Урок ОБЖ с использованием кейс-технологий. Использование кейс технологий на уроках обж

Для Windows 09.05.2019
Для Windows

Технологическая карта урока.
Ф.И.О. педагога: Кривихина Надежда Михайловна
Тема урока
Безопасный отдых на водоемах
Предмет
Класс
Тип урока
Цель урока
Задачи урока

Основы безопасности жизнедеятельности
8
Комбинированный
Создание условий для формирования у обучающихся представлений о
правилах поведения на водоемах во время активного отдыха.
 Изучить правила поведения на воде;

систематизировать знания обучающихся в области безопасного
поведения во время активного отдыха на водоемах;
закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время
купания, во время водных походов;
научить самостоятельно и в группах решать проблемные задачи;
продолжить формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать
информацию;
продолжать формировать умение высказывать своё мнение и уважать
мнение других людей.




Планируемые
образовательные
результаты
Предметные
Ученик должен знать: требования к местам отдыха, правила поведения на
водоемах.
Ученик должен уметь: оказывать самопомощь и взаимопомощь.
Метапредметные
­Систематизировать и обобщать различные виды информации;
­использовать различные источники информации для выполнения учебной
задачи;
­участвовать в совместной деятельности;
­планировать и реализовывать свою деятельность.
Личностные
­Формирование познавательных интересов;
­формирование личностного отношения к изучению материала;
­осознание ценности человеческой жизни.
Педагогическая
технология
Кейс­метод

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формы
Средства
УУД
Организационн
ый момент.
Настрой обучающихся на урок.
­Здравствуйте, ребята.
Я рада всех вас видеть!
Приветствуют учителя.
Мотивация
(создание
проблемной
ситуации)
1.Формирование проблемы ­ создает для
учеников проблемную ситуацию –
Трагедия на Аргазинском водохранилище
Челябинской области летом 2017года
«Вечер. Компания из пяти человек, одна
женщина и четверо мужчин, оправляются на
Аргази. Через время лодка перевернулась. К
ним на помощь спешат двое полицейских,
которые рыбачили неподалеку. Всю
компанию погрузили к себе
есть практическая ситуация –
определите проблему и найдите
пути решения.
высказывают свою точку зрения,
отвечают на проблемные
вопросы, участвуют в
обсуждении;
фронтальная беседа
ЛУУД: формирование
позитивного настроя
учащихся.
КУУД: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
ПУУД: анализ объектов с
целью выделения
признаков.
­Формулируют тему;

­записывают тему урока в
тетрадь.
на лодку и поплыли к берегу. Не доплыли
всего 10 метров. По предварительной
версии, из­за перегруза, лодка
перевернулась. 3 человека из спасенной
компании утонули, 2 сотрудников полиции
тоже. Выжили только двое.
Озеро Смолино. Лето 2017. Влюблённая
пара каталась на надувной лодке. Как
оказалось, плавсредство было дырявым. А
на молодых людях не было спасательных
жилетов. Спастись им не удалось.
4 июля двух 13­летних мальчиков,
катающихся на катамаране, унесло ветром.
Самостоятельно причалить к берегу они не
смогли, тогда на помощь школьникам
пришли

спасатели. Когда до них добрались,
катамаран находился уже в 500 метрах от
берега. Его благополучно отбуксировали к
суше.
Трагедия произошла вечером 2 июля.
Мужчина повез кататься четверых детей на
алюминиевой лодке. Но лодка
перевернулась, и все оказались в воде. На
выручку бросились двое мужчин, но все
утонули. По каким причинам происходят
такие трагедии?
­Достаточно ли для безопасности на воде
одного умения плавать?
­А все ли правила безопасного отдыха на
воде вы знаете? (определение границ знаний
и незнаний).
2.Формулирование темы урока: Как вы
думаете

какой теме будет посвящён урок?
­Итак, тема нашего урока: «Безопасный
отдых на водоемах».
­Запишите тему сегодняшнего урока.
Целеполагание
и планирование

Исходя из темы урока давайте
сформулируем основные задачи, которые мы
должны решить на уроке (фиксирует на
доске в виде ступенек, определяя
очередность задач):
1 – выбор безопасного места для купания,
2 ­ правила поведения на воде,
3 – безопасность в водных походах)
­формулируют задачи урока;
фронтальная
презентация ПУУД:
­предлагают варианты;
­обсуждают пути решения
проблемы.
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели.
Освоение нового
материала.
Ситуация: ваш класс собирается пойти
купаться. Как вы будете выбирать место
отдыха?

Выявить признаки
1 ЗАДАНИЕ:
опасного и безопасного пляжа.
А) поиск информации в учебнике
Б) На доске – две надписи:
«Опасный пляж» и «Безопасный пляж»
(работа в парах).
Обучающимся представлены карточки, на
которых записаны признаки пляжа.
­ работают с разными
источниками информации
(учебник, рабочие тетради, поиск
и извлечение нужной
информации;
­ работают в парах над решением
учебной задачи;
­ фиксируют записи в тетради;
­ оценивают правильность своих
выводов, решений;
­ осуществляют самопроверку,
Работа в парах
Беседа.
Раздаточный
материал,
задания для
групп.
ПУУД: самостоятельное
создание способов
решения, поиск и
выделение необходимой
информации.
ЛУУД: формирования
желания выполнять
учебные действия.

КУУД: инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации,
формирование умения
объяснять свой выбор,
строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос,
аргументировать.

По полученным признакам учащиеся дают
характеристику безопасного пляжа.
В) Работа с фотографиями. На
изображениях найти безопасный пляж.
Г) Вывод: для того, чтобы не случилось
беды, нужно отдыхать на оборудованном
пляже.
2 ЗАДАНИЕ: Составление правил для
тех, кто собирается купаться.

Составляем ряд общих правил поведения
на воде во время купания.
3 ЗАДАНИЕ: Посмотрите на слайд и
определите, какие правила безопасного
купания нарушаются и занесите их в
таблицу.
4 ЗАДАНИЕ: Вы хорошо усвоили
правила поведения на воде, но иногда вы
можете попасть в неординарную
ситуацию, как, например,
­водоворот,
­сильное течение,
­ заплыли в водоросли и запутались,
­ногу сводит судорогой.
самооценку полученных
результатов.
­ составляют план действий –
алгоритм и выполняют учебные
действия;
­ делают выводы о полноте и
правильности изученного,
сравнивают с изложенным в
учебнике;
­ вступают в диалог;
­ выполняют задания учителя.
Практическая
работа в парах
­ работают с разными
источниками информации
­выступающий от группы даёт
ответ на поставленный вопрос.
Индивидуальная
работа
дает ответ на поставленный
вопрос.
работа с
учебником
Учебник

5 ЗАДАНИЕ:
Теперь представьте, что

ваш класс собирается в водный поход.
Как думаете какими знаниями и умениями
вы должны обладать?
­после просмотра видеофрагмента задаёт
вопрос: Какие возможные аварийные
ситуации могут случиться в водном походе?
­Вывод: мы должны знать, как действовать в
таких ситуациях и научиться пользоваться
спасательными средствами и уметь
оказывать ПМП.
Составление и отработка
6 ЗАДАНИЕ:

алгоритма оказания первой доврачебной
помощи, пострадавшему от солнечного
удара.
Задание: составить алгоритм
оказания первой доврачебной
помощи; смоделировать ситуацию,
при которой необходима
доврачебная помощь.
Для составления алгоритма
Смотрят видеофрагмент
«Правила поведения на воде»
осмысливают информацию
Смотрят видеофрагмент
«Безопасность на воде»
Презентация
(ответы)
Индивидуальная
работа

работа в
группах по
карточкам
Работают по карточкам.
видеосюжет
(https://www.you

tube.com/watch?
v=0q­
W9w5KP8s).
оказания
помощи при солнечном ударе, учащимся
предлагаются карточки с определёнными
действиями, которые нужно расположить
по порядку.
Составление
7 ЗАДАНИЕ:

алгоритма оказания первой
доврачебной помощи
пострадавшему в воде.

Для составления алгоритма оказания

первой доврачебной помощи утопающему,
учащимся предлагается посмотреть и
проработать видеосюжет

.
­ Вывод:

­ Организует работу обучающихся по поиску
и обработке информации.
­ Формулирует обобщающие вопросы.
­ Стимулирует активное участие всех детей
в поисковой деятельности.
­ Создает условия для сотрудничества ­
работы в парах, группах.
важно вовремя оказать ПМП.
Закрепление
знаний и
первичная
оценка
результатов
­Организует викторину;
­ Самоконтроль и взаимооценка. индивидуальная
Викторина
Ключ (презента
ЛУУД: формирование
личного, позитивного
отношения к учебной
деятельности.

ция)
ПУУД: умение
структурировать знания.
РУУД: формирование
умения работать в парах.
фронтальная
Беседа
индивидуальная
РУУД: способность
объективно оценивать цели
урока, давать самооценку.
7 этап.
Рефлексия и
оценивание
Примеры синквейна:
1. вода
2. спасать, тонуть
3. пугает, течет, убивает
4. безопасность на воде
5. трагедия
­ Напоминаю правила:
1. существительное,
обозначающее тему.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Мнение автора
Составляют синквейн
Работа в парах
­составить кроссворд «Опасности на воде». записывают домашнее задание
фронтальная
8 этап.
Домашнее
задание.
ЛУУД: формирование
желания выполнять
учебные действия.

Ирина Граматкина
Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников

Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания , которой практика воспитания, к сожалению, уделяет недостаточное внимание. Этому есть ряд объективных причин, однако работать по направлению нужно, ведь это – залог здоровья и безопасности детей . В соответствии с современными тенденциями развития теории и практики дошкольного образования , необходимо уйти от дидактизма и формализма , вести работу на уровне формирования культуры , в диалоге и игре с ребенком и группой детей, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребенка. Именно поэтому кейс -технология была отобрана нами как ведущая в работе по формированию культуры безопасности дошкольников .

Кейс – технология необыкновенно современная и актуальная технология интерактивного типа, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, и которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания , применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс .

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус» . Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс -технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

В практике работы по формированию культуры безопасности мы рекомендуем использование практических кейсов , среди которых выделяем ряд форм . Приведём составленную нами классификацию и некоторые примеры кейсов на выделенные виды .

I. Кейсы -инциденты – это группа кейсов , представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования культуры безопасности – ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Это, наверное, самый простой вид кейсов , когда ребенок наглядно сталкивается с событием и вовлекается в познавательную и коммуникативную деятельность на основе воспринятого. Мы применяем следующие кейсы :

1) Фото-кейсы и кейсы -иллюстрации – наиболее удобная и простая форма , представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.

2) Кейсы -драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью) . Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы :

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш) ;

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь, сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.

3) Кейсы -наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием» , постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. Вид кейса необычный , позвольте привести пример его использования : «Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына. Послушайте, какие слова он говорил :

«Сын, ты меня сегодня очень расстроил. Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как правильный и воспитанный ребенок, дойдешь до зебры, дождешься зелёного сигнала светофора, перепроверишь, что машины остановились. И только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Что произошло, какие неправильные действия совершил мальчик?

Почему мальчик так повел себя на дороге? Что было этому причиной?

К чему приводит такое поведение на дорогах?

Как любой воспитанный человек переходит дорогу?

Придумайте правило, которое можно назвать «Правило правильного перехода дороги» .

4) Кейсы -варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение. Приведем пример такого кейса .

«Ребята, сегодня я вам принесла фотографию. Я сделала её на дороге, когда увидела неправильное поведение ребенка. Давайте вместе посмотрим и расскажем – что же такого опасного я увидела.

(Дети описывают картинку, заявляют об опасности) .

В. - Я расскажу вам, как мог бы поступить ребенок на велосипеде, чтобы его поездка стала безопасной и правильной . Я опишу вам несколько вариантов, а вы выберите самый лучший :

1-й вариант : для безопасности ребенок должен надеть каску и ехать по краю дороги

2-й вариант : ребенок должен был ехать только со взрослым. Взрослый обеспечит ребенку безопасность

3-й вариант : кататься можно только в специально отведенных местах, лучше в каске и защите.

А для того, чтобы вы сделали выбор, давайте ответим на вопросы :

Как случилось, что ребенок оказался один на дороге на велосипеде?

К чему могут привести такие опасные катания? А для окружающих?

Обсудите каждый из вариантов, которые вам рассказала, и выберите лучший.

- Сформулируйте правило безопасного поведения ребенка-велосипедиста на дороге».

При всём многообразии видов кейсов , все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.

1 этап –э то этап предъявления стимульного материала кейса . Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса . Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы , как «Что не правильно делает ребенок?» , «Что случилось с ребенком?»

2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы , как «Почему это могло случиться?» , «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения . Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?» , уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения , которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

В настоящий момент вышла книга – методическое пособие «Кейс -технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста », подготовленное коллективом авторов нашего детского сада. Пособие содержит как теоретические сведения и методику работы, так и собственно кейсы по формированию культуры безопасного поведения в быту и на дороге.

Мастер-класс на тему: «Применение кейс-технологий на уроках филологического цикла»

Я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас коллег, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков. Меня эта проблема волнует тоже, поэтому постоянно нахожусь в творческом поиске. В одной из статей автора Щукиной Г.И. (известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы) я прочла, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

    личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

    содержания учебного материала;

    применения современных обучающих технологий.

Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода на новые стандарты одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс- метод апробируют всего лишь 3-4 года, а в начальной школе и того меньше. Поэтому сказать, что я - мастер в применении этой технологии нельзя. Я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом.

В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии:

«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием..

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

Главное её предназначение:

развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)

Возможности кейс – технологии в обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся,опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Цели кейс-метода:

    отработка умений работы с информацией

    активизация познавательной деятельности

    повышение мотивации к учебному процессу

    умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации

    приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

    выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Виды кейсов:

Практические

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными .

Обучающие:

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские:

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

2.Метод инцидента;

3.Метод ситуационно-ролевых игр;

4.Метод разбора деловой корреспонденции;

5.Игровое проектирование;

6.Метод дискуссии.

В педагогической литературе делается акцент на то, что в начальной школе не все перечисленные методы приемлемы. При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Практический совет по созданию кейса выглядел таким образом.

Как создать кейс?

Вначале нужно ответить на три вопроса:

    Для кого и чего пишется кейс?

    Чему должны научиться дети?

    Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения – Структурирование учебного материала- Выбор методов средств обучения

Вооружившись теоретическими знаниями, я начала с малого. После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1. Почему у сказки трагический конец?

2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.

3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения
(по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка.

1.Быть послушным.

2. Не играть на подоконнике! Опасно!

3. Не разговаривать с незнакомцами.

4.Не быть хвастливым.

6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.

Какой урок я вынесла для себя? Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, они смогли сделать правильные выводы.

Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную,
жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.

Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.

Примеры:

Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»

1.Как правильно написать слово «зв..зда»?

2.Каков алгоритм твоих действий?

    Ставлю ударение

    Выделяю в слове корень

    Определяю графически орфограмму в слове «звезда»

    Подбираю проверочное слово

    Приведи примеры на это правило

    Сформулируй правило, сверь его с учебником

Содержание обучающего кейса : «Обучающий анализ текста»

Выполни задание, используя справочный материал .

1. Определите, что перед вами: слова, предложения, текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

4. Определите стиль текста. Докажите.

5. Определите тему и главную мысль текста.

6. На что указывает заглавие текста?

Приложение к кейсу

1. Слово - единица речи.

2. Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

3. Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

4. Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

5. Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное сочинение, обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов.

6. Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей).

7. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.

Содержание научно-исследовательского кейса:

    Слово и его лексическое значение (работа со словарями)

    История происхождения слова (работа со словарями)

    Слово и его «родственники»

    Синонимы и антонимы

    Слово во фразеологических оборотах

    Рисунок слова

    Слово в фольклоре

Действия учителя в кейсе представлены таким образом:

    создание кейса или использование уже имеющегося

    распределение учеников по малым группам (4-6 человек)

    знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания

    решений проблемы, сроками выполнения заданий

    организация работы учащихся в малых группах

    определение докладчиков

    организация презентации решений в малых группах

    организация общей дискуссии

    обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации

    оценивание учащихся учителем

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом :

    Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

    В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

    Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Таким образом, главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Лукояновская средняя школа №2

Маркелова Н. В. –преподаватель-организатор ОБЖ

Кейс технологии на уроках ОБЖ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистервег

На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод.

Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся
высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность, вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.
При организации работы с учащимися следует опираться на характеристики функций кейса:

Функции кейса

Характеристика
функций кейса

Примеры

Тренинг

Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

Тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий

Обучение

Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов

Изучение в сравнении, например: организм человека и животного.

Анализ

Выработка умений и навыков аналитической деятельности

Анализ явлений и объектов любой науки и практики

Исследова-

ние

Получение нового знания относительно развивающихся объектов

Исследовательский проект

Системати-

зация

Систематизация ситуационного знания

Разнообразные статистические материалы, например: анализ средних температур за определённый период времени в каком – либо регионе

Прогнази-рование

Получение сведений о развитии данной системы

Прогноз событий. Возможные последствия решения экологических проблем

Для реализации кейс – технологии на уроках ОБЖ используются различные виды ситуаций для кейса:

Иллюстративные ситуации (блиц - ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс – технологии, общий объём не более одной страницы.

Функциональные ситуации характерны наличием проблем. Наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.

Нормативные ситуации (чаще с элементами ситуационных задач) позволяют провести анализ и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу.

Стратегическая ситуация не может иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций.

Какими же способами можно представить ситуации «кейс-технологии» на уроках ОБЖ:

1)Новая и сложная информация:
- Заострение внимания к новым объектам или их свойствам
- Поиск ответа на вопросы: «Что это значит?», «О чём говорит данная информация (факты) и т.п.?».
2) Противоречивая информация:
- Разные взгляды на один и тот же вопрос
- Необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3) Неполное представление содержания:
- Создание проблемной ситуации
- Обучающийся должен сам заняться поиском материала
- Учащийся должен выделить части проблемной ситуации и синтезировать их в единое целое.
4) Информация отсутствует:
- Построение своеобразных загадочных ситуаций
- Не указываются субъекты или объекты данной ситуации, но даны их
характеристики, условия, функции и т.п.
- Или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики.

На уроках ОБЖ используются различные варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии:

Первый вариант - учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым.

Второй вариант – учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Третий вариант – учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

Четвёртый вариант - возможно использование кейса в дистанционном обучении.

Для успешного осуществления на уроках ОБЖ кейс-технологии необходимо использовать следующие методические рекомендации для составления технологической схемы создания кейса:

    Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

    Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над
    кейсом.

    Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели (ситуация:
    жизненная, учебная, научная).

    Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или
    науке.

    Определение источников и методов сбора информации.

    Выбор техник работы с данным кейсом.

    Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

    Создание заданной модели.

    Апробация в процессе обучения.

Для организации работы с кейсом непосредственно на уроках ОБЖ я использую разные приёмы с целью активизации учащихся. Рассмотрим некоторые из техник анализа решений проблем на примере урока в 9 классе по теме: «В движении – жизнь» в практической части урока. Цель урока: выявление основных факторов двигательной активности человека, специфики мобилизации физических резервов и правильного их использования для сохранения здорового образа жизни на примере технологии обучения конкретных ситуаций.

1. Работа в группах (учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы, по 7 человек, они являются экспертами; а главными в группе являются специалисты – это лучшие учащиеся по предмету, у них отличительные знаки, приколотые к форме - «эксперт»).
2. Для каждой группы учащихся свои заготовленные приёмы различных техник анализа решения проблем.

а) для 1-ой группы: определяется проблема: Движение – жизнь?
- используется приём «Софт- анализ», где учащиеся на большое поле записывают индивидуальные мнения всех членов группы, а на центральное поле – общее мнение группы (плакаты с данными приёмами заготавливаются заранее).

б) для 2-ой группы определяется следующая задача: Физическая культура это средство сохранения и укрепления здоровья?

Используется приём: «Цветок лотоса» (8 способов решения проблемы)

в) для 3-ей группы устанавливается проблема: Гиподинамия – это приговор?
- используется приём «Как?»
Учащиеся заполняют плакат по следующей схеме:

3. Учащиеся работают в группе, выявляют пути решения проблемы, заполняют шаблоны приёмов различных техник анализа решения проблем (можно использовать для работы учебник, дополнительные источники литературы, статистический материал, журналы ОБЖ, интернет - ресурсы, которые заранее приготовлены для каждой группы экспертов). Регламент работы 15 минут.

4. Далее учитель вызывает представителя одной группы экспертов, затем второй и третьей. Во время просмотра каждой работы выходят специалисты данной группы и делают (по очереди) краткий отчёт о решении проблемы (регламент 3 минуты).

5. Специалисты групп выставляют своим экспертам оценки (на заранее приготовленных списках групп экспертов), отдают списки учителю и учитель подводит итоги работы экспертов и специалистов групп.

6. В завершении выступления всех групп учащиеся делают вывод о значении двигательной активности для организма человека.

7. После сделанных выводов проводится рефлексия (метод пантомима). Учитель задаёт вопрос учащимся «Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
(на доске висит плакат: Руки верх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично). Учащиеся показывают, таким образом, как они поработали на уроке.
Кейс-технология на уроках ОБЖ позволяет использовать различные методы и формы учебной деятельности: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые; репродуктивные, исследовательские методы, методы выступления учащихся, обсуждение решений проблем; запись основных положений, исследовательские умения (анализ, сбор информации), умение работать в команде, коммуникативные умения. В результате своей деятельности учащиеся осуществляют связь с другими школьными предметами: с биологией, физической культурой, историей, литературой. Наряду с кейс-технологией на уроках частично используются и другие технологии: информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Использованная литература:

1.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
2. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
3. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
4. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций.. М., 2000.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М .: ТЦ « Сфера », 2002.
7. htth: // www. educ. sfu. ca/case
htth: // www. pace. edu/ CTR CaseStudies
htth: // www. worldbank. org/ wbi/cases/tips/html
htth: // www. e-xecutive.ru/workshop
ъ
htth: // www. casemethod.ru/base1. php?tbl=artikel@id=1



Рекомендуем почитать

Наверх