и без них другие приложения просто не собираются. Теперь можно скомпилировать приложения. Для этого достаточно запустить скрипт build.sh без аргументов:

$ ./build.sh
Если все необходимые пакеты были установлены и компилятор в ходе сборки не выдал никаких ошибок, в результате сборки в текущем каталоге появятся два архива: cs-sysroot.tar.bz2 и android-mysysroot.tar.bz2. Первый - это окружение, необходимое для запуска приложений, созданное кросс-компилятором, а второе - сам набор приложений. Оба этих архива необходимо скинуть на карту памяти смартфона, а затем, запустив на нем эмулятор терминала или подключившись по ADB, выполнить две команды:

$ tar xjf /sdcard/cs-sysroot.tar.bz2 $ tar xjf /sdcard/android-mysysroot.tar.bz2
В результате во внутренней памяти смартфона появится каталог /data/sysroot, в котором и будут размещены приложения. Запускать их следует из того же терминала, указывая полный путь. Например:

$ /data/sysroot/usr/bin/bash
Ну или после запуска терминала добавить /data/sysroot/usr/bin в PATH:

$ export PATH="$PATH:/data/sysroot/usr/bin"

Выводы

Несмотря на довольно серьезные различия между Android и типичным Linux-дистрибутивом, установить консольные Linux-приложения на смартфон не так уж и сложно. К сожалению, о графических приложениях речи пока не идет, но проекты портирования библиотеки Qt и графического сервера Wayland в Android уже есть, и в скором времени, надеюсь, мы получим рабочее решение.


Впервые опубликовано в журнале «Хакер» от 08/2013.

  • Смартфоны ,
  • Краудсорсинг
  • "Мечтают ли электроовцы о линуксе на телефоне?"


    Сказать по правде, после фейла с Ubuntu Phone и той эпичной фигни , которая происходит с SailfishOS, я немного приуныл. Не знаю, как вас, но меня уже давно удручает ситуация, когда я не могу полностью контролировать устройство, которым я пользуюсь большую часть времени.


    Я не могу поставить "банерорезку" на системном уровне или поднять dnscrypt. Зарулить часть трафика по wifi, а часть по мобильной сети. Достать тот самый нужный мне файл, доступный только из-под рута. А при открытии загрузчика слетает гарантия, перестает работать бесконтактная оплата и все те "улучшатели" для камеры от производителя. Не могу прописать install по ssh и через пару секунд получить приложение со всеми нужными патчами.


    А когда я вижу те десятки установленных производителем неудаляемых приложений, которые занимают место, жрут батарею, постоянно спамят оповещениями и собирают аналитику - мне становится совсем грустно. Это настоящее, к которому мы пришли. С закрытыми прошивками для железа и взглядом на пользователя только как на источник получения прибыли.


    Недавно я на наткнулся на проект, который, возможно, сможет что-то изменить...


    UPDATED: Почти наверняка будет использован i.MX8M и FullHD экран. Ура!
    UPDATED2: За 5 дней были собраны недостающие 500k из $1.5M. $300k из них - корпоративные заказы. До конца компании остается еще 2 недели. Хороший ответ тем, кто говорил "не нужно".



    ДЛЯ НЛО (можно убрать): статья в первую очередь о проблемах и непростых решения, которые иногда приходится принимать разработчикам свободных устройств в современном рынке закрытого железа. + немного информации о данном конкретном проекте, которой нет в открытом доступе. Все упоминания о сборе средств (и ссылку на него) я убрал. К качестве референса - , которая прекрасно живет на geektimes (там ссылка на краудфандинговую компанию есть, кстати).

    Что это?

    Librem 5 - смартфон на linux, который будет построен на максимально открытом железе и софте, с уважением к безопасности и приватности. Он пока не существует, но есть уже более-менее проработанный за 1.5 года план, и менее чем через месяц начнется активная разработка.

    Кто?

    Команда Purism успешно выпустила серию ноутбуков с максимально свободным железом (насколько это сейчас возможно), open source BIOS"ом и своим дистрибутивом linux, который они развивают. Сейчас компания переключила свое внимание на смартфоны.

    Железо

    Что делает любой адекватный человек открывая статью о новом девайсе? Конечно, пролистывает весь маркетинговый булшит до описания характеристик железки. Дальше будет список с оф. сайта. Почему он такой куцый, я объясню ниже.


    Характеристики

    • 5″ touchscreen
    • i.MX6/i.MX8 CPU
    • Vivante GPU (Etnaviv free software accelerated driver)
    • Separate mobile baseband
    • 3GB LPDDR3
    • 32GB eMMC
    • MicroSD slot
    • Camera (front and back)
    • Flash
    • Headphone and Microphone Jack (3.5mm)
    • Microphone
    • Speaker
    • Power Button
    • Volume Controls
    • SIM Slot
    • WiFi 802.11
    • Bluetooth 4
    • Debugging interface (internal)
    • USB Host
    • USB Type-C
    • Battery
    • Sensors:
      • Accelerometer
      • Gyroscope
      • Compass
      • Ambient Light
      • Proximity
    • Hardware kill switches for:
      • Camera
      • Microphone
      • Baseband
      • WiFi/Bluetooth

    Отдельный чип мобильной связи

    Начнем с неожиданного пункта. Но он повлиял на многие принимаемые далее решения.

    Мобильные сети небезопасны. И проблема вовсе не в реализации ПО или неправильной настройки оборудования (хотя и такое сплошь и рядом) - проблема куда глубже и связана с самой архитектурой сети. Десятки различных векторов атаки: начиная от широко известных («проходного двора» SS7, перехвата 2G, ошибок в шифровании 3G/4G) - до специфических хардварных атак на конкретное оборудование.

    Ситуация осложняется тем, что большинство мобильных чипов используют бинарную прошивку (firmware) без исходников. А когда это добро еще и физически находится в SoC , работающем с камерой и микрофоном… Кошмар параноика.

    Но телефон без мобильных сетей - не телефон. Поэтому самый правильный выход для защищенного смартфона будет в том, чтобы держать чип мобильных сетей как можно более изолировано от всего остального. В Librem 5 используют отдельный от процессора чип мобильной связи. Даже больше: для него будет предусмотрен физический выключатель. Не знаю, что именно разработчики собираются отключать, но, по хорошему, нужно рубить питание, антену и связь с главным процессором.

    Кстати, перестаньте использовать SMS для аутентификации и авторизации. Я серьезно. Это небезопасно.

    CPU & GPU

    Итак, в процессоре не должно быть беспроводной связи. Что еще? Полностью открытые драйвера с хорошей поддержкой OS. Если верить разработчикам Librem 5, из того, что сейчас представлено на рынке, им подошла целая одна (!) линейка SoC - i.MX6 от NXP. Просто муки выбора. Современная реальность открытого железа.

    Что же нам достанется из этой линейки процессоров? 2 ядра 32-битного Cortex-A9 1.0 GHz, Vivante GC880 GPU, DDR3 и USB 2.0. Этакий середнячок 5х-летней давности. Не густо, конечно, но для обычного использования должно хватить.
    Но мы ведь хотим, чтобы мир пересобирался на нашем gentoo за пару часов, а не за неделю, и сервер, который мы обязательно запустим на этом смартфоне, может и не 10k RPS выжимал, но хотя бы пару десятков пользователей мог обслужить? ;)

    К счастью, в начале года NXP презентовала новую линейку процессоров i.MX8 , которые могут даже носить гордое звание середнячков этого года. 4 ядра 64-битного Cortex-A53, Vivante GC7000Lite GPU с поддержкой Vulkan, 4kp60, h.265 и VP9, DDR4, USB 3.0-C - с этим уже вполне можно жить, а не существовать. Крипту не помайнишь, конечно, но нам же не для этого? GPU должно потянуть 3D средней тяжести - было бы только что запускать:)

    Почему же в характеристиках i.MX6/i.MX8? К сожалению, i.MX8 еще нет. Ходят слухи, что там уже все готово для производства, и до конца года новая линейка выйдет. Часть кастомеров летом получила опытные образцы. И разработчики Librem 5 даже готовы подождать 2-3 лишних месяца, если что. Но пока в качестве страховки i.MX6.

    Экран

    5 дюймов, минимум HD. В планах поставить FullHD, если будет такая возможность. Как оказалось, трудно заранее на 100% договориться на такую небольшую партию. Когда компания по сбору средств завершится, будет выбран лучший вариант и заключен контракт с поставщиком. От себя добавлю, что для 5 дюймов даже HD не так уж и плохо.

    Память

    3GB LPDDR3 в варианте с i.MX6, и, возможно, больший объем LPDDR4 для i.MX8-M. 32 GB eMMC и слот для MicroSD.

    Wireless

    Отдельным чипом Wifi/Bluetooth, физический выключатель - те же самые причины, что и для мобильных сетей.

    Камера, навигация, акселерометр, etc.

    Все стандартно. Есть две камеры - и хорошо. Стоит обратить внимание только на то, что камеры и микрофон тоже будут иметь физические выключатели. Любители использовать изоленту негодуют.

    Батарея

    Съемная, больше никакой информации.

    Корпус

    Металлический, легкий доступ ко всем внутренностям и отладочным портам.

    NFC и беспроводная зарядка

    Наверняка нет. По крайней мере не для первой версии. Объем работы и так очень большой.

    Сканер отпечатка, распознавание по лицу, сетчатке глаза и исполнению «Смооооууук он зэ вооооотэ»

    Принципиально нет. Биометрия - такая штука, которую можно использовать и без вашего желания, и сложно поменять после компрометации. В отличие от паролей, которые только у вас в голове. «Начало» - пока только фантастика (я надеюсь).
    Врочем, распознавание по исполнению никому не известного трека из заголовка можно будет реализовать самим - все-таки у вас будет полный контроль над телефоном.

    Софт

    OS

    Linux, по умолчанию будет самопальный PureOS (основан на Debian), который используется в ноутбуках компании. Обещают возможность использовать любой дистрибутив, который поддерживает ARM. С напильником, конечно. Выглядит вполне реалистично, учитывая, что загрузчик открыт и все драйвера будут доступны.

    Будет ли песочница для приложений? Для PureOS уже есть ядро с GrSecurity, так что наверняка такой механизм будет реализован. Ну и SELinux c AppArmor опять же. В общем, все, что есть для linux, можно будет использовать под конкретный уровень вашей паранои.

    Интерфейс и стандартные приложения

    Разработчики уже договорились о поддержке со стороны Gnome и KDE комьюнити. Что будет по умолчанию - пока не решено. В планах портировать «джентльменский набор» приложений с оптимизацией под тачскрины. Когда эта работа будет завершена - придет время для более сложных вещей.

    Matrix

    По умолчанию в качестве децентрализованного безопасного способа коммуникации будет использоваться

    Рекомендуем почитать

    Наверх