Управляемая распределенная архитектура. Кейт Матсудейра: Масштабируемая веб-архитектура и распределенные системы

Nokia 01.08.2019
Nokia

В настоящее время все разрабатываемые в коммерческих целях ИС имеют распределенную архитектуру, которая подразумевает использование глобальных и/или локальных сетей.

Исторически первыми получила широкое распространение файл-серверная архитектура, поскольку ее логика проста и перевести на такую архитектуру уже находящиеся в эксплуатации ИС –проще всего. Затем она была трансформирована в архитектуру сервер-клиент, которую можно трактовать как ее логическое продолжение. Современные системы, используемые в глобальной сети INTERNET в основном относятся к архитектуре распределенных объектов (см. Рис. III 15 )


ИС можно представить состоящую из следующих составных частей (Рис. III‑16)

III.03.2. a Файл-серверные приложения.

Это исторически первая распределенная архитектура (Рис. III‑17). Организуется она предельно просто: на сервере находятся только данные, а все остальное относится к клиентской машине. Поскольку локальные сети достаточно дешевы, и в силу того, что при такой архитектуре прикладное ПО автономно, такая архитектура достаточно часто используется и сейчас. Можно сказать, что это вариант клиент-серверной архитектуры, при которой на сервере находятся только файлы данных. Разные персональные компьютеры взаимодействуют только по средствам общего хранилища данных, поэтому программы, написанные в расчете на один компьютер проще всего адаптировать под такую архитектуру.


Плюсы:

Плюсы файл-серверной архитектуры:

Простота организации;

Не противоречит необходимым требованиям к БД к поддержанию целостности и надежности.

Перегрузка сети;

Непредсказуемость реакции на запрос.

Эти недостатки объясняются тем, что любой запрос к БД приводит к перекачке по сети к значительным объемам информации. Например, для выборки из таблиц одной или нескольких строк перекачивается вся таблица на клиентскую машину и уже там СУБД производит выборку. Значительный сетевой трафик особенно чреват при организации удаленного доступа к БД.

III.03.2. b Клиент-серверные приложения.

В данном случае имеет место распределение обязанностей между сервером и клиентом. В зависимости от того, как они разделены различают толстого и тонкого клиента .


В модели «тонкий клиент” вся работа приложения и управление данны­ми выполняются на сервере. Пользовательский интерфейс в этих системах "переселяется" на персональный компьютер, а само программное приложение выполняет функции сервера, т.е. выполняет все процессы приложения и управляет данными. Модель тонкого клиента можно также реализовать там, где клиенты компьютеры или рабочие станции. Сетевые устройства запускают Internet-броузер и пользовательский интерфейс, реализованный внутри системы.

Главный недостаток модели тонкого клиента - большая загруженность сервера и сети. Все вычисления выполняются а сервере, а это может привести к значительному сетевое трафику между клиентом и сервером. В современных компьютерах достаточно вычислительной мощности, но она практически не используется в модель/тонкого клиента банка

Напротив, модель толстого клиента использует вычислительную мощность локальных машин: само приложение помещаются на клиентский компьютер. Примером архитектуры такого типа могут служить системы банкоматов, в которых банкомат является клиентом, а сервер -центральным компьютером, обслуживающим базу данных по расчетам с клиентами

III.03.2. c Двух- и трехуровневые архитектура клиент-сервер.

Все рассмотренные выше архитектуры являются двухуровневыми. В них различается уровень клиента и уровень сервера. Строго говоря, ИС состоит из трех логических уровней:

· Уровень пользователя;

· Уровень приложения:

· Уровень данных.

Поэтому в двухуровневой модели, где задействованы только два уровня, возникает проблема с масштабируемостью и производительностью, если выбрана модель тонкий клиент, либо проблемы связанные с управлением системы, если взята модель толстый клиент. Избежать этих проблем можно, если применять модель, состоящую из трех уровней, где два из них сервера(Рис. III‑21).

Сервер данных

Фактически сервер приложения и сервер данных могут располагаться на одной машине, но выполнять функции друг друга они не могут. Трехуровневая модель хороша тем, что в ней логически разделены выполнение приложения и управление данными.

Таблица III‑5 Применение разных типов архитектур

Архитектура Приложение
Двухуровневая тонкий клиент 1 Наследуемые системы, в которых не целесообразно разделять выполнение приложения и управление данными. 2 Приложения с интенсивными вычислениями, но малыми объемами управления данными. 3 Приложения с большими объемами данных, но малым количеством вычислений.
Двухуровневый толстый клиент 1 Приложения, где пользователю требуется интенсивная обработка данных, то есть визуализация данных. 2 Приложения с относительно постоянным набором функций пользователя, применяемых к среде с хорошо отлаженным системным управлением.
Трехуровневый сервер-клиент 1 Большие приложения с сотами и тысячами клиентов 2 Приложения, в которых часто меняются и данные и методы их обработки. 3 Приложения, в которых выполняются интеграции данных из многих источников.

Такая модель подходит многим типам приложений, но ограничивает разработчиков ИС, которые должна решать, где предоставить сервисы, обеспечивать поддержку масштабируемости, разрабатывать средства для подключения новых клиентов.

III.03.2. d Архитектура распределенных объектов.

Более общий подход обеспечивает архитектура распределенных объектов, основными компонентами которой являются объекты. Они предоставляют набор услуг через свои интерфейсы. Другие объекты посылают запросы, при этом не делается различий между клиентом и сервером. Объекты могут располагаться на разных компьютерах в сети и взаимодействовать по средствам промежуточного ПО, по аналогии системной шины, которая позволяет подключать различные устройства и поддерживать взаимодействие между аппаратными устройствами.

Диспетчер драйвер ODBC
Драйвер 1
Драйвер К
БД 1
БД К
Работа с SQL

Архитектура ODBC включает компоненты:

1. Приложение (например, ИС). Оно выполняет задачи: запрашивает соединение с источником данных, посылает SQL – запросы к источнику данных, описывает область хранения и формат для SQL – запросов, обрабатывает ошибки и оповещает о них пользователя, осуществляет фиксацию или откат транзакций, запрашивает соединение с источником данных.

2. Диспетчер устройств. Он загружает драйвера по требованию приложений, предлагает единый интерфейс всем приложениям, причем интерфейс администратора ODBC одинаков и независим то того, с какой СУБД приложение будет взаимодействовать. Диспетчер драйверов, поставляемый Microsoft, является динамически загружаемой библиотекой DLL.

3. Драйвер зависит от СУБД. Драйвер ODBC – это динамическая библиотека DLL, которая реализует функции ODBC и взаимодействует с источником данных. Драйвер – это программа, которая обрабатывает запрос какой-то функции специфично для СУБД (может модифицировать запросы в соответствии с СУБД) и возвращает результат приложению. Каждая СУБД, поддерживающая технологию ODBC, должна предоставить разработчикам приложений драйвер для этой СУБД.

4. Источник данных содержит управляющую информацию, задаваемую пользователем, информацию об источнике данных и используется для доступа к конкретной СУБД. При этом используются средства ОС и сетевой платформы.

Динамическая модель

Эта модель предполагает много аспектов, для представления которых на языке UML используется как минимум 5 диаграмм см. пп. 2.04.2- 2.04.5.

Рассмотрим аспект управления. Модель управления дополняет структурные модели.

Каким бы образом не была описана структура системы, она состоит из набора структурных единиц (функций или объектов). Чтобы они функционировали как единое целое, ими надо управлять, а информация по управлению отсутствует в статических диаграммах. В моделях управления проектируется поток управления между системами.

Можно выделить два основных типа управления в программных системах.

1. Централизованное управление.

2. Управление, основанное на событиях.

Централизованное управление может быть:

· Иерархическим - по принципу «вызов-возврат» (именно так чаще всего работает учебные программы)

· Модель диспетчера , которая применяется для параллельных систем.

В модели диспетчера предполагается, что один из компонентов системы – диспетчер. Он управляет как запуском, так и завершением систем и координацией остальных процессов системы. Процессы могут работать параллельно друг другу. Под процессом понимается программа, подсистема или процедура, которая работает на данный момент. Эта модель может применяться также в последовательных системах, где управляющая программа вызывает отдельные подсистемы в зависимости от каких-то переменных состояния (через оператор case ).

Управление событиями предполагает отсутствие какой-либо подпрограммы ответственной за управление. Управление осуществляется внешними событиями: нажатие клавиши мыши, нажатие клавиатуры, изменения показания датчиков, изменения показания таймера ит.д. Каждое внешнее событие кодируется и помещается в очередь событий. Если реакция на событие в очереди предусмотрена, то вызывается та процедура (подпрограмма), которая и осуществляет реакцию на это событие. События, на которые реагирует система, могут происходить либо в других подсистемах, либо во внешнем окружении системы.

Примером такого управления является организация приложений в ОС Windows.

Все описанные ранее структурной модели можно реализовать с помощью централизованного управления или управления, основанного на событиях.

Пользовательский интерфейс

При разработки модели интерфейса следует учитывать не только задачи проектируемого ПО, но и особенности мозга, связанные с восприятием информации.

III.03.4. a Психофизические особенности человека, связанные с восприятием и обработкой информации.

Часть мозга, которую условно можно назвать процессором восприятия, постоянно, без участия сознания, перерабатывает поступающую информацию, сравнивает ее с прошлым опытом и помещает ее в хранилище.

Когда зрительный образ привлекает наше внимание, тогда интересующая нас информация поступает краткосрочную память. Если же наше внимание не было привлечено, то информация в хранилище пропадает, замещаясь следующими порциями.

В каждый момент времени фокус внимания может фиксироваться в одной точке, поэтому если возникает необходимость одновременного отслеживания нескольких ситуаций, то фокус перемещается с одного отслеживаемого объекта на другой. При этом внимание рассредоточивается, и какие-то детали могут быть упущены. Существенно и то, что восприятие во многом основано на мотивации.

При смене кадра мозг на некоторое время блокируется: он осваивает новую картинку, выделяя наиболее существенные детали. Это значит, что если необходима быстрая реакция пользователя, то резко менять картинки не стоит.

Краткосрочная память - самое узкое место в системе обработки информации человека. Ее емкость равна 7±2 несвязанных объекта. Невостребованная информация хранится в ней не более 30 секунд. Чтобы не забыть какую-нибудь важную для нас информацию, мы обычно повторяем ее про себя, обновляя информацию в краткосрочной памяти. Таким образом, при проектировании интерфейсов следует иметь в виду, что подавляющему большинству сложно, например, запомнить и ввести на другом экране числа, содержащие более пяти цифр.

Несмотря на то, что емкость и время хранения долгосрочной памяти неограниченны, доступ к информации весьма непрост. Механизм извлечения информации из долгосрочной памяти имеет ассоциативный характер. Для улучшения запоминания информации ее привязывают тем данным, которые память уже хранит и позволяет легко получить. Поскольку доступ к долгосрочной памяти затруднен, целесообразно рассчитывать не на то, что пользователь вспомнит информацию, а на то, что пользователь узнает ее.

III.03.4. b Основные критерии оценки интерфейсов

Многочисленные опросы и обследования, проводимые ведущими фирмами по разработке программного обеспечения, показали, что пользователи ценят в интерфейсе:

1)простоту освоения и запоминания - конкретно оценивают время освоения и продолжительность сохранения информации и памяти;

2)скорость достижения результатов при использовании системы, которая определяется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и настроек;

3)субъективную удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство работы, утомляемость и т. д.).

Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически и выполняющих сравнительно несложные задачи - первый и третий.

С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристиками для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов - интерфейсы прямого манипулирования. Давно замечено, что при выполнении операции копирования файлов при прочих равных условиях большинство профессионалов используют оболочки типа Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объектов» Windows.

III.03.4. c Типы интерфейсов пользователя

Различают следующие типы пользовательских интерфейсов:

Примитивные

Со свободной навигацией

Прямого манипулирования.

Интерфейс примитивный

Примитивным называется интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем и используется в консольном режиме. Единственное отклонение от последовательного процесса, который обеспечивается данными, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных.

Интерфейс Меню.

В отличие от примитивного интерфейса, позволяет пользователю выбирать операцию из специального списка, выводимого ему программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователями. Древовидная организация меню предполагает, что поиск пункта более чем двух уровневого меню оказывается довольно сложной задачей.

  • Поль М. Дюваль, Стивен М. Матиас III, Эндрю Гловер. Построение программного обеспечения при каждом изменении (Документ)
  • Соловьев В.И. Стратегия и тактика конкуренции на рынке программного обеспечения (Документ)
  • Описание - Технологии создания и методика оценки программного обеспечения (Документ)
  • Канер Сэм, Фолк Джек, Нгуен Кек Енг. Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений (Документ)
  • Тамре Луиза. Введение в тестирование программного обеспечения (Документ)
  • Ответы к ГОСам по АСУ в 2009 году (Шпаргалка)
  • Стандарты по единой системе программной документации (Стандарт)
  • n1.doc

    11. Архитектура распределенных систем

    Цели
    Цель настоящей главы – изучение архитектуры распределенных программных систем. Прочитав эту главу, вы должны:


    • знать основные преимущества и недостатки распределенных систем;

    • иметь представление о различных подходах, используемых при разработке архитектур клиент/сервер;

    • понимать различия между архитектурой клиент/сервер и архитектурой распределенных объектов;

    • знать концепцию брокера запросов к объектам и принципы, реализованные в стандартах CORBA.

    В настоящее время практически все большие программные системы являются распределенными. Распределенной называется такая система, в которой обработка информации сосредоточена не на одной вычислительной машине, а распределена между несколькими компьютерами. При проектировании распределенных систем, которое имеет много общего с проектированием любого другого ПО, все же следует учитывать ряд специфических особенностей. Некоторые из них уже упоминалось во введении к главе 10 при рассмотрении архитектуры клиент/сервер, здесь они обсуждаются более подробно.

    Поскольку в наши дни распределенные системы получили широкое распространение, разработчики ПО должны быть знакомы с особенностями их проектирования. До недавнего времени все большие системы в основном являлись централизованными, которые запускались на одной главной вычислительной машине (мэйнфрейме) с подключенными к ней терминалами. Терминалы практически не занимались обработкой информации – все вычисления выполнялись на главной машине. Разработчикам таких систем не приходилось задумываться о проблемах распределенных вычислений.

    Все современные программные системы можно разделить на три больших класса.
    1. Прикладные программные системы, предназначенные для работы только на одном персональном компьютере или рабочей станции. К ним относятся текстовые процессоры, электронные таблицы, графические системы и т.п.

    2. Встроенные системы, предназначенные для работы на одном процессоре либо на интегрированной группе процессоров. К ним относятся системы управления бытовыми устройствами, различными приборами и др.

    3. Распределенные системы, в которых программное обеспечение выполняется на слабо интегрированной группе параллельно работающих процессоров, связанных через сеть. К ним относятся системы банкоматов, принадлежащих какому-либо банку, издательские системы, системы ПО коллективного пользования и др.
    В настоящее время между перечисленными классами программных систем существуют четкие границы, которые в дальнейшем будут все более стираться. Со временем, когда высокоскоростные беспроводные сети станут широкодоступными, появится возможность динамически интегрировать устройства со встроенными программными системами, например электронные органайзеры с более общими системами.

    В книге выделено шесть основных характеристик распределенных систем.
    1. Совместное использование ресурсов. Распределенные системы допускают совместное использование аппаратных и программных ресурсов, например жестких дисков, принтеров, файлов, компиляторов и т.п., связанных посредством сети. Очевидно, что разделение ресурсов возможно также в многопользовательских системах, однако в этом случае за предоставление ресурсов и их управление должен отвечать центральный компьютер.

    2. Открытость. Это возможность расширять систему путем добавления новых ресурсов. Распределенные системы – это открытые системы, к которым подключают аппаратное и программное обеспечение от разных производителей.

    3. Параллельность. В распределенных системах несколько процессов могут одновременно выполняться на разных компьютерах в сети. Эти процессы могут (но не обязательно) взаимодействовать друг с другом во время их выполнения.

    4. Масштабируемость. В принципе все распределенные системы являются масштабируемыми: чтобы система соответствовала новым требованиям, ее можно наращивать посредством добавления новых вычислительных ресурсов. Но на практике наращивание может ограничиваться сетью, объединяющей отдельные компьютеры системы. Если подключить много новых машин, пропускная способность сети может оказаться недостаточной.

    5. Отказоустойчивость. Наличие нескольких компьютеров и возможность дублирования информации означает, что распределенные системы устойчивы к определенным аппаратным и программным ошибкам (см. главу 18). Большинство распределенных систем в случае ошибки, как правило, могут поддерживать хотя бы частичную функциональность. Полный сбой в работе системы происходит только в случае сетевых ошибок.

    6. Прозрачность. Это свойство означает, что пользователям предоставлен полностью прозрачный доступ к ресурсам и в то же время от них скрыта информация о распределении ресурсов в системе. Однако во многих случаях конкретные знания об организации системы помогают пользователю лучше использовать ресурсы.
    Разумеется, распределенным системам присущ ряд недостатков.

    Сложность. Распределенные системы сложнее централизованных. Намного труднее понять и оценить свойства распределенных систем в целом, а также тестировать эти системы. Например, здесь производительность системы зависит не от скорости работы одного процессора, а от полосы пропускания сети и скорости работы разных процессоров. Перемещая ресурсы из одной части системы в другую, можно радикально повлиять на производительность системы.

    Безопасность. Обычно доступ к системе можно получить с нескольких разных машин, сообщения в сети могут просматриваться или перехватываться. Поэтому, в распределенной системе намного сложнее поддерживать безопасность.

    Управляемость. Система может состоять из разнотипных компьютеров, на которых могут быть установлены разные версии операционных систем. Ошибки на одной машине могут распространиться на другие машины с непредсказуемыми последствиями. Поэтому требуется значительно больше усилий, чтобы управлять и поддерживать систему в рабочем состоянии.

    Непредсказуемость. Как известно всем пользователям Web-сети, реакция распределенных систем на определенные события непредсказуема и зависит от полной загрузки системы, ее организации и сетевой нагрузки. Так как все эти параметры могут постоянно меняться, время, затраченное на выполнение запроса пользователя, в тот или иной момент может существенно различаться.
    При обсуждении преимуществ и недостатков распределенных систем в книге определяется ряд критических проблем проектирования таких систем (табл. 11.1). В этой главе основное внимание уделяется архитектуре распределенного ПО, так как я полагаю, что при разработке программных продуктов наиболее значимым является именно этот момент. Если вас интересуют другие темы, обратитесь к специализированным книгам по распределенным системам.
    Таблица 11.1. Проблемы проектирования распределенных систем


    Проблема проектирования

    Описание

    Идентификация ресурсов

    Ресурсы в распределенной системе располагаются на разных компьютерах, поэтому систему имен ресурсов следует продумать так, чтобы пользователи могли без труда открывать необходимые им ресурсы и ссылаться на них. Примером может служить система унифицированного указателя ресурсов URL, которая определяет адреса Web-страниц. Без легковоспринимаемой и универсальной системы идентификации большая часть ресурсов окажется недоступной пользователям системы

    Коммуникации

    Универсальная работоспособность Internet и эффективная реализация протоколов TCP/IP в Internet для большинства распределенных систем служат примером наиболее эффективного способа организации взаимодействия между компьютерами. Однако там, где на производительность, надежность и прочее накладываются специальные требования, можно воспользоваться альтернативными способами системных коммуникаций

    Качество системного сервиса

    Качество сервиса, предлагаемое системой, отражает ее производительность, работоспособность и надежность. На качество сервиса влияет целый ряд факторов: распределение системных процессов, распределение ресурсов, системные и сетевые аппаратные средства и возможности адаптации системы

    Архитектура программного обеспечения

    Архитектура программного обеспечения описывает распределение системных функций по компонентам системы, а также распределение этих компонентов по процессорам. Если необходимо поддерживать высокое качество системного сервиса, выбор правильной архитектуры оказывается решающим фактором

    Задача разработчиков распределенных систем – спроектировать программное или аппаратное обеспечение так, чтобы предоставить все необходимые характеристики распределенной системы. А для этого требуется знать преимущества и недостатки различных архитектур распределенных систем. Здесь выделяется два родственных типа архитектур распределенных систем.
    1. Архитектура клиент/сервер. В этой модели систему можно представить как набор сервисов, предоставляемых серверами клиентам. В таких системах серверы и клиенты значительно отличаются друг от друга.

    2. Архитектура распределенных объектов. В этом случае между серверами и клиентами нет различий и систему можно представить как набор взаимодействующих объектов, местоположение которых не имеет особого значения. Между поставщиком сервисов и их пользователями не существует различий.
    В распределенной системе разные системные компоненты могут быть реализованы на разных языках программирования и выполняться на разных типах процессоров. Модели данных, представление информации и протоколы взаимодействия – все это не обязательно будет однотипным в распределенной системе. Следовательно, для распределенных систем необходимо такое программное обеспечение, которое могло бы управлять этими разнотипными частями и гарантировать взаимодействие и обмен данными между ними. Промежуточное программное обеспечение относится именно к такому классу ПО. Оно находится как бы посередине между разными частями распределенных компонентов системы.

    В статье описаны различные типы промежуточного ПО, которое может поддерживать распределенные вычисления. Как правило, такое ПО составляется из готовых компонентов и не требует от разработчиков специальных доработок. В качестве примеров промежуточного ПО можно привести программы управления взаимодействием с базами данных, менеджеры транзакций, преобразователи данных, коммуникационные инспекторы и др. Далее в главе будет описана структура распределенных систем как класс промежуточного ПО.

    Распределенные системы обычно разрабатываются на основе объектно-ориентированного подхода. Эти системы создаются из слабо интегрированных частей, каждая из которых может непосредственно взаимодействовать как с пользователем, так и с другими частями системы. Эти части по возможности должны реагировать на независимые события. Программные объекты, построенные на основе таких принципов, являются естественными компонентами распределенных систем. Если вы еще не знакомы с концепцией объектов, рекомендую сначала прочитать главу 12, а затем вновь вернуться к данной главе.

    11.1. Многопроцессорная архитектура

    Самой простой распределенной системой является многопроцессорная система. Она состоит из множества различных процессов, которые могут (но не обязательно) выполняться на разных процессорах. Данная модель часто используется в больших системах реального времени. Как вы узнаете из главы 13, эти системы собирают информацию, принимают на ее основе решения и отправляют сигналы исполнительному механизму, который изменяет системное окружение. В принципе все процессы, связанные со сбором информации, принятием решений и управлением исполнительным механизмом, могут выполняться на одном процессоре под управлением планировщика заданий. Использование нескольких процессоров повышает производительность системы и ее способность к восстановлению. Распределение процессов между процессорами может переопределяться (присуще критическим системам) или же находиться под управлением диспетчера процессов.

    На рис. 11.1 показан пример системы такого типа. Это упрощенная модель системы управления транспортным потоком. Группа распределенных датчиков собирает информацию о величине потока. Собранные данные перед отправкой в диспетчерскую обрабатываются на месте. На основании полученной информации операторы принимают решения и управляют светофорами. В этом примере для управления датчиками, диспетчерской и светофорами имеются отдельные логические процессы. Это могут быть как отдельные процессы, так и группа процессов. В нашем примере они выполняются на разных процессорах.

    Рис. 11.1. Многопроцессорная система управления движением транспорта
    Системы ПО, одновременно выполняющие множество процессов, не обязательно являются распределенными. Если в системе более одного процессора, реализовать распределение процессов не представляет труда. Однако при создании многопроцессорных программных систем не обязательно отталкиваться только от распределенных систем. При проектировании систем такого типа, по существу, используется тот же подход, что и при проектировании систем реального времени, которые рассматриваются в главе 13.

    11.2. Архитектура клиент/сервер

    В главе 10 уже рассматривалась концепция клиент/сервер. В архитектуре клиент/сервер программное приложение моделируется как набор сервисов, предоставляемых серверами, и множество клиентов, использующих эти сервисы . Клиенты должны знать о доступных (имеющихся) серверах, хотя могут и не иметь представления о существовании других клиентов. Как видно из рис. 11.2, на котором представлена схема распределенной архитектуры клиент/сервер, клиенты и серверы представляют разные процессы.


    Рис. 11.2. Система клиент/сервер
    В системе между процессами и процессорами не обязательно должно соблюдаться отношение "один к одному". На рис. 11.3 показана физическая архитектура системы, которая состоит из шести клиентских машин и двух серверов. На них запускаются клиентские и серверные процессы, изображенные на рис. 11.2. В общем случае, говоря о клиентах и серверах, я подразумеваю скорее логические процессы, чем физические машины, на которых выполняются эти процессы.

    Архитектура системы клиент/сервер должна отражать логическую структуру разрабатываемого программного приложения. На рис. 11.4 предлагается еще один взгляд на программное приложение, структурированное в виде трех уровней. Уровень представления обеспечивает информацию для пользователей и взаимодействие с ними. Уровень выполнения приложения реализует логику работы приложения. На уровне управления данными выполняются все операции с базами данных. В централизованных системах между этими уровнями нет четкого разделения. Однако при проектировании распределенных систем необходимо разделять эти уровни, чтобы затем расположить каждый уровень на разных компьютерах.

    Самой простой архитектурой клиент/сервер является двухуровневая, в которой приложение состоит из сервера (или множества идентичных серверов) и группы клиентов. Существует два вида такой архитектуры (рис. 11.5).
    1. Модель тонкого клиента. В этой модели вся работа приложения и управление данными выполняются на сервере. На клиентской машине запускается только ПО уровня представления.

    2. Модель толстого клиента. В этой модели сервер только управляет данными. На клиентской машине реализована работа приложения и взаимодействие с пользователем системы.


    Рис. 11.3. Компьютеры в сети клиент/сервер

    Рис. 11.4. Уровни программного приложения
    Тонкий клиент двухуровневой архитектуры – самый простой способ перевода существующих централизованных систем (см. главу 26) в архитектуру клиент/сервер. Пользовательский интерфейс в этих системах "переселяется" на персональный компьютер, а само программное приложение выполняет функции сервера, т.е. выполняет все процессы приложения и управляет данными. Модель тонкого клиента можно также реализовать там, где клиенты представляют собой обычные сетевые устройства, а не персональные компьютеры или рабочие станции. Сетевые устройства запускают Internet-броузер и пользовательский интерфейс, реализованный внутри системы.


    Рис. 11.5. Модели тонкого и толстого клиентов
    Главный недостаток модели тонкого клиента – большая загруженность сервера и сети. Все вычисления выполняются на сервере, а это может привести к значительному сетевому трафику между клиентом и сервером. В современных компьютерах достаточно вычислительной мощности, но она практически не используется в модели тонкого клиента банка.

    Напротив, модель толстого клиента использует вычислительную мощность локальных машин: и уровень выполнения приложения, и уровень представления помещаются на клиентский компьютер. Сервер здесь, по существу, является сервером транзакций, который управляет всеми транзакциями баз данных. Примером архитектуры такого типа могут служить системы банкоматов, в которых банкомат является клиентом, а сервер – центральным компьютером, обслуживающим базу данных по расчетам с клиентами.

    На рис. 11.6 показана сетевая система банкоматов. Заметим, что банкоматы связаны с базой данных расчетов не напрямую, а через монитор телеобработки. Этот монитор является промежуточным звеном, которое взаимодействует с удаленными клиентами и организует запросы клиентов в последовательность транзакций для работы с базой данных. Использование последовательных транзакций при возникновении сбоев позволяет системе восстановиться без потери данных.


    Рис. 11.6. Система клиент/сервер для сети банкоматов
    Поскольку в модели толстого клиента выполнение программного приложения организовано более эффективно, чем в модели тонкого клиента, управлять такой системой сложнее. Здесь функции приложения распределены между множеством разных машин. Необходимость замены приложения приводит к его повторной инсталляции на всех клиентских компьютерах, что требует больших расходов, если в системе сотни клиентов.

    Появление языка Java и загружаемых аплетов позволили разрабатывать модели клиент/сервер, которые находятся где-то посередине между моделями тонкого и толстого клиента. Часть программ, составляющих приложение, можно загружать на клиентской машине как аплеты Java и тем самым разгрузить сервер. Интерфейс пользователя строится посредством Web-броузера, который запускает аплеты Java. Однако Web-броузеры от различных производителей и даже различные версии Web-броузеров от одного производителя не всегда выполняются одинаково. Более ранние версии броузеров на старых машинах не всегда могут запустить аплеты Java. Следовательно, такой подход можно использовать только тогда, когда вы уверены, что у всех пользователей системы установлены броузеры, совместимые с Java.

    В двухуровневой модели клиент/сервер существенной проблемой является размещение на двух компьютерных системах трех логических уровней – представления, выполнения приложения и управления данными. Поэтому в данной модели часто возникают либо проблемы с масштабируемостью и производительностью, если выбрана модель тонкого клиента, либо проблемы, связанные с управлением системой, если используется модель толстого клиента. Чтобы избежать этих проблем, необходимо применить альтернативный подход – трехуровневую модель архитектуры клиент/сервер (рис. 11.7). В этой архитектуре уровням представления, выполнения приложения и управления данными соответствуют отдельные процессы.


    Рис. 11.7. Трехуровневая архитектура клиент/сервер
    Архитектура ПО, построенная по трехуровневой модели клиент/сервер, не требует, чтобы в сеть были объединены три компьютерных системы. На одном компьютере-сервере можно запустить и выполнение приложения, и управление данными как отдельные логические серверы. В то же время, если требования к системе возрастут, можно будет относительно просто разделить выполнение приложения и управление данными и выполнять их на разных процессорах.

    Банковскую систему, использующую Internet-сервисы, можно реализовать с помощью трехуровневой архитектуры клиент/сервер. База данных расчетов (обычно расположенная на главном компьютере) предоставляет сервисы управления данными, Web-сервер поддерживает сервисы приложения, например средства перевода денег, генерацию отчетов, оплату счетов и др. А компьютер пользователя с Internet-броузером является клиентом. Как показано на рис. 11.8, эта система масштабируема, так как в нее относительно просто добавить новые Web-серверы при увеличении количества клиентов.

    Использование трехуровневой архитектуры в этом примере позволило оптимизировать передачу данных между Web-сервером и сервером базы данных. Взаимодействие между этими системами не обязательно строить на стандартах Internet, можно использовать более быстрые коммуникационные протоколы низкого уровня. Обычно информацию от базы данных обрабатывает эффективное промежуточное ПО, которое поддерживает запросы к базе данных на языке структурированных запросов SQL.

    В некоторых случаях трехуровневую модель клиент/сервер можно перевести в многоуровневую, добавив в систему дополнительные серверы. Многоуровневые системы можно использовать и там, где приложениям необходимо иметь доступ к информации, находящейся в разных базах данных. В этом случае объединяющий сервер располагается между сервером, на котором выполняется приложение, и серверами баз данных. Объединяющий сервер собирает распределенные данные и представляет их в приложении таким образом, будто они находятся в одной базе данных.


    Рис. 11.8. Распределенная архитектура банковской системы с использованием Internet -сервисов
    Разработчики архитектур клиент/сервер, выбирая наиболее подходящую, должны учитывать ряд факторов. В табл. 11.2 перечислены различные случаи применения архитектуры клиент/сервер.
    Таблица 11.2. Применение разных типов архитектуры клиент/сервер


    Архитектура

    Приложения

    Двухуровневая архитектура тонкого клиента

    Наследуемые системы, в которых нецелесообразно разделять выполнение приложения и управления данными.

    Приложения с интенсивными вычислениями, например компиляторы, но с незначительным объемом управления данными.

    Приложения, в которых обрабатываются большие массивы данных (запросы), но с небольшим объемом вычислений в самом приложении

    Двухуровневая архитектура толстого клиента

    Приложения, где пользователю требуется интенсивная обработка данных (например, визуализация данных или большие объемы вычисления).

    Приложения с относительно постоянным набором функций на стороне пользователя, применяемых в среде с хорошо отлаженным системным управлением

    11.3. Архитектура распределенных объектов

    В модели клиент/сервер распределенной системы между клиентами и серверами существуют различия. Клиент запрашивает сервисы только у сервера, hq не у других клиентов; серверы могут функционировать как клиенты и запрашивать сервисы у других серверов, но не у клиентов; клиенты должны знать о сервисах, предоставляемых определенными серверами, и о том, как взаимодействуют эти серверы. Такая модель отлично подходит ко многим типам приложений, но в то же время ограничивает разработчиков системы, которые вынуждены решать, где предоставлять сервисы. Они также должны обеспечить поддержку масштабируемости и разработать средства включения клиентов в систему на распределенных серверах.

    Более общим подходом, применяемым в проектировании распределенных систем, является стирание различий между клиентом и сервером и проектирование архитектуры системы как архитектуры распределенных объектов. В этой архитектуре (рис. 11.9) основными компонентами системы являются объекты, предоставляющие набор сервисов через свои интерфейсы. Другие объекты вызывают эти сервисы, не делая различий между клиентом (пользователем сервиса) и сервером (поставщиком сервиса).


    Рис. 11.9. Архитектура распределенных объектов
    Объекты могут располагаться на разных компьютерах в сети и взаимодействовать посредством промежуточного ПО. По аналогии с системной шиной, которая позволяет подключать различные устройства и поддерживать взаимодействие между аппаратными средствами, промежуточное ПО можно рассматривать как шину программного обеспечения. Она предоставляет набор сервисов, позволяющий объектам взаимодействовать друг с другом, добавлять или удалять их из системы. Промежуточное ПО называют брокером запросов к объектам. Его задача – обеспечивать интерфейс между объектами. Брокеры запросов к объектам рассматриваются в разделе 11.4.

    Ниже перечислены основные преимущества модели архитектуры распределенных объектов.
    Разработчики системы могут не спешить с принятием решений относительно того, где и как будут предоставляться сервисы. Объекты, предоставляющие сервисы, могут выполняться в любом месте (узле) сети. Следовательно, различие между моделями толстого и тонкого клиентов становятся несущественными, так как нет необходимости заранее планировать размещение объектов для выполнения приложения.

    Системная архитектура достаточно открыта, что позволяет при необходимости добавлять в систему новые ресурсы. В следующем разделе отмечается, что стандарты программной шины постоянно совершенствуются, что позволяет объектам, написанным на разных языках программирования, взаимодействовать и предоставлять сервисы друг другу.

    Гибкость и масштабируемость системы. Для того чтобы справиться с системными нагрузками, можно создавать экземпляры системы с одинаковыми сервисами, которые будут предоставляться разными объектами или разными экземплярами (копиями) объектов. При увеличении нагрузки в систему можно добавить новые объекты, не прерывая при этом работу других ее объектов.

    Существует возможность динамически переконфигурировать систему посредством объектов, мигрирующих в сети по запросам. Объекты, предоставляющие сервисы, могут мигрировать на тот же процессор, что и объекты, запрашивающие сервисы, тем самым повышая производительность системы.
    В процессе проектирования систем архитектуру распределенных объектов можно использовать двояко.
    1. В виде логической модели, которая позволяет разработчикам структурировать и спланировать систему. В этом случае функциональность приложения описывается только в терминах и комбинациях сервисов. Затем разрабатываются способы предоставления сервисов с помощью нескольких распределенных объектов. На этом уровне, как правило, проектируют крупномодульные объекты, которые предоставляют сервисы, отражающие специфику конкретной области приложения. Например, в программу учета розничной торговли можно включить объекты, которые бы вели учет состояния запасов, отслеживали взаимодействие с клиентами, классифицировали товары и др.

    2. Как гибкий подход к реализации систем клиент/сервер. В этом случае логическая модель системы – это модель клиент/сервер, в которой клиенты и серверы реализованы как распределенные объекты, взаимодействующие посредством программной шины. При таком подходе легко заменить систему, например двухуровневую на многоуровневую. В этом случае ни сервер, ни клиент не могут быть реализованы в одном объекте, однако могут состоять из множества небольших объектов, каждый из которых предоставляет определенный сервис.
    Примером системы, которой подходит архитектура распределенных объектов, может служить система обработки данных, хранящихся в разных базах данных (рис. 11.10). В этом примере любую базу данных можно представить как объект с интерфейсом, предоставляющим доступ к данным "только чтение". Каждый из объектов-интеграторов занимается определенными типами зависимостей между данными, собирая информацию из баз данных, чтобы попытаться проследить эти зависимости.

    Объекты-визуализаторы взаимодействуют с объектами-интеграторами для представления данных в графическом виде либо для составления отчетов по анализируемым данным. Способы представление графической информации рассматриваются в главе 15.


    Рис. 11.10. Архитектура распределенной системы обработки данных
    Для такого типа приложений архитектура распределенных объектов подходит больше, чем архитектура клиент/сервер, по трем причинам.
    1. В этих системах (в отличие, например, от системы банкоматов) нет одного поставщика сервиса, на котором были бы сосредоточены все сервисы управления данными.

    2. Можно увеличивать количество доступных баз данных, не прерывая работу системы, поскольку каждая база данных представляет собой просто объект. Эти объекты поддерживают упрощенный интерфейс, который управляет доступом к данным. Доступные базы данных можно разместить на разных машинах.

    3. Посредством добавления новых объектов-интеграторов можно отслеживать новые типы зависимостей между данными.
    Главным недостатком архитектур распределенных объектов является то, что их сложнее проектировать, чем системы клиент/сервер. Оказывается, что системы клиент/сервер предоставляют более естественный подход к созданию распределенных систем. В нем отражаются взаимоотношения между людьми, при которых одни люди пользуются услугами других людей, специализирующихся на предоставлении конкретных услуг. Намного труднее разработать систему в соответствии с архитектурой распределенных объектов, поскольку индустрия создания ПО пока еще не накопила достаточного опыта в проектировании и разработке крупномодульных объектов.

    11.4. CORBA

    Как уже отмечалось в предыдущем разделе, при реализации архитектуры распределенных объектов необходимо промежуточное программное обеспечение (брокеры запросов к объектам), организующее взаимодействие между распределенными объектами. Здесь могут возникнуть определенные проблемы, поскольку объекты в системе могут быть реализованы на разных языках программирования, могут запускаться на разных платформах и их имена не должны быть известны всем другим объектам системы. Поэтому промежуточное ПО должно выполнять большую работу для того, чтобы поддерживалось постоянное взаимодействие объектов.

    В настоящий момент для поддержки распределенных объектных вычислений существует два основных стандарта промежуточного ПО.
    1. CORBA (Common Object Request Broker Architecture– архитектура брокеров запросов к общим объектам). Это набор стандартов для промежуточного ПО, разработанный группой OMG (Object Management Group – группа по управлению объектами). OMG является консорциумом фирм-производителей программного и аппаратного обеспечения, в числе которых такие компании, как Sun, Hewlett-Packard и IBM. Стандарты CORBA определяют общий машинонезависимый подход к распределенным объектным вычислениям. Разными производителями разработано множество реализаций этого стандарта. Стандарты CORBA поддерживаются операционной системой Unix и операционными системами от Microsoft.

    2. DCOM (Distributed Component Object Model – объектная модель распределенных компонентов). DCOM представляет собой стандарт, разработанный и реализованный компанией Microsoft и интегрированный в ее операционные системы. Данная модель распределенных вычислений менее универсальна, чем CORBA и предлагает более ограниченные возможности сетевых взаимодействий. В настоящий момент использование DCOM ограничивается операционными системами Microsoft.
    Здесь я решил уделить внимание технологии CORBA, поскольку она более универсальна. Кроме того, я считаю, что, вероятно, CORBA, DCOM и другие технологии, например RMI (Remote Method Invocation – вызов удаленного метода, технология построения распределенных приложений на языке Java), будут постепенно сближаться друг с другом и это сближение будет базироваться на стандартах CORBA. Поэтому нет необходимости в еще одном стандарте. Различные стандарты будут только помехой в дальнейшем развитии.

    Стандарты CORBA определены группой OMG, которая объединяет более 500 компаний, поддерживающих объектно-ориентированные разработки. Роль OMG – создание стандартов для объектно-ориентированных разработок, а не обеспечение конкретных реализаций этих стандартов. Эти стандарты находятся в свободном доступе на Web-узле OMG. Группа занимается не только стандартами CORBA, но также определяет широкий диапазон других стандартов, включая язык моделирования UML.

    Представление распределенных приложений в рамках CORBA показано на рис. 11.11. Это упрощенная схема архитектуры управления объектами, взятая из статьи . Предполагается, что распределенное приложение должно состоять из перечисленных ниже компонентов.
    1. Объекты приложения, которые созданы и разработаны для данного программного продукта.

    2. Стандартные объекты, которые определены группой OMG для специфических задач. Во время написания книги множество специалистов занимались разработкой стандартов объектов в области финансирования, страхования, электронной коммерции, здравоохранения и многих других.

    3. Основные сервисы CORBA, поддерживающие базовые сервисы распределенных вычислений, например каталоги, управление защитой и др.

    4. Горизонтальные средства CORBA, например пользовательские интерфейсы, средства управления системой и т.п. Под горизонтальными подразумеваются средства, общие для многих приложений.


    Рис. 11.11. Структура распределенного приложения, основанного на стандартах CORBA
    Стандарты CORBA описывают четыре основных элемента.
    1. Модель объектов, в которой объект CORBA инкапсулирует состояния посредством четкого описания на языке IDL (Interface Definition Language – язык описания интерфейсов).

    2. Брокер запросов к объектам (Object Request Broker– ORB), который управляет запросами к сервисам объектов. ORB размещает объекты, предоставляющие сервисы, подготавливает их к получению запросов, передает запрос к сервису и возвращает результаты объекту, сделавшему запрос.

    3. Совокупность сервисов объектов, которые являются основными сервисами, и необходимы во многих распределенных приложениях. Примерами могут быть службы каталогов, сервисы транзакций и сервисы поддержки временных объектов.

    4. Совокупность общих компонентов, построенных на верхнем уровне основных сервисов. Они могут быть как вертикальными, отражающими специфику конкретной области, так и горизонтальными универсальными компонентами, используемыми во многих программных приложениях. Эти компоненты рассматриваются в главе 14.
    В модели CORBA объект инкапсулирует атрибуты и сервисы как обычный объект. Вместе с тем в объектах CORBA еще должно содержаться определение различных интерфейсов, описывающих глобальные атрибуты и операции объекта. Интерфейсы объектов CORBA определяются на стандартном универсальном языке описания интерфейсов IDL. Если один объект запрашивает сервисы, предоставляемые другими объектами, он получает доступ к этим сервисам через IDL-интерфейс. Объекты CORBA имеют уникальный идентификатор, называемый IOR (Interoperable Object Reference – ссылка на взаимодействующий объект). Когда один объект отправляет запросы к сервису, предоставляемому другим объектом, используется идентификатор IOR.

    Брокеру запросов к объектам известны объекты, запрашивающие сервисы и их интерфейсы. Он организует взаимодействие между объектами. Взаимодействующим объектам не требуется что-либо знать о размещении других объектов, а также об их реализации. Так как интерфейс IDL отделяет объекты от брокера, реализацию объектов можно изменять, не затрагивая другие компоненты системы.

    На рис. 11.12 показано, как объекты ol и о2 взаимодействуют посредством брокера запросов к объектам. Вызывающий объект (ol) связан с заглушкой (stub) IDL, которая определяет интерфейс объекта, предоставляющего сервис. Конструктор объекта ol при запросе к сервису внедряет вызовы в заглушку своей реализации объекта. Язык IDL является расширением C++, поэтому, если вы программируете на языках C++, С или Java, получить доступ к заглушке совсем просто. Перевод описания интерфейса объекта на IDL также возможен и для других языков, например Ada или COBOL. Но в этих случаях необходима соответствующая инструментальная поддержка.

    Рис. 11.12. Взаимодействие объектов посредством брокера запросов к объектам
    Объект, предоставляющий сервис, связан с остовом (skeleton) IDL, который связывает интерфейс с реализацией сервисов. Иными словами, когда сервис вызывается через интерфейс, остов IDL транслирует вызов к сервису независимо от того, какой язык использовался в реализации. После завершения метода или процедуры остов транслирует результаты в язык IDL, так что они становятся доступными вызывающему объекту. Если объект одновременно предоставляет сервисы другим объектам или использует сервисы, которые предоставлены еще где-то, ему требуются и остов IDL, и заглушка IDL. Последняя необходима всем используемым объектам.

    Брокер запросов к объектам обычно реализуется не в виде отдельных процессов, а как каркас (см. главу 14), который связан с реализацией объектов. Поэтому в распределенной системе каждый компьютер, на котором работают объекты, должен иметь собственный брокер запросов к объектам, который будет обрабатывать все локальные вызовы объектов. Но если запрос сделан к сервису, который предоставлен удаленным объектом, требуется взаимодействие между брокерами.

    Такая ситуация проиллюстрирована на рис. 11.13. В данном примере, если объект ol или о2 отправляет запросы к сервисам, предоставляемым объектами о3 или о4, то необходимо взаимодействие связанных с этими объектами брокеров. Стандарты CORBA поддерживают взаимодействие "брокер-брокер", которое обеспечивает брокерам доступ к описаниям интерфейсов IDL, и предлагают разработанный группой OMG стандарт обобщенного протокола взаимодействия брокеров GIOP (Generic Inter-ORB Protocol). Данный протокол определяет стандартные сообщения, которыми могут обмениваться брокеры при выполнении вызовов удаленного объекта и передаче информации. В сочетании с протоколом Internet низкого уровня TCP/IP этот протокол позволяет брокерам взаимодействовать через Internet.

    Первые варианты CORBA были разработаны еще в 1980-х годах. Ранние версии CORBA просто были связаны с поддержкой распределенных объектов. Однако со временем стандарты развивались, становились более расширенными. Подобно механизмам взаимодействия распределенных объектов, стандарты CORBA сейчас определяют некоторые стандартные сервисы, которые можно использовать для поддержки объектно-ориентированных приложений.


    Рис. 11.13. Взаимодействие между брокерами запросов к объектам
    Сервисы CORBA являются средствами, которые необходимы во многих распределенных системах. Эти стандарты определяют примерно 15 общих служб (сервисов). Вот некоторые из них.
    1. Служба имен, которая позволяет объектам находить другие объекты в сети и ссылаться на них. Служба имен является сервисом каталогов, который присваивает имена объектам. При необходимости объекты через эту службу могут находить идентификаторы IOR других объектов.

    2. Служба регистрации, которая позволяет объектам регистрировать другие объекты после совершения некоторых событий. С помощью этой службы объекты можно регистрировать по их участию в определенном событии, а когда данное событие уже произошло, оно автоматически регистрируется сервисом.

    3. Служба транзакций, которая поддерживает элементарные транзакции и откат назад в случае ошибок или сбоев. Эта служба является отказоустойчивым средством (см. главу 18), обеспечивающим восстановление в случае ошибок во время операции обновления. Если действия по обновлению объекта приведут к ошибкам или сбою системы, данный объект всегда можно вернуть назад к тому состоянию, которое было перед началом обновления.
    Считается, что стандарты CORBA должны содержать определения интерфейсов для широкого диапазона компонентов, которые могут использоваться при построении распределенных приложений. Эти компоненты могут быть вертикальными или горизонтальными. Вертикальные компоненты разрабатываются специально для конкретных приложений. Как уже отмечалось, разработкой определений этих компонентов занято множество специалистов из различных сфер деятельности. Горизонтальные компоненты универсальны, например компоненты пользовательского интерфейса.

    Во время написания этой книги спецификации компонентов были уже разработаны, но еще не согласованы. С моей точки зрения, вероятно, именно здесь наиболее слабое место стандартов CORBA, и, возможно, потребуется несколько лет, чтобы достичь того, что в наличии будут и спецификации, и реализации компонентов.
    КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
    Все большие системы в той или иной степени являются распределенными, в которых программные компоненты выполняются на интегрированной в сеть группе процессоров.

    Распределенным системам присущи следующие черты: использование ресурсов, открытость, параллельность, масштабируемость, устойчивость к ошибкам и прозрачность.

    Системы клиент/сервер являются распределенными. Такие системы моделируются как набор сервисов, предоставляемых сервером клиентским процессам.

    В системе клиент/сервер интерфейс пользователя на стороне клиента, а управление данными всегда поддерживается на разделяемом сервере. Функции приложения могут быть реализованы на клиентском компьютере или на сервере.

    В архитектуре распределенных объектов нет различий между клиентами и серверами. Объекты предоставляют основные сервисы, которые могут вызывать другие объекты. Такой же подход можно использовать в реализации систем клиент/сервер.

    В системах распределенных объектов должно быть промежуточное программное обеспечение, предназначенное для обработки взаимодействий между объектами, а также добавления или удаления объектов из системы. Концептуально промежуточное ПО можно представить как программную шину, к которой подключены объекты.

    Стандарты CORBA представляют собой набор стандартов для промежуточного ПО, поддерживающего архитектуру распределенных объектов. К ним относятся определения модели объектов, брокера запросов к объектам и общих сервисов. В настоящее время существует несколько реализаций стандартов CORBA.
    Упражнения
    11.1. Объясните, почему распределенные системы всегда более масштабируемы, чем централизованные. Какой вероятный предел масштабируемости программных систем?

    11.2. В чем основное отличие между моделями толстого и тонкого клиента в разработке систем клиент/сервер? Объясните, почему использование Java как языка реализации сглаживает различия между этими моделями?

    11.3. На основе модели приложения, изображенной на рис. 11.4, рассмотрите возможные проблемы, которые могут возникнуть при преобразовании системы 1980-х годов, реализованной на мейнфрейме и предназначенной для работы в сфере здравоохранения, в систему архитектуры клиент/сервер.

    11.4. Распределенные системы, базирующиеся на модели клиент/сервер, разрабатывались с 1980-х годов, но только недавно такие системы, основанные на распределенных объектах, были реализованы. Приведите три причины, почему так получилось.

    11.5. Объясните, почему использование распределенных объектов совместно с брокером запросов к объектам упрощает реализацию масштабируемых систем клиент/сервер. Проиллюстрируйте свой ответ примером.

    11.6. Каким образом используется язык IDL для поддержки взаимодействия между объектами, реализованными на разных языках программирования? Объясните, почему такой подход может вызвать проблемы, связанные с производительностью, если между языками, которые используются при реализации объектов, имеются радикальные различия.

    11.7. Какие базовые средства должен предоставлять брокер запросов к объектам?

    11.8. Можно показать, что разработка стандартов CORBA для горизонтальных и вертикальных компонентов ограничивает конкуренцию. Если они уже созданы и адаптированы, это препятствует разработке лучших компонентов более мелкими компаниями. Обсудите роль стандартизации в поддержке или ограничении конкуренции на рынке программного обеспечения.

    Распределенные АИС стали в настоящее время обыденной реальностью. В многочисленных корпоративных АИС используются распределенные базы данных. Отработаны методы распределения данных и управления распределенными данными, архитектурные подходы, обеспечивающие масштабируемость систем, реализующие принципы многозвенной архитектуры «клиент-сервер», а также архитектуры промежуточного слоя.

    Начинают применяться на практике мобильные архитектуры. Это относится как к системам баз данных, так и к приложениям Web.

    Возрождается подход к построению распределенных систем, основанный на одноранговой архитектуре (Peer-to-Peer), при котором, в отличие от доминирующей сегодня в распределенных системах архитектуры «клиент-сервер», роли взаимодействующих сторон в сети не фиксируются. Они назначаются в зависимости от ситуации в сети, от загруженности ее узлов.

    В связи с интенсивным развитием коммуникационных технологий активно развиваются мобильные АИС. Разработаны технические средства и программное обеспечение для их создания. Благодаря этому стали развиваться мобильные системы баз данных. Многие научные коллективы проводят исследования специфических особенностей таких систем, создают разнообразные их прототипы. Важным инструментом для разработки мобильного программного обеспечения стали технологии Java.

    Создан стандарт протокола беспроводного доступа приложений в Web (Wireless Application Protocol - WAP), который уже поддерживается некоторыми моделями сотовых телефонов. На основе WAP и языка XML консорциум W3C разработал язык разметки для беспроводных коммуникаций WML (Wireless Markup Language).

    В разработках АИС больше внимания стали уделять метаданным. Здесь предпринимаются шаги в двух направлениях - стандартизация представления метаданных и обеспечение их поддержки в системе.

    В АИС используются разнообразные способы и средства представления метаданных (различного рода репозитории метаданных). Отсутствие унификации в этой области значительно осложняет решение проблем мобильности приложений, повторного использования и интеграции информационных ресурсов и информационных технологий, а также реинжиниринга АИС.

    Для преодоления указанных трудностей активно ведутся разработки стандартов метаданных, ориентированных на различные информационные технологии. В этой области уже существует ряд международных, национальных и индустриальных стандартов, определяющих представление метаданных и обмен метаданными в АИС. Некоторые из них уже приобрели статус стандартов де-факто. Ограничимся здесь упоминанием лишь наиболее значимых из них.

    Вероятно, первым стандартом де-факто этой категории был язык описания данных CODASYL для баз данных сетевой структуры. Из более поздних стандартов следует назвать: стандарт языка запросов SQL для реляционных баз данных, содержащий определение так называемой информационной схемы - совокупности представлений схем реляционных баз данных; компонент стандарта объектных баз данных ODMG, описывающий интерфейсы репозитория объектных схем; международный стандарт IRDS (Information Resource Dictionary Systems), описывающий системы для создания и поддержки справочников информационных ресурсов организации.

    Далее следует упомянуть разработанный консорциумом OMG стандарт CWM (Common Warehouse Metamodel) представления метаданных хранилищ данных, основанный на ранее созданном для более широких целей стандарте OIM (Open Information Model) консорциума MDC (Meta Data Coalition).

    Новая технологическая платформа XML для Web также включает стандарты представления метаданных. Поддержка метаданных - это одно из важнейших нововведений Web, радикальным образом изменяющее технологии управления его информационными ресурсами. В то время как в технологиях баз данных поддержка метаданных была изначально необходимой, в Web первого поколения метаданные не поддерживались.

    К числу стандартов метаданных Web относится подмножество языка XML, используемое для описания логической структуры XML-документов некоторого типа. Это описание называется DTD (Document Type Definition). Кроме того, платформа XML включает стандарт XML Schema, предлагающий более развитые возможности для описания XML-документов. Стандарт RDF (Resource Definition Framework) определяет простой язык представления знаний для описания содержимого XML-документов. Наконец, разрабатываемый стандарт OWL (Ontology Web Language) определяет формальный язык описания онтологии, предназначенный для семантического Web.

    Стандарт языка UML (Unified Modeling Language), обеспечивающий представление метаданных инструментов CASE для визуального объектного анализа и проектирования, разработан консорциумом OMG. Этот язык поддерживается во многих программных продуктах CASE. Консорциум OMG создал также стандарт XMI (XML Metadata Interchange) для обмена метаданными между инструментами CASE, использующими язык UML.

    Следует упомянуть здесь также стандарт Дублинского ядра (Dublin Core - DC) - набора элементов метаданных для описания содержания документов различной природы. Этот стандарт быстро приобрел популярность и нашел, в частности, широкое применение в среде Web (см. разд. 3.3).

    Работы по развитию существующих и созданию новых стандартов представления метаданных для АИС продолжаются. Более подробные сведения о рассматриваемых стандартах можно найти в энциклопедии.

    Архитектурное проектирование связано с выбором стратегии решений и модуляризацией системы. Стратегия решения призвана разрешить проблемы, связанные с построением клиентской и серверной частей системы, а ПО промежуточного слоя (middleware) необ­ходимо для "склеивания" клиента и сервера. Решение по основным строительным блокам (модулям) только отчасти зависит от выбранной стратегии решения.

    Клиент и сервер - логические понятия. Клиент (client) - это вычислительный процесс, который осуществляет запросы к процессу сервера. Сервер (server) - это вы­числительный процесс, который обслуживает запросы сервера. Обычно процессы клиента и сервера выполняются на разных компьютерах, но вполне возможно реали­зовать систему клиент/сервер на одной машине.

    В типичном сценарии клиентский процесс отвечает за управление отображением информации на экране пользователя и за обработку событий, инициированных поль­зователями. Процесс сервера- это любой компьютерный узел с базой данных, из кото­рой данные могут быть запрошены клиентским процессом.

    Архитектуру клиент/сервер можно расширить для представления произвольной распределенной системы. Любой компьютерный узел с базой данных может играть роль клиента в одних деловых операциях, а сервер - в других операциях. Соединение подобных узлов с помощью сети связи дает начало архитектуре системы распределенной обработки, как показано на рис. 5.

    Рис. 5 Архитектура системы распределенной обработки

    В системе распределенной обработки клиент может осуществлять доступ к любому количеству серверов. Однако клиенту может быть разрешен доступ одновременно только к одному серверу. Это значит, что он может быть не в состоянии объединить данные от двух или более серверов баз данных в одном запросе. Если это возможно, то архитектура поддерживает систему распределенных баз данных.

    Трехзвенная архитектура

    Аналогично клиентскому и серверному процессу прикладной процесс представляет со­бой логическое понятие, которое может поддерживаться или не поддерживаться спе­циально выделенным для этой цели аппаратным обеспечением. Логика приложения может с равным успехом выполняться на клиентском или серверном узле, т.е. может быть встроена в клиентский или серверный процесс и реализована в виде библиотеки DLL (Dynamic Link Library- динамически компонуемая библиотека), API-интерфейса (Application Programming Interface - интерфейс прикладного программирования), RPC-вызовов (Remote Procedure Calls - удаленный вызов процедуры) и т.д.

    Если логика приложения скомпилирована с клиентом, говорят об архитектуре тол­стого клиента (thick client architecture) ("клиент на стероидах"). Если она скомпилирована с сервером, говорят об архитектуре тонкого клиента (thin client architecture) ("клиент" "кожа да кости"). Возможны также промежуточные архитектуры, в которых логика приложения частично скомпилирована с клиентом, а частично - с сервером. Логику приложения можно также развернуть на отдельных вычислительных узлах, как показано на рис. 6.

    Рис. 6 Трехзвенная архитектура

    Это трехзвенная архитектура в самом чистом виде. К ее лучшим сторонам отно­сятся высокая гибкость, расширяемость, независимость пользователя, готовность и низкая стоимость обновления. Однако подобная архитектура может отличаться высо­кой начальной стоимостью, а кроме того может испытывать некоторые проблемы с производительностью.

    Такой тип систем является более сложным с точки зрения организации системы. Суть распределенной системы заключается в том, чтобы хранить локальные копии важных данных .

    Схематически такую архитектуру можно представить, как показано на рис. 5.6.

    Рис. 5.6. Архитектура распределенных систем

    Более 95 % данных, используемых в управлении предприятием, могут быть размещены на одном персональном компьютере, обеспечив возможность его независимой работы. Поток исправлений и дополнений, создаваемый на этом компьютере, ничтожен по сравнению с объемом данных, используемых при этом. Поэтому если хранить непрерывно используемые данные на самих компьютерах, и организовать обмен между ними исправлениями и дополнениями к хранящимся данным, то суммарный передаваемый трафик резко снизится. Это позволяет понизить требования к каналам связи между компьютерами и чаще использовать асинхронную связь, и благодаря этому создавать надежно функционирующие распределенные информационные системы, использующие для связи отдельных элементов неустойчивую связь типа Интернета, мобильную связь, коммерческие спутниковые каналы. А минимизация трафика между элементами сделает вполне доступной стоимость эксплуатации такой связи. Конечно, реализация такой системы не элементарна, и требует решения ряда проблем, одна из которых своевременная синхронизация данных.

    Каждый АРМ независим, содержит только ту информацию, с которой должен работать, а актуальность данных во всей системе обеспечивается благодаря непрерывному обмену сообщениями с другими АРМами. Обмен сообщениями между АРМами может быть реализован различными способами, от отправки данных по электронной почте до передачи данных по сетям.

    Еще одним из преимуществ такой схемы эксплуатации и архитектуры системы, является обеспечение возможности персональной ответственности за сохранность данных. Так как данные, доступные на конкретном рабочем месте, находятся только на этом компьютере, при использовании средств шифрования и личных аппаратных ключей исключается доступ к данным посторонних, в том числе и IT администраторов.

    Такая архитектура системы также позволяет организовать распределенные вычисления между клиентскими машинами. Например, расчет какой-либо задачи, требующей больших вычислений, можно распределить между соседними АРМами благодаря тому, что они, как правило, обладают одной информацией в своих БД и, таким образом, добиться максимальной производительности системы.

    Распределенные системы с репликацией

    Данными между различными рабочими станциями и централизованным хранилищем данных, передаются репликацией (рис. 5.7). При вводе информации на рабочих станциях – данные также записываются в локальную базу данных, а лишь затем синхронизируются.

    Рис. 5.7. Архитектура распределенных систем с репликацией

    Распределенные системы с элементами удаленного исполнения

    Существуют определенные особенности, которые невозможно качественно реализовать на обычной распределенной системе репликативного типа. К этим особенностям можно отнести :

      использование данных из сущностей, которые хранятся на удаленном сервере (узле);

      использование данных из сущностей, хранящихся на разных серверах (узлах) частично;

      использование обособленного функционала, на выделенном сервере (узле).

    У каждого из описанных типов используется общий принцип: программа клиент или обращается к выделенному (удаленному) серверу непосредственно или обращается к локальной базе, которая инкапсулирует в себе обращение к удаленному серверу (рис. 5.8).

    Рис. 5.8. Архитектура распределенных систем с удаленным исполнением



    Рекомендуем почитать

    Наверх