Ускорение lightroom. Ускорение работы Lightroom,решение проблем зависания и торможения Adobe Photoshop CS4,CS5,CS6

Для Windows 09.05.2019
Для Windows

Этот пост можно было бы озаглавить "как ускорить Lightroom в 7 раз", и я бы не сказал что это была бы ложь, но таки есть здесь некоторая натяжка;-) Продолжая изучать для себя тему ускорения Lightroom (о чём уже развёрнуто писал в ключе апгрейда аппаратной части и зависимостей) провёл я дополнительные замеры, экспортируя один и тот же набор файлов в разных сценариях.

Получил изменение времени экспорта от 8 минут 51 секунды до 1 минуты 19 секунд. Это почти в 7 раз.

Предыстория простая - один мой знакомый пожаловался, что его нестарый MacBook Pro с двуядерным Core i7 2.8 ГГц (поддерживающим Hyper Threading), 8 гигабайтами оперативки и крутым матовым экраном, стоивший ещё не так давно целых 75 тысяч рублей, экспортирует снимки из Lightroom мучительно долго, и это становится проблемой, когда ему требуется вывести клиенту тысячу кадров. Мы замеряли - 127 снимков с Nikon D90 этот MacBook Pro выводил 6 минут и 30 секунд. Следовательно, на 1000 снимков он бы потратил 51 минуту. Проделав пару операций, на том же компьютере можно сделать так, что экспорт тысячи снимков займёт 35 минут, то есть, получить ускорение в 30%. А если ещё кое-что подшаманить, то угробить на экспорт можно и меньше времени.

Я к тому, что не обязательно покупать новый MacBook (PC, ноут, проц, апгрейд...) для того, чтобы заставить Lightroom шевелиться быстрее. Нужно только понимать как и что в нём работает и не совершать простых ошибок. Таких, например, как экспорт на USB HDD. Кстати, некоторые владельцы ноутбуков этим грешат, теряя своё время.

Вкратце: чтобы ускорить вывод снимков в Lightroom, нужно (1) экспортировать файлы на быстрый накопитель [НЕ экспортировать на USB HDD и HDD ноутбука] (2) делать это в несколько потоков. А теперь подробнее и под катом.

Я уже писал в статье про ускорение Lightroom , что и где кушает ресурсы. Но есть два недооценённых фактора. Во-первых, как показали замеры, экспорт на медленный диск существенно, а при некоторых условиях в разы , увеличивает время экспорта, особенно если вы выводите RAW в TIFF16. Происходит это из-за "секвентальности" Lightroom - он не приступает к следующей операции, не закончив предыдущую. Частично ситуацию спасает кэширование операций записи, но только до определённого предела.

Также, мало кто знает о возможности экспорта из Lightroom в несколько потоков, а он, в свою очередь, эффективно использует ресурсы многоядерных процессоров, таких как Core i5 или i7 (и даже стареньких Core 2 Duo). По умолчанию Lightroom оптимизирован на то, чтобы вы могли при экспорте заниматься другими делами - например, ретушировать в Photoshop. Если нужно, можно заставить LR "кочегарить на полную", и это может быть приличным подспорьем, если ретуширование "в фоновом режиме" не планируется.

Для проведения замеров я использовал свой "фотодесктоп" - довольно монструозную машину с процессором Core i7 3960X, 32 гигабайтами оперативной памяти, 2-гигабайтной видеокартой с поддержкой ускорения CUDA и OpenGL, массивом из SSD в RAID0 и другими "няшками", подобранными так, чтобы получить максимум от Lightroom, Photoshop, Premiere и некоторых других программ, охочих до ресурсов. Я это говорю не к тому, чтобы похвалиться, а для понимания цифр. К тому же, даже эту пышущую мипсами железяку можно ускорить в Lightroom в полтора-два раза на пустом месте.

Вот цифры, полученные при экспорте 127 снимков NEF (RAW) с Nikon D90 в JPEG максимального качества:

Как видим, прирост составляет почти 2.3 раза, если вместо экспорта одним потоком на медленный внешний диск (скорость записи 35 Мбайт в секунду) мы будем экспортировать тремя потоками на SSD. Но даже простая замена медленного внешнего жёсткого диска на быстрый (USB 3.0) позволяет ничего не меняя выиграть 30 процентов. Но и в стандартном сценарии, когда экспорт идёт в JPEG на SSD, можно выиграть 48 процентов, просто используя многопоточный экспорт.

Усложним задачу. Вот цифры экспорта тех же 127 снимков в NEF (RAW) с того же Nikon D90 в TIFF16/ProPhotoRGB/без компрессии:

При экспорте на внешний накопитель с интерфейсом USB 2.0 полное время процедуры заняло чудовищные 8 минут и 51 секунду. Сравните это с 3:39 при экспорте в JPEG. Но, что забавно, самое короткое время экспорта (RAMdisk->RAMdisk) даже сократилось и составило всего 79 секунд (против 91 секунды при экспорте в JPEG при прочих равных) - то есть, процедура экспорта в TIFF у нас менее процессорозависимая, но намного более дискозависимая. Это объяснимо - при экспорте в JPEG нужно ещё сжимать снимки в формат с потерями данных, на что уходят дополнительные секунды процессорного времени.

О чём всё это говорит?

а) Используйте как минимум экспорт в два потока. Делается это просто - выделяете половину файлов, которые хотели перевести в JPEG/TIFF и делаете им Export. Сразу же выделяете вторую половину и тоже делаете им экспорт. Вверху появляется две полосочки, загрузка процессора существенно возрастает, время экспорта сокращается. Если ядер больше двух (старшие Core i7), можно попробовать экспорт в 3 и 4 потока. На 8-ядерной системе это позволяет поднять загрузку CPU до 100% и выклянчить ещё процентов пятнадцать по сравнению с экспортом в два потока.

б) Используя ноутбук экспортируйте не на встроенный жёсткий диск: либо купите быстрый внешний накопитель (FireWire 800 или Thunderbolt для Mac, USB 3.0 для PC), либо поменяйте встроенный HDD на SSD. Уже только это, при прочих равных (процессоре и памяти) на более-менее актуальной машине ускорит процесс. Не факт, к тому же, что замена MacBook с 2-ядерным процессором на модель с 4-ядерным сильно ускорит экспорт, если не использовать многопоточность и быстрый диск.

А теперь просьба к читателям этого блога. Если будет время и желание, пожалуйста, сравните сколько у вас идёт экспорт 100 снимков RAW вашей камеры в JPEG 100% и TIFF 16 bit при выводе в 1 и 2 потока. Очень бы хотел увидеть эти цифры в комментариях с указанием конфига.

P.S. Если сравнивать с тем MacBook Pro, о котором я говорил в начале, то получается что он 1000 снимков при умелом подходе экспортирует за 35 минут, а мой десктоп за 10. Вроде бы разница в одно чаепитие, но я бы ещё вспомнил о скорости рендеринга превьюшек 1:1 (оно равно столбцу "1 поток, RAMdisk -> RAMdisk") - получается, что тот комп справится с задачей за 50 минут (а реально - больше, уперевшись ещё временем доступа в жуткую базу данных LR), мой за 15. Получается чистой экономии 1 час только на импорте-экспорте одной небольшой фотосессии. А если прибавить фильтры Photoshop и остальное, то... разница разительная, конечно. Это я не потому что макбуки плохие, а потому что десктопы всё ещё имеют смысл. Себя успокаиваю;-)

Написать этот текст меня подвигла необходимость обновления компьютерного железа. Она давно назревала, но окончательно приперла меня вчера, во время обработки только что завершенной съемки: 1100 RAW файлов с камеры Nikon D810 (36 Мп, RAW 14 бит). Необходимо было оперативно импортировать, отсмотреть, выставить рейтинги, пред-обработать (кроп, яркость-контраст, градиенты, WB и цвет, шумодав) и экспортировать результат в виде галереи. Задача усложнялась тем, что материал нужно было отдать заказчику к утру. Я засел в 11 вечера и до рассвета впервые не успел за кончить работу. Давайте проведем выбор оптимального "железа" для работы в Adobe Lightroom CC и рассмотрим некоторые рекомендации по ускорению обработочного процесса.

Маленькое отступление: можно долго ругать Adobe за корявые профили, морально устаревший ACR 9.x с его восьмиполосной HSL или отсутствие масок в кривых, но констатирую простой факт: на сегодня лучшего каталогизатора и организатора обработочного процесса чем Лайтрум не существует. Да, работа ведется на основе 9.х ACR. Да, Лайтрум прожорлив до ресурсов и страшно тормозит. Точнее, он их использует очень нерационально, и сложно сказать, чего тут больше - криворукости индусских программистов или того, что Adobe забил на старые проекты при разработке ACR 10 версии. При этом нельзя сказать наверняка, тормозит ли ACR или сам Лайтрум как надстройка над стандартным ACR-движком.

Железо в моем кабинете

Mac Pro (Mid 2010) с установленной OS Sierra (10.12.1)
2 процессора 2.4 GHz Quad-Core Intel Xeon
память 32 GB 1066 MHz DDR3
видео-карта ATI Radeon HD 5770 1024 MB + два монитора 30" и 26"
рабочий диск под систему и каталог LR: Samsung 850 PRO c 512 Гб
диски данных: несколько WD Red 6 Тб SATA

1. Оптимизацию каталога, рестарт компьютера и окропление святой водой мы сейчас не рассматриваем. К слову, скорость работы существенно не зависит от объема каталога (при количестве импортированных файлов менее 50.000).
2. Самый первый шаг - это генерация превьюшек на этапе импорта (или сразу после него) "один к одному" для всей съемки. Делаем.
3. Генерация "умных" превьюшек (Smart Previews) для всей съемки. Делаем.
4. Начиная с Лайтрума СС (2015.6), появилась возможность работать с "умными превьюшкам" на лету, не отключая оригиналы: Preferences/Performance/галочка "Use Smart Previews instead of Originals". Подключаем. В итоге для генерации превью на экране система использует меньший объем данных (сжатый DNG в 10-15% от оригинала), что действительно увеличивает скорость. При экспорте автоматически подключится оригинал.
5. Увеличиваем размер кэша для работы ACR c 1 до 20 Гб: (Preferences/File Handling/Camera RAW Cash Settings).
6. Использование процессора графической карты (галочка Preferences/Performance/Use Graphics Processor) работает не всегда и не всем поможет: даже если ваш акселератор поддерживается Лайтрумом, народ жалуется на то, что система начинает тормозить вместо того, чтобы дать обещанное "десятикратное увеличение производительности". При использовании моего ATI Radeon HD 5770 я заметил следующую вещь: при переходе с файла на файл система тормозит сильнее (что логично, ведь данные из RAW-файлов грузятся в видео-карту), но обработка штучного кадра идет намного быстрее. Вердикт: обязательно отключаю галочку на этапе просмотра материала, но включу при штучной обработке файла с большим количеством градиентов (M), кистей (K) и удалений артефактов (Q).
7. Рекомендацию Adobe "конвертировать RAW-файлы в DNG" я всегда отметаю вот почему: DNG - упрощенный стандарт, отсекающий (помимо всего прочего) от исходных RAW недокументированные поля. Жертвовать данными в угоду совместимости с другим софтом? Отправляем DNG лесом.

Проблематика, которая остается после всех танцев с бубном

1. Система тормозит на просмотре файлов, при переходе от одного 36 Мп файла к другому, что существенно снижает скорость отбора материала.
2. При переходе с одного обработанного файла к другому, система пытается генерировать новую превьюшку, что занимает несколько секунд. Бесит нереально.
3. Обработка существенно тормозит на файлах выше 24 Мп и на файлах более высокой (14) битности. На старых 12 Мп съемках (D700, D3S) и 16 Мп (D4) все работает в 2-3 раза быстрее.
4. Генерация 1:1 превьюшек и "умных" превьюшек помогает вылечить проблему из п.1, но для 1000 кадров процесс генерации занимает несколько часов.
5. Существует мнение, что Лайтрум начинает тормозить на слабых (до 2Гб) видео-картах на конфигурациях с мониторами больших диагоналей. Сравнительные тесты никто не проводил.

Что учитывать при выборе компонентов?

Все-таки, нужно делать апгрейд. После анализа предлагаемого железа, определились следующие рекомендации по позициям:

1. Тактовая частота процессора . Для LR имеет первостепенное значение. Чем выше, тем лучше. Идеал на сегодня - Intel Core i7 (6700K) .

2. Количество процессоров . Одного хватает. Второй в LR на фиг не нужен . Более того, в ряде случаев второй процессор даже снижает производительность. Что точно не нужно брать: серверная архитектура и несколько процессоров XEON Е5 с большим количеством ядер и малой частотой. Лучше всего взять один процессор i7 с максимальной тактовой частотой и опциями разгона / охлаждения.

3. Количество ядер . Несмотря на то, что Adobe рекомендует 4-6 ядер для оптимальной работы, многопоточность в LR реализована слабо (исключение - экспорт обработанных кадров). Лайтрум вообще плохо распараллеливает задачи. При сравнении двух процессоров, например, 4 ядра 6700K против 6 ядер 5820K, лучше брать 4 ядра 6700K.

4. Оперативная память . Использует до 16 Гб оперативки. Если предполагается последующая работа в фотошопе, то имеет смысл поставить 32 Гб. Частота памяти чем выше, тем лучше. ЕСС не требуется. Идеал на сегодня - 32 GB DDR4 2400 MHz.

5. Дисковая подсистема . Adobe рекомендует использовать SSD для системного диска и каталога лайтрума. Сами данные могут жить на другом диске. Я пробовал хранить данные на том же SSD - скорости это не добавило ни на йоту. FW- и USB-диски давали в целом те же значения, что и внутренние SATA. Вывод: SSD под систему и каталог, но данные отдельно . Собственно, Adobe говорит то же самое: при тесте дисковых массивов со скоростью записи 80-1200 мб/сек, скорость работы существенно не менялась. Так что остаемся с данными со стандартных HDD.

6. Видео-карта . Хорошая видео-карта - это хорошо. Не все ускорители поддерживаются системой. Adobe рекомендует для оптимальной работы GeForce GTX 960 4GB и GeForce GTX 970 4GB , но тут же оговаривается, что на сегодня работа с ускорителями находится на зачаточном уровне.

Оптимальная конфигурация на сегодня (ноябрь 2016) выглядит так

Core i7 Skylake-S (4.00 GHz Intel Core i7–6700K)
- 32 GB DDR4 2400 MHz
- NVIDIA GTX 970, 4 GB, 2 DVI, HDMI, DP (1664 ядер CUDA)
- SSD 850/860
- в качестве операционной системы по-прежнему буду использовать Mac OS (т.н. "хакинтош").

В продолжение темы ускорения софта, предназначенного для обработки фотографии, хочу поговорить об ускорении RAW-конвертера Adobe Photoshop Lightroom. Ранее я опубликовал заметку об . В случае с ускорением Lightroom ситуация во-многом общая. Текста много, всё под катом.

Работа в Lightroom состоит из следующих фаз:

(1) Импорт фотографий с флешки или HDD-фотобанка на диск компьютера
(2) Отбраковка и разнос по коллекциям фотографий с целью облегчения дальнейшего их поиска
(3) Пост-процессинг снимков с целью улучшения их качества, устранения и компенсации ошибок съёмки
(4) Экспорт снимков в формате TIFF или JPEG, предназначенном для неких нужд (дальнейшего пост-процессинга, публикации, передачи заказчику)

Поэтому, в случае с Lightroom, ускорить можно следующее: импорт фотоснимков, оперирование над ними, экспорт снимков на диск. Причём, ускорить можно как процедуру обработки кадра программой (если у вас медленный ПК, можно поменять часть его комплектующих эффективным образом), так и собственную продуктивность - скажем, если компьютер довольно мощный, можно дать нагрузку так, чтобы работа была выполнена быстрее, ресурсы задействованы более эффективно. Проще говоря, потратить меньше человекочасов на вывод результата.

Фаза (1) - Импорт

Первая половина фазы (1) - копирование данных с внешнего носителя, вторая - создание (если это не отключено) превьюшек стандартного либо полного размера. При копировании критическим местом (для быстрых флешек) является производительность картовода. Например, карта памяти CF Sandisk Extreme Pro может отдавать данные на скорости до 90 мегабайт в секунду, в то время как даже лучший USB-картовод не способен обеспечить скорость копирования свыше примерно 35 мегабайт в секунду, ибо ограничен интерфейсом. Использование более быстрых картоводов с иным интерфейсом может значительно ускорить процесс. Производительность дисковой подсистемы компьютера мало влияет на результат, если копирование идёт с более медленного носителя. Современные жёсткие диски записывают данные на скорости свыше 100 мегабайт в секунду. Однако, если импорт кадров идёт с быстрого внешнего HDD (скажем, eSATA), внутренний диск компьютера может оказаться медленее.

В дальнейшем RAW-исходники будут читаться с того носителя, на который их скопировал Lightroom. Поэтому, я не рекомендую импортировать снимки с внешнего USB-HDD или HDD-фотобанка методом "Add". При дальнейшей работе это может изрядно затормозить процесс. Итак, при первой фазе на производительность импорта влияет, в основном, только скорость картовода. И только затем начинается настоящий workload.

Во второй половине фазы (1) Lightroom производит первичный рендеринг всех скопированных кадров в свою базу данных, чтобы вы могли на основе этих рендеров произвести отбраковку. При этом в базу записывается снимок в разрешение Standard (задаётся в настройках), который может быть 1024/1440/1680/2048 пикселей по длинной стороне кадра. Либо, вы можете сказать Lightroom производить рендеринг превьюшек размера 1:1 (для 16-мегапиксельного снимка это будет 4896x3264 пикселей). Эта процедура столь же ресурсоёмка, как полноценный рендеринг обработанных кадров. Даже очень многоядерные процессоры в этой фазе загружаются работой по полной.

Ускорить время рендера предварительных изображений можно, указав меньший размер превьюшки. Тогда и база меньше места займёт, и скорее процесс закончится, и быстрее к отбраковке перейти можно. Если же перейти к отбраковке до того, как Lightroom создаст миниатюры, процесс будет выглядеть так - "читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем". На фоне происходящего параллельно рендера миниатюр это может отнимать у компьютера все ресурсы. Даже мой 8-ядерный десктоп такая задача ставит почти на колени.

Но, есть у миниатюр-превьюшек свой недостаток. Если вы производите отбраковку не только по миниатюрам, но ещё и зумите в процессе отбраковки картинку, для сравнения мелких деталей, Lightroom зашьёт ваш ПК, потому что процесс будет выглядеть так: "читаем превью с диска -> показываем -> [зум] -> читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем -> сохраняем превью 1:1 в базу". Во избежание таких временных потерь есть смысл дать Lightroom задание сразу делать превьюшки 1:1 - навигация по превьюшкам в каталоге останется столь же быстрой, места на диске уйдёт немного, но зум при отбраковке станет почти "бесплатным".

Поскольку вторая процедура весьма ресурсоёмка, и фактически идентична полноценному рендеру, ускорить её можно путём замены процессора, добавлением оперативной памяти, заменой жёсткого диска на более производительный, на RAID-массив или SSD.

Если же у вас уже очень мощный компьютер (типа Mac Pro с двумя процессорами, или даже десктоп на последних многоядерных Core i7), много памяти, быстрые диски и т.д., можно ускорить весь процесс импорта, распараллелив операции. Скажем, вы вставляете флешку с фотографиями за два дня. Запускаете импорт и говорите Lightroom перенести в базу на диске только фото за первый день. Когда Lightroom приступает к рендеру превьюшек, вновь запускаете диалоговое окно Import и даёте ему задание начать перенос снимков второго дня. Получается ускорение из-за того, что в один и тот же момент Lightroom производит рендер превьюшек (загружены: процессор, оперативная память, диск на чтение), и копирование новых RAW (загружен интерфейс USB, диск на запись).

Кстати, в целом на современном компьютере это и есть способ эффективного улучшения нагрузки на компьютер - давать Lightroom сразу две или более задачи.

Вывод по фазе (1): ускорить Ligtroom в фазе импорта можно а) покупкой быстрого картовода б) распараллеливанием процесса импорта.

Фаза (2) - отбраковка, работа с каталогом

Софтверную фазу (2) я обсуждать буду не во всех аспектах, в рамках этой статьи. У меня речь идёт больше об аппаратной начинке компьютера и её сбалансированности, нежели о софт-приёмах. Рекомендую почитать об ускорении Lightroom в этом ключе у юзера necronom . Я имею ввиду тегирование, быстрый поиск, оптимизацию базы данных Lightroom. Об этом у necronom написано достаточно. Мы же поговорим вновь об аппаратных ресурсах.

Первостепенно нужно помнить , что при первой установке Lightroom предлагает сохранять свою базу изменений снимков в папке User/My Pictures. От этого категорически нужно отказаться - выброс неимоверной кучи файлов и подпапок в папку My Pictures это самый действенный вариант замедлить компьютер, его загрузку, старт Windows. Подчеркну, страдает даже не Lightroom, а именно весь компьютер - это папка попадает под антивирусные проверки, её контент индексирует и пытается забивать в кэш система поиска Windows Vista и Windows 7. Наконец, её индексируют всякие iTunes в поисках снимков для переноса на iPhone/iPad.

Теперь переходим к самой отбраковке. В ходе этого процесса вы выбираете снимки, листаете их, сравниваете. Всё это время Lightroom качает в память и выгружает из неё большое количество превьюшек. Скажем, я обычно отбраковывая снимки так - иду курсорными кнопками по отснятому, на понравившемся нажимаю английскую B. Снимок попадает в Quick Collection. Далее всем снимкам Quick Collection я присваиваю одну звезду. Снимки без "звездного статуса" идут все вместе в полное удаление с диска. Соответственно, для меня критично, чтобы снимки листались быстро.

Как выяснилось, здесь огромную роль играет... нет, не производительность процессора, даже не количество памяти. Скорость дисковой подсистемы (!) - вот фактор, тормозящий сортировку и отбраковку. Ускорить Lightroom здесь можно путём замены диска на более производительный.

Но (!) на скорость здесь влияет не столько линейное чтение, сколько время доступа. Скажем, если взять RAID0-массив и SSD-диск с одинаковой скоростью чтения в 200 мегабайт в секунду, на SSD с его крошечным временем доступа Lightroom будет летать, а на RAID0 с его задержками, тормозить сильнее, чем на одиночном жёстком диске. Простой пример - у меня БД Lightroom в настоящий момент занимает 98,8 гигабайт. В папке, куда складываются превьюшки, XMP-файлы и другая служебная информация (не RAW) находится 107055 файлов в 90781 каталоге. Когда всё это лежало на RAID-массиве, на тупой подсчёт места, занимаемого всей этой папкой на диске, уходило порядка 10 (!) минут. На SSD эта процедура занимает, дай бог, секунд пятнадцать.

Объясняется все просто - RAID имеет огромную пропускную способность но дикое время доступа. В папке сотни тысяч файлов. Просто пошариться между ними, найти нужный, занимает очень много времени у дисковой подсистемы. Если бы речь шла о копировании одного большого файла, или даже копировании сотни RAW-файлов, RAID0 был бы на уровне SSD. Но много мелких файлов, непрерывные оперции ввода-вывода выкашивают систему.

Вывод по фазе (2): быстрый диск (в идеале SSD или RAM-диск) - лучшее место для хранения базы данных Lightroom. Не стоит БД с библиотекой RAW-файлов, то есть местом, где вы храните исходники фотографий. Они вообще должны быть на разных дисках. В идеале.

Фаза (3) - пост-процессинг снимков

В третьей фазе Lightroom используется для изменения параметров снимка, в том числе: баланса белого, яркости, насыщенности, чёрной и белой точек, тонирования, зональной и точечной обработки. Все эти операции производятся не над превьюшкой, а над RAW-файлом. Но модификации, насколько мне удалось выяснить, подвергается не целиковый многомегапиксельный файл (это было бы жутко ресурсоёмко), а своего рода mini-RAW, имеющий разрешение экрана, производная от полного RAW. Это легче всего заметить при полном зуме. Берёте снимок и перетаскиваете. Если бы происходил рендер всего кадра, то появившееся из-за краёв экрана изображение было бы уже зашумодавленнным, со всеми настройками. А оно почти эталонное, и только когда вы отпускаете мышку, происходит рендер и подгрузка.

В процессе полностью задействован центральный процессор, оперативная память. Для подгрузки RAW используется дисковая подсистема (во время самого процесса, до операции Sync или Copy/Paste настроек, минимально, т.к. более одного кадра за раз вы не обрабатываете). Ускорить здесь Lightroom можно неожиданным образом - уменьшив разрешение экрана.

Скажем, при прочих равных, на 30-дюймовом мониторе с разрешением 2560x1680 субъективный пост-процессинг будет занимать больше ресурсов, чем на мониторе с разрешением 1280x800, просто потому, что mini-RAW на экране занимает меньше пикселей экрана. То есть Чтобы лучше понимать - скажем, когда вы сдвигаете полозок баланса белого на одно деление, движок RAW-конвертера полностью с нуля перерендеривает mini-RAW. Он заново, с нуля, производит коррекцию яркости, контраста, шумодава, виньетирование и все остальные настройки.

Анализируя ускорение Lightroom, я специально наблюдал за загрузкой ядер процессора и загрузкой оперативной памяти в процессе работы в интерфейсе. Так на 4-ядерном процессоре простой сдвиг полозка баланса белого на одно деление рывком подбрасывал загрузку всех четырёх ядер до 70%, с почти нуля. На двухпроцессорной восьмиядерной системе скроллинг по стопроцентному зуму и кроп с поворотом приводил к подскоку загрузки одного из восьми ядер до 100%, остальных семи примерно до 15-20%, с совокупной загрузкой системы до 41 процента. А это немало, согласитесь.

Аналогичным образом системе загружается при всех остальных операциях - при зональной обработке, например если вы давите пыль или дефекты кожи лица инструментом Spot Removal Tool. При кропе, поворотах картинки, шарпенинге, шумодаве и т.д.

Чтобы ускорить эту фазу обработки и сделать работу в интерфейсе более гладкой и плавной, лучше всего поменять процессор на более быстрый. Движок Lightroom отлично умеет использовать все ядра доступных процессоров (хоть два, хоть двенадцать). Если вас сильно напрягает медлительность системы и нет возможности обзавестись более быстрым процессором, есть смысл подумать об отказе от использования второго монитора либо о мониторе с меньшим разрешением. На худой конец (очень не советую) изменить в меньшую сторону разрешение имеющегося экрана.

А что с видеокартами? Да ничего. Ligtroom не использует ресурсы видеокарт так, как многие ожидают. Он не передаёт рендер RAW-файла и масштабирование JPEG процессору видеокарты, он даже не оперирует со слоями так, как это делает Photoshop. Поэтому да, хорошая быстрая видеокарта для LR, особенно в двухмониторной конфигурации, это нужная вещь, но о каком-то преимуществе топовой двухчиповой модели или SLI-спарки над каким-нибудь Radeon 5770 речи не идёт в принципе.

Фаза (4) - экспорт

Фаза 4 наиболее ресурсоёмка. В этот момент Lightroom работает так: сначала читает полноразмерный RAW с диска, затем производит над ним манипуляции в памяти, после этого выводит результирующий снимок в заданном формате для записи на диск. Ещё LR может в процессе масштабировать кадры, добавлять "шарп на размер". То есть у нас начинается всё с интенсивных дисковых операций чтения (RAW-файлы на 16 мегапикселей занимают около 20 мегабайт, около 25 мегабайт для 21 мегапикселя, свыше 50 мегабайт у среднеформатных камер на 30 мегапикселей и т.д.). Затем производятся мощные вычисления в оперативной памяти процессором. Затем опять дисковые операции на запись.

В зависимости от ситуации, баланс может меняться. Скажем, если вы экспортируете в JPEG, снижается объём записываемых на диск данных - файлы на 16 мегапикселей занимают мегабайт по пять-десять. Если же экспорт идёт в TIFF, каждый записанный кадр может занимать уже по 100 мегабайт, в том же разрешении.

Для ускорения Lightroom здесь критично разнести дисковые операции по разным накопителям. У меня библиотека RAW-файлов лежит на одном диске, база данных LR с информацией о внесённых изменениях на другом, рендер результата производится на третий. Таким образом я не заставляю один и тот же диск почти одновременно производить операции чтения и записи.

Что касается загрузки процессора, то на 8-ядерной системе простой экспорт загружает все ядра равномерно до 55%. Это оставляет мне место для запуска одновременно ещё 1-2 потоков экспорта. Скажем, если мне нужно отдать клиенту 900 снимков, три сотни из них я экспортирую первым потоком, ещё три другим, и последние три третьим. Тогда загрузка системы подскакивает до 80% и выше. На LR2 удавалось увидеть ситуацию загрузки системы до 100%. На менее многоядерной системе может происходить загрузка всех ядер до 100% даже на одном потоке экспорта.

Общий вывод по ускорению Lightroom

Внимательные читатели могли заметить, что выше я практически ничего не сказал об оперативной памяти. Скажем так, это ещё один весьма критичный фактор компьютера. На системе с 1-2 гигабайтами памяти (а так многие работают до сих пор) всё может упираться в дисковую подстему на всех фазах, просто потому, что LR не хватит физической оперативки и он будет агрессивно использовать виртуальную память компьютера. Особенно сильно это скажется на фазе отбраковки, очень сильно пострадает время экспорта снимков. Поэтому, я всегда рекомендую компьютеры для обработки фото оснащать 64-битными версиями Windows, Photoshop и LR, устанавливать в них как минимум 6 гигабайт памяти. Только это, без замены процессора и дисковой системы, даст ощутимый прирост как плавности работы в интерфейсе, так и скорости экспорта. А на компьютере с достаточной производительностью процессора и большим количеством памяти серьёзно ускорить процесс отбраковки помогает перенос базы данных LR на SSD-диск с его громадной скоростью чтения и чрезвычайно низким временем доступа.

Именно из всех озвученных выше соображений скажу сразу - нетбук это худшее, на чём можно оперировать LR. Для фотографа лучше подойдёт небольшой ноутбук на недорогом Core i3, если во главе стола стоит компактность техники.

Вы задумывались, как ускорить работу Lightroom и увеличить производительность? Да, лайтрум – прекрасная программа для профессиональной работы с фото, но иногда она не столь быстра, как хотелось бы. Как оптимизировать Adobe Photoshop Lightroom?
Можно поставить в систему SSD – отличный вариант, да дорогой. Сделаем бесплатно.

Погуглив статьи по этой теме, Вы в основном найдёте советы по поводу a) изменения настроек кэша Adobe Camera RAW и б) отключения автоматического создания.XMP файлов. Лично я это делать не люблю: в случае сбоя с каталогом Lightroom Вы теряете всю работу по обработке RAW-файлов. (Да, эти.XMP файлы можно сохранить на диск вручную из Lightroom, но будете ли Вы об этом помнить?)

Так что предлагаю другой метод. Идея проста: отключить некоторые не нужные Вам в работе модули (плагины) Lightroom, и программа будет запускаться и работать ощутимо быстрее.

Архитектура программы Adobe Photoshop Lightroom такова, что функциональные блоки сохранены в виде отдельных файлов в папке программы. Вы решаете, какие модули отключить:

AdobeHelpClient.lrmodule - справка Lightroom. Редко нужен, имеется только в версии для Mac OS X.
Develop.lrmodule - один из основных модулей. Отключать не следует.
Import.lrmodule - используется для пополнения каталога новыми фотографиями. Отключать не следует.
MultipleMonitor.lrmodule - модуль отвечает за работу многомониторной конфигурации. Если Вы не из тех счастливчиков, которые работают с двумя мониторами, можете отключать.
Print.lrmodule - поддержка печати. Что касается меня, я почти никогда не печатаю фото дома, только в профессиональной лаборатории.
Slideshow.lrmodule - позволяет Вам показывать слайдшоу. Если это нужно только время от времени, можно отключить. * Имейте в виду, что этот модуль каким-то образом нужен для работы в мультимониторной конфигурации.
Web.lrmodule - используется для создания веб-галерей. Можете отключить, если в основном работаете над сортировкой и обработкой фото.
Версия для Windows ещё включает Gallery.lrmodule . Отключать не советую.

Я отключаю AdobeHelpClient, Print и Slideshow.

Так как их отключить? Вот как:

Mac OS X


2. Откройте Finder, перейдите в папку Applications и найдите "Adobe Photoshop Lightroom 2.app". Щёлкните значок правой кнопкой и выберите "Show Package Contents":

3. Откроется новое окно Finder, перейдите к /Contents/PlugIns/ и выделите ненужные файлы модулей. Переместите их куда-нибудь недалеко, например, прямо в родительскую папку Contents:

4. Готово! Запустите Lightroom, и почувствуйте разницу.

Windows XP/Vista/7

1. Завершите работу Lightroom, если он у Вас открыт.
2. Откройте проводник и перейдите в папку C:Program FilesAdobeAdobe Photoshop Lightroom 2.6 .
3. Выделите файлы.lrmodule, которые собираетесь отключать:

4. Вырежьте их (Ctrl-X) и вставьте, скажем, в родительскую папку.
5. Готово! Запустите Lightroom, и почувствуйте разницу!

Теперь Вы видите меньше активных модулей в правой верхней части окн
а программы лайтрум. Пакет запускается и работает быстрее, а также использует меньше оперативной памяти.

В дополнение к этому рабочему процессу вы также можете настроить конфигурацию Lightroom для оптимальной производительности. Тем не менее, в этой статье я остановлюсь только на технике работы, а не на оптимизации конфигурации программы.

Примечание: советы и скриншоты приводятся для версии Lightroom 4.2, но большинство советов применимы и к более старым версиям.

Итак, давайте перейдем к советам:

1. Начните со Spot Removal и процесса 2003

Чем больше вы работаете с фотографией в Lightroom, тем сильнее замедляется работа некоторых инструментов. Таков принцип неразрушающего редактирования. Ни одно ваше действие не изменяет исходных данных изображения, поэтому, чем больше действий с изображением вы производите, тем больше работы для компьютера, чтобы обновить изображение для просмотра в реальном времени при перемещении ползунка или работы с другими инструментами.

Я обнаружил, что это явление больше всего раздражает при ретуши с помощью инструмента Spot Removal. Использование его в конце рабочего процесса может изрядно расшатать нервную систему из за медлительности. Для решения этой проблемы всегда использую инструмент Spot Removal первым, перед применением любых других изменений. Это намного быстрее и является своего рода разминкой перед более серьезным редактированием.

Для дальнейшего повышения производительности инструмента Spot Removal вы можете изменить версию процесса на 2003. Это особенно полезно, если у вас устаревший компьютер. Версия процесса - это алгоритм, который использует Lightroom для декодирования изображения из формата RAW в модуле Develop. Различные варианты процесса имеют также отличия в настройках и регулировках, со значительными улучшениями в более поздних версиях. Процесс 2003 является базовым и самым старым для Lightroom, следовательно, и самым быстрым. Процесс 2012 дает гораздо больше возможностей для редактирования, однако требует значительно больше ресурсов от компьютера.

Выбрать версию процесса можно на вкладке Camera Calibration.

В моем рабочем потоке, особенно для портретной ретуши, я начинаю работу в процессе 2003, делаю ретушь инструментом Spot Removal, а затем перехожу в процесс 2012 для окончательной коррекции.

Внимание: поскольку версии процесса очень разные, некоторые элементы управления обнуляются при переключении версий. Избегайте внесения таких изменений, как контраст, тоновая кривая, уменьшение шума, усиления резкости и так далее в процессе 2003, так как вы можете потерять некоторые изменения при переключении к процессу 2012. Делайте только ретушь инструментом Spot Removal в процессе 2003, а для остальных изменений переключитесь на процесс 2012.

2. Выучите и используйте горячие клавиши Lightroom

Интерфейс Lightroom достаточно сложный и многоуровневый. Поэтому использование мыши или трекпада для того, чтобы добраться до некоторых пунктов меню очень сильно замедляет вашу работу. Используйте клавиатурные сокращения, чтобы быстро переходить к необходимым инструментам и выполнять нужные действия.

Для того чтобы быстро вывести на экран перечень горячих клавиш модуля, в котором вы находитесь, можно перейти в меню Help > Lightroom Module Shortcuts или использовать сочетания клавиш CTRL + / для Windows и CMD + / для Mac.

В дополнение к этому я рекомендую также изучать горячие клавиши Lightroom во время работы. То есть, когда вы не можете вспомнить сочетание или не знаете его, перейдите в меню, найдите соответствующую операцию, обратите внимание на сочетание клавиш, которое ей присвоено, постарайтесь запомнить его и использовать в дальнейшей работе.

Клавиши для различных инструментов обработки (например, инструмента Crop) легко запомнить с помощью всплывающих подсказок, которые возникают при наведении курсора мыши на пиктограмму инструмента. Наведите курсор на инструмент, запомните клавишу и применяйте в работе.

Это хорошие способы заучить нужные для работы горячие клавиши Lightroom. Изучайте их в том порядке, который вам более подходит. Есть очень много горячих клавиш в Lightroom, но чаще всего я использую следующие:

Переключение модулей и режимов просмотра:

E - Режим одиночного просмотра Loop View
D - Переход к модулю Develop
G - Просмотр в режиме сетки Grid View

Горячие клавиши модуля Develop:

\ - переключатель вида до/после
Q - инструмент Spot Removal
M - инструмент Graduated Filter
K - инструмент Adjustment Brush Mode
V - переключение между черно-белым и цветным режимом отображения
W - инструмент White Balance Selector
R - инструмент обрезка (Crop)
SHIFT + CMD + C (SHIFT + CTRL+ C на Windows) - копировать настройки обработки
SHIFT + CMD + V (SHIFT + CTRL + V на Windows) - вставить параметры обработки

3. Применяйте Lens Correction в конце обработки.

Lightroom имеет библиотеку профилей для многих производителей объективов. Она используется в работе инструмента Lens Correction, который устраняет оптические искажения и виньетирование, особенно для широкоугольных объективов. Иногда это улучшает изображение, иногда нет.

Если вы решите использовать Lens Correction для конкретной фотографии, включайте его в конце рабочего процесса, после того, как вы сделали всю основную коррекцию. Многие регуляторы и инструменты в Lightroom работают медленно, например, Adjustment Brush или Spot Removal, если включен инструмент Lens Correction.

4. Создайте пресеты для частых операций.

В дополнение к использованию пресетов для быстрого применения желаемых визуальных эффектов я также использую их, чтобы сократить количество щелчков мышью, необходимых для доступа к определенным элементам управления, для которых нет горячих клавиш. Это особенно полезно для быстрого изменения версии процесса, как указано в п.1 или переключения коррекции профиля объектива в инструменте Lens Correction.

Я в основном использую пресеты, чтобы создать что-то вроде пользовательских кнопок для для быстрого управления некоторыми настройками.

Чтобы создать пресет для обработки, выполните следующее:

  1. Примените нужные настройки к фотографии в модуле Develop.
  2. Перейдите в меню Develop и выберите New Preset.
  3. В открывшемся окне остановите флажки рядом с настройками, которые вы хотите записать в новый пресет.

5. Используйте при съемке файлы меньшего размера.

Далеко не во всех ситуациях съемки вам потребуются все 18, 22 или 36 мегапикселей вашей матрицы. В зависимости от задач съемки, бывает достаточно 10 МП или даже меньше. Ваш компьютер будет работать намного быстрее с RAW-файлами меньшего размера. Лично мне это дается с трудом - когда я снимаю с меньшим размером файла, мне постоянно кажется, что чего-то не хватает. Конечно, не нужно всегда использовать этот прием. Что вы собираетесь делать с фото? Если для ваших задач не нужен полный размер (например, публикация в интернете), выберите в камере меньший размер RAW-файла.

Я надеюсь, что эта статья была для вас полезна и вы нашли хотя бы один совет, который вам пригодится, чтобы ускорить работу в Lightroom. Изучение методов обработки фотографий улучшает ваш творческий вгляд, который с течением времени позволит снимать более эффективно. Таким образом, грамотно организованный рабочий процесс имеет важное значение для вашего развития как фотографа.



Рекомендуем почитать

Наверх