Установка дисковых тормозов на велосипед своими руками. Установка гидравлической системы. Регулировка механического дискового тормоза

На iOS - iPhone, iPod touch 28.05.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

Часто в интернете задают вопрос: «Я купил новый жёсткий диск и подключил его. Почему я не вижу нового диска в системе?» Дело в том, что после физической установки винчестера в компьютер или ноутбук, необходимо программно его проинициализировать и разметить. Итак, как настроить подключённый новый жёсткий диск в Windows 7? Нет ничего проще.

Обновление 2016: Не смотря на то, что иллюстрации взяты еще давно из Windows 7, данная инструкция подойдет также для Windows 10 и 8.

Шаг 1. Нажмите правой кнопкой по системному ярлыку «Компьютер » и выберите пункт «Управление »:

Шаг 2. В открывшемся окне слева выберите пункт «Управление дисками «. После этого в правой части должно открыться диалоговое окно «Инициализация диска » . В нём нажмите «ОК »:

_____________________________

Внимание! Если посла нажатия на «Управление дисками » диалоговое окно не открылось, нажмите правой кнопкой мыши на левую часть изображения диска в области надписи «Нет данных » или «Не проинициализирован » и выберите пункт «Инициализировать диск «. (См. 2 картинки ниже.)

Задача — вызвать то самое окно «Инициализация диска «. В нём Вы должны проконтролировать, что напротив «Диск n » установлена галочка и нажать ОК .

Шаг 3. Нажмите правой клавишей мыши на правой части изображения нового диска и выберите «Создать просто том »:

Шаг 4. Нажмите «Далее »:

Шаг 5. Выберите размер раздела. По умолчанию, установлен максимальный размер раздела. Т.е. раздел будет занимать весь жёсткий диск. Если Вы хотите, чтобы на новом диске было несколько разделов, то в этом пункте выберите размер первого раздела. Например «10240». Тогда новый раздел (он же «партиция») будет занимать 10 ГБ дискового пространства.

Если для создания первого раздела на новом жёстком диски Вы выбрали не всё доступное место (что было по умолчанию), то после созданного раздела на диске останется нераспределённое пространство. Для создание дополнительных разделов в нераспределённой области повторите данную инструкцию с шага 3 .

После выбора размера раздела нажмите «Далее »:

Шаг 6. Выберите букву диска. Нажмите «Далее »:

Шаг 6. Тип файловой системы в большинстве случаев нужно оставить «NTFS » . Выберите метку тома, например «Games» или «Архив» и нажмите «Далее »:

Шаг 7. Нажмите «Готово » для выхода из мастера инициализации диска:

После этого Вы увидите, что диск начал форматироваться:

Ждите, пока в правой части изображения диска вместо слова «Форматирование » не появится подпись «Исправен … »:

Теперь можете открыть «Компьютер » и проверить, появился ли новый раздел с нужной буквой.

Разметка выполнена. Можно использовать накопитель!

Тормозная система велосипеда – одна из самых важных составляющих, именно от нее зависит безопасность велосипедиста. Важно выбрать лучший вариант из всех существующих, а также разобраться в установочных нюансах. Поэтому перед тем, как начать установку дисковых тормозов, мы предлагаем ознакомиться с принципом работы данного устройства, его подвидами и иными нюансами.

Рекомендуем прочитать:


Тормозная система велосипеда состоит из следующих компонентов:

  • Тормозной диск (ротор);
  • Ручки тормоза;
  • Калипер (узел, который состоит из двух тормозных колодок, соприкасающихся с ротором, и бачков с тормозной жидкостью, которая находится под давлением);
  • Адаптер (прикрепляет калипер к велосипедной раме).

Среди подвидов, представленных на рынке отмечаются:




Установка дисковых тормозов на велосипед состоит из выполнения следующих задач:

  1. Крепление тормозных ручек на руль и регулировки их положения. Осуществляется с помощью шестигранника.
  2. Установка калипера (машинки) в специальные дисковые крепления, расположенные на велосипедной раме.
  3. Монтаж тормозных дисков (ротора) на втулку при помощи специальных болтов (обычно 6 штук). Болты должны входить в комплект.
  4. Закрепление троса в тормозную ручку, которые после должны быть помещены в рубашку. Рубашка проводится к калиперу за счет имеющихся на раме направляющих.
  5. Регулировка дисковых тормозов.

Важно учесть, что монтаж калипера должен быть произведен так, дабы тормозные колодки не задевали ротор. Не стоит сильно затягивать шестигранники при его установке, они должны слегка «плавать». Чтобы калипер стал на нужное место, следует зажать тормозной диск колодками и попытаться покрутить колесо вперед-назад. Тормозные колодки должны выдвигаться в равной степени, это можно проверить нажав тормозную ручку. Болты нужно подтягивать попеременно. После прижатия калипера, необходимо резко понажимать ручку раз 15-30, дабы подвести к тормозному диску колодки (на рабочее расстояние). Также важно проверить есть ли трение диска о какую-либо из колодок. Для этого нужно прокручивать колесо при отпущенной ручке. Если трение присутствует, необходимо расслабить болты калипера и слегка подвинуть его в сторону трущей колодки. Если есть такая необходимость, то можно еще раз подтянуть болты и повторить вышеуказанные действия.

Диск – съемный носитель информации. На нем могут содержаться программы, текстовые, графические и музыкальные файлы, видео. Обычно у пользователя не возникает проблем с тем, чтобы вставить диск в компьютер , но могут быть нюансы.

Инструкция

Для того чтобы вставить диск в CD или DVD-привод, нажмите на корпусе системного блока или на пульте дистанционного управления кнопку Eject (в переводе с английского – выбрасывать, выталкивать). Положите диск на выехавшую деку таким образом, чтобы сторона с информацией была обращена вниз, вновь нажмите на кнопку Eject или слегка подтолкните деку в сторону корпуса компьютер а.

Если вы не можете вставить диск, убедитесь, что устройство физически подключено. В том случае, если шлейфы находятся в нужных гнездах, а сомнений в правильности их подсоединения не возникаете, воспользуйтесь компонентом «Диспетчер устройств». Возможно, в настройках CD/DVD-ROM для данного оборудования стоит значение «Выключено».

Нажмите клавишу Windows или кнопку «Пуск» и откройте «Панель управления». В категории «Производительность и обслуживание» выберите значок «Система». Другой вариант: находясь на рабочем столе, кликните по элементу «Мой компьютер » правой кнопкой мыши. В контекстном меню выберите пункт «Свойства». Также вы можете сразу выбрать в выпадающем меню пункт «Диспетчер устройств» (то же самое можно сделать, обратившись к компоненту через пункт «Мой компьютер » в меню «Пуск»).

Если вы вызвали компонент «Система», перейдите в открывшемся окне на вкладку «Оборудование» и нажмите кнопку «Диспетчер устройств» в одноименной группе, откроется дополнительное окно. Если же вы изначально выбрали в контекстном меню пункт «Диспетчер устройств», искомое окно будет доступно сразу.

Найдите в списке ветку DVD и CD-ROM дисководы и разверните ее, нажав на значок «+». Кликните правой кнопкой мыши по названию вашего устройства для чтения дисков и выберите в выпадающем меню пункт «Свойства». В окне свойств откройте вкладку «Общие» и с помощью выпадающего списка в группе «Применение устройства» установите значение «Это устройство используется (включено)». Подтвердите свой выбор кнопкой OK и закройте окна.

Чтобы не ошибиться при выборе нового жесткого диска, необходимо соблюдать определенные правила. Естественно, нужно уметь правильно подключать винчестер к компьютеру. Иначе можно испортить не только жесткий диск, но и другие устройства ПК.

Вам понадобится

  • - Переходник IDE-SATA.

Инструкция

Начните с определения разъемов, которые используются для подключения жестких дисков. Это могут быть порты IDE и SATA. Выключите компьютер и откройте крышку корпуса системного блока. Если ваш винчестер подключен через узкий канал, то приобретите новый SATA-диск. Если для соединения винчестера с материнской платой используйте многожильный широкий разъем, значит вам нужен жесткий диск с портом IDE.

Обратите внимание на тип питания жесткого диска. Это может быть белый четырехканальный порт или черный широкий разъем. Некоторые модели материнских плат позволяют подключать одновременно оба типа жестких дисков. Обычно в таких ситуациях канал IDE предназначен для подключения DVD-привода, но он может быть использован и для работы с жестким диском. Приобретите специальный переходник SATA-IDE, если вам нужно подключить винчестер определенного формата.

Установите жесткий диск в специально отведенное для этого гнездо. Закрепите устройство при помощи шурупов. Подключите необходимые разъемы. При работе с новыми материнскими платами лучше подключать основной винчестер к каналу SATA1. Включите компьютер. Откройте меню BIOS. Перейдите к пункту Boot Options. Убедитесь в том, что загрузка будет выполнена с того винчестера, на котором установлена операционная система. Если вы используете жесткие диски разных типов, то убедитесь в том, что пункт SATA/IDE Mode активен. В противном случае один из дисков может не определиться. Перезагрузите ПК.

После входа в операционную систему откройте меню «Мой компьютер». Дождитесь автоматического определения подключенного оборудования. Выполните форматирование нового жесткого диска. Это необходимо для правильной работы устройства.

Самым важным элементом любого велосипеда являются тормоза. От них в большей степени зависит жизнь и здоровье человека. В этой статье поговорим о том, какие бывают тормозные колодки (типы), как установить дисковые тормоза на велосипед и отрегулировать их – настроить.

КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД САМОМУ

Прежде чем рассматривать вопрос, как установить дисковые тормоза на велосипед, давайте немного разберемся, что из себя представляет дисковая гидравлическая система тормозов.

Как правило, составными частями дискового гидравлического тормоза являются: тормозная ручка, гидролиния, ротор (тормозной диск) калипер (имеющий бачки для тормозной жидкости, под давлением которой, тормозные колодки соприкасаются с ротором), адаптер, посредством которого, калипер крепится к раме велосипеда.

Гидравлические дисковые тормоза имеют значительное преимущество перед механическими в эффективности. Это обусловлено тем, что жидкость в гидролиниях не меняет свою плотность, не сжимается и не деформируется, в отличие от тросика механического тормоза.

Различают открытый и закрытый типы гидравлических тормозов. К недостаткам закрытых, можно отнести потребность в регулировке во время эксплуатации.

Уменьшение или увеличение объема тормозной жидкости, к примеру, от воздействия температуры вызывает потребность регулировать положение тормозных колодок. Также тормозные колодки следует регулировать, когда происходит их частичный износ.

В тормозах открытого типа эта проблема отсутствует. Поскольку их конструкция предусматривает расширительный бачек, заполняемый тормозной жидкостью (находится, как правило, у тормозной ручки). Регулировок такие тормоза в процессе эксплуатации не требуют.

На наличие модуляции (плавность движения ручки в начале хода и мощное сцепление колодок с ротором в конце) влияет количество поршней в калипере.

Когда речь идет о выборе определенной модели, есть смысл посоветоваться с ее обладателем. Ведь для разных стилей катания нужны разные тормозные системы.

Кросскантрийщикам подходят плавные и легкие, в даунхиле или фрирайде - мощные и четко контролируемые, в дертджампинге - с хорошей модуляцией и, при этом, максимально легкие и мощные.

После первой настройки колодки, относительно тормозного диска, сами принимают правильное положение. Но это не касается моделей с одним поршнем. Они требуют регулирования, почти, как и механические. К примеру, Hayes Sole. Даная модель не считается лучшей среди гидравлических тормозов.

Предварительная подготовка гидравлических дисковых тормозов открытого типа заключается в следующем:

  1. В тормозную систему нужно залить масло. В тормозах Shimano – минеральное масло. В тормозах Avid, Hayes, Helix – используется тормозная жидкость DOT.
  2. Процесс прокачки тормоза заключается в выдавливании воздуха из гидролиний, цилиндров и тормозных бачков, прогоняя через них масло.
  3. Затем выставляется калипер таким образом, чтобы тормозные колодки не цепляли ротор.
  4. Установка дисковых тормозов на велосипед производиться в такой последовательности:
  5. Закрепим на руле тормозные ручки и отрегулируем их положение с помощью шестигранника;
  6. Устанавливаем ротор на втулку, ставим колесо на место, затягиваем болтами либо эксцентриками;
  7. Крепко прикручиваем переходник, возможно использование фиксатора резьбы;
  8. Устанавливаем калипер, но не затягиваем шестигранники, так что бы он «плавал».
  9. Нажав тормозную ручку, проверяем, в равной ли степени выдвигаются тормозные колодки при нажатии.
  10. Зажав тормозной диск колодками, калипер станет на нужное место. Чтобы ему помочь, стоит пытаться крутить колесо вперед-назад.
  11. Попеременно подтягиваем болты. Если болты были сильно ослаблены, придётся еще раз плавно отпустить и резко нажать ручку.
  12. Прижав калипер, нужно раз 15-30 резко понажимать ручку, чтобы подвести колодки к тормозному диску на рабочее расстояние.
  13. При отпущенной ручке, прокручиваем колесо и проверяем, нет ли трения ротора о какую либо из колодок. Если есть, нужно расслабить болты клипера и немного сдвинуть его в сторону трущей колодки.
  14. Затем обратно подтягиваем болты и проверяем, ели есть необходимость, повторяем вышеуказанные действия.

КАК НАСТРОИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕДЕ: ИНСТРУКЦИЯ

Настройка дисковых тормозов на велосипеде не есть сложным процессом. Сейчас сами в этом убедитесь. Давайте выясним, как настроить дисковые тормоза на велосипеде самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам:

  1. Закрепив колесо, следует отцентровать калипер по отношению к ротору посредством подбирания и установки между креплениями на раме и калипера шайб различной толщины, что есть в комплекте.
  2. Положение калипера изменяется от того, насколько сильно затягиваешь болты. Соответственно толщину и количество шайб нужно будет подбирать до доли миллиметра.
  3. В случае, когда ротор соприкасается с обеими колодками и происходит трение, колодки нужно развести. Для этого, слегка выкрутите специальный шестигранник на калипере, при этом тормоза станут срабатывать позже.
  4. Если вы хотите добиться меньшего хода тормозной ручки, шестигранник нужно вкрутить. Возможно, дело в неровном тормозном диске, который придется выравнивать.
  5. Во время проведения робот не стоит переворачивать велосипед, чтобы избежать попадания воздуха в систему. Также не нажимайте ручку, если в системе нет масла, а ротор не стоит между тормозных колодок, иначе они сожмутся, после чего придется снимать калипер и разжимать тормозные колодки отверткой.
  6. Когда все операции завершены, еще раз подтягиваем все болты. Проверяя роботу, внимательно следим, чтобы тормозной диск не перекашивался и не смещался во время нажатия на тормозную ручку.

РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЧЕСКОГО ДИСКОВОГО ТОРМОЗА

  1. Поскольку механические дисковые тормоза более чувствительны к смещению оси колеса, болты или эксцентрики стоит затягивать непосредственно сидя на велосипеде или прижимая передний амортизатор. В противном случае в дальнейшем, совершая небольшие прыжки, при езде может появиться трение ротора о колодку.
  2. Сильно прикручиваем переходник. Калипер устанавливаем, используя инструкции приведенные выше. Одну из колодок выдвигаем посредством вкручивания на пол оборота винта, что регулирует ее положение.
  3. В тормозных системах Hayes, перед выполнением этой операции, нужно выкрутить блокирующий шестигранник, а после того, как вся настройка будет завершена, вернуть в исходное положение.
  4. Аккуратно прижимаем калипер к ротору, чтобы его плоскость совпала с плоскостью неподвижной колодки.
  5. Затем попеременно подтягиваем болты крепления калипера. Действия, приведенные выше, проводим с отсоединёнными рубашкой и тросиком. Следите за тем, чтобы плоскость колодки не сместилась относительно плоскости тормозного диска.
  6. Затягиваем оба шестигранника и возвращаем регулировочный болт колодки в исходное положение.
  7. После этого прокручиваем колесо, проверяя на наличие трения. Если трения нет, статичную колодку можно немного выдвинуть регулировочным болтом и наоборот.
  8. Прижимаем подвижную колодку, подтягивая рычаг, к которому крепится тросик. Ротор при этом будет слегка смещаться к статичной колодке, но незначительно!
  9. Ставим тросик и рубашку в нужном положении в рычаге, внешняя колодка должна быть прижатой. Слегка притягиваем соответствующий болт.
  10. Аккуратно нажимаем на ручку тормоза до начала рабочего хода, от чего трос станет в нужное положение в рычаге. Крепление троса затягиваем и проверяем на наличие трения колодки. Немного закручиваем регулировку на ручке, если колодка трет и наоборот.

Тормоза нужно настраивать так, чтобы регулировка на ручке была выкручена минимально, потому, лучше поправить положение тросика на рычаге калипера. Так резьба ручек будет сохранена от повреждений.

КОЛОДКИ ТОРМОЗНЫЕ НА ВЕЛОСИПЕД, КАКИЕ БЫВАЮТ

Безопасность катания на велосипеде, эффективность его тормозной системы напрямую зависит от использованных тормозных колодок. Рассмотрим, какие бывают колодки тормозные на велосипед, их преимущества и недостатки.

В зависимости от конструкции и ценового диапазона происходит деление колодок на разновидности. И в первую очередь по двум основным типам тормозов: ободных (V-brake) и дисковых.

КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТИПА V-BRAKE

Бывают таких типов:

Одноразовые – их конструкция состоит из болта с проставочными шайбами металлической пласнины и резиновой основы. Имеют малый строк эксплуатации, но и недорогостоящие.

Картриджные – их конструкция состоит болта с проставочными шайбами металлической пластины и картриджных колодок, которые снимаются посредством нажатия на шплинты. Резиновую основу можно заменять.

Встречаются колодки, как для сухой, так и для мокрой погоды. Определить степень износа ободных тормозных колодок можно по специальным меткам (канавкам).

Изношенные колодки следует своевременно заменить, чтобы избежать повреждения обода. Отметим, что для ободных тормозов V-brake подходят и картриджные и одноразовые колодки. И здесь действует правило – чем дороже, тем эффективней.

КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ДИСКОВОГО ТИПА

На рынке тормозные колодки для дисковых тормозов представлены металлизированными (Sintered) и органическими (Resin). И эти типы имеют, как свои преимущества, так и недостатки.

Выбор подходящего состава колодок могут определять такие факторы, как вес велосипедиста, погодные условия и состояние трассы, стиль катания, размер роторов.

МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ

Состоят из сплава металлсодержащих веществ.

Преимущества:

  • более стойки к нагреванию от трения, чем органические тормозные колодки;
  • эффективнее работают в условиях мокрой трассы;
  • имею больший ресурс.

Недостатки:

  • создают шум;
  • длительная притирка;
  • модуляция относительно хуже;
  • нагревается калипер, вместо того, чтобы рассеивать тепло через ротор.

Такие тормозные колодки предпочтительно выбирать райдерам с большим весом. Подходят для использования на мокрых трассах в грязи и дождь. При затяжных спусках они сохраняют свою мощность, хотя с ними хуже модуляция.

Работают шумно, но ввиду большей жёсткости состава имеют ощутимое преимущество в ресурсе. Потому, приступая к выбору тормозных колодок, в первую очередь, учитывайте, то в каких условиях вы будете их использовать.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ

В их состав входят органические вещества и резина.

Преимущества:

  • малошумные;
  • притирка происходит быстро;
  • лучший уровень модуляции;
  • передают тепло на ротор, защищая калипер от перегрева.

Недостатки:

  • меньший эксплуатационный ресурс;
  • менее эффективно работают на мокрой, грязной трассе.

Предпочтительно использовать райдерм с небольшим весом, в дисциплинах требующих частого и продолжительного торможения как кросс-кантри. Чувствительное торможение обусловлено хорошей модуляцией.

Из-за более мягкого состава, быстрей происходит износ. Не пригодны для использования на грязной трассе, поскольку даже незначительная пыль ухудшает эффективность их работы.

В этой статье рассмотрим установку накопителей на жестких дисках. В частности, рассмотрим их конфигурацию и физическую установку.

Для того чтобы установить в компьютер жесткий диск, необходимо проделать следующие действия:

  • настроить накопитель;
  • настроить контроллер или интерфейсное устройство;
  • установить накопитель в корпус компьютера;
  • настроить систему в целом для распознавания диска;
  • выполнить логическое разделение диска;
  • выполнить высокоуровневое форматирование разделов или томов.

Перед тем, как приступить к установке жесткого диска, желательно ознакомиться с документацией к этому накопителю, контроллеру или основному адаптеру, системной BIOS и некоторым другим устройствам компьютера. Но, как правило, простому пользователю это ничего не даст, поэтому документацию можно отложить в сторону. В современных компьютерных системах, она необязательна.

Если все-таки, вы решите ознакомиться с документацией, то компания-сборщик предоставит вам только ограниченную информацию об этом устройстве. Как правило, полную документацию нужно искать и загружать с сайта производителя устройства. То же самое относится к другим устройствам большинства систем, которые сегодня представлены на рынке.

Конфигурация жесткого диска

Перед тем как преступить к монтажу жесткого диска, его нужно сконфигурировать. IDE накопители чаще всего требуют установки переключателя «ведущий–ведомый» или так же можно использовать вариант Cable Select и 80-жильный шлейф.

Для настройки жестких дисков Serial ATA эти перемычки устанавливать не нужно. Бывают случаи, что все же накопители имеют такие перемычки, установленные непосредственно на заводе.

Жесткие диски SATA подключаются к контроллеру SATA с помощью кабеля, образуя, соединение типа «точка–точка».

В отличие от жестких дисков на основе параллельного интерфейса АТА (устаревший вариант), накопители SATA не имеют ни ведущих, ни ведомых устройств. На картинке показано, что некоторые накопители SATA имеют перемычки для разрешения совместимости. В современных жестких дисках со скоростью передачи данных 300/150 Мбит/с для переключения в более медленный режим, который необходим для корректной работы старым контроллерам, нужно переставить перемычку. Из соображений совместимости с драйверами и прочим программным обеспечением большинство контроллеров может работать в «режиме совместимости», в котором эмулируется конфигурация “ведущий–ведомый”, но физически этот режим не реализован.

Конфигурация контроллера жесткого диска

Контроллер жестких дисков в старых моделях устанавливается в разъем системной платы. Все накопители, разработанные в последнее время IDE и SATA, имеют встроенный контроллер на системной плате. Практически всегда контроллер устройств ATA интегрирован в материнскую плату и конфигурируется с помощью программы установки параметров BIOS. В таком случае обособленного контроллера не существует. Некоторые системы в дополнение к интегрированному контроллеру могут иметь контроллер на карте расширения. Эта ситуация может произойти тогда, когда интегрированный контроллер не поддерживает более быстрые режимы обмена данными (300 Мбит/с для SATA и 133 Мбит/с для PATA), свойственные для новых жестких дисков.

В таких случаях, не нужно прибегать к установке контроллера в системную плату, лучше обновить саму системную плату, так вы получите дополнительные функциональные возможности и потратитесь немногим больше.

Бывают и такие случаи, когда добавление платы контроллера имеет смысл, например, новый диск SATA «подвешивается» на старую материнскую плату, на которой нет этого контроллера.

Контроллеры на платах расширения требуют определенной комбинации следующих системных ресурсов:

  • адрес Boot ROM (не обязательно);
  • прерывание (IRQ);
  • канал прямого доступа к памяти (DMA);
  • адрес порта ввода-вывода.

Не все контроллеры используют каждый из этих ресурсов, но есть и такие. В большинстве случаев современные контроллеры и системы, поддерживающие технологию Plug ang Play, автоматически конфигурируются базовой системой ввода-вывода компьютера и операционной системой. Система выделяет такие ресурсы, которые не приводят к конфликтам с другими устройствами компьютера.

Если операционная система или оборудование не поддерживает технологию Plug and Play, тогда адаптер нужно настраивать вручную. В комплект некоторых плат контроллеров входят утилиты, позволяющие выполнить такую конфигурацию программным способом, другие контроллеры имеют для этого ряд переключателей или перемычек.

Драйвер интерфейса ATA является частью стандартной системы BIOS компьютера и позволяет загружаться с устройств PATA и SATA. В таких системах, содержащих интерфейс SATA на материнской плате, драйвер этого интерфейса также встроен в BIOS. BIOS обеспечивает функциональность устройства, которая нужна системе для доступа к диску, прежде чем она сможет загрузить с него какой-либо файл.

Заметьте!

Несмотря на то, что операционная система (ОС) Windows поддерживает стандартные драйверы IDE/ATA, интерфейс этого типа обычно встраивается в компоненты южного моста или контроллера ввода-вывода набора микросхем системной платы и требует загрузки специальных драйверов. При использовании системной платы, которая является более новой, чем версия вашей ОС (например, новая системная плата, приобретенная в 2010 году, которая работает в операционной среде Windows XP), убедитесь в том, что сразу же после установки Windows были инсталлированы драйверы набора микросхем, поставляемые вместе с материнской платой. Если контроллер поддерживает интерфейс SATA в режиме ACHI (Advanced Host Controller Interface) или RAID-массив SATA (Redundant Array of Independent Disks — избыточный массив независимых дисков), а на компьютере установлена система Windows XP или более ранняя версия, как правило, для установки требуется драйвер, находящийся на дискете или предварительно записанный на установочный диск Windows.

Имейте в виду, что все эти драйверы входят в комплект установки Windows Vista и 7. Если контроллер старше устанавливаемой операционной системы, необходимые драйверы, скорее всего, будут входить в состав установочного компакт-диска. В то же время всегда рекомендуется поискать в Интернете свежую версию драйвера контроллера и установить ее сразу же после операционной системы.

Бывают контроллеры SATA которые имеют свою BIOS, поддерживающую ACHI, RAID, большие диски или другие функции. Если данными функциями вы пользоваться не собираетесь или BIOS материнской платы сама имеет эту поддержку, тогда использовать BIOS контроллера необязательно. Многие контроллеры на картах расширения имеют переключатели, перемычки или программы поддержки, позволяющие включать и отключать поддержку BIOS.

В дополнение к функциям загрузки BIOS контроллера обеспечивает и другие функции, такие как:

  • конфигурирование RAID-массива;
  • конфигурирование контроллера;
  • диагностику.

Если система BIOS контроллера включена, для ее размещения необходимо адресное пространство в области верхней памяти (UMA), занимающей последние 384 Кбайт в пределах первого мегабайта системной памяти. Верхняя память разделена на три участка по два сегмента размером по 64 Кбайт, при этом первый участок отводится для памяти видеоадаптера, а последний - для системной BIOS. Сегменты C000h и D000h зарезервированы для BIOS адаптеров, в частности для контроллеров жестких дисков и графических контроллеров.

Заметьте!

Области памяти, занимаемые BIOS различных адаптеров, не должны перекрываться. На большинстве плат есть переключатели и перемычки, с помощью которых можно изменить адреса BIOS, иногда это можно сделать и программно, предотвратив тем самым возможный конфликт.

Монтаж накопителей на жестких дисках

Накопители на жестких дисках монтируются в корпусе компьютера. Для этого нужны соответствующие винты, кронштейны, лицевая панель и т.д.

Для монтажа некоторых накопителей потребуются пластмассовые направляющие, которые крепятся к устройству с двух сторон и позволяют установить его в соответствующее место в корпусе.

Эти направляющие должны прилагаться к корпусу компьютера или к жесткому диску при покупке.

Поскольку устройства PATA и SATA применяют разные типы кабелей, проверьте, соответствует ли кабель контроллеру и диску. Для применения режима PATA с быстродействием 66 Мбит/с и более быстрых (вплоть до 133 Мбит/с) понадобится 80-жильный кабель. Так же его рекомендуется использовать и при более низких скоростях передачи данных, таких как 33 Мбит/с и меньше. Для определения, какой у вас кабель (40- или 80-жильный), посчитайте бугорки на шлейфе - каждый бугорок соответствует одной жиле. Одним из характерных признаков 80-жильного шлейфа является окраска его штекеров: вставляемый в материнскую плату окрашен в синий цвет, а вставляемые в ведущее и ведомое устройства - в черный и серый соответственно.

Если вы планируете установить 3,5-дюймовый жесткий диск в 5,25-дюймовую раму, вам потребуется другой тип монтажных накладок. Большинство 3,5-дюймовых дисков имеют такие накладки в комплекте.

Также они могут входить в комплект корпуса.

Заметьте!

Необходимо подобрать длину соединительного кабеля (шлейфа). В некоторых случаях кабель не достает до нового жесткого диска. Попытайтесь переместить его в расположенный ближе отсек, или воспользуйтесь более длинным кабелем. Длина кабеля накопителя IDE ограничена 45 см, чем короче, тем лучше. Однако в комплекте некоторых корпусов можно встретить более длинные кабели, вплоть до 67см, к тому же имеющие 80 жил. Длинные кабели, особенно имеющие нестандартную, ‘‘округленную’’ длину, применять не рекомендуется, особенно это касается дисков со скоростью передачи данных 133 Мбит/с. Использование слишком длинных кабелей вызывает ошибки времени передачи и ослабление сигнала, возможно также искажение данных на диске. Если вы используете шлейф длиннее 45 см, то, как говорится, сами создаете себе проблемы.

После распаковки нового жесткого диска у вас должно оказаться в наличии следующее:

  • само устройство;
  • программное обеспечение (не обязательно);
  • монтажные накладки и винты.

Устройства, поставляемые как OEM, т.е. в пакетах, кроме самих себя могут не иметь в комплекте ничего. В таком случае вам самим придется позаботиться о кабелях, винтах и других принадлежностях.

Монтаж жесткого диска ATA (PATA)

Для монтажа жесткого диска ATA нужно выполнить следующие действия:

1. Посмотрите, есть ли в компьютере незадействованный 40-жильный разъем IDE. С процессором Pentium в компьютер можно установить четыре устройства IDE (по два на каждый канал).

Совет!

Для повышения производительности одновременно используемых устройств, например накопителей и жестких дисков на оптических дисках, их подключают к различным кабелям. Жесткий диск и привод не рекомендуется «вешать» на один шлейф.

2. Обратите внимания, как кабель подключен к накопителю. Красный провод силового кабеля подключается к первому контакту разъема накопителя. Несмотря на то, что штекер имеет специальный ключ от неправильного подключения к жесткому диску, его легко можно неверно подключить, что приведет к выходу из строя устройство.

Первый контакт шлейфа чаще всего ориентируют ближе к разъему питания устройства. На шлейфе есть специальный ключ для правильного подключения к устройству.

Совет!

Запомните, что современным жестким дискам ATA для работы в скоростных режимах Ultra-DMA (66-133 Мбит/с) необходим 80-жильный кабель, его же можно использовать и для подключения старых устройств. 40-жильный кабель можно использовать для подключения устройств с быстродействием 33 Мбит/с и более медленных. Плюсом 80-жильного кабеля является то, что на устройствах придется установить только перемычку CS (Cable Select), и не нужно выбирать, какое из устройств будет ведущим, а какое ведомым. На сегодня, ATA-подключение уже встречается довольно редко, все современные жесткие диски подключаются через SATA интерфейс.

3. Установите переключатели Master/Slave/Cable Select на задней стенке жесткого диска. При использование 80-жильного кабеля, достаточно установить на всех устройствах перемычку Cable Select. В противном случае одно из устройств, подключенное к шлейфу, должно быть ведущим (Master), а другое - ведомым (Slave). Обратите внимание, что некоторые устаревшие устройства при их применении в качестве ведущих в паре с другим ведомым, требуют одновременной установки перемычек Master и Slave. Но сегодня, вряд ли вам попадутся такие жесткие диски вам в руки.

4. Поместите накопитель в 3,5-дюймовый отсек шасси и с помощью винтов закрепите его. При выполнении этой операции нельзя прилагать значительных механических усилий - накопитель должен свободно становиться на свое место в корпусе.

Проследите, чтобы винты не были слишком длинными. Если винт окажется длиннее, чем глубина отверстия, в которое он будет вкручиваться, можно повредить устройство и сорвать резьбу.

5. К задней части накопителя присоедините интерфейсный кабель. Если используется 80-жильный кабель, синий штекер должен быть вставлен в разъем материнской платы, черный - в гнездо ведущего устройства, а серый (обычно он средний) - в гнездо ведомого.

6. Подключите к жесткому диску кабель питания, чаще всего он четырехжильный со стандартным разъемом.

На этом монтаж жесткого диска с интерфейсом ATA завершен.

Рассмотрим подключение жестких дисков SATA.

Монтаж жестких дисков SATA

Пошаговая процедура инсталляции жесткого диска SATA несколько отличается от установки дисков АТА.

1. Проверьте, имеются ли в системе неиспользуемые разъемы SATA.

2. Аккуратно вставьте жесткий диск в отсек соответствующего размера, при необходимости используя накладки, и завинтите крепежные винты.

3. Подключите кабель данных SATA к контроллеру SATA. Кабели данных могут объединяться в одной оболочке с силовым кабелем SATA. При использовании отдельного кабеля данных, один разъем подключается к накопителю, а другой - к контроллеру SATA.

4. Подключите к накопителю соответствующий силовой кабель. Некоторые устройства SATA имеют два силовых разъема: стандартный 4-контактный и специальный 15-контактный - в этом случае подайте питание на любой из них (но не на два одновременно). Если устройство имеет только 15-контактное гнездо подключения питания, а блок питания не предлагает такой штекер, придется дополнительно приобрести специальный адаптер «4 в 15» (если он не входит в комплект устройства).

Подключение питания через специальный адаптер «4 в 15»

Внимание! Если устройство одновременно имеет 2 гнезда питания (стандартное, 4-контактное, и SATA-типа, 15-контактное), ни в коем случае не подавайте питание на оба разъема одновременно, иначе можете повредить устройство.

Конфигурация системы

После того как жесткий диск смонтирован в корпусе компьютера, можете приступать к конфигурированию системы. Компьютеру необходимо сообщить информацию о накопителе, чтобы с него можно было осуществить загрузку при включении питания.

В системах Windows 2000, XP, Vista и 7 используется команда . Их можно найти на загрузочном компакт-диске операционной системы. Если на новый диск будет устанавливаться операционная система, его разделение и форматирование будут выполнены как часть общего процесса установки ОС.

Если хотите, можете сформировать разделы и выполнить форматирование вручную до установки операционной системы, но для этого придется использовать специальные программы. Проще это сделать во время установки системы и ее средствами.

Автоматическое определение типа жесткого диска

Практически для всех накопителей PATA и SATA в современных BIOS предусмотрено автоматическое определение типов, т.е. из накопителя по запросу системы считываются его характеристики и необходимые параметры. При таком подходе практически исключены ошибки, которые могут быть допущены при вводе параметров вручную.

И так, приступим.

1. Включите компьютер и нажмите клавишу, необходимую для входа в настройки BIOS, как правило, это Delete или F1. Если в BIOS предусмотрено автоматическое определение устройств, рекомендуется установить именно этот режим, так как будут определены оптимальные параметры устройства. Устройства SATA могут также иметь поддержку режима ACHI и группировки нескольких устройств в RAID-массив. Установите параметр ACHI для дисков SATA, если он поддерживается, и выйдите из программы настройки BIOS.

2. Перезагрузите систему. Если установленное устройство не является загрузочным, и вы работаете под управлением Windows XP или более поздней версии этой ОС, новый накопитель будет автоматически определен в процессе загрузки, и для него будут установлены необходимые драйверы. Следует заметить, что система не будет видеть новое устройство как том (т.е. ему не будет присвоена буква), пока не будут созданы разделы диска и выполнено их форматирование.

Если новое устройство является загрузочным, придется снова загрузиться с компакт-диска, чтобы создать на новом диске разделы, выполнить форматирование и установить на нем операционную систему. Если материнская плата поддерживает SATA в режиме ACHI или RAID-массивы SATA и вы работаете под управлением Windows XP или более ранней версии этой ОС, для установки устройства придется воспользоваться дискетой с драйверами контроллера или переписать эти драйверы на установочный диск Windows или воспользоваться флоппи-дисководом. В противном случае, система не распознает жеского диска и процесс установки системы будет не возможен.

Отмечу, что все необходимые драйвера уже интегрированы в новые операционные системы Windows Vista и 7, и при их установке, проблем с определением контроллера жесткого диска не возникает.

Определение типа накопителя вручную

Если в компьютере установлена системная плата, которая не поддерживает функцию автоматического определения, вам придется вводить соответствующие сведения в BIOS вручную. В BIOS доступно несколько стандартных комбинаций, однако они, скорее всего, устарели, так как обеспечивают поддержку накопителей объемом всего несколько сотен мегабайтов, а то и меньше. Чаще всего вам придется выбрать пользовательский тип жесткого диска, а затем указать значения следующих параметров:

  • количество цилиндров;
  • количество головок;
  • количество секторов на дорожку.

Необходимые значения параметров можно найти в документации, прилагаемой к жесткому диску, однако они могут быть напечатаны на наклейке на корпусе жесткого диска. Обязательно запомните или запишите их.

Последний вариант предпочтительнее, так как значения параметров потребуются вам в том случае, если системная BIOS их неожиданно «забудет» из-за разрядившейся батарейки на системной плате. Записанные сведения лучше всего хранить непосредственно внутри системного блока, например их можно приклеить к корпусу с помощью липкой ленты. Порой это позволяет сэкономить немало времени.

В том случае, если вам не удается определить корректные значения параметров вашего жесткого диска, обратитесь на сайт компании-производителя. Также можете воспользоваться одной из диагностических утилит, доступных для загрузки через Интернет.

В зависимости от производителя BIOS и ее версии вам предоставляется возможность настроить и другие параметры жесткого диска, в частности режим передачи данных и адресацию логических блоков.

Все-таки, если BIOS вашей системной платы не поддерживает функцию автоматического определения, то нужно задуматься об апгрейде вашего компьютера, и замене устаревшей системной платы на более современную, которая включает много различных функций, в том числе и поддержку современных накопителей на жестких дисках.



Рекомендуем почитать

Наверх